Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М". Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте:

    Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Закрепление звуков «А», «У»

    (Первый год обучения)

    Программное содержание:

    1. Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков «А», «У».

    2. Учить выделять звуки «У», «А» из ряда гласных.

    3. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление.

    4. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    5. Формировать навыки звукового анализа и синтеза слогов, их чтения.

    Материалы:

    Сюжетные картинки «Заблудились в лесу», «Мама укачивает малыша»; символы (карточки) звуков «У», «А»; красный круг, карточки с буквами «У», «А» (из азбуки); палочки; рабочая тетрадь; цветные карандаши; мяч.

    I . Организационный момент

    – Сядет тот, кто назовет слово на звук «А».

    – Сядете тот, кто назовет слово на звук «У».

    1. – Молодцы. Сегодня на занятии мы вспомним звуки и буквы «А», «У».

    2 . «Мы делили апельсин»

    Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

    Много нас, Показывают 10 пальцев.

    А он один. Показывают один палец.

    Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

    Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.

    Эта долька – для утят.

    Эта долька – для котят.

    Эта долька – для бобра.

    А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

    Он сердит на нас – беда!!! Сжимают кулаки и прижимают к груди.

    Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

    II . Основная часть.

    3 . Игра «Эхо»

    – Ребята, отгадайте, какие звуки я хочу произнести. (Логопед беззвучно произносит поочередно звуки «А», «У» .

    – Я приготовила для вас задание. Послушайте и назовите первый звук в словах:

    ухо аист улитка арбуз аист улица

    арка Утро утюг антенна умывальник астра

    – Какие это звуки? Это гласные звуки, их можно петь и мы во рту, когда их произносим не чувствуем преграды.

    4. Игра «Что лишне?»

    – Назовите лишнее слово, то, которое не начинается на звук «А»:

    Апельсин, ананас, овощ, арбуз.

    Арка, огурец, астра, антенна.

    5. Чтение слогов «АУ», «УА»

    – Посмотрите на панно, давайте почитаем буквы.

    – Сколько здесь букв? Какая первая буква? Какая вторая?

    – Что получается? (слог)

    – Когда кричат «АУ»? (выставить картинку)

    – Кто кричит «УА»? (выставить картинку)

    (Читаем всегда слева направо.)

    6. Работа в тетрадях Коноваленко.

    – Прочитайте в своих тетрадях буквы, передвигая указательный палец правой руки от буквы к букве.

    Слева направо; парами слева направо;

    Сверху вниз; парами сверху вниз.

    (Работа в тетради Коноваленко).

    – Раскрасьте красным карандашом буквы «А», «У».

    7. Игра «Да-нет»

    Логопед выставляет на панно картинки, а дети называют их и говорят «Да», если в слове есть звук «У», и «Нет» – если в слове нет звука «У».

    8. Игра «Закончи слово»

    – Я буду называть первый слог слова, а вы будете произносить все слово целиком:

    Фру-кты Апе-льсин Ули-ца

    Ана-нас У-ши Ар-буз

    9. Игра «Большой – маленький» (с мячом)

    – Я буду называть предмет, а вы скажете, как его ласково назвать.

    Арбуз – арбузик Апельсин – апельсинчик

    Ананас – ананасик Утюг – утюжок

    Улитка – улиточка Утка – уточка

    10. – Вы потрудились, и пальчики устали, давайте их разомнем.

    Нарисуйте в воздухе букву «У», «А»; сделайте упражнение «Кольцо-кулак» (показ логопеда)

    11. Выкладывание букв «У», «А» из палочек.

    12. Напечатайте слоги «АУ», «УА» в своих тетрадях.

    Ш. Итог занятия, оценка детей.

    – Ребята, вспомните, о каких звуках мы говорили на занятии?

    – Каким цветом обозначаем эти буквы?

    – Что понравилось больше всего?

    – Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

    Цель: Знакомство со звуком и буквой Т, четкое произнесение звука Т.

    Задачи:

    • Объяснить характеристику звука Т, учить выделять звук [Т],[ТЬ], продолжать учить детей составлению предложений со словами, где есть буква Т, продолжать учить делить слова на слоги.
    • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
    • Воспитывать соблюдение дисциплины на занятии, продолжать воспитывать умение понимать и четко выполнять инструкции.
    • Развитие моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.

    Оборудование:

    1. Картинки собаки Тобика и кота Татошки.
    2. Коробка с фишками красного и синего цвета.
    3. Карточки со слогами
    4. Яркая игрушка для зрительной гимнастики.
    5. Картинки с изображениями трактора, телевизора, тетради, тарелки.
    6. Картинки с изображением бесцветной буквы Т и буквы Т синего цвета.
    7. Коробочка с буквами.
    8. Картинка прописной и строчной буквы Т.

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте
    «Звук и буква Т»

    Организационный момент

    Воспитатель: Дети, встали все из-за столов, выпрямились. Здравствуйте, дети. Садитесь на свои места.

    Ребята, это Тобик и Татошка (воспитатель показывает картинки собаки и кота). Какой звук мы слышим в начале каждого слова? Давайте произнесем эти слова (дети вместе с воспитателем произносят сначала одно, затем другое слово, затем дети сами произносят эти слова). Итак, какой же звук мы слышим в начале каждого слова?

    Дети: звук Т.

    Воспитатель: Сегодня мы вместе с Тобиком и Татошкой познакомимся со звуком и буквой «Т».

    1. Основная часть.

    Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? (дети приближают ладонь ко рту и произносят звук). Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Как вы думаете, если он не поется то он какой? Гласный или согласный?

    Дети: согласный.

    Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука). Открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т (дети достают фишку синего цвета). Ребята, положите фишки обратно в коробочку, давайте немножко отдохнем.

    Физкультминутка.

    Тики-так, тики-так, —

    Так ходики стучат.

    (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам).

    Туки-так, туки-так, —

    Так колеса стучат.

    (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг).

    Токи-ток, токи-ток, —

    Так стучит молоток.

    (Изображают кулачками молоточки).

    Туки-ток, туки-ток, —

    Так стучит каблучок.

    (Стучат каблучками).

    Садитесь на свои места.

    Давайте поиграем в такую игру, открыли коробочку с фишками, достаньте фишку такого цвета, к которому относится звук Т. Какого цвета мы достали фишку? (воспитатель спрашивает каждого ребенка отдельно). Как только вы услышите звук Т, поднимаем фишку в верх.

    А, Н, Т , О, Ж, С, Т, Ш, Т .

    А теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук Т, поднимайте фишку.

    ТРАКТОР, СЛОН, МЯЧ, ТАБЛЕТКА , ЦИПЛЕНОК, ТЕЛЕВИЗОР.

    Ребята, наши гости устали, давайте немножко отдохнем, давайте встанем из-за столов. Подойдите все ко мне.

    Гимнастика для глаз.

    Мы гимнастику для глаз

    Выполняем каждый раз.

    Вправо, влево, кругом, вниз,

    Повторить ты не ленись.

    Укрепляем мышцы глаза.

    Видеть лучше будем сразу. (выполняем 2 раза)

    Садимся на свои места, кто всех тише сядет? (дети садятся за столы).

    Ребята, посмотрите, что принесли с собой наши гости Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинки).

    ТРАКТОР, ТЕЛЕВИЗОР, ТЕТРАДЬ, ТАРЕЛКА.

    Давайте теперь покажем нашим друзьям как мы умеем делить слова на слоги. (дети делят слова на слоги и с помощью «выбрасывания» пальцев считают сколько слогов в слове, каждую картинку ставят на полотно на котором каждый ряд обозначается цифрой, т.е. если три слога, то картинку ставят на третий ряд; после того как все картинки выставлены, воспитатель убирает какую-то картинку и спрашивает детей: «Что изменилось? Какую картинку я убрала?» дети отвечают в зависимости от того какой картинки не стало).

    Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими пальчиками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Дети, посмотрите, что еще принесли с собой наши гости: Тобик и Татошка. (воспитатель показывает картинку с изображением буквы Т). Ребята, звук Т обозначается буквой Т.

    Воспитатель: Как вы думаете, каким цветом мы должны раскрасить эту букву?

    Дети: синим.

    Воспитатель: Почему?

    Дети: потому что звук Т согласный.

    Воспитатель: Почему согласный?

    Дети: потому что во рту появляются преграды.

    Воспитатель: Возьмите коробочки с буквами и найдите там букву Т. Обведите ее пальчиками.

    Давайте напишем букву Т в воздухе и посчитаем из скольки элементов она состоит (дети рисуют в воздухе букву и считают элементы).

    Посмотрите на картинку и подумайте чем отличаются эти буквы? (воспитатель показывает картинку прописной и строчной буквы)

    Дети: одна буква большая, другая маленькая.

    Воспитатель: Дети, давайте теперь подружим звук Т с другими звуками. (воспитатель показывает слоги на карточках и вместе с детьми читает)

    ТА, ТО, ТИ, ТУ, АТ, ОТ, ИТ, УТ.

    А теперь давайте с нашими гостями поиграем в игру «Добавь словечко»

    • На огороде выросла большая ….(тыква)
    • Мою подругу зовут ….(Таня)
    • У коровы маленький ….(теленок)
    • Солнце спряталось за …. (тучу)
    • Я ручкой пишу в ….(тетради)
    1. Итог.

    Воспитатель: Как вы думаете Тобику и Татошке понравилось на нашем занятии? С каким звуком мы сегодня играли? Звук Т согласный или гласный? Почему?

    Давайте попрощаемся с нашими гостями. (дети прощаются). Гости дарят детям фишки и хвалят их.

    Тихоненкова Елена Павловна

    Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

    Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..10.2019).

    Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

    Задачи:

    • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
    • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
    • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

    Оборудование:

    Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

    Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

    Ход занятия

    1. Оргмомент

    Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

    - Самомассаж и артикуляционная гимнастика

    Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

    Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

    Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

    Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

    Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

    Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

    - работа над силой речевого дыхания

    Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

    Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

    Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

    Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

    Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

    Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

    Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

    В подполье, в коморке

    Живет она в норке

    Серая малышка

    Кто же это?... (Мышка)

    3. Сообщение темы.

    - Работа над словообразованием прилагательного от существительного

    Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

    - Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

    Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

    Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

    Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

    Дети выделяют звук [М].

    А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

    Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

    Дети выделяют звук [Мь].

    Назовите еще раз первые звуки этих слов.

    Мммашина. [М]

    Мммедведь. [Мь]

    Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

    4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

    Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

    Вопросы по схеме:

    Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

    Где находится язык? (он лежит на дне рта)

    Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

    Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

    Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

    Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

    5. Развитие фонематическо восприятия.

    Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

    Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

    А теперь физминутка.

    Физминутка

    6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

    Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

    На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

    Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

    Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

    7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

    Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

    Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

    Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

    Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

    Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

    - Развитие зрительного восприятия.

    Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

    Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

    - Пальчиковая гимнастика.

    В нашем маленьком домишке

    Завелись серые мышки

    Так и шмыгают кругом

    Все на кухне кувырком

    Круговые движения пальцами

    То топочут под столом

    Лакомятся молоком

    На скамейку сесть хотят

    И пугают там ребят

    «Скамейка»

    То на шкаф залезут мышки

    То на стуле шалунишки

    Так и хочется поймать

    А они шмыг под кровать

    Быстро прячут мышек

    Затем дети раскрашивают букву.

    Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

    Палочка и палочка,

    Между ними галочка.

    И понятно сразу всем:

    Получилась буква М.

    Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

    8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

    В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

    Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

    У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

    А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

    9. Организация окончания занятия.

    Наше занятие подошло к концу.

    С какими звуками познакомились?

    Какое задание понравилось больше всего?

    Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

    Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

    Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе (5-6 лет) «Гласный звук А, буква А, а»

    Сценарий образовательной деятельности«Первая буква алфавита»


    Описание: Конспект занятия по обучению грамоте для детей дошкольного возраста, предназначен для
    воспитателей детских садов,педагогов дополнительного образования.
    Цель: Познакомить детей со звуком и буквой А, а, понятием «гласный звук»
    Задачи:
    Учить определять местонахождение звука А в словах.
    Учить делить слова на слоги.
    Познакомить с условным обозначением слога.
    Развивать внимание и память.
    Материал к занятию: предметные картинки, разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные
    азбуки.

    Ход занятия:

    1.Организационный этап :
    Приветствие, стихи на организацию внимания.
    Игровое упражнение «Настроение»

    «Улыбнись соседу слева,
    Улыбнись соседу справа,
    Обними соседа слева,
    Обними соседа справа,
    Обними своих друзей,
    Вместе жить нам веселей»
    2.Подготовительный этап:
    Педагог произносит пословицу: «Ученье-свет, а неученье- тьма»
    Вместе с детьми выясняет значение пословицы
    Немного сведений из истории письменности.
    Как вы думаете, дети, для чего нужно уметь читать?
    Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»
    «Как хорошо уметь читать!
    Не надо к маме приставать.
    Не надо бабушку трясти:
    «Прочти, пожалуйста! Прочти!»
    Не надо умолять сестрицу:
    «Ну, прочитай ещё страницу!»
    Не надо звать, не надо ждать,
    А можно взять и прочитать!»
    3.Основной этап:
    Анализ звука А.
    Слово педагога: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем». Показ разрезной азбуки большого формата
    (наборное полотно со всеми буквами)
    Загадки
    Где живут А Б В Г Д?
    Тут живут А Б В Г Д.
    Видишь, дома сидят,
    Из окошек глядят.
    Человечки чёрные,
    Умные, учёные
    Друг за другом стали в ряд,
    Молча с нами говорят.
    Тридцать три родных сестрицы-
    Писаных красавицы.
    На одной живут странице,
    А повсюду славятся.

    Слово педагога: «Сегодня мы познакомимся со звуком А и буквой А. Звук А произносится только голосом: рот
    открыт, никакой преграды голосу нет. Звук А можно тянуть, спеть, произнести громко, тихо».


    Вводится термин «гласный звук»
    Определение места звука в словах: АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.
    Педагог загадывает загадки. На ТВ панели демонстрируются иллюстрации с данными словами. Место буквы
    показывается во время произнесения слова.
    Загадки
    Его мы клёкот слышим
    И летом, и весной.
    И он над нашей крышей
    Стоит, как часовой(Аист)


    В осеннее небо глядится цветок
    Сердцевиной своей золотой.
    За лучистый, прямой лепесток
    С древнейших времён он назван звездой(Астра)


    Вот шершавый стебелёк,
    В середине-уголёк,
    Лепестки блестят, как лак, -
    Распустился красный…(Мак)


    В небе круглая лепёшка,
    От неё струится свет.
    Света может и немножко,
    А на весь хватает свет (Луна)


    Анализ буквы А.
    А-начало алфавита,
    Тем она и знаменита.
    А узнать её легко,
    Ноги ставит широко.
    Дети рассматривают букву. Она состоит из трёх палочек. Пишут большую печатную букву А в воздухе.
    Вот два столбика наискосок.
    А меж ними поясок.
    Ты эту букву знаешь? А?
    Перед тобою буква А.
    Анализ маленькой буквы а
    Рассматривают букву. Она состоит из кружочка и изогнутой палочки справа от кружка, т.е. из двух частей.
    Физкультминутка
    Поднимайте плечики
    Прыгайте, кузнечики
    Прыг-скок, прыг-скок. (Энергичные движения плечами)
    Стоп! Сели.
    Травушку покушали. (Приседания)
    Выше, выше, высоко
    Прыгай на носках легко! (Прыжки на месте)
    Показ схемы слова ЛУ-НА
    Два квадрата
    Сначала педагог, а затем дети произносят слово Луна по слогам.
    Дидактическая игра «Покажи букву»
    У каждого ребёнка в руках буква А. Педагог показывает карточку или предметные картинки по любым темам:
    «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Рыбы» и т. д. Можно использовать игрушки. Дети
    поднимают карточку с буквой А, если этот звук слышится в словах. Интонационно звук выделяется.
    Предложить два-три слова, в которых нет звука А.
    4.Итоговый этап:
    Вопросы:
    Что нового узнали?
    С каким звуком познакомились?
    Гласный это звук или согласный?
    В чём отличие буквы от звука?
    Игровое упражнение «Мяч+ настроение»
    Дети рассказывают о том, какое у них настроение и перекидывают мяч друг другу.

    Светлана Малева
    Конспект занятия по обучению грамоте: «Гласный звук (У), буква У, у».

    Занятие № 2

    Тема : «Гласный звук (У, буква У , у. Место звука в словах . Определение количества слогов в словах».

    Задачи :

    Обучающая задача : Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках .

    Развивающая задача : Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас, прививать интерес к игре со словом, развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

    Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения : работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

    Оборудование :

    Ход занятия:

    Воспитатель : По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране звуков ) Кто живет в этом городе? (Звуки )

    Какие бывают звуки ? (Звуки музыки , природы, предметов) Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по стране звуков . Мы узнаем, какие еще бывают звуки . Поиграем с этими звуками в интересные игры . Отправляемся в путь? (Да) .

    Воспитатель : Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки . Гласные звуки обозначаются красной фишкой. Послушайте эти звуки - [а , о, у, э, ы, и].

    Как же можно отличит гласные звуки от других звуков , об этом есть стихотворение, послушайте :

    Гласные тянутся песенкой звонкой

    И - и - и - и.

    А - Могут заплакать и застонать :

    О - о - о - у - у - у.

    Могут качать в колыбели Аленку :

    А - а - а - а.

    Могут, как эхо, в лесу закричать :

    Ау! Ау! Ау!

    Могут летать высоко в синеву :

    А, о, у, и, э, ы.

    Не желают свистеть и ворчать.

    Воспитатель : Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а , о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6 ) .

    Игра «Назови звук в начале слова »

    Гласным звукам так понравилось , как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да) . Посмотрите, на полянке стоят два домика красный и синий. В них живут разные звуки :

    Согласные звуки согласны (показывает на синий домик)

    Шелестеть, шептать, скрипеть,

    Даже фыркать и шипеть,

    Но не хочется им петь.

    Согласные звуки петь не умеют , не любят. Согласные звуки мы произносим при помощи губ, языка, зубов, нёба, при их произношении есть преграда. Они произносятся коротко. Одни звонко, других глухо. Одни твердо, другие мягко. Посмотрите на них. Какого цвета их наряд? (ответы детей) .

    Подарим жильцам красного домика слова со звуком А . (Используя карточку, разделенную на 3 части, педагог ставит в ее начало букву А и предлагает детям догадаться – какое слово задумано).

    Я буду произносить часть слова без звука А . Вы дополните его звуком А и скажите все слово. _пельсин, _ нанас, _ рбуз, _ фрика, _ збука.

    Затем буква А передвигается в конец полоски и то же задание дается со словами без последнего звука . Незнайк_, свечк_, плит_, весн_, мимоз_.

    Воспитатель : Это – буква У . Букву мы можем увидеть и написать, а звук – услышать и сказать. Буква У будет жить в красном домике, потому что звук у – гласный , а гласные звуки мы обозначаем каким цветом? (Красным) .

    У – сучок. В любом лесу

    Ты увидишь букву У . Пишем букву У большую и маленькую.

    Физкультминутка

    (Дети встали, закрыли глаза) .

    Открываем мы глаза,

    Вдох - и долго тянем : "а - а- а - а. " (голос звучит тихо на одном уровне)

    Утром солнышко взошло,

    Снизу вверх мы тянем : " о- о - О – О…"(звук голоса звучит с повышением)

    Днем по горкам ездим мы : " Ы - Ы - Ы – Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

    Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у.

    Игра «Определить место звука у в словах » .

    Педагог показывает предметные картинки (улей, муха, ау, лук, рука, уж, жук, называя слова.

    (Индивидуальная работа со «звуковыми линейками » ).

    Воспитатель : Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со написанными на них буквами . Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные А , У и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые. Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же буквы ).

    А теперь вы придумайте слова со звуком (у) . (Ответы детей) .

    Подойдите к столам, на которых лежат разные природные материалы. Я предлагаю вам выложить из них букву У . (Дети выкладывают) .

    Воспитатель : Дети, отгадайте, о ком идет речь в загадках?

    У него серьёзный вид,

    Он усат и деловит :

    Вместе с солнышком встаёт,

    Из цветка росинки пьёт,

    Дом и деток защищает,

    А когда куда летает -

    Издаёт жужжащий звук

    Луговой крылатый. (Жук)

    В домике всегда своем,

    Даже в гости ходит в нем.

    Рожки есть, а не бодает,

    Кто к ладошке прилипает? (Улитка)

    Безобиден, травояден,

    Нет полос на шкуре, пятен.

    Сумка есть и длинный хвост,

    Плюс к тому немалый рост.

    Он подвижен, быстроног,

    Целый день скакать бы мог.

    Австралийскую жару

    Любит рыжий (Кенгуру) .

    Страна звуков очень большая , чтобы нам объехать ее нужно использовать разные виды транспорта. А на любой транспорт нужны билеты. Мы отправимся сегодня на поезде, но чтобы в него сесть. Нужно правильно прочитать номер билета, чтобы найти свое место в вагоне. (Дети читают слоги АУ, УА по карточкам) .

    Все заняли свои места в вагонах.

    Дети : Да.

    Воспитатель : Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру «Который по счету» . Жители страны звуков хотят найти хозяина этого чемоданчика. У вас на стульях наклеены картинки сказочных персонажей. Будем передавать друг другу чемоданчик, называя при этом номер своего вагона по счету под музыку, на чьем стуле остановится музыка, тот сказочный персонаж и потерял чемодан. Поможем героям? (Ответы детей) .

    Воспитатель : Наше путешествие на сегодня заканчивается.

    Вам понравилась играть со звуками ?

    Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

    О каких звуках мы сегодня говорили ? (звуки речи ) .

    На какие группы делятся звуки речи ? (на гласные и согласные ) .

    Сколько гласных звуков ? (их 6) .

    Как узнать, что звук гласный ? (его можно петь) .

    Итог. Оценка деятельности детей.