Войти
Территория кровельщика
  • Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка Моторная алалия 7 лет
  • Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Логопедические упражнения и игры Дифференциация звуков — в предложениях Дифференциация с ш домашние задания
  • Как Борис Апрель стал Зианджей: биография артиста-трансгендера
  • Речевой материал на автоматизацию звука "Ц
  • Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Обучение грамоте занятие звук в
  • Бухгалтерские проводки казенного учреждения. Материалы журнала «Консультант Свердловская область Учет и отчетность казенных учреждений

    Бухгалтерские проводки казенного учреждения. Материалы журнала «Консультант Свердловская область Учет и отчетность казенных учреждений

    В данной статье мы рассмотрим учет в казенных учреждениях и особенности учетной политики. А также проанализируем отчетность и узнаем, когда и куда сдавать документы.

    Казенные учреждения являются некоммерческими предприятиями, созданные для реализации культурных, управленческих, научных, образовательных задач. Учредителем является уполномоченный государственный орган, определяющий уставные цели и осуществляющий финансирование в полном или частичном объеме.

    Особенностью учреждений является отсутствие прав на имущество, переданного в распоряжение учредителем. Бухгалтерский учет осуществляется на основании принципов, установленных для бюджетных организаций с использованием плана счетов, разработанного для госучреждений.

    Учетная политика, разработанная в учреждении

    Документом, регулируемым порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, является учетная политика. Документ утверждается приказом, изданным в учреждении. Учетная политика, принятая учреждением, исполняется последовательно с внесением корректив при изменении законодательства или внутренних условий. Политика формируется в зависимости от особенностей предприятия, структуры и назначения деятельности. В документе указывают:

    • Перечень используемых при учете информации рабочих счетов.
    • Порядок документооборота, используемые в учете первичные формы, график создания и передачи, список ответственных лиц.
    • Документы первичного учета, отличающиеся от унифицированных форм с обязательными реквизитами.
    • Порядок проведения инвентаризаций, система внутреннего контроля.
    • Методы оценки имущества, обязательств и иные правила, обеспечивающие законность операциям.

    Первичные документы казенного учреждения

    Совершение хозяйственных операций требуется подтверждать документально. Цель первичной документации – подтвердить обоснованность, законность, экономическую целесообразность операций. Казенные учреждения используют первичные документы, установленные Приказом № 173н и дополнительно подтвержденные в учетной политике. Дополнительно допускается использовать бланки, первичные документы, разработанные Росстатом. Право на использование форм также закрепляется в Политике.

    При заполнении первичных форм необходимо следовать правилам:

    • Использовать утвержденные учреждением формы.
    • Вносить в документы обязательные реквизиты, при отсутствии которых регистр может быть признан недействительным.
    • Указывать необходимые данные с прочерком незаполненных строк.
    • При заполнении не допускать помарки и зачистки. Все исправления производятся по правилам бухучета.

    На основании форм первичного учета осуществляется подтверждение доходов и расходов, утвержденных в смете.

    Учет операций с имуществом и основными средствами учреждения

    Имущество казенных учреждений в оперативное ведение поступает от учредителя. Собственник несет ответственность по содержанию имущества.

    Операция Основание
    Принятие имущества на забалансовый учет Решение комиссии организации и наличие передаточного акта
    Право оперативного управления имуществом Возникает с момента передачи имущества, недвижимого – с даты государственной регистрации
    Денежная оценка имущества Отражается по стоимости, указанной передающей стороной в акте
    Счет учета для отражения информации Учет производится на забалансовом счете «Имущество, полученное в пользование»
    Изменение стоимости Осуществляется после проведения модернизации

    Учреждения приобретают имущество за счет бюджетных средств.

    Пример покупки оборудования

    Учреждение для ведения уставной деятельности приобрело технику стоимостью 245 000 рублей. Стоимость транспортировки составила 6 800 рублей. В учете производятся записи:

    • Отражено поступление техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30231 703 на сумму 245 000 рублей;
    • Учтены затраты на доставку техники: Дт 1 10631 310 Кт 1 30222 730 на сумму 6 800 рублей;
    • Отражен ввод техники в эксплуатацию: Дт 1 10134 310 Кт 1 10631 410 на сумму 251 800 рублей.

    Учет в казенных учреждениях: продажа и списание основных средств

    Казенные учреждения имеют право проводить сделки с имуществом и отчуждать его с одобрения учредителя. Имущество используется для покрытия ущерба и обязательств только в исключительных случаях. Учреждение отвечает по долгам денежными средствами, находящимися в распоряжении. При недостаточности средств возможна субсидиарная ответственность с учредителем, покрываемая имуществом.

    При продаже имущества сумма, вырученная от сделки, должна быть возвращена в бюджет в полной сумме. Активы, числящиеся на учете, могут прийти в негодность или утратить потребительские свойства. Учреждением производится списание.

    Пример списания основного средства

    Учреждение определило в составе ОС инвентарный объект, вышедший из строя и не подлежащий восстановлению. На основании акта инвентаризации, согласованного с учредителем, принято решение о списании оборудования. Остаточная стоимость 25 140 рублей, величина начисленной амортизации составляет 100 560 рублей. После ликвидации были оприходованы детали на сумму 570 рублей. В учете учреждения производятся записи:

    • Производится списание остаточной стоимости: Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410 на сумму 25 140 рублей;
    • Произведено списание амортизационных отчислений: Дт 1 10134 410 Кт 1 10134 410 на сумму 100 560 рублей;
    • Отражено оприходование запчасти: Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172 на сумму 570 рублей.

    Имущество, полученное от учредителя, может быть передано по распоряжению органа. Передача осуществляется на внутри, между ведомствами или бюджетами. Передача осуществляется на безвозмездной основе по балансовой стоимости с одновременным списанием начисленной амортизации. При передаче учреждение выписывает извещение формы 0504805.

    Учет операций по расчетам с персоналом по оплате труда

    Оплата труда работников казенного учреждения осуществляется на основании утвержденных учредителем штатного расписания и статьи сметы в размере фонда оплаты труда. Трудоустройство и рабочие условия регулируются ТК РФ. При найме работника:

    • Знакомят с условиями труда и актами внутреннего распорядка.
    • Заключают трудовой контракт.
    • Назначают оклад, надбавки и стимулирующие выплаты.
    • Определяют график исполнения обязанностей.

    Оклад устанавливается согласно тарифно-квалификационного справочника.

    Пример расчета с работниками

    Учреждение начислило заработную плату работникам в размере 186 000 рублей. При выплате суммы оплаты труда удержан НДФЛ в размере 24 180 рублей. В учете осуществляются записи:

    • Отражено начисление вознаграждения работникам: Дт 1 40120 211 Кт 1 302 11 730 на сумму 186 000 рублей;
    • Произведено удержание НДФЛ: Дт 1 302 11 830 Кт 1 303 01 730 на сумму 24 180 рублей;
    • Отражено начисление на карту работника: Дт 1 302 11 830 Кт 1 304 03 730 на сумму 161 820 рублей;
    • Учтена выдача суммы путем перечисления на карту работника: Дт 1 304 03 830 Кт 1 304 05 211 на сумму 161 820 рублей.

    Особенность расчета с персоналом казенных учреждений состоит в получении вознаграждений за труд из разных источников финансирования.

    Учет доходов и расходов в казенных учреждениях

    Финансирование казенных учреждений осуществляется на основании сметы. Распорядители бюджетов доводят до учреждений лимиты по каждой статье расходов, в пределах которых осуществляются затраты. Величина доходной и расходной части смены равна в пределах календарного года. Остаток неиспользованных средств подлежит возврату в бюджет.

    Учреждения имеют дополнительные доходы от ведения деятельности, зачисляемые в бюджет в качестве неналоговых поступлений. Право ведения внебюджетной деятельности предоставляется распорядителем с закреплением в учредительных документах. Организации обязаны вести раздельный учет целевых и коммерческих поступлений и затрат. По дополнительно полученным суммам утверждается отдельная смета с распределением расходов постатейно. Утверждение сметы осуществляет распорядитель бюджета.

    Учет материалов в казенных учреждениях

    Материалы поступают в казенные учреждения централизовано, при самостоятельной закупке или создании, по договорам дарения. Первоначальная стоимость постановки на учет зависит от варианта поступления.

    Вариант поступления Порядок определения стоимости ТМЦ
    Поставка В стоимость ТМЦ включаются сумма поставки, страхования, пошлины, посреднические услуги
    Изготовление По себестоимости, в состав включаются расходы по изготовлению
    Поступление по договору дарения По рыночной стоимости материалов, увеличенной на сумму поставки, расходов на доведение до потребительских характеристик
    Централизованно По суммам, указанным в сопроводительных документах

    Определение рыночной стоимости материалов осуществляется путем сравнения с ценой на аналогичные товары, материалы. Списание материалов производится по стоимости единице или средней цене. Запасы регулярно подвергаются инвентаризации для устранения расхождений в документальном и фактическом учете.

    Налогообложение в казенных предприятиях

    Доходы, полученные в рамках бюджетного финансирования, не подлежат налогообложению. Средства, полученные учреждениями от ведения деятельности в виде оказания услуг или проведения работ, также не являются объектом для начисления налогов.

    Налогом на прибыль в казенных учреждениях облагаются:

    • Доход от внебюджетной деятельности при отсутствии раздельного учета, утвержденной сметы доходов и расходов и видов деятельности, не указанных в пп. 33.1 ст. 251 НК РФ.
    • Суммы компенсаций и возмещений вреда, полученных от виновных лиц.
    • Стоимость поступившего безвозмездно имущества, не используемого для уставной деятельности.
    • Излишки, выявленных в ходе инвентаризации.
    • Суммы целевых поступлений (кроме бюджетного финансирования) средств, товаров, работ, услуг, полученных в рамках благотворительности и использованных по нецелевому назначению.

    Особенности учета в бюджетном, автономном и казенном учреждении

    В таблице ниже рассмотрены сравнения в различиях учета в бюджетном, казенном и автономном учреждении.

    Особенности Бюджетное учреждение Казенное учреждение Автономное учреждение
    Участие учредителя в распоряжении средствами Принимает участие Принимает участие Не принимает участие
    Открытие счетов В Федеральном казначействе В Федеральном казначействе В любом учреждении банка
    Поступление финансирования В рамках сметы доходов и расходов Субсидии и субвенции
    Доходы от деятельности Поступают в доход бюджета Поступают в распоряжение учреждения
    Право на распоряжение имуществом Имеется Не имеется Имеется
    Проведение сделок с ценными бумагами Не осуществляются Не осуществляются Осуществляются
    Право на применение УСН Отсутствует Отсутствует Имеется

    Популярные вопросы

    Вопрос № 1. Как осуществляется учет за балансом в казенных учреждениях?

    Ответ: Информация об активах учитывается за балансом на основании первичных документов и без использования двойной записи. При поступлении актива счет дебетуется, при выбытии – кредитуется.

    Вопрос № 2. Какие системы налогообложения используют казенные учреждения?

    Ответ: Казенные учреждения не могут использовать для учета системы ЕСХН и УСН и должны применять ОСНО.

    Вопрос № 3. Относится ли реализация товаров или изготовленной самостоятельно продукции к необлагаемым видам деятельности?

    Ответ: Нет, освобождены от уплаты налога на прибыль только суммы, полученные от оказания услуг и проведения работ.

    Вопрос № 4. В какой момент определяется доход учреждения при поступлении пожертвований?

    Ответ: Безвозмездная передача средств принимается в качестве дохода в момент зачисления средств на счет или в кассу.

    Вопрос № 5. Представляют ли казенные учреждения декларацию по налогу на прибыль при отсутствии базы?

    Ответ: Отчетность представляется в сокращенном виде с минимальным количеством листов.

    Казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (пп. «е» п. 1 ст. 13 Закона № 83-ФЗ).

    Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, отличаются от других видов организационно-правовых форм по ряду присущих им признаков:

    Цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

    Учредитель казенного учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

    Закрепление имущества - на праве оперативного управления;

    Источники финансирования - средства соответствующих бюджетов Российской Федерации на основании бюджетной сметы, объем которой устанавливается на основе государственного (муниципального) задания;

    Высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы.

    Подчиненность (ведомственность) казенного учреждения определяется государственным или муниципальным органом, который является главным распорядителем средств бюджета.

    Казенные учреждения созданы путем преобразования бюджетного учреждения на основании решения органов власти до 2011 года, как и все участники бюджетного процесса, для организации бухгалтерского учета руководствовались Инструкцией № 148н. С января 2011 года основополагающими документами для организации бухгалтерского учета в казенных учреждениях являются:

    Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее по тексту - Инструкция № 157н);

    Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н (далее по тексту - Инструкция № 162н).

    Для учета объектов основных средств, используемых в процессе деятельности казенного учреждения, предназначен синтетический счет 010100000 «Основные средства», который включен в раздел II «Нефинансовые активы» Инструкции № 157н.

    Счет 010100000 «Основные средства» предназначен для сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии объектов основных средств, а также об операциях, связанных с их выбытием (передачей, реализацией, списанием с балансового учета), получением (приобретением).

    Соответствие счетов учета основных средств и амортизации, применяемых в 2010 и 2011 годах, приведены в приложении 3.

    Согласно п. 4, 5 Инструкции № 162н для учета операций с основными средствами в казенных учреждениях применяются три группировочных счета. Подразделенных на несколько аналитических счетов. В данной таблице мы видим, что группировка основных средств в 2011 году стала осуществляться по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ. В результате, учет основных средств стал более структурированным по порядку их использования.

    Отражаемые группы основных средств, в целом остались неизменными, кроме исключения из состава основных средств аналитического счета «Драгоценности и ювелирные изделия», в результате чего код аналитического счета «Прочие основные средства» изменился с 09 на 18, 38, 48.

    Инструкция № 157н и Инструкция № 162н существенно ничего не изменили в порядке учета операций с основными средствами, кроме того, что с 2011 года казенные учреждения при учете основных средств должны выделять движимое и недвижимое имущество.

    Основным отличительным признаком недвижимого имущества является необходимость его государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме случаев, указанных в Гражданском кодексе РФ. Наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

    Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодеком РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ).

    Закон № 122-ФЗ содержит определение недвижимого имущества, но для целей бюджетного учета оно неприменимо. К категории недвижимого имущества Закон № 122-ФЗ относит объекты непроизведенных активов, которые в бюджетном учете отражаются обособленно от объектов основных средств. В то же время необходимо иметь в виду, что общие нормы и правила государственной регистрации бюджетными учреждениями применяются наравне с коммерческими организациями - без каких-либо исключений.

    Необходимость выделения объектов недвижимого имущества (совместно с транспортными средствами) в отдельную группу объектов основных средств связана с особым порядком начисления амортизации. В соответствии с п. 92 Инструкции № 157н на объекты недвижимого имущества амортизация начисляется при принятии объекта к учету по факту государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, предусмотренной законодательством РФ. Выделение недвижимого имущества в отдельную подгруппу основных средств обусловило необходимость уточнения некоторых требований Инструкции № 157н, регулирующих аналитический учет и документооборот, опосредующие движение объектов основных средств.

    Также Инструкцией № 157н с 2011 года введен ещё один новый объект учета основных средств - это основные средства, являющиеся предметами лизинга.

    Отражение в бюджетном учете большинства операций, осуществляемых с объектами основных средств, производится по общим методологическим принципам, изложенным в Инструкции № 162н.

    Задачами бюджетного учета основных средств являются:

    Правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления, перемещения и выбытия основных средств;

    Получение данных для составления статистической и бухгалтерской отчетности о наличии и движении основных средств.

    Контроль наличия и сохранности объектов основных средств в местах их эксплуатации и по материально ответственным лицам;

    Правильное, своевременное начисление амортизации основных средств;

    Получение сведений для правильного расчета налоговых платежей;

    Контроль за правильным и эффективным использованием средств на реконструкцию, модернизацию и ремонт основных средств, контроль за эффективным их использованием, выявление излишних и неиспользуемых объектов.

    Как отмечалось выше, у казенных учреждений все запланированные на текущий год расходы отражаются в бюджетной смете, в том числе и расходы по приобретению основных средств. Учреждения могут приобретать основные средства за счет выделенных этим учреждениям лимитов бюджетных обязательств, безвозмездных поступлений и за счет средств, полученных из внебюджетных источников.

    Приобретение основного средства за счет выделенных лимитов бюджетных обязательств, как и любого иного нефинансового актива, происходит в казенном учреждении в несколько этапов:

    1) санкционирование расходов;

    2) расчеты с поставщиками и подрядчиками;

    3) определение принадлежности объекта основного средства к соответствующей группе согласно Единому Плану счетов;

    4) формирование первоначальной стоимости;

    5) постановка на балансовый учет.

    В бухгалтерском учете казенных учреждений операции по санкционированию отражаются в соответствии с положениями раздела IV «Санкционирование расходов» Инструкции № 162н следующим образом:

    От главного распорядителя бюджетных средств казенным учреждением получаются лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год по приобретению основных средств;

    Казенное учреждение заключает договора (контракты) с поставщиком на приобретение основных средств, согласно утвержденным лимитам;

    Учреждением принимаются денежные обязательства текущего финансового года согласно условиям заключенных с поставщиками договоров.

    Порядок учета расчетов с поставщиками по приобретению основных средств практически одинаков для всех типов государственных учреждений. В соответствии с п. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закупка основных средств на сумму, превышающую установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ (100000,00 руб.) между юридическими лицами по одной сделке, должна производиться путем размещения заказа способом запроса котировок и заключения государственного контракта.

    Для отражения расчетов учреждениями используются счета 02063100 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств», 02083100 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств», 03023100 «Расчеты по приобретению основных средств».

    В зависимости от условий договора (контракта) оплата может быть последующей или предварительной (авансовые платежи).

    Авансовые платежи могут быть произведены в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

    Согласно п. 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. Такая комиссия создается приказом руководителя учреждения и должна состоять из сотрудников учреждения, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, оформленного соответствующими учетными документами определяется принадлежность конкретного объекта основных средств к соответствующей классификационной группе.

    В бухгалтерском учете записи по принятию основных средств на балансовый учет по сформированной первоначальной (балансовой) стоимости отражаются по дебету следующих счетов:

    010110000 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения»;

    010130000 «Основные средства - иное движимое имущество учреждения»;

    010140000 «Основные средства - предметы лизинга».

    При этом счета данной группы корреспондируют по кредиту с соответствующим синтетическим счетом 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (по счетам аналитического учета 010611000, 010631000, 010641000).

    Безвозмездно полученные основные средства принимаются к учету по сформированной стоимости, минуя счет 010600000 «Вложения в нефинансовые активы». Если основные средства были в эксплуатации ранее, учреждению передается и сумма начисленной амортизации.

    Операции по поступлению основных средств, поступающие в казенные учреждения, как через бюджетное финансирование, так и безвозмездно полученные, приведены в приложении 4.

    В момент принятия объекта основных средств к балансовому учету определяется срок полезного использования объекта, который необходим для исчисления нормы амортизации и определения годовой суммы амортизационных отчислений.

    Амортизация не используемых в предпринимательской деятельности объектов основных средств представляет собой процесс потери вследствие изнашивания их стоимости, которая списывается за счет соответствующего источника в течение нормативного срока службы каждого объекта.

    В соответствии с Инструкцией № 162н начисление амортизации в казенных учреждениях производится линейным способом, исходя из балансовой стоимости и нормы амортизации. Этот способ предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования объекта основных средств.

    Начисление амортизации не приостанавливается, за исключением случаев, когда объекты основных средств переводятся на консервации продолжительностью свыше трех месяцев.

    Начисление амортизации по объектам основных средств в целях бюджетного учета происходит следующим образом:

    На объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением библиотечного фонда, амортизация не начисляется;

    На объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию;

    Амортизация начисляется линейным способом на объекты основных средств стоимостью свыше 40000 рублей;

    На объекты библиотечного фонда стоимостью от 0 до 40000 рублей амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче их в эксплуатацию.

    Амортизационные отчисления отражаются на счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация». Начисление сумм амортизации отражается по кредиту счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета 010411000, 010413000, 010415000, 010418000, 010431000 - 010438000, 010440000) и дебету счетов: 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

    Списание начисленной амортизации при выбытии объектов основных средств при их реализации, выбытии, безвозмездной передаче иным организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций оформляется по дебету счета 010400000 «Амортизация» (по счетам аналитического учета) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (по счетам аналитического учета).

    Одной из особенностей учета основных средств казенных учреждений является их выбытие (списание). В отличие от коммерческих организаций, казенное учреждение вправе списать имущество, которым оно распоряжается на праве оперативного управления, только по согласованию с его собственником, если законодательством РФ не установлен иной порядок (п. 5 ст. 5 Закона № 83-ФЗ). От лица собственника выступают, как правило, органы имущественных отношений. Они устанавливают порядок согласования с ними списания государственного (муниципального) имущества. На основании этого порядка главные распорядители бюджетных средств устанавливают для подведомственных учреждений порядок документооборота при списании основных средств, находящихся в оперативном управлении данных учреждений. В случаях, предусмотренных порядком списания основных средств, который установлен главным распорядителем, учреждение должно согласовать документы на списание этого имущества:

    С главным распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

    С распорядителем средств бюджета и с органами имущественных отношений;

    Только с органами имущественных отношений.

    Такое согласование необходимо и при передаче (реализации) основных средств, находящихся в оперативном управлении.

    Основным документом, регулирующим особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося на праве оперативного управления за казенными учреждениями является Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее по тексту - Постановление № 834). Согласно Постановлению № 834, выбытие федерального имущества в связи с принятием решения о его списании отражается в бюджетном учете казенного учреждения в порядке, установленном Инструкциями № 157н и № 162н.

    Согласно п. 51 Инструкции № 157н отражение выбытия имущества в бухгалтерском учете осуществляется, в том числе в случаях:

    Принятия решения о списании основных средств по основаниям хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов; частичной ликвидации (в том числе при выполнении работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию); ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

    Завершения мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта по иным основаниям, прописанным в законодательстве РФ, в том числе по основаниям морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.

    Перечень первичных учетных документов, на основании которых осуществляется отражение операций по выбытию имущества казенных учреждений, приведен в п. 9 Инструкции № 162н.

    Операции по списанию и выбытию имущества в казенном учреждении оформляется бухгалтерскими записями, приведенными в приложении 5.

    Особый порядок списания установлен для объектов основных средств, стоимость которых не превышает 3000 рублей за единицу.

    В соответствии с п. 10 Инструкции № 162н выдача в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов недвижимого имущества и библиотечного фонда, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», счета 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения» и кредиту соответствующих счетов счета 010100000 «Основные средства» (010134000 - 010136000, 010138000).

    Необходимо обратить внимание на то, что списываемые с баланса объекты продолжают учитываться на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» в течение всего срока их полезного использования. Данная мера позволяет обеспечить контроль за сохранностью основных средств, а также при необходимости определить размер нанесенного ущерба, если соответствующие объекты будут утрачены или испорчены виновными лицами. Система учета основных средств в учреждениях бюджетной сферы является весьма сложным механизмом управления и контроля за их использованием и сохранностью. Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их перемещения и выбытия. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль движения, сохранности и рационального использования объектов основных средств. В настоящее время Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению», утверждены унифицированные формы первичных документов и методические указания по их применению.

    Первичные учетные документы, применяемые в бюджетном учете, разделены на группы:

    Документы, относящиеся к классу 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД;

    Документы класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД.

    С 2011г. нормами п. п. 6 и 8 Инструкции № 162н проведено разделение форм первичных документов, используемых для оформления движения недвижимого имущества, движимого имущества, а также объектов основных средств стоимостью менее 3000 рублей. В приложении 6 приведена таблица с указанием форм первичных документов применяемых в казенных учреждениях при отражении операций с основными средствами.

    В соответствии с п.54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов движимого имущества до 3000 рублей включительно) в разрезе материально ответственных лиц и видов имущества. Карточка открывается на каждый объект основных средств. На группу идентичных объектов основных средств (например, хозяйственный инвентарь) открывается инвентарная карточка группового учета. Инвентарные карточки регистрируются в бухгалтерии в описи инвентарных карточек по учету основных средств. Материально ответственные лица ведут инвентарные списки основных средств. Подводя итоги вышесказанному можно определить, что учет основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе казенных учреждениях имеет свою специфику. В казенных учреждениях, как и в других учреждениях, финансируемых из бюджета, применяется совершенно другой План счетов, в отличие от коммерческих организаций. Здесь нет счетов, связанных с осуществлением коммерческой деятельности, получением прибыли. Отличие бухгалтерского учета основных средств учреждений бюджетной сферы и коммерческих организаций основано также на определении специфического состава и классификации основных средств. Однако основные требования к ведению бухгалтерского учета, определенные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» остаются одинаковыми для всех типов организаций и учреждений, независимо от их деятельности.

    Внесены очередные поправки. Приказ вступил в силу 06.01.2018, в связи с чем все введенные новшества должны быть отражены в учете начиная с указанной даты. О том, что изменилось, расскажем в статье.

    Изменения в Плане счетов бухгалтерского учета.

    В соответствии с Приказом № 212н из бухгалтерского плана счетов удалены счета:

    • 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях»;
    • 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании».

    Изменено название счета 0 206 63 000. В силу новой редакции он именуется «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления».

    Кроме того, внесены уточнения в п. 2.1 Инструкции № 174н. Согласно новой редакции некоторые счета бюджетного учета формируются в ином порядке:

    1) по счетам аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в 1 – 17-м разрядах номера счета отражаются нули;

    2) по счетам аналитического учета счета 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, займам (ссудам)», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам»;

    3) по счетам аналитического учета счета 0 209 81 000 «Расчеты по недостачам денежных средств» в 1 – 17-м разрядах номера счета проставляются нули;

    4) по счетам аналитического учета счета 0 210 05 000 «Расчеты с прочими дебиторами»:

    • в 1 – 4-м разрядах номера счета отражается код вида функции, услуги (работы) учреждения, по которой в целях обеспечения проведения конкурса по исполнению договоров на оказание услуг (работ) будет отражаться доход, получаемый учреждением в результате оказанного им вида услуги (работы),
    • в 5 – 17-м разрядах номера счета – аналитический код поступления, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 «Поступление на счета бюджетов»;

    5) по счетам аналитического учета счета 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающих сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам), в 15 – 17-м разрядах номера счета показывается аналитический код выбытия, соответствующий коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 810 «Уменьшение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»;

    6) в 5 – 14-м разрядах номера счета аналитического учета счета 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» и по корреспондирующим с ним счетам счета 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» указываются нули.

    Уточнения в отражении отдельных операций.

    Операции по внутреннему перемещению нефинансовых активов. Приказом № 212н в п. 9, 16, 21 Инструкции № 174н внесены уточнения, касающиеся внутреннего перемещения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.

    Так, в соответствии с п. 9 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

    Одновременно информация об объектах основных средств, находящихся в аренде, безвозмездном пользовании, доверительном управлении либо на хранении, отражается в структуре соответствующих групп (видов) нефинансовых активов на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета.

    В силу новой редакции п. 16 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов нематериальных активов, в том числе при предоставлении в пользование, доверительное управление, отражается записью:

    • Дебет счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»
    • Кредит счета 0 102 00 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

    Одновременно делается запись на соответствующих забалансовых счетах рабочего плана счетов субъекта учета нематериальных активов, предоставленных в пользование, доверительное управление.

    Аналогичные записи по внутреннему перемещению объектов делаются по счету 0 103 00 000 «Непроизведенные активы» (см. п. 21 Инструкции № 174н).

    Операции по передаче произведенных вложений в объекты нефинансовых активов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями при передаче государственным и муниципальным организациям отражаются по дебету счетов 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» (норма введена в п. 53 Инструкции № 174н). Такая корреспонденция счетов б юджетного учета применяется при отражении операций по передаче фактических вложений в объект нефинансовых активов (в объеме произведенных затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлены (завершены) модернизация, дооборудование, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на формирование (увеличение) первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.

    Проводки в бюджетных учреждениях. Пример 1:

    В декабре 2017 года бюджетное учреждение получило от учредителя объект незавершенного строительства стоимостью 435 600 800 руб. Учреждением самостоятельно были проведены завершающие работы по строительству объекта на сумму 2 525 000 руб. После приема выполненных работ здание было введено в эксплуатацию. Через месяц получены документы о государственной регистрации права оперативного управления на указанное здание.

    Цифры в примере условные.

    В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

    Сумма, руб.

    Отражена передача расходов на незавершенное строительство

    Отражены расходы на строительство объекта

    Введено в эксплуатацию здание

    (435 600 800 + 2 525 000) руб.

    Принято к учету нежилое здание по факту государственной регистрации прав на него

    Одновременно отражено выбытие объекта с забалансового учета

    Операции по учету финансовых вложений. Пункт 91 Инструкции № 174н дополнен абзацем следующего содержания. Операции по передаче финансовых вложений в доверительное управление отражаются внутренним перемещением по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения». Одновременно информация об активах, находящихся в доверительном управлении, отражается на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 40 «Активы в управляющих компаниях».

    Операции по учету субсидий. Абзац 2 п. 93 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Из него следует, что начисление доходов в сумме увеличения в текущем финансовом году объема субсидии, предоставляемой на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (при изменении условий соглашения по предоставлению указанной субсидии), отражается записью:

    • Дебет счета 4 205 31 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
    • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг».

    Обратите внимание:

    В настоящее время Минфином подготовлен Приказ от 27.12.2017 № 255н (находится на регистрации в Минюсте), в соответствии с которым статья 130 КОСГУ детализирована подстатьями 131 – 136. В силу положений нового документа доходы от поступления субсидий на выполнение госзадания следует отражать по подстатье 131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»; соответственно, в учете такие доходы будут отражаться по счету 0 401 10 131, а не 0 401 10 130.

    Аналогичным текстом в отношении начисления доходов от полученных субсидий при изменении условий соглашения дополнен абз. 8 п. 150 Инструкции № 174н.

    Кроме того, в п. 150 инструкции введен новый абзац. Так, начисление задолженности бюджетными учреждениями по возврату в доход бюджета остатков предоставленных бюджетным учреждениям субсидий на выполнение госзадания, образовавшихся в связи с недостижением установленных госзаданием показателей, характеризующих объем услуг (работ), на основании отчета о выполнении госзадания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении бюджетных учреждений, отражается записью:

    • Дебет счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»
    • Кредит счета 4 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»

    Пункт 158 Инструкции № 174н дополнен новым абзацем. Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на основании соответствующих соглашений, заключенных с учредителем, отражается записью:

    • Дебет счета 4 205 30 000 «Расчеты по доходам от оказания платных работ, услуг»
    • Кредит счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»

    При наступлении даты предоставления субсидии на выполнение госзадания в соответствии с условиями соглашений, заключенных с учредителем, вне зависимости от факта ее перечисления на лицевой счет, признание доходов текущего периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий отражается записью:

    • Дебет счета 4 401 40 130 «Доходы будущих периодов от оказания платных услуг»
    • Кредит счета 4 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг»

    Заметим, что введенная в Инструкцию № 174н дополнительная корреспонденция счетов по учету субсидий, выделенных на выполнение госзадания, ранее была изложена в Письме Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436, в связи с чем она не является новшеством для бухгалтеров.

    Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 2:

    Бюджетное учреждение 26.12.2017 заключило с учредителем соглашение о выделении учреждению суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2018 году в размере 5 000 000 руб.

    По установленному графику суммы субсидии поступают в учреждение в 2018 году ежеквартально равными долями по 1 250 000 руб.

    Цифры в примере условные.

    Сумма, руб.

    Декабрь 2017 года

    Начислены доходы на дату подписания соглашения о выделении субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания учредителя в 2017 году (26.12.2017)

    Январь 2018 года

    01.01.2018 сумма дохода, начисленного в форме субсидии, признана доходом текущего периода (операция отражается вне зависимости от факта поступления денежных средств на лицевой счет)

    Поступили суммы субсидии на лицевой счет учреждения

    Проводки в бюджетных учреждениях.Пример 3:

    Между бюджетным учреждением и учредителем на 2017 год заключено соглашение о выделении учреждению субсидии в размере 5 млн руб. Учреждение израсходовало субсидию полностью, однако в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности в 2018 году был выявлен факт невыполнения госзадания по отдельным показателям.

    Учредитель потребовал вернуть в бюджет средства в размере 500 000 руб. Поскольку сумма субсидии была потрачена в полном объеме, учреждение исполнило требование учредителя о возврате в бюджет денежных средств за счет средств, полученных им от осуществления приносящей доход деятельности.

    Цифры в примере условные.

    В учете делаются следующие проводки бюджетного учреждения:

    Сумма, руб.

    Начислен доход в сумме субсидии, выделенной на выполнение задания учредителя

    Поступили денежные средства в форме субсидии (операция совершается на каждое перечисление денежных средств)

    Начислена задолженность по возврату в доход бюджета остатков субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания

    Отражено заимствование денежных средств по возврату части субсидии в связи с недостижением отдельных показателей

    Перечислены остатки суммы субсидии в доход бюджета

    Операции по учету доходов. Абзац 2 п. 94 Инструкции № 174н также претерпел изменения. В соответствии с новой редакцией поступление доходов в рублях на лицевой счет бюджетного учреждения отражается по дебету счета 0 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» и кредиту счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам».

    При этом дополнено, что одновременно в случае получения доходов от выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров) по государственным контрактам, исполнение которых осуществляется при казначейском обеспечении обязательств в форме казначейского аккредитива, на сумму исполненного обязательства получателя бюджетных средств по оплате выполненных работ (оказанных услуг, поставленных товаров) перед учреждением отражается уменьшение ранее принятого к учету казначейского обеспечения обязательств по забалансовому счету 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

    Абзац 5 п. 109 Инструкции № 174н изложен в новой редакции. Согласно изменениям суммы восстановленной задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанные на забалансовый учет, отражаются по дебету счета 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (в частности, добавлен счет 0 209 83 560) и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно восстанавливается задолженность с забалансового счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

    Операции по учету НДС. Внесены коррективы в абз. 8 п. 112 и абз. 2 п. 113 Инструкции № 174н.

    В соответствии с новой редакцией восстановление суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав отражается записью:

    • Дебет счета 0 210 13 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным»
    • Кредит счета 0 303 04 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость» (ранее был задействован счет 0 210 12 660)

    Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, в том числе по авансам, уплаченным учреждением, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ, отражается записью:

    Дебет счета 0 303 04 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»

    Кредит счетов 0 210 12 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», 0 210 13 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным» (ранее данный счет в указанной корреспонденции не был использован)

    Пример 4:

    Бюджетное учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает платные услуги, подлежащие обложению НДС. В месяце заключения договора (январь 2018 года) оно получило предоплату в сумме 180 000 руб. Общая сумма договора составляет 354 000 руб. (в том числе НДС (18%) –54 000 руб.). Срок исполнения договора – март 2018 года.

    В целях оказания платных услуг в январе 2018 года был заключен договор с поставщиком на поставку материалов на сумму 35 400 руб. (в том числе НДС (18%) – 5 400 руб.). Предварительно по договору о поставке учреждение перечислило аванс в сумме 10 620 руб. (в том числе НДС (18%) – 1 620 руб.). Поставка материалов осуществлена в начале февраля 2018 года.

    Цифры в примере условные.

    В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

    Сумма, руб.

    Январь 2018 года

    Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего заказа на оказание услуг

    Начислен НДС с поступившей предоплаты

    (180 000 руб. x 18/118)

    Перечислен аванс поставщику за материалы

    Начислена сумма НДС по перечисленному авансу

    Февраль 2018 года

    Приняты к учету материалы, закупленные у поставщиков

    Отражены суммы НДС, предъявленные продавцом

    Зачтен ранее перечисленный аванс

    Произведен окончательный расчет с поставщиком

    (35 400 - 10 620) руб.

    Списана сумма НДС, выделенная ранее при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки материалов

    Принята сумма НДС при поставке материала

    Март 2018 года

    Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг

    Начислен НДС

    Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

    Перечислен НДС в бюджет

    (27 458 + 1 620 - 1 620 - 5 400 + 54 000 - 27 458) руб.

    * * *

    Кратко сформулируем основные выводы.

    1. Изменения, внесенные Приказом № 212н в Инструкцию № 174н, вступили в силу 06.01.2018, в связи с чем они подлежат отражению в учете в 2018 году.
    2. Среди существенных поправок можно выделить следующие новшества:
    • из бухгалтерского плана счетов удалены счета 0 204 51 000 «Активы в управляющих компаниях», 0 215 51 000 «Вложения в управляющие компании»;
    • установлен новый порядок формирования номеров отдельных счетов (0 201 00 000, 0 207 00 000, 0 209 81 000, 0 210 05 000, 0 301 00 000, 0 401 60 000);
    • добавлены бухгалтерские записи по оформлению внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов между материальными лицами, а также в случае их передачи аренду и в доверительное управление;
    • введены коррективы по учету НДС и субсидий, выделенных на выполнение государственного задания.

    Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

    Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №2, 2018 год

    Акашева Валентина Вячеславовна, Сабуркина Наталья Евгеньевна
    Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск
    Akasheva Valentina Vyacheslavovna, Saburkina Natalya Evgenyevna
    N. P. Ogarev’s Mordovian State University

    Аннотация: Статья посвящена рассмотрению основных особенностей бюджетного учёта в казённых учреждениях. Рассмотрен порядок финансового обеспечения казённого учреждения. Рассмотрен порядок учёта санкционирования расходов.

    Abstract: Article is devoted to consideration of the main features of the budgetary accounting in public institutions. In the article are considered order of financial support and authority for expenditure in public institutions.

    Ключевые слова: бюджетный учёт, казённое учреждение, финансирование, санкционирование.

    Keywords: budgetary accounting, public institution, financial support, authority for expenditure.


    В соответствии с Федеральным Законом № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015 г.) от 08.05.2010 г. с 1 января 2011 года на территории Российской Федерации действуют три типа учреждений, под которыми понимаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

    Реформа бюджетной сферы, инициированная данным законом, привела к появлению таких новых типов бюджетных учреждений, как казённые, автономные, «новые» бюджетные, что вызвало необходимость учёта их нового статуса при формировании отчетности .

    Правовые особенности казённых учреждений установлены Бюджетным кодексом РФ (БК РФ). В соответствии со ст. 6 БК РФ казённое учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

    Говоря иначе, казённое учреждение — это самостоятельное юридическое лицо, деятельность которого направлена на решение задач в сфере полномочий соответствующих органов власти. Особенности правовых положений казённых учреждений определены ст. 161 БК РФ.

    Казённое учреждение осуществляет свою деятельность на основании бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета. Казённые учреждения ведут операции с бюджетными средствами через лицевые счета, которые открываются в соответствии с БК РФ. Таким образом, казённое учреждение является участником бюджетного процесса и подлежит внесению в Сводный реестр участников бюджетного процесса .

    Следует также отметить, что казённое учреждение имеет право заниматься деятельностью, приносящей доходы, однако при условии, что это предусмотрено его учредительными документами. Кроме этого казённое учреждение не может распоряжаться полученными доходами самостоятельно, так как все доходы, поступившие от указанной выше деятельности, в полном объеме поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

    Налоговая политика необходима казённому учреждению для того, чтобы правильного исчислить налоги. Поэтому ему нужно разрабатывать такую налоговую политику, которая, как и бухгалтерский регламент, должна включать разделы, определяющие организационные и методологические моменты, в которых непосредственно необходимо указать применяемые правила исчисления налогов.

    В соответствии со статьей 69.1 БК РФ казённые учреждения выполняют свои функции, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам, на основе выделенных им бюджетных ассигнований. В соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ бюджетные ассигнования, предоставленные в установленном порядке казенным учреждениям, относятся к средствам целевого финансирования, не учитываемым учреждением при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Также предусмотрено, что учёт средств целевого финансирования, а также произведенных за счет этого источника расходов ведется раздельно от полученных (произведенных) сумм доходов и расходов от деятельности, приносящей казённому учреждению доход.

    Таким образом, бюджетные средства, которые были выделены казённому учреждению, не учитываются в составе доходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии раздельного учёта доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учёта у казённого учреждения указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

    Согласно подп. 33.1 п. 1ст. 251 НК РФ средства, которые были получены от казённого учреждения в результате оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются для целей налогообложения. На основании п. 48.11ст. 270 НК РФ затраты казённых учреждений, относящиеся на затраты, связанные с исполнением государственных (муниципальных) функций, не включаются в расходы.

    Казённые учреждения ведут бухгалтерский учёт на основании следующих документов:

    Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), устанавливающими общие правила ведения бухгалтерского учёта в бюджетной сфере;

    Планом счетов бюджетного учёта и Инструкции по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

    В целях составления и исполнения бюджетов, формирования бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ, используется бюджетная классификация РФ в соответствии с Указаниями о порядке ее применения, утвержденными приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания). В соответствии с бюджетным законодательством казённые учреждения осуществляют операции по исполнению соответствующего бюджета на основе утвержденной бюджетной сметы. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казённого учреждения регламентированы приказом от 20.11.2007 № 112н (в редакции приказов Минфина РФ), к которым относятся:

    • определение годового объема и направления расходования средств бюджета на основе лимитов бюджетных обязательств (далее – ЛБО), доведенных в установленном порядке на принятие и исполнение бюджетных обязательств;
    • формирование показателей расходов (ЛБО) происходит в разрезе кодов классификации расходов бюджета с последующей детализацией целевых статей и видов расходов;
    • казённое учреждение составляет смету по форме, утвержденной главным распорядителем средств бюджета (далее – ГРСБ);
    • смета составляется на основании установленных ГРСБ расчетных показателей на соответствующий финансовый год, которые в свою очередь характеризуют деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств;
    • при ведении сметы допускается внесение изменений в пределах доведенных в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств в течение финансового года.

    Сегодня порядок разрешения ряда вопросов и проблем исполнения бюджета казенным учреждением зависит, в том числе, и от правильно принятой учётной политики.

    Если казённое учреждение не осуществляет кассовое администрирование поступления дохода бюджета (код 130) по деятельности в рамках оказания платных услуг, то администратором по кассовому администрированию дохода бюджета (код 130) через распределение бюджетных полномочий является другое юридическое лицо, которым, как правило, выступает ГРСБ или финансовый орган или администрация. Тогда в бюджетном учёте учреждения операция по оказанию платных услуг отражается в следующем порядке:

    • отражается начисление задолженности заказчика и дохода бюджета (код 130) за оказанные услуги по установленным ценам (казённое учреждение – администратор дохода бюджета по начислению):

    Дебет 1 205 30 560 Кредит 1 401 10 130

    • отражается зачисление денежных средств от заказчика услуги на единый счет бюджета (на основании Извещения ф. 0504805 от ГРСБ, Уведомления финансового органа или администрации):

    Дебет 1 304 04 130 Кредит 1 303 05 730

    и одновременно

    Дебет 1 303 05 830 Кредит 1 205 30 660

    Также должное внимание следует обратить на новый абзац 8 пункта 45 Инструкции № 157н при принятии к учёту объектов основных средств. В нем указывается, что отдельные помещения зданий, которые имеют разное функциональное назначение, а также являются самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.

    В новой редакции п. 27 Инструкции № 157н (ред. от 16.11.2016) говорится о том, что итоги ремонта объекта основных средств, которые не изменяют его стоимости, отражаются в регистре бухгалтерского учёта, а именно в Инвентарной карточке соответствующего объекта основного средства в результате внесения записей о произведенных изменениях, без отражения на счетах бухгалтерского учёта.

    В настоящее время счет 210 05 «Расчеты с прочими дебиторами» может применяться не только для целей учёта операций по доходной части (например, возмещение оплаты коммунальных услуг арендаторами), но операций по расходной части (например, возмещение Фондом социального страхования оплаты больничных листов).

    Однако не стоит забывать, что применение данного счета возможно в рамках формирования действующей учётной политики казённого учреждения с учётом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя через установление в составе Рабочего плана счетов дополнительной группировки расчетов с прочими дебиторами, т.е. дополнительных аналитических кодов номеров счетов бухгалтерского учёта.

    Отличительной чертой учёта в бюджетных, в том числе и казённых, учреждениях является необходимость вести учёт санкционирования расходов. Следует отметить, что учёт лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований представляет собой наибольшую сложность для восприятия, так как отражает процесс финансового взаимодействия учреждения с учредителем.

    Для учёта санкционирования бюджета предусмотрен раздел 5 Единого плана счетов (Инструкция № 157н от 1 декабря 2010 г.). Раздел 5 предусматривает счета учёта лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по главным распорядителям, распорядителям, финансовым органам. Это счета от 150101 до 150109. По 18-му разряду предусмотрена цифра 1, указывающая на то, что это бюджетное финансирование.

    Для казённого учреждения также используется счет 1501 («лимиты бюджетных обязательств»). Это аналитические счета 150103000 («лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств»), 150105000 («полученные лимиты бюджетных обязательств»). Для учёта финансирования казённых учреждений предусмотрен также счет 1502 («принятые бюджетные обязательства»). Его субсчета: 150201000 («принятые обязательства») и 150202000 («принятые денежные обязательства»). То есть, до бюджетного учреждения доводятся лимиты бюджетных обязательств, в пределах этих лимитов бюджетное учреждение принимает на себя обязательства, в том числе денежные. Денежные обязательства означают, что казённое учреждение обязуется заплатить за поставки.

    В счетах раздела 5 предусматривается долгосрочное (до трех лет) финансирование из бюджета. Для этого по 22-му знаку счетов предусмотрена кодификация:

    1 – текущий финансовый год;

    2 – первый год, следующий за текущим финансовым годом;

    3 – второй год, следующий за текущим финансовым годом;

    4 – третий год, следующий за текущим финансовым годом.

    Например, субсчет 150115000 означает, что получены ЛБО на текущий финансовый год, а субсчет 150145000 показывает, что получены ЛБО на третий год после текущего.

    Для финансирования казённых учреждений по смете открывается бюджетные счета в территориальных учреждениях ЦБ РФ (главных управлениях по субъекту Федерации). Средства для казённых учреждений поступают на данный счет. В зависимости от статуса казённого учреждения (федеральное, субъекта Федерации, муниципальное) финансирование будет осуществляться за счет бюджетов разного уровня. По мере поступления доходов бюджета (налоговых, неналоговых), создаются возможности финансирования учреждений. Финансирование по смете регулируется главным распорядителем бюджетных средств.

    Использование бюджетных средств контролируется территориальным управлением казначейства (федерального, или субъекта Федерации, в зависимости от типа казённого учреждения). Для этого в казначействе открывается лицевой счет казённого учреждения. На этом счете отражаются расходы по смете согласно целевым статьям (КОСГУ). Казённое учреждение, финансируемое по смете, не имеет, таким образом, самостоятельного банковского счета, аналогичного расчетному счету коммерческих организаций. Цель лицевого счета – отражение расходов в пределах ЛБО по целевым статьям согласно КОСГУ. Казначейство, таким образом, выполняет контролирующую функцию по целевому использованию бюджетных средств в пределах ЛБО.

    Для расчетов с поставщиками используются заявки на кассовый расход (форма 0531801), которые направляются в территориальное управление казначейства. В заявке отражены следующие данные: КОСГУ, сумма оплаты, основание для платежа, получатель денежных средств, его расчетный счет и информация о коммерческом банке, в котором находится этот счет. Указывается также казённое учреждение, номер его лицевого счета. Отражается вид бюджета, наименование главного распорядителя средств бюджета. Казначейство после проверки заявки разрешает либо запрещает указанный платеж. Отказ в исполнении обязательств казённого учреждения по платежу со стороны казначейства возможен только в том случае, если исчерпан лимит по данной статье расходов. В случае положительного решения по данной заявке казначейство формирует платежное поручение, оно передается в отделение ЦБ РФ, расчетно-кассовый центр (РКЦ) для последующих перечислений с бюджетного счета на корреспондентский счет коммерческого банка, в котором находится расчетный счет поставщика. Платежные поручения передаются для зачисления этих средств на расчетные счета поставщиков и исполнителей работ, услуг.

    На лицевом счете казённого учреждения отражаются осуществленные платежи. Казначейство периодически передает казенному учреждению выписки с лицевого счета, в которых указываются как суммы оплаты, так и суммы по КОСГУ, остающиеся не использованными. До конца календарного года суммы по смете должны быть освоены по всем запланированным статьям расходов.

    Бюджетный учёт в казённых учреждениях играет ключевую роль в осуществлении управленческой функции, одной из главных задач руководства, а также главного бухгалтера учреждения можно назвать достижение запланированных результатов путём использования наименьшего объема средств или путём достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом.

    Библиографический список

    1 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 13.07. 2015 г.) [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт информ.-правовой компании]. – М., 2016. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12112604
    2 Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 29.12.2015 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт информ.-правовой компании]. – М., 2016. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_100193/
    3 Акашева В. В. Особенности формирования отчетности казённых учреждений // В. В. Акашева, Н. В. Манина, М. О. Николаева. - Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2016. - № 1 (43). - с. 175-181
    4 Акашева В. В. Порядок финансирования бюджетных учреждений за счет субсидий // В. В. Акашева, Е. С. Колмыкова. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук". – 2014. - №1. – с. 158-163
    5 Акашева В. В. Реформирование бюджетного учёта // В. В. Акашева, Н. Н. Горсткина, М. Ю. Кудряшова. - Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2015. - № 2 (40). - с. 16-19
    6 Беспалов М. В. Порядок бухгалтерского учёта санкционирования расходов в казённых учреждениях // М. В. Беспалов. - Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях. - №2. – 2014. – с. 14-17
    7 Максимова Н. В. Нормативное регулирование деятельности и бухгалтерского учёта казённых учреждений // Н. В. Максимова, Л.Е. Марширова. - Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - № 6. - 2012. – с. 135-140
    8 Мизиковский Е. А. Бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях: учеб, пособие/ Е. А. Мизиковский, Т. С. Маслова. - М.:2007. - 334 с.
    9 Позднякова В. С. Особенности ведения бюджетного учёта казенными учреждениями // В. С. Позднякова. - Консультант Свердловская область. - 2014
    • 12:15

      Поставщик нарушил сроки поставки оборудования казенному учреждению, предусмотренные госконтрактом. В связи с этим ему было предъявлено требование об уплате неустойки (пени) в размере 1 200 руб. Сумма доход от неустойки была перечислена в добровольном порядке напрямую в доход бюджета. Как отражаются такие операции у казенного учреждения (администратора по начислению и учету платежей в бюджет)? 783
    • 12 марта 2019
    • 13:10

      Как отражаются в бюджетном учете операции по начислению и выплате пособия по временной нетрудоспособности в 2019 году? 4 626
    • 21 февраля 2019
    • 11:24

      Минтруд периодически в своих письмах напоминает работодателям о той или иной их обязанности в сфере трудовых отношений. Недавно, в Письме от 23.10.2018, № 14-1/ООГ-8459, чиновники ведомства отметили, что работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан информировать работника о составляющих его заработной платы, то есть оформлять расчетные листки, и отменить эту обязанность ни соглашением с работником, ни коллективным договором нельзя. О том, как нужно оформлять и выдавать работникам расчетные листки, расскажем в статье. 2 327
    • 16 января 2019
    • 12:07

      В собственность комитета по управлению имуществом в порядке наследования поступило выморочное имущество (квартира). По какой стоимости имущество принимается в состав муниципальной казны? Какие бухгалтерские записи при этом оформляются? 1 882
    • 17 декабря 2018
    • 12:48

      Как отразить в бюджетном учете расходы в рамках заключенного контракта на приобретение саженцев деревьев и выполнение работ по их посадке с целью благоустройства территории казенного учреждения? Надо ли включать подросшие деревья в состав основных средств? 1 242
    • 17 октября 2018
    • 13:59

      Средства индивидуальной защиты (СИЗ) работников – это технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения (ст. 209 ТК РФ). Обеспечение работников специальной одеждой, обувью и другими СИЗ осуществляется за счет средств работодателя. Кроме того, на указанные цели могут быть направлены также средства ФСС. В каких случаях это возможно и каков порядок покупка СИЗ за счет средств фонда, расскажем в статье. 4 159
    • 11 сентября 2018
    • 13:11

      Требования, содержащиеся в исполнительных документах, могут быть различными: о взыскании алиментных обязательств, штрафных санкций за административное правонарушение, налоговых платежей, о возмещении причиненного вреда. Как действовать учреждению при поступлении исполнительных листов? Каковы особенности расчета удержаний по ним? Как отразить в бюджетном учете начисление таких удержаний и перечисление удержанных сумм взыскателю? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье. 5 552
    • 06 июля 2018
    • 13:48

      18 мая 2018 года в Минюсте прошли регистрацию федеральные стандарты бухучета для организаций госсектора: СГС «Учетная политика» и СГС «События после отчетной даты». Ввести их в действие планировалось еще с 2018 года, однако сроки передвинулись на 2019 год. Вкратце осветим основные положения этих документов. 2 603
    • 28 июня 2018
    • 13:12

      Освобождаются ли от обложения налогом на прибыль доходы, полученные казенным учреждением ФСИН от реализации в 2018 году продукции, произведенной им с использованием труда осужденных? Включается ли в доходы у казенного учреждения плата, полученная им от компании за сервитут земельного участка? В оперативном управлении казенного учреждения находится сервер, приобретенный им за счет бюджетных средств. По вине коммерческой компании данное имущество было уничтожено, и компания возместила казенному учреждению ущерб в размере рыночной стоимости этого объекта. Возникают ли у учреждения доходы и расходы в целях налогообложения прибыли? 2 701
    • 22 мая 2018
    • 13:06

      Казенное учреждение предоставляет в аренду имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Облагается ли данная операция НДС? 2 636
    • 02 апреля 2018
    • 13:09

      Как действовать бухгалтеру, если он в больничном листе ошибочно заполнил строку «Дата начала работы», указав день, когда сотрудник должен был выйти на работу после болезни? И как быть, если бухгалтер нарушил порядок исправления ошибки в больничном листе, зачеркнув неверные данные и написав правильные над зачеркнутыми ячейками? 1 681
    • 21 марта 2018
    • 10:23

      В 2018 году действуют новые правила установления размеров авансов, принятия бюджетных обязательств в целях заключения государственных контрактов (договоров) заказчиками – получателями средств федерального бюджета. Они определены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 (далее – Положение № 1496). Подробности – в статье. 16 059
    • 27 февраля 2018
    • 13:21

      Работнику учреждения выплачивается социальное пособие за счет средств ФСС в связи со смертью его несовершеннолетнего ребенка. Облагается ли указанное пособие НДФЛ и страховыми взносами? 2 328
    • 31 января 2018
    • 12:37

      Минфин своим Приказом № 194 внес поправки в Приказ № 52н, устанавливающий порядок применения организациями госсектора форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета. Новшества касаются документального оформления операций с нефинансовыми активами. Ознакомимся с ними в статье. 44 439
    • 19 декабря 2017
    • 13:16

      Финансовый результат деятельности казенного учреждения формируется в том числе за счет доходов и расходов будущих периодов. К ним относят доходы (расходы), полученные (произведенные) в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам. В статье рассмотрим особенности признания и учета указанных составляющих финансового результата. 13 848
    • 30 октября 2017
    • 2 462
    • 27 сентября 2017
    • 13:26

      Какие сроки хранения предусмотрены для документов, применяемых в целях бухгалтерского и налогового учета? Каков порядок уничтожения документов временного хранения? Какие мероприятия следует провести в случае пропажи или гибели документов? 4 562
    • 19 июля 2017
    • 14:07

      Каковы особенности проведения закупок на строительство объектов недвижимости и заключения контрактов по результатам таких закупок? В каком порядке осуществляется регистрация прав на построенные здания и сооружения? Уплачивают ли казенные учреждения госпошлину за регистрацию прав? Как отражаются в бюджетном учете капитальные вложения в строительство объектов недвижимости? В какой момент такие объекты принимаются к учету на баланс? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье. 8 197