Войти
Территория кровельщика
  • Московский государственный технический университет им
  • Карточка подвижной игры «Белые медведи
  • Арт-терапия сборник упражнений и техник
  • Чем отличаются пословицы и поговорки?
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Весной на час отстанешь –за день не догонишь Пчеловодам расскажут о современных технологиях и оборудовании, методах диагностики, лечения и профилактики болезней пчел
  • Конспект открытого занятия в сенсорной комнате. Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман Занятия психолога со школьниками в сенсорной комнате

    Конспект открытого занятия в сенсорной комнате. Программа занятия-тренинга в сенсорной комнате для детей среднего школьного возраста «Серебристый туман Занятия психолога со школьниками в сенсорной комнате

    Релаксационные упражнения в сенсорной комнате.

    «Я спокоен».

    Цель: устранение состояния психомышечного напряжения.

    Процедура проведения. Удобное расположение в креслах «Трансформерах» или в сухом бассейне. Можно включить проектор «Солнечный-100» или другой источник светоэффектов. Общее освещение в комнате выключается или приглушается. Звучит спокойная музыка, записи шума моря, пения птиц. Психолог произносит релаксационный текст: «Сделайте три глубоких вдоха и три выдоха. Вдох старайтесь делать так, чтобы в нем активно участвовали мышцы груди и живота. А теперь представьте, что вы находитесь в лесу. Слушайте мои слова. Я хочу успокоиться. Я очень хочу успокоиться. Я успокаиваюсь. Я отвлекаюсь от всего окружающего. Ничто не мешает мне погружаться в полный покой. Посторонние звуки не мешают мне... я отдыхаю...

    В моей правой руке появляется приятное ощущение тепла. Начинает теплеть моя левая рука. В моих руках струится приятное тепло. Мои руки теплые. Теплеют и мои ноги. Ноги теплеют все больше и больше. Приятное тепло окутывает все мое тело. Я все больше погружаюсь в состояние покоя. Но не сплю. Я лишь полностью отдыхаю. Мои мысли меня не беспокоят. Мышцы тела расслабились и отдыхают. Мое сердце бьется спокойно и ровно. Отдыхает каждая клеточка моего тела.

    Я отдохнул и успокоился, я бодр, полон сил. Я чувствую прилив сил и энергии. Мне дышится легко и свободно, теперь сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза, потя- нитесь, хорошо потянитесь».

    «Я отдыхаю».

    Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.

    Процедура проведения. Удобно расположитесь в креслах «Трансформерах». Включено интерактивное оборудование (настенный ковер «Млечный путь» и «Звездная сеть»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычное путешествие. Давайте соберем чемодан в дорогу. Положим в него все, что вам мешает: обиды, слезы, ссоры, разочарования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далек Давайте глубоко вдохнем: вдох (задержать на 3 с) выдох (подождать 3 с) - повторить 3 раза. Свежий запах трап, аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу уста- лость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью. Вы идете по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчелы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеек.

    Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в этот домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, все тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из дома. Довольные и успокоенные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Легкий ветерок ласкает волосы, шею, все тело. Тело будто растворяется в воздухе, становится легким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром, любовью...

    Все это богатство вы отнесете домой и поделитесь им со своими родными, друзьями, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться - вы дома и вас все любят».

    «На космическом корабле»

    Выполняется с использованием оборудования: потолок «Звездное Небо».

    Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

    Время: 2 минуты

    Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: выбираем для себя звездочку и концентрируем на ней свое внимание (20 секунд, затем смотрим на ближайший круг звезд (10 секунд). Повторяем 2-3 раза.

    «Писатели звездных историй»

    Для игры используется потолок «Звездное небо»

    Время: 15 минут

    Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; воображения; мышечное расслабление.

    Ход упражнения: предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-пуфиках, и смотря на звездное небо пофантазировать. Каждому участнику надо придумать историю о дальней планете, галактике, какая природа на этой планете, кто там живет. При этом объект заранее выбирается на проектируемом изображении.

    Упражнение на релаксацию «Водопад»

    В ходе проведения используется настенная панель «Водопад».

    Время: 5 минут

    Цель: расслабление всех групп мышц.

    Ход проведения: участники садятся напротив настенной панели «Водопад», концентрируют на ней свое внимание. Звучит спокойная музыка. Затем закрывают глаза и слушая ведущего стараются расслабиться и представляют те образы о которых говорит ведущий.

    Текст релаксации:

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове.

    Вы чувствуйте, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее. Белый свет течет по вашим плечам. Нежный свет помогает им стать мягкими и расслабленными

    Этот удивительный водопад из белого света струится по вашему телу. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и с каждым вдохом всё сильнее расслабляетесь.

    Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергии.

    (Пауза 2 минуты.)

    Пробуждение.

    Теперь настало время, чтобы вы снова ощутили себя и окружающий вас мир. Я буду считать от 1 до 10. На каждый счет ваше сознание становится все более и более ясным, а тело все более свежим и энергичным. Когда я досчитаю до 10, но не раньше, откройте глаза. Открыв глаза, вы почувствуете себя лучше, чем когда-либо в этот день. Придет ощущение бодрости, свежести, прилива сил и желания действовать.

    Давайте начнем.

    1. Вы начинаете пробуждаться.

    2. Вы медленно пробуждаетесь.

    3. Появляется ощущение бодрости.

    4. Хочется потянуться.

    5. Ощущение бодрости и свежести становится все сильнее.

    8. Потянитесь.

    9. Хочется открыть глаза. веки легкие. в теле бодрость и свежесть.

    10. Открыли глаза! Вы пробудились! Ваше сознание ясное, ваше тело легкое и отдохнувшее!

    Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Какие образы возникали в ходе прослушивания музыки? Что видели? Как и изменилось ваше самочувствие, настроение?

    Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей. Очень важны примеры занятий в сенсорной комнате для эффективной работы с ее посетителями.

    Комната оборудована по особому проекту специалистов. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.

    В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.

    Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

    1. Вводная (ритуал приветствия, разминка)
    2. Основная (релаксация, игра)
    3. Завершающая (подведение итогов, ритуал прощания)

    Организация работы

    Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.

    Задачи:

    • профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок
    • создание положительного эмоционального состояния
    • формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела
    • облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло
    • формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии
    • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей)
    • развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей)

    Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.

    Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.

    Принцип комплектования группы: добровольное участие.

    Метод работы: релаксация.

    Методики работы:

    • цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света)
    • звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)
    • ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека)

    Структура занятия:

    1. Ритуал приветствия
    2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление
    3. Входящая диагностика (наблюдение; беседа)
    4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация)
    5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты)
    6. Выходящая диагностика (наблюдение, беседа)
    7. Обобщение
    8. Ритуал прощания

    Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:

    • Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты)
    • Наличие знаний и опыта работы
    • Доброжелательность, открытость

    Примеры используемого оборудования:

    1. Пузырьковая колонна
    2. Мягкое основание для колонны
    3. Комплект зеркал для колонны
    4. Набор СD для релаксации
    5. Фонтан водный (настольный)
    6. Пучок фиброоптических волокон
    7. Источник света к фибероптическому волокну
    8. Панель Бесконечность
    9. Проектор неба Laser Stars
    10. Зеркальный шар с приводом D25
    11. Источник света для зеркального шара
    12. Сухой бассейн 150 x 150 см
    13. Шарики для сухого бассейна
    14. Мягкие маты на пол и стены

    Оценка эффективности работы:

    По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.

    Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, формировать умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.

    Игры и упражнения

    «На космическом корабле»

    Выполняется с использованием настенного интерактивного панно «Бесконечность».

    Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.

    Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.

    После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.

    «На Северный полюс»

    Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.

    Ход упражнения: взрослые или дети удобно располагаются в креслах или на мате закрывают глаза.

    Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет, где смогут полюбоваться звездами и дотронуться до них рукой. Включается проектор неба «Laser Stars», взрослые или дети открывают глаза и любуются звездами; идет обсуждение.

    «Мысленная картина»

    Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, проектора неба «Laser Stars»

    Цель: создание хорошего настроения; эмоциональное расслабление.

    Ход упражнения: предлагается посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти, далее предлагается, описать свои ощущения от увиденного, после того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции, которые появляются.

    «Писатели звездных историй»

    Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; воображения; мышечное расслабление.

    Ход упражнения: предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и разделиться на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т. д., при этом объект заранее выбирается на проектируемом изображении.

    «Звездочеты»

    Для игры используется проектора неба «Laser Stars»

    Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

    Ход упражнения: предлагается представить, что сенсорная комната, это открытый космос, где каждый может найти и выбрать свою звезду, после того как выполнится упражнение, каждый желающий, говорит о своих ощущениях.

    «Коса»

    Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

    Ход упражнения: это упражнение выполняется с помощью фонтана водного (настольного) и пучка фибероптических волокон с боковым свечением.

    Взрослые или дети устраиваются рядом с этими приборами и слушая шум воды, перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

    «Золотая рыбка»

    Цель : сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

    Ход упражнения: для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Взрослые или дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

    «Что я чувствую, когда слушаю музыку»

    Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, эмоциональное расслабление.

    Ход упражнения: взрослым или детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и мате, послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

    «Солнечные зайчики»

    Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.

    Ход упражнения: включается зеркальный шар (взрослые и дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Находящимся в комнате, предлагается понаблюдать за бликами. Каждое упражнение или игра сопровождаются легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма. Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

    Сенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды.

    Разделы: Работа с дошкольниками

    “Человек рожден для счастья, как птица для полета”. (Метафора)

    Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. “Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики”. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно.

    В нашем детском саду комбинированного вида создана сенсорная комната для детей дошкольного возраста:

    • для стимуляции сенсорной деятельности и двигательной активности детей;
    • для проведения развивающих занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения;
    • для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;
    • активизации различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
    • стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д., развитие двигательных функций;
    • создания и стабилизации положительного эмоционального состояния и развития детей.

    В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

    Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребенком, а этот этап является начальным во всей психокорреционной и развивающей работе. Очень удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкое покрытие на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребенок защищен во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижения малыша.

    Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создает первичную базу, на которой начинается формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно особое внимание уделить развитию восприятия ребенка.

    Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков не только для ребенка, но и для проведения психологических консультаций, тренинговых упражнений для педагогов.

    Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

    Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук ног, массажные мячики, мобайлы, сухой басен. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

    Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса.

    Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. Дополнительно сенсорная комната украшена декоративным деревом со светящимися лампочками, различными игрушками – подвесками.

    Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

    Сенсорная комната используется в педагогической и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:

    • обучение на основе сенсорной стимуляции;
    • психотерапии;
    • социальной адаптации.

    В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом, специалистами, воспитателем и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Пребывание в сенсорной комнате способствует:

    • нормализации адаптационного периода;
    • смягчению выхода из полярной ночи;
    • улучшению эмоционального состояния;
    • снижению беспокойства и агрессивности;
    • снятию нервного возбуждения и тревожности;
    • нормализации сна;
    • активизации мозговой деятельности;
    • ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

    Отсутствие опасных предметов, “мягкий” пол и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и психических навыков. В условиях сенсорной комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

    Сенсорная комната повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья ребенка.

    Волшебный мир сенсорной комнаты не оставляет равнодушным никого.

    Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование “живой сказки”, создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности сенсорной комнаты для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, для всех, нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

    Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:

    • стимулирует все сенсорные процессы;
    • создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
    • корректирует нарушенные высшие корковые функции;
    • развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения.

    Коррекционная и развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

    С детьми дошкольного возраста занятия организуются в форме игры. Длительность их проведения зависит от индивидуальных особенностей дошкольников.

    В нашем детском саду сенсорная комната используется для, проведения развивающих упражнений и занятий с детьми, имеющимися различные сенсорные нарушения, коррекции игровой деятельности, для снятия стрессов в адаптационный период, в период выхода из полярной ночи, коррекции психических процессов.

    При работе с гипервозбудимыми детьми снижается нагрузка на сенсорику, исключаются элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому. Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето и цветотерапия основаны на воздействии на организм ребенка через орган зрения – глаза. Светотерапия может помочь, тогда, когда организму так не хватает солнца особенно в осенне-зимний период, который длится у нас очень долго. Элементарные частицы света - фотоны – воздействуют на процессы, происходящие в организме: осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами; улучшают состояние иммунной системы; - регулируют функции многих гормонов; задают и поддерживают ритм суточных колебаний. Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние ребенка. Ведь не зря уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета.

    Для формирования системных занятий об окружающем мире, дифференциации слуховых, зрительных и тактильных ощущений, как основы перцептивного и речевого развития, необходимо создание предметно-игровой среды, обеспечивающей формирование способности взаимодействовать с окружающим миром, активно вступать в контакт с окружающими.

    У детей раннего возраста наблюдается некоторая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, выраженная моторная неловкость, недостаточная работоспособность, детей, способных заниматься в течение 10-15 минут мало. Дети этого возраста нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Попытки решить проблемы детей раннего возраста нашла свое отражение в использовании специальной полифункциональной среды сенсорной комнаты, то есть интерактивной среды, в которой присутствует специальная мебель, световые и релаксационные эффекты.

    Используя оборудование сенсорно комнаты, мы убедились в том, что различные стимуляторы не только оказывают положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы, но и позволяют активизировать речевое и познавательное развитие дошкольников. Мы условно разделили сенсорную комнату на два блока: среда пулузатемненной сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.

    Среда светлой комнаты сенсорного развития - это среда взаимодействия ребенка с определенными стимуляторами при различном свете. В сенсорном комнате представлены в определенной логической последовательности разные мягкие модули: подушки – кресла-трансформеры с гранулами, шариковый бассейн, подвесной модуль “Сухой душ”. Шелковые ленты, спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Шелковые “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За “струями” лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых, застенчивых детей. Хорошо идет работа в использовании панно “Кривое зеркало ” - безопасное (акриловое) зеркало, встроенное в корпус из ламинированного ДВП. Зеркало изогнуто, для создания эффекта кривизны.

    В полузатемненной части комнаты для релаксационных упражнений используется детское игровое панно “Светящиеся нити” в качестве игрового развивающего элемента интерьера, большое настенное панно с мерцающими звездами на фоне темного неба, с этой же целью и используется настенное панно “Бесконечность”- имитация светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность, настенное панно “Водопад” с динамической имитацией движения воды, звуками падающей воды и пения птиц - для стимулирования органов слуха.

    Сенсорные (аудиовизуальные и тактильные стимуляторы): подушечки разного цвета разной формы, набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов, тактильное панно “Ежик”, набор “Узнай звук” для дифференциации различных звуков. Это оборудование центра сенсорного развития - позволяет в привычном для ребенка пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребность в игре и в движениях в приспособленной и безопасной среде. Кроме сенсорных эффектов, игры и упражнения с использованием оборудования центра релаксации дают возможность активизировать произвольное внимание, умственные способности, закреплять умение передавать свои чувства, эмоции и ощущения в связной речи, развивать коммуникативные навыки.

    Второй блок - среда сенсомоторного развития. Используется для развития координационных и сенсорно-перцептивных способностей, а также их коррекция, что значимо для детей раннего возраста, развития общей и мелкой моторики. Это среда, где моторно-двигательное развитие идет на основе полифункционального игрового оборудования, позволяющего детям взаимодействовать с ними, а не только выполнять физические тренировочные упражнения различной сложности. В центре релаксации и сенсорного развития имеются полифункциональные коврики “Топ-топ”, “Сенсорная тропа”, массажная дорожка. Эти и другие полифункциональные игровые модули способствуют развитию сенсорно-перцептивной сферы ребенка. Установлено, что одним из важнейших показателей у детей для развития их способности к освоению новых, более сложных действий является равновесие - умение сохранять устойчивость во время движения и в статистическом положении. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата в целом и двигательного опыта ребенка. Необходимость специальных упражнений, направленных на развитее устойчивости для малышей, очевидна. Кроме того, занятия на различных ковриках, полезны для предупреждения и коррекции плоскостопия. Различные цвета и формы секторов “Сенсорной тропы” (красный, синий, зеленый) и разноцветных следочков позволяют закреплять представления об основных цветах и геометрических формах. А фактуру секторов можно сравнивать с твердой и ровной поверхностью пола, мягкой поверхностью коврика “Топ-топ”. В этом варианте работа педагога-психолога с детьми ведется в плане развития тактильной чувствительности. Положительный эффект отмечается при включении “Сенсорной тропы” в коррекционно-развивающие занятии с детьми, имеющими проблемы в сенсомоторном развитии. Можно предложить детям представить, “Сенсорная тропа” - это волшебная дорожка в лесу, тропинка в сказочную страну, мостик, безопасная полоса для движения по болоту и т.п. Например, начать можно так: “ Наша дорожка – это тропинка в сказочном лесу, тропинка в горах, на льдине, в глубоком снегу и пр. - в зависимости от сюжета, по ней надо ступать очень осторожно. Встаньте на правую ногу, почувствуйте опору, теперь можно приставить левую ногу, “укорениться” как цветок, посаженный в землю, представляем себе, как пустили глубоко корни. Внимание на стопы-корни!”.

    Так, помимо развития моторно-двигательных и координационных способностей детей, пространственно-количественных представлений, “Сенсорная тропа” может быть с успехом использоваться в качестве атрибута для детских игр.

    Коррекционно-развивающие занятия для детей трех лет, направлены на развитие восприятия, проводятся с использованием оборудования центра релаксации, который является средой, благоприятной для снятия невротических переживаний и обеспечения эмоционального комфорта детей. Материалы подобраны с учетом как возрастных особенностей детей, так и доступности формы проведения Занятия проводятся педагогом-психологом. На занятиях педагог-психолог использует такие приемы, как повтор событий, приветственные прощальные песенки, которые помогают войти детям в “рабочее состояние” и завершить занятие. В процессе движений, сопровождаемых словами, у детей появляется желание подражать и взаимодействовать, чувство уверенности и комфорта. Эмоциональное состояние можно отследить в упражнении. “Какое у меня сегодня настроение?”, используя пиктограммы веселые и грустные. Упражнение можно проводить в начале и в конце занятия.

    Многофункциональность различных модулей заключается в возможности их использования различными специалистами ДОУ: воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, дефектологом. Работу с детьми разного дошкольного возраста, можно организовывать как в групповой, так и в индивидуальной форме. Все зависит от творческого подхода педагога и индивидуальных и возрастных особенностей детей. Например, для гиперактивных детей мы стараемся снизить нагрузку на развитие сенсорики, исключаем элементы активной стимуляции. Всем педагогам рекомендуется включать игры, упражнения в центре релаксации и сенсорного развития как часть занятия. Такой подход дает возможность смены впечатлений, видов детской деятельности, снижает психоэмоциональное напряжение и утомляемость, особенно в условиях длительного зимнего периода.

    Полифункциональная среда сенсорной комнаты в работе педагога-психолога, используется, как дополнительный инструмент в формировании развитии у детей внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков, повышает эффективность мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья детей. Данные среза по определению тревожности группы детей старшего возраста развития и коррекции познавательной деятельности 2009-2010 учебном году показывают, что ее порог снизился по сравнению с началом учебного года на 5 %. А результаты диагностики школьной зрелости выпускников этой же группы детей, показали, что количество детей с высоким уровнем готовности выросло на 4 %. Дети после занятий в сенсорной комнате стали общительнее, эмоциональнее, радостнее.

    Развивающие занятия для детей младшего дошкольного возраста в сенсорной комнате.
    (Серия конспектов занятий)

    Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

    Б. Прейер

    Л.С Выготский говорил о том, что именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, он же называл ребенка раннего возраста “ярким образцом эмоционального типа поведения”

    Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко.

    Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты, созданной в нашем дошкольном учреждении. Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитании обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

    Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсорного познавательного развития. Пребывание в ней способствует нормализации психического и эмоционального состояния дошкольника, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизации мозговой деятельности.

    Занятия, направленные на развитие восприятия и познавательной деятельности, проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты, которое является средой, для обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, для снятия тревожности в период адаптации и переживаний. Пособия и материалы подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Занятия проводятся педагогом-психологом ДОУ. Количество их - 10 (одно занятие в неделю, в течение 10-12 минут) имеется возможность, проводить их с несколькими группами детей на протяжении года.

    Занятия рекомендуется начинать с сеансов, направленных на развитие общей чувствительности (развитие рецепторов, расположенных на коже и рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях), так как данный вид чувствительности является базой для формирования зрительного и слухового восприятия. Для таких занятий можно использовать различные сенсорные панели для рук и ног. Работая с материалами, имеющими разную форму и фактуру (ворс, ткань, пластмасса и др.) ребенок учится различать свойства предметов: теплый- холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Можно использовать сухой басен. Это великолепное средство для точечного массажа тела.

    Кроме того постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. А также, подобные занятия улучшают зрительно-моторную координацию ребенка, чувствительность кончиков пальцев, а это дает возможность освоения новых ощущений малышу. Продолжением занятий могут стать игры на развитие тактильной чувствительности. Например, игра “Волшебный мешочек” (в непрозрачный мешок кладутся разнообразные по форме и материалу, предметы, которые ребенок должен найти на ощупь). Ребенок должен угадать, что это такое.

    Самое важное, чтобы каждое занятие дарило детям радостное настроение и вызывало интерес.

    Для проведения занятий используется интерактивное оборудование: напольное покрытие, маты напольные, разные подушечки с гранулами, пуфики - кресла с гранулами, сенсорная тропа, детский уголок с пузырьковой колонной, сухой бассейн, пучок фиброоптических волокон с боковым сечением “Звездный дождь”, тактильное панно “Ежик”, диски с музыкальными произведениями, массажные мячики, отрезы прозрачного шифона (“Волшебная полянка”), “Волшебные воздушные платочки” и др.

    Взрослые (педагог-психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, другой специалист) – лишь сопровождают ребенка при переходе от наглядно-действенного мышления к образному. Чувство уверенности в себе, способность построить собственную картину мира и представление о своем месте в нем, а также психическое развитие ребенка в целом зависит от умения и такта педагога построить совместные действия с ребенком.

    Основные задачи занятий :

    • создать эмоционально- положительный настрой в группе;
    • снять эмоционально-мышечное напряжение;
    • воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
    • развивать наблюдательность и внимание;
    • развивать речь детей, обогащать пассивный и активный словарь;
    • развивать общую и мелкую моторику,
    • игровые навыки,
    • произвольность поведения,
    • тактильную чувствительность и зрительную координацию,
    • слуховое и зрительное восприятие.

    На занятии могут присутствовать 6-7 детей, организуются они в первой половине дня, один день в неделю, начиная с октября. Перед проведением занятий детей необходимо познакомить с оборудованием сенсорной комнаты при дневном свете, затем переходить к проведению занятий в затемненной части комнаты.

    В раннем возрасте непосредственное эмоциональное общение со взрослыми очень важно. Оно является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребенка положительными эмоциями, поэтому общение с детьми должно происходить ласково, улыбкой, нежным словом поощряя выполнение действий ребенком.

    Поистине волшебное воздействие интерактивной среды создает невидимый мостик между ребенком и взрослыми. В этой интроактивной среде специалистами проводятся направленные занятия, или она просто используется для релаксации детей.

    Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д.Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия.

    Конспекты разработаны с учетом возрастных и психофизических особенностей детей третьего года жизни. Занятия носят игровой характер. Персонажами игры становятся сами дети и ведущий.

    Элементами игр являются специальные упражнения, направленные на развитие моторной ловкости, стимулирования сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, а также релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    Взаимодействие со специальным оборудованием сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулирует зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления.

    Занятия помогают существенно сократить адаптационный период к новым, для малышей условиям жизни в детском саду, улучшают состояние малышей при выходе из полярной ночи, служат профилактическим средством отклонений в эмоционально-волевой сфере дошкольников. (

    Наталья Ефтифеева
    Конспект занятия в сенсорной комнате «Здравствуй, волшебная комната»

    Конспект занятия в сенсорной комнате

    «Здравствуй , Волшебная комната »

    Цели : знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты , формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям , установление доверия между психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

    Задачи :

    1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

    2) создание положительного эмоционального фона;

    3) развитие коммуникативных умений;

    4) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

    5) развитие памяти, речи, оригинальности мышления.

    Используемое оборудование : сухой душ, сенсорная тропа , пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, массажные мячики, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование, висящая система «Мелодичный звон» , панно «Звёздное небо» .

    Ход занятия.

    Вводный этап занятия

    1. Приветствие. Знакомство.

    Психолог : «Здравствуйте , ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место . На каждом занятии нас ждет увлекательное путешествие в необычные миры. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся необычными и волшебными ».

    Упражнение «Давайте поздороваемся»

    Цель : создание благоприятного психологического климата в группе, формирование мотивации к общению.

    Психолог : «Ребята, прежде чем отправится в путешествие по волшебной стране , давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро» .

    Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты , который будет всегда нам помогать. Далее ведущий представляет игрушку-хранителя мира сенсорной комнаты : «Ребята, это домовёнок Шуня, он знает все, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок, домовёнок Шуня будет нас встречать и провожать на каждом занятии . Давайте поздороваемся с Шуней».

    Дети рассматривают домовёнка Шуню, гладят его, знакомятся с ним.

    Цель : оценка эмоционального состояния в начале занятия .

    Психолог : «Ребята на каждом занятии в начале и в его конце мы будем заполнять Дневник настроения. У каждого из вас он свой.

    Психолог : «Из трёх представленных эмоций вам нужно выбрать ту, которая отражает ваше настроение сейчас, в начале нашего путешествия, и приклеить её в свой дневник настроения».

    Красный цвет Я ДОВОЛЕН, НАСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЕ.

    Зелёный цвет НАСТРОЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ, МНЕ ВСЁ РАВНО

    Синий цвет МНЕ ГРУСТНО, НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ

    2. Коррекционно-развивающий этап занятия .

    Ритуал входа.

    Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

    Цель : стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

    Ведущий говорит ребятам о том, что Шуня покажет им, какие чудеса живут в Волшебной комнате , и показывает веселую дорожку (сенсорная тропа , которая не даст заблудиться в этом путешествии. Но вам нужно произнести волшебные слова :

    Психолог :

    Друг за другом мы пойдем,

    Ощущенья назовем,

    В комнату чудес войдем .

    (Дети называют каждый по три ощущения, которые испытывают ножки) .

    Психолог : «Ребята, для того чтобы попасть в волшебную комнату , нужно открыть, что, как вы думаете»? Ответы детей.

    Психолог : «Верно, нужно открыть дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек . К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?»

    Упражнение «Дыхательная гимнастика»

    Цель : укрепление физиологического дыхания у детей, тренировка силы вдоха и выдоха.

    Психолог : «Правильно! Молодцы! Надо на него подуть. Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой. Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот».

    Дети выполняют.

    Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

    Цель : стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

    Психолог : «А теперь ребята вам предлагается представить, что это волшебный дождь , который смывает все страхи, обиды и переживания».

    Психолог : Наш друг домовёнок Шуня очень рад, что мы пришли к нему в гости и просит нас пройти дальше. Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. Пока мы шли в комнату , мы устали. И Шуня предлагает нам отдохнуть и отправиться в морское путешествие. Для этого нужно лечь на пуфики и внимательно посмотрим ролик.

    Визуализация «Морское путешествие»

    Цель : общая релаксация, выработка положительного настроя.

    Детям предлагается лечь на мягкие напольные пуфы и показывается релаксационный ролик «Морское путешествие»

    Так приятно расслабляться,

    Но пора всем просыпаться.

    Хорошенько потянитесь!

    И друг другу улыбнитесь!

    Пошевелите руками, ногами, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно встаньте.

    Анализ :

    1. Как себя чувствуете?

    2. Удалось ли расслабиться?

    3. Что вас впечатлило в увиденном?

    Пальчиковая гимнастика («Осьминог» , «Дельфин» ).

    Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

    Психолог : «Ребята, посмотрите, что вы видите? Верно, это бассейн, но это необычный бассейн. В этом бассейне живут морские обитатели. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это :

    Груша с длинными ногами

    Поселилась в океане.

    Целых восемь руко – ног!

    Это чудо.? (Осьминог) .

    Психолог : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию) .

    Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

    Психолог : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски

    Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами :

    Я сам себя не узнаю :

    Менять свой цвет не устаю.

    Был в горошек час назад,

    А сейчас я полосат.

    Подплываю я к кораллам –

    Становлюсь я алым – алым.

    Вот я клоун – осьминог –

    Восемь разноцветных ног!

    Стать могу чернее ночи –

    Свет гаси. Спокойной ночи!

    (Дети изображают осьминогов)

    Посмотрите, на горизонте появился следующий обитатель моря?

    Я вижу, отгадайте кого :

    Настоящий он циркач –

    Носом отбивает мяч.

    Знают и француз, и финн :

    Любит поиграть. (Дельфин) .

    Психолог : Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей) . Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Ребята, давайте изобразим дельфинов. Сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

    Упражнение «Волшебные мячики » (с использованием сухого бассейна и массажных мячей) .

    Цель : развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

    Психолог : Кто ещё нас ожидает на морском дне?

    Ты попробуй взять меня :

    Я колюсь, как ёжик.

    Круглым вырос я, друзья,

    И совсем без ножек.

    Я живу на дне морском

    Там, где очень тихо.

    Звёзды движутся ползком,

    А вот рыбки - лихо. (Морской еж) .

    Давайте их найдём в нашем бассейне.

    «Ребята, а сейчас давайте найдём в нашем бассейне морских ежей. Возьмите каждый по – волшебному шарику . Это и есть морской ёж.

    Ёжик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

    Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

    Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

    И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

    Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)

    А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

    Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) Дети выполняют.

    А теперь я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Дети выполняют.

    Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в бассейн. Ребята, давайте помашем морским обитателям и продолжим наше путешествие. Дети кладут мячики обратно.

    Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

    Цель : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

    Психолог : «Ребята, вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный , как все предметы находящиеся в этой комнате , он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен» . Я называю цвет и как только в аквариуме загорится названный цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Дети выполняют.

    Психолог : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды? Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную ночь.

    Релаксация «Чудесная ночь» (с использованием пано «Звездное небо» ).

    Цель : снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

    На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

    Реснички опускаются

    Глазки закрываются

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем

    Дышится легко, ровно, глубоко

    Наши ручки отдыхают

    Ножки тоже отдыхают,

    Глазки тоже отдыхают, засыпают

    Шея не напряжена и расслаблена.

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем .

    Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно.

    Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем

    И повыше поднимаем

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать.

    Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    Обсуждение :

    1. Как себя чувствуете?

    2. Удалось ли расслабиться?

    Упражнение «Пожелания»

    Цель : развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

    Психолог : «Ребята, я предлагаю вам всем вместе написать на нашем песочном столе пожелания для хозяина волшебной комнаты домовёнка Шуни . Что бы вы хотели ему пожелать?» Дети выполняют.

    Ритуал выхода : дети выходят по сенсорной тропе .

    3. Заключительный этап занятия .

    1. Рефлексия занятия . (Получение обратной связи от участников группы) .

    Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

    Понравилось занятие или нет ?

    Какие упражнения вам понравились больше всего?

    Психолог : «Путешествие подошло к концу. Возвращаться мы будем по нашей волшебной тропинке » (прохождение по сенсорной тропе ) .

    Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

    Цель : оценка эмоционального состояния в конце занятия .

    Психолог : «Ребята, сейчас, в конце нашего занятия , мы вновь вернёмся к нашим дневникам и заполним их» (заполнение Дневников настроения)

    Ритуал прощания. Дети становятся в круг и берутся за руки. Произносятся слова : “До новых встреч”. Детей прощаются с игрушкой-хранителем таинственной комнаты Домовёнком Шуней .

    Сатыбалдиева Узыпа Айсовна,

    Психолог областной психолого-медико-педагогической консультации, г.Уральск, ЗКО

    Цели занятия:

    — развитие умения входить в игровую ситуацию, действовать в воображаемом плане;

    — развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику;

    — активизировать произвольное внимание;

    — формировать умение расслабляться;

    — формировать навыки саморегуляции.

    Задачи:

    — создание эмоционального комфорта у ребенка;

    — снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

    — развитие кожно-тактильной чувствительности;

    — развитие ориентировки в пространстве.

    Оборудование:

    — сенсорная тропа;

    — световой стол с песком;

    — сухой бассейн с шариками;

    — пузырьковая колонна;

    — панно «Звездное небо»;

    — фибероптические волокна;

    — релаксационная музыка.

    — светящая палочка, разноцветные листья

    Ход занятия.

    1. Вводная часть. Психологический настрой.

    — Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть в нашей сенсорной комнате. На сегодняшнем занятии она превратится в волшебную, мы будем путешествовать по ней и выполнять упражнения с волшебными предметами. И сейчас вы убедитесь в этом.

    Нам нужно хорошо себя вести в ней, а то волшебство может исчезнуть.

    Приветствие.

    — Давайте поприветствуем друг друга. Давайте начнем наше занятие с улыбки!

    Разминка.

    — Прежде, чем отправиться в наше путешествие по волшебной комнате нам нужно подготовиться, размяться. Чтобы наши глазки хорошо видели, ушки хорошо слушали, ручки работали, а ноги не устали в пути. Сейчас мы с вами выполним такое упражнение. « Я буду говорить слова, а вы будете кивать и повторять движения за мной.»

    Упражнение « Вы готовы».

    — Вы готовы глазки? –кивок головой (поглаживание век)

    — Вы готовы ушки? – кивок головой (поглаживание ушей)

    — Вы готовы ручки? – кивок головой (поглаживание кистей)

    — Вы готовы ножки? – кивок головой (поглаживание ног)

    — Вы готовы? кивок головой (развести руки в стороны) – (обнять себя руками)

    Основная часть.

    Сенсорная тропа (полезна для развития тактильного восприятия, координации движений) Музыка. Просто мелодия ручейка

    Психолог

    — Пройдите по дорожке и представьте себе, что вы прыгаете, через ручеек, с одного камешка на другой. Музыка ручейка. А чтобы не сбиться с пути, нужно идти друг за другом.

    А теперь мы должны перепрыгнуть с кочки на кочку с закрытыми глазами и не сбиться с пути. Молодцы!

    Вы очень хорошо справились с этим заданием. Что чувствуют ваши ноги? Какая кочка понравилась вашим ножкам больше всего? А какая кочка вызывала неприятное ощущение? (покажите)

    Психолог: «Что сейчас чувствуют ваши ножки?» (Твердо, колко, мягко, тепло, прохладно, щекотно.)

    Упражнение в сухом бассейне. (релаксация, расслабление). Музыка Шопена.

    Психолог.

    Давайте возьмем по одному шарику, покатаем. Какой он (белый, твердый) Я возьму волшебную палочку и превращу его в волшебный шарик, посмотрите какой он прозрачный и добрый, я поделюсь своей добротой и его передам тебе, а ты передашь другому. А сейчас мы подуем на наш бассейн и оживим его и посмотрим, каким он станет, может он станет волшебным. (включаю его) Он загорелся от нашего тепла. Ну а теперь с помощью палочки я превращу вас в золотых рыбок. Дети прыгают в бассейн.

    — Рыбка, рыбка я хочу тебя поймать! Ой какие пузыри! Еще поплаваем! Прячемся от них в воде (мыльные пузыри)

    — А кто больше шариков возьмет в охапку! Давайте посчитаем. Молодцы.А теперь мы переходим к следующему интересному предмету.

    Зеркальный уголок с пузырьковой колонной. (самочуствие, настроение, коррекция и развитие концентрации и распределения внимания, развитие воображения)

    Оборудование: зеркальный уголок с пузырьковой колонной.

    Психолог подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на состояние воды в ней, предлагает потрогать колонну, какая она (прохладная, прозрачная) и включает ее, обращает их внимание на появляющиеся пузырьки, легкую вибрацию.

    — Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Можно сесть на пуфик, обняв ее, можно обнять колонну стоя.

    — Ой, рыбки. Сколько их, какого цвета? Пальчики побежали по ним.

    Ребята, а вы знаете, что вся вода, находящаяся на нашей планете, имеет свои звуки: она может быть громкой и тихой, она может шуметь и мягко звучать. Давайте вы сами послушаете нашу воду. Психолог включает детям музыку Чайковского со звуками природы, настраивая звуки океана, фонтана, дождя.

    Песочная арт-терапия. Музыка лиричная

    Рисунок «подводного царства».

    — Так как сегодня у нас все связано с водой, мы будем рисовать с вами «подводное царство». Для этого насыпаем песок на стол. Движениями всей кисти делаем волны. Затем рисуем кораллы, водоросли с листочками, камешки большие и маленькие. И потом рыбку. (сопровождается инструкцией и показом.

    Волшебный водопад (успокаивающий эффект, активизация познавательного опыта, концентрация внимания)

    Наше путешествие продолжается. Устали! Посмотрите ребята, давайте остановимся у волшебного водопада и послушаем шум водопада. (Музыка дождя) А теперь давайте потрогаем волокна водопада. Какие они? – мягкие, длинные. Давайте соберем волокна в руке. Волокна мягкие, они гнутся, их можно наматывать на палец. Можно заплести косички, завязать узелки. А теперь давайте встанем, под этими волшебными нитями и послушаем шум водопада. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, по спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.

    А теперь, давайте попробуем заплести косички из волшебных нитей нашего водопада.

    Панно «Звездное небо». (релаксация)

    — Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на кресле. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды?

    Вечером, ночью. Понаблюдаем за звездами (переключаю, хлопаете, если что-то изменилось). Давайте сейчас представим чудесную осеннюю ночь. На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Музыка Моцарта.

    Реснички опускаются

    Глазки закрываются

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем

    Дышится легко, ровно, глубоко

    Наши ручки отдыхают

    Ножки тоже отдыхают,

    Глазки тоже отдыхают, засыпают

    Шея не напряжена и расслаблена.

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Мы спокойно отдыхаем

    Сном волшебным засыпаем.

    Тихо-тихо падают осенние листья. Почувствуйте, как листочки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду. Вообразите, что вы легкие, нежные листочки дерева. Ваше тело тоже легкое- легкое, нежное. Вам хорошо и приятно.

    Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

    Упражнение (разминочное)

    Хорошо нам отдыхать!

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем

    И повыше поднимаем

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза и встать.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов занятия.

    Настроение я надеюсь у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

    Включаем зеркальный шар на несколько секунд.

    — Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений? (покажите)

    — Понравилось занятие или нет? (кивните)

    — Понравилось ли вам наше путешествие?

    — Покажите с каким волшебным предметом вам понравилось работать больше всего?

    — Молодцы ребята! Вы сегодня справились с заданиями. Мне сегодня было приятно с вами работать. На память о нашем путешествии вы можете взять любой понравившийся листочек.