Войти
Территория кровельщика
  • Как проявляется луна в знаке весы у мужчин и женщин Парень с луной в весах
  • Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) Центр подготовки церковных специалистов
  • Университеты и теология: опыт современной Европы
  • Древние Восточные Церкви
  • О философии, богословии и образовании
  • Икона святых кирика и улиты
  • Программа по самообразованию в детском саду. План по самообразованию воспитателя на тему: " «проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения фгос до

    Программа по самообразованию в детском саду. План по самообразованию воспитателя на тему:

    Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам - ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога - постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.

    Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках - саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

    Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

    Самообразование сопровождает весь период профессиональной деятельности педагога

    Самообразование воспитателя: цели и задачи

    Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:

    • знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе;
    • улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег;
    • создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.

    Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:


    Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

    Принципы саморазвития

    Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

    • Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.

      Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

    • Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
    • Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
    • Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

      Принцип доступности касается не только работы с детьми, но и с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества

    Формы работы

    Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

    Программа работы над темой самообразования

    Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.

    Выбор темы

    На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.

    Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.

    Трудности могут касаться выбора индивидуальных форм работы с детьми определённого возраста

    Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.

    Темы по самообразованию узких специалистов будут иметь некоторую целевую специфику

    Это интересно. Карла Орфа - немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки - раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.

    Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога

    Специалист Примерная тематика работ Цели
    Музыкальный работник
    • «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку».
    • «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя».
    • «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение».
    • «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
    • «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности».
    • «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах».
    • «Развитие ритмического слуха дошкольников через технологии Карла Орфа».
    • «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность».
    • «Развитие хореографических навыков у детей старшего дошкольного возраста» (эта тема особенно актуальна в ДОУ, где музработник выполняет ещё и функции хореографа).
    • Углублять и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности.
    • Развивать положительную эмоциональную отзывчивость на музыку.
    • Развивать навыки коллективного творчества.
    • Воспитывать уважение к мировому культурному наследию.
    Инструктор по физическому воспитанию
    • «Использование нетрадиционного оборудования в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников».
    • «Развитие двигательной активности детей в условиях введения ФГТ».
    • «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ вне занятий».
    • «Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников».
    • «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении».
    Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых - интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
    • Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
    • Развитие физических способностей детей.
    • Воспитание у родителей и ребят ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
    Логопед
    • «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
    • «Дизартрия (нарушения в произношении из-за поражений нервной системы): стёртые или минимальные формы её проявления».
    • «Использование нетрадиционных логопедических технологий с детьми старшего дошкольного возраста».
    • «Использование информационно- коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда».
    • «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи».
    • «Развитие речевого творчества у старших дошкольников».
    • «Кинезиологическая гимнастика (гимнастика для мозга) как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста».
    • «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе».
    Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
    • Сформировать потребность тесного сотрудничества у родителей с учителем-логопедом для преодоления речевых расстройств у детей.
    • Показать родителям возможности речевого развития ребёнка в семье.
    • Оказать логопедическую помощь дошкольникам, имеющим отклонения в развитии устной речи.
    • Сформировать становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека.
    Педагог-дефектолог
    • «Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ФГОС».
    • «Формирование элементарных математических представлений у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями в развитии».
    • «Разработка и реализация индивидуально-ориентированных маршрутов развития у детей с ограниченными возможностями здоровья».
    • Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения.
    • Создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка со сложной структурой дефекта и формирование его позитивных личностных качеств.
    • Просвещение родителей относительно особенностей воспитания ребёнка с ОВЗ в семье.

    Примеры планов по самообразованию узких специалистов

    При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.

    Работа логопеда может носить характер поиска методов и приёмов для решения общей проблемы речевого развития вне зависимости от возраста воспитанников

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя

    Автор Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области
    Тема «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»
    Месяц Содержание работы Форма работы Практические результаты
    Сентябрь
    • «Развитие эмоциональной сферы» - информационно-аналитическая деятельность.
    • Проведение диагностики музыкальных способностей.
    • Изучить литературу:
      • «Эмоциональное развитие дошкольников» / Под редакцией А.Д. Кошелёвой. - Москва, 1985 г.
      • Гаспарова Е. «Эмоции ребёнка раннего возраста в игре» // Дошкольное воспитание. – 2001, №10.
    • Провести диагностику.
    • Консультация для педагогов.
    Октябрь «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно-аналитическая деятельность. Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко - Москва; 1997. Консультация для педагогов.
    Апрель
    • «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника».
    • «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника).
    • Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство - Пресс, 2005. Составить конспект.
    • Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
    • Доклад для педагогического совещания.
    • Праздник «В гостях у Феи красоты».
    Май
    • «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника).
    • Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп.
    • Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника.
    • Проведение диагностических исследований.
    • Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний».
    • Анализ результатов диагностики.

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию

    Автор Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО
    Тема «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний»
    Месяц Форма работы
    с детьми с педагогами с родителями
    • Сентябрь,
    • октябрь,
    • ноябрь.
    Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». Консультация о развитии двигательной сферы. Подготовка детей к соревнованиям.
    Декабрь ОФП. Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. Открытый показ физкультурного занятия.
    Январь
    Февраль
    • Весёлые старты.
    • Лыжные гонки.
    Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». Вечер вопросов и ответов,
    родительские собрания.
    Март
    Апрель
    • Лыжня России.
    • Соревнования «Губернаторские состязания» среди дошкольных образовательных учреждений Ханты-Мансийского округа-Югры.
    • Нестандартное оборудование, его использование.
    • Мастер-класс.
    Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»).

    Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда

    Автор Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область
    Тема «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста»
    Месяц Содержание Ожидаемый результат
    Октябрь Подбор литературы по теме Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»).
    Ноябрь Теоретическое изучение методических наработок по теме
    • Повышение компетентности.
    • Наличие теоретического и методического материала. (Использование кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР и при дизартрии).
    Декабрь.
    Январь
    Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми
    • Наличие консультаций и рекомендаций.
    • Наличие практического материала (карточки).
    Февраль Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы.
    Март
    Апрель
    Изготовление дидактического материала Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала.
    Май Анализ работы по самообразованию Наличие аналитической справки.

    Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога

    Автор Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область
    Тема «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности»
    Этап Содержание
    Информационно-аналитический Изучение литературы

    САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

    Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника , мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности .

    Самообразование - это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

    Основные направления самообразования воспитателей :

    • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
    • исследование новой научно-методической литературы
    • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
    • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
    • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
    • совершенствование общего уровня развития.

    Формы повышения квалификации педагогов

    1. Педсовет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
    2. Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
    3. Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
    4. Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей - старший воспитатель детского сада или методист. Старший педагогический сотрудник детского дошкольного учреждения может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Кроме методиста, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты: детские психологи, педиатры, логопеды.
    5. Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
    6. Изучение педагогического опыта . Включает в себя:
    • изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.). Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является ведение «Методической папки воспитателя».
    • посещение открытых занятий
    • презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
    1. Педагогический тренинг. Привлекая к сотрудничеству опытного педагога или психолога, можно развивать разнообразные педагогические способности воспитателей, отрабатывать навыки работы с детьми, обучать новым педагогическим технологиям. Педагогический тренинг направлен не только на саморазвитие, но и на самоанализ.

    «Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

    План работы воспитателя по самообразованию - это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы , считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

    При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

    1. Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
    2. Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
    3. Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
    4. Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
    5. Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
    6. Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
    7. В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
    8. В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
    9. Нужно запланировать анализ полученных результатов.
    10. Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

    Основные направления самообразования воспитателей: ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; исследование новой научно-методической литературы; изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии; ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями; знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений; совершенствование общего уровня развития.

    Формы повышения квалификации педагогов Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Открытые занятия Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг

    План работы воспитателя по самообразованию 1л. Титульный лист План работы воспитателя по самообразованию на период _____________

    Оформление плана

    по самообразованию педагога.

    Система работы педагогов по самообразованию:

    В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

    В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

    • Изучают необходимую литературу.
    • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
    • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
    • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

    В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

    1 страница – Титульный лист:

    МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

    «План по самообразованию педагога»

    (Ф.И.О. педагога)

    ___________ _______________

    Тема: «_______________________________»

    (название темы)

    ________________

    (учебный год)

    ________________

    (возрастная группа)

    Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

    2 страница –

    Тема: «…»

    Цель: «…»

    Задачи:

    1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
    2. Разработать перспективный план работы с детьми
    3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
    4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
    5. Оформить в группе уголок…..
    6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
    7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
    8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

    Месяц

    Формы работы

    С детьми

    Педагогами

    Самообразование

    Родителями

    Сентябрь

    Диагностика ЗУН детей

    Организовать работу кружка, создать учебную программу,

    Изучение литературы

    Октябрь

    занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

    Ноябрь

    Декабрь

    Оформить в группе уголок…..

    Оформление папки передвижки. Тема: «…»

    Январь

    Февраль

    Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

    Март

    Апрель

    Развлечение «…»

    Май

    диагностика

    Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

    Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

    Июнь

    выставка детских работ

    Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

    Консультация для родителей: «…»

    Июль

    Август

    Выход темы:

    ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

    ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

    ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

    ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

    ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

    ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

    Литература:

    МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

    «Тетрадь по самообразованию»

    _________________________________

    (Ф.И.О. педагога)

    ___________ _______________

    ________________

    (начата с …)

    1 страница –

    Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

    Можно писать в виде таблицы:

    Формы работы

    С детьми

    С педагогами

    Самообразование

    С родителями

    сентябрь

    Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

    Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

    ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

    ü Изучение научно-методической литературы;

    ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

    ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

    ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

    ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

    ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

    ü Обучение на курсах повышения квалификации;

    ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

    ü Активное участие в работе методического объединения района;

    ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

    ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

    Памятка для анализа процесса самообразования:

    1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
    2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
    3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
    4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
    5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

    Перспективный план самообразования педагога.

    ФИО ____________________________________

    Группа______________________________ Стаж работы______________

    Учебный год

    Тема самообразования

    Форма и срок отчёта

    Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

    Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов опредиляет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

    Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

    Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. этом каждому воспитателю помогает планирование свой работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования. Ниже представлен опыт работы по данному направлению.

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

    1. Ф.И.О. педагога — Лифанова Татьяна Николаевна

    2. Образование — средне-специальное, 1 квалификационная категория.

    3. Тема самообразования: «Реализация ФГТ в воспитательно-образовательном процессе».

    4. Работа начата -01.09.2011 г.

    5. Предполагается закончить -30.05.2012 г.

    6. Цель: изучить ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    7. Задачи:

    • изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям (новая редакция в соответствии с ФГТ)
    • разработать перспективные планы по всем образовательным областям
    • разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГТ
    • апробировать данную модель на практике

    8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

    9. Форма самообразования: индивидуальная.

    10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

    • изучение литературы по теме
    • посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
    • посещение педсоветов, семинаров, конференций;
    • самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
    • разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГТ
    • апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
    • проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
    • обобщение результатов на заседании методического объединения.

    11. Практический выход: семинар-практикум.

    12. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.




    МБДОУ-детский сад «Светлячок»,
    Саратовская область, р.п. Лысые горы.

    Темы самообразования учителей

      Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий.

      Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.

      Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.

      Развитие творческих способностей детей в труд. деят-ти в условиях реализации ФГОС НОО.

      Развитие познавательных способностей у школьников в рамках реализации стандартов второго поколения.

      Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

      Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД школьников.

      Групповая работа как средство формирования УУД.

      Развитие проектных навыков у младших школьников.

      Портфолио как средство развития УУД младшего школьника.

      Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС.

      Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в условиях перехода на ФГОС.

      Возможности использования УМК «…….» для повышения качества образования в условиях реализации стандартов второго поколения.

      Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО.

      Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

      Контрольно-оценочные действия на уроке в рамках реализации ФГОС НОО.

      Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО.

      Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка (математики, литературного чтения, окружающего мира).

      Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках …….

      Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.

      Решение наглядно-действенных задач на уроках ….в условиях перехода на ФГОС НОО(ООО)

      Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС.

      Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО(ООО)

      Развитие логического мышления на уроках ….. по ФГОС НОО(ООО)

      Организация системы оценивания достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС

      Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО(ООО)

      Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО(ООО)

      Развитие познавательной активности у учащихся на уроках …...

      Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность.

      Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ.

      Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках.

      Решение задач повышенной сложности по …….. как средство развития познавательной активности учащихся.

      Исследовательская деятельность учащихся при изучении …как одно из условий формирования творческой личности.

      Влияние индивидуальных подходов к личности человека на развитие одарённости.

      Формирование речевой компетенции учащихся на уроках развития речи.

      Научно-исследовательская работа на уроках ….

      Основы методологии научно-педагогического исследования по физкультуре и спорту.

      Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.

      Метод минипроектов или….. как средство активизации познавательной деятельности учащихся.

      Применение игровых технологий на уроках ….

      Развитие познавательных способностей на уроках …..

      Развитие творческих способностей учащихся на уроках ……..и во внеурочное время.

      Методика подготовки учащихся к олимпиадам.

      Использование ИК технологий в условиях модернизации образовательного процесса.

      Формирование у учащихся компетентностного подхода к изучению …..

      Повышение эффективности обучения по предмету на основе использования новых технологий.

      Формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся

      Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ЕГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении