Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Фронтальные занятия в логопедической группе. Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

    Фронтальные занятия в логопедической группе. Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе

    Введение

    В настоящее время все больше детей нуждаются в коррекции нарушений речи. Открываются логопедические центры и пункты, логопедические группы в ДОУ. Логопеды, воспитатели этих групп, испытывают определенные трудности в отборе речевого и игрового материала, применении методов и приемов работы на занятиях.

    Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопедических занятий, позволяющих наряду с коррекцией различных речевых нарушений развивать и совершенствовать психические процессы детей..

    Для детей со 2-м уровнем ОНР некоторые этапы занятий, несомненно, окажутся сложными. В этом случае мы рекомендуем логопеду предъявлять задания к таким детям в облегченном варианте, особенно на первых этапах обучения, подбирать для них индивидуальные виды работы, применять приемы, позволяющие выполнить задание после более подготовленных детей.

    Фронтальные логопедические занятия

    Логопедические занятия в специализированном детском саду являются основной формой коррекционного обучения, на которых осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. К работе на фронтальных занятиях дети готовятся на индивидуальных и групповых.

    Логопедические занятия, в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:

    1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:

    По формированию словарного запаса;

    По формированию грамматического строя речи.

    Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.

    2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.

    Основными задачами их являются формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

    3. Занятия по развитию связной речи.

    Основная задача - обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.

    1-й период коррекционного обучения
    (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.

    Развитие понимания устной речи;
    - умение вслушиваться в обращенную речь;
    - выделять название предметов, действий, признаков;
    - понимание обобщающего значения слов;
    - подготовка к овладению диалогической формой общения;
    - практическое усвоение некоторых форм словообразования - с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
    - усвоение притяжательных местоимений «мой-моя»;
    - практическое употребление существительных в винительном, дательном и творительном падежах;
    - овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
    - усвоение навыка составления короткого рассказа.

    В первом периоде проводится 13-14 занятий по формированию речевых средств и 6-7 - на развитие первоначальных навыков связной речи.

    2-й период коррекционного обучения
    (декабрь, январь, февраль, март)

    Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 3 раза в неделю. Примерно 14 занятий по формированию словаря и грамматического строя и 12 - по развитию связной речи.

    Уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;
    - практическое образование относительных прилагательных с различными значениями соотнесенности;
    - различение и выделение названий признаков по вопросам: какой–какая–какое;
    - усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
    - употребление предлогов: в–на–из–под.

    Связная речь:

    Совершенствование навыка ведения диалога;
    - сравнение предметов с выделением сходных качеств;
    - составление простого описания предмета;
    - закрепление навыка построения простого предложения;
    - распространение предложения путем введения однородных членов;
    - усвоение конструктно-сложных предложений;
    - составление коротких рассказов по картине, серии картин, описаний, простых пересказов;
    - заучивание простых стихов.

    3-й период коррекционного обучения
    (март, апрель, май)

    Закрепление навыка пользования приставочными глаголами;
    - закрепление навыка образования относительных прилагательных; употребление притяжательных прилагательных; образование прилагательных с суффиксами -оньк, -еньк ;
    - усвоение слов-антонимов;
    - закрепление навыка согласования прилагательных с существительными;
    - расширение значений предлогов.

    Связная речь:

    Совершенствование диалогической формы речи;
    - распространение предложений;
    - составление рассказа по картинке, серии картин;
    - составление рассказа описания, пересказ;
    - усвоение конструкций сложноподчиненных предложений.

    Проведение фронтальных занятий требует от логопеда организации работы с воспитателями по подготовке детей к логопедическому занятию и отработке данного материала после занятия. Все виды работ строятся в течение месяца в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ планируются исходя из общедидактического принципа: от простого к сложному.

    Примерное распределение тем по месяцам:

    · Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».

    · Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».

    · Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».

    · Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».

    · Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».

    · Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».

    · Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».

    · Май: «Лес», «Поле», «Луг».

    Проведение фронтальных занятий с учетом лексических тем требует большого количества наглядного материала. Это наборы предметных картинок, пособия для дидактических игр, сюжетные картинки, муляжи, игрушки, предметы...

    Говоря о фронтальных занятиях, необходимо отметить значимость этапов.

    Занятие начинается с организационного момента, его цель - собрать внимание детей и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти.

    Второй этап повторения должен быть органически связан с новым материалом.

    Третий этап - обучающий.

    Четвертый этап - последовательное закрепление нового материала.

    Пятый этап - итог занятия. Здесь может быть дана дифференцированная оценка каждого ребенка или упражнение, подтверждающее еще раз, что занятие поставленной цели достигло.

    ОСЕНЬ

    Тема «Осень» (занятие № 1)

    Цели:


    - практическое употребление существительных единственного и множественного числа;
    - использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    - заучивание стихотворения.

    Оборудование: листья деревьев.

    Ход занятия

    1. Оргмомент: «Сядет тот, у кого на столе лежит красный листочек (зеленый, желтый)».

    2. Введение в тему: «Какой у тебя лист? А у тебя? Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (Разноцветные.) Давайте скажем про листья громко, тихо, шепотом».

    Логопед загадывает загадку: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает? (Осенью)». «Как можно узнать, что за окном гуляет осень? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки, сапожки...)».

    Если на деревьях листья пожелтели,
    Если в край далекий птицы улетели,
    Если небо хмурое, если дождик льется,
    Это время года осенью зовется!

    Звонит телефон, говорит гномик из сказочной страны Гномии. Он сообщает, что к ним тоже пришла осень, и дает детям задание. У них в стране все маленькое-маленькое и поэтому все зовется ласково. А как? Это должны сказать дети:

    дождь - дождик - дождичек трава - травка
    солнце - солнышко туча - тучка - тученька
    лист - листик - листочек ветка - веточка
    лес - лесок - лесочек ветер - ветерок - ветерочек

    Физкультминутка.

    Листопад, листопад, в руке листья, взмах руками поочередно,
    Листья желтые летят, обеими руками,
    Под ногами шелестят приседают,
    И летят, летят, летят... бросают листья на пол.

    5. Образование множественного числа существительных. Игра «Один и много».

    лужа - лужи лист - листья дерево - деревья
    ветка - ветки туча - тучи птица - птицы
    цветок - цветы дождь - дожди

    6. Развитие памяти. Стихотворение:

    Дождик, дождик, что ты льешь, погулять нам не даешь?
    - Потому иду с утра, осень вам встречать пора!

    7. Итог занятия. « О каком времени года говорили?»

    Тема «Осень» (занятие № 2)

    Цели:

    Расширение словаря по теме «Осень»;
    - название признаков предметов, активизация словаря относительных прилагательных;
    - развитие мелкой моторики.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. «Назвать признаки осени». Дети стоят по кругу, в руке одного ребенка кленовый лист, значит, ему начинать игру - назвать любой признакосени, после лист передается любому другому ребенку.

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево».

    3. Образование относительных прилагательных. Логопед предлагает детям собрать букет из осенних листьев (листья лежат на полу). «Представим, что мы находимся в осеннем лесу. Листья так красивы, что хочется собрать букет из них. Какой лист хочется положить в букет тебе? С какого дерева этот лист? (С березы)». Рассматривают, называют: лист с березы - березовый (кленовый, рябиновый, дубовый). «Смотрите, еще листья падают, еще и еще. Как можно сказать одним словом об этом? (Листопад)».

    4. Развитие моторики. Выполняется упражнение «Листопад»:

    Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
    Листья желтые летят, обеими руками,
    Под ногами шелестят приседают,
    И летят, летят, летят... покружиться и присесть.

    5. Расширение словаря прилагательных. «Меняются листья осенью, они совсем не похожи на летние. А ведь изменились не только листочки, изменилось все вокруг». Игра «Самый внимательный».

    Какая стала трава? - желтая, пожухлая, сухая...
    Какое стало небо? - серое, хмурое, низкое...
    Какой стал ветер? - холодный, резкий, порывистый...
    Какой стал дождь? - частый, холодный, моросящий...

    6. Закрепление материала. Игра «Листопад». По группе на полу лежат 3-4 обруча - это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев. По сигналу дети - «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Логопед меняет картинки деревьев местами.

    7. Итог занятия. «В какую игру мы играли? («Листопад».) Когда бывает листопад?»

    Тема «Осень» (занятие № 3)

    Цели:

    Расширение словаря по теме «Осень»;
    - развитие связной речи;
    - развитие мелкой моторики.

    Оборудование: листья деревьев, предметные, сюжетные картинки.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. «Сядет тот, у кого на столе кленовый лист (березовый, рябиновый, дубовый). Поднимите березовые листочки. Какие листья подняли?»

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Трава, куст, дерево, ветер качает ветки».

    3. Развитие мышления. Загадки:

    Вот он деревце качает
    И разбойником свистит,
    Вот последний лист срывает
    И кружит его, кружит (Ветер).

    По небу ходила,
    Солнышко закрыла,
    Только солнце спряталось,
    И она расплакалась (Туча).

    Листья опадают, птицы улетают. Дождик поливает, когда это бывает? (Осенью.)

    4. Развитие связной речи (составление рассказа). На доску выставляются картинки «осень», «небо в тучах», «краешек солнца выглядывает из-за тучи», «дождь», «лужи на дороге», «деревья в золотом уборе», «дерево с опадающими листьями», «летящая стая птиц». По каждой картинке дети составляют предложение («надо сказать красиво про картинку»).

    Наступила осень. Небо покрыто тучами. Солнышко редко появляется на небе. Часто идет холодный дождь. На дорогах лужи. Листья на деревьях стали разноцветными. Начался листопад. Птицы улетают на юг (в теплые края).

    Логопед сообщает, что у детей получился рассказ об осени, и предлагает детям еще раз повторить его. Один ребенок рассказывает про первые три картинки, второй - про вторые три картинки, третий - про остальные.

    Физкультминутка.

    Маленькие листики тихо сидят, присели
    Глазки закрыли, крепко спят, повторить
    Вдруг веселый ветер с шумом прилетел, бегают, кружатся
    И каждый листочек гулять захотел.
    Ветер дуть перестал, к земле листики прижал, присели

    6. Заслушивают еще несколько рассказов: дети рассказывают по цепочке, по половине рассказа вдвоем, один полностью.

    7. Итог занятия. Оценивают рассказы детей.

    НАШЕ ТЕЛО

    «Наше тело» (занятие №1)

    Цели:

    Развитие пространственной ориентировки;
    - расширение словаря по теме «Наше тело»;
    - практическое употребление слов с уменьшительно-ласкательным значением;
    - развитие внимания, памяти.

    Оборудование: геометрические фигуры, ванночка, кукла, кружечка.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Выкладывание человечка из геометрических форм по инструкции логопеда: «Положите овал, сверху на овал круг, внизу овала - две палочки, сбоку от овала справа и слева по палочке, да так, чтобы они оказались сверху. Кто у вас получился? (Человечек.) Что у него есть? (Голова, туловище, ноги, руки.)». Все выполняется сидя на ковре.

    2. Введение в тему. Дети стоят по кругу. Логопед говорит задания, дети слушают и выполняют. Задания: «Поднимите ногу, опустите ногу. Поднимите обе руки, опустите руки. Потрогайте живот, грудь. Почешите спину, наклоните голову вперед. Поморгайте глазами. Для чего нам нужны глаза? (Смотреть.) Потрогайте уши. Для чего нам нужны уши? (Слушать.) Потрогайте нос. Для чего нам нужен нос? (Нюхать, дышать.)».

    Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

    Логопед говорит: «Я принесла куклу. Она похожа на человека? У нее такие же части тела? Да, только маленькие. Поэтому будем называть их очень ласково. Сейчас будем куклу купать». Сажают куклу-голыша в ванную, поливают теплой водой из кружки. «Саша, полей воду кукле на голову. Что ты делаешь? - Я поливаю головку (плечики, спинку, ножки, ручки, ладошки, коленочки, пяточки, пальчики, личико, животик...)». Куклу вымыли и завернули в полотенце.

    4. Физкультминутка. «Кукла пока «отдыхает», и мы отдохнем». Все встают. Игра «Путаница». Логопед сообщает, что сейчас он будет говорить одно, а делать совсем другое. Нужно очень внимательно слушать и делать то, что просят. Предупреждает, что он постарается запутать детей. Например, просит детей показать живот, а сам в это время трогает уши...

    5. Развитие памяти. Логопед предлагает выучить потешку, а затем найти в ней ласковые слова: личико, глазки, щечки, роток, зубок.

    Водичка, водичка, умой мое личико.
    Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели.
    Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

    6. Итог занятия. Попросить 2-3 детей прочитать потешку наизусть.

    Физкультминутка.

    Ножками потопали, ручками похлопали.
    Глазками помигали, вокруг себя попрыгали.

    Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

    На доске выставляются 4 портрета. «Какой здесь человечек? - Веселый (грустный, сердитый, удивленный). Как узнали? - Рот улыбается, брови подняты (глаза большие, рот круглый...)».

    5. Согласование существительных с числительными. Логопед обращает внимание детей на то, что у нас количество частей тела одинаково, а говорим по-разному, например: один нос, одна шея. Спрашивает, про что на нашем теле можно сказать:

    Один? - нос, рот, подбородок, затылок, лоб, живот.
    Одна? - шея, переносица, спина, голова, грудь.
    Два? - уха, глаза, колена, локтя.
    Две? - руки, ноги, брови, щеки, ноздри, пятки, ладони.
    Много? - волос, пальцев, зубов, ресниц, ногтей.

    Итог занятия.

    ОВОЩИ

    Тема «Овощи» (занятие № 1)

    Цели:

    Расширение словаря по теме «Овощи»;
    - упражнение в употреблении словосочетаний;
    - формирование обобщающего понятия «овощи»;
    - развитие мелкой моторики.

    Оборудование: картинки «овощи», настоящие овощи или муляжи.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. «Сядет тот, кому я скажу слово «пожалуйста».

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Кулак - ладонь».

    3. Введение в тему. Логопед загадывает детям загадки:

    Сидит девица в темнице,
    А коса на улице. (Морковь)
    Сто одежек и все без застежек. (Капуста)

    Что копали из земли,
    Жарили, варили?
    Что потом мы испекли,
    Ели да хвалили? (Картофель)

    На грядке длинный, зеленый.
    А в банке желтый, соленый? (Огурец)

    Все картинки выставляются на доску. Еще раз называют. Где растут? «Все это овощи, они растут в огороде, на грядке, в земле или на кустике. Какие еще овощи вы знаете?» Называем, картинки выставляем на доску. На доске два символа. Надо разобраться, какие овощи растут в земле, какие сверху - на грядке.

    4. Физкультминутка. Игра «Вершки и корешки».

    Вспоминаем сказку «Вершки и корешки». Силуэт деда и медведя (из настольного театра) ставим в разные концы комнаты. Посредине «огород» - большой обруч, в нем картинки «овощи». Договариваемся, деду собираем вершки, медведю - корешки. Начинается игра: дети гуляют, по сигналу берут с грядки любой овощ и определяют, к кому отнести. Проверяют, правильно ли вручили овощи.

    5. Образование словосочетаний существительных с глаголами. Беседа логопеда с детьми о сборе урожая. «Осенью люди собирают выращенный урожай. Овощи очень разные, поэтому и собирают их по-разному».

    · Какие овощи выдергивают? (Морковь, репу, редис, свеклу...)

    · Какие овощи выкапывают? (Картофель...)

    · Какие овощи срывают? (Огурцы, помидоры, перец...)

    · Какие овощи срезают? (Кабачки, тыкву...)

    · Какие овощи срубают? (Капусту...)

    Логопед добивается от детей ответов типа: «морковь выдергивают, картофель выкапывают...».

    6. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Где растут овощи?»

    Тема «Овощи» (занятие № 2)

    Цели:

    Активизация словаря по теме «Овощи»;
    - согласование прилагательного с существительным в роде;
    - составление простого предложения;
    - развитие мелкой моторики, внимания, памяти.

    Оборудование: овощи настоящие, картинки, символы, муляжи овощей.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Игра «Если услышишь название, хлопни в ладоши».

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнение «Дождик».

    Дождик, дождик, что ты льешь, ритмичное постукивание по столу
    Погулять нам не даешь? указательными пальцами

    3. Закрепление материала. Логопед читает стихотворение:

    В огороде много гряд, есть и репа, и салат.
    Есть и свекла, и горох,
    А картофель разве плох?
    Наш зеленый огород нас прокормит целый год.

    На доску выставляются картинки овощей, дети называют их, закрепляют понятие «овощи». Далее на доску выставляются полоски красного, зеленого, желтого цвета, а детям предлагают разобрать овощи по цвету.

    4. Составление простого предложения. Игра «Путешествие овощей». На стульчики ставят вагоны красного, желтого, зеленого цвета. Овощи (картинки или шапочки) в огороде. По сигналу дети берут картинки (или надевают шапочки), и каждый «овощ садится» в соответствующий ему по цвету вагон. Едут: чу-чу-чу. Приехали, при выходе надо представиться кондуктору. Кондуктор: «Ты кто? - Я - красная морковь. Я - зеленый огурец и т.д.»

    5. Согласование прилагательных с существительным в роде. Словесное упражнение «Какой овощ я задумала».

    На столе - помидор, свекла, репа. Логопед: «Круглая... Круглый...»
    На столе - капуста, огурец, лук. Логопед: «Зеленый... Зеленая...»
    На столе - огурец, морковь, кабачок. Логопед: «Длинный... Длинная...»

    Игра «Разведчики».

    Узнать вкус овощей. На подносе кусочками нарезаны овощи. «Как узнать, какие они на вкус? Лук какой? Сейчас проверим». Двум-трем детям дают попробовать лук, просят сказать какой он по вкусу? (Лук - горький, морковь и репа - сладкие, помидор - кислый.)

    7. Закрепление материала. Игра «Загадки». Выходит один ребенок, кладет в корзинку овощ (дети не должны видеть, что он положил). Рассказывает: «Угадайте, что у меня в корзине? Это овощ, он круглый, красный, кислый, растет на кустике и др.».

    8. Итог занятия. «О чем говорили? Какими по вкусу бывают овощи?»

    Тема «Овощи» (занятие № 3)

    Цели:

    Развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме;
    - практическое употребление существительных во множественном числе;
    - расширение и активизация словаря прилагательных.

    Оборудование: схема, символы на цвет и форму.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Игра «Один и много». «У меня огурец, а в огороде растут огурцы».

    Кабачок - кабачки, боб - бобы, патиссон - патиссоны,
    помидор - помидоры, баклажан - баклажаны.

    2. Расширение словаря прилагательных. Игра «Кто скажет больше слов?»

    Выставляем огурец, рядом овал и зеленую полоску бумаги. Дети составляют предложение. «Огурец овальный, зеленый». Логопед предлагает вспомнить, какой огурец по вкусу (сладкий, соленый). Снова повторяют предложение: «Огурец овальный, зеленый, сладкий». «А какой он на ощупь?» (Твердый, холодный.) «Огурец овальный, зеленый, сладкий, твердый». Считают слова, оказалось, что про огурец придумали 4 слова. Логопед предлагает сказать уже самостоятельно, но про репу, морковь... (Репа круглая, сладкая, желтая, твердая, спелая, сырая, вкусная...)

    ФРУКТЫ

    Тема «Фрукты» (занятие № 1)

    Цели:

    Расширение словаря по теме «Фрукты»;
    - формирование обобщающего понятия;
    - практическое употребление множественного числа существительных;
    - развитие внимания, памяти.

    Оборудование: картинки фруктов, картина «Фрукты в вазе», разрезные картинки «яблоко».

    Ход занятия

    1. Оргмомент. «Что это?» Логопед расставляет на доске картинки фруктов. Дети хором, затем индивидуально называют их (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан, персик, слива, вишня...). «Где растут? На чем растут?» Делают обобщение: «Все это называется одним словом «фрукты»».

    2. Введение в тему. Игра «Какой фрукт забыли назвать?» Детям демонстрируется ваза с фруктами, логопед называет все фрукты, кроме одного. Дети должны догадаться, какой фрукт забыл назвать педагог.

    3. Образование множественного числа существительных. Игра «Один - много». Демонстрируются картинки. Дети называют попарно:

    Апельсин - апельсины, банан - бананы,
    мандарин - мандарины, слива - сливы,
    персик - персики, яблоко - яблоки.

    4. Развитие мелкой моторики (проводится стоя):

    Этот пальчик сливу трясет.
    Этот пальчик сливы собирает.
    Этот их домой несет.
    А вот этот высыпает.

    5. Употребление притяжательных местоимений. Игровое упражнение. У детей картинки фруктов. Сначала предлагается выйти детям с картинками, про которые можно сказать «мой» - апельсин, мандарин, банан, лимон, персик; «моя» - слива, вишня, груша; «мое» - яблоко.

    6. Развитие восприятия и пространственных представлений. Логопед предлагает детям сложить яблоко из разрезных картинок. По ходу задаются вопросы индивидуально: «Что у тебя должно получиться? На сколько частей разрезано твое яблоко? Какого цвета?»

    7. Развитие памяти. Выучить загадку про яблоко.

    Само с кулачок, красный бочок,
    Проведешь пальцем - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко)

    8. Итог занятия. « Про что говорили на занятии? Где растут фрукты?»

    Тема «Фрукты» (занятие № 2)

    Цели:

    Активизация словаря по теме «Фрукты»;
    - практическое употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением;
    - упражнение в образовании относительных прилагательных.

    Оборудование: муляжи фруктов, контуры стаканов, трафареты фруктов.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Пропуск на занятие - повторить загадку про яблоко.

    2. Введение в тему. Логопед приносит в корзине фрукты-муляжи, по очереди дети вынимают их из корзины, называют: «Я достал яблоко, я достал апельсин». «Что достали Саша и Оля?» - «Саша достал яблоко, а Оля апельсин». «Что я принесла в корзине?» - «Фрукты».

    3. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом). Логопед называет фрукт и бросает ребенку мяч. Ребенок должен назвать этот же фрукт ласково и вернуть мяч логопеду (яблоко - яблочко, вишня - вишенка, апельсин - апельсинчик...).

    4. Развитие осязания, представления. Игровое упражнение «Что рассказали пальчики?» Дети на ощупь находят фрукты. «Как ты узнал, что это персик?» - «У него есть полосочка, вмятинка на боку».

    5. Физкультминутка на развитие мелкой моторики. (См. занятие № 1.)

    6. Преобразование существительного в прилагательное. Логопед с детьми выясняют, что можно приготовить из фруктов (компот, повидло, джем, салат, варенье, сок, пироги...).

    Из яблок можно приготовить яблочное варенье, из апельсинов - апельсиновое, из персиков - персиковое, из вишни - вишневое, из слив - сливовое...

    7. Закрепление материала. Игровое упражнение «Приготовим фруктовый сок». Детям предлагаются контуры стаканов и трафареты разных фруктов. Нужно обвести контур фрукта на стакан. «Какой у тебя фрукт?» - «Яблоко». «Какой ты приготовил сок?» - «Яблочный».

    8. Итог занятия. «О чем говорили на занятии? Из чего готовили сок? Какой сок мы сегодня приготовили?»

    Тема «Фрукты» (занятие № 3)

    Цели:

    - активизация словаря по теме «Фрукты»;
    - практическое употребление относительных прилагательных;
    - развитие связной речи: учить составлять загадки о фруктах;
    - развитие мелкой моторики пальцев рук.

    Оборудование: картинки на развитие зрительного гнозиса, игрушка Карлсон, контуры стаканов с нарисованными на них фруктами, муляжи фруктов.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Выделение слова «фрукты» из ряда других слов. Логопед называет различные слова, на слове «фрукты» дети хлопают в ладоши.

    Развитие мелкой моторики.

    Ходит еж в саду по травке, пальцы ладоней скрещены
    Натыкает на булавки пальцы смотрят вверх - «еж»
    Грушу, сливу, всякий плод, пальцы сгибаются
    Что под деревом найдет, не меняя первого положения
    И с подарочком богатым пальцы обеих ладоней «бегут» по столу
    Возвращается к ежатам.

    3. Развитие зрительного гнозиса. Детям раздаются карточки, на которых контуры фруктов закрыты контурами других предметов. Каждый ребенок должен догадаться, какой «фрукт спрятался» на их карточке.

    4. Практическое употребление относительных прилагательных. Прилетает в гости Карлсон, просит угостить его вкусненьким. Ему предлагают фруктовые соки. Дети выбирают любой стакан с соком и угощают Карлсона. «Я угощаю тебя грушевым соком.
    А я - сливовым».

    5. Физкультминутка. Карлсон благодарит детей за угощение. Логопед предлагает ему посмотреть, как дети умеют играть в игру «Чей голосок». Дети стоят по кругу, один ребенок в кругу с закрытыми глазами.

    Мы немножко поиграем, идут по кругу
    Как ты слушаешь, узнаем,
    Постарайся, угадай, идут к центру круга
    Кто позвал тебя, узнай. идут из круга
    Ребенок, до которого дотронулся логопед, зовет по имени водящего.

    6. Развитие связной речи (составление загадок). Загадай загадку. Логопед сообщает детям, что сегодня они будут учиться составлять загадки о фруктах. Дается образец. В корзинку логопед кладет банан, рассказывает: «У меня в корзинке фрукт. Он длинный, желтый, вкусный, сладкий, гладкий. Его очень любят обезьяны». Далее загадки составляют дети.

    Итог занятия.

    ДОМ И ЕГО ЧАСТИ

    Физкультминутка.

    Целый день тук да тук, стучат кулак о кулак
    Раздается громкий стук.
    Строим дом, дом большой, руки в стороны, вверх
    И с крылечком, и с трубой, руки у груди, вверху
    Разукрасим мы дом, красят
    Наверху флажок прибьем, на пальцах флажок
    Будут жить в доме том приставляют ладошки к голове, затем кулачки
    Зайка с мишкой и слоном, руки вперед, ладони соединены

    4. Образование сложных слов. «Дома различаются не только по материалу, из которого они сделаны, но и по высоте. Какие бывают дома? - Низкие, высокие, высотные». Логопед говорит, что она живет в доме, в котором два этажа. Она живет в двухэтажном доме. «В каких домах живете вы?» Дети вспоминают, сколько этажей в их доме, с помощью логопеда образовывают слова: трехэтажный, четырехэтажный, пятиэтажный...

    5. Итог занятия. Домашнее задание: посмотреть и сосчитать, сколько этажей в вашем доме. Из какого материала он построен?

    Физкультминутка.

    Мы по лестнице бежим и считаем этажи, бег на месте
    Раз этаж, два этаж, три, четыре, прыжки на месте
    Мы в квартире. поворот кругом

    5. Употребление предлога между. «Новоселье в новом доме». Детям предлагается помочь расселению новоселов в новом доме. Дети расселяют игрушки по три на каждом этаже. Далее надо рассказать, кого поселили на первом, втором, третьем этаже. Но сначала надо сказать о первой и третьей квартире, а затем о второй. Например: «Я заселял первый этаж. В первой квартире теперь живут собачки, в третьей - Чебурашка.
    А между ними, во второй квартире, - крокодил Гена и т.д.».

    6. Итог занятия.

    ОДЕЖДА

    Тема «Одежда» (занятие № 1)

    Цели:

    Активизация и расширение словаря по теме «Одежда»;
    - умение самостоятельно задавать вопросы;
    - усвоение притяжательных существительных;
    - развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.

    Оборудование: предметные и разрезные картинки с изображением одежды, куклы, кукольная одежда.

    Ход занятия

    1. Оргмомент: «Пусть присядет тот, у кого красная рубашка (синие шорты, зеленое платье, белые колготки и т.д.)».

    2. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальцев «Надеваем перчатки»: помассировать каждый пальчик от ногтя к основанию, сначала на одной руке, затем на другой, начиная с мизинца.

    3. Введение в тему. Перед детьми выставлены две куклы - одетая и раздетая. Логопед задает вопросы: «Чем отличаются эти куклы? Для чего нужна человеку одежда?» Выставляются и называются предметные картинки по теме. Предлагается назвать ту одежду, которой нет на картинках. «А как назвать эти предметы одним словом? (Одежда)».

    4. Развитие психических процессов. Игра «Запомни и назови по порядку». Детям предлагается 5-6 картинок с предметами одежды для запоминания, затем без зрительной опоры они должны перечислить их. Варианты проведения:

    1) Перед ребенком выставлено несколько предметных картинок. Логопед перечисляет их, не называя одну. Ребенок должен определить, какая из картинок не была названа.

    2) Ребенку называют на одну картинку больше, чем выставлено перед ним. Он должен определить, какой картинки не хватает.

    5. Физкультминутка. «Покружатся те ребята, кто пришел в шортах (футболках). Попрыгают те ребята, на ком надеты рубашки. Присядут девочки, которые пришли в платьях».

    6. Употребление притяжательных местоимений. Логопед предлагает детям выбрать из представленных предметных картинок те, про которые можно сказать:

    Моя - шуба, куртка, блузка, юбка, рубашка и т.д.;
    Мой - сарафан, костюм, свитер, пиджак, плащ и т.д.;
    Мои - брюки, шорты, носки, колготки, варежки и т.д.;
    Мое - платье, пальто, белье.

    7. Развитие восприятия и пространственных представлений. Игра «Сложи картинки». Каждому ребенку раздается разрезная картинка по теме «Одежда». Он должен собрать эту картинку и назвать изображенный на ней предмет.

    8. Игра «Отгадай, что я загадала». Логопед берет картинку с изображением предмета одежды, не показывая ее детям, а дети с помощью наводящих вопросов стараются угадать предмет одежды. Ребенок, догадавшийся первым, становится ведущим в игре.

    9. Закрепление материала. Игра «Поможем Оле и Коле». «Нужно собрать вещи в дорогу для Оли и Коли. Вот Олин чемодан, а это Колин чемодан». Каждый ребенок берет по одному предмету и определяет, чья это одежда и в чей чемодан ее необходимо сложить. «Это платье для Оли, Олино платье. Это свитер для Коли, Колин свитер».

    10. Итог занятия. «О чем сегодня говорили? Для чего нужна одежда?»

    Тема «Одежда» (занятие № 2)

    Цели:

    Расширение и активизация словаря,
    - практическое употребление названий деталей одежды;
    - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных;
    - отработка фразы с употреблением существительных в винительном падеже.

    Оборудование: предметные карти

    Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

    «Продукты питания»

    Цель : актуализировать знания детей о продуктах питания .

    Задачи :

    Коррекционно-образовательные : создать условия для упражнения в классификации продуктов питания , используя свои знания о сырье, из которого они изготовлены; формировать потребность правильно употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа, относительные прилагательные, использовать в речи обобщающие понятия ; совершенствовать умение составлять описательный рассказ о продуктах питания.

    Коррекционно-развивающие: развивать мышление , мелкую и общую моторику .

    Коррекционно-воспитательные : воспитывать желание с заботой и вниманием относиться к своим близким и друзьям.

    Оборудование : пригласительная открытка, карточки с изображением продуктов питания : йогурт, молоко, сыр, масло, кефир, творог, тесто, печенье, торт, бублик, батон, пирог, мясо, колбаса, сосиска, сардельки, плоскостные изображения корзин 3 шт. (красная, желтая, белая).

    Ход занятия

    I . Организационный момент

    1) Беседа

    Я точно знаю, что вы все очень любите смотреть телевизор. (Ответы детей)

    И у вас есть наверно свои любимые передачи? (Ответы детей)

    Поднимите руки над головой и хлопните в ладоши те, которые ну просто очень любят мультфильмы.

    Ребята! У меня для вас отличная новость. Нас с вами пригласили в гости в деревню Простоквашино. (Логопедпоказывает открытку , зачитывает текст приглашения.) Да, ну здесь не написано кто ее отправил.

    Подумайте, друзья, кто бы мог это сделать? (Ответы детей)

    Ну, что принимаем предложение? (Ответы детей)

    А ка вы думаете, чем бы мы могли порадовать наших мультипликационных героев? (Ответы детей)

    Вы правы наши друзья большие лакомки, и я предлагаю купить им вкусные подарки.

    А кто из вас помнит, что же больше всего на свете любит кот Матроскин? (Ответы детей)

    Скажите-ка мне, всезнайки, как вы думаете, откуда берется молоко? (Молоко дает корова, коза)

    Может кто-нибудь подскажет мне, какие продукты изготавливают из молока? (Йогурт, кефир, ряженка, сметана, творог, мороженное, масло)

    А как, одним словом можно назвать все перечисленные продукты ? (Молочные)

    Покажите мне вот так, большой палец те, кто очень любит молочные продукты . Мне остается только предложить вам назвать их ласково.

    II. Основная часть

    2) Д\и «Скажи ласково» :

    Масло - маслице Творог - творожок

    Сыр - сырок Молоко - молочко

    Сметана - сметанка Каша - кашка

    Кефир - кефирчик Ряженка - ряженочка

    Мне понравилось, как вы справились с заданием.

    3) Игра «Я начну, а ты продолжи»

    Я могу вам предложить еще одну интересную игру. Слушайте правило : я бросаю мяч игроку и начинаю предложение, а он его заканчивает, а затем повторяет его полностью.

    Вы запомнили правило? Кто хотел бы начать игру?

    Кефир кислый, а йогурт … (сладкий)

    Сыр твердый, а масло (мягкое)

    Молоко жидкое, а сметана (густая)

    Сыр отрезают, а ряженку (наливают)

    Молоко пьют, а творог (кушают)

    Сыр кладут на бутерброд, а сметану (в борщ, в творог)

    Мороженное в тепле тает, а молоко (прокисает)

    Сыр пористый, а творог (рассыпчатый)

    Вы были очень внимательны и сообразительны! Я горжусь вами!

    4) Беседа

    А что получится, если в кастрюлю налить молоко и добавить какой-нибудь крупы, а затем поставить нашу кастрюлю на плиту, не забывая все это помешивать. (Ответы детей)

    Вы правы мои юные поварята, конечно же, вкусная и полезная - каша!

    5) Пальчиковая гимнастика «Каша»

    Каша вкусной была,

    (Дети облизывают широким языком

    верхнюю губу.)

    К нам в тарелочку пришла.

    («Идут» пальчиками по столу.)

    Всех друзей угостим,

    (В правой ладошке «мешают» указа тельным пальцем левой руки.)

    По тарелочке дадим.

    Птичке - невеличке,

    Зайцу и лисичке,

    Кошке и матрешке

    (Загибают по одному пальчику на обеих руках.

    Всем дадим по ложке!

    (Разжимают кулачки)

    6) Игра «Подарки Шарику и Матроскину»

    А вот и корзинки для наших подарков. (На стол выставляются три плоскостные корзины с прорезями для вставления картинок)

    Ну как бы нам не запутаться, ведь у каждого из наших друзей свои вкусовые предпочтения.

    Как вы думаете, какого цвета корзинка подойдет для обозначения молочных продуктов ? И почему? (Ответы детей)

    Значит, подарки коту Матроскину мы поместим в белую корзину. Кто поможет нам это сделать?

    А кто знает, какие продукты предпочитает Шарик ? (Ответы детей)

    Вы мне подскажите, почему они так называются? (Их изготавливают из мяса)

    Мне очень интересно, в какой отдел магазина мы должны отправиться, чтобы приобрести подарки для Шарика? (Ответы детей)

    А у вас есть любимые мясные продукты ? (Колбаса, сосиски, сардельки, ветчина, шашлык)

    У Шарика очень хороший аппетит он любит покушать так, чтобы всего было побольше. Давайте поиграем в игру «Скажи со словом «много» .

    Внимание правила игры : повторяйте за мной название мясного продукта вместе со словом «много» . Следите за тем, чтобы ваши слова были согласованы между собой, т. е. «дружили» .

    Кому понятны правила игры - хлопните в ладоши.

    Котлета - много… (котлет, сосиска - … (сосисок, сарделька (сарделек, колбаса (колбасы, ветчина -(ветчины, фрикаделька - (фрикаделек, отбивная - (отбивных, тефтеля - (тефтелей, пельмень - (пельменей,шницель - … (шницелей)

    Шарик обожает колбасу. -Колбаса из мяса свиньи (какая) - (свиная, из курицы - (куриная, из говядины - (говяжья) .

    Ребята как вы думаете, какая корзина подходит для мясных продуктов ? Почему? (Ответы детей)

    Значит, подарки Шарику положим в красную корзину.

    7) Музыкальная физкульминутка «Мы ногами топ-топ» (Е.Железнова).

    Осталось подобрать угощение для нашего мальчика. Если вы отгадаете эту загадку, вы узнаете любимое лакомство дяди Федора :

    Он бывает с толокном,

    С рисом, с мясом и пшеном,

    С вишней сладкою бывает,

    В печь сперва его сажают.

    А как выйдет он оттуда,

    То кладут его на блюдо.

    Ну, теперь зови ребят!

    По кусочку все съедят. (Пирог)

    Из чего замешивают тесто (Из муки)

    А из чего получают муку (Из зерна)

    Что еще можно испечь из теста? (Батон, пряник, баранку, печенье, торт)

    Все продукты , которые вы сейчас видите - называются хлебные продукты .

    Ребята, назовите мне главный продукт , который выпекают из теста, который бывает на столе и на завтрак, и на обед, и на ужин и в обычные дни и на праздники? Правильно это - хлеб.

    Скажите, пожалуйста, какой бывает хлеб? (Душистый, хрустящий, черный, белый, свежий, мягкий, черствый)

    Кто подскажет мне, где покупают хлеб? (В магазине)

    Чем покрыт хлеб снаружи? (Корочкой)

    А что находится внутри? (Мякиш)

    А как называются люди, выращивающие хлеб? (Хлеборобы)

    В народе говорят :- «У хлеборобов руки «золотые» . И корочка у хлеба тоже золотистого цвета. Поэтому хлебные продукты мы положим в желтую корзину.

    Продукты » . Условие : чтобы приобрести продукт нужно сказать , из чего он приготовлен, какой он и для кого. (Матроскина, Шарика или дяди Федора)

    Например :

    Этот продукт делают из молока . Он вкусный и полезный. Я угощу Матроскина йогуртом. (Ребенок кладет «продукт » в белую корзину.

    Этот продукт делают из теста . Он свежий и мягкий. Я угощу дядю Федора бубликом. (Ребенок кладет «продукт » в желтую корзину.

    Этот продукт делают из мяса . Это свиная сосиска. Я угощу Шарика. (Ребенок кладет «продукт » в корзину с красным кружком-символом)

    III . Итог занятия.

    О чем мы сегодня говорили?

    Что больше всего понравилось?

    А какие продукты питания вы любите больше всего?

    Разработала учитель - логопед

    Налетова Екатерина Анатольевна

    МДОУ детский сад комбинированного вида № 17

    города Подольска Московской области

    Цели:

    • закрепить навык правильного произношения звуков [г] - [г`];
    • продолжить работу над различением на слух и в произношении звуков [г] - [г`];
    • развивать фонематическое восприятие;
    • продолжить работу над закреплением навыка определения позиции заданного звука в слове;
    • закрепить навык анализа и синтеза слогов и слов;
    • учить согласовывать прилагательное с существительными в прямом и косвенном падежах;
    • учить составлять предложения, используя предложенное словосочетание и определенный предлог;
    • закрепить образ буквы Г;
    • развивать общую и тонкую моторику;
    • развивать высшие психические функции.

    Оборудование: схема для характеристики гласных и согласных звуков, спички, карточки игры «Наложенные буквы», флажок, карточки в виде теннисных ракеток с квадратами синего и зеленого цвета, предметные картинки (виноград, сапоги, гитара, голубь, груша, попугай, георгин, герань, лягушка, снегирь), схемы для звукового анализа и синтеза, наборные полотна, предметные картинки (гуси, голуби, уши, синица, игрушки; предметные картинки (варежки, карандаши, майка, тетрадь, шарф, платок, блюдце, ведро; карточки со схематичным изображением предлогов.

    Ход занятия:

    Введение в занятие .

    «Игра «4-й лишний».

    Ребята, давайте поиграем в игру «4-й лишний».

    Послушайте 4 слова, назовите лишнее и объясните, почему вы так думаете.

    ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ГУСЬ, ЗАЯЦ

    ПОМИДОР, ГВОЗДИКА , СВЕКЛА, КАПУСТА

    ГЕРАНЬ , МУХА, ОСА, ПАУК

    САПОГИ, КОФТА, МАЙКА, БРЮКИ

    Оставшиеся дети называют по одному предмету из предложенного им обобщающего понятия:

    Назови любой фрукт. (Апельсин) и т.д.

    1. Знакомство с темой:

    Какой общий звук мы слышим в словах гусь, гвоздика ?

    • В словах гусь, гвоздика общий звук [г].
    • Дайте его характеристику?
    • Это согласный, твердый, звонкий, звук.
    • Какой общий звук мы слышим в словах герань, сапоги ?
    • В словах герань, сапоги общий звук [г`]
    • Охарактеризуйте этот звук?
    • Это согласный, мягкий, звонкий, звук.

    2. Развитие фонематического восприятия:

    А. Игра «Телефон».

    Я буду звонить кому-то из вас, а вы точно передайте другим ребятам, что услышите по телефону.

    Сначала я позвоню Роме.

    Га - га - гя, гя - гя - га

    го - ге - го, гэ- гэ - ге

    гю - гю - гу ги - гы - гы

    Ребенок повторяет громко и четко услышанную цепочку.

    Б. Игра «Слог назови, флажок другу подари».

    Дети по цепочке передают друг другу флажок, произнося выпавший на них слог.

    Слоговая цепочка оговаривается заранее:

    Например, га - гя и гу - гу - гю.

    га - гя - га - гя…

    гу- гу - гю - гу - гу - гю…

    В. Игра «Теннисисты».

    У детей 2 карточки в виде теннисных ракеток. На первой наклеен синий квадрат, обозначающий согласный твердый звук [г], на второй - зеленый квадрат, обозначающий согласный мягкий звук [г`]. Воспитанникам предлагается послушать слово и определить на слух, согласный твердый звук или согласный мягкий звук в нем. А затем поднять соответствующую ракетку.

    ГАРАЖ, ПИРОГИ, ГИМН, ГЕРКУЛЕС, ГРУЗОВИК, ГЕРОЙ, ГЕНИЙ, ГОРДОСТЬ, ДОРОГА, ОГОНЬ.

    Г. Игра «Подари картинки Гене и Гале».

    На наборном полотне предметные картинки. Дети отбирают картинку, в названии которых есть звук Г, определяют позицию данного звука в слове.

    Назовите картинку, в названии которой есть звук Г и определите место звука в слове.

    Д. Выделение слов с заданными звуками из стихотворного текста.

    Слушайте стихотворение, найдите и запомните слова со звуками [г] - [г`].

    «Голуби - гости города».

    Голуби на газоне сидели, горделиво головами вертели.

    Гена с Галей рогалик купили, но про птичек не забыли.

    Гули деток окружили, крошек вкусных попросили.

    Гена с Галей сдобу ели, но для птиц не пожалели:

    Вас спасем от голода ! Вы же гости города !

    (Е. Налетова)

    3. Звуковой анализ - синтез обратных и прямых слогов.

    Игра «Угадайка».

    Гена и Галя играли в кубики красного, синего и зеленого цветов. Они выкладывали из них узор. Если вы будете внимательно слушать, то сможете угадать, что у них получалось.

    Дети сидят за столами. На доске выкладывается звуковая схема слога, но закрывается от детей. Им предлагается выложить схему услышанного слога, а затем сопоставить со слогом, который логопед впоследствии откроет. С детьми, у которых допущена ошибка, проводится работа:

    Сколько звуков ты услышал(а)?

    Назови первый звук?

    Какой это звук?

    Назови второй звук.

    Какой это звук?

    Определи количество звуков в слоге?

    Затем дети наоборот придумывают слог к заданной схеме.

    Придумайте сами слог к кубикам, с которыми играли Гена и Галя. В придуманных вами слогах гласные звуки любые, согласный твердый звук [г], согласный мягкий звук [г`].

    АГ, УГ, ЭГ и т.д.

    ГЕ, ГЮ, ГЯ и т.д.

    ГО, ГУ, ГЫ и т.д.

    ИГЬ, ЭГЬ, ОГЬ и т.д.

    5. Звуковой анализ - синтез слов.

    Игра «Отгадай картинку».

    Хочу предложить вам поиграть в игру «Отгадай картинку»

    Отгадайте, что изображено на картинке. (На доске перевернута картинка «Гуси». Параллельно с озвучиванием картинок голубь, уши, синица, игрушки - сами картинки выставляются на наборное полотно.)

    Я вам помогу: В загаданном слове 2 слога, и чтобы угадать это слово, вам надо выделить первые звуки в словах г олубь, у ши, с иница, и грушки и соединить их в 1 слово.

    Дети называют варианты «угаданных» слов. Переворачивается картинка «Гуси».

    Давайте проверим, как же вы отгадали слово «гуси» и составим его схему. Дети по одному выходят к доске, отвечают на вопрос, характеризуют звук, выставляют нужную схему. Остальные работают за столами.

    Назови первый звук в слове голубь? (Первый звук в слове голубь - [г]).

    Какой он?

    Это согласный, твердый, звонкий звук.

    Какой квадрат положим?

    Положим синий квадрат.

    Назови первый звук в слове уши? (Первый звук в слове уши - [у]).

    Какой он?

    Это гласный звук.

    Какой квадрат положим?

    Положим красный квадрат.

    Назови первый звук в слове синица(Первый звук в слове синица - [с`]).

    Какой он?

    Это согласный, мягкий, глухой звук.

    Какой квадрат положим?

    Положим зеленый квадрат.

    Назови первый звук в слове игрушки? (Первый звук в слове иглы - [и]).

    Какой он?

    Это гласный звук.

    Какой квадрат положим?

    Положим красный квадрат.

    Фронтальный опрос:

    Сколько всего звуков в слове «гуси»?

    Сколько согласных твердых звуков?

    Какой?

    Сколько согласных мягких звуков?

    Какой?

    Сколько гласных звуков?

    Какие?

    Повторяем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов!

    Сколько слогов в слове «гуси»? (В слове «гуси» 2 слога.).

    6. Согласование прилагательных с существительными.

    Посмотрите, пожалуйста, на картинки: варежки, карандаши, блюдце, ведро, майка, тетрадь, шарф, платок.

    Выставляются на наборное полотно и озвучиваются логопедом.

    Все они голубого цвета. Про что можно сказать голубой? (Можно сказать голубой платок). Про что можно сказать голубая? (Можно сказать голубая тетрадь) и т.д.

    7. Образование формы Р.п. прил. и сущ. в ед. и мн. числе.

    Игра «Чего не стало?»

    Картинки по одной убираются с наборного полотна. Учитель спрашивает у детей «Чего не стало?» (Не стало голубых варежек) и т.д.

    8. Составление предложений с предложенным учителем словосочетанием и определенным предлогом.

    К оставшейся на наборном полотне картинке «голубой шар» добавляется карточка со схематичным изображением предлога НАД (НА, ПОД, В, ИЗ).

    Составьте предложение, используя в нем словосочетание «голубой шар» и предлог НАД.

    (Дети составляют 3 - 4 предложения и происходит замена карточки предлога).

    9. Работа с буквой Г.

    А. Выкладывание буквы Г из спичек.

    Ранее вы узнали, что звуки [г]-[г`] обозначаются буквой Г. Вы печатали ее в своих тетрадях. Теперь давайте выложим ее из спичек.

    Б. Игра «Узнай букву»

    Вы знаете не только букву Г, но и много других. Назовите буквы, которые вы увидите.

    10. Итог занятия.

    Какие звуки мы сегодня учились не путать между собой?

    Мы учились различать звуки [г]-[г`] .

    Звук г - какой?

    Звук [г] - это согласный, твердый, звонкий звук.

    Звук г - какой?

    Звук [г] - это согласный, мягкий, звонкий звук.

    Какой буквой обозначаем звуки [г] - [г`]?

    Звуки [г] - [г`] обозначаем буквой Г.

    Оценка деятельности детей.

    Задание на коррекционный час.

    Ещё по данной теме:

    Конспект открытого логопедического фронтального занятия, проведенного студенткой факультета психологии и специального образования ПГСГА Смородиновой М.В. во второй подгруппе с детьми ЗПР с ОНР.

    Дата проведения : 11.02.2016г.

    Время проведения: 9.00 – 9.30

    Продолжительность занятия: 30 минут

    Логопедическая тема: «Звуки Л и Л».

    Цель занятия: «Автоматизация звуков Л и Л».

    Задачи:

    1)коррекционные задачи:

    Закрепление акустических характеристик голоса

    Закрепление артикуляторных характеристик голоса

    Развитие фонематического восприятия

    Развитие мыслительных операций

    Развитие внимания

    Развитие фонематического анализа (умение определять местоположение звука в слове: в начале, в конце и в середине)

    Развитие эмоциональной сферы

    Развитие связной речи

    Развитие общей моторики

    Развитие словообразовательных умений

    Закрепление навыков связной речи

    Развитие абстрактного мышления.

    2)воспитательные задачи:

    Воспитание умения работать в коллективе

    Воспитание умения слушать

    Воспитание взаимопомощи.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Предметные картинки

    Наборное полотно

    Конструкция дома

    Костюмы для детей

    Деятельность логопеда

    Деятельность детей

    1) Организационный момент:

    Здравствуйте, ребята! (Логопед читает стихотворение)

    Сегодня к нам на занятие пришел веселый учитель и принёс много картинок и рассыпал их. Ему на помощь пришел клоун-чудак, который делал........

    (на наборном полотне выкладываются картинки).

    Что клоун сделал не так?

    2)Сообщение темы занятия:

    Логопед называет слова: лампа, клетка, лодка, белка, стол, выделяя звук Л и Л*.

    О каком звуке мы с вами будем говорить?

    Правильно!

    3) Уточнение акустико-артикуляторных характеристик звуков Л и Л*:

    звук Л – гласный или согласный?

    глухой или звонкий?

    Как вы думаете, звук Л бывает только мягкий, только твердый или и твердый и мягкий?

    Когда мы произносим звук Л, где у нас язычок?

    А за какими зубками: верхними или нижними?

    А что делают губки?

    Молодцы, ребята!

    Дети приветствуют логопеда и повторяют за ним стихотворение.

    всё не так!

    Дети отвечают.

    О звуках Л и Л.

    Согласный

    Звонкий

    Твердый и мягкий

    За зубками

    Верхними

    Улыбаются

    4) Развитие фонематического восприятия:

    Ребята, а теперь, когда услышите звук Л, поднимите руку (логопед произносит слова: дом, шар, лодка, пила, пол, самолет, собака, кошка, лопата)

    Молодцы!

    А сейчас я вам расскажу рассказ «Про лягушонка», а вы мне назовите слова со звуком Л.

    5) Развитие мыслительных операций:

    Сейчас мы с вами поиграем в игру « Какое слово лишнее?» (логопед произносит цепочки слов:

    лампа, Мила, мука, лом

    школа, лодка, лужа, дом

    лавка, кошка, лужа, стол).

    6)Развитие внимания и фонематического анализа :

    Сейчас я буду произносить предложения, а вы будете считать, сколько в предложении слов со звуком Л:

    Мышка весело жила, на пуху она спала.

    Веник пол подметал, веник очень устал.

    Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

    Молодцы!

    7)Развитие фонематического анализа:

    (определить местоположение

    Дети выполняют задание.

    Дети выполняют задание.

    мука

    дом

    кошка

    звука Л в слове: в начале, в конце и в середине)

    Ребята, вы должны назвать картинки, где звук Л стоит в середине, в начале и в конце слова и назвать твердый это звук или мягкий?

    Итак, найдите картинки, где звук Л стоит в конце слова,

    в середине слова,

    в начале.

    А теперь, где звук Л – мягкий.

    Молодцы!

    8) Развитие эмоциональной сферы, общей моторики и связной речи:

    А не пора ли нам немножко пойти отдохнуть во двор (дети встают, становятся около логопеда).

    Мы вышли во двор, делаем ледяные фигуры, солнышко пригревает, и фигуры тают (дети садятся). Весна, цветочки расцветают. Решили ребята лес посмотреть. Вдруг на встречу идет красная шапочка (дети поют песню и одновременно совершают движения руками, показывая большие горы).

    Молодцы!

    9) Закрепление способа образования существительных с помощью суффиксов:

    стул, козел

    белка, телевизор, самолет, елка

    лягушка, лейка

    лягушка, кольцо, лейка, самолет, телевизор.

    Дети изображают фигуры.

    Дети поют.

    (Логопед продолжает сказку) Красная шапочка в лесу встретила волка.

    У волка не глаза, а …

    не лапы, а …

    не усы, а…

    не зубы, а …

    Молодцы!

    10) Закрепление образования притяжательных прилагательных:

    (Логопед продолжает сказку)

    Но красная шапочка не испугалась, ведь у нее много друзей в лесу. Она увидела хвост, как вы думаете чей(логопед показывает картинку)?

    А чьи же уши она увидела?

    А хвост?

    А лапы?

    Молодцы!

    11)Закрепление навыков связной речи:

    Логопед говорит: « На поляне стоит дом. Этот дом построил Джек. (Дети произносят по одной строчке из стихотворения, сопровождая произнесение соответствующими движениями).

    Молодцы!

    12) Итог занятия:

    Логопед прощается с детьми.

    Глазищи

    Лапищи

    Усищи

    Зубищи

    беличий

    заячьи

    лисий

    медвежьи

    Дети выполняют задание.

    Дети прощаются с логопедом.

    Самоанализ: все занятие построено в соответствии с темой и целями занятия. Задания предъявлялись к детям по степени сложности от простого к сложному. Задания разнообразные, с применением различных наглядных пособий. Во время занятия поддерживалась доброжелательная обстановка и хорошая дисциплина. По ходу занятия исправлялись речевые ошибки детей. Во время занятия работали все дети: отвечали на поставленные вопросы полными ответами. На занятии проводилась работа по уточнению знаний, относящихся к данной теме. На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать каждого ребенка, поддержать его рассуждения, создать ситуацию успеха для каждого из них.

    К концу занятия дети хорошо ориентировались в материале.

    МДОУ №104 д/с комбинированного вида «Росточек».

    Дети второго года обучения, группа с ФФНР.

    Составила Беляева А.А.

    Тема занятия: «Человек», звуки Т, Т’, буква Т».

    Цель занятия: Закрепление знаний по теме «Человек», закрепление употребления звуков Т, Т’, знакомство с буквой Т.

    Задачи занятия:

    1. Образовательные:

    Закрепить употребление звуков т, т’.

    Совершенствование грамматического строя речи на основе употребления существительных множественного числа, изменения существительных путем добавления уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    Развитие мелкой моторики (д/и «разомнем наши пальчики»).

    2. Коррекционнно-развивающие:

    Развитие артикуляционной моторики, достаточной для употребления звуков верхнего и нижнего подъема (артикуляционная гимнастика).

    Развитие фонематического восприятия на основе различения слов на слух. (д/и «наше тело»).

    Развитие фонематического восприятия на основе различения звуков т, т’ (посредством зрительного анализатора) (д/и «лишняя картинка»).

    Развитие звукового анализа на основе умения определять позицию звука в слове (в начале, в середине и в конце слова), (д/и «позиция в слове»).

    Развитие мышления на основе представления (д/и «на что похожа буква?»)

    3. Воспитательные:

    Воспитывать желание правильно говорить.

    Воспитывать контроль за собственной речью.

    Воспитывать умение внимательно слушать и взрослого и товарищей.

    Словарик:

    Существительные: брови, глаза, уши, нос, волосы, рот, лопатки, спина, живот, галстук и др.

    Прилагательные: тонкая, толстая, красивая, потрясающая, фиолетовая и др.

    Оборудование:

    1. Картинки (образ буквы Т, украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’;)

    3. Вырезанные из цветного картона буквы Т.

    4. Игрушки Тина и Том.

    5. Схема к скороговорке.

    6. Картинки к д/и «Лишняя картинка»

    7. Медали на брейн - ринг.

    Ход занятия:

    I. Оргмомент.

    Поздороваться, положительно настроить детей на занятие, вспомнить тему, которая была на протяжении всей недели.

    II. Основная часть.

    1. Вспомнить все слова, которые находятся на теле человека (если на голове – хлопнуть; если не на голове - топнуть) (д/и «наше тело»)

    2. Дидактическая игра «Большой - маленький» (с использованием мяча).

    брови – бровки

    глаза – глазки и т.д.

    3. Дидактическая игра «Один - много» (с использованием массажного мяча).

    4. Задания за столами.

    Артикуляционная гимнастика (заборчик, грибок, почистить верхние и нижние зубки, киска сердится).

    Пальчиковая гимнастика (д/и «разомнем наши пальчики»).

    В гости пришла буква Т. (предъявляется образ буквы Т). Какая она? (дети отвечают). Буква Т принесла с собой очень много предметов (детям предъявляется картинка, где нарисована украшенная буква Т и вокруг нее много предметов со звуками Т, Т’). (дети называют все предметы). Д\И «позиция в слове». Дети находят слова со звуками Т, Т’ в начале, в середине и в конце слова. Зарисовывают картинки в тетради по схемам.

    Буква Т принесла с собой стихотворение. Сначала просто рассказать стихотворение, ребята слушают. Второй раз уже с движением и дети повторяют)

    «тук – тук – в лесу топор стучит,

    тр – тр –так трактор тарахтит,

    тх – тх, тх – тх – твердит мотор,

    топ – топ – так топает танцор»

    На что похожа буква Т? (ребята поднимают руку и отвечают).

    5. Динамическая пауза. Дети выходят из-за столов.

    Буква Т хочет с вами поиграть, разделитесь на две команды, выберите капитанов и придумайте название команды. Игра такая: кто быстрее и правильнее выложит букву Т из гороха. Кто справился, поднимает руку. (Награждение команд).

    6. Буква Т пришла не одна. Она привела с собой друзей: Тину и Тома. Тина такая мягкая, нежная, поэтому и называть мы ее будем мягко. (Дети называют). А Том такой смелый, сильный, как мы его будем называть? (ребята называют). Они запутались в своих картинках, не могут найти лишнюю. Давайте поможем им. Д/и «Лишняя картинка». Одна команда будет помогать Тому, другая – Тине. (детям предъявляются картинки, в одной команде линяя картинка с мягким звуком, в другой – с твердым). (Награждение команд).

    7. Буква Т принесла с собой очень интересную скороговорку:

    «Под деревом тетерев тетерева встретил: тетерев, тетерев! Кто твои тетеревята? Тетерев тетереву в ответ: мои тетеревята – здоровые ребята, твоим тетеревятам от них привет!» (сначала рассказать скороговорку, затем с опорой на картинку, потом дети должны пересказать по картинке).

    8. Брейн-ринг.

    (Дома детям было задание подготовить слова со звуками Т, Т’).

    Логопед кидает детям по очереди мяч, ребята называют по одному слову со звуками Т, Т’. Кто не смог больше вспомнить, садится и следит, чтобы слова не повторялись. И так пока не останется один человек. Награждаем медалями тех, кто занял 1, 2, 3 места.

    III. Заключительная часть. Собрать все тетрадочки (дети сами приносят и говорят «возьмите, пожалуйста»). Похвалить всех ребят, построить у дверей по очереди, сначала девочки, потом мальчики, и отвести в группу.


    Похожая информация.