Войти
Территория кровельщика
  • Московский государственный технический университет им
  • Карточка подвижной игры «Белые медведи
  • Арт-терапия сборник упражнений и техник
  • Чем отличаются пословицы и поговорки?
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Весной на час отстанешь –за день не догонишь Пчеловодам расскажут о современных технологиях и оборудовании, методах диагностики, лечения и профилактики болезней пчел
  • Тренинг для педагогов "путь к успеху". Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное Качественные имена прилагательные упражнения

    Тренинг для педагогов

    Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные.

    Год, нашёл, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать .

    1. Продолжи правило.

    Род и число имени прилагательного изменяется в соответствии с родом и числом _______________________________________________.

    2. Соедини линиями прилагательное с существительным, к которым они относятся.

    Большой астры

    Глубокая солнце

    Красные река

    Золотое котята

    Глупые крокодил

    3. Напиши род и число прилагательных.

    Тяжёлая сумка...... число.....род

    Вкусное мороженое.......число.......род

    Весёлых игр.......число....... род

    Глубокий сугроб......число.......род

    4. Вставь пропущенные буквы.

    Шелков… платье, почтов… ящик, тепличн… растение, зимн…. забавы, летн… солнце, интересн… книга, весёл… мелодия.

    5.Упражнение «Подумай - ответь».

    Какие из приведенных ниже имен прилагательных оценочного характера вы используете:

    1) для характеристики положительных качеств человека;

    2) для описания хорошего настроения;

    3) для выражения своего отношения к другу?

    (благородный, бодрый, вежливый, веселый, великолепный, гордый, деятельный, дисциплинированный, добрый, доброжелательный, довольный, душевный, заботливый, искренний, ласковый, любимый, милый, мужественный,
    настойчивый, находчивый, нежный, отважный, отзывчивый, отличный, правдивый,прекрасный,превосходный, приподнятый, радостный, решительный, серьезный, скромный, справедливый, способный, требовательный, трудолюбивый, чудесный, чуткий, хороший, энергичный).

    6. Упражнение «Замени слова».

    Записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами.
    Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.

    Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.

    7. Упражнение «Подбери пару».

    Соедини пары прилагательных, близких по значению: пасмурный,радостный, тяжелый, грустный, жесткий, отважный, печальный,твердый, хмурый, веселый, смелый, трудный.

    8. Игра-соревнование «Дополни».

    Подбери как можно больше дополнительных признаков.

    Хороший человек (..., ..., ...). Хороший коллектив (.., ..., ...). Хороший день (..., ..., ...). Хороший сын (..., ..., ...,). Хороший пес (..., ..., ...).

    9. Упражнение «Подбери нужные имена прилагательные»

    Прочитайте, вставь нужные имена прилагательные.
    Слова для справок: длинная, новое, ненастные, злое, старый, ясные,
    маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

    1. ________сторона - мать, а _________________ - мачеха.
    2. Веревка хороша ______________, а речь - _______________.
    3. __________________дело лучше ______________безделья.
    4. Платье хорошо _________________, а друг ______________.

    5. ________________ слово лечит, а ______________ - калечит.
    6. Осенью дни ______________, а весной ___________________.

    10.Отгадать и назвать признаки предмета, указанные в тексте.
    1. Зверь мохнатый, неуклюжий,
    не боится зимней стужи, под корягою лесною спит под снежной пеленою.

    2. Зимой белый, летом серый.

    3. Зелёные листочки, жёлтые серёжки, стоит в лесочке на белой ножке.

    4. Этот шарик полосатый очень любят все ребята. С виду он зелёный гладкий, в середине красный сладкий.

    11. Среди данных слов назови только имена прилагательные.
    Год, нашёл, глубокий, окно, крохотный, малыш, ласковый, спасатель, красивый, свет, маленький, красота, кроха, ласкать, день.

    12. Спиши и подчеркни имена прилагательные.
    Жил на свете очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Однажды пошёл сильный дождь. «У-у! - сказал лисёнок.
    - Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком». Слонёнок обрадовался и стал большим зонтом.

    13. Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению:
    Смелый -
    Добрый -
    Кислый -
    Веселый -
    Белый -
    Маленький -

    14.«Путаница». Верните прилагательные на свое место.

    Заяц (слабый, большой, косолапый);
    Медведь (косой, резиновый, круглый);
    Мяч (гладкий, трусливый, неуклюжий).

    15.Найти имена прилагательные».

    Очень занимательное -
    Имя прилагательное.
    Трудно будет без него,
    Если пропадет оно.
    Ну, представь-ка себе это:
    Как без признаков предмета
    Будем спорить, говорить,
    Веселиться и шутить?
    Что тогда получится?
    Не скажем мы - прекрасное,
    Не скажем - безобразное,
    Не скажем маме милая,
    Красивая, любимая,
    Отцу, и брату, и сестре
    Не сможем говорить нигде
    Эти замечательные прилагательные.
    Чтобы все отличным стало,
    Разных признаков немало

    Будем всюду замечать
    И к месту в речи их вставлять.

    16.Прочитай, впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

    Этот________________зверёк живёт в лесу. У
    него______________________уши, _________________________хвост.
    Передние лапы__________________, а задние - ______________ . Шубка у зверька летом - __________________, а зимой -_________. Морковка, ______________, - любимые лакомства животного. _________________зверёк всего боится.

    17. Замените имя прилагательное словами, противоположными по значению. Определить род и число имён прилагательных .

    Трусливый заяц.
    Слабый мороз.
    Старое пальто.
    Сладкие яблоки.
    Низкое дерево.
    Слабый ветер.

    18. «Найди пару».Вставь пропущенные орфограммы. Найди словосочетания существительных с именами прилагательными и определи род.

    Последние дни ст.яла ясная п.года.
    Повеяло тёплым ветром.
    По овра.кам б.гут в.сёлые руч.и.
    Заз.л.нела м.л.дая тра.ка.
    Звонко зв.нит г.л.сок малиновки.

    19. «Что подходит».Выбери подходящие по смыслу слова для следующих предложений.

    а) Возле дорожки выросла … ель.

    б) По узкой тропке … заяц.

    в) Испекла … румяный колобок.

    Слова для справок: пушистая, бегал, внучка, кудрявая, старуха, скакал, гулял.

    20. «Найди половинку». Подбери к признакам предмет.

    Холодная, ключевая, прозрачная -
    Стройная, белоствольная, кудрявая -
    Тёмный, дремучий -
    Сладкое, сочное, румяное -
    Быстрый, звонкий, говорливый -
    Яркое, весеннее -
    Чистое, голубое -

    21. Игра “Найди лишнее слово” . Объясни, почему оно лишнее.

    Горький, розовый, солёный, сладкий.
    Лиловый, красный, шёлковый.
    Молодой, большой, огромный.
    Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

    22. Игра «О каком человеке так говорят?»

    Душа нараспашку (откровенный).
    Всё в руках горит (ловкий, умелый).
    Мухи не обидит (безобидный).
    Не робкого десятка (смелый).
    Родился в рубашке (удачливый, счастливый).
    Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

    23.К данным именам существительным подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные. Указать их род.

    _________________ помидор,
    _________________ дорога,
    ________________ окно.

    24.Дописать окончания имён прилагательных. Указать род прилагательных.

    Свеж____ хлеб, высок____ небо, русск _____ речь, тёпл ____ молоко.

    25. Из предложений выписать словосочетания прил. + сущ. Указать род прилагательных.

    Пришла тёплая весна.

    Ласково светит весеннее солнышко.
    ___________________________________
    Тает последний снег.
    ___________________________________

    Система изучения имен прилагательных предполагает посте­пенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Методика изучения имен прилагатель­ных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями.

    Работа над темой «Имя прилагательное» представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи.

    Практическое овладение русским языком невозможно без усвоения лексико-грамматических категорий и форм имен прилагательных.

    Усвоение учащимися-дагестанцами имени прилагательного и его грамматических признаков и категорий, развитие умений вычленять прилагательные в тексте связано с рядом трудностей. Они обусловли­ваются не только наличием определенных различий между системами прилагательных в русском и родных языках учащихся, но и особен­ностями склонения слов данной части речи, поскольку существует сложная система согласования и проверки безударных окончаний.

    Особое внимание следует уделить выявлению своеобразия скло­нения имен прилагательных, учитывая, что в родном языке учащихся данная часть речи при связи с существительными по падежам не изменяется .

    Учащиеся-дагестанцы часто не изменяют прилагательных, употребленных вместе с именами существительными, и тем самым допускают ошибки в устной и письменной речи (до соседний села, в летний саду, о храбрый солдате). Они не всегда различают твердые и мягкие основы, флексии слов типа «синий – сильный», «поздний –праздный», воспринимают их на слух одинаково.

    Дети затрудняются в дифференциации категории рода, которая отличается неизменяемостью у имен существительных и способностью (в зависимости от определяемого слова) изменяться у прилагательных. Вследствие этого в сознании обучающихся происходит отождествление различительных признаков категории рода двух неодинаковых частей речи, что и порождает языковые речевые сшибки. Вот почему при обучении именам прилагательным самое серьезное внимание должно быть обращено на особенности их согласования с существительными .

    Вместе с тем необходимо, чтобы учащиеся не только заинте­ресовались именами прилагательными, но и глубоко осознали, что функционируя в предложении или словосочетании с именами существительными в качестве стержневых слов и будучи зависимыми от них в смысловом отношении, прилагательные связаны с опреде­ляемыми словами и грамматически.

    В первом классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по ро­дам и числам в зависимости от имен существительных, в III клас­се - склонение прилагательных и правописание падежных окон­чаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи .

    Для более эффективной работы при обучении имени прилага­тельному и его категориям можно предложить выполнить следующие задания и упражнения.

    1. Прочитайте и определите, о каких предметах идет речь? Что общего у всех этих слов? Что они обозначают?

    Хвойный темная светлые

    Раскидистый звездная серые

    Сосновый мрачная свинцовые

    Дремучий жуткая кучные

    Спишите слова, напишите рядом имена существительные.

    2. Прочитайте текст. Найдите в нем слова, обозначающие признаки предметов. Признаки каких предметов они обозначают? Какого рода эти существительные? В форме какого числа они употреблены?

    Сегодня растаял во дворе последний сугроб снега. Земля стала теплее, начали расцветать синие крокусы и желтые лютики. С дальних краев возвращаются журавлиные стаи. Дремучий лес одевается в зеленый наряд. Скоро долгожданная весна. Зашумят весенние грозы.

    3. Прочитайте. Понаблюдайте за изменением имен прилага­тельных. Что вы напишете вместо точек? Спишите. Выделите окончания имен прилагательных.

    Синий фломастер сладкий…

    Синяя краска сладкая…

    Синяя вода сладкое…

    Синий зонтик сладкие…

    4. Подберите и запишите как можно больше имен прила­гательных, называющих предметы по размеру, по цвету, по форме, по запаху, по вкусу.

    Образец записи: Мандарин – большой, маленький, огромный, круглый, продолговатый, оранжевый, пахучий, сладкий, кислый.

    Вишня, роза, шоколадка, малина.

    5. Прочитайте. Составьте и запишите сочетания слов прила­гательное + существительное.

    Новенький настроение

    Праздничное актриса

    Известная шары

    Аккуратный костюм

    Укажите род и число имен существительных и прилагательных. Как ты думаешь, почему вопрос ставится от существительного к прилагательному, а не наоборот.

    6. Допиши сочетания слов: вместо точек напиши имена прила­гательные. Укажи род и число существительных и прилагательных. Какой вывод ты можешь сделать?

    Дуб (какой?) …

    Небо (какое?) …

    Стремянка (какая?) …

    Соловьи (какие?) …

    Скамейка (какая?) …

    Кухни (какие?) …

    Орфограммы (какие?) …

    Ведро (какое?) …

    Найди и подчеркни безударные гласные, не проверяемые ударением.

    7. Какие имена существительные ты напишешь вместо точек? Запиши сочетания слов, укажи род и число существительных и прилагательных.

    … (какой?) веселый

    … (какое?) малиновое

    … (какая?) знаменитая

    … (какие?) круглые

    Найди и обозначь в именах прилагательных знакомые орфограммы.

    8. Составь сочетания слов сущ. + прил., изменяя окончания. Укажи род и число существительных и прилагательных.

    Смородина душистая

    Соседи дружные

    Дружба крепкая

    Человек. Молодой

    Воскресенье выходной

    Творчество изобразительное

    Обозначь в словах орфограммы.

    9. Прочитай текст. Спиши. Обозначь орфограммы. Выпиши сочетания слов сущ. + прил. или прил. + сущ. Покажи графически, от какого слова к какому ставится вопрос.

    Вижу златые купола церквей, синие крыши зданий. А вдалеке виднеются кудрявые облака свинцового цвета. Небо синее и прозрачное выступает низко над головой.

    10. Подчеркни в словах орфограммы. Составь и запиши пред­ложения с данными сочетаниями слов (окончания можно изменять).

    Звездная ночь, нежный морозец, ухабистая дорожка, стальной шпагат, письменная речь, старый сад.

    11. Спиши. Вставь подходящие по смыслу прилагательные. Как определить, в каком роде и числе нужно употребить имена прилагательные?

    Замела, запорошила (какая?) метель.

    Засвистели, закурлыкали (какими?) звуками (какие?) певчие птицы. Спрятались (какие?) жители в (какие?) дупла, в (какие?) дупла, зарылись в (какие?) пещерки.

    12. Прочитай текст. Слов какой части речи в нем не хватает? Догадайся, какие прилагательные надо вставить. Запиши текст. Что изменилось? Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

    Жила-была кошка, …усы, …животик, …ушки – почти как на картинке. Рот у котейки … - как будто улыбается. А сметанку есть как любит! Играет наша… кошечка и спит потом до …вечера.

    Имена прилагательные: длинные, мягкий, чудные, ласковый, любимая, поздний.

    13. Прочитай текст. Найди имена прилагательные. Выпиши их вместе с именами существительными, к которым они относятся. Покажи графически, от какого слова и к какому ставится вопрос.

    Спят леса и луга в белый снег одетые, дремлет старый древний лес. На небе светят ласковые звездочки. Скоро придет зеленая красивая весна. Она разукрасит в яркие ароматные краски деревья и цветы. С юга прилетят перелетные птицы. Будет дуть теплый и нежный ветерок.

    14. Выдели окончания имен прилагательных. Как ты будешь действовать?

    Футбольное поле

    Футбольный судья

    Футбольные ворота

    Футбольный болельщик

    Футбольное оборудование

    Футбольная обувь

    Мрачное утро

    Мрачный человек

    Мрачные мысли

    Мрачное настроение

    Мрачные друзья

    Мрачное небо

    Мрачный лес

    Мрачной картинкой

    15. Спиши. Выдели окончания. Из скольких букв они могут состоять?

    Летние длинные ночи

    Летние теплые грозы

    Летний тихий дождь

    Летние певчие птицы

    Летними спокойными вечерами

    Снежная долгая зима

    Снежные холодные метели

    Снежный ледяной ком

    Снежная зимняя баба

    Снежными длинными ночами

    16. Прочитай. Поставь ударение в словах. Какие окончания под ударением. А какие – без ударения? Как ты думаешь. Можно ли допустить ошибки в написании окончаний имен прилагательных? В каком случае?

    Глазная весенняя огромный

    Парная красочная подводный

    Цветная темная дружный

    17. Прочитай. Найди имена прилагательные. Выпиши пары слов прил. + сущ. Обозначь орфограмму в окончаниях имен прилага­тельных.

    Давным-давно в языке древних славян столом называлось место, застеленное ковром или куском ткани. Это существительное образовано от глагола стлать (постелить).

    Потом словом стол стали называть трон князя. От него образовалось слово престол (место, где на троне сидит князь). А город, где находился стол князя, стал называться «стольный град». В русских былинах упоминается «стольный Киев-град» (то есть город).

    От слова стол образовалось и существительное столица.

    18. Подбери и запиши антонимы к данным именам прилага­тельным. Допиши безударные окончания прилагательных, обозначь орфограмму. Не забудь. Что вопросу какой? соответствуют окончания ‑ой, -ый, -ий в мужском роде.

    С нов__ другом – со … другом

    За больш___ деревьями – за … деревьями

    На высок ___ заборе – на … заборе

    Свеж__ огурец - … огурец

    Свеж___ хлеб - … хлеб

    Из-за мелк ___ дождика – из-за … дождика

    Через мелк ___ ручей – через … ручей

    19. Спиши пословицы. Вставь пропущенные буквы. Найди и подчеркни имена прилагательные. Есть ли в этих пословицах антонимы?

    Слушай бол..ше, а г..в..ри мен..ше.

    На смел _ с _бака лает, а труслив__ кусает.

    Умн_ себя винит, глуп _ - своего товарища.

    Вся работа должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса. Последовательно выполненные задания и упражнения на ознакомление с именами прилагательными и их формами содействуют полному усвоению этой части речи.

    Постепенное усложнение упражнений обусловливает достижение конечной цели в формировании навыков точного употребления имен прилагательных в речи и правильное их написание.

    Список литературы:

    1. Айтберов А.М. Основы обучения русской морфологии в дагестанской национальной школе. Учебное пособие. – Махачкала, 1995.
    2. Айтберов А.М. Специфические особенности обучения русскому языку учащихся начальных классов в условиях полиэтнической среды Дагестана. Часть 1. – Махачкала, 2009.
    3. Буржунов Г.Г. Методика преподавания русского языка в дагестанской национальной школе. – Махачкала, 2004.

    Письмо и развитие речи 7 класс

    Тема: Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное».

    Цель: конкретизировать знания уч-ся по изученной теме.

    Задачи: закрепление знаний уч-ся о правописании имен прилагательных; развитие умения указывать грамматические признаки имени прилагательного;

    корригировать и развивать речь, внимание, память на основе развивающих упражнений и заданий;

    воспитывать положительные мотивации к учебе, к предмету.

    Ход урока.

    Орг. момент.

    Подготовка уч-ся к уроку. Психологический настрой.

    Игра «Преобразование».

    От сущест-ых: родина, смородина, ремонт, календарь, шоколад, образовать имена прилагательные. (родной, смородиновый, шоколадный, ремонтный, календарный).

    Что общего у этих слов?

    Сообщение темы и цели урока.

    Проверка домашнего задания.

    Повторить правило.

    Каллиграфическая минутка.

    ц/ ц/ цц//ц/ц/

    пшеница, месяц, огурец

    У каждого месяца свои порядки.

    Закрепляем то, что знаем.

    1. Словарный диктант.

    Запись имен прилагательных, образованных от сущест-ых (по группам).

    Повторить правило об имени прилагательном.

    2. Поставить словосочетания в нужном падеже.

    Пассажирский вагон (Р.п.), интересный календарь (Д.п.), прекрасный день (Т.П.), высокая температура (В.п.), программный материал (Д.п.)

    Какое словосочетание «лишнее»?

    Выделить окончания имен прилагательных. Как проверить безударные окончания имен прилагательных? С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Как согласуются прилагательные с сущ-ми?

    Физминутка.

    3. К данным существительным подобрать подходящие имена прилагательные согласовать их в роде, числе, и падеже.

    С б..ссейном, с бр..гадой, на в..л..с..педе, в к..бинетах, по поч..рку, у н..с..ления. (по группам), карточки.

    Письмо под диктовку.

    Солнце скрылось за далеким горизонтом.

    За далеким – прил., каким? Горизонтом, м.р., ед.ч., Т.п.

    Зрительный диктант с грамматическим заданием.

    Дописать окончания имен прилагательных. (по группам)

    Засыпала звериные тропинки

    Вчерашн.. разгульн.. метель,

    И падают, и падают снежинки

    На тих.., задумчив.. ель. (Д. Бедный)

    (Рабочая тетрадь). Проверка.

    Итог урока. Оценки. Д/задание: составить предложения (по группам).

    Разделы: Начальная школа

    При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

    Аналитические упражнения

    Задание 1 . Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

    Рябин.
    Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

    Задание 2 . Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

    Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

    Задание 3 . Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

    Мы любим край родной.
    Шумят в лесу осины, березы и дубы,
    И просятся в корзины малины и грибы.
    Хорошая погода, веселые деньки…
    Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
    Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
    Дорог хороших много, - любую выбирай.
    Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
    Мы юные туристы, мы любим край родной.
    (Н.Найденова)

    Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

    Храбрый еж.
    Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

    Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

    Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

    Задание 6 . Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

    Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

    Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

    Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

    Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

    Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

    Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

    Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

    Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

    Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (...?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

    Аналитико-синтетические упражнения

    Задание 11 . Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

    Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

    Задание 12 . Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

    День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

    Задание 13 . Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

    Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

    Задание 14 . Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

    Как называется полочка для книг ?, Как называют маму за доброту ?, Как называют варенье из вишни ?

    Задание 15 . Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

    Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого .

    (После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. )

    Задание 16 . Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото , обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный .

    Черное золото
    Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… - это богатство нашей страны.

    Задание 17 . Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

    Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

    Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за , а в предложном – о, в, на .

    Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем .

    Задание 19 . Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

    (каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
    (По Г.Скребицкому)

    Задание 20 . Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

    Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

    Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

    Синтетические упражнения

    Задание 21 . Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

    Задание 22 . Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

    Задание 23 . Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

    Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

    Задание 24 . Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

    Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

    Задание 25 . Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

    -ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

    Задание 26 . Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

    Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

    Задание 27 . Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

    В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
    (Д. Мамин-Сиберяк)

    Задание 28 . Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

    Закачалась, вот, ветка, еловая.

    Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

    След, по ночная, тянется, белки, пороша.

    Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

    Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

    Психологические упражнения помогают участникам тренинга лучше познать себя, увидеть свои сильные и слабые стороны, наметить пути ближайшего развития. Ещё одна важная задача психологических упражнений — научиться лучше понимать других людей, проще договариваться с ними.

    Психологические упражнения очень разнообразны. Но, в конечном счете, все они помогают участникам тренинга стать гармоничнее, успешнее, счастливее.

    Психологические упражнения чаще всего используются на тренингах личностного роста. Но не только. Психологические упражнения тренеры также часто включают в программу тренингов коммуникации, уверенности, стрессоустойчивости, целеполагания.

    Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров подобрали для вас 7 интересных психологических упражнений , которые можно найти в открытом доступе.

    Психологическое упражнение «Подарок»

    Цель : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой. Улучшает настроение участников и атмосферу в группе.

    Время : 25-35 минут

    Размер группы : 8-16 участников

    Сядем в круг. Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать (вручить) молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча.

    Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем конкретно связано непонимание. Если участник группы не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.

    Итоги упражнения:

    При обсуждении упражнения участники могут формулировать условия, которые облегчают понимание в процессе общения. Чаще всего к этим условиям относят выделение существенного, однозначно понимаемого признака «подарка», использование адекватных средств невербального изображения существенного признака, концентрацию внимания на партнере.

    Психологическое упражнение «Мои недостатки»


    Цель
    : Упражнение повышает самооценку участников, стимулирует их работу над собой.

    Время : 25-35 минут

    Размер группы : Любой

    Очень важно попытаться найти новое название вашим воображаемым недостаткам. Обозначьте их так: свойства, которые можно совершенствовать. Слово «слабость» несет в себе оттенок безнадежности и неизменности. Заменив его на другое, допускающее возможность совершенствования, вы начинаете по-другому смотреть на жизнь.

    В течение 5 минут напишите подробный список причин, по которым вы не можете полюбить себя. Если вам не хватит отведенного времени, можете писать дольше, но ни в коем случае не меньше. После того как напишите, вычеркните все то, что соотносится с общими правилами, принципами: «Любить себя не скромно», «Человек должен любить других, а не себя». Пусть в списке недостатков останется только то, что связано лично с Вами.

    Теперь перед вами список ваших недостатков, список того, что портит вам жизнь. Подумайте, а если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь другому человеку, которого вы очень любите, какие из них простили бы ему или, может быть, посчитали даже достоинствами? Вычеркните эти черты, они не смогли помешать вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.

    Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Выпишите их в отдельный список, а из них вычеркните те, которые сможете преодолеть.

    С теми, что остались, поступите следующим образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться.

    Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают.

    Психологическое упражнение «Я хочу изменить в себе»

    Цель : Упражнение помогает формированию новых качеств в себе, ускоряет личностный рост участников.

    Время : 25-35 минут

    Размер группы : Любой

    Чтобы начать упражнение, возьмите бумагу и ручку и разделите лист на две колонки.

    Черты характера, от которых я хочу избавиться

    Черты характера, которые я хочу приобрести

    Теперь, положив заготовленную таблицу перед собой, постарайтесь расслабиться и подумать о себе. Вы можете выключить свет, но оставьте достаточное освещение, чтобы Вы могли писать. Потом посмотрите на первую колонку, начните «мозговой штурм» и быстро и не задумываясь запишите все черты, от которых вы хотите избавиться. Записывайте все, что приходит вам в голову, и не пытайтесь рассуждать, реально ли для вас избавиться от этого качества.

    Например, если вы храпите, то, скорее всего, избавиться от такого недуга Вы не в состоянии — этот факт не мешает Вам записать его в первую графу Продолжайте, пока вы не запишете хотя бы 5-7 черт характера. Затем обратитесь ко второй колонке, начните «мозговой штурм» и быстро запишите все черты, которые вы хотите приобрести. В некоторых случаях они могут быть противоположны чертам, от которых вы хотите избавиться (например, вместо того, чтобы быть застенчивым, вы хотите быть более общительным, вместо того, чтобы быть нетерпимым к людям, вы хотите быть более толерантными).

    Прекрасно!

    Просто продолжайте этот процесс и записывайте все, что вам приходит в голову, не пытаясь критиковать или оценивать это. Кроме того, не пытайтесь сейчас рассуждать, реально ли для вас приобрести это качество. Вновь продолжайте записывать, пока не перечислите хотя бы пять черт или пока процесс не начнет замедляться. Когда вы почувствуете, что закончили, вы готовы к тому, чтобы определить приоритетность черт, от которых вы хотите избавиться или которые вы хотите приобрести.

    Сначала исключите повторения. Например, если вы записали: «стать менее негативным и критично настроенным», противоположной чертой было бы «стать более позитивным и благосклонным». После того, как вы записали эту противоположную черту, вычеркните ту черту характера, от которой вы хотите избавиться. Для установления приоритетов поочередно рассмотрите каждую из черт в списке и определите, насколько она важна для вас, присваивая буквы:

    • А (очень важная)
    • В (важная)
    • С (желательно иметь, но не так важно)

    Напишите эти буквы рядом с каждой чертой. Посмотрите на черты, отмеченные буквой А. Если в этой категории у вас имеется более чем одна черта, оцените их по приоритетности: 1, 2, 3 и т. д.

    Сейчас вы установили приоритеты, и в первую очередь будете работать над развитием наиболее важных для вас черт. Но работайте над развитием максимум трех черт одновременно. Как только вы почувствуете уверенность, что сделали их своими индивидуальными качествами, переходите к следующим чертам в вашем списке в порядке их приоритетности (работайте по порядку над всеми чертами А, потом над чертами В и, наконец, над чертами С). Если вы почувствуете, что вы сильно изменились, составьте для себя новый список приоритетов.

    Психологическое упражнение «Без оценок»


    Цель
    : Упражнение тренирует умение общаться безоценочно, вырабатывает более позитивное отношение к людям.

    Время : 15-20 минут

    Размер группы: Любой

    Группа делится на пары. Партнерам надо по очереди рассказать друг другу об общих знакомых, избегая оценок. Высказывания должны быть в описательном стиле.

    Каждый партнер работает 4 минуты. Во время его речи второй партнер отслеживает наличие оценок, маркирует (дает сигнал), если они есть.

    • Какие были трудности?
    • Что помогало избегать оценочных высказываний?
    • Какие новые качества в себе открыли?

    Психологическое упражнение «Спутанные цепочки»

    Цель : Упражнение учит эффективно коммуницировать между собой, помогает сплотить команду.

    Время : 15-30 минут

    Размер группы : 12-20 участников

    Все участники группы встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. И сцепляются с той рукой, которую встретили первой.

    Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного.

    Участники открывают глаза.

    Теперь их задача — распутаться, не разжимая рук.

    В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

    Подведение итогов упражнения:

    • Довольны ли вы своим результатом?
    • Что помогало, что мешало в процессе?
    • Кого хотите отдельно выделить, поблагодарить за ваш результат?

    Психологическое упражнение «На риск»

    Цель: Это очень короткое упражнение. Упражнение на доверие.

    Время: 5 минут

    Размер группы: Любой

    Сейчас мы с вами проведем упражнение, связанное с определенным риском. Прошу Вас довериться мне и войти в круг тем, кто хочет мне помочь…»

    После того, как все желающие войдут в круг, поблагодарите их и скажите, что на этом упражнение закончено.

    Подведение итогов упражнения:

    Спросите у вышедших, почему они это сделали? У тех, кто не вошел,— почему? Обсудите, как повлияла фраза «Доверьтесь мне» на их решение.

    Почему люди часто доверяют другим, не задумываясь о последствиях, и т. д. ?

    Психологическое упражнение «Жизненные цели»


    Цель:
    Упражнение помогает выработать жизненные цели.

    Время: 25-35 минут

    Размер группы : Любой

    Шаг 1. Поговорим о ваших жизненных целях. Возьмите ручку, бумагу. В течение 15 минут подумайте над вопросом «Что я действительно хочу получить от своей жизни?» Долго не думайте, записывайте все, что приходит вам в голову. Уделите внимание всем сферам вашей жизни. Фантазируйте. Чем больше — тем лучше. Отвечайте на вопрос так, словно вы обладаете неограниченным ресурсом времени. Это поможет вспомнить все, к чему стремитесь.

    Шаг 2. Теперь, за две минуты вам нужно выбрать то, чему бы вы хотели посвятить ближайшие три года. А после этого еще две минуты — чтобы дополнить или изменить список. Цели должны быть реалистичны. Работая на этом и на последующих шагах, в отличие от первого, пишите так, как если бы это были ваши последние годы и месяцы. Это позволит сконцентрироваться на действительно важных для вас вещах.

    Шаг 3. Сейчас мы определим цели на ближайшие шесть месяцев — две минуты на составление списка и две минуты на его корректировку.

    Шаг 4. Уделите две минуты работе над аудитом своих целей. Насколько они конкретны, насколько соответствуют друг другу, насколько ваши цели реалистичны в категориях времени и имеющихся ресурсов. Возможно, вам следует ввести новую цель — приобретение нового ресурса.

    Шаг 5. Периодически пересматривайте свои списки, хотя бы для того, чтобы убедиться, что вы двигаетесь в выбранном направлении. Выполнение этого упражнения похоже на использование карты в походе. Периодически вы обращаетесь к ней, корректируете маршрут, возможно даже меняете направление, но главное, знаете куда идете.

    Подведение итогов упражнения:

    • Как вы себя ощущаете после упражнения?
    • Какие интересные выводы вы для себя сделали?
    • Что было неожиданным для вас?
    • Что было труднее всего? Почему?
    • Кто составил реалистичный план и готов ему следовать?

    Итак, мы представили вашему вниманию 7 качественных психологических упражнений. Но стоит учесть, что поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то они могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим тренерам.

    Когда вам понадобятся:

    • эксклюзивные и лучшие упражнения , известные только малому кругу тренеров-профессионалов
    • упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения , раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

    то вы всегда можете найти такие упражнения для тренингов на профессиональном тренерском портале

    Этот портал вырос на базе крупнейшего психологического центра «Синтон» . За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для психологических тренингов.

    сайт — это команда тренеров-профессионалов, которые:

    • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
    • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

    Приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам вы можете в разделе .

    Упражнение «Светофор» уникально, поскольку является авторской разработкой профессора психологии Н. И. Козлова.

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина».

    Многие люди не умеют ценить то, что в их жизни уже есть: материальные, духовные блага, отношения с близкими людьми. Если же неожиданным образом человек теряет то, что ранее у него было, то попадает в состояние эмоционального негатива. И чем сильнее по степени негатива событие, тем сложнее человеку удерживать свое позитивное отношение к людям в частности и к жизни вообще. С помощью этого инструмента тренер помогает участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, одновременно снижая для себя эмоциональную включенность в неприятную ситуацию.

    Как думаете, что будет, если вы предложите участникам тренинга научиться технике, позволяющей совершенно понимать и чувствовать своего собеседника, вплоть до его самоощущения и хода мыслей? Вероятнее всего они подумают, что вы их либо разыгрываете, либо будете учить какой-нибудь сложной технике, которой надо учиться годами и обладать природной предрасположенностью.

    А если вы скажете им, что это не шутка, и что за 30 минут вы действительно научите их несложной и доступной технике понимания своего партнера по коммуникациям , технике, которой может обучится любой человек? Конечно, они с радостью ухватятся за такую возможность.

    Упражнение «Вчувствование» позволяет дать возможность попрактиковаться в этой самой технике и уже на первых этапах получить удивительные результаты.

    Очень действенное и «глубокое» упражнение , способное вызвать реальные изменения в самооценке участников тренинга.

    Упражнение «Суд» действительно похоже на судебное заседание, поэтому вероятнее всего станет самым ярким и важным событием тренинга для всех участников, которые получают возможность публично услышать обратную связь от своих коллег по группе. Несмотря на то, что обратная связь дается в конструктивной форме, оно все-такисодержит, как «позитивные», так и «негативные» замечания, и поэтому станет для группы настоящим испытанием . Зато на выходе участники тренинга получат возможность увидеть адекватность собственной самооценки , испытать свою способность спокойно выслушивать или озвучивать критику, получить более объективное представление о том, как их действия и проявления оценивают окружающие.

    Упражнение просто необходимо на каждом тренинге уверенности (какая уверенность может быть без адекватной и устойчивой самооценки?). Идеально впишется в тренинг личностного роста, станет хорошим дополнением тренинга стрессоустойчивости.

    Игровое упражнение, расширяющее представления участников тренинга о себе , повышающее уверенность и открывающее новые перспективы. Раскрывает творческий потенциал участников тренинга, настраивает и мотивирует группу на дальнейшую работу. Может быть как разогревом , так и основным тематическим упражнением .

    Упражнение «Я отлично умею!» прекрасно подходит для тренингов личностного роста и мотивирующих тренингов . Будет хорошим вариантом для подростковых и молодежных групп. Его успешно можно совместить с задачами командообразующих тренингов, и сделать весьма показательным на тренинге уверенности . Кроме того упражнение незаменимо для тренингов открытия собственного дела и тренингов трудоустройства.

    Очень хорошее и действенное упражнение на целеустремленность, предоставляющее участникам тренинга возможность проработать свои сомнения и возможные препятствия на пути к своей цели. Повышает энергетику и мотивацию группы на дальнейшее обучение.

    Подходит к любым тренингам, касающихся темы достижения целей. В первую очередь это, конечно, тренинги целеполагания, уверенности в себе, мотивационные тренинги, а также тренинги личностного роста и стрессоустойчивости.

    Тренер имеет возможность наглядно продемонстрировать участникам, как возникающие незначительные препятствия могут мешать достижению целей, и как легко их преодолеть, просто имея должную целеустремленность.

    Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

    • Спец-предложение "Полный доступ ко всем материалам сайта"

      Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале! Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

      Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

    • Вырвись из круга!

      Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

      Это упражнение станет отличным «вызовом» группе . В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

      Упражнение подходит для большинства тренингов так или иначе затрагивающих тему коммуникаций. Ведь «конфликт — это столкновение интересов», а оно присутствует практически везде. Очень показателен будет на тренингах продаж, переговоров, коммуникационных тренингах, тренингах семейных отношений. Тема «бесконфликтности» будет желанным дополнением к тренингу личностного роста. На тренингах командообразования данное упражнение поспособствует сплочению и гармоничному сотрудничеству, а на тренингах построения бизнеса и управления, откроет новый подход в разрешении противоречий.