Войти
Территория кровельщика
  • Биография Александра Александровича Блока: кратко о главном
  • Вкусное варенье из черной смородины
  • Кто сказал "случайности не случайны"?
  • Как правильно выбрать имя по православному календарю
  • Клюквенный морс — рецепты и советы по приготовлению
  • Статусы и цитаты про снег с пояснениями Цитаты про снег короткие
  • Опорный конспект по теме водоросли. Разработка открытого урока значение и разнообразие водорослей план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Опорный конспект по теме водоросли. Разработка открытого урока значение и разнообразие водорослей план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 7 класса.

    Тема: Разнообразие и значение водорослей .

    Учитель Володина Татьяна Олеговна.

    Цели урока:

    1. Обучающая: систематизировать знания учащихся об особенностях организации водорослей; Развивать умения сравнивать, логически мыслить, выступать публично, узнавать водоросли на картинках.
    2. Развивающая: продолжить формирование умения распознавать изучаемые водоросли.
    3. Воспитательная: продолжить развитие интереса к процессу познания природы.

    Задачи урока:

    1. Обобщить знания о низших растениях.
    2. Повторить общие сведения о водорослях.
    3. Изучить различные отделы водорослей.
    4. Узнать о значении водорослей в природе и жизни человека.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Постановка целей и задач.
    3. Проверка знаний и умений.
    4. Изучение различных отделов водорослей
    5. Подведение итогов урока.
    6. Рефлексия.
    7. Вывод.
    8. Оценки за урок.
    9. Домашнее задание.

    Проверка знаний и умений.

    Задание №1 « Третий лишний»

    Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор.

    Понятия: бесполое размножение, споры, гаметы , спорофит, благоприятные условия.

    Задание №2. Работа с понятиями (дайте определение термину)

    Слоевище, ризоиды, спорофит, гаметофит, светочуствительный глазок, хроматофор.

    Задание №3. « Слова – перевертыши»

    Составьте известные понятия из слогов:

    «спо – зо – о – ры », «го – та – зи», «зо – ды – и – ри», « ме – га – ты», «ще – ви – сло – е»

    Задание №4. Работа с сигнальными карточками. Да – зеленая, Нет – красная.

    Раздаются бланки для выполнения работы.

    №вопроса

    ответ

    1. Водоросли - это низшие растения?
    2. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?
    3. Водоросли имеют органы?
    4. На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?
    5. По способу питания большинство водорослей автотрофы?
    6. Водоросли живут в симбиозе с грибами?
    7. Ризоиды – это корни водорослей?
    8. Клетка водоросли имеет ядро?
    9. При половом размножении образуются гаметы?
    10. Споры – это клетки помогающие водорослям перезимовать?

    По результатам работы поставьте себе оценку 9 – 10 – «5» баллов

    6 – 8 – «4» балла

    4 – 5 – «3» балла

    Бланки передали на первые парты.

    А сейчас вы узнаете, какие существуют отделы водорослей, представителей этих отделов и, какое значение имеют водоросли в природе и жизни человека.

    Отдел Зеленые водоросли.

    Окраска таллома зеленых водорослей отражена в названии этой группы. Хроматофор содержит пигмент хлорофилл. Число видов -13 тысяч. Распространены в пресных и соленых водоемах, местах повышенной влажности.

    Запасные питательные вещества крахмал и масла.

    Зеленые водоросли.

    Одноклеточные Колониальные Многоклеточные

    Хламидомонада Вольвокс Нитчатые водоросли

    Хлорелла Ульва, Хара

    Значение зеленых водорослей.

    • Образуют тину и заросли, в которых живут обитатели водоемов;
    • Питание для водных обитателей;
    • Хламидомонада снежная окрашивает снежные склоны гор в яркие цвета;
    • Очистка сточных вод;
    • На космических станциях.

    Сообщение - презентация (творческая работа) тема «Хлорелла и её использование человеком»

    Отдел Красные водоросли (Багрянки)

    Своеобразие красных водорослей заключается в наборе пигментов. Хроматофор багрянок содержит особые пигменты: красных – фикоэритрин и синий – фикоцианид. От соотношения этих пигментов зависит окраска таллома от малиново – красной до голубовато – стальной. Запасное питательное вещество багрянковый крахмал, который откладывается вне хроматофоров. Общее число видов - 4 тыс. видов. Слоевище в виде кустиков – многоклеточные ветвящиеся нити. Это самая большая группа бентоса (придонная растительность).

    Представители

    Анфельция Порфира

    Делессерия Филлофора

    Значение Красных водорослей:

    1. Употребление в пищу (страны Восточной Азии)
    2. Корм для овец в Норвегии
    3. Сырьё для получения агар - агара
    4. Основа бентоса в тропических и субтропических широтах.

    Отчет по исследовательской работе « В каком виде водоросли приходят к нам на стол?»

    Отдел Бурые водоросли.

    Это исключительно многоклеточные, сравнительно высокоорганизованные организмы различных размеров. Численность1500 видов. Окраска от оливково – желтой до бурой. Хроматофор содержит пигменты хлорофилла и каратиноиды (цветные). Распространены в морях и океанах всего мира, как на мелководье, так и вдали от берегов.

    Представители: фукус пузырчатый, ламинария (достигает в длину 60 м), макроцист, аскофиллум, цистозейра.

    Значение:

    1. Образуют обширные заросли, убежище для морских обитателей.
    2. Важный компонент фитобентоса;
    3. Источник органического вещества в прибрежной зоне (детрит – прибрежный ил);
    4. В промышленности извлекают соли калия, йода, брома, альгиновую кислоту;
    5. Пищевое, кормовое и диетическое значение;
    6. Косметология.

    Рассказ о Саргассовой водоросли.

    Давайте перенесёмся в центр Атлантического океана, где почти в центре у Антильских островов есть море без берегов. Его образовали водоросли. Течение здесь слабое, поэтому они скопились в большом количестве.

    В 1492 году Х. Колумб плыл на своей шхуне Санта Мария в поисках короткого пути в Индию. Путь был долог и нелегок. Вдруг смотрящий с мачты крикнул «Земля!!!». Но каково было разочарование моряков, когда они увидели огромный «водяной луг» из плавающих водорослей. Их воздушные пузыри были похожи на грозди мелкого винограда сорта «Саргацо». Так это море получило название Саргассово. Эти водоросли способны жить и размножаться на плаву!

    Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с различными отделами водорослей. Давайте вспомним, что нового сегодня мы узнали о водорослях?

    Какое значение они имеют в природе? В жизни человека?

    Важны ли водоросли в жизни нашей планеты?

    А теперь я предлагаю вам поработать в парах и на основе полученных знаний отгадать кроссворд, первые три пары получают оценку.

    “Кроссворд”

    По вертикали:

    1. Бурая водоросль.
    2. Красная водоросль, употребляемая человеком в пищу.
    3. Водоросль, которая может развиваться на поверхности льда и снега.
    4. Особые выросты водорослей, служащие для их прикрепления к грунту.
    5. Нитчатая водоросль.
    6. Колониальная зеленая водоросль.
    7. Что образуется в водоемах из зеленой водоросли спирогиры?
    8. Как еще называются красные водоросли?

    По горизонтали:

    1. Органоид передвижения одноклеточных водорослей.
    2. Какие вещества определяют окраску водорослей?
    3. Тело водорослей.
    4. Органоид водорослей, содержащий хлорофилл.
    5. Группа водорослей, клетки которых располагаются в один ряд друг за другом.
    6. Какую бурую водоросль называют “морской капустой”?
    7. Подвижные клетки со жгутиками, образующиеся при бесполом размножении водорослей.
    8. Зеленая водоросль, называемая “морской салат”.
    9. Самые глубоководные водоросли.

    Ответы: По вертикали: 1 – Фукус; 2 – Порфира; 3 – Хламидомонада; 4 – Ризоиды; 5 – Улотрикс; 6 – Вольвокс; 7 – Тина; 8 – Багрянки. По горизонтали: 1 – Жгутик; 2 – Пигменты; 3 – Слоевище; 4 – Хроматофор; 5 – Нитчатые; 6 – Ламинария; 7 – Зооспоры; 8 – Ульва; 9 - Красные.

    Вывод : Ребята! Вы молодцы! Показали хорошие знания, умения и навыки, способности. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке пригодятся вам в жизни.

    Оценки за урок………

    Домашнее задание…….

    Спасибо за урок!

    Владимирская область

    Петушинский район

    МБОУ Вольгинская СОШ

    Разработка открытого урока

    Тема: Значение и разнообразие водорослей.

    Учитель биологии Володина Татьяна Олеговна

    Данная разработка урока составлена для учащихся 5 класса УМК Ловягин С.Н., Вахрушев А.А, Раутиан А.С., а так же может быть использована при проведении уроков и по другим программам. Урок изучения нового материала: предполагает работу учащихся с текстом учебника, микроскопами (при выполнении лабораторной работы), работой с гербариями, подготовка сообщений учащимися по теме, что позволяет учащимся организовать свои действия, работать с информацией, работать в группе, делать выводы.

    Конспект урока по теме: «Водоросли-слоевищные растения» 5 класс

    Задачи:

    Познакомить учащихся с водорослями как представителями древних растений;

    Сформировать знания об их среде обитания;

    Раскрыть особенности строения тела;

    Показать строение одноклеточных водорослей на примере хламидоманады;

    Познакомить с многообразием одноклеточных и многоклеточных водорослей;

    Показать значение водорослей в природе и жизни человека;

    Продолжить развивать умение пользоваться микроскопом;

    Продолжить формирование умения работать с учебником;

    План урока:

    1. Организационный момент

    2. Объяснение нового материала. Лабораторная работа.

    3. Закрепление

    4. Домашнее задание

    Оборудование: гербарий, морские водоросли, дидактические карточки, микроскоп, микропрепараты зеленой водоросли спирогиры.

    Ход урока.

    Вступительное слово учителя: Добрый день! Посмотрите в окно и улыбнитесь окружающему нас миру, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте здоровья себе и окружающим. Начинаем работать.

    1. Организационный момент (5 мин).

    Актуализация проблемы:

    Антошка: Мои рыбки в аквариуме все водоросли съели — и валлиснерию, и рдест.

    Биолог: Ты ошибаешься, валлиснерия и рдест — цветковые растения. Не все, что в воде растет, - водоросли.

    1. Чем различаются взгляды Антошки и биолога?

    2. Что нужно обсудить на уроке, чтобы Антошка согласился с биологом?

    4. Какие царства живой природы вы знаете?

    5. А к какому царству можно отнести водоросли? На этот вопрос мы сегодня постараемся ответить.

    Ребята сегодня мы работаем по группам. Я сейчас раздам задания каждой группе.

    1. Где обитают водоросли?

    2. Какой способ питания у водорослей?

    3. Как устроены водоросли?

    4. Какие бывают водоросли?

    Учащиеся находят ответы на вопросы в учебнике на стр.108.

    Обсуждение ответов. Слайды презентации.

    1. Место обитания.

    Почти все водоросли обитают в воде. Немногие — на камнях, древесине, песке, коре. Водоросли населяют моря, реки и озера лишь на тех глубинах, куда проникает солнечный свет.

    Записывают в тетрадях: в воде, во влажных местах, на камнях и древисине.

    2. Питание.

    Водоросли потребляют растворенные минеральные вещества, воду, углекислый газ, кислород и энергию света. Однако в темноте многие водоросли начинают питаться растворенными в воде органическими веществами.

    Автотрофное - создание питательных веществ в процессе фотосинтеза.

    Гетеротрофное - всасывание растворов питательных веществ.

    3. Строение.

    Рассмотрите рис.19.1 стр.108. и выявите различия в строении изображенных на нем растений.

    Как называется водоросль? (зеленая водоросль хламидомонада)

    Сколько клеток у хламидомонады? (одна)

    А все ли водоросли состоят из одной клетки как хламидомонада? (нет)

    Какие две группы “Водорослей” можно выделить на основании этого рисунка?

    Водоросли

    Одноклеточные Многоклеточные

    (хламидомонада) (спирогира)

    Среди водорослей встречаются одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Тело многоклеточных водорослей не имеет настоящих корней, стеблей и листьев и называется слоевищем (талломом).

    Одноклеточные водоросли - микроскопические организмы, а размеры многоклеточных водорослей могут достигать нескольких десятков метров.

    Какого цвета эти водоросли?

    Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой). Хламидомонада имеет овальную форму. и два жгутика, благодаря которым она передвигается в воде. Снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма, ядро, хлоропласт чашевидной формы и красный «глазок», с помощью которого хламидомонада различает свет, необходимый ей для фотосинтеза. «Глазок» воспринимает свет — и хламидомонада движется в сторону освещенного места. У нее есть пульсирующие вакуоли, которые выводят из клетки избыток воды.

    Выполнение лабораторной работы: «Строение зеленой водоросли спирогиры».

    Порядок выполнения лабораторной работы:

    1. Рассмотреть внешний вид водоросли спирогира.

    2. Зарисовать и обозначить названия отдельных частей водоросли.

    3. Рассмотреть под микроскопом микропрепарат спирогиры.

    4. Зарисовать клетки спирогиры и обозначить названия ее органотел: (ядро, клеточная стенка, цитоплазма, вакуоли, хроматофор).

    5. Сделать выводы.

    4. Заслушивание 4 группы разнообразие водорослей.

    Слайды презентации на экране. Гербарии водорослей на столах у учащихся.

    Найдите эти водоросли в гербариях.

    Зеленые водоросли.

    Красные водоросли.

    Бурые водоросли

    Вывод : На какой вопрос мы сегодня отвечали на уроке?

    Водоросли — это низшие слоевищные растения, их тело представлено в виде таллома (слоевища). В их клетках содержится хропласты с пигментами. Поглощение необходимых веществ и удаление ненужных у водорослей осуществляется всей поверхностью тела. Они снабжают атмосферу земли кислородом. Составляют важное звено в цепочке взаимосвязей живых организмов.

    Ребята отгадайте загадку про водоросль о которой сегодня мы говорили:

    Какая водоросль имеет в названии следующие составные части: предлог, кулинарное изделие, имя девочки. (спирогира)

    Домашнее задание: параграф 19, вопросы 3-8, придумать загадки на тему водоросли.

    Задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с особенностями среды обитания, строения и жизнедеятельности водорослей, как наиболее просто организованных представителей растительного мира;
    2. Объяснить способы размножения водорослей;
    3. Показать значение водорослей в природе и жизни человека.

    Тип урока:

    Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

    Оборудование:

    Таблица “Водоросли”, презентация темы (мультимедийное сопровождение) “Водоросли”, индивидуальные карточки, рисунки водорослей, рецепт салата из водорослей.

    Ход урока

    1. Организационный момент:

    Приветствие учащихся – 1 минута, (слайд 1, 2) Приложение 1

    Подготовка к опросу – 3 минуты.

    2. Проверка домашнего задания:

    • Работа по индивидуальным карточкам (4 человека)
      – размеры растений – рис.30 (Приложение 3 , Приложение 4 )
      – разнообразие растений – рис 31, 32, 33 (Приложение 2 )
      – работа с классом мини– футбол (слайд 3, 4, 5)
    • Фронтальный опрос. Разминка “Термины” (1–4 человека)
      – ботаника – это…..
      – низшие растения – это…..
      – высшие растения – это…
      – таллом, или слоевище – это…
    • Индивидуальная работа с учащимся (слайд 6) . Работа у доски. Выстраивание классификации царства растений

    3. Активизация знаний учащихся

    Индивидуальный опрос 5 учащихся. Вопросы в конце параграфа.

    – Что изучает ботаника?

    – Почему растения выделили в самостоятельное царство?

    – Какое значение имеют растения в природе?

    – Какое значение имеют растения в жизни человека?

    – Почему нужно охранять растения?

    Оценивание ответов учащихся

    4. Изучение нового материала (25 мин)

    9Запись в тетради темы урока). Рассказ учителя (слайд 7).

    Водоросли самые древние животные на Земле. Они в основном живут в воде, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью.

    Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Водоросли относятся к низшим растениям. Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Водоросли размножаются простым делением клеток или спорами.

    Водоросли произошли от различных предков.

    1) Одноклеточные водоросли

    (Работа с учебником стр. 58–67 по 1–2 вариантам).

    Обитание или распространение (слайд 8)

    Зеленые водоросли обитают в соленой и пресной воде, на суше, на поверхности растений, камней или зданий, в сырых, затененных местах. Вы, очевидно, наблюдали летом “цветение” воды в лужах и прудах, а при сильном освещении и в аквариуме (слайд 9) . “Цветущая” вода имеет изумрудный оттенок. Под микроскопом в капле воды видно множество одноклеточных зеленых водорослей, которые и придают ей изумрудный оттенок (слайд 10) .

    В “цветении” воды чаще всего встречается одноклеточная водоросль

    Хлорелла. *Строение: оболочка, цитоплазма с ядром, а в цитоплазме зеленый хроматофор (слайд 11) .

    * Размножение хлореллы (слайд 12) .

    * Зеленая одноклеточная водоросль, распространенная в пресных водоемах и на влажных почвах, (слайд 13)

    Хламидомонада (с греческого “простейший организм, покрытый одеждой-оболочкой” (слайд 14). Имеет грушевидную форму, движется в воде при помощи 2-х жгутиков.

    * Строение (стр. 35 хламидомонада и хлорелла) снаружи покрыта прозрачной оболочкой, под которой расположены цитоплазма с ядром, красный “глазок” (светочувствительное тельце красного цвета), крупная вакуоль (заполненная клеточным соком), и две маленькие пульсирующие вакуоли. Хлорофилл и другие пигменты находятся в хроматофоре, (слайд 15)

    * Размножение, (слайд 16, 17)

    В рабочей тетради оформить лабораторную работу № 39, стр. 18.

    Динамическая пауза (движение водорослей при течении)

    2) Многоклеточные водоросли

    Зеленые водоросли обитают в проточных водоемах, прикрепленных к подводным камням и корягам (улотрикс). В стоячих и медленно текущих водах плавают и оседают на дно ярко-зеленые камки. Они похожи на вату и образованны скоплениями нитчатой водоросли спирогиры. Живут в морях и океанах (ульва или морской салат). В пресноводной воде обитают харовые водоросли, имеющие сложное строение (слайд 18, 19).

    У многоклеточных представителей зеленых водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. У харовых водорослей имеются ризоиды (с греческого “риза” – корень и “Эйдос” – вид) бесцветные ветвистые нитевидные клетки. С помощью их прикрепляются к грунту.

    Бурые водоросли. Морские растения, внешний признак желтовато-бурая окраска слоевищ. Что такое слоевище? Нитевидное, шаровидное, пластинчатое, кустообразное. К грунту прикрепляются ризоидами или основанием слоевища. У некоторых бурых водорослей появляются группы клеток, которые можно назвать тканями (слайд 20).

    Ламинария, или морская капуста (север, Ледовитый океан). Цистозейра (Черное море).

    Красные водоросли или багрянки – многоклеточные морские растения. Редко встречаются в пресноводных водоемах. Очень немногие одноклеточные. Размеры от нескольких сантиметров до 1 метра в длину. Кроме хлорофилла содержаться красные и синие пигменты. Багрянки разнообразны: нитевидные, цилиндрические, кораллоподобные и т.д. Их можно встретить даже на глубине 100–200 метров (слайд 21).

    В каких морях обитают филлофора, порфира и др.?

    Почему они разные?

    ? проблемный вопрос (слайд 22)

    А на одном ли уровне живут водоросли? (слайд 23)

    5. Беседа с учащимися для проверки усвоенных знаний

    Какое значение водорослей для человека?

    1. Питаются рыбы и другие животные.
    2. Химическая промышленность – йод, калийные соли, целлюлоза, спирт и др.
    3. Удобрение и корм скоту.
    4. Агар-агар, использование в хлебопечении, кондитерской, бумажной и текстильной промышленности. Выращивают микроорганизмы.
    5. Для разнообразных блюд, (слайд 24)

    Вывод: Наличие водоросли – необходимое условие для нормальной жизни водоема.

    (Рецепты салатов из морской капусты), (слайд 25)

    6. Закрепление материала

    • Показ рисунков различных видов водорослей. Необходимо назвать вид или род, класс…(Приложение 7 )
    • Индивидуальная работа у доски. Квалификация отдела водоросли, (углубление), (Приложение 5 , Приложение 6 )

    7. Оценивание работы учащихся на уроке.

    • За работу на уроке всем ребятам раздать рецепт приготовления салата из водорослей “ Витаминный” (Приложение 8 ).

    8. Объяснение домашнего задания.

    На дом § 12, упр. 40, 41, 42 в рабочей тетради.

    9. Рефлексия предлагается пруд, на который нужно прикрепить разного цвета водоросли по настроению и интересу к уроку. (По Люшеру).

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема урока: Понятие о систематике растений

    Систематика – наука о классификации Основоположником научной систематики является шведский ученый Карл Линней (1707-1778гг.). К. Линней в XVII в. ввел двойные, или бинарные названия видов. В 1753 г. Он опубликовал большой труд «Виды растений», где впервые применил двойные (бинарные) обозначения видов.

    Первое слово, обозначаемое существительным, показывает принадлежность растения к роду Второе, обозначаемое прилагательным, - собственно видовое название, показывающее его отличие от других видов того же рода Смородина черная – смородина красная Ribes nigrum – Ribes rubrum Береза повислая – береза пушистая Betula pendula – Betula pubescens Один род - Ribes Один род - Betula

    Систематика – раздел биологии, выявляющий родство растений, разрабатывающий принципы классификации растений и осуществляющий саму классификацию (т.е. распределение растений по группам разного ранга).

    Царство – самая большая группа растений, заключающая в себе все растения, существующие на Земле. Основной единицей классификации является вид. Вид →род → семейство → класс → отдел → царство

    Классификация групп царства Растения

    К одному виду относятся родственные между собой растения, близкие по строению и жизнедеятельности, способные скрещиваться между собой и давать жизнеспособное потомство, похожее на родителей.

    Водоросли и их значение

    Водоросли - самые древние растения на Земле. Мир водорослей огромен по численности и многообразен по формам Doushantuophyton cometa - один из видов водорослей, обнаруженных в слоях формации Ланьтянь; дихотомически ветвящийся

    Преобладающее большинство из них живет в пресной и соленой воде, некоторые произрастают в наземно-воздушной среде, располагаясь на стволах деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда. Многие живут в почве и в сточных водах городских канализаций

    Значение водорослей Являются основными образователями кислорода и органических веществ в природе Формируют донные отложения (полезные ископаемые) Приводят к заболачиванию водоемов Являются пищей для водных животных и человека (ламинария) Биологическая очистка сточных вод

    Среди водорослей выделяют отделы: Зеленые водоросли (около 20000 видов) Бурые водоросли (1500 видов) Красные водоросли (4000 видов) Диатомовые водоросли (диатомеи) Харовые водоросли. Наука о водорослях - альгология. Отцом отечественной альгологии считают русского академика С.Г. Гмелина (1745-1774) Общая характеристика Водоросли Одноклеточные Многоклеточные

    Зеленые водоросли

    Хламидомонада

    Вольвокс

    Значение зеленых водорослей Водоросли очень важные продуценты, с которых начинается большинство пищевых цепей. Зеленые водоросли вносят определенный вклад в работу микроорганизмов по очистке сточных вод. Некоторые водоросли (хлорелла) будут использоваться во время космических полетов.

    Бурые водоросли (ламинария) Бурые водоросли. Ламинария

    Макроцистис

    САРГАССУМ

    Красные водоросли Красные водоросли Красные водоросли (багрянки)

    Полисифония

    Значение красных водорослей Из них получают агар-агар, который применяется в косметическом производстве - добавляют в мази, зубные пасты, кремы для рук, в пищевой промышленности – для приготовления желе, суфле, пастилы, мармелада, мороженого и других продуктов. Получают йод, калиевые соли, спирт, уксусную кислоту.

    Диатомовые водоросли

    Диатомеи

    Значение диатомовых водорослей Для этих водорослей характерно особое строение клеточной оболочки, в которой содержится кремний. После гибелей клеток остатки диатомей падают на дно морей и озер и образуют большие отложения, где содержится 90%-кремния. Отложения диатомей используют как фильтрующий материал (при получении сахара и осветлении пива). Водоросли служат наполнителем при изготовлении красок или бумаги и как изоляционного материала.

    Значение харовых водорослей Они служат основным кормом для водоплавающих птиц. Харовые смягчают жесткую воду. Там, где растут они, меньше комариных личинок. Ученые используют их для проведения различных опытов.

    Строение водорослей Тело не расчленено на корень, стебель и листья, а представлено слоевищем, или талломом. Нет органов и тканей. В клетках тела присутствует хлорофилл и другие пигменты, обеспечивающие фотосинтез. Хлорофилл находится в хроматофорах.

    Одноклеточные водоросли Особенностью одноклеточных водорослей является то, что их тело состоит из одной единственной клетки. Вот почему одноклеточным водорослям свойственны черты и отдельной клетки, и организма.

    Строение одноклеточной водоросли хламидомонады

    Размножение водорослей Водорослям свойственно как бесполое, так и половое размножение. Эти способы размножения у разных водорослей представлены по-разному

    Бесполое размножение Под оболочкой материнской клетки образуются четыре клетки – споры со жгутиками – зооспоры. Зооспоры способны самостоятельно передвигаться, что способствует расселению. Дорастая до размеров материнской клетки, дочерние способны приступить к бесполому размножению Половое размножение Происходит при неблагоприятных условиях Участвуют несколько особей, которые образуют гаметы. выйдя из оболочки материнской клетки, они сливаются попарно с гаметами других особой Образуется зигота, которая покрывается толстой оболочкой. При наступлении благоприятных условий из зиготы образуется новое поколение водорослей.

    Биологическое значение полового размножения: При половом размножении потомство наследует признаки обоих родителей, приобретает новое сочетание наследственных свойств, а это увеличивает его шансы на выживание

    Спасибо за урок!

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Водоросли и их значение. Многообразие водорослей

    Задачи

    Образовательные:

    Способствовать знакомству учащихся с многообразием водорослей, их классификацией, распространением на Земле, значением в природе и жизни человека. Закрепить и актуализировать полученные знания о водорослях и применять их в выполнении различных заданий.

    Развивающие:

    Продолжать обучение, работать с дидактическими материалами, дополнительной литературой (при подготовке к уроку), развивать культуру устной речи.

    Воспитательные:

    Способствовать воспитанию интереса к учебе, к результатам своего труда, формированию коммуникативных умений, экологического мышления, ответственного отношения к природе.

    Ожидаемый результат:

    Учащиеся должны знать : разнообразие и места обитания водорослей, их биологическое значение; строение и жизненный цикл одноклеточных водорослей.

    Уметь : называть характерные отличия водорослей, раскрыть особенности размножения и развития водорослей; показать значение водорослей в природе и жизни человека; дать представление о систематике водорослей;

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; микроскопы на каждый стол; культура живых одноклеточных водорослей; многоклеточные водоросли из аквариума; гербарий «Водоросли».

    Ход урока

    1. Актуализация знаний

    Беседа по вопросам:
    - На какие две группы в зависимости от строения можно разделить все растения?
    - Что лежит в основе такой классификации?
    - Какие растения относятся к группе низших растений?

    2. Изучение нового материала

    2.1 Водоросли

    Мы начинаем изучение новой темы – водоросли.

    Водоросли – большая группа растений, которая включает в себя несколько отделов. Мы познакомимся с представителями только трёх отделов: отдела зелёные водоросли, отдела бурые водоросли и отдела красные водоросли.

    2.2 Сообщение темы и целей урока

    2.3 Среда обитания водорослей

    Вы, наверное, неоднократно видели водоросли. Где обитают водоросли?

    Беседа с учащимися. Обобщение учителя .

    Чаще всего водоросли обитают в воде (отсюда и название). В каких водах могут жить водоросли? (Ответы учащихся)

    Водоросли живут в пресных и солёных водоёмах. Могут жить в стоячей воде (пруды, озёра) и в проточной воде (реки). А где ещё встречаются водоросли? (Ответы детей)

    Водоросли могут также обитать на влажной почве, на коре деревьев, растущих во влажных местах.

    Демонстрация натуральных объектов водорослей в аквариуме, на коре деревьев, на поверхности почвы в цветочном горшке с комнатным растением .

    2.4 Особенности строения водорослей

    Тем не менее, жизнь водорослей тесно связана с водой. Вы, наверное, слышали о том, что вся жизнь на Земле зародилась в воде. Водоросли – одни из самых древних растений на земле, поэтому они имеют наиболее простое строение и относятся к низшим растениям.

    Каковы характерные признаки водорослей, как низших растений? Они не имеют дифференцированных органов- корней, стеблей, листьев. Тело водорослей (даже самых крупных) не разделено на отдельные органы, выполняющие определённые функции. У них нет отдельных фотосинтезирующих или поглощающих органов. Как вы думает, почему тело водорослей не дифференцировано на органы ?

    Беседа .

    Водоросль осуществляет эти функции всей поверхностью тела, которое называется таллом (или слоевище).

    2.5 Одноклеточные водоросли

    Среди водорослей есть как микроскопические одноклеточные водоросли, так и настоящие гиганты, достигающие в длину нескольких десятков метров.

    2.5.1 Строение одноклеточных водорослей

    Рассказ учителя с элементами беседы и с использованием слайдов презентации «Водоросли» .

    Изучение водорослей мы начнём с изучения одноклеточных зелёных водорослей. Наверное, вы неоднократно летом наблюдали цветение воды в мелких водоёмах. Вода приобретает зеленовато – изумрудный оттенок благодаря большому количеству одноклеточных водорослей, которые размножились там в благоприятных условиях. Если зачерпнуть в стакан воду из такого водоёма и рассмотреть эту воду под микроскопом, можно увидеть одноклеточные водоросли хламидомонаду и хлореллу.

    Хламидомонада в переводе с греческого означает «простейший организм, покрытый оболочкой». Она имеет грушевидную форму тела, на переднем, более узком, конце тела находятся два жгутика два жгутика, при помощи которых водоросль может двигаться. Тело водоросли покрыто прозрачной оболочкой, под которой находится цитоплазма с расположенным в ней ядром, красное светочувствительное тельце (глазок), две небольшие пульсирующие вакуоли, служащие водоросли для выделения избытков воды и ненужных веществ. Большую часть пространства клетки занимает хроматофор, содержащий пигмент хлорофилл, а также и другие пигменты.

    Беседа .

    О чём говорит наличие хлорофилла в водоросли? (ответ детей) Действительно, хламидомонада способна к фотосинтезу, то есть способна образовывать органические вещества из неорганических.

    Как вы думаете, какое преимущество у свободно передвигающейся водоросли? (ответ детей) Верно, свободно передвигающейся водоросли легче найти благоприятные условия.

    Какие условия будут наиболее благоприятными для фотосинтезирующей водоросли? (ответ детей) Правильно, светочувствительный глазок водоросли воспринимает свет, и с помощью жгутиков водоросль движется в сторону более освещённого места. Это явление стремления к свету называют положительным фототаксисом.

    Лабораторная работа № 12 «Знакомство с одноклеточными водорослями из аквариума» .

    Цель : знакомство с внешним видом одноклеточных водорослей

    Оборудование и материалы : 1. Микроскоп, пипетка, препаровальная игла, предметные и покровные стекла. 2. Вода из аквариума с одноклеточными водорослями.

    Ход работы :

    1. Приготовьте микропрепарат зацветшей воды из аквариума. Для этого с помощью пипетки возьмите каплю воды из аквариума.
    2. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа.
    3. Пользуясь рисунками из учебника, найдите в исследуемой капле аквариумной воды одноклеточную водоросль (хламидомонаду или другого представителя).
    4. Фильтровальной бумагой с края покровного стекла уберите часть влаги. Рассмотрите водоросль при большом увеличении микроскопа.
    5. Рассмотрите строение, опишите окраску тела. Пронаблюдайте за тем, как работает пульсирующая вауколь. Зарисуйте водоросль и надпишите ее части.