Войти
Территория кровельщика
  • Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности Безопасная налоговая нагрузка по отраслям
  • Приходный ордер пример заполнения м4 Приходный ордер м4 образец заполнения принял сдал
  • Выручка или прочие доходы?
  • Закон о рынке ценных бумаг в российской федерации
  • Учет расчетов с бюджетом
  • Формы первичной учетной документации при применении ккт
  • Притчи старца паисия для детей. Истории и притчи старца паисия

    Притчи старца паисия для детей. Истории и притчи старца паисия

    У старца Паисия, что мы снова пришли к нему и постучали билом в калитку.

    Било - это вот такой молоточек, которым стучат по доске.

    С рюкзаком и палочкой в руках,- как устали мы с тобой, добираясь сюда! Но вот мы стучим в калитку, а в душе нашей - радость. Такая, какая бывает только рядом с Богом или Божиими людьми.

    И снова мы сидим у полюбившейся кельи на пенёчках, жуём лукум… И слушаем рассказы старца Паисия.

    Где найти Бога?

    Часто старец Паисий говорил:

    Старайтесь во всём увидеть Бога.

    Кто научил соловья такой дивной песне? Кто так премудро устроил всё вокруг? Ты увидел цветы? Увидел Бога! Увидел свиней? Да, не удивляйся,- опять увидел Бога! Посмотри внимательно, какой сотворил свинью Бог. Он дал ей такое рыло, чтобы ей удобно было копать им землю и находить корешки и луковицы. У неё такой нос, что ему не повредят ни осколки стекла, ни колючки.

    Куда ни повернись, во всём увидишь премудрость Божию. Посмотри-ка на петушка. Он стоит на одной ножке и, когда она затечёт, кричит:

    Кукареку! Прошло три часа!

    Потом он встаёт на другую ножку, а когда и она затечёт, снова кричит:

    Кукареку!

    Он, как живой будильник, кукарекает каждые три часа, а ведь у него нет батареек. И заводить его не нужно.

    Видишь, всё может умножать нашу веру: и цветы, и саранча, и звёзды, и молнии.

    Пусть всё возводит нас к Небу.

    Две радости

    Отец Паисий говорил, что у человека есть две радости. Какие же?

    Одна радость, когда ты от кого-то что-то принимаешь. Другая - когда что-то отдаёшь. Вторая радость - больше.

    «Помню,- рассказывал он,- однажды, во время войны, был сильный обстрел. Я вырыл себе маленький окопчик.

    Вдруг вижу - ползёт к моему окопу солдат, просит пустить его. Потом - другой. Я пустил их в окоп, а сам остался снаружи.

    Наступила ночь, и обстрел стал ещё сильнее. Вдруг чувствую: по моей голове что-то чиркнуло. Я крикнул:

    Ребята! В меня осколок попал!

    Щупаю голову - крови нет. Оказалось, что осколок только сбрил часть волос на моей голове, оставив чистую полоску.

    Понимаете, если человек всё время думает о других, то о нём всё время думает Бог.

    Тот, кто делает добро, радуется. Ведь Господь воздаёт ему Божественным утешением.

    А тот, кто делает зло, переживает муку».

    Сколько же их было?

    Не всему верьте, что слышите,- сказал отец Паисий.- Ведь некоторые люди всё истолковывают по-своему и пытаются убедить других в своей правоте.

    Однажды к святому Арсению пришёл человек и сказал:

    Благослови, отче! Там, на склоне горы, сто змей сползлись!

    Сто змей? - спросил святой.- Откуда?

    Ну, сто, не сто, а пятьдесят-то уж точно!

    Пятьдесят змей?

    Двадцать пять-то было.

    Где же ты видел, чтобы вместе сползлись двадцать пять змей? - удивился святой.

    Если не двадцать пять, то десяток был.

    Не может быть,- возразил святой Арсений.- Что ж, у них там собрание?

    Пять было,- не сдавался упрямец.

    Ну ладно, две.

    Они помолчали. Потом святой спросил:

    А ты их видел?

    Нет! Но слышал, как они в кустах шипели: «Ш-ш-ш, ш-ш-ш»!

    Бог смотрит в наше сердцЕ

    В одном монастыре Греции был обычай: за трудную работу давать братиям немного денег. Монахи в монастыре называются братией, ведь они живут, словно большая семья. Многие монахи хотели потрудиться побольше, а полученные деньги раздать бедным. Только один монах поступал по-другому. Никто никогда не видел, чтобы он подал милостыню хотя бы одному бедняку.

    И его прозвали Жадиной. Проходили годы. Всё оставалось по-прежнему.

    Вот скупердяй! - думали другие монахи.

    Но пришло время перейти монаху, прозванному Жадиной, в жизнь иную, и он умер.

    Когда в окрестных селениях узнали про смерть Жадины, в монастырь стали стекаться все жители, чтобы попрощаться с умершим. Они оплакивали Жадину и сожалели о его смерти.

    А братия очень удивились.

    Что сделал вам доброго этот человек? Почему вы так оплакиваете его? - спросили они.

    Один крестьянин сказал:

    И меня!

    Крестьяне трудились с утра до вечера, чтобы накормить своих детей. Но без вола трудно пахать землю. Если же в семье был вол, то дети уже не сидели без хлеба.

    И вот монах, которого прозвали Жадиной, копил деньги и покупал самым бедным волов.

    Так он спасал их от голода и бедности.

    Как же были удивлены все те, кто считал монаха жадиной!

    И старец Паисий закончил свой рассказ словами:

    Как можно, не зная, делать выводы? Ведь сказал Христос: «Не судите».

    Кто виноват?

    За что Господь особенно любит некоторых людей? И как нам поступать, чтобы угодить Богу?

    Старец Паисий однажды рассказал такую историю.

    Жили два брата, Старший и Младший.

    Однажды они отправились в храм помолиться и почитать на клиросе.

    Когда началась Божественная служба, Младший разложил книги и начал читать.

    Старший заметил, что брат ошибся, и поправил его.

    Что это ты мне указываешь? - возмутился Младший.- Я и сам знаю, как нужно читать!

    После службы рассерженный и обиженный Младший закрылся в своей комнате.

    А Старший тоже огорчился, но не от обиды, а от того, что не сдержался и его слова огорчили брата. Вечером он подошёл к закрытой двери. Он очень хотел помириться. Но Младший не открывал и отказался от еды.

    Тогда Старший остался у порога. Он ждал.

    Всю жизнь взаперти не просидишь. В конце концов, дверь открылась.

    Как только Старший увидел брата, он опустился на колени, поклонился до земли и сказал:

    Прости меня, это я виноват!

    И отец Паисий заключил:

    За такие поступки и приходит Божия благодать.

    Какая дорога ведёт к счастью?

    Когда человек уходит от Бога, ему становится всё труднее и труднее. Даже если у него будет всё, но не будет Бога, он будет мучиться и страдать.

    Только около Бога человек находит радость.

    Вот по дороге идёт вор. Думаешь, он радуется? Нет, чем больше он делает зла, тем сильнее страдает душа. Он мучается.

    А вот по дороге идёт ещё один путник. Он что-то нашёл и поднял. И сказал себе: «Теперь это моё». Он никого не обидел, но и в его душе не будет покоя.

    А вот по той же дороге идёт человек, который что-то отдал другому. Какая радость в его душе!

    Чем больше ты делаешь добра, тем большую чувствуешь радость.

    До свидания!

    Наша беседа со старцем окончилась, мы возвращаемся назад.

    В наших сердцах ещё звучат мудрые слова.

    А вокруг так красиво! Синее море, голубое небо, цветы, облака, птицы и бабочки! Слава Тебе, Боже!

    Все мы в руках Божиих, как часто повторял отец Паисий. Бог наблюдает за нами, наше сердце для Него - словно открытая книга. Бог любит нас. И никакое наше доброе дело не пропадает зря.

    Сколько же всего мы услышали! Если будем поступать так, как советовал отец Паисий, будем всегда помнить его слова.

    А если не будем так поступать - забудем всё, что слышали. Как будто никогда не стучались мы в калитку старца с радостным сердцем.

    До свидания, Святая Гора! Мы будем помнить тебя!

    Рисунок художника Елены Хисматовой

    Ранее недоступные для многих монастыри открывают свои сайты с ценными библиотеками. Например, недавно был запущен сайт (http://www.pemptousia.ru) одного из самых известных монастырей Ватопед, расположенного на святой горе Афон. Многие жившие тут монахи канонизированы, в том числе старец Паисий Святогорец. «АиФ» предлагает подумать над двумя его притчами.

    О справедливости

    Часто старца Паисия спрашивали: что такое справедливость?

    Отец Паисий отвечал:

    Есть справедливость человеческая, а есть - Божественная. Представьте, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказались десять слив. Один из них съел восемь, а другому достались две. Это справедливо?

    Нет, - дружно ответили все.

    Отец Паисий продолжал:

    Тогда так. У двоих друзей были десять слив. Они поделили их поровну и съели. Это справедливо?

    Да, справедливо!

    Но это человеческая справедливость, - заметил отец Паисий.- Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. Смогу осилить только одну».

    Отдай другому то, чего он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость.

    О милостыне

    В беседе с монахами о. Паисий часто рассказывал такую историю: «Как-то пришел ко мне один юноша и поведал: «Сейчас мне двадцать шесть лет, и большую часть своей жизни я провел в тюрьме. С детских лет мне было очень больно видеть несчастных людей. Я поименно знал всех, кто страдает и испытывает нужду в нашем приходе. Наш священник и староста прихода все собирали и собирали деньги, расходуя их на строительство различных зданий, благоустройство храма и тому подобное, а нуждающиеся семьи оставались совершенно никому не нужными. Я не берусь судить, была ли действительно нужда во всех этих постройках, - я просто говорю о том, что видел множество обездоленных. Вот тогда я и стал тайком брать собранные на пожертвования деньги. На ворованные деньги покупал продукты, необходимые вещи и оставлял их под дверями бедняков. Сразу после этого, не желая, чтобы по подозрению в краже схватили ни в чем не повинного человека, я приходил в полицию и говорил: «Я украл деньги из церкви и потратил». Больше не говорил ничего. Так продолжалось несколько лет. В нашем городе тридцать тысяч жителей, все они обо мне слышали и иначе как «шпаной» и «вором» не величали. А я молчал и… испытывал радость. Иногда меня сажали по одному лишь подозрению в краже - без вины с моей стороны. Поэтому я много лет провел в тюрьмах».

    Выслушав его рассказ, я сказал: «Вот что, парень. Хотя все, что ты мне рассказал, и кажется на первый взгляд благим, но на самом деле ничего хорошего в этом нет. Больше так не делай. Я тебе кое-что посоветую. Из своего родного города тебе нужно уехать. Начни работать и по мере сил помогай обездоленным, делясь с ними последним куском хлеба, потому что это имеет большую цену, чем то, что ты делал до сих пор. Но даже если человеку нечего дать нищему и у него болит из-за этого сердце, то он дает ему милостыню высшего порядка - милостыню кровью своего сердца. Ведь если человек дает милостыню из того, что имеет, то при этом он испытывает и радость, а вот если ему нечего дать, то он чувствует в сердце боль». Выслушав меня, юноша пообещал послушаться моего совета и ушел в радостном состоянии духа.

    Несмотря на то что его сажали в тюрьму часто без вины, считали вором, не зная истинных мотивов, срамили и стыдили, он заботился не о том, как восстановить свою репутацию, но о том, как помочь другим».

    Подготовила Анна КРЮЧКОВА

    (8 голосов : 5.0 из 5 )

    Старец Паисий Святогорец — современный святой. Он совсем недавно жил на Святой Горе Афон и оставил по себе не только добрую память среди взрослых, но и поучительные и увлекательные истории для детей.

    Калибка

    Мы идём по горной тропинке среди зелёных зарослей.

    Тропинка то сужается, то расширяется, и мы то поднимаемся в гору, то спускаемся вниз. Наконец, мы дошли до калибки старца Паисия. Калибка - это маленький домик, в котором живут монахи поодиночке.

    Отец Паисий сидит во дворе, под открытым небом, а рядом, на пенёчках и деревянных чурбачках расположились его посетители - те, кто пришёл за наставлением и утешением,- и слушают его рассказы. В этих простых рассказах много мудрых мыслей.

    Вот и мы сядем на деревянные чурбачки.

    Старец всем раздаёт на благословение орехи, которые ему кто-то принёс.

    И нам досталось по ореху. Давай посидим и послушаем.

    Пчела и муха

    На лугу росло множество цветов. Здесь были и белые благоухающие лилии, и гиацинты, и высокие синие ирисы. И маленьким цветочкам тоже нашлось место в траве. Ветер наклонял их, весело колыхал траву и листья, и аромат разносился далеко-далеко!

    Над поляной, над цветами трудились пчёлки. Они собирали сладкий нектар, чтобы подкормить молодняк в улье и запастись едой на долгую холодную зиму.

    Сюда-то и прилетела муха. Она недовольно жужжала и оглядывалась.

    Одна маленькая пчёлка, оказавшаяся здесь в первый раз, вежливо спросила муху:

    Не знаете ли Вы, где здесь белые лилии?

    Муха насупилась:

    Не видела я здесь никаких лилий!

    Как? - воскликнула пчёлка.-;Но мне говорили, что на этом лугу должны быть лилии!

    Цветов я тут не видела,- пробурчала муха.- А вот недалеко, за лугом, есть одна канава. Вода там восхитительно грязная, а рядом столько пустых консервных банок!

    Тут к ним подлетела пчёлка постарше, державшая в лапках собранный нектар. Узнав, в чём дело, она сказала:

    Правда, я никогда не замечала, что за лугом есть канава, но я столько могу рассказать о здешних цветах!

    Вот видишь,- сказал отец Паисий.- Бедняжка муха только и думает о грязных канавах, а пчёлка знает, где растёт лилия, где - ирис, а где - гиацинт.

    И люди так же. Одни похожи на пчёлку и во всём любят находить что-то хорошее, другие - на муху, и во всём стремятся увидеть только дурное.

    А ты на кого хочешь быть похожим?

    Змея вместо пояса

    Когда любишь животных,- сказал отец Паисий,- они это чувствуют и смотрят на тебя как на друга.

    Когда Адам и Ева жили в раю, животные были их любимыми друзьями. Адам помогал животным, а они слушались его. Но после грехопадения, когда человек не исполнил заповеди Божией, животные одичали, перестали покоряться человеку и стали нападать друг на друга.

    Но и сейчас, если человек слушается Бога, животные не боятся его и во всём подчиняются ему.

    Расскажу вам один случай.

    Жил старец в одиноко стоящей каливке. Время от времени ему приносили пищу. А он целыми днями молился и трудился. Это был очень простой и добрый старец.

    Там, где он жил, водилось множество змей. Они не боялись старца, подползали к нему очень близко и мешали ему работать. Тогда старец хватал их и выбрасывал вон. Но одна змея все время пыталась к нему приблизиться и так докучала, что старец, рассердившись, схватил её, обернул вокруг пояса и завязал узлом. А потом продолжил свою работу.

    В это время к старцу пришёл монах, приносивший ему пищу. Увидев змею, которой был опоясан старец, словно поясом, он ужаснулся и закричал:

    Убери эту змею!

    А простой старец сказал:

    Не бойся! Ведь Христос сказал: «Вот, даю вам власть наступать на змей и на скорпионов, и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам!»

    Эти слова Господа Иисуса Христа вы и сами можете прочитать в Евангелии от Луки, в десятой главе.

    Как поделить сливы

    Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо?

    Отец Паисий говорил:

    Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

    А что такое Божественная справедливость? - спрашивали его.

    Тогда старец приводил такой пример:

    Представьте, что человек пришёл в гости к другу и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

    Нет,- дружно ответили все,- это несправедливо!

    Отец Паисий продолжал:

    Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

    Да, справедливо! - сказали все.

    Но это - человеческая справедливость,- заметил отец Паисий.- Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит их, сказал: «Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! Смогу осилить только одну».

    Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость,- заключил свой рассказ старец.

    Слава Тебе, Боже!

    Старец Паисий повторял:

    Бог заботится о нас! Он знает, в чём мы нуждаемся, чего мы желаем. И если это нам полезно, подаёт нам.

    Когда мы надеемся на Бога и вверяем себя Ему, Он следит за нами и заботится о нас, и даёт каждому столько, сколько нужно.

    Давайте не будем относиться к этому равнодушно, будем говорить: «Слава Тебе, Боже!» Будем благодарить Бога за всё!

    И старец рассказал такую историю.

    На Афонской Горе жил один монах. Его калибка (ты ведь помнишь, что калибка - это домик монаха?) стояла одиноко.

    Однажды он решил подняться на гору, чтобы помолиться Богу. Он собрался в путь и начал взбираться на гору по крутой тропинке.

    Вдруг монах увидел большой белый гриб.

    Слава Тебе, Боже! - подумал он, постоял немного, молясь и благодаря Господа за посланный ему гриб. Он решил срезать его на обратном пути себе на ужин.

    Помолившись на горе, монах стал спускаться вниз. Солнышко собиралось уже закатиться, и на гору опустились сумерки.

    Монах дошёл до гриба, посланного ему Богом, и увидел, что на него наступила косуля и осталась только половинка.

    Слава Тебе, Боже! - снова сказал он.- Значит, мне хватит и половинки!

    Уже подходя к своей келье, монах заметил ещё один гриб. Но, нагнувшись, увидел, что он трухлявый. А может быть, он был и ядовитым?

    Монах снова стал благодарить Бога за то, что Он уберёг его от отравления.

    Вернувшись, поужинал он половинкой гриба, благодаря Бога.

    Утром он вышел из каливы, и - о, чудо!- повсюду вокруг его каливки выросли белые грибы!

    Видишь, он благодарил Бога и за целый гриб, и за половинку, и за трухлявый! За всё он благодарил Бога!

    Хочу быть буйволом!

    Все мучения человека, по словам старца Паисия, бывают от недовольства тем, что он имеет и что дал ему Бог. А ведь Господь любит всех и каждому даёт именно то, что ему полезно.

    Но некоторые мучаются и думают: «Почему он такой, а я такой?»

    Вот и лягушка, о которой пойдёт речь, всё время всем завидовала. Другим лягушкам нравилось их болото, и они с большим удовольствием жили в нём. Но наша лягушка была всем недовольна.

    Почему другие живут в норах, а я живу в болоте? - думала она.- Почему другие звери выглядят лучше меня?

    Однажды рядом с болотом проходил буйвол. Он даже и не заметил маленькой лягушки, но она была поражена.

    «Какой он большой!» - подумала она и воскликнула:

    Хочу быть буйволом!

    Другие лягушки стали отговаривать её:

    Будь такой, какой сотворил тебя Бог!

    Ни за что! Хочу быть буйволом! - заупрямилась лягушка и стала дуться.

    Дулась-дулась, дулась-дулась - и… лопнула!

    Так будь тем, кем сотворил тебя Бог! Он даёт каждому то, что поможет ему спастись и достичь вечной жизни.

    Любовь Бога сделала меня человеком. Бог принёс Себя в жертву за меня.

    Будем же за всё благодарны Ему!

    Есть ли Бог?

    Кто глупее ящерицы?

    Один раз к старцу Паисию приехал очень образованный и учёный человек. Он изучил много наук, но не верил в Бога.

    Он сказал старцу Паисию:

    Мне трудно поверить в то, что Бог есть. Я так много всего знаю и могу объяснить, почему и как всё происходит. И я не могу принять то, что ты говоришь о Христе.

    Старец внимательно выслушал его и сказал:

    А ведь ты глупее ящерицы.

    Учёный сильно обиделся и стал возражать. Но старец сказал:

    Ты глупее ящерицы, я это тебе докажу.

    Рядом с домом старца жила одна его знакомая ящерица, и он её позвал.

    Она подбежала к старцу. Отец Паисий спросил её, есть ли Бог? Тогда она поднялась, села на задние лапки и кивнула головой.

    Тут учёный растерялся и заплакал.

    А старец сказал ему:

    Теперь видишь, что ты глупее ящерицы? Она знает, что есть Бог. Ты человек, а не хочешь понять, что Бог существует.

    Ученый ушёл от старца растроганный и потрясённый.

    Как кузнечик разговаривает с Богом

    Один студент пришёл к старцу Паисию и сказал:

    Бога нет. Я в Него не верю!

    Старец Паисий пожалел неразумного юношу и ласково сказал ему:

    Подойди сюда и послушай! Слышишь, как стрекочет кузнечик? Он разговаривает с Богом! А теперь посмотри, какой мех у моего котёночка? Такого нет даже у царицы!

    Душа студента смягчилась от слов старца, и в ней уже было место для веры в Бога.

    Где он жил и каким он был

    Старец Паисий жил в Греции, и не просто в Греции, а на Святой Горе Афон. Это небольшой полуостров, на котором расположено множество мужских монастырей. Здесь живут только монахи! Так Святая Гора Афон выглядит, когда подъезжаешь к ней с моря.

    Отец Паисий, как было сказано в самом начале книжки, жил здесь в одиноко стоящей калибке.

    Душа старца была переполнена такой любовью, что он готов был страдать вместо всех тех, у кого было множество скорбей и болезней. Именно поэтому, по причине великой любви старца к Богу и ближним, Господь и посылал к нему столько страдающих людей. Они постоянно приходили к нему за духовной помощью и утешением и всегда получали их. Многие обращались с вопросами, а многие - с просьбой помолиться. А так как старец Паисий был монахом, он считал молитву своим главным делом и своей главной обязанностью.

    В 1994 году старец перешёл из нашего мира в мир небесный. Он и теперь продолжает свою молитву за нас. А ещё у нас осталось множество наставлений старца, которые были записаны теми, кто любил его. Когда вы подрастёте, то обязательно прочитаете их.

    Перед смертью, которая для всех христиан - только переход в другую жизнь, он написал стихотворение, которое выбито теперь над его могилкой.

    Здесь жизни кончен путь земной,
    Здесь плоть моя и тленье,
    Здесь вздох последний прерван мой,
    В душе же - свет и пенье.
    Живёт мой Ангел, мой святой,
    Мне в честь и утешенье,
    К душе, смирённой нищетой,
    В нём скорбь от сожаленья.
    Чтоб быть мне с Девой Всесвятой,
    Он принесёт Христу моленья.

    В 1998-2006 годах на греческим языке были изданы пять томов «Слов» старца Паисия Святогорца, которые были переведены и выпущены в России Издательским Домом «Свя­тая Гора». Вскоре после этого, книги, вобравшие в себя поучения блаженного старца, появились в церковных лавках и епархиальных книжных магазинах. Тогда они покорили сердца многих православных читателей и до сих пор не оставляют равнодушными тех, кто жаждет духовных наставлений. Видя эту духовную жажду, различные издательства продолжают публиковать поучения старца Паисия, чаще в виде тематической серии небольших брошюр. Такую серию книг предлагает читателям и Издательство Никея. Ее общее название – «Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца».

    Сегодня мы предлагаем вашему вниманию четыре книги из серии «Истории и притчи преподобного Паисия Святогорца» . Первая из них называется – «Патерик старца Паисия» . Она содержит избранные истории из жизни самого преподобного. Тысячи людей встречались на его жизненном пути: духовники и паломники, монахи и миряне, благочестивые и не очень. Каждый из них оставил след в его памяти и обогатил старца духовным опытом. Их судьбы и отдельные эпизоды, трудолюбиво собранные преподобным, как драгоценный мёд в соты, составляют этот сборник. Рассказы старца хранят атмосферу древних патериков и говорят о великой любови отца Паисия к Богу и человеку. Читая и перечитывая их, человек приходит к размышлению о собственном пути. Для удобства читателя редакция предложила свое название каждой истории, чтобы ее было легче найти, когда захочется к ней вернуться.

    Переходим к следующей книге. Она называется - «О жизни, людях и Божественной справедливости» . Как отмечают издатели, «современная жизнь с ее скоростями и технологиями открывает перед человеком большие возможности. Человек хочет всё быстрее, больше, легче... Знания становятся самоцелью. Однако, как сказал старец Паисий, они могут довести нас «только до Луны, к Богу они не возводят». Отец Паисий жил среди нас в совсем недалёком прошлом, и видел, как менялся мир в ХХ-м веке и замечал, что не всегда эти изменения благоприятно сказывались на духовной жизни человека. Однако и сейчас происходят удивительные случаи – чудесных исцелений, спасения в безвыходных ситуациях, неоткуда взявшейся помощи, которые являют нам примеры Божественного милосердия. Но для того, чтобы действие Бога в нашей жизни стало зримым, необходимы духовные усилия самих людей.

    И вот одна история из этой книги. Она называется – «Зря потратились на билеты». Старец рассказывает: «Однажды ко мне в каливу пришел чело­век, у которого были непорядки с психи­кой. У него был помысел, что я наделен даром прозорливости и смогу ему помочь. «Что ты обо мне предвидишь?» - спросил он меня. «Найди духовника и исповедуйся ему, - ответил я. - Тогда ты будешь спать как младенец и выбросишь таблетки, кото­рые пьешь». - «В наше время, - ответил он, - хороших духовников нет. Раньше бы­ли, а сейчас перевелись». Вот так эти люди приходят ко мне с добрым помыслом полу­чить пользу, однако не слушают того, что я им говорю. Ну так что же: только зря по­тратились на билеты до Афона», - заключает старец.

    Следующая книга будет полезна тем читателям, кого волнует тема христианского брака и воспитания в детях благочестия. Она называется – «О семье и воспитании детей» . Как отмечают издатели, преподобный Паисий духовно окормлял множество семейных мирян. Его советы помогали им выстоять в житейском море и преуспеть в деле спасения. Рассуждения и тонкие наблюдения старца, представленные в сборнике, касаются различных этапов становления семьи: от выбора спутника жизни до взаимоотношений детей и родителей. Впервые собраны вместе свидетельства из жизненного опыта преподобного о воспитании детей, отношениях между супругами, выборе пути в юности, силе родительского благословения. А отрывает книгу следующие размышления старца. «В хорошей семье, - говорит он, - дети ведут себя свободно. В такой семье живет уважение перед роди­телями, казарменной дисциплины и хожде­ния по струнке там нет. Дети радуются, гля­дя на отца и мать, а те радуются, глядя на них.

    6. «Любовь не ведает стыда», - говорит авва Исаак. В любви есть дерзновение, в хо­рошем смысле этого слова. В любви тако­го рода есть благоговение, уважение к дру­гим, то есть она побеждает страх. У кого-то есть скромность, нерешительность, но од­новременно и страх, потому что настоящей скромности у него нет. А у другого человека есть скромность, но нет страха, потому что его скромность - настоящая, духовная. Ко­гда скромность духовна, человек ощущает радость». Или вот другое наблюдение отца Паисия. ««Дети - это сплошная морока», - сказа­ла мне одна женщина, имевшая все. Дети ей были в тяжесть! Если мать думает подобным образом, то она ни на что не годна, посколь­ку для матери естественно иметь любовь. Какую-то девушку до замужества мать мо­жет не будить до десяти часов утра. Однако с того времени, как сама она станет матерью и ей надо будет кормить свое дитя, мыть его, ухаживать за ним, она и ночью-то спать не будет, потому что моторчик завелся. Имея жертвенность, человек не хнычет и не тяго­тится, а радуется».

    Духовные советы преподобного Паисия Святогорца помогают тысячам верующих людей во всем православном мире. Часто старец преподносит христианскую мудрость с юмором, доброй улыбкой, а иногда и с изрядной долей юродства. Острое слово, простой и образный язык отца Паисия становятся оружием против человеческих страстей и пороков. Такие наставления составили последнюю из представленных книг. Она называется «Старец Паисий шутит» . По словам издателей, «юмористические» поучения старца Паисия читаются легко, запоминаются надолго и помогают поступать сообразно христовой вере в разных жизненных ситуациях. Читая и перечитывая их, человек приходит к размышлению о собственном пути. Эта книга для тех, кто интересуется историями из жизни святых отцов и афонских монахов, и хотел бы найти для себя примеры подлинной христианской жизни. И вот две истории из этой книги.

    Первая называется - «Про политику и аппетит». У старца спрашивают: «А как, геронда, можно отсечь привычку много есть?» На это старец отвечает: «Надо себя маленько притормаживать. Не надо есть то, что тебе нравится, чтобы не разжечь аппетит, потому что потихоньку-полегоньку «гумно» становится все больше и больше. Потом желудок - этот, как говорит авва Макарий, «злой мытарь» - постоянно просит еще и еще. Вкушая что-то, ты получаешь удовольствие, однако потом тебе хочется спать: ты не можешь даже работать. Если же есть пищу одного вида, это помога­ет отсечь аппетит». «Геронда, - снова спрашивают старца, - а если на столе разнообразие блюд, однако в малых количествах, то чело­век встречается с той же самой трудностью?» «Э-э, - говорит старец, - трудность та же самая. Только партийные фракции невелики, и поэтому они не могут сформировать правительство!.. Когда есть разнообразие блюд, это похоже на то, что в животе собирается много поли­тических партий. Одна партия раздражает другую, они сцепляются, бьются между со­бой - и начинается несварение желудка…» И напоследок, совсем маленькая история: «Спросили как-то раз верблюда: «Какая доро­га тебе больше нравится - в горку или под горку?» - «Ну а ровное-то место куда поде­валось?» - спросил в ответ верблюд».

    ***

    Преподобный Паисий - один из самых уважаемых греческих старцев нашего времени, монах Афонской Горы, широко известный своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. Родился он 25 июля 1924 года в Фарасах, в Малой Азии, но уже в младенчестве был привезен в Грецию, в город Коницу. По окончании школы стал плотником, был призван в действующую армию, где служил радистом. После войны подвизался на Святой Горе Афон, затем - в монастыре Стомион в Конице и на святой горе Синай. Тысячи людей приходили к старцу Паисию за советом и утешением, и он терпеливо выслушивал каждого, принимая на себя их боль и переживания. «Бог, - говорил Старец, - творит чудо, когда мы сердечно соучаствуем в боли другого человека». Старца Паисия Святогорца широко почитают во всем православном мире, а его советы и наставления звучат камертоном среди внешнего шума нашего времени и помогают настроиться на внутреннее делание.

    Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно. Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:

    – Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймешь из этого опыта малую часть из судов Божиих.

    Услышав сие, старец спустился в мир и пришел на луг, через который проходила проезжая дорога. Неподалеку был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.

    Вскоре подъехал один богач на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелек с сотней дукатов и начал их пересчитывать. Закончив счет, хотел положить на место, но не заметил, как кошелек упал в траву.

    Вскоре пришел другой прохожий к источнику, нашел кошелек с дукатами, взял его и побежал полями.

    Прошло немного времени, и показался третий прохожий. Будучи уставшим, остановился он у источника, набрал водички, вынул хлебушка из платка и стал есть.

    Когда тот бедняк ел, показался богатый всадник и с изменившимся от гнева лицом набросился на него. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел кошелька. Но тот начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскав всю одежду бедняка, ничего не нашел и ушел огорченный.

    Старец все видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о несправедливом убийстве, молился Господу и говорил:

    – Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу Тебя, как терпит благость Твоя неправду? Один потерял дукаты, другой их нашел, а иной убит неправедно.

    В то время как старец молился со слезами, сошел Ангел Господень и сказал ему:

    – Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: тот, кто потерял дукаты – сосед того, кто их нашел. Последний имел сад стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне.

    Другой бедняк, утомленный, который ничего не нашел и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – и взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие!

    Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и становится монахом.

    Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божьей, по причинам, которых люди не знают.

    Старец Паисий Святогорец