Войти
Территория кровельщика
  • Московский государственный технический университет им
  • Карточка подвижной игры «Белые медведи
  • Арт-терапия сборник упражнений и техник
  • Чем отличаются пословицы и поговорки?
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Весной на час отстанешь –за день не догонишь Пчеловодам расскажут о современных технологиях и оборудовании, методах диагностики, лечения и профилактики болезней пчел
  • Мастер-класс "синквейн по истории". Что такое синквейн и как его составить? Как использовать синквейны на уроке

    Мастер-класс

    Мастер-класс «Синквейн на уроках истории»

    Иващенко Галина Николаевна, преподаватель истории

    ГАПОУ «Еланский аграрный колледж»

    «Это не должен знать каждый, но это так интересно!»

    Современная учебная программа по истории в рамках ФГОС сегодня разительно отличается от прежних, с каждым годом приобретает всё новые особенности.

    Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером заставило и студентов активизировать свои творческие способности как во время выполнения домашних заданий, так и на уроках. К счастью, написание синквейнов не такая сложная работа, как может показаться.

    Что же такое синквейн?

    Синквейн – это название формы стихотворения, причём (в этом месте легко представить себе облегчённый вздох студентов) не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, которая увлекалась японской поэзией танка и хайку. Чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами являются строки – в синквейне их действительно ровно пять. Каждая строка несёт определённую функцию и смысловую нагрузку. В классическом синквейне строгое соблюдение слов и слогов в строках. В дидактическом синквейне соблюдение этой строгости не обязательна.

    В своей работе я использую дидактический синквейн, о нём и пойдёт речь.

    Опорной схемой дидактического синквейна является такое описание.

      Первая строка : тема синквейна, выраженная существительным или местоимением.

      Вторая строка : характеристика темы двумя словами – прилагательными или причастиями.

      Третья строка : раскрытие темы тремя глаголами (иногда деепричастиями).

      Четвёртая строка: своё субъективное отношение к теме (самая сложная часть синквейна).

      Пятая строка : синоним первой строки, итог всей темы.

    Рассмотрим инструкцию составления синквейна. Для того чтобы синквейн писать было проще, необходимо:

      выбрать интересную тему;

      использовать яркий исторический персонаж или правителя;

    Давайте обратимся к примерам исторических синквейнов.

    Чтобы составить синквейн по теме «Первые русские князья», можно или предложить исходное слово, или пропустить любую строчку с целью правильно дописать её.

    Князь Олег Князь Игорь
    Отважный, жадный Легендарный, храбрый
    Объединил, заключил, расширил Воевал, требовал, разорял
    Первый Киевский князь. Погиб от рук древлян
    Вещий Сын Рюрика

    Князь Игорь Княгиня Ольга
    Отважный, жадный Неподкупная, жестокая
    Воевал, требовал, разорял Отомстила, крестилась, реформировала
    Погиб от рук древлян Была мудрой управительницей

    Сын Рюрика Защитница Руси

    Князь Святослав Князь Владимир
    Храбрый, непокорный Человеколюбивый, дальновидный
    Расширил, перенёс, завоевал Расширил, крестил, укрепил «Македонский на Руси» В народе названный «Красно Солнышко»
    Воин Христианин

    Особенно значимые синквейны составляют обучающиеся в ходе открытых уроков, демонстрируя свои творческие способности. По теме «Крымская война» можно предложить такие:

    Нахимов Даша Севастопольская

    Храбрый, заботливый Решительная, бесстрашная

    Защищает, побеждает, отстаивает Лечит, помогает, побеждает

    Стал символом Севастополя Служит России

    Адмирал Сестра милосердия

    Матрос Кошка Севастополь

    Храбрый, отважный Сражающийся, героический

    Сражается, защищает, побеждает Обороняется, защищается, умирает

    Герой Севастополя Адмирал Нахимов

    Зачем же нужен синквейн? Педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения студентов, даёт понять, о чём он пишет. Синквейн укоренился в программе, благодаря умелому сочетанию таких функций:

      Развитие мышления;

      Расширение словарного запаса;

      Умение анализировать сложную информацию;

      Выявление главного из массы информации;

      Развитие умения делать выводы

    Таким образом, форма синквейна оказалась очень актуальной в преподавании истории для требований сегодняшнего времени, особенно для резюмирования исторического материала.

    История

    Подлинная, гуманитарная

    Расследует, устанавливает, черпает

    Изучает человека в прошлом

    Учебная программа сегодня разительно отличается от прежних и с каждым годом приобретает все новые особенности. Все эти нововведения порой изумляют родителей современных школьников. Но, если ученики старших классов хотя бы самостоятельно осваивают новые стандарты, то родителям младшеклассников некуда деваться: они привыкают к требованиям вместе со своими детьми, порой осваивая их на практике.

    Одним из таких новшеств стало написание синквейнов. Малопонятное слово с французским флером заставило пап и мам активизировать свои литературные способности во время выполнения домашних заданий, но нередко написание синквейнов задают и на уроках в классе. Поэтому, так или иначе, нужно объяснить своему чаду, как писать синквейн, а заодно и самим постичь эту поэтическую форму. К счастью, написание синквейнов – не настолько сложная работа, как может показаться. При ближайшем рассмотрении оказывается, что это достаточно логичный и потому доступный пониманию и освоению.

    Что такое синквейн? Форма и особенности синквейна
    Синквейн – это название формы стихотворения, причем (в этом месте легко представить себе облегченный вздох школьников и их родственников) не подразумевающей наличие рифмы. Придумала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлеченная японской поэзией танка и хайку. И, видимо, для того, чтобы довершить интернациональность своего детища, назвала литературную форму на французский манер: синквейн, то есть состоящий из пяти элементов. Этими пятью элементами, как не трудно догадаться, являются строки – в синквейне их действительно ровно пять, и каждая несет определенную функцию и смысловую нагрузку. Правда, классический синквейн немного отличается от синквейна дидактического, используемого на уроках развития речи:

    1. Классический синквейн подразумевает строгое соблюдение не только количества строк, но и слогов в них. 22 слога классического синквейна распределяются по строкам по схеме: 2-4-6-8-2. На ее основе поэты создали несколько вариаций, каждая из которых по-своему обыгрывает правила создания синквейна: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов и даже гирлянда синквейнов. Эти литературные игры касаются количества слогов, их сочетания и формы строф, но сохраняют базовый принцип пятистрочия.
    2. Дидактический синквейн придумали американские педагоги, а в конце 1990-х годов он появился и в нашей школьной программе. В отличие от традиционного поэтического произведения, в дидактическом синквейне форма менее важна, чем содержание. Поэтому соблюдение количества слогов и слов в строках не обязательно. Главное, чтобы в пяти строчках умещалось образное описание предмета или явления, темы стихотворения.
    Поскольку на школьных занятиях применяется именно второй вид, то есть дидактический синквейн, то на нем и остановимся подробнее. Как правило, на уроках литературы синквейн используют для резюмирования изучения произведения, на уроках словесности – для расширения лексикона и навыков устного выражения мыслей. Для оптимального достижения тих целей допускается вольная трактовка формы синквейна: можно варьировать количество слов, заменять существительные местоимениями, прилагательные – причастиями и наоборот. Опорной схемой, в общем описывающей состав дидактического синквейна, может служить такое описание:
    1. В первой строке одним словом обозначается тема синквейна – это может быть любой предмет/объект/явление, названное одним словом. Можно использовать существительное или местоимение., заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    2. Во второй строке уже в двух словах дается характеристика темы, изложенной в предыдущей строке. Достаточно простого описания фактических свойств предмета, для выражения которых можно использовать прилагательные и/или причастия.
    3. В третьей строке речь идет о тех способностях, которыми обладает объект из первой строки – тех действиях, которые он производит. Используются три слова: глаголы и/или деепричастия, но при необходимости можно использовать и большее количество слов.
    4. В четвертой строке автор выражает уже не объективное восприятие темы, а свое субъективное отношение к ней. В идеале его нужно уместить в четыре слова - самая сложная и самая интересная часть любого синквейна.
    5. В пятой строке пишется снова всего одно слово, подводящее итог - это некий вывод, который делается из всей информации предыдущих четырех строчек и лаконично выражает суть темы, как бы закрывая ее и зацикливая смысл текста.
    Таким должен быть идеальный синквейн «на пятерку». Разумеется, никто не сможет написать его с первого раза – даже круглый отличник. Поэтому большинство педагогов разрешают немного отклоняться от базовой схемы, если того потребует творческий порыв ученика и это поможет ему лучше справиться с заданием. Вы, со своей стороны, тоже можете помочь ребенку научиться писать синквейн, потренировавшись дома в спокойной обстановке. Это занятие может оказаться даже увлекательным времяпрепровождением для всей семьи, если подойти к нему не как к обязанности, а как к веселой лингвистической игре.

    Правила составления синквена: инструкция
    Большинство учителей признаются, что вскоре после первого знакомства с новой формой заданий школьники преодолевают неуверенность перед незнакомыми требованиями и воспринимают синквейны буквально «на ура», получая от их составления не только пользу, но и удовольствие. Для того, чтобы писать синквейн было проще, выберите интересную тему – такую, которая вызывает у ребенка искренний энтузиазм. Можно совместить приятное с полезным и использовать в этом качестве персонаж любимой книжки или мультфильма. О нем ребенку точно известно достаточно, к тому же, не возникнет проблем с собственным отношением к объекту. Со временем, когда основной принцип будет понят, и написание синквейна будет даваться легче, можно будет использовать и другие, заданные учителем, темы. А пока учитесь писать синквейн построчно так:

    1. Строка №1 : Напишите одно слово, которое одновременно станет темой и заголовком произведения. Например: Бэтмен.
    2. Строка №2 : Напишите два слова-характеристики персонажа. Например: Сильный и смелый.
    3. Строка №3 : Напишите три глагола, которые передают деятельность персонажа. Например: Помогает, спасает, борется со злом. Обратите внимание, что здесь вместо третьего глагола использовано словосочетание, которое вполне подходит по смыслу – что и является приоритетным при составлении дидактического синквейна. Поэтому не ограничивайте фантазию ради соблюдения формальности.
    4. Строка №4 : Напишите, какие эмоции и чувства вызывает персонаж. Например: Хочу быть похожим на него. Иногда в качестве четвертой строки бывает удобно использовать устойчивое выражение, фразеологизм. Например, в данном случае подойдет афоризм «Смелость города берет». Скорее всего, учитель по достоинству оценит знание учеником крылатых выражений.
    5. Строка №5 : Напишите одно слово, которой соответствует теме и вашему отношению к ней. Как бы вы охарактеризовали персонажа? Например: Герой.
    Итак, получился такой синквейн:

    Сильный и смелый.

    Помогает, спасает, борется со злом.

    Хочу быть похожим на него.

    Ну, покажите мне мальчишку, который не увлечется составлением такого текста?! Для девочек можно брать темой синквейна диснеевских принцесс, любимых актрис, сладости и т.п. Главное, чтобы ребенок проявлял собственные творческие способности и находил идеи и слова самостоятельно. При этом синквейн дает возможность развивать и другие сопутствующие навыки: объяснять свои мысли окружающим, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссы и работать коллективно. Эти способности могут пригодиться, если поначалу написание синквейна дается ребенку с трудом. Тогда можно в паре со взрослым или другим ребенком попробовать другой путь выполнения задания. Пусть каждый напишет свой синквейн на одну и ту же тему, а затем покажет свое произведение напарнику. Вместе они выберут самые удачные строчки каждого и составят из них новое, общее произведение. В процессе такого творчества расширяется кругозор, происходит обмен идеями и мнениями, что тоже очень важно для развития речи и аналитических способностей у детей. Но только этого не достаточно, чтобы включить новую форму работы в программу обучения. Синквейны приносят гораздо больше пользы всем участникам учебного процесса.

    Зачем нужен синквейн?
    И литературоведы, и педагоги сходятся в одном: синквейн является проявлением творческого самовыражения и раскрывает не только художественный потенциал писателя и самой темы произведения, но и исподволь дает возможность понять отношение поэта к тому, о чем он пишет. Именно этот аспект и заинтересовал педагогов настолько, что побудил их включить создание синквейнов в школьную программу. Синквейн как обучающий инструмент оказался действительно очень удобным способом и для освоения, и для проверки лингвистических способностей и знаний учеников младших классов. И укоренился в школьной программе благодаря сочетанию таких функций:

    • развитие образного мышления;
    • расширение словарного запаса;
    • приобретение навыка анализа сложной информации;
    • приобретения навыка выявления главного из массы информации;
    • развитие умения формулировать и делать вывод;
    • для учителя оценка словарного запаса и знаний ученика.
    И при этом и написание, и чтение синквейна занимает несравнимо меньше времени, чем привычного сочинения. Только представьте, насколько больше синквейнов можно составить и обсудить в течение одного урока, чем даже самых кратких сочинений, содержащих вступление, основную часть и заключение. Таким образом, форма синквейна, созданная более века назад, оказалась очень актуальной для требований сегодняшнего времени. При правильном подходе и умении синквейн в игровой форме развивает и обучает младших школьников, делает уроки не скучными обязанностями, а увлекательной игрой. Поэтому все родители, с опаской относящиеся к школьным нововведениям, могут облегченно вздохнуть и вместе с наследниками включиться в этот творческий процесс. Вот увидите, вскоре ваш ребенок будет с гордостью показывать вам дневник с отличными оценками за синквейн!

    Родители и учителя озабочены тем, что дети перестали любить чтение. Но важно не только воспитать интерес к книгам, но и научить анализировать прочитанное. Вот почему на уроках литературы особую актуальность приобретают приёмы, нацеленные на развитие критического мышления - например, составление синквейна.

    Суть методического приёма

    Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк». Первоначально короткое рифмованное произведение было своеобразным американским «ответом» японским хокку и танка, придуманным в ХХ веке поэтессой Аделаидой Крэпси. Сенкан строился по определённой слоговой схеме: 2 в первой строке, 4 - во второй, 6 - в третьей, 8 - в четвёртой и 2 в пятой. Всего получалось 22 слога. В педагогике структура синквейна стала не слоговой, а смысловой. Она отражает результат синтеза и анализа той или иной информации, то есть каждая строка отвечает определённым требованиям темы:

    • 1-я - слово-понятие (существительное или местоимение в начальной форме);
    • 2-я - два слова, описывающих качества (прилагательные или причастия в именительном падеже);
    • 3-я - три слова, рассказывающих о действиях, связанных с понятием (глаголы или деепричастия в начальной форме);
    • 4-я - предложение (4–5 слов), отражающее отношение к понятию;
    • 5-я - слово-резюме, которое выражает суть темы.

    Синквейн является эффективным инструментом рефлексии, который позволяет развивать в детях следующее:

    • способность кратко выражать суть того или иного вопроса;
    • системное мышление;
    • аналитические способности;
    • уважение к слову.

    Кроме того, составление пятистрочных нерифмованных стихотворений расширяет словарный запас учеников и реализует принцип креативного подхода к обучению.

    Зачем писать синквейн на уроке литературы

    Синквейн может использоваться как при составлении конспекта урока литературы, так и на этапе проверки усвоения знаний

    Синквейн является частью технологии критического мышления, основу которой составляют три стадии организации процесса обучения:

    • вызов (актуализация прошлого опыта, например, проверка домашнего задания);
    • осмысление (контакт с новой информацией);
    • размышление (закрепление приобретённых знаний).

    Синкан может быть использован на любом из этих этапов. При применении на уроке литературы подобный способ организации информации помогает:

    • изучить образы героев (проанализировать положительные и отрицательные стороны персонажа, мотивы его поступков);
    • уяснить те или иные понятия (синквейн помогает не только дать толкование термину, но и представить конкретный пример);
    • понять точку зрения автора произведения и современников (что такое долг, честь, нравственность и так далее).

    Учитель с помощью пятистрочного стихотворения, составленного ребёнком, легко может сделать вывод о качестве усвоения материала, глубине понимания проблемы, степени развития образного мышления и пробелах в знаниях, которые есть у школьника.

    Правила, помогающие сделать синквейн (со схемой, планом и примером)

    Схема синквейна проста и понятна ученику любого звена

    Увлекательное и творческое занятие - составление синквейна - приучает ребят к упорядочиванию своих мыслей. Для того чтобы приём оправдал ожидания педагога, нужно чётко объяснить ученикам, как делается сенкан:

    1. Из проблемы или нового объёма информации выделяется одно главное слово.
    2. К явлению подбираются наиболее подходящие определения. Это могут быть и реально существующие признаки, и ассоциативные (например, пушкинский Онегин - щеголеватый, то есть эта характеристика объективная; кудрявый - по аналогии с автором, который часто называется прообразом персонажа – ассоциативный признак);
    3. Затем находятся слова-действия, описывающие понятие. Желательно, чтобы эти глаголы фактически присутствовали в тексте, когда работа идёт с литературным произведением.
    4. Чтобы охарактеризовать концепт, нужно придумать короткую фразу. Для учащихся начального и среднего звена ею может быть пословица или поговорка, а вот ученикам постарше под силу написать собственное высказывание.
    5. Завершается составление синквейна подбором слова, которое обозначает понятие, синонимичное исходному.

    Например, таким может быть самый простой сенкан:

    • КНИГА
    • Интересная, новая
    • Обогащать, учить, отвлекать
    • Чтение - путь в мир образов.
    • Удовольствие

    Советы о том, как составлять сенкан на уроке литературы (с образцами)

    С помощью синквейна очень удобно давать характеристику образа персонажа

    Синквейн может быть использован на уроках в любом классе. Задача учителя состоит в том, чтобы сделать работу посильной для детей разного возраста. Методические рекомендации по составлению нерифмованного пятистрочного стихотворения можно условно разделить на советы для начального, среднего и старшего звена.

    1–4 классы

    На уроке в начальных классах при составлении сенкана нужно делать следующее:

    • вместе с учениками выделить общее понятие - первую строчку;
    • для второй и третьей строк первое слово подобрать коллективно;
    • дать примеры для четвёртой строчки;
    • в случае затруднений помочь с подбором синонима или позволить выразить суть явления не одним словом, а словосочетанием из двух.

    5–9 классы

    В среднем звене имеет смысл давать альтернативу для первого слова, так как психологические особенности детей в этом возрасте обуславливают негативное отношение подростков к отсутствию выбора и могут стать причиной того, что дети откажутся выполнять задание из-за его «сложности». Со 2 и 3 строками школьникам лучше поработать самим: подобрать слова этих категорий не так уж трудно, ошибки допустить практически невозможно, а вот самостоятельный выбор повысит авторитет юного поэта в собственных глазах. Гораздо более сложным может оказаться нахождение уместной фразы и синонима исходного концепта. В этом случае отталкиваться нужно от возможностей конкретного ученика: возможно, имеет смысл помочь ребёнку или сделать этот этап составления синквейна групповым.

    Во время составления синквейна на уроке в начальных классах учителю рекомендуется помочь ученику, испытывающему трудности

    10–11 классы

    В старшем звене учитель может ограничиться предложением об использовании сенкана для работы над тем или иным литературным произведением. Все этапы работы школьникам по силам выполнить без посторонней помощи. При этом пятистрочные стихотворения могут быть использованы и для составления конспекта, и для анализа поступка персонажа, и для оценки роли героя в системе всего произведения.

    Образцы, помогающие составить синквейн

    Стихотворение без рифмы из пяти строк на уроке литературы может касаться разных аспектов изучения курса: и теоретического, и практического. Теория включает знакомство с понятийным аппаратом. Например, малышам нужно узнать, что такое сказка:

    • СКАЗКА
    • Волшебная, бытовая
    • Рассказывать, слушать, читать
    • Сказка - ложь, да в ней намёк
    • История (как вариант - магический рассказ).

    Так можно изложить и суть других понятий: стихотворение, быль, рассказ и так далее.

    В среднем звене много уроков посвящено знакомству с направлениями литературы. Таким может быть пример синквейна по одному из них:

    • РОМАНТИЗМ
    • Придуманный, сентиментальный, трагический
    • Слагать, страдать, думать
    • Романтизм - это расцвет литературы.
    • Пушкин (в этой строке может быть любое имя писателя-романтика).

    Подобным образом можно представить и направления Серебряного века (акмеизм, футуризм), и жанровое своеобразие современной литературы (верлибр, трагифарс).

    Младшие школьники могут составлять синквейн коллективно

    Что касается изучения конкретных литературных произведений, то это наиболее благодатная почва для использования приёма. К примеру, малыши быстрее запомнят характеристику Карлсона, если на уроке составят синквейн:

    • КАРЛСОН
    • Толстый, добрый, весёлый
    • Шалить, летать, успокаивать
    • Мужчина в расцвете сил.
    • Пропеллер

    Изучение персонажей в 5–9 классе строится на сравнении нравственных принципов разных типов личностей. Задача предметника - показать ребятам, что человек представляет собой клубок противоречий, который не вписывается в рамки только положительного или отрицательного набора качеств.

    • ПЕЧОРИН
    • Молодой, ищущий, лишний
    • Служить, любить, умирать
    • Печорин - это образ Лермонтова.
    • Онегин (или Чацкий, представитель плеяды образов «лишнего человека»)

    Для старшеклассников не менее интересными являются образы писателей:

    • БУЛГАКОВ
    • Талантливый, больной, иносказательный
    • Иронизировать, бояться, страдать
    • Булгаков - гений своего времени.
    • Мастер

    Синквейн на уроке литературы - это не только прекрасный способ заставить учеников думать и анализировать, но и приём, позволяющий раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения. К тому же, методические особенности использования сенкана в разных классах позволяют поставить его на первое место среди универсальных способов преподнесения материала.

    Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

    При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

    Создание синквейнов - пятистрочных "стихотворений" - позволяет не только обобщить информацию по какой-либо теме, но и развивает критическое мышление. Чтобы составить удачный синквейн необходимо проанализировать всю информацию о событии, человеке, понятии, и выбрать самое важное.

    Немного теории.

    Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

    Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31).

    • Обратный синквейн — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
    • Зеркальный синквейн — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
    • Синквейн-бабочка — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
    • Корона синквейнов — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
    • Гирлянда синквейнов — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.

    Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

    Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

    Как работать с синквейнами:

    • Составление нового синквейна.
    • Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в синквейна.
    • Коррекция и совершенствование готового синквейна.
    • Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

    Организационные формы работы с синквейнами:

    • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
    • Самостоятельно на практическом занятии.
    • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
    • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
    • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна..

    Вот некоторые примеры синквейнов моих учеников.


    Тема « Железногорск» ,предмет ОРР, 11 класс.

    Железногрск

    Закрытый, загадочный

    Строят, придумывают, реализуют

    Инновации- наше будущее

    ГХК.

    Железногорск

    Маленький, закрытый

    Работать, наслаждаться, грустить

    Лучшее место на земле, потому что тут мама

    Любимый.

    (Плескач Ю.)

    Тема « Закон», обществознание, 6 класс.

    Закон

    Строгий, справедливый

    Соблюдается, нарушается, наказывает

    Все должны соблюдать закон

    Правило

    Щенина С. 7 класс

    Закон

    Справедливый, нужный

    Защищает, оберегает, действует

    Закон одинаков для всех

    Многие школьники задаются вопросом о том, как составить синквейн. На уроках им часто дают такое задание. Но что же это такое? Синквейн - это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.

    Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.

    Функции синквейна

    Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

    Как составить синквейн по истории?

    Сначала нужно определиться с темой. Пусть это будет, например, война. Далее необходимо написать стихотворение по плану. Пример такого синквейна:

    Беспощадная, кровавая.

    Убивают, разрушают, страдают.

    Война приносит горе в каждый дом.

    Жестокость.

    Возникновение синквейна, основная задача данного метода

    Синквейн появился в Америке на заре ХХ столетия благодаря влиянию японской культуры. Через некоторое время он стал применяться в учебных целях как действенный способ совершенствования образной речи, помогающий в короткие сроки добиться успеха. метода - помочь школьникам лучше понять материал.

    Создание синквейнов на уроке

    Поэтапное описание данного приема:

    1. Ознакомление с требованиями по созданию синквейна.

    2. Написание такого стихотворения на какую-либо тему с соблюдением всех правил.

    3. Прочтение некоторых синквейнов (по желанию).

    Если ученик не хочет делиться своим стихотворением со всеми, то и не стоит заставлять его. Главное, чтобы дети разобрались в том, как составить синквейн. Все остальное второстепенно.

    Парная работа

    Каждому ребенку выделяется несколько минут для того, чтобы создать синквейн. Потом он вместе с соседом по парте складывает два стихотворения в одно, которое обоим пришлось бы по душе. Это позволяет критически оценить данный материал. Данный прием требует того, чтобы ученики прислушивались к своим товарищам и брали из синквейнов те мысли, которые созвучны с их собственными. Как правило, это порождает спор, который, однако, идет ребятам на пользу.

    Пример из обществознания

    Как составить синквейн по обществознанию? Нет ничего проще. Нужно лишь хорошо разбираться в теме, и тогда все получится. Рассмотрим пример.

    Индивидуум.

    Разумный, уникальный.

    Живет, дышит, трудится.

    Общество состоит из индивидуумов.

    Требования по созданию синквейна

    Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:

    Строчка № 1 - название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.

    Строчка № 2 - пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.

    Строчка № 3 - содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.

    Строчка № 4 - какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.

    Строчка № 5 - слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.

    Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.

    Как написать такое стихотворение по биологии?

    Во-первых, нужно внимательно слушать преподавателя на уроке.

    Парнокопытные.

    Красивые, неторопливые.

    Пасутся, размножаются, спят.

    Парнокопытные питаются растениями.

    1. На первом этапе предлагается написать синквейн по вопросу, в котором школьники хорошо разбираются.

    2. Изначально при создании данного стихотворения предполагается парная или групповая работа, а через некоторое время уже можно приступать к самостоятельному составлению такого произведения.

    3. Предпочтение отдается синквейнам, которые передают наиболее верные сведения о некоторых сторонах темы. Ученика, составившего такое стихотворение, необходимо поощрить. Особенно трудно дается детям синквейн по истории, и это нужно учитывать.

    Почему полезно писать синквейны?

    Каких результатов добивается преподаватель? В первую очередь развития у ребят учебных действий (познавательных, коммуникативных, личностных, а также регулятивных), формирования способностей к коллективной работе, приобретения навыков учебно-исследовательского труда. Синквейн помогает достигнуть всех перечисленных целей.

    Первоначально работа может осуществляться в группах, затем в паре и, наконец, поодиночке. Ребята узнают новые слова и термины, практикуются в составлении фраз и создании предложений. Одновременно с этим возникает необходимость выказать свое отношение к чему-либо, выразить эмоции, сформировать мнение о заданной теме.

    Еще один пример

    Школьникам очень нравится подобная работа, они начинают самостоятельно придумывать темы, которые просто неограничены. Однако все зависит от того, по какому предмету необходимо составить синквейн, какой материал изучается. Но больше всего ученикам нравится писать такие стихотворения на свободные темы. Многие желают составить синквейн «Семья». Как его написать? Да просто поразмышлять о своей семье, о родственниках, а затем приступать к делу. Рассмотрим пример.

    Семья.

    Дружная, крепкая.

    Живут, поддерживают, помогают.

    Семья является общественной ячейкой.

    Родственники.

    Способности, которыми должен обладать ученик

    Труд по составлению такого стихотворения - это хороший способ обобщить понятия. Школьник должен отлично знать предложенную тему, располагать творческим мышлением и личным мнением. Кроме того, ему нужно уметь отыскивать в учебном материале наиболее важные детали и подводить итоги.

    Помощь в развитии талантов

    Ребята могут создавать синквейн в школе или дома. Этот прием позволяет лучше понять основные моменты, правила и определения из пройденной темы. Это творческое переосмысление материала, которое помогает некоторым ученикам развить свои таланты и способности. Каждый преподаватель, не желающий отставать от времени, использует на своих уроках данную методику. Теперь вы знаете о том, как составить синквейн. Это совсем несложно и доступно каждому. В этом деле, как и везде, важна практика. С каждым новым синквейном ученику все легче будет даваться составление подобных стихотворений. Многие школьники жалуются на то, что эта задача им не по силам, но это пустые слова, свидетельствующие лишь о том, что ребенок ленится и не хочет вникать в тему. А в детях необходимо воспитывать трудолюбие и объяснять им, что всегда нужно верить в свои силы, и тогда все обязательно получится.