Войти
Территория кровельщика
  • Биография Александра Александровича Блока: кратко о главном
  • Вкусное варенье из черной смородины
  • Кто сказал "случайности не случайны"?
  • Как правильно выбрать имя по православному календарю
  • Клюквенный морс — рецепты и советы по приготовлению
  • Статусы и цитаты про снег с пояснениями Цитаты про снег короткие
  • Какие корни с чередованием гласных. Справочник по русскому языку

    Какие корни с чередованием гласных. Справочник по русскому языку

    Чередование в зависимости от суффикса -a -

    1. В нижеперечисленных корнях пишется и -a - , в противном случае пишется е :
    a → е, a → и
    ..е.. ..и.. a
    бе р - бер у би р - забир a ть
    бле с(т) - блест еть бли ст - блист a ть
    де р - удер у ди р - задир a ть
    же г - выжег жи г - сжиг a ть
    ме р - умер еть ми р - умир a ть
    пе р - запер еть пи р - запир a ть
    сте л - расстел ить сти л - расстил a ть
    те р - стер еть ти р - стир a ть
    че р - вычет чи р - вычит a ть
    Исключения: соче т а ть, соче т а ние. Запомните: че т а.

    2. В корнях с чередованием а(я) - им, а(я) - ин пишутся им и ин , если дальше следует суффикс -a - .

    ать/ять ...им/н ← a
    снять сним a ть
    начать начин a ть
    принять приним a ть
    размять размин a ть

    3. В корне кас- - кос(н)- пишется а , если дальше следует суффикс -a - .

    Чередование в зависимости от ударения

    Без ударения в корнях гор- (гар-), твор- (твар-), клон- (клан-), позд- (пазд-) пишется о , в корнях зар- (зор-), плав- (плов-) пишется а . Под ударением в этих корнях пишется та гласная (о/а) , которая слышится.

    Если без ударения Если под ударением
    ..о.. ..а.. гласная, которая слышится
    го р е́лый за р ни́ца зага́ р , зо́ р ька - за́ р ево
    тво р и́ть за р я́ тва́ р ь - тво́ р чество
    покло н е́ние попла в о́к кла́ н яться - покло́ н , попла́ в ать
    опо зд а́ть пла в у́чий опа́ зд ывать - по́ зд но
    Исключения:

    вы́га р ки, и́зга р ь, при́га р ь; у́тва р ь; зо р я́нка, зо р ева́ть; пло в е́ц, пло в чи́ха, плы в у́н.

    Чередование в зависимости от последующей согласной

      В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о .

      Пример: заро с ль - ра ст и, выра щ ен .

      В безударном корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж - о .

      Пример: предло ж ить - предла г ать .

      В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч - о .

      Пример: ско ч у - ска к ать .

      Исключения:

      отра с ль, ро ст ок, выро ст ок, ро ст овщик, Ро ст ов, Ро ст ислав, ска ч ок, ска ч у,поло г .

    Чередование в зависимости от значения слова

      Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение ”погружать в жидкость” , а корень мок- в глаголах со значением ”впитывать жидкость” .

      Пример: вымо к нуть - ма к ать .

      Корень равн- пишется в словах со значением ”равный, одинаковый” , а корень ровн- — в словах со значением ”ровный, прямой, гладкий” .

      Пример: сро вн ять (землю) - ура вн ение .

    Запомните:

    ра внина, ра внение, поро вну, уро вень.

    Наиболее распространенные корни с чередующимися гласными:

    гор- и гар- , под ударением пишется гласная «а», а в безударной позиции гласная «о».
    Пример: горЕть, горЯчий, горячИться, гАрь, зАгар, угАр, угорЕть, загорЕлый.
    Исключения: вЫгарки, прИгарь, Изгарь, и другие специальные и диалектные слова.

    В корнях с чередующимися гласными зар- и зор- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «а».
    Например: зАрево, зОрька, зарнИца, озарЯть, зарЯ.
    Исключения: зоревАть.

    В корнях с чередующимися гласными касс- и кос(н)- пишется гласная «о», если дальше следует согласная «н», а в остальных случаях, пишется «а».
    Например: касаться, косНуться, касательная, прикосНовение.

    В корнях с чередующимися гласными клан- и клон- , под ударением пишется та гласная, которая слышится, а в безударной позиции, пишется «о».
    Например: клАняться, поклОн, поклонИться, поклонЕние.

    В корнях с чередующимися гласными лаг- и лож- , перед «г» пишется гласная «а», а перед «ж» пишется «о».
    Например: прилаГательное, прилоЖиться, предлоЖение, предлаГать, облоЖение.
    Исключения: полОг (Семантически это слово уже не связано с корнями лаг- лож-).

    В корнях с чередующимися гласными мак- и мок- пишется гласная буква «а», если слово имеет значение «погружать, окунать в жидкость», и «о», если слово имеет значение «пропускать жидкость.».
    Например: Макать сухарь в чай, Обмакнуть перо в чернила, Вымокнуть под дождем, Промокнуть написанное, макание, промокательная бумага, промокашка, непромокаемый плащ.

    В корнях с чередующимися гласными плав-, плов- и плыв- пишется гласная «а» во всех словах, кроме: пловец, пловчиха и плывуны.
    Например: Плавать, плавучесть, поплавок, пловец, пловчиха, плывуны.

    В корнях с чередующимися гласными равн- и ровн- пишется гласная буква «а» в словах со значением «равный, одинаковый, наравне», и гласная «о» в словах со смыслом «ровный прямой, гладкий».
    Например: Сравнивать, сравняться, равный (одинаковый), ровный (гладкий), выравнять, ровно.

    В корнях с чередующимися гласными раст-, ращ- и рос- пишется гласная «а» перед последующим сочетанием «ст» или «щ», иначе, пишется «о».
    Например: раСТи, нараЩивать, выросший, заросль, поросль.
    Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов (фамилия).

    В корнях с чередующимися гласными скак- и скоч- , перед «к» пишется «а», а перед «ч», пишется «о».
    Например: подскаКать, подскоЧить, скаКалка, скоЧет.
    Исключения: скачок, скачу.

    В корнях с чередующимися гласными твар- и твор- , под ударением пишется та же гласная, которая и произносится, а без ударения пишется «о».
    Например: твАрь, твОрчество, творИть, творЕц.
    Исключения: утвАрь (Хотя, семантически, слово уже не относится к корням твар- и твор-).

    В корнях бер- и бир-
    Например: собирАть, беру, собирАется.

    В корнях дер- и дир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: задирАть, деру, задирАется, задирА.

    В корнях мер- и мир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: замирАть, замереть, умирАть.

    В корнях пер- и пир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: запирАть, запереть, запирАется.

    В корнях тер- и тир- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: стирАть, стереть, затирАет.

    В корнях блест- и блист- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: блестеть, блистАть, блещет, блестки, блистАтельный..

    В корнях жег- и жиг- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: зажигАть, зажечь, выжегший, зажигАтельно.

    В корнях стел- и стил- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: стелется, застилАть, простилАется, расстелить.

    В корнях чет- и чит- , перед суффиксом «а», пишется гласная «и», иначе, пишется «е».
    Например: четное, читАтель.
    Исключения: сочетАть, сочетАние.

    В корнях с чередованием а (я) – им, а (я) – ин пишутся «им» и «ин», если дальше следует суффикс «а».
    Например: Сжать, сжимать, понять, понимать, напоминать, напомнить.

    При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.

    Вконтакте

    Основные правила

    Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

    • наличием суффикса -а-;
    • согласным, стоящим после гласной;
    • позицией — под или нет;
    • смысловым значением.

    Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

    Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться».

    Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

    В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

    Когда выбор способа написания зависит от согласных

    Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

    Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

    1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
    2. Часто не видят сочетания «ст» , замечают только согласный «с» , поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о» .

    Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

    Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».

    В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» .

    Наличие суффикса -а-

    Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

    Корни Условия выбора Примеры Исключения
    кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» а – есть суффикс –а-;

    о – нет суффикса -а-

    касающийся

    соприкосновение

    лаг/лож предположение

    возлагать

    полог
    тер/тир в значении «трёт»

    мер/мир в значении «умер, замрёт»

    блест/блист

    стел/стил

    и – присутствует -а-;

    е – отсутствует -а-

    Протирание, вытерший

    перила, подпирать

    выберет, выбирать

    вымирание, умер

    выдернувший, придирающийся

    собирание, неразбериха

    выжегший, сжигание

    блистающий, заблестевший

    выстилать, постеливший

    вычесть, вычитание, почести, почитание

    перенимать, приминать, перенять, примять

    сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

    Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

    1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
    2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и» , если есть суффикс —а-, когда его нет ‑ «е» . Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
    3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
    4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е» , проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
    5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».

    Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

    Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

    Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

    Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

    • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
    • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

    Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».

    Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

    Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.

    Приведем примеры:

    1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
    2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
    3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
    4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

    Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

    Корень -плав-

    В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

    Чередующиеся безударные гласные в корне

    Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

    Итог

    Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

    Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.

    Обратите внимание на выражения «чередование звуков» и «корни с чередующимися гласными». Чувствуете разницу?

    Разница в том, что мы от фонетического явления перемещаемся к орфографии, нам важно уметь писать буквы в корнях слов, где чередуются звуки [э] и [и], [а] и [о].

    Вспомните, в каких позициях могут находиться эти гласные?

    В сильной позиции – под ударением, в слабой – в безударном положении.

    Почему написание гласных в слабой позиции вызывает трудности?

    Гласные слышатся менее чётко, неясно.

    Какой это гласный – проверяемый, непроверяемый, чередующийся?

    Если он чередующийся, то к нему нельзя применить обычное правило проверки гласных через ударный звук и незачем подбирать проверочные слова.

    Какие есть условия написания гласных в корнях с чередованием?

    Для написания корней с чередованием нужно выяснить, какие гласные чередуются и в каком именно корне.

    Перед нами выбор: написать буквы «е» или «и», «а» или «о».

    Тип корня зависит 1) от суффикса -а-, следующего за корнем; 2) от места ударения в слове; 3) от согласного в корне слова; 4) от смысла.

    Начнём с самого распространённого случая. Написания е–и в корнях глаголов. Условие для написания и – это суффикс -а- после корня.

    Есть две группы таких корней:

    в одной группе гласные всегда в безударном положении (избирать – изберу, изберёшь, избери; запирать – запереть, запер);

    в другой – гласные то безударные, то ударные (расстилать – стелить – стелется; протирать – протереть – протёртый).

    Рассуждаем так: прид..раться – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, есть суффикс -а-, значит, пишу букву «и» – придираться; прид..русь – корень с чередованием, гласный безударный, его нельзя проверить, нет суффикса -а-, пишу букву «е» – придерусь.

    Чаще всего можно ошибиться в словах с корнями -блист–блест-, -жиг–жег-, -стил– стел-.

    Например, бл..стеть на снегу, бл..снуть вдалеке, бл..стящий снег, пробл..ски огня – нет суффикса -а-, пиши букву «е» (блестеть, блеснуть, блестящий, проблески), а в этих словах «и»: бл..стать, бл..стательный, бл..стающий.

    Ещё пример: заж..гать свечи, потерянная заж..галка, система заж..гания – везде есть суффикс -а-, поэтому пиши букву «и» - зажигать, зажигалка, зажигание. Слова без суффикса -а- имеют букву «е»: выжег надпись, зажёг свет, разжёг костёр, прожёг дыру, сжёгший письма.

    Помните о существительных с буквой «о»: неприятная изжога, поджог сарая, ожог руки, недожог кирпича.

    И, наконец, сочетание букв корня и суффикса даёт «имена»: ИРА, ИСТА, ИГА, ИЛА, ИТА (собИРАть, блИСТАть, прожИГАть, расстИЛАть, чИТАть; после корня -лаг- следует суффикс -а-, получается сочетание АГА (слАГАть), нет АГА – пишу «о» (сложение).

    А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.

    Больше всего вызывают сомнения слова с приставками при-, со-: прикасаться – прикоснуться, прикосновение; соприкасаться – соприкоснуться, соприкосновение.

    О корне -лаг-лож- упоминаем дважды. И вот почему. Можно использовать два условия для верного выбора гласной: суффикс -а- и согласные «г» и «ж».

    Только не перепутайте этот корень с проверяемыми другими корнями: ложный, ложь, сложный, предлог, влага, благородный!

    Особо хочется выделить группу слов с сочетаниями -а(я)-им(ин)-: напоминать, заклинать, приминать, понимать, внимать, внимательный, сниму, подниму, подними. Эти сочетания трудно узнать и запомнить. Но до чего часто они встречаются!

    Обратите внимание на слова-исключения!

    Написание зависит от суффикса –а-

    Бер-бирА-

    Дер-дирА-

    Мер-мирА-

    Пер-пирА-

    Тер-тирА-

    Блест-блистА-

    Жег-жигА-

    Стел-стилА-

    Чет-читА-

    исключения:

    сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара)

    КасА- если после корня стоит суф.

    А- прикасаться;

    Кос- если нет суф.-а-

    коснуться

    ЛагА- если после корня стоит суф. –а-

    прилагательное;

    Лож- если нет суф. -а- предложение

    исключения: полог

    А(я)-им(ин)-

    сочетания

    пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять,

    понимАть-понять,

    запоминАть-память

    Рассмотрим ещё один тип корней с чередующимися гласными а-о.

    Повторим: нельзя проверять ударением безударный гласный в корне -гор- («а» пишется только под ударением: угар, угарный, загар, нагар, огарок, разгар – таких слов мало).

    Нет смысла искать суффикс -а- после корня. Но даже если вы его найдёте, знайте – он не влияет на выбор буквы «а» (подгорать, выгорать, пригорать).

    Корень -гар-гор- широко распространён в глаголах и словах, образованных от глагола: гореть, горение, угореть, разгорелся, горение, горючий, загорелый, горелки (игра). Значение подобных слов связано с огнём, пламенем, солнечным светом.

    Отличайте этот корень от похожих слов-близнецов: пригорок, под горой, горе, горевать!

    В корне -зар-зор- пишется «а» в безударном положении: заря, заревой, зарянка (певчая птица с яркой грудкой - смотрите фото!), зарянковый, зарница, зарничный, озарять, озарение, озарённость, озарён, озарённый (в ударном положении реже: зарево, лучезарный). Гласная «о» пишется под ударением (зорька, зорюшка, зоренька, зори).

    Споры вызывают слова «зарянка» и «зорянка». Здесь опираемся на значение слова: птица вроде малиновки – зАрянка, а отблески молнии – зОрянка.

    Не забывайте о словах-исключениях!

    Написание зависит от места ударения

    загар, подгорелый

    исключения: выгарки, изгарь, пригарь

    под ударением буква, которую слышим, без ударения –а

    зорька, зарница

    исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии)

    Клан-клон-

    Твар-твор-

    под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец

    исключения: утварь

    Плов- пловец, пловчиха

    О корне -лаг-лож- мы уже говорили. Пришло время разобраться с корнем -раст-ращ-рос-.

    Раст- пишется в глаголах и во всех образованных от них словах: расти, растить, вырастить, растение, возраст, возрастание, сращение, приращение, взращённый.

    Рост- встречается в глаголах и причастиях прошедшего времени: рос, росла, выросли, вырос, вырастала, взрастили, подросли, росший, выросший (и ещё в существительных: недоросль, водоросли, заросли).

    Сходные по звучанию слова нужно различать: растаю (таять и приставка рас-), роспись (корень и приставка рос-), роса (росы), растерять (терять и приставка рас-), роскошный (роскошь)!

    Вы просто обязаны выучить слова-исключения!

    Самый трудный и запутанный тип корней опирается на лексическое значение слова.

    И опять не забудьте об исключениях!

    Написание зависит от смысла

    Мак- погружать в жидкость: обмакнуть, макать, макание

    Мок- пропускать жидкость: вымокнуть, промокнуть, непромокаемый плащ

    исключения: промокательная бумага, промокашка

    Равн- равным, одинаковым может быть вес, возраст: равномерный, равнозначный, сравнить, подравнять, поравняться, равняться, равнение, уравнение, всё равно, наравне

    Ровн- ровным называют всё прямое, гладкое: ровнять, сровнять, выровнять, заровнять, подровнять, выровнен

    исключения: равнина, равняйсь, ровесник, поровну, уровень

    В таблице, которую составили ученики, обобщены данные о тех корнях, правописание которых подчиняется частным закономерностям.

    Написание корня зависит

    от суффикса –а-

    от места ударения

    от согласного

    от смысла

    Бер- бира-

    Дер- дира-

    Мер- мира-

    Пер- пира-

    Тер – тира-

    Блест – блиста-

    Жег – жига-

    Стел – стила-

    Чет – чита-

    исключения: сочетать, сочетание

    загар, подгорелый

    исключения:

    выгарки, изгарь, пригарь

    Раст-рос-ращ-

    выращенный, растение

    исключения: росток, отрасль, рост, ростовщик, Ростов, Ростислав, выростковый, подростковый

    Мак- погружать в жидкость:

    обмакнуть;

    Мок- пропускать жидкость: вымокнуть,

    исключения:

    промокательная бумага, промокашка

    Каса- если после корня стоит суф.

    А- прикасаться;

    Кос- если нет суф.

    А- коснуться

    Лага- если после корня стоит суф.-а-

    прилагательное;

    Лож- если нет суф.-а- предложение

    исключения: полог

    Зар- зор-

    под ударением буква, которую слышим, без ударения -а

    зорька, зарница

    исключения:

    зоревать,

    зорянка (всполохи молнии)

    Скак-скоч-

    перед -к- напишем

    А, перед -ч- напишем -о скакать, выскочить

    исключения: скачок, скачу

    Равн-равным, одинаковым может быть вес, возраст

    Ровн- ровным

    называют всё прямое, гладкое: сровнять, выровнять;

    исключения:

    равнина, равняйсь,

    ровесник, поровну, уровень

    А(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)-

    пишутся после суффикса -а- сжимать-сжать, снимать-снять

    Клан-клон-

    Твар-твор-

    под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, творец;

    исключение: утварь

    Плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок

    Плов- пловец, пловчиха

    исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть)

    перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить

    исключения: полог

    Тренировочные задания

    Вставь пропущенные буквы и объясни орфограмму:

    Дни были невыносимо жаркие, г..рячие, но в небольшом дубовом лесочке стояла живительная свежесть. Глянцевитые листья р..стений свежи, будто их только что обм..кнули в бл..стящий воск. На торфянистой почве в изобилии произр..стают целые семьи грибов. Из чащобы на опушку выск..чил заяц, потихоньку стал проб..раться от деревца к деревцу. А впереди расст..лалась р..внина. Лучи солнца к..сались верхушек деревьев.

    Но вот и вечер. Скоро подн..мется луна, оз..рит таинственным светом всю окрестность, на небе заг..рятся звезды. И начнется великое таинство ночи.

    Буква «и» пишется в слове:

    а) оп..раться, заст..лает, ум..рать, подб..раю, бл..снуть;

    б) заж..гать, разд..рать, переч..тать, отт..реть, перест..лить;

    в) зам..рающий, выж..гательный, бл..стательный, приж..гать.

    Буква «е» пишется в слове:

    а) поч..тать книгу, подн..мается, бл..стеть, подст..лить, выч..т;

    б) соб..рёт, сд..рёт, прот..реть, пом..реть, ст..реть, зап..реть;

    в) бракосоч..тание, расст..лил, зап..рать, забл..стал, выб..ри.

    Буква «а» пишется в слове:

    а) вым..кнуть под дождем, вым..кать все чернила, к..снулся, заг..релый, зар..сли, пром..кашка;

    б) ск..чок, уск..кал, соприк..саться, пл..вление, оз..рение, м..кать вареник;

    в) безотл..гательный, сотв..рила, сг..ряча, приск..кать, все р..вно, з..ря.

    Буква «о» пишется в слове:

    а) накл..ниться, покл..няться, жук-пл..вунец, пл..вчиха, пл..вучий, р..внение;

    б) утв..рь, приг..реть, оз..рять, р..вновесие, р..вномерный;

    в) претв..рить, тв..рение, подр..внять, р..внять дорожки, скл..нение.

    Вставьте пропущенные буквы, дополните ряд своим словом:

    соб..рать, уб..ру, отд..рать, …

    зам..рание, ум..рать, зам..реть, …

    прик..сновение, к..снулся, к..сательная, …

    заг..реть, обг..ревший, выг..рки, …

    з..ря, з..рево, з..ревать, …

    Р..стислав, подр..стающий, выр..сли, …

    Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.

    Чередование: что это такое

    Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.

    Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.

    • о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
    • о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
    • о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
    • о - а: рост - растить.

    Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.

    Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.

    Правописание зависит от ударения

    Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.

    Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».

    Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .

    Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .

    Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .

    Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".

    Правописание зависит от последующего согласного

    От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:

    1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».

    2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .

    3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .

    Правописание зависит от последующего гласного

    Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).

    Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:

    • -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
    • -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
    • -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
    • -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
    • -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
    • -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
    • -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
    • -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
    • -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.

    Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .

    Правописание зависит от лексического значения

    Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.

    Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .

    Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .

    Чередование согласных

    Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:

    • к - ч: рука - ручной;
    • х - ш: грех - грешный;
    • г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
    • д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
    • б - бл: любовь - влюбленный;
    • п - пл: ослеп - ослепла;
    • в - вл: ловит - улавливает;
    • м - мл: кормить - кормлю.