Войти
Территория кровельщика
  • Как правильно коптить рыбу в коптильне и без
  • Сколько коптить рыбу горячего копчения
  • Лучшие блюда из кеты. Стейки из кеты в духовке
  • Как приготовить сочную запеченную кету в духовке
  • Консервы из ставриды в домашних условиях
  • Творожная масса с изюмом из творога
  • Грехи перед богом на исповеди. Как проходит исповедь? После Св

    Грехи перед богом на исповеди. Как проходит исповедь? После Св

    С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи – мяса, молочных продуктов, масла, яиц, и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного.

    Настроение и поведение

    Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким осознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и непотребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен размышлять о величии Таинства Тела и Крови Христового, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении слова Божия и книг духовного содержания.

    Исповедь

    Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего Богослужения исповедоваться – принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью необходимо примириться с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Прощение, обычно, осуществляется в такой форме «Прости меня, грешнаго(-ую), что согрешил(-ла) пред тобою», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешнаго(-ую)». Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вины на других. Для избавления от ложной стыдливости в исповедании своих грехов их можно написать на листке бумаги и подать священнику во время исповеди.

    Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но приходить на исповедь, когда Божественная литургия уже началась, это крайнее неуважение к великому таинству. Неисповедовавшиеся не допускаются ко Св. Причащению, кроме случаев смертельной опасности.

    Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих грехов. Есть добрый обычай- после исповеди и до Св. Причащения не есть и не пить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

    Перед и во время Св. Причащения

    В церковь необходимо прийти заранее, до начала чтения Часов. Во время Божественной литургии, до открытия царских врат и выноса Св. Даров, вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: «Со страхом Божиим и верою приступите». Первыми причащаются (а также подходят ко кресту, помазываются) братия монастыря, затем дети, после мужчины и в конце женщины. Подходя к Чаше, нужно еще заблаговременно, издали сделать земной поклон, а в воскресеные дни и Господские праздники – поясной поклон, коснувшись рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди – правую поверх левой. Перед Св. Чашей ни в кое случае не креститься, чтобы случайно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным осознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и сразу же проглотить.

    После Св. Причащения

    Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край Чаши и сразу же подойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора.

    До окончания Богослужения из церкви не уходить, но обязательно выслушать благодарственные молитвы. В этот день – день Св. Причащения не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».

    Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедоваться.

    Кому нельзя причащаться

    Ко Св. причащению нельзя приступать: имеющим вражду на ближнего своего, некрещеным, неносящим постоянно нательного креста, не бывшим накануне на вечернем богослужении и не исповедовавшимся, евшим с утра, опоздавшим на Божественную литургию, не постившимся и не читавшим Правила ко Св. Причащению, женщинам, имеющим неподобающие для церкви состояние здоровья и вид, а именно: в период месячного очищения, с непокрытой головой, в брюках, с косметикой на лице и в особенности накрашенными губами. Также неправославным, кто посещает приходы неканонических, раскольнических церковных объединений (Греко-Католической и Римо-Католической церквей, украинской Автокефальной Православной церкви, Украинской Православной церкви – Киевский Патриархат и др.) и сект. Такие люди должны принести покаяние в том, что сознательно или бессознательно пребывали в расколе и этим пренебрегали божественным учением о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, нарушая при этом постановления Вселенских Соборов.

    Пример краткой исповеди перед духовником

    Исповедую я, многогрешный(-я), Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи вольные и невольные, словом, или делом, или помышлением. Согрешил(-а): несохранением своих обетов, данных мною при Крещении, но во всем солгал(-а) и приступил(-а), и непотребным(-ой) себя соделал(-а) пред лицеем Божиим. Маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, от врага всеваемым против Бога и Святой Церкви, самомнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого(-у) себя и на людей более, чем на Бога. Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, непокорностью к действиям Промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастною любовью к твари и вещам. Нестаранием в познании о Боге, воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха пред Ним, надежды на Него, и ревности о славе Его. Неблагодарностью к Господу Богу за все его великие благодеяния, в изобилии изливаемые на меня и в целом на весь человеческий род и непамятованием о них, роптанием на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви, ни страха и неисполнением святой воли Его. Порабощением себя страстям: корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, пристрастию к играм, зрелищам и увесилениями (посещение театров, кинотеатров, дискотек и др.). Божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, святотатством (похищением церковных вещей), призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях. Непочитанием праздников Божиих, нехождением в храм Божий по лености и по нерадению, неблагоговейных стоянием в храме Божием, разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, хождением по храму во время Богослужения, преждевременными выходами из храма, в нечистоте приходил(-а) в храм и прикасался(-ась) святыням его. Нерадением к молитве, оставлением утренних и вечерних молитв, нехранением внимания во время молитвы, оставлением чтения святого Евангелия, Псалтири и др. Божественных книг. Утаиванием грехов на исповеди, самооправданием в них, покаянием без сердечного сокрушения, и нестаранием о должном приготовлении к Причащению святых Таин Христовых, не примирившись со своими ближними приходил(а) на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал(-а_ приступать ко Причащению. Нарушением постов и постных дней: среды и пятницы, невоздержанием в пищи и питии, небрежным и неблагоговейным изображением на себе крестного знамения. Непослушанием, самонравием, самооправданиями, леностию к труду и неисполнением порученных работ и дел по долгу службы. Непочитанием родителей своих и старших себя по возрасту, дерзостию, непокорством. Неимением любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, неуступчивостью, враждою, зло за зло воздаянием, непрощением обид, злопамятством, ревностью, завистью, зложелательством, мстительностью, оклеветанием, осуждением, лихоимством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, корыстолюбием, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью. Забвением о будущей вечной жизни, непамятованием своей смерти и Страшного Суда и неразумной пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям. Невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, смехотворством, разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью. Невоздержанием своих душевных и телесных чувств, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодейством, излишним щегольством, желанием нравиться и прельщать других. Неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести других, неимением воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия. Унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами (здесь нужно назвать грехи, которые не были перечислены и тяготят душу), и в прочих моих грехах, о которых не помню.

    Назвав грехи, нужно внимательно выслушать ответ священника, который в конце прочитает разрешительную молитву.

    Безгрешных людей не бывает в принципе: об этом говорит Библия, церковь и здравый смысл. Человек, посещающий божий храм чаще одного раз в год, наверняка знает, насколько для православного христианина важна исповедь: как правильно называть свои грехи на исповеди, – советы батюшки помогут ответить на этот вопрос.

    Если исповедь в церкви предстоит вам впервые, почитайте в предыдущей статье о том, . Ведь это важнейшее в жизни каждого христианина таинство требует особой подготовки, морального настроя и чистых намерений. Во время исповеди человек переживает сеанс примирения с Богом, он не просто перечисляет свои грехи в присутствии священника или цитирует все «10 заповедей».

    Человек приходит в первую очередь, с покаянием и осознанием своих грехов . Если вы не знаете, какие грехи называть, обратитесь изначально к церковной литературе. Почитайте книги «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова или «В помощь кающимся» Святителя Игнатия Брянчанинова . Однако и этой во всех отношениях полезной литературой не следует увлекаться.

    Не стоит во время исповеди вовсю сыпать церковными словами и терминами, вести себя чересчур пафосно, или, наоборот, слишком мелочно, называя все малейшие прегрешения и ошибки. Исповедь – это большая духовная работа , и заниматься ею следует на протяжении всей жизни. Мы приходим к исповеди, чтобы обнажить свой грех перед Богом, раскаяться и осознать все уродство своего греха.

    Ваше раскаяние должно исходить изнутри , из самого сердца. Это напрямую означает, что впредь вы не будете повторять содеянные грехи в будущем, или обязуетесь бороться с искушением повторить их снова.

    К исповеди человек приходит перед важными жизненными событиями – крещением, венчанием, перед причастием и во время больших церковных праздников. Подготовку к этому таинству следует производить заранее: несколько дней держать пост, молиться, мысленно очищать свое сознание . В этот же период происходит кропотливая работа над составлением текста исповеди.

    Лучше всего написать все на листе бумаги и спокойным голосом воспроизвести в церкви перед батюшкой. Так вы не будете волноваться и не забудете обо всех основных моментах исповеди.

    К самой исповеди выдвигаются определенные требования :

    • конкретность;
    • лаконичность;
    • искренность;
    • безжалостность по отношению к собственным грехам.

    Тщательная подготовка к исповеди особенно знакома женщине, поскольку во время покаяния следует придержать эмоции и отдать предпочтение конкретике. Нет ничего постыдного в том, если вашей исповеди будет предшествовать генеральная репетиция.

    Также, можно посмотреть видео об исповедях других людей или записать свое, чтобы изучить все ошибки и не повторять их во время реального таинства. Далее, в статье вы узнаете, что говорить батюшке:примеры фраз на исповеди помогут вам правильно построить свою речь. А прямо сейчас мы расскажем, как ни в коем случае не следует вести себя во время исповеди.

    Что нельзя говорить на исповеди?

    1. Не начинайте с пустяковых прегрешений , таких как нарушение поста или работа во время праздника.
    2. Говорите только о своих грехах , а не о грехах своих близких.
    3. Не стоит, назвав свои грехи, тут же искать им оправдания .
    4. Не преуменьшайте своего греха и не бойтесь осуждения.
    5. Не относитесь к исповеди как к ежемесячному отчету, она должна быть искренней . А результатом исповеди является раскаяние.

    На вопрос батюшки, грешны ли вы , следует отвечать: «Согрешил» или «Согрешила» и назвать, в каком именно грехе вы желаете покаяться. Например, «Согрешил прелюбодеянием, ложью» и т.д. Если батюшка не останавливает вас и не просит конкретизировать, какие именно прегрешения вы совершили, в подробности вдаваться не следует. Не пробуйте также что-либо утаить, поскольку вам необходимо быть честным , в первую очередь, перед самим собой.

    Помните, что «список грехов» не ограничивается Десятью заповедями . Необходимо доверить свои проступки и прегрешения батюшке, если вы:

      • Пренебрегали людьми, из чувства гордыни или себялюбия.
      • Осуждали других.
      • Сделали аборт или пренебрегали воспитанием детей в пользу удовольствий.
      • Были малодушными, перекладывали ответственность на других.
      • Не уплатили долги или воздержались от оплаты труда наемным работникам.
      • Распространяли сплетни или клевету.
      • Были жадными по отношению к нуждающимся.
      • Страдаете пьянством или наркозависимостью.
      • Часто ленитесь и как бы «плывете по течению».
      • Желаете «красивой жизни» или роскоши.
      • Ведете себя равнодушно по отношению к других людям, не помогаете им побороть их собственный грех.

    Пожалуй, и этот список грехов будет не совсем полным. Добавим сюда обращение к гадалкам, воровство, богохульство, злобу, жестокость, зависть и еще множество мелких и тяжких человеческих грехов. С одними из них вы расстанетесь легко и непринужденно. Иные будут преследовать вас и после исповеди. Ведь человек не безгрешен и не идеален.

    Инструкция

    Собственную совесть при подготовке к исповеди сверяйте с десятью Заповедями блаженства, они известны каждому верующему человеку с детства, поскольку довольно часто упоминаются в повседневной жизни. Помните, если скрываете что-то на исповеди, то скрываете не от священника-человека, а от самого Иисуса Христа.

    Обратите внимание

    Если вы исповедуетесь впервые, обязательно скажите об этом священнику.

    Помните, что выезд исповедника на дом возможен только в том случае, если человек болен или при смерти.

    Если батюшка на исповеди взял у вас из рук листок с перечислением ваших грехов и порвал его, значит, Таинство исповеди окончено, вам дано отпущение грехов.

    Полезный совет

    Первая исповедь, во сколько бы лет вы ее ни совершили, считается генеральной. На ней нужно признаться Господу во всех своих основных (смертных) грехах, даже если их перечисление займет немало времени.

    Связанная статья

    Источники:

    • «О том, как правильно исповедоваться»
    • как вести себя на исповеди

    Одним из важнейших Таинств христианства является исповедь. На ней верующий вспоминает свои грехи , кается в них и просит у Господа прощения. Тот, кто просит милости Небесного Отца, всегда ее получает, но раскаяние должно быть искренним и деятельным.

    Инструкция

    Необходимо осознать, в чем именно вы провинились перед Господом и людьми. Это не только всем известные смертные грехи – , воровство, прелюбодеяние, аборты, но и повседневные прегрешения, которыми насквозь пропитана наша жизнь.Тяжкий грех – равнодушие и немилосердие к людям. Если вы судите и осуждаете ближнего своего – вы согрешили осуждением. Если утверждаете, что безгрешны и праведны – грешны гордыней и самовосхвалением. Если сквернословите, курите, пьете, если раздражительны и гневливы, если в мыслях пожелали обидевшему вас человеку зла – вы согрешили.Очень распространенный грех – ворожба. И пусть вас не вводит в заблуждение то, что гадалка как бы молилась перед тем, как раскрыть ваше будущее или решить ваши проблемы. Она грешит, и скорее всего, знает об этом. Знайте и вы, что тоже впали в грех. Только у Господа надо просить помощи, и только на Его уповать.Грехом является равнодушие и небрежение к молитве, упоминание имени Господа всуе, лень и чревоугодие. Вспомните все свои грехи , запишите их на листок, чтобы не растеряться и не забыть на исповеди. И главное - от всей души простите своих обидчиков. Христиане всех просят Господа: «И остави нам наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Если вы не простите должника, стоит ли просить прощения за свои грехи ?

    Обычно исповедь начинается до начала Божественной литургии. Внимательно выслушайте молитву к общей исповеди, в которой просит прощения у Господа за многочисленные грехи , и тоже мысленно просите прощения у Бога. Затем начинается индивидуальная исповедь, когда каждый кающийся подходит к священнику и перед Господом свои прегрешения вольные и невольные.Не пытайтесь ссылаться на обстоятельства или на то, что вас в грех ввел кто-то другой. Если вы сами себя оправдываете, не получаете оправдания у Бога. Священник разрешает грехи кающегося не своей волей, но именем Господа. После того, как священник прочитал разрешительную молитву, целуйте Крест и Евангелие, лежащие на аналое.

    Прежде всего, человеку необходимо почувствовать потребность в покаянии перед Богом в содеянных грехах. К нужно приступать не только с осознанием грехов, но и с жаждой от них очиститься и больше не повторять подобное.

    Выберите храм, в котором хотите . Узнайте, когда в нем проводится таинство покаяния.

    На подготовку к исповеди отводится 3 дня, в которые пост. Это время человеку лучше провести в уединении, чтобы привести в порядок свои мысли и чувства. За это время нужно прочесть канон «Покаянный», Богородице, Ангелу-Хранителю. Эти каноны можно найти в молитвослове.

    Грехи, в которых собираетесь покаяться, лучше записывать. Потом с этим списком можно идти к священнику. Чтобы понять, что же является грехом, нужно перечитать 10 заповедей Божьих. Каждый свой грех важно не только вспомнить и записать, но и осознать его как зло, губящее жизнь. Именно покаяние и искреннее раскаяние приносят душе облегчение.

    Рассказывайте о своих грехах без утайки. Ни в коем случае не оправдывайте поступки, в которых каетесь. Не спрашивайте у священника совета. Отвечайте честно на все его вопросы. Если вы на исповеди не в первый раз, помните, что нельзя повторно каяться в одном и том же , если он не был вновь совершен.

    В конце исповеди священник даст вам наставления и предложит причаститься.

    Как часто нужно исповедоваться?

    Человек грешит ежедневно. Исповедоваться ему нужно так часто, как он сам чувствует и решает. Здесь нет строгих правил. Главное, чтобы покаяние не превратилось в формальное перечисление грехов. Но священники едины во мнении, что для христианина не должна носить одноразовый характер. Исповедоваться следует регулярно, а с какой периодичностью, человек определяет сам.

    Если за душой есть грех, если тяжело на сердце, если хочется разобраться в себе - пора идти на исповедь. Раскайтесь в дурных поступках, молитесь, просите прощения - Бог внемлет.


    В то же время необходимо сознавать, что исповедь – это не просто разговор, беседа, а религиозный обряд, цель которого – покаяние исповедующегося. Человек должен понимать, что раз он решил исправить свою жизнь, обратного пути нет. Нельзя все время совершать грехи, зная, что при необходимости можно прибегнуть к исповеди и получить прощение.

    Но грех – не единственная причина идти на исповедь. Когда тяжело на душе, а вы сами не можете разобраться, то в этом вам поможет Бог.

    Довериться священнику

    Священнику можно доверять. Он не может рассказать кому-либо о вашей тайне. Собираясь на исповедь, необходимо помнить о том, что церковь не будет вас осуждать за ваши грехи. Ведь то, что вы пришли на исповедь, уже говорит о раскаянии и решении исправить сложившуюся ситуацию.

    Священники говорят о том, что исповедь должна быть регулярной. Если вам что-то непонятно, можно спросить у своего духовника – он с удовольствием все объяснит вам. Важно помнить, что священник будет во всем вам помогать, поэтому не стесняйтесь обращаться к нему за помощью и советом.

    О чем говорить и как

    Если вы совершили какой-то грех и уже исповедовались по нему, говорить о нем еще раз не следует, если он не был совершен повторно. Кроме того, нужно принять во внимание, что одной исповеди будет мало. Нужно постоянно обращаться к Богу, просить о прощении и отпущении грехов, ходить в церковь, чтить христианские торжества и традиции.

    Исповедь – не совсем простое таинство, не все могут решиться на нее. Но если вы уже почувствовали себя готовым пойти в церковь , то следует быть готовым к откровенности. Что именно говорить – об этом вам подскажет ваша душа и совесть. Не бойтесь ничего и просите у Бога прощения. Раскаяние и очищение – это процесс, требующий определенного времени. Не все приходит сразу. Поэтому нужно набраться сил и терпения.

    Заранее подготовьтесь к тому, что вы скажете батюшке. Лучше всего делать это в уединении. Возьмите чистый лист бумаги, карандаш или ручку и вспомните все плохое, что вы сделали за последнее время. Первым делом вспомните смертные грехи, их необходимо записать в самом начале. Данный лист можно взять на исповедь и читать по нему, так что распишите все максимально подробно и ясно. Это поможет вам еще в том случае, если вы не сможете произнести речь самостоятельно. Просто попросите батюшку прочитать все то, что написано на листке.

    Начиная произносить речь, будьте абсолютно искренны. Вы должны полностью сознаться в своих согрешениях. Отнеситесь к таинству как можно более серьезно, ведь она призвана очистить вас и вашу душу. Вам нужно не просто перечислить все ваши грехи, а именно сознаться в них, доказать, что вы действительно об этом жалеете и хотите измениться. Причем доказать, прежде всего, самому себе.

    Обратите внимание

    Чтобы по-настоящему очиститься, исповедь должна проходить на регулярной основе.

    Есть люди, осознающие себя православными, не впадающие в тяжкие смертные грехи, которые, однако, причащаются всего три-четыре раза в год и не чувствуют потребности в большем. Я не думаю, что их следует понуждать или даже уговаривать причащаться чаще. Хотя по возможности разъяснять всем христианам смысл и спасительность Таинства Тела и Крови я стараюсь.

    Если православный человек причащается во все воскресные и праздничные дни, это естественно для христианина. Если так почему-либо не получается, пусть будет как получается. Раз в месяц, мне кажется, всякий человек может выбраться в храм для причастия, но, если это невозможно, что поделаешь. Господь и намерение приветствует. Только не нужно причащение Святых Христовых Тайн считать подвигом! Если так, то лучше совсем не причащаться. Тело и Кровь Христовы -- не наш подвиг, а милость Божия. Если же кто-то на Светлой седмице хочет причаститься несколько раз подряд, не в порядке подвига, а в простоте, то что в этом плохого? Если человеку ничто не препятствует, я обычно не возражаю. Но чтобы постоянно причащаться каждый день, должны быть серьезные основания. Само по себе это никогда не было церковной нормой. Вот святитель Феофан Затворник в последние годы своей жизни причащался каждый день. Пусть каждый смотрит, что его реально побуждает к экстраординарно частому причащению: благодать Божия или собственные тщеславные фантазии. Неплохо и с духовником посоветоваться.

    протоиерей Константин Островский

    Подготовка ко Святому Причащению - говение

    К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить говением, то есть молитвой, постом, христиански-смиренным настроением и поведением и исповедью.

    Молитва домашняя и церковная

    Желающий достойно причаститься Св. Христовых Таин должен, по крайней мере, неделю молитвенно готовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома утром и вечером и, по возможности, ежедневно в течение недели посещать утром и вечером церковные Богослужения. Если работа или служба препятствуют регулярному посещению всех Богослужений, то надо ходить, насколько позволяют обстоятельства, и, во всяком случае, обязательно быть на вечернем Богослужении накануне дня причащения.

    Для достойной молитвенной подготовки ко Св. Причащению существует особое «Правило ко Св. Причащению», которое помещается в более полных молитвенниках. Оно состоит из чтений накануне с вечера канонов: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, канона и молитв ко Св. Причащению и молитв на сон грядущим, а утром утренних молитв.

    Пост

    С молитвой соединяется пост, то есть воздержание от скоромной пищи - мяса, молочных продуктов, масла, яиц, и вообще умеренность в пище: надо есть и пить меньше обыкновенного.

    + основной материал: Православные посты

    Настроение и поведение

    Готовящийся ко Св. Причащению должен проникнуться глубоким осознанием своей греховности, своего ничтожества перед Богом и непотребства; должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест и домов, могущих дать повод ко впадению в грех. Должен размышлять о величии Таинства Тела и Крови Христового, проводя насколько это возможно, время в уединении, чтении слова Божия и книг духовного содержания.

    Исповедь

    Желающий причаститься должен, лучше всего, еще накануне, до или после вечернего Богослужения исповедоваться - принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха. Перед исповедью необходимо примириться с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Прощение, обычно, осуществляется в такой форме «Прости меня, грешнаго(-ую), что согрешил(-ла) пред тобою», на что принято отвечать: «Бог тебя простит, прости и ты меня, грешнаго(-ую)». Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать самому все, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перекладывая вины на других. Для избавления от ложной стыдливости в исповедании своих грехов их можно написать на листке бумаги и подать священнику во время исповеди.

    Правильнее исповедаться накануне с вечера, чтобы утро все посвятить молитвенной подготовке ко Св. Причащению. В крайнем случае, можно исповедоваться и утром, но приходить на исповедь, когда Божественная литургия уже началась, это крайнее неуважение к великому таинству. Неисповедовавшиеся не допускаются ко Св. Причащению, кроме случаев смертельной опасности.

    Исповедавшись, необходимо принять твердое решение не повторять вновь своих грехов. Есть добрый обычай - после исповеди и до Св. Причащения не есть и не пить. Безусловно запрещается это после полуночи. К воздержанию от пищи и питья перед Св. Причащением надо приучать и детей, с самого раннего возраста.

    Перед и во время Св. Причащения

    В церковь необходимо прийти заранее, до начала чтения Часов. Во время Божественной литургии, до открытия царских врат и выноса Св. Даров, вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Св. Даров при возгласе: «Со страхом Божиим и верою приступите». Первыми причащаются (а также подходят ко кресту, помазываются) братия монастыря, затем дети, после мужчины и в конце женщины. Подходя к Чаше, нужно еще заблаговременно, издали сделать земной поклон, а в воскресеные дни и Господские праздники - поясной поклон, коснувшись рукой пола, и сложить крестообразно руки на груди - правую поверх левой . Перед Св. Чашей ни в кое случае не креститься, чтобы случайно не толкнуть Св. Чаши, внятно произнести свое полное христианское имя, широко открыть рот и благоговейно, с полным осознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и сразу же проглотить.

    После Св. Причащения

    Приняв Св. Тайны, не крестясь, поцеловать край Чаши и сразу же подойти к столику с теплотой, чтобы запить и вкусить частицу антидора.

    До окончания Богослужения из церкви не уходить, но обязательно выслушать благодарственные молитвы. В этот день - день Св. Причащения не есть слишком много, не упиваться спиртными напитками и вообще вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа приятого».

    Все вышеизложенное обязательно и для детей, начиная с семилетнего возраста, когда дети в первый раз приходят исповедоваться.

    Кому нельзя причащаться и кто недопускается к причастию

    Ко Св. причащению нельзя приступать:

    имеющим вражду на ближнего своего,

    некрещеным,

    неносящим постоянно нательного креста,

    не бывшим накануне на вечернем богослужении и не исповедовавшимся,

    евшим с утра,

    опоздавшим на Божественную литургию,

    не постившимся

    не читавшим Правила ко Св. Причащению,

    женщинам, имеющим неподобающие для церкви состояние здоровья и вид, а именно: в период месячного очищения, с непокрытой головой, в брюках, с косметикой на лице и в особенности накрашенными губами.

    Основанием для запрещения в причащении на больший или меньший срок может быть только или тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь, грехи хулы на Духа Святого:
    Отчаяние - чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства.
    Упорство в неверии, отрицание любых доказательств бытия Божия, даже очевидных чудес.
    Чрезмерное упование на Бога, или коснение в греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
    грехи, вопиющие на небо об отмщении за них:
    Умышленное человекоубийство, особенно отцеубийство, братоубийство или цареубийство.
    Содомский грех, искусственная смена пола (транссексуалы).
    Притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот.
    Удержание у малоимущего работника честно заработанной им платы; обман и обирательство нищего, присвоение имущества заключенного или больного человека.
    Огорчение родителей и нанесение им тяжких обид или даже побоев), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

    Отлучение от Евхаристии - в православии епитимья, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначалась за грехи явные и более важные. Существовало такое указание правил святых отцов относительно сроков отлучения:

    еретикам и раскольникам — доколе не отрекутся от своих заблуждений,
    кровосмесникам — на 12 лет,
    прелюбодеям — от 9 до 15 лет,
    убийцам — до 25 лет,
    мужеложникам — до 15 лет,
    скотоложникам — до 15 лет или до конца жизни,
    клятвопреступникам — до 10 лет,
    волшебникам — до 25 лет,
    гробокопателям — на 10 лет.

    Епитимья - это особое послушание, которое исповедующий священник предлагает исполнить кающемуся грешнику для его душевной пользы. В качестве епитимьи может назначаться запрет на причащение в течение определенного времени, увеличение повседневного молитвенного правила, дополнительное к правилу чтение псалтири, канонов, акафистов с определенным числом земных поклонов. Иногда в качестве епитимьи назначается усиленный пост, паломничество к святыням Церкви, милостыня, конкретная помощь ближнему.

    Также неправославным, кто посещает приходы неканонических, раскольнических церковных объединений (Греко-Католической и Римо-Католической церквей, украинской Автокефальной Православной церкви, Украинской Православной церкви - Киевский Патриархат и др.) и сект. Такие люди должны принести покаяние в том, что сознательно или бессознательно пребывали в расколе и этим пренебрегали божественным учением о Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, нарушая при этом постановления Вселенских Соборов.

    Пример краткой исповеди перед духовником:

    Исповедую я, многогрешный(-я), раб(а) божий(-я) (имя)

    Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи вольные и невольные , словом, или делом, или помышлением.

    Согрешил(-а):

    Грехи от порабощения гордыней:

    надменность,самолюбие,честолюбие,лицемерие и притворство, высокомерие в манерах, хвастовство в словах, пышность в одежде, неумеренность желаний, недружелюбие, дух мщения, презрение к ближнему и любой грех противный любви, чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия.

    Грехи от порабощения тщеславием:

    отрекались от веры, чтоб не потерять авторитет в обществе;одобряли смертные грехи, чтобы сохранить уважение к себе со стороны безбожников; приступали к церковным таинствам напоказ;стыдились отстаивать истину (догматы, каноны, заповеди, если кто-то грубо их попирал);стыдились исповедовать свои грехи услаждались своим мнимо-духовным состоянием;пресмыкались перед начальниками, сильными мира сего, чтобы получить их внимание и расположение;приписывали своим заслугам блага, получаемые от Бога;желали похвалы от людей и искали авторитета
    хвастались, приукрашивали речь, преувеличивали для большей убедительности;приобретали знания, опыт, мастерство положительно оценивали свои душевные качества (самодовольство);

    Грехи от порабощения унынием:

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) определяет греховную страсть уныния следующим образом: «леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному... Небрежение…Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехождение с места на место... Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние»

    Грехи от порабощения печалью:

    св. Игнатий (Брянчанинов) определяет печаль и уныние таким образом. Печаль - это огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, ропот, скорбь на ближнего, отречение от креста

    Грехи от порабощения гневом:

    раздражительность, вспыльчивость, страстные споры, злопамятство, ненависть, жажда отмщения, непрощение обид, любовь к словопрениям, спорам. Неимением любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, неуступчивостью, враждою, зло за зло воздаянием, непрощением обид, злопамятством, ревностью, завистью, зложелательством, мстительностью, оклеветанием, осуждением, лихоимством, несострадательностью к несчастным

    Грехи от порабощения сребролюбием:

    жадность, скупость, расточительность, корыстолюбие, любостяжание, многостяжание, мшелоимство, лихоимство, скверноприбытчество, пристрастие к предметам

    Грехи от порабощения блудом:

    Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет грехи, порождаемые страстью любодеяния:«Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия, мужеложство, скотоложство и им подобные»

    Грехи от порабощения чревоугодием:

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) перечисляет страсти, относящиеся к чревоугодию:
    «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям».

    Грехи против Господа:

    Маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, от врага всеваемым против Бога и Святой Церкви, самомнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, непокорностью к действиям Промысла Божия, нестаранием в познании о Боге, воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха пред Ним, надежды на Него, и ревности о славе Его. Неблагодарностью к Господу Богу за все его великие благодеяния, в изобилии изливаемые на меня и в целом на весь человеческий род и непамятованием о них, роптанием на Бога, неимением к Нему любви, ни страха и неисполнением святой воли Его.

    Грехи против Церкви:

    Божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, святотатством (похищением церковных вещей), призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях. Непочитанием праздников Божиих, нехождением в храм Божий по лености и по нерадению, неблагоговейных стоянием в храме Божием, разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, хождением по храму во время Богослужения, преждевременными выходами из храма, в нечистоте приходил(-а) в храм и прикасался(-ась) святыням его. Нерадением к молитве, оставлением утренних и вечерних молитв, нехранением внимания во время молитвы, оставлением чтения святого Евангелия, Псалтири и др. Божественных книг. Утаиванием грехов на исповеди, самооправданием в них, покаянием без сердечного сокрушения, и нестаранием о должном приготовлении к Причащению святых Таин Христовых, не примирившись со своими ближними приходил(а) на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал(-а_ приступать ко Причащению. Нарушением постов и постных дней: среды и пятницы, невоздержанием в пищи и питии, небрежным и неблагоговейным изображением на себе крестного знамения.

    Унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми моими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами (здесь нужно назвать грехи, которые не были перечислены и тяготят душу), и в прочих моих грехах, о которых не помню.

    Назвав грехи, нужно внимательно выслушать ответ священника, который в конце прочитает разрешительную молитву.

    Святые отцы о покаянии

    Не должно одинаково понимать покаяние и исповедь; покаяние значит одно, а исповедь — другое; покаяние может быть и без исповеди, а исповеди без покаяния не может быть; каяться или раскаиваться пред Богом в грехах своих можно и должно всегда во всякое время, а исповедоваться можно только пред духовником и в свое время; покаяние, или раскаяние во грехах, приближает человека к Царствию Небесному и приближает к человеку Духа Святаго, а исповедь без покаяния и раскаяния нисколько не приносит человеку пользы, и не только не приносит пользы, но притворная и не истинная исповедь губит человека, делая его большим преступником, потому что исповедь есть и должна быть действием покаяния.

    Святитель Иннокентий

    Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей души в грехах.

    Преподобный Симеон Новый Богослов

    В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих.

    Преподобный Антоний Великий

    Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедаем каждый свой грех, доколе согрешивший находится еще в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом.

    Святитель Киприан Карфагенский

    Говорящие: «Будем грешить в молодости, а покаемся в старости» — обманутся и будут осмеяны демонами. Как произвольно согрешающие, они не удостоятся покаяния.

    Преподобный Ефрем Сирин

    Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией благодати оставленные? На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены… А на своей молитве поминать их хорошо.

    Грехи после разрешения от них на исповеди духовным отцом тотчас прощаются. Но след их остается в душах, и он томит. После трудов и подвигов в противлении греху следы сии изглаживаются. Когда изгладятся следы, тогда и томлению конец.

    Святитель Феофан Затворник

    Обратите внимание на сии слова: корень покаяния есть доброе намерение исповедать грехи, листья — это самое исповедание грехов Богу перед лицом отца духовного и обещание исправления, а плоды покаяния — это добродетельная жизнь и труды покаяния. По сим то плодам и узнается истинное покаяние.

    Святитель Григорий Двоеслов

    Предупреди исход души твоей покаянием и обращением, дабы все врачевство покаяния не осталось бесполезным для тебя, когда наступит смерть, ибо покаяние имеет силу только на земле, во аде оно бессильно.

    Чтобы получить нам прощение от Бога, не довольно помолиться два или три дня; надобно произвести перемену во всей жизни и, оставив порок, постоянно пребывать в добродетели.

    Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

    Покаянием я называю не только отвращение от прежних худых дел, но еще более — намерение делать добрые дела

    Святитель Иоанн Златоуст

    Итак, братие, видя многие примеры согрешивших и покаявшихся и спасенных, поспешите и сами покаяться перед Господом, дабы и прощение получить вам в содеянных грехах, и Царства Небесного удостоиться.

    Святитель Кирилл Иерусалимский

    Смертный грех — это такой грех, в котором если ты не покаешься и в нем застанет тебя смерть, то ты идешь во ад, но если ты в нем покаешься, то он тебе тотчас же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только покаянием.

    Преподобный Варсонофий Оптинский

    Для успешного покаяния необходимы: зрение греха своего, осознание его, раскаяние в нем, исповедание его.

    Нет конца покаянию до самой смерти — и для малых, и для великих.

    Святитель Игнатий Брянчанинов

    Кто кается во грехах, тот возрадуется в Царствии Божием.

    Святой Нил Мироточивый

    Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются: ни на мытарствах, ни на Суде.

    Старец Георгий Затворник

    Пока не выскажешь грехи на исповеди, ничто в свете тебе не поможет. А, помилуй Бог, — смерть нагрянет?..

    Преподобный Анатолий Оптинский

    Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться одному со злом, беги к духовному отцу своему и проси его приобщить тебя Св. Таин. Это великое и всесильное оружие в борьбе с сильными искушениями.

    Да, братие и сестры, все свои грехи надо исповедать, открыть чистосердечно пред священником, чтобы получить через него от Христа Спасителя нашего всепрощение. А кто скрывает на исповеди свои грехи или прикрывает и старается извинить себя, тому не будет и прощения, потому что Господь сказал апостолам и преемникам их: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20: 23). Как же священник может отпустить или не отпустить грехи, простить или нет, если ему не открыты грехи? Запомним, братие, что исповедать грехи священнику Сам Бог повелевает.

    Святой Иоанн Кронштадтский

    Какую пользу получаем от исповеди:

    Отпущение грехов, избавление от вечного наказания, примирение с Богом, дерзновение в молитве.

    Возвращение освящающей благодати.

    Восстановление спокойствия совести и мира души.

    Ослабление худых наклонностей и страстей и удержание от новых грехов, очищение совести, усмотрение умом самых мелких грехов.

    Получение наставлений от духовного отца.

    Главные средства к избежанию грехов:

    Надо избегать всех поводов ко греху, всех мест, лиц, вещей, которые могут быть для тебя соблазнительны и внушают греховные желания.

    Надобно всегда помнить смерть, прохождение по мытарствам, Страшный суд и будущую жизнь.

    Как можно чаще представлять себе везде присутствие Божие, размышлять о благодеяниях Божиих, особенно о жизни Господа нашего на земле, Его страданиях и смерти и вообще о главных истинах православной христианской веры.

    Удерживаться от греха помогают сердечная и усердная молитва и частое призывание имени Господа Иисуса Христа.

    Надобно внимать себе, т. е. бодрствовать, наблюдать за собою, за своими чувствами, желаниями и поступками.

    Как можно чаще должно прибегать к Таинству Покаяния и исповедаться пред духовным отцом, просить у него советов, и слушаться их, и достойно причащаться Святых Таин Христовых.

    Не опускать случая и возможности присутствовать при церковном Богослужении и дома читать духовные книги.

    Знакомиться и беседовать с людьми благочестивыми и рассудительными и избегать разговоров с людьми безнравственными.

    Постоянно иметь какое-либо полезное занятие, нести должность, заниматься какой-нибудь работою, чтобы не быть праздным.

    Напоминание приступающим к Св. Причащению

    Приступающим к причастию Святых Таин надобно исполнить следующее:

    Воздержаться от пищи и пития (с вечера).

    Исполнить молитвенное правило.

    Накануне помолиться на всенощном бдении.

    Поститься (воздерживаться от пищи животного происхождения).

    В браке живущим воздерживаться от супружеского ложа перед причастием и после него.

    Испросить прощения, кого обидели.

    ПОДГОТОВКА К ИСПОВЕДИ

    Православные христиане всех времён очищают душу от греха проходя через особое Таинство установленное Самим Христом -

    Таинство Покаяния.

    Для очищения души в Таинстве Покаяния необходимо:

    Осознание своих грехов и сокрушение сердца. Выявление первопричин своих грехов. Чистосердечная исповедь священнику.

    Покаянная исповедь помогает приступить ко Святому Причастию - достойно принять Тело и Кровь Христову. Соединение со Христом несёт неизреченный покой душе, любовь и примирение со всеми.

    Так испокон веков Церковью формировался духовный строй благочестивых поколений, миролюбие, терпение, здоровье.

    Священнику дана власть от Бога «вязать и решить» наши грехи. «Прощаю и разрешаю грехи твои...», - говорит батюшка приходящему на исповедь и покаявшемуся в грехах. Великое облегчение получает всякий, кто сподобится смыть свои грехи в Таинстве Покаяния и очистить совесть. То, что простил земной суд, прощает и небесный. Как нужно торопиться очистить душу от греха, ибо никто не знает, что уготовано ему завтра и много ли осталось земного пути. Успеем ли очиститься покаянием? Успеем ли осознать свою греховность? Торопись, христианин. Помни: «Ничто нечистое в Царство Небесное не входит». Многочисленные свидетельства реанимированных больных, вернувшихся «с того света» в наше время говорят о том, что всем нам придётся дать ответ за каждую мелочь.

    Двери покаяния открыты для всех, но успеем ли пройти ими? Труднее всего осознаёт свою нечистоту человек горделивый. Такие не видят своего греха и пребывают в постоянном самообольщении и превозношении ума. Они довольны собой и редко заглядывают в глубину своей совести. Но совесть трудно обмануть. Это голос Самого Бога, обличающий нас.

    Всякому живущему предоставлена свобода воли. Как распорядимся мы ею? Будут ли наши дела и намерения приближать нас к Богу? Наши добрые дела - с чистым ли сердцем и любовью мы творили их? Господь всегда видит сердце твоё, христианин. Что там - смирение или горделивое превозношение, терпение или раздражение?

    Угодны ли наши дела Богу? Никто не знает. Никто не знает, каков будет окончательный ответ. Никто не знает, какой ангел придёт за нами, чтобы повести нас на Высший Суд. Белые или чёрные крылья будут за его спиной?

    Помни, христианин: разбойник, что висел рядом с Христом на кресте, покаялся со смирением и вошёл в рай вслед за Господом. Господь простил и принял его. Иуда же Искариотский был учеником Христовым, но предал Учителя и, не раскаявшись, по гордыне своей пошёл в ад. Пути Господни неисповедимы.

    Верь, христианин, Господь укрепляет всякого, приходящего к Нему с покаянием. Господь помогает устоять от греха и не повторять его.

    В таинстве святого Покаяния нам дана возможность отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха, "скинию падшую и сокрушенную" нашей души увидеть обновленной и светлой. Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

    Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов. Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к Таинству Покаяния - говение.

    Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувствований, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, более обычного прилежать к молитве домашней, посвящать время чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.

    Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

    Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства. Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

    Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми.

    Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Прощены же грехи могут быть только в церковном Таинстве Покаяния, совершаемом священником. Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе. Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение . В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

    Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

    Пример общей исповеди

    Здесь приводится один из вариантов перечисления грехов на общей исповеди. Они названы в следующем порядке: грехи против Бога, грехи против ближнего, грехи против самого себя. Этот список представлен не для копирования, для последующей исповеди перед священником, но для напоминания кающемуся человеку о множественных ранах души, которые могут быть исцелены при искреннем раскаянии перед Богом.

    «Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славимому, Отцу и Сыну и Святому Духу все мои грехи от юности моей и до настоящего времени, содеянные мною делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами, вольно или невольно.

    Почитаю себя недостойным прощения от Бога, но не предаюсь отчаянию, возлагаю всю надежду мою на Божие милосердие и сердечно желаю исправить мою жизнь.

    Согрешил маловерием, сомнением в том, чему учит нас вера Христова. Согрешил равнодушием к вере, нежеланием уразуметь её и убедиться в ней. Согрешил кощунством - легкомысленным высмеиванием истин веры, слов молитвенных и евангельских, обрядов церковных, а также пастырей Церкви и людей благочестивых, называя усердие к молитве, посту и милостыне ханжеством.

    Согрешил и больше: презрительными и дерзкими суждениями о вере, о законах и установлениях церковных, например, о посте и богослужении, о почитании святых икон и мощей, о чудесных проявлениях милости Божией или гнева Божия.

    Согрешил уклонением от Церкви, считая её ненужной для себя, полагая себя способным к доброй жизни, к достижению спасения без помощи Церкви. Между тем к Богу должно идти не в одиночку, а с братиями и сестрами по вере, в союзе любви, в Церкви и с Церковью: только где любовь, там и Бог; кому же Церковь не Мать, тому и Бог не Отец.

    Согрешил я отречением от веры или сокрытием веры из-за страха, из-за выгоды или по стыду перед людьми, не внял я словам Господа Иисуса Христа: Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным; кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами (Мф. 10, 33; Мк. 8, 38).

    Согрешил я ненадеянием на Бога, надеясь больше на себя или на других людей, а иногда на неправду, обман, хитрость, коварство.

    Согрешил в счастье неблагодарностью к Богу, подателю счастья, а в несчастье - унынием, малодушием, ропотом на Бога, озлоблением на Него, хульными и дерзкими мыслями о Промысле Божием, отчаянием, желанием смерти себе и своим близким.

    Согрешил я любовью к земным благам, паче чем к Творцу, которого должен любить больше всего - всею душой, всем сердцем, всем помышлением.

    Согрешил забвением Бога и нечувствием страха Божия; забывал, что Бог всё видит и знает, не только дела и слова, но и тайные наши мысли, чувства и желания, и что Бог будет судить нас по смерти и на Страшном Суде Своем; оттого и грешил я безудержно и дерзко, как будто для меня и не будет ни смерти, ни Суда, ни праведного наказания от Бога.

    Согрешил суевериями, нерассудительным доверием снам, приметам, гаданием (например, на картах).

    Согрешил я в молитве леностью, пропускал молитву утреннюю и вечернюю, пред принятием и по принятии пищи, при начале и окончании всякого дела.

    Согрешил я в молитве поспешностью, рассеянностью, холодностью и бездушием, лицемерием, старался показаться людям более благочестивым, чем есть на самом деле.

    Согрешил немирным настроением при молитве: молился в состоянии раздражения, гнева, зложелательства, осуждения, ропота, непокорности Промыслу Божию. Согрешил небрежным и неправильным совершением крестного знамения - от поспешности и невнимания или от дурной привычки.

    Согрешил непосещением богослужения в праздничные и воскресные дни, невниманием к тому, что читается, поётся и совершается в храме за службой, неисполнением или неохотным исполнением церковных обрядов (поклонов, целование креста, Евангелия, икон).

    Согрешил неблагоговейным, непристойным поведением в храме - мирскими и громкими разговорами, смехом, спорами, ссорами, бранью, толканием и утеснением других богомольцев.

    Согрешил легкомысленным упоминанием в разговорах имени Божия - клятвой и божбой без крайней необходимости или даже во лжи, а также неисполнением того, что кому-нибудь с клятвою обещал сделать доброе.

    Согрешил небрежным обращением со святыней - с крестом, Евангелием, иконами, святой водой, просфорами.

    Согрешил несоблюдением праздников, постов и постных дней, несоблюдением духовного поста, то есть не старался освободиться с Божией помощью от своих недостатков, дурных и праздных привычек, не старался исправить свой характер, не понуждал себя к усердному исполнению заповедей Божиих.

    Бесчисленны грехи мои и против ближних моих, и в отношении обязанностей моих к самому себе. Вместо любви к ближним, в жизни моей преобладает себялюбие со всеми губительными плодами его.

    Согрешил я гордостью, самомнением, считая себя лучше других, тщеславием - любовью к похвалам и почёту, самохвальством, властолюбием, высокомерием, неуважением, грубым обращением с людьми, неблагодарностью к тем, кто делает мне добро.

    Согрешил осуждением, осмеянием грехов, недостатков и ошибок моих ближних, злословием, сплетнями, вносил ими раздор в среду моих ближних.

    Согрешил клеветой - несправедливо говорил о людях дурное и для них вредное и опасное.

    Согрешил нетерпением, раздражительностью, гневливостью, неуступчивостью, упрямством, сварливостью, дерзостью, непослушанием.

    Согрешил обидчивостью, злобой, ненавистью, злопамятством, мстительностью.

    Согрешил завистью, зложелательством, злорадством; согрешил бранью, сквернословием, ссорами, проклятиями как других (может быть, даже детей своих), так и себя самого.

    Согрешил я непочитанием старших, особенно родителей, нежеланием заботиться о родителях, покоить их старость; согрешил осуждением и осмеянием их, грубым и дерзким обращением с ними. Согрешил редким поминовением на молитве их и других близких своих - живых и умерших.

    Согрешил немилосердием, безжалостностью к людям бедным, больным, скорбящим, беспощадной жестокостью в словах и делах, не боялся унизить, оскорбить, огорчить моих ближних, иногда, быть может, доводил человека до отчаяния.

    Согрешил скупостью, уклонением от помощи нуждающимся, корыстолюбием, любовью к наживе, не боялся пользоваться для своей выгоды чужими несчастьями и общественными бедствиями.

    Согрешил пристрастием, привязанностью к вещам, согрешил сожалением о сделанных добрых делах, согрешил безжалостным обращением с животными (морил их голодом, бил).

    Согрешил присвоением чужого имущества - кражей, утаиванием найденного, покупкой и продажей краденного. Согрешил невыполнением или небрежным выполнением работы - своих домашних и служебных дел.

    Согрешил я ложью, притворством, двоедушием, неискренностью в обращении с людьми, лестью, человекоугодием.

    Согрешил подслушиванием, подглядыванием, чтением чужих писем, разглашением доверенных тайн, хитростью, всякой нечестностью.

    Согрешил я леностью, любовью к праздному провождению времени, празднословием, мечтательностью.

    Согрешил небрежением по отношению к своему и чужому имуществу. Согрешил невоздержанием в пищи и питии, многоядением, тайноядением, пьянством, курением. Согрешил прихотливостью в одежде, излишней заботой о своей наружности, желанием нравиться, особенно лицам другого пола.

    Согрешил нескромностью, нечистотой, сладострастием в мыслях, чувствах и желаниях, в словах и разговорах, в чтении, во взорах, в обращении к лицам другого пола, а также невоздержанием в супружеских отношениях, нарушением супружеской верности, блудными падениями, брачным сожительством без церковного благословения, противоестественным удовлетворением похоти.

    Тяжко согрешили те, кто делал аборты себе или другим, или склонял кого-нибудь к этому великому греху - к детоубийству.

    Согрешил я тем, что своими словами и поступками соблазнял на грех других людей, а также сам поддавался соблазну на грех от других людей, вместо того, чтобы бороться с ним.

    Согрешил плохим воспитанием детей и даже порчей их своим дурным примером, чрезмерной строгостью или, наоборот, слабостью, безнаказанностью; не приучал детей к молитве, послушанию, правдивости, трудолюбию, бережливости, услужливости, не следил за чистотой их поведения.

    Согрешил нерадением о своём спасении, об угождении Богу, нечувствием своих грехов и своей безответной виновности пред Богом.

    Согрешил леностью в борьбе с грехом, постоянным отлагательством истинного покаяния и исправления.

    Согрешил я небрежным приготовлением к исповеди и причащению, забвением своих грехов, неумением н нежеланием припомнить их, чтобы почувствовать свою греховность и осудить себя пред Богом.

    Согрешил тем, что к исповеди и причащению приступал очень редко.

    Согрешил неисполнением наложенных на меня епитимий.

    Согрешил оправданием себя в грехах: вместо осуждения - даже на исповеди - приуменьшением своих грехов.

    Согрешил тем, что на исповеди обвинял и осуждал ближних моих, указывая чужие грехи вместо своих.

    Согрешил, если на исповеди сознательно скрывал свои грехи из-за страха или стыда.

    Согрешил, если приступал к исповеди и причащению, не примирившись с теми, кого обидел или кто меня обидел.

    Прости, Господи, бесчисленные грехи мои, очисти, обнови и укрепи мою душу и тело, дабы неуклонно идти мне по пути спасения.

    И вы, честный отче, помолитесь о мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам Божиим, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

    Ещё один пример общей исповеди, в более сокращённом варианте.

    Этот пример может быть взят за основу при подготовке к исповеди.

    В особенности это актуально для того человека, кто имеет обычай перед исповедью составлять список совершённых грехов. Безусловно, грехи совершённые, но не попавшие в этот список особо распространённых грехов, должны быть упомянуты дополнительно. Будем, однако, помнить, что перед исповедью мы составляем список грехов не для "отчёта" перед священником, или ещё лучше, перед Всеведущим Богом, но только лишь для напоминания самим себе того, что мы должны сказать, в чём мы должны раскаяться. И чем глубже и искренней покаяние, тем сильнее степень врачевания ран нашей души.

    Согрешил делом, словом,помышлением, волею и нево-лею, ведением и неведением, в разуме и неразумии.

    Согрешил празднословием, пустословием, многослови-ем; словами и речами бранными, досадительными, скверны-ми, кощунственными, легкомысленными, неразумными, смехотворными, суетными; нерассудительностью, спорливостью. Смотрением, слушанием, чтением пустого и душе-вредного. Разговорами и смехом в храме.

    Согрешил ложью, словами и речами лживыми, невы-полнением обещаний данных Богу и людям, неполными ис-поведями, мнениями ложными, советами неправильными.

    Согрешил осуждением ближних, лиц священных; ос-меянием, злословием, порицанием.

    Согрешил чревоугодием, трапезой не вовремя, не по Церковному Уставу; несоблюдением постов и постных дней, не всегда молился до и после вкушения пищи; пресыщени-ем, объедением, тайноядением, жадностью.

    Согрешил леностью, праздностью, телесным покоем сверх должного, многоспанием. Редким хождением в Цер-ковь на Богослужения, в особенности Божественной Литургии. Оставлением молитвенного правила и других душеспасительных чтений. Во время молитвы цер-ковной и келейной - расслабленностью, вялостью, невнима-нием; опозданиями к началу Богослужений, преждевремен-ным уходом из храма без уважительной причины. Беспечно-стью, унынием и небрежением о своей душе. Работой в вос-кресные и праздничные дни. Непоминовением родителей, сродников, живых и усопших.

    Согрешил мелкой татьбой в быту и на производстве, не-возвращением денежных долгов или вещей данных на время.

    Согрешил сребролюбием, скупостью, многостяжанием, расточительством без нужды.

    Согрешил лихоимством, корыстолюбием, законопре-ступной прибылью.

    Согрешил неправдой разного рода, обманами, уклонени-ем от уплаты за различные услуги.

    Согрешил завистью, враждой, ненавистью, неприязнью, непримирением, зложеланием, злорадством; злоупотребле-нием доверием ближнего.

    Согрешил гордостью, тщеславием, самомнением, вели-чанием, человекоугодием, лицемерием, двоедушием, мало-душием, самолюбием, славолюбием, надменностью, уничи-жением ближнего. Непослушанием и неоказанием должной чести родителям, духовному отцу; самооправданием, често-любием.

    Согрешил гневом, яростью, вспыльчивостью, раздражи-тельностью, сварливостью, укорениями ближнего, грубо-стью, дерзостью, ожесточением, злословием, досаждением, жестокостью.

    Согрешил злобой, памятозлобием, мстительностью, из-лишней требовательностью и строгостью к ближним, к до-мочадцам и сродникам. Ударениями ближних в гневе, не-умеренным наказанием детей.

    Согрешил суевериями различного рода. Азартными играми, пением непри-стойных песен.

    Согрешил помыслами блудными, нецеломудренным по-ведением, мечтаниями нечистыми, непристойными разгово-рами, невоздержанием по плоти в постные и праздничные дни.

    Согрешил маловерием, небрежным совершением мо-литв, крестного знамения, поклонов; легкомысленным упо-минанием о святынях. Недостойной подготовкой к Таинст-вам Церкви: Покаянию, Причащению и иным. Произнесени-ем Имени Божьего всуе. Не носил нательного креста.

    Согрешил недостаточным упованием на Промысл Божий в различных обстояниях, ропотом на Бога, неблагодарностью Богу, отсутствием в душе страха Божия, непослушанием во-ле Божией, окамененным нечувствием.

    Был соблазном для ближних в различных обстоятельст-вах.

    О всех сих изреченных, и беспамятства ради неизречен-ных - каюсь .