Войти
Территория кровельщика
  • Биография Александра Александровича Блока: кратко о главном
  • Вкусное варенье из черной смородины
  • Кто сказал "случайности не случайны"?
  • Как правильно выбрать имя по православному календарю
  • Клюквенный морс — рецепты и советы по приготовлению
  • Статусы и цитаты про снег с пояснениями Цитаты про снег короткие
  • Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Прикладная психология

    Надежность - степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Прикладная психология

    *Надежность и валидность теста - это характеристики соответствия исследования формальным критериям, определяющим качество и пригодность к применению на практике.

    Что такое надежность

    В ходе проверки надежности теста проводится оценка постоянства полученных результатов при повторном проведении испытания. Расхождения данных должны отсутствовать или же быть незначительными. В противном случае невозможно относиться к результатам теста с доверием.

    Надежность теста - это критерий, который свидетельствует о Существенными считаются следующие свойства тестов:

    • воспроизводимость результатов, полученных по итогам исследования;
    • степень точности или соответствующих приборов;
    • устойчивость результатов на протяжении определенного периода времени.

    В трактовке надежности можно выделить следующие основные составляющие:

    • надежность измерительного инструмента (а именно грамотности и объективности тестового задания), которая может быть оценена путем расчета соответствующего коэффициента;
    • стабильность изучаемого признака на протяжении длительного периода времени, а также предсказуемость и плавность его колебаний;
    • объективность результата (то есть его независимость от личных предпочтений исследователя).

    Факторы надежности

    На степень надежности может повлиять целый ряд негативных факторов, наиболее существенными из которых являются следующие:

    • несовершенство методики (неверная или неточная инструкция, нечеткая формулировка заданий);
    • временная нестабильность или постоянные колебания значений показателя, который подвергается исследованию;
    • несоответствие обстановки, в которой проводятся первоначальные и повторные исследования;
    • меняющееся поведение исследователя, а также нестабильность состояния испытуемого;
    • субъективный подход при оценке результатов теста.

    Способы оценки надежности теста

    При определении надежности теста могут быть использованы следующие методики.

    Метод повторного тестирования является одним из самых распространенных. Он позволяет установить степень корреляции между результатами исследований, а также временем, в которое они были проведены. Данная методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее у испытуемых, как правило, повторные исследования вызывают раздражение и негативные реакции.

    • конструктивная валидность теста - это критерий, применяемый при оценке теста, имеющего иерархическую структуру (используется в процессе исследования сложных психологических явлений);
    • валидность по критерию подразумевает сопоставление результатов тестирования с уровнем развития у испытуемого той или иной психологической характеристики;
    • валидность по содержанию определяет соответствие методики изучаемому явлению, а также круг параметров, которые она охватывает;
    • прогностическая валидность - это который позволяет оценить перспективное развитие параметра.

    Типы критериев валидности

    Валидность теста - это один из показателей, который позволяет оценить адекватность и пригодность методики для изучения того или иного явления. Можно выделить четыре основных критерия, которые могут повлиять на нее:

    • критерий исполнителя (речь идет о квалификации и опыте исследователя);
    • субъективные критерии (отношение испытуемого к тому или иному явлению, что отражается на конечном результате теста);
    • физиологические критерии (состояние здоровья, усталость и прочие характеристики, которые могут оказать существенное влияние на конечный результат тестирования);
    • критерий случайностей (имеет место в определении вероятности наступления того или иного события).

    Критерий валидности представляет собой независимый источник данных о том или ином явлении (психологическом свойстве), исследование которого проводится посредством тестирования. До тех пор, пока не будет проведена проверка полученных результатов на соответствие критерию, о валидности судить нельзя.

    Основные требования к критериям

    Внешние критерии, которые влияют на показатель валидности теста, должны отвечать следующим основным требованиям:

    • соответствие именно той сфере, в которой проводится исследование, релевантность, а также смысловая связь с диагностической моделью;
    • отсутствие каких-либо помех или резких разрывов в выборке (суть состоит в том, что все участники эксперимента должны соответствовать заранее установленным параметрам и находиться в схожих условиях);
    • исследуемый параметр должен быть надежным, постоянным и не подвергаться резким перепадам.

    Способы установления валидности

    Проверка валидности тестов может осуществляться несколькими способами.

    Оценка очевидной валидности подразумевает проверку соответствия теста его предназначению.

    Оценка конструктивной валидности проводится в том случае, когда для изучения определенного сложного показателя проводится ряд экспериментов. Она включает в себя:

    • конвергентную валидизацию - проверку взаимосвязи оценок, полученных с использованием различных комплексных методик;
    • дивергентную валидизацию, которая состоит в том, чтобы методика не подразумевала оценки посторонних показателей, не касающихся основного исследования.

    Оценка прогностической валидности подразумевает установление возможности предвидения перспективного колебания изучаемого показателя.

    Выводы

    Валидность и надежность тестов - это взаимодополняемые показатели, которые дают наиболее полную оценку справедливости и значимости результатов исследований. Зачастую они определяются одновременно.

    Надежность показывает, насколько результатам теста можно доверять. Имеется в виду их постоянство при каждом повторном проведении аналогичного испытания с одними и теми же участниками. Низкая степень надежности может говорить о намеренном искажении или безответственном подходе.

    Понятие валидности теста связано с качественной стороной эксперимента. Речь идет о том, соответствует ли выбранный инструмент оценке того или иного психологического явления. Здесь могут быть применены как качественные показатели (теоретическая оценка), так и количественные (расчет соответствующих коэффициентов).

    В противоположность этому, валидность показывает, измеряетли используемая в данном исследовании методика то показатель точности, для измерения чего она предназначена. Например, при использовании Словарного теста в картинках Пибоди (Peabody Picture Vocabulary Test) ребенку пока-.

    Часть 1, Комплексное изучение жизненного пути человека

    зывают буклет с картинками. Экспериментатор произносит вслух стимульное сло­во и просит ребенка показать на странице буклета одну из 4-х картинок, изобража­ющую названный предмет и т. д. Это всего лишь тест на понимание слов английско­го языка, предъявляемых в устной форме. Тем не менее исследователи иногда оши­бочно используют его для измерения уровня интеллекта. Излишне говорить, что подобное использование теста является невалидным, то есть необоснованным.

    Прямое наблюдение. Возможно, самый распространенный вид измерения, используемый в работе с младенцами и маленькими детьми, - непосредственное наблюдение за поведением ребенка в определенной ситуации. Исследователь мо­жет проследить за тем, как ребенок обращается с игрушкой или реагирует на посто­ронних. Детей можно наблюдать в школьной обстановке, чтобы посмотреть, как они работают вместе над решением какой-то задачи. Чтобы повысить точность и информативность наблюдения, ученые часто пользуются записывающей аппарату­рой, например видеокамерой. Если же требуется провести исследование старших детей, подростков или взрослых, организация прямого наблюдения за их поведени­ем наталкивается на все возрастающие трудности. Подросткам и взрослым не очень-то нравится «выходить на сцену», они предпочитают рассказать исследовате­лям о своих мыслях и чувствах.

    Анализ индивидуальных случаев. Этот метод нацелен на изучение индиви­дуальности и может представлять собой глубинные интервью, наблюдение или их сочетание. Для исследований таким методом часто отбирают неординарных людей: это могут быть и нобелевские лауреаты, и психически больные, и оставшиеся в живых узники концлагерей, и талантливые музыканты. Обычно при описании и оценивании их поведения используется неформальный, качественный подход. Ана­лиз случаев может использоваться при разработке новых областей исследования или для более тщательного изучения последовательного взаимодействия множе­ства противоречащих друг другу влияний. Самый ранний пример применения этого метода встречается в «дневниках ребенка», содержащих данные наблюдений за развивающимся малышом. Записи в такого рода дневниках, как правило, ведутся неполно и несистематически, что можно заметить в выдержках из дневника, со­ставленного Муром (Moore, 1896).

    5-я неделя: узнал лицо человека.

    9-я неделя: узнал грудь, когда увидел ее и лицо матери.

    12-я неделя: узнал свою руку.

    16-я неделя: узнал свой большой палец и соску.

    17-я неделя: узнал шарик с расстояния в несколько футов.

    Анализ индивидуальных случаев редко используется в исследованиях возраст­ного развития, поскольку влечет за собой проблемы субъективности и неконтроли­руемых переменных, к тому же он связан с изучением одного конкретного челове­ка. Поэтому установить причинно-следственные связи и сделать обобщения оказы-

    Глава 1 Развитие человека перспективы, процессы и методы исследования

    вается почти невозможно. В то же время правильно проведенный анализ развития одного человека может стимулировать более строгое исследование вскрытых в нем проблем.

    В практических областях, таких как медицина, образование, социальная работа и клиническая психология, анализ индивидуальных случаев - важный инструмент для постановки диагноза и выработки рекомендаций. Краткосрочное исследование с использованием этого метода, например детальный анализ реакций ребенка на военные действия или травму, может оказаться полезным для понимания его пове­дения в дальнейшем. Несмотря на то что к анализу индивидуальных случаев как к инструменту исследования следует относиться с осторожностью, он дает яркую, наглядную, детальную картину изменения целостного индивидуума на фоне его ок­ружения.

    Тесты достижений и способностей. Письменные тесты достижений или спо­собностей - широко распространенная форма измерения физических и когнитив­ных аспектов развития. Чтобы приносить пользу, эти тесты должны быть надежны­ми и валидными в том, что касается измерения способностей, для оценки которых они разработаны. Чаще всего это бланковые методики, заполняемые вручную, хотя все большее распространение получают их компьютерные версии.

    Методики самоотчета. К методикам самоотчета относятся интервью и запол­няемые самим испытуемым разнообразные формы отчетов и опросников, в которых исследователь задает вопросы с целью выявления мнений и типичных форм поведе­ния опрашиваемого. Иногда испытуемых просят сообщить информацию о себе, о том, каковы они сейчас, в настоящем, или какими они были в прошлом. Иногда их просят поразмышлять над своими утверждениями или намерениями, высказаться по поводу каких-то суждений об их поведении или образе жизни либо оценить себя по набору черт личности. В любом случае предполагается, что они постараются быть по возможности честными и объективными. Иногда такие методики включают в себя «шкалу лжи», содержащую повторяющиеся в несколько измененной форме вопросы основной части опросника и предназначенную для оценки искренности респондента. Несмотря на такой контроль, данные, получаемые с помощью мето­дик самоотчета, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследователя.

    Несмотря на широкое использование интервью и опросников в исследованиях подростков и взрослых, эти методики требуют существенной адаптации при работе с детьми. В одном таком исследовании ученым потребовалось выяснить представ­ления детей о самих себе и своих семьях. Была использована техника самоотчета, известная под названием интерактивный диалог. Один из таких диалогов был по­священ вопросу «На кого похож я и на кого похожи члены моей семьи». Исследова­тель заготавливал к интервью набор карточек с сюжетными картинками. Отвечая на вопросы, дети раскладывали карточки на две группы, указывая тем самым на сходство или отличие ситуаций, изображенных на картинках, с отношениями в их семье (Reid, Ramey, & Burchinal, 1990).

    Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

    Проективные методики. Иногда исследователь вообще не задает прямых вопросов. В проективных тестах испытуемым предлагаются картинка, задача или ситуация, несущие в себе элемент неопределенности, а они должны рассказать ис­торию, объяснить, что нарисовано, или найти выход из ситуации. Поскольку исход­ная задача, в силу своей неопределенности, такова, что правильных или неправиль­ных ответов быть не может, предполагается, что в этом случае люди будут проеци­ровать на эту ситуацию свои собственные чувства, установки, тревоги и потребности. Вероятно, самой известной проективной методикой является тест «чернильных пя­тен» Роршаха. Другим примером может служить тест тематической апперцепции (ТАТ), при проведении которого испытуемого просят придумывать небольшие ис­тории по мере предъявления серии картин довольно неопределенного содержания. Затем тестирующий анализирует темы, содержащиеся во всех придуманных испы­туемым историях.

    Широко используются и такие проективные методики, как тест словесных ассо­циаций и тест незаконченных предложений. Испытуемых могут попросить закон­чить фразу типа: «Мой папа всегда...» Им могут показать набор картинок и предло­жить рассказать, что тут нарисовано, выразить свое отношение к изображенному, проанализировать рисунки или расположить их в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. Так, в одном исследовании 4-летние дети участвовали в игре под названием «Медвежий пикник». Экспериментатор рассказывал несколько историй о семье плюшевых медвежат. Затем ребенку давали в руки одного медвежонка («это будет твой медвежонок») и предлагали закончить рассказ (Mueller, & Lucas, 1975).

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Развитие человека: перспективы, процессы и методы исследования

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Психология развития
    7-е международное издание Серия «Мастера психологии» Перевод с английского Н. Мальгиной, Н. Миронова, С. Рысева, Е. Турутиной под общей научной редакцией проф. А. А. Алек

    Крайг Г
    К78 Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии») ISBN 5-314-00128-4 Предлагаемая книга выдержала в Америке 7 изданий. На сегодня это один из лучши

    Задачи главы
    Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями. 1. Охарактеризовать биологические и обусловленные средой процессы развития, а также объяс­нить характер и

    Области развития
    Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоци­альной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения

    Общая характеристика областей развития
    Таблица 1-1 Область развития Характеристика Физическая Включает рост и изменения тела человека. Сюда вход

    Биологические процессы развития
    Все живые организмы развиваются в соответствии с их генетическим кодом, или планом. У некоторых видов, например мотыльков или бабочек, этот генетический план строго определен и практически не допус

    Влияние среды на развитие человека
    Каждое мгновение мы подвергаемся воздействию окружающей среды. Свет, звук, тепло, пища, лекарства, гнев, доброта, строгость - все это и многое другое может служить удовлетворению основных биологиче

    Взаимодействие процессов развития
    Среди некоторых психологов продолжаются дебаты по вопросу о том, в какой степени наше поведение определяется созреванием, а в какой - научением. Младе­нец сначала садится, затем встает и, наконец,

    Критический период - Единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенный средовой фактор способен вызвать эффект
    Например, если у беременной женщины отсутствует им­мунитет к краснухе, вследствие чего она заболевает через 2 месяца после зачатия, то это может привести к тяжелым последствиям: глухоте ребенка или

    Экологическая модель
    Возможно, самой влиятельной на сегодняшний день моделью человеческого раз­вития стала модель, предложенная американским психологом Ури Бронфенбреннером. Согласно его модели экологических систем (Br

    Историческая и культурная перспективы
    Перспектива жизненного пути, с которой мы уже познакомились в этой главе при рассмотрении результатов Калифорнийского лонгитюдного исследования, осно­вывается на 4-х основных предпосылках (Stoller,

    Жизненный путь человека: возрастные изменения в сравнении с историческими переменами
    Развитие человека на протяжении всей его жизни невозможно изучать в конт­ролируемой лабораторной обстановке. Культурные и исторические факторы, сме­шиваясь с предсказуемыми возрастными изменениями,

    Когорта,- это группа или совокупность людей, родившихся в один и то же период времени
    Часть 1 Комплексное изучение жизненного пути человека Некоторые исследователи изучали поколение людей, родившихся в годы Вели­кой депрессии и в подростковом возрасте переживших Вторую миро

    Отношение к детям в исторической перспективе
    На протяжении человеческой истории отношение к детям претерпело значи­тельные изменения. Как свидетельствуют письменные источники, в средневековой Европе взрослые, в основном, игнорировали период д

    Развитие в контексте меняющейся семьи
    Отношение к величине семьи, ее структуре и функциям также менялось с тече нием времени. До 20-х годов нашего столетия американские семьи, как правило были большими, объединяя представителей трех, а

    Объективное систематическое исследование человеческого развития
    Добывание надежных, верифицируемых фактов, относящихся к области разви­тия человека, - нелегкое дело. В чем отличие данных нашего личного опыта от данных, собранных исследователем? В какой момент у

    Принцип объективности
    Независимо от того, насколько честными и беспристрастными мы пытаемся быть, наши личные и культурные установки могут создавать серьезные преграды на пути к правильному пониманию поведения человека.

    Искусство задавать вопросы
    Большинство открытий в области естественных и социальных наук явились следствием постановки содержательных вопросов и острой наблюдательности ис­следователей. Ученый, заметив нечто интересное, выхо

    Использование научного метода
    При исследовании развития ребенка применяется тот же научный метод, которым пользуются в любой другой области социальных наук или наук о поведении. Термин научный метод относится к теме общеприняты

    Выбор условий проведения исследования
    Планирование любого исследования в области социальных наук заключается в определении структуры и типа собираемых данных, а также способов их анализа. Растущий человеческий организм развивается в ме

    Зависимая переменная - переменная в эксперименте, которая меняется в результате манипулирования независимой переменной
    Лаборато­рия - идеальное место для проверки гипотез и доказательства существования при­чинно-следственных связей между переменными. Именно в таких условиях прово­дились многие иссле

    Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени
    Как уже не раз говорилось, развитие - это непрерывный, динамический про­цесс, продолжающийся всю жизнь. Поэтому генетические исследования, в отличие от других видов исследований, сосредоточены на и

    Лонгитюдный метод (план) - Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода
    За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы посмотреть, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают. Лонгитюдные планы особенно привлекают специалистов в

    Когортно-последовательный план
    Рис. 1-4 . Основные планы исследования: лонгитюдный, поперечны

    Методы сбора данных
    Научные исследования дают широко расходящиеся результаты в зависимости от используемых методов измерения и состава испытуемых. Людей можно наблю­дать в реальной жизни, а можно подвергнуть тестирова

    Интерпретация данных
    После того как данные собраны, для исследователя наступает время интерпре­тировать их и проверить, насколько они подтверждают выдвинутую им ранее гипо­тезу. Мы не всегда интерпретируем одни и те же

    Определение границ выводов
    Слишком легко сойти с твердой почвы фактов в стремлении выйти в своих зак­лючениях за пределы того, что было действительно обнаружено в процессе исследо­вания. Хотя это может произойти по разным пр

    Причинность – Связь между двумя переменными, при которой изменение одной приводит к изменению другой
    Может, агрессивные дети больше смотрят телевизор, потому что им нравятся сцены насилия? Ряд исследований указывает на то, что агрессивное поведение и интерес к сценам насилия, увиденным по телевизо

    КОРРЕЛЯЦИЯ – Математическое выражение связи между двумя переменными
    дения детей, можно сначала определить количество часов, которые ребенок проводит у телевизора за про­смотром передач, включающих сцены насилия, а за­тем измерить степень агрессивности его поведения

    Этика научного исследования
    Нужно ли говорить, что при проведении исследований на людях ученые долж­ны руководствоваться этическими принципами. Сознательное причинение вреда испытуемому или ущемление основных прав человека -

    Этические нормы проведения психологических исследований
    Большинство из нас согласится с тем, что, если мы хотим понимать и контролиро­вать влияние, которое оказывают на человека потенциально опасные явления окру­жающей действительности, нам так или инач


    Хотя исследование процессов развития человека приводит к впечатляющим результатам, иногда оно не в состоянии ответить на основные общественно значимые вопросы. Например, наносит ли телевидение како

    Основные термины и понятия
    Валидность (validity) Готовность (readiness) Зависимая переменная (dependent variable) Когорта (cohort) Когортно-последователъний план (sequential/age cohort des

    Задачи главы
    Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями: 1. Объяснить сущность трех спорных вопросов, которые поднимаются в теориях развития ребенка 2. О

    Значение теорий
    Большие массивы данных, с которыми трудно иметь дело, с помощью теорий приводятся в порядок. Ученые, занимающиеся социальными науками, пользуются теориями для формулирования важных вопросов, для от

    Природа или воспитание
    Природа или воспитание - это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы - связанные с наследственностью или связанные с внешней средой - играют определяющую роль в развитии. Отдавая п

    Непрерывность или скачкообразность
    Еще одним принципиально важным для исследователей развития является воп­рос о том, как происходит этот процесс - непрерывно или скачкообразно. Проис­ходит ли развитие таким образом, что различные ф

    Организм или механизм
    Последний вопрос - о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, - как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными,

    Теории научения
    Согласно теориям научения, ключ к разгадке человеческой натуры в том, как она формируется окружающей средой, то есть большинство форм поведения приоб­ретается путем научения. Научение - это

    Бихевиоризм
    В начале XX века американские психологи приступили к созданию «науки о че­ловеческом поведении». Их не интересовали человеческие мысли, мечты или чув­ства. Вернее, они хотели собирать «факты», набл

    Генерализация раздражителя Перенесение реакции с одного специфического раздражителя на другие похожие
    Легко увидеть, каким образом генерализация раздражителя происходит в по­вседневной жизни детей. У малышей могут вызывать страх белые халаты врачей или запахи лекарств, поскольку они ассоциируются с

    На определенный стимул (или набор стимулов) благодаря многократному сочетанию этого стимула с поло­жительным подкреплением
    Как можно использовать оперантное обусловливание для обучения сложным действиям? Очень часто конечная форма поведения должна строиться шаг за ша­гом, или формироваться. При таком поэтапном формиров

    Формирование реакции Систематическое подкрепление не­последовательных приближений к желательнону действию
    Использованные Скиннером обучающие машины также основывались на прин­ципах оперантного обусловливания (Skinner, 1968). С помощью этих машин обуче­ние велось небольшими последовательными шагами, от

    Теория социального научения
    Психологи, создавшие теорию социального научения, расширили диапазон теории научения с целью объяснения сложного социального поведения. Чтобы сде­лать это, они вышли далеко за рамки кажущего

    Последствия реакции - результаты действий, наблюдаемые индивидом и используемые им для членения своего поведения
    В от­личие от более механистической теории научения, теория социального научения отводит сознательному мышлению большую роль в руководстве поведением. Подражание и

    Оценка теорий научения
    Теории научения, в том числе бихевиоризм, современный поведенческий ана­лиз и теория социального научения внесли большой вклад в наше понимание чело­веческого развития. В этих теориях главное внима


    1. Сравните классическое и оперантное обусловливание. При формулировке своего ответа обя­зательно используйте основные термины. 2. Объясните, как создатели теории социального научения расш

    Когнитивные теории
    В отличие от первых теорий научения, в которых люди считались пассивными машинами, действующими под влиянием внешней среды, когнитивные теории представляют людей рациональными, активными, знающими

    Понимание сохранения согласно Пиаже, главное когнитивное достижение на стадии конкретных операций
    Теперь ребенок способен судить об изменениях количества вещества, основываясь на логическом мышлении, а не только на данных восприятия; так, он считает, что количество воды останется постоянным, да

    Аккомодация-это термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект или идея не укладываются в наши понятия
    Для описания процесса, с помощью которого люди адаптируются к миру, Пиаже предложил биологическую модель. Когда животное ест, одновременно происходят два процесса. Происходит приспособление (акк

    Уравновешивание
    Термин Пиаже для обозначения основного процесса человеческой адаптации. В ходе уравновешива­ния индивиды стремятся к дости­жению равновесия или соответ­ствия между внешней средой и их собственными

    Дооперациональная стадия
    По Пиаже, вторая стадия когнитив­ного развития (примерно от 2 до 7 лет). Она начинается с того вре­мени, когда дети обретают способ­ность пользоваться символами, та­кими, например, как язык. Их мыш

    Стадия конкретных операций
    По Пиаже, третий период когни­тивного развития (от 7 до 11 лет). Дети начинают мыслить логичес­ки. На этой стадии они способны классифицировать предметы с учетом иерархии классов. Глава

    Информационный подход к развитию
    Пиаже подвергается критике со стороны многих психологов, среди которых есть и сторонники информационного подхода. Как и Пиаже, это ког­нитивные психологи, поскольку они исследуют мышление и интелле

    Когнитивное развитие в социальном контексте
    Согласно теории Пиаже, ребенок является «активным ученым», который взаи­модействует с физической внешней средой и развивает все более сложные страте­гии мышления. Создается впечатление, что этот ак

    Оценка когнитивных теорий
    Когнитивные психологи критикуют теории научения. Они считают, что акцент на многократном повторении и положительном подкреплении является слишком упрощенным подходом для объяснения многих аспектов

    Психоаналитическая традиция
    Теории Зигмунда Фрейда, неофрейдистов и представителей эго-психологии об­разуют то, что мы называем психоаналити­ческой традицией. Движущей силой этогонаправления являются работы Зигмунда Фрейда, к

    Идентификация
    Принятие поведения и качеств че­ловека, к которому индивидуум относится с уважением и которо­му хотел бы подражать. По мере биологического созревания ребенка развивается и его Я. Я

    Эриксон
    Эрик Эриксон (1904-1994) относится к третьему поколению фрейдистов. Его теория развития личности имеет много общего с теорией Фрейда, однако между ними существует несколько важных различий.

    Стадии психосоциального развития
    В теории Эриксона - этапы раз­вития, в течение которых приоб­ретаемый индивидом жизненный опыт предопределяет наиболее важные приспособления к соци­альной среде и коренные измене­ния личности.

    Оценка психоаналитической традиции
    Хотя многие считают, что традиционный психоанализ стал достоянием исто­рии, он продолжает вносить значительный вклад в исследование человеческого по­ведения. Его сильная сторона заключена в богатст

    Повторение и применение изученного материала
    1. Охарактеризуйте предположения Фрейда о развитии личности и его теорию психосексуально­го развития. 2. Чем теория развития личности Эриксона отличается от теории Фрейда? 3. Пере

    Гуманистическая психология
    Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века как более оптимистическая третья сила в исследовании личности (Maslow, 1968). Она явилась реакцией против внешнего детерминизма,

    Самоактуализация Полная реализация потенциала только после того, как будут удовлетворены «низшие» индивидуума
    Например, голодный ребенок не сможет сосредоточиться на чтении или рисовании в школе, пока его не накормят. Маслоу выстроил человеческие потребности в виде пирамиды, показа

    Позитивное отношение
    «Теплое, положительное, прием­лющее» отношение психотерапев­та к клиенту, которое, как обнару­жил Роджерс, наиболее эффектив­но способствует его личностному росту. Оценка гуманисти

    Этология
    Этология - ветвь биологии, изучающая закономерности поведения жи­вотных. Именно она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для че­ловека и животных. Этологи подчеркивают важность исслед

    Повторение и применение изученного материала
    1. В чем отличие гуманистической психологии и связанных с ней теорий «Я» от рассмотренных ранее теорий? 2. Объясните сущность иерархии потребностей по Маслоу. 3. В чем заключается

    Применение изученного материала
    Вы только что подписали контракт с крупным издательством, согласно которому вы должны напи­сать свою автобиографию. Сознавая объем задачи, вы решаете начать с определения центральных тем и событий

    Основные термины и понятия
    Аккомодация (accommodation) Анальная стадия (anal stage) Ассимиляция (assimilation) Бихевиористы (behavlorists) Генерализация раздражителей (stimulus generalization) Генитальная стадия (ge

    Наша планета - моментальная фотография
    УРОВЕНЬ СМЕРТНОСТИ ДЕТЕЙ ДО 5 ЛЕТ Рис. 1. Ожидаемая на момент рождения средняя продолжительность жизни, 1993 Япония п Германия п США |

    Задачи главы
    Закончив изучение этой главы, вы должны суметь справиться со следующими заданиями: 1. Объяснить принципы и процессы генетической репродукции. 2. Описать причины и характерные особ

    Превращение психодиагностических процедур и техник в надежный инструмент науки и практики зависит от усилий многих специалистов по психометрической отладке, конструированию тестов, удовлетворяющих основным психометрическим требовованиям: надежности, валидности, стандартизации. Основные принципы проверки и определения надежности, конструирования и валидизации психодиагностических методик освещены в ряде специальных работ по психодиагностике (А. Анастази, А. Бодалси, В. Столин, А. Шмелев, К. Гуревич, В. Мельников и др.). В данном учебном пособии мы опишем базовые понятия и принципы проведения психодиагностического обследования, знание которые является непременным условием профессиональной квалификации практического психолога.

    Психодиагностика как научная дисциплина включает три области психологического знания:

    предметную область психологии, изучающую данные психические явления;

    психометрику – науку об измерении индивидуальных различий и диагностируемых переменных;

    практическое использование психологического знания в целях адекватного психологического воздействия и оказания помощи людям в решении их проблем.

    Методологической основой психодиагностики выступает психометрика. Именно эта наука разрабатывает технологию создании конкретных психодиагностических методик и определяет методологию обеспечения научных требований к ним:

    надежности – внутренней согласованности частей теста и воспроизводимости результатов при повторном тестировании;

    валидности – отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначен;

    достоверности – защищенности теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону;

    репрезентативности – наличия норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.

    Эти психометрические требования относятся к разным группам тестов, при этом в наибольшей степени – к объективным тестам и личностным опросникам, в наименьшей – к проективным техникам.

    Оъективная оценка психологических методик и тестов означает определение их надежности. В психометрии термин «надежность» всегда означает согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых.

    Насколько пригоден данный тест? Действительно ли он выполняет свои функции? Эти вопросы могут вызывать и иногда вызывают длительные бесплодные дискуссии. Предубеждения, субъективные выводы, личные пристрастия приводят, как считает А. Анастази, с одной стороны, к переоценке возможностей конкретного теста, а с другой – к упорному его неприятию. Единственный способ ответить на подобные вопросы – эмпирическая проверка. Объективная оценка психологических тестов прежде всего означает определение их надежности и валидности в конкретных ситуациях.



    Надежность теста есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой.

    Если у ребенка IQ в понедельник равен 110, а в пятницу – 80, то очевидно, что к такому показателю вряд ли можно отнестись с доверием. Аналогично, если индивид в ряду из 50 слов правильно определил 40, а в другом считающемся эквивалентным ряду – 20, то ни один из этих показателей не может рассматривается в качестве меры его вербального понимания. Разумеется, в обоих примерах возможно, что ошибочным является только один из двух показателей, но это может подтвердить лишь последующее тестирование; из приведенных данных следует только то, что вместе показатели не могут быть правильными.

    Прежде чем психологический тест станет общим достоянием, необходимо провести тщательную объективную проверку его надежности. Надежность может проверяться относительно временных изменений, выбора конкретных заданий или тестовой выборки индивидуальности экспериментатора или специалиста по обработке тестовых показателей и других аспектов тестирования. Очень важно точно указать тип надежности и способ ее определения, поскольку один и тот же тест может изменяться в различных аспектах. Желательно также иметь сведения о численности и особенностями индивидов, на которых проверялась надежность теста.

    Такая информация позволит пользующемуся тестом решить, насколько надежен этот тест для той группы, к которой он собирается его применить.

    Наиболее полное объяснение надежности тестовых методик дает А. Анастази. Под надежностью понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий обследования. На надежности основывается вычисление ошибки измерения, которая служит для указания вероятных пределов колебаний измеряемой величины, возникающих под действием посторонних случайных факторов. В самом широком смысле надежность показывает, в какой степени индивидуальные различия в тестовых результатах оказываются «истинными», а в какой могут быть приписаны случайным ошибкам. Если перевести это на язык специальных терминов, то измерение надежности теста позволяет оценить величину общей дисперсии тестовых показателей, являющуюся дисперсией ошибки. Вопрос, однако, состоит в том, что считать дисперсией ошибки. Одни и те же факторы, которые применительно к одним задачам являются посторонними, при решении других проблем уже считаются источниками «истинных» различий. Например, если нас интересуют колебания настроения, то происходящие день ото дня изменения в результатах теста эмоционального состояния могли относиться к цели тестирования и, следовательно, к истинной дисперсии результатов. Но если тест предназначен для измерения более стабильных характеристик личности, то те же ежедневные колебания можно отнести к дисперсии ошибки.

    Существенно то, что любые изменения условий, в которых проводится тест, если они не имеют отношения к его цели, увеличивают дисперсию ошибки. Поэтому, придерживаясь единых условий тестирования (контролируя общую обстановку, временные ограничения, инструктирование испытуемого, контакт с ним и другие аналогичные факторы), экспериментатор уменьшает дисперсию ошибки и повышает надежность теста. Но и в оптимальных условия ни один тест не является абсолютно надежным инструментом. По этому стандартный набор данных о тесте должен включать в себя и меру надежности. Такая мера характеризует тест, когда он применяется в стандартных условиях и проводится с испытуемыми, похожими на тех, кто участвовал в нормативной выборке. Следовательно, необходимо также приводить сведения об этой выборке.

    К. М. Гуревич определяет надежность как «крайне сложное и многоплановое понятие, одна из основных функций которого – оценить постоянство показателей тестовых испытаний» [Гуревич, 1981].

    В принципе можно сказать, что надежность должна обосновывать ошибку измерения – она должна показывать, какая часть изменчивости показателей ошибочна. Известно несколько основных факторов, определяющих уровень надежности. Так, надежность всегда будет иметь тенденцию к увеличению, если соблюдается постоянство условий проведения процедуры тестирования, так как это снижает ошибку вариабельности измеряемого параметра. В то время многочисленность целей, сложность проблемы, изменчивость ситуаций, как правило, увеличивают ошибку измерения, уменьшая тем самым надежность.

    Разновидностей надежности теста так же много, как и условий, влияющих на результаты теста, поэтому любые такие условия могут оказаться посторонними по отношению к цели, и тогда

    обусловленная ими дисперсия должна войти в дисперсию ошибки. Однако практическое применение находит лишь несколько типов надежности. Поскольку все типы надежности отражают степень последовательности или согласованности двух независимо полученных серий показателей, то в качестве их меры может выступать коффециент корреляции. Более специальное обсуждение корреляции с подробным описанием вычислительных процедур приводится в учебниках по статистике для педагогов и психологов (В. Аванесов, А. Гусев, Ч. Измайлов, М. Михалевская и др.).

    Hа практике используются три основных метода оценкинадежности тестов:

    1) повторное тестирование;

    2) параллельное тестирование;

    3) метод расщепления.

    Рассмотрим каждый из них в отдельности.

    Повторное тестирование Является одним из основных методов измерения надежности. Повторное

    тестирование выборки испытуемых проводится одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одинаковых условиях. Повторное тестирование обычно называют ретестом, а надежность, измеренную таким способом, – ретестовой надежности. Схема оценки ретестовой надежности имеет вид:

    В этом случае за индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований.

    Метод повторного тестирования обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу достоинств относятся естественность и простота определения коэффициента надежности. К недостаткам следует отнести неопределенность в выборе интервала между двумя измерениями. Возникновение временной неопределенности связано с тем, что повторное тестирование отличается от первичного. Испытуемые уже знакомы с содержанием теста, помнят свои первоначальные ответы и ориентируются на них при повторном выполнении теста. Поэтому при повторном тестировании нередко наблюдается или «подгонка» под первоначальные результаты, или как следствие негативизма демонстрация «новых» результатов. Во избежание этого, приводя в руководстве к тесту его ретестовую надежность, следует указывать, какому интервалу времени она соответствует. В связи с тем что ретестовая надежность уменьшается с ростом временного интервала, наиболее доверительными являются высокие коэффициенты надежности, полученные при явно больших интервалах между тестированиями. Недостаточно высокие коэффициенты надежности могут быть следствием неоптимального определения временных интервалов.

    Параллельное тестирование В этом случае многократность измерения организуется с помощью параллельных, или эквивалентных, тестов. Параллельными называются тесты, которые с одинаковой ошибкой измеряют одно и то же свойство психики. В этом случае одни и те же лица выполняют несколько вариантов одного и того же теста или эквивалентные тесты. Как правило, практическое использование данного типа надежности связано со значительными затруднениями, поскольку крайне сложно построить несколько вариантов одного теста таким образом, чтобы испытуемый не мог обнаружить их психологическую однородность. Да и искажающее влияние тренировки в этом случае не полностью снято. Кроме того, возникает вопрос: являются ли альтернативные типы надежности характеристиками именно надежности теста, а не параметрами эквивалентности испытаний? Ведь если две формы испытания проводятся при однотипных константных условиях, то, вероятнее всего, исследуются показатели эквивалентности двух форм тестирования, а не показатели надежности самих тестов. Ошибка измерения в этом случае определяется флюктуациями выполнения теста, а не флюктуациями структуры теста.

    Схема использования параллельных тестов для измерения на дежности имеет вид:

    Рассчитанный между двумя тестами коэффициент корреляции называется эквивалентной надежностью.

    Метод расщепления Он является развитием метода параллельного тестирования и базируется на допущении о параллельности не только отдельных форм теста, но и отдельных заданий внутри одного теста. Это одна из наиболее простых проверок теста, когда вычисляется коэффициент корреляции между его половинами. Каким же образом поделить тест на две половины, чтобы иметь возможность выровнять обе половины по тому или иному конкретному основанию? Чаще всего задачи теста делят на чет-нечет, что позволяет в какой-то мере устранить возможные недостатки. Главное достоинство этого типа надежности состоит в независимости результатов тестирования от таких элементов деятельности, как врабатывание, тренировка, практика, утомление и т.д. При разделении теста на две части индекс надежности вычисляется по формуле Спирмена-Брауна, предложивших ее независимо друг от друга. Их статьи были опубликованы в одном и том же номере психологического журнала с выводами и формулами [Аванесов, 1982]. В их формуле

    R (х, 0=2 RJ\ + R, у

    где R – коэффициент корреляции двух половин теста. В качестве коэффициента индекса надежности рассматривается средний модуль коэффициента корреляции всех заданий теста или средний коэфициент детерминации.

    Итак, мы рассмотрели три эмпирических метода оценки надежности тестов: повторное тестирование одним и тем же тестом, повторное тестирование параллельной формой теста и расщепление теста.

    Какой из этих методов дает истинную оценку надежности теста? Каким из методов следует пользоваться? Ответ на этот вопрос зависит от личной симпатии и целей исследования.

    При использовании метода повторного тестирования получаем оценку степени устойчивости результатов во времени и в зависимости от условий тестирования. Поэтому ретестовый коэффициент надежности называют также коэффициентом устойчивости или стабильности теста. При использовании метода параллельных форм и метода расщепления оценивается степень взаимной согласованности частей теста. Поэтому коэффициенты надежности, полученные этими двумя методами, интерпретируются как покачен и гомогенности, однородности тестов.

    Помимо показателей устойчивости и гомогенности, Р. Б. Кэттелл считает необходимым рассматривать показатель переносимосmu (transferability). Он представляет собой оценку способности тес та сохранять точность измерения в разных выборках, субкультурах и популяциях. Совместно устойчивость, гомогенность и переносимость образуют комплексную характеристику надежности, которую Р. Б. Кэттелл называет постоянством (consistency) и определяет как «степень, в которой тест продолжает предсказывать то, что он однажды предсказал, несмотря на изменения (в определенных пределах): а) объема, в котором тест применялся; б) условий, в которых он применялся; в) состава выборки, в которой он применяется».

    Наконец, существует тип надежности, непосредственно имеющий отношение к надежности лица, проводящего тестовое испытание. Оценка надежности лица, проводящего тест, получается с помощью независимого моделирования испытания двумя различными экспериментаторами.

    Надежность результатов тестирования зависит не только от надежности самого теста и процедуры его проведения. Важным фактором, влияющим на результаты интерпретации данных, является специфика конкретной выборки. Наиболее существенными характеристиками выборки, с этой точки зрения, следует признать социально-психологическую однородность по разным параметрам; учитываются также возраст и пол.

    Последовательность действий при проверке надежности А. Г. Шмелев предлагает провести следующим образом [Общая психодиагностика, 1987]:

    1. Узнать, существуют ли данные о надежности теста, предлагаемого к использованию, на какой популяции и в какой диагностической ситуации проводилась проверка. Если проверки не было или признаки новой популяции и ситуаций явно специфичны, провести заново проверку надежности с учетом указанных ниже возможностей.

    2. Если позволяют возможности, то произвести повторное тестирование на всей выборке стандартизации и подсчитать все коэффициенты, приведенные как для целого теста, так и для отдельных пунктов. Анализ полученных коэффициентов поможет понять, насколько пренебрежима ошибка измерения.

    3. Если возможности ограничены, произвести повторное тестирование только на части выборки (не менее 30 испытуемых), подсчитать вручную ранговую корреляцию для оценки внутренней

    согласованности (методом расщепления) и стабильности целого теста.

    Безусловно, рассмотренные понятия психодиагностики – ее важнейшие атрибуты. Однако высокие показатели надежности сами по себе не определяют практическую ценность теста. Ведущий фактор, который позволяет измерить целевые результаты психологического тестирования, – валидность.

    1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
    а) валидность;
    б) вариабельность;
    в) репрезентативность ;
    г) надёжность.
    2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
    а) стадия наблюдения;
    б) корреляционная стадия;
    в) контрольная стадия;
    г) стадия формирования гипотезы.
    3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
    а) способность теста определять меру дефекта;
    б) характеристика единства способов использования теста;
    в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
    г) мера вероятности получения ошибочных результатов.
    4. Репрезентативность теста указывает на:
    а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
    б) степень однородности диагностируемой выборки;
    в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.
    5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
    а) приведение теста в соответствие со стандартами;
    б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
    в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.
    6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
    а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
    б) характеристика врожденных способностей;
    в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
    г) характеристика зоны ближайшего развития.
    7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
    а) психодиагностика;
    б) диагноз;
    в) измерение;
    г) психологический эксперимент.
    8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:
    а) Э. Крепелина и А. Бине;
    б) П. Жане и Ф. Гальтона;
    в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;
    г) Ф. Гальтона и А. Бине.
    9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:
    а) С.Л. Рубинштейн;
    б) А.Р. Лурия;
    в) Т. Рибо;
    г) В.Б. Зейгарник.
    10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
    а) интеллектуального уровня;
    б) зоны ближайшего развития;
    в) мотивации учебной деятельности;
    г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.
    11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
    а) предпосылки интеллекта - интеллект;
    б) интеллект - мышление;
    в) ригидность - гибкость.
    12. Что одно из перечисленного является существенным элементом предложенного А.Ф. Лазурским «естественного эксперимента» в отличие от лабораторного:
    а) условия эксперимента не связаны с искусственными условиями и требованиями;
    б) эксперимент проводится без использования технических средств;
    в) экспериментатор включен в выполнение задания вместе с испытуемым;
    г) наблюдение в естественных условиях с точностью и научностью эксперимента, когда испытуемый не осведомлен о проводящемся исследовании;
    д) применяется специальная аппаратура и четко спланированные задания.
    13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
    а) личностные опросники;
    б) тесты достижений;
    в) психометрические тесты;
    г) проективные методы;
    д) свободное интервью.
    14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
    а) паспортного возраста и уровня образования;
    б) умственного и эмоционального возраста;
    в) интеллектуального и паспортного возраста;
    г) максимальных и минимальных показателей;
    д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.
    15. Включенное наблюдение – это:
    а) наблюдение, использующее «батареи» психологических тестов;
    б) длительное наблюдение;
    в) наблюдение в условиях лаборатории;
    г) наблюдение, при котором психолог является непосредственным участником событий;
    д) наблюдение включает в себя несколько этапов.
    16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
    а) формирующим экспериментом;
    б) наблюдением;
    в) констатирующим экспериментом;
    г) квазиэкспериментом;
    д) моделированием.
    17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
    а) включенное наблюдение;
    б) пилотажный эксперимент;
    в) контрольный эксперимент;
    г) формирующий эксперимент;
    д) констатирующий эксперимент.
    18. Синонимом формирующего эксперимента является:
    а) квазиэксперимент;
    б) проективный эксперимент;
    в) контрольный эксперимент;
    г) генетико-моделирующий;
    д) лабораторный эксперимент.
    19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
    а) L- данными;
    б) Q- данными;
    в) T-данными;
    г) Z- данными.
    20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
    а) к организационным методам;
    б) к эмпирическим методам;
    в) к способам обработки данных;
    г) к интерпретационным методам .
    21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
    а) L- данными;
    б) Q- данными;
    в) T-данными;
    г) Z- данными.
    22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
    а) экспериментом;
    б) контент-анализом;
    в) наблюдением;
    г) методом анализа продуктов деятельности.
    23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
    а) пилотажным;
    б) лонгитюдным;
    в) сравнительным;
    г) комплексным.
    24. Понятие «самонаблюдение» является синонимом термина:
    а) интроверсия;
    б) интроекция;
    в) интроспекция ;
    г) интроскопия.
    25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:
    а) наблюдение;
    б) эксперимент;
    в) тестирование;
    г) самонаблюдение.
    26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
    а) наблюдение;
    б) эксперимент;
    в) тестирование;
    г) самонаблюдение.
    27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
    а) контекст-анализом;
    б) анализом продуктов деятельности;
    в) беседой;
    г) экспериментом.
    28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
    а) контент-анализом;
    б) методом сравнения;
    в) методом социальных единиц;
    г) социометрией.
    29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
    а) наблюдения;
    б) эксперимента;
    в) контент-анализа;
    г) анализа продуктов деятельности.
    30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
    а) валидности;
    б) достоверности;
    в) надёжности.
    31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
    а) Бине-Симоном;
    б) И.П. Павловым;
    в) Эббингаузом.
    32. К формализованным методикам относятся:
    а) тесты;
    б) опросники;
    в) проективные методики;
    г) психофизиологические методики;
    д) все ответы верны;
    е) все ответы неверны.
    33. К малоформализованным методикам НЕ относят:
    а) наблюдение;
    б) беседу;
    в) анализ продуктов деятельности;
    г) опросники;
    д) тесты.
    34.Стандартизация - это:


    35.Надежность- это:
    а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
    б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
    в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает
    36.Валидность - это:
    а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
    б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
    в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает
    37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
    а) константностью;
    б) контент-анализ;
    в) тест-ретест.
    38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
    а) устойчивости внимания;
    б) концентрации внимания;
    в) переключаемости внимания;
    г) динамической асимметрии внимания.
    39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
    а) классификация и сложение фигур;
    б) сложение фигур и исключение предметов;
    в) пиктограмма и сложение фигур;
    г) классификация и исключение предметов;
    д) пиктограмма и классификация.
    40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
    а) тест уровня самооценки;
    б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
    в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.
    41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
    а) профиль должен оцениваться как единое целое;
    б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
    в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
    г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.
    42. Тест «чернильных пятен» создан Г. Роршахом:
    а) в 1912 г.;
    б) в 1921 г.;
    в) в 1935 г.;
    г) в 1951 г.
    43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
    а) 3-4 года;
    б) 5-6 лет;
    в) 7-8 лет;
    г) 9-10 лет.
    44. «Кубики Кооса», «куб Линка» являются методиками для исследования:
    а) процесса решения конструктивных задач;
    б) абстрактно-логического мышления;
    в) дискурсивного мышления;
    г) оперативной памяти.
    45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
    а) недостающие детали;
    б) арифметика;
    в) лабиринт;
    г) осведомленность.
    46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
    а) высокий уровень тревоги;
    б) высокая потребность в самореализации;
    в) высокий уровень внимания;
    г) высокая самооценка.
    47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
    а) ТАТ;
    б) тест Роршаха;
    в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
    г) тест незаконченных фраз.
    48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
    а) ТАТ;
    б) тест Векслера;
    в) тест общих способностей;
    г) тест Стенфорд-Бине.
    49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
    а) оценить уровень депрессии;
    б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
    в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
    г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.
    50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
    а) тест Роршаха;
    б) тест Векслера;
    в) тест Бендер;
    г) тест Кеттелла.
    51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
    а) Кеттел
    б) Рорших
    в) Векслер
    г) Бендер
    52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
    а) тест Векслера для взрослых;
    б) тест Айзенка;
    в) MMPI;
    г) Тест Кеттелла.
    53. Тесты способностей показывают:
    а) уровень предшествующей подготовки;
    б) степень вклада наследственности в способности;
    в) возможности успеха в той или иной области;
    г) общий уровень умственных способностей.
    54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
    а) синий;
    б) желтый;
    в) фиолетовый;
    г) сине-зеленый.
    55. Надежность теста показывает:
    а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
    б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
    в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.
    56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
    а) изучение групповой динамики;
    б) изучение взаимоотношений в семье;
    в) изучение ролевых идентификаций личности;
    г) изучение социальной конфликтности.
    57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
    а) выявление агрессивных реакций на стресс;
    б) определение уровня стрессоустойчивости;
    в) определение типов реагирования на фрустрацию;
    г) диагностика клинических типов агрессивности.
    58. Методологической основой психодиагностики является:
    а) хорошо разработанная психологическая теория;
    б) психометрика;
    в) практическая область применения психодиагностических методов.
    59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
    а) ситуации клиента;
    б) ситуации экспертизы;
    в) патопсихологической диагностики.
    60. Содержательная валидность теста – это:
    б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
    в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.
    61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
    а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
    б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
    в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.
    62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
    а) удобства интерпретации полученных результатов;
    б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
    в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.
    63. Социально-психологический норматив – это:
    а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
    б) система требований общества к индивиду;
    в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.
    64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
    а) Дж. Кеттелу;
    б) В.Вундту;
    в) А. Бине.
    65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
    а) не могут давать объективных и надежных результатов;
    б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
    в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.
    66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
    а) теоретическому типу валидизации;
    б) практическому типу валидизации;
    в) теоретическому и практическому типам валидизации.
    67. Конструктная валидность теста – это:
    а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
    б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
    в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.
    68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
    а) валидность ≤ надежность;
    б) валидность ≥ надежность;
    в) валидность = надежность;
    69. Достоверность теста – это:
    а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
    б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
    в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;
    70. Валидность теста доказывает:
    а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
    б) можно ли применять данный тест на практике;
    в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

    Тестирование - это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами. Тест - это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами. Значит, с помощью тестирования можно определить имеющийся уровень развития некоторого свойства в объекте исследования и сравнить его с эталоном или с развитием этого качества у испытуемого в более ранний период.

    Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие очень краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т.д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания обычно отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. В то же время, как показала мировая практика, очень важно видеть, что реально могут выявить тесты, для того чтобы не подменить предмет диагностирования. Так, многие тесты, претендующие на выявление уровня развития, реально выявляют лишь уровень подготовленности, информированности или умелости испытуемых.

    При подготовке тестовых заданий следует соблюдать ряд условий. Во-первых, нужно определить и ориентироваться на некоторую норму, что позволит объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Это означает также, что исследователь должен принять некоторую научную концепцию изучаемого явления, ориентироваться на нее и с этих позиций обосновывать создание и интерпретировать результаты выполнения заданий. Например, тесты-задания на выявление уровня сформированности знаний, умений и навыков по тем или иным учебным предметам составляются и применяются на основе некоторых представлений о критериях оценки знаний, умений и навыков учащихся и соответствующих норм отметок или могут быть рассчитаны лишь на сравнение испытуемых между собой по успешности. выполнения ими заданий. Во-вторых, испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания (независимо от времени и места), что позволяет исследователю объективно оценить и сравнить полученные результаты.

    Норма каждого теста определяется составителем-разработчиком путем нахождения среднего показателя, соответствующего результатам большой совокупности людей, принадлежащих некоторой культуре (выборка стандартизации). Этот показатель принимается за средний показатель развития выявляемого тестом свойства, статистически характерного для среднего человека. Это может быть, например, возрастной нормой интеллектуального развития или какой либо личностной характеристикой. Такой показатель определяется опытным путем и принимается за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются: каждый тест сопровождается способом обработки данных и интерпретации результатов. Например, в тесте на определение акцентуации характера (К. Леон-гардт) испытуемый по каждому из типов акцентуации может набрать максимум 24 балла; признаком сильной выраженности (акцентуации) считается показатель, превышающий 12 баллов (исследователь может сам, на основании накопленного опыта, дополнительно уточнить характеристику меры выраженности свойства при показателях до 24 баллов).

    Тесты, ориентированные на определение среднестатистических норм и принятие их в качестве критериев оценки и интеграции, позволяют осуществлять нормативно-ориентированное тестирование (НОРТ). Такие нормативные оценочные действия часто используются в педагогической практике. Например, существуют критерии оценки знаний, умений и навыков и нормы отметок по тем или иным учебным предметам, применяются учебные задания тестового характера по разным предметам с установленными нормами выставления отметок. НОРТ можно осуществить с применением многих тестов (тест Равена, тест Кэттелла, методика диагностики уровня субъективного контроля и др.).

    Бывает много случаев, когда важно учитывать изменения в показателях одного и того же испытуемого на определенном промежутке времени, например до начала обучения и после завершения обучения некоторому учебному материалу. Это позволяет фиксировать возможности испытуемого, а периодическая диагностика и сравнение его показателей с предыдущими позволяет выявлять темп и направление развития изучаемого свойства. В таких случаях интерпретация результатов тестирования осуществляется с позиции выбранных критериев, показывающих особенности продвижения испытуемого в усвоении содержания учебного материала и развитии определенных психических качеств. Многие интеллектуальные тесты, тесты достижений и др. позволяют использовать их в указанном выше смысле. Норма теста в подобных случаях индивидуальная.

    Возможен и случай, когда определение нормы теста осуществляется по содержательному признаку, на основе анализа логико-психологической структуры материала заданий, когда успешность выполнения теста интерпретируется в терминах - качественных характеристиках исследуемого свойства. Такие качественные характеристики выступают как критерии оценки достижений испытуемого, а само тестирование становится критериально-ориентированным. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) позволяет достаточно успешно сочетать тестирование, интерпретацию результата и коррекцию хода обучения (формирования). Напомним еще раз, что результаты выполнения заданий в КОРТ соотносятся с качественными характеристиками содержания задания (теста), а не с некоторым среднестатистическим уровнем успешности его выполнения, как в НОРТ.

    Примером может служить использование «Методики АРП» и соответствующего ей блока методик, предложенного одним из авторов данного пособия. Выполнение данного блока позволяет определить уровень развития мышления испытуемого - школьника, которое может быть эмпирическим, аналитическим, планирующим и рефлектирующим. Поскольку сформированность того или иного уровня развития мышления является предпосылкой возможного становления в будущем следующего уровня развития, поэтому имеется возможность: 1) принятия этих уровней в качестве критериев оценки исследуемого свойства; 2) принятия следующего за установленным уровня в качестве направления последующего развития мышления и определение ближайшей зоны развития мышления ученика; 3) составление адекватного набора упражнений по одному или ряду учебных предметов, выполнение которых должно привести к достижению школьником соответствующего уровня развития мышления1.

    Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Эти правила достаточно четко проработаны, и основные из них имеют следующий смысл: 1)

    информирование испытуемого о целях проведения тестирования; 2)

    ознакомление испытуемого с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно; 3)

    обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми; сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи; 4)

    соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание; 5)

    предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение ее конфиденциальности; 6)

    ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу соответствующей информации с учетом принципа «Не навреди!»; в этом случае возникает необходимость решения серии этических и нравственных задач; 7)

    накопление исследователем сведений, получаемых другими исследовательскими методами и методиками, их соотнесение друг с другом и определение согласованности между ними; обогащение своего опыта работы с тестом и знаний об особенностях его применения.

    Как уже было отмечено, каждый тест сопровождается конкретной инструкцией и методическими указаниями по обработке и интерпретации получаемых данных.

    Выделяют также несколько типов тестов, каждому из которых сопутствуют соответствующие процедуры тестирования.

    Тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов.

    Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются также интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, соответствующие субтесты теста Век-слера и т.д., а также тесты-задания на обобщение, классификацию и множество других тестов исследовательского характера.

    Тесты достижений ориентированы на выявление уровня сфор-мированности конкретных знаний, умений и навыков и как меры

    1 См.: Атаханов Р.А. Математическое мышление и методики определения уровня его развития // Науч. ред. В.В.Давыдова. - Рига, 2000.

    успешности выполнения, и как меры готовности к выполнению некоторой деятельности. В качестве примеров могут служить все случаи тестовых экзаменационных испытаний. На практике обычно применяются «батареи» тестов достижений.

    Личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых. Они многочисленны и разнообразны: существуют опросники состояний и эмоционального склада личности (например, тесты тревожности), опросники мотивации деятельности и предпочтений, определения черт характера личности и отношений.

    Имеется группа тестов, называемых проективными, которые позволяют выявить установки, неосознаваемые потребности и побуждения, тревоги и состояние страха. Испытуемому предлагаются различные стимульные материалы типа сюжетно неопределенных картинок, незавершенных предложений, сюжетные рисунки с конфликтными ситуациями и др. с просьбой интерпретировать их. Механизм выполнения таких заданий проявляется в том, что испытуемый некоторым образом упорядочивает элементы стимульного материала и придает им субъективный смысл, отражающий его личный опыт и переживания. Иначе говоря, проективные тесты построены на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям те свои влечения, потребности и желания, которые в обычном состоянии подавлены. Значит, проективные тесты позволяют с достаточной мерой объективности диагностировать бессознательные переживания человека. Такими тестами являются тематический апперцептивный тест, тест «чернильных пятен» Роршаха, широко применяемый фрустрационный тест Розенцвейга и др. Используются также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений на реальность путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации. Например, тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» выявляет индивидуально-типологические различия путем анализа рисунка человека, составленного из десяти фигур (треугольников, квадратов и кругов, причем их сочетание может быть любым): испытуемый может оказаться принадлежащим к типу «руководителей», «тревожно-мнительных личностей» и т. д.

    Применение тестов всегда связано с измерением проявления того или иного психологического свойства и оценкой уровня его развития или сформированности. Поэтому важное значение имеет качество теста. Качество теста характеризуется критериями его точности, т. е. надежностью и валидностью.

    Надежность теста определяется тем, насколько получаемые показатели являются стабильными и насколько они не зависят от случайных факторов. Разумеется, речь идет о сравнении показаний одних и тех же испытуемых. Это значит, что надежному тесту должна быть свойственна согласованность показателей тестирования, полученных при повторном тестировании, и можно быть уверенным в том, что тест выявляет одно и то же свойство. Применяются разные способы проверки надежности тестов. Один способ - это только что упомянутое повторное тестирование: если результаты первого и через определенное время проводимого повторного тестирования покажут наличие достаточного уровня корреляции, то это будет свидетельствовать о надежности теста. Второй способ связан с применением другой эквивалентной формы теста и наличием высокой корреляции между ними (некоторые тесты предлагаются пользователям в двух формах; например, тест-опросник Айзенка EPI - по определению темперамента - имеет равнозначные формы А и Б). Возможно и применение третьего способа оценки надежности, когда тест допускает его расщепление на две части и одна и та же группа испытуемых обследуется с применением обеих частей теста. Надежность теста показывает, насколько результаты тестирования могут быть устойчивы, насколько точно измеряются психологические параметры и насколько высокой может быть мера доверия исследователя к полученным результатам.

    Валидность теста отвечает на вопрос о том, что именно выявляет тест, насколько он пригоден для выявления того, для чего он предназначен. Например, тесты способностей нередко выявляют несколько иное: натренированность, наличие соответствующего опыта или, наоборот, его отсутствие. В таком случае тест не отвечает требованиям валидности.

    В психодиагностике выделяют разные виды валидности. В простейшем случае валидность теста обычно определяется путем сопоставления полученных в результате тестирования показателей с экспертными оценками о наличии данного свойства у исследуемых (текущая валидность или валидность «по одновременности»), а также путем анализа данных, полученных в результате наблюдения за обследуемыми в различных ситуациях их жизни и деятельности, и их достижений в соответствующей области. Вопрос о валидности теста может быть решен еще и сравнением его данных с показателями, полученными с помощью методики, связанной с данной методикой, валидность которой считается установленной.