Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Картотека заданий по дифференциации звуков. Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания

    Картотека заданий по дифференциации звуков. Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания

    Екатерина Сулейманова
    Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения

    Дифференциация звуков [с]-[ш] .

    Правильная артикуляция звука [с] . Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

    Правильная артикуляция звука [ш] . Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку» .

    Отличия звуков [с]-[ш] .

    Губы в улыбке Губы округлены

    Язык внизу Язык наверху

    Воздух холодный Воздух теплый

    Характеристика звука [с]- согласный , твердый, глухой.

    Характеристика звука [ш]- согласный , всегда твердый, глухой.

    Игра «Насос- ветер» .

    Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш

    Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.

    Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….

    Игра «Палочки» .

    1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш] , ребенок рисует палочки.

    - звук [ш]- потому , что язык наверху,

    - звук [с]- потому , что язык внизу.

    2. Прочитайте по палочкам :

    Игра «Договори словечко» .

    Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш] ,

    Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….

    Игра «Повтори за мной» .

    СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…

    Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са

    Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со

    Су- су- шу шу- су- су су- шу- су

    Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы

    Са- со- шу

    Шо- шу- са

    Сы- ша- со

    Ша- са- шу

    Су- сы- шу

    Со- шу- ша

    Чистоговорки.

    Наша Маша хороша- ша- са- ша.

    Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

    У осы усы, усы- сы- ши- сы.

    Бегает лиса- са- ша- са.

    Ягоды в лесу- су- шу- су.

    Дали колесо -со- шо- со.

    Нет карандаша- ша- са- ша.

    Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

    Игра «Повтори за мной» .

    Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…

    Ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш

    ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос

    ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус

    ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы

    Ас- ос- уш

    ош- уш- ас

    ыс- аш- ос

    аш- ас- ус

    ус- ыс- уш

    ос- уш- аш

    Чистоговорки.

    Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.

    Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

    Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

    Свет в окне погас- ас- аш- ас

    Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

    Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

    Игра «Замени звук » .

    Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.

    Сутки- шутки споры- шторы

    Суметь- шуметь сытый- шитый

    Спит- шипит усы- уши

    Усат- ушат мишка- миска

    Басня- башня маска- Машка

    Маша- масса каска- кашка

    Ириска- Иришка просить- прошить

    Нас- ваш ваш- вас

    Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.

    Словосочетания.

    Следите за правильным произношением.

    Сосновая шишка.

    Сонная кошка.

    Сонина шуба.

    Яшины санки.

    Душистый куст.

    Пышное тесто.

    Душистое сено.

    Шелковая косынка.

    Пушистая кошка.

    Высокая башня.

    Сухие штанишки.

    Бабушкин сундук.

    Мышиный писк.

    Квашеная капуста.

    Косолапый мишка.

    Острый шип.

    Смешная шутка.

    Шахматная доска.

    Сытый мишка.

    Вишневый сок.

    Смешная маска.

    Пустой мешок.

    Школьная доска.

    Смешные потешки.

    Игра «Жадина» .

    Ребенок говорит, что все вещи его.

    Например : мой стишок, моя суша…

    Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.

    Чистоговорки.

    Ребенок повторят чистоговорку полностью.

    Наша Маша хороша- ша- са- ша.

    Укусила в нос оса- са- ша- са.

    Наши ушки хороши- ши- сы- ши.

    У осы усы, усы- сы- ши- сы.

    Бегает лиса- са- ша- са.

    Ягоды в лесу- су- шу- су.

    Дали колесо -со- шо- со.

    Нет карандаша- ша- са- ша.

    Гулять нам хорошо- шо- со- шо.

    Сижу и не шуршу- шу- су- шу.

    Любят песни малыши- ши- сы- ши.

    Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш

    У нас большой шалаш- аш- ас- аш

    Вокруг такая тишь- аш- ос- иш

    Над кустами много ос- ос- ош- ос

    Над вишней много ос- ош- ош- ос

    Свет в окне погас- ас- аш- ас

    Вот стоит матрос- ос- ош- ос.

    На елке много бус- ус- уш- ус.

    Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.

    Предложения.

    У Миши- санки.

    Наш дедушка- машинист.

    Наш насос шумит.

    У Наташи сын- Саша.

    Саша спешит к бабушке.

    Посуда стоит в шкафу.

    В саду кукует кукушка.

    Соня пишет без ошибок.

    Мишка ест из миски.

    У кошки пушистая шуба.

    На высокой сосне- шишки.

    На окошке стоит кактус.

    Стас насыпал пшено в мешок.

    У высокой сосны- пушистые ветви.

    Даша стоит под высоким мостом.

    Кошка ест большую, вкусную сосиску.

    Соня и Саша едут в путешествие.

    На сонного мишку упала сосновая шишка.

    Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.

    На лесной опушке стоит сосновая избушка.

    Игра «Путаница» .

    Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.

    Суп ест Наташу.

    Стакан моет Мишу.

    Ананасовый сок пьет дедушку.

    Пуховые подушки сушат Соню.

    Миска ест из мишки.

    Кокос отнес сына бабушке.

    Стадо пасет пастушка Сашку.

    Выставка спешит на Сашу.

    Окошко сидит на пушистой кошке.

    Скороговорки.

    У Сони- шишки,

    А у Саши- штанишки.

    Скушай Саша шесть сушек.

    Надо суметь, тут не шуметь.

    Шапкой Саша шишку сшиб.

    Шишки на сосне,

    Шашки на столе.

    Шла Саша по шоссе

    И сосала сушку.

    У кошки- шесть котят,

    У мышки –шесть мышат.

    Стихи. (выучить) .

    Любит сушки наша Даша,

    Сушки- это вам не каша.

    Саша сегодня в гости спешит,

    Снова он шутками всех насмешит.

    Семь пушистых котят

    Есть суп сегодня не хотят,

    А наша Наташа, дает им кашу,

    Вот смешная Наташа.

    Собака Пушок.

    У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.

    Саша, суша, сушки, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страш­но, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, не­сёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась.

    Ша-са

    шапка-сайка шалун-салют

    решать-тесать шахтёр-сапёр

    мешать-писать шалаш-салат

    лошадка-посадка шалфей-салфетка

    Шо-со

    мешок-лесок пушок-кусок вершок- песок ремешок- носок шорох- сорок мышонок- спросонок шутки-сутки шумно-сумка

    Шу- су

    пишу- несу пашу- пасу пляшу- плясун шуметь- суметь шитый-сытый мыши-крысы

    Ши -сы, ши-си

    ширь-сыр шип-сыпь шило-сила решил-спросил ваш-вас наш-нас башня-басня страшный-красный

    Аш-ас

    кашка-каска чашка-часто пашня-паста рубашка-колбаска

    Ош - ос, ыш - ыс, яш - яс, ющ - юс

    Яшка-ясный клюшка-люстра пошла-росла камыш-кумыс грош-рос

    Еш - ес, иш - ис, иш - ис

    пешки-песни мешки-мести мишка-миска вишня-виснет стишки-тиски стриж-рис

    Шля-сля, шме-сме, што- сто, шпа-спа

    шляпа-слякоть шмель-смел шторы-сторож шпалы-спали

    4. Упражнение . Назвать предметы, изображенные на картинках.


    мешок, шило.

    У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Саша шла со ста­рушкой. Паша - трусишка, страшно ему. Поспешишь - лю­дей насмешишь. Кошки сидят на окошке и греются;., на солнышке. Испугался петушок, упал с крыши на шесток. Сквозь цветное стёклышко я взглянул на солнышко. Шесть котят есть хотят. Расшумелись на опушке сойки да кукушки. По шоссе с шумом несутся машины. Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое! Рыбаки в шалаше пробудились. Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут. Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат ка­мыши. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блиста­ло, короче становился день.

    6. Упражнение

    У Миши на голове (шапка), в сумке (сайка).

    На (крыше) труба, в подвале (крыса)

    У Миши (чашка), у солдата (каска)


    Потешки

    Я сама братишке Лёше

    Тряпкой вытерла калоши.

    Чтоб не наследила кошка,

    Сшила кошке я сапожки.

    Я люблю свою лошадку,

    Причешу ей шёрстку гладко,

    Гребешком приглажу

    И верхом поеду в гости.

    Тише, тише, тише, тише,

    Шелестят на крыше мыши,

    Под мышиным серым флагом

    Маршируют шаг за шагом.

    Впереди идут старшины,

    Запевают гимн мышиный:

    «Тише, тише, тише, тише.

    Весёлая старушка

    Весь день сегодня шьёт.

    За кругленькой катушкой

    Следит пушистый кот.

    Устала шить старушка

    И села у ворот,

    А с кругленькой катушкой

    Играть пустился кот.

    (Е. Стюарт)

    Шаг ровней держите, мыши!

    Люди сыты, кошки сыты,

    Для мышей столы накрыты.

    Затихает шорох шинный,

    Наступает шаг мышиный.

    Ночью пусть пируют мыши.

    Тише, тише, тише, тише!»

    И. Токмакова

    Серый плутишка

    Был у Миши котишка - серый плутишка. У котишки хвост пушистый, шёрстка мягкая. Сам он серенький, полосатенький. Голос у котишки ласковый, зубы острые. Миша давал ему молока и каши. Котишка кашу не любил, просил мясо. Котишка был ленив и мышей не ловил. Мыши его совсем не боялись. Хорошо было мышам. Хорошо было и плутишке. Поспит сладко, молока полакает. Прыгнет на окошко и греет спинку на солнышке.

    8. Упражнение

    Бабушкины руки

    Это чья рубашка - Это чей сарафан

    Синие горошинки? Белыми ромашками?

    Бабушка старалась, Бабушка старалась,

    Шила для Алёшеньки! Шила для Наташеньки!

    (Л Браиловская)

    Лиса и кувшин

    (Сказка)

    Вышла баба в поле косить и спрятала в кустах кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса. Всунула в кувшин го­лову и вылакала молоко. Но вот беда - никак голову из кувшина не вытащит. Говорит лиса: «Пошутил кувшин, да хватит, отпусти!» Не отстаёт кувшин. Рассердилась лиса: «Не хочешь по-хорошему, я тебя утоплю». Стала лиса в реке кув­шин топить. Но кувшин утонул вместе с лисой.

    Игрушечный петушок

    Были в лесу медвежата. Нашли они на лесной опушке иг­рушечного петушка. Петушок смешной, яркими красками по­крашен. На голове гребешок. Петушок к доске прибит, а доска на колесиках. Понравился петушок медвежатам, и они хорошо с ним иг­рали. Потом увидели лису и решили пошутить над лисой. Поставили петушка на бугорке, а сами спрятались. Стоит пе­тушок, а красный гребешок на солнышке поблёскивает. Увидела лиса петушка. Обрадовалась. «Вот, - думает, - съем я петушка». Подошла лиса тихонько и бросилась на петушка. И тут только поняла, что петушок-то игрушечный. Весело смеялись над лисой медвежата. (По Г. Куприянову)

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ж-3

    жа-за жо-зо жу-зу жи-зы

    же-зе за-жа зо-жо зу-жу

    зы-жи зе-же

    ажна-азна ожда-озда ужно-узно
    ижма-изма ежли-езли азна-ажна
    озда-ожда узна-ужна изма-ижма
    езли-ежли

    Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задер­жать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить.

    Жа-за

    жал-зал, жара-заря, баржа-база, пожар-базар, жалей-залей, держать-дерзать, лужайка-зайка, жакет-закат, лежать-лизать, лёжа-берёза, сажать-сказать, бежать-вязать

    Жо-зо

    Жора-Зоя, стожок -возок, должок-дозор, лужок-узор, флажок-глазок, прыжок-разок

    Жу-зу

    жук-зуб, грожу-грозу, вижу-снизу, вяжу-везу, брожу-грызу, хожу-ползу, гляжу-внизу

    Жи-зы, жи-зи

    ножи-тазы жидкий-зыбкий жир-пузырь ежи-возы кожи-козы рыжий-сизый ёжики-языки рыжики-музыка похаживать- показывать наживать- называть снежинка- корзинка лежи- вези

    Другие сочетания

    важный-разный каждый-гораздо монтажник-проказник дружный-грузный таёжный-слёзный тревожный-грозный дождик-гвоздик можно-поздно дорожный-паровозный пирожное-морозное обождать-опоздать денежный-полезный подожди-ка-гвоздика книжный-капризный нежный-резвый


    3. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.


    пружина

    Залежи руды у нас большие. Жеребёнок забежал во двор и заржал. Захар заряжает ружьё. Женя заслужил награду. Женя помог задержать врага. Я зажал в руке железный гвоздик. Пёс лежал и лизал лапу. Мы привязали Жучку к будке, что­бы она не убежала. Он кричит на весь базар, будто сделался пожар. Не жалело солнце жара для хорошего загара, и пше­ница с рожью загорели тоже. Заседали в полдень зайки воз­ле лужи на лужайке. Мы поедем на лужок и возьмем с него стожок. Женя резал ржаной хлеб. Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток. Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

    Загадки

    Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (Снег)

    Он всегда с гвоздями дружен,

    На работе людям нужен. (Молоток)

    6. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

    лакал молоко языком.

    (ножи) лежат в

    У и у рожки.

    У Женя затрубил в рожок.

    За земляникой

    Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Же­ня заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Же­ня положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

    Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела ос­тавить ежа. Но Женя отдал. его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.

    Кто хозяин?

    У Жоры и Захара жила собака. Её звали Жук. Жора и Захар подобрали Жука с перебитой лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Кто хозяин Жука? Жора и Захар каждый день говорили об этом. Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал: он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука. (По В. Осеевой)

    ЗВУКИ Ш, Ж, С, 3,

    шар-жар-базар-гусар
    шаль-жаль-зал-сало
    мешать-лежать-лизать-лиса шапка-жалко-зайка-сайка ушанка-ужасно-вязанка-санки решать-бежать-вязать-писать ноша-нажать-роза-роса мешок-рожок-мазок-песок порошок-пирожок-кузовок-голосок пушок-лужок-возок-кусок шутки-жуткий-мазут-сутки ношу-хожу-везу-несу


    2. Упражнение , Назвать предметы, изображённые на картинках.

    лыжи жаба

    Саша, Женя и Лиза спят. Миша бежит за Соней. Наташа и Зина собирают рыжики. У Жени душистые зелёные ланды­ши. Как хороши и свежи душистые розы! За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Спой мне песенку-смешинку, подарю тебе снежинку. Бегут по снегу лыжи и снег пушистый лижут. Зимняя стужа сковала сушу. Шура и Женя взяли санки и лыжи. Лариса и Жора решали, Маша и Роза писали. Куст шуршит, а зайка дрожит. Над лужайкой носились шмели и стрекозы. Миша положил на сани вязанку дров. В лесу на земле лежат шишки.

    Загадка

    Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

    4. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить предложения.

    в кустах, в траве.

    В норе, на сене. На дубе (желудь).

    Сенокос, сенокос!

    Луг остался без волос!

    Он пострижен косами,

    Он побрызган росами.

    Как причёска эта

    Хороша для лета!

    (И. Токмакова)

    Дождик

    Дождик Порезвиться захотели

    Вылился на луг. Закружились,

    Стало много Загалдели...

    Луж вокруг. Я смотрю:

    Засучив скорей штанишки На них рубашки

    В лужу Стали

    Прыгнули мальчишки. Словно промокашки.

    (И. Винокуров)

    Шишки-мышки

    Жили-были на сосне
    Две серьёзных шишки.

    Жили-были под сосной

    Две весёлых мышки. И кричали мышки:

    Эй! спускайтесь, шишки!

    Вы же знаете о нас

    Только понаслышке.

    Удивились шишки:

    Глупенькие мышки!

    Чем же плохо нам висеть

    Здесь, на нашей вышке!

    Лучше мы вас пригласим:

    Залезайте, повисим!

    Мыши

    Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли придумать.

    Вот одна мышка и сказала:

    Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому гибнем, что не знаем, когда он идёт. Надо коту на шею зво­нок привязать, чтобы он звенел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы убежим.

    Это бы хорошо, - сказала старая мышь, - да надо кому-нибудь звонок надеть. Вздумала ты хорошо, а вот навя­жи звонок коту на шею, тогда мы тебе спасибо скажем.

    (Л. Толстой)

    В гостях у Дедушки Мороза

    (Сказка)

    Спит Маша в постельке и видит сон. Шагает она в лесу и видит: сидит седой Дед Мороз. Сидит он и снежные комки ест.

    Здравствуй, Маша! Спасибо, что в гости пришла. Помо­жешь мне. Приготовь мне постель, да перину хорошенько взбей.

    Дом у деда ледяной, а по стенам снежные звёзды. Вместо перины лежит пушистый снег. Маша стала взбивать снежок, а под ним - зелёная травка.

    Зачем ты, дедушка, зелёную травку под снежной периной держишь? - спросила Маша.

    Нельзя её выпускать. Зима захватит и заморозит травку. Вот я и прикрыл зелень снежком. Весной снежная перина растает. Травка вырастет, и будет славная рожь.

    Тут Маша и проснулась.

    Зимняя тишина

    Зима не всегда злая с её морозами и снежными метелями. Бывают и хорошие деньки. Замечательно, когда падает сне­жок в тихую погоду. Несутся, слегка кружатся снежинки в воздухе. Ложатся на землю, на крыши домов... Тишина. Даже снежок не скрипит под подошвами прохожих. Прислушаешься и услышишь, как шуршат, шелестят снежинки. Подставишь ладошку - серебристые снежинки сразу тают.

    6. Упражнение . Выучить наизусть стихотворение.

    Осеннее утро

    Жёлтый клён глядится в озеро,

    Просыпаясь на заре.

    За ночь землю подморозило,

    Весь орешник в серебре.

    Запоздалый рыжик ёжится,

    Веткой сломанной прижат,

    На его озябшей кожице

    Капли светлые дрожат.

    (О. Высотская)

    Тяжёлая ноша

    Купила лиса пуд зерна у медведя. Несёт домой, и что-то ей ноша лёгкой кажется. «Обманул меня медведь, - думает лиса, - насыпал зерна меньше пуда. Вернуться свешать? Скажут - отсыпала зерно». Пошла лиса дальше, а ноша ей тяжелее кажется. «Зря я косолапого оговорила: зерна, может, и больше пуда». Шагает лиса, и уже невмоготу нести мешок. Сбросила ме­шок и думает: «Тут не меньше как полтора пуда. Эх, Миша, Миша, если всем так вешать будешь - проторгуешься!...» (По И.Ракитин)

    Про бабусю и лису

    (Сказка)

    Шла бабуся. Несла гуся. Увидела гуся лиса. Захотелось ли­се поживиться. Лиса вперёд забежала. Легла на дорогу и лапки поджала. Бабуся думает: «Вот чудеса! Да ладно, пойду. Не нужна мне лиса». А лиса снова забежала вперёд. Лежит на дороге. Бабусю ждёт. Бабуся думает: «Ну и дела!» И дальше пошла. Шла она, шла. Глядит - опять на дороге лиса лежит. Ба­буся думает: «Третья лиса! Да такое богатство во сне не при­снится. Заберу-ка я всех. Да сошью доху на пушистом лисьем меху!» Оставила бабуся гуся на дороге. И пошла собирать лисиц. Возвратилась ни с чем бабуся - ни лисы, ни гуся!

    Как ёжик шубу менял

    В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубе, в которой летом бегал, а в новой, белоснежной.

    Ёжик спрашивает зайца:

    Ты где шубу сменял?

    Вот там, у старого дрозда.

    А мне нельзя сменять свою шубу?

    Я не знаю, сходи попроси. Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

    Я тоже хочу в белой шубе ходить.

    Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.

    Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая, пушистая, тёплая.

    И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. По­пытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье, побли­зости его нора. оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь дрожит.

    Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы - и опять к старому дубу. Пришёл к дрозду.

    Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!

    С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка. Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь! (А. Суконцев)

    Постановка звука Щ.


    Дифференциация С-Ш

    Поэтапная дифференциация звуков С-Ш

    1 этап
    2. Игра «Добавь слог»:
    А) [с] или [ш]: ле.., эта.., ква.., гуа.., анана., глобу.., малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
    Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о.., кляк.., гру…
    В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу..., ве..., ча..., ладо..
    3. Повтори двуслоговые ряды:
    ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
    са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
    Повтори слоговые ряды
    са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
    со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
    су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
    сы-ши ши-сы

    4. Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
    Сайка – шайка Сутки – шутки Стуки – штуки Скала – шкала
    Стопор – штопор Споры – шпоры Стык – штык Срам – шрам
    Сок – шок Скот – шкот Стиль – штиль

    2 этап
    1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
    2. Запомни и повтори:
    ша-са шо-со шу-су ше-сэ ши-сы
    аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ иши-исы
    3. Повтори пары слов:
    Ваш – вас Наш – нас Башня – басня Страшный – красный
    Кашка – каска Чашка – часто Пашня – паста Рубашка – колбаска Грош – рос Пошла – росла Камыш – кумыс Яшка – ясный
    Клюшка – люстра Пешки – песни Мешки – мести Мишка – миска Вишня – виснет Стишки – тиски Стриж – рис Решать – тесать Мешать – писать Лошадка – посадка
    Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр Шалаш – салат Шалфей – салфетка Каша – касса Крыша – крыса
    Лапша – колбаса Хороша – полоса Ушанка – санки

    3 этап
    1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
    2. Запомни и повтори:
    ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэса-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
    3. Повтори пары слов:
    Шляпа – слякоть Шмель – смел Шторы – сторож Шпалы – спали Кусок – пушок
    Песок – вершок Носок – ремешок Сорок – шорох Спросонок – мышонок Сумка – шумно
    Несу – пишу Пасу – пашу
    Плясун – пляшу Суметь – шуметь
    Сытый – шитый Крысы – мыши
    Сыр – ширь Сыпь – шип
    Сила – шило Спросил – решил
    4. Измени предложение:
    Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..

    4 этап
    1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
    2. Запомни и повтори:
    аса-аса-аша сшо-сшо-сша аша-аса-аша сшу-сшу-сши
    асо-асо-ашо сши-сши-сше асу-асу-ашу сше-сше-сши
    асы-асы-аши сша-сша-сши аши-асы-асы сше-сшу-сша
    3. Игра «Скажи наоборот»:
    Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
    Трава низкая, а дерево …(высокое).
    Ручеёк узкий, а река … (широкая).
    Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
    Ночью темно, а днем …(светло).
    Гном маленький, а великан …(большой).
    После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
    4. Измени предложение:
    Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

    5 этап
    1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
    2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
    Сапоги, шуба, маска, квас; Собака, кошка, лошадь, лиса.
    Шапка, шарф, сарафан, шуба;Шапка, сапоги, шуба, шорты.
    Шкаф, миска, ложка, чашка;Сосна, ромашка, осина, берёза.
    Слива, груша, апельсин, свѐкла; Картошка, капуста, груша, чеснок.
    3. Повтори слова:
    Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать,
    Сашенька, старший, страшно, солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
    смешить, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
    4. Измени предложение: Я слушаю стишок. Ты,он..Мы..Вы..Они..
    5. Выучи: У киски игрушка – плюшевый мишка,
    У мишки игрушка – пушистая киска.

    6 этап
    1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
    Ша-ша-ша – Саша моет малыша. Су-су-су – воздушный шарик я несу.
    Ши-ши-ши – спать ложатся малыши. Шу-шу-шу – я письмо пишу.
    Со-со-со – Миша катит колесо. Су-су-су – мишку видели в лесу.
    Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
    2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
    Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки, куст шиповника.
    Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад, вкусная лапша, большая собака,
    столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
    3. Выучи:
    Пушистая кошка на солнышке сушит
    Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.

    7 этап
    1. Повтори словосочетания:
    Весѐлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
    осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
    смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная вишня, шелест камышей.
    2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
    Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а соня – ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка.
    Вымыли мыши миски для мишки. Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
    3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза):
    У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски.
    У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует.
    Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой.

    8 этап
    1. Выучи:
    Я рубашку сшила мишке.
    Я сошью ему штанишки.
    Надо к ним карман пришить
    И платочек положить.
    На плите сварилась каша,
    Где большая ложка наша?

    Сосна
    Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
    Вопросы:
    зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

    9 этап
    1. Выучи:
    Саша, Саша, что ты плачешь
    И в ладоши глазки прячешь?
    Если сказки слушать станешь,
    Плакать сразу перестанешь!
    2. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
    Пушок и Машка
    У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. Вопросы:
    Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьѐт Даша Машке? Где будет спать Машка?

    10 этап
    1. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
    Старшая сестра
    У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
    Вопросы:
    Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

    Дифференциация звуков С-Ш в слогах

    А) в прямых слогах:
    са - са - ша
    са - ша - са
    со - шо - со
    су - ус - шу
    со - шо - со
    сы - ши - сы
    сы - ши - сэ
    су - ши - сэ
    су - ши - со
    сэ - ше - сэ
    сэ - ши - са
    б)в интервокальной позиции:
    аса - аса - аша
    асо - асо - ашо
    асу - асу - ашу
    асы - асы - аши
    аши - асы - асы
    в) в слогах со стечением согласных
    сшо - сшо - сша
    сшу - сшу - сши
    сши - сши - сше
    сше - сше - сши
    сша - сша - сша

    Дифференциация звуков С-Ш в словах

    А) в прямых слогах:
    шайка - сайка
    шок - сок
    шитый - сытый
    шут - суд
    б) в обратных слогах:
    мышь - мыс
    нож - нос
    уж - ус
    наш - нас
    пляж - пляс
    в) в интервокальной позиции:
    каша - касса
    крыша - крыса
    лиса - леший
    мешать - массаж
    просить - крошить
    пошёл - посол
    г) в слогах со стечением согласных:
    крошка - краска
    кашка - каска
    Машка - маска
    мишка - миска
    сошка - соска
    шкала - скала
    шпора - спора
    шпора - ссора
    шрам - срам

    Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях

    Весёлый розыгрыш
    вкусные сушки
    голосистый скворушка
    душистый горошек
    душистый шиповник
    опасное путешествие
    осколок стёклышка
    персидская кошка
    послушные малыши
    посошок старушки
    скоростное шоссе
    смешной сынишка
    смышлёный малыш
    сушёная вишня
    шелест камышей

    Дифференциация звуков С-Ш в предложениях

    В лесной глуши не слышно шума шоссе.
    Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.
    Лёша повесили в шкаф бабушкину шаль.
    Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.
    На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.
    По ночам в углу слышался шорох - спать нам не давал мышонок.
    После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.
    С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.
    Саша сочинил смешной стишок.
    Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.
    У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.

    Измени по образцу. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.
    Образец:
    Я слышу смешок.
    Он(а) слышит смешок.
    Мы слышим смешок.
    Вы слышите смешок.
    Они слышат смешок.

    Я стригу шерсть.
    Я слушаю стишок.
    Я спешу в школу.
    Сшибать шишки с сосны.
    Сушить джинсы на солнышке.
    Слушать смешную сказку.
    Кушать сушки с маком.

    Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.
    Я слышу.
    Я слышу шум.
    Я слышу шум шоссе.
    Я хорошо слышу шум шоссе.
    Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.

    Я сушу.
    Я сушу шампиньоны.
    Я сушу вкусные шампиньоны.

    Я расчешу кошку.
    Я расчешу пушистую кошку.
    Я расчешу пушистую персидскую кошку.
    Я расчешу пушистую персидскую кошку гребешком.

    Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках

    В каше мошка. Спеши, кошка. Ешь из плошки кашу с мошкой.

    В шалаше лишь шмель шумит,там свернувшись Саша спит.

    Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

    Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела повыше.

    Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками.

    Шапкой Сашка шишки сшиб.

    Шестнадцать шли мышей
    И шесть несли грошей.
    А мыши, что поплоше,
    Шумливо шарят гроши.

    Шишки на сосне, а шашки на столе.

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

    Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.

    Дифференциация звуков С-Ш в рассказах

    Перескажи тексты, чётко проговаривая звуки С и Ш.

    Поезд

    Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
    Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд.
    Миша кричит:
    - Ту-ту!
    Он машинист.
    Маша кричит:
    - Ваши билеты!
    Она кондуктор.
    А папа тянет за верёвку и приговаривает:
    - Чух-чух.. Чух-чух...
    Значит, он паровоз.

    Почему у месяца платья нет


    Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
    - Видно, я ошибся, - говорит портной.
    И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.
    - Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
    И снова стал кроить и шить.
    В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
    Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.


    Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: "Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?" Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слёзы, а сам смеялся.

    Перескажи текст и ответь на вопросы. Следи за произношением звуков Ш и С.

    Карандаш


    Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
    - Тише, мы его разделим.
    Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.
    Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

    Вопросы:
    1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
    2. Из-за чего поссорились ребята?
    3. Как поступил папа?
    4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

    Дифференциация звуков С-Ш в стихах

    Зашептала тихо мышь:
    "Что ж, сыночек, ты не спишь?"
    "Я дрожу, - сказал он мыши, -
    Шум в лесу я страшный слышу".
    "Ты не бойся, мой малыш,
    Это дождик", - шепчет мышь.

    *****
    Жил на опушке лесной
    Ёжик под старой сосной.
    Шишки ходил собирать
    Чтобы с ежонком играть.

    *****
    В тишине шептали мышки,
    Что мышата меньше шишки,
    Что пушистой кошке Мушке
    Лучше спать бы на подушке.
    Кошка шевелит ушами:
    "Не пора ли за мышами?"
    Если слышит мышек кто-то,
    Начинается охота.
    Лучше б мыши-глупыши
    Не шептали бы в тиши.

    *****
    Кот Пушок и пёс Снежок
    Вышли вместе на лужок.
    Кот за мышкой побежал,
    Пёс - на солнышке лежал.

    *****
    Однажды пушистая кошка
    Поесть попросила немножко.
    У кассы железнодорожной
    Ей дали сырочек творожный.

    *****
    Сашеньке нашей смешинка попала.
    Целые сутки она хохотала.
    Всё-то смешным ей казалось тогда,
    Даже ушиблась, и то - не беда.

    *****
    Ёж с ежонком Пашей
    В гости шёл к лягушке,
    А лягушка Маша
    Насушила сушки.
    Чай лесной душистый
    Для гостей дымится,
    На траву душицу
    Маша не скупится.
    Вкусный запах пляшет,
    По лесу витает,
    Так лягушка Маша
    Ёжиков встречает.

    *****
    Саша - лучший пастушок.
    Он берёт с собой рожок.
    Сумку из рогожки
    С мисочкой и ложкой.

    *****
    У кошки есть усы и уши.
    Нужны ей уши, чтобы слушать.
    Но вот зачем, не знаем мы,
    Нужны животному усы?

    *****
    Скачет зайка по опушке
    Возле заячьей избушки.
    Ищет он грибы волнушки,
    Чтоб засаливать в кадушке.
    Только пусто на опушке.
    Не нашёл он ни волнушки.
    Сел и с горя чешет ушки
    У избушки на опушке.

    *****
    Язык вверх: ша- ша- ша,
    Каша, пирожки, лапша.
    Язык вниз: са – са - са,
    Сахар, масло, колбаса.

    *****
    Как–то вечером старушки
    Пили чай и грызли сушки.
    Кошка на подушке
    Лапкой моет...ушки.
    Ложится спать, кряхтя, старушка,
    Кладёт под голову подушку.
    Испекла старушка пышки
    И сложила пышки в миску.

    *****
    Шесть пушистых котят
    Есть сосиски хотят.
    А смешная Наташа
    Даст им пшённую кашу.

    Каждый учитель-логопед знает, насколько кропотливой является работа по дифференциации поставленных звуков.

    Предлагаю вниманию учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, систематизированный материал – картотеку заданий по дифференциации звуков [с] – [ш].

    Картотека содержит в себе 12 карточек.

    Керина Елена Александровна ,

    учитель-логопед, МДОУ “ЦРР-д/с “Кристаллик”,

    г.Абакан, Республика Хакасия

    Несколько карточек для ознакомления:

    Карточка №7.

    1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].

    2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.

    Сапоги, шуба, маска, квас.

    Собака, кошка, лошадь, лиса.

    Шапка, шарф, сарафан, шуба.

    Шапка, сапоги, шуба, шорты.

    Шкаф, миска, ложка, чашка.

    Сосна, ромашка, осина, берёза.

    Слива, груша, апельсин, свёкла.

    Картошка, капуста, груша, чеснок.

    3. Повтори слова:

    Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.

    4. Измени предложение:

    Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..

    5. Выучи:

    У киски игрушка – плюшевый мишка,

    У мишки игрушка – пушистая киска.

    Дифференциация звуков [С] и [Ш]

    Карточка №9.

    1. Повтори словосочетания.

    Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.

    2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.

    Шашки на столе, шишки на сосне.

    Саша любит сушки, а соня – ватрушки.

    Совушка, совушка, большая головушка.

    Вымыли мыши миски для мишки.

    Саша мал, Саша с мылом уши мыл.

    3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.

    У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.

    Дифференциация звуков [С] и [Ш]

    Карточка №8.

    1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:

    Ша-ша-ша – Саша моет малыша.

    Су-су-су – воздушный шарик я несу.

    Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.

    Шу-шу-шу – я письмо пишу.

    Со-со-со – Миша катит колесо.

    Су-су-су – мишку видели в лесу.

    Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.

    2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.

    Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:

    Пушистая кошка на солнышке сушит

    Шёрстку на спинке, хвостик и уши.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
    Нравится

    Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

    б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

    Чем похожи эти звуки?

    В чем различие этих звуков?

    Задание 2 . Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

    Образец. Сом (с), шум (ш).

    Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

    Задание 3 . а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

    Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз - с.

    С ШС ШСС Ш С и т. д.

    б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

    Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

    Образец, с ш

    в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
    Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

    губы улыбаются, при произнесении звука ш - губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

    Задание 4 . Произнеси слоги отраженно.

    СА – ША ША – СА АСА – АША

    СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

    СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

    СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

    СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

    Игра «Наоборот».

    Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

    Образец: СА ША СО ШО

    ША СА ШО СО

    СУ ШУ ШИ СЫ

    Задание 5 . Запомни и воспроизведи ряд слогов.

    СА-ША -СА ША -СА-ША ША-ША -СА

    СО-ШО -СО ШО -СО-ШО СА -СА-ША

    СУ-ШУ -СУ ШУ -СУ-ШУ ШУ-ШУ -СУ

    Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

    Образец. Сани (са), шали (ша).

    Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

    б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

    Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

    Задание 7 . Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.



    Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

    Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

    У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).

    Задание 8 . Произнеси слова парами отраженно.


    усы - уши нос - нож

    крыса - крыша носки - ножки

    миски - мишки нас - наш

    Какими звуками отличаются пары слов?

    Уши - усы; крыса - крыша; басня - башня; нас - наш;

    вас - ваш.


    Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

    Задание 10 . Произнеси слова отраженно.

    Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

    Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

    Задание 11 . Запомни и назови ряд слов.

    Спешить - поспешил - спешка; сшить - сшили - расшить; сушь - сушили - засушили - сушка - вы­сушили.

    Задание 12 . Вспомни слова, похожие на слово сушь.

    Задание 13 . Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

    Кто ведет поезд?

    Что светит днем людям?

    Чем покрыто тело кошки, собаки?

    Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

    Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

    Какой был рассказ?

    Задание 14 . Закончи предложения одним словом.

    Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

    Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).

    Задание 15 . Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

    Картинки подбирает логопед.

    Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

    Задание 16 . Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

    Задание 17 . Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

    У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме но­вая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).

    Звуки с-ш в предложениях

    Задание 18 . Произнеси отраженно словосочетания.

    Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

    Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

    Задание 19 . Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

    Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

    Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

    У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

    Задание 20 . Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

    На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

    Что растет на болоте?

    Какой камыш?

    Кто срезал камыши?

    Задание 21 . Произнеси предложения отраженно.

    Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

    Задание 22 . Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.


    Кто поступает правильно?

    Задание 23 . Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

    Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

    Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

    Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

    Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

    Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

    Поспешишь - людей насмешишь. а придет пора - и зашумят. Девять мышей вместе потянули -

    Крышку с кадушки стянули.

    Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

    Отольются кошке мышкины слезки.

    Задание 24 . Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

    Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

    Сосна шумит со сна,

    Со сна шумит сосна.

    Саша мал,

    Саша мил.

    Саша с мылом уши мыл.

    Задание 25 . Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

    Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.


    У окошка я сижу,

    На весь мир в него гляжу.

    (Телевизор.)

    И крыша со мной.

    (Черепаха.)

    Я шарик пушистый,

    Белею в поле чистом.

    А дунул ветерок -

    Остался стебелек.

    (Одуванчик.)

    Из дома я вышла

    И вынесла крышу.

    Вернулась домой

    Стоит Антошка

    На одной ножке.

    Гладкое, душисто,

    Моет чисто.

    Я стою на ножке толстой,

    Я стою на ножке гладкой.

    Под коричневою шапкой,

    С бархатной подкладкой.

    (Белый гриб.)

    (П. Расс-Серебряная.)


    Конспект занятия.

    Тема. Звуки с и ш.