Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Логопедическое занятие на тему "безударные гласные". Конспект урока ударные и безударные гласные V

    Логопедическое занятие на тему

    Конспект урока по коррекции дисграфии с группой обучающихся 3 класса

    Тема: Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

    Цель: Закреплять навык правописания слов с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

      Формировать умение распознавать и грамотно писать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова,

      Формировать умение подбирать проверочные слова, проверять словарные слова по орфографическому словарю.

    Коррекционно-развивающие:

      Развивать орфографическую зоркость.

      Развивать словесно-логическое мышление, внимание, межполушарное взаимодействие, общую и мелкую моторику.

      Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

    Коррекционно-воспитательные:

      Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в парах.

      Воспитывать адекватную самооценку.

    Оборудование : алгоритм, магниты, маркер, слова напечатанные, орфографические словари на каждого, наглядное пособие «Правило правописание безударной гласной в корне слова», мячи-массажёры», ребусы, табло и магниты, 2 карточки со словосочетаниями.

    Приветствие детей:

    Вот и снова дан звонок, начинается урок.

    Интересные задания – для вас.

    Пожелаем вам удачи, в добрый час!

    Настраиваются на урок.

    Личностные: самоопределение.

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

    II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    Вспомним, чему учились на прошлых уроках?

    Какие слова называются родственными?

    Проверим ваши знания. Выполним задание «4-ый лишний». Прочитайте слова, выделите корень. Назовите лишнее слово и объясните свой выбор.

    Полёт гора медовый вода

    лето горе медок провод

    лётчик горка медный водичка

    летать горный мёд водяной

    Ответы детей: Учились подбирать родственные слова, выделять корень.

    Родственные слова - слова, имеющие одинаковый корень и близкие по значению.

    Каждый ребёнок поочерёдно выполняет задание.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с логопедом и сверстниками.

    Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

    III . Постановка учебной задачи

    Тему нашего урока вы узнаете, выполнив следующее задание. Прочитайте слова, поставьте ударение, выделите корень, вставьте пропущенные буквы маркером, объясните написание:

    Св_сток зв_нить

    м_рковь л_гушка

    На какие две группы можно разделить эти слова? Слова с проверяемой безударной гласной и с непроверяемой безударной гласной (словарные слова). Какая тема урока? Поверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

    Какую цель поставим? Чему будем учиться на уроке?

    Учиться грамотно писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

    Дети поочерёдно выполняют задание (читают слово, ставят ударение, выделяют корень и подбирают проверочные слова, вставляют карточку-букву).

    Регулятивные: целеполагание.

    Коммуникативные: постановка вопросов.

    Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

    IV . Построение проекта выхода из затруднения

    Скажите, как мы можем проверить написание словарных слов? С помощью орфографического словаря (показ ). А лучше словарные слова запоминать, т.к. не всегда в жизни мы можем воспользоваться орфографическим словарём.

    Как мы должны проверять проверяемую безударную гласную в корне слова?

    Вспомним правило правописания безударной гласной в корне слова. (Показ наглядного пособия с правилом после ответов детей)

    Учёные подсчитали, что это правило чаще других применяется в русском языке.

    А ещё я предлагаю запомнить небольшой стишок:

    Если буква гласная вызвала сомнение

    Ты её немедленно поставь под ударение.

    Предлагаю поработать в группе и составить алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. Для чего? Чтобы запомнить, какие действия мы должны совершать по порядку для проверки безударной гласной.

    Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

      Прочитай слово

      Поставь ударение

      Выдели корень.

      Подбери проверочное слово: измени слово или подбери родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.

      Запиши слово, вставляя букву, подчеркни орфограмму.

    Дети называют правило : Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы этот безударный гласный стал ударным.

    На магнитной доске плакат с алгоритмом и пунктами.

    Дети в группе составляют порядок действий и прикрепляют на плакат по пунктам на магниты.

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    VI . Подготовка кистей и пальцев рук к письму

    Прежде, чем приступить к выполнению письменных упражнений сделаем массаж кистей и пальцев рук при помощи массажных мячей.

    Дети повторяют за логопедом движения.

    V П. Первичное закрепление

    1-е упражнение «Лестница».

    Используя алгоритм проверки безударной гласной, «спуститесь по лестнице». На доске – слова:

    Пов_р

    стр_ла

    к_бина

    гр_чата

    д_журный

    п_чтальон

    ск_листый

    м_линовый

    Назовите словарные слова? Проверьте их написание по своим орфографическим словарям.

    Дети поочерёдно работают у доски, остальные – в тетрадях.

    Регулятивные:

    Познавательные:

    VII . Закрепление материала.

    Работа в парах

    Предлагаю поработать в парах.

    2-е упражнение. Работа со словосочетаниями. (запись на карточках).

    Прочитайте словосочетания. Как думаете, какое задание нужно выполнить?

    Выполняем упражнение, используя порядок действий проверки безударной гласной (алгоритм). Будьте внимательны. Проверяйте словарные слова по словарю, если сомневаетесь в их написании. Записи выполняем на карточке фломастером.

    1 карточка:

    Др_жать () от м_роза ()

    др_знить () с_баку ()

    кр_кливая () в_рона ()

    2 карточка:

    Т_жёлый () т_пор ()

    гн_здо () с_роки ()

    б_льшой () п_рог () ПРОВЕРКА!

    Что заметили? Одно слово в словосочетании с проверяемой безударной гласной, а другое – с непроверяемой, словарное слово.

    Подобрать проверочные слова, записать их в скобках, вставить пропущенные буквы. Указать в скобках, если слово словарное.

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

    Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

    VIII . Физминутка

      Упражнение на внимание . Если я назову слова с корнем лес , то вы руки поднимаете вверх, а если слова с корнем лет или лёт , то разводите руки в стороны.

    Лётчик, лесной, лесоруб, летать, перелесок, лётный, лесок, летающий, лесничий, самолёт.

      Гимнастика для глаз.

    Выполняют упражнение на внимание

    IX . Работа с предложениями

    Составьте с данными словосочетаниями предложения.

    Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса

    Тема: Безударные гласные

      логопедическая: выделение гласных звуков из слов;

      лексическая: цветы;

      грамматическая: нахождение и проверка безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

    Цели:

      образовательные:

      • упражнять в написании слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

      коррекционные:

      • совершенствовать навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза с опорой на схему и в умственном плане;

        уточнять и обогащать словарь в процессе формирования семантического поля слова «цветы», развития валентностей слов, введения в речь синонимов и антонимов;

        развивать функции словоизменения;

      воспитательные:

      • воспитывать бережное отношение к природе;

    Оборудование: индивидуальные зеркала, настольная игра «Азбука-мозаика», предметные картинки, наглядность «цветок со съёмными лепестками», карточки со словами-опорами.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    I. Организационный момент

    1. Произнесение гласных с использованием индивидуальных зеркал (подробное рассмотрение артикуляции гласных звуков).

    2. Из ряда букв запомнить гласные и найти соответствующую букву в азбуке-мозаике

    Р, А, В, И, К;
    О, З, Х, Ш, У;
    Л, Х, Ы, Э, Т, Ф, М;

    Логопед:

    Какие гласные буквы вы еще знаете?
    – Назовите все 10 гласных букв.

    3. Сообщение темы занятия

    Логопед: Очень много хлопот доставляют нам гласные буквы на письме. Ведь часто мы слышим один звук, а обозначаем его на письме совсем другой буквой. Вы должны знать, что если гласная стоит под ударением, то она как слышится, так и пишется. А если гласная безударная?

    Дети: Значит необходимо подобрать родственное слово, в котором сомнительная гласная стоит под ударением.

    Логопед: Сегодня мы будем находить гласные в корне слова, определять в какой позиции они находятся, и учиться проверять безударные гласные в корне слова.

    (Дети записывают тему занятия в тетрадях)

    II. Основная часть

    1. Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Логопед: А название наших помощников вы определите, если правильно подберете слово к схеме.

    (На магнитной доске картинки: цветок, дерево, яблоко и звуковые схемы)

    2. Расширение и уточнение словаря через формирование семантического поля слова «цветы», развитие валентностей слов.

    Логопед: Нашими помощниками будут цветы, а именно вот этот цветок. Но посмотрите, какой он некрасивый. У него нет лепестков. Мы украсим его, прикрепим лепестки. Но при этом вы должны выполнить одно условие: на каждом лепестке вы должны написать слово, связанное с цветком.

    Однокоренные слова

    Логопед: Запишите однокоренные слова для слова «цветок».

    (Дети записывают слова на лепестках цветка. Слова: цветы, цветочек, цветной, цветотовод, цветочница, цветущий, цветной, цветочный, цвести)

    В помощь логопед задает вопросы:

    а) помещение, где растут цветы;
    б) человек, который выращивает цветы;
    в) женщина, которая продает цветы;
    г) киоск, в котором продают цветы.

    Логопед:

    Выделите общую часть родственных слов.
    – Какая гласная стоит после буквы в?
    – Как называется общая часть родственных слов?
    – Поставьте ударение.
    – В какой позиции находится гласная в корне?
    – Как проверить правильность ее написания?

    (Лепестки с написанными словами прикрепляются к цветку).

    Слова, обозначающие признаки предмета

    Логопед: Ребята, а какие бывают цветы?

    (На каждом лепестке написан вопрос. Вопросы: Как называются цветы, растущие в поле, в лесу, в комнате? Цветы, растущие весной? Цветы, которые пахнут?)

    Логопед: Ответьте на вопрос и запишите слово-ответ на обратной стороне лепестка.

    (Ответы: полевые, луговые, лесные, комнатные, весенние, пахучие).

    Логопед:

    Поставьте ударение.
    – В каких словах ударение падает на гласную в корне?
    – В каких словах есть безударная в корне?
    – Подберите проверочные слова.

    (Проверочные слова: поле, лес, весны, пахнет. Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

    Логопед: А какого цвета бывают цветы?

    (Дети записывают слова на лепестках и прикрепляют их к цветку).

    Физкультминутка

    Рвать цветы легко и просто
    Детям маленького роста.
    Но тому, кто так высок,
    Нелегко сорвать цветок.

    (Дети выполняют соответствующие движения под счёт).

    Слова, обозначающие действия предметов

    Логопед: Теперь украсим наш цветок словами-лепестками, которые обозначают действия предмета. Какие действия может совершать цветок?

    расцветает
    зацветает
    увядает
    отцветает

    распускается
    радует
    звенит
    растет

    Логопед: Соедините красными стрелками слова – синонимы, а синими – слова – антонимы.

    (Задания выполняются на лепестках и прикрепляются к цветку).

    Развитие функции словоизменения

    Дидактическая игра «Доскажи словечко». Измените слово «цветок» по смыслу.

    В цветнике расцвел … (цветок).
    В мире лучше нет … (цветка).
    Очень рады мы … (цветку).
    Мы несем домой …(цветок).
    Мы любуемся …(цветком).
    И поем мы о …(цветке).

    Развитие валентностей слова «цветной»

    Логопед: Составьте словосочетания со словом «цветной», используя данные картинки.

    (Картинки: шары, телевизор, капуста, карандаши, платок, фонарики)

    В каких словосочетаниях слово «цветной» можно заменить на слово «разноцветный»?

    Развитие связной речи

    Работа с деформированным предложением и текстом.

    (Слова – опоры: Весной, зацветают, подснежники. Дети, рады, первым, цветам. Они, любуются, их, красотой).

    Логопед:

    А какие цветы вы знаете?
    – Составьте предложения, пользуясь опорными словами.
    – Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.
    – Прочитайте получившийся рассказ. Запишите его в тетрадь.
    – Обозначьте безударную гласную и поставьте ударение.
    – Какими родственными словами мы проверим сомнительные гласные?

    (Дети выполняют задание в тетрадях)

    Словесно-логические задачи

    Логопед: Прочитайте предложения. Найдите слова, имеющие прямое и переносное значение.

      В саду расцвели белые розы.

      На стене висит цветной ковер.

      Лицо цветовода цветет от радости.

    III. Итог занятия

    Логопед:

    О чем мы сегодня говорили?
    – Послушайте стихотворение:

    Если я сорву цветок,
    Если ты сорвешь цветок,
    Если все: и я, и ты –
    Если мы сорвем цветы,
    То окажутся пусты
    И деревья, и кусты…
    И не будет красоты,
    И не будет доброты,
    Если только я и ты,
    Если мы сорвем цветы.

    О чем это стихотворение? Как нужно относиться к природе?
    Посмотрите на наш цветок. Каким он стал красивым. На последнем лепестке напишите ваше заветное желание. Наш цветок волшебный и я надеюсь, что ваши желания обязательно исполнятся.

    Конспект логопедического занятия для группы детей с ФФНР. 2 класс.

    Учитель-логопед ВКК

    Буркова Галина Салимгареевна,

    Гимназия № 212 «Екатеринбург - Париж",

    г. Екатеринбург, 2014 г.

    Тема : Ударные и безударные гласные в корне.

    Цели :

    1.Коррекционно-образовательные :

    Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции;

    Тренировать в подборе проверочных слов;

    Закрепить умения составлять словосочетания, предложения, писать тексты со словами с безударными гласными.

    2. Коррекционно-развивающие :

    Развивать общую моторику и пространственную координацию;

    Развивать моторику пальцев рук (координация, переключение);

    Развивать кинестетические ощущения от положения органов артикуляции;

    Развивать зрительную и слуховую память;

    Развивать абстрактное мышление.

    3. Коррекционно-воспитательные :

    Развитие навыка самоконтроля;

    Развитие навыка аккуратного письма;

    Развивать сознательное отношение к учебной деятельности.

    Оборудование: гласные буквы, вырезанные из картона, разной величины, карточки с заданиями, материал для развития общей моторики и пространственной ориентировки, мяч.

    Ход урока

    Этапы

    занятия

    -Вспомните правило о проверке безударных гласных в словах:

    Безударный тихий гласный:

    Слышим мы его прекрасно.

    А в письме какая буква?

    Здесь поможет нам наука.

    Гласный ставь под ударенье,

    Чтоб развеять все сомненья.

    Слуху вы не доверяйте!

    Удареньем проверяйте!

    - Прочитайте слова. Перенесите ударение на безударную гласную. Запишите ударный слог. Спишите слова. Вода, во.., во… Зима, зи.., зи.. . Река, ре.., ре.. . - Спишите слова: трава - травинка, травушка, травы, травянистый. Почему не все эти слова являются проверочными? - Тренировка в подборе проверочных слов с перекидыванием мяча. Один - много: стена- стены, сосна- сосны, гроза, страна, плечо, ядро, коза, вода; Вчера – сегодня: платил –платит, просил- просит, плясал, носил, вязал, чертил, тащил; Много – один: дела- дело, ряды -ряд, грибы, поля, снега,…. Сегодня – вчера : везёт- вёз, цветёт- цвёл, пасёт, метёт, плетёт,… - Спишите слова, вставляя пропущенную букву. Поставьте ударение.

    Родина- р-дной, страны – стр-на, воды- в-да, реки- р-ка, росы- р-са, белый- б-лить.

    Дополнительные тренировочные упражнения по данной теме:

      Подберите только те слова, которые являются проверочными к выделенным словам:
    - садовый – посадить, посадка , сады, садик , садовник; - лесистый – лесник, лес, залесье, перелесок , лесорубы; - лиса – лисица, лисята, лисий , лисичка, лисонька ; - снежок - снегирь, снежный , снеговик, снег, подснежник ; - Почему не все родственные слова являются проверочными? 2 . Вставить безударную гласную в корне. Доказать, что это нужная буква, подобрав проверочное слово. Сначала повторить правило проверки безударных гласных в корне слова. М.ряк- (море), тр.пьё –(тряпка), С. лач- (сила), в.ренье –(варит), Н. члег- (ночь), д.брота –(добрый), Ст.рик – (старый), м.рщинка – (морщить), Х. трец – (хитрый), с.лонка- (соль).

    3. Выписать из предложений парами однокоренные слова, поставить ударение, безударные гласные подчеркнуть. Списать предложения, вставляя безударные гласные. Образец: ч а с-ч а сы Объяснить, почему одно слово является проверочным для другого. Целый час я решал задачу. Наши ч.сы идут верно. Ветер надул парус . Корабль подн.л п.руса . У больного поднялся жар. Дедушка сегодня болен . С.довник осмотрел посадки . В. ренье варят в т.зах . Налей воды в таз .

    4. По цепочке у доски. Найти безударную гласную в слове, проверить её, подобрав несколько проверочных слов. Поставить ударение в проверочных словах. Например , кормушка-корм, кормит, подкормка. Боец, снеговик, часовой, скрипач, топить, глотать, шагать, блестеть, вредить, клевать, свистеть, глазной, мясной, ночной, грибной и др.

    5. К данным словам подобрать родственные слова, которые отвечают на вопрос - Что делал? Записать слова парами. Подчеркнуть безударные гласные в словах. Образец : к О сит - к о с и л Ходит, тащит, точит, хвалит, носит, катит, кормит, ловит, варит, бросить.

    Корнеева Валентина

    Программное содержание :

    Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки;

    Закрепить умение детей делить слова на слоги;

    Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

    Демонстрационный материал : картины-схемы слов мышка, мишка; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка.

    Раздаточный материал : полоски с пятью клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки.

    Ход занятия.

    1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки. «Гласные и согласные» . – «Какие бывают согласные?» - «Твердые и мягкие» . – «Какой фишкой обозначаем твердые согласные звуки?» . – «Синей фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем мягкие согласные звуки?» . – «Зеленой фишкой» . – «Какой фишкой обозначаем гласные звуки?» . – «Красной фишкой» . – «Какие бывают гласные звуки?» . – «Ударные и безударные» . – «Какой фишкой обозначаются ударные?» - «Черной фишкой» .

    2. Игра «Назови пару» . Дети встают в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет твердый согласный звук. Ребенок бросает мяч назад воспитателю и называет мягкую пару произнесенного звука.

    3. Звуковой анализ слова мишка. Воспитатель обращает внимание на количество клеточек под картиной и на полосках. Дети отвечают : «Пять клеточек означают, что в слове мишка пять звуков» .

    Все работают на местах и самостоятельно делают звуковой анализ слова. Затем воспитатель вызывает к доске того ребенка, кто первым выполнил задание. У доски слово разбирает Миша. «Первый звук мягкий согласный, второй гласный, третий твердый согласный. Мы знаем правило, что звуки «ж, ш» всегда твердые, у звуков «ж, ш» нет мягкой пары, четвертый твердый, пятый гласный». Проведя звуковой анализ слова мишка, дети определяют ударный гласный звук «и» , обозначают его черной фишкой. Читают слово с перенесенным ударением (мишкаа, дети отмечают, что так неправильно. Правильно –миишка.

    Воспитатель спрашивает : «Сколько слогов в слове мишка?» . Дети : «В слове мишка, два слога миш-ка» . Воспитатель : «Какое правило, мы знаем?» . Дети : «Сколько гласных звуков, столько и слогов» .

    4. Звуковой анализ слова мышка. Дети самостоятельно на местах делают звуковой анализ слова. У доски слово разбирает Оля., она также определяет какой первый, второй, третий, четвертый, пятый. Дети также определяют ударный гласный звук, сколько слогов, отмечают, слова похожи по звучанию, отличаются двумя первыми звуками – «м, м» , и вторыми – «ы, и» ,

    5. Игра «Назови слова» . Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю, красную фишки и предлагает детям назвать слава по этой модели-схеме. Как образец называет 2-3 слова данной звуковой структуры (рыба, нога, мама, рука, ваза, папа, каша) .

    Если ребенок называет слово неверно, воспитатель с указкой читает слово по модели и объясняет ребенку его ошибку. В конце игры определяется победитель.



    Публикации по теме:

    «В гостях у бабушки Загадушки». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе за второй квартал Программное содержание. 1. Учить узнавать, различать и выделять отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало,.

    Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история» Тема непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Утиная история»

    Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Незнайкины буквы» Цель: познакомить детей со следующими буквами алфавита 0,П,Р,С,Т, помочь.

    Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Поиски пропавшей буквы» Тема: Поиски пропавшей буквы. Цель: закрепить характеристику звука [й], развивать фонематические процессы, совершенствовать умение проводить.

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Составила старший воспитатель Нестеренко Л. С. Тема: согласный звук Н (Н*, буква Н. Цель: развитие фонематического и речевого слуха, формирование.

    Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В» ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”. ЗАДАЧИ: развивать фонематический.

    Тема: «Безударная гласная»

    Цель: формирование умения подбирать проверочные слова.

    Задачи:

    1. Коррекционные:

    Развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха,
    - развитие умения сравнивать нормы произношения слов с их написанием,
    - обогащение словаря,
    - развитие мелкой моторики и неречевых процессов.

    2. Обучающие:

    Формирование умения подбирать проверочные слова,
    - развитие и совершенствование грамматического оформления речи и построение связного высказывания,
    - предупреждение ошибок, развитие орфографической зоркости.

    3. Воспитательные:

    Развитие познавательной активности детей.

    Оборудование:

    компьютер, резиновые шарики, картина с котёнком, индивидуальные карточки с заданиями, большие карточки со словами на доску, предметные картинки, лото «Безударная гласная», оценочные карточки.

    Ход занятия:

    1. Психологическая установка.

    Наши глаза хорошо смотрят и всё (видят), наши уши внимательно слушают и всё (слышат), наша голова хорошо (думает). Мы всё сможем, всё сумеем, у нас всё получится.

    2. Пальчиковая гимнастика с резиновыми шариками.

    Круговые движения ладонями,
    - поперечные движения всеми пальчиками,
    - круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
    - передача шарика пальчиками,
    - вращение шариков в одной руке.

    3. Я сегодня по электронной почте получила письмо, отгадайте от кого.

    Чуб торчит, сам коротышка,
    Про него есть чудо-книжка.
    Он озорной, в широкой шляпе,
    Живёт в Цветочном городке.
    А ты попробуй, угадай-ка,
    Как все его зовут?

    (Незнайка)

    4. Давайте посмотрим на картинку, что там нарисовано?

    Вот какой рассказ получился у Незнайки.

    К…тёнок.

    У девочки маши жил к…тёнок Пушок. Он любил сидеть на …кне и смотреть на цв…ты. Однажды он решил погулять в с…ду. Зв…рёк спрыгнул с …кна в тр…ву. Пушок подбежал к красивому цв…тку и понюхал его. Вдруг из цв…тка вылетела пч…ла и чуть не ужалила его. К…тёнок испугался и побежал д…мой.

    Как называется этот рассказ? Почему Незнайка не знает, как писать слово «котёнок»?
    Давайте произнесём это слово.
    Какой звук слышится в корне слова?
    -Звук «а».
    Но ведь есть слово «кот», «кошка», «котик». Какие это слова?
    - Однокоренные.
    Почему же в них чётко слышен звук «о»?
    - Потому, что он стоит под ударением.
    Давайте поставим ударение в слове «котёнок».
    Так почему же в корне слова гласная вызвала сомнение?
    - Потому, что она не под ударением.
    Эта гласная называется «безударная».
    Посмотрите на рассказ Незнайки, какую орфограмму не знает Незнайка?
    - Безударную гласную.
    Почему безударная гласная вызывает у Незнайки сомнения?
    - Она слышится нечётко, непонятно.
    Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную?
    - Надо подобрать проверочное слово.

    Давайте сегодня на занятии мы с вами и будем учиться подбирать проверочные слова и научим этому Незнайку.

    5. Как же правильно подобрать проверочное слово, что нужно сделать? Давайте вспомним, что мы вначале выделили в слове «котёнок»?

    1. Поставить ударение.
    2. Найти безударную гласную.
    3. Подобрать проверочное слово.

    6. Какое же слово будет проверочным?

    Перед вами карточки. В скобках написаны слова. В каждом слове выделить корень,
    поставить ударение.

    Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка) Трава
    Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница) Грибы
    Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек, дождевой) Дождь
    В каких словах гласная в корне звучит чётко? Назвать только проверочные слова,
    объяснить, что это

    а) однокоренное слово, с ударной гласной в корне.
    Значит, какую букву надо писать в словах? (Дать пояснение по каждому слову)
    Логопед вывешивает слова на доску, копим словарик. Прочитать эти слова.
    Получилось ли правильно выбрать проверочное слово? Отметить сложность
    выполнения в оценочных карточках.

    7. А сейчас мы с вами будем составлять словосочетания, и нам опять нужно будет
    подобрать проверочное слово.

    Ранняя ос…нь (осина, осенний) Осень
    Чистая в…да (воды, водит) Вода
    Лесная тр…па (тропочка, трап) Тропа
    Высокая г…ра (горка, горе) Гора

    Проверка с объяснением. Какое слово в этом случае будет проверочным, что мы можем сделать?

    б) изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

    Отметить в оценочных карточках, получилось ли у вас правильно выполнить это
    задание.

    8. А сейчас давайте поиграем в игру «один - много».

    

    Логопед пишет проверочные слова на доске, а дети - в тетрадях.
    Например: лиса - лисы.
    А почему эти слова будут проверочными?
    - Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
    (Слова после объяснения детей выставлять на доску)
    В оценочных карточках отметить справились с заданием или нет.

    Они все с орфограммой на безударную гласную, они все существительные.
    Все слова закрыть. Вспомните слова из нашего словарика.
    Детям раздаются карточки со словами, в которых пропущена безударная гласная.
    Д/и «Безударное лото»
    Вставить пропущенную букву, подобрав проверочное слово (буквы на фишках).
    Затем сравнить с написанием слов на доске.
    Отметить сложность задания в оценочных карточках.

    10. Мы с вами всё занятие учились подбирать проверочные слова. Ответьте, какие слова будут считаться проверочными?

    Однокоренные слова, с ударением в корне слова.
    - Можно изменить слова так, чтобы безударная гласная стала ударной.
    Давайте посмотрим, научился ли Незнайка подбирать слова с безударными гласными.
    Прочитать рассказ, объясняя написанные Незнайкой слова.
    В оценочных карточках отметить получилось ли правильно подобрать проверочные слова.



    Ребята, мы сегодня работали с именами существительными, но ведь и в других частях речи может встречаться орфограмма: безударная гласная, посмотрите на наш рассказ. На следующем занятии мы будем продолжать находить безударную гласную в корне слова в разных частях речи.

    11. Подводим итог.

    Чему мы учились?
    Какие слова будут проверочными?
    Что понравилось?
    Кому было трудно?


    Приложение 1.


    Ранняя ос…нь (осина, осенний)
    Чистая в…да (воды, водит)
    Лесная тр…па (тропочка, трап)
    Высокая г…ра (горка, горе)


    Тр…ва (травинка, травушка, травы, травянистый, травка)

    Гр…бы (грибочек, грибной, гриб, грибник, грибница)

    Д…жди (дождь, дождливый, дождит, дождичек)

    Гн…здо (гнёздышко, гнездование, гнездятся, гнёзда)


    Приложение 2.