Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Задания на звук л для дошкольников. Изучаем буквы в действии!: Буква Л

    Задания на звук л для дошкольников. Изучаем буквы в действии!: Буква Л

    Следующая часть нашего тренажера по чтению. Сегодня это буква Л. Сначала, как обычно, читаем слоги слияния. Ла-ля, ло-лё, лу-лю, лэ-ле, лы-ли. Потом слова из трех букв. Потом двухсложные слова. И в конце предложения. Не забывайте показывать ребенку на пометки под словами. слог-слияние обозначается дугой. А буквы, которые читаются отдельно - точкой.

    Ли-ли-пу-тик, ли-ли-гном ле-де-нец ли-зал ли-ло-вый.

    Следующая часть нашего тренажера по чтению. Сегодня это буква Л. Сначала, как обычно, читаем слоги слияния. Ла-ля, ло-лё, лу-лю, лэ-ле, лы-ли. Потом слова из трех букв. Потом двухсложные и многомложные слова. И в конце предложения.

    Не забывайте показывать ребенку на пометки под словами. Слог-слияние обозначается дугой.

    А буквы, которые читаются отдельно - точкой.

    Уважаемые читатели!

    Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

    Картинки в архивах не помечены водяными знаками.

    Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму, на счет сайта.

    Заранее Вам спасибо!!!

    Звук «Л» относится к тем звукам, которые осваиваются детьми довольно поздно. Оптимальным возрастом для его постановки является 5-6,5 лет. К тому же часто происходит так, что без специальной помощи у ребенка не получается сформировать правильный навык произношения данной буквы. Автоматизация звука «Л» поможет закрепить верное произношение.

    Прежде чем озвучить причины, по которым происходит нарушение звука «Л», следует сказать о самих ошибках, какими они бывают. Наиболее распространены следующие нарушения:

    • Ребенок вообще не может произносить эту букву.
    • Малыш искажает звук, потому что использует неверное расположение органов речевого аппарата при воспроизведении.
    • Кроха заменяет «Л» на прочие звуки.

    Нарушается произношение вследствие таких причин, как:

    1. Наличие короткой подъязычной связки.
    2. Слабость мышечных тканей языка.
    3. Сбой фонематического восприятия звука в речевом процессе.

    Для того, чтобы исправить неверное воспроизведение звука, необходимо регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой и специальными логопедическими упражнениями, предназначенными для звуковой автоматизации. Делать это можно как в домашних условиях с родителями, так и с логопедом.

    Артикуляционные занятия

    Перед тем, как приступить непосредственно к закреплению звука, необходимо подготовить органы речевого аппарата. Для этого рекомендуется выполнить несколько упражнений из артикуляционной гимнастики. Они отлично разминают и укрепляют необходимые для звукопроизношения мышцы, поэтому время на автоматизацию звука значительно сократится.

    «Качельки»

    Задачей данного занятия является выработка навыка удерживания и изменения положения некоторых артикуляционных положений. Для выполнения следует улыбнуться, отрыть ротик, напрячь язычок и тянуть его к носу, а затем к подбородку. Сначала такие качели должны раскачиваться быстро, а потом темп понемногу должен сбавляться. При этом необходимо попытаться зафиксировать язык вверху или внизу на несколько секунд.

    В процессе выполнения нужно следить за тем, чтобы двигался только язычок. Нередко встречается, что ребенок делает это упражнение, расположив речевой орган на нижней губе. В результате функционирует только нижняя челюсть, а язык не работает. Это ведет к неэффективности упражнения, поэтому нельзя такое выполнение допускать.

    «Лошадь»

    Целью этого упражнения является закрепление подъема языка вверх, растяжение связки под языком. Выполнять необходимо следующим образом: улыбнуться, широко открыть рот, приложить широкий язычок к небу, расположенному вверху, после чего опустить речевой орган вниз. Начинать занятие нужно медленно. Скорость можно увеличивать только по мере совершенствования этого упражнения.

    Если занятие выполняется правильно, то будет слышен звук, который напоминает цокот лошадиных копыт. В ходе тренировки надо контролировать, чтобы ротик был раскрыт широко в течение всего занятия, а нижние зубы вообще не двигались. В случае возникновения сложностей с удержанием нижней челюсти необходимо придерживать ее рукой первое время.

    Данное упражнение выполняется для того, чтобы закрепить подъем языка вверх, а также приобрести навык удерживания определенного расположения речевых органов, растянуть уздечку, находящуюся под язычком. Ребенку понадобится улыбнуться, широко открыть ротик, широкий язык приложить к небу вверху и зафиксировать такое положение настолько, насколько это возможно. Упражнение должно делаться с широко раскрытым ртом, а нижние зубы должны оставаться неподвижными.

    Проведя такую несложную артикуляционную гимнастику, малыш подготовит мышечные ткани своего речевого аппарата и сможет легче выполнять упражнения на автоматизацию необходимого звука.

    Занятия на звуковое закрепление

    Автоматизация звука «Л» в слогах должна проводиться в то время, когда малыш уже научится правильно произносить эту букву. Логопеды советуют сначала автоматизировать звук в слогах, начинающихся с этой буквы и заканчивающихся на нее. Потом уже можно переходить на слова, словосочетания, предложения, чистоговорки, тексты, стихи.

    Занятия важно проводить каждый день, уделяя всего 15 минут. При дефектах произношения автоматизация звука «Л» в предложениях может продлиться от месяца до полугода. Лучше всего выполнять упражнения перед зеркалом. Так ребенок сможет контролировать расположение органов речи и движения языка.

    Итак, занятия начинаются с повторения слогов. Сначала нужно проговаривать слоги, которые начинаются с буквы «Л»:

    • ла-ла-ла ле-ле-ле ло-ло-ло;
    • лу-лу-лу ли-ли-ли лы-лы-лы.

    Затем понадобится приступить к произношению слогов, заканчивающихся на букву «Л»:

    • ал-ал-ал ол-ол-ол ел-ел-ел;
    • ыл-ыл-ыл ул-ул-ул ил-ил-ил.

    После слогов необходимо произносить слова, в которых «Л» может находиться в разных частях. В начале слова: лес, лук, лапша, ласточка, ладонь, лак, лужа, лето, луч.

    В середине слова: плот, плечо, колодец, скулы, кулак, одеколон, сила, пчела, зола, солома, пилот.

    «Л» в конце слова: бал, бокал, факел, сокол, стул, тыл, козел, осел, кол, дол, мел, металл, чехол, накал, баул.

    Красивый голубь.

    Хорошая лавочка.

    Морской узел.

    Деревянный пол.

    Серенький козел.

    Белая птичка.

    Старая полка.

    Шустрая белка.

    После словосочетаний необходима автоматизация звука «Л» в предложениях. Нужно подобрать около 30 предложений. Можно использовать следующие:

    • Лена медленно мыла полы.
    • Бегала лошадь с седлом.
    • Стул стоял и вдруг упал.
    • Павел со стула упал.
    • Большая луна на небе одна.
    • Данила боится мыла.
    • Где много слов, там мало дела.
    • Пенал со стола упал.
    • Мальвина съела спелое яблоко.
    • Волк наблюдал за белкой.
    • Леша вымыл бокал.
    • На балконе лежат фиалки.
    • Руслан отправил Люсе посылку.
    • Любаша сидела на балконе.

    Также автоматизация звука «Л» в предложениях может проводиться с помощью такого упражнения, когда малышу необходимо продолжить фразу словом, имеющим в своем составе эту букву. Пример предложений:

    • У кота не ножки, а мягкие … (лапки)
    • Сестренка красит ногти … (лаком)
    • Детки кушают кашу … (ложкой)
    • Рыбак плавает на … (лодке)
    • Лыжник едет на … (лыжах)
    • В доме светит … (лампа)
    • Лед сломали … (колом)
    • Быстрые ноги с копытами у … (лошадки)
    • Дождик оставляет на дорогах … (лужи)

    Применение чистоговорок и стихотворений

    Также проводится автоматизация звука «Л» в чистоговорках и стихах. Для занятий можно взять следующие чистоговорки:

    • Ла-ла-ла. Лампа, ласка, лад, бокал.
      Ло-ло-ло. Лодка, лоток, ложка, лоб.
      Лы-лы-лы. Лыжник, лысина, столы.
    • Лу-лу-лу. Луна, лупа, плуг, шалун.
    • Ла-ла-ла. Лизи папе помогла.
      Лы-лы-лы. Лиля вымыла полы.
      Ло-ло-ло. Лена вытерла стекло.
      Лу-лу-лу. Лана прополола лук.
    • Ол-ол-ол. Руслан пошел смотреть футбол.
      Ыл-ыл-ыл. У Лили компот уже остыл.
      Ил-ил-ил. Павел гол забил.
    • Ул-ул-ул. Леонид присел на стул.
      Ел-ел-ел. Коля суп не ел.
      Ёл-ёл-ёл. Глеб двор подмел.
    • Ал-ал-ал. Леша ночью совсем не спал.

    Как только автоматизация звука «Л» в чистоговорках закончена, можно переходить к прочтению и изучению стихотворений с этой буквой. Закрепление произношения в стихах можно делать с помощью следующих произведений:

    Балалайка играла —
    Лена пела и плясала.
    Балалайка замолчала —
    Плачет Лена: «Мало! Мало!»

    Два бельчонка маму-белку

    Ждали возле своего дупла.

    Им на ужин мама-белка

    Шесть орешков принесла.

    Поделила на двоих.

    По три каждому из них.
    ***

    У Лили порвалась футболка —
    Лара дала ей иголку.
    У Лили растрепалась челка —
    Лара подарила ей заколку!

    Лиза клубнику сажала,
    Лиза клубничку растила —
    Ягоды эти сладкие
    Она заслужила!

    Молоко лакали кошки

    Из большой беленькой плошки.

    Без тарелки и без ложки –

    Язычком лакали кошки.

    Плошка вроде велика,

    Но в ней мало молока.

    Глядят кошки в облака –

    Вот бы столько молока!

    Игры для закрепления произношения

    Лучше всего, если автоматизация звука «Л» в словах и предложениях будет проводиться в игровой форме. Ведь маленького ребенка необходимо заинтересовать, а обычное повторение слогов, слов, фраз для него очень утомительно и скучно.

    Можно проводить занятия, используя разнообразные картинки, на которых изображены предметы или животные, названия которых содержат букву «Л». Нужно разложить рисунки в три ряда и попросить малыша назвать изображения из верхнего, потом среднего и нижнего рядов.

    Потом надо разложить на столе пять картинок, дать ребенку время на их запоминание. Потом закрыть их и сказать ребенку, чтобы назвал рисунки на память в том порядке, в котором они были разложены. Затем нужно заменить какую-либо карточку и попросить ребенка, чтобы он сказал, что добавилось.

    Также можно играть на слух. Родителю необходимо назвать три слова с буквой «Л», а малышу запомнить их и назвать. Каждый раз можно применять одни и те же слова, но обязательно менять их порядок. Это упражнение поможет не только закрепить произношение, но развить слуховое восприятие и память.

    Следующая игра направлена на то, чтобы ребенок научился образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Родитель называет слово, а малыш придумывает ласкательное слово. К примеру, кукла — куколка, слон – слоник, платье – платьице, яблоко – яблочко, каблук — каблучок, лужа – лужица и так далее.

    Рассказы для автоматизации

    Проводится не только автоматизация звука «Л» в словах и предложениях, стихах, играх, но и рассказах. Необходимо читать ребенку небольшие истории, в которых содержится множество слов с этой буквой.

    « Мама подарила Лене куклу. Куколка Лене очень понравилась, потому что она очень милая, у нее голубенькие глазки, светлые волосики, белое платьице и летние туфельки. Лена назвала куклу Любой. Целыми днями Лена играла с Любой. Одевала ее, обувала, купала. Причесывала, заплетала косички. Убаюкивала куколку, пела колыбельную. Лена оберегала Любу.

    Однажды Лена уложила куклу спать. Мама позвала Лену кушать, а Любу утащила собака. Она таскала куклу и порвала ее. Расстроилась Лена, но куклу не бросила. А мамочка купила такую же куклу и тайком поменяла. Лена даже и не догадалась».

    «Гулял по лесу злой волк. Вдруг увидел, что на елке сидит маленькая белка. «Ага,- подумал про себя серый – вот сейчас я ее то и слопаю». Подошел к белке и сказал «Слезай-ка, белочка, ко мне, будем на лыжах кататься». Белочка мило улыбнулась и ответила: «Нет, не хочу с тобой идти, потому что у меня лыж нет. Пригласи лучше лисичку-сестричку». Только она это сказала, как тут же появилась лиса. Серый волк позвал ее на прогулку на лыжах. «Ладненько,- сказала ему лисичка, - сейчас только возьму свои лыжи». Убежала сестричка и только волк ее и видел».

    «Захотелось Глебу половить рыбку. Знал он отличные места, где ловится много большой рыбы. Глеб поплыл туда на лодке. Погода была солнечной и теплой. Приплыл Глеб быстро. Остановился возле омута. Закинул удочку и начал ловить. Рыбешка попадалась разная: и мелкая, и большая. Наловил Глеб много рыбы. Сложил удочку и отправился домой».

    Таким образом, автоматизация звука «Л» в словах и предложениях помогает маленьких деткам закрепить произношение звука. Важно делать упражнения на закрепление регулярно, в противном случае добиться хороших результатов не получится. Также крайне важна заинтересованность ребенка в проведении занятий, поэтому лучше всего проводить их в форме игр.

    Тема: «Автоматизация звука [Л] в конце слова»

    Цели занятия:
    закрепить навык произнесения звука [Л] в конце слова;
    развивать фонематических слух;
    развивать артикуляционную моторику;
    развивать мелкую моторику;
    обогащать словарный запас;
    учить правильно строить собственное речевое высказывание;
    учить искать логические ошибки в предложениях;
    развивать память, мышление, логику.

    I. Организационный момент

    Артикуляционная гимнастика
    Пальчиковая гимнастика

    II. Основной этап.

    Работа на уровне слога. Уточнения артикуляционного уклада. Игра «Повтори за мной»

    Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинку. К нам в гости пришел веселый ослик. Он принес свою любимую песенку. Прочти ее. Следи, чтобы при произнесении звука [Л], твой язычок был сильный и упирался в основание верхних зубов»


    Работа на уровне слова. Игра «Назови картинки»

    Инструкция для ребенка: «Внимательно посмотри на картинки. Назови их, следи, чтобы звук [Л] звучал четко и красиво»

    

    Игра «Закончи стишок»

    Инструкция для детей: «Я сейчас уду читать начало стихотворения, а ты будешь его заканчивать словами с картинки»
    Ел - ел - мы купили разноцветный… (мел)
    Ёл - ёл - у меня есть упрямый …. (осёл)
    Ал - ал - на столе стеклянный… (бокал)
    Ул - ул - у меня удобный …. (стул)
    Ал - ал - складываю карандаши в… (пенал)

    Игра «Догадки»

    Инструкция для детей: «Я сейчас буду описывать предмет, а ты догадайся, про какую картинку я говорю»
    Цветной, хрупкий, твердый… (мел)
    Упрямый, ушастый, веселый … (осёл)
    Удобный, прочный, розовый … (стул)
    Стеклянный, прозрачный, красивый … (бокал)
    Яркий, розовый, школьный … (пенал)

    Работа на уровне словосочетания. Игра «Подбери признак»

    Инструкция для детей: «Посмотри на картинки. Подбери признак к каждой картинке»

    Котёл какой? (котел железный; котел прочный, котел вместительный)
    Кол какой? (кол деревянный; кол прочный; кол острый)
    Узел какой? (узел крепкий; узел большой)
    Шакал какой? (шакал хищный, шакал злой)
    Павел какой? (Павел веселый; Павел добрый; Павел приветливый)

    Работа на уровне предложения. Игра «Исправь ошибку»

    Инструкция для ребенка: «Я буду делать ошибки, а ты внимательно слушай и исправь меня. Не забудь правильно и четко произносить звук [Л] в словах»

    Пол упал на бокал. (Бокал упал на пол.)
    Стул сел на Михаила. (Михаил сел на стул.)
    Овал нарисовал Павла. (Павел нарисовал овал.)
    Футбол играл в Даниила. (Даниил играл в футбол.)
    Стол укатился под бокал. (Бокал укатился под стол.)
    Зал зашел в Павла и Кирилла. (Кирилл и Павел зашли в зал.)
    Стол положил пенал на Павла. (Павел положил пенал на стол.)
    Ствол дерева спрятался за шакала. (Шакал спрятался за ствол дерева.)
    Одежда повесила Михаила на стул. (Михаил повесил одежду на стул.)

    III. Итог занятия

    «Придумай предложение с каждой из картинок из предпоследнего задания»

    Задания, используемые на этапах автоматизации звука [л]
    в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

    и звукосочетанием ал

    Произнеси слова правильно

    Алфавит, алмаз, пенал, вокзал, бокал, самосвал, овал, галка, палка, балка, халва, скалка, скакалка, балкон, фиалка, халат, палтус, карнавал.

    Задания

    Определение позиции звука. Назови слова, в которых звук [л] слышится в конце слова. Повтори слова, в которых звук [л] слышится в середине слова.

    Звуковой анализ слова зал. Обозначь кружочками звуки слова зал.

    Замени первый звук в слове галка звуком [п]. Какое слово получилось? (Палка. )

    Перед слогом ал поставь звук [м]. Какое слово мы услышали? (Мал )

    Аналогичное задание выполняется со звуками [д], [з], [в]. (Дал - зал - вал. )

    Повтори слова скалка - скакалка. Чем похожи эти слова? Чем отличаются? «Отправим» второй звук [к] из слова скалка «погулять». Какое новое слово получилось? (Скала. )

    «Развиваем память и произвольное внимание»

    Посмотри, запомни и назови предметы. Сколько предметов ты хочешь запомнить?

    Запомни и повтори за мной. Какое слово не подходит?

    Поезд вдаль меня умчал или ломал?

    Кот молоко лакал, мяукал, лежал, дремал, спал.

    Ушами слышал, слушал или глотал?

    «Развиваем грамматический строй речи»

    Усвоение глаголов прошедшего времени.

    Что ты делал(а) в детском саду?

    Рисовал(а), играл(а), читал(а), книжку листал(а), другу помогал(а), посуду расставлял(а), завтракал(а), обедал(а), ужинал(а), стол вытирал(а), на улице гулял(а), грядку копал(а), постель расстилал(а), заправлял(а).

    Я нарисовала, а ты что сделал? Овал нарисовал, книгу прочитал, на улице поиграл, погулял и т. д.

    Подскажи нужное слово.

    На лошадке я ... (скакал ),

    Да свалился и... (упал ).

    Я не плакал, не... (кричал ),

    А поднялся и сказал:

    Ал-ал-ал,

    На лошадке я скакал.

    Автоматизация звука (л] в словах со звукосочетаниями ол, ёл, ел

    Произнеси слова правильно

    Вол, пол, кол, волк, полк, солонка, колонка, соломка, елка, стол, полка, челка, пчелка, футбол, гол (вратарь и мяч в воротах), щегол, ствол, укол, чехол, осел, козел, котел, белка, мел, мелки, дятел, узел, пепел, перепел, метелка (трава и метелка для уборки), дело.

    Задания

    «Одно слово - много значений». Молния - застежка, молния - мгновенный искровой разряд в воздухе скопившегося атмосферного электричества, иголка - швейная принадлежность, иголка на ветке елки, иголка у ежа.

    Назови картинки.

    Знаешь ли ты эти слова? Что такое молния? Ствол? Метелка? Щегол?

    «Развиваем фонематическое восприятие»

    Назови предметы. Какой одинаковый звук слышится в названных предметах?

    Определение позиции звука. В названиях каких предметов звук слышится в начале слова? В каких словах звук услышали в конце слова? Назови слова, в которых звук стоит в середине слова.

    Дополни к словам вол, пол звук [к]. Назови новые слова. (Вол - волк. Пол - полк. ) Замени первый звук в слове пол звуком [к]. (Кол. ) Замени первый звук в слове кол звуком [г]. (Гол.)

    Повтори слова. Колол, полол. Кол, колкий, колун. Долг, долго, долгий.

    Измени слова. Добавь к слову пол слог ка. (Пол - полка ). Как превратить слово полка в слово палка ? Слово палка в слово галка ? (Полка - палка - галка. )

    Замени в слове стол гласный [о] на звук [а]. (Стал. )

    Я скажу слог ще, а ты гол. Какое слово получилось? (Щегол. )

    «Слово в слове». Какие коротенькие слова есть в словах укол, колонка, ствол, полка ?

    Лесенка из слов:

    ел

    мел

    стол

    пенал

    сервал

    Собери в слова «рассыпанные» звуки: [в], [л], [к], [о] (волк ); [а], [п], [л], [о], [к] (полка ).

    Собери слоги в слово: и-ка-гол (иголка ), со-ка-лом (соломка ).

    Составь слово из букв: в, л, к, о (волк ); с, т, л, о (стол ).

    Автоматизация звука [л] в словах со звукосочетаниями ул, ил

    Произнеси слова правильно

    Аул, булка, вулкан, чулки, мускул, стул, голубь, ил, вилка, пилка, поилка, косилка, носилки, молотилка.

    Лазил, ходил, носил, косил, гладил, колотил, просил, вил, лил, пил, молотил.

    Задания

    «Развиваем память»

    Послушай, запомни и повтори слова. В каких словах звук [л] слышится в конце слова? В каких словах звук [л] слышим в середине слова?

    «Развиваем фонематическое восприятие»

    Добавь к слову ил звук [п]. Какое слово получилось? (Пил. ) Дополни к слову пил слог ка. Какое слово получилось?

    Замени первый звук в словах. Пил - бил - мил - вил.

    Замени в слове палка звук [а] на звук [и]. (Пилка. ) Как превратить слово пилка в слово полка ?

    Замени гласный звук в середине слова. Мел - мал - мял - мил - мол - мел - мул.

    Собери «рассыпанные» звуки [б], [у], [к], [л], [л] в слово. (Булка. )

    Собери «рассыпанные» буквы с, т, у, л в слово.

    Угадай слово. В нем первый звук [б], а последний - [й]; первый звук [г], последний - [б"].

    Выполнение действий по инструкции. Что ты сделал? (Прыгнул, перепрыгнул, подпрыгнул, шагнул, перешагнул. )

    Ответь на вопрос «Что сделал?». Ветер... (дунул, подул ), ветку... (согнул ), медведь на зиму... (уснул ), а весной... (проснулся, зевнул, потянулся, облизнулся. )

    Дополни слово. Волк в лесу... (жил ), он громко... (выл ).

    Слава чай... (налил, остудил, выпил ), чашку... (поставил ).

    Володя в магазин... (ходил, сходил ), торт... (купил ), гостей... (пригласил ), тортом... (угостил ), чаем... (напоил ).

    На стул... (сел ), пирог... (съел ), песенку... (запел ), в окошко... (посмотрел ), кошку... (увидел ), громко... (засвистел ).

    Скажи правильно. Брюки... (надел ), сестренку... (одел ). Рубашку... (надел ), братика... (одел ).

    Снег... (таял, растаял ). Дедушка семена... (посеял ), а муку... (просеял ).

    Какое слово заблудилось? Пес залаял, лаял, смеялся, потерялся.

    Подскажи слово в чистоговорке.

    Ул-ул-ул, мы купили новый... (стул ).

    Улом-улом-улом, не бегайте со... (стулом ).

    Кан-кан-кан, извергается... (вулкан ).

    Слова со звукосочетаниями ыл

    Мыло, бутылка, бутылконос, плыл, мыл, выл, жил,

    Слова со слогом ял

    Дополни слова. Снег... (таял, растаял ). Дедушка семена... (посеял ), муку... (просеял ). Стол... (стоял ).

    Какое слово заблудилось? Снег залаял, пес растаял. Платочек смеялся, Павел потерялся.

    Автоматизация звука [л] в словах со слогом ла

    Произнеси слова правильно

    Лак, лань, ларь, лаз, лад, лава, лапа, лавр, лама, лампа, ласка, лапта, лапша, лапка, лайка, ладонь - ладошка, ладушки, ларек, ласты, ландыш, лавина, лангуст, лакомка, ласточка, лампочка.

    Пила, юла, зола, пиала, скала, пчела, свекла, акула, школа, метла, камбала, смола, шкала, пастила.

    Булавка, платок, палатка, заплатка, балалайка, кулак, кулан, чулан.

    Задания

    «Развиваем память».

    Повтори, не ошибись! Пила, юла, зола, смола. Какое слово появилось? Пила, пчела, юла, зола, смола.

    Назови только животных.

    Назови похожие слова. Палатка - заплатка, кулан - чулан.

    «Развиваем грамматический строй речи».

    Ответь на вопросы.

    Кто что делает? Кошка... (лакает, ласкается, лазает, лакомится ).

    Что сделала Лана? (Пришла, зашла, вышла, ушла, подошла, купила. )

    Что делала Мила? (Сидела, ела, пила, играла, писала, читала, шла, несла, умывалась, одевалась. )

    Как Алла помогала маме? Что делала Алла дома? Пол... (подметала, мыла ), пыль... (вытирала ), посуду... (чистила ), кастрюлю... (чистила ) и т. д.

    Что делала Мила? Мила утром... (проснулась, встала ). Постель... (заправила ). В ванную комнату... (пошла, умылась ), зубы... (почистила ), волосы... (причесала ), косички... (заплела ) и т. д.

    Что сделала Клава? Кукле платье... (сшила ), пуговицы... (пришила, застегнула ), бант... (завязала ), с куклой... (поиграла ) и т. д.

    О чем можно сказать слово ласковое ? (Солнышко. ) Сын у мамы... (ласковый ).

    Составь из двух слов имена кукол. Карие глаза - Кареглазка, голубые глаза - Голубоглазка.

    Из каких слов составлено имя Белоснежка ?

    Фонематический анализ и синтез слов лак, лань, лом. Обозначь звуки кружочками. Сколько звуков в слове лак ?

    «Разбросай» звуки слова ларь.

    Собери звуки [п"], [л], [и], [а] в слово.

    Собери слоги па-ла, па-лам в слово.

    «Слово в слове». Найди одно и то же коротенькое слово в следующих словах: камбала, балка, балкон, рыбалка. (Бал. )

    Угадай имя кукол. В ее имени есть звуки [м"], [и], [а], [л]. (Мила. ) В имени другой куклы - [л], [а], [л], [н]. (Лана. ) Имя мальчика начинается со звука [п], а кончается на [л]. (Павел. ) В имени этой куклы три слога, первый слог ла. (Лариса. )

    Придумаем имена куклам-девочкам. Лана, Мила, Бела, Алла, Лариса, Лола, Клава. Имена мальчиков - Володя, Михаил, Павел.

    Работа с буквой

    Впиши букву л . Ми...а, ба..., ...ама.

    Автоматизация звука [л] в словах со слогом ло

    Произнеси слова правильно

    Лоб, лом, лото, лоза, лотос, пилот, лодка, ложка, лопата, логово, лопух, галоши, лодырь, локоть, лось - лосиха, лосенок, колодец, колонка, болонка, кулон, чулок, калоши, молоко, болото, пилот, улов (рыба в ведерке), весло, потолок, молоток, стекло, зеркало, сверло, мыло, дело, одеяло, холодно, золото.

    Задания

    «Развиваем слуховую память».

    Повтори, не ошибись! Послушай и повтори слова. Голод, холод, колос, голос, волос.

    «Развиваем грамматический строй речи».

    Ответь на вопрос. Зимой тепло или холодно?

    «Семья слов».

    Лодка - лодочка - лодочник - лодочный.

    Лось - лоси - лосиха - лосята - лосенок.

    Холод - холодно - холодная - холодный - холодает.

    Скажи ласково. Лоб - (лобик ), лом - (ломик ), лодка - (лодочка ), лошадь - (лошадка ), ложка - (ложечка ), локоть - (локоток ), лопарь - (лопаренок ).

    Слова-«неприятели». Холодно - тепло, темно - светло, поднялось - опустилось. В каких словах есть слог ло ?

    Фонематический анализ и синтез

    Какой звук исчез из слова? Ломтик - ломик.

    Измени слова, заменяя звук. Лом - лоб - лор - лось - ложь. Ломик - домик, лобик - Бобик.

    Подбери слова-рифмы. Голод - (холод ), колос - (голос ), голос - (волос ), потолок - (уголок, молоток )

    «Учимся размышлять».

    Назови лишнее слово. Лодка, весло, улов, лодочник, болото. Объясни, почему слово болото не подходит к этой группе слов?

    Работа с буквой.

    Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами.

    4 2 1 3 2 1 4 3

    н л с о о л и с (Слон. Лоси ?)

    Автоматизация звука [л] в словах со слогом лу

    Произнеси слова правильно

    Луг, лук, луч, Луша, лужа, луна, лучик, лучистый, луноход, лужайка, лукошко, луковица (овощ), луковица (элемент архитектуры), луковка, валуй, белуга, белуха, тулуп, голубцы, палуба, шалун, луна-рыба, лунатик, лунный.

    Задания

    «Развиваем фонематические представления».

    Слова-перевертыши. Гул -луг.

    Замени звук (букву) [н] в слове луна звуком (буквой) [п]. (Лупа. ) Замени звук [п] на звук [ж]. (Лужа. )

    Звуковой анализ слов луна, лужа. Какая звуковая схема подходит к этим словам?

    Работа с буквой.

    Впиши букву л. ...ужа. (Лужа. ) Составь слова Луша, лучи из разрезной азбуки.

    Прочитай слова. Подчеркни одинаковые буквы. Лук, лужа, стул.

    Составь лесенку из слов.

    лу...к

    лу...на

    лу...нка

    лу...жица

    лу...кошко

    лу...ковица

    Раздели на слоги слова лук, луна, лужица, луковица. В каком слове один слог? Назови слово, в котором два слога. Сколько слогов в словах лужица, луковица ?

    «Развиваем грамматический строй речи».

    «Один - много». Голубь... (голуби ), валун... (валуны ), желудь... (желуди ).

    Слова-«родственники». Какое слово не подходит? Лужа, лужица, лужища, лужайка. Голубь, голубка, голубок, голубятня, голубое.

    Скажи ласково. Луг - (лужок ), лук - (лучок ), луч - (лучик ), луковица - (луковичка ), лукошко - (лукошечко ).

    Автоматизация звука [л] в словах со слогом лу

    Произнеси слова правильно

    Улыбка, колышек, вилы, лыжи, малыш, лыжня, столы, пилы, акулы, пчелы, бокалы, пеналы.

    Задания

    Повтори, не ошибись! Голый, белый, алый, теплый, спелый, смелый.

    «Развиваем грамматический строй речи».

    «Один - много». Один стол, а когда их несколько, говорят, что это... (столы ), пол - ... (полы ), пила - ... (пилы ), пенал - ... (пеналы ), пчела - ... (пчелы ), бокал - ... (бокалы ), вокзал - ... (вокзалы ), осел - ... (ослы ), козел - ... (козлы ).

    Подбери слова-«родственники». Лыжи - лыжня - лыжник - лыжница.

    «Развиваем фонематические представления».

    Замени звук в слове. Какое слово получится, если в слове полы заменить звук [о] на звук [и]? (Полы - пилы ). Замени звук [п"] на звук [в"]. (Вилы. )

    Угадай слово: в нем первый звук [а], а последний - [ы]. (Акулы. )

    Угадай слово. В слове есть звуки...

    Слог. Раздели слова стол, пила, лыжница, каникулы на слоги.


    кла, кло, клу, клы

    Произнеси слова правильно

    Клава, клад, кладовая, кладовка, кладоискатель, клавиши,класс, клоун, клубника, клык, клыкач.

    Задания

    Дополни слово лад. Лад - клад - склад. Клади, кладовка.

    Найди 8 отличий. 4 клоуна в разных колпаках, блузонах, калошах. У каждого из них факел в одной руке, голубь в другой.

    Произнесение слогов кла, кло, клу, клы с разной интонацией от имени клоунов: клоун Павел - грустно, клоун Данил - весело, клоун Володя - удивленно, клоун Слава - испуганно.

    Слова со слогами пла, пло, плу, плы, бло, блу

    Произнеси слова и словосочетания правильно

    Плащ, платок, платочек, плавки, плафон, планета, пластинки, пластилин, платформа, пловец, плакат, плов, плот, плотина, плотва, плошка, плуг.

    Пластмассовый плафон.

    Пластмассовая пластинка, плошка.

    Пластмассовые пластинки.

    Пластмассовое кресло.

    Блузка, блузон, блузочка, каблук, блокнот, бланк, блок, благодарность, благодарить, блондин, блондинка.

    Слова со слогами гла, гло, глу, глы

    Произнеси слова правильно

    Глаза, глазок, глазастый, глазки, глазенки, глазоньки, глазищи, глазированный, глазурь, гладь, гладильная, гладильщица, глаженый, глазунья, гладкий, гладить.

    Глобус, глубь, глушь, глухарь, глубина, глубоко, глубокий, глупыш.

    Глыба, углы.

    Слова со слогами фла, фло, флу

    Произнеси слова правильно

    Флаг, флажок, флакон, фламинго, фланель, флот, флотский, флора, фломастер, флоксы.

    Слова со слогами вла, хло

    Произнеси слова правильно

    Влага, влажный, владение, властелин, хлопушка, хлопать, хлопок.

    Слова со слогами зла, зло, злу, злы

    Родственные слова. Знаешь ли ты, что означают слова зло, злоба, злодей, злодейка, злодейство, злобный, злоречивый ? Хороший человек не может быть... (злобным, злоречивым, злым ).

    Что означает слово злаки ?

    Из каких двух слов состоят слова златоглазик, Златовласка, златогривый, златокудрый, златоглавый ? О ком можно сказать златогривый ?

    Автоматизация звука [л] в словах со слогами сла , сло, слу, слы

    Произнеси слова правильно

    Слава, сластена, сладости, слойка, сладкий, славный, слоеный, слышать, слушать.

    Задания

    «Предметы на шарах». Назови картинки. В названиях каких предметов звук [л] слышится в начале слова? Соедини эти шары красной ниточкой.

    Назови предметы, в названии которых звук [л] произносим в конце слова. Соедини шары синей ниточкой.

    В названиях каких предметов звук [л] звучит в конце слова? Соедини шары зеленой ниточкой.

    Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.

    Звук л произносится длительно и только при неподвижном языке. Когда язык отрывается от альвеол, получается гласный звук.

    Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .

    Ла - ло - лу - лы
    Ло - лу - ла - лы
    Лу - лы - лы - ло

    лы - лу - ло - ла
    ла - лы - лу - ло
    лы - ла - ло - лу

    ал - ол - ул - ыл
    ял - ёл - юл - ил - ел
    ал - ял - ол - ёл

    Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

    Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

    Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.

    Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.

    Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.

    Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.

    Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.

    Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.

    Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.

    Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.

    Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

    "Трудные" слова с двумя звуками л :
    лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.

    Слова со стечением согласных:
    благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.

    Мила ела салат.
    Луша взяла лопатку.
    Ласточка свила гнездо.
    Мама сделала молочную лапшу.
    Мила вымыла ладони.
    Около палаток лопухи и полынь.
    Наступила зима.
    Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
    Мила видела слона.
    Слава идет в кладовую за веслами.
    В глубоком колодце вода холодная.
    В лавке спелые и сладкие яблоки.
    Володя - смелый пловец и не боится глубины.
    Клава надела на голову белый платок.

    Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.

    Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
    Володя и Слава плывут на (лодке).
    Клава мыла ладони (мылом).
    Собака унесла в чулан (куклу).
    Володя поехал на (велосипеде).
    Михаил смотрел на (глобус).
    Павел ловил (голубя).
    Павел сел за (стол).

    Дядя Михаил коня напоил.
    Дедушка Нил поймал рой пчел.
    Павел поймал галку.
    Брат уехал на футбол.
    Вова поставил бутылку на полку.
    Папа купил елку.
    Стул упал на пол, и я испугался.
    На елке Павел увидел белку.
    Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
    Дядя Нил повязал галстук и вышел.
    Отец поехал на вокзал.

    Во дворе лаял пес.
    По реке плыл плот.
    Котенок лакал молоко.
    Павел пригладил волосы.
    Нил получил письмо от Михаила.
    Нил сам выгладил полотенце и платки.
    Я нашел и положил в банку много червей.
    Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
    Солдат доложил, что выполнил задание.
    Петя сломал, а потом наладил велосипед.
    Володя забыл, куда положил пенал.
    Во дворе полаял и замолк пес.
    Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
    Кол около стола, стол около кола.
    Вот веселый колобок покатился, как клубок.

    Белое одеяло землю одевало.
    Солнце напекло, одеяло потекло.
    (Снег)

    Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
    шапку с головы сорвал и… удрал.
    (Ветер)

    Кукла Мила.

    Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.

    Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.

    Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

    Выучи наизусть стихотворения.

    Зима.
    Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
    Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!

    Солдатик.
    Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
    Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
    И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
    Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)

    Елка.
    Елка плакала сначала от домашнего тепла.
    Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)

    Белый цвет.
    Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
    А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)

    Заяц белый.
    Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
    Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.