Войти
Территория кровельщика
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Божественная литургия текст с пояснениями
  • Есть ли предназначенные к погибели
  • Отче наш, Иже еси на Небесех!
  • Предопределение и свободная воля
  • : Религиозно-философские взгляды Льва Толстого
  • Святые Петр и Павел. Первоверховные апостолы

      Святые Петр и Павел. Первоверховные апостолы

    Вероятно, икона апостолов Петра и Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч? символ жертвенности — в руках другого? свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

    Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

    Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

    Близость индивидуальных черт

    Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

    Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

    Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

    Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром Софийскому собору в Новгороде. До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

    Духовность в основе образа апостолов

    В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

    Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов — это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

    В Православной Церкви отмечают 29 июля (12 июля по старому календарю). В этот день заканчивается пост, называемый Петровым. Чтобы ответить на вопрос о том, что означает икона святых Петра и Павла, окунемся немного в историю Нового Завета. Праздник, посвященный двум великим святым Петру и Павлу, известен еще с самого раннего христианства, его отмечали и в Римской империи. По преданию, ученики Христа Петр и Павел приняли мученическую смерть в один день, а именно 29 июля.

    История Петра и Павла

    Петр был братом Сначала его звали Симоном, и он был рыбаком. Бедный, но благочестивый юноша стал одним из главных столпов христианской веры. Он сразу пошел за Господом, так как его ждала великая участь.

    Прежде звался Савлом, и род его шел из Вениаминова колена. Он был из знатной семьи и являлся римским гражданином. Сначала он был ярым гонителем христиан, а потом стал верным учеником Христа.

    Апостол Петр стал избранным апостолом Бога и Его величайшим исповедником, он начал подпитывать души верующих христиан своими проповедями, и с ним было положено начало Православия. В праздник Петра и Павла прославляют людей, которые были обычными грешниками, но превратились в святых.

    Образ иконы Петра и Павла говорит о том, что если мы не можем иметь крепкую веру как у апостола Петра и Павла и делать чудеса, благодаря которым они обращали в свою веру людей, то постараемся научиться хотя бы глубочайшему смирению и нелицемерному покаянию.

    Чудотворцы Петр и Павел - две противоположности друг другу, две опоры веры и праведности. Каждый из апостолов поможет укрепить веру, преодолеть трудности и терзания души.

    Жизни Петра и Павла были различны, но их объединило общее — верность и любовь к Спасителю. Первоверховные апостолы приложили огромные усилия для распространения христианского вероисповедания. Они обратили ко Христу многих, за что были канонизированы. Глубоко верующие люди неустанно просят Петра и Павла о помощи подле их иконы. Изображенным на святыне апостолам можно молиться как вместе, так и по отдельности. Каждый из апостолов услышит вас и поможет в любых богоугодных начинаниях.

    Путь к вере у Петра и Павла был разный. Но горячая любовь и неподдельная верность Богу возвысили их и соединили вместе. Став неразлучными, главные христианские апостолы уберегли многих от безверья и страшного грехопадения. Учителя среди учителей обратили ко Христу не одну тысячу заблудших душ.

    Петр — рыбацкий сын, который впоследствии стал свидетелем всех событий жизни Спасителя. Трижды отрекшийся от учения Господа, он каждый раз в покаянии возвращался обратно, став основоположником христианского вероисповедания.

    Павел был злейшим противником Сына Божьего. При жизни он повсеместно преследовал и зверски убивал христиан. Его ораторские способности, грамотность и знатное происхождение разжигали ненависть к Христу среди знати и обычных людей. Столь яростное сопротивление Павла сменилось на пламенную любовь к Богу.

    Именно Павла и Петра избрал сам Иисус для продолжения своей миссионерской деятельности. Два апостола, вдохновенный бедняк и оживленный деятель, получили дар нести слово Божие дальше. Первоверховные апостолы приняли мученическую смерть вместе. В четвертом веке в их честь в Риме был воздвигнут храм, а сами праведники стали оплотом веры.

    Где находится образ

    Петр и Павел — общеизвестные апостолы, почитаемые во всех разновидностях христианства. Конечно же, их изображения, иконы, фрески можно встретить в каждом храме. Во многих городах России есть церкви, выстроенные в честь учеников Христовых. Наиболее распространенные списки иконы можно встретить в следующих соборах:

    • храм Петра и Павла в городе Москве хранит в себе не только образ святых, но и останки первоверховных апостолов, привезенных из Рима;
    • храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, который находится недалеко от Санкт-Петербурга;
    • собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Новотроицк;
    • Московский храм Воскресения Христова.

    Описание иконы

    Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства . По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

    В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

    В чем помогает икона Петра и Павла

    Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

    Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

    Молитва перед иконой Петра и Павла

    «О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

    День почитания иконы

    День празднества иконы совпадает с почитанием святых Петра и Павла . Торжество было установлено в четвертом веке, практически сразу после страшной казни угодников Божьих. 12 июля по новому стилю все христиане отмечают день памяти первоверховных апостолов.

    Жизнь праведных апостолов Петра и Павла является воплощением христианской веры и единства. Самостоятельно искоренив в себе неверие и злость, встав на путь истинного предназначения, ученики Христа обратили в веру огромное количество людей. Слова покаяния , произнесенные подле иконы Петра и Павла, избавят вас от тяжелого бремени и направят вашу жизнь по верному курсу. Будьте счастливы, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Изображенным на иконе святым Петру и Павлу можно молиться и вместе, а можно обращаться к ним по отдельности.

    Святым первоверховным апостолам Петру и Павлу в первую очередь молятся о том, чтобы утвердиться в вере. Святым апостолам молятся при необходимости помочь в обращении к Христовой вере иноверцев и в помощи тем людям, кто утратил веру во Христа.
    Святые Петр и Павел могут помочь в исцелении от физических и душевных недугов, им еще при их жизни были даны чудесные способности исцеления людей.
    Апостол Петр является покровителем рыбаков, 12 июля считается у них праздником «День рыбака». А молитвы перед иконой святого Павла могут помочь в учебе, он был очень образованным для того времени человеком.

    Первоверховные апостолы Петр и Павел очень много сделали для распространения христианства на земле и они, конечно же, могут помочь в любых Ваших богоугодных начинаниях.

    Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
    и .

    ПРАЗДНИК — ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

    В день памяти святых апостолов Петра и Павла Православная Церковь воспевает двух людей, которые приложили огромнейшие усилия в распространении веры во Христа. За их труды их назвали первоверховными.

    У этих святых был разный путь к Небесной славе: апостол Петр с самого начала был с Господом, позже он отверг Спасителя, отрекшись от него, но потом покаялся.
    Апостол Павел сначала был ярым противником Христа, но потом уверовал в Него и стал твердым Его сторонником.

    Празднование памяти обоих апостолов приходится на одну дату — они оба были казнены в 67 году в Риме в один день при императоре Нероне. Сразу после их казни началось почитание святости апостолов, а место погребения стало христианской святыней.
    В 4 веке в тогда еще православных городах Риме и Константинополе святой равноапостольный Константин воздвиг храмы, которые были освящены в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в день их памяти 12 июля (по новому стилю).

    ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПЕТРА

    До призвания к Христу святой жил в Капернауме, был женат и тогда его звали Симоном. Увидев Иисуса Христа во время рыбной ловли на Геннисаретском озере, Симон пошел за Господом и стал самым преданным Его учеником.
    Он первым исповедал Иисуса Христа Мессией — Иисус есть

    «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16)

    и тогда же от самого Господа он получил имя Петр, что в переводе с греческого языка означает камень или скала, на которой Иисус Христос пообещал создать Церковь

    «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18).

    Об апостоле Симоне-Петре говорили, что он был нетерпеливым и чистосердечным, как ребенок и вера его во Христа была сильной и безоговорочной. Однажды, будучи на море в лодке, Петр попробовал по призыву Господа пойти по воде, как по земле.

    Петру, вместе с Иаковом и Иоанном, выпала честь своими глазами увидеть Преображение Господне на горе Фавор. Это были его слова:

    «Господи! Хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4).

    Петр со всей своей горячностью защищал Господа в Гефсиманском саду, он отсек своим мечем ухо человеку, пришедшего арестовать Учителя.

    В Евангелие написано, как Петр три раза отказался от того, что он является последователем Иисуса Христа. По своей сути, он отрекся от Господа, но потом он глубоко раскаялся в этом, после чего Иисус Христос снова «восстановил» его в апостольском достоинстве, когда поручил ему (тоже три раза) пасти Свое стадо:

    «Паси агнцев Моих».

    Господь применил к апостолу Петру самое сильное оружие – прощение. Именно в прощении, а не в наказании, человек остается со своим стыдом и может быть, благодаря этой ситуации, апостол Петр стал настоящим пастырем, поводырем на пути людей к вере в Бога.

    По истечении пятидесяти дней после Воскресения Господа, после сошествия Святого Духа на апостолов, святой Петр произнес первую в своей жизни проповедь. Собравшимся людям глубоко в души запали слова Петра о жизни Иисуса Христа и Его мученической смерти.

    « Что нам делать? » — спрашивали его.

    «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2,37-38)

    Послушав его речь, в тот день около трех тысяч человек стали христианами. Прошло совсем немного времени, Петр, с Божией помощью, исцелил хромого,

    «которого носили и сажали каждый день при дверях храма»

    Больной встал, начал ходить, восхваляя Бога. Увидев такое чудо и услышав, что Петр сказал во второй своей проповеди о том, что исцеление было не от него, а от Бога, к вере обратились еще 5000 человек. И снова иудейские священники восстали против веры в воскресение мертвых, но в этот раз их ненависть была направлена не на Иисуса, а на Его учеников Петра и Иоанна, которые были схвачены и отправлены в темницу. Члены синедриона попытались поторговаться с ними, пообещав им свободу в обмен на то, что они не будут проповедовать о Христе. На это им был ответ от Петра:

    «Судите, справедливо ли пред богом слушать вас более, чем Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали».

    Побоявшись народного заступничества за апостолов, вскоре они были выпущены на волю и с новой силой продолжили свидетельствование о воскресении Господа.
    Новая вера во Христа стала очень популярна в народе, многие люди стали продавать свои земли, имения и приносили деньги для апостолов на помощь нуждающимся. Так учил Господь Иисус Христос. Но делать это нужно было добровольно, без сожаления, тогда деньги пойдут на благое дело. «Некоторый муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою » тоже продал свое имение, но сговорившись, они решили не все деньги отдать апостолам. Когда Анания пришел к Святому Петру, тот сказал ему, что такая жертва Богу не нужна — это ложь не перед «человекам, а Богу ». Анания объял страх, и он умер от испуга. А через три часа пришла его жена и, еще не зная о случившемся, тоже подтвердила меньшую сумму денег, за которую была продана земля. Святой спросил:

    «что это согласились вы искусить Духа Господня? Вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала и испустила дух».

    Так, в самом начале установления жизни по Христовым законам, проявился Божий гнев на его нарушителей.
    В 42 году Ирод Агриппа, который был внуком Иродом Великого, начал гонения на христиан. По его приказу был казнен апостол Иаков Заведеев, а Петр был заключен под стражу. Находясь в темнице, по молитвам Господу, ночью к Петру явился Божий Ангел, освободил узника и вывел его из заточения.
    Много трудов приложил святой Петр в деле распространения Христовой веры. Он проповедовал в Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил первого епископа Александрийской церкви Марка. Потом в Греции, Риме, Испании, Карфагене и в Англии.

    По преданиям, именно со слов святого Петра, было написано Евангелие апостолом Марком. Из новозаветных книг до нас дошли два Соборных послания апостола Петра, которые были обращены к христианам Малой Азии. В Первом послании апостол Петр обращается к своим братьям во время их гонений со стороны врагов Христовых, тем самым помогает им, утверждая их веру. Во Втором послании, которое было написано незадолго до его кончины, апостол предостерегает христиан от появившихся в отсутствии Петра лжепроповедников, искажающих суть христианской морали и нравственности, которые проповедовали распущенность.
    Находясь в Риме, апостол Петр обратил двух жен императора Нерона в христианство, чем сильно обозлил правителя. По его приказу апостола заключили в темницу, но Петру удалось убежать из-под стражи. И вот, по преданиям, апостолу, который шел по дороге, встретился Христос, которого он спросил:

    «Куда идешь Господи?»

    и услышал ответ:

    «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие».

    После этих слов апостол Петр повернул и пошел обратно в Рим.
    Это произошло в 67 году (по некоторым исследованиям в 64-м) от Рождества Христова. Когда святого Петра повели на казнь, то он попросил казнить его вниз головою, так как считал, что должен быть преклоненным под Его ноги. Апостол так и не простил себе тройного отречения от Господа в Гефсиманском саду.
    Тело святого апостола Петра было похоронено на месте казни на Ватиканском холме христианами во главе со священномучеником Климентом Римским.

    ЖИТИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

    В отличие от апостола Петра, святой Павел сначала был ярым противником христовой веры. Он был из фарисеев, его имя тогда было Савл. Он получил прекрасное образование и был твердо убежден, что преследование христиан было угодно Богу. Ведь христианское учение восстало против Иеговы Ветхого Завета и оскорбляло любимый им Моисеев закон.
    Савл был среди гонителей веры Христовой, он был с теми, кто казнил первомученика Стефана, лживо обвиненного в хуле на Моисея и Бога.
    Но однажды, по пути в Дамаск, около полудня вдруг возсиял великий свет с неба и, как позже рассказывал об этом сам Павел:

    Ослепшего от этого света, Савла под руки привели в Дамаск. По истечении трех дней, в течение которых Савл находился в молитве, к нему пришел один из учеников Господа, Анания, возложил на него руку, крестил его и Савл прозрел. Анания сначала не хотел идти к Савлу, но Господь в видении сказал ему:

    «… он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями».

    Апостол позже так писал об этом:

    «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»

    По воле Божией Савл стал ревностным проповедником того учения, которого он раньше был яростным гонителем. В Дамаске именно на том месте, где раньше стремился искоренить христианство, он начал свидетельствовать о Мессии. Бывшие соратники Савла (Павла), иудеи, «согласились убить » его, услышав новые проповеди и стали подстерегать его при выходе из городских ворот. Но ученики ночью спустили Савла в корзине с городской стены и тайно препроводили в Иерусалим, куда он прибыл в 37 году. Савл хотел познакомиться с апостолами и прежде всего с Петром, но те сначала не поверили, что он тоже стал учеником Господа до тех пор, пока за него не стал свидетельствовать Варнава. Пятнадцать дней жил Савл у Петра и однажды, в молитве ему было видение в том, что Господь отсылает его «далеко к язычникам ». После чего он отправился на родину в город Тарс, а оттуда, вместе с присоеднившимся Варнавою в Антиохию, где учили немалое число людей, которые приняли Христианство. После Антиохии Савл и Варнава отправились на Кипр, где слово Божие пожелал услышать проконсул Сергий Павел. После проповеди, несмотря на противление волхвов, проконсул

    «уверовал, дивясь учению Господню».

    После этого случая, в Святом Писании, Савл начал называться Павлом. Около 50 года святой прибыл в Иерусалим, чтобы решить спор между обращенными христианами из иудеев и язычников о соблюдении обрядов. Разрешив этот спор, Павел, по решению Апостольского Собора, вместе со своим новым спутником Силой, отправился в новое апостольское путешествие в «Сирию и Киликию, утверждая церкви »
    В Македонии святой апостол исцелил одержимую духом прорицательства служанку, «которая через прорицание доставляла большой доход господам своим ». Ее хозяева страшно обозлились на Павла, схватили его и повлекли к начальникам. Обвинив в возмущении народа, Павел и Сила были заключеены в темницу. Ночью, после их молитв Господу, сделалось великое землетрясение, двери открылись, а их узы ослабли. Охранник, увидев это чудо, сразу же уверовал во Христа. После случившегося ночью, наутро воеводы решили отпустить «тех людей », но апостол Павел отвечал:

    «Нас, Римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? Нет, пусть придут и сами выведут нас».

    Римское гражданство выручило Павла , воеводы пришли к ним и с честью освободили из заключения.
    После Македонии святой Павел проповедовал в греческих городах Афинах и Коринфе, здесь было написано его послания к Солунянам. В третьем своем апостольском путешествии(56-58 гг.), им было написано послание к Галатам (по поводу усиления там партии иудействующих) и первое послание к Коринфянам.

    12 глав Нового Завета посвящены трудам Апостола Павла, а еще 16 — это рассказ о подвигах святого, о его трудах в деле строительства Церкви Христовой, о перенесенных им страданиях. Святой Павел считал, что он

    «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9).

    Как и святой Петр, до конца жизни страдавший от отречения от Господа, Павел тоже до конца своих дней помнил о том, что в прошлом он был гонителем своего возлюбленного Христа, которого Божия благодать вытащила из разрушительного заблуждения:

    «Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

    Как возмутитель спокойствия, первоверховный апостол Павел был казнен. Петр был распят на Ватиканском холме, а Павла, как римского гражданина нельзя было предать такой позорной смерти, поэтому он был обезглавлен за пределами Рима.

    Такие разные личности, такие различные судьбы!

    Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский:

    «Радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением… Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».

    Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит:

    «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их».

    12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний:

    «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

    ВЕЛИЧАНИЕ

    Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

    ВИДЕОФИЛЬМ

    Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

    В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

    Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

    Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

    Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

    Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

    Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

    «Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

    Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

    В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

    Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

    Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

    Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

    Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

    Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

    После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

    В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

    _____________________________________________________________________

    1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

    2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

    3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

    4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

    5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

    6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

    7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

    8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

    9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

    10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

    11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

    12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

    13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

    14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111