Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Предметы начинающиеся на звук а. Звуки и буквы а-о-э-ы

    Предметы начинающиеся на звук а. Звуки и буквы а-о-э-ы

    Знакомство со звуком (а) и буквой А.

    Цель: познакомить детей с гласным звуком а и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

    Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

    Ход занятия

    Оргмомент

    Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

    Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

    Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

    - Отгадайте загадки.

    Что за чудо - синий дом!

    Ребятишек много в нём.

    Носит обувь из резины

    И питается бензином. (Автобус)

    Всех на свете он добрей,

    Лечит он больных зверей,

    И однажды из болота

    Вытащил он бегемота.

    Он известен, знаменит.

    Это доктор.... (Айболит)

    Он большой, как мяч футбольный,

    Если спеет, все довольны,

    Так приятен он на вкус.

    А зовут его...(арбуз)

    Какой звук вы слышите в этих словах?

    Правильно, слышится звук «А».

    Давайте вместе произнесем звук «А».

    Широко рот открываем

    Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

    Рот широко открыт.

    Губы спокойны (не напряжены и не округлены) .

    Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

    Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

    Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

    Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

    Каким цветом он обозначается?

    Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

    а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

    ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

    сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

    Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

    Аист, туча, астра, автобус, вата, рама, ракета, глина, река, камень, танк, труба, тайна, мышка, зима, рак, клад, луна, парк?

    Игра «Придумай слово со звуком А» игра с мячом

    (- в начале слова, в середине слова, в конце слова)

    Игра «Придумай предложение»

    (придумайте предложение со словом Аня)

    Физкультминутка. Аист.

    Аист, аист длинноногий

    Покажи домой дорогу.

    Топай правою ногой,

    Снова – правою ногой.

    Снова – левою ногой

    После – правою ногой,

    После – левою ногой,

    Вот тогда придешь домой.

    На зарядку солнышко

    Поднимает нас.

    Поднимаем руки мы.

    По команде – раз!

    А над нами весело

    Шелестит листва

    Опускаем руки мы.

    По команде – два.

    Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

    Вот буква вроде шалаша.

    Не правда, ль буква хороша!

    И хоть она проста на вид,

    А начинает Алфавит.

    Вот два столба наискосок,

    А между ними – поясок.

    Ты эту букву знаешь? А?

    Перед тобою буква А!

    На что похожа буква А?

    Из скольких элементов состоит буква?

    Игра «Найди букву А»

    Выкладывание буквы из палочек.

    Постройте букву А из пальчиков. Кто догадался, как это можно сделать?

    Прорисовывание буквы в воздухе.

    Печатание буквы.

    – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

    Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

    (Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

    (Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

    (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

    (Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

    (Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

    (Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

    (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

    (Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердит на нас - беда!

    (Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

    Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

    Итог:

    Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

    С какой буквой?

    Каким цветом обозначаем?

    Не советую говорить ребёнку, что вы сейчас начнёте его учить читать и что это ооочень важно.

    Просто начните игру.

    Но, лично для вас в этой игре будут определенные правила:

    — сначала работа со звуком,

    Сегодня вам понадобятся картинки с изображением доктора Айболита, антилопы, аиста. Я думаю, что у вас вряд ли найдутся эти герои в виде объёмных игрушек. Да это и не обязательно. Для игры вполне подойдут и картинки, настоящие картинки — бумажные. Можно распечатать и вырезать по контуру.

    Показываем картинку с доктором Айболитом. Называем его имя, протягивая первый звук – Ааааайболит. Объясняем, что этот доктор лечит зверюшек. Просим ребёнка повторить имя доктора, также протягивая первый звук. Просим ребёнка назвать первый звук в имени доктора.

    Добрый доктор Айболит

    Он под деревом сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и волчица,

    И жучок, и червячок,

    И медведица.

    А теперь разыгрываем сценку.

    И пришла к Айболиту Антилопа. Опять же, протяните первый звук в слове Ааааантилопа. Попросите ребёнка повторить – Ааааантилопа (какой первый звук в слове антилопа?)

    Жалуется антилопа доктору:

    — Ай, ай, ай! У меня горлышко болит!

    Доктор просит антилопу открыть рот и сказать: Ааааааа! (пусть ребёнок играет роль антилопы и говорит за неё).

    Говорит Айболит антилопе:

    — У вас ааааангина! (какой первый звук в слове ангина?)

    Я пропишу вам полезный сладенький сироп и ещё кое-что очень важное. Сейчас я позову своего помощника аиста.

    Доктор зовёт:

    — Аааааист!

    Просим ребёнка тоже позвать аааааиста. (какой первый звук в слове аист?)

    — Дорогой аист, сходите, пожалуйста, в магазин и купите… (шетчет аисту на ушко то, что надо купить).

    Аист возвращается. Показывая следующую картинку, читаем наизусть стихотворение, попросив перед этим ребёнка, запомнить все слова, которые начинаются на звук [а].

    Аист вёз из магазина

    На своей коляске груз

    Ананасы, апельсины

    Абрикосы и арбуз.

    Ребёнок называет все слова на звук [а], которые запомнил. В каждом слове первый звук протягиваем: ааааанансы, ааааапельсины, ааааабрикосы, ааааарбуз.

    Доктор объясняет Антилопе, что очень важно есть фрукты постоянно. В них много полезных для здоровья витаминов и они защитят от ангины и простуды.

    После знакомства со звуком берёмся за букву.

    Объясните ребёнку, что звуки речи мы слышим, а буквы – это значки, которыми эти звуки речи записываются.

    Знакомим ребёнка с буквой Аа. Их две – можно сказать две родные сестрички, старшая – большая и младшая – маленькая. Они не похожи. Вот тут и проблема! Очень часто дошкольников учат писать только большую печатную букву. Видимо потому, что маленькую букву «а» написать ребёнку сложнее. Но ведь именно маленькая буква «а» будет встречаться в текстах на каждом шагу! И её графическое изображение ребёнок должен хорошо запомнить, чтобы не путать с другими буквами.

    Итак, знакомимся с буквами!

    Первое знакомство – зрительное. Рассмотрите картинки с изображением буквы в букваре, на кубике и т.п. Втрое – тактильное. Выложите букву «А» большую с помощью палочек, слепите и большую, и маленькую из пластилина. Когда будете лепить большую букву, то обратите внимание ребёнка на то, что «ножки» у буквы прямые и одинаковой длины. Далее пишем букву: можно на песке, на маркерной доске. Но пишем обязательно в правильном порядке: сверху вниз левую ножку, сверху вниз правую ножку, ножки прямые и одинаковой длины, поясок слева направо. Эти тонкости письма очень важны.

    Я ребёнку даю распечатанный на принтере листок. На нём несколько упражнений для письменного запоминания буквы. Сначала раскрашиваем букву (красным карандашом).

    Когда я рассказываю ребёнку о звуках речи, то уточняю: есть звуки ртораскрыватели (гласные) и ртосмыкатели (согласные). Первые принято обозначать красным цветом, а вторые синим.

    После раскрашивания обводим большую букву несколько раз в указанном порядке.

    Буква «а» маленькая в написании непростая. Поэтому я предлагаю ребёнку обвести её фломастером по внутренним дорожкам. Каждому элементу буквы даём названия – «шапочка», пишем слева направо. Дальше «палочка» вниз, дальше «животик» справа налево.

    В заключении выполняем задание на поиск буквы. Это называется корректурная проба. В данных трёх строчках необходимо найти буквы «А» и «а» и подчеркнуть их или обвести кружочком, или вычеркнуть.

    В конце занятия можно приклеить наклейку на листок с выполненными заданиями. Или дайте ребёнку его любимую конфету. А ещё лучше, предложите съесть апельсин. И не забудьте угостить Айболита, антилопу и аиста.

    Хвалите ребёнка в течение всего занятия. Если что-то не получается, то подбадривайте.

    Вот так обыгрывайте каждую букву. Придумывайте новую сценку.

    Не надо искать новомодных методик! Учите по обычному букварю, например Н.С. Жуковой.

    Желаю вам успехов!

    Цель занятия: изучаем букву А, формирование навыка чтения, основ элементарного графического навыка, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха.

    • познакомить дошкольника с буквой А, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву А по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а…)

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Астра Аист Арбуз Автобус

    Спросите, на какой звук начинаются слова — названия картинок?

    Чтобы сказать А, надо широко открыть рот и «включить» голос. Повтори: ААА.

    Мешают ли язык, зубы или губы свободно выходить воздуху изо рта? Обратите внимание, как широко открывается рот когда мы говорим А.

    Напиши букву А один раз на листе бумаги без клеточек.

    Вспомни и назови слова, которые начинаются с А — животные, предметы или имена.

    Если ребенку трудно, предложите более простое задание:
    АААЛИК, АААНЯ - что ты слышишь в начале слова?

    Задание: печатная буква А для дошкольников

    Поставь точки в уголках клеточек простым карандашом или шариковой ручкой; нарисуй — палочки аккуратно по клеточкам.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Стихи про букву А

    Вот два столба наискосок,
    А между ними - поясок.
    Ты эту букву знаешь? А?
    Перед тобою буква А.
    (С. Маршак)

    Вот буква вроде шалаша.
    Не правда ль, буква хороша!
    И хоть она проста на вид,
    А начинает АЛФАВИТ.
    (Е. Тарлапан)

    Азбука пусть
    Начинается с АИСТА -
    Он, как и азбука,
    С А начинается!
    (В. Заходер)

    Всем известно,
    Буква А - буква очень славная.
    Да к тому же буква А
    В алфавите главная.
    Обожают этот звук
    И Андрей, и Аллочка,
    Палка так и палка так,
    И в середине палочка.
    (Э. Успенский)

    Сказка про букву А

    Почему А первая?
    В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

    Долой самозванку А - кричали гласные буквы.
    - Да здравствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
    - Что же это делается, а? - шипели шипящие.
    - Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
    - Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь недаром самые вкусные вещи - арбуз, апельсин, абрикос, ананас - начинаются на А.

    Но громче всех кричала буква Я.

    Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!
    - А потому,- сказала молчавшая до сих пор А,- что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
    - Это какое же такое слово? - не унималась Я.
    - Агу,- сказала А.
    - И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
    - Так! - сказал твердый знак.

    Пословицы и поговорки на букву А

    Азбука - к мудрости ступенька..
    Аккуратность человека красит.
    Не надобен клад, коли в семье лад.
    Не та дружба сильна, что в словах заключена.
    Под лежачий камень и вода не течет.
    Без букв и грамматики не учатся и математике.
    Без труда нет и плода.
    Мал да удал.
    Сам погибай, а товарища выручай.

    Загадки для детей на букву А

    Листья клена пожелтели,
    В страны юга улетели
    Быстрокрылые стрижи.
    Что за месяц, Подскажи!
    (Август)

    Не летает, не жужжит,
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька.
    (машина, автобус)

    День и ночь стоит на крыше
    Этот чудо-постовой:
    Все увидит, все услышит,
    Всем поделится со мной!
    (Антенна)

    К нам приехали с бахчи
    Полосатые мячи.
    (Арбузы)

    На странице букваря
    Тридцать три богатыря.
    Мудрецов-богатырей
    Знает каждый грамотей.
    (Алфавит)

    Посмотрите, дом стоит,
    До краев водой налит,
    Без окошек, но не мрачный,
    С четырех сторон прозрачный.
    В этом домике жильцы -
    Все умелые пловцы.
    (Аквариум)

    В таком порту бывал мой друг,
    Где вовсе нет воды вокруг.
    Но в этот порт все время шли
    С людьми и грузом корабли.
    (Аэропорт)

    Стою на крыше -
    Всех труб выше.
    (Антенна)

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов по картинкам увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
    4. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.

    Оборудование: Человечки-звуки, сигналы-символы, зеркала, карточки-схемы, фломастеры, мяч. Предметные картинки: индюк, сливы, носки, иголка, вишня, гуси. Сумка с картинками: рак, сом, лук, ива.

    Ход занятия

    1. Оргмомент.

    Педагог показывает нарисованных поющих человечков.

    Посмотрите, это хор. Что поют дети? «а-а-а», «у-у-у», «о-о-о»… Что же поёт последний человечек?

    2. Сообщение темы занятия.

    Если мы растянем ротик, как этот человечек, и улыбнёмся, то услышим звук «и-и-и». Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и вместе пропоём звук «и-и-и».

    3. Знакомство с сигналом.

    Кто догадался, что это за звук? Ведь он поётся и тянется. Да, это гласный звук, и обозначать его будем вот таким сигналом, (рисунок сигнала).

    4. Определение звука «и» на слух.

    Я буду называть слова, а вы, услышав звук «и», поднимите сигнал. Индюк, ива, слива, лист, тигр, носки, сосиски, Ира, иней, Мила, кит.

    5. Определение места звука в слове.

    На доске стоят схемы со звуком «и» в начале, в середине, в конце слова. . Дети называют свою картинку, выделяя голосом звук «и». Определяют место звука в слове и ставят на доску соответственно схеме.

    6. Знакомство с родственными словами.

    Слов очень много и они все разные. Но есть слова, у которых начало одинаковое, а окончания разные: игра, играть, игрушка, игрушечный, игривый, игрок. Мы говорим: любимая игра, собираемся играть, новая игрушка, игрушечный кораблик, игрок в шашки. Слова - игра, играть, игрушка, игрушечный, игрок - это семья слов. В этой семье все слова похожи, как братья и сестры, то есть родственники. Поэтому их называют «родственными словами». Как называются слова, когда они похожи друг на друга? Дети: родственные.

    7. Закрепление понятия о родственных словах.

    Педагог: сейчас мы с вами будем сочинять. Я начну, а вы закончите.

    «Знает наша детвора - прятки - лучшая …».

    «Всех ребят хотим собрать - в прятки будем мы …».

    «Мой котёнок шаловливый, очень ласковый …».

    «У малышки погремушка, очень шумная …»

    назовите родственные слова. С какого звука они начинаются?

    8. Физминутка.

    Игра «Парад».

    Цель игры: развитие концентрации внимания. Дети получают задание маршировать под счёт, хлопая на каждый счёт «2». Затем задание изменяется: нужно хлопнуть на счёт «3» или «4», можно менять направление движения на какой то заданный счёт, или топать.

    9. Игра с мячом «Один - много». Педагог, бросая мяч ребёнку, называет существительное в единственном числе. Ребёнок должен вернуть мяч, назвав это существительное во множественном числе: носок - носки, гудок - гудки, мелок - мелки, песок - пески, гусь - гуси, белка - белки…

    Назовите слова со звуком «и» в конце слова.

    Итог занятия.

    Игра «Почтальон».

    Ребёнок достаёт из сумки картинки и расставляет их на доске по домикам-символам. Остальные дети следят за работой, вместе исправляются ошибки.

    Бандурина Т.

    Цель:

    • закреплять правильное произношение звука А;
    • учить слышать и выделять звук А в начале, середине, конце слова;
    • познакомить с понятием “гласный” звук;
    • ввести новое обозначение гласного звука (красный цвет);
    • познакомить с буквой А;
    • учить читать букву А;
    • обучать навыкам звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
    • закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ с именами существительными;
    • закреплять правильное употребление имен существительных в Р. п., ед. и мн. числе;
    • обогащать предметный словарь со звуком А;
    • развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • развивать пространственную ориентацию на плоскости;
    • развивать память, внимание, мышление;

    Оборудование:

    Кукла Алла, картинки со звуком А (на усмотрение педагога – в сильной, слабой позиции; в начале, середине слова) – аист, акула, антилопа, астра, астры, азбука, азбуки, айва, антенна, антенны, арбуз, арбузы, аптека, апельсин, апельсины, абрикос, абрикосы, банан, бананы, ананас, ананасы, лиса, комар; зеркала логопедические индивидуальные; картинка артикуляции звука А; картинка девочка качает куклу; доска магнитная; маркер черный, красный; карточка буква А; карточка – картинка “На что похожа буква А” – “А – шалашик, и смотри; есть скамеечка внутри” (В. Савичев); настенная Азбука; буквы – заготовки, для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная или наждачная бумага); кружки из картона красного цвета; карточки “Светофоры” с фишками, для определения места звука в слове; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный);

    Организационный момент: Отгадывание загадок: Стоит на крыше верхолаз – и ловит новости для нас (Антенна) А. Масленникова; Сам алый сахарный, кафтан зеленый, бархатный (Арбуз); Яркий, сладкий, налитой, Весь в обложке золотой! Не с конфетной фабрики – А из далекой Африки (Апельсин); Какой звук мы услышали в отгадках – звук А; Если дети хорошо слышат и различают звук А, педагог может предложить детям отгадки со звуком А в сильной позиции, в середине и конце слова: Висит груша – нельзя скушать (Лампа); Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар); Рыжая с пушистым хвостом, живет в лесочке под кустом (Лиса);

    Фонетическая гимнастика “Куколка усни”

    К нам в гости сегодня пришла кукла Алла. Мы Алле покажем, как мы умеем слышать и различать звук А. Девочка качает куколку: А а А а А а А а А а; Произносим то тихо, то громко. Рассматривание артикуляции. Уточнение артикуляции. Картинка артикуляции звука А. Для мальчиков другая картинка – “Заболел зуб”. Звук А произносится сначала громко, затем тихо. Дети произносят звук все вместе, затем по одному. Молодцы.

    Игра “Назови картинку”

    Дети называют картинки со звуком А (на усмотрение педагога), выделяя звук голосом. В игре используются карточки “Светофоры” с фишками для определения места звука А в слове.

    Игра “Жадина”

    Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: - Моя лампа. Мой ананас. Мои арбузы и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.

    Игра “Чего нет”

    Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их назвать а заодно и проверить спрятался ли звук А в слове. Затем педагог просит детей назвать подряд все картинки, запомнить их – сфотографировать глазками. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: - Чего нет? Одну любую картинку убираем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз. Отработка правильного употребления существительных ед. и мн. числа в Р.падеже.

    .Игра “Поймай звук”

    Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите звук А, поймайте звук, хлопните в ладошки. В игре можно дать слова на звуки У или И для сравнения. Таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков А – У или А – И. Примерный лексический материал: ангел, астра, Астрахань, утюг (не хлопаем), аист, ананас, сад, петух, овца, лиса, ус и т.д..

    Физ. минутка;

    Игра “Апельсин”:

    Мы делили апельсин.
    Много нас, а он один.
    Эта долька – для ежа,
    Эта долька – для стрижа.
    Эта долька – для утят,
    Эта долька – для котят,
    Эта долька – для бобра.
    А для волка...кожура.
    Он сердит на нас – беда!
    Разбегайтесь кто куда.

    Логопед на ушко каждому ребенку говорит каким зверьком он будет. Ребенок подходит за своей долькой, когда назовут его зверя. В конце неожиданно обнаруживается волк, который отбирает дольки у тех, кто не успел от него убежать. В конце игры все как бы отламывают по кусочку от своих долек волку, и он становится добрым. Дети гладят его по головке.

    Игры с мячом “А ну-ка, повтори”

    Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит его повторить чистоговорки:

    Та – та –та – хвост пушистый у кота;
    - га –га – га – у оленя есть рога;
    - ха – ха – ха – не поймать нам петуха;
    - ча – ча – ча – сидит зайчик у врача;
    - жа – жа – жа – убежали два ежа; и т. д.

    Игра “Эхо”

    Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо:

    Та – та – да
    Да – да – та
    Па – па – ба
    Ба – ба – па и т.д.

    Проговори поговорку: Много снега, много хлеба (объяснить смысл).

    Игра “Загадки – добавлялки”

    Дети в стихотворения добавляют слова по смыслу.

    Я сегодня утром рано,
    Умывался из – под...(крана).

    Для птенцов и для зверят,
    Тоже нужен детский.....(сад).

    Не послушал Зайка папу,
    Отдавили Зайке...(лапу).

    Спи, мышонок, до утра,
    Дам тебе я...(комара).

    Солнце светит слишком ярко,
    Бегемоту стало...(жарко).

    Слезы льются у Оксанки,
    У нее сломались...(санки).

    Нам темно, мы просим папу
    Нам включить поярче...(лампу).

    Сшил себе котенок тапки,
    Чтоб зимой не мерзли....(лапки).

    Жил у нас один чудак,
    Разводил в саду он...(мак).

    Какой звук слышали в добавлялках? (Звук А).

    Буква А

    Показ буквы – карточки А. Нахождение и показ буквы А на настенной Азбуке. Показ карточки “На что похожа буква А” - А – шалашик, и смотри, есть скамеечка внутри (В.Савичев). Прописывание буквы А в воздухе, прописывание буквы пальчиками на тактильных карточках – буквах.

    Понятие “гласный” звук

    Дети произносят звук А, рассматривая при этом в зеркало артикуляцию. Звук А – ротик открыт, нет преграды. Звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. Гласные звуки обозначать будем красным цветом. Логопед под буквой А рисует маркером красный кружок.

    Работа в тетрадях

    Дети печатают букву А в тетрадях. Под буквой А рисуют красный кружок, проговаривая при этом, что буква А обозначает звук А. Звук А не имеет преграды – он гласный звук. А гласный звук обозначаем красным цветом.

    Игра “Придумай слово”

    Логопед предлагает детям придумать слова, сначала на звук А (в начале слова), затем со звуком А (в середине и конце слова). Затем логопед предлагает придумать имена для мальчиков и для девочек со звуком или на звук А.Дети называют имена: Аня, Алла, Алиса, Алсу, Андрей, Алик, Артем и т.д.

    Итог занятия

    Логопед спрашивает детей: - С каким звуком мы сегодня играли? У звука А нет преграды – как называется такой звук (гласный). Как обозначаем гласный звук? Какой буквой обозначаем звук А? (Буквой А). На что похожа буква А? (крыша домика, шалаш). Как мы ее пишем? Молодцы. Наше занятие закончено.