Войти
Территория кровельщика
  • Постные завтраки на скорую руку: рецепты с фото
  • Святая гора Афон будет открыта для женщин
  • Благоверные князья Петр и Феврония Муромские
  • Молитва святая аполлинария
  • Грешно ли христианам мечтать?
  • Появление и развитие кириллицы
  • Военный шлюп восток. Обошли Кука

    Военный шлюп восток. Обошли Кука

    В этом году исполняется 197 лет со дня отправления первой русской антарктической экспедиции в составе двух военных кораблей: шлюпа «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и шлюпа «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева.

    Не раз мореплаватели пытались проникнуть в неизведанные земли в водах Антарктики. История отметила рейсы мужественных английских мореплавателей Кука и Фюрно. В 1772 – 1775 годах на двух кораблях – «Резолюшен» и «Адвенчур» они совершили плавание вокруг предполагаемого материка, открыли остров Южная Георгия, трижды пересекли Южный полярный круг и… Кук наотрез отверг существование Южной Земли, вернее, считал, что если она и есть, то недостижима. Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал новых попыток отправиться на поиски Антарктиды.

    Ответить на вопрос – существует ли, в конце концов, Большая Южная Земля – взялись отважные русские моряки.

    16 июля (4-го по старому стилю) 1819 года антарктическая экспедиция в составе двух кораблей вышла из Кронштадта. Началось одно из замечательных плаваний в истории Великих географических открытий.

    Плавание проходило в невероятно тяжелых условиях, особенно в водах Антарктики, когда штормы, снегопады, обледенения и туман при жестоких морозах сопровождали корабли более ста дней.

    Несмотря на невероятные лишения и всевозможные опасности, грозившие кораблям и их экипажам, экспедиция увенчалась исключительным успехом. Проведенные исследования позволили с полной очевидностью установить существование огромного материка и, сверх того, открыть двадцать девять ранее неизвестных островов, назвав их русскими именами.

    1 – киль; 2 – форштевень; 3 – галс-боканцы; 4 – гальюн; 5 – крамбол; 6 – подъякорная подушка; 7 – кофель-нагельные планки и кнехты: 8 – утки; 9 – роульсы; 10 – люки; 11 – боканцы-шлюпбалки; 12 – бархоут; 13 – руслени: 14 – 8-весельный баркас на киль-блоках; 15 – шлюпка правого борта; 16 – шлюпка левого борта; 17 – кормовая шлюпка; 18 – бортовой трап; 19 – офицерский туалет

    Более двух лет шлюпы находились в плавании, было пройдено под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора. 5 августа 1821 года корабли встали на Кронштадтском рейде.

    Командир шлюпа «Мирный», знаменитый впоследствии флотоводец М.П. Лазарев, в одном из своих писем другу A.A. Шестакову, описывая плавание в антарктических водах, с гордостью резюмировал: «Каково ныне русачки наши ходят!»

    Первая русская экспедиция вошла в анналы великих географических открытий, и ее значение особенно ощутимо в наше время, когда Антарктида превратилась в международную научную лабораторию, в которой исследуются возможности шестого континента. Ведущая роль в этом деле принадлежит станциям Советского Союза – и среди них двум: «Восток» и «Мирный», названным в честь славных шлюпов.

    КАКИМ ОН БЫЛ?

    На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название – «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М.П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления – на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

    Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным двадцатью пушками: шестью – 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

    Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу № 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина – 120 футов (36,6 м), ширина – 30 футов (9,15 м), осадка – 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

    20 – бом-утлсгарь; 21 утлегарь; 22 – блинда-рей; 23 бушприт; 24 – вагер-вулинги; 25 – фока-реи; 26 фор-марса-рей; 27 – фор-брам-рей; 28 – фор-трисель-гафель; 29 – грота-рей; 30 – грот-марса-рей; 31 – грот-брам-рей; 32 грот-трисель-гафель; 33 – бегин-рей; 34 – крюйс-марса-рей; 35 – крюйс-брам-рей; 36 – бизань-гафель; 37 – бизань-гик: 38 – ватер-штаги; 39 – ватер-бакштаги; 40 – штаги; 41 – нижние ванты; 42 – стень-ванты; 43 – фортуны; 44 – путенс-ванты; 45 – топенанты; 46 – брасы; 47 гитовы; 48 – булини; 49 – риф-сезии: 50 шкоты; 51 – галсы; 52 – лирик-фалы

    На рисунке 1 изображен самый главный из всех -теоретический, состоящий из корпуса, на котором показаны очертания шпангоутов (носовые пронумерованы буквами), бока, изображающего боковой вид шлюпа, и полушироты трех ватерлиний. Кроме теоретического чертежа, здесь показан план верхней палубы, фальшборт и разрез по диаметральной плоскости с показом бака -передней части палубы шлюпа до фок-мачты, шкафута -между фок- и грот-мачтами и, наконец, шканцев – между грот- и бизань-мачтами. Там же показаны некоторые детали, установленные на верхней палубе. На рисунке 2 показано парусное вооружение всех трех мачт: фок, грот, бизань. На рисунках в верхней части страницы показаны детали рангоута. И наконец, на рисунке 3 помещены боковой вид модели со всеми парусами, корма и нос с украшением, артиллерия, пушечные порты, схема сборки штульцев, накладка вант- и грот-штагов. На всех трех рисунках помещена масштабная линейка, которая позволит выполнить рабочие чертежи в том масштабе, в котором вы задумаете строить модель.

    УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЙКИ, ОКРАСКИ И СБОРКИ МОДЕЛИ

    Наиболее подходящим материалом для изготовления корпуса и всех его деталей будет сухая, мелкослойная, без сучков и других пороков древесина. Корпус можно делать наборным или из склеенного из досок бруса.

    Следующим этапом работы является изготовление рангоутов, надстроек палубного корабельного оборудования, устройств, дельных вещей, артиллерии, размещенных на верхней палубе. Все это также рекомендуется делать из древесины.

    Паруса шьются из тонкой белой материи, выкраивают их по чертежам (рис. 3). Для стоячего и бегучего такелажа используются нитки.

    При постройке модели в масштабе 1:100 довольно трудно выдержать масштаб такелажа – соответствие толщин снастей. Надо руководствоваться правилом: чем выше, тем тоньше должны быть нитки, имитирующие тросы. Грот-штаги – 1,0 мм, грот-брамтопенанты – 0,1 -0,2 мм. Усугубляется эта задача еще и тем, что далеко не просто сделать блоки и юферсы.

    В масштабе они получаются очень маленькими. Для их изготовления нужен ювелирный токарный станок. По этой причине приходится упрощать проводку снастей и имитировать блоки и юферсы.

    А – бом-кливер; Б кливер; В – форстеньги-стаксель; Г – фор-стаксель, штормовой парус показан пунктиром; Д – фок; Е – фор-марсель; Ж – фор-брамссль; 3 – фор-трисель; И – грог; К – грот-марсель; Л – грот-брамсель; М – грот-трисель; 11 – крюйс-марсель или крюй-сель; О – крюйс-брамсель; П – бизань или контр-бизань; С, У – марса-лисель, Т; Ф – брам-лисель

    Прежде чем приступить к сборке модели шлюпа «Мирный», надо покрасить корпус и все детали. Окрашивать следует с помощью пульверизатора, кисти для этой цели не подходят, особенно для деталей. Краски могут применяться любые, желательно быстросохнущие. После первой окраски и когда краска хорошо просохнет, рекомендуется отшлифовать поверхность наждачной бумагой, не оставляющей рисок – царапин, после этого – окрасить еще раз, что повысит качество покрытия. Черной краской окрашивают борта, включая и фальшборт, планширь, гакаборт, штульцы княвдигед, решетку гальюна, боканцы, руслени, шпоры стеньг, брам и бом-брам-стеньг, все реи с коками, марсы, салинги, все эзельгофты, шлюпки, коечные сетки, фонари, юферсы, боковые стенки пушечных полупортиков на верхней палубе, вант-путенсы, путенс-ванты, крышу колокола, обделку трубы камбуза, якорь, бугеля бушприта, ватер-булинг, кат-балку, бугеля лиселей, перты, крам-бол и кнехты, бугеля на топах мачт, бугеля якоря, петли пушечных портов и весь стоячий такелаж. В белый цвет окрашиваются мачты до марса, чиксы и шкалы, бугеля на мачтах, топы мачт, стеньг, брам-стеньг, бом-брам-стеньг (флагшток), бушприт до эзельгофта, бисы бушприта, полоса на борту, крышки пушечных портов, оконные переплеты. Темно-зеленым цветом покрывают внутреннюю часть фальшборта. В ярко-красный окрашиваются: щит на эмблеме – орле, боковые стенки пушечных портов и их крышки изнутри. Бронзируется под золото эмблема «Орел», кантики княвдигеда, кантики на штульца и кормовой раковине. Пушки покрываются темно-зеленой бронзой или черной краской. Подводная часть корпуса окрашивается желтой краской с добавлением бронзового порошка, чтобы имитировать медные листы, которыми был обшит шлюп «Мирный». Протравливаются бейцем кофель-нагельные планки, утки, кнехты, люки, решетки, штурвал, траны, станки пушек.

    Не окрашиваются палуба, лисель-спирты, стеньги, брам-стеньги, бом-мачта, шлюпки внутри, штоки якорей, утлегарь, бом-утлегарь.

    Изготовление корпуса и рубок, румпеля шлюпок, дельных вещей, якорей, рангоута и его многочисленных деталей потребует много старания и времени. Так как деталей модели очень много, непременно проверьте, все ли вы сделали, все ли узлы, такие, например, как бушприт, грот-мачта, фок-мачта и т.п., имеют полный комплект деталей. Полезно для этих целей составить спецификацию – перечень деталей; сразу же выяснится, чего не хватает.

    Примерный порядок сборки модели шлюпа «Мирный» рекомендуется такой: 1) собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень, дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль; 2) провести ватерлинию, вбить все обуха для бакштагов, затем собрать гальюн с решеткой, установить эмблему, вклеить галсбоканцы; 3) вклеить все палубные детали лодки, решетки, установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты; 4) установить палубу; 5) собрать утлегарь и бом-утлегарь, собрать мачты, приклеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на концах, установить стеньги, стень-ванты обтянуть еще до установки мачт; 6) затем установить собранные мачты, обтянуть стоячий такелаж мачт и бушприта; 7) вооружить реи, сель-спиртов, бейфуты; 8) поднять до места нижние реи фока, грота и бизани-бегинрея, навесить на гардели и борги топенанты, закрепить бейфуты; 9) провести брасы (бегучий такелаж рангоута), то же проделать с марса-реями, гиком и гафелем; 10) пришнуровать паруса, швы имитировать карандашными линиями, прямые паруса кроить только параллельно верхней кромке, поставить лисель-спирты и якоря; 11) установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов; 12) поднять флаг и вымпел.

    Модель можно оставить без парусов, что позволит лучше видеть рангоут, его детали и такелаж.

    Мичман П. М. Новосильский, написавший анонимную книжку: «Южный полюс», вскоре после возвращения из кругосветного плавания был назначен преподавателем высшей математики, астрономии и навигации в Морском кадетском корпусе, и в 1825 г., выдержав в Петербургском университете экзамены, перешел на службу в Министерство народного просвещения.

    На шлюпе «Мирный» в плавании находился также иеромонах Дионисий (не упомянутый в книге Беллинсгаузена).

    По невыясненной причине (возможно, что по вине редакторов первого издания) в книге Беллинсгаузена были перечислены лишь фамилии офицеров, участвовавших в экспедиции, в то время как Крузенштерн и Лисянский помещали и списки матросов. Крузенштерн, объяснял это обстоятельство следующими словами: «Я поставляю обязанностью поместить здесь не только имена офицеров, но и служителей, которые все добровольно первое сие столь далекое путешествие предприняли»

    Считаем необходимым исправить эту несправедливость и приводим полный список матросского состава экспедиции.

    1. Шлюп «Восток»

    1. Унтер-офицеры: подштурмана Андрей Шеркунов и Петр Крюков, шхиперский помощник Федор Васильев, фельдшер 1 класса Иван Степанов.

    2. Квартирмейстеры: Сандаш Анеев, Алексей Алдыгин, Мартын Степанов, Алексей Степанов, флейщик Григорий Дианов, барабанщик Леонтий Чуркин.

    3. Матросы 1 статьи: рулевой Семен Трофимов; марсовые Губей Абдулов, Степан Сазанов, Петр Максимов, Кондратий Петров, Олав Рангопль, Пауль Якобсон, Леон Дубовский, Семен Гуляев, Григорий Ананьин, Григорий Елсуков, Степан Филиппов, Сидор Лукин, Матвей Хандуков, Кондратий Борисов, Еремей Андреев, Данила Корнев, Сидор Васильев, Данила Лемантов, Федор Ефимов, Христиан Ленбекин, Ефим Гладкий, Мартын Любин, Гаврила Галкин, Юсуп Юсупов, Габит Немясов, Прокофий Касаткин, Иван Кривов, Матвей Лезов, Мафусаил Май-Избай, Никифор Аглоблин, Никита Алунин, Егор Киселев, Иван Салтыков, Иван Шолохов, Демид Антонов, Абросим Скукка, Федор Кудряхин, Иван Яренгин, Захар Попов, Филимон Быков, Василий Кузнецов, Алексей Коневалов, Семен Гурьянов, Иван Паклин, Иван Гребенников, Яков Бизанов, Михаил Точилов, Матвей Попов, Елизар Максимов, Петр Иванов, Григорий Васильев, Михаил Тахашиков, Петр Палицин, Денис Южаков, Василий Соболев, Семен Хмельников, Матвей Рожин, Севастьян Чигасов, Данила Степанов, Варфоломей Копылов, Спиридон Ефремов, Терентий Иванов, Ларион Нечаев, Федот Разгуляев, Василий Андреев, Кирилл Сапожников, Александр Барешков, Алексей Шиловский, Афанасий Кириллов.

    4. Различные мастеровые: слесарь Матвей Губин, тиммерман Василий Краснопевов, кузнец Петр Курлыгин, плотник Петр Матвеев, конопатчик Родион Аверкиев, парусник Данила Мигалкин, купор Гаврила Данилов.

    5. Канониры: артиллерии унтер-офицеры Илья Петухов и Иван Корнильев, бомбардир Леонтий Маркелов, канониры 1 статьи Захар Красницын, Ян Яцылевич, Якуб Белевич, Егор Васильев, Василий Капкин, Феклист Алексеев, Семен Гусаров, Степан Ядыновский, Никита Лебедев, Глеб Плысов и Иван Барабанов.

    2. Шлюп «Мирный»

    1. Боцмана и унтер-офицеры: боцман Иван Лосяков, баталер сержантского ранга Андрей Давыдов, фельдшер 1 класса Василий Пономарев, слесарь Василий Герасимов, шхиперский помощник Василий Трифанов, штурманский помощник Яков Харлав.

    2. Квартирмейстеры: Василий Алексеев, Назар Рахматулов, барабанщик Иван Новинский.

    3. Матросы 1 статьи: Абашир Якшин, Платон Семенов, Арсентий Филиппов, Спиридон Родионов, Назар Аталинов, Егор Берников, Габидулла Мамлинеев, Григорий Тюков, Павел Мохов, Петр Ершев, Федор Павлов, Иван Кириллов, Матвей Мурзин, Симон Таус, Иван Антонов, Демид Улышев, Василий Сидоров, Батарша Бадеев, Лаврентий Чупранов, Егор Барсуков, Яков Кириллов, Осип Колтаков, Маркел Естигнеев, Адам Кух, Николай Волков, Григорий Петунии, Иван Леонтьев, Анисим Гаврилов, Ларион Филиппов, Томас Вунганин. Данила Анохин, Федор Бартюков, Иван Козьминский, Фрол Шавырин, Архип Палмин, Захар Иванов, Василий Курчавый, Филипп Пашков, Федор Истомин, Демид Чирков, Дмитрий Горев, Илья Зашанов, Иван Козырев, Василий Семенов.

    4. Различные мастеровые: слесарь Василий Герасимов, плотники Федор Петров и Петр Федоров, конопатчик Андрей Ермолаев, парусник Александр Темников, купор Потап Сорокин.

    5. Канониры: артиллерии старший унтер-офицер Дмитрий Степанов; канониры 1 статьи Петр Афанасьев, Михаил Резвый, Василий Степанов, Василий Куклин, Ефим Воробьев, Иван Сарапов.

    Снабжение экспедиции

    Несмотря на большую спешку со снаряжением экспедиции, снабжена она была в общем хорошо. Однако снабжение это все же не вполне соответствовало основной ее цели – плаванию во льдах. По этому поводу известный впоследствии мореплаватель и географ Ф. П. Литке, видевший шлюпы «Восток» и «Мирный» на Портсмутском рейде во время своего плавания на шлюпе «Камчатка», писал в своем неопубликованном дневнике, что их снабжение и оборудование делалось «по примеру «Камчатки» и, если командный состав их с чем-нибудь не соглашался, то ему отвечали: «так сделано на Камчатке», хотя этот шлюп и был предназначен для обычного плавания, и, кроме того, не имелось еще и отзыва капитана Головнина об его качествах.

    Особенно большое внимание было обращено на обеспечение кораблей лучшими по тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Ввиду того, что в то время в царской России все эти инструменты не изготовлялись, за период стоянки в Портсмуте были закуплены в Лондоне хронометры и секстаны изготовления лучших английских мастеров. В этом отношении русские корабли были снабжены гораздо лучше английских: автор предисловия к первому переводу книги Беллинсгаузена на английский язык, Франк Дебенхем, особенно подчеркивает, что в то время как в английском флоте наблюдалось еще пренебрежительное отношение к хронометрам, и существовали английские адмиралы, которые форменным образом изгоняли хронометры с подчиненных им кораблей (а официально они были приняты в английском флоте лишь с 1825 г.), на русском военном флоте этот необходимейший для определения долгот прибор вошел уже в штатное снабжение кораблей.

    Хорошо снабжена была экспедиция и всевозможными противоцынготными продуктами питания, к которым относились хвойная эссенция, лимоны, кислая капуста, сушеные и консервированные овощи; кроме того, при каждом подходящем случае командиры шлюпов покупали или выменивали (на островах Океании у местных жителей) большое количество свежих фруктов, которые частично заготовлялись впрок для предстоящего плавания в Антарктике, а частично предоставлялись для полного использования всем личным составом. Для обогревания матросов, замерзавших при работе на реях во время леденящих ветров и морозов в Антарктике, имелся запас рома; было закуплено также красное вино для добавления к питьевой воде при плавании в жарком климате. Весь личный состав на основании особой инструкции был обязан соблюдать строжайшую гигиену: жилые помещения постоянно проветривались и в нужных случаях протапливались, обеспечивалось частое мытье в импровизированной бане, предъявлялись требования к постоянному мытью белья и коек и к проветриванию одежды и т. п. Благодаря перечисленным мерам и высокой квалификации судовых врачей, никаких серьезных заболеваний на шлюпах не было, несмотря на тяжелые климатические условия плавания и частые переходы от жары к холоду и обратно.

    Для связи между собою шлюпы имели телеграф, незадолго перед тем изобретенный русским морским офицером капитан-лейтенантом А. Бутаковым. Усовершенствованный им в 1815 г. телеграф этот «составлял ящик с 14-ю шхивами и планку с стольким же числом шхив, с основанными круглыми фалами, с привязанными к ним флагами, для поднимания на бизань-рею»; Бутаков издал и «Морской телеграфный словарь». Это русское изобретение принесло очень большую пользу экспедиции для переговоров шлюпов между собою на дальних расстояниях.

    Материал из Википедии - свободной энциклопедии

    Восток

    Почтовая марка СССР, 1965

    Служба:
    Класс и тип судна Шлюп
    Основные характеристики
    Водоизмещение 985 т
    Длина 39,62 м
    Ширина 10,36 м
    Осадка 4,8 м
    Скорость хода до 10 узлов
    Экипаж 117 чел.
    Вооружение
    Артиллерия 16 137-мм пушек, 12 120-мм карронад

    История судна

    Судно было спущено на воду со стапеля судоверфи Охтенского адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1818 году .

    За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка - Антарктиды . Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании в России была выбита медаль.

    Напишите отзыв о статье "Восток (шлюп)"

    Примечания

    Литература

    • Морской энциклопедический словарь. Л. : Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0280-8

    Отрывок, характеризующий Восток (шлюп)

    – Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный.
    – Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.
    Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки.
    «Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
    Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

    Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
    – И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
    Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
    – Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
    – Батюшки светы, ножик то…
    – Вишь татарка!
    – Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
    Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
    Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
    В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.

    Шлюп «Восток»

    Шлюп «Восток», – участник экспедиции 1819-1821 гг., в ходе которой была открыта Антарктида. Он относился к серии из трех 28 пушечных шлюпов типа «Камчатка», строившихся по типу спущенных в 1807 г. корабельным мастером Исаковым фрегатов «Кастор» и «Поллукс». В отличие от прототипа новые шлюпы не имели разрезных шкафутов, а обладали сплошной верхней палубой.

    Корабль был построен на Охтенской верфи под руководством В.Ф. Стоке и И.П. Амосова. «Восток» имел длину по ватерлинии 39,62 м, ширину с обшивкой – 10,36 м, осадку форштевнем – 4,5 м и ахтерштевнем – 4,8 м. Его водоизмещение составляло 985 т; паруса общей площадью 2287,1 м2 позволяли развивать скорость до 10 узлов. Вооружение состояло из шестнадцати 18 фунтовых пушек в деке и двенадцати 12 фунтовых карронад на верхней палубе. Экипаж насчитывал 117 человек.

    Второй корабль, принимавший участие в антарктической экспедиции – шлюп «Мирный» – был заложен 14 октября 1816 г. на Лодейнопольской верфи в качестве транспорта «Ладога». Его проект был разработан на опыте строительства судов голландской Вест-Индской торговой компании выдающимся корабельным мастером И.С. Разумовым. Руководил строительством помощник корабельного мастера Я.А. Колодкин. Транспорт был спущен на воду 18 июня 1818 г. и вошел в состав Балтийского флота. Он был несколько меньше, чем «Восток»: длина – 36,6 м, ширина – 9,2 м, осадка – 4,6 м, вооружение – 20 орудий, экипаж – 72 человека. Впоследствии транспорт был переоборудован специально для кругосветного плавания и 22 апреля 1819 г. переименован в «Мирный». Несмотря на все усовершенствования кораблей, проведенные при подготовке их к экспедиции, между шлюпами «Восток» и «Мирный» осталось одно важное несоответствие – разница в скорости хода. М.П. Лазарев писал об этом: «…один («Мирный») беспрестанно вынужден нести все лиселя и через то натруждать рангоут, пока спутник его («Восток») несет паруса весьма малые и дожидается».

    «Восток»

    3 июля 1819 г. «Восток» (командир – капитан второго ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир – лейтенант М.П. Лазарев) вышли из Кронштадта и отправились в плавание по маршруту Копенгаген – Портсмут – Санта-Круз (остров Тенерифе) – Рио-де-Жанейро. 22 ноября шлюпы отправились от берегов Южной Америки на юг, в направлении еще не найденной таинственной Южной земли. Через месяц были открыты три острова (группа Южных Сандвичевых островов), названные в честь морского министра – маркиза И.И. де Траверсе. 16 января 1820 г. корабли впервые подошли к берегам нового континента – Антарктиды. До 6 февраля они держались вместе, а затем разделились. В начале марта погода стала ухудшаться. Нужно было дать отдых командам и пополнить запасы провизии, для чего было необходимо покинуть высокие широты и направиться в Порт-Джексон – залив в Австралии, включающий в себя Сиднейскую бухту. Стремясь по пути обследовать как можно более широкую полосу Индийского океана, возглавлявший экспедицию и старший по чину Беллинсгаузен приказал Лазареву следовать более северным маршрутом. «Восток» пришел в Порт-Джексон 30 марта, 7 апреля там бросил якорь и «Мирный».

    После ремонта и пополнения запасов оба российских шлюпа вышли в тропическую часть Тихого океана для выполнения различных исследований. В архипелаге Пуамоту (современное название – Туамоту) была открыта группа островов, названных в честь русских полководцев и флотоводцев – М.И. Кутузова, А.П. Ермолова, М.Б. Барклая-де-Толли и других. Вся группу островов решили назвать островами Россиян. Затем «Восток» и «Мирный» направились к архипелагу Фиджи, где удалось открыть и нанести на карту два новых острова. Корабли вернулись в Порт-Джексон10 сентября, а 31 октября вновь отправились в Антарктиду. 13 декабря они пересекли Южный полярный круг, но из-за сильных ветров и большого количества айсбергов были вынуждены повернуть обратно. В последний день 1820 г. они вторично пересекли Южный полярный круг и вновь повернули обратно. 5 января 1821 г. был взят курс на юго-восток, приведший к новым открытиям, – 9 января открыт остров Петра I, а 17 января – Земля Александра I. 10 января 1821 г. шлюпы достигли самой южной за время плавания точки: 69° 53? ю. ш. и 92° 19? з. д. После этого они отправились к Южной Шетландии, которая ранее считалась частью Южного материка. Выяснилось, что эта земля представляет собой архипелаг, получивший название Южные Шетландские острова. Ряд его островов был назван в честь побед, одержанных в период недавно отгремевших Наполеоновских войн.

    30 января отряд покинул воды Антарктики и отправился в обратный путь через Рио-де-Жанейро и Лиссабон. 24 июля 1821 г. корабли пришли в Кронштадт, успешно завершив кругосветное плавание. За 751 сутки они прошли 49 723 мили. Важнейшим итогом экспедиции стало открытие шестого материка – Антарктиды. Помимо этого на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные исследовательские работы.

    «Восток» после завершения исторического плавания занимался перевозками грузов между Кронштадтом, Рончесальмом и Свеаборгом. Во время знаменитого наводнения 1824 г. он оказался сорван с якоря и сел на мель в районе Средней гавани Кронштадта; четыре года спустя его разобрали. «Мирный» служил на Балтике до 1830 г.

    Память о кораблях, открывших Антарктиду, сохранилась на географической карте. В честь «Востока» в разные годы были названы: остров в южной части островов Лайн (Полинезия), открытый во время экспедиции, остров и берег в Антарктике, антарктическая научно-исследовательская станция. «Мирный» также увековечен в названиях полуострова, берега и исследовательской станции на Ледовом континенте.

    Из книги Берлин 45-го: Сражения в логове зверя. Части 2-3 автора Исаев Алексей Валерьевич

    Вперед, на восток! В полосе 2-го Белорусского фронта события в марте 1945 г. развивались по схожей схеме, но намного драматичнее. Несмотря на в целом успешное наступление, по итогам боев начальной фазы операции последовали кадровые перестановки. 6 марта командующий 19-й армией

    Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

    Исход на восток С первых же дней войны из порта Мурманска в связи с реальной угрозой его захвата начался настоящий исход судов. Большие транспорты Северного и Мурманского государственных морских пароходств, мелкие траулеры и дрифтеры Севгосрыбтреста снимались с якорей

    Из книги Техника и вооружение 1998 11-12 автора Журнал «Техника и вооружение»

    Ближний Восток Политические хитросплетения послевоенных лет привели к приходу в Египте к власти полковника Насера и переориентации внешнеполитического курса страны на сотрудничество с Советским Союзом и его союзниками. Сотрудничество предполагало поставки военной

    Из книги Военные мемуары. Призыв, 1940–1942 автора Голль Шарль де

    Восток Телеграмма генерала де Голля Уинстону Черчиллю, в Лондон Фритаун, 21 сентября 1940 Я должен выразить вам протест по поводу действий английского правительства, которое направило генерала Катру в Египет, не получив предварительно моего согласия. Я рассматриваю такие

    Из книги Я был похоронен заживо. Записки дивизионного разведчика автора Андреев Петр Харитонович

    Разведка на восток Шел второй месяц оборонительных боев под Тулой. Противник всеми силами старался сомкнуть кольцо окружения города. Но, несмотря на то что наши батальоны уже сильно поредели, сделать это ему не удавалось. Думаю, что на нашей стороне воевал и мороз. Мы были

    Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

    Шлюп «Надежда» Трехмачтовый шлюп «Надежда», принадлежавший Российско-Американской компании, стал флагманом Первой русской кругосветной экспедиции, проходившей под руководством И.Ф. Крузенштерна в 1803-1806 гг. Корабль был приобретен Ю.Ф. Лисянским и известным

    Из книги Техника и вооружение 2014 09 автора

    Шлюп «Алабама» В ходе Гражданской войны в США силы флотов северян и южан оказались неравными. Основная часть кораблей и подготовленных экипажей оказались на Севере, там же находилась большая часть верфей. Южане проявили изрядную изобретательность и, преодолев огромные

    Из книги Вторая мировая война. Ад на земле автора Гастингс Макс

    Из книги Bristol Blenheim автора Иванов С. В.

    17. Дальний восток

    Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

    Ближний Восток Из девяти эскадрилий «Бленхеймов» на Ближнем Востоке только 113-я в Адене успела получить новые Mk IV к тому моменту, когда 10 июня 1940 года в войну вступила Италия. Однако, к концу года из Англии прибыло около сотни «Бленхеймов» Mk IV, предназначенных для

    Из книги Фронтовое милосердие автора Смирнов Ефим Иванович

    Удар на Восток Укрепление власти России в Грузии создало благоприятные условия для расширения ее влияния на другие закавказские земли. В правительственных кругах вновь появились планы выхода к западному побережью Каспийского моря в районы Дербента и Баку, но теперь уже

    Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

    Восток, Маньчжурия С завершением Берлинской операции победоносно закончилась Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. Однако борьба за жизнь раненых и больных продолжалась. В это же время шла подготовка к медицинскому обеспечению

    Из книги Броненосец "Адмирал Ушаков" (Его путь и гибель) автора Дмитриев Николай Николаевич

    Ближний Восток Ближний Восток имел жизненно важное стратегическое значение для Германии. Если бы Роммелю удалось захватить Египет, то путь через Суэцкий канал, ведущий в Индию, для англичан был бы закрыт. Тем самым влияние Англии на Ближневосточный регион существенно

    Из книги Можно ли защитить Западную Европу автора Гудериан Гейнц Вильгельм

    Путь на восток Много времени уже прошло с того памятного вечера, когда, озаряемый мягкими лучами заходящего солнца, под ожесточенным расстрелом двух сильных неприятельских крейсеров одиноко погибал в Японском море маленький броненосец береговой обороны "Адмирал

    Из книги Drang nach Osten. Натиск на Восток автора Лузан Николай Николаевич

    1. Восток Рассмотрим теперь вопрос о вооруженных силах обоих великих мировых блоков, стоящих пока друг против друга с оружием «к ноге!».По сведениям, которыми мы располагаем, Россия в мирное время имеет в своем распоряжении примерно 175 дивизий. В случае войны число их может

    Из книги автора

    Шаг на пути на Восток 9 ноября 1989 г. Берлинская стена пала без единого выстрела. В тот день, в 19:45 на пресс-конференции представитель правительства ГДР Г. Шабловски объявил новые правила въезда и выезда из страны. Но они уже мало кого интересовали. На улицы Восточного

    Шлюп «Восток»


    Судно было спущено на воду со стапеля Охтинской верфи в Санкт-Петербурге в 1818 году. Его длина 40 м, ширина около 10 м, осадка 4,8 м, водоизмещение 900 т, скорость до 10 узлов. Вооружение составляли 28 пушек. Экипаж 117 человек.

    3(15) июля 1819 года шлюп «Восток» под командованием капитана II ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена, начальника кругосветной Антарктической экспедиции, и шлюп «Мирный» под командованием лейтенанта М.П. Лазарева вышли из Кронштадта и 16(28) января следующего года достигли берегов Антарктиды. После ремонта в Сиднее (Австралия) корабли исследовали тропическую часть Тихого океана, а затем 31 октября(12 ноября) 1820 года вновь взяли курс на Антарктиду. 10(22) января 1821 года шлюпы достигли самой южной точки: 69°53" южной широты и 92°19" западной долготы. 24 июля (5 августа) 1821 года, закончив труднейшее плавание, корабли прибыли в Кронштадт. 3а 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка – Антарктиды. Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании, в России была выбита медаль.

    В 1828 году шлюп «Восток» был исключен из списков флота и разобран. В наше время имена шлюпов «Восток» и «Мирный» носят две советские научные антарктические станции. По установившейся традиции название «Восток» перешло к крупнейшему научно-исследовательскому судну.