Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Индивидуальное занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале игры "веселый маршрут". Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков Развитие речи у детей

    Индивидуальное занятие по дифференциации свистящих и шипящих звуков на материале игры

    Подберите упражнения, необходимые для постановки “ р “.

    1. Под языком быстрыми колебательными движениями двигать ватной палочкой, ребёнок при этом произносит да или тж.

    2. «Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

    3 «Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

    4. Постановка Р из межзубного положения.

    Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.

    Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

    В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка!

    5. "Автомат": губы в улыбке, зубы соединены, часто произносить Д-Д-Д.

    6. "Протолкни язычок": то же положение, только язык проталкивать сквозь сомкнутые зубы с усилием. 5-7 раз.

    7. «Пылесос»- пылесос хорош также для развития подвижности кончика языка.Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД(пылесосим) и при этом включаем звук пылесоса. При правильном выполнении слышится звук Р.

    8. Упражнения-слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

    дыдыдыдыдыды....адыдыадыды....тыдытыдытыды.

    дыдадыдадыда...адыдаадыда...тыдытыдытыды....

    дыдодыдодыдо...адыдоадыдо...тыдотыдотыдо...

    9. "Болтушка (или "Индюк"): высунутый широкий язык на звуке А выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный Р. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации Р. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

    10. Ребенок произносит звук Ж, длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончк языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный Р. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного Р в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

    11. Выполняется в 3 приема:

    1) присосать язык к твердому небу ("Грибок")

    2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

    3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

    Речевой и дидактический материал для дифференциации шипящих и свистящих звуков.

    Дифференциация свистящих и шипящих звуков

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ш]

    Произносить слоги, учиться различать звуки [С], [Ш].

    са-ша ша-са са-ша-ша

    сы-ши ши-сы СЫ-ши-ШИ

    сэ-ше ше-сэ сэ-ше-ше

    со-шо шо-со со-шо-шо

    су-шу шу-су су-шу-шу

    са-ша-са ша-са-ша

    сы-ши-сы ши-сы-ши

    сэ-ше-сэ ше-сэ-ше

    со-шо-со шо-со-шо

    су-шу-су шу-су-шу

    Произносить слова, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Саша, Сашенька, сынишка, старушка, солнышко, смешной, суша, сушка, старший, сушить, смешить, спешить, слушать, страшный, шест, шерсть, шалость, шелестеть, шесть, душистый, пушистый, трусишка, бесшумный. Писать - решать Коса - каша

    Лиса - Миша Шалаш - салат

    Кусок мешок Сила -шило

    Носок -пушок Каска- кашка

    Сумка -шутка Маска -Машка

    Крыса- крыша Миска- мишка

    Проговаривать предложения, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Саша съела шесть сушек. Из шалаша выскочила страшная крыса. Чуть слышно шелестят камыши и осока. Саша пошёл в лесок и собрал мешок сосновых шишек. У старушки шаль из красной шерсти. По шоссе спешат машины. Пушистая кошка бесшумно подкралась к мышке. Сынишка сочинил смешной стишок. Рядом с ромашками растёт душистый горошек. Сети сушатся на солнышке на шестах.

    Выучить стихотворения, учиться различать звуки [С], [Ш].

    ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ

    На лугу горошек, кашка,

    А кувшинки у реки,

    Вдоль дорог цветут ромашки,

    А на поле - васильки.

    Колокольчик на опушке

    Мне кивает головой.

    Колокольчик на опушке

    Светло-синий, голубой.

    В огороде нашем

    Нет редиски краше.

    Как сочна, красна, кругла

    Не смотрите, что мала.

    Я песком посыплю густо

    Всю дорожку у ворот,

    А ещё ступеньки, спуски,

    Потому что - гололёд.

    Дед Мороз принёс подарки:

    Шашки, шахматы и марки,

    Кукол, мишек и машины,

    Две хлопушки и пингвина,

    Шоколадок полмешка

    И пушистого щенка.

    НА ЧТО ПОХОЖИ ЛИСТЬЯ

    Намою ладошку лист похож у клёна,

    Осенью - оранжевый, летом он зелёный.

    Словно перышки, листочки у рябинки,

    Что склонилась тихо над тропинкой.

    У осины листья, как монеты,

    У каштана - словно опахала,

    Было листьев очень много летом,

    Осенью их очень мало стало.

    Самый первый день весны,

    Самый-самый первый.

    На опушке, у сосны,

    Распустилась верба.

    Проговаривать скороговорки, учиться различать звуки [С], [Ш].

    Стеша спешила,

    Рубашку шила,

    Да поспешила -

    Рукав не дошила.

    Кукушка кукушонку

    Купила капюшон.

    Как в капюшоне

    Он смешон.

    Подготовить пересказ, учиться различать звуки [С], [Ш] в тексте.

    У Саши пушистая кошка Салли. Салли послушная. Она бесшумно ходит по дому. Часто кошка спит на солнышке. А когда стемнеет, кошка ловит в сарае страшных мышей.

    АЛЁШИНА ШАПКА

    Шёл Алёша из школы и увидел на старой черешне полосатую кошку. Алёша хотел спугнуть кошку и бросил в неё шапку.

    Шапка повисла на ветке. Что делать? Пришлось Алёше лезть на черешню за шапкой. Будешь знать, как шалить, Алёша!

    Отработав произношение звуков [С] и [Ш] в словах, провести подвижные игры.

    БЕЛКА СМЕЛКА Белка Смелка в лес ходила, Идут по кругу, взявшись за руки

    Белка с ёлки шишки сбила. Останавливаются, четыре прыжка на носочках.

    Шишки сбила, шишки ела Поочерёдно подносят руки ко рту.

    Шишки ела, нам велела.

    А мы шишек не едим, Бегут по кругу.

    Белке смелке отдадим. Останавливаются, делают бросательные движения.

    Вот на ветках, посмотри По четыре хлопка руками по бокам и

    В красных майках снегири по четыре наклона головы. Распушили перышки, На первое слово частые потряхивания руками,

    Греются на солнышке. - Головой вертят, на второе - хлопок по бокам

    Улететь хотят! По два поворота головы на каждую строку

    Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по группе, взмахивая руками

    За метелью! За метелью!

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ -[Ж]

    Проговаривать слоги, учиться различать звуки , [Ж].

    за-жа жа –за за-жа-жа

    зы-жи жи -зы зы-жи-жи

    зе-же же-зэ зе-же-же

    зо-жо жо-зо зо-жо-жо

    зу-жу жу-зу зу-жу-жу

    за-жа-за жу-зу-жу

    зы-жи-зы жи-зы-жи

    зэ-же-зэ же-зэ-же

    зо-жо-зо жо-зо-жо

    Проговаривать слова, учиться различать звуки , [Ж].

    Зажим, зажать, зажигалка, железо, жизнь, забежать, задержать, закружить, завизжать Звук - жук Зал - пожар

    Роза - рожа Коза - кожа

    Лиза - лыжа Гроза - дрожать

    Лизать - держать Тазы - ужи

    Сказать - бежать Корзинка -пружинка

    Разный - бумажный Резвый - нежный

    Проговаривать предложения, учиться различать звуки , [Ж].

    Возле лужи - зелёная жаба. Бронзовые жуки зажужжали над розами. У Зои жёлтый резиновый зайка. Зина зажигает газовую плиту. Дядя Жора режет железо. Зоя любит золотистое желе из крыжовника. Желатин нужен для заливного.

    Выучить стихотворение, учиться различать звуки , [Ж]

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ

    Серый козлёнок,

    Жёлтый утёнок,

    Ёжик-иглун,

    Зайка-скакун -

    К нам приходите,

    Сон приводите.

    Встаньте, зверюшки,

    Ближе к подушке.

    Сон посерёдке,

    Тихий и кроткий.

    Подготовить пересказ, учиться различать звуки -[Ж].

    Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла его на зелёную лужайку.

    Отработав произношение звуков и [Ж] в словах, провести подвижную игру.

    Дождик, дождик, веселей! Четыре прыжка на носочках.

    Капай, капай, не жалей! Ещё четыре прыжка.

    Только нас не замочи! Потянулись, сомкнули руки над головой.

    Зря в окошко не стучи Четыре прыжка на левой ноге.

    Брызни в поле пуще: Четыре прыжка на правой ноге.

    Станет травка гуще!. Потянуться, руки вверх.

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]--[Ш]-[Ж]

    Произносить цепочки слогов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

    са-за-ша-жа са-ша-за-жа са-жа-за-ша

    сы-зы-ши-жи сы-ши-зы-жи сы-жи-зы-ши

    сэ-зэ-ше-же сэ-ше-зэ-же сэ-же-зэ-ше

    со-зо-шо-жо со-шо-зо-жо со-жо-зо-шо

    су-зу-шу-жу су-шу-зу-жу су-жу-зу-шу

    Произносить цепочки слов, учиться различать звуки [С], , [Ш], [Ж].

    Сани - залы - шарик - жало

    Суп - зуб - шут - жук

    Сом - зонт - шов - жор

    Лиса - Лиза - Луша-лыжа

    Пасу - козу - укушу - вяжу

    Носок - возок - мешок - снежок

    Учимся различать звуки [С], , [Ш], [Ж] в предложениях.

    У Оксаны плюшевый жираф и заводная мышка. Жёлтые розы стоят возле книжного шкафа. Женя катает зайку и собаку в жёлтой машине. Саша и Жанна забежали за Машей. Возле кустов жёлтые ромашки. За забором жасмин и шиповник. На дне рождения дети ели мороженое, шоколад и арбузы.

    Выучить потешки, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж]в словах.

    Петушок, петушок

    Носит красный гребешок,

    На сапожках шпоры,

    На хвосте узоры.

    Конь бежит,

    Вся земля дрожит

    В поле травушка-муравушка

    Ничком лежит.

    Петушок в сапожках

    Песни поёт.

    Курочка в серёжках

    Избушку метёт.

    Весна-красна

    На чём пришла?

    На жёрдочке,

    На бороздочке,

    На овсяном колосочке,

    На пшеничном пирожочке.

    Выучить стихотворения, предварительно отработав правильное произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах.

    Кукует кукушка в лесу, на опушке,

    В болоте, за кочкою спорят лягушки,

    В сарае в соломе заблеял ягнёнок,

    В ночном возле речки заржал жеребёнок.

    В кроватке не спит наш Кирюшка упрямый,

    Сынишке поёт колыбельную мама.

    И глазки закрыл непослушный сынишка,

    И выпал из рук его плюшевый мишка.

    ПЕРВЫЙ СНЕГ

    Первый снег пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падает, ложится.

    Тёмный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно.

    Стали дни коротки,

    Солнце светит мало.

    Вот пришли морозы.

    И зима настала. (И.Суриков)

    СНЕЖИНКИ

    На что похожи лёгкие снежинки?

    Ответить сложно, я скажу вам прямо.

    На звёздочки, на искорки, на льдинки

    И на салфетку, что связала мама.

    НЕНАСТЬЕ.

    Не пускают в гости Настю.

    На дворе с утра ненастье.

    Дождь косой стучит в окно,

    Даже днём уже темно.

    На газонах грязь и лужи,

    Ветер в лужах листья кружит.

    ЧТО ЗА ЧЕМ?

    За зимой весна, за летом осень,

    Отзвенит капель, придёт жара,

    А потом деревья листья сбросят,

    И наступит снежная пора.

    Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж].

    В БЕРЛОГЕ

    Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый Мишка берлогу. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит Мишка, с боку на бок переворачивается. Над его берлогой наросла белая снежная крыша. Медведь продышал в ней круглую дырку. И над берлогой вьётся тонкий парок. (по В.Бианки)

    МАЙСКИЙ ЖУК

    Развернулись на берёзах нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Выползают из-под земли майские жуки. Очистит жук от земли лапки, расправит крылышки и полетит. Много таких жуков в мае, оттого их майскими и прозвали. (по Г. Скребицкому)

    Женя и Жанна пошли за ежевикой. За ними побежала Жучка. Ежевика растёт на опушке леса. Женя собирала ежевику в жёлтую кружечку, а Жанна - в большой кувшин. Вдруг Жучка залаяла. Она увидела ежей в зарослях ежевики. А Женя испугалась, уронила кружечку, рассыпала ежевику. «Не плачь, Женя, ежевики много, наберём ещё»,- сказала Жанна.

    Отработав произношение звуков [С], , [Ш], [Ж] в словах, провести подвижные игры.

    Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, расставив руки в стороны.

    Листья нам под ноги тихо ложатся приседают

    И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево.

    Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся на носочках.

    СНЕЖНАЯ БАБА

    Сегодня из снежного мокрого кома идут по кругу,

    Мы снежную бабу слепили у дома катят перед собой воображаемый ком.

    Стоит наша баба у самых ворот Показывают руками изображение бабы.

    Никто не проедет, никто не пройдет Грозят указательным пальцем

    Знакома она уже всей детворе,

    А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!» идут по кругу,

    (И.Демьянов)

    5. Какие виды работ возможны для развития фонематического восприятия?

    Работа над формированием фонематического восприятия предполагает следующую последовательность:

    *На первом этапе обучения звуковому анализу используются гласные звуки а,у,и. Дети определяют первый гласный звук в начале слова, последовательность гласных звуков (например, ау - 1ый а; 2ой - у).

    *Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Дети учатся выделять согласный из конца слова (кот, мак). Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, там).

    *Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (мак) и двусложных (коза) слов и составляют соответствующие схемы.

    *Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных (стол), трёхсложных (канава). Усваиваются термины: слог, согласные звуки, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

    *Параллельно дети знакомятся с буквами, которые затем сливаются в слоги. Важно, чтобы с самых первых упражнений в чтении нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок читал по слогам. Необходимо следить за тем, чтобы дети понимали прочитанные слова и предложения.

    В качестве примера предлагается описание последователь­ности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш.

    Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытяну­ты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альве­олам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднима­ется к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении зву­ка с узкая и холодная, а при произношении звука ш - ши­рокая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с нере­чевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш - с шипением змеи.

    Для закрепления предлагаются следующие упражнения:

      Определить звуки по беззвучной артикуляции.

      Определить артикуляцию произнесенного логопедом звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное восприятие нижняя часть лица закрывается.

    Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления.

    Упражнения для произносительной дифференциации: 1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с оди­наковой гласной, затем с разными гласными:

    шу-су ши- сы

    со-ша су-ша шо- са шу- са

    суш- шус шис- сош

    сы-ша ши-са

    ша- са шо- со

    са-шо са-шу са-ши ша- со ша- су ша- сы

    саш - шас сош - шос

    саш- шус шос- суш

    2. Чтение слов, запись слов под диктовку.

      Поднять соответствующую букву после произнесения слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.

      Придумать слоги со звуками с и ш.

      Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот.

      Диктанты слогов со звуками с к ш.

    Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фоне­матического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, оп­ределение последовательности, количества и места звука в слове.

    1. Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед называет слова, в которых звуки с и ш находятся в начале, а затем в середине и в конце слова.

    Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.

      Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере­ дина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (с или ш), затем определяется его место в слове. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан­ ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры­ ша.

      Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.

      Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

      Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.

      Разложить картинки со звуками с или ш под соответ­ ствующими буквами.

      Записать слова в два столбика: в первый - слова со звуком с, во второй - со звуком ш.

      Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву­ чание этих слов и найти, в чем их различие.

    И. Игра в лото 1 . Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками сии/. Игра может проводиться в двух вариантах:

    а) Детям раздаются карточки и буквы сию. Логопед назьюает слово. Ученик должен найти соответствующую кар­ тинку на своей карточке, определить, какой звук слышится в этом слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.

    б) Детям раздаются карточки лото и полоски, разделен­ ные на три части. На двух полосках буквы сию написаны в начале полоски, на двух других- в середине, на осталь­ ных- в конце.

    Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове или ш), его место (начало, середина, конец), и закрывают картинку соответствующей полоской.

      Диктанты слов со звуками сию.

      Составление слов со звуками с и ш из букв разрезной азбуки.

      Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука с или ю.

    Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

    Цель: с помощью игровой мотивации стимулировать и облегчить уточнение и сравнение артикуляции свистящих и шипящих звуков и закрепить их правильное произношение в речи.

    • Дидактические:
    отработка правильной артикуляции свистящих и шипящих звуков и их автоматизация, учить дифференцировать свистящие ишипящие звуки.
  • Развивающие:
  • развитие артикуляторной моторики и фонематического слуха, слухового внимания и памяти, формирование речевого дыхания.
  • Воспитательные:
  • выработать положительную мотивацию к выполнению задания и навыки самоконтроля.
  • Практические:
  • правильно использовать в своей устной речи звуки и фонемы русского языка, соблюдая правильное звукопроизношение.

    Оборудование: зеркало, карточки с образами артикуляционных упражнений и образами звуков, карточка с Язычком, игра «Веселый маршрут».

    Ход занятия

    Организационный момент

    – Представьте, что наш Язычок отправился на прогулку. Давайте посмотрим, кого он там встретил. Ребенок и логопед садятся перед зеркалом.

    1. Артикуляционная разминка.

    Педагог: Сегодня мы будем учиться различать свистящие звуки З – С и шипящие Ж – Ш.

    Посмотри на картинки – образы этих звуков и объясни сходство и различие в их артикуляции. (Ребенок вспоминает, как можно различать звонкие и глухие звуки путем кинестетических ощущений, затем выполняет артикуляционные упражнения .)

    Упражнения:

    • со звуком [с] – “ Насос”(выполняя характерные движения и произносить звук [с]);
    • со звуком[з] – “ Комар” (песенка комарика – звук [з]);
    • со звуком [ж] – “ Жук” (песенка жука – звук [ж]);
    • со звуком [ш] – “Змея” (как шипит змея – звук [ш]).

    Следим за правильной артикуляцией звуков.

    2. Чистоговорка на дифференциацию звуков: [ш], [с], [з]

    Про мышей

    В тишине шептали мышки,
    Что мышата меньше шишки,
    Что пушистой кошке Мушке
    Лучше спать бы на подушке,
    A не бегать за мышами,
    Не шуршать бы камышами.
    Но от шёпота мышей
    Вся у кошки встала шерсть.
    Шевелит она ушами:
    «Не пора ли за мышами?»
    Если слышит мышек кто-то,
    Начинается охота.
    Лучше б мыши-глупыши
    Не шептали бы в тиши.

    – Следим за правильной артикуляцией звуков.

    3. Игра «Веселый маршрут»

    – А теперь нам пора отправиться в веселое путешествие. Логопед переходит с ребенком к игре. Берем карточку Язычка. И даем речевую инструкцию: «Наш Язычок отправляется в путешествие на машине, ему нужно попасть в домик звуков. Но он находится очень далеко! Нас будут поджидать опасности и испытания на пути. Ты готов?» Ребенок отвечает: «Конечно»

    Начинаем игру.

    Промежуточные задания – игры.

    «Спустило колесо»

    Язычок ехал на машине, вдруг он наехал на гвозди и осколки стекла, и колесо прокололось. Послушай, как колесо шипит, когда идет воздух: Ш..ш..ш..шшш. Давай вместе повторим, посмотри, губы немного вытянуты, широкий язычок поднят к верхним зубам, произносим долго: Ш..ш..ш..шшш – воздушная струя теплая. Попробуй сам.

    «Семья ежей»
    После прокола колеса Язычок не знает, что делать. Он встретил семью ежей. Давайте спросим у ежей, где можно починить колесо. Еж, ежиха и ежонок помогут нам. Для этого они просят правильно сказать звук Жжжжжж….

    «Насосик»
    Необходимо накачать колесо, для этого заедем на заправку и подкачаем шины. Нажимаем на насос и произносим долго звук Сссссс.

    «Свисток»
    Язычок превысил скорость и его останавливает свисток регулировщика! Ребенок произносит звук Сссссс или Ззззз.

    «Змея»
    На пути нам встретилась змея, она шипит и предупреждает об опасности – ее нельзя трогать!Шшшшш…

    «Оса»
    После змеи мы встречаем осу. Чтобы она подсказала нам дорогу, нам надо правильно рассказать чистоговорки:

    «са-са-са – вот летит оса»;
    «сы-сы-сы – не боюсь я злой осы».

    «Зоопарк»
    На пути нам встретился зоопарк. Кто живет в зоопарке? (Слон, носорог, обезьяна, змея, лиса, жираф.)

    Спасибо, что помог нашему герою преодолеть все препятствия.

    * Игру можно использовать и для неречевых детей на этапе постановки речевого выдоха и для вызывания звукоподражаний.

    4. Оценка речевой деятельности

    – Ты прекрасно сегодня работал и правильно произносил все звуки. Молодец!

    Источники: Интернет-источник – http://www.chadochki.ru

    Запищите слоги и звукосочетания в две строчки: в одну - с буквой С, в другую - с буквой Ш.

    Са, се, ше, су, ши, що, сё, сю, ша, ста, шта, шпо, сла, слу, шлу, ска, шка, шку, аша, ушу, усу, усе, усы, иси, ише, оси, оши.

    Спишите слова, подчёркивая в них слоги с Ш, С.

    Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несёт, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осинка, косичка, косилка, подушка, косилка, ватрушка, шторм, шутка, шарики, лисичка, насмешили, поспешили, постригли.

    Закончите слово, добавив слоги СА или ША:

    Ли-… ко-… Ми-… колё-… но-… ка-… су-… кры-… колба-… ро-…

    Закончите слова, добавив слоги СЫ или ШИ:

    Ли-… у-… но-… ро-… шала-… воло-… ко-… у-… мы-… кры-… камы-… малы-…

    Составьте слоговые схемы слов. Определите место звуков С, Ш в этих словах. Надпишите буквы С, Ш над соответствующим слогом, а под схемой - слово.

    Старушка, пеструшка, сушка, макушка, капуста, косынка, ватрушка, шишки, братишка, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно.

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы С или Ш:

    а) игру_ка, пё_трый, _каф, кра_ивый, _катулка, _тальной, _ить, голо_, маку_ка, ме_то, ри_, _агать, кро_ить, _крепка, камы_и, плюю_ка, пи_к, каранда_, вы_ивать, реди_ка, марты_ка, кро_ки;

    б) _тра_но, _е_ть, пу_и_тый, пу_ты_ка, _ме_инка, _у_ки, па_ту_ок, ма_ини_т, _у_трый, бес_тра_ный, _у_укал_я, ве_ну_ки, _ти_ок.

    Дайте полные письменные ответы на вопросы, используя слова для справок. Подчеркните слоги с буквами С, Ш.

    Кто ведёт поезд? Что светит днём? Кто пасёт стадо коров? Чем покрыто тело кошки, собаки? Как ещё можно назвать маленькие баранки? Дети прослушали рассказ и рассмеялись. Какой был рассказ? Как называются маленькие крапинки на лице? Как называется дорога, по которой едут машины?

    Слова для справок: машинист, солнышко, пастух, сушки, смешной, веснушки, шоссе.

    Закончите предложения.

    Да здравствует мыло … .

    И полотенце … .

    И зубной … .

    И густой … .

    Слова для справок:, гребешок, порошок, пушистое, душистое.

    Измените словосочетания по образцу.

    Ты носишь - Я ношу Я ношу - ты носишь

    Ты просишь - … я ношу - …

    Ты спешишь - … я прошу - …

    Ты спишь - … я спешу - …

    Ты гасишь - … я гашу - …

    Ты рисуешь - … я рисую - …

    Ты сыплешь - … я сею - …

    Ты сеешь - … я сыплю - …

    Закончите предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

    Гоше дали ____. У пожарного железная ____. КАШКА - КАСКА

    Соне купили плюшевого ____. Дай собаке ____ с супом. МИШКА - МИСКА

    Надо менять старую ____. Мы видели большую старую ____. КРЫСА - КРЫША

    У слона большие ____. У дедушки пушистые ____. УШИ - УСЫ

    Мы видели Кремлёвскую ____. На уроке мы читали ____ Крылова. БАСНЯ - БАШНЯ

    Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните букву С синим карандашом, букву Ш - чёрным.

    Весёлый шоссе высокая овёс

    Ясное пастушок синий башня

    Сухое солнышко шерстяной шар

    Интересное кошка сушёный шарф

    Серая путешествие пушистый снег

    Составьте и запишите предложения, подбирая к словам из первого столбика слова из второго столбика подчеркните буквы С и Ш.

    Соня сохнет листья пасёт

    Сосна спешит старушка шьёт

    Мышь шумят солнышко сушит

    Камыши шуршит пастушок осыпаются

    Закончите предложение, вставив пропущенное слово с буквами С, Ш. Подчеркните эти буквы.

    Саша уступил место ____. Петушок, петушок, золотой ____, масляна ___ , шёлкова ____.

    Кошка сидит на ____ и греется на ____. У Саши в диктанте всего одна ____. Ласточки свили гнёздышко под ____. Лёша молже Саши, а Саша ___ Лёши. Саша учится в новой ____. Машины мчатся по ____.

    Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы С, Ш.

    Куку…ка ве…ело кукует. Са…а не…ёт гру...и. Па…ту..ок …пе…шит домой. Се…тра …шила …а…е руба…ку. Ма…а не…ёт бабу…кину …умку. …а…е …тра…но. Он тру…и…ка. Как по…тели…ь, так и по…пи…ь. …тоит Анто…ка на одной но…ке.

    Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы С, Ш.

    Ве…ёлая …тару…ка У…тала …ить …тару…ка

    Ве…ь день …егодня …ьёт. И …ела у ворот,

    За кругленькой кату…кой А с кругленькой кату…кой

    …ледит пу…и…тый кот. Играть пу…тил…я кот.

    Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу. Запишите получившиеся предложения.

    Саша, под, собирать, шишки, сосна; сухие, шелестят, под, листья, ногами; покрыты, пушистый, снег, кусты; в, спешит, Саша, школа; полянке, на, лесной, ландыш, душистый, растёт; Сонина, рассказывать, бабушка, сказки, хорошо; Красную, сказка, слушать, мы, Шапочка, про; старушка, помогли, Саша и Шура, перейти, шоссе, через.

    Прочитайте слово. Устно разделите его на слоги. Выпишите только тот слог, который содержит буквы З, Ж.

    Зубы, забор, здание, жир, жара, жало, можно, озимые, нужно, озноб, езда, измена, ожидание, межа, поджарить, узы, узелок, ужи, кружечка, узнать, уздечка, закон, жакет, изба, журавль, животное, узнали, вазелин, бумажный, однажды, указательный, ухаживал, узенький, музыка, мерзлота.

    Закончите слово, добавив слоги ЗА или ЖА:

    Ли…, ко…, ло…, сту…, ко…, по…, са…, гро…, сле…, гла…, лу…

    Закончите слово, добавив слоги Зы или ЖИ:

    Во…, но…, ро…, та.., эта…, ко…, лы…, сле…, вож…, стри…, арбу…, чи…, стреко…;

    Закончите слово, добавив слоги ЗУ или ЖУ:

    Ве…, во…, ле…, хо…, бу…, вя…, гры…, сту…, вле…, бро…

    Вставьте в слова пропущенные слоги ЗА или ЖА.

    Пи…ма вя…ли …ноза

    Ма…ли по…ли …студил

    Во…тый ска…ли …лила

    Ле…ли са…ли

    Составьте слоговые схемы слов, надпишите над соответствующими слогами буквы З, Ж. Под слоговой схемой запишите соответствующее ей слово.

    Звезда, зажигалка, задержал, заржали, заржавел, жажда, злак, железо, железный, зажал, жужжит, зазвенел, замок, жестянка, кружева, раздражает, книжный, гвоздика, кружит, резвый, залежи, заряжает, зажимает, лужайка, базар, завизжала, визжит, дребезжит.

    Составьте словосочетания со словами из пунктов А и Б.

    А) влажная, железный, свежий, пассажирский, зелёная, железный, зимняя, полезное, железное, заряженное;

    Б) ружьё, кольцо, животное, дорога, стужа, поезд, лужайка, замок, воздух, земля.

    Запишите предложения. Вставьте вместо слов - вопросов недостающие слова, содержащие буквы З, Ж.

    После дождя (какой?) воздух. Корова - (какое?) животное. После дождя земля (какая?). Дети гуляли на (какой?) лужайке. На калитке висел (какой?) замок.

    Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы З, Ж.

    …убры …живут в …аповедниках. …уки бывают ра…ные: …ук-олень, … ук-носорог. Ё…ки …ивёт в норе, а у …айца нет …илья. Ё… и …аяц - дикие …ивотные.

    У дома …дёт гру…овик. На гру…овике приве…ли вещи. В новый дом …аселяются …ильцы. Новые …ильцы будут …ить на пятом эта…е. Скоро …ильцы …аселят все эта…и. Новые дома удобны для …илья.

    Спишите текст, вставляя в слова пропущенные буквы З, Ж.

    Не …нали медве…ата, - Ё…ики - …ано…ы.

    Что колются е…ата, Испугались ё…ики:

    И давай с е…атами Несут щипцы и но…ики.

    Играть, как с медве…атами. И давай по штучке

    Вдруг медве…ата в слёзы: Вынимать колючки.

    Ёжик испугался и убежал. У нас есть собака Жучка. Раз во двор забежал ёжик. Жучка сторожит двор. Жучка залаяла на ежа.

    Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его.

    Гнёздышко.

    Утром пришли дети, а гнёздышко пустое. Дети нашли гнёздышко и сняли его на землю. Птичка свила гнёздышко на кусте. В гнёздышке было три птенчика. Жалко было детям птенчиков.

    Зрительный диктант (З - Ж). Подчеркните буквы З одной чертой, а буквы Ж - двумя.

    Зима.

    Зимой снежок лежит на земле белым ковром. Ярко блестят снежинки. Зина и Женя взяли коньки. Они побежали на озеро. На озере их ждали подруги. Они дружно катались на коньках.

    Измени слова по образцу . Подчеркни буквы З одной чертой, а буквы Ж - двумя.

    Образец: лизать - я лижу.

    Мазать, ходить, заказать, сказать, возить, жужжать, скользить, носить, грузить, бродить.

    Составьте из слогов слова и запишите их в два столбика: С, Ц.

    Цве, су, ци, ты, дак, фры, куз, рос, нец, мат, па, рус, та, ты, зы, ар.

    Прочитайте слова. запишите только слоги с буквами С, Ц.

    Яйцо, овца, коса, весы, овцы, несу, носы, лицо, концы, кольцо, водица, роса, пуговица, красавица.

    Прослушайте слова и образуйте от них имена существительные (слова-предметы) женского рода. Подчеркните буквы С одной чертой, букву Ц - двумя.

    Сварщик, наладчик, обманщик, буфетчик, двоечник, модник, фокусник, выдумщик, проказник, укротитель, воспитатель, странник, садовник, лётчик.

    Закончите слово, вставив слоги:

    А) СА или ЦА:

    Ли…, ов…, пти…, колба…, лиси…, кури…, голо…, пугови…, мельни…, поло…, ле…, ули…;

    Б) СО или ЦО:

    Ли…, коле…, яй…, про…, коль…;

    В) СЫ или ЦЫ:

    Ве…, паль…, огур…, но…, ножни…, бу…, пугови..., глобу…, бой…, молод…, какту…, мельни…, колод… .

    Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов. С каждым словом составьте предложение.

    Цвет - свет, цел - сел, селиться - целиться.

    Определите наличие и место звуков С и Ц в словах. Составьте слоговые схемы слов. Буквы С, Ц надпишите над соответствующим слогом. Под схемой запишите нужное слово.

    Спица, лисица, синица, гусеница, столица, страница, пословица, мастерица, сахарница, месяц, песец, ситец, отец, скворец, птица, демонстрация.

    Составьте слова из слогов. Запишите слова. Подчеркните букву С жёлтым карандашом, а букву Ц - чёрным.

    Ни, ца, гу, се; ни, са, хар, ца; ни, ку, ца; три, сес, ца; но, бро, не, сец; ци, нас, тур, я; си, ца, ли; кон, ту, ци, я, сти; пус, ка, та; ка, а, я, ци; пля, та, цы.

    Спишите слова, вставляя пропущенные буквы С (жёлтым цветом) или Ц (чёрным цветом).

    Ку…ок, …апля, по…адка, …епь, реди…ка, …веток, кури…а, фоку…, мельни…а, …такан, огуре…, …тук, ле…, яй…о, голо…, куни…а, …ундук, …веты, капу…та, крыль…о, ака…ия, опера…ия, …тан…ия, ме…я…, …вине…, летопи…е…, ли…твенни…а, демон…тра…ия, занимает…я, ку…ает…я, …пу…кает…я, …елит…я.

    К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика. Подчеркните буквы карандашами разного цвета (жёлтого - чёрного).

    А) акация, солнце, цветы, водица, курица, дворец, куница, боец, пуговица, огурец;

    Б) расцвели, цветёт, светит, клюётся, льётся, кусается, строится, открывается, целится, созревает.

    Спишите словосочетания, проговаривая слоги. Подчеркните слоги с буквой С жёлтым карандашом, а с буквой Ц - чёрным.

    Курица с цыплятами, клумба с цветами, пёстрая курица, старая медведица, собака на цепи, старая мельница, у крыльца акация, солнце за лесом, свежая водица, сладкий леденец, знакомая улица, свежее лицо.

    Закончите предложения, вставив пропущенные слова. запишите предложения, подчёркивая букву С жёлтым карандашом, а букву Ц - чёрным.

    Курица зовёт … . Сахар хранится в … . Москва - … нашего государства. Детёныш птицы называется … . Опасный вредитель для садов и огородов - … . Поезд подходит к … . В году двенадцать … . Сегодня целый день светит … . Зиме конец, наступает … .

    Спишите текст, вставляя и подчёркивая пропущенные буквы С, Ц в словах.

    Это …ад. В …аду много …ветов. Е…ть и а…тры, и на…тур…ии, и цикламены. …вета …елый день в …аду. Она …ама поливает …веты. Красивый у …веты …ад.

    Увидела ли…и…а зай…а. Подкрала…ь к нему. Зая… заметил ли…у и в ку…ты. Ли…и…а за ним. Зая… за ку…т и ли...и...а за ку…т. …елый день гоняла…ь ли…и...а за зай…ем, но так и не поймала. Молоде… зая…!

    Прочитайте предложение. Раскройте скобки, изменив при необходимости форму слов. Запишите предложение, подчёркивая буквы С, Ц.

    У тёти Тани на (палец) было золотое (кольцо). Проходила раз тётя Таня по (мост) через (болотце) и уронила в воду (кольцо). Она очень (расстроиться). Вдруг видит: идёт по (болотце) большая (серый) (цапля). Подошла (цапля) поближе, (сунуть) длинный клюв в воду и достала кольцо. Тётя Таня была очень рада.

    Прочитайте слова. Устно разделите их на слоги. Запишите только те слоги, в которых есть буквы Ч, Щ.

    Щётка, щенок, щи, щавель, чистота, щепка, чистый, чары, чтение, клещ, плач, вскачь, свечка, трещина, морщины, качели, верёвочка, вещевой, тачанка, защитник, начало, ищейка, починка, стачка, перчатки, морщинки.

    Закончите слова, дописав слоги:

    А) ЧА или ЩА:

    Ро.., пи…, све…, встре…, ча…, зада…, ку…;

    Б) ЧУ или ЩУ:

    Та…, то…, пи…, кри…, уго…, стре…, наве…, изве…, кру…, зачи… .

    Вставьте в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

    Пи…а, све…а, ту…а, мо…ный, пло…адь, зада…а, по…ада, …ит, …естный, …ёткий, …а…а, …у…ка, …ено…ек, ве…и…ка, ру…и…а, то…иль…ик, вол…и…е, я…и…ек, …ето…ка, кри…а…ий.

    Ответьте на вопросы одним словом, запишите ответ.

    Где жили первобытные люди? Какой прибор показывает время?

    Чем чистят одежду? Чем покрыта кожа свиньи?

    Как по-другому называются огурцы, капуста, свёкла, лук, картофель?

    Как по-другому называют плотоядных животных?

    Прочитайте слова и поменяйте букву Ч на букву Щ или наоборот. Запишите слова парами. Сравните по написанию, по звучанию и по значению слова каждой пары.

    Щётки помочь горячий

    Щадит щёлка плач

    Составьте из слогов слова. в каждом слове должен быть слог с изучаемыми согласными Ч, Щ.

    Пи, ту, чу, ща, ча, гун, ча, ку, ро, да, ща, кри, ча, чу.

    Разгадайте ребусы.

    Света - та + ча; щу + рука -ру; роща - ро + вель.

    Измените слова по образцу, подчёркивая Ч чёрным цветом, а Щ - жёлтым.

    Образец: червяк - червячок.

    Чердак черпак чеснок

    Знак кулак червяк

    Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы Ч или Щ.

    Была …удесная погода. Мы вышли из …а…и леса. Под деревьями росла …ахлая трава. В ро…е поют …ижи, кри…ат гал…ата, пи…ат сквор…ата. Птицы хлопо…ут у своих гнёзд. Мы наве…аем больных у…еников. Филин - но…ной хи…ник. Больному необходима вра…ебная помо…ь. То…иль…ик то…ит ножи.

    Спишите предложения, вставляя пропущенные слова, в состав которых входят буквы Ч, Щ.

    Письма опускают в почтовый ______. Для дождливой погоды мама купила красивый ______. Надо отдать чужую ______. Мы собирали на огороде сочные_______. Очень вкусен копчёный ______. В лесу раздавался птичий ______. Туристы вошли в чудесное _______.

    Слова для справок : ящик, плащ, вещь, овощи, лещ, щебет, ущелье.

    Спишите словосочетания. Слова, обозначающие признаки предметов, пишите по слогам. Подчеркните буквы Ч, Щ.

    Почтовый ящик, врачебная помощь, поющие чижи, ночной хищник, горячие щи, чёткие шаги, очищенные овощи, жгучие лучи, летающий ящер.

    Спишите слова, распределяя их в два столбика: с буквой Ч - в один столбик, с буквой Ц - в другой.

    Цапля, пчёлка, огурец, цепь, огурцы, плач, чувство, печка, палец, чёлка, сверчок, грач, цвет, кузнец, чулки, стручок, цукаты, пальцы, силач, чурка, молодцы, врач, царапать, пальцы, богач, чистый, молодцы, калач, чтение, борцы, молодец, ситец, платочек, чтит.

    Выпишите слоги с буквами Ч, Ц. Вспомните, как пишутся сочетания ЧА, ЧУ.

    Чудо, грачи, кричали, цены, огурцы, оценивали, часы, строчу, встречали, цукат, молчу, отсвечивали, читай, свеча, отсрочка, цени, мельницы, оцепили, чайки, телятница, ворчливый, цветок, ударница, остроконечная, чтение, баловница, отцветает, отечество, очки, челнок.

    Закончи слова, вставляя в них слог ЧА или ЦА.

    ули… столи… кори…

    да… уда… ту…

    мельни… ку… больни…

    пугови… пти…

    зада… горли…

    Закончите слова, дописав слог ЧИ или ЦЫ. Слова третьего столбика разделите на слоги.

    огур… паль… красави…

    кала… вра… москви…

    умель… уда… стрель…

    ту… щип… рукодельни…

    гра… от… сквор…

    Измените слово так, чтобы появился звук [ Ч ]. Запишите пары этих слов.

    Образец: улица - уличный, овца - овечка.

    Рукавица - … луковица - … страница - …

    Кольцо - … крыльцо - … птица - …

    Огурец - … лицо - … синица - …

    Пуговица - … водица - … теплица - …

    Цветок - … улица - … щипцы - …

    Измените слова по образцу.

    Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

    Сестра - … - … коса - … - …

    Вода - … - … куры - … - …

    Земля - ... - … лук - … - …

    Лик - … - … лиса - … - …

    Прочитайте слова. определите место звуков Ч, Ц в словах. Составьте слоговые схемы этих слов. Надпишите буквы Ч, Ц над нужным слогом.

    Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, ученица, учётчица, молочница, чулки, чудесница, цыпляточки, чесночница, чертёжница, лётчица, пулемётчица.

    Спишите слова, вставляя пропущенную букву Ч или Ц.

    …ерта, …епь, …веты, …ерешня, …истый, сите…, сила…, молоде…, мя…, то…ка, ли…о, коне…, вра…, ка…ка, яй…о, бор…ы, тка…иха, ножни…ы. встре…ный, но…ная, ме…татель, по…тальон, гор…и…а, доще…ка, пре…ни…а, …ирка…, …ти…а, …емодан…ик, за…епо…ка, …е…еви…ная, пе...ёно…ный, …ыплято…ки, вол…и…а, буфет…и…а, …епо…ка, …вето…ек.

      Горячая, разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чуткое.

      бабочка, яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

    Составьте словосочетания со словами из первой и второй строчек. С каждым составленным словосочетанием придумайте и запишите предложение. Буквы Ч подчеркните ручкой чёрного цвета, а буквы Ц - ручкой жёлтого цвета.

      Кузнечики, черешни, солнце, котёночек, пулемётчица, колокольчики.

      Печёт, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

    Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой Ч или Ц. Буквы Ч подчеркните ручкой чёрного цвета, а буквы Ц - ручкой жёлтого цвета.

    Снесла курочка … . Летом целый день печёт … . Лисица охотилась на … . Среди колокольчиков стрекочут … . Алёнушка печалится о … Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет …, а послезавтра будет … число. Из маленького цыплёнка вырастет большая … .

    Составьте предложения из данных слов. Запишите их. Подчеркните буквы Ч, Ц.

    Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цапля, переходит, кочка, с, кочку, на; пчёлы, полететь, гречишное, поле, на; пчёлы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

    Прочитайте слова. Устно разделите их на слоги. Выпишите только те слоги, в которых есть буквы К или Г.

    Начертите слоговую схему каждого слова. Над соответствующим слогом надпишите букву К или Г. Букву К обозначьте жёлтым цветом, букву Г - чёрным.

    Котик, грибы, рукава, радуга, Коля, криво, ягоды, нога, берегите, греет, крыша, гремит, помогает, сапоги, клинок, прыгает, лагери, иголка, салфетки, кричит, клеит, ветки.

    Закончите слова, добавив слог ГА или КА.

    Ру…, но…, ро…, лу…, ре…, нит…, сём…, веет…, нор…,

    …зета, …ражи, …рета, …чели, …питан, кочер…, баран…, бере…,

    ма…зин, ру…ва, ро…тый, ма…роны, бо…тый

    Закончите слова, добавив слог ГИ или КИ.

    Но…, ве…, ру…, ре…, кеп…, гор…, вра…, день…, сабель…, сапо…, каблу…, заплат…, теле…, уро…, загад…

    Вставьте в слова пропущенную букву Г или К. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    У…ол, ва…он, у…сус, по…ода, у…оль, лав…а, …амень, …усто, …усты, …рафин, я…ода, …ал…а, …аль…а, с…аз…а, я…од…а, …олуб…а, за…ад…ка, …ро…одил

    Измените слова так, чтобы в них появились буквы К или Г. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Город - городок, игла -…, газета-…, гриб-…, графин-…, голова-…, голубь-…, губы-…, голос-…, гора-…, гармонь-…

    Измените слова так, чтобы после согласного Г или К появился гласный.

    Утюг-… молоток-… когти-…

    Листок-… берег-… ногти-…

    Овраг-… полог-… локти-…

    Галстук-… сапог-… лёгкий-…

    Стог-… клубок-… мягкий-…

    Допишите недостающую в словах букву Г или К нужным цветом. В скобках напишите проверочное слово.

    Сне…, кула…, творо…, пак…, ро…, столби…, замо…, дру…, ла…, пиджа…, каблу…, шлан…, гама…, зна…, рыно…, плу…, клубо…

    Составьте словосочетания, подбирая к словам из пункта А подходящие по смыслу слова из пункта Б.

    А) Горький, губная, громкий, маленькие, гречневая, голубая, горячее, красная, красивый, глубокий.

    Б) гармошка, кашка, ленточка молоко, лук, город, голос, гусята, гуашь, колодец.

    Выпишите из предложений пары слов, связанные между собой по смыслу, с буквами Г, К. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Небо заволокла грозовая туча. Гуля каждый день кормит голубей. Гриша любит гречневую кашу. Мама мыла малыша мягкой губкой. На конюшне есть гнедой конь. Мы ели горячую картошку. У Алёнки есть беговые коньки. Наша команда выступала в голубых майках. Красная кофта висит на стуле.

    Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова с буквами К, Г.

    Сегодня на уроке мы отгадывали … . Подул сильный ветер, … гром. В лесу … кукушка. на доме развевался красный … . Галя сматывает нитки в … . Замяукал маленький, серенький … . Машина ехала по асфальтовой … Галя раскрашивает картинку цветными … . в лесу ребята собрали белые … и спелые … . Дождь перестал и выглянуло … . Гриша катался на … с … .

    Летнее утро.

    Небо …олубое. Бри…ада работает на лу…у. Люди возили душистое сено и с…ладывали его в сто…а. Большое стадо требует мно…о …орма. От …орма зависит …оличество и …ачество моло…а. Моло…о отправляют в …ород. Из …орода сельс…ие жители получают дру…ие проду…ты.

    Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    …абачо… - толстячо… Он лежит на …ряд…е с мая,

    Лё… на …ряд…у - …оловы не поднимая.

    И молчо… .

    Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Малень…ое и большое.

    Малень…ая Маня Я подумал, …лядя

    Малень…ой лопат…ой На её работу:

    Бережно вс…опала «Вырастет, наверное,

    Малень…ую …ряд…у. Малень…ое что-то».

    Малень…ое семя Но ошибся …реп…о

    В …ряд…у посадила, Я в своей до…ад…е:

    Малень…им забором Вели…ан арбузище

    Е…о о…ородила Вырос тут на и …ряд…е.

    Вставьте в слова пропущенные буквы. Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    На школьном участке.

    наступила весна. Солнце сильно …реет. Шумно бе…ут ручей…и. На …олых веет…ах появились поч…и. Бри…ада ш…ольников работает на о…ороде. Они пере…апывают …рядки и..жотовят …лумбы для цветов. Перво…лассни…и помо…ают старшим ребятам.

    Составьте предложения из данных слов, изменяя их по смыслу.

    Грызть, под, кость, собака, крыльцом; грелась, на, гадюка, солнышко; фермеры, в, складывать, сено, стог; покрыто, кругом, снег, всё; под, согнулись, снегом, ветки, кусты, и, деревья; класс, наш, ходил, выставка, картины, на, графики, и; скворцы, из, тёплых, жаворонки, грачи, и, стран, возвращаются; отправились, на, гурьбой, прогулка, ребята.

    Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите ответы . Буквы К и Г записывайте ручками нужных цветов.

    Какие птицы прилетают весной? Где растут овощи? Кто воркует, а кто гогочет? Чем сгребают сено? Какая птица кукует в лесу? Где растут ромашки, кашка и колокольчики?

    Прочитайте скороговорки, запишите их по памяти.

    Говорила им горилла, приговаривала, говорила, говорила, приговаривала.

    Голубка клюёт крупку.

    Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

    Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.

    Запишите слова в два столбика: с буквой Ч - в один, с буквой Т - в другой.

    Тем, чай, тай, чем, тюбик, честно, чубик, тесно, тюк, чайный, тайный, Чук, тесто, чех, честно, тех, ток, чик, тик, Петька, ноты, печка, ночи, мять, мяч, тянуть, пугач, меч.

    Прочитайте слова. Разделите их на слоги. Выпишите только те слоги, которые содержат звук [т’] или [тщ’].

    Течь, точка, тучка, чинить, читать, туча, учить, точить, мочить, печать, качать, чтение, птичка, тачка, Танечка, Тонечка, точка, ботиночки, течёт, деточка, ваточка, пяточка, веточка, котёночек, охотничий, птенчик, тянучий, тягучий, точечка, учитель, выключатель.

    Вспомните название детёнышей животных и птиц. Запишите их названия в два столбика: слова со звуком [т’] - в один столбик, слова со звуком [тщ’] - в другой.

    У галки - … у волка - … у кролика - …

    У тигра - … у коровы - … у аиста - …

    У белки - … у кошки - … у утки - …

    Составь словосочетания, используя слова из первого и второго столбиков. «Подружите» слова.

    Тыквенный ботиночки Тётин маечка

    Митины домик Тонкий чемоданчик

    Охотничий чашка Тёмный домик

    Чайный яичко Птичий тучка

    Утиный начинка Петя рюкзачок

    Соедините слова из правого столбика со словами из левого столбика. Запишите получившиеся словосочетания. Выделите буквы Ч и Т.

    Тёплая чемодан

    Тёмные котёл

    Чужой печка

    Чугунный котёнок

    Плетёная бечёвка

    Коричневый очки

    Спишите слова, вставляя буквы Ч или Т.

    А) Бо_инки, _ашка, мамо_ка, до_ка, _айный, _юбик, _есто, _ок, _януть, у_ить, пе_ать, ко_ёнок, на_инка, о_ки, ту_а, нито_ки, _удный, у_ебники, бабо_ки, те_ёт, соба_ка, Ане_ка, пе_ка, пау_ина, пе_енье, уто_ка, лету_ий, мы_ит, ме_ты, _емодан, дето_ка, Ви_я, паке_ик, ко_ка,

    Б) _е_ёт, бо_ино_ки, ле_у_ий, п_ен_ик, _рубо_ист, ко_ёно_ек, _емодан_ик, Пе_е_ка, то_и_ь, ка_а_ь, выклю_а_ель, _ _ение, п_ и_ка, ле_и_ь, _яну_ка, све_а, _и_а_ь.

    Бы_ок мы_ит. Ко_ёно_ек мяукае_. Нино_ка видит мя_ик. Ка_я ме_тает. Води_ка _е_ёт. П_и_ка поё_. У_еник Пе_я покупае_ у_ебники. Дево_ки иду_ на по_ту. Ко_ёнок хо_ет пойма_ь бабо_ку. Ка_я даёт соба_ке косто_ку. Мамо_ка покупае_ до_ке Тане_ке коф_о_ку. Ники_а и Ан_он _инят та_ку. Пе_я и Таня пекут пон_ики.

    Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы Ч или Т.

    Ка_я покупает пя_ь па_ек не_енья. На пе_ке спит ко_ик _имофей. У будо_ки _явкает Ане_кина соба_ка. На тонких вето-ках у пау_ка пау_инка. _ё_я Ка_я поупает о_ки в оп_ике. Ви_я и Ми_я в _ени едят пон_ики. Ми_я и Вово_ка пьют в _ени _ай с пе_еньем.

    Прочитайте скороговорки. Выделите слова со звуками [т’], [тщ’]. Из этих слов выпишите только слоги с этими звуками.

    Водичка течёт, а печка печёт. Димочка Ниночке чинит ботиночки. Внучек Тёма - в маечке, дочка Таня - в юбочке. У девочек Анечки, Манечки, Танечки в баночках бабочки. У Пети по чтению «пять», он Катю научит читать. Витечка читает, а Митенька мечтает.

    Составьте слоговую схему слов, записывая над нужным слогом звуки [т’] или [тщ’].

    Течь, чинить, точить, чтение, ботиночки, течёт, котёночек, птенчик, тянучий, точечка, учитель, выключатель.

    Спишите текст, вставляя в слова пропущенные буквы ч - т.

    Вол_а_а

    Однажды Вова увидел фильм о вол_а_ах. _ам у волка были маленькие вол_а_а. Сна_ала роди_ели приносили им пищу. Потом папа волк у_ил своих малышей охо_и_ься. Из этого ин_ересного фильма Вова узнал много нового о повадках волка и вол_а_.

    Формирование правильной речи - это часть воспитания. Иногда данному процессу препятствуют какие-то факторы, и тогда появляются дефекты. Одна из самых часто возникающих проблем у дошкольников - звуки "с","ш". Как же преодолеть трудности?

    Развитие речи у детей

    Ни один ребенок не научился говорить сразу. Тем не менее, формирование речи - процесс, который начинается практически с рождения. Разговаривая с малышом, родители помогают ему понять, как общаются люди, чем отличаются разные интонации и звуки. Затем ребенок начинает пытаться повторять слова за взрослыми, формирует собственный язык, основываясь на материнском. Наконец, происходит переломный момент - маленький человек начинает общаться с помощью понятных родителям и окружающим фраз. Но на этом процесс развития не заканчивается. Словарный запас, совершенствование артикуляции, дифференциация звуков и слов как на слух, так и в разговоре - всему этому необходимо уделять должное внимание. Часто все указанные процессы происходят сами по себе, но иногда детям необходима помощь. И в этом случае главное - вовремя заметить ошибки и не дать закрепиться неправильной модели в памяти. В ином случае есть риск переноса всех проблем и в письменную речь, а от этого избавиться будет гораздо сложнее.

    Свистящие и шипящие звуки

    В процессе становления речи и расширения словарного запаса часто случается так, что не позволяет малышу произносить все правильно. Дело в том, что активное усвоение фонетической системы начинается в 1,5 и заканчивается примерно к 5 годам. При этом выделяют несколько этапов.

    Ребенок растет, а вместе с ним - и его возможности. Поначалу некоторые звуки смешиваются или заменяются на более простые в образовании. В действительности заднеязычные, шипящие и дрожащие [р] и [р"] представляют для детей наибольшую трудность. Их освоение происходит практически в последнюю очередь - к 5-6 годам. До этого наблюдается тенденция к смягчению, оглушению и упрощению. Так, свистящие звуки достаточно успешно заменяют шипящие. Однако освоив правильное произнесение самых сложных для себя фонем, ребенок может начать употреблять их даже там, где это не требуется. И тогда необходимо помочь ему все исправить до появления привычки.

    К логопеду: когда и зачем

    Недостаточное развитие речи - часто встречающаяся проблема, например, у детей, воспитывающихся в двуязычной семье. Кроме того, особенности становления каждого ребенка индивидуальны, но есть определенные признаки, заметив которые, можно начать думать о том, чтобы посетить специалиста. Проведя диагностику, логопед выявит проблемы, требующие коррекции. Так, часто бывает необходима дифференциация звуков [ш]-[с], [р]-[л], [ч]-[с] и некоторых других. Специалист разработает подходящую программу, включающую комплексную работу над проблемными парами.

    Стоит помнить, что хотя коррекция возможна даже во взрослом возрасте, она гораздо проще и эффективнее проводится в период до 12 лет. Заметив, что на протяжении длительного времени ошибки не исчезают, не стоит закрывать на это глаза. Это может быть вызвано анатомическими причинами или психологическими проблемами.

    Совершенствование и коррекция артикуляции

    Разговаривая, люди не задумываются, что, произнося те или иные звуки, они задействуют огромное количество мышц. И от того, как происходило развитие ребенка в раннем возрасте, может зависеть, столкнется ли он с проблемами в дальнейшем.

    Существует специальная которую необходимо проводить несколько раз в день. Она позволит развить и укрепить лицевые мышцы, что позитивно скажется на умении ребенка правильно произносить те или иные звуки, в том числе и шипящие со свистящими.

    Дифференциация

    [C]-[ш] - довольно часто встречающаяся в практике логопедов пара, требующая разграничения. Игровые методы, даже танцы и физические упражнения, разноцветные картинки и наглядные примеры, все это - оружие специалистов в борьбе с речевыми дефектами, ведь занятия не должны быть скучными.

    Пренебрежение правильным произнесением гласных звуков может стать ошибкой, ведь именно они связывают слова воедино. При необходимости должна быть проведена работа по расслаблению лицевых мышц и формированию навыков правильных движений. Для этого логопед произносит все фонемы утрированно и медленно, объясняя, где должны находиться органы, участвующие в звукообразовании.

    Механизм и этапы

    Решение проблемы должно проводиться комплексно. При этом необходимо задействовать сразу несколько каналов восприятия: слуховой, зрительный, тактильный и т.д. Итак, обычно предварительная коррекция проходит по следующей схеме:

    • Уточнение артикуляции звуков. С помощью зеркала или преподавателя ребенок может видеть, как должны работать лицевые мышцы, слышать, как правильно произносится та или иная фонетическая единица, ощущать поток выдыхаемого воздуха и то, какое положение занимают язык, губы и т. д.
    • Выделение звука в слоге. Упражнения включают имитацию речи, ребенок должен узнавать фонемы на слух и уметь повторять их.
    • Выделение звука в слове. Задача усложняется, поскольку в дело вступают многосложные Необходимо исключить примеры со сходными по акустическим свойствам фонемами.
    • Связывание с другими звуками. На данном этапе ребенок определяет, в какой части слова находится фонема, что идет перед ней или после нее.
    • Выделение звука в предложении. Это завершающий этап.

    Основная часть работы, то есть непосредственная дифференциация звуков [ш]-[с], производится с помощью их сопоставления. Важную роль в данном случае играют навыки фонетического анализа, приобретенные на предварительном этапе.

    Стандартное занятие с детьми до 8 лет длится до получаса в зависимости от усидчивости и работоспособности в каждом конкретном случае.

    Самостоятельные занятия

    Эффективность работы над правильной речью, безусловно, повысится, если помимо специалиста с ребенком будут упражняться родители. Расспросите о методиках домашних занятий логопеда или разработайте их самостоятельно. После того как будет произведена слуховая дифференциация [с]-[ш], звуки следует разграничить и в смысле произношения. Для того чтобы научить ребенка правильно складывать фонемы друг с другом нужно регулярно проводить упражнения по имитации следующих слогов: са, со, су, ша, шо, шу. Для продолжения процесса, то есть в целях интеграции полученных единиц в слова и предложения, используются так называемые чистоговорки. В конечном итоге правильное произнесение звуков в каждом конкретном случае не будет вызывать никаких затруднений и станет машинальным. Тогда можно считать, что дифференциация звуков [ш]-[с] завершена.

    О важности правильного настроя

    Разумеется, многие мамы очень переживают, обнаруживая, что ребенок несовершенен в своем развитии. Слишком большая психологическая нагрузка может сказаться на детях, в том числе она проявляется в форме речевых дефектов. В первую очередь необходимо несколько умерить перфекционизм, снизить требования (да, это человек, но маленький!), дать ребенку понять, что его будут любить во что бы то ни стало.

    Дифференциация звуков [ш]-[с] или любых других должна происходить в дружелюбной атмосфере, нельзя ругать или наказывать детей за непреднамеренные ошибки, а можно лишь корректировать и настаивать на правильном произнесении. Для этого необходимы любовь и терпение.