Войти
Территория кровельщика
  • Дебиторская задолженность – учет, погашение, списание
  • Беспроцентный займ: проводки
  • Мсфо в россии: применение, влияние на национальный учет
  • Обоснованность расходов: претензии инспекторов беспочвенны Как экономически обосновать расходы
  • Как оправдать экономически неэффективные расходы Экономическая обоснованность расходов по вине сотрудника
  • Коэффициент критической ликвидности (ККЛ)
  • Наслаждаются учением божественным. «Слово о Законе и Благодати» — жемчужина древнерусской литературы

    Наслаждаются учением божественным. «Слово о Законе и Благодати» — жемчужина древнерусской литературы

    Из « Повести временных лет» похвала Ярославу Мудрому

    Вопросы и задания к документу № 16:

    2. Что бы вы могли добавить к характеристике князя Ярослава?

    3. Выберите факты, характеризующие вклад князя Ярослава в развитие древнерусского государства, его культуры.

    1. Прозвище «Мудрый» князь Ярослав получил лишь в XIX в. Почему этого прозвища его не удостоили современники?

    В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением Божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

    Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания. <,..> Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получаем для души великую пользу.

    Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество Церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

    Н евозможно представить себе учебник по древнерусской литературе, в котором не упоминалось бы «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Илариона, или хрестоматию, где не было бы извлечений из текста «Слова». Это творение — драгоценная жемчужина не только русского богословия, но и всей русской литературы.

    Сохранились два важных летописных свидетельства, помогающих нам понять, в какой среде и при каких обстоятельствах родилось это удивительное произведение.

    Первое свидетельство содержится в «Повести временных лет» под 1037 годом. «Любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью, и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным» . Среди этих книжников, вполне вероятно, был и Иларион — автор «Слова о Законе и Благодати».

    Второе свидетельство находится в том же источнике под 1051 годом. «Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов, и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжник и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные Часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в Святой Софии, а пещерка эта так и возникла» . А вскоре после этого на место пещеры пришли преподобный Антоний, другие иноки, и так была основана знаменитая Киево-Печерская обитель.

    Эти два летописных повествования заключают в себе почти все сведения, которые мы имеем о жизни и церковной деятельности первого избранного из русских митрополита Киевского (годы правления: 1051-1054 гг.). Но сохранилось его «Слово о Законе и Благодати» — высочайший образец ораторского искусства, — которое уже около двух веков продолжает ставить вопросы и давать ответы всем любителям древнерусской истории и культуры.

    «Слово о Законе и Благодати» было составлено между 1037 и 1050 годами. Одни исследователи предполагают, что оно было произнесено митрополитом Иларионом в первый день праздника Пасхи — 25 марта (7 апреля нов.ст.) 1049 года, когда на этот день пришелся праздник Благовещения, и пасхальная Литургия могла совершаться митрополитом Киевским в церкви Благовещения на Золотых воротах. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что чтение евангельского отрывка на Литургии в пасхальную ночь всегда заканчивается словами (по-церковнославянски): «Яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин. 1, 17). Именно с этих евангельских слов и начинает митрополит Иларион свое «Слово о Законе и Благодати». По другой гипотезе, «Слово» было произнесено митрополитом Иларионом в Десятинной церкви у гробницы князя Владимира. Но где бы ни сказано было это «Слово», несомненно то, что митрополит Иларион был единомышленником и сподвижником князя Ярослава Мудрого в его борьбе за политическую и церковную независимость Руси от Византии.

    Исследователи древнерусской литературы с самых различных сторон анализировали «Слово о Законе и Благодати». В первую очередь внимание многих ученых привлекала патриотическая направленность этого выдающегося произведения, но в лучших исследованиях отмечалась и поразительная глубина богословского содержания творения митрополита Илариона.

    Наиболее полная и яркая характеристика «Слова о Законе и Благодати» принадлежит академику Д.С. Лихачеву: «Иларион указывает, что Евангелием и крещением Бог „все народы спас“, прославляет русский народ среди народов всего мира и резко полемизирует с учением об исключительном праве на „богоизбранничество“ только одного народа. Идеи эти изложены в „Слове“ с пластической ясностью и исключительной конструктивной цельностью. Точность и ясность замысла отчетливо отразились в самом названии „Слова“: „О законе Моисеом даннем, и о благодати и истине Иисус Христом бывшим, и како закон отъиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера в вся языкы простреся и до нашего языка (народа) рускаго“» . «Соединение богословской мысли и политической идеи создает, — по мнению Д.С. Лихачева, — жанровое своеобразие „Слова“ Илариона. В своем роде это единственное произведение» .

    В чем же суть богословского содержания «Слова о Законе и Благодати»?

    Во все времена христианской эры остро стоял вопрос: «За кого люди принимают Иисуса Христа?». Сам Иисус Христос однажды спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16, 13). Ученики стали говорить, что некоторые почитают Его за пророка Илию или за одного из других пророков. Тогда Христос спросил самих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» И апостол Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16; 15-16).

    На протяжении долгих столетий различные ереси пытались одолеть церковную веру в Богочеловечество Иисуса Христа. Гораздо логичнее казалось представлять Бога абстрактно — невоплощенным и недоступным для людей, Христа же считать лишь нравственным образцом совершенного человека. А чтобы уверовать, что Иисус Христос есть истинный Бог и совершенный (то есть полноценный) Человек — для этого во все времена требовался подвиг веры-жизни, а не отвлеченные богословские рассуждения.

    «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона представляет собой вдохновенную церковную проповедь о Богочеловечестве Христа. Христос в этой проповеди — «совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, — явивший на земле Божественное и человеческое». И далее митрополит Иларион приводит целый ряд свидетельств из Священного Писания, в которых говорится о человечестве и Божестве Иисуса Христа:

    «Как человек постился сорок дней и взалкал — и как Бог победил искусителя <…>
    Как человек Лазаря оплакал — и как Бог воскресил его из мертвых <…>
    Как человек распят был — и как Бог Своею властью сораспятого с Ним впустил в рай <…>
    Как человек положен во гроб — и как Бог сокрушил ад и души освободил».

    Завершается это свидетельство о Богочеловечестве Христа пасхальным аккордом: «Кто Бог велий, яко Бог наш! Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76, 14-15). («Какой бог так велик, как Бог наш! Ты — Бог, творящий чудеса»)

    «Слово о Законе и Благодати» — одна из вершин церковного богословия всех христианских времен. Кто есть Иисус Христос? Бог? Человек? На этот вопрос новых, то есть обновленных святым крещением людей митрополит Иларион отвечает, что Христос Спаситель — Богочеловек!

    В день великого крещения киевлян в водах Днепра князь Владимир молился: «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!» .

    В истории русской философской мысли вопрос о богочеловечестве возродился в конце XIX века, когда перед православной культурой России встала проблема секуляризации, то есть обесцерковления. Православная Русь, церковная Русь готовилась к испытанию антирелигиозной философией. Полемика между славянофилами и западниками стала заглушаться предгрозовыми раскатами грядущих социальных потрясений в России. Эти потрясения предчувствовал и пророчески отобразил в своих романах и публицистических статьях великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Секуляризации философской мысли старался противостоять великий русский философ В.С. Соловьев, чьи «Чтения о богочеловечестве» имели большой резонанс в образованных кругах России.

    После десятилетий господства атеистической идеологии в конце XX века миллионы граждан России смогли свободно обратиться к духовному наследию своих предков, к сокровищам православной культуры России. И хотя со времен митрополита Илариона прошло более девяти столетий, написанное им «Слово о Законе и Благодати» остается непревзойденным церковно-литературным свидетельством о Богочеловечестве Иисуса Христа. Выше него стоит только само Евангелие Христово, которое древнерусский просветитель положил в основу своего «Слова», «ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин. 1, 17).

    ПРИМЕЧАНИЯ:

    Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Спб., 1996, с. 204.
    Повесть временных лет / Подг. текста, перев., вступит. ст. и коммент. Д.С. Лихачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Спб., 1996, с. 205.
    Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: История и художественная культура X-XVII века. — М., 1994, с. 27.
    Лихачев Д.С. Литература Руси XI — начала XIII веков // Великая Русь: История и художественная культура X-XVII века. — М., 1994, с. 29.
    Отрывок из «Слова о Законе и Благодати» о Богочеловечестве Христа.
    Повесть временных лет / Подг. текста Д.С. Лихачева и др. — 2-е изд., испр. и доп. — Спб., 1996, с. 190.

    Школы князей Владимира и Ярослава

    Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами

    Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.

    Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».

    Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные. Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.

    Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.

    Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года », начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» - собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.

    1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.

    Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам"

    Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.

    «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю».

    «Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя - преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий. Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).

    Монастырское образование при князе Всеволоде

    Всеволод Ярославич (1030-1093) - сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».

    Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 - 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».

    Школы в других регионах Руси

    Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“» .

    Известно в 1143 г. основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке (ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.

    Здесь учился Авраамий Смоленский «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием» . «…когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка» . «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя всленной Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…» .

    Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно - не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.

    Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.

    Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву

    Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор - представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав. В ст. 25 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали свое предложение ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты В XIII-XV вв.говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091-1096 гг. О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII-XIII вв. В XIII-XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» . Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.

    Стоглав об училищах (по некоторым версиям - только в домонгольское время, хотя «прежде сего» - именно ранее XVI века). (глава 25)

    «…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» .

    Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава».

    Примечания

    1. Свидетельства источников о школах на Руси в XI-XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 90-102, 106-129, 145-148. http://ricolor.org/history/hr/culture/school/ Русская образованность в X-XVII веках Кириллин В. М. Состояние образования на Руси в дошкольный период (XI-XVII вв.) http://www.roman.by/r-90984.html В эпоху Владимира уже имелись христианские храмы и, соответственно, были люди способные учить «книгам».
    2. См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. - М. : Педагогика, 1989. - 479с. http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05_01.htm не учитываются античный и более ранние периоды отечественного образования
    3. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI-XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963
    4. Повесть о водворении христианства в Муроме.- В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235
    5. Житие Авраамия Смоленского.- В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73
    6. Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221
    7. Преставление преподобного Евфимия Суздальского.- В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 - 12
    8. Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334
    9. Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25
    10. Культура и искусство Древней Руси http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/ Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/sarab/index.php Лихачёв Д. Словарь книжников и книжности Древней Руси http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lihach2/index.php Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/luk_pon.php Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.php Рабинович М. Древнерусские знамена (X-XV вв.) по изображениям на миниатюрах http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Article/rabin_drevnznam.php Гуревич А. Категории средневековой культуры http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gurev/index.php Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий

    После того, как христианство становится официальной государственной религией Киевской Руси, образование становится делом государственным. Первым в «книжную науку» отдал своих детей князь Владимир Великий, хотя наука была элементарная - умение читать, писать и знать Библию. В правление Ярослава Мудрого при Софийском соборе была открыта школа «нового типа» , в которой обучали грамоте, греческому и латинскому языкам, проходили философские произведения античности, а так же знакомили с основами медицины.

    В «Повести временных лет» под 1037 годом написано: «Ярослав... книги любил, читая их часто ночью и днем. Собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным. Велика ведь бывает польза от учения книжного. Ярослав любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам». Таким образом, Ярослав Мудрый открыл при Софии Киевской первую на Руси библиотеку.

    Сын Ярослава Мудрого был широко образованным человеком, полиглотом. В летописи сказано, что он, «сидя дома», знал пять языков: греческий, шведско-норвежский, половецкий, латынь и старославянский. Жена Всеволода, Мария, тоже была женщиной образованной и даже имела личную печать.

    Киевские княжны получали образование наравне с княжичами. Они умели читать, писать, знали по 4-5 языков, великолепно разбирались в политике, схоластике и греческой философии.

    Сестра Всеволода Ярославовича, старшая дочь Ярослава Мудрого, Анна Ярославна, ставшая королевой Франции, читала и писала по-гречески, по-латыни и по-старославянски. Для сравнения - не все правители Европы того времени могли похвастаться хотя бы умением писать. Сохранился документ, в котором французский король Генрих I, супруг Анны, поставил вместо подписи крестик, а Анна вывела кириллицей «Анна - регина».

    Две другие дочери Ярослава Мудрого - Елизавета (Олисава) - жена норвежского конунга Геральда Смелого и Анастасия - жена венгерского короля Андрея, были одними из самых просвещенных правительниц того времени.

    В 1086 году при Андреевском монастыре, дочерью Всеволода Ярославовича Янкой (в крещении Анной), была основана первая и единственная в Европе школа для девочек. Правда это была скорее не школа, а училище, но для того времени это все равно, что нынешняя Академия наук:). В школе могли обучаться одновременно 300 девиц знатного происхождения, а так как аналогов в Европе не было, то послы при дворе Киевского князя стремились пристроить туда своих дочерей. Сохранилось прошение игуменье Андреевского монастыря, где французский посол просит ее «принять его дочь Изабо для обучения наукам… и женским премудростям»:).

    Девочек обучали «писанию, такоже ремеслам, пению, швению и иным полезным знаниям». По окончании школы они умели: читать, писать, знали греческий и латинский языки, Закон Божий, были обучены светскому и церковному пению, танцам, вышиванию, а так же - внимание (!) - политической жизни, социальным отношениям, быте, этикету и культуре того времени. Такая высокая образованность женщин поднимала престиж Киевской Руси среди Европейских государств того времени.

    У которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь, святой Софии митрополию, а затем церковь Святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь Святого Георгия и Святой Ирины. При нём начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, а монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью, и днём. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

    Великое ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это – реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина: ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания. Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто читает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и жития Святых Отцов, получаем для души великую пользу.

    Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил он её золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к Богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещёных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещёных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещёными.

    Смерть Ярослава и наставление сыновьям

    В год 6562 (1054). Скончался великий князь русский Ярослав. Ещё при жизни он дал завещание сыновьям своим, сказав им: «Вот я покидаю мир этот, сыны мои; живите в любви, потому что все вы братья, от одного отца и одной матери. И если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов и дедов своих, которую они добыли трудом своим великим, но живите мирно, слушаясь брат брата».