Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Разъяснения по фрагменту евангелия, где христос осуждает на погибель бесплодную смоковницу. Почему Иисус проклял смоковницу? Проклятие господом бесплодной смоковницы

    Разъяснения по фрагменту евангелия, где христос осуждает на погибель бесплодную смоковницу. Почему Иисус проклял смоковницу? Проклятие господом бесплодной смоковницы

    Бесплодная смоковница

    В первый день Страстной Седмицы Церковь вспоминает грозное символическое событие, усекновение Христом бесплодной смоковницы. Эти краткие строки потрясают душу, ведь они говорят не о бесконечном милосердии, а о требовательности Спасителя к Своему созданию. Давайте вспомним эту историю.

    17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
    18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
    19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
    20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
    21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что [сделано] со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, - будет;
    22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

    Зачем Богу плод?

    Многих смущает эта история, но сути она о том, что Господу нужен от нас плод. Какого же плода требует от нас Спаситель? Чем мы можем ответить Ему, содержащему небо и землю, в тот момент, когда Он алчет? И зачем всемогущему Создателю человеческие труды и старания? Мне видится, что в этих кратких строках Евангелия – свидетельство о том, что Господь ждет нашего активного сотрудничества, сотворчества. Он ищет в нас осознания ответственности за себя и за наших ближних, ответственности за отношения с Ним. Этот евангельский сюжет призывает нас, наконец, обратиться к Богу и сделать несколько шагов как человек духовный. Наконец начать не формально исполнять предписания, а жить верой, говорить с Богом, делать дела милосердия.

    Притча о Страшном суде

    Рассказ о смоковнице пересекается с отрывком Евангелия от Матфея 25:31-46, который вспоминается во вторник Страстной седмицы: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

    Высокое достоинство человека

    История со смоковницей и притча о Страшном Суде не свидетельствуют о жестокости Божьей, они говорят о высоком достоинстве человека у Бога. Мы видим что Бог не хочет видеть человека в животном состоянии эволюционного выживания, но решительно требует стать новой тварью во Христе. Бог говорит, что в нас заложены Им такие силы и способности, что мы можем горы передвигать, если будем верить хоть немного.

    У Бога нет рук, кроме наших

    В настоящее время расхожей стала фраза: «У Бога нет других рук, кроме твоих». Конечно, с богословской точки зрения, мы не можем утверждать, что это универсальный принцип, характеризующий Всемогущего Создателя. Мне кажется, такую фразу бывает полезно сказать самому себе, вспоминая о смоковнице и об алчущем Иисусе. Усекновение зеленеющего, но бесплодного дерева, вопиет о важности усилий, предпринимаемых для Господа. В преддверии крестной смерти и воскресения Спасителя, предпримем хоть малое дело милосердия и благотворительности, напитаем алчущего Христа.

    Страстная седмица - главная неделя года в жизни каждого христианина. В эти дни необходимо по возможности отложить все дела, вообще забыть о себе, о своих заботах и проблемах, мелких и пошлых по сравнению тем, что более двух тысяч лет назад совершалось в Палестине.

    Тогда, по словам митрополита Антония Сурожского, «думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, - и на нас найдет покой. И когда ночью мы услышим весть о Воскресении, тогда мы тоже сможем вдруг ожить от этого страшного оцепенения, от этой страшной смерти Христовой, умирания Христова, которому мы хоть сколько-то приобщимся в течение страстных дней». Каждый день этой недели по-своему важен.

    В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих отрекшийся от Христа Израильский народ и всякого человека, не приносящего добрых плодов своей жизни; а также пророчества Спасителя о Своих грядущих страданиях. К этому присоединяется воспоминание о ветхозаветном Иосифе, как прообразе Христа в Его страданиях и дальнейшей победе.

    В Евангелиях рассказывается о том, что после торжественного входа в Иерусалим, в тот же день Иисус удалился из города в Вифанию и провел там ночь. Возвращаясь утром в Иерусалим, Христос захотел есть. Он подошел к смоковнице (т.е. инжирному дереву), но не нашел на ней плодов. Евангелист Марк объясняет это тем, что еще не время было собирания смокв (Мк. 11, 13). И тогда Спаситель сказал смоковнице: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла (Мф. 21, 19). Некоторые читатели могут удивиться кажущейся несправедливости Господа: как это так Он наказал ни в чем не повинное дерево, хотя оно по всем законам природы просто не могло тогда принести плодов. Это недоумение, по крайней мере, странно: речь ведь идет всего лишь о дикорастущем дереве, а применять в отношении бездушных предметов категории справедливости абсурдно. Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Ин. 19, 55-56). Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями.

    Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. «Наказания иссохшей за бесплодие смоковницы убоявшись, братья, принесем достойные плоды покаяния Христу, подающему нам великую милость», - молится Церковь в этот день.

    Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? - спросил Иисус у старейшин и первосвященников. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21, 41). По святоотеческому толкованию, виноградник в этой притче означает народ израильский, которого Господь призвал хранить истинную веру в Единого Бога среди мрака язычества и от которого ждал духовных плодов. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте (Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 38), - скажет Спаситель) и разрушении (не останется здесь камня на камне ), которые останутся в душе после этого «богоубийства», и предупреждает эта притча. Каждым грехом мы вновь распинаем Христа - один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить.

    В этот же день Церковь вспоминает и ветхозаветного . За свою чистоту жизни он претерпел множество страданий: был продан братьями, оклеветан женой египетского царедворца и был заключен в темницу. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Своего угодника. В конце концов, уже Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти. В этом он стал прообразом Христа, много пострадавшего от людей и распятого ими, но победившего смерть своим воскресением и, тем самым, даровавшего спасение человеческому роду.

    Смоковница символизировала ветхозаветный Израиль, который расцветал ревностным исполнением обрядового закона, но забыл «важнейшее в законе: суд, милость и веру » (Матф.23:23) и поэтому остался бесплоден. Страшен приговор Владыки мира: «да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла » (Матф.21:19).

    Но эта история не только про них, но и про нас. Как нам избежать проклятия бессмысленности и отверженности? Как сделать жизнь свою плодоносной и наполненной? Как не только делать вид благочестия, а и в самом деле стремиться и быть благочестивыми? Как принести хоть малый плод?

    С Божьей помощью напомним себе, дорогие братья и сестры, отрывок из евангельского зачала, который читается на утрене Великого Понедельника:

    «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите…» (Мф. 21:18–22).

    Почему Церковь изо всего обширного текста Святого Евангелия избирает именно тему проклятия бесплодной смоковницы для Великого Понедельника Страстной Седмицы – этого Великого поста в Великом посте, еще более серьезном углублении в пост – в последние дни земной жизни Христа?

    Господь предупреждает нас о том, чтобы мы – наши души и сердца – не стали подобны бесплодной смоковнице. Это живое дерево с зелеными листьями. Но на нем нет плодов. И после внимательного рассмотрения Богом ее жизнедеятельности в мире оно подвергается проклятию. Потому что в сущности оно живет и растет зря, на нем нет плодов. Оно бесполезно и мертво.

    Точно таким же может быть и человек: очень красивым и сильным, популярным, обладать деньгами и властью, но не иметь в себе плода духовной жизни – молитвы, поста, покаяния, участия в Таинствах Церковных и вообще в богослужениях, творения добрых дел милосердия, жертвенной служащей Богу и другим людям любви. Этой бесплодной смоковницей может оказаться каждым из нас.

    Господь, точно так же, как и в случае с этим южным деревом, алчет, т. е. хочет есть в превосходной сильной степени. Он алчет от нас любви, богообщения, богосыновства. Он ждет от нас милосердия и добра. И внимательно рассматривает нашу жизнь, каждый ее случай, подобно тому, как Господь наш Иисус Христос внимательно рассматривал веточки смоковницы. Зачем рассматривал? Чтобы пощадить. Чтобы найти хотя бы плод. Но не находит. И происходит проклятие. И смерть живого существа.

    Что значит это проклятие? Бог не увидел в смоковнице или в душе Своего подобия – исполнения заповедей Господних, любви прощающей, добра и милосердия . Он не нашел возможности поселиться в таком человеке, соделать его обиталищем Святого Духа. Ибо человек сам отвёрг Его. Не захотел соединиться с Ним.

    И для такого человека наступает духовная смерть прежде всего из-за порабощения бессмертной человеческой души материальным (как писали афонские монахи в одном из своих писем, «рога выглядывают из карманов и кошелька»). Ведь жизнь – это Бог. Он – единственный источник жизни во Вселенной. Но такой человек добровольно отверг Его. И тем самым умер. Обрек сам себя на медленное увядание.

    Потому наша задача научиться с Божьей помощью не брать пример с бесплодной смоковницы, а обратиться к притче о другом евангельском дереве: «Иную притчу предложил Он им, говоря: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:3, 32).

    Таинство Крещения – это зерно горчичное, посеянное в нас Господом . А потом действуют обычные законы агрономии.

    Будем ли мы поливать это зерно горчичное живительной влагой молитвы? Удобрим ли мы землю вокруг еще нежного и маленького росточка добрыми делами? Подтолкнем ли мы его к росту Таинствами Покаяния и Причащения Тела и Крови Христовых, участием в иных Таинствах и богослужениях, дадим ли мы этому росточку вдоволь напитаться Солнцем-Христом или посадим его в темный подвал рабства страстям?

    Если мы будем прилежно и старательно заниматься духовной «агрономией», то тогда, по слову самого Господа, мы смеем надеяться, что росточек вырастет в мощное и сильное плодоносное дерево. И в нем будут укрываться птицы небесные, как то Светлый Голубь Святого Духа и Ангелы крылатые…

    Смоковница – пример жизни для себя и в свое удовольствие, и потому эта жизнь обращается в увядание и смерть. Горчичное дерево – пример роста вверх – к Господу, и потому это вечная жизнь.

    К какому дереву себя причислить, выбирать нам, пока Бог, словно внимательный и добрый садовник, ходит меж нас и внимательно-внимательно смотрит на древо жизни каждого из нас…
    «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем » (Гал.6:10), и да поможет нам Бог не засохнуть!

    1. "Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев; ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И... Петр говорит ему: Равви! посмотри, смоковница, которую ты проклял, засохла" (Мк 11:12-14,21).

      За что проклинает Иисус смоковницу?
      Чего он ждал от нее - ведь, как рассказывает другой евангелист, Марк (11:13), "еще не время было собирания смокв" ?

    2. Может быть, Он ждал того, что было обещано мудрецами - свежий плод "во всякое время"? Возможно, Иисус, проклиная дерево, отказавшееся плодоносить в соответствии со словами мудрецов, проклинает старую иудейскую мудрость, символом которой оно является. Проклинает за то, что эта мудрость не сдержала своего обещания, за то, что действительность не соответствует ей.
    3. "Проклятие смоковницы Господь изрек в присутствии одних учеников, и только ученики были свидетелями ее засыхания. Изгнание торгующих из храма было совершенно явно, его наблюдали члены Синедриона и вожди духовной жизни иудейского народа. И тем не менее, оба события связаны не только внешне, но и внутренне. Мы должны понимать их, как символические акты, иначе говоря, как притчи в действии. И именно проклятие смоковницы, совершенное в присутствии одних учеников, дает ключ к такому пониманию обоих событий. Символические акты нам известны из Ветхого Завета. Так, по повелению Господню, Иеремия, пред лицом народа, возлагал себе на выю узы и ярмо и посылал такие же к царям других народов, в знак того, что все они будут служить Навуходоносору, царю Вавилонскому (Иер. 27:1 и слл.), а Иезекииль ставил перед собою кирпич, который должен был изображать Иерусалим, и вел против него осаду (Иез. 4:1 и слл.). Он же, по слову Господню, снаряжался в путь перед лицом Израиля, делал отверстие в стене, выносил через него свой скарб, и тем говорил народу, что его ожидает переселение и плен (Иез. 12:1 и слл.).

      Можно привести и много других примеров. Каждый представляет собою притчу в действии. В таком смысле - и только в таком смысле - надо понимать и проклятие смоковницы. В подробном повествовании Мк. сохранена подробность, опущенная в Мф.: “Еще не время было собирания смокв” (Мк. 11:13). Эта подробность сообщала бы проклятию смоковницы, если бы мы стали понимать его буквально, оттенок искусительного произвола: Господь иссушил смоковницу за отсутствие смокв, которых она и не могла еще иметь. На самом деле эта подробность подсказывает правильное понимание. Соблазн устраняется, если мы толкуем проклятие смоковницы, как символический акт. Смоковница еще в Ветхом Завете была образом Израиля. Поступая по примеру древних пророков, Господь, в образе смоковницы, произнес суд над современным Ему Израилем, не приносящим плода. Он шел из Вифании в Иерусалим, и, когда Он проклинал смоковницу - может быть, на горе Елеонской, возвышающейся над Иерусалимом, - взоры Его и учеников были устремлены на святой город, расстилавшийся перед ними. Проклятие смоковницы проливает свет и на очищение храма. Господь совершил его, как власть имущий, с полною точностью, как Мессия.

      Но мог ли Он рассчитывать положить конец злоупотреблению? Очищение храма было обличение и свидетельство. Не больше. Как таковое, оно тоже получает символическое значение, и понимать его надо в связи с проклятием смоковницы. Означает ли проклятие современного Израиля его уничтожение? Иссыхание смоковницы оправдывало бы такое толкование. Но, пришедши в храм, Господь не разрушил его, а только очистил. Он прямо назвал его, словами Писания (Ис. 56:7), домом молитвы для всех народов (Мк. 11:17а, ср. Мф. 21:13а, Лк. 19:46а) и даже домом Отца Своего (Ин. 2:16). Только вожди современного иудейства сделали его вертепом разбойников (Мк. 11:17в, Мф. 21:13в, Лк. 19:46в). В сознании учеников, очевидно, правильно понявших мысль Учителя, очищение храма, в его символическом значении, вносило корректив в тот урок, который вытекал из проклятия смоковницы. Осуждение современного иудейства оставляло незыблемым сокровище Ветхого Завета, в его значении основания и для Нового Завета" - из книги Владыки Кассиана (Безобразова) "Христос и первое христианское поколение".

      Последнее редактирование модератором: 2 фев 2010

    4. Когда Христос подходил с учениками к Иерусалиму, то «взалкал. И, увидев при дороге одну смоковницу, подошёл к ней и, ничего не найдя, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.» (Мф. 21,18-19). Почему Господь, учивший учеников своих прощать, в данном случае вынес столь суровый приговор? Недоумение ещё более усиливается, когда мы у Марка узнаём, что «ещё не время было собирания смокв» (Мк. 11,13). За что же проклинать, если смоковница принести плоды не могла? Или всё же плоды могли быть?
      Некоторую ясность в этот вопрос может внести другой отрывок из Евангелий: «... ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принёс Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что ещё четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.» (Ин. 4,31-35).
      Сопоставление этих двух отрывков порождает следующие варианты ответа. Первый - Господь, проклиная смоковницу, исполнил волю Отца, и тем самым, утолил всё же Свой «голод». Другой вариант - существует два различных взгляда на одно и то же событие: человеческий и божественный. Глядя на нивы, ученики думали, что самое время сеять, а Господь сказал, что уже наступило время жатвы. Конечно, речь здесь идёт не о простой ниве и не о простой жатве. Буквально понять этот отрывок невозможно. Другое дело, если мы вспомним, что «семя есть слово Божие» (Лк. 8,11). Тогда спутать время сеяния и жатвы нам людям действительно не трудно. Глядя на разорённые храмы, на распространённость многочисленных суеверий, нам кажется, что сейчас самое время сеять - нести другим людям те знания о Боге, которые имеем мы сами. А Господь может сказать: нет, главное для вас сейчас не распространять среди других то, что вы уже знаете и считаете, что уже понимаете. Это дело сеятелей. Жатва же - это понимание и исполнение. Поэтому совершить жатву, т.е. понять то, что сделано (посеяно) другими людьми и что сказано нам в Писаниях Богом нам ещё только предстоит.
      Глядя на нивы, ученики, подобно смоковнице, считали, что до жатвы ещё далеко, для них ещё не время было собирания урожая. А Иисус утверждает иное - время жатвы уже наступило. Также и смоковница должна была принести плоды вовремя, т.е. приурочить их появление к тому времени, когда Господь приближается к ней и ищет плода. Однако, она не узнала «времени посещения» своего (Лк.19,44) и, подобно Иерусалиму, оказалась проклята.
      (http://www.igumen.ru/index.php3?id=60)
    5. Почему Иисус проклял смоковницу?
      А вы задайте себе вопрос – в чём здесь мудрость? С чем уподобим смоковницу.
      Я уподобил смоковницу с молодо девицею, красивою и нарядною, приученной жить только для себя. Придите к ней; она корочки хлеба не даст, кружки воды не предложит. Какой потомство вырастит у неё, и будет иметь она высокого звания – матери. И когда придет власть человека, сыновей Божиих из рода человеческого, их ждёт проклятие и отвержение во внешнее где будет плач и скрежет зубов.
      А ещё уподоблю смоковницу с женою наделённую Богом красотою и имеющей достатка, но не думая о муже и детей ибо она занята своими прелестями. И она оставила свои главное для чего её создал Бог, быть женою и матерю, быть кормилицей и хранительницей очага семейного, у которой в очаге всегда должно что–то быть.
      Ещё уподоблю смоковницу с миром богатых и пресыщенных, которые питаются соками мира сего, сами пребывают в пышностях; вам же не дадут и для нищенской жизни.

      Р.Б. Георгий

    6. Как объяснить это 8 летнему ребенку. И еще вопрос от дочери при чтении о смоковнице, почему Иисус проклинает дерево, ведь говорить проклятия грех?
    7. Лопухин:

      Господь знал, что плодов на дереве нет, но эта смоковница, против естественного порядка (в начале Апреля, когда Господь проходил мимо смоковницы, на ней - и вообще на смоковницах - не бывает еще листвы), была украшена листьями. Вот это обстоятельство и подало повод Господу дать вразумление ученикам о подобном же обмане, какой представлял из себя тогдашний Иерусалим и величественное храмовое богослужение, которое только что накануне было предметом внимательного наблюдения Господа. Иерусалим и храм - как бы хочет сказать евангелист - не принесли желанных Христу добрых плодов: для этого еще не наступило время. Со временем и иудейство должно было принести плод веры. Теперь же ему предстояло испить чашу гнева Божия и подвергнуться грозному проклятию Божию (ср. Мф XXIII, 28). - И ученики слышали, т.е. вникали в смысл слов Христовых, который не мог быть для них непонятен после притчи о смоковнице, под которою Господь еще раньше изобразил им печальную судьбу иудейства (Лк XIII, 6-9).

    8. Ну, если восьмилетний ребенок поймет, тогда он богослов с пеленок.
    9. Мир Вам. Не передёргивайте Словами Иисуса Христа. Такое заключени на Его слова дал человек, а людям свойственно ошибаться. И за свои слова, человек сам и ответит. Странно только слышать, от рабы Божьей, что Бог должен давать нам отчёт в своих делах, или словах, не требуя от нас отчёта, за наши дела и слова, и давая нам время на покаяние и исправление своей жизни. Раб не знает, что делает Господин его. Вы рабы греха своего. Это тоже Слова Христа. Храни Вас Бог.

      ___________________________________________
      Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

    10. Вы знаете, даже в мыслях не было "передергивать слова Иисуса". Но спасибо за ваш ответ. Сейчас Евангелие читаем вместе с дочерью, не спеша, по главе в день и все равно возникает много вопросов от ребенка, часть ответов находим на православных сайтах, а часть остается открытыми. Вы уж извините, но теперь как-то и не ловко вопросы задавать.
    11. Есть на Евангелия толкования, к примеру Иоанна Златоустого или других отцов, (можно найти в нете), и чтение Евангелия будет более понятным.
    12. Мир Вам. Простите меня грешного, забыл каким был сам, простите, и рад за Вас, что читаете Евангелие не спеша. Просите у Господа помощи в понимании смысла написанных Им Слов. Размышляйте над ними. А спрашивать не бойтесь, страх не от Бога, но не принимайте советы или ответы людей за Истину. Истину ищите в Евангелии,
      только там Слово Божие. Проси"те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
      Да поможет Вам Бог. Хотел бы Вам написать некоторые афоризмы Сони Шаталиной, у неё аутизм, но.читая её некоторые стихи и афоризмы, мне казалось, она здорова, а я болен, но не принимайте мои рассуждения за Истину. Спаси Вас Бог.

      Мне почему то очень надо
      Стекло бордовое заката
      В оранжевое утро превратить.

      Своею радостью окрасить
      Дома, заборы,
      Плачем и слезами
      Омыть все окна и дороги.
      Весь мусор жизни
      Мощным током крови
      Снести и в своем сердце сжечь.

      И это все не жертва, нет,
      А просто помощь заблудившемуся миру.

      ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет
      – мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет
      ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет
      МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет
      – смелость ума оформлять словами образы. 8 лет
      – то, что отличает мир от хаоса. 8 лет
      СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет
      СТРАХ – возбудитель трусости
      – тормоз на пути к действию
      ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет

      __________________________________________________________
      Итак по плодам их узна"ете их.

    13. Вы знаете, даже в мыслях не было "передергивать слова Иисуса". Но спасибо за ваш ответ. Сейчас Евангелие читаем вместе с дочерью, не спеша, по главе в день и все равно возникает много вопросов от ребенка, часть ответов находим на православных сайтах, а часть остается открытыми. Вы уж извините, но теперь как-то и не ловко вопросы задавать.

      Нажмите, чтобы раскрыть...


      Вы такая молодец, замечательная мама. :ax:
      Спрашивайте дальше и не обращайте внимания на колкости, со всеми бывает. Игорь писал о том, что всё равно останется масса вопросов, Библию всю жизнь изучают.
    14. Просите у Господа помощи в понимании смысла написанных Им Слов. Размышляйте над ними. А спрашивать не бойтесь, страх не от Бога, но не принимайте советы или ответы людей за Истину. Истину ищите в Евангелии,
      только там Слово Божие. Проси"те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
      Да поможет Вам Бог..

      Нажмите, чтобы раскрыть...

      Не проще войти туда, где уже открыто, найдено, получено? Ведь многие сами стучали, сами искали и не видели открытых ворот. Все читают одно Евангелие, но у каждого и разное понимание оного, потому множество сект, которые до сих пор стучат и ищут и найти не могут, хотя уверены что нашли. Потому хорошо читать Евангелие, размышлять над ним, и свои выводы сверять с толкованиями св. отцев, и их толкования брать за основу, даже если они противоречат нашим логичным (на наш взгляд).

    Свт. Иоанн Златоуст

    Свт. Кирилл Иерусалимский

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Тогда, как согрешили (Прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницею. Ибо намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу, не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: «да николиже от тебе плода кто вкусит» (Мк. 11, 14) . Осуждение миновало, и так как Прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, ужели не знал того Иисус? Впрочем зная о сем, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях.

    Поучения огласительные. Поучение 13.

    Свт. Иннокентий (Борисов)

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    В мыслях Богочеловека поступок Его со смоковницей мог образоваться, так сказать, сам собой. Теперь, при возвращении в Иерусалим бесплодный, как и вчера, при входе в него, господствующим помыслом в душе Иисуса Христа явно была мысль о нравственном бесплодии и душевном ожесточении Своих соотечественников – о том, как мало разумеют они время посещения Божественного, как худо соответствуют любви Божьей, явившейся им в лице Единородного Сына Своего! Те самые, от кого надлежало бы ожидать беспристрастия, готовности ко всему полезному, любви к истине и религии, – первосвященники и книжники – оказались низкими человекоугодниками, бесчестными самолюбцами. Нигде нет плодов истинной веры и любви, а между тем все покрыто листьями: везде видна внешняя набожность, все рассуждают о законе, вопиют против порока. В таких печальных мыслях представляется дерево, по виду обещающее весьма много плодов. «Ужели и ты, подобно синагоге, носишь одну личину, обманываешь других?» Приходят к дереву и находят его совершенно бесплодным. «По крайней мере, ты послужишь уроком для других; Я покажу на тебе, как худо лицемерие (против лицемеров Господь всегда восставал с особенной силой): отселе да не будет от тебя плода во век!»

    Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

    Прп. Антоний Великий

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Вопрос . Чего ради Господь иссушил и проклял смоковницу, что она не будет иметь плода вовеки? Ведь это не лишено какого-то разумного смысла?

    Ответ . Господь не просто так проклял и иссушил растение. Он желал наставить тем самым богоборный народ иудеев, что может и поступать властно, но, как благой, Он этого не желает. Ни разу не видели Его гневающимся, и мыслили, что Он благодетель, помогающий ненасильно: но на примере бездушной вещи Он попирает собор безбожников, показав, что и властвовать Он может. Но Он скорее терпит, поскольку иссушает лишенную души смоковницу, чтобы испугался безбожный народ. Господь проклинает ее бесплодием, видя их бесплодие и запустение, предупреждая, что не останется камня на камне. Смоквы не имеют природных плодов, как и народ Закона. Неодушевленная, безбожная, мучается, чтобы принести плод веры. Все понимают, что Тот, Кто от самой утробы и от младых ногтей живет в Царстве, Тот не разбирается в земных делах, что смоковницы зимой не плодоносят. Но, как я сказал, это было растение для притчи. Ради многих в первую очередь было показано, что грешники и здесь могут быть покараны, но Господь скорее удерживает применять силу, допуская покаяние каждого. Как сказал божественный Песнопевец: «Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,]» и гнева не несет во все дни (см. Пс. 7:12). Если не обратите оружие свое вспять, то будет вам отмщено мучительной силой. Богу воистину принадлежит иссушить зеленое дерево; сделать зеленое дерево сухим. Как сказал Иезекииль, зритель Херувимов: «Иссушивший смокву повелением» (ср. Иез. 17:24). И то было за тысячу лет до Его рождения во плоти. И неодушевленный посох, который Моисей держал в руке, внезапно был превращен в одушевленного змея, убоявшись вида которого, попытался чудотворец бежать прочь, если бы тотчас отбросив его, обратив, опять показал посохом, спрашивая: «Что у тебя в руке?» Он отвечал: «Посох» (см. Исх. 4:2). И сразу [раздался опять] Божий глас: «Брось его на землю» (см. Исх. 4:3). И на земле была уже брошенная змея, которая поднималась на того, кто ее бросил, и Моисей отскочил. Сказал к нему Бог: «Протяни руку твою и возьми ее за хвост» (см. Исх. 4:4). Когда Моисей это сделал, в тот же миг животное превратилось в то, чем было прежде. Подобно обуздавшему звериное начало, [Христос победил смерть], когда Он сказал о Лазаре: «Развяжите от погребальных пелен и пустите его идти» (см. Ин. 11:44). Кто еще может здоровым сделать уже распадающегося и смердящего человека, который уже вкусил смерти. Так и сухой и безлиственный посох Аарона был без сока, без влаги, не был посажен в землю, но за одну ночь произвел листья и семена, даруя Аарону знамение священства. Сам Бог окружил посох листвой, посох, который не был посажен, был сам по себе: прозябнет ибо посох от корня Иессея. Человек по имени Иессей приходился отцом великому Давиду: ибо необходимо, чтобы одушевленный корень проразумел и одушевленный посох (ствол). Об этом Посохе сказал великий Исайя. Это открывая, богоносный Апостол явным для всех образом вопиет: «У меня есть Святитель великий, прошедший небеса» (см. Евр. 4:14). А Он идет в Иерусалим, чтобы вскоре принять добровольное распятие за нас, и простым словом внезапно Он высушил это растение, являя тем самым, что Он есть Тот, Кто повелел этому дереву прорасти. Что Он и мог бы приказать дереву Крестному стрясти пригвожденных. Но Бог терпит пригвожденность, как человек, плотью. Когда они шли в Иерусалим, то Иисус на пути взалкал, и увидев смоковницу, подошел к ней, ища плод, и не нашел [его]. Так говорит Евангелист. Это можно обсудить и разуметь так. Путь – это житие сие, по которому живое и святое Слово, став подобно нам плотью, ходит всюду, и обходит местности, везде пребывая Божеством, в умопостигаемом смысле алча спасения всех людей, более всего иудеев. Он подошел к смокве, то есть к иудейскому народу, ища плод – сладкое плодоносье у невидимых, умственно понимаемых смоковниц от Закона и пророков: собрание Божественных заповедей, подобных зернам, лежащим в смокве, вкушая от которых душа испытывает наслаждение. Однако Иисус не нашел плода на ней, но только листву книг Закона и пророков. То же самое Иудеи, которые тем самым, что преступили Божественное, обратились к бессмысленности, прямо как листва смоковниц, безопасно попираемая. Ибо убившее Господа собрание – это имеющий Писание скот. Оно убило Царя, а почтило воина, которым оно было взято в плен много раз, став рабом и данником римлянам; оно Писание почитает, но не понимает его; оно имеет у себя книги, а дел не делает; оно имеет Завет, а не имеет Причастия. Христос, не желая называться мужем их церкви, когда они сотоварищи кумирам, сказал через пророка Осию: «Это не Моя жена. И Я не муж ее» (см. Ос. 2:2). Другой из святых называет причину: «Они не остались в Завете Моем. И Я отошел от них» – говорит Господь Вседержитель» (см. Иер. 31:32). Бесплодная смоковница не причастна смокве, тем более собрание иудеев, которое по причине любодеяния отметает слово-смысл благочестия, и потому Закон отверг ее причастности.

    Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 205.

    Прп. Исидор Пелусиот

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Господь не без причины проклял смоковницу (не думай так, ненасытимый испытатель Божественного), но с намерением показать неблагодарным Иудеям, что Он имеет достаточную силу и для наказания. Поскольку при всех чудесах Его видели, что Он никому не причиняет ничего скорбного, то предполагали, что Он может только благотворить и не имеет власти порочных людей подвергать злостраданию. Посему Господь на примере существа неодушевленного уверяет, что может и наказывать, но не соизволяет сего по Своей благости. Итак, дерево засохло, чтобы устрашить людей. Но с этим соединен и некий таинственный смысл, дошедший до нас по преданию от мудрых старцев, а именно, что смоковница есть древо преслушания и листья ее употребили преслушавшие заповедь для прикрытия наготы. И проклята она Христом человеколюбиво - чтобы не приносила более плода, послужившего причиною греха. Ибо Второе Пришествие Бога будет уже не для вочеловечения, но для воздаяния каждому за соделанное.

    Творения. Книга I.

    Прп. Макарий Великий

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Ведь если придя к смоковнице, чтобы напитаться, и не найдя на ней плодов, Господь присудил ей наказание и она тотчас засохла («да не будет же , – сказал Он, – впредь от тебя плода вовек »,), то насколько страшнее наказание душе, в которой не обнаружится плода решимости и обычаев праведности в пищу Господу! Что станет с нею или какому наказанию она подвергнется, невозможно сказать. Ибо вечен Господь; как говорит Апостол: «Если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и ослушание получало праведное воздаяние, то как мы его избежим, вознерадев о толиком спасении! » (Евр. 2:2-3). Господь ищет от нас доброго плода, доброй нашей решимости и нераздельного желания нашего возлюбить Его от всей души; и взяв, словно добрую пищу, добродетели душ наших, Он заставляет их приносить в нас неизменные и истинные плоды Духа, Божественные и исполненные жизни вечной. Как там еще не время было собирания смокв (Мк. 11:13) , а Господь потребовал плодов от смоковницы, так и здесь Господь приходит еще до духовного единения, требуя от души плода доброй решимости. Там в явном образе подразумевается Израиль, который достойного плода Господу не дал, не уверовав в Него. А в отношении каждой души это означает, что еще до действия благодати и принесения душою плодов духа (Гал. 5:22) Господь требует какого-то собственного плода самой души, искреннего желания и решимости и всю веру, и всю любовь Ему отдать, и всю, насколько есть сил, способность к добрым делам, внутренним ли или внешним. Этого вот Господь ищет от нас, то есть неотступного стремления к Нему; и когда видит такое доброе произволение души и правое стремление к Господу, тогда дарует ей благодать, приходя и обитая в нас, и тогда удостаивает душу, в пору ставшую смоковницей зрелой, плод духа. И в каждую душу заглядывает Господь, взыскуя плода, чтобы Ему войти и успокоиться в ней; ведь за всех Он умер и весь род Адама искупил Своею смертью. Каждая душа должна поэтому умереть в себе самой и Им начать жить и принять Его и устроить и приготовить дом свой и тело свое для Господа, чтобы, войдя и найдя утешение в добрых навыках нашей воли и пищу и питье и одежду и отдых в добродетелях души нашей, Он сказал тогда: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня (Мф. 25:34-35).

    Собрание рукописей типа III. Поучение 16.

    Прп. Максим Исповедник

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Прп. Иустин (Попович)

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Прав. Иоанн Кронштадтский

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок.

    Дневник. Том I. 1856.

    Блж. Иероним Стридонский

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Блж. Феофилакт Болгарский

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Евфимий Зигабен

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    Анонимный комментарий

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит . Смоковница представляет собой синагогу, потому что, подобно множеству семян, находящихся под оболочкой смоквы, в одном доме - синагоге - обитает множество верующих, как написано: «Бог делает так, чтобы они единодушно обитали в одном доме» . Обрати внимание на то, как листья смоковницы напоминают человеческие руки. Зелень листвы подобна проявлению святости среди людей, исполненных религиозных речей, но не имеющих плода добрых дел. И если человек религиозный, то есть наделенное чувствами дерево считает себя Божьим, но дела праведности не вершит, то он только дерево, приносящее листья, но не плоды - о чем говорил апостол: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3:1-5) . Та дорога, у которой была найдена эта смоковница, представляет собой мир. Христос и не мог обнаружить никакого плода среди иудеев, потому что они жили возле мира, то есть жили согласно миру. Мир же - дорога для всех, по которой идут все рожденные, как мы это рассмотрели в притче о сеятеле. Человек верующий, то есть наделенное чувствами дерево, никогда не сможет принести плоды праведности, если будет жить согласно миру.

    Не потому, что Христос проклял дерево, оно не принесло плодов, но потому, что дерево не принесло плодов, Христос сказал, что и листьев у нее не будет. И не потому, что иудеев оставил Бог, они презрели Его праведность; напротив, поскольку они не принесли плодов праведности, Бог их оставил, чтобы не было и видимости праведности у них, хотя бы на словах. И как лучше бы было, чтобы дерева вообще не было, нежели стать деревом, которое должно, но не приносит плода; так и лучше бы было никогда не быть человеком Божьим, нежели называться таковым и не жить согласно с Богом. Если кто-то, не являясь твоим, тебе не подчиняется, ты не печалишься; а вот о том печалишься сильно, кто твой и тебя презирает, служа другим. Так и Бог не столько гневается на чужого, который открыто служит дьяволу, как на Своего, который исполняет волю дьявола.

    Толкование на Евангелие от Матфея.

    Лопухин А.П.

    и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла

    (Мк. 11:13-14). Марк об этом чуде рассказывает несколько иначе, чем Матфей, причем добавляет, что время (не собирания, а) созревания смокв еще не наступило, т.е. смоквы не могли еще сделаться спелыми и годными к употреблению в это время. Но оба евангелиста здесь ясно замечают, что на смоковнице не было даже и незрелых плодов, а были только листья. Это показывает, что состояние дерева было уже само по себе ненормально, что ему угрожала гибель, и, вероятно, в тот же год. Подобные обстоятельства известны всем садоводам. Больные и обреченные на гибель плодовые деревья не приносят обыкновенно плодов, хотя и бывают покрыты листьями. Древние толкователи объясняли событие в аллегорическом смысле, под смоковницей разумея синагогу, иудейский народ, Иерусалим и пр. (Ориген и др.). Иоанн Златоуст, Феофилакт и Евфимий Зигабен объясняли чудо в том смысле, что оно было карательным. Из Евангелий, говорили они, не видно, чтобы Христос когда-либо карал или наказывал людей, но над смоковницей Он проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что Он ею обладает; и если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов. Ученики, следовательно, не должны ничего бояться и быть смелыми (ϊνα θαρρωσιν - Златоуст).

    Толковая Библия.