Войти
Территория кровельщика
  • Печенье из молока на скорую руку
  • Панкейки от Энди Шефа: американский, японский и другие рецепты
  • Пирог с мясом и картошкой в духовке
  • Дарницкий хлеб в хлебопечке рецепт как в магазине Испечь дарницкий хлеб в хлебопечке
  • Тонкие блинчики с кипятком
  • Жареная картошка с баклажанами Жареная картошка с баклажанами рецепт
  • Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. Репродукция картины Сальвадор Дали - Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения Картина сон вызванный полетом пчелы

    Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. Репродукция картины Сальвадор Дали - Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения Картина сон вызванный полетом пчелы

    Масло/Холст (1944)

    Описание

    Она - несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка...

    Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины.

    Она - несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях - довершают это одномоментное сновидение, которое явно еще не успело нарушить покой спящей.

    Сальвадор Дали так писал о своей картине:
    Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы

    Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

    Сон, вызванный (или навеянный) полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения — наверное, одна из самых затасканных и известных картин Сальвадора Дали, наряду с . Я постарался разобрать по полочкам все символы, которые художник использовал в картине. Конечно, когда речь идет о Сальвадоре, сделать это доходчиво и понятно могут не только лишь все, мало кто может это сделать. Смысл и символизм некоторых картин, вроде лежит на поверхности, другие же понимал, наверное, только сам мэтр.

    Описание и значение картины Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг грана, за секунду до пробуждения»

    Если вы думаете, что мне нравится писать такие длинные заголовки — нет, мне не нравится, это все для гугла с яндексом. Ну не понимают они по другому. Слава богу теперь хоть тексты можно более-менее нормальные писать.

    Та самая. Холст, масло. 1944, музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

    Я вот скажу честно — пытаться описать картину Сальвадора, это как писать против ветра. И да, я мастер поэтичных и небанальных метафор. Если писал картины — ребусы, чтобы их пытались отгадать, то Дали задумывал полотна, как бурный выплеск подсознательного. Его работы невозможно понять полностью априори. Их можно только частично прочувствовать. Тем не менее, некоторый фрейдистский символизм, читается почти в каждой картине.

    Что сам Сальвадор Дали говорил о картине «Сон, навеянный полетом пчелы»?

    Целью было впервые изобразить открытие Фрейдом типичного сна с многословным повествованием, являющегося следствием мгновенного воздействия случайного события, которое и вызовет пробуждение. Подобно тому как падение штыка на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает ощущение укуса жалом, который разбудит Галу.

    Цитата бессовестно стырена из загнивающей бездуховной английской педивикии и бесстыдно переведена. За достоверность, правда, не ручаюсь, так как ссылка в педивикии битая и по переходу ничего кроме ошибки 404 не видно. Но похоже на мэтра, похоже. А даже если это не Дали, мэтр был бы доволен таким упоротым объяснением.

    Не, не, ребят, не пытайтесь это понять, серьезно. Мне это удалось только после получасовой масту… ой, медитации (привычка, извините). Как вы понимаете, картина мне гораздо ближе. Есть такая же цитата в русской педивикии, но там перевод неточный и потому вообще непонятно, зато, когда я прочитал ее на английском, наконец-то вкурил что к чему.

    Значение картины.

    Если верить этой цитате, то Сальвадор Дали попытался передать ощущение тревожно-тягостного сна, который возникает под воздействием внешних факторов за некоторое время до пробуждения. Ну, знаете, такой себе сон, когда вам снится что падаете в пропасть, а на деле — с кровати. И, несмотря на то, что падаете какую-то долю секунды, во сне кажется, что падение длится больше минуты.

    Есть также не слишком правдоподобная, но забавная версия, что, дескать, полотно — это отсылка к теории эволюции. Во первых, вся доступная информация говорит совсем другое, во вторых, не, господа, это на Сальвадорыча не похоже. Вот онанизм на Фрейда, сновидения, подсознательное и т.д. — это да, но не на теорию эволюции, это слишком скучно и научно для мэтра.

    В общем то, на этом достоверный смысл картины заканчиваете, все остальное догадки искусствоведов. Достоверный — это конечно, громко сказано, так как я уже говорил, что ссылка на видипекии ведет на несуществующую страницу, а больше я нигде этой цитаты не нашел (ну ладно, давайте будем честны, я не искал — мне было лень).

    Символы картины «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.

    Давайте по порядку, сначала — инвентаризация.

    На картине мы видим обнаженную женщину, над ней нависают штык и тигры выпрыгивающие из рыбы, которая, в свою очередь появляется из граната. На заднем плане слон — один из любимейших символов Сальвадора Дали, чуть ниже расскажу про его возможные истоки. Ну и на переднем — собственно гранат и пчела.

    • Гранат — либо символ Венеры, либо христианский символ плодородия. Ну те же яйца, как говорится. Или гранат — это просто гранат. Может Сальвадору просто нравились гранаты?
    • Штык — аллюзия (я надеюсь вы знаете что такое аллюзия, ребята?) на пчелиное жало, может символизировать пробуждение женщины от мирного сна.
    • Слон — аллюзия (нет я не могу сказать просто «намек», это не куртуазно) на статую Бернини «Слон и обелиск» — https://en.wikipedia.org/wiki/Elephant_and_Obelisk Статуя была сделана по заказу Папы римского (уж не помню какого). Слон намекает на историю Фрейда про сон с похоронами папы, который был вызван колокольным перезвоном.
    • Голая женщина символизирует женщину.
    • Тигры (это уже чисто моя догадка) — скорее всего ассоциация с жужжанием пчелы. Жужжание пчелы исказилось в сознании спящей женщины и превратилось в рычание тигра. Но это не точно.
    • Рыба — честно, понятия не имею. Судя по тому, что я не нашел никакой информации, искусствоведы — тоже.

    Кто модель на картине?

    Опять таки, если верить цитате, то модель на картине — это Гала. Я правда уже писал, что на Галу она похожа так же как Ким Чен Ын на хорошего правителя. Но фиг знает, может, Сальвадор Дали настолько идеализировал свою жену. Пусть у Галы и была хорошая фигура (в отличие от фейса), но не настолько же. К тому же, «Гала» на этой картине не похожа на Галу, изображенную на других полотнах. Мне кажется, все-таки, Дали использовал в качестве модели, какую-нибудь богемную посетительницу его безумных вечеринок, а потом сказал, что это Гала, лица то не видно. Ну, это уже досужие домыслы, кто знает.

    Картина была написана незадолго до окончания второй мировой войны в 1944 году (Сальвадорыч к тому моменту уже свалил в зогневающую Америку). Да, ребят, для тех, кто в танке — я орфографические ошибки специально делаю, это ирония типа (вот запятые — это да, это я просто не умею их ставить). Если вы сейчас задумались — неужели находятся такие не слишком одаренные люди, которые думают, что это не специально и исправляют меня. Так вот — они находятся.

    На данный момент «сон, вызванный полетом пчелы» находится в Музее Тиссена-Борнемисы. Кому интересно — ранее одна из самых больших галерей в частном владении, сейчас государственный художественный музей в Мадриде. Основателем был большой и влиятельный немецкий буржуй Генрих Тиссен-Борнемиса.

    Знаете, я когда сюда пишу про всяких художников и живопись, прям душа отдыхает. Это, конечно, не так прибыльно как писать про «пластиковые окна в Москве» (такой локальный мем вебмастеров — людей, которые пилят сайты, не обращайте внимания), но гораздо интереснее. Пусть бабла мне с этого сайта капает с гулькин нос, зато он для меня как первый ребенок и я никогда не заказывал статьи отсюда копрорайтерам. Все писал сам.

    К тому же я и сам художник, кто лучше меня напишет? Я сам знаю, что слишком скромен, не надо мне тут. Ну ладно, давайте закончим эти сопли бородатого вебмастера (если меня вообще можно так назвать), вы же не за этим сюда пришли.

    Графоманы — они неисправимы.

    Она спала усталая от ласк любви,
    модель и муза Сальвадора.
    А он стоял немым дозором
    и образ "праздничный" ГаЛЫ ловил.
    Фрейдизм в то время в моде был.
    Дали мечтал запечатлеть узором
    сюрреализм мгновений взора,
    от пробуждения из грёз узил.

    На простынях пред телом нежным,
    гранат подарком брошенным небрежно
    пчелу нектаром зёрнышек манил.
    Жужжание так деву раздражало,
    рукой точёной сонно отогнАла.
    И жало ядовитое инсект в неё вонзил.

    Быть может так и вправду было.
    Художник ту картину написал.
    Лежит Елена на плите скалы
    из гипноса исторгнутая тигров силой
    В руке торчит ружья кинжал.
    На горизонте ходит слон Бернини.
    Меж двух миров холста она отныне.
    Талант Дали- тот сон нам передал!!!

    Немного объяснений из Википедии.

    «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sue;o causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) - картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.

    Информация о картине[править | править вики-текст]
    Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она - несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях - довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей.
    Сальвадор Дали так писал о своей картине:

    Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы.

    ГалА-(празднество), настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (26 августа 1894, Казань - 10 июня 1982, Порт-Льигат, Кадакес, Испания) - жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива.

    Содержание [убрать]
    1 Биография
    2 Примечания
    3 Литература
    4 Ссылки
    Биография[править | править вики-текст]
    Как сообщает французский писатель Доминик Бона, Елена родилась в Казани в 1894 году. Её отец Иван Дьяконов был скромным чиновником, скончавшимся в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. Елена называла последнего своим отцом и взяла себе отчество по его имени. После 1905 года семья переехала в Москву. При этом достоверно известно, что бабушка Елены по материнской линии проживала в Тобольске, её семья владела золотыми рудниками в Сибири.

    В Москве Елена училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко (Большой Кисловский переулок, д. 4). Там же обучались сёстры Цветаевы (Анастасия и Марина - известная поэтесса).

    В 1912 году была направлена в санаторий Клавадель (Швейцария) для лечения от туберкулёза. Там познакомилась с Полем Элюаром, которого его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в тот же санаторий. Пылкость, решительность, высокая культура Елены Дьяконовой впечатляют молодого Элюара. Она называла себя Гала или Галина, а Элюар прозвал её Gala - с ударением на последнем слоге. С неё начался его первый порыв любовной поэзии, порыв, который продолжится и в дальнейших его работах.

    В 1917 году заключила с ним брак. Через год у них родилась дочь Сесиль.

    В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Она ему позировала и стала его любовницей, оставаясь женой Элюара. В следующем году художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уазе (Франция). Любовный треугольник нисколько не скрывался.

    В 1929 году Элюар и Гала нанесли визит молодому каталонскому художнику Дали у него в Кадакесе. Это было как удар молнии для них обоих. Любовь сразила как Галу, так и Сальвадора Дали, который был младше её на 10 лет. Они официально зарегистрировали свой брак в 1932 году (религиозная церемония состоялась на двадцать шесть лет позже, в 1958 году).

    Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене Гала
    Она стала единственной женской моделью (помимо младшей сестры Сальвадора Анны-Марии) и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону. Со своей стороны, Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход.

    В 1968 году художник купил для Галы замок в маленьком поселке Пуболь (провинция Жироны), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения его жены. Там она провела последние годы жизни и была похоронена.

    Что касается слонов.. . Это слоны на ногах-ходулях, встречающиеся в разных картинах. А образ этот Дали встретил на Площади Минервы в Риме. История такова.

    После покорения Египта Цезарем трофей-обелиск (сейчас он стоит на спине слона) привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 г. его случайно нашли монахи-доминиканцы, возделывавшие огород. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник на P. della Minerva. Бернини (известнейший скульптор) планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства. На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, реорганизовавшему Римский университет и подарившему ему библиотеку, названную Александрийской.

    Этого слона называют ещё слоником Бернини или слоном Минервы. Когда-то он потряс Дали и поселился с тех пор в его картинах на своих ногах-ходулях...

    Сон вызванный полётом пчелы вокруг граната,за секунду до пробуждения. картина(Сальвадор Дали) Она спала усталая от ласк любви, модель и муза Сальвадора. А он стоял немым дозором и образ "праздничный" ГаЛЫ ловил. Фрейдизм в то время в моде был. Дали мечтал запечатлеть узором сюрреализм мгновений взора, от пробуждения из грёз узил. На простынях пред телом нежным, гранат подарком брошенным небрежно пчелу нектаром зёрнышек манил. Жужжание так деву раздражало, рукой точёной сонно отогнАла. И жало ядовитое инсект в неё вонзил. Быть может так и вправду было. Художник ту картину написал. Лежит Елена на плите скалы из гипноса исторгнутая тигров силой, В руке торчит ружья кинжал. На горизонте ходит слон Бернини. Меж двух миров холста она отныне. Талант Дали тот сон нам передал!!! Немного объяснений из Википедии. «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sue;o causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar) - картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде. Информация о картине[править | править вики-текст] Одним из источников картины была афиша с цирковыми тиграми, и Дали сохраняет многое от яркой непосредственности, связанной с искусством плаката. Фигурирующие в названии пчела и гранат изображены маленькими, непосредственно под телом вытянувшейся во сне женщины. Она - несомненно, ещё один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного. Реальные пчела и гранат бледнеют перед порожденными ими образами - огромным плодом граната, вырывающейся из него рыбой и двумя тиграми во всей их рычащей свирепости, которых рыба извергает изо рта. Более традиционные фрейдистские образы - винтовка с примкнутым штыком и фантастический слон на ногах-ходулях - довершают это одномоментное сновидение, которое явно ещё не успело нарушить покой спящей. Сальвадор Дали так писал о своей картине: Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы. Га;ла;, настоящее имя Елена Ивановна (Димитриевна) Дьяконова (26 августа 1894, Казань - 10 июня 1982, Порт-Льигат, Кадакес, Испания) - жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива. Содержание [убрать] 1 Биография 2 Примечания 3 Литература 4 Ссылки Биография[править | править вики-текст] Как сообщает французский писатель Доминик Бона, Елена родилась в Казани в 1894 году. Её отец Иван Дьяконов был скромным чиновником, скончавшимся в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга. Елена называла последнего своим отцом и взяла себе отчество по его имени. После 1905 года семья переехала в Москву. При этом достоверно известно, что бабушка Елены по материнской линии проживала в Тобольске, её семья владела золотыми рудниками в Сибири. В Москве Елена училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко (Большой Кисловский переулок, д. 4). Там же обучались сёстры Цветаевы (Анастасия и Марина - известная поэтесса). В 1912 году была направлена в санаторий Клавадель (Швейцария) для лечения от туберкулёза. Там познакомилась с Полем Элюаром, которого его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил в тот же санаторий. Пылкость, решительность, высокая культура Елены Дьяконовой впечатляют молодого Элюара. Она называла себя Гала или Галина, а Элюар прозвал её Gala - с ударением на последнем слоге. С неё начался его первый порыв любовной поэзии, порыв, который продолжится и в дальнейших его работах. В 1917 году заключила с ним брак. Через год у них родилась дочь Сесиль. В 1921 году Элюар и Гала посетили художника Макса Эрнста в Кёльне (Германия). Она ему позировала и стала его любовницей, оставаясь женой Элюара. В следующем году художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уазе (Франция). Любовный треугольник нисколько не скрывался. В 1929 году Элюар и Гала нанесли визит молодому каталонскому художнику Дали у него в Кадакесе. Это было как удар молнии для них обоих. Любовь сразила как Галу, так и Сальвадора Дали, который был младше её на 10 лет. Они официально зарегистрировали свой брак в 1932 году (религиозная церемония состоялась на двадцать шесть лет позже, в 1958 году). Замок Пуболь, подаренный Дали своей жене Гала Она стала единственной женской моделью (помимо младшей сестры Сальвадора Анны-Марии) и главным сюжетом вдохновения художника, который не прекратил её восхвалять и представлять её как живой миф и современную икону. Со своей стороны, Гала взяла в свои руки финансовые дела мужа и смогла заставить их приносить доход. В 1968 году художник купил для Галы замок в маленьком поселке Пуболь (провинция Жироны), который он не мог посещать без предварительного письменного разрешения его жены. Там она провела последние годы жизни и была похоронена. Что касается слонов.. . Это слоны на ногах-ходулях, встречающиеся в разных картинах. А образ этот Дали встретил на Площади Минервы в Риме. История такова. После покорения Египта Цезарем трофей-обелиск (сейчас он стоит на спине слона) привезли в Рим и установили у входа в храм Исиды на Марсовом поле. Затем след обелиска затерялся. В 1665 г. его случайно нашли монахи-доминиканцы, возделывавшие огород. Папа Александр VII решил установить вновь обретенный памятник на P. della Minerva. Бернини (известнейший скульптор) планировал сделать основание обелиска в виде слоника, однако архитектор Феррата не поверил расчетам Бернини и на всякий случай подставил под брюхо слоника массивный блок, прикрыв его сверху попоной. Увидев это, Бернини так разгневался, что хотел отказаться от авторства. На постаменте выбито посвящение Папе Александру VII, реорганизовавшему Римский университет и подарившему ему библиотеку, названную Александрийской. Этого слона называют ещё слоником Бернини или слоном Минервы. Когда-то он потряс Дали и поселился с тех пор в его картинах на своих ногах-ходулях... © Copyright: Ивашка Шишкин, 2016 Свидетельство о публикации №116082105800

    У художника был особый метод - он спал на работе. Если верить рассказам Дали, он дремал за мольбертом, держа в руке ключ, кисть или ложку. Когда предмет выпадал и ударялся о положенную заранее на пол тарелку, грохот будил художника. И он немедленно брался за работу, пока не улетучилось состояние между сном и явью. На картине «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» звук, который вот-вот прервет сон героини, в то же время и создает его сюжет, вызывая у спящей ряд ассоциативных образов.

    Картину Дали написал в США, куда уехал на несколько лет с женой Галой подальше от фашистской угрозы (сегодня полотно хранится в Мадриде в музее Тиссена-Борнемисы). 18 лет спустя он сказал о картине так: «Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение». Психоаналитик бы сказал, что героиня картины видит классический фрейдистский сон - о противостоянии мужского и женского начал, подавленном сексуальном желании и в то же время страхе перед ним. Понятно, что к этому выводу зрителя настойчиво подталкивает художник.

    Дали несколько раз пытался встретиться с Фрейдом, но удалось лишь однажды, в 1938-м, за год до смерти ученого. Оба остались не очень довольны друг другом.

    1 Женщина . Это Гала, которую художник считал своей вдохновительницей и вторым «я». Она видит сон, изображенный на картине, и находится на границе двух миров - реального и иллюзорного, одновременно присутствуя в обоих.

    2 Полет . Спящая не лежит на скале, а парит над ней, что с точки зрения классического психоанализа говорит о подавленном желании. «Благодаря Фрейду мы знаем об эротическом значении всего, что связано с полетами», - писал Дали.

    3 Пчела . Насекомое и плод - часть реального мира; жужжание пчелы - первопричина и сна, и пробуждения.

    4 Гранат . В античной и христианской символике этот образ означает возрождение и плодородие. «Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната», - комментировал картину сам художник.

    5 Ружье со штыком . Трансформация образа пчелиного жала, а также угрозы пробуждения, разрушения сна. По Фрейду - символ мужских гениталий. «В страшных снах девушек большую роль играет преследование мужчины с ножом или огнестрельным оружием», - отмечал создатель психоанализа в своих лекциях.

    6 Тигры . Полосатые рычащие хищники - отражение в мире снов жужжания и окраски пчелы. Образ, навеянный Дали цирковой афишей.

    7 Рыба . Ее чешуйчатое тело, возможно, отражение в мире сна фасеточных глаз пчелы из реального мира.

    8 Слон . «Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы», - художник намекал на сон о похоронах папы римского, приснившийся Фрейду из-за колокольного звона и приведенный психиатром как пример причудливой связи сюжета и внешнего раздражителя. Слона с площади Минервы в Риме, созданного мастером эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини в качестве пьедестала для древнеегипетского обелиска, Дали в дальнейшем не раз изображал на картинах и в скульптуре. Тонкие суставчатые ноги - символ зыбкости и ирреальности, присущих сну.

    9 Обелиск . Камень на спине слона - знак доминирования, ярко выраженный символ мужского начала.

    10 Луна . Это символ женского начала, а также атрибут ночи - времени сновидений.

    11 Море . В творчестве Дали означает вечность. Фрейд сравнивал психику человека с айсбергом, на девять десятых погруженным в море бессознательного. По мнению историка и искусствоведа Натаниэла Харриса, именно оно изображено на картине.

    Художник
    Сальвадор Дали

    1904 - Родился в Фигерасе (Каталония, Испания) в семье нотариуса, имя получил в честь умершего до его рождения брата.
    1922–1925 - Учился в Королевской академии искусств в Мадриде.
    1929 - Примкнул к сюрреалистам. Встретил женщину своей жизни - Галу (Елену Дьяконову). Написал картину «Великий мастурбатор».
    1931 - Создал «Постоянство памяти».
    1934 - Зарегистрировал отношения с Галой во Франции.
    1940–1948 - Жил в США.
    1944 - Создал «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
    1947–1949 - Работал над «Атомной Ледой».
    1969 - Придумал логотип компании «Чупа-чупс».
    1989 - Умер от сердечной недостаточности, осложненной пневмонией, похоронен в Фигерасе в Театре-музее Дали.

    Фото: Alamy / Legion-Media, Carl Van Vechten / Library of Congress