Войти
Территория кровельщика
  • Пчелиный яд 911 мазь. Лечение пчелиным ядом. Помощь спортсменам для разогрева мышц
  • Классификация белков по типу строения
  • Нервная и гуморальная регуляция выделения желудочного сока Отделение пищеварительных соков
  • Субстратное и окислительное фосфорилирование
  • Признаки возбуждения физиология
  • Симптомы Заболевания проктологии
  • Раздел i рождение архитектуры. архитектура древнего мира

    Раздел i рождение архитектуры. архитектура древнего мира

    Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре.

    Оборудование:

    • мультимедийный проектор,
    • мультимедийная презентация. Приложение 1
    • индивидуальный раздаточный материал,
    • выставка по теме (репродукции, книги)

    Новые слова: форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), термы (общественные бани).

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Художественная культура Древнего Рима оставила человечеству богатейшее наследие.

    Тема нашего урока “Архитектурные достижения Древнего Рима”. На уроке мы познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

    II. Новая тема

    Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV-I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

    В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

    1. Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)
    2. Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)
    3. Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

    Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

    1. Римский Форум.

    С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1 >

    Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2 > . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

    2. Инженерные сооружения.

    Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3 > .

    3. Колизей.

    Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

    4. Пантеон.

    После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5 > – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6 >.

    Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7 >.

    Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8 >. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

    III. Закрепление изученного на уроке

    А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

    Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

    IV. Домашнее задание

    Гл. 9., ст. 94–101. Вопросы и задания.

    Литература

    1. Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. М., Дрофа, 2010.
    2. Соколов Г.И . Искусство Древнего Рима. М., 1996.
    3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб, 1890–1907.
    4. ru.wikipedia.org
    5. mystic-chel.ru
    6. uchportal. ru

    Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

    Римский форум

    Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

    С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

    Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

    Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

    Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

    Колонна Траяна

    Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

    Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

    Пантеон

    Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

    Колизей

    Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

    Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

    Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

    В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

    Триумфальная арка Тита

    Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

    Термы Каракаллы

    Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

    Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

    Храмы Портуна и Геркулеса

    Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

    Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

    Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

    Марсово поле

    «Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

    Мавзолей Адриана

    Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

    Катакомбы

    Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.

    Глава «Организация пространства в древнейших культурах» книги «Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве ». Автор: Иконников А.В. Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства (НИИТАГ), Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН). Издательство «КомКнига», Москва, 2006

    Утверждение, что для понимания основных принципов формообразующей деятельности среди материала, предоставляемого историей, наиболее актуально изучение древнейших, «доисторических» культур, может показаться кокетливым парадоксом. Между тем это действительно так. Конец XX в. - более чем какой-либо другой период в развитии культуры - стал качественным рубежом, на котором происходит пересмотр глубинных основ архитектурного формообразования. Профессиональная культура, уже в начале века расколотая столкновениями академизма и авангардизма, историзма и «новой архитектуры», эклектики и модерна и рационализма, замешанного на эстетике посткубизма, продолжала развиваться по модели «расширяющейся Вселенной». Ее осколки разлетаются все далее, «плюрализм» стал необратим. В то же время воспроизводство профессии по-прежнему связано с ренессансно-академическими концепциями композиции, принципы которой имеют за собой мощную традиционную основу, но несовместимы с реалиями актуальной культуры. Архитектор XX в. в развитии своей творческой индивидуальности вынужден повторять схему исторического процесса трансформации профессии на протяжении Нового времени. Теория архитектуры, чтобы обеспечить этот процесс, должна обратиться к первоосновам зодчества, к тем его началам, которые предшествуют созданию языковых систем и стилей архитектуры Нового времени.

    На протяжении тех двух-трех миллионов лет, которые предшествуют сложению рефлектирующих «исторических» культур, фиксировавших этапы своего развития письменностью, человечество накопило мощные слои коллективного бессознательного, наследуемого и не зависящего от личного опыта. Идентичное у всех людей, оно основывается на системе архетипов, древнейших всеобщих образов. Их бессознательное содержание может непосредственно проявляться лишь в сновидениях. Архетипы сами по себе остаются гипотетическими недоступными для созерцания образами. Но, проникая в слои индивидуального сознания, они оказывают значительное, хоть и трудно поддающееся рефлексии, влияние на формирование ценностных предпочтений и языковых структур [ ]. Система архетипов определяет не только фундаментальную основу любых архитектурных языков, но и образование ценностных предпочтений, в большой мере направляя субъективную составляющую субъектно-объектного отношения, в котором возникают специфические свойства архитектуры.

    Древнейшие культуры доклассовых сообществ (как и современные нам культуры некоторых племен, не вошедших в орбиту мировой цивилизации) в неспешном темпе своего развития не только накапливали психические данности коллективного бессознательного, но и предлагали их интерпретацию в образах мифов и пространственных структур рукотворной среды. Бессознательное содержание в деятельности древнейших культур воплощалось, таким образом, с относительной непосредственностью, его изменения под влиянием индивидуального опыта не заходили далеко. Уже это определяет для нас интерес и актуальность обращения к наследию древнейших культур. Интересно и то, что было на самых ранних этапах формирования рукотворной среды обитания и становления архитектуры. Принципиальная важность для нее субъектно-объектных отношений выступала с особенной очевидностью (заметим, что известные суждения классиков марксизма о том, что устремление к неким духовным началам в деятельности людей возможно лишь после удовлетворения их чисто утилитарных потребностей, не подтверждаются историческим материалом).

    Пространственные формы окружения на ранних стадиях развития цивилизации принадлежали к главным средствам закрепления и передачи информации, позволяющей человеку ориентироваться в мире, выбирать типы поведения и деятельности. Сообщения, закодированные средствами языка архитектуры, в древнейших цивилизациях обладали особой значимостью, поскольку не дублировались другими каналами коммуникации. Соответственно, чистоте применения правил кодирования уделялось особое внимание.

    Таким образом, обращение к самым ранним стадиям развития систем архитектурной формы позволяет осмыслить многие ее содержательные аспекты, бытующие и поныне, но как бы стершиеся, потерявшие отчетливость в сфере сознания и рефлексии. Реконструкция образов-архетипов позволила бы расшифровать, казалось бы, немотивированные, но вполне отчетливые предпочтения, фиксируемые психологией восприятия и аксиологией. «Реликтовые значения», которые несут пространственные формы среды, занимают и сегодня немалое место в нашем сознании. К тому же, их расшифровка приблизила бы и к пониманию общих механизмов кодирования культурных значений языком архитектуры. Жаль, однако, что возможность такого «прочтения» весьма ограничена, «тексты» сохранились отрывочно, неполно, вне тех содержательных систем, в которых они бытовали. «Дописьменные» культуры не оставили нам и материалов, косвенно помогающих расшифровке и пониманию. И все же наметим некоторые общие характеристики древнейших структур языка пространственной формы, связанные с миропониманием и деятельностью людей древнейших цивилизаций.

    Язык среды, язык пространственных форм складывался для них на многих уровнях организации пространства - от территории обитания в целом и устройства поселений до структуры отдельных построек, их декорации и вещного наполнения. Мы можем судить о самых общих закономерностях его структурной организации не только по немногим (как правило, разрозненным) следам древнейших поселений, но и по культуре народов, сохранивших до нашего времени доклассовую общественную структуру при достаточно высокой степени экономической и социальной независимости по отношению к другим обществам. Таковы отдельные племена индейцев Южной (а еще в прошлом столетии - и Северной) Америки, народы Океании, некоторые африканские племена, а отчасти и аборигены Австралии, Новой Зеландии.

    Искусственные элементы, вводившиеся людьми древнейших культур в природное окружение, количественно были несопоставимы с последним. Однако организация жизни человеческих сообществ требовала точного определения каких-то мест в пространстве и закрепления в памяти отношений между ними (например, мест удачной охоты, источников воды и путей, ведущих к таким местам).

    Инструментом для этого становился миф. Но мифы, как подчеркивал К. Г. Юнг, были формой выражения архетипов коллективного бессознательного. Прежде всего, они выражали глубинную суть человеческой души, к движениям которой люди приспосабливали свой опыт. «Все мифологизированные естественные процессы, такие как лето и зима, новолуние, дождливое время года и г. д. не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символическое выражение внутренней и бессознательной драмы души. Она улавливается человеческим сознанием через проекции, т. е. будучи отраженной в зеркале природных событий. Такое проецирование лежит у самых оснований, потому потребовалось несколько тысячелетий истории культуры, чтобы хоть как-то отделить проекцию от внешнего объекта» [Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Архетип и символ. Пер. с нем. М., 1991. ].

    Миф, выступавший как основной способ понимания мира, получал при этом мнемоническую функцию. Он должен был не только напоминать о задачах наступающего периода при смене сезонов, но и закреплять в сознании структуру территории, на которой обитала группа людей. Конкретные приемы запоминания облекались в форму антропоморфных мифических моделей окружения - от территории в целом до организации жилища. Охотники и собиратели стремились визуализировать территорию, соединяя ее с образом героев-созидателей и древнейших предшественников, наделяя ее распознаваемые части человеческими значениями. «Иногда это космический создатель, который связывает вместе землю и небо, и части его тела идентифицируются с выделяющимися особенностями ландшафта - холмами, реками, скалами - которые могут быть осознаны примитивным умом как взаимодействующие... В символической конструкции, создаваемой племенем, кланом, социальное целое представало в облике предшественника данной культуры. Населенный архипелаг интерпретировался как части тела изначального гиганта. При этом причинная связь заменяла органическое единство», - так реконструировал древнейшие образы пространства Э. Гуидони [ ].

    Антропоморфная метафора помогала дать некое объяснение связи между природным и обжитым, «человеческим» пространством. Она служила и для того, чтобы увязать между собой на основе символических терминов все структурные составляющие, которые социум вводил в среду своего обитания, - поселения, жилые и хозяйственные постройки, ограждения. Территория, на которой обитало племя или клан, приравнивалась к его дому, а сам дом рассматривался как искусственное тело и вместе с тем образ социума и его окружения.

    В культурах, сохранивших до нашего времени уровень древнейших цивилизаций, можно проследить все уровни системной организации пространственной среды, подчиненной структуре и образам мифа. Так, антропоморфные или зооморфные ассоциации связывают интерпретацию структуры территории, организации жилища и почти скульптурных форм глиняных зернохранилищ народности фали, поныне обитающей в Камеруне. При этом части жилища, отождествляемые с частями человеческого тела, образуют функциональное, но не обязательно пространственное целое - круглые в плане хижины соединяют воедино ограда и выровненная, покрытая циновками земля дворика. Антропоморфный или зооморфный характер получает и декорация. Двухэтажные жилища народности догон, обитающей в верховьях Нигера (Мали), в своей пространственной организации сочетают многозначную - антропоморфную и космогоническую - символику. Органичность очертаний конструкции, как бы вылепленной из глины на деревянном каркасе, равно как и декоративно-символические росписи, облегчают прямое восприятие ассоциаций, заложенных в структуру целого [Guidoni Е. Primitive Architecture. N. Y, 1978. ]. Вместе с тем предпочтение, отдаваемое отдельным элементам человеческого тела (например, голове) в символической структуре, служило оправданию реальной иерархии отношений в социуме. «Голова» в системе поселка была жилищем вождя или рода, доминирующего в племени, в пределах дома - местом, принадлежащим главе семейства. Архетип позволял развивать множество интерпретаций, не затрагивавших его основное содержание. Изменяющийся, варьируемый, он все прочнее укоренялся в «коллективном бессознательном», на этом уровне направляя конкретные процессы образования значений и структурирования формы.

    Древний архетип, отождествлявший внутренние структуры человеческой души и структуры окружения, проступает за устойчиво сохраняемым фундаментальным принципом распространения субъектно-объектных отношений ценности на среду жизнедеятельности, за значимыми и для современного человека формами регуляции пространственных контактов, персонализацией пространства. Выражением подсознательного присутствия этого архетипа были антропоморфные структуры, вполне осознанно развивающиеся в архитектурной античности. Они продолжали бытовать в европейской культуре Средневековья (при более высокой степени абстрагированности их формы). В Новое время они также сохранялись, хотя и воспринимались уже как некие приемы гармонизации, восходящие к античности, а их знаковая функция оказалась забытой.

    Люди древних культур непосредственно воспринимали изобразительно-символические двухмерные формы очень крупного масштаба, расположенные на обширной территории и не охватываемые глазом с каких-то реально существующих точек зрения. Это показывают громадные символические рисунки и чертежи, нанесенные на поверхность земли, которые сохранились в различных частях планеты. В нашем веке увидеть и воспринять их в целом стало возможно с летательных аппаратов - наблюдатель на уровне земли воспринимает лишь несвязанные лишенные значений фрагменты формы. Функция этих гигантских символов неясна. Наибольшей известностью среди таких рисунков пользуется «Белая лошадь из Уффингдона» (Великобритания, Беркшир, I в. до н. э.). Условный, вытянутый силуэт длиной около 150 м образован на склоне мелового холма путем удаления растительного слоя. Многочисленные абстрактные геометрические фигуры и схематические изображения величиною в десятки и сотни метров сохранились на бесплодной поверхности не знающего дождей каменистого плато близ южного побережья Перу. Они принадлежат исчезнувшей культуре Наска, расцвет которой приходился на I-VIII в. н. э. Идеограммы животных, птиц, растений, образованные рядами камней и заглубленными бороздами, схожи по стилю с миниатюрными рисунками на керамике, принадлежащей той же культуре. Подобные сверхчеловечески крупные символы в 1980 г. обнаружены на плато Устюрт в Каракалпакии; их предположительно относят к VII-VIII вв. Люди в то время могли как-то воспринимать форму, которую не могли увидеть как целое и осознавать ее символическое значение, суммируя фрагментарно увиденное или основываясь на двигательных ощущениях (стремление восстановить такую способность у современного человека утверждается как один из мотивов приверженцами так называемого искусства среды).

    Можно полагать, что прямое восприятие очертаний, недоступных в целом для единовременного визуального наблюдения, было связано с дифференцированностью пространственных представлений. Ближнее пространство, находящееся в зоне прямых чувственных контактов, воспринималось и осознавалось как трехмерное, но далее оно мыслилось простирающимся только в двух измерениях. Оно познавалось, прежде всего, через преодоление путей, проложенных по поверхности земли, с двухмерностью которой связана организация жизни человека. Двухмерность представления об удаленных пространственных зонах присуща и сознанию современного человека, но уже стертой, рефлексируемой с некоторым напряжением. В символике изображений, дошедших от древнейших культур, это свойство выступает с полной очевидностью. В средневековой живописи стремление зафиксировать трехмерность ближних, «объектных», планов сочеталось с плоскостной трактовкой дальних планов и обширных панорам.

    По мере развития земледелия и усложнения общественных структур символическое соотнесение форм окружения со структурами человеческого духа и мифологией сменялось космологическими значениями. М. Элиаде приводит пространный перечень «небесных архетипов» территорий, городов и храмов в архаическом сознании. «На горе Синай Иегова показывает Моисею "образец" святилища, которое тот должен для него построить: "Все, как Я показываю тебе, и образец скинии, и образец всех сосудов ее, так и сделайте" (Исход, XXV, 8-9). "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исход, XXV, 40). И когда Давид дает своему сыну Соломону план постройки храма, скинии и всех сосудов ее, он заверяет его, что "все сие в писании от Господа..." (Кн. Паралипоменон, 1, XXVIII, 19)» [Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С. 34-35. ]. По Библии Бог сотворил небесный Иерусалим до того, как город Иерусалим построен руками человека (прекраснейшее описание небесного Иерусалима содержит Апокалипсис - XXI, 2 и сл.). В созвездиях находили архетипы вавилонских городов, по плану, «определенному расположением звезд на небе», строилась Ниневия. По мифическому образцу небесного города, где в «золотом веке» обитал Владыка Вселенной, строились индийские города. Мир, окультуренный человеком, обладал ценностью лишь благодаря внеземному прототипу, послужившему моделью.

    Территория, занятая и обживаемая, предварительно превращалась из «хаоса» в «космос», ритуалом придавались ей сакральность и некая форма, не только отражавшая представление о космическом архетипе, но и заключавшая в себе программы жизнедеятельности. Отсюда берет свое начало линия, развивавшаяся в символизме пространственных форм городского окружения. Его первообразы в организации древнейших поселений сохранились лишь фрагментарно и наши суждения о них в основном гипотетичны. Об их системе, однако, можно судить по поселениям племен, первобытнообщинный строй которых продолжает существовать (или существовал до недавнего времени).

    Символом, объединяющим все прочие значения, становился круг - воплощение небесного круга. Характерны описанные в прошлом веке лагеря индейцев-чайенов, обитавших на современной территории США. Их вигвамы располагались концентрическими кольцам и вокруг открытого пространства, центр которого отмечала большая палатка совета племени. Форма поселения, объединявшего до тысячи жилищ, прочитывалась как «общий дом» племени и как аналогия небесного свода (многочисленные вигвамы сравнивались при этом со звездами). Разрыв кольца обращен к восходу солнца в день летнего солнцестояния. Ось, направление которой определено разрывом, делила лагерь и его население на две равные части [Guidoni Е. Primitive Architecture. P. 62-66. ]. Такое разделение связывалось с мифом о божественных близнецах-прародителях, воплощении противоположных начал, объединенных в неразделимую пару (архетип мифа, общий для многих народов, с которым связан, например, миф о Ромуле и Реме, основателях Рима). От архетипа, воплощавшегося в близнечных мифах, ведет происхождение та исключительная роль, которая и в наше время придается симметрии в организации пространственной формы.

    К. Леви-Стросс показал социально-функциональную роль символики, связанной с пространственной организацией поселения для организации жизни первобытных человеческих сообществ. Он исследовал деревни индейского племени бороро, обитающего в джунглях центральной Бразилии. Схема их плана напоминает очертания колеса, обод которого образуют семейные дома, спицы - дорожки, сходящиеся к дому холостых мужчин, стоящему в центре. Место хижины в кольце застройки и положение по ту или другую сторону оси восток-запад определяли многие важные моменты общественного поведения члена общины, включая выбор невесты; планировка с её символическими значениями как бы автоматически регулировала отношения внутри племени. Когда затерянное среди тропических лесов племя было обнаружено, индейцы упорно сопротивлялись попыткам включить их в систему чуждой им цивилизации. Они, однако, стали легко поддаваться ассимиляции, будучи переселены в деревни с иной планировкой. Племя при этом лишалось материальной памяти, хранившей информацию о традиционных формах поведения и внутренних отношений [Levi-Slzauss CL Tristes tropiques. Paris, 1951. P. 248-250. ].

    Вряд ли чем-то иным, кроме социокультурной функции символической формы, можно объяснить устойчивость традиции кольцевой планировки, которой придерживались протославянские племена Восточной Европы и к которой обратились славяне. Сложившаяся в древнейших земледельческих поселениях региона, она стала затем своего рода генетическим кодом пространственной организации городского плана и первообразом центральной площади древнерусского города.

    Древнейший этап развития этой традиции связан с культурой земледельцев эпохи энеолита начала III - первой четверти II тысячелетия до н. э., так называемой трипольской культурой, которая распространялась между Карпатами и Днепром, вписываясь в пределы вероятной прародины славян. Трипольская культура оставила следы множества поселков с кольцевым планом, располагавшихся на высоких плато. В 1930-е гг. изучено трипольское селение на Киевщине, названное «Коломийщина-1». Его площадка охвачена почти правильным кругом с диаметром 160-170 м, по которому расположено 30 жилищ. Внутри группа домов намечала еще один круг. Свободная площадка посередине служила для загона скота и совершения ритуалов. Первоначальное ядро таких поселений разрасталось концентрически - самый крупный поселок трипольской культуры у села Владимировка в бассейне Южного Буга имел пять концентрических кругов застройки при диаметре внешнего кольца около 900 метров [Пасек Т. С. Периодизация трипольских поселений (II-III тысячелетия до н. э.) // МИА. Вып. 10. М.; Л., 1949. ]. На позднем этапе трипольской культуры (2100-1700 до н. э) периметр поселений защищали рвом и валом.

    Можно полагать, что центрическое очертание трипольского селения с его ритуальным ядром отражало модель Вселенной в представлении обитателей. Космогонические мифы трипольцев нам неизвестны, но предположение подтверждается орнаментами на керамике с характерными солярными символами и идеограммами. Когда в XVII-XV вв. до н. э. между Днепром и Одером праславяне обособились от общего индоевропейского массива, они, как полагает Б. А. Рыбаков, «могли и должны были впитать ряд земледельческих аграрно-магических представлений трипольских племен» [Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 249. ]. Традиция при этом воспроизводилась не через прямое следование образцу, а через мифопоэтический образ. Следуя этой традиции, получали основные черты древней центрической модели и укрепленные поселения славян. Ее символическую значимость подкрепляет распространенность круга там, где символичность формы не вызывает сомнений: в очертаниях площадок ритуальных костров, жертвенников, святилищ. Круговые очертания имели древние славянские календари, круг служил основой солярных знаков.

    О конкретной форме древнейших поселений, определившей традицию, устойчиво сохранявшуюся и повлиявшую на форму средневекового города, у нас нет достаточно полной информации. Однако вместе с традициями общинной организации крестьян тип центрического плана унаследовали русские села - центры групп земледельческих поселений, складывавшихся в Волго-Окском междуречье в XVI-XVII вв. Они выделялись среди малых рядовых поселений - деревень, обычно имевших линейную планировку, - не только величиной, но и пространственной структурой, организованной вокруг внутреннего пространственного ядра, символа единства крестьянской общины. И не случайно в конце XVIII в. в России, после крестьянской войны, возглавленной Пугачевым, государственная администрация осуществила последовательную перепланировку сел с кольцевым планом, уничтожая древний пространственный символ.

    Отражение кольцевых очертаний древнейших поселений просматривается уже в Средние века в структуре кремлей некоторых русских городов - как, например, Переелавля-Залесского или Юрьева-Польского. Им определена и характерная структура специфических площадей с главным зданием, которое стоит «островом» посреди открытого пространства. Влиянием древнего архетипа оказалась определена и особая символическая роль крупного открытого пространства (позднее такую роль стали отождествлять с престижностью).

    Возникновение древнейших городов и городской культуры вывело на новый уровень проблемы формирования пространства и искусственной среды; вместе с ним возникли и новые ряды символов, связанных с космогоническими представлениями. Воспроизведение в структуре среды структуры Вселенной казалось залогом участия высших сил в судьбах города, их покровительства. При этом создавались уже трехмерные схемы мыслимого космического порядка, в которые вовлекалось представление о строении космоса по вертикали и противоположности верха и низа (иерархия небесного, земного и подземного миров, противопоставленных по признаку «верхний - нижний»).

    Особую значимость получала при этом архитектоническая символика центра. Именно здесь предполагалась возможность прорыва уровней космоса, связи между ними вдоль центральной оси. Наделенный высшей священностью, центр становился местом притяжения, значимость которого отчасти переносилась и на подводящие к нему пути. Совершение необходимых ритуалов освящения участка земли превращало его в «центр мира» (так же как время ритуала считалось совпадающим с мифическим временем «начала»). Конкретное время проецировалось в мифическое время оно, время основания мира, и таким же образом конкретное мирское пространство преобразовывалось в сакральность центра.

    Становясь Осью мира (Axis Mundi), центр поселения или храм принимал на себя функцию связи между Небом, Землей и Адом. Эта связь должна была получить архитектоническое овеществление - такая связь воплощалась в образе Священной горы, где встречаются Небо с Землей, столпа или Мирового древа. Функции Священной горы принимал на себя храм или дворец. В верованиях Двуречья Небо, Землю и различные территории соединяет «Гора стран». Как ее воплощение создавался зиккурат, семь этажей которого представляли семь небес, соответствующих семи планетам (зиккурат в Борсиппе) или семи цветам мира (зиккурат в Уре). Среди многих названий Вавилона - «Связь Неба с Землей» [ ].

    Дополнением символики Мировой горы служила символика Мирового древа. Монголы представляли себе Мировую гору как четырехгранную пирамиду с Мировым древом в центре. Но символика Древа - не только Ось мира и связь его уровней. Оно представляет Вселенную в ее развитии и постоянном возрождении, источник мировой жизни, ярусы его кроны символизируют звездные уровни небес. Оно - древо жизни и бессмертия, живущее и дающее жизнь. Перечисление сюжетов, связанных с образом Мирового древа у разных народов, могло бы заполнить обширный каталог (священный ясень Иггдрасиль - «Древо предела», связывающее землю людей, Митгард, с небом, Асгардом, и подземным миром в скандинавской эдической мифологии; столп Ирминскуль в мифологии саксов, древо Замбу, корни которого уходят в подножие горы Сумер, а крона раскинулась над её вершиной - в монгольском эпосе, древо Сакаки в японском мифе, райское дерево Вырий, береза, дуб, сосна в славянском фольклоре - перечень можно было бы продолжать очень долго).

    С идеей Axis Mundi связывалась основная схема упорядочения пространства древнейших городов. От этой оси по четырем направлениям - странам света, определяемым движением солнца, луны и светил небосвода, - брали начало ветви креста главных горизонтальных осей. Особое значение, придававшееся этому кресту, побуждало подчинить направлениям его ветвей всю систему расчленения пространства. Таким образом, складывалась прямоугольная сетка планировки улиц. Общность фундаментальных архетипов вела к тому, что прямоугольные сетки, расчленяющие территорию, возникали в поселениях многих культур. Причем общность приема не определялась переносом образца; аналогичные структуры возникали и в культурах, разделенных как пространством, так и временем, не имевших контактов между собой. Прямоугольные планировочные сетки складывались в городах Древнего Египта, Месопотамии, долины Инда, равно как и в городах Центральной Америки доколумбовых времен, вне каких-либо связей с культурами Старого Света. Независимо сложившаяся в Китае, идея была занесена в Корею и Японию. Ее разработка в античной Греции, а затем в Римской республике и империи положили начало непрерывной традиции регулярного градостроительства на Европейском континенте.

    До нашего времени дошла и традиция, основанная на архетипе Мирового древа, изначально получившем архитектоническое воплощение в вертикальных объемах, акцентирующих как центр, так и другие ключевые позиции пространственной организации городских организмов. К сооружению высокому, форма которого создает впечатление динамичного устремления по вертикали, и современные люди, подчиняясь импульсу коллективного бессознательного, относятся по-особому, видя в нем знак исключительности места, с которым оно связано, и его исключительной социальной роли. Вполне естественным был во время конкурса на Дворец Советов в Москве (1932-1934) выбор некомпетентного жюри. Для утверждения утопической системы идей форма, динамично устремленная но вертикали, психологически несомненно могла стать более действенной, чем статичные объемы, не драматизирующие вертикальную ось.

    В древнейших культурах символическая функция пространственной формы реализовалась, прежде всего, в организации макропространств территории жизнедеятельности племени и территории поселения. Но, как и антропоморфная символика, космологические символы вошли в организацию микромира жилищ. Структурообразующую роль играла символика оси, центра мира. Она связывалась с архетипами антропоцентрического восприятия, становясь для человека пулевой точкой отсчета в переживаемом, экзистенциальном пространстве. Образ дома как центра мира стал одним из наиболее устойчивых (его роль в сознании современного человека исследовали Болнов и Башляр).

    Элементом, отмечающим эту ось, мог стать столб, опора центрической формы шатра, получивший сакральное значение - как в жилищах тувинцев, устраивавших каменный жертвенник у его подножия. Подобное отношение к центральной опоре шатра М. Элиаде считал характерным для народов арктической зоны, аборигенов Северной Америки, кочевников-скотоводов Центральной Азии [Элиаде М. Космос и история. С. 41. ]. У последних, однако, вместе с переходом от конических шатров к юрте с куполом сферического очертания мифическая функция «столпа» перешла к отверстию в зените, через которое выходит наружу дым очага. Очаг принимал на себя роль символизации центра в древних формах восточно-славянского жилища. Осью микрокосма жилища присредиземноморского типа, интравертная модель которого определилась к концу III тысячелетия до н. э. в Месопотамии и долине Нила, стал замкнутый внутренний дворик, куда обращены помещения.

    Жилище в древнейших культурах формировалось простейшими оболочками. Значения пространственных форм связывались с их экзистенциальным наполнением и простейшими ассоциациями с мифопоэтическим текстом, иногда конкретизировались знаками, входившими в систему декора. Осмысление возможностей архитектонической организации пространственной формы выражения смысловых значений связывалось с сооружениями, объединявшими вокруг себя социум поселения - святилищами, погребальными монументами.

    Значения, выходившие за пределы прямых практических потребностей, овеществлялись в устойчивых массах материала, стабильность которых обеспечивалась самой их громадной тяжестью. Первоосновой архитектонической символики - и собственно архитектуры - было развитие чувства порядка. Его фундаментальные начала - вертикаль в ее отношении с горизонтальными плоскостями, а также взаимосвязи соседствующих масс. Эмоциональное восприятие отношений материальных элементов и организуемого ими пространства, развитие символических значений, связанных с отношениями «масса - пространство», было уже следующей, более высокой ступенью развития восприимчивости и знаковых функций пространственной формы.

    Зигфрид Гидион выделил три основных концепции архитектурного пространства, основанных на организованных соотношениях горизонтали и вертикали, масс и интервалов между ними; архитектура как объем, от которого исходит некая радиация (иначе - массы, формирующие вокруг себя пространственные поля); 2) архитектура как интерьер, пространство, ограниченное организованными массами; 3) архитектура как взаимодействие объема и интерьерного пространства [GiedioyS. Architecture and Phenomena of Transition. The three space conceptions in architecture. Cambrige Mass., 1971. P. 3-5. ]. Было бы некорректным упрощение (на которое идут, однако, некоторые исследователи) пытаться выстроить схему развития архитектуры, основываясь на предположении о последовательном чередовании этих концепций. Несомненно, что первая из них имела преобладающее значение на ранних этапах развития зодчества - начиная от древнейших культур и до греческой античности, где она получила свое наиболее совершенное воплощение. Вторая концепция получила широкое распространение и последовательное развитие в архитектуре Рима и европейской традиции, которой дала начало римская античность (впрочем, господство ее не было абсолютным; точнее говорить о се преобладании при сохранении и первой концепции). Третья концепция, полноценно реализованная лишь на рубеже XIX и XX вв., развивалась, не подавляя первых двух. Если же принимать во внимание «исключения», не становившиеся распространенными, картина еще сложнее (можно, например, отметить явления, отвечающие «второй концепции», возникшие в зодчестве древнейших цивилизаций, а также некие явления переходного характера и гибриды). И совсем не получается последовательной смены концепций, если рассматривать процесс исторического развития архитектуры не на одном лишь европейском материале (так, архитектура Японии уже в XVII в. создавала объекты, свойства которых совпадают с признаками третьей концепции архитектурного пространства по Гидиону). Впрочем, если не строить предвзятых схем, выделение трех концепций по Гидиону дает полезные ориентиры для анализа архитектурной формы.

    Древнейшие монументальные «знаки» архитектурной формы, несущие информационную и эмоциональную нагрузку - насыпные холмы-курганы и мегалитические сооружения из грубо околотых или необработанных огромных каменных глыб, создавались людьми эпохи неолита и «бронзового века». Простейшие каменные монолиты, менгиры, в некоторых случаях выстраивались в протяженные правильные ряды («Каменные аллеи» в Карнаке, Бретань, где одна только группа Менек состоит из 1 099 камней, соединенных в 11 рядов длиной более километра). Вертикальные монолиты дольменов и кромлехов были соединены вертикально установленными блоками и плитами, перекрывающими пролет между ними. Содержание, которое овеществлялось в форме этих монументов, неизвестно. Очевидно, что оно представлялось достаточно значительным для того, чтобы затрачивать на установку очень большую часть материальных и трудовых ресурсов племени.

    Крупнейшее мегалитическое сооружение - кромлех Стоунхендж в Англии близ города Солсбери - возводилось около 300 лет (1900-1600 гг. до н. э.). Вес его монолитов достигает 50 тонн. По расчетам археологов, люди, пользовавшиеся только деревянными катками, рычагами и кожаными канатами, должны были затратить не менее 1,5 млн. человекодней тяжелейшего труда. Они жертвовали на это сооружение существенно большую долю общественного труда, чем его поглощали самые претенциозные замыслы последующей истории.

    Сооружение с полной очевидностью не выполняло утилитарных функций. По наиболее аргументированной современной версии, оно служило храмом, в форме которого овеществлялись астрономические знания. Использовался Стоунхендж, по этой версии, не только как календарь, но, быть может, и как инструмент для предсказания таких событий, как солнечные и лунные затмения [Хокинс Дж., Уайт Дж. Разгадка тайны Стоунхеджа. М., 1973. ]. Линии, соединяющие просветы между его пилонами, фиксировали направления, связанные с особыми положениями солнца и луны, позволяющими членить год на сезоны. Особый «визир» - наклонный камень за пределом колец пилонов - отмечал направление на восход солнца в день летнего противостояния. Сокровенное знание наделяло могуществом тех, кто им владел, и астрономический инструмент был превращен в монументальное сооружение.

    Перемычки, соединявшие каменные опоры, вводили в мегалитическое сооружение некое пространство, с которым связано тектоническое напряжение конструкции. Но площадка, окруженная каменными монолитами, вряд ли осознавалась как «пространное тело», форма которого наделена значением и провоцирует определенные эмоции. Значащими были сами камни, одиночные и трилиты - попарно связанные перемычками вертикальные блоки. Информацию несли их взаимные отношения в пространстве. Подобным образом значащим элементом становился отдельный менгир - монолит, установленный вертикально, образуя ориентир в пространстве (и во времени, поскольку сама его установка была событием). Пространство вокруг таких каменных монолитов ощущалось как подчиненное полю сил, «излучаемых» массой.

    Такая концепция пространства не была, однако, абсолютно единственной на начальной стадии образования зодчества. В культурах, использовавших естественные пустоты - пещеры в скалах, - складывалось отношение к пространственным объемам как к позитивным единицам, «пространственным телам». Наиболее яркий пример - храмы Мальты, созданные культурой, относимой к неолиту и «бронзовому веку» (И тысячелетие до н. э.). Система их складывалась из пар обращенных друг к другу апсид; несколько таких пар объединялись осевым проходом. Древнейшие - как «Гипогеум» в Хал Сафлиени - созданы как система искусственных пещер, выдолбленных в скале. Идея пространственного тела как объекта-цели, закрепленная в сознании подобным образом действий, была перенесена на магические постройки, где системы апсидальных зал, соединенных переходами, формировалась громадными каменными монолитами. Над их экседрами выкладывались ложные своды, переходы покрывались плоскими перекрытиями из плит (храмы Хаджар Ким, Таршин). В этих системах очевидно стремление к упорядоченности, закономерной последовательности и связности пространственных элементов, но организованные объемы не складываются. Соотношения между соседствующими группами случайны, интервалы между ними просто «погашены», завалены случайными обломками. Лишь перед главными входами созданы подобия фасадов - обширные вогнутые поверхности, как бы открытые экседры, с порталом в центре.

    Мальтийская версия, однако, была для ранней стадии развития зодчества почти уникальным исключением (можно добавить к ней перекрытые ложными сводами подземные толосы микенском культуры, как «Сокровищница Атрея» в Микенах, XIV в. до н. э., и тумулусы этрусских некрополей, I тысячелетие до н. э.).

    К Древнему Миру относятся все, существовавшие с XV до I вв до н.э. Это Египет, Древний Восток (Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия), Индия, Китай и Япония, Древние цивилизации Америки (Толтеки, Инки, Ацтеки, Майя), Эгейская (Крито-Микенская) и Этрусская культуры

    Древний восток

    Месопотамия, Ассирия, Персия, Финикия. Пребывающие в состоянии практически непрекращающихся воин, в том числе и друг с другом, расположенные в практически одинаковых климатических и природных условиях, эти страны создали очень схожие и тесно переплетённые культуры. Архитектура их была в основном крепостной, с тяжелыми укрепленными воротами, массивными стенами, арками и колоннами. Основным строительным материалом был сырцовый кирпич, что так же послужило одной из причин формирования характерного монументального стиля архитектуры. Стилистической особенностью сооружения городов является стремление избегать прямой перспективы, применение принцип «ломаной оси» при создании городов с разветвлённой сетью улиц.

    Древний Египет

    На протяжении более чем трех тысяч лет в архитектуре Египта господствует раз и навсегда установившаяся традиция. Видоизменение происходит только и в рамках одного стиля, смена господствующего типа сооружений соответствует изменениям в социальной и политической сферах страны: в эпоху Древнего царства это скальные (пещерные) гробницы, в эпоху Среднего царства – пирамиды, в эпоху Нового царства – храмы. Пирамиды олицетворяют собой дух культуры Египта, веру в загробную жизнь и силу фараона, а также представления египтян о Вселенной. Особенностями храмов являются большие залы, огромное количество молелен и непревзойденной красоты росписи на всех поверхностях, в том числе внешних стенах и потолоке, который является символом неба и поэтому покрашен в синий цвет и расписан золотыми звездами. Кроме того, непременным атрибутом храма является обелиск и священное озеро. Прочность, монументальность и декоративность отличают архитектуру Древнего Египта от других примеров зодчества того времени.

    Древняя Индия

    Индийская архитектура необычайно гармонично связана с природой. Древнейшие индийские храмы строились прямо в пещерах. В более позднее время место для культовых сооружений тщательно выбиралось. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство.Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика и отражение жизни того времени во всех ее проявлениях проявляются в каждом произведении архитектуры, а скульптура и рельеф занимают в индийском искусстве первое место.

    Древний Китай

    Архитектурные сооружения Древнего Китая значительно отличаются от архитектурных памятников остального мира как внешним видом, так и конструкцией. Одним из отличий является то, что в древнекитайских сооружениях преобладают деревянные конструкции, тогда как в других архитектурных памятниках - кирпич и камень. Главной опорой любого строения является остов из деревянных балок, внутренние и внешние стены и перегородки варьируются по желанию. Ещё одной отличительной чертой древнекитайской архитектуры является ансамблево-групповой принцип - строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье.Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей, созданных из нескольких лёгких, устремлённых ввысь зданий.

    Древняя Япония

    Главным ориентиром в архитектуре был Китай, но Японские зодчие всегда превращали заморские образцы в особенные произведения.Японская архитектура была в основном деревянной. Возводились разнообразные жилые постройки, дворцы и храмы.Характерной особенностью японского зодчества можно считать связь здания с окружающим ландшафтом - водной поверхностью, растительностью и рельефом.

    Древние цивилизации Америки

    Самые интересные и важные памятники старинной американской культуры свидетельствуют о высокой культуре создавших её народов. Вообще они имеют одинаковый характер и представляют картину одного и того же искусства, но между ними нельзя не отличить двух различных степеней развития. К более ранней, принадлежат памятники в Оахаке, Гватемале и Юкатане, к позднейшей, или ацтекской, памятники, сохранившиеся в Мексике, но сделать более точное различие между ними по народностям и столетиям невозможно. Здания представляют собою по большей части остатки храмов или укреплений. Их постройка отличается массивностью стен, колонн и пилонов, но вместе с тем благородным вкусом и носит печать искусства, которое уже успело достигнуть известного развития. Часть храмов возведена на верхних площадках огромных ступенчатых пирамид, снаружи облицованных каменными блоками, декорированными горизонтальными поясами с рельефным геометрическим орнаментом. Общая композиция дополняется скульптурными элементами, специфическими, не встречающимися больше нигде орнаментами, иероглифами.

    Эгейская (Крито-Микенская) архитектура.

    Культура эгейского мира - это остров Крит с городами Кносс, Фест, Триада; десятки островов меньшего размера, Микены, Тиринф, берега Балканского полуострова и Малой Азии (Троя). Она является связующим звеном между ранними культурами Востока и античностью и становится первой зрелой европейской цивилизацией в древней истории.На критскую культуру оказали большое влияние государства Малой Азии, а особенно Египет. В свою очередь, культура Крита повлияла на Египет времени Нового царства, а еще более существенно - на сложение культуры Древней Греции. На Крите были основаны города с проложенными дорогами, мощёными улицами, мостами и водопроводами, были воздвигнуты роскошные дворцы правителей. Все постройки дворцов, частично двухэтажные, размещались по сторонам большого двора, окруженного каменной стеной. Самый известный - Кносский дворец с огромным лабиринтом, в котором жил Минотавр, о котором гласят древнегреческие мифы.

    Этрусская архитектура

    Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой - они исчезли как нация задолго до нашей эры. Улыбающиеся статуи и расписные гробницы хранят молчание, подобно погибшим городам Крита. Из сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована, т.к не удалось точно определить, к какой группе принадлежит их язык. Этруски не оставили мировых художественных произведений, но именно они определи черты римской архитектуры. От этрусков Римляне получили высокую строительную технику (дороги, мосты, водопровод), исходный тип жилища (атриунный дом), тип культового здания (выделение главного фасада), принцип осевой направленности композиции. Идет тенденция к выделению главного фасада. Композиция развивается по оси симметрии, внутренне. Храм ставится на пьедестале - подий, лестница с одной стороны. Колонны деревянные, высота 1/3 от ширины фасада. Типы колонн - гладкий свод, грубая круглая база, капитель с придавленным эхином, большая абака.

    Римское государство проходит сложный путь развития. Оно сначала завоевывает Италию (V-III вв. до н.э.), затем Карфагена (II в. до н.э.) и, наконец, Грецию (II в. до н.э.).

    Архитектура Древнего Рима заметно менялась на протяжении всего существования этого могучего государства.

    Многие черты легли в основу римского искусства. Предшественниками римлян были этруски. В середине первого тысячелетия они обладали уже собственной культурой. Этрусские храмы имеют сходство с греческими периптерами, но в них сильнее подчеркнут лицевой фасад: перед входом имеется площадка с колоннами, а к ней ведет многоступенчатая лестница. При возведении ворот этруски часто применяют полуциркульную арку, которую греки почти не знали. Их дома имели в центре помещение с открытым квадратным отверстием в кровле посередине и черными от копоти стенами. Видимо там был очаг. Это дало основание назвать данное помещение атриумом (от слова «ater» — «черный»).

    Атриум — помещение с отверстием в кровле

    В культуре сталкиваются официальное государственное течение эллинизированного общества и народные вкусы, восходящие к италийскому прошлому.

    В целом, римское государство обособляется, противопоставляется частному лицу. Оно славилось своей системой управления и правом.

    Армия была основой мирового могущества. Верховная власть сосредоточилась в руках полководцев, которые мало считались с общенародными и общегосударственными интересами, а города строились по образцу лагерей.

    По воззрениям Витрувия (трактат написан 27-25 гг. до н.э.) архитектура распадается на две категории: конструкция и пропорции (соотношения отдельных частей здания служат ее основой). А эстетическое начало есть лишь в ордере, колоннах, присоединяемых к конструкциям.

    В эпоху Августа (30 г. до н.э. — 14 г. н.э.) были построены такие памятники архитектуры, как «квадратный дом» в Ниме (Юж Франция) или храм Фортуны Вирилис, принадлежащие к типу псевдопериптера. Псевдопериптер похож на периптер, но целла отодвинута немного назад. Храм ставится на высокий подиум; к его входу ведет широкая лестница (этим определяется сходство псевдопериптера с этрусскими храмами). Только в римском храме более строго соблюдаются классические формы ордера: каннелированные колонны, ионийские капители, антаблемент.

    Мезон Карре «Квадратный дом» в Ниме (Франция). I в. до н. э.

    Храм Фортуны Вирилис. I в. до н. э.

    Виды жилища богатых горожан

    Еще сильнее своеобразие римской архитектуры откликнулось в новом типе жилища в духе эклектизма: италийский атриум и эллинистический перистиль. Наиболее богатые помпейские постройки, такие как дома Пансы, Фавна, Лорея Тибуртина, Веттиев, относятся к этому типу. Перистиль служил больше украшением богатого поместья, чем местом многообразной жизни его обитателей, каким он был в домах Греции.

    В отличие от греческого жилища все помещения выстраивались в строгом порядке по сторонам от его главной оси.

    Атриум

    Перистиль дома Веттиев, вид со стороны большого триклиния.

    Портик и садик в доме Лорея Тибуртина

    Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Настоящее время

    Дом Фавна (Вилла Публия Суллы). Так было раньше

    Вилла Публия Суллы (Дом Фавна). Внутренний сад с перистилем и ионическим ордером

    Помпеянские виллы чаруют высоким совершенством прикладного искусства. Но там проскальзывает много тщеславия и безвкусной роскоши: роспись стен копиями прославленных греческих картин IV века, подражание египетским плоским украшениям, или, наоборот, создание обманчивого впечатление окон.

    Эпоха Августа характеризуется стилизаторством и эклектизмом. К лучшим памятникам этого времени принадлежит Алтарь Мира на форуме. Отличие рельефа сразу бросается в глаза: фигуры поставлены в несколько планов, что придает картинность, но между фигурами не чувствуется пространства, воздуха, световой среды, как в эллинистических рельефах.

    Алтарь Мира, построенный в честь богини Мира. Крытый музей.

    Рельеф одной из стен алтаря

    Классическое течение при Августе было главным, но не единственным. Во II в. до н.э. сторонники ветхозаветной старины выступали против подражания грекам.

    Инженерные сооружения. Акведуки

    Среди римских памятников существует большой раздел, посвященный инженерным сооружениям.Таким образом появилось много элементов благоустройства городов: мощенная Аппиева дорога, водопровод, акведук.

    Гардский мост в Ниме Пон-дю-Гар

    Помпеи. Италия

    Риме

    Свинцовый водопровод

    Форум

    Искусство становится в руках государей средством упрочнения своего авторитета. Отсюда зрелищный характер архитектурных сооружений, большой размах строительства, пристрастие к огромным размерам. В римской архитектуре было больше беззастенчивой демагогии, чем подлинного гуманизма и чувства прекрасного.

    Самым величественным типом построек был форум. Каждый император стремился увековечить себя таким сооружением.

    Форум императора Траяна достигает почти размеров афинского акрополя. Но по своему замыслу акрополь и форум глубоко различны. Чопорный порядок, пристрастие к строгой симметрии выражены в огромном масштабе.

    Форум императора Траяна. Италия

    Римские строители оперировали не объемами, как строители афинского акрополя, а открытыми интерьерами, в пределах которых выделялись небольшие объемы (колонны и храмы). Эта возросшая роль интерьера характеризует римский форум, как ступень большого исторического значения в развитии мировой архитектуры.

    Форум, в центре - колонны храма Сатурна, за ними триумфальная арка Септимия Севера

    На фото слева изображена Базилика Максенция и Константина - самое большое здание, когда-либо построенное на форуме в 312 г.

    Храм Мира, также известный как Форум Веспасиана (латинском: Форум Vespasiani), был построен в Риме в 71 году н. э.

    Здание табулария (государственный архив) на форуме, 78 г. до н. э. - самое ранее из дошедших до наших дней сооружений, в котором была применена система римской архитектурой ячейки, сочетавшей в себе два противоположных конструктивных принципа - балочной и сводчатой конструкции.

    Городская планировка

    Римские города, как Остия в Италии или Тимград (в Африке), похожи строгой правильностью своего плана на военные лагери. Прямые улицы окаймлены рядами колонн, сопровождающих всякое движение по городу. Улицы завершаются огромными триумфальными арками. Жить в таком городе означало всегда чувствовать себя солдатом, быть в состоянии мобилизации.

    Тимград — древнеримский город в Северной Африке, расположенный на территории современного Алжира. 100 г. н. э.

    Триумфальные арки

    Новым типом римской архитектуры были триумфальные арки. Одна из лучших — арка Тита. Арки воздвигались для того, чтобы служить воспоминанием о победах среди поколений. В построении этой арки существует два типа ордера: один подразумеваемый — на котором покоится полуциркульная арка, отделенная от него карнизом; другой ордер, обозначенный могучими полуколоннами, поставлен на высокий подиум и придает всей архитектуре характер напыщенной торжественности. Оба ордера пронизывают друг друга; карниз первого сливается с карнизами ниш. Впервые в истории архитектуры здание складывается из отношения двух систем.

    Пристрастие римлян к впечатлению тяжести и силы сказывается в арке Тита в огромном антаблементе и аттике. Резкие тени от карниза придают напряженность и силу архитектурным формам.

    Амфитеатры

    Амфитеатры служили ареной занимательных и эффектных зрелищ для многолюдной толпы: выступлений гладиаторов, кулачных состязаний. В отличие от греческих театров, они не давали высоких художественных впечатлений. Например, здание Колизея, которое имело 80 выходов и это позволяло зрителям быстро заполнять ряды и так же быстро выходить. Внутри Колизей производит неотразимое впечатление своей ясностью и простотой форм. С наружной стороны он был украшен статуями. Весь Колизей выражал сдержанность, одновременно с внушительностью. Ради этого три его открытых яруса увенчаны четвертым, более массивным, расчлененным всего лишь плоскими пилястрами.

    Колизей (амфитеатр Флавиев) в наши дни. Год строительства -80 н. э.

    Исходный облик Колизея

    Колизей внутри

    В сооружении Пантеона был использован весь многовековой опыт римского строительства: его двойные стены с бутовой массой внутри, разгрузочные арки, купол диаметром и высотой 42 м. Такого огромного художественно оформленного пространства ранее не знала архитектура. Особая сила Пантеона — в простоте и в целостности его архитектурных композиции. В нем нет сложной градации масштабов, нарастания черт, которые придают повышенную выразительность.

    Термы

    Потребности городской жизни создали в середине I в. н.э. новый тип зданий — термы. Эти здания отвечали различным нуждам: начиная с культуры тела и кончая потребностью в умственной пище, размышлениях в одиночестве. Снаружи термы имели малопримечательный вид. Главное в них — . При большом многообразий форм плана, строители их подчиняли симметрии. Стены были облицованы мрамором — красным, розовым, пурпурным или нежно-зеленым.

    Руины термы императора Каракаллы (Антониновые термы). III век (212-217 годы)

    Римским искусством завершается история античного искусства.