Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Логопедическое обследование детей с ринолалией. Обследование детей с ринолалией Показатели и критерии диагностических данных при ринолалии

    Логопедическое обследование детей с ринолалией. Обследование детей с ринолалией Показатели и критерии диагностических данных при ринолалии

    — это искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания.

    Открытая ринолалия характеризуется наличием постоянного открытого сообщения между носовой и ротовой полостью, что обусловливает свободное прохождение воздушной струи одновременно через нос и рот в процессе речи и возникновение носового резонанса при фонации.

    Закрытая ринолалия связана с наличием препятствия, преграждающего выход воздушной струи через нос. В зависимости от уровня расположении анатомического препятствия (полость носа или носоглотка) выделяют соответственно закрытую переднюю и закрытую заднюю ринолалию.

    Как проводить логопедическое обследование речи при ринолалии?

    При логопедическом обследовании ребенка с ринолалией, можно использовать пробы Гутсцмана для определения скрытой (субмукозной) расщелины.

    1. Пробы Гутсцмана: Сначала ребенка просим попеременно произносить гласные А и И, при этом носовые ходы то зажимаем, то открываем. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных: с зажатым носом звуки, особенно И, заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

    2. Обследование с помощью фонендоскопа . Одну оливу логопед вводит себе в ухо, другую — в нос ребенка. При произнесении гласных особенно [У] и [И] слышится сильный гул — это показатель скрытой субмукозной расщелины .

    I. Осмотр артикуляционного аппарата.

    Логопедическое обследование при ринолалии начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Из документов, бесед, осмотра классифицируется вид расщелины .

    Выявляется возраст и вид операции, подробно описывается состояние органов артикуляции.

    При расщелине верхней губы отмечается ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.

    Описывается небо до операции:

    • вид расщелины,
    • размер дефекта,
    • подвижность сегментов мягкого неба.

    Небо после операции описывается следующим образом: форма свода, рубцы, степень их выраженности, длина и подвижность небной занавески.

    Небо в норме — в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 1-7 мм, свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов примерно на 1 мм.

    Подвижность небной занавески проверяется при плавном, протяжном произношении [А], при широко открытом рте.

    Отмечается плотность небно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.

    При произношении гласных может быть выявлено неподвижность мягкого неба.

    Логопед вызывает глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Если функции мягкого неба не нарушены, то должен произойти непроизвольный рывок небной занавески вверх.

    Оценивается глоточный рефлекс: отсутствует, сохранный, повышенный или сниженный.

    Затухание реакции глоточных мышц может начаться в 5 и заканчиваться в 7 лет. Его оценка необходима для детей, которые будут носить функциональный глоточный обтуратор.

    Обследование языка

    Обследуется состояние корня и кончика языка, отмечается сдвиг в ротовой полости, излишняя напряженность, вялость, ограничение подвижности.

    Ребенок выполняет упражнения:

    • иголочка,
    • змейка,
    • лопаточка,
    • лошадка,
    • часики,
    • качели,
    • вкусное варение.

    Все упражнения проводятся по подражанию, затем по инструкции перед зеркалом и без него.

    Обследование зубного ряда

    Состояние прикуса, зубных рядов.

    Фиксируют наличие ортодонтического аппарата, цель наложения, плотность фиксации, мешает или не мешает фонации.

    В конце осмотра проверяется направленность верхней губы.

    Упражнения:

    • фокус,
    • плюнь,
    • задувание легкого предмета в цель.

    Дуть с высунутым языком, с зажатыми и открытыми крыльями носа.

    II. Определение состояния физиологического и речевого дыхания.

    Речевое дыхание проверяется в произношении фразы. Обращается внимание на просодические компоненты (интонационные). В дошкольном возрасте норма — 6-7 слов.

    III. Выявление особенностей звукопроизношения.

    Звукопроизношение проверяется также как и при дислалии.

    Дошкольникам предъявляется наглядность, школьникам можно предложить тексты.

    Отмечается характер нарушений звукопроизношения: дополнительное беззвучное произношение, т. е. артикуляция без фонации, сопутствующие шумы.

    Обязательно отмечается разборчивость или неразборчивость, смазанность, носовые резонансы.

    При обследовании всех сторон речи, сначала проверяется фонематический слух и восприятие. Обследование идет как при дислалии.

    Обязательно подбирается материал с паронимами (люк-лук).

    У старших дошкольников и младших школьников проверяется состояние звукобуквенного анализа. Слова берутся с твердыми вариантами согласных звуков. В отличие от дислалии уточняют дифференцирует ли ребенок свои недостатки на слух или знает о них со слов других.

    IV. Определение уровней общего речевого развития.

    Обследуется состояние лексики, проверяется уровень пассивного и активного словаря.

    Обследуется грамматический строй речи.

    Проверяется состояние связной речи на примере диалога и монолога.

    • списывание,
    • письмо под диктовку,
    • самостоятельное высказывание.
    • проверяется способ чтения (побуквенное, слоговое, словесное),
    • обследуется понимание прочитанного.

    V. Определение уровня интеллектуального развития.

    Оно обследуется педагогом, психологом по общепринятым методикам. Логопед берет данные у психолога.

    VI. Состояние связной речи.

    У школьников проверяется письмо и чтение.

    Письмо – списывание, под диктовку, и самостоятельное высказывание.

    При чтении проверяется способ чтения плюс понимание прочитанного.

    VII. Изучение эмоционально-волевой сферы ребенка.

    Обследуется после нескольких наблюдений и бесед с ребенком, родителями, педагогами.

    Отмечается как вступает ребенок в конфликт с детьми, со знакомыми и не знакомыми людьми, что испытывает, какие средства общения использует.

    Обязательно выясняется знает ли ребенок о своих дефектах, стесняется ли его.

    Есть ли у ребенка друзья, их возраст, любит ли ходить в гости, как ведет себя в гостях.

    С ринолаликами обследование проводится индивидуально, постоянный контроль за речью, так как многие стесняются даже проверяющего.

    По итогам обследования ринолалика логопед делает логопедическое заключение, оформляет речевую карту и составляет индивидуальный план работы с ребенком.

    Сомова Алевтина Михайловна,
    учитель-логопед,
    г. Саров

    1. Принцип комплексности. Ринолалия, возникающая на почве врожденных расщелин верхней губы и неба, является сложным речевым нарушением, требующим комплексного медико-психолого-педагогического подхода к его преодолению. В обследовании таких детей помимо логопеда принимают участие хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР, невролог, генетик, психолог. Это продиктовано тем, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам и оказывают отрицательное влияние на развитие ребенка, вызывая нарушения дыхания, питания, слуха и речи.

    Органические нарушения в строении органов артикуляции требуют обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, определяющим сроки, этапы и методы лечения данной категории больных. Однако и в послеоперационный период наблюдение у хирурга является обязательным. В некоторых случаях после оперативного вмешательства наблюдается расхождение швов, что приводит к образованию дефектов переднего или среднего отделов твердого неба. В качестве причин могут выступать нарушения микрофлоры в области, подвергшейся вмешательству, ухудшение общего соматического состояния ребенка. В таком случае требуется повторная операция и консультация хирурга необходима для определения тактики дальнейшего лечения.

    Полноценной коррекции звукопроизношения при ринолалии могут препятствовать многочисленные нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину. В некоторых случаях на правильность произношения звуков оказывает влияние ношение ортодонтического аппарата. Поэтому при обследовании необходимо получить заключение ортодонта.

    В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога о характере слуховой функции, состоянии носоглотки: нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, выявить уровень снижения слуха.

    Консультация педиатра требуется для решения вопроса о планировании нагрузки на логопедических занятиях.

    Возможные органические и функциональные нарушения в состоянии ЦНС своевременно помогает выявить осмотр невролога и психолога.

    Таким образом, для наиболее успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией необходима совместная работа специалистов разного профиля.

    2. Принцип системного подхода. Речь является сложной функциональной системой, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить внимание не только на исследование первичных нарушений в структуре дефекта, но и на возможное наличие вторичных проявлений. Помимо подробного и тщательного изучения строения и функции артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, дыхательной и голосовой функции, следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка, с тем, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития.

    3. Принцип индивидуального подхода. Обследование детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба проводится только в индивидуальной форме. Это обусловлено тем, что нарушения в структуре дефекта носят различный характер и в задачи, стоящие перед логопедом, входит определение индивидуальных особенностей состояния речевой функции в каждом конкретном случае.

    4. Принцип учета ведущей деятельности возраста. Обследуя детей с ринолалией, следует помнить о том, что приемы и материал обследования будут несколько различаться в зависимости от того, в каком возрасте находится ребенок. При обследовании дошкольника, основным занятием которого является игра, в большом количестве используются игрушки, речевые и подвижные игры, красочный дидактический материал, соответствующий возрасту (предметные, сюжетные картинки). Само обследование может проводиться в игровой форме. Ведущей деятельностью школьного возраста является учеба. В соответствии с этим предлагаемый материал должен иметь иную направленность, возможно использование элементов школьной программы, например, чтение стихотворений. Однако и в данном случае не исключается использование различных логопедических игр и соответствующего дидактического материала.

    Ф.И.О:

    Дата рождения: Возраст:

    Из какого сада и когда прибыл:

    Ф.И.О родителей:

    Образование родителей:

    Место работы:

    С какого возраста начал систематические занятия у логопеда:

    Сколько занимался(-ась):

    Жалобы в настоящее время:

    Отношение к дефекту ребенка:

    1. Анамнез

    Общие сведения о семье:

    (состав, не работали ли родители на вредных производствах, речь окружающих)

    От какой беременности по счету родился ребенок :

    Протекание беременности : - имели ли место во время протекания беременности следующие отклонения: (токсикоз 1-2й половины беременности; падения; травмы; психозы; хронические заболевания; инфекции; применение медикаментозных средств, среди которых были антибиотики, гормоны; наличие вредных веществ и радиации; употребление алкоголя, никотина, наркотиков)

    Протекание родов :

    · были ли роды досрочные, срочные, стремительные, затяжные, обезвоженные

    · имела ли место слабость родовой деятельности и применение стимуляции (механической, химической, электростимуляции, кесарево сечение)

    · было ли у ребенка наличие асфиксии (синей, белой)

    · были ли травмы во время родов (ЧМТ, кровоизлияние, родовая травма)

    · вид вскармливания (грудное, искусственное)

    · как начал сосать (активно, не активно, поперхиваясь)

    · если вскармливание было грудное, до какого времени оно продолжалось

    Баллы по шкале Апгар :

    Фиксирование перенесенных заболеваний и время их перенесения в возрасте от 0 до 3 лет.

    · Наличие перенесенных тяжелых соматических заболеваний, инфекций, ушибов, травм, судорог, время перенесения.

    Раннее психомоторное развитие :

    1) когда стал держать голову (2-3 мес.)

    2) когда стал самостоятельно сидеть (6 мес.)

    Стоять (7-9мес.)

    Ходить (12-15 мес.)

    3) когда появились зубы (6-8 мес.)

    Психическое развитие

    Речевой анамнез:

    1) гуление (2-3мес.)

    2) лепет (5-6 мес.)

    3) «первые" слова(11-12 мес.)

    4)«первые» фразы(1,5г.)

    5) когда начал понимать обращенную речь (норма 10 мес.)

    6) прерывалось ли речевое развитие (по какой причине)

    7)Использование жестов

    Заключение невролога:

    Заключение хирурга:

    Заключение ЛОР врача:

    Заключение ортодонта:

    1. Состояние артикуляционного аппарата и его подвижность

    Губы

    • Строение: (норма, толстые, тонкие, рубцы)
    • расщелина: (отсутствует, скрытая, полная/неполная, односторонняя/двусторонняя, правосторонняя/левосторонняя, симметричная/ассиметричная)
    • подвижность губ: быстрота, точность, переключаемость, саливация, истощаемость движений

    Прикус: (норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

    Особенности зубного ряда: (норма, редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, брикет-система)

    Строение альвеолярного отростка верхней челюсти:

    Твердого нёба:

    • строение: норма, высокое узкое, широкое и плоское, пологое, крутое
    • расщелина: отсутствует, сквозная – односторонняя, сквозная – двусторонняя, несквозная – полная, несквозная – неполная, субмукозная (скрытая)-твердого, мягкого нёба, смешанная, наличие/отсутствие свищей/рубцов)

    Мягкое нёбо: (норма, укороченное, слишком длинное, наличие/отсутствие расщелины, деформация)

    Подвижность: Парез / паралич:

    Увуля : (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает неподвижно, по средней линии отклоняется в сторону, наличие/отсутствие пареза / паралича)

    Небно - глоточное смыкание :

    • Активное (произнести «а»)
    • Пассивное (покашлять)
    • функционально-рефлекторное (шпателем приподнять мягкое нёбо)

    Особенности глоточного рефлекса : (сохранный, повышенный, сниженный)

    Нёбные дужки : (деформация, активность работы нижней челюсти)

    Язык:

    • строение: норма, компенсаторное положение, массивный, маленький, «географический»
    • подвижность (точность, объем, равномерность работы, содруж.движения)
    • наличие / отсутствие пареза /паралича

    Подъязычная уздечка: (норма, короткая, натянутая, приращенная)

    Мимика : (наличие компенсаторных движений, живая, вялая, скованная, отсутствие мимики)

    Тонус: (сохранен, нарушен)

    • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб; легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.
    1. Состояние дыхательной функции

    Тип физиологического дыхания : (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное)

    Тип речевого дыхания : (учащенное, носовое, ротовое)

    Глубина вдоха: длительность выдоха: = словам

    Утечка воздуха через нос во время речи : (имеется, отсутствует)

    Возможность направленной воздушной струи : (имеется, отсутствует)

    1. Состояние голосовой функции

    Резонанс: (гиперназальность-носовая полость, гипоназальность-ротовая полость, тупиковый)

    Тембр: огрубелость (пониженная высота, слабость, сдавленность, резкость)

    Охриплость (сочетание огрубелости с предыханием)

    Напряженность

    Глухость

    Сила: (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)

    1. Характер спонтанной речи

    Разборчивость: (разборчивая, неразборчивая, смазанная)

    Степень назализации : (умеренная, слабая, сильная)

    Темп речи : (нормальный, замедленный, ускоренный)

    Паузация: (частые, соответствуют синтагме, внутри слов, между словами)

    Выразительность : (выразительна, не выразительна)

    1. Состояние звукопроизношения (по результатам наблюдения и на основе знакомства с речевой картой)

    [а] астра, игла, сало Аня купила арбуз и апельсина

    [ э] эхо, каратэ, поэт Эля услышала эхо

    [ о] облако, молоко, море Над морем пролетают облака

    [ ы] часы, рыба У девочки ноты, она одета в боты.

    [ у] ухо, какаду, шуба Ульяна купила какаду

    [ и] игры, угли, липа У Миши инструменты

    [ я] яблоко, земля Яблоко упало на землю

    [е] ель, море, орех Емеля искупался в море

    [ё] ёлка, остриё, берёза На опушке растут ёлки и берёзы

    [ю] Юля, играю, ключи Юля потеряла ключи

    [р] рыба, комар, пирог, краб У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

    [р’] рюкзак, снегирь,варенье, скрепка В рюкзаке у Риты лежит варенье

    [л] ласточка, стол, мыло, слон Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

    [л"] люк, июль, Аленка, слеза В июле Аленка купалась в реке

    [ч] часы, врач, печень, счёт Чирикал черный чижик, Что он не чижик-пыжик.

    [щ] щука, хвощ, пещера, морщины Щеткой чищу я щенка - Щекочу ему бока.

    [ж] журавль, морж, кожа, обжора Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.

    [ш] шапка, малыш, крыша, чашка Смешные шутки у Саши и Мишутки.

    [ц] цыпленок, заяц, курица, сцена Цыпленок и курица пьют водицу на улице

    [з] заяц, мороз, узор, праздник У Зои заболели зубы.

    Зебра, мазь, узелок, корзина Зебра из узелков сплела корзину

    [с] сушка, матрас, коса, маска Саше дали кашу, А Клаше - простоквашу.

    [с"] сети, гусь, письмо Сёма купил гуся

    [г] голубь, сапог, огонь, гнездо Галка села на забор Грач завел с ней разговор

    [к] комар, цветок, море, окно Коля катается на коньках.

    [х] хомяк, мех, муха, хлеб Мухи сели на хлеб.

    [б] булка, лоб, обед, обруч Бабушка была больна

    [п] пингвин, клоп, топор, штопор Петя пилил пилой пень.

    [д] дерево, обед, удав, дворец Тетя Дина сидит на диване

    [т] телевизор, крот, уточка, утро Вырастил Толя тополь за полем.

    [в] волк, остров, кровать, вторник Валя промочила валенки.

    [ф] фантик, телеграф, сарафан, вафли Филипп сказал фразу.

    [м] масло, сом, комар, космос Не жалела мама мыла.

    [н] носок, телефон, граната, ножницы Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

    В слове

    Во фразе

    Изолированно

    1. Лексико-грамматический строй речи

    Запас слов:

    (активный, пассивный словарь)

    умение определять род существительных и местоимений

    умение изменять существительные во множественном числе

    умение согласовывать числительные с существительными

    умение склонять существительные и прилагательные

    умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе

    умение склонять глаголы в лицах и числах

    умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.

    употребление и понимание предлогов

    понимание предложений путем выполнения различных просьб

    удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков

    Письмо:

    Чтение: (побуквенное, слоговое, целыми словами)

    IX. Обследование слоговой структуры

    Больше 3х слогов со стечением

    Сковорода

    Велосипед

    Пуговица

    Длинные без стечения

    Молокозавод

    Пирамида

    Лопата

    Короткие со стечением

    Ствол

    Хвост

    Кошка

    На плите стоит сковорода

    У меня есть велосипед

    На мамином платье оторвалась пуговица

    Моя мама работает на молокозаводе

    У меня есть пирамида

    Я люблю копать лопатой

    У березы тонкий ствол

    У моей собаки пушистый хвост

    Кошка любит молоко

    1. Состояние фонематических процессов

    Фонематическое восприятие

    Ба-ба-па, та-да-та, га-ка-га, ба-бя-ба, са-ша-са, жа-за-жа, ча-ша-ча, за-са-за

    Па –ба, ба –на, ва-та, та-да, мя-ма, на-га, та-на, га-да, ка-га, ба-ма,

    Фонематический анализ

    1. Выдели первый гласный звук

    Азбука

    Утка

    2. Выдели первый согласный звук

    Пух

    Мука

    3. Выдели последний гласный звук

    Окно

    Луна

    4. Выдели последний согласный звук

    Кот

    Сон

    5. Выдели гласный звук в слове

    Суп

    Дом

    Фонематический синтез

    «д» «о» «м»

    «м» «а» «к»

    Фонематические дифференцировки

    стол - стул,

    косы - козы,

    папа - баба,

    горка - корка,

    точка - дочка,

    миска - мишка,

    крыса - крыша,

    речка - редька,

    челка - щелка,

    цветик-Светик,

    ветер-вечер,

    рак-лак.

    Фонематические представления

    Выбрать картинки в которых есть звук (например)

    Д (дом, девочка…)

    Т (топор, тапки…)

    Логопедическое заключение:


    Ринолалия – одно из самых сложных нарушений речи. Оно требует не только многоступенчатого лечения, но и тщательной диагностики с использованием как медицинских, так и логопедических методов. Речевая карта обследования ринолалии содержит в себе анализ анамнестических данных, результаты клинических исследований, психолого-педагогические особенности ребенка. Составить полную картину одному специалисту просто не под силу, поэтому уже на этом этапе к работе привлекается несколько медиков и педагогов.

    Принципы обследования детей с ринолалией

    Любая диагностика болезни строится на определенных принципах и следовать им должен каждый специалист, участвующий в работе. Когда речь идет о выявлении ринолалии и определении ее вида, в основе лежат следующие положения:

    1. Комплексный подход. Медики и педагоги в равной степени отвечают за пациента.
    2. Многоплановость. Исследовать следует не только особенности речевого аппарата, но также дыхательную, двигательную, интеллектуальную системы.
    3. Направленность обследования. Выявляется первопричина болезни и ее взаимосвязь с вторичными проблемами.
    4. Индивидуальный подход. Собственно диагностика и последующая коррекция подбирается персонально для каждого больного.

    Некоторые методы диагностики оказывают серьезную психологическую и физическую нагрузку на ребенка с ринолалией, поэтому важно также не допустить перенапряжения со стороны пациента. Проще всего реализовать такой подход, проводя пошаговые исследования.

    Комплексное обследование детей с ринолалией

    Общая схема обследования детей с ринолалией включает в себя 5 пошаговых исследований. Они представлены ниже.

    Важно! Каждый специалист, работающий над обследованием ребенка с ринолалией должен следовать этой схеме, не пропуская ни одного шага, хотя и может делать это своими способами.

    Изучение документов

    Обследование ринолалии предполагает изучение и анализ медицинских карт не только собственно больного, но и его родителей. Немалую роль в развитии нарушения играет наследственный фактор. Кроме того, изучаются документы, собранные во время беременности матери. Одна их самых частых форм болезни – врожденная открытая органическая ринолалия – развивается именно в пренатальном периоде, а потому врачу необходимо знать, какие причины способствовали этому, какие шаги предпринимались, чтобы изменить ситуацию.

    Анализ анамнеза

    Второй этап диагностики во многом вытекает из первого. После тщательного изучения документов, проводится анализ общего медицинского состояния пациента во время разных периодов жизни:

    1. Какие заболевания случались и в каком возрасте.
    2. Какое лечение применялось, было ли оперативное вмешательство.
    3. Как проходит развитие ребенка.
    4. Какие особенности психо-речевого развития выделяются, соответствует ли оно возрасту.

    Важное значение имеет пребывание ребенка в стационаре – сколько раз и по какому поводу осуществлялось такое лечение. Словом, изучается полная медицинская история пациента.

    Изучение заключений

    Поскольку обследование детей с ринолалией проводит несколько медицинских специалистов и педагогов, они должны обменяться имеющейся информацией. Для этого в речевую карту вкладывается заключение каждого врача, участвующего в диагностике. Нередко для достижения наилучшего результата собирается комиссия, на которой определяется собственно форма болезни и обсуждаются методы устранения дефекта, а также сроки воздействия на пациента.

    Ключевую роль играют хирург и стоматолог. Именно они устраняют физическое повреждение, если речь идет об органической ринолалии. При устранении функционального типа нарушения ведущий специалист определяется персонально, в зависимости от причин заболевания. Если речь идет об истерической ринолалии, большую часть работы берут на себя психолог и логопед. Если виной всему неврологические нарушения, главным в лечении становится невролог и так далее.

    Исследование ребенка

    На этом этапе специалисты проводят диагностику работы речевого аппарата. Обследование звукопроизношения у детей с ринолалией включает в себя изучение голоса, состояния речи, фонематического развития и других аспектов. Диагностика неречевой симптоматики у детей с ринолалией начинается с исследования дыхательной функции, физического состояния полости рта и носа. Подробнее все стороны работы и основные задачи представлены в таблице.

    Направление диагностики Основные задачи
    Обследование состояния речевого аппарата
    • Проверить состояние зубо-челюстной системы
    • Проверить подвижность мягкого неба
    • Изучить особенности расщепления (если оно есть)
    • Выявить физические дефекты, способные усложнить звукопроизношение
    Обследование дыхания
    • Установить определенный тип дыхания
    • Замерить его частоту, ритм
    • Изучить состояние носового дыхания
    • Изучить состояние ротового выдоха
    • Определить направление воздушной струи
    • Определить природу выдоха при фонации и его особенности (глубину, длительность и так далее)
    Обследование качества голоса
    • Определить силу голоса, его высоту
    • Определить степень назализации
    Обследование звукопроизношения
    • Проверить изолированное произношение фонемов
    • Проверить состояние звуков в спонтанной речи
    Диагностика просодической стороны
    • Определить мелодико-интонационную выразительность
    • Изучить эмоциональность речи
    • Проанализировать разборчивость речи в целом
    Диагностика состояния фонематического восприятия
    • Определить насколько успешна дифференциация звуков
    • Определить есть ли другие речевые нарушения и какое влияние они оказывают на речь

    Важно! Если проводится дифференциальная диагностика открытой и закрытой ринолалии у ребенка, большая часть используемых методов должна быть игровой.

    Логопедическое обследование

    Обследование речи детей с ринолалией также проводится в несколько этапов. Иногда они пересекаются с врачебной диагностикой, иногда включают в себя исключительно логопедические методики, например пробу Гутсцмана или фонендоскопическое обследование. Основные этапы включают в себя:

    1. Осмотр аппарата артикуляции. Классифицируется вид расщелины, ее размер, подвижность органов речи, оценивается глоточный рефлекс.
    2. Обследование языка с помощью классических логопедических упражнений (Иголочка, Лопатка, Чашечка и так далее). Определяется состояние мышечного тонуса, степень подвижности.
    3. Диагностика зубов. Состояние прикуса, особенности зубного ряда.
    4. Определения ведущего типа дыхания и речевого дыхания.
    5. Диагностика звукопроизношения. Произношение каких фонемов нарушено, в каком состоянии находится фонематический слух. На этом этапе дифференциальная диагностика ринолалии и дизартрии весьма схожи.
    6. Анализ общего развития речи. Насколько широк лексический запас, граммотно ли формулируются предложения. Начиная со школьного возраста определяется состояние чтения и письма.
    7. Диагностика общего уровня интеллектуального развития. Психологический аспект обследования ребенка с ринолалией совпадает с исследованием любого здорового малыша.
    8. Изучение эмоционально-волевой сферы. Умеет ли ребенок справляться с конфликтами, знает ли он о своем дефекте и как относится к нему, умеет ли общаться и так далее.

    По результатам диагностики ринолалии полученные сведения вносятся в речевую карту. Далее начинается коррекционный процесс. Даже если в основе нарушения лежит органический дефект, логопед проводит предварительную работу по подготовке ребенка к оперативному вмешательству, затем передает его хирургу, а после реабилитации вновь приступает к логопедической коррекции.

    Обследование и диагностика ринолалии может занять несколько месяцев, в зависимости от состояния и возраста пациента. В большинстве случаев медицинского устранения повреждения оказывается достаточно, чтобы нарушение речи прошло само собой. Но если ребенок поступил к специалистам слишком поздно, гарантировано потребуется вмешательство логопеда или дефектолога в коррекционный процесс. Именно поэтому важно обратиться за помощью как можно раньше, чтобы сократить период становления нормальной речи.

    Видео

    1. Принцип комплексности – обследование различными специалистами. Так как нарушены различные стороны развития детей и для нормализации состояния логопата требуется сочетанное воздействие нескольких специалистов. (примеры см. в основной х-ке).

    Зафиксировать модель комплексного исследования детей с ринолалией (См. Ринолалия Соболевой стр. 57.)

    2. Принцип многоплановости (разностороннсти) – аналог комплексного обследование (там разными специалистами, здесь разные процессы). Необходимо обследовать:

    – Строение и функционирование речевого аппарата.

    – Интеллекта.

    – Состояния психических процессов.

    – Слуха и др.

    3. Принцип системного подхода – речь сложная функциональная система, все компоненты которой взаимосвязаны и влияют друг на друга. При нарушении одного из компонентов речи, как правило, нарушаются и другие ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

    – дефект строения артикуляционных органов = нарушение произношения = нарушение кинетико-кинестетических ощющений = вторичные нарушения фонематического слуха = еще большее нарушение произношения, даже тех звуков, которые ребенок способен проартикулировать.

    – Нарушения фонематического слуха = недостаточно точное различение слов на слух = необходимость большего количества повторов для их запоминания = некоторое сужение (уменьшение) словаря.

    – Нарушения фонематического слуха = недослышивает окончания, суффиксы, приставки, так как на них редко падает ударение = неумение правильно употреблять приставки, суффиксы, окончания = нарушение ГСР.

    Вывод: не только обследуем все стороны в развитии ребенка, но и пытаемся установить взаимосвязи между нарушениями (при построении коррекционной работы особый упор будет осуществляться на первичный дефект).

    4. Принцип индивидуального подхода – обследование только в индивидуальной форме (чтобы ничего не пропустить, все заметить и учесть, найти подход к ребенку и определить не общий характер нарушения, а структуру дефекта именно для каждого ребенка). Так же для определения зоны ближайшего развития ребенка (Выгодский) определения заданий той степени сложности, с которыми ребенок справляется с минимальной помощью взрослого (почти сам) = постоянное «преодоление» приятных трудностей, движение вперед, развитие. Еще есть зона актуального развития – ребенок справляется с заданиями самостоятельно, но тогда развитие стоит на месте!

    5. Принцип учета ведущей деятельности возраста – с дошкольниками проводить обследование в игровой форме, с игрушками, картинками, сюжетами, героями. Для школьников – ведущая учебная деятельность, используются задания, аналогичные школьной программе. Привести пример задания для обследования фонематического слуха для дошкольников и школьников.

    6. Принцип направленности обследования – анализ процесса возникновения дефекта для выявления первичности-вторичности дефекта. Необходимо не только перечислить все дефекты, но и описать какие дефекты вызывают последующие нарушения. См. принцип системности (примеры). (при построении коррекционной работы особый упор будет осуществляться на первичный дефект).

    7. Принцип дозировки нагрузки – обследование проводится в несколько приемов (встреч), каждый сеанс заканчивается до утомления ребенка (для более качественного обследования, чтобы не потерять интерес ребенка к логопедическим занятиям и желание устранять дефект).

    8. Принцип наглядности и эмоциональности – обследование должно проходить эмоционально, ярко, живо, вызывать положительные эмоции, желание вернуться на занятия к логопеду. Используем игрушки, картинки, сюжеты, игры.

    Выявление ринолалии

    Для определения функциональной открытой ринолалии существуют разные методы исследования:

    · проба Гутцмана. Ребенка заставляют попеременно повторять гласные «а» и «и», при этом то зажимают, то открывают носовые ходы. При открытой форме наблюдается значительная разница в звучании этих гласных. С зажатым носом звуки, особенно «и», заглушаются и одновременно пальцы логопеда чувствуют сильную вибрацию на крыльях носа.

    · Посредством фонендоскоп. Обследующий вводит одну «оливу» себе в ухо, другую в нос ребенка. При произнесении гласных, особенно «у» и «и», слышится сильный гул.

    · Признаком функциональной открытой ринолалии служит более выраженное нарушение произношения гласных звуков. При согласных же нёбно-глоточное смыкание может быть хорошее.

    Логопеду наиболее трудно обнаружить субмукозную (подслизистую или скрытую), расщелину. Для ее выявления следует обратить внимание на заднюю поверхность нёба, которая при утрированном произнесении звука «а» с широко открытым ртом слегка втягивается в форме небольшого треугольника. Слизистая оболочка в этой области истончена и имеет более бледную окраску.

    Открытая органическая ринолалия диагностируется визуально, путем осмотра артикуляционного аппарата ребенка.

    Закрытая органическая ринолалия диагностируется на слух в процессе беседы с ребенком, выводы логопеда подтверждаются заключением оториноларинголога.

    ЛЕКЦИЯ 11 «Методы исследования»

    Субъективные (заключение дается на усмотрение логопеда «как логопеду показалось». Рекомендуется проводить несколько независимых обследований, с последующим обсуждением логопедами полученных результатов.)

    1. Изучение документации (медицинской (анамнез, состояние различных систем – нервной, слуха), характеристики на ребенка из сада, школы).