Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Золотая пектораль. Египетская богиня Маат: интересные факты и мифы Бог символом которого было страусовое перо

    Золотая пектораль. Египетская богиня Маат: интересные факты и мифы Бог символом которого было страусовое перо

    Маат-богиня справедливости

    Маат (Аммаат) - древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Маат изображалась в виде сидящей женщины со страусиным пером на голове, иногда крылатой; также могла изображаться лишь посредством своего атрибута - пера или плоского песчаного предвечного холма со скошенной одной стороной, на котором она часто восседает, и который может изображаться под стопами и престолами многих других богов. Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения). Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.

    Древнеегипетская богиня истины и справедливости Маат принимала участие в суде над душами умерших. При ней всегда было страусиное перо. Сердце умершего помещали на одну чашу весов, а перо Маат — на другую, так судьи могли видеть, тяжело сердце от грехов или нет. Если грехи перевешивали перо Маат, то сердце отправляли на съедение чудовищу Аммат. Если же человек прожил жизнь с «Маат в сердце», то есть был добрым, справедливым, он становился духом и отправлялся к богам. Весы держал бог Анубис, а решение суда записывал бог Тот, муж Маат. Богиня никогда не расставалось с пером, оно было воткнуто в её волосы.

    Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.
    Но, несмотря на это все древнеегипетское общество пронизано духом Маат. Египтяне верили, что люди живут благодаря Маат, в Маат и для Маат. А сама богиня является одной из самых интересных персоналий во все пантеоне египетских богов.
    Сегодня, несмотря на то, что прошло много веков со времени существования древнеегипетской цивилизации, Маат все еще находит отражение в нашей жизни. Ее образ лег в основу богини правосудия Фемиды, символами, которой также являются весы. А ее принципы положена в основу 12 заповедей христианства.

    Ну вот как можно было додуматься в Древнем Египте до того, что чтобы сделать именно страуса символом справедливости. Что это в нем такого похожего на справедливость?
    Именно у страуса, одного из всех пернатых Египта, стержень делит перо на равные половинки. У других пернатых иначе: опахало справа и слева от стержня пера неодинаковой ширины. Символично, что тут скажешь. В Египте руководствовались законами вселенской Гармонии. Именно поэтому эти законы отображались в образе крылатой богини Маат и ее символа - страусиного пера. В Древнем Египте богиня Маат была воплощением истины и справедливости, благоразумия, порядка, единства и согласия. Законы богини Маат для древних египтян были смыслом существования, а их применение в жизни - святой обязанностью. Страусиное перо являлось символом египетской богини Маат и ее иероглифа. Являясь богиней закона, правды, истины и мирового порядка, она была женской копей Тота. Была связана с культом Ра и носила имена «дочь Ра» или «глаз Ра».
    Маат или страусиное перо (перо Маат) играла огромную роль в загробном суде Осириса. Помните, я уже писала про это? На одну чашу весов клали сердце покойного, а на другую - статуэтку Маат или перо Маат. Если сердце перевешивало перо, то умерший считался грешным, и его сердце пожиралось демоном Аммит. Если же сердце было легче пера, то это означало, что человек был безгрешен и мог присоединиться к Осирису в светлом мире (по нашему - Рай).

    Богиня Маат является, пожалуй, самой чтимой среди пантеона богов в Древнем Египте. Ее влияние охватывало каждого члена общества: от фараона до самых низов.

    Значение имени

    Маат - богиня правды и порядка. Часто ее называют богиней правосудия. Дословно ее имя означает «тот, кто является истинным». Древние египтяне считали, что каждый человек должен жить с именем Маат изо дня в день. Таким образом, подразумевалось, что он должен совершать поступки по совести и быть честным.

    Удивительный факт, что этим же словом - "маат" - древние египтяне называли основание трона фараонов и богов. В буквальном смысле понималось, что справедливость и порядок являются основой любой власти, как земной, так и божественной.

    Происхождение богини

    Считается, что Маат является дочерью самого Ра - бога солнца, создателя всего на земле. Она также считается женой Тота - бога мудрости и знаний. Египтяне вполне благоразумно верили, что порядок и мудрость идут рука об руку, поэтому брак бога Тота и богини Маат более чем закономерен и логичен.

    В древних текстах ее также называют «Глаз Ра». Возможно, потому, что бог Ра всегда должен следить за справедливостью и надлежащим исполнением законов в стране, воплощением которых являлась богиня Маат.

    Образ богини

    Археологи обнаружили самые разнообразные изображения богини Маат. Чаще всего ее рисуют в виде женщины со страусовым пером в волосах. Она была одета в белое или красное платье, а ее кожа имела желтый оттенок. Женщина, как правило, сидела на земле на коленях, держа в руках анкх - крест жизни.

    Иногда ее изображали просто одним пером или локтем, который обозначал меру в Древнем Египте. В таком обозначение Маат представляли мерой каждого человека - то есть, его совестью.

    Также найдены изображения богини Маат с крыльями или восседающей на плоском холме, одна из сторон которого была скошена. Редко, но все же есть рисунки, на которых богиня с весами в руках.

    Одно из самых известных изображений богини Маат находится в гробнице фараона Рамзеса XI. Там сам он в царской одежде совершает поклон богине, которая изображена гораздо больше фигуры фараона. Исследователи считают, что таким образом передавалось величие богини, которая некоторым образом принимала фараона под свое крыло, давала ему свою защиту и поддержку.

    Археологи находят те или иные символы Маат с самых давних времен Древнего Царства, когда культ преклонения перед ней начал активно распространяться по всей территории страны.

    Роль Маат до сотворения мира

    Древние египтяне придавали огромное значение богине Маат. Они ее отождествляли не только с правосудием, но и порядком во всем мире. Они считали, что Маат - богиня правды, она является отображением всего мироустройства вокруг них - смене времен года, движения звезд в небе и так далее. Она являла собой основу их мировоззрения и представлений об окружающем их мире. Поэтому пренебрегать ее значением они не имели никакого права.

    Принципы Маат

    Будучи богиней истины и правосудия, естественно, Маат имела свой свод правил, обязательных к исполнению. Каждый египтянин знал его и чтил, так как последствия могли быть трагическими как в жизни земной, так и загробной.

    В целом эти 42 принципа Маат можно легко назвать кратким содержанием современного уголовного кодекса любой светской страны. И являются даже расширенным вариантом смертных грехов у православных. Хотя древнеегипетская цивилизация существовала задолго до зарождения христианства как религии.

    Итак, в основном богиня истины Маат предостерегает от убийств, грабежей, обмана и чревоугодия. При этом она обращает особое внимание на психологический фактор: не обижать и не сердиться без причины, не причинять боль близким резкими словами, не быть высокомерным и не пытаться заставить других плакать.

    Священной обязанностью каждого египтянина являлось неукоснительно следовать этим правилам. Это касалось как простых египтян, рабочих, так и верховной знати, жрецов и фараонов.

    Маат - женщина или бог

    Богиня Маат являет собой персонифицированное изображение абстрактного понятия правды, истины, порядка и справедливости. Тем не менее древние египтяне верили, что Маат очень долгое время жила среди обычных людей, как и многие другие боги. Но грехи и преступления людей заставили ее покинуть земной мир и присоединиться к сонму великих богов.

    Как выглядит богиня Маат? Она в основном изображалась женщиной, одетой в длинное платье. Несмотря на то что ее часто рисовали с крыльями, голова и тело всегда оставались человеческими.

    Она была неким мостом между мирами богов и людей. Она определяла весь земной порядок: движение планет и отношения людей между собой, правосудие и справедливость.

    Богиня Маат в Древнем Египте

    Маат известная еще со времен Древнего Царства, то есть от 2700 года до нашей эры. К сожалению, специалистам не удалось установить изначальное место зарождения этого культа, так как он получил довольно быстрое распространение по практически всей территории Древнего Египта.

    При этом у египтян не было отдельного праздника, посвященного богине Маат. Но ее великое значение во время загробного суда говорит о том, что это не было знаком пренебрежения. Возможно, наоборот, - каждый день египтянин должен был жить в соответствии со своей совестью, то есть «с Маат в сердце». Таким образом, он постоянно думал и мыслил о богине, о порядке, о справедливости, и о чести.

    Египетская богиня Маат (фото ее, конечно же, нет, только рисунки) на стенах храмов и гробниц изображалась не так уж часто. Но все же она была олицетворением весьма абстрактных понятий: «истина», «справедливость», «порядок». При этом все египтяне верили, что они живут благодаря ей, с ее непосредственной помощью и при ее участии.

    Жрецы Маат

    Великий визир носил также титул жреца Маат, так как являлся одновременно и верховным судьей. А по мнению древних египтян, вершить правосудие без участия богини Маат было просто невозможно. В качестве знака своего особого статуса жрец Маат носил на груди образ богини, отлитый из чистого золота.

    Поэтому когда говорят о жрецах Маат, подразумеваются не исполнители религиозных обрядов и священнослужители, а те, кто помогают вершить закон и восстанавливать справедливость в стране.

    Роль в загробной жизни

    Огромное значение придавалось роли богини Маат во время перехода души человека из земной жизни в загробную. Считалось, что именно она играла основную роль во время загробного суда. Бог Анубис с головой шакала держал в руках чашу весов. На одной стороне лежало сердце недавно умершего человека. А на другую чашу богиня справедливости Маат клала свое страусовое перо. В случае если сердце человека оказывалось легче его, тогда его душа считалась чистой и могла проследовать в рай. Для «легкого» сердца необходимо было всю жизнь прожить, следуя принципам и заветам этой строгой, но справедливой богини.

    Если же человек прожил бесчестную и греховную жизнь, то его сердце перевешивало перо богини, и душа съедалась страшным богом Амту в виде туловища льва с головой крокодила. Этот исход был окончательным для души - она не имела более возможности переродиться и попытаться исправить свои предыдущие ошибки земной жизни.

    Поэтому древние египтяне очень страшились идти против принципов Маат - ведь от этого зависела дальнейшая загробная жизнь. Если человек прожил честную и безгрешную жизнь, то ему нечего бояться этого суда - он идет на него с легким сердцем. Достаточно легким, чтобы оказаться легче пера Маат.

    Значение Маат для египетских фараонов

    Фараоны Древнего Египта как никто уважали и ценили богиню Маат. Они управляли государством в соответствии с ее принципами, согласно ее законам и предписаниям. Египетская богиня Маат помогала им в поддержании порядка в стране. И они же должны были просить ее о благосклонности. Ведь если в стране начинались различные неурядицы и смута, то простые египтяне искренне верили, что богиня отвернулась от их фараонов. А значит, грядут хаос и разруха. Чтобы умилостивить разгневанную богиню, жрецы усиленно молились и проводили многочисленные ритуалы в ее честь. Ведь иначе страна будет обречена. А вместе с ней и народ. А с возвращением милости от богини Маат, в государстве вновь воцарятся справедливость и должный порядок.

    Фараоны особенно чтили богиню Маат, так как именно она отвечала за политическую стабильность в государстве, за его процветание и устойчивость. Она дает фараону свод законов, по которым он обязан управлять государством, а его подданные должны свято чтить и следовать им. Иначе в эти земли придет хаос и разрушит все на своем пути, сметет власть фараона, уничтожит всю страну и ее жителей.

    Роль богини для простых египтян

    Можно с уверенностью сказать, что Маат - богиня Египта, которая была одной из самых почитаемых. Выше ее по распространенности был, возможно, только сам бог Ра - создатель всего мира и, по легенде, ее отец.

    Изначально исследователей религиозных культов в Египте сбивало с толку практически полное отсутствие собственных храмов в честь богини. Однако ее изображения встречаются практически во всех святых строениях в честь других богов. Таким образом египтяне показывали, что без нее невозможно прожить.

    А для простых египтян это еще была и определенная связующая между людьми из разных слоев. Как слуге необходимо было чтить и слушаться своего господина, так и господину следовало заботиться о своих слугах и защищать их. Именно верность принципам богини Маат позволяла людям из низших слоев мириться со своим зачастую незавидным положением в обществе. Богиня Маат позволяла различным слоям общества жить в равновесии друг с другом.

    Храм Хатхор-Маат

    Несмотря на то что заветами богини Маат пропитана буквально вся жизнь древних египтян, только один храм носит непосредственно ее имя. Хотя, так или иначе, ее изображения присутствуют практически во всех религиозных и значимых сооружениях Египта, обнаруженных археологами и историками.

    Этот храм находится в городе Сет-Маат. Его название переводится как "Долина Истины". В современной жизни этот город переименован в Дейр эль-Мадинэ - монастырский город. Он играл большую роль в жизни Древнего Египта - это видно из названия. Фараон лично управлял им, а средства на его содержание выделялись из государственной казны.

    Совсем рядом находятся: Долина царей, Долина цариц, Долина знати. Сложно предположить, что такое соседство случайно. Храм находится в самом центре старого города.

    Согласно данным археологов и историков, вокруг храма жили мастера самой высокой квалификации в стране: скульпторы, художники, резчики, архитекторы. Возможно, в этом величественном строении они проходили обряды, разрешающие им работать в священных местах, сооружать гробницы для фараонов, строить и украшать религиозные сооружения.

    О высоком значении этого города говорит наличие хорошо вооруженной охраны для его защиты от внешних врагов. Даже существовали отдельные воинские части, которые днем и ночью несли службу у городских стен.

    Этот город, который сложился вокруг храма Маат, можно назвать своеобразным мастеровым университетом, в котором самые искусные мастера передавали своим ученикам секреты искусства.

    Символы Маат

    Как следует из изображений богини, главным ее символом является страусовое перо. Оно же служит мерилом греховности сердец умерших египтян во время загробного суда. Но у богини нет священных животных. Только одно насекомое символизирует ее - пчела. И плод ее трудов - воск. Богиня всегда изображалась в желтых оттенках. Возможно, таким образом подчеркивалось ее происхождение - дочери бога солнца Ра.

    Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет – чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.
    Сокровища Тутанхамона – и, прежде всего, многочисленные золотые украшения - сделали его одним из самых известных египетских правителей. Однако обилие драгоценных материалов и совершенство ювелирных техник зачастую отвлекают нас от самого главного – от того замысла, который воплощали в украшениях древние мастера. Ведь в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов или ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Все они состоят из множества символов-слов, которые соединяются в рассказ о фараоне и его предназначении.
    Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона – Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука – это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

    Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога – Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы.
    Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6–7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4-й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны:
    «...Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании... Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы...»
    На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат – воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш – атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат - порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона – жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.
    Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона – золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя (илл. 6). Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями – бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.
    Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных низок бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.
    К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном-Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона – анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой – длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум – бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.
    Нижняя часть корсета – широкий пояс – состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства.

    Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.
    Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона (илл. 7). В круглом медальоне - центральном элементе украшения - расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги-гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.
    Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г. Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон - возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.
    ...Страна возродилась, но судьба была неблагосклонна к юному царю. Его внезапная смерть, наступившая на 10-м году правления, когда Тутанхамону было всего 16–17 лет, прервала нить XVIII династии. Погребение Тутанхамона было спешным и скромным - заботясь о благе государства при нехватке средств в казне, юный царь не успел подготовить для себя роскошной гробницы. Он был погребен в маленькой усыпальнице, о которой через несколько лет попросту забыли. Тем не менее, то, что он сделал для своей страны, живет в его памятниках и доныне.
    «...Не случалось подобного ему среди доблестных всех стран вкупе. Знающий как Ра, [умелый как] Птах, постигающий как Тот, определяющий законы... царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих Земель... Небхепрура, умиротворивший Обе Земли, родной сын Ра, любимый его... одаренный жизнью, долговечностью, счастьем, подобно Ра вечно, вековечно».

    «Перо — то, что покрывает крылья».

    (Этимологический словарь русского языка)

    Приветствую всех, кто заглянул в наш сказочный лес!

    Скажите, кто из нас не мечтал летать? Наверное, все мы когда-нибудь мечтали иметь крылья, ведь полет – с незапамятных времен запретная мечта человечества. Чтобы хоть как-то приблизить свою мечту люди придумали огромное количество приспособлений, которые позволяют нам передвигаться в воздушном пространстве, но еще не один человек не сумел обрести настоящие крылья и взлететь над землёй как птица.

    Чтобы стать немного ближе к мечте, сегодня мы с вами снова отправляемся в загадочный лабиринт знаков и символов,где попытаемся познать тайну птичьего пера и «примерить» на себя крылья.

    Ну что? Полетели!

    Перо — со своей бросающейся в глаза символической характеристикой легкости, которое, согласно старому представлению, само поднимает птицу в воздух, часто символизирует небеса, высоту, скорость, простор, душу, элемент ветра и воздуха. Два пера символизируют свет и воздух, два полюса, воскресение. Но есть и менее применимые на первый взгляд значения, которыми наделяли перо разные народы мира. Белое перо иногда символизирует облака, морскую пену и…трусость! Поскольку белое перо или перья в хвосте боевого петуха считались знаком плохой породы и, следовательно, некоторой робости. А, к примеру, оперенная корона может олицетворять лучи солнца.

    Ацтекская коронаМонтесумы из 400 перьев

    Давайте подробней рассмотрим многогранность символики пера!

    Символизм пера у разных народов мира.

    Перья являются широко распространенной эмблемой возносящейся молитвы; отсюда и символизм оперенных жезлов индейцев пуэбло, которые использовались в ритуалах, чтобы вызвать дождь в дни солнцестояния.

    Оперенное солнце, диск с перьями, направленными как вовнутрь, так и наружу, - у равнинных индейцев эмблема Космоса и Центра. Каждое перо в перьевом головном уборе индейцев североамериканских прерий по происхождению своему означало память о боевых делах их носителя.

    Отличительной особенностью непальской короны является плюмаж из перьев райской птицы, символизирующих возвышенность короля.

    У египтян перо – верховная власть, истина, полет, невесомость, высота; эмблема богини Маат в качестве Истины. К божествам, чьими атрибутами являются перья, относятся также Амон-Ра и Анхеру, Озирис, Гор, Шу, Хатхор, Апис, Менту, Нефертиум. В Аменти Озирис взвешивает душу, бросая на другую чашу весов перья истины.

    Осирисвзвешивает душу

    Еще древние цари Египта носили двойную корону с двумя перпендикулярно-стоящими друг к другу страусиными перьями.

    бог Атеф в двойнойкороне (Верхний и Нижний Египет) с перьями

    Скандинавская богиня плодородия, любви и красоты – Фрея, владела магической накидкой из перьев, которая позволяла ей летать по воздуху. А оперенные одежды скандинавских шаманов давали способность летать в другие миры и предпринимать путешествия для обретения новых знаний.

    Богиня Фрея

    В даосизме перо – атрибут священника или «оперенного мудреца», означающее сообщение с тем миром.

    В тольтекской культуре оперенные палочки олицетворяют молитву и созерцание.

    У христиан перо означает созерцание и веру.

    А в Великобритании три пера ассоциируются с лилией и являются геральдической эмблемой принца эльского.

    В общем мировом религиозном символизме носить перья в одеянии, оперенные прически или иметь атрибуты из перьев – значит принять на себя силу и манну Птицы. Это позволяет носителю соприкоснуться с тайным знанием птиц, познать их магическую силу и возвыситься над этим миром.

    ПЕРО в сказаниях и мифологии.

    Нельзя не отметить роль, которую играет перо в различных сказания, эпосах и мифах.

    Еще в детстве наши бабушки читали нам сказку о прекрасной Жар-птице, перо из хвоста котороймогло заменить самое богатое освещение на долгое время, а потухнув, превращалось в золото. Также, говорили, что с помощью пера Жар-птицы можно было находить клады, так как подобное притягивает подобное. И так золотое перо притягивает золото, хранящееся в земле.

    Жар-птица

    Прототип огненной птицы можно встретить у разных народов мира.

    Птицы и перо в целом являются значимыми элементами всех мифопоэтических традиций. Они выступают как символы божественной сущности, души, жизни, неба, солнца, грома, ветра, облаков, свободы, подъёма, роста, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, плодородия, изобилия.

    ПЕРО в искусстве.

    Перо с его таинственным символизмом недосягаемого плотно закрепилось в различных сферах искусства.

    В XVII веке стала популярной философская идея бренности всего сущего, именно тогда появилась живопись Vanitas/Ванитас (Vanitas vanitatum et omnia vanitas Суета сует и все – суета). Ярче всего она получила выражение в натюрморте, где писчее птичье перо стало негласным символом литературного творчества и поэзии на долгие времена.


    CLAESZ., Pieter Vanitas with Violinand Glass Ball (1628)

    Хочется также отметить еще один необычный вид живописи, где для придания хрупкости, воздушности и возвышенности своим картинам их начали рисовать прямо на птичьих перьях. На самом деле это очень древний вид искусства народов маори, но современные художники овладели им в совершенстве и сейчас есть практически в каждой стране.Самые известные из них, во многом благодаря интернету, это британский художник Ян Дейви, рисующий исключительно на лебединых перьях:

    В других своих вариациях перо в живописи и скульптуре символизирует то, о чем мы уже упомянули в параграфах выше.

    Рассмотрим несколько примеров использованья пера в скульптуре:

    В данной скульптуре перо выступает символом литературного творчества и выделает Ершова как великого русского поэта, писателя и драматурга.


    У здания Астраханского ТЮЗа на улице Муссы Джалиля можно заметить несколько скульптур на сказочную тему. Одна из этих скульптур изображает Иванушку-Дурачка и Конька-Горбунка. В руках у Иванушки – перо Жар-Птицы. Скульптура иллюстрирует эпизод сказки, в котором «Говорит ему конёк: “Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, Но для счастья своего не бери себе его. Много, много непокою принесет оно с собою”». Автор памятника – волгоградский скульптор Сергей Александрович Щербаков.

    Древнее общество майя страдало от непомерных притязаний элиты, которая хотела жить красиво. Знатные люди любили головные уборы, богато украшенные наряды, перья редких птиц, нефрит, ракушки. Одного подобного «хозяина жизни» можно узнать в глиняной фигурке (слева). Здесь перо, конечно же, символизирует попытку возвыситься нам остальным миром.

    А современный британский скульптор Кэйт Макгуаер 2 года собирала птичьи перья, чтобы использовать их в качестве материала для создания своих невероятных работ.

    С помощью все тех же перьев скульптор попыталась подарить зрителям ощущение, что перед ними находится какое-то фантастическое существо. Просто поразительно, не правда ли?

    Перо очень часто используется в искусстве тату, где имеет много различных значений и символических оттенков. Еще старейшие шаманы, знахари и вожди древних индейских племен делали на своем теле татуировки в виде пера для того, чтобы разговаривать с богами и лучше их понимать. В современном мире существует два способа изобразить перо в татуировке – изобразить одно перо или в сочетании с каким-либо предметом и изобразить птицу.

    Обычное птичье перо может являться символом доверия, полета, легкости, высокой духовности, мужества, любви к свободе, творчества и воли.

    Перо орла – символ могущества, мужества, высокого полета.
    Перо павлина – символ благородства, богатства, любви, солнечный символ.

    Перья Жар-птицы – символ пламени, изящества, вечной красоты и таинства.














    Крылья как символ.

    Ведя разговор о птичьем пере, мы не можем не уделить отдельное внимание крыльям, как символу, приближенному к перу.

    Крылья имеют солнечную символику и означают божество, духовную природу, защищающую и всеохватную силу божества, способность выйти за пределы земного мира, не испытывать усталости, вездесущесть, воздух, ветер, мгновенное начало движения, полет времени, полет мысли, силу воли, разум, свободу, победу, быстроту. Крылья - атрибуты быстро перемещающихся богов-посланников и означают способность к взаимоотношениям между людьми и богами. Распростертые крылья - божественная защита или небесная пелена, предохраняющая от яростного жара Солнца. Тень крыльев означает божественную защиту и доверие. Окрыленное солнце или диск - это символы неустанного путешествия Солнца по небосводу, торжества света над тьмой, сошедшей с Небес силы, божества.

    Крылья - принадлежность многих сверхъестественных существ (ангелов, демонических существ, фей, воздушных духов) в культурах древнего мира. К примеру, бог времени Хронос изображался с четырьмя крыльями, два из них подняты вверх, а два опущены (знак двойственности времени, физического и мысленного). Богинь Афину, Артемиду и Афродиту тоже представляли крылатыми, поскольку и любовь, и победа преходящи, эфемерны, они могут вспорхнуть и улететь навсегда.

    Крыльями наделяется тот, кто преодолел долгий, трудный и опасный путь познания окружающего мира. Об этом свидетельствуют аллегорические сказки, притчи и легенды.

    Крылья в изобразительном искусстве — символ возвышения духа и вознесения тела. Благодаря легкости перьев и взмаху крыльев оказалось возможным изображать парение, дуновение, возвышение над материальным миром, обитание в небесах. В самом широком значении искусства Классицизма и Барокко крылья символизируют ветер, дуновение, а также покровительство и защиту.

    Для изображения летающих мифологических персонажей и фантастических существ тоже заимствовали крылья у птиц. Крылатый конь Пегас — одно из этих существ, он также проводник душ в загробный мир.

    Крылатая богиня Ирида — вестница Зевса и Геры, а также — радуга, соединяющая землю и небо.

    Богиня Ирида

    С образами древнейшей мифологии связана символика крыльев в христианстве. Крылатые Ангелы, которые нисходят на землю и посещают людей, а высшие ангельские чины — Серафимы и Херувимы — бестелесны, они изображаются в виде голов с двумя, четырьмя, Серафимы — с шестью крыльями.

    Перо в скрапбукинге.

    Использование настоящих перьев:



    Оттиск пера на бумаге:


    Вырубка и чипборд: