Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Постановка звука ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

    Постановка звука ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

    Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

    Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

    • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
    • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
    • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
    • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

    Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

    • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
    • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
    • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
    • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
    • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

    При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

    В чем причины неправильного произношения «Л»

    Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:

    1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
    2. анатомически короткая подъязычная связка;
    3. слабость мышечных тканей языка.

    Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.

    Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

    Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:

    • зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
    • чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
    • кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
    • корневую часть языка важно приподнять;
    • чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
    • в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

    Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

    Какие могут быть ошибки при попытке произнести «Л»

    Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.

    Звук «Л» может не получаться из-за того, что:

    • язык оттягивается во внутреннюю часть рта, из-за чего получается произносить «Ы» (вместо слова «лом» получается «ыом»);
    • губы располагаются неправильно, из-за чего слышатся не те звуки – например, сочетание «ува» (вместо «лопата» «увапата»);
    • производится резкий вдох в момент произношения – Л меняется на Ф, если участвуют щеки, и на Н, если поток воздуха проходит через нос.

    Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».

    Неправильная постановка губ

    Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».

    Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.

    Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:

    • «Рыбка»: расслабить губы, а затем похлопать ими друг о друга, подобно аквариумным рыбкам.
    • «Усталость»: сделать глубокий вдох через нос, а выдох – через рот: губы при этом должны быть приоткрыты и расслаблены.
    • «Лошадка»: нужно сделать вдох через нос, а выдох через рот. Губы должны при этом быть расслаблены так, чтобы от потока воздуха началась их вибрация «прр».

    Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

    Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

    • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
    • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
    • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
    • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
    • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
    • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

    Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

    На нашем сайте вы можете ознакомиться с более подробно.

    Тренировка звука «Л» по подражанию

    Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

    Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

    На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

    Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

    Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

    Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

    Как сделать правильное произношение автоматическим

    Постановка и в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.

    Мягкий «Л»

    Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:

    • Лё: лёгкий;
    • Ля: поля;
    • Ле: лень;
    • Лю: лютик;
    • Ли: лиса.

    Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:

    1. Ля-ля-ля - холодная земля.
    2. Лю-лю-лю - печку затоплю.
    3. Ли-ли-ли - мы грибы нашли.

    Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:

    • Лала ела халву под покрывалом.
    • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
    • Люба любит лютики, а Поля — мультики.
    • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
    • Великану малы Валины валенки.

    Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.

    Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).

    Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:

    • ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
    • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
    • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
    • УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

    Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.

    На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.

    Твердый «Л»

    Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.

    Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:

    • Ло: лодка, локоть, лоб;
    • Ла: лампа, лавка, лак;
    • Лы: лыжи, полы, столы;
    • Лу: луна, луг, лук.

    Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:

    • Ла-ла-ла - мусор убрала,
    • Лу-лу-лу - подмету золу,
    • Ло-ло-ло - лопнуло стекло.
    1. В лодке Володька.
    2. Клади в угол уголь.
    3. Около Лондона - логово колдуна.

    При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. требуется позже, чем «Л».

    Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.

    Постановка звука [л]

    Положение органов артикуляционного аппарата
    при правильном произнесении звука [л]

    При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

    Создание слухового образа звука

    Игровые приемы

    — Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.

    Произносится многократно звук [л].

    Формирование зрительного образа звука (л]

    Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.

    Формирование ощущения положения органов артикуляции

    Формирование кинестетического образа звука

    Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.

    Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).

    — Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

    Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

    Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

    Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

    1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].

    2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.

    3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал ), затем между гласными (алла ) и, наконец, в открытом слоге (ла ). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).

    4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

    Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

    1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

    2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

    Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

    1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

    2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

    3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

    4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

    Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

    Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

    Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

    Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки.

    Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

    Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

    Ещё по данной теме:

    Индивидуальное логопедическое занятие “Постановка звука «Л»”.

    Тема: Звук [Л].

    Этап: Постановка звука [Л].

    Цели:

    1. Коррекционно-образовательные:

    формирование правильного произношения звука [Л];

    уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];

    закрепление представлений о механизме организации звука [Л].

    2. Коррекционно-развивающие:

    развитие мелкой моторики (шнуровка);

    выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);

    развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);

    развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);

    закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;

    3. Коррекционно-воспитательные:

    воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;

    формирование положительного отношения к занятиям.

    Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

    Ход занятия:

    Этапы занятия

    1. Организационный момент

    “- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

    Любит всех смешить чудак

    Попадает он впросак,

    Много разных шуток знает

    В цирке часто выступает”.

    2. Сообщение темы

    “- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”.

    3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки

    “- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”.

    4. Артикуляционная гимнастика

    “- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”.

    5. Развитие длительного и плавного выдоха

    “- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”.

    6. Постановка звука

    Используемый приём:

    От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”.

    (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка).

    7. Произнесение изолированного звука

    “Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

    “А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!”

    8. Анализ артикуляции

    “Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”.

    9. Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”)

    “Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”.

    машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка.

    10. Закрепление звука в слогах

    “Повторяй за мной:

    ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ”

    11. Закрепление звука в словах

    “Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”.

    12. Домашнее задание

    1. Повторить артикуляционную гимнастику

    2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л]

    3. Раскрасить загадки.

    13. Итог

    “Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?

    14. Оценка

    “Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!”

    Использованная литература:

    1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.

    2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ. Альбом 3

    Предлагаемый конспект можно использовать в подгрупповой или индивидуальной работе.

    При отсутствии специальной деревянной шнуровки в виде пуговицы, можно использовать обычную пластмассовую пуговицу большого диаметра и шнурок.

    Для загадки используется упражнение “Четвёртый лишний”, предметные картинки можно подбирать исходя из лексической темы. Например, для лексической темы “Одежда” можно подобрать следующие картинки: платье, пальто, брюки, блузка. Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет (брюки), далее он должен объяснить, почему именно этот предмет лишний (нет звука Л).

    Желаю успеха!



    Тема: «Постановка звука [л]».

    Цель:

    Продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;

    Закрепить знания о механизме образования звука [л];

    Показать и объяснить артикуляцию звука [л];

    Учить соотносить звук с буквой;

    Развивать фонематическое восприятие, память;

    Воспитывать стремление совершенствовать свою речь.

    Оборудование:

    Материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;

    Дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;

    Предметные картинки из «Логопедического лото» автор - А.С.Галанов;

    Картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;

    Бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.

    Ход занятия:

    I . Артикуляционная гимнастика

    1. Статическое упражнение «окошечко».

    Цель : научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

    Ход выполнения упражнения : улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.

    2. Статическое упражнение «заборчик».

    Цель : Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.

    Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.

    3. Статическое упражнение «иголочка».

    Цель : вырабатывать умение удерживать язык узким.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.

    4. Статическое упражнение «парус».

    Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубами,

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.

    5. Динамическое упражнение «маятник».

    Цель: развивать подвижность языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

    6. Динамическое упражнение «качели».

    Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

    7. Динамическое упражнение «маленькие качели».

    Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.

    8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».

    Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.

    Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз(не из стороны в сторону) .

    9. Динамическое упражнение «почистим зубы».

    Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.

    Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо ны в сторону, потом снизу вверх.

    II . Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;

    При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [ л ] . Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

    Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

    1. Повтори за мной следующие звуки.

    Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]

    Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й

    2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].

    Упражнение для выделения на слух вызывае мого звука [ Л ] в потоке прочих звуков.

    Примерный звуковой ряд: М-Н -Л --А-У -О-Л-В -3-ЛЬ- В-МЬ-Л-X-Н- М -Н -Л-А-У-О-Л-В-3-ЛЬ- В -М-Л - X -НЬ -Б -З

    3. Картинка с изображением Л ожки и Л ампы . Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно - нет.

    ложка

    ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка

    лампа

    ряд произносимых слов: вампа, ампа, лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа , дампа, шампа, лампа, бампа, рампа, чампа, нампа

    4 . Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].

    Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).

    III . Домашнее задание:

    Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.

    Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два

    упражнения.

    «иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .

    «вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.

    «парус» . Удерживать позиции на счет до 5.

    «змейка» .Выполнять 10 раз.

    Дидактический материал к уроку

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    Наталия Поникаева
    Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Л]»

    Звук [Л]

    Постановка звука [Л]№1

    Цель. Постановка звука [Л] .

    1. Коррекционно – обучающие :

    - поставить звук [Л] методом постепенного создания артикуляционного уклада;

    :

    3. Воспитательные :

    Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

    Оборудование. Зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, игрушки : мышка, пароход.

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Сегодня мы с тобой научимся произносить один очень красивый, волшебный звук , это произойдет чуть позже, а сейчас ответь, ты любишь сказки? Ты хочешь, чтобы я рассказала тебе сказку о веселом язычке? Тогда смотри и слушай.

    2. Подготовка к постановке звука [Л]

    Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Он был очень любопытный и часто выглядывал в окошко. Открыл окошко, закрыл, опять открыл, выглянул, посмотрел направо, затем посмотрел налево не идет ли кто? Посмотрел вверх, светит ли солнышко? Посмотрел вниз – нет ли луж?

    Побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу» - сказал Язычок. Упражнение «Месим тесто» .

    Замесили тесто, испекли блины. Упражнение «Блинчик»

    Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять. Во дворе возле дома стоит высокий забор. Упражнение «Забор»

    Захотелось Язычку на качелях покачаться : вверх-вниз! Упражнение «Качели» . Весело качаться с Язычком на качелях!

    Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался Индюк. Упражнение «Индюк»

    Испугался Язычок и убежал домой. Вдруг кто-то постучался . Кто там? Это я твой друг, мышонок. Давай играть. Догоняй меня. Упражнение «Поймай мышку» .

    Поиграли в догонялки, а теперь давай в другую игру «Повтори за мной» .

    Логопед просит воспроизвести ритмический рисунок.

    Мышонок убежал к себе в норку. А язычку стало скучно и он отправился на полянку.

    Затем он взял свою любимую игрушку пароход и стал с ней играть.

    3. Развитие дыхания.

    Упражнение «Пароходы» . (Развитие плавного длительного выдоха.) - А сейчас мы превратимся в пароходы. Мы отправляемся в путь. Дадим прощальный гудок. Улыбнись, набери носом воздух, и подуй на широкий кончик языка - ффф, щеки не раздувать.

    4. Постановка звука [Л]

    Губы в улыбку, зубы заборчиком, широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы] . Получился новый звук , произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук . Скажи его еще раз.

    5. Физминутка

    Раз - присядка, два - прыжок.

    Это заячья зарядка.

    А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

    Любят долго потянуться (потянуться)

    Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

    Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)

    6. Задание на логику Игра «Четвертый лишний» (работа по картинкам) .

    Пароход, лодка, самолет, парусник.

    Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

    Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар (как вид транспорта) .

    7. Развитие мелкой моторики пальцев рук

    Задание : обведи по точкам и раскрась.

    Что у тебя получилось? Пароход.

    Как гудит пароход? (Л-Л-Л) . Повторение артикуляции.

    8. Итог занятия

    Наша сказка подошла к концу.

    Она тебе понравилась?

    Что тебе запомнилось?

    Какой звук ты сегодня учился произносить?

    Постановка звука [Л]№2

    Цель. Постановка звука [Л] .

    1. Коррекционно – обучающие :

    Уточнить артикуляцию звука [Л] , поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;

    Учить точно и полно отвечать на вопросы;

    2. Коррекционно – развивающие :

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;

    Развитие логического мышления, внимания, памяти;

    Развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;

    3. Воспитательные :

    Воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.

    Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, изображение Лунтика, картинки в стихах о весёлом Язычке, сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л] .

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма.

    Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску) . Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика) .

    Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л] , который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.

    2. Сообщение темы

    Сегодня мы будем учиться произносить звук [Л] . Заодно и Лунтика научим произносить данный звук . Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. За каждое правильно выполненное задание Лунтик будет вручать разные фигурки, которые ты должна будешь по порядку складывать на этот картон.

    3. Артикуляционная гимнастика

    А сейчас мы с тобой вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).

    1. Открываем ротик-дом.

    Кто хозяин в доме том?

    В нём хозяин Язычок.

    Он удобно в доме лёг.

    2. Двери-губы гибкие.

    Могут стать улыбкою.

    Могут в трубочку собраться,

    После снова улыбаться.

    3. На качелях оказался.

    Вверх взлетал и вниз спускался.

    4. Надоели превращенья :

    Лижет Язычок варенье.

    5. А теперь наш Язычок

    Моет нёбо-потолок.

    Молодец, ты отлично выполнил упражнения. За эту работу Лунтик даёт тебе фигурку.

    А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.

    Давай вместе полетим на самолете?

    Игра «Самолет летит» . Повторение артикуляции.

    А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л] . На память Лунтик дарит тебе памятку.

    Губы улыбаются;

    Кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;

    Средняя часть спинки языка опускается;

    Бока языка опускаются;

    Воздушная струя проходит по бокам языка.

    Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.

    4. Развитие мелкой моторики

    Давай букву Л выложим из фисташек на пластилиновой картонке.

    За эту работу Лунтик опять вручает тебе фигурку.

    5. Физминутка

    В небе плавает луна. (Плавные покачивания)

    В облака она зашла.

    1.2.3.4.5. (Хлопки.)

    Можем мы луну достать. (Руки вверх.)

    6.7.8.9.10 – (Хлопки над головой.)

    И пониже перевесить. (Руки вниз.)

    10.9.8.7. – (Ходьба на месте.)

    Чтоб луна светила детям.

    (За физминутку ребёнок получает фигурку) .

    6. Развитие фонематического восприятия

    А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л] .

    Картинки : лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.

    Молодец, за эту работу ты ещё получаешь фигурку.

    Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним .

    7. Развитие языкового анализа и синтеза

    Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л] , стоит в начале, середине, и в конце слова.

    (Лук, луна – звук стоит вначале слова .

    Белка, кукла – звук стоит в середине слова.

    Стол, стул – звук стоит в конце слова ).

    Ты и это задание выполнил правильно, поэтому получаешь фигурку от Лунтика. Давай посмотрим, что же за картинка у нас получилась? Это фотография Лунтика. Скажи мне, с какой буквы начинается его имя? Где стоит звук [Л] ?

    8. Итог занятия

    Наше занятие подошло к концу . Какой звук мы научились произносить?

    А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено , до свидания!

    Интернет-источник :

    Сайт : detsad-kitty.ru