Войти
Территория кровельщика
  • Московский государственный технический университет им
  • Карточка подвижной игры «Белые медведи
  • Арт-терапия сборник упражнений и техник
  • Чем отличаются пословицы и поговорки?
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Весной на час отстанешь –за день не догонишь Пчеловодам расскажут о современных технологиях и оборудовании, методах диагностики, лечения и профилактики болезней пчел
  • Методика работы в сенсорной комнате. Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман Пример занятия в сенсорной комнате

    Методика работы в сенсорной комнате. Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман Пример занятия в сенсорной комнате

    Сатыбалдиева Узыпа Айсовна,

    Психолог областной психолого-медико-педагогической консультации, г.Уральск, ЗКО

    Цели занятия:

    — развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане;

    — развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

    — активизировать произвольное внимание;

    — формировать умение расслабляться;

    — формировать навыки саморегуляции.

    Задачи:

    — создание эмоционального комфорта у ребенка;

    — снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

    — развитие кожно-тактильной чувствительности;

    — развитие ориентировки в пространстве.

    Оборудование:

    — сенсорная тропа;

    — световой стол с песком;

    — сухой бассейн с шариками;

    — пузырьковая колонна;

    — панно «Звездное небо»;

    — фибероптические волокна;

    — релаксационная музыка.

    — светящая палочка, разноцветные листья

    Ход занятия.

    1. Вводная часть. Психологический настрой.

    — Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в нашей сенсорной комнате. На сегодняшнем занятии она превратится в волшебную, мы будем путешествовать по ней и выполнять упражнения с волшебными предметами. И сейчас вы убедитесь в этом.

    Нам нужно хорошо себя вести в ней, а то волшебство может исчезнуть.

    Приветствие.

    — Давайте поприветствуем друг друга. Давайте начнем наше занятие с улыбки!

    Разминка.

    — Прежде, чем отправиться в наше путешествие по волшебной комнате нам нужно подготовиться, размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, ручки работали, а ноги не устали в пути. Сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете кивать и повторять движения за мной.»

    Упражнение « Вы готовы».

    — Вы готовы глазки? –кивок головой (поглаживание век)

    — Вы готовы ушки? – кивок головой (поглаживание ушей)

    — Вы готовы ручки? – кивок головой (поглаживание кистей)

    — Вы готовы ножки? – кивок головой (поглаживание ног)

    — Вы готовы? кивок головой (развести руки в стороны) – (обнять себя руками)

    Основная часть.

    Сенсорная тропа (полезна для развития тактильного восприятия, координации движений) Музыка. Просто мелодия ручейка

    Психолог

    — Пройдите по дорожке и представьте себе, что вы прыгаете, через ручеек, с одного камешка на другой. Музыка ручейка. А чтобы не сбиться с пути, нужно идти друг за другом.

    А теперь мы должны перепрыгнуть с кочки на кочку с закрытыми глазами и не сбиться с пути. Молодцы!

    Вы очень хорошо справились с этим заданием. Что чувствуют ваши ноги? Какая кочка понравилась вашим ножкам больше всего? А какая кочка вызывала неприятное ощущение? (покажите)

    Психолог: «Что сейчас чувствуют ваши ножки?» (Твердо, колко, мягко, тепло, прохладно, щекотно.)

    Упражнение в сухом бассейне. (релаксация, расслабление). Музыка Шопена.

    Психолог.

    Давайте возьмем по одному шарику, покатаем. Какой он (белый, твердый) Я возьму волшебную палочку и превращу его в волшебный шарик, посмотрите какой он прозрачный и добрый, я поделюсь своей добротой и его передам тебе, а ты передашь другому. А сейчас мы подуем на наш бассейн и оживим его и посмотрим, каким он станет, может он станет волшебным. (включаю его) Он загорелся от нашего тепла. Ну а теперь с помощью палочки я превращу вас в золотых рыбок. Дети прыгают в бассейн.

    — Рыбка, рыбка я хочу тебя поймать! Ой какие пузыри! Еще поплаваем! Прячемся от них в воде (мыльные пузыри)

    — А кто больше шариков возьмет в охапку! Давайте посчитаем. Молодцы.А теперь мы переходим к следующему интересному предмету.

    Зеркальный уголок с пузырьковой колонной. (самочуствие, настроение, коррекция и развитие концентрации и распределения внимания, развитие воображения)

    Оборудование: зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

    Психолог подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на состояние воды в ней, предлагает потрогать колонну, какая она (прохладная, прозрачная) и включает ее, обращает их внимание на появляющиеся пузырьки, легкую вибрацию.

    — Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Можно сесть на пуфик, обняв ее, можно обнять колонну стоя.

    — Ой, рыбки. Сколько их, какого цвета? Пальчики побежали по ним.

    Ребята, а вы знаете, что вся вода, находящаяся на нашей планете, имеет свои звуки: она может быть громкой и тихой, она может шуметь и мягко звучать. Давайте вы сами послушаете нашу воду. Психолог включает детям музыку Чайковского со звуками природы, настраивая звуки океана, фонтана, дождя.

    Песочная арт-терапия. Музыка лиричная

    Рисунок «подводного царства».

    — Так как сегодня у нас все связано с водой, мы будем рисовать с вами «подводное царство». Для этого насыпаем песок на стол. Движениями всей кисти делаем волны. Затем рисуем кораллы, водоросли с листочками, камешки большие и маленькие. И потом рыбку. (сопровождается инструкцией и показом.

    Волшебный водопад (успокаивающий эффект, активизация познавательного опыта, концентрация внимания)

    Наше путешествие продолжается. Устали! Посмотрите ребята, давайте остановимся у волшебного водопада и послушаем шум водопада. (Музыка дождя) А теперь давайте потрогаем волокна водопада. Какие они? – мягкие, длинные. Давайте соберем волокна в руке. Волокна мягкие, они гнутся, их можно наматывать на палец. Можно заплести косички, завязать узелки. А теперь давайте встанем, под этими волшебными нитями и послушаем шум водопада. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, по спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

    А теперь, давайте попробуем заплести косички из волшебных нитей нашего водопада.

    Панно «Звездное небо». (релаксация)

    — Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на кресле. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды?

    Вечером, ночью. Понаблюдаем за звездами (переключаю, хлопаете, если что-то изменилось). Давайте сейчас представим чудесную осеннюю ночь. На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Музыка Моцарта.

    Реснички опускаются

    Глазки закрываются

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем

    Дышится легко, ровно, глубоко

    Наши ручки отдыхают

    Ножки тоже отдыхают,

    Глазки тоже отдыхают, засыпают

    Шея не напряжена и расслаблена.

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем.

    Тихо-тихо падают осенние листья. Почувствуйте, как листочки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду. Вообразите, что вы легкие, нежные листочки дерева. Ваше тело тоже легкое- легкое, нежное. Вам хорошо и приятно.

    Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

    Упражнение (разминочное)

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем

    И повыше поднимаем

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Настроение я надеюсь у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    Включаем зеркальный шар на несколько секунд.

    — Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений? (покажите)

    — Понравилось занятие или нет? (кивните)

    — Понравилось ли вам наше путешествие?

    — Покажите с каким волшебным предметом вам понравилось работать больше всего?

    — Молодцы ребята! Вы сегодня справились с заданиями. Мне сегодня было приятно с вами работать. На память о нашем путешествии вы можете взять любой понравившийся листочек.

    для детей 6-7лет

    с умственной отсталостью

    (легкой).

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 18 г. Липецка

    Конспекты занятий в сенсорной комнате

    для детей 6-7лет

    с умственной отсталостью

    (легкой).

    Учитель-дефектолог: ТАРАДА Е. И.

    Что такое сенсорная комната? Это среда, специально созданная для стимуляции органов зрения, слуха, осязания и вестибулярного аппарата. Такая стимуляция активизирует сенсорные функции ребенка и положительно отзывается на психическом здоровье личности. Это организованная особым образом пространственная среда, насыщенная различного рода визуальными и тактильными стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы. Занятия в сенсорной комнате стимулируют развитие предметной деятельности, формируют навыки внимания и зрительного восприятия, способствуют развитию речи.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития. На его основе развиваются память, мышление, внимание. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний, поэтому очень важно при различных психологических нарушениях особое внимание уделять развитию восприятия. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении личности ребенка.

    В нашем ДОУ создана и успешно действует оборудованная специальными устройствами сенсорная комната. Она включает в себя светлую и темную сенсорные комнаты. Сенсорная комната завоевала у детей большой интерес. Они называют ее волшебной, чудо-комнатой. Здесь все оборудование нацелено на развитие в непринужденной игровой форме. В этой среде все активизирует психику ребенка. Комната предлагает ребенку тысячи возможностей для раскрытия своих творческих способностей, для закрепления старых и новых знаний. Им дается возможность познать мир вокруг себя, но не настойчиво, а в период полного расслабления и психо-эмоциональной разгрузки.


    Сенсорная комната дает возможность получать различные стимулы: зрительные, слуховые, тактильные и использовать эту стимуляцию длительное время. Различное сочетание всех этих стимулов может оказывать разное воздействие на психическое и эмоционально состояние ребенка.

    Тема: Путешествие в лес.

    Цели:

    1. Расширять знания детей о насекомых.

    2 . Активизировать в речи детей слова-действия.

    3.Осуществлять релаксацию отдельных групп мышц.

    4. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

    5. Развивать воображение, внимание.

    6. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Оборудование:

    Большие мячи, массажные дорожки, светящаяся нить, изображение насекомых на стене, сухой дождь, светящийся шар, ароматизатор, шарики, корзинка, магнитофон.

    Ход занятия:

    I Мотивация.

    На носочках, по тропинке, друг за другом мы пойдем.

    Много нового увидим, много нового найдем.

    (Дети идут по массажным дорожкам на носках, на пятках).

    II Основная часть.

    Мы пришли на лесную полянку. Но что это? Начался дождь. Подставим ладошки под струи дождя.

    (Дети касаются рукой «сухого» дождя).

    1. Дыхательная гимнастика. «Ветер, ветерок, ветрище».

    Давайте подуем и прогоним тучи.

    (Дети дуют на «сухой дождь», изображая ветер разной интенсивности).

    2. Игра «Кто ты?»

    Вот снова выглянуло солнце. Смотрите, сколько на нашей полянке насекомых. Кто притаился в левом углу? (Пчела) Кто спрятался в правом нижнем углу? (Комар). Кто сидит в левом верхнем углу? (Бабочка).

    Закройте глаза. Вот мы, вот мы стали насекомыми.

    (Под музыку дети изображают насекомых: скачут, летают, ползают, жужжат. Педагог выключает музыку. Каждый ребенок отвечает на вопрос: Кто ты?)

    Дети рассматривают цветовое изображение на стене.

    Какого цвета крылья у бабочки? (Красные, желтые). А как летают бабочки? (Дети изображают летающих бабочек).

    3. Дыхательные упражнения «Нюхаем цветы».

    Педагог подводит детей к ароматизированному цветку.

    Почувствуйте, как пахнет цветок.

    (Дети медленно втягивают воздух через нос).

    4. «Отгадай».

    Домовитая хозяйка

    Полетает над лужайкой,

    Похлопочет над цветком

    И поделится медком.

    Кто сидит на цветке? (Пчела).

    5. Игра «Кто больше запасет медку».

    На лесной полянке растет много цветов. Поможем собрать пчеле мед в улей.

    (Дети переносят шарики с ковра в улей-корзинку).

    Запищит комар едва,

    Тут лягушка квакнет: «Ква!

    Обожаю комара

    И с обеда, и с утра!»

    6.Игра «Лягушка и комары».

    Дети сидят на больших мячах, делая подскоки. Поднимают Руки и хлопками «ловят» комаров.

    Жук упал и встать не может.

    Ждет он, кто ему поможет.

    (Дети качаются на массажных ковриках вперед-назад, с бока на бок.)

    Педагог включают светящуюся нить.

    Много ярких маячков.

    Золотистых светлячков.

    7. Игра «Поиграй со светлячками»

    Сейчас мы будем дышать вместе с светлячками.

    (Дети делают ритмичные вдохи и выдохи в соответствии с режимом мигания огоньков на нитке).

    Кто это? У ручья под старым пнем


    Он большой построил дом.

    Проживает в нем семья

    Работяги- (муравья).

    Кто в траве высокой скачет,

    Упадет и не заплачет?

    Он – зеленый человечек,

    И зовут его (кузнечик).

    III Заключительная часть.

    Закончилось наше путешествие. Каких мы встретили насекомых на полянке? (Ответы детей) Давайте, попрощаемся с ними.

    Тема «На глубине моря».

    1. Развивать сенсорные навыки, используя слуховые, зрительные, кинестетические анализаторы.

    2. Совершенствовать точность движения рук и пальцев, быстроту реакции, чувство ритма.

    3. Закреплять знание геометрических фигур, определять основные цвета.

    4. Воспитывать внимание, наблюдательность.

    Оборудование:

    Шарики, геометрические фигуры, большие мячи, пузырьковая колонна, светящийся экран, сенсорная черепаха, массажные коврики, магнитофон.

    Ход занятия:

    I Мотивация.

    Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на морское дно.

    Отгадайте загадку:

    Нет тельняшки без полос.

    Кто в тельняшке, тот (матрос).

    1. Упражнение «Массаж в тельняшке»

    Прежде, чем опуститься на дно моря, наденем теплые тельняшки. Возьмите в правую руку синий шарик и нарисуйте на животе полосатую тельняшку слева - направо.

    2. Упражнение «Медуза».

    Посмотрите, на берегу лежат медузы.

    (Дети лежат на ковриках)

    Я лежу на спине, как медуза на воде.

    Руки расслабляю, в воду опускаю.

    3. Игра «Шторм».

    На сигнал «Шторм!»- дети сворачиваются калачиком, напрягаются.

    «Шторм закончился!» - дети расслабляются, ложатся свободно.

    Давайте опустимся на морское дно. Нам на встречу плывет морская черепаха. Она не хочет пропускать нас, пока мы не поможем ей собрать жемчуг.

    4.Игра «Собери жемчуг».

    Дети по просьбе педагога находят круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Называют цвет и форму «Жемчуга».

    5.Упражнние «Великан».

    Здесь уже трудно дышать, мало воздуха. Сверху на нас нависает потолок пещеры.

    Но мы сильные и высокие. Стоим очень прямо. Живот втянут. Голова поднята вверх. Вы тянетесь макушкой и плечами все выше и выше.

    Вы красивые и сильные.

    6. Игра «Будь внимательным».

    Рыбки хотят с вами поиграть. Когда рыбки будут танцевать, вы будете танцевать с ними. Когда рыбки перестанут танцевать, вы им похлопаете.

    Дефектолог показывает детям очень большие мячи.

    К нам прискакали морские коньки. Они хотят показать цветной гейзер. Садитесь на них. И коньки быстр домчать вас до гейзера.

    7. Артикуляционная гимнастика «Лошадка».

    – К чему мы прискакали? Какого цвета пузырьки гейзера?

    (Дети рассматривают светящуюся колонну и рассматривают пузырьки).

    Но мы устали и давайте отдохнем. Располагайтесь на морской траве.

    (Дети ложатся и отдыхают, педагог включает спокойную музыку.

    8. Релаксация.

    Вы лежите на морском дне. Он теплый и шероховатый. Согревает и приятно покалывает спину. Потрогайте его руками. Ваши глаза закрыты, они отдыхают. Над вами качаются волны. Послушайте, как тихо шумит гейзер. Вам хорошо и легко. Вы снова полны сил и желания идти дальше. Я сосчитаю до 3-х и вы откроете глаза.

    (Дети выходят из состояния релаксации).

    III Заключительная часть.

    Нам пора возвращаться домой. Морская черепаха подарила нам водные велосипеды . На них мы и вернемся.

    9.Упражнение «Велосипед».

    Водный мой велосипед.

    Как он любит непосед.

    На педали нажимаю,

    Рыбок стаи распугаю.

    Вот и закончилось наше путешествие на морское дно. Все моряки были ловкими, сильными, умелыми и сообразительными.

    Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей. Очень важны примеры занятий в сенсорной комнате для эффективной работы с ее посетителями.

    Комната оборудована по особому проекту специалистов. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.

    В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.

    Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

    1. Вводная (ритуал приветствия, разминка)
    2. Основная (релаксация, игра)
    3. Завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)

    Организация работы

    Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

    Задачи:

    • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок
    • создание положительного эмоционального состояния
    • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела
    • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло
    • формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии
    • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей)
    • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей)

    Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.

    Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

    Принцип комплектования группы: добровольное участие.

    Метод работы: релаксация.

    Методики работы:

    • цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)
    • звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)
    • ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека)

    Структура занятия:

    1. Ритуал приветствия
    2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление
    3. Входящая диагностика (наблюдение; беседа)
    4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация)
    5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты)
    6. Выходящая диагностика (наблюдение, беседа)
    7. Обобщение
    8. Ритуал прощания

    Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

    • Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты)
    • Наличие знаний и опыта работы
    • Доброжелательность, открытость

    Примеры используемого оборудования:

    1. Пузырьковая колонна
    2. Мягкое основание для колонны
    3. Комплект зеркал для колонны
    4. Набор СD для релаксации
    5. Фонтан водный (настольный)
    6. Пучок фиброоптических волокон
    7. Источник света к фибероптическому волокну
    8. Панель Бесконечность
    9. Проектор неба Laser Stars
    10. Зеркальный шар с приводом D25
    11. Источник света для зеркального шара
    12. Сухой бассейн 150 x 150 см
    13. Шарики для сухого бассейна
    14. Мягкие маты на пол и стены

    Оценка эффективности работы:

    По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.

    Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.

    Игры и упражнения

    «На космическом корабле»

    Выполняется с использованием настенного интерактивного панно «Бесконечность».

    Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

    Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.

    После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.

    «На Северный полюс»

    Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

    Ход упражнения: взрослые или дети удобно располагаются в креслах или на мате закрывают глаза.

    Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет, где смогут полюбоваться звездами и дотронуться до них рукой. Включается проектор неба «Laser Stars», взрослые или дети открывают глаза и любуются звездами; идет обсуждение.

    «Мысленная картина»

    Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, проектора неба «Laser Stars»

    Цель: создание хорошего настроения; эмоциональное расслабление.

    Ход упражнения: предлагается посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти, далее предлагается, описать свои ощущения от увиденного, после того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции, которые появляются.

    «Писатели звездных историй»

    Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; воображения; мышечное расслабление.

    Ход упражнения: предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и разделиться на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т. д., при этом объект заранее выбирается на проектируемом изображении.

    «Звездочеты»

    Для игры используется проектора неба «Laser Stars»

    Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

    Ход упражнения: предлагается представить, что сенсорная комната, это открытый космос, где каждый может найти и выбрать свою звезду, после того как выполнится упражнение, каждый желающий, говорит о своих ощущениях.

    «Коса»

    Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

    Ход упражнения: это упражнение выполняется с помощью фонтана водного (настольного) и пучка фибероптических волокон с боковым свечением.

    Взрослые или дети устраиваются рядом с этими приборами и слушая шум воды, перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

    «Золотая рыбка»

    Цель : сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

    Ход упражнения: для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Взрослые или дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

    «Что я чувствую, когда слушаю музыку»

    Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, эмоциональное расслабление.

    Ход упражнения: взрослым или детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и мате, послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

    «Солнечные зайчики»

    Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.

    Ход упражнения: включается зеркальный шар (взрослые и дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Находящимся в комнате, предлагается понаблюдать за бликами. Каждое упражнение или игра сопровождаются легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма. Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

    Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

    В своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

    1. 1 снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
    2. 2 активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
    3. 3 стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
    4. 4 развитие двигательных функций;
    5. 5 создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

    Области применения сенсорной комнаты

    Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях. В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:

    1. 1 уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций у больных, имеющих различные психоневрологические проблемы (неврозы и неврозоподобные состояния; резидуально-органического поражениями ЦНС);
    2. 2 снятия хронических болей; предоперационной подготовки больных;
    3. 3 подготовки женщин к родам.

    Сенсорная комната - это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

    Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

    Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:

    1. 1 для педагогической коррекции детей в домах ребёнка;
    2. 2 проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;
    3. 3 коррекции игровой деятельности; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) В ППМС центрах для: для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;
    4. 4 реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальнымповедением;
    5. 5 реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;
    6. 6 развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;
    7. 7 психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
    8. 8 развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.
    Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей - детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в Сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально. После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта. При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек). С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

    Противопоказания

    Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков. В последнем случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

    Методика работы

    Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
    Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
    Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:
    1. 1 осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
    2. 2 улучшают состояние иммунной системы; регулируют функции многих гормонов;
    3. 3 задают и поддерживают ритм суточных колебаний;
    Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

    КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
    ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
    ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
    ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
    СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
    ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

    Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

    В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Будет неправильно, если педагог или психолог будет видеть в предложенных играх готовые рецепты: они должны лишь служить примером и стимулом для самостоятельного творчества.

    Ранний возраст

    Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС. Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

    I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций.

    Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы). Примерный ход занятия (предложен сотрудниками Ухтинского дома ребёнка): Светоцветовой фон выключен. Взять ребёнка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять поддержку спины и головы ребёнка. Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал её взглядом. Медленно поворачивая ребёнка, следя за тем, чтобы ребёнок продолжал удерживать колонну в поле зрения. Через некоторое время упражнение повторить (возможно 3 - 4 повторения). Затем выключить колонну и включить зеркальный шар. Обратите внимание на раздел «Противопоказания»!

    II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций.

    Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности. Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте её медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он её потерял, то начните сначала. По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.

    III. Для развития тактильных ощущений.

    Применяются предметы различной формы из разного материала. Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик. Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя её. Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой). Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять её ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.

    IV. Для развития эмоциональной сферы.

    На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий. Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.

    V. Развитие общей моторики.

    В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.

    Дошкольный возраст

    Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

    Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

    Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

    Можно выделить два направления в данной работе:

    Развитие рецепторов, содержащихся в коже;
    Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.
    Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).
    На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
    Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
    В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию.
    Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

    Подростковый возраст

    Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.

    В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
    Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

    Для этого необходимо решать ряд задач:

    1. 1 восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
    2. 2 создание чувства безопасности, защищённости;
    3. 3 достижение релаксирующего эффекта;
    4. 4 возвращение способности ощущать своё тело;
    5. 5 восстановление тактильной чувствительности;
    6. 6 развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

    1. "Сенсорная комната - волшенбый мир здоровья." Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова.
    2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.
    3. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.
    4. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996.
    5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001

    Приглашаем посетить действующую сенсорную комнату в городе Обнинске в нашем реабилитационном центре для детей и подростков «Доверие». Вы можете на практике ознакомиться с особенностями работы в сенсорной комнате и последними методическими разработками, пройти курс обучения работы с нашим оборудованием.

    Наталья Ефтифеева
    Конспект занятия в сенсорной комнате «Здравствуй, волшебная комната»

    Конспект занятия в сенсорной комнате

    «Здравствуй , Волшебная комната »

    Цели : знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты , формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям , установление доверия между психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

    Задачи :

    1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

    2) создание положительного эмоционального фона;

    3) развитие коммуникативных умений;

    4) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

    5) развитие памяти, речи, оригинальности мышления.

    Используемое оборудование : сухой душ, сенсорная тропа , пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, массажные мячики, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование, висящая система «Мелодичный звон» , панно «Звёздное небо» .

    Ход занятия.

    Вводный этап занятия

    1. Приветствие. Знакомство.

    Психолог : «Здравствуйте , ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место . На каждом занятии нас ждет увлекательное путешествие в необычные миры. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся необычными и волшебными ».

    Упражнение «Давайте поздороваемся»

    Цель : создание благоприятного психологического климата в группе, формирование мотивации к общению.

    Психолог : «Ребята, прежде чем отправится в путешествие по волшебной стране , давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро» .

    Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты , который будет всегда нам помогать. Далее ведущий представляет игрушку-хранителя мира сенсорной комнаты : «Ребята, это домовёнок Шуня, он знает все, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок, домовёнок Шуня будет нас встречать и провожать на каждом занятии . Давайте поздороваемся с Шуней».

    Дети рассматривают домовёнка Шуню, гладят его, знакомятся с ним.

    Цель : оценка эмоционального состояния в начале занятия .

    Психолог : «Ребята на каждом занятии в начале и в его конце мы будем заполнять Дневник настроения. У каждого из вас он свой.

    Психолог : «Из трёх представленных эмоций вам нужно выбрать ту, которая отражает ваше настроение сейчас, в начале нашего путешествия, и приклеить её в свой дневник настроения».

    Красный цвет Я ДОВОЛЕН, НАСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЕ.

    Зелёный цвет НАСТРОЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ, МНЕ ВСЁ РАВНО

    Синий цвет МНЕ ГРУСТНО, НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ

    2. Коррекционно-развивающий этап занятия .

    Ритуал входа.

    Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

    Цель : стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

    Ведущий говорит ребятам о том, что Шуня покажет им, какие чудеса живут в Волшебной комнате , и показывает веселую дорожку (сенсорная тропа , которая не даст заблудиться в этом путешествии. Но вам нужно произнести волшебные слова :

    Психолог :

    Друг за другом мы пойдем,

    Ощущенья назовем,

    В комнату чудес войдем .

    (Дети называют каждый по три ощущения, которые испытывают ножки) .

    Психолог : «Ребята, для того чтобы попасть в волшебную комнату , нужно открыть, что, как вы думаете»? Ответы детей.

    Психолог : «Верно, нужно открыть дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек . К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?»

    Упражнение «Дыхательная гимнастика»

    Цель : укрепление физиологического дыхания у детей, тренировка силы вдоха и выдоха.

    Психолог : «Правильно! Молодцы! Надо на него подуть. Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой. Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот».

    Дети выполняют.

    Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

    Цель : стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

    Психолог : «А теперь ребята вам предлагается представить, что это волшебный дождь , который смывает все страхи, обиды и переживания».

    Психолог : Наш друг домовёнок Шуня очень рад, что мы пришли к нему в гости и просит нас пройти дальше. Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. Пока мы шли в комнату , мы устали. И Шуня предлагает нам отдохнуть и отправиться в морское путешествие. Для этого нужно лечь на пуфики и внимательно посмотрим ролик.

    Визуализация «Морское путешествие»

    Цель : общая релаксация, выработка положительного настроя.

    Детям предлагается лечь на мягкие напольные пуфы и показывается релаксационный ролик «Морское путешествие»

    Так приятно расслабляться,

    Но пора всем просыпаться.

    Хорошенько потянитесь!

    И друг другу улыбнитесь!

    Пошевелите руками, ногами, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно встаньте.

    Анализ :

    1. Как себя чувствуете?

    2. Удалось ли расслабиться?

    3. Что вас впечатлило в увиденном?

    Пальчиковая гимнастика («Осьминог» , «Дельфин» ).

    Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Психолог : «Ребята, посмотрите, что вы видите? Верно, это бассейн, но это необычный бассейн. В этом бассейне живут морские обитатели. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это :

    Груша с длинными ногами

    Поселилась в океане.

    Целых восемь руко – ног!

    Это чудо.? (Осьминог) .

    Психолог : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию) .

    Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

    Психолог : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски

    Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами :

    Я сам себя не узнаю :

    Менять свой цвет не устаю.

    Был в горошек час назад,

    А сейчас я полосат.

    Подплываю я к кораллам –

    Становлюсь я алым – алым.

    Вот я клоун – осьминог –

    Восемь разноцветных ног!

    Стать могу чернее ночи –

    Свет гаси. Спокойной ночи!

    (Дети изображают осьминогов)

    Посмотрите, на горизонте появился следующий обитатель моря?

    Я вижу, отгадайте кого :

    Настоящий он циркач –

    Носом отбивает мяч.

    Знают и француз, и финн :

    Любит поиграть. (Дельфин) .

    Психолог : Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей) . Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Ребята, давайте изобразим дельфинов. Сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

    Упражнение «Волшебные мячики » (с использованием сухого бассейна и массажных мячей) .

    Цель : развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

    Психолог : Кто ещё нас ожидает на морском дне?

    Ты попробуй взять меня :

    Я колюсь, как ёжик.

    Круглым вырос я, друзья,

    И совсем без ножек.

    Я живу на дне морском

    Там, где очень тихо.

    Звёзды движутся ползком,

    А вот рыбки - лихо. (Морской еж) .

    Давайте их найдём в нашем бассейне.

    «Ребята, а сейчас давайте найдём в нашем бассейне морских ежей. Возьмите каждый по – волшебному шарику . Это и есть морской ёж.

    Ёжик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

    Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

    Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

    И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

    Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)

    А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

    Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) Дети выполняют.

    А теперь я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Дети выполняют.

    Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в бассейн. Ребята, давайте помашем морским обитателям и продолжим наше путешествие. Дети кладут мячики обратно.

    Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

    Цель : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

    Психолог : «Ребята, вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный , как все предметы находящиеся в этой комнате , он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен» . Я называю цвет и как только в аквариуме загорится названный цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Дети выполняют.

    Психолог : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды? Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную ночь.

    Релаксация «Чудесная ночь» (с использованием пано «Звездное небо» ).

    Цель : снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

    На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

    Реснички опускаются

    Глазки закрываются

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем

    Дышится легко, ровно, глубоко

    Наши ручки отдыхают

    Ножки тоже отдыхают,

    Глазки тоже отдыхают, засыпают

    Шея не напряжена и расслаблена.

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем .

    Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно.

    Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем

    И повыше поднимаем

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать.

    Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    Обсуждение :

    1. Как себя чувствуете?

    2. Удалось ли расслабиться?

    Упражнение «Пожелания»

    Цель : развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

    Психолог : «Ребята, я предлагаю вам всем вместе написать на нашем песочном столе пожелания для хозяина волшебной комнаты домовёнка Шуни . Что бы вы хотели ему пожелать?» Дети выполняют.

    Ритуал выхода : дети выходят по сенсорной тропе .

    3. Заключительный этап занятия .

    1. Рефлексия занятия . (Получение обратной связи от участников группы) .

    Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

    Понравилось занятие или нет ?

    Какие упражнения вам понравились больше всего?

    Психолог : «Путешествие подошло к концу. Возвращаться мы будем по нашей волшебной тропинке » (прохождение по сенсорной тропе ) .

    Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

    Цель : оценка эмоционального состояния в конце занятия .

    Психолог : «Ребята, сейчас, в конце нашего занятия , мы вновь вернёмся к нашим дневникам и заполним их» (заполнение Дневников настроения)

    Ритуал прощания. Дети становятся в круг и берутся за руки. Произносятся слова : “До новых встреч”. Детей прощаются с игрушкой-хранителем таинственной комнаты Домовёнком Шуней .