Войти
Территория кровельщика
  • Критерии оценивания всего огэ
  • Стрелец и Стрелец: совместимость в любви
  • Тигр и Крыса — cовместимость в любви и браке
  • Есть ли совместимость между мужчиной и женщиной, родившимися в год Тигра и Крысы
  • Мужчина-змея и женщина-дракон совместимость
  • Написание эссе на английском языке
  • Базовые учебные действия на логопедических занятиях. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на логопедических занятиях

    Базовые учебные действия на логопедических занятиях. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на логопедических занятиях

    Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

    Пояснительная записка.

    Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы школы по данной проблематике.

    Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём как развития у обучающихся правильной, чёткой, выразительной связной речи, освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

    Цель программы:

    освоение учащимися коммуникативной функции языка

    На основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями Стандарта, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

    Основными задачами работы по развитию речи детей являются;

    • формирование полноценных произносительных навыков;
    • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

    По мере продвижения ученика в указанных направлениях на речевом материале осуществляется:

    • развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
    • обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к лексическому значению слов;
    • воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
    • развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
    • формирование и развитие навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического
      восприятия.

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и на логопедических занятиях.

    Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы.

    Программа коррекционной работы вносит вклад в формирование универсальных учебных умений:

    • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
    • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
    • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
    1. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области, внеурочную и коррекционно-воспитательную деятельность.
    2. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации коррекционного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
    3. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
    4. Коррекционно-педагогическое сопровождение осуществляется с помощью речевых карт, которые являются процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
    5. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого учащегося и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

    Рабочая программа коррекции речи включает разделы:

    1. Особенности планирования коррекционной работы.
    2. Развитие фонетико-фонематической стороны речи.
    3. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
    4. Развитие связной речи. Формирование полноценной самостоятельной устной и письменной речи.
    5. Информационно-коммуникационные технологии - инструментарий коррекционно-развивающих действий.

    Рабочая программа коррекции речи у обучающихся является основой разработки тематических планов по коррекции нарушений в устной и письменной речи.

    Описание основных разделов коррекционно-воспитательной работы.

    1. Особенности планирования коррекционной работы.

    Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие, которое далеко не всегда соответствует возрастному уровню развития будущего школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

    Несформированность компонентов речи является серьезным препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорреггированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме. Кроме того, у ребенка, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения речевых нарушений (как первичного дефекта).

    Рабочая программа состоит из четырёх этапов коррекционно-развивающей работы. Несмотря на поэтапное планирование коррекции, работа строится интегрированно, охватывая все этапы одновременно, но отдавая превалирующую роль решению задачи текущего этапа коррекционной работы. Например, в процессе решения основной задачи 1, 2 этапов - упорядочения фонетико-фонематической стороны речи - начинают закладываться предпосылки нормализации лексико-грамматических средств языка и формирования связной речи. И, наоборот, во время прохождения программного материала 3 и 4 этапов, основными задачами которых являются развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи, закрепляются знания и умения, полученные на этапе развития фонетико-фонематической стороны речи. Формирование фонематических процессов идет одновременно с коррекцией звукопроизношения, т.е. второй период вплетается в первый. На этом этапе работы допустимо подгрупповое занятие разбивать на индивидуальные занятия (например, при постановке звука). Формирование грамматического строя речи идет одновременно с расширением лексического запаса, т.е. четвертый период вплетается в третий. Лексические темы не даются изолированно, они планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи.

    Количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы обучающихся, уровнем сформированности у них того или иного речевого компонента. Некоторые темы даются с опережением традиционной программы, создавая тем самым базу для более успешного их усвоения на уроках русского языка и чтения. Другие темы, наоборот, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках.

    При подборе речевого материала учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, специфика речевого нарушения данной группы. Работа ведется без применения внепрограммных терминов в чисто практическом плане.

    Сроки реализации программного материала. Программа по коррекции речевых нарушений рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами и группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

    Сроки коррекции могут варьироваться в зависимости от ряда факторов: степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребенка, психофизиологических особенностей ребенка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребенком занятий, выполнения домашнего задания и т.д. При различных речевых нарушениях коррекция охватывает разные этапы и периоды работы и имеет разную продолжительность.

    Недоразвитие речи, затрагивающее только звукопроизносительную сторону, обозначают как ФД (фонетический дефект). Коррекция ФД охватывает I этап работы. Сроки коррекции обусловлены клиникой дефекта: 0,5-1 учебный год при дислалии, 1-2 учебных года при стертой форме дизартрии и ринолалии.

    Недоразвитие речи, затрагивающее только фонематические процессы, обозначают как ФНР (фонематическое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несформированностью фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФНР. Коррекция ФНР и дислексии и/или дисграфии на фоне ФНР охватывает I этап работы. Сроки коррекции: 0,5 - 1 учебный год.

    Недоразвитие речи, охватывающее звукопроизносительную сторону и фонематические процессы, обозначают как ФФНР (фонетико-фонематичсекое недоразвитие речи); нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью звукопроизносительной стороны речи и фонематических процессов, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФНР. Коррекция ФФНР, дислексии и/или дисграфии на фоне ФФНР охватывает весь I этап работы. Сроки коррекции: 1-1,5 учебный год; при осложнении стертой формой дизартрии и ринолалией сроки продлеваются до 2 лет. Нарушение письменной речи (чтения и письма) обусловленное несфомированностью фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, обозначают как дислексию и/или дисграфию на фоне ФФН и ЛГН. Коррекция дислексии и/или дисграфии на фоне ФФН и ЛГН охватывает 4 этапы работы. Сроки коррекции: 1-2 года.Спецификой коррекционной работы при дислексии и дисграфии, обусловленными несформированностью какой-либо стороны речи (ФНР, ФФНР, ЛГНР) или их совокупностью, является отработка устно пройденного учебного материала в письменной речи.

    Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми, имеющими ФФН с дизартрическим компонентом.

    У детей с дизартрией дефекты звуковой стороны речи обусловлены нарушением иннервации речевого аппарата. Их устранение осуществляется в условиях длительной коррекции.

    На индивидуальных занятиях уделяется внимание развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков, нормализации просодической стороны речи. Специальное внимание уделяется формированию кинестетических ощущений. В связи с этим проводится комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции. Последовательность и длительность упражнений определяется формой дизартрии и степенью ее выраженности.

    У детей с тяжелой степенью дизартрии целесообразно в первую очередь формировать приближенное произношение трудных по артикуляции звуков, с тем чтобы на его основе развивать фонематическое восприятие и обеспечить усвоение программы. В течение года необходимо осуществить коррекционно-развивающую работу по уточнению произношения этих звуков и овладению в конечном итоге правильной артикуляцией. Необходимо также обращать особое внимание на овладение полноценной интонацией, выразительностью речи.

    2.
    Развитие фонетико-фонематической стороны речи

    Формирование фонематических процессов. Развитие и совершенствование фонематических представлений (формирование общих представлений). Речь. Предложение. Словосочетание. Слово. Слог. Ударение. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение звука буквой.

    Анализ и синтез звуко-слогового состава слова . Звуковой анализ и синтез слова. Слоговой анализ и синтез слова.

    Звуко-буквенные связи. Дифференциация звуков (букв) . Дифференциация звуков (букв), не имеющих акустико-артикуляционного сходства (в тяжелых случаях смешения). Дифференциация звуков (букв), имеющих акустико-артикуляционное сходство по признаку глухости-звонкости, твердости-мягкости. Дифференциация гласных звуков (букв) по признаку ударности-безударности. Дифференциация букв, имеющих оптическое сходство (тема не относится к коррекции фонематических процессов, но при необходимости дается в этом разделе).

    Устранение дефектов звукопроизношения (не имеет расчасовки; планируется параллельно с формированием фонематических процессов, с учетом динамики коррекции конкретного обучающегося).

    Введение. Значение речи в жизни человека. Знакомство с артикуляционным аппаратом.

    Создание артикуляционной базы для постановки звуков . Формирование артикуляционных укладов, необходимых для нормированного произношения звуков. Выработка направленного речевого выдоха.

    Постановка дефектно произносимых звуков . Свистящие звуки (с, с, з, з, ц). Шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Сонорные звуки (л, л, р, р). Другие звуки.

    Автоматизация поставленных звуков . В изолированном виде. В слогах. В словах. В стихотворных текстах. В речевом потоке.

    3.
    Развитие лексико-грамматической стороны речи

    Формирование грамматического строя речи.

    Состав слова. Словообразование . Части слова. Однокоренные слова. Приставочное словообразование. Суффиксальное словообразование. Окончание.

    Части речи. Согласование и управление . Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Имя числительное. Наречие. Местоимение. Согласование имен существительных с именами прилагательными по родам, числам, падежам. Согласование имен существительных с глаголами по числам, временам.

    Служебные части речи. Значение предлогов. Виды предлогов. Дифференциация предлогов и приставок разных и одинаковых по написанию.

    Предложение . Состав предложения. Анализ и синтез предложения. Главные члены предложения. Виды предложений по интонации. Распространенные и нераспространенные предложения. Составление предложений. Схема предложения.

    Расширение и уточнение лексического запаса.

    (планируется в структуре тем по формированию грамматического строя речи).

    Тематическая активизация и обогащение словаря . Классификация предметов, обобщающие слова (овощи, фрукты, ягоды, деревья, грибы, цветы, посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, электроприборы, продукты питания, рыбы, насекомые, птицы, животные). Предмет и его части. Детеныши птиц и животных. Жилища птиц и животных. Профессии. Времена года, явления природы. Временные понятия. Форма. Цвета и оттенки. Праздники. Мой город. Другие темы.

    Семантика слов . Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова.

    Развитие связной речи
    Формирование полноценной самостоятельной речи

    Уточнение представлений о тексте . Признаки связного высказывания. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его деформированных вариантов.

    Анализ текста . Последовательность и связность предложений в тексте. Смысловая зависимость между предложениями. Определение темы текста. Составление плана текста.

    Построение самостоятельного связного высказывания . Составление текста по плану. Составление текста по данному его началу или окончанию. Составление к тексту вступления и заключения. Пересказ текста. Составление текста на определенную тему.

    Планируемые результаты коррекционно-воспитывающего воздействия.

    К концу второго года коррекционных занятий обучающиеся узнают:

    • строение артикуляционного аппарата;
    • акустико-артикуляционные различия и сходства звуков;
    • о значении правильного дыхания;
    • основные грамматические термины: речь, предложение, словосочетание, слово, слог, ударение, гласные и согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, положение звука в слове, обозначение звука буквой.

    Научатся:

    • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
    • называть отличия гласных и согласных звуков;
    • правильно обозначать звуки буквами;
    • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
    • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
    • определять место ударения в слове;
    • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство.

    К концу четвёртого года коррекционных занятий обучающиеся познакомятся с:

    • значениями многих лексических единиц;
    • правилами связи слов в предложении;
    • основными грамматическими терминами: корень слова, суффикс, приставка, окончание; имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение; союзы, предлоги; заглавная буква, интонационные паузы, восклицательный и вопросительный знак, точка, запятая, схема предложения, главные члены предложения, текст.

    Обучающиеся смогут научиться:

    • быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль;
    • пользоваться различными способами словообразования и словоизменения;
    • осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
    • анализировать речь (на уровне текста, предложения);
    • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
    • грамматически правильно связывать слова в предложении;
    • составлять текст на определенную тему;
    • использовать в речи предложения сложных синтаксических конструкций;
    • интонационно оформлять высказывание.

    Информационно – коммуникативные технологии – инструментарий коррекционного воздействия.

    1. Альбомы: «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». \Н.Э. Теремкова.- М.: «Гном и Д», 2009.
    2. «Альбом для логопеда»: Иншакова О.Б, М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
    3. Комплект альбомов упражнений по коррекции оптической дисграфии, аграмматической дисграфии, акустической дисграфии, оптической дисграфии «Учусь не путать буквы», «Учусь не путать звуки», «Учусь работать со словом», «Учусь работать с текстом». Мазанова Е.В..- М.: «Гном», 2008.
    4. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: М, Просвещение. 1984.
    5. Логопедические лото «Говори правильно».
    6. «Логопедическая энциклопедия»: Ткаченко Т.А. – М., ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.- 248 с.
    7. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»:М. Просвещение. 2008.
    8. Мультимедийные образовательные ресурсы.

    Муниципальное казенное образовательное учреждение

    дополнительного образования детей

    Центр внешкольной работы

    Выступление на муниципальном семинаре:

    «Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии»

    Подготовила: педагог дополнительного образования

    Учитель-логопед Васиченко Л.А.

    п.Михайловка

    Формирование универсальных учебных действий на логопедическом занятии

    Моя работа учителя-логопеда впервые нашла своё практическое применение в дополнительном образовании сравнительно недавно – около трёх лет назад. Созданное нами объединение «Речевичок» представляет собой коррекционно-развивающий процесс для детей дошкольного возраста с речевыми проблемами. (см слайд №1)

    Именно в этот период изменились требования в системе образования, они стали на порядок выше. Все ступени начального общего образования переходят на обучение по новому образовательному стандарту. Дополнительное образование является теперь частью непрерывного образовательного процесса. Тем самым, работа объединения «Речевичок» наряду с главной задачей-преодоление речевых трудностей каждого ребёнка в рамках ФГОС предусматривает и решение таких важных задач, как:

      Обеспечивать благоприятную адаптацию ребёнка в дальнейшем – в школе;

      Улучшать условия для развития ребёнка;

      Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным , и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия (далее УУД).

    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда в системе дополнительного образования имеет большой потенциал в формировании УУД.

    В моей работе особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме, с близкими ему людьми и сверстниками. Если мы поможем ребенку в дошкольном возрасте сформировать коммуникативные универсальные учебные действия, то мы непременно поможем сформировать у него способности к регуляции поведения и собственной деятельности, к познанию окружающего мира.

    Дети с нарушениями речи имеют не только речевые, но и психологические особенности, а это сильно затрудняет формирование у них УУД. Воспитанники недостаточно понимают обучающие задания, указания, мои инструкции, с трудом владеют терминами, испытывают трудности в формировании и формулировании собственных мыслей в процессе работы, у детей недостаточно развита связная речь, беден словарный запас. В связи с этим, я как специалист в своем деле, просто обязана помочь нуждающимся детям и их родителям в проблеме, а именно – научить говорить правильно.

    В своей логопедической практике на начальном этапе внедрения ФГОС можно четко проследить формирование УУД по некоторым направлениям:

      Так направление по развитию психологических предпосылок к обучению (слухового и зрительного внимания, памяти, концентрации внимания, мышления) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД . (см.слайд №2)

    Дети с нарушениями речи часто выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают педагога, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности

    Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД (см.слайд №3):

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
    словесную инструкцию:

      «Будь внимательным!»

    Этот вид упражнения может содержать различные варианты заданий

    В начале занятия: «Сейчас сядет на место тот, чьё имя начинается на звук А, затем – на звук М, и т.д.»

    В качестве разминки: «Попрыгайте на двух ногах столько, сколько слогов в слове МАШИНА, сделайте наклон туловища влево столько, сколько слов в предложении ЦЫПЛЕНОК ВЫЛУПИЛСЯ ИЗ ЯЙЦА и т.п.

    Графическое выполнение упражнения: среди разных фигур зачеркни в каждой строчке ТРЕУГОЛЬНИК; с усложнением: треугольник и КРУГ и т.п.

    Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове. (Так, звук Р в слове РОЗА занимает 3-е место) (см.слайд № 4)

      «Слушай и считай» (см.слайд №5)

    На полянке у дубка

    Он нашёл ещё один.

    Кто ответить нам готов,

    Сколько крот нашёл грибов?

      Закончи стихотворение , вставляя слова со звуками П и Б в начале слова:

    УЖ давно забылись лютые морозы,

    Распускают почки белые … .

    Мы посеем зёрна,

    Пусть заколосится

    На широком поле

    Спелая … .

      «Что лишнее» или «4-ый лишний » (см.слайд №6)

    Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану (см.слайд №7):

      «Расскажи о звуке по плану-схеме»

    Через 1–2 занятия алгоритм характеристики звука заменяется схемой. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

      Опиши предмет по опорным карточкам-схемам . (см.слайд №8)

      «Определи порядок картинок» .

      При развитии речемыслительной деятельности по активизации словаря, грамматического строя речи на разные лексические темы (времена года, одежда, мебель, профессии человека, части тела человека, семья и др.) можно говорить о формировании познавательных УД . (см.слайд №9)

    Пример упражнений, дидактических игр на активизацию словаря, понятий, терминов:

    Работа проводится на наглядном материале

      Назови явления природы и разложи по временам года;

      Образование относительного прилагательного – из чего сшита одежда – какая? (из кожи – кожаная, из шерсти – шерстяная, из меха – меховая, и т.п.);

      «Кому что нужно для работы» (выбираем для каждой профессии необходимые инструменты);

      Обыгрывание ролевых ситуаций. Называние слов-действий по профессиям: Кто что делает?

      задание «Скажи наоборот» может использоваться на разные темы: Состояние человека (Девочка грустная, а мальчик весёлый). Описание овощей или фруктов (Огурец овальный, а помидор круглый); (см.слайд №10)

      Разложи предметы по видам (классификация предметов), например: одежда – обувь – головные уборы, по форме (круглые – квадратные – овальные) и т.п.

      Направление в работе по коррекции звукопроизношения, закреплению правильного звукопроизношения в речи ребёнка; развитию умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, текущей темы (День защитника отечества, День семьи и другие темы, приуроченные к памятным историческим или социальным, культурным событиям), развитие диалогической и повествовательной речи - предусматривает формирование коммуникативных УД. (см.слайд № 11)

      артикуляционная гимнастика «Сказка о Весёлом язычке»,

      речедвигательная гимнастика (сопровождение речью движений, с музыкальным сопровождением – логоритмика по методике Е. и С. Железновых); (см.слайд № 12)

      обыгрывание мини-этюдов, диалогов, сюжетно-ролевые игры. (см слайд № 13)

    В свои занятия стараюсь включать различные методики, которые соответствуют новым стандартам и требованиям. Некоторые формы работы детям наиболее интересны и я вижу результат своей деятельности, после применения этих технологий. Наряду с обучающими технологиями: традиционными и нетрадиционными, я использую здоровье сберегающие технологии.

    Здоровье сберегающие образовательные технологии помогают мне на разных этапах коррекционно-речевой работы. Изначально использую фонетический логотренинг: «Играем, двигаемся – развиваемся» как систему занятий и подготовительных упражнений для развития артикуляционной, общей и мелкой моторики, просодики, слухового и зрительного восприятия, слухового внимания и памяти у детей. Дошкольникам очень нравятся различные виды самомассажа: кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (сказочные истории из жизни Язычка, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков, пальчиковый театр). (см.слайд №14, 15)

    В этом году стала применять метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень сенсорного развития и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребёнком.

    «Движение – это тоже речь, выраженная сущность ребенка» по Л. Генераловой. Именно поэтому в своей работе я не оставляю без внимания логопедическую и фонетическую ритмику. Использую ее как средство профилактики и коррекции речевых нарушений у детей. Имею арсенал игр и игровых упражнений: дыхательные упражнения, фонетическая разминка, речедвигательные упражнения, чистоговорки, коммуникативные игры, пальчиковые игры, массаж с проговариванием, гимнастика для глаз, психогимнастика. Главное свойство этих методов – развивать двигательные умения ребёнка. Формирование движений происходит при участии речи. Чем лучше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

    Замечательные слова для педагогики нашего времени высказал известный психолог Л. С. Выготский: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие». Именно эти слова на сегодняшний день имеют огромную значимость, так как в рамках ФГОС основным принципом в структуре общеобразовательных программ является принцип интеграции образовательных областей, в этих условиях обучение становится организованнее и эффективнее. При планировании мной индивидуально-групповой деятельности область «Коммуникация» очень хорошо интегрируется с образовательными областями «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Чтение художественной литературы» и т. д. (см.слайд №16)

    Быть «на одной волне» с ребёнком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационно – коммуникационные технологии. Применение программ информационных технологий на логопедическом занятии позволяет разнообразить работу по формированию и развитию языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.

    Итог выступления: На данном этапе своей работы я ещё не в полной мере постигла азы ФГОС-ов, моя программа по Развитию речи дошкольников, возможно, не на должном уровне соответствует программам Образовательного стандарта, но в своей работе я стараюсь развиваться в данном направлении, нахожусь в постоянном поиске. Но, самое главное, стараюсь как можно больше применять интересного, творческого в работе по коррекции и развития речи ребёнка, чтобы помочь ему стать полноценным членом общества.

    Источники:

      Программа ФГОС НОО

      Рыжова С.Ф. Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми 5-7 лет с нарушениями речи/ авт.-сост. С.Ф.Рыжова. – Волгоград: Учитель, 2013.

      Интернетресурсы

      Копилка дидактического, демонстрационного материала.

    ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000 г. Челябинска (МБОУ СОШ № 000)

    Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность в к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Универсальные учебные действия (УУД) разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подразделяются на следующие виды: регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные действия. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. И учителя– общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса. Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению по встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений. Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с . В рамках данного подхода коррекционно – (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Содержание коррекционно-воспитательной работы по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению (по) предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД. В нашей логопедической практике достаточно четко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. А сейчас при введении ФГОС необходимо обратить большее внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе и т. д. Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД. Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано, они постоянно переспрашивают учителя. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться. Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию: 1. «Объясни товарищу». Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из учеников повторить его для своего товарища, который в это время отсутствовал в кабинете. 2. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать слова, а вы записывайте, но вместо буквы С (можно брать любую из )всегда ставьте черточку». Таким образом дети записывают 8-10, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания (суффиксы, приставки), а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции. 3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание, которое предусматривает 2-3 ступенчатые инструкции (например, букву "б" подчеркнуть, а букву "д" зачеркнуть). Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы. Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану: 1. «Расскажи о... по плану-схеме» (в нашей логопедической работе рассказать по плану-схеме или по алгоритму можно и о звуке, и о слове, и о предложении, и о любом предмете). Через 1–2 занятия схема заменяется какими-нибудь символами. 2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий. Например: прочитай(1) и спиши(4) предложения, вставляя(2) подходящие по смыслу слова из скобок. Обозначь(5) в этих словах приставку, устно объясни(3) свой выбор. 3. "Составьте алгоритм". Детям предлагают объединиться в пары или микрогруппы и составить алгоритм решения определенной учебной задачи (например, составить алгоритм описания животного). Через 10 минут каждая пара выполняет задание логопеда, используя свой алгоритм. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить. Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа: поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове; поиск ошибок в слове; поиск , грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработать памятку, в которой дать алгоритм действий по проверке. Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль: 1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой» (с окошком для выделения слова). Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. 2. "Ищем «случайные» ошибки". (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. 3." Ищем орфографические ошибки". (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. 4. "Проверка предложений "-(III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед указывает строку, слово или предложение, в котором она допущена. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам. Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения. Для самооценивания и фиксации результатов используются: линейки достижений, лестница успеха, карта самонаблюдений. Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем сделать следующий вывод: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

    Литература: 1. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. . – М.: Просвещение, 2010. 2. Логопедические занятия со школьниками (1–): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ , и др. – СПб.: КАРО, 2006. 3. Ястребова общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

    . «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд. Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.) Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний. Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки). Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка. В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок). Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку. Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

    Формирование

    универсальных учебных действий

    на логопедических занятиях

    в условиях введения ФГОС

    Докладчик: учитель-логопед

    Высшей -квалификационной категории

    Кошкина С.С.

    С 1 сентября 2011 года учащиеся 1-х классов начали обучение по новому образовательному стандарту начального общего образования. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьёзных требований не только

      к предметным результатам обучающихся,

      но и к личностным ,

      и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Личностные и метапредметные результаты составляют (далее УУД).

    Стихийность развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения:

      в несформированности учебно-познавательных мотивов,

      трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий и т.п. Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признаёт целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

    В широком значении термин «универсальные учебные действия » означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

    1) личностный ;

    2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции );

    3) познавательный ;

    4) коммуникативный .

    Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

    Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. И коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда общеобразовательной школы имеет большой потенциал в формировании УУД, которые являются интегрированными характеристиками образовательного процесса.

    Обучающиеся с речевыми нарушениями (ОНР, ФФНР) которые начинают заниматься на логопункте общеобразовательной школы, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД.

    СЛЕДСТВИЯ НЕДОСТАТОЧНОЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

    1. Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя.

    2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

    3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы

    4. Недостаточное развитие связной речи.

    1. Неустойчивое внимание.

    2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

    3. Недостаточное развитие способности к переключению.

    4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

    5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

    6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

    7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

    СЛЕДСТВИЯ:

    1) Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.

    2) Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе.

    Исходя из данных особенностей детей с речевыми нарушениями, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встаёт задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

    Занятия на логопедическом пункте общеобразовательной школы осуществляются в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой.

    В рамках данного подхода, коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи обучающихся.

    коррекционно-воспитательной работы

    (ПО А.В. ЯСТРЕБОВОЙ)

    I .1 Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

    1) устойчивости внимания;

    2) наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

    3) способности к запоминанию;

    4) способности к переключению;

    5) навыков и приёмов самоконтроля;

    6) познавательной активности;

    7) произвольности общения и поведения;

    II .1 Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

    1) умение внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям (т.е. занять позицию ученика);

    2) умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

    3) умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

    4) умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки со стороны учителя – логопеда

    I .2 Формирование полноценных учебных умений:

    1) планирование предстоящей деятельности:

    а) принятие учебной задачи;

    б) активное осмысление материала;

    в) выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

    2) контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

    3) работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

    II .2 Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

    1) ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

    2) ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

    3) ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания)

    4) употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

    5) обращение к учителю - логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

    6) пояснение инструкций, учебной задачи с использованием нужной терминологии;

    7) подведение итогов занятия;

    8) формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

    9) соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог).

    Если мы проанализируем данную таблицу, то увидим, что содержание 1-го направления предусматривает в большей мере формирование регулятивных УУД , содержание 2-го – коммуникативных учебных действий. При развитии речемыслительной деятельности, которой также уделяется большое внимание на логопедических занятиях, мы можем говорить о формировании познавательных учебных действий.

    В логопедической практике достаточно чётко просматривается развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. Однако, при введении ФГОС, в большей мере необходимо обратить внимание на формирование именно учебных действий: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе и т.д.

    Приведу примеры упражнений, направленных на формирование регулятивных УУД.

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
    словесную или письменную инструкцию.

    Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребёнка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приёмов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, чётко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

    1. «Объясните домовёнку Кузе» Логопед даёт ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

    2. «Письмо с пропусками» Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом, дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. Приём способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции.

    3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и чётко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

    1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

    Полезла Оксана за красной розой,
    А вернулась Оксана с занозой.

    2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц.

    Чёрная цапля циркулем чертила.
    Внимание!
    Цапля старательно циркулем водила.
    Получился очень чистенький чертёж.

    Упражнения, развивающие умение планировать действия

    по выполнению учебной инструкции и действовать по плану.

    Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

    Управление учением должно быть гибким. Жёсткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

    1. «Расскажи о звуке по плану-схеме».

    Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

    2. «Определи порядок действий» . Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

    Например:

    На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

    3. «Составьте алгоритм». Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи.

    Например:

    – Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

    Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и чёткий алгоритм, нужно ли его дополнить.

    Пример алгоритма, составленного учениками :

    Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль.

    Обучающиеся с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка даёт возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

    Для указанной группы обучающихся целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребёнка сосредоточенно на поиске специфических ошибок и недочётов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

    Этапы самопроверки:

    I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм;

    II этап – поиск орфографических ошибок в слове;

    III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

    На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребёнку выделить слово из текста и сосредоточить на нём своё внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.

    1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы её найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялочкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

    Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялочки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к чёткому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

    Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

    Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.

    Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при её отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

    Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

    Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

    Проверка предложений (III этап самопроверки).

    Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка

    В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

    Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

    И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

    Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

    Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать

    результаты своей деятельности.

    Важными секретами успешной учёбы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребёнка желания учиться можно использовать разнообразные приёмы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

    Для самооценивания и фиксации результатов возможно использование линейки достижений и лестницы успеха.

    Линейки достижений помогают ребёнку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского языка чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который даёт учёба . Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

    Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

    1. «Линейка достижений». Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребёнку даётся карточка, например, такого содержания:

    Ученик ставит отметку-чёрточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

    2. Карта самонаблюдений. Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведётся самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учёбе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

    Образец карты самонаблюдения

    Дата

    Я на занятии

    Старался писать без ошибок.

    Проверял свою работу.

    Следил за осанкой и правильной посадкой.

    Работал внимательно.

    Писал аккуратно, разборчиво.

    Соблюдал чистоту и порядок в тетради.

    Соблюдал дисциплину.

    Работал активно, поднимал руку.

    3. «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдаёт логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке.

    Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают своё письмо.

    Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с речевыми нарушениями (в частности с ОНР), направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем придти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи, должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.