Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Морской собор во имя святителя николая чудотворца. Морской собор в Кронштадте: режим работы, адрес, фото

    Морской собор во имя святителя николая чудотворца. Морской собор в Кронштадте: режим работы, адрес, фото

    Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объектов обычно указывается. При их прохождении верующие, обратив свой взор к алтарю, могут воззвать в молитве к Богу.

    В России таких храмов семь. Это Николо-Богоявленский собор и Чесменская церковь в Санкт-Петербурге, Свято-Никольский храм в Севастополе, Храм-маяк Святителя Николая в селе Малоречное (г. Алушта, Республика Крым), церковь Николая Чудотворца в Таганроге, Свято-Троицкий морской собор в поселке Усть-Луга и Морской Никольский собор в Кронштадте. О последнем – наш рассказ.

    Самый крупный в дореволюционной России

    Идея строительства на острове Котлин вместительного морского собора родилась еще в 1830 годах. С ней выступил член Святейшего Синода, первый протопресвитер военного и морского духовенства Александр Алексеевич Желобовский, по инициативе которого уже строились сотни войсковых церквей. Однако высочайшее разрешение в 1897 году получило лишь ходатайство адмирала и генерал-адъютанта Николая Ивановича Казнакова, и начался сбор добровольных пожертвований. Собор должен был стать достойным памятником погибшим морякам Российского флота.

    Разработкой проекта занимался архитектор Василий Антонович Косяков. В работе над ним участвовали гражданские инженеры Владимир Шаверновский и Александр Виксель. Поскольку собор задумывался как ориентир с моря, то в проекте предусмотрели соответствующую высоту купола. И первое, что должны были видеть с приближающихся к Кронштадту судов, это его крест. 21 мая (3 июня по новому стилю) 1901 года Николай II утвердил проект.

    Морской собор святителя Николая Чудотворца стал последним и одновременно крупнейшим из всех аналогичных соборов дореволюционной России. Местом его возведения избрали Якорную площадь. Прежде тут находились старые якоря, а теперь она была свободной, что позволяло разбить вокруг будущего храма парк и оборудовать территорию для крестных ходов. Дата начала строительства – 1 (14) сентября 1902 года. Перед этим состоялся молебен, который в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова совершил протоиерей Иоанн Кронштадтский. На закладке храма 8 (21) мая 1903 года были Николай II и императрица Александра Федоровна, его мать вдовствующая императрица Мария Федоровна, великие князья Михаил, Алексей и Владимир Александровичи.

    Окончание торжественной церемонии увенчал салют в 31 выстрел, произведенный с орудий крепости и находившихся на рейде кораблей. В тот же день государь и представители императорской фамилии посадили в сквере, что вокруг храма, 32 годовалых дубка. В 1907 году собор в целом был готов, оставались только внутренние работы. Строительство обошлось в немалые по тем временам деньги – 1 млн 876 тыс. рублей. 10 (23) июня 1913 года в присутствии августейших особ и тысяч верующих церковь была освящен протопресвитером военного и морского духовенства отцом Георгием Шавельским. Ему сослужил настоятель Адмиралтейского собора Санкт-Петербурга митрофорный протоирей Алексий Ставровский. Службы в храме, состоявшем в приходе Морского Богоявленского собора г. Кронштадта, проводились вплоть до 1927 года.

    Величественный собор превратили… в кинотеатр

    Новые власти в лице президиума исполкома Ленинградского облсовета вынесли решение о закрытии морского собора. Его здание наметили передать под «культурно-просветительские цели». Верующие попытались отстоять храм и обратились повыше, но ВЦИК ходатайство Приходского совета отклонил. 27 сентября 1929 года его члены собрались на свое последнее заседание. Окончательной датой закрытия собора стало 14 октября того же года. Церковное имущество было передано по акту от Приходского совета к Государственному фонду. После этого здание переоборудовали… в кинотеатр имени М. Горького, прозванный в народе «Максимкой».

    Переоборудование сопровождал демонтаж мраморных иконостаса и памятных досок со стен алтаря и галерей, установленных в честь погибших моряков русского флота и представителей морского духовенства. Их потом использовали при постройке хозяйственных объектов: на ступени, электрощиты, надгробия и т. д. Позолота с куполов была смыта, а позолоченные части икон – отломаны. Поверх мозаичных икон наложили штукатурку, а росписи закрасили. Церковное имущество вывезли. После войны «культурное освоение» бывшего собора продолжилось. В 1956 году в нем открыли клуб Кронштадтской крепости с театральной сценой и концертным залом на 1250 мест. В 1974-м тут появился филиал Центрального военно-морского музея СССР.

    Все эти действия нанесли урон не только храму как таковому, но и исторической памяти. Ведь на черных мраморных досках были вписаны имена морских офицеров, павших при исполнении служебного долга и в боях (нижние чины шли общим числом, кроме тех, кто совершил выдающийся подвиг – имена последних вписывали отдельно). Доски же из белого мрамора содержали имена служивших на военных судах и погибших в море представителях духовенства. Всего таких досок было 150, а высеченные на них данные охватывали 200 лет существования Военно-Морского флота Российской империи.

    Морской Никольский собор вернули верующим

    После распада Советского Союза храм-памятник, хоть и не сразу, возвращен Русской православной церкви. Это стало результатом переговоров РПЦ с морским ведомством РФ. 19 ноября 2002 года на федеральном уровне принят закон, согласно которому религиозное имущество в нашей стране передается церквям. В том же году на колокольне Никольского Морского собора установили православный крест. 19 декабря 2005 года здесь состоялась литургия – впервые за 75 лет. 20 ноября 2010 года в соборе служил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Трансляция с богослужения шла по Петербургскому телевидению.

    Чин малого освящения храма совершен предстоятелем РПЦ 19 апреля 2012 года в присутствии тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. Все эти важные церковные мероприятия проходили на фоне реставрационных работ, продолжившихся до весны 2013 года. 28 мая 2013 года, в день 100-летнего юбилея собора, состоялось его великое освящение.

    На следующий день Священным синодом постановлено присвоить ему ставропигию – статус, дающий независимость от власти местной епархии и подчиняющий непосредственно патриарху или синоду. Такое решение полностью соответствовало его положению главного храма российского флота и центра Военного благочиннического округа. В выходные и праздничные дни тут планировались службы, но были сложности с доступом в собор – из-за еще существовавших в июне 2013 года неясностей с его юридическим статусом.

    Особенности внешнего и внутреннего убранства

    Планировка каменного Морского Никольского собора в целом идентична храму Святой Софии в Стамбуле. И там и там центральный купол опирается на апсиды, а боковые колоннады выполнены в стиле традиционной византийской базилики. В единую византийскую концепцию, безусловно, вписывается и роспись. Разница наблюдается в соотношении частей: храм в Кронштадте несколько меньше своего прототипа. Диаметр его купола 26,7 м, высота, длина и ширина – 52, 81 и 64 м, в то время как у собора в бывшем Константинополе – 31, 56 и 83 м соответственно.

    Морской собор – самое высокое здание в Кронштадте. Так называемая внешняя высота – с учетом креста – составляет 70,5 и 52 метра – до основания главного купола. Пролеты главных арок высятся на 23 метра, а сторона внутреннего центрального зала имеет 24 метра. Облицовка фасада кирпичная и терракотовая. Его украшают гранитный цоколь, колонны порталов и, совсем немного, мозаика и майолика. Иконы на фасадах изготовили в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Александровича Фролова (1874–1942).

    Два сюжета из жизни Николая Чудотворца, мозаичные изображения Спаса Нерукотворного, символы евангелистов и орнаменты украшают западный центральный портал. Иконы святых апостолов Петра и Павла (слева) и святителя Николая Чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского (справа) находятся над боковыми порталами главного входа. Над северным и южным порталами – образы Божией Матери и святителя Митрофания. Вызолоченные по мардану медные рельефные орнаменты украшают главный купол и купола звонниц. Пространство под первым окружают двухъярусные галереи-хоры. В восточной части имеются еще два предназначавшихся для духовенства входа. Их двери богато декорированы бронзовым орнаментом.

    Роспись (художник М. М. Васильев) украшает только алтарь, паруса и своды южных и северных хор. Она частично выполнена под мозаику, частично – под фрески. Закончить роспись, поскольку остальные части собора были окрашены в ровный колер, решено при реставрации. Хоры поддерживают увенчанные капителями колонны, которые покрывает искусственный мрамор колонны. Такое же покрытие имеют наличники на внутренних дверных проемах.

    Алтарную часть приподняли на четырехметровую высоту. Иконостас, уничтоженный в 1929 году, изготовлен из белого мрамора, имеет мозаичные вкрапления. Скульптор Н. А. Попов восстанавливал его по проекту В. А. и Г. А. Косяковых – на основе эскизов, архивных фотографий и материалов. Над главным престолом высилась мраморная сень. Мраморная кафедра для проповедей, декорированная колонками, изображением Святого духа в образе голубя и мраморными панелями, находилась в левой половине солеи.

    Карнизы покрывает лепной орнамент, а пол устилал мелкий мрамор в тонкой медной оправе. Его украшали мозаичные фигуры рыб и медуз, изображения кораблей и морской флоры. Парадная ризница и место для церковного хора располагались в восточной части хор. Тут же хранили иконы с упраздненных судов. Ризница и библиотека находились на первом этаже.

    Огромные круглые окна – произведения искусства

    Окна в морском соборе огромные, круглой формы. Их, похожих на иллюминаторы, украсили витражами. Всего витражей было пять. Невероятно большими – по 52 кв. метра – были только два из них, вполне вписываясь размерами в грандиозный интерьер. Кто конкретно проектировал эти гигантские стеклянные полотна и собирал их, неведомо до сих пор. Известно только то, что все стекольные работы – а, значит, и создание витражей – взяло на себя знаменитое в то время Стекольно-промышленное общество братьев Максимилиана и Адольфа Леонтьевичей Франк. На момент установки в 1913 году эти круглые окна, вне всякого сомнения, были самыми большими в стране.

    В 2011–2012 годах в петербургской мастерской Алексея Яковлева трудились над воссозданием этих уникальных витражных полотен. Восстановить западное окно, на котором изображен «Деисус» (икона с Христом в центре, справа и слева от него находятся Богоматерь и Иоанн Креститель), помогла сохранившаяся черно-белая фотография. Три фигуры, расположившиеся в канонической композиции, изображены в духе работ популярного художника В. М. Васнецова, самого востребованного церковью в начале XX века. Еще два окна первого яруса созданы, что называется, с нуля – в соответствии с духом того времени и стилистикой, присущей церковной настенной живописи начала прошлого века.

    Рядом с Морским Никольским собором расположились северный и южный скверы. В первом, на месте будущего монумента участникам восстания 1921 года против большевиков, находится закладной камень.

    Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1.

    Карта расположения:

    JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
    However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
    To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

    В конце XIX века в Кронштадте, на Якорной площади, было решено построить Морской собор, который стал бы достойным памятником морякам, погибшим на Российском флоте. Разработка проекта была поручена архитектору В.А. Косякову . Весной 1901 г. один из его проектов был утвержден Николаем II.
    8 мая 1903 г . состоялась торжественная закладка стен в присутствии императора Николая II, членов императорской фамилии. В целом постройка собора продвигалась высокими темпами. В 1907 г. начата внутренняя отделка, а с 1908-го года, когда была введена в строй система отопления, работы внутри стали вести круглый год. Помощниками строителя были академик архитектор Г.А. Косяков, инженеры А.И. Виксель, А.А. Ламагин, А.А. Алексеев, инженер-профессор П.И. Дмитриев, художник архитектор Н.Л. Подберезкий. Роспись стен и сводов, мозаики в главном портале выполнены по оригиналам М.М. Васильева, иконы - А.В. Троицкого, наружные мозаичные и майоликовые иконы по оригиналам Ф.Р. Райляна. Ковры жены моряков вышивали шерстью, а серебряное шитье выполнялось мастерской Е.М. Бертельсон. Весь собор внутри был освещен 5-ю тысячами электрических лампочек.

    10 июня 1913 г. состоялось торжественное освящение Морского собора во имя Святителя Николая Чудотворца. В плане собор повторяет храм св. Софии в Константинополе с несколько измененными пропорциями. Длина здания - 83,2 м, ширина - 64 м, высота с крестом - 70,6 м, диаметр купола 26,7 м. Снаружи собор облицован гранитным цоколем и серо-желтым кирпичом, украшен гранитными полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами. Над северными воротами помещался образ Божьей Матери, над южными - образ святителя Митрофания, над западными - св. Апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца и св. Ионна Рыльского. Крыши покрыли медью и украсили золочеными крестами и орнаментами.
    В нутренняя отделка собора, выполненная в "византийском стиле", отличалась богатством, тонким вкусом и высоким качеством. Оформление интерьера связано с морской тематикой - изображение деталей кораблей, рыб, морских чудовищ. Пол выложен мозаикой из мелкого разноцветного мрамора с рисунками судов, морских звезд, водорослей, крабов, диковинных рыб. На внутренних стенах галереи нижнего яруса были закреплены 130 памятных досок из черного мрамора с именами погибших моряков и 20 досок из белого мрамора с именами погибших священников кораблей. Два яруса галерей поддерживались колоннами из искусственного мрамора. Иконостас был изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора с мозаичными и бронзовыми украшениями. В нише главного входа со стороны Якорной площади располагалась часовня Спаса Нерукотворного.

    В начале 30-х годов в здании Морского собора открыли кинотеатр имени Максима Горького, а часть помещений стала использоваться под склады. С куполов храма сняли кресты, сбросили колокола, разобрали алтарь. Художественная роспись куполов и стен внутри была закрашена. Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.



    К ронштадтский Морской собор святителя Николая Чудотворца построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

    Инициатором строительства стал командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И. Казнаков. В марте 1897 г. Начался сбор пожертвований.
    Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю.

    8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей.
    По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.

    Завершено строительство в 1913 гг. арх. В.Косяковым. Стоимость строительства собора составила 1 876 000 рублей.
    Главный престол освящен во имя Св.Николая Чудотворца, боковые - во имя Свв.Апостолов Петра и Павла и Св.Иоанна Рыльского.

    Собор служит важной градостроительной доминантой, организующей пространственно-планировочную структуру Кронштадта. Главный купол собора виден со всех точек Невского фарватера. Собор вместе с прилегающим сквером представляет цельный архитектурно-художественный ансамбль, подчиняющий себе все огромное пространство Якорной площади, устроенной одновременно с завершением строительства собора.

    Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

    Интерьеры собора имеют огромную художественную ценность. Роспись на внутренних сводах на хорах и алтаре храма исполнена художником М.М. Васильевым. Иконостас в византийском стиле, из белого ажурной резьбы мрамора с мозаичными вставками выполнен скульптором Н.А. Поповым по проекту В.А. Косякова.

    Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

    Обратите внимание на лик Иисуса... взгляд такой, что перекреститься хочется. Сейчас он смотрит более ласково.

    На первом этаже были памятные мраморные белые и черные доски с именами всех моряков, погибших во славу Родины и постоянно поминавшихся в этом храме.
    130 черных досок с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно (без различия вероисповедания), с 1695 по 1910 годы.

    На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
    В ризнице-музее собирались реликвии, связанные с историей кораблей, флотских экипажей, свидетельства подвигов моряков. Это единственный в России храм, который каждый моряк мог по праву считать своим.
    Для хранилища реликвий, связанных с историей флота, в галереях второго этажа были отведены обширные помещения.

    История Морского собора связана с именами многих выдающихся людей России, он был свидетелем важных исторических событий.
    В его строительстве и освящении принимали участие лично Император Николай II, видные деятели Российского флота выдающийся флотоводец адмирал С.О. Макаров, адмиралы В.П. Верховский, А.К. Сидеснер, М.Г. Веселаго, вице-адмиралы князь П.П. Ухтомский, А.А. Бирилев, К.П. Никонов, морской министр И.К. Григорович и многие другие. Закладку храма совершил выдающийся подвижник Русской Церкви святой Иоанн Кронштадтский, в освящении принимал участие новомученик о.Алексий Ставровский. В 1918-1919 гг. настоятелем был новомученик Венедикт Плотников, с 1920 г. епископ Кронштадтский, расстрелянный в Ленинграде осенью 1937 года. При нем, 2 июня 1918 года в соборе служил молебен приезжавших в Кронштадт Святейший патриарх Московский и всея России Тихон. В 1920-м здесь служил митрополит Петроградский святой Вениамин, расстрелянный в 1922-м.

    Морской собор является уникальным храмом - памятником истории Российского флота. Языком образов и христианских символов Морской собор провозглашал идею возведения воинского служения в ранг духовного подвига, подчеркивая неразрывность его с нравственной чистотой. Идея освещения патриотизма выражалась в поименном поминовении умерших воинов и установки в пространстве храма - образа Царства Божия - памятных досок с их именами и указанием на обстоятельства гибели.

    Участие в общих панихидах по героям, проходившее в окружении памятных текстов и военных реликвий формировало историческое сознание и чувство гордости за славное прошлое своей родины, ощущение личной причастности к героической военной истории Отечества.

    Собор закрыт 14 октября 1929 г. По решению Президиума Леноблисполкома от 5 июля, утвержденному ВЦИК 2 октября. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой».

    Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и пр.

    В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.

    В 1953-1954 гг. в здании проведены работы по реконструкции и приспособлению здания для зрительного зала гарнизонного военно-морского клуба. При этом был устроен подвесной потолок, разрушен иконостас и нарушена объемно-пространственная композиция внутреннего пространства.

    Морской собор является памятником архитектуры федерального значения на основании Указа Президента РФ №176 от 20.02.1995 г.

    В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. Успешно прошли переговоры между морским ведомством и Русской православной церковью о передаче Морского собора в подчинение церкви.

    Ныне это опять Храм. Отлиты колокола. Вес большого благовестного колокола 17 000 кг.

    19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия. Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Красносельского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.

    Одни из ворот...

    Информация и некоторые фото (С) интернет (Википедия и др. сайты)

    Своим внешним видом Морской Никольский собор напоминает Софийский храм в Стамбуле. Структура его практически идентична турецкому религиозному музею, однако имеет гораздо меньшие размеры: длина Никольского собора оставляет 83 м, ширина – 64 м, высота же (включая крест) – чуть более 70 м. Одновременно в Никольском храме, в основной его части, могут разместиться около 3 тысяч человек. Морской собор в Кронштадте по своим размерам занимает второе место в России после Московского храма Христа Спасителя.

    C незапамятных времен город Кронштадт, расположенный на острове Котлин в Финском заливе, служил охранным рубежом северо-запада России на Балтийском море. Однако знаменит он не только как военный гарнизон, но и как вместилище множества исторических ценностей и достопримечательностей Санкт-Петербурга, связанных с морской славой. Одной из самых значимых и величественных построек является Никольский Морской собор в Кронштадте. Находится он в центре города и служит не только памятником героизму и отваге российских моряков, но также выполняет и вполне мирные функции: в обычные и праздничные дни здесь проводятся богослужения, крещения и венчания.

    История Морского Никольского собора

    Предпосылки к началу строительства собора стали появляться еще в конце XIX в., когда остров Котлин уже приобрел статус обжитого: к этому времени были отстроены порт, верфи, доки, военная база. А вот серьезного храма, который бы символизировал веру и благочестие российской армии, так до сих пор и не было. Конечно же, православная церковь имелась.

    Но у нее, по сравнению со стоящими рядом лютеранскими молельнями, был до того неказистый вид, что главный сторонник возведения нового храма и пожертвователь протоиерей Иоанн Кронштадтский постоянно пенял на это начальству. По его словам, от этого и были возможны некоторые неудачи России на военном морском поприще. Кроме того, величественная церковь охраняла бы и защищала Русь от посягательств иноземцев, так как храм приравнивается к тому же кораблю, которым управляет Господь.

    Проектирование

    1896 – 1902 гг. В 1896 году, стараниями одного из инициаторов, вице-адмирала и командира порта в г. Кронштадте Н. И. Казакова, была начата работа по проектированию будущего Никольского собора. Вкупе со свои прямым назначением, храм должен был также увековечить память выдающихся военно-морских чинов и служащих, погибших при исполнении своего долга.

    В 1897 году был объявлен международный конкурс на проектирование сооружения, а также назначен Комитет по сбору пожертвований на строительство. Деньги сдавали и члены царской фамилии, и обычные граждане, и чины, принадлежащие к Морскому ведомству. К слову, последних в 1898 году обязали отчислять 0,25% от всего жалованья вплоть до 1914 года.

    Всего было дано два конкурса на Морской собор в Кронштадте. Расписание их датировалось 1897 и 1898 годами, однако ни на одном из мероприятий победитель выбран так и не был. В июле 1899 года Николай II уже было одобрил проект ранее не участвовавшего в конкурсах А. И. Томишко, но Комитет по строительству воспротивился этому, и в итоге разработки поручили В. А. Косякову. Несколькими годами ранее этот архитектор уже построил два аналогичных по тематике храма.

    В 1901 году В. А. Косяков представил специальному военному собранию два эскиза, один из которых был окончательно утвержден и Николаем II, и Комитетом. Будущий Морской собор (г. Кронштадт) по данному проекту во многом повторял линии константинопольской Св. Софии.

    Закладка: 1901-1903 гг.

    Место для возведения Морского собора было выбрано еще в 1898 году. Им стала Якорная площадь в силу своих следующих особенностей: — этот отрезок являлся центром города; — место обладало некоторой возвышенностью, и было защищено от наводнений; — согласно плану, Никольский собор, расположенный здесь, мог наблюдаться со всех точек в фарватере; — обширная площадка перед храмом послужила бы плацем для парадов морских войск; — размеров площади как раз хватало для огромного собора.

    В 1901 году, после того как руководством были ассигнованы средства на возведение храма, на Якорной площади был проведен молебен. Землю освятил сам Иоанн Кронштадтский. На мероприятии присутствовало около 14000 военно-морских чинов и курсантов. После торжества были начаты работы по расчистке площадки, продолжавшиеся несколько месяцев. 1902 год был ознаменован началом обустройства котлована и фундамента под Морской собор в Кронштадте.

    В 1903 году заложили первые стены. Произошло это 8 мая в присутствии императора Николая II, его супруги Александры Федоровны, матери Марии Федоровны и князей Михаила, Алексея и Владимира.


    Строительство и отделка: 1903-1913 гг.

    До начала 1905 года не прекращалась строительная работа Морского собора. В Кронштадте процесс контролировался самим руководством Комитета, однако даже высшие чины не смогли повлиять на приостановку процесса, внезапно возникшую в 1905-1906 годах из-за внутренних беспорядков. Обуславливалось это главным образом недопоставками важных строительных материалов: металлических конструкций, кирпича и орнаментов. В 1907 году возведение собора было возобновлено, началась внутренняя отделка помещений. Декор занял больше времени, чем само строительство. В 1908 году закончили монтировать систему отопления.

    В 1913 году был выполнен завершающий этап отделки: на стенах Никольского собора разместили таблички с именами погибших моряков, выполненные из мрамора. В списки попали все служащие, начиная с 1696 года.

    10 июня 1913 года Морской собор был освящен в присутствии императора и членов его семьи. Не только в Кронштадте, но и в самом Санкт-Петербурге состоялись грандиозные гуляния в честь данного события. После того как все работы были завершены, произвели перерасчет затрат на строительство. В результате выяснилось, что всего на Морской собор в Кронштадте было израсходовано около 1 876 000 рублей.

    Никольский собор во времена Революции

    Номинальное свое предназначение храму пришлось выполнять недолго – всего 4 года. В 1914 году началась Первая мировая война, в 1918 году строение перепрофилировали под гражданские нужды, а на следующий год и вовсе сдали прихожанам в договорное пользование.

    Летом 1929 года прошла последняя служба в Морском соборе Кронштадта. После этого все оставшееся после расхищения имущество храма описали и передали в Госфонд, Госбанк, Военно-морской и Русский музеи. Безвозвратной утратой стали списки моряков, золотом увековеченные на мраморных скрижалях. Одна часть их была разбита, другая — использована в монтажных работах.

    В 1930 году большевики отправили на переплавку почти все колокола и металлические приборы, которые только смогли найти в храме. Для оповещения о тревоге был оставлен только один колокол весом около 5000 кг. Бытует версия, что рабочие его просто не смогли снять. Спустя несколько месяцев с верхушки были сброшены и кресты. Теперь над верхушками куполов собора развевались красные флаги.

    В 1932 году внутреннее убранство храма переоборудовали под кинотеатр, в 1939 переделали снова, но уже под Дом офицеров. Инженерная служба последнего внесла значительный вклад в сохранение технических характеристик строения. Регулярное обслуживание помогло спасти храм и коммуникации от обветшания и полнейшей разрухи.

    Великая Отечественная война и послевоенное время

    С приходом фашистских войск на куполе Морского собора оборудовали наблюдательную площадку. Она функционировала до самого снятия блокады. Несмотря на все усилия горожан, за время войны в храм попало несколько снарядов, пробоины от которых
    впоследствии устранили, а внутри здания произвели ремонт. По окончании боевых действий возникла новая идея: обустроить в Морском соборе киноконцертный зал.

    В результате капитальных строительных работ был оборудован подвесной потолок, балкон, сцена и стеновые перегородки. Переделка помещений производилась вплоть до 1954 года, а ее результатом стало нарушение целостности стен храма – по ним пошли многочисленные трещины. В феврале 1955 года зал был торжественно открыт. Здесь проводились вечера, концерты, различные увеселительные мероприятия. После сокращения гарнизона в 60-х гг. зал снова стал одним из филиалов Дома офицеров.

    Морской собор: с 70-х гг. до наших дней

    В 1970 годы сознание населения изменилось, и в Морском соборе Николая Чудотворца было принято решение провести капитальный ремонт и реставрацию. Государство взяло храм под свою опеку, обозначив его как культурный памятник. 1976 год стал новой вехой в истории православного сооружения. Реставрация Морского собора в Кронштадте вернула ему первоначальный облик.

    В 1978 году в здании Кронштадтского Матросского клуба случился пожар. В этом случае помещения Морского собора снова пришли на выручку – клуб временно разместили в храме.

    8 мая 1980 года, в день, приуроченный к годовщине победы над германскими войсками, в Никольском соборе открылся музей, названный в честь Кронштадтской крепости. Площадь его составила чуть менее 1000 м2, а в коллекциях оказалось примерно 3000 предметов, дошедших до нас с военных времен.

    Архитектура и убранство Морского собора

    Во внешнем облике здания превалируют элементы в романском стиле. Фасад облицован светлым кирпичом, колонны, порталы и арки рельефные, с добавлением множественных декоративных элементов и орнаментов. Несмотря на массивность и внушительные размеры строения, за счет многочисленных украшений оно не создает ощущения громоздкости. Портал над главным входом украшают мозаичные изображения ангелов и цитата из 112 псалма «От восток солнца до запад хвально имя Господне!».

    По бокам расположены две звонницы с золочеными сводами и иконами на фронтальной части. Главным украшением Морского собора является, конечно же, его главный купол. Светлый, огромнейший, богато изукрашенный золотыми якорями, покоящийся на «барабане» из многочисленных оконец, он создает поистине величественное впечатление. Ко входу в Никольский собор ведут несколько гранитных ступеней. Двери – массивные, украшенные резьбой и изображениями святых.

    Внутри Морского собора взгляд непроизвольно поднимается вверх. Центральный купол отсюда кажется еще более широким. Диаметр его составляет 27 метров, а высота от пола до самой маковки – 52 метра. По бокам к нему примыкают еще два купола, но уже размером поменьше. Пространство увеличивают расположенные по бокам открытые галереи. Изнутри храм поражает истинным величием: гигантское пространство пестрит мозаичными панно, выполненными в византийском стиле. Интерьер включает в себя многочисленные изображения рыб, водорослей, морских коньков, кораблей.


    Особого внимания заслуживает иконостас и витражные полотна размером 52 квадратных метра каждое. Нельзя обойти вниманием и мраморные черные доски с именами погибших моряков – все, что удалось спасти и восстановить из небытия. Они расположены по всему периметру Никольского собора и являются главной его особенностью.

    В молельном здании имеется три престола, освященные в честь самого Николая чудотворца, а также Петра и Павла и Святого Иоанна. Размещены они в западном портале. Северная и южная части украшены образами Казанской Божьей матери и святителя Митрофания соответственно.

    Реставрация Морского собора в Кронштадте помогла донести до наших времен эти изображения во всей их красе и великолепии. Если любоваться художественной красотой Морского собора в обычные дни можно бесконечно, то в даты православных праздников он преображается в наивысшей степени. Бессчетные вереницы свеч и ламп заставляют панно, позолоту и витражи сверкать и переливаться, внушая трепет и торжественное благоговение. Эффект усиливает пышность проводимой службы и пение церковного хора, находящегося на балконной галерее.

    Нет более пышной и монументальной в городе Кронштадт достопримечательности: Морской собор – настоящий символ острова Котлин, памятник героическому морскому прошлому России и хранитель ее водных северных границ.

    Функционал Морского собора в наши дни

    Сегодня Собор Святого Николая Чудотворца работает в полноценном режиме. Работы по капитальному восстановлению его внешнего и внутреннего убранства, а также духовно-патриотического статуса святыни начались 15 лет назад, когда в 2000 году впервые поднялся вопрос о возрождении военно-морских традиций и возвращению православных памятников в лоно Церкви.

    В 2002 году осенью на верхушке храма был воздвигнут новый, отлитый на пушкинском Софийском заводе семиметровый крест. Три года спустя была совершена первая за столь долгое время литургия в честь Иоанна Кронштадтского. Непосредственное участие в восстановлении храма приняла супруга Президента РФ Д. А. Медведева – Светлана Владимировна.


    В марте 2009 года в Сергиево-Посадской Лавре при ее участии прошло совещание Совета по попечительству строительства Морского собора в г. Кронштадт, где было подписано решение о создании одноименного благотворительного фонда. Уже в мае того же года образовалась и начала свою деятельность соответствующая некоммерческая организация.

    Декабрь 2009 года ознаменовался началом масштабной реконструкции храма в г. Кронштадт. Морской собор, режим работы которого до полного завершения строительства и отделки не предусматривал посещений гостей и прихожан, 28 мая 2013 года был торжественно освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в присутствии многочисленных представителей Русской Православной Церкви, государственных деятелей, а также высших чинов Черноморского, Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота.

    На сегодняшний день экскурсии – не единственная причина для того, чтобы посетить Морской собор в Кронштадте. Крещение детей и взрослых, венчание, различные службы – все это точно так же проводится в Никольском храме, как и в любой другой церкви в России. Хочется верить, что трагическая история собора наконец-то закончилась. Теперь не только россияне изо всех уголков страны, но и многие туристы из дальнего и ближнего зарубежья стремятся попасть на остров Котлин, чтобы своими глазами увидеть грандиозное святилище. Режим работы его хоть и стандартный – ежедневный, — однако стоит помнить, что в связи с окончательным открытием по большим православным праздникам храм заполняется прихожанами полностью. В связи с этим для тщательного ознакомления со святыней рекомендуется выбирать обычные дни.

    Контакты Морского Никольского собора

    Адрес: Морской собор в Кронштадте: адрес Россия, Санкт-Петербург, г. , Якорная площадь, д. 1.

    Режим работы: ежедневно с 9.30 до 18.00. Также по желанию можно попасть и на богослужение, которое проводится дважды в день: в 10.00 и в 18.00.

    Как добраться? Наземным транспортом:
    – маршрутка № 405 в Кронштадт от метро «Черная Речка» до остановки у Якорной площади;
    – маршрутка № 407 в Кронштадт от метро «Проспект Просвещения» до остановки у Якорной площади;
    – автобус № 101 в Кронштадт от метро «Старая Деревня» до остановки у Дома быта, далее – пешком по Советской улице до Якорной площади.
    -есть возможность добраться и водным путем (требуются уточнение непосредственно на месте)

    Никольский морской собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

    • Горящие туры в Россию

    Предыдущая фотография Следующая фотография

    Никольский Морской собор в Санкт-Петербурге расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма - Николо-Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году.

    По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался храмом Святителя Николая и пожелал видеть такой же храм в столице. Но при жизни Петра построен такой храм не был.

    По распоряжению Екатерины II храму были подарены 10 образов в честь побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и другие.

    Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.

    Позже около церкви разбивается сад, проект которого выполнен также С. И. Чевакинским. А позже он был объединен со сквером, построенным купцом Тупиковым. Так рядом с храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».

    Двухэтажный Николо-Богоявленский храм представляет в плане равноконечный крест. В качестве украшений используются лепные гирлянды из цветов и листьев, декоративные скульптуры, стройные белые колонны У храма пять глав с позолоченными куполами. По выступающим углам здания архитектор располагает группы из трех колонн. Фасад раскрашен в ярко-голубой цвет. Праздничность храма создают позолоченные купола. А дополняют фасады балконы с узорными коваными решётками.

    В стороне от храма расположена четырехъярусная колокольня. Три нижних яруса колокольни украшены колоннами. Верхний ярус венчает купол с тонким шпилем. Поскольку колокольня сужается кверху, а стены двух нижних ярусов вогнуты, создается впечатление ее воздушности. А близость к воде делает это место романтичным. Колокольня является одной из узнаваемых достопримечательностей Петербурга, которую часто изображают петербургские художники.

    Колокольня Никольского собора

    В нижней церкви находится Главная святыня Николо-Богоявленского собора - греческая икона святителя Николая Чудотворца 17 века с частицей его мощей.

    В верхней церкви можно увидеть резной иконостас (работа мастера И. Канаева). Его украшают иконы, выполненные в византийской традиции (работа живописцев Колокольниковых). Колоннада украшена резьбой в виде гирлянд из цветов и листвы (работа мастера-резчика Игнатия Канаева).

    Николо-Богоявленский храм является символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы.