Войти
Территория кровельщика
  • Московский государственный технический университет им
  • Карточка подвижной игры «Белые медведи
  • Арт-терапия сборник упражнений и техник
  • Чем отличаются пословицы и поговорки?
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Весной на час отстанешь –за день не догонишь Пчеловодам расскажут о современных технологиях и оборудовании, методах диагностики, лечения и профилактики болезней пчел
  • Деловые игры и тренинги для предотвращения коррупции. Сценарий правовой игры для подростков «человек и закон» по вопросам антикоррупционного поведения

    Деловые игры и тренинги для предотвращения коррупции. Сценарий правовой игры для подростков «человек и закон» по вопросам антикоррупционного поведения

    Если вы подаете пример правильного поведения, кто
    осмелится продолжать вести себя неправильно»
    Конфуций
    «Противодействие коррупции ­ дело молодых»
    Мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции.
    Участники: команды 9­11 классов школы
    Цель: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения
    Задачи:
    1.познакомить с явлением коррупции, причинами и последствиями
    2.продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией
    3. воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для
    формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции
    Ход игры.
    Актуализация.
    (показ записи видеоблока Президента России – Путина В.В.).
    Добрый день уважаемые участники!
    Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре: «Противодействие
    коррупции ­ дело молодых»
    Команды старшеклассников получат маршрутные листы и примут участие в
    эстафете по станциям:
    1. Историческая.
    2. Эрудиты
    3. Перевертыши
    4. Поэтическая
    5. Театральная
    6. Художественная
    7. Экспресс­ викторина

    Победит команда, набравшая максимальное количество баллов на станциях
    Капитаны команд получите маршрутные листы.
    1. Историческая
    1. Когда и где появилась коррупция?
    2. Кто в истории России боролся с эти явлением?
    3. Какой период в истории нашей страны, характеризуется относительно
    низким уровнем уголовных преступлений коррупционной
    направленности?
    (Зарождение коррупции как негативного явления свойственно обществу,
    которое находится под влиянием власти и денег. Практически коррупция
    начала свое существование с возникновением государства и появлением
    должностных лиц, принимающих решение от имени государства.
    Как свидетельствуют исторические документы, в Египте, Римской империи.
    Древнем Китае, Греции коррупция развивалась в форме казнокрадства,
    взяточничества.
    О мздоимстве на Руси упоминается уже в летописях XIII в. Первым, кто
    попытался активно пресекать расхищение государственной казны в
    Московии, был Иван Грозный, который определил взяточникам наказание -
    смертную казнь.
    Иногда население реагировало жестокими бунтами против лихоимства
    нечестных властителей. Так, в 1648 г., во время правления Алексея
    Михайловича, Тишайшего, в Москве вспыхнул народный бунт, который
    закончился победой горожан. При этом часть города вместе с немалым
    числом горожан сгорела. Царь был вынужден отдать на растерзание толпы
    двух воров: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа
    Траханиотова.
    Императорский период, со времени правления Петра I, представляется
    наиболее характерным по распространению коррупции, так как в это время
    происходит бурное развитие промышленного производства и торговых
    отношений России с другими государствами, что привело к увеличению
    управленческого аппарата. Для упорядочения исполнения служебных
    обязанностей были введены правила несения гражданской службы, которые
    закрепились в Табели о рангах. Петр I принимал жесткие меры по
    искоренению казнокрадства, взяточничества, особенно в аппаратах приказов
    и губерний, которые стали формироваться в России с 1709 г. Так, после

    многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский
    губернатор Гагарин. Несмотря на столь суровые меры, царские чиновники
    продолжали использовать свое должностное положение в корыстных целях.
    Император Александр I в 1801 г. принял Указ «Об изыскании причин и
    искоренении лихоимства и лиходательства». Александр II, известный как
    крупный реформатор, осуществивший отмену крепостного права, проведший
    реформу городского управления, был вынужден в 1868 г. инициировать
    через Комитет министров принятие решения, по которому «лицам, имеющим
    по служебному положению прямое влияние на государственную
    администрацию» (управляющие департаментами, начальники канцелярий и
    т.п.), а также членам коллегиальных собраний запретить участвовать в
    учреждении товариществ железных дорог.
    Александр III запретил высшим чиновникам участвовать в правлении
    акционерных предприятий. Комитетом министров было принято решение «О
    порядке совмещения государственной службы с участием в торговых
    промышленных товариществах, а равно в общественных и частных
    установлениях». Однако пресечь полностью участие бюрократии в
    руководящей деятельности акционерных обществ было невозможно.
    В начале XX в., особенно в годы реформаторской деятельности премьер­
    министра С.Ю. Витте, была активизирована борьба с коррупцией в среде
    чиновничества. Витте добился изменений в Уставе о службе гражданской с
    1894 г., чтобы вместо старой бюрократии из числа дворян смогли поступить
    в Министерство финансов новые образованные и деловые люди из числа
    недворян.
    Сталинский этап советского периода характеризуется относительно низким
    уровнем уголовных преступлений коррупционной направленности.
    Действовавшая с 1926 по 1960 г. норма в Уголовном кодексе РСФСР за
    должностные (служебные) преступления, в том числе и за взяточничество,
    устанавливала уголовную ответственность лиц, занимавших должности в
    государственных органах, учреждениях, на предприятиях, в организациях.
    Жесткий и тотальный контроль спецслужб за поведением и деятельностью
    не только служащих, но и рядовых граждан создавал атмосферу, не
    совместимую с коррупцией.
    Низкому уровню коррупции способствовала тогда абсолютная
    экономическая зависимость должностных лиц от государства и жесткий
    централизм власти. Кроме того, всеобщая секретность и преследование за
    несогласие с политикой существующего режима были серьезным барьером
    для коррупции.

    В послесталинский период с ослаблением тотального контроля коррупция в
    стране стала эволюционировать, и ко времени распада СССР увеличилась по
    абсолютным показателям в шесть раз. Происходил процесс социального и
    имущественного расслоения общества. Активно утверждалась
    государственная, партийная, хозяйственная элита как особая социальная
    группа с внутренними горизонтальными связями, корпоративными
    интересами и ценностями.
    Был снижен контроль правоохранительных органов, что позволило
    фактически открыть неограниченный доступ не только к управлению, но и к
    распоряжению государственной собственностью. Утвердилось правило,
    особенно в партийных органах, согласно которому для привлечения высоких
    должностных лиц к уголовной ответственности требовалось согласие той же
    номенклатуры, которая всегда обеспечивала «своим» необходимую защиту.
    Однако отдельные факты казнокрадства, мздоимства со стороны министров,
    секретарей обкомов, других высокопоставленных лиц просачивались
    наружу. В этот период зарождалась психология оправданного
    разворовывания государственной собственности, которая в последующем и
    реализовалась.
    Само слово «коррупция» в советское время не употреблялось. Оно вошло в
    употребление только в конце 1980­х голов, но использовались термины
    «взяточничество», «злоупотребление служебным положением»,
    «попустительство» и т.п. Таким образом, отрицалось не только само
    понятие, но и явление, что способствовало расширению спектра
    коррупционных проявлений и уклонению от заслуженного наказания.
    коррупционной деятельности. Показательным в этом плане является отток
    капиталов за границу. По некоторым данным, вывезено капиталов до 300
    млрд. долл. Здесь находится часть денег из полученных кредитов
    международных финансовых институтов. В 1995 г. в Государственной Думе
    рассматривался проект закона об амнистии лиц, совершивших
    противоправные деяния, связанные с размещением активов за рубежом,
    которая нужна была в первую очередь криминальной элите для обеспечения
    личной безопасности.
    В 1990­е годы в орбиту криминальной деятельности в финансовой сфере
    вовлекались федеральные и региональные чиновники. Появилось понятие
    «региональная элита».
    Ряд российских аппаратных чиновников пришли во власть не по
    реформаторским соображениям и профессиональным данным, а в целях
    обогащения. Это создало условия для развития коррупции в органах власти.)

    2. Эрудиты
    А)Используя разные словари, интернет источники найти определения
    «коррупции».
    В кабинете разложены словари, компьютеры
    Наибольшее количество баллов получает команда, использовавшая
    максимальное количество источников и огласившая большее количество
    определений.
    Б)Команды получают карточки с терминами и определениями, необходимо
    соотнести
    Коммерческий
    подкуп
    Коррупция
    Лоббизм
    незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в
    коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества,
    оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных
    имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах
    дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1
    статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
    злоупотребление служебным положением, дача взятки,
    получение взятки, злоупотребление полномочиями,
    коммерческий подкуп либо иное незаконное использование
    физическим лицом своего должностного положения
    вопреки законным интересам общества и государства в
    целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного
    имущества или услуг имущественного характера, иных
    имущественных прав для себя или для третьих лиц либо
    незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу
    другими физическими лицами.
    (англ. lobbyism, от англ. lobby - кулуары) - давление на
    парламентариев путём личного или письменного
    обращения либо другим способом (организации массовых
    петиций, потока писем, публикаций, подкупом) со стороны
    каких-либо групп или частных лиц, цель которого -
    добиться принятия или отклонения законопроекта.
    Лоббирование - это институт политической системы,
    представляющий собой процесс по продвижению интересов
    частных лиц, корпоративных структур (а также
    представляющих их профессиональных лоббистских фирм и
    общественных организаций) в органах государственной
    власти, с целью добиться принятия выгодного для них
    политического решения.
    3. Перевертыши
    Задание будет состоять в том, чтобы каждой фразе, противопоставить
    антоним, т.е. перевернуть её.
    НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕЙ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ
    БЕРИ И ПОМНИ.
    РУКА РУКУ МОЕТ

    ГДЕ ГОВОРЯТ ДЕНЬГИ, ТАМ МОЛЧИТ СОВЕСТЬ
    ГДЕ НЕТ ЧУВСТВА ДОЛГА И ЛЮДСКОГО ГЛАЗА, ТАМ
    ВОЗМОЖНА КОРРУПЦИЯ
    НЕЧЕСТНО НАЖИТОЕ ВПРОК НЕ ИДЕТ
    4.Поэтическая
    Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.
    Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это
    стихотворение, состоящее из пяти строк.
    Правила написания синквейна:
    1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,
    обычно именем существительным);
    2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами
    прилагательными);
    3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,
    обычно глаголами);
    4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение
    автора к данной теме);
    5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально­
    образном или философско­обобщенном уровне повторяющее суть темы).
    Коррупция
    Нечестная, незаконная
    Обогащает, злоупотребляет
    Морально разлагает чиновников
    ЗЛО
    5.Театральная
    Инсценировать отрывки из художественных произведений, в которых
    высмеивается взяточничество, мошенничество, произвол, злоупотребление
    служебным положением
    Басня И.А.Крылова «Лисица и Сурок»
    А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»
    6. Художественная
    Защита плакатов, критикующих разные проявления коррупции

    7 Экспресс­викторина
    Какой документ содержит нормативную базу по борьбе с коррупцией?
    (Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273)
    Какие формы коррупции вы знаете?
    Каковы последствия коррупции?
    Какие меры борьбы необходимы?
    Команды возвращаются в актовый зал.
    Итоговая беседа – Что можем сделать мы в борьбе с этим злом?:
    Мнения учащихся





    борьбы с коррупцией.
    не давать и не брать взятки;
    быть честными
    предавать гласности случаи коррупции.
    изучать данное явление;
    знакомиться с антикоррупционными мероприятиями и методами
    Для того чтобы бороться с коррупцией в стране необходимо начать с себя!
    Будет ли побеждена коррупция в нашей стране зависит и от нас!
    Литература:
    Конституция РФ
    Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273
    Барышников Е.Н. Антикоррупционное воспитание, Санкт­Петербург 2010

    (выступление Шмаковой Н.Ю., зам. директора школы по УВР, на областной педагогической конференции, август, 2011г)

    Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции.

    Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции одной из самых важных составляющих является школа.

    Вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в школе представляются довольно сложными и для своего решения требуют разработки новых методик и подходов.

    Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой, так называемой «белой коррупцией».

    Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации.

    В 2010 году мы в своей школе начали разрабатывать систему антикорупционного образования и воспитания. Большое внимание мы уделяем развитию правовой культуры личности. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому важно не только дать определенные знания детям в этой области, но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

    При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их, помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия взаимного доверия и понимания. Результатом таких занятий является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы.

    Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.

    Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

    Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем в содержание не только правовую направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

    Итак, исходя из выше сказанного

    Цель антикоррупционной деятельности: формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

    Основные задачи:

    ● информировать обучающихся о явлении коррупции;

    ● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

    ● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

    ● формировать навыки уверенного поведения;

    ● корректировать отношение обучающихся к проблемам

    коррупции.

    Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать конкретизации изучаемого материала и повышению воспитательного потенциала данного курса.

    Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

    ● информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

    ● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

    ● гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,

    умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

    ● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

    ● культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);

    ● решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

    Критерии реализации задач.

    В этом плане выделим пять параметров, по которым можно отследить реализацию задач программы «Формирование антикоррупционного мышления у школьников»:

    2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету

    2.1. сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы - на окончание (так как данная программа реализуется в форме факультатива));

    2.2. наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

    3. Уровень творческой активности детей

    3.1. выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)

    3.2. выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к заданиям, которые предлагает учитель).

    4. Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание коллажей, выполнение проекта).

    5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).

    В начале учебного года составляется план работы антикоррупционной направленности в школе. В него включены мероприятия как образовательного, так и воспитательного характера:

    Введение элементов антикоррупционного образования в рабочие программы учителей истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

    Реализация воспитательной программы программы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в школе (1-11 классы);

    Проведение классных часов;

    Оформление стендов по данной тематике;

    Информирование родительской общественности о деятельности школы;

    Нужно отметить, что начинать было сложно. Здесь большим подспорьем оказались книги Качкиной Татьяны Борисовны, которые и стали отправной точкой в нашей работе. Кроме того, Татьяна Борисовна всегда готова оказать личную практическую помощь в решение проблем, возникающих в ходе работы. Создав пакет документов, мы перешли к практической реализации данного проекта.

    Было неясно, как воспримут дети введение данного курса. Но когда мы стали проводить занятия с учащимися 9-10 классов, то увидели, что они заинтересованы, идут на контакт, живо участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, даже если она расходится с общепринятой. В ходе первых занятий выяснилось, что дети на самом деле не видят ничего сверх естественного и преступного в коррупции. Это подтверждает выводы, сделанные выше. А значит перед нами на самом деле стоит очень трудная проблема - формирование определенного мировоззрения, неприемлемость решения проблем коррупционным путем. Поэтому к организации занятий мы подходим со всей серьезностью. Это не урок, хотя и многому учит, а значит наша задача в том, чтобы сделать его интересным, но не развлекательным, главное- научить детей анализировать жизненные ситуации, делая правильный выбор не только с точки зрения права, но, главное, морали и нравственности. То есть, мы опять приходим к определениям «хорошо» - «плохо», «добро»- «зло».

    Работа на таких занятиях строится следующим образом: информационный блок (рассказ учителя или сообщения учащихся), обсуждение проблемы, а затем - отработка практических навыков через ролевые игры, различные тренинги и т.п. Такие формы работы детям нравятся больше, так как здесь уже опираясь на полученные знания, они учатся преодолевать проблемы, которые в будущем может преподнести им жизнь.

    В декабре 2010г на базе нашей школы прошел районный семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно- воспитательного процесса», в ходе которого был дан урок и внеклассное мероприятие по данному направлению.

    Конечно, сначала дети стеснялись, но когда дело дошло до тренингов, то ситуация резко изменилась. Здесь они уже попали в привычную для них обстановку, и даже присутствие более 20 совершенно незнакомых учителей не помешали им в них участвовать. При чем не обошлось и без курьезных случаев: дети обыгрывали ситуации исходя из жизненного опыта своих родителей, то есть после проигрывания заданных ситуаций было, что обсудить. Вот здесь учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ненавязчиво переубедить ребенка, объяснить ему его ошибку, постараться убедить его в обратном.

    Вот несколько тренингов, которые мы используем на своих уроках.

    Например, дать возможность примерить на себя роли людей, даже если их жизненная позиция не совпадает с личной позицией учащихся.

    Задача : сосредоточиться на своих эмоциональных переживаниях во время исполнения той или иной роли.

    1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

    2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

    3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачем», а иначе его просто уволят.

    Вопросы для обсуждения:

    Какие чувства вы испытывали, пытаясь дать взятку? Был ли у вас другой выбор?

    Какой выбор был у того, кому предназначалась взятка?

    Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

    Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает определенные ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально.

    Преимущества ролевой игры :

    Помогает ученику выразить скрытые чувства.

    Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

    Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

    Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

    Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

    Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

    Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

    Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

    Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

    Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

    Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

    Изменяет установки.

    Учит контролировать чувства и эмоции.

    Недостатки ролевой игры

    Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть "серьезным”, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

    Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

    Упрощения могут вводить в заблуждение.

    На игру уходит много времени.

    Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

    Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

    Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

    Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

    Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

    Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

    Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам

    Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

    ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

    ü Ситуационные, связанные с решением какой - либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

    ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

    Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды и т.д.

    Этапы разработки и проведения ролевых игр:

    • Подготовительный;
    • Игровой
    • Заключительный

    Анализ результатов.

    Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

    Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

    На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

    Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

    В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

    А вот примеры нескольких тренингов:

    Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

    Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

    ● одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

    ● одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;

    ● одноклассник просит достать для него большую сумму денег;

    Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

    другой - «отказывающегося».

    Упражнение «5 шагов отказа».

    Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:

    ● Сразу твердо сказать «нет»;

    ● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».

    «Я согласен с Вами, но…»;

    ● Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

    Игра «Марионетки».

    Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

    ● Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? После упражнения обсудите:

    ● Приведите примеры.

    Если дети затрудняются с ответом, учитель приводит примеры.

    Таким образом, применяя игровые технологии на уроках истории в сочетании с другими формами и методами обучения, учитель дает учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога, дискуссии, приобщиться к творческой деятельности, развивать коммуникативные навыки, проявлять способности к моделированию и прогнозированию ситуаций, отстаивать свою позицию, то есть способствует формированию тех качеств личности, которые необходимы каждому гражданину демократического государства. Все вышеперечисленные особенности игры как формы учебного занятия или элемента комбинированного урока делают игру надежной помощницей учителя, желающего добиться качественного обучения детей истории.

    Итак, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что занятия по антикоррупционному воспитанию и образованию должны отличаться от урочной деятельности формами и методами проведения. Нужно добиться того, чтобы они не были скучными и однообразными. И тогда цели и задачи. Поставленные в этом направлении станут достижимыми, хотя гарантировать 100% их выполнение невозможно.

    «Механизмы противодействия коррупции»

    В целях активизации антикоррупционного просвещения молодежи, повышения информированности и формирования нетерпимости к проявлениям коррупции, и в последующем улучшения соблюдения ими законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, на базе Сибирского института управления – филиала РАНХиГС проводится деловая игра для студентов высших учебных заведений экономических, юридических и управленческих направлений подготовки.

    1. Общие положения

    1.1. Деловая игра проводится Сибирским институтом управления – филиалом РАНХиГС (далее Филиал).

    1.2. Деловая игра проводится в рамках II Международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Управляем будущим!» (далее - Форум) на базе Филиала при привлечении экспертов – представителей органов власти и бизнес-сообщества.

    1.3. Цели и задачи деловой игры:

    Повышение информированности и активизации антикоррупционного просвещения молодежи;

    Формирования нетерпимости к проявлениям коррупции в профессиональных и бытовых ситуациях;

    Формирование у молодежи понятия об основных механизмах противодействия коррупции

    Развитие творческих способностей студентов и укрепления профессиональных навыков командной работы;

    Укрепление связей с органами власти и бизнес сообществом.

    1.4. Руководство деловой игрой осуществляет организационный комитет, утвержденный приказом директора Филиала.

    1.5. Обязанности организаторов игры:

    Факультет государственного и муниципального управления Филиала отвечает за проведение деловой игры, подготовку заданий (кейсов), формирование и организацию работы оценочного жюри; принимает участие в процедуре поздравления победителей;


    Научно-организационный отдел Филиала отвечает за прием заявок на участие в деловой игре; организационно-техническое сопровождение всех этапов;

    Финансирование игры осуществляется из средств НИР Филиала, а также целевых средств других лиц, привлеченных для проведения деловой игры.

    2. Условия и порядок проведения деловой игры

    2.1. Деловая игра организуется и проводится в два этапа. Первый этап проводится заочно. По результатам его проведения отбираются участники второго (очного этапа). Для участия приглашаются команды от вузов в количестве от 5 до 7 человек.

    2.2. Заявки на участие принимаются по форме и в срок, установленные организационным комитетом Форума.

    2.3. Заочный этап проводится до 31 октября 2014 г. (включительно) в виде подготовки и представления комиссии презентации в объеме 5-7 слайдов на тему «Молодежь против коррупции». В презентации необходимо отразить авторский взгляд на основные задачи социальной группы «молодежь» в антикоррупционной деятельности, а также проблемы ее осуществления с учетом Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы.

    2.4. Оценку работ заочного этапа деловой игры проводит комиссия, состав которой формируется из специалистов-практиков и преподавателей Филиала.

    2.5. Очный этап деловой игры проводится 26 ноября 2014 г. на базе Филиала по адресу: г. Новосибирск, ул. .

    Очный этап состоит из 3-х частей.

    Первая часть – это имитационная игра, действие которой разворачивается в условной хозяйственной системе, состоящей из одинаковых (по мощности, капиталу, численности персонала) предприятий. Численность участников 3-5 человек. Каждая команда по завершении имитационной игры должна представить рекомендации по решению проблем, обусловленных проявлениями коррупции в хозяйственной системе.

    Вторая часть – выполнение практико-ориентированного задания (кейса), охватывающего следующую проблематику:

    Сущность, условия и причины возникновения коррупции, формы ее проявления;

    Социальные, экономические, политические и культурные последствия коррупции;

    Правовые основы, пути и средства противодействия коррупции;

    Принципы взаимодействия государства, негосударственных учреждений, граждан в процессе противодействия коррупции;

    Конфликт интересов и меры по его урегулированию.

    Участники в количестве до 2 человек представляют решение в присутствии жюри и зрителей.

    Третья часть – групповая работа по сюжету «Донос как проблема», результаты которой представляются в докладе Капитана о совокупности схем и способов осуществления доносов с точки зрения эффективности противодействия коррупции.

    2.6. Подведение итогов деловой игры и награждение проводится 26 ноября 2014 г. По итогам определяются победители, занявшие первое, второе и третье места в личном и командном зачете. Победители выявляются путем суммирования баллов всех этапов игры. Победители награждаются дипломами и ценными призами. По решению жюри отдельным участникам деловой игры может быть объявлена благодарность.

    Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6-8 классов

    – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

    • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
    • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
    • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

    Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

    • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
    • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
    • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
    • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок-игра по программе антикоррупционного воспитания для 6де и 7де,8д классов

    Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

    Задачи антикоррупционного воспитания:

    • Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.
    • Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
    • Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

    Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:

    • отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
    • антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения;
    • обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
    • педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

    Методические комментарии

    Основная воспитательная работа с учащимися 5 – 7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия. Наиболее продуктивными в этом возрасте являются различные формы совместной работы и коллективной творческой деятельности. Формирование способности уважения друг к другу, культуры договора и взаимопонимания послужит основой для профилактики коррупционных действий. В практике работы с детьми этого возраста можно выделить ряд ситуаций, обусловливающих в будущем коррупционное поведение. Первая распространенная ситуация заключается в том, что родители выдают ребенку деньги за хорошие отметки, готовят человека, который считает, что каждый его шаг, а тем более созданный продукт, должен быть оплачен. Необходимо в регулярном общении с родителями отмечать вред данного способа взаимодействия с ребенком. Вторая ситуация связана с тем, что ребенок этого возраста получает незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. Примером должен стать учитель. Если ребенок понимает, что букет цветов, подаренный учителю, влияет на качество оценки, то это будет способствовать формированию коррупционного сознания. Третья ситуация связана с деятельностью педагогов и родителей по принципу: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Когда учителя и родители, несмотря на существующие запреты, позволяют детям совершать запрещенные действия, то это приводит к формированию в сознании ребенка позиции, о том, что все можно купить и все можно сделать, если договориться с кем надо. Следующая ситуация заключается в отношениях между детьми в системе самоуправления. Наиболее острой ситуация становится, когда перед ребенком оказывается выбор между дружбой и порядком. Вполне естественно, что дети многое разрешают своим друзьям в отличие от других. К сожалению, в рамках общественного сознания помощь другу (даже за счет нарушения закона) является нормой. Явление «любимчиков», которым разрешено больше, чем остальным, получило широкое распространение в образовательных учреждениях. С учетом специфики возраста проведение педагогических бесед по данной теме становится неэффективным. Наиболее продуктивной становится организация групповой работы в процессе созидательной, обучающей и игровой видов деятельности. Поэтому проведение воспитательных дел, практикумов и сюжетно-ролевых игр оказывается наиболее действенным способом. В первую очередь необходимо организовывать имитационные и деловые игры, в рамках которых учащиеся получают определенные властные полномочия и реализуют их в ходе игры.

    Вступление урока

    Корру́пция (от лат . corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

    В ыделяют отдельные проявления коррупции. Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

    Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:

    • коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных полномочий;
    • коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
    • коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа должностных лиц;
    • коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и удовлетворения их потребностей.

    Выделяются следующие признаки коррупции:

    1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.

    2. Стороны действуют по обоюдному согласию.

    3. Обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества.

    4. Обе стороны стараются скрыть свои действия .

    На основе разобранных понятий, терминов и признаков связанных с коррупцией строится в дальнейшим игра.

    Игра «Создание президентской команды» .

    Ход игры: методом жеребьевки выбираются 5 6 детей, которые становятся президентами компаний. Им предлагается в течение 30 минут набрать себе команду помощников. Причем в эту команду должно входить 7 человек, каждый из которых получает определенный титул первого, второго, третьего и т. д. помощников. Первый помощник получает зарплату в размере 70 тысяч, второй 60 тысяч, третий 50 тысяч и т. д. с уменьшением на 10 тысяч. Каждому президенту выдается набор карточек со званиями помощников. По итогам 30-минутной работы каждый президент представляет свою команду и обосновывает свой выбор: «первым помощником я назначил Васю Иванова, потому что …, вторым помощником Петю Сидорова… и т. д.». Оценка деловых качеств учащихся, использование определенных заданий для испытуемых свидетельствует о культуре подбора специалистов. Подбор специалистов по причинам: «он мне нравится, он мне пообещал…» считается проявлением склонности к коррупционному образу действий. Следует заметить, что созданная в детстве модель поведения трудно поддается корректировке в будущем. С нашей точки зрения, именно в этом возрасте закладываются основные способы взаимодействия с окружающими людьми. В процессе обсуждения игры следует внимательно разобрать все случаи подбора советников на основе личных отношений и предложенных обещаний. При этом важно обсудить все случаи подбора специалистов на основе личных отношений и взяточничества, которые вспомнят учащиеся по рассказам родителей. Очень сложная задача педагога заключается в том, чтобы убедить учащихся в порочности подобной практики. Здесь очень важна убежденность самого педагога в необходимости бороться с коррупцией.

    Деловая игра «Городская застройка».

    В ходе игры выбираются 4 – 5 мэров города, которым необходимо построить ряд зданий. Рядом с каждым зданием написано количество прибыли. Например, постройка школы – прибыль 20 тысяч, постройка жилого дома – прибыль 500 тысяч и т. д. Все остальные учащиеся объявляются директорами строительных фирм, которые должны получить максимально выгодные заказы. Для этого выделяются 30 минут игрового времени. Затем каждый мэр обосновывает выдачу заказов, а каждый директор фирмы рассказывает, как и какие заказы, он получил. Проявление личных отношений, подкуп мэров какими-либо обещаниями оценивается как проявление коррупции. В процессе подведения итогов игры важно разобрать каждый случай незаконного получения выигрыша.

    Варианты игр по выше предложенной схеме:

    • «Распределение премиального фонда». В ходе игры учащиеся делятся на группы – премиальные фонды и распределяют определенное количество премий (все премии разного денежного размера).
    • «Экзамен на знание правил школьной жизни» – выбирается 5 – 6 экзаменаторов, которые, получив экзаменационные билеты, принимают экзамен у остальных участников игра (каждый участник игры имеет право выбрать экзаменатора).
    • «Разрешенный запрет» поделившись на группы, участники игры находят 5–6 запретов, которые регулярно нарушаются. После изложения всех обнаруженных запретов выясняются причины их нарушения.
    • «Пропускной пункт» – выбираются 6 – 7 начальников пропускных пунктов, которым запрещается пропускать кого бы то ни было в определенное место. Задача остальных добиться разрешения на проход. Применение насилия к контролерам запрещается.
    • «Исключительные обстоятельства» выбираются 5–6 важных чиновников, которые не имеют права ставить подписи на карте участника. Задача остальных участников игры получить подпись чиновника любой ценой.
    • «Распределение путевок» в ходе игры выбираются 5 6 руководителей турфирм, которые имеют по три бесплатных туристических путевки. Их задача раздать эти путевки любым способом (жребий, голосование, личный выбор). Задача остальных участников игры получить максимальное число бесплатных путевок.

    Анализ проведения урока-игры

    Особенность этих игр заключается в их определенной провокационности. При наличии у педагога страхов перед возникновением конфликтов в этих играх их проводить не стоит. В целом, следует понимать, что стереотипы нашей жизни формируют готовность к коррупционному поведению. Поэтому разрушить эти стереотипы можно только в ситуации конфликта.

    Следует заметить, что эффективным средством выстраивания отношения сотрудничества является прием организации системы дежурных командиров. В системе классного самоуправления дети по очереди в течение недели выполняют обязанности дежурного командира микрогруппы, в составе 5 – 7 человек. Необходимость взаимоподчинения порождает элементы сотрудничества. Одним из случаев коррупционного поведения является ситуация списывания. Обсуждение этой ситуации и ее преодоление способствует формированию осознанного отношения к проявлению коррупции. Еще одна ситуация, требующая обсуждения и анализа, связана с подкупом. Учащиеся этого возраста достаточно часто пользуются тем, что стараются подкупить окружающих и получить определенную выгоду.


    Интеллектуальная игра: Молодежь- против коррупции .

    Открытое районное мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции. Участники: Команды городских школ.

    Оборудование: Презентация(слайд-шоу) « Молодежь против коррупции»

    Цель : разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

    Задачи: Выяснить основные виды юридической ответствен­ности, показать, в каких случаях она может наступить; научить ха­рактеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не­правомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

    Ход игры.

    1.1. Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре : Молодежь - против коррупции» Цель нашей игры - привлечь внимание к актуальной, злободневной проблеме - коррупции. Мы должны сегодня вместе выяснить суть, масштабы и последствия коррупции В игре принимают команды 8 школ. Судить нашу игру будет компетентное жюри. Разрешите представить членов жюри………..

    За каждый правильный ответ команды будут получать очки в виде конфеток. Выиграет та команда, которая наберет больше всего конфет, которые вы сможете после игры с удовольствием съесть.

    Мотивация.

    (показ записи видеоблока Президента России –).

    2.«…Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Одними посадками проблему не решить, но сажать надо». Д. А. вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!


    1.Блок групповой работы. Работа над понятием «коррупция».
    Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.
    Задание 1 .Объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей и пособий.
    2.Объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юридического подхода.
    (Ответ 1.Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка " относит его к "книжной" лексике. В "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
    Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором – о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. У населения образуется некий "образ", который возникает в сознании сегодняшнего Россиянина, когда он слышит слова "коррупция".
    КОРРУПЦИЯ - (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления , выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
    2.Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических общественных деятелей, государственных чиновников.) Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

    1. 2.Блок групповой работы.
    Задание 3.
    Защита плакатов (2-3 минуты) Каждая команда получила домашнее задание –нарисо-ать антиоррупционный плакат. Вы должны объяснить смысл вашего плаката, провести его защиту.
    С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?

    2.1. Блок для работы в группах и конкурс капитанов.

    Задание для команд - Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.

    Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
    Правила написания синквейна:

    1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

    2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

    3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

    4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

    5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

    Например:

    Коррупция

    Неизбежная непобедимая

    Поглощает разрушает искушает

    Вечная спутница любого дела

    Спрут

    2.2 .Конкурс капитанов 2 Пока команды составляют синквейн, Капианы отвечают на тесты. (Презентация).

    2.4. Блок групповой работы.
    Задание.
    Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
    Оптимальные причины коррупции ?( 1.Значительный объем государственных расходов .
    2. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. 3. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. 4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти.
    Трудности преодоления старого наследия. Экономический упадок, Несовершенство законодательства, Неэффективная деятельность власти, Слабость гражданского общества, Субъективный тип политической культуры
    (учебник))
    Учитель
    :
    Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
    КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус . Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе .
    1.5. Блок групповой работы. Перевертыши.
    Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
    Фразы:
    Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
    Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
    С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
    На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
    Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
    Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.


    1.6. Блок групповой работы.
    Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
    1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
    2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
    3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов
    4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
    5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
    Субъектами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются :
    1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
    2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;
    3) органы местного самоуправления ;
    4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
    5) средства массовой информации .
    Виды коррупционных правонарушений:
    1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями , за которые установлена дисциплинарная ответственность ;
    2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность ;
    3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;
    4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

    Заключение (пока идет подсчет баллов)

    Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории появления коррупции и борьбы с ней.

    XIII– первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
    Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»).
    XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
    Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование ИванаIII
    XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
    А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

    XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения
    XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили , ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен.
    С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
    С 1918г . – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
    С 1922г . – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
    С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т. к коррупция считалась редким явлением.

    Цитаты о коррупции
    Результаты игры.

    Заключение По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

    Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе Вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя!