Войти
Территория кровельщика
  • Московский государственный технический университет им
  • Карточка подвижной игры «Белые медведи
  • Арт-терапия сборник упражнений и техник
  • Чем отличаются пословицы и поговорки?
  • Альманах «День за днем»: Наука
  • Весной на час отстанешь –за день не догонишь Пчеловодам расскажут о современных технологиях и оборудовании, методах диагностики, лечения и профилактики болезней пчел
  • Деловая игра по антикоррупции. Деловая игра «Коррупция

    Деловая игра по антикоррупции. Деловая игра «Коррупция

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Сценарий правовой игры для подростков «ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН» по вопросам антикоррупционного поведения Цели: -разъяснять старшеклассникам сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; -формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения. Задачи: рассказать об основных видах юридической ответственности, показать, в каких случаях она может наступить; научить характеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции. Ход игры Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами проведем правовую игру «Человек и закон», посвященную такому опасному социальному явлению, как Коррупция. (Слайд 1) Эпиграфом к нашему мероприятию могли бы стать такие изречения (Слайд 2): «С помощью больших денег больше людей продано, чем куплено» (Фрэнсис Бэкон) «Того, кто хоть что - нибудь стоит, довольно трудно купить» (Э.Севрус) «Нечестно нажитое впрок не идет» (восточная мудрость) «Где говорят деньги, там молчит совесть» К сожалению, проблема коррупции является актуальной для нашей страны и с каждым годом она становится все более тревожной. В России коррупция словно яма. С ней тщетно, как с бездорожьем, борются. И чем настойчивей под неё копают, Тем только больше она становится. Масштабы распространения коррупции не сокращаются, а увеличиваются. И все мы сталкиваемся с этим явлением в нашей повседневной жизни. Потому иметь знания о данной проблеме для вас является важной и необходимой. Сегодня мы проведем своеобразное расследование по делу о коррупции. И помогать нам будет сотрудник полиции. Я предлагаю участникам игры разделится на 2 опер группы. Назовите свои группы и выберите руководителя. Для вас приготовлены 6 заданий, а наше жюри будет оценивать их выполнение. За низкую дисциплину в опергруппе могут быть снижены баллы.

    2 Давайте вначале разберемся, что такое коррупция. В любом расследовании очень важно знать, как выглядит предполагаемый преступник. Итак, ПЕРВОЕ ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ в нашем расследовании «ФОТОРОБОТ». Вам даются ватманы, на которых за 30 сек. вам нужно содать фотопортрет Коррупции и описать его. Вы можете использовать любые образы, слова, изречения. Высшая оценка 5 баллов. Выполняется задание. А пока опергруппы создают фотороботы, мы обратимся к народной мудрости: пословицы и поговорки о коррупции Что мне законы, коли судьи знакомы. Один закон для богатых, другой для бедных. Дай грош будешь хорош. Другой судья что дышло: куда повернет, туда и вышло. Когда золото всплывает, то правда тонет. И умный берет, когда глупый дает. Суд крив, коли судья лжив. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд. Как видите, проблемы коррупции существуют с давних времен и отображены в устном народном творчестве. А сейчас настало время подвести итоги первого задания. Команды защищают свои работы, фотороботы передаются жюри для поведения итогов. Ведущий. Обобщим наши фотороботы одним определением: (Слайды) «Коррупция» произошло от лат. corruptio порча, упадок. Коррупция это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Основные ее формы - подкуп, продажность, взяточничество среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Запомните главные признаки проявления коррупции: 1. Человек, участвующий в коррупционных деяниях, является должностным лицом. 2. Человек использует свое служебное положение для осуществления незаконной связи с отдельным лицом или группами лиц. 3. Все это наносит ущерб интересам людей, общества и государства.

    3 Ведущий. Мы с вами разобрали, что такое коррупция. У любого преступления есть мотив, то есть причины. Как вы думаете, что порождает коррупцию? ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ. «Мотив» Каждая команда называет возможный мотив коррупционного деяния по очереди, выигрывает последняя, назвавшая мотив. Оценка 2 балла. ОТВЕТЫ: низкая заработная плата государственных служащих; незнание законов; желание легкой наживы; частая сменяемость лиц на различных должностях; нестабильное экономическое положение в стране; коррупция как привычка; низкий уровень жизни населения; безработица; неразвитость институтов гражданского общества. Ведущий. Слайд. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллионов долларов. Самая коррумпированная страна Сомали и Мьянма, а самые благополучные Финляндия, Новая Зеландия и Дания. ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ. Анализ ситуации (3 балла) Вам предлагается проанализировать юридические ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции, определить, проанализировать, кому (или чему) был причинен вред коррупционными действиями: 1. Чиновник создает искусственные незаконные преграды отказывает предпринимателю в выдаче лицензии на какой-либо вид бизнеса. Ответ: да, так как он тем самым понуждает своего клиента к даче взятки. Эта ситуация сопряжена с дачей и принятием взятки по-старому это называется мздоимством. 2. Судью вынуждают под давлением или при помощи шантажа принять незаконное решение. Ответ: да, судья связан с преступной группой, поддается давлению, фактически нарушает закон, используя свое служебное положение. ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ. Следственный эксперимент. Вам необходимо будет разыграть ситуации и выявить причины коррупции в конкретной ситуации. Вы можете придумать свою ситуацию, а можете воспользоваться готовым шаблоном. Высшая оценка 5 баллов. Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс.

    4 Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана. ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ. Классификация преступления. Слайды. 1. Принимаемые должностным лицом материальные ценности за выполнение или невыполнение действия, которое это лицо должно было совершить в силу своего служебного положения (взятка). 2. Преступление против собственности, выраженное в требовании передать чужое имущество под угрозой применения насилия или уничтожения, повреждения чужого имущества (вымогательство). 3. Приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество). 4. Форма вымогательства, нарочитое затягивание рассмотрения дела с целью получения взятки (Волокита) 5. Форма фаворитизма, когда должностное лицо предпочитает при назначении на государственные должности выдвигать своих родственников. (Непотизм, кумовство) 6. Действия, с помощью которых осуществляется попытка узаконить или припрятать происхождение полученных преступным путем денег. (Отмывание денег) 7. Действие, связанное с предложением, обещанием дать или дачей взятки государственному служащему или лицу, приравниваемому к государственному служащему, за желательное законное действие или бездеятельность в ходе выполнения им полномочий или посреднику с целью достижения тех же результатов (Подкуп) 8. Хищение чужого имущества, вверенного виновному (Растрата) Как видите, у коррупции много обличий, но все они противоречат законодательству и являются преступным деянием. А если есть преступление - есть и наказание. Пока жюри подводит итоги нашей игры, давайте обратимся к Уголовному кодексу РФ. НАКАЗАНИЕ. Статья 290. Получение взятки 1. Получение должностным лицом взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества за действия (бездействие) в пользу взяткодателя - штраф в размере от

    5 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 2. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 3. Вышеуказанные деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. 4. Вышеуказанные деяния, если они совершены: а) группой лиц; в) с вымогательством взятки; г) в крупном размере (превышающие 150 тысяч рублей) - наказываются лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей. Статья 291. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - штраф до 200 тысяч рублей, либо исправительные работы на срок от 1 года до 2 лет, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 3 лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) - штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 8 лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Вывод: Таким образом, мы с вами убедились, что очень часто в жизни бывают ситуации, когда конкретные действия могут не затрагивать непосредственно нас и наших близких, но последствия этих действий отражаются на всех членах общества!!! Прямо или косвенно коррупция влияет на каждого из нас, представляет угрозу для общества и государства. Для того чтобы эффективно бороться с коррупцией, мы с вами должны искоренять причины, порождающие ее!

    6 КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ Ситуация 1: Учитель во время подведения итогов года хотел оставить на второй год одного ученика. Учитель предложил ученику, для повышения успеваемости, попросить родителей подарить классу плазменный телевизор. Родители поддержали эту идею, подарили классу телевизор и ученик был переведен в другой класс. Ситуация 2: Врач травмпункта отказался оказать первую медицинскую помощь пострадавшему мальчику без медицинского полиса. Врач пожаловался на низкую заработную плату и на необходимость покупки нового медицинского оборудования. После того, как родители ребенка заплатили необходимую сумму, врачебная помощь ребенку была оказана.


    Взяточничество действие, когда государственный служащий или приравниваемое к нему лицо в своих или чужих интересах прямо или опосредованно принимает, обещает или договаривается принять взятку, требует

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями; получение

    ПАМЯТКА Коррупционные преступления и предусмотренная за них уголовная ответственность Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество

    ПАМЯТКА об ответственности за коррупционные правонарушения Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

    Уголовная ответственность за получение и дачу взятки и меры административной ответственности Уголовный кодекс РФ: Статья 204. Коммерческий подкуп 1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие

    2 3 взятка-подкуп 4 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник был согласен, не

    У ВАС ВЗЯТКУ. 2 3 4 5 взятка-подкуп 6 ЧТО ТОЖЕ СЧИТАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ Если не только должностному лицу, но и его родным и близким передали деньги, ценности или оказали материальные услуги. При этом сотрудник

    ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ КОРРУПЦИИ! Основы антикоррупционной политики Ухтинского государственного технического университета Приказом ректора 1161 от 29 декабря 2012 г. в УГТУ создана комиссия по противодействию

    Выдержки из Уголовного кодекса РФ Статья 159.3. Мошенничество с использованием платежных карт 1. Мошенничество с использованием платежных карт, то есть хищение чужого имущества, совершенное с использованием

    Классный час На тему: «Коррупция и борьба с ней Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а

    Уголовный кодекс РФ (извлечение) от 13.06.1996 63-ФЗ Статья 159. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления

    Уголовная, административная, дисииплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений. В соответствии со ст.1 Фед!ерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

    ПЕРЕЧЕНЬ преступлений коррупционной направленности 1. К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния только при наличии всех перечисленных ниже критериев: - наличие надлежащих

    ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей

    ПАМЯТКА государственному гражданскому служащему по антикоррупционному поведению Поведение, воспринимаемое окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку

    1 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано разработаны во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального

    Памятка Для муниципальных служащих Об ответственности За коррупционные правонарушения ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (Федеральный закон от 25.12.2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

    Сборник положений нормативных правовых актов, устанавливающих меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии

    Твое НЕТ имеет значение! Коррупция (от лат. corrumpere растлевать, гнить лат. corruptio подкуп, порча) Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (выгоды), связанной

    Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных органов,

    УТВЕРЖДАЮ Дополнение о внесении изменений к Памятке для сотрудников ТОГБУЗ МЦ МР «Резерв» по вопросам противодействия коррупции, утвержденной 29.01.2016 г. Статья 290. Получение взятки (в ред. Федерального

    Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Памятка по противодействию коррупции и ответственности государственных гражданских служащих министерства, территориальных подразделений

    Уголовный кодекс УК РФ, Статья 141.1. Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы

    Вместе против коррупции Памятка гражданину Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование

    Новое в Уголовном кодексе Российской Федерации С 15 июля 2016 года введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом

    12+ «Коррупция кругом», «продажность заела» А ты сам с этой коррупцией уже сталкивался? С этой продажностью хоть раз боролся? Ты же сам ее первый соучастник если видишь и миришься! Веллер М.И. 2 ЧТО ТАКОЕ

    Источник получения информации «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь» УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9 июля 1999 г.

    УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Экспертного клуба Института госзакупок от 15 мая 2018 года 09/18 СОСТАВЫ УГОЛОВНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

    ПАМЯТКА ОБУЧАЮЩИМСЯ И СОТРУДНИКАМ ФГБОУ ВО «ВГУ» ПО ВОПРОСАМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ Цель памятки определить содержание понятий, имеющих отношение к коррупции и её проявлениям, раскрыть сущность правовых

    Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений определены

    Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года ИЗВЛЕЧЕНИЯ Статья 14. Понятие преступления 1. Преступлением

    Уголовная и административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13 июня 1996 года 63-ФЗ) Преступление виновно совершенное

    Преступления против собственности 1. Под хищением в настоящей главе понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи,

    Статьи УК РФ, считающиеся коррупционными К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение

    Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка ПАМЯТКА об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического

    Министерство имущественных отношений Ставропольского края ПАМЯТКА для граждан «Стоп коррупция» Ставрополь 2016 г. В соответствии со статьей 13 Федерального закона.n"2273-фз граждане Российской Федерации,

    Словарь основных терминов и понятий Аномия дезинтеграция нравственных ценностей, смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу «все дозволено». Проявляется в виде ненормативного

    Памятка для муниципальных служащих по вопросам взяточничества и применения мер ответственности за получение и дачу взятки Взятка принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги)

    Памятка гражданину «Что делать, если у Вас вымогают взятку?» В случае, если у Вас вымогают взятку, необходимо: - вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли

    ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ Государственное и частное взяточничество Природа взяточничества Посредничество во взяточничестве Наказания за взяточничество «Большое количество законов свидетельствует

    ПАМЯТКА эффективного менеджера Статья 159. Мошенничество [Уголовный кодекс РФ] [Глава 21] [Статья 159] 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем

    Профилактика коррупционных правонарушений! В с о о т в е т с т в и и с Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. 273-ФЗ: Коррупция это злоупотребление служебным положением, дача

    13 июня 1996 года N 63-ФЗ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С изменениями на 28.11.2015 г. Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года (ИЗВЛЕНИЕ) ОСОБЕННАЯ

    Информационная памятка о мерах по предотвращению коррупции «Университет без взяток» Ст.1. Федерального закона «О противодействии коррупции» Коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки,

    УТВЕРЖДАЮ Директор ^ Г Б У С ОмМс щ)л о г и ч е с к и й Центр» 7/ л., /Щ, Ш9 0-М. Илгамова -. -! Г./Г - \ 20// г. И!/:. тг^ гг ПРОГРАММА СЕМИНАРА «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ» НА 2016 ГОД 1. Нормативная

    Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края «Городская детская поликлиника 3» города Ставрополя Памятка для граждан об общественно опасных последствиях проявления коррупции

    ИНФОРМАЦИЯ по вопросам противодействия коррупции для сотрудников ГПОАУ Амурской области «Благовещенский политехнический колледж» Основные понятия, используемые в настоящей памятке Коррупция: а) злоупотребление

    1 Классный час на тему: «Сказать коррупции: нет!» Цель: Привить подрастающему поколению негативное отношения к коррупционным действиям, научить противостоять коррупции. Задачи: Образовательная:

    Антикоррупционное просвещение граждан. Согласно Федеральному закону от 25.12.2006 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции", КОРРУПЦИЯ Злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,

    Приложение к приказу от 2016 УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ «Гимназия 4» Т.В. Шамардина 2016 Антикоррупционная политика МОАУ Гимназия 4» I. Общие положения Антикоррупционная политика МОАУ «Гимназия 4» (далее

    Информационный материал для формирования правовых знаний в области противодействия коррупции и антикоррупционных стандартов поведения Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 мая _20_1_6г. _ Пр-983 Москва, Кремль Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской

    Приложение к распоряжению управления образования администрации города Оренбурга от АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ОРЕНБУРГА I. ВВЕДЕНИЕ. Антикоррупционная политика

    Что такое коррупция? Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки,

    Памятка для граждан об общественно-опасных последствиях проявления коррупции ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных

    Статья 159 УК РФ. Мошенничество 1. Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием, - наказывается штрафом в размере

    ПРОКУРАТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ПАМЯТКА ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «I?» марта _ Пр-399 _2018 г. Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

    ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников МОУ СОШ 1 г.о. Звенигород, установленные в целях противодействия коррупции. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

    Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного

    / 7t> v л с ж" и и (- л / 3 К приказу 95-0 _ от 10.01.2018 УТВЕРЖДАЮ Директор ГАУ СО НСО «Областной комплексный центр согщазщ^юй ад^ггации граждан» «_10_» января 2018г. В.Н. Тарасенко ОЦЕНКА коррупционных

    ПАМЯТКА об ограничениях, запретах и обязанностях работников, установленных в целях противодействия коррупции 1. Нормативное правовое регулирование ограничений, запретов и обязанностей установленных в целях

    Условия обеспечения информационной безопасности на всех этапах проведения государственной итоговой аттестации обучающихся и ответственность лиц, привлекаемых к проведению ГИА в 2015 году Кодекс об административных

    2 1. Цели и задачи внедрения антикоррупционной политики 1.1. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

    Памятка по борьбе с коррупцией По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции высокого уровня

    КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ КОРРУПЦИИ ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ? Под коррупцией как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных

    "Самый эффективный способ борьбы с коррупцией развитие гражданского общества и свобода средств массовой информации Борьба с коррупцией - это задача всего общества» «Коррупция, прежде всего, влияет не на

    Приложение 3 к протоколу заседания Совета директоров АО «КОРЭМ» от «28» ноября 2014 г. 7 Политика по противодействию коррупции и мошенничеству в акционерном обществе «Казахстанский оператор рынка электрической

    СБОРНИК положении нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения ГКУ «Ставропольвиноградпром» Законодательство Российской

    Курс на усиление борьбы с коррупцией, заявленный в России и на Украине, отражает насущную потребность общества в преодолении тех криминальных тенденций, которые могут привести к экономическому коллапсу.Масштабы коррупционной «деятельности» впечатляют и настораживают.Если коррупционный геноцидбудет развиваться дальше такими же темпами, последствия будут катастрофическими.

    С позиции разработанной автором концепции структурно-субстратной оптимизации управления можно так объяснить тенденцию роста коррупционности нашего общества. Со сменой идеологического курса сменились приоритеты поведения, сформировались новые базовые ценности – субстраты самоорганизации личности. Если раньше нашим девизом был лозунг «Прежде думай о Родине, а потом о себе», то теперь обществом двигает тезис «Обогащайся любой ценой».Причем, эта идея пропагандируется средствами массовой информации непрерывно и ежечасно, что безусловно является одной из ошибок стратегического управления.Задача борьбы с коррупцией требует постепенной переориентации общественного сознания на популяризацию законопослушного образа жизни. А это, в свою очередь, требует постоянного внимания, гражданского мужества и, разумеется, высокого интеллекта, как и любая стратегическая управленческая проблема.Специально для подготовки общественного мнения, высшего руководства страны, специальных органов разработана деловая игра «Коррупция», которая моделирует некоторые аспекты антикоррупционнойдеятельности: постановку задачи оптимального управления процессом выявления коррупционеров, организацию контроля и мотивации управления, развитие и тестирование навыков построения оптимальных стратегий «войны» с коррупцией.

    Цели игры:

    1. Привлечение внимания общественности к проблеме, путем соответсвующего психологического воздействия на играющих и болельщиков.
    2. Погружение играющих в антикоррупционную терминологию и проблематику.
    3. Обучение методам построения оптимальных стратегий управления.
    4. Тестированиенавыков построения оптимальных стратегий, которые могут использоваться при решении практически любых управленческих проблем.

    Игра проводится в среде «Гайдпарка» в режиме онлайн. Количество участников неограниченно. Игровые ходы можно делать не дожидаясь очередного хода партнера. Время игры от нескольких часов до нескольких дней. В процессе игры разыгрывается личное и командное первенство.Игра не имеет мировых аналогов и демонстрируется впервые.

    Суть игры заключается в следующем. Каждый игрок должен выявить коррупционера среди некоторого количества подозреваемых, которых может быть от 12 до 20 человек. Проблема заключается в том, чтобы сделать это за наименьшее количество ходов. Все подозреваемые выступают под номерами от 1 до 20. При этом каждый из них может иметь идентификатор от 0 до 3. Принята следующая система идентификации подозреваемых и коррупционеров: 0 – коррупционная составляющая для данного подозреваемого пока не определена. Это начальное и текущее состояние любого подозреваемого. 1 – растратчик государственных средств. Это человек, который работает в основном в минус для государственной казны. Основная его жизненная ориентация направлена на воровство, злоупотребление служебным положением и т.д.

    2 – законопослушный гражданин. Он успешно работает, принося пользу обществу.

    3 – человек с коррупционными наклонностями, главная жизненная цель которого заключается в увеличении собственного богатства. Это хапуга, т.е. человек, жизненная ориентация которого направлена «в плюс», но только в первую очередь для себя, и делается это в ущерб обществу.

    Каждый игрок управляет своей группой подозреваемых в коррупционной деятельности. Причем в каждой такой группе имеется только один коррупционер. Есть более сложный вариант игры, когда количество коррупционеров может быть несколько. Номер коррупционера и его идентификатор (1,2 или 3) назначается случайным образом. Задача игрока заключается в том, чтобы определить номер коррупционера и его идентификатор при наименьшем количестве ходов.Таким образом, проблема сводится к решению задачи структурной оптимизации разрабатываемой стратегии. Менее опытные игроки могут больше полагаться на метод проб и ошибок и на интуицию. Чем больше логики в действиях игрока, тем выше будет его рейтинг.Для моделирования управленческих ситуаций в игру введены зоны А и В , чтобы на каждом шаге игры сравнивать их по суммарному весу идентификаторов коррупционности. Клеточки разделов А и В (см. пример сканированной копии экрана на рисунке в начале статьи) обозначаются именами А1, А2, В1, В2 и т.д. Чтобы посмотреть все рисунки этой статьи, нажмите или на зеленые треугольники слева и справа от рисунка или назначьте режим просмотра (меню слева- вверху). В результате этого на каждом шаге игры вы получаете ответную реакцию системы. Это своеобразная обратная связь управления или, если хотите, функция контроля в управлении в виде сообщения трех видов, которые после каждого вашего хода высечиваются в графеRez . Эти сообщения могут быть трех видов: A = B , A > B или A < B . Сделав соответствующие выводы, вы назначаете нужные вам номера подозреваемых в зоны А и В до тех пор, пока вы не сможете сделать окончательного вывода о числовом значении номера коррупционера Nm и о числовом значении его идентификатора коррупционности Id , который может принимать всего два окончательных значения 1 или 3. Чем раньше вы это сделаете, тем выше будет ваш персональный рейтинг, характеризующий ваши способности строить структурно оптимальные стратегии управления. Косвенно рейтинг характеризуется количеством сделанных вами ходов (чем их меньше, тем лучше) и местом, занятым вами в общем списке играющих MS . Ваши имя и фамилия будут внесены в графу FIO .Для участия в игре вам нужно направить мне следующую информацию:

    1. Фамилию и имя.
    2. E -mail и телефон для установления оперативной связи.
    3. Номера подозреваемых в разделы А и В . Количество подозреваемых в данном варианте игры равно 12. Их номера, соответственно равны числам от 1 до 12, которые вы должны поставить в разделы А и В таким образом: А1=…, А2=… , и т.д. А9=… . Аналогично заполняется и раздел В. Количество номеров подозреваемых в разделах А и В должно быть равно. Остальные неиспользованные клеточки в разделах А и В заполняются нулями. Таким образом в некоторые клеточки разделов А и В допускается ставить нули.

    Викторина «Мы против коррупции!»

    (8-11 кл.)

    ВОПРОС 1: Когда отмечается "Международный день по борьбе с коррупцией"? И с какого года отмечается этот день?
    ОТВЕТ: 9 декабря. С 2004 года.

    ВОПРОС 2: Какие государственные органы, классифицирующиеся по территориальному признаку, наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

    ОТВЕТ: "Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"

    ВОПРОС 3: Назовите кратким словосочетанием или одним словом то, что сейчас будет перечислено:

    1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

    2) законность;

    3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

    4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

    5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

    6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

    7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    ОТВЕТ: принципы антикоррупционной политики

    ВОПРОС 4: Является ли основанием для отказа в приёме гражданина на государственную службу непредставление гражданином при поступлении на государственную службу сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений?

    ОТВЕТ : Является.

    ВОПРОС 5: Уголовное право царской России разделило взяточничество на два вида: мздоимство и...

    ОТВЕТ : Лихоимство.

    ВОПРОС 6: К какой мере ответственности (наказания) должно быть привлечено лиц, занимающее государственную должность, за не предоставление декларации в налоговый орган, если в содеянном не содержится признаков уголовно наказуемого деяния?

    ОТВЕТ : Увольнение

    ВОПРОС 7: В соответствии с какими НПА устанавливаются ответственные государственные должности

    ОТВЕТ : Конституцией РФ, Конституционными и иными законами РФ

    ВОПРОС 7: Какой царь издал Свод Законов (1832, 1842, 1857гг), в которых была глава об ответственности за взяточничество и лихоимство?

    ОТВЕТ : Николай I

    ВОПРОС 8: М.Е.Салтыков-Щедрин говорил «При таких законах жизнь в России без (них) ... была бы невозможна». Что имеет ввиду писатель?

    ОТВЕТ : Взятки

    ВОПРОС 9: Какие действия по отношению к чиновникам приняла Екатерина II, чтобы уменьшить коррупцию?

    ОТВЕТ : Увеличила жалованье, которое выплачивали в срок

    ВОПРОС 10: Критики царя Николая l расценили инициированную им борьбу с коррупцией как усиление самой коррупции. Кроме того, чиновники придумывали новые способы воровства, в обход мер, предпринимаемых Николаем I, о чём свидетельствует высказывание сенатора К. И. Фишера:
    «Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России… При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … Деморализация осталась ещё в подполье; канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Наконец вступает наглость высшего рода, где высокие сановники принимают инициативу и берут канцелярскую сволочь себе в сообщники… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом».
    Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря что в его окружении не воруют только он сам и... Кто, кроме Николая I, не ворует?

    ОТВЕТ : Наследник

    ВОПРОС 11: Противодействие коррупции может быть успешным, если будут искоренены главные её … (что должно быть выявлено?)

    ОТВЕТ : Причины

    ВОПРОС 12: Как назывался орган, созданный Петром I для противодействия беззаконности и с целью надзора за соблюдением правопорядка, в том числе и государственными служащими?

    ОТВЕТ : Прокуратура

    ВОПРОС 13: Кто был первым генерал-прокурором России?

    ОТВЕТ : Павел Иванович Ягужинский

    ВОПРОС 14: Какие взыскания могут быть применены к государственному служащему за коррупционные правонарушения? (за каждый правильный ответ – 1 балл)

    ОТВЕТ : 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение в связи с утратой доверия.

    ВОПРОС 15: Как называется взятка в словаре Сергея Ивановича Ожегова?

    ОТВЕТ : Мзда

    Интеллектуальная игра: Молодежь- против коррупции .

    Открытое районное мероприятие в ходе недели борьбы против коррупции. Участники: Команды городских школ.

    Оборудование: Презентация(слайд-шоу) « Молодежь против коррупции»

    Цель : разъяснять сущность, причины, масштаб и последствия коррупции; проводить антикоррупционную пропаганду; формировать навыки работы в группе, обучать умениям выражать и отстаивать свою точку зрения.

    Задачи: Выяснить основные виды юридической ответствен­ности, показать, в каких случаях она может наступить; научить ха­рактеризовать состав коррупционного правонарушения, различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и не­правомерного поведения; формировать отрицательное отношение к коррупции.

    Ход игры.

    1.1. Добрый день уважаемые ребята, учителя. Мы рады приветствовать вас на нашей интеллектуальной игре : Молодежь - против коррупции» Цель нашей игры - привлечь внимание к актуальной, злободневной проблеме - коррупции. Мы должны сегодня вместе выяснить суть, масштабы и последствия коррупции В игре принимают команды 8 школ. Судить нашу игру будет компетентное жюри. Разрешите представить членов жюри………..

    За каждый правильный ответ команды будут получать очки в виде конфеток. Выиграет та команда, которая наберет больше всего конфет, которые вы сможете после игры с удовольствием съесть.

    Мотивация.

    (показ записи видеоблока Президента России –).

    2.«…Надо что-то делать. Хватит ждать. Коррупция превратилась в системную проблему и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ. Одними посадками проблему не решить, но сажать надо». Д. А. вы высказали своё личное мнение к этой проблеме. Мы начинаем!


    1.Блок групповой работы. Работа над понятием «коррупция».
    Учитель: Термин «коррупция» раскрывают различные источники и различные подходы. Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.
    Задание 1 .Объясняет смысл и значение слова «коррупция» используя объяснение из словарей и пособий.
    2.Объясняет смысл и значение слова «коррупция» с точки зрения юридического подхода.
    (Ответ 1.Слово "коррупция", так широко используется российскими СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка " относит его к "книжной" лексике. В "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".
    Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором – о социальном явлении, разрушительном для общества в целом. У населения образуется некий "образ", который возникает в сознании сегодняшнего Россиянина, когда он слышит слова "коррупция".
    КОРРУПЦИЯ - (от. лат. corruptio - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления , выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.
    2.Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических общественных деятелей, государственных чиновников.) Учитель: Понятие «коррупции» мы определили.

    1. 2.Блок групповой работы.
    Задание 3.
    Защита плакатов (2-3 минуты) Каждая команда получила домашнее задание –нарисо-ать антиоррупционный плакат. Вы должны объяснить смысл вашего плаката, провести его защиту.
    С каким изображением у вас ассоциируется слово «коррупция»?

    2.1. Блок для работы в группах и конкурс капитанов.

    Задание для команд - Составление синквейна на тему «Коррупция» – 15 минут.

    Синквейн (происходит от французского слова «cing» – пять). Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
    Правила написания синквейна:

    1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

    2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

    3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

    4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

    5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

    Например:

    Коррупция

    Неизбежная непобедимая

    Поглощает разрушает искушает

    Вечная спутница любого дела

    Спрут

    2.2 .Конкурс капитанов 2 Пока команды составляют синквейн, Капианы отвечают на тесты. (Презентация).

    2.4. Блок групповой работы.
    Задание.
    Древние замечали, найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учённые понимают и факторы коррупции.
    Оптимальные причины коррупции ?( 1.Значительный объем государственных расходов .
    2. Ограниченность ресурсов, находящихся в распоряжении государства. 3. Особенности массового сознания, в котором закон не получил значения высшей силы, а рассматривался как некая рекомендация, следование которой не обязательно. 4. Неразвитость институтов гражданского общества и, следовательно, бесконтрольность власти.
    Трудности преодоления старого наследия. Экономический упадок, Несовершенство законодательства, Неэффективная деятельность власти, Слабость гражданского общества, Субъективный тип политической культуры
    (учебник))
    Учитель
    :
    Коррупция зависит от уровня жизни в стране, от национальной культуры и политики правительства. Например, в Китае, Японии и Сингапуре, где силен культ мудрого и честного чиновника, коррупция ниже, чем в странах Южной Азии (Пакистан). А причины возникновения коррупции в той или другой стране мира можно объяснить формулой:
    КОРРУПЦИЯ = МОНОПОЛИЯ + ПРОИЗВОЛ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Коррупция – явление многоплановое, приобретающее все новые формы для выживания. По уникальной способности приспосабливаться к изменяющимся условиям и мутировать коррупция напоминает вирус . Поэтому и для борьбы с ней используются многочисленные методы. Например, такие, как подотчетность власти гражданам, введение единых финансовых стандартов, соблюдение Закона о свободе информации, выдача займов странам «третьего мира» для снижения уровня бедности в них, упрощение налогового законодательства и другие. Но самый главный метод борьбы с коррупцией – это реформы законодательства в государственном секторе .
    1.5. Блок групповой работы. Перевертыши.
    Ну, а задание будет состоять в том, чтобы каждому слову, сказанному ведущим, противопоставить антоним , т. е. перевернуть его, тогда и получатся различные крылатые фразы и знаменитые высказывания. Например, ведущий говорит: "верх", команда записывает: "низ", право - лево, черное - белое и т. д. Следует помнить о специфике оригиналов предлагаемых фраз.
    Фразы:
    Нога ногу чешет - РУКА РУКУ МОЕТ
    Владей одним долларом, и не имей одного врага - НЕ ИМЕЙ СТО РУБЛЕ, А ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ Трудящийся имеет право стоять на свободе - ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ
    С чемоданом или с волей завязывают - ОТ СУМЫ И ОТ ТЮРЬМЫ НЕ ЗАРЕКАЮТСЯ
    На тебя подарком не угодишь - С МЕНЯ ВЗЯТКИ ГЛАДКИ
    Чужая мафия тебя не ценит - РОДНАЯ МИЛИЦИЯ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ
    Давай или забывай - БЕРИ И ПОМНИ.


    1.6. Блок групповой работы.
    Задачами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются:
    1) устранение причин, порождающих коррупцию, и противодействие условиям, способствующим ее проявлению;
    2) повышение риска коррупционных действий и потерь от них;
    3) увеличение выгод от действий в рамках закона и во благо общественных интересов
    4) вовлечение гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;
    5) формирование нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.
    Субъектами антикоррупционной политики в Республике Татарстан являются :
    1) государственные органы, на которые возлагаются отдельные полномочия по реализации антикоррупционной политики;
    2) специальный государственный орган по реализации антикоррупционной политики;
    3) органы местного самоуправления ;
    4) общественные организации, вовлеченные в реализацию антикоррупционной политики;
    5) средства массовой информации .
    Виды коррупционных правонарушений:
    1) дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями , за которые установлена дисциплинарная ответственность ;
    2) административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность ;
    3) коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции, предусмотренные пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;
    4) преступления, связанные с коррупционными преступлениями, – любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

    Заключение (пока идет подсчет баллов)

    Итак, мы с вами определили понятие «коррупции», причины и факторы этого явления, наметили оптимальные пути борьбы с этим опасным явлением. Но вот в российском праве пока нет ни определения понятия «коррупция», ни самого понятия, тем интереснее будет разобраться в истории появления коррупции и борьбы с ней.

    XIII– первое упоминание о мздоимстве (коррупции).
    Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством, за что и настаивал карать соответствующе, то есть смертной казнью (согласно записям в Русской Правде – «Аще жена зелейница, чародеица, наузница - её казнить»).
    XV век – законодательное её ограничение. Время правления Ивана III.
    Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование ИванаIII
    XVI век – вводилась смертная казнь за взятки. Время правления Ивана IV.
    А его внук Иван IV Грозный издал-таки указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

    XVII век – по Соборному Уложению 1649г. (Алексей Михайлович). Наказание за преступление, попадающее под понятие коррупция. В XVII в. коррупция должностных лиц стала одним из поводов к московскому восстанию 1648 г. и царю Алексею Михайловичу пришлось в специальном обращении к восставшим обещать, что он сам будет следить за тем, чтобы вновь назначенные судьи чинили расправу «без посулов». Изданное после этого Соборное уложение 1649 г. предусматривало многочисленные наказания за преступления, попадающие под понятие коррупции: подлог при переписке судного дела, утайка пошлин при регистрации дел, притеснение населения
    XVIII век – телесные наказания; расцвет коррупции. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям. Например, в 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича. При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили , ссылали. Однако их жажда к наживе была неискоренима. По свидетельствам современников, Петр даже грозился издать указ, по которому любой, кто украдет у государства деньги, на которые можно купить веревку, будет повешен.
    С 1826г. при Николае I коррупция стала механизмом государственного управления.
    С 1918г . – по декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.
    С 1922г . – по Уголовному Кодексу за взяточничество расстрел.
    С 1957 г. – официально борьба приостановлена, т. к коррупция считалась редким явлением.

    Цитаты о коррупции
    Результаты игры.

    Заключение По данным некоторых социологических опросов, четверть наших граждан вообще не считают, что коррупция является ненормальным явлением. Приветствуют коррупцию. То есть в обществе в целом практически отсутствует нетерпимость к коррупции как к институту.

    Стоит задуматься, ведь именно в таком обществе Вам получать образование, строить карьеру, растить детей, то есть просто жить. Может всё же есть выход из этой проблемы, и он как всегда прост – начни с себя!

    (выступление Шмаковой Н.Ю., зам. директора школы по УВР, на областной педагогической конференции, август, 2011г)

    Школа- это отражение жизни общества со всеми его проблемами и достижениями. В настоящее время одной из самых актуальных проблем является проблема коррупции.

    Так в Указе Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» отмечено, что «не смотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации». Это означает, что тема противодействия коррупции сегодня является одной из центральных в Российском обществе и мировом сообществе в целом. В рамках Стратегии противодействия коррупции одной из самых важных составляющих является школа.

    Вопросы антикоррупционного воспитания и просвещения обучающихся в школе представляются довольно сложными и для своего решения требуют разработки новых методик и подходов.

    Основной проблемой для молодежи является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей, так как не будет ни для кого открытием то, что в современном российском обществе коррупция все больше становится повседневной, общепринятой, так называемой «белой коррупцией».

    Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации.

    В 2010 году мы в своей школе начали разрабатывать систему антикорупционного образования и воспитания. Большое внимание мы уделяем развитию правовой культуры личности. Нашим нынешним ученикам завтра предстоит занять ответственные посты в системе государственных органов власти и местного самоуправления, общественной жизни, бизнесе. Поэтому важно не только дать определенные знания детям в этой области, но и сформировать негативное отношение к коррупции, помочь овладеть им практическими социальными навыками и коммуникационными умениями, позволяющими избегать коррупционных практик.

    При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации, значит здесь на первое место выходит не монополия на информацию, а методы и формы работы с учащимися. В то же время учитель на данный момент является одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы, проанализировать их, помогая понять суть происходящего, но только при условии наличия взаимного доверия и понимания. Результатом таких занятий является накопление собственного опыта ученика, складывание взглядов на общественные явления и процессы.

    Применительно к реализации антикоррупционного образования социальная компетентность учащихся старших классов предстает как компетентность взросления.

    Именно в этот период дети вплотную подходят к ситуации жизнеопределяющего выбора: не только профессионального, но и социально-политического, нравственного и т. д. Выбор предполагает рефлексию, понимание ситуации.

    Разрабатывая свои программы по данному направлению, мы включаем в содержание не только правовую направленность проблемы, но и морально- этические аспекты, а разнообразные формы и методы работы выбираются исходя из учета познавательных и возрастных особенностей обучающихся. Проблема нравственного выбора, которая должна стать психологическим новообразованием выпускника современной школы, является наиболее сложной в педагогической практике (научить ученика осознанно делать свой выбор и нести ответственность за него). Это позволяет отнести антикоррупционную деятельность в школе к инновационной.

    Итак, исходя из выше сказанного

    Цель антикоррупционной деятельности: формирование антикоррупционного мышления у обучающихся.

    Основные задачи:

    ● информировать обучающихся о явлении коррупции;

    ● воспитывать нетерпимое отношение к коррупции;

    ● развивать мотивацию антикоррупционного поведения;

    ● формировать навыки уверенного поведения;

    ● корректировать отношение обучающихся к проблемам

    коррупции.

    Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов работы с обучающимися: традиционных (мини- лекции, семинар), игровых, активных (имитационные и деловые игры, дебаты, дискуссии и т. д.), что должно способствовать конкретизации изучаемого материала и повышению воспитательного потенциала данного курса.

    Требования к результатам обучения по итогам реализации данной программы у обучающихся должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

    ● информационная компетентность (умение работать с информацией, с ресурсами Internet, владение компьютером, умение высказывать свое мнение, умение проявлять активность в обсуждении различных вопросов, установление новых коммуникативных связей и приобретение навыков общения и взаимодействия друг с другом);

    ● личностная компетентность (самооценка, умение оценить свои ресурсы, трессоустойчивость, принятие решений, умение сделать выбор);

    ● гражданско-правовая компетентность (знание нормативных правовых актов,

    умение применить эти знания на практике, умение обеспечивать социальную роль);

    ● самостоятельная познавательно-предметная компетентность (умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения экспериментов, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и работать с текстом);

    ● культурно-досуговая компетентность (умение организовать свой досуг, знание игр);

    ● решение проблем (умение сказать «Нет», умение сделать свой выбор и аргументировать его).

    Критерии реализации задач.

    В этом плане выделим пять параметров, по которым можно отследить реализацию задач программы «Формирование антикоррупционного мышления у школьников»:

    2. Устойчивость интереса обучающихся к предмету

    2.1. сохранность контингента (количество обучающихся на начало реализации программы - на окончание (так как данная программа реализуется в форме факультатива));

    2.2. наличие положительных мотивов посещения занятий (знания, которые обучающиеся получают на занятиях, они могут применить в повседневной жизни) выявляется с помощью интервью, бесед, опросов, в ходе рефлексии.

    3. Уровень творческой активности детей

    3.1. выявление позиции (участие обучающихся в играх, диспутах, беседах)

    3.2. выявление отношения, интересов обучающихся в различных видах деятельности (к заданиям, которые предлагает учитель).

    4. Творческие достижения детей (систематичное ведение дневника, написание эссе, создание коллажей, выполнение проекта).

    5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным членом коллектива (дружелюбие, взаимопонимание, работа в парах, коллективное выполнение заданий).

    В начале учебного года составляется план работы антикоррупционной направленности в школе. В него включены мероприятия как образовательного, так и воспитательного характера:

    Введение элементов антикоррупционного образования в рабочие программы учителей истории, обществознания, литературы, ОБЖ.

    Реализация воспитательной программы программы по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения в школе (1-11 классы);

    Проведение классных часов;

    Оформление стендов по данной тематике;

    Информирование родительской общественности о деятельности школы;

    Нужно отметить, что начинать было сложно. Здесь большим подспорьем оказались книги Качкиной Татьяны Борисовны, которые и стали отправной точкой в нашей работе. Кроме того, Татьяна Борисовна всегда готова оказать личную практическую помощь в решение проблем, возникающих в ходе работы. Создав пакет документов, мы перешли к практической реализации данного проекта.

    Было неясно, как воспримут дети введение данного курса. Но когда мы стали проводить занятия с учащимися 9-10 классов, то увидели, что они заинтересованы, идут на контакт, живо участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, даже если она расходится с общепринятой. В ходе первых занятий выяснилось, что дети на самом деле не видят ничего сверх естественного и преступного в коррупции. Это подтверждает выводы, сделанные выше. А значит перед нами на самом деле стоит очень трудная проблема - формирование определенного мировоззрения, неприемлемость решения проблем коррупционным путем. Поэтому к организации занятий мы подходим со всей серьезностью. Это не урок, хотя и многому учит, а значит наша задача в том, чтобы сделать его интересным, но не развлекательным, главное- научить детей анализировать жизненные ситуации, делая правильный выбор не только с точки зрения права, но, главное, морали и нравственности. То есть, мы опять приходим к определениям «хорошо» - «плохо», «добро»- «зло».

    Работа на таких занятиях строится следующим образом: информационный блок (рассказ учителя или сообщения учащихся), обсуждение проблемы, а затем - отработка практических навыков через ролевые игры, различные тренинги и т.п. Такие формы работы детям нравятся больше, так как здесь уже опираясь на полученные знания, они учатся преодолевать проблемы, которые в будущем может преподнести им жизнь.

    В декабре 2010г на базе нашей школы прошел районный семинар «Формирование антикоррупционного мировоззрения и стандарта поведения школьников через организацию учебно- воспитательного процесса», в ходе которого был дан урок и внеклассное мероприятие по данному направлению.

    Конечно, сначала дети стеснялись, но когда дело дошло до тренингов, то ситуация резко изменилась. Здесь они уже попали в привычную для них обстановку, и даже присутствие более 20 совершенно незнакомых учителей не помешали им в них участвовать. При чем не обошлось и без курьезных случаев: дети обыгрывали ситуации исходя из жизненного опыта своих родителей, то есть после проигрывания заданных ситуаций было, что обсудить. Вот здесь учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы ненавязчиво переубедить ребенка, объяснить ему его ошибку, постараться убедить его в обратном.

    Вот несколько тренингов, которые мы используем на своих уроках.

    Например, дать возможность примерить на себя роли людей, даже если их жизненная позиция не совпадает с личной позицией учащихся.

    Задача : сосредоточиться на своих эмоциональных переживаниях во время исполнения той или иной роли.

    1. Студент, обычно прилежно выполнявший свои обязанности, не успел в силу ряда причин подготовиться к экзамену. Он решает в случае неудачи дать взятку преподавателю. Преподаватель - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

    2. Пациент на приеме у врача пытается дать взятку, чтобы получить больничный лист. Врач - настроен против взяток. Мало того, что не взял ее, еще и прочитал целую лекцию о том, как это плохо и унизительно для него.

    3. Начальник заставляет подчиненного стать «стукачем», а иначе его просто уволят.

    Вопросы для обсуждения:

    Какие чувства вы испытывали, пытаясь дать взятку? Был ли у вас другой выбор?

    Какой выбор был у того, кому предназначалась взятка?

    Читать или слушать о чем-либо еще не значит пережить это, а перемены и понимание часто приходят лишь с реальным опытом. Легко, например, понять умом унижение и рассуждать о чувствах, которые испытывают ущемленные или угнетенные люди. Совсем другое дело — испытать дискриминацию и беспомощность на себе. Если они на собственной шкуре почувствуют всю незавидность такого положения, то, возможно, в последующем они подумают прежде чем, нарушить закон. Общее представление о беспомощности совершенно не совпадает с реальностью.

    Ролевая игра помещает ученика в ситуацию, которая включает определенные ограничения, мотивацию и принуждение, какие существуют в реальном мире; ее можно использовать во многих учебных ситуациях. Там, где необходимо приобрести опыт, ролевая игра подходит идеально.

    Преимущества ролевой игры :

    Помогает ученику выразить скрытые чувства.

    Помогает ученику обсуждать личные вопросы и проблемы.

    Помогает ученику проникнуться чувствами окружающих и понять их мотивацию.

    Дает возможность поупражняться в различных типах поведения.

    Высвечивает общие социальные проблемы и динамику группового взаимодействия, формального и неформального.

    Позволяет живо и непосредственно представить академический описательный материал (историю, английский язык, экономику, географию).

    Дает возможность учиться глухонемым ученикам и подчеркивает важность невербальных, эмоциональных реакций.

    Является мотивирующей и эффективной, поскольку предполагает действие.

    Обеспечивает быструю обратную связь, как ученику, так и наставнику.

    Центрирована на ученике и обращается к его нуждам и заботам; группа может контролировать ее содержание и темп.

    Устраняет пропасть между обучением и реальными жизненными ситуациями.

    Изменяет установки.

    Учит контролировать чувства и эмоции.

    Недостатки ролевой игры

    Озабоченность вызывают три основных момента. Первое, что обычно приходит людям в голову, это влияние, которое практика ролевой игры может оказать на общую атмосферу и порядки, характерные для учебной аудитории. Речь здесь идет о споре насчет того, должно ли обучение быть "серьезным”, а также затрагивается вопрос социальных и властных отношений между наставником и учениками.

    Наставник теряет контроль над содержанием и процессом обучения.

    Упрощения могут вводить в заблуждение.

    На игру уходит много времени.

    Используются другие ресурсы — людские, пространственные, материальные.

    Игра зависит от личностных особенностей наставника и ученика.

    Столкновения могут включить механизмы отторжения и защиты.

    Игра может выглядеть слишком захватывающей или легкомысленной.

    Может преобладать в учебном процессе, отодвигая на второй план теорию и факты.

    Может зависеть от исходного уровня знаний учащихся.

    Разыгрывание ролей идеально подходит в ситуациях, когда ученикам нужно освоить новые роли, лучше осознать свои собственные и глубже понять позиции других людей. Эту технику очень хорошо использовать в тренинге социальных навыков не только потому, что она повышает гибкость, чувствительность людей в этом отношении, но и потому, что в сценарий можно включить непосредственную информацию о том, как действовать в некоторых ситуациях и как бороться с бюрократическим аппаратом. Поэтому она и приобретает все большее значение в обучении жизненно важным навыкам

    Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

    ü Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

    ü Ситуационные, связанные с решением какой - либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

    ü Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

    Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки - суды и т.д.

    Этапы разработки и проведения ролевых игр:

    • Подготовительный;
    • Игровой
    • Заключительный

    Анализ результатов.

    Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

    Этап проведения - процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

    На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

    Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

    В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

    А вот примеры нескольких тренингов:

    Игра «Отказ». Овладение навыками аргументированного отказа в ситуации выбора.

    Работа проводится по подгруппам, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

    ● одноклассник просит оставить какие-то вещи у тебя дома;

    ● одноклассник просит отвезти какую-то вещь незнакомому человеку;

    ● одноклассник просит достать для него большую сумму денег;

    Задание подгруппам: в течение семи минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего»,

    другой - «отказывающегося».

    Упражнение «5 шагов отказа».

    Познакомить учащихся с 5 шагами отказа:

    ● Сразу твердо сказать «нет»;

    ● Согласиться со всеми доводами, но в конце сказать «нет».

    «Я согласен с Вами, но…»;

    ● Если давление продолжается, можете перейти в наступление;

    Игра «Марионетки».

    Задача учащихся определить, что может чувствовать человек, когда им кто-то управляет, когда он не свободен. Обучающиеся должны объединиться в группы. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из участников играет роль куклы. Каждый участник должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метра. Цель «кукловодов» - перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник. После завершения игры происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:

    ● Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»? После упражнения обсудите:

    ● Приведите примеры.

    Если дети затрудняются с ответом, учитель приводит примеры.

    Таким образом, применяя игровые технологии на уроках истории в сочетании с другими формами и методами обучения, учитель дает учащимся возможность приобрести опыт ведения диалога, дискуссии, приобщиться к творческой деятельности, развивать коммуникативные навыки, проявлять способности к моделированию и прогнозированию ситуаций, отстаивать свою позицию, то есть способствует формированию тех качеств личности, которые необходимы каждому гражданину демократического государства. Все вышеперечисленные особенности игры как формы учебного занятия или элемента комбинированного урока делают игру надежной помощницей учителя, желающего добиться качественного обучения детей истории.

    Итак, подводя итог выше сказанному, можно отметить, что занятия по антикоррупционному воспитанию и образованию должны отличаться от урочной деятельности формами и методами проведения. Нужно добиться того, чтобы они не были скучными и однообразными. И тогда цели и задачи. Поставленные в этом направлении станут достижимыми, хотя гарантировать 100% их выполнение невозможно.