Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Логопедические занятия с овз. Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ

    Логопедические занятия с овз. Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ

    Конспект первого занятия "Такие разные семьи" в группе для детей с ОВЗ.

    Статья предназначена для логопедов, дефектологов и воспитателей. Предполагается цикл занятий по развитию связной речи у детей с ОВЗ по лексической теме "Семья".
    Возраст детей - 4-7 лет, также занятие может проводиться в старшей группе в ДОУ.
    1.Приветствие:
    Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
    Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
    Здравствуйте, щёчки, плюх-плюх-плюх,
    Пухленькие щёчки, плюх-плюх-плюх.
    Здравствуйте, губки (3 поцелуя).
    Здравствуйте, зубки (постучать зубами).
    Здравствуй, мой носик, пип-пип-пип.
    Здравствуйте, ребята! всем привет!

    2.Пальчиковая гимнастика «Кто живет в квартире»:
    Раз, два, три, четыре,(ритмично сжимать и разжимать ладошки)
    Кто живёт у нас в квартире?
    Мама, папа, брат, сестрёнка, (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
    Кошка Мурка, два котёнка,
    Пес Барбос, щенок и я,
    Вместе дружная семья! (пальцы обеих рук постукивают друг о друга)

    3. Чебурашка в гостях. Ребята, угадайте, кто к нам пришёл сегодня в гости?
    Этот маленький зверёк,
    плюшевый и добрый,
    к нам приехал из страны
    теплой и далёкой.
    У него глаза большие и большие уши,
    чтобы лучше видеть нас,
    чтобы лучше слушать.

    Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам из далёкой страны и скоро нашел хороших друзей. Вы их знаете? (Гена и Галя). Девочка Галя нам с Геной иногда рассказывает про свою семью. И даже дала мне посмотреть картины с разными семьями, хотите я вам их тоже покажу? Раньше не было фотоаппарата и всё рисовали художники. Когда на картине изображены люди, это называется – портрет.

    4.Слайды «Такие разные семьи» . Просмотр и комментирование картин на уровне сюжета, одежды, изображенных членов семьи, их действий и т.п.

    5.Беседа. Художники в своих картинах передают не только портретное сходство, но атмосферу, дух семьи. На портретах сразу видно, что это семья. Кто обязательно есть на каждом портрете? (папа, мама и дети) Как вы думаете, чем все эти семьи похожи (они вместе, дружные, любят и поддерживают друг друга). А чем отличаются (количество членов семьи, возраст, одежда и т.п.)

    6. Игра с мячом по кругу «А у вас?» : Наша семья большая, а ваша… (дружная, крепкая, добрая, здоровая, маленькая, смелая, заботливая).

    7. Физминутка «Мама в дом войдет» :
    Мама в дом войдёт и ахнет: (шагаем на месте, охватываем голову руками)
    Чем у нас в квартире пахнет? (принюхиваться по сторонам)
    Много чем – ответим маме. (пожать плечами)
    Раз – горелыми блинами, (загибать пальцы)
    Два – разлитыми духами,
    Три – штанами в рыбьем жире…
    Мама скажет: а четыре –
    Пахнет стиркой и уборкой, (изображать стирку и подметание)
    А ещё – хорошей поркой! (спрятать руки за спину)

    8. Игра по 1 картинке из слайда «Скажи наоборот» : мама молодая, а бабушка пожилая; папа высокий, а сын низкий; мама худая, а бабушка полная; сын старший, а малыш младший; дедушка строгий, а бабушка мягкая; у папы волосы густые, а у дедушки редкие.
    9. Подведение итогов. Чебурашка: картины нам показали, что даже в давние-давние времена люди объединялись вместе в семьи, гордились своей семьёй, защищали её, находили в своём доме поддержку, тепло и уют, но семьи всегда были разными, потому что и все люди разные, и счастливы по-своему.

    Приложение: Слайды "Такие разные семьи"






    Здравствуйте, уважаемые педагоги и просто любимые читатели. Я Татьяна Сухих, сегодня хочу поговорить на довольно деликатную тему о том, как организовать индивидуальные занятия с детьми, имеющих ограничения по состоянию здоровья.

    Уверенна, вам уже приходилось слышать такое понятие, как «дети с ОВЗ» в детских дошкольных учреждениях. Термин относительно новый, так как появился после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» в 2012-м году и вступления его в силу уже в сентябре 2013-го. В законе говорится о том, что каждый малыш имеет право на получение общего образования независимо от его возможностей.

    Стоит сразу сказать, что пока не существует общей адаптированной программы для детей дошкольников с ОВЗ. Если заглянуть в образовательные основы, написанные по ФГОС, то вам не удастся их найти даже на официальном сайте.

    Благо, что в помощь воспитателям трудятся детские психологи и специалисты медицины, разрабатывающие литературные и другие пособия.

    Пополняем свой запас знаний

    В качестве примера можно привести труд Е.А.Чевычеловой, предлагающий развернутые тематические планы для коррекционной работы с дошкольниками средних групп, имеющих проблемное зрение. Здесь воспитатели ДОО, психологи, дефектологи, а также родители найдут для себя массу полезной информации о развитие у ребенка зрительного восприятия мира, ориентировании его в социально-бытовой сфере и пространственных отношениях.

    Еще одним пособием, которое стоит взять на заметку, является электронный материал о социально-коммуникативном развитие ребятишек, имеющих ограничения в здоровье. Автором А.В.Елоевой было создано пособие максимально соответствующее требованиям ФГОС, которое поможет учителям и воспитателям в социальном сопровождении обучающихся, то есть в планирование совместных и индивидуальных занятий ребенка для успешного раскрытия его потенциала. Такое пособие должно быть обязательным для социального педагога.


    Весьма эффективным способом повышения квалификации для специалистов ДОУ в условиях современности, по моему мнению, являются всевозможные тренинги и форумы. А как вы относитесь к посещению вебинаров? Если положительно, уверенна вы сможете оценить следующие офлайн-вебинары:

    • «Развитие речи детей с ОВЗ», представленный в 2-х частях, с которым вы можете ознакомиться по ссылке http://www.uchmag.ru ;

    • «Индивидуальная комплексная образовательная программа в условиях ИО(инклюзивного образования) детей с ОВЗ», который проведет учитель-дефектолог высшей категории М.Н.Емельянова в 4-х частях http://www.uchmag.ru/ ;

    • «ФГОС НОО: коррекционно — педагогическое сопровождение детей с ОВЗ», где благодаря работе педагога-психолога И.В.Гуреевой вы научитесь включать малышей с ограничениями здоровья в учебный процесс http://www.uchmag.ru ;

    • «Специальные условия обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе с учетом ФГОС» от старшего методиста Н.Н.Куклевой http://www.uchmag.ru .

    Индивидуальные занятия с детьми: основы основ

    Но прежде чем заниматься повышением квалификации, следует знать основные термины и понятия, касающиеся развития дошкольников в ограниченных условиях. Я думаю, что из информации, приведенной выше понятно, что ребенок с ОВЗ имеет временный или постоянный недостаток в развитии. Это может быть связано с его физическими или психологическими особенностями. В основном специалисты разделяют таких воспитанников по следующим категориям:

    1. дети, чья слуховая функция нарушена;

    2. малыши с дисфункцией речи, нуждающиеся в логопедических упражнениях;

    3. дошкольники, у которых имеются зрительные нарушения либо полная слепота;

    4. ребятишки с патологиями опорно-двигательного аппарата;

    5. детки, отстающие в умственном развитии или имеющие проблемы психологического характера;

    6. воспитанники с поведенческим расстройством и нарушениями в общении.

    Исходя из определения детских особенностей ОВЗ, воспитатель планирует проведение занятий для всей группы, ориентированное на индивидуальные особенности конкретного ребенка или нескольких детей.


    Что нужно знать о здоровье детей и их обучении?

    Малышам той или иной категории свойственны некоторые характерные черты, которые стоит учесть.

    1. Например, ребятишки с нарушением слуха будет труднее воспринимать материал, в связи с чем, нарушается память, речь и мышление в принципе. Малыши могут быть обидчивыми, замкнутыми и невнимательными не зависимо от возраста. В занятиях с такими детьми следует делать ударение на улучшение пространственного восприятия и координации движений. Нужно учитывать, что ребята с ограничениями слуха отлично читают по губам, чем можно воспользоваться, произнося тексты четко, с использованием положительных мимических жестов. Также пригодятся картинки с надписями, запоминая которые дошкольник старшей группы меньше пропускает буквы в словах, то есть усиливает зрительное восприятие.

    2. Детки с нарушением зрения требуют тщательного распределения зрительных нагрузок. Занятия также должны ориентировать ребенка в пространстве, а также социально-бытовой сфере. Огромную роль в занятиях с такими малышами играют игры, развивающие мелкую моторику, а также осязание. Воспитателю пригодятся логопедические знания и умение управлять мимикой лица. Детки, не имеющие возможности хорошо видеть, могут при этом иметь отличный слух. Поэтому педагогам сгодятся аудио материалы, игры с музыкой или танцы.

    3. ЗПР(задержка психического развития) у воспитанников ДОУ характеризуется высокой степенью физической активности ребенка, его неусидчивостью, невозможностью сконцентрироваться на занятии или выполнить его самостоятельно. Поэтому информационные материалы, возможно, будет легче преподнести в процессе подвижной игры.

    4. А вот для ребят с нарушениями опорно — двигательного аппарата больше всего важна психологическая поддержка, воспитание неунывающих взглядов, оптимистичного отношения не только к себе, но и своим близким. Важно, чтобы в этом процессе участвовали педагоги-психологи, труженики медицинской отрасли и, конечно, родители. Роль заботливых мам и пап неоценима в процессе развития детей с ОВЗ. Тем более, что у них на много больше возможности проводить индивидуальные занятия с учетом потребностей своего малыша, чем у воспитателя в детском саду.

    Что еще нужно знать об инклюзивном образовании?

    Объяснить это опекунам должен именно педагог. Тем более, что первым действием в алгоритме принятия дитя с ОВЗ в детский сад является встреча с родителями. Ведь последующие составление планов занятий включает в себя рекомендации психолого — медико — педагогической комиссии (ПМПК) и заключения после беседы с мамой и папой.


    Конспекты воспитателя также будут ориентированы на заключение ПМПК согласно определению ребенка с ОВЗ в ту или иную группу для инклюзивного образования.

    Инклюзивное образование – понятие, которое появилось вместе с законом «Об образовании в Росийской Федерации» в 2012 году. Оно подразумевает полноценное совместное обучение детей с ОВЗ с ребятами, не имеющими никаких ограничений.

    И так группы могут иметь комбинированную и компенсирующую направленность.

    В первом случае, имеется в виду, что ребенок ограниченный особенностями здоровья будет развиваться вместе со всеми остальными детьми без таких ограничений. В этом случае, законом не было придумано что-то новое. И раньше ДОУ посещали дети с плохим зрением или слухом. Поправки в законе скорее подтолкнули к посещению общих групп в детском саду детей с психологическими или физическими особенностями. Раньше родители и опекуны чаще отдавали предпочтение специальным – закрытым учреждениям или домашнему обучению.

    Компенсированная направленность в образовании подразумевает детские коллективы, которые посещают малыши с одним и тем же нарушением в развитии. Количество детей в таких группах ограничено и до достижения воспитанниками младшего 3-х летнего возраста чаще всего не превышает 6 человек. Принять большее количество ребят детский сад может уже в средние и старшие дошкольные группы. Однако число малышей все равно может ограничиваться согласно категории ОВЗ.

    Конечно же, сейчас мы – педагоги и воспитатели, стали более квалифицированными в этом вопросе. Образовательная программа совершенствуется с каждым годом. Но согласитесь, не бывает так, чтобы не оставалось вопросов по индивидуальным занятиям с детьми, тем более в столь щепетильном вопросе. Выскажите своё мнение и если вы работаете в саду, то поделитесь своим опытом.

    Всегда актуальной тема развития детей с ОВЗ будет для их родителей, поэтому, уважаемые читатели, подписывайтесь намой блог, а я чем смогу, помогу и отвечу на ваши вопросы. На сегодня я прощаюсь с вами, до новых встреч!

    С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

    Юлия Цибирова
    Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ. Тема «Школьные принадлежности».

    Цель : Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей , развивать желание учиться.

    Задачи :

    Развитие артикуляционной и ручной моторики;

    Развитие синтаксической стороны речи;

    Развитие лексико-грамматического строя речи;

    Развитие фонематического анализа.

    Учить образовывать притяжательные прилагательные множественного числа;

    Развитие слухового и зрительного внимания;

    Развитие памяти и логического мышления;

    Развитие пространственных представлений;

    Продолжать развивать связную речь;

    Воспитывать бережное отношение к школьным принадлежностям .

    Артикуляционная гимнастика

    Сегодня мы с вами будем солнышками.

    Солнышко проснулось - улыбнулось (УЛЫБКА)

    Потянулось - (ТРУБОЧКА, чередование улыбки и трубочки

    Солнышко сделало зарядку (ЧАСИКИ, (КАЧЕЛИ)

    Умылось - (ПОЧИСТИМ ЗУБКИ)

    Позавтракало- (ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ) и пошло на улицу гулять

    Встретило БУЛЬДОЖКУ (язык между нижними зубами и нижней губой)

    Вместе они пошли кататься на горку (ГОРКА)

    Подули на язычок, как у нас водичка льется? СССССС

    Упражнения с массажными мячиками

    Ежик колет нам ладошки.

    Поиграем с ним немножко.

    Если будем с ним играть –

    Будем ручки развивать.

    Ловкими станут пальчики.

    Умными будут девочки и мальчики.

    Ежик нам ладошки колет.

    Ручки нам готовит к школе !

    Орг. Момент.

    Ребята послушайте и попытайтесь отгадать загадки.

    Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

    А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (Портфель)

    Черный Ивашка - деревянная рубашка.

    Где носом пройдет - там заметку кладет. (Карандаш)

    То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

    Можешь и нарисовать.

    Что такое я? (Тетрадь)

    Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)

    Природу любить, Стариков уважать. (Учитель)

    Любим нос везде совать : И чертить, и рисовать.

    Все раскрашиваем сами, Разноцветными носами. (Карандаши)

    Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

    Правильно, сегодня на занятии мы поговорим о школе и о школьных принадлежностях .

    Лексическая работа

    Ребята, а кто-нибудь знает, чем школа отличается от детского сада? (Ответы детей )

    – Как называют детей , которые ходят в школу ? (Ученик, ученица, школьник , школьница )

    – А как называют детей , которые учатся в одном классе? (Одноклассники, одноклассницы.)

    – А кто учит детей в школе ? (Учит детей в школе учитель , учительница.)

    – За чем дети сидят в школе ? (Дети сидят в школе за партами .)

    А теперь давайте выйдем с вами на коврик и немножко поиграем.

    Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки. Что на них нарисовано (Цветные карандаши, акварель, букварь, дневник, спортивная форма, первоклассник, звонок, шариковая ручка, мешок для обуви, альбом для рисования).

    – Какие ещё школьные принадлежности вы знаете ?

    Что изменилось? (Развитие зрительного внимания и памяти, развитие фонематического анализа).

    На ковролине выкладываются картинки с изображением различных школьных принадлежностей . Дети запоминают, в какой последовательности они разложены. Затем дети отворачиваются. Логопед меняет последовательность изображений. Что изменилось? Исправьте ошибку.

    На какой звук начинается этот предмет

    «Найди и назови» (Развитие пространственных представлений) .

    А теперь скажите пожалуйста, что находится между шариковой ручкой и стирательной резинкой?

    Что находится справа от тетради?

    Что находится над глобусом?

    Что находится слева от пенала?

    Физкультминутка «У меня в портфеле…»

    Я называю слово, если этот предмет относится к шк. принадлежностям вы хлопаете в ладоши, если нет - приседаете.

    Слова : ваза, фонарик, ластик, холодильник, акварель, удочка, пенал, шкаф, циркуль, шариковая ручка, кукла

    Заучивание стихотворения С. Маршака по мнемотаблице (со словарной работой) :

    А теперь внимательно слушайте стихотворение и следите за моей указкой. Каждое предложение будет соответствовать определенной картинке.

    Семь ночей и дней в неделе.

    Семь вещей у нас в портфеле :

    Промокашка и тетрадь.

    Ручка, чтобы ей писать,

    И резинка, чтобы пятна

    Подчищала аккуратно,

    И пенал, и карандаш,

    И букварь – приятель наш.

    Какие вы молодцы как быстро выучили стихотворение. А теперь давайте немного поиграем в мяч.

    Игра с мячом (Образование прилагательных от сущ.)

    Я буду называть вам предмет и говорить из чего он сделан, а вы мне будете говорить какой он .

    – Звонок из металла – звонок, какой? (Металлический) .

    – Дневник из бумаги, – какой? (Бумажный)

    – Шариковая ручка из пластмассы? – (Пластмассовая)

    Мешок для сменной обуви из ткани? – (Тканевый)

    – Цветной карандаш из дерева, какой? (Деревянный)

    – Пенал из пластмассы? (Пластмассовый)

    – Ластик из резины – ластик, какой? (Резиновый, жесткий, мягкий)

    – Портфель из кожи, – какой портфель? (Кожаный)

    Спортивный костюм из трикотажа? (Трикотажный)

    Игра «Магазин» (Работа над грамматическим строем речи.)

    Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Магазин» . У каждого из вас на столе лежит конверт с разрезанной на части картинкой. Соберите эту картинку. А на ковролине изображен магазин с полками, на которых лежат такие же предметы но в большом количестве. Будем составлять предложения из пары слов по такому образцу, слушаем внимательно. «У меня одна пластмассовая линейка, а в магазине много пластмассовых линеек».

    Шариковая ручка – У меня одна шариковая ручка, а в магазине много шариковых ручек.

    деревянный карандаш – У меня один деревянный карандаш, а в магазине много деревянных карандашей.

    резиновый ластик – У меня один резиновый ластик, а в магазине много резиновых ластиков.

    металлический звонок – У меня один металлический звонок, а в магазине много металлических звонков.

    пластмассовый пенал – У меня один пластмассовый пенал, а в магазине много пластмассовых пеналов.

    тканевый мешок – У меня один тканевый мешок для обуви, а в магазине много тканевых мешков для обуви.

    Предложения-нелепицы (Развитие синтаксической стороны речи.)

    Молодцы, ребята вы хорошо составляете предложения, но есть дети, которые не умеют составлять предложения, вот послушайте и исправьте предложения-нелепицы.

    Кисточка рисовала Валю. (Валя рисовала кисточкой.)

    Первоклассник поставил двойку учительнице. (Учительница поставила двойку первокласснику.)

    Букварь учиться по Славе. (Слава учиться по букварю.)

    Пенал положил Вову в портфель. (Вова положил пенал в портфель.)

    Шариковая ручка написала письмо Ване. (Ваня написал письмо шариковой ручкой.)

    Цветы раскрашивают Клаву акварелью. (Клава раскрашивает цветы акварелью.)

    Уроки записали первоклассника в дневник. (Первоклассник записал уроки в дневник.)

    Развитие внимания и графомоторных навыков

    А сейчас посмотрите внимательно на картинки и раскрасьте цветными карандашами только школьные принадлежности .

    Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили?

    Какие новые слова вы узнали?

    Молодцы ребята! Вы хорошо сегодня поработали!

    Публикации по теме:

    Интегрированное занятие в подготовительной группе «Школьные принадлежности» Bиды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная. Цели: развивать мышление,.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Тема: «Звук [Ш]» Звук [ш] Цели: - Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях; - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;.

    Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции ОНР (подгот. Возраст) Тема: Дифференциация С-Ш, З-Ж. ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С-Ш], З - Ж В ТЕКСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРАФИКО-ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «ДЕРЕВЬЯ.

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Постановка звука [С] по подражанию. Лексическая тема «Дом. Мебель» ТЕМА: ПОСТАНОВКА [С] ПО ПОДРАЖАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ДОМ. МЕБЕЛЬ ОБОРУДОВАНИЕ: картинки мебели, картинки артикуляционных упражнений, игра.

    Медведева Светлана Викторовна
    Должность: учитель-дефектолог
    Учебное заведение: ГБОУ школа-интернат №2 г.о. Жигулевск
    Населённый пункт: г. о. Жигулевск, Самарской области.
    Наименование материала: Методическая разработка индивидуального занятия
    Тема: Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ.
    Дата публикации: 08.11.2016
    Раздел: среднее профессиональное

    ГБОУ школа-интернат № 2 г.о. Жигулевск. Конспект индивидуального занятия с ребенком с ОВЗ (7 лет) Тема: «Осень». Учитель-дефектолог Медведева С.В. 2016 г.

    Коррекционно-развивающие цели занятия:
    Развитие познавательной деятельности, пространственно-временных представлений, речи и ручной моторики у ребенка с ЗПР, ДЦП.
    Задачи:
    1. Развивать умение составлять рассказ-описание времени года с опорой на предметный план. 2. Формировать представления о временных последовательностях: временах года, осенних месяцев. 3. Совершенствовать умение ориентироваться на плоскости листа, определяя верх-низ, середину листа, правую и левую стороны по образцу. 4. Развивать зрительно-моторную координацию с помощью упражнения скольжения пальчиком по нарисованной траектории с направляющей помощью педагога. 5. Развивать подвижность и координацию движений пальцев рук через пальчиковую гимнастику. 6. Развивать графические навыки в изображении округлых фигур. 7. Закреплять навыки счета предметов в пределах 4. 8. Развивать умение осуществлять самоконтроль по ходу деятельности. 9. Развивать умения работать по словесной инструкции, умений доводить начатое дело до конца.
    Оборудование и материалы:
    1. Дидактические пособия и наглядный материал: картинка осени в виде девушки, магнитные фрагменты к сюжетной картинке «Осенью», пособие «Братцы месяцы», пособие «Деревья осенью» (береза, дуб, рябина, клен); вырезанные из цветного картона листики березы, дуба, рябины, клена.
    2. Лист ватмана А-3, разделенный на 4 части для рисования, зеленый карандаш. 3. Лист ватмана А-3 с нарисованной петляющей дорожкой и наложенными контурными изображениями листьев. 4. Наклейки осенние. 5. Аудиозапись музыки Чайковского Осень. Октябрь.
    Ход занятия.

    I. Организационный момент.
    Эмоциональный настрой. Педагог: - Саша! посмотри, кто к нам в гости пришел? Ребенок: - Осень.
    II. Основная часть.

    1.
    Дидактическая игра «Собери осеннюю картинку». Актуализация полученных ранее знаний. Уточнение временных понятий: настоящее время года (осень), осенние месяцы (названия, количество), признаки осени: на небе, в воздухе, на земле. Педагог: - Саша! Давай порадуем осень и соберем для нее осеннюю картинку. Ребенок берет отдельные фрагменты осенней картинки, прикрепляет к магнитной доске и называет действие, которое происходит обычно осенью. Педагог по ходу беседы уточняет расположение элементов картины на вертикальной плоскости (верх-низ), при необходимости, поправляет ответы.
    2.
    Дидактическая игра «Братцы-Месяцы». Педагог: - У нашей Осени есть братцы, ты с ними знаком. Как их зовут? Ребенок называет осенние месяцы. Педагог уточняет, что это за братцы? (Осенние месяцы) Педагог: - Разложи по порядку месяцы (какой братец и за кем шагает). Педагог уточняет, какой сейчас месяц (октябрь), какой наступит после. Уточняет, какое время года наступит после осени.
    Динамическая пауза.
    Пальчиковая гимнастика "Капуста" Так капусту мы рубили (ребрами ладоней слегка стучать)
    И вот так ее солили, (щепотками обеих рук "солить") Отжимали ручками, (сжимать и разжимать кисти рук) Собирали в кучку мы. (собирать в кучку воображаемую капусту) В банку затолкали, (кулачками забивать ее в воображаемую банку) Крышкой закрывали. (крутить одной рукой, затем другой)
    3.
    Повторение. Игра «Узнай дерево». Педагог: - В осеннем лесу растут разные деревья. Расскажи Осени, какие деревья ты знаешь? (опора на картинки). Ребенок показывает дерево, стараясь правильно его назвать. (Названия деревьев - береза, рябина, дуб, клен). Совместное наблюдение за различной формой и цветом листочков. Описание формы педагогом. Описание формы ребенком. Педагог: - У березы листик березовый, а у дуба – дубовый и т.д.) Закрепление. Педагог: - Какой листик у берёзы, клена, дуба, рябины? Ребенок с помощью педагога старается правильно назвать листики знакомых деревьев.
    4.
    Игра «Собери листочки». Педагог: - Осень приглашает тебя прогуляться по осеннему лесу! Иди пальчиком по дорожке и собирай встретившиеся листики. Назови листики правильно. Ребенок пальчиком скользит по нарисованной траектории, останавливается, находит контурный рисунок из наложенных изображений (2 знакомых листика). Старается узнать листик и правильно его назвать («Я нашел берёзовый листик…, кленовый, дубовый, рябиновый»).
    5.
    Игра «Разложи по порядку». Педагог: - Вспомни и разложи по порядку слева-направо листочки в той последовательности, в какой ты встречал их в лесу. Посчитай, сколько ты собрал листиков?
    Ребенок раскладывает листочки слева-направо в соответствующем порядке и пересчитывает их (1-4)
    Динамическая пауза. Упражнения для нормализации тонуса мышц рук.

    (звучит музыка Чайковского Осень. Октябрь.)
    Листья осенние тихо кружатся Листья осенние тихо кружатся, (плавные расслабляющие движения кистями рук слева направо) Листья нам под ноги плавно ложатся (плавно кладем руки на стол ладонями вниз) И под ногами шуршат, шелестят, (трем ладошки друг о друга) Будто опять закружиться хотят. (поднимаем ручки вверх и плавно ими машем)
    6.
    Рисование округлых форм – «Капуста». Счет предметов в пределах 4. Педагог: - Осенью поспевают овощи. Капусту складывают на хранение в погреба. Разложи всю капусту в ящики (рисование кругов в ограниченном пространстве с небольшой помощью). Посчитай, сколько вилков капусты ты сложил в ящики.
    III. Итог занятия.
    Педагог: - Понравилось ли тебе путешествовать с красавицей Осенью? Порадуй её стихотворением. Ребенок читает наизусть стихотворения об осени. Педагог: – Осень тоже тебя благодарит за старание и дарит тебе наклейки для календаря погоды. Занятие окончено.