Войти
Территория кровельщика
  • Тит ливий история рима от основания города История рима до нашей эры
  • Александр ширвиндт склероз, рассеянный по жизни Александр ширвиндт склероз рассеянный по жизни
  • «Безумный алхимик» Артем Еремеев
  • Книга промельк беллы читать онлайн
  • Мессерер промельк беллы читать онлайн
  • Современные любовные романы: лучшие книги в жанре
  • Теологическое образование. Университеты и теология: опыт современной Европы

    Теологическое образование. Университеты и теология: опыт современной Европы
    - Отец Димитрий, вы имеете степень доктора философии и одновременно являетесь выпускником богословского вуза. Каково ваше видение современного состояния богословского образования в светских вузах России?

    Формы богословского образования в современной России не отличаются никакой системностью - я имею в виду именно светские вузы, а церковно-государственное взаимодействие в сфере богословского образования у нас как в средней, так и в высшей школе остается до сих пор «притчей во языцех».

    Если сравнивать западноевропейскую концепцию классического теологического образования с отечественной, то можно увидеть ряд специфических черт. В средневековой Европе теология как научная дисциплина появилась сразу вместе с открытием высших учебных заведений - университетов. Там теология находилась в центре всех образовательных процессов. Это «высшая наука», как сформулировал крупнейший авторитет средневековой философии Фома Аквинский; все остальные науки предназначены служить теологии.

    В европейских странах, которые так же, как и современная Россия, имеют светский характер, теология преподается во многих университетах. Так, в Боннском университете существуют сразу два теологических факультета - протестантский и католический, которые сотрудничают, обмениваются преподавателями. Такая же ситуация в государственном университете Страсбурга. В Оксфорде и Кембридже теологические факультеты являются старейшими и первыми по внутренней университетской квалификации. Мощные теологические факультеты действуют в Берне, Женеве, Фрибуре, Цюрихе, Гейдельберге, Тюбингене, Вене, Берлине, Хельсинки, Копенгагене, Тулузе, Люблине и других крупнейших университетских центрах Европы.

    Однако в России ситуация всегда была иной. В Московском университете теологического факультета никогда не было.

    Пути русской богословской школы были несколько иными. Университетское образование в России появляется в XVIII веке. Среди высших школ предшествующего периода необходимо упомянуть Киево-Могилянскую духовную академию, Славяно-греко-латинскую академию, училище боярина Федора Ртищева в Андреевском монастыре Москвы. В значительной степени эти учебные заведения были уже в тот период подвержены схоластическому влиянию. Главным языком преподавания оставалась латынь.

    В 1755 году в России возник Московский университет с тремя факультетами: юридическим, медицинским и философским. М.В. Ломоносов писал графу Шувалову: «Богословский факультет оставляю синодальным училищам». Вовсе не нарочитое стремление к светскости образования побудило Ломоносова к такому шагу. Одной из основных причин отказа Ломоносова включить теологический факультет в число первых университетских подразделений было то обстоятельство, что почти все профессора для университета прибыли из Европы: из десяти только двое были русскими. Неизбежно вставал вопрос: какое богословие они могли читать - протестантское, католическое? В результате в России именно в XVIII веке произошло отделение богословия от высшей светской школы. В это же время прослеживаются две тенденции: русская культура становится все более мирской, секулярной, а православное духовенство опасается католического и протестантского прозелитизма: тогда теология как наука в университетах могла быть только европейской, потому что на протяжении столетий она разрабатывалась католическими мыслителями средневековья. К величайшему сожалению, колоссальная византийская православная традиция была в значительной степени забыта.

    Тем не менее, в России XVIII века были высшие учебные заведения с преподаванием теологии. В то время в состав России вошли Прибалтика и восточные провинции Речи Посполитой, где находились Дерптский и Виленский университеты, имеющие теологические факультеты.

    В открывающихся в XIX веке русских университетах богословских факультетов также не было. Однако у большинства из них были выстроены многоуровневые отношения с духовными академиями. В университетах на различных факультетах действовали кафедры всеобщей церковной истории, русской церковной истории, канонического права, которые чаще всего возглавляли священнослужители - кандидаты, магистры и доктора богословия, церковной истории и церковного права. Однако в XIX веке взаимодействие духовной и светской высших школ оставалось весьма ограниченным. Согласно уставу 1884 года, отмененному в 1904 году, выпускники духовных семинарий не могли поступать в университеты, а выпускники гимназий и реальных училищ - в духовные академии.

    - И это ощутимо сказалось на умонастроениях интеллигенции.

    Действительно, эти моменты приводили к постепенному вытеснению религии из интеллектуальной жизни высшего общества - дворянства, а позднее интеллигенции. Большинство русских великих писателей, ученых, философов - это люди с глубокой верой в Бога, однако большинство русской молодой интеллигенции начала XX века воспринимало религию как нечто отжившее. Именно эта группа формировала идеологию радикальных российских партий, в результате победы одной из которых в стране началось насильственное искоренение религии. В этой связи один известный современный публицист и богослов, диакон Андрей Кураев, заметил, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в университетах не преподавалась теология. Заявление, возможно, несколько эпатажное, но повод задуматься, несомненно, есть.

    К чести российских университетов нужно отметить, что они горячо откликнулись на известие о разгроме духовных академий в 1918 году. Так, ученые советы Московского и Петроградского университетов были готовы включить в свои академические структуры на правах факультетов закрытые большевиками академии. В 1920 году при непосредственной поддержке профессуры Петроградского университета открылся Петроградский богословский институт, закрытый властями в 1923 году. Наконец, в Париже в 1925 году был сформирован Сергиевский богословский институт, ставший, по замечанию его первого ректора митрополита Евлогия (Георгиевского), «практически единственным очагом живой православной мысли» в русском зарубежье. Преподаватели Сергиевского института, в соответствии с резолюцией Поместного Собора 1917-1918 годов, попытались осуществить синтез университетского и академического образований. В результате возник уникальный центр настоящей богословской науки и религиозной философии одновременно. В стенах института трудились бывшие профессора как духовных академий, так и самых значительных университетов в России.

    - Но это история. А какова ситуация сейчас?

    В современный период истории отдельные богословские дисциплины начинают преподаваться в российских университетах в 1990-е годы. В 1992 году Министерство образования приняло решение о возможности преподавания теологии в России. В декабре 1993 года приказом замминистра образования был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата «Теология». Но дальше история разворачивалась весьма драматично, о чем, я думаю, многие помнят. Процесс введения новой специальности затянулся на несколько лет. В январе 1999 года в Министерство образования было послано письмо, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, президентом РАН Ю.С. Осиповым, президентом РАО Н.Д. Никандровым и ректором МГУ В.А. Садовничим, с просьбой принять государственный стандарт специальности «Теология». В августе 1999 года был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования и Московской Патриархией. В феврале 2000 года на заседании Межведомственного совета специальность «Теология» была внесена в «Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования».

    - В чем заключалась причина такой задержки?

    Тот факт, что принятие стандарта по специальности затянулось на семь лет и для его принятия потребовалось специальное послание, подписанное Патриархом, не был случайностью. Против введения теологии в вузы выступила когорта религиоведов - в большинстве своем ранее преподававших научный атеизм. Основными аргументами оппонентов было то, что новая специальность противоречит светскому характеру государства в России, усилит рознь между религиозными общинами страны. В дискуссии, которая состоялась по данной проблеме, была показана неверность этих построений. Россия, действительно, многоконфессиональная и многонациональная страна, но это не значит, что из-за подобного положения надо запретить русскому и другим народам изучение своих национальных и религиозных традиций.

    К сожалению, теология не включена до сих пор в классификатор ВАКа, и диссертацию по этой специальности невозможно защитить в светском учебном заведении. Проблема и в том, что духовные учебные заведения - академии, семинарии, училища - до сих пор не имеют права выдавать дипломы государственного образца. Это нонсенс с точки зрения мирового права, хотя сейчас в данном отношении есть кое-какие положительные сдвиги. Прошли заседания комиссий, где этот вопрос обсуждался, но решения удивляют. Вроде бы решено, что духовные семинарии через какое-то время смогут выдавать диплом государственного образца, но без государственной символики - то есть на обложке не будет герба! Почему-то любое частное высшее учебное заведение с самым экзотическим названием, прошедшее аттестацию, имеет право выдать диплом государственного образца, а духовные школы такого права не имеют. Мне пришлось участвовать в ряде совещаний по этому поводу, и некоторые депутаты Государственной Думы говорили: «Какой замечательный мы придумали способ избежать противоречия между светскостью государства и духовным образованием». Почему-то вновь срабатывает клише: «Россия - светское государство, а Церковь от государства отделена», поэтому мы не имеем права на государственном уровне поддерживать духовные школы. Этот стереотип, с советского периода существующий, настолько крепко засел в подсознание очень многих людей, в том числе и политиков и чиновников в области образования, что не представляется возможным до конца его преодолеть.

    Подготовка бакалавров по теологии официально возможна по трем профилям: христианская теология, исламская и иудейская. Специально уточнено, что этот список может быть дополнен по представлениям других конфессий в УМО. Очень интересно, что ситуация с разными конфессиями складывается совершенно по-разному. На настоящее время государственный образовательный стандарт существует только по православной теологии. Представители ислама и иудаизма до недавнего времени не интересовались данной возможностью. Видя в этом некое ущемление прав других конфессий, наши госчиновники волюнтаристским методом постановили разработать исламскую теологию, в результате чего появился еще один стандарт. Далее, на государственном уровне было принято решение создать пять или шесть федеральных исламских университетских центров с солидным бюджетным финансированием. Например, только на разработку сайта по вопросам подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама Северо-Кавказскому государственному техническому университету (одному из участников федеральной программы) было выделено из федерального бюджета около 15 млн. рублей (630 тыс. долларов США)! Согласно «Плану подготовки специалистов по истории и культуре ислама» (его бюджет составляет на период 2008-2010 годов 900 млн. руб.), государственные вузы по рекомендации Духовных управлений мусульман обязаны выделять квоты для внеконкурсного поступления на бюджетные места будущих имамов-хатыбов, преподавателей исламских учебных заведений и работников ДУМов и др. Это, конечно, важно и связано с необходимостью оторвать исламское духовенство от ваххабитских учебных центров в Саудовской Аравии. Государство делает для этого очень многое. В плане есть конкретные распоряжения: когда должны быть написаны учебники по исламской теологии, в каких городах должны быть открыты университетские центры, сколько должно быть подготовлено в ближайшие годы соответствующих специалистов. При этом, несмотря на то, что стандарт и учебные заведения являются религиозными, то есть негосударственными, государство нашло возможным и выделять на это целевое финансирование, и выдавать выпускникам соответствующие дипломы государственного образца. Православным об этом только мечтать приходится! Право выдавать дипломы имеют лишь Свято-Тихоновский университет и Православный университет святого апостола Иоанна Богослова, но не духовные школы Русской Православной Церкви.

    - Но теологию в российских светских вузах сегодня все же изучают?

    В настоящий момент теология изучается в 40 вузах России. Из них десять вузов - государственные: в Москве, Омске, Владивостоке. На стадии открытия находятся отделения теологии еще в пяти вузах в городах Сургут, Ростов-на-Дону, Воронеж, Нижний Новгород, Тула. Во многих вузах преподаватели сами добиваются формирования курсов по изучению Православия.

    - А как обстоят дела у вас в Самаре?

    Я являюсь директором православной гимназии в Тольятти и возглавляю межвузовскую кафедру теологии и истории религий. Базовой организацией межвузовской кафедры выступает Самарский государственный университет путей сообщения. Основной целью деятельности кафедры является обеспечение целостности высшего образования в вузах Самарской области путем введения теологического компонента в содержание образовательных программ, а также подготовка и переподготовка кадров для вузов области по специальностям «Теология» и «Религиоведение». На кафедре ведется разработка и апробация модели преподавания православной теологии в светских учебных заведениях, реализуются основные и дополнительные программы в области теологии и смежных дисциплин, проводятся научные и методические семинары, конференции, круглые столы, ведется подготовка, издание и распространение учебной, специальной, справочной и методической литературы, материалов конференций. За истекший 2007/2008 учебный год преподаванием в рамках кафедры теологии было охвачено свыше 3 тысяч студентов. Самое главное - это изменения в сознании вузовского сообщества по отношению к религиозным дисциплинам. Когда-то, когда мы только начинали работу на базе Самарского госуниверситета путей сообщения, нашим главным противником была «братская» кафедра по философии и истории науки, где нам было четко сказано, что никаких предметов научной ориентации на теологической кафедре изучаться не может, в том числе и «Религии мира», так как это - исключительно философский предмет. Работники вузов понимают, как ценна борьба за учебные часы, но по примеру МИИТа ученый совет тогда принял решение создать теологическую кафедру. Когда в вузе впервые появились люди в рясах (а никто еще не знал, что многие из них - кандидаты и доктора наук), то отношение было такое: «Вот, попы пришли “мракобесничать”». Нам помогли твердая решимость ректора университета и его ближайшего окружения, поддержка из Министерства путей сообщения и сами студенты, которые с удовольствием пошли на наши лекции. Причем кое-кто опасался возникновения межрелигиозных конфликтов, но у нас мусульмане по этим курсам учатся лучше, чем некоторые русские ребята. Занятия не факультативны: все первокурсники обязательно прослушивают курс «Религии мира» и потом сдают зачет. Позже они могут изучать по выбору один из предметов: «Наука и религия», «Библейское богословие», «История Русской Православной Церкви», «Социальное учение Русской Православной Церкви», «Культурно-религиозное наследие России». Соответственно, один из этих предметов они обязательно сдают. В итоге, когда четыре года назад возникла идея межвузовского студенческого рейтинга предметов, то кафедра теологии дважды занимала первое место, то есть студенты голосовали за нашу кафедру как за лучшую из гуманитарных. И с философской кафедрой сейчас сложились очень конструктивные отношения.

    Полгода тому назад во все семинарии Русской Православной Церкви учебный комитет направил церковный образовательный стандарт по православному богословию, в котором вопросы сохранения часов и распределения учебных дисциплин были максимально приближены к тому, что требуется духовным школам. Я знаю, что он утверждался не без противоречия со стороны части профессорско-преподавательского состава, полагающей, что светским дисциплинам уделяется больше внимания, чем этого бы хотелось. Однако в настоящее время стандарт существует, он утвержден Святейшим Патриархом. На мой взгляд, в нем учтены основные реалии современного духовного образования в России в той степени, в которой это возможно в настоящее время.

    Другое дело: удастся ли его провести в жизнь? Сейчас принимаются государственные образовательные стандарты третьего поколения, где опять все поставлено под вопрос, в том числе вообще будущее утвержденного в 2000 году государственного образовательного стандарта по теологии. Неизвестно, что с ним будет в ближайшее время. Реформаторское рвение, которое Минобразования демонстрирует уже в течение многих лет, серьезно выбивает из колеи академическую науку, в том числе и церковную. В этом состоит наша проблема по сравнению с любым - и западно- и восточноевропейским - государством. Там везде Церкви дано полное право вести образовательную деятельность в соответствии со своими учебными планами, на основании конкордата или другого государственно-церковного соглашения. Церковь при этом выдает выпускникам своих учебных заведений те дипломы, которые котируются в государстве. Молдавия и Прибалтика это делать могут, а Россия не может до сих пор!

    В начале 2008 года в рамках XVI Международных Рождественских чтений состоялась работа секции «Теологическое образование, духовно-нравственное воспитание и образование в современном вузе», где была принята специальная резолюция. В ней, в частности, указывалось, что партнерство государства и традиционных религий в сфере образования и воспитания является одним из важнейших факторов возвращения к духовным корням отечественной культуры и оздоровления нравственной атмосферы российского общества. Я лично убежден, что богословское образование - значимый фактор сохранения наших традиционных духовных ценностей, без которых невозможно подлинное возрождение России.

    Цель программы «Теология образования» - подготовить теологически образованных и педагогически компетентных специалистов, востребованных в перспективе становления теологии как научной отрасли, открытия теологических кафедр и программ в светских вузах, расширения преподавания «Основ православной культуры» (в рамках ОРКСЭ) и «Основ духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных школах.

    Программа «Теология образования» готовит специалистов – управленцев, экспертов, педагогов, сочетающих теологические и педагогические компетенции, необходимые для развития теории и практики обучения и воспитания современного человека:

    • с устойчивым ценностно-нравственным мировоззрением;
    • исторической памятью и осознанием своей принадлежности единой многонациональной российской культуре и традициям живущих в ней народов;
    • развитым критическим мышлением, которое способно давать адекватную оценку и противостоять потребительским вызовам цифровой эпохи, соблазнам виртуальной сетевой жизни, опасностям деструктивного влияния экстремистских идеологий.

    Теология содержит ядро абсолютных ценностей современной цивилизации. Образование – инструмент, обеспечивающий единство поколений, сохранение и развитие культуры. От того, какого человека мы воспитаем, зависят технологические достижения цивилизации, устойчивый прогресс экономики и гражданского общества, безопасность государства. От векторов развития образования, качества его содержания зависят настоящее и будущее страны, ее роль и место в меняющемся глобальном мире.

    Именно теология может вновь выступить в качестве эффективной и современной философии образования. Православный теологический подход наиболее полно раскрывает имеющую универсальный характер христианскую идею образования, представляет просвещение, обучение, воспитание как единый путь интеллектуального и нравственного преображения человека, а теологию образования – как мощный ресурс для проектирования новой образовательной парадигмы для России.

    Теология образования это не просто набор педагогических и психологических курсов. Это изучение теории и практики образования с точки зрения теологии – то есть на основе веры, с опорой на истины Священного Писания, богословско-педагогические учения Отцов, учительский авторитет и педагогический опыт Церкви.

    Образовательная программа базируется на сочетании богословско-антропологического подхода к теории образования и актуальных педагогических идей и технологий, что создает уникальную перспективу проектирования и реализации новых образовательных моделей. Это особенно актуально с учетом преобладающего сегодня прагматического подхода к образованию, который провозглашает образовательный процесс сугубо как оказание определенного набора услуг. В противовес этому разрушительному и опасному подходу, данная образовательная программа позволяют готовить специалистов, способных претворить подлинную цель обучения – преображение человека.

    51.8

    Для друзей!

    Справка

    Теология - это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри. Ее еще называют нерелигиозным богословием.

    За пределами России теологию относят к гуманитарным дисциплинам, как, например, философию. Такие известные американские университеты и колледжи, как Гарвардский, Йельский и Принстонский, изначально были основаны специально для обучения христианского духовенства.

    Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы вузов добавляется специальность «Теология».

    Описание деятельности

    Выпускники программы «Теология» могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах, мечетях, буддистских храмах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях.

    В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники (Рождество, Курбан-байрам,Пасха).

    В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.

    Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).

    В процессе работы теолог изучает большое количество литературы на разных языках. Например, специалист в области православной теологии безупречно владеет русским и классическими церковными языками: церковнославянским, древнегреческим, латинским. А теологам ислама кроме знания русского и национального языков понадобится еще и арабский.

    Заработная плата

    средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

    Трудовые обязанности

    Обязанности специалиста зависят от места его службы. Теологи-преподаватели читают соответствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах.

    Специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналитиков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект. Теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оценку по вопросам религий. В обязанности теолога, служащего в церкви или мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых. В учреждениях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами.

    Теологи часто выполняют обязанности переводчиков с церковно-славянского, арабского, греческого, латинского и других языков. Они сопровождают туристические группы, как правило, паломников.

    Особенности карьерного роста

    Теолог - универсальный специалист. Он может реализовать себя в совершенно разных отраслях. Теологи востребованы в качестве школьных учителей (предмет «Основы религий»). В высших и средних специальных учебных заведениях они преподают такие дисциплины, как религиоведение, церковные языки, основы религии. Также специалист в области теологии может работать в научно-исследовательских учреждениях, книжных издательствах и средствах массовой информации в качестве переводчика или редактора религиозных текстов. Владея иностранными языками, теолог может найти себя в сфере религиозного туризма.

    Часть выпускников специальности «Теология» в зависимости от изучаемой ими религии, устраиваются работать в церкви или мечети. Здесь они могут дослужиться до настоятеля.

    Характеристика сотрудника

    Теолог - профессионал с широким кругозором. Он вооружен знаниями, как в области религии, так и в области общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. В частности, он отлично разбирается в социологии, психологии, педагогике, политологии, истории и культуре разных народов. Теолог постоянно совершенствует и расширяет свои знания, для чего необходима хорошая долговременная память. Научно-исследовательская и методическая работа потребует от него аналитического и логического мышления, развитого литературного языка. А работа в области образования, воспитания, а также социальной направленности - коммуникабельности и ораторского мастерства. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, отзывчивым, уметь внимательно выслушать и поддержать человека.

    Декабрь 17, 2011

    Что представляет из себя богословское образование? У него есть несколько отличительных черт, которые делают его непохожим на общепринятое образование. В то время как «мирское», то есть обычное образование связано только со знаниями, учеба в богословских школах крепко связана с душевным миром учащихся и от начала содержит в себе внутренний конфликт: информационный поток и вера учащихся борются и трансформируют друг друга. Так что, в крайних случаях, желающие «поднакопить знания» теряют веру, или напротив, приходят к полному отрицанию пользы теологического образования, возвращаясь к тому, с чего начинали. Это определенно верно, что после окончания обучения христианских учебных заведений большинство верующих становятся другими людьми. Для примера можно привести следующую ситуацию: предположим, националисты, убежденные участники «русских маршей» на пару лет идут изучать историю и социологию, связанную с национальным самосознанием и этнической политикой. Я, конечно, понимаю, что националисты вряд ли пойдут учить социологию или антропологию, однако если бы так случилось, то это оказало бы огромное влияние на их убеждения.

    Почти каждая персональная история студента теологического учебного заведения — это маленькая трагедия. Думаю, что это верно в отношении любой религиозной теологической школы: иудаистской, исламской, христианской и так далее. Я перечитывал недавно старые студенческие газеты Санкт-Петербургского Христанского Университета. Статьи студентов и преподавателей наполнены рассуждениями о проблеме соотношения образования и веры. Баланс найти было достаточно трудно. Один преподаватель писал: «Духовным формированием занимается церковь. Принцип любого христианского вуза — разделение между академией и церковью». Другой преподаватель возражал ему, утверждая «ценность сомнений и критического осмысления знакомых верований» для духовного роста. Один из студентов написал даже так: «ответственность за обучение христиан возложена не на так называемые «околоцерковные структуры», а на старейшин-учителей поместных церквей». До сих пор помню споры на тему является ли СПХУ церковью или нет.

    Главная проблема христианского образования — это свобода мысли. Современная жизнь доказывает, что там где много информации, там и свобода мысли. Разделение же христианства на конфессии и толки не приемлет данную свободу. В практической жизни верующих, привязанных к своим общинам, свобода мысли — гарантия отторжения от большинства, остракизма. Может ли оставаться в лоне православия верующий, который внезапно стал считать причастие не таинством, а лишь символом? В принципе место ему — в протестантской или евангельской церкви. Может ли оставаться примерным баптистом тот, кто уже не верит в то, что полное погружение под воду при крещении необходимо для спасения? Именно богословское образование делает возможным подобное изменение воззрений. Соответственно, теологическое образование размывает границы конфессий.

    Именно широта взглядов начинает мучать совесть выпускников богословских школ в своих общинах и церквях, где подобная широта воззрений несет в себе нестабильность. Многие выпускники и студенты СПХУ не могли найти свое место в практическом служении именно благодаря тому, что их не «дрессировали», а давали возможность выбора в процессе обучения. Было бы гораздо проще, если бы выпускников пачками штамповали в «конфессиональных ПТУ», где истина целиком и полностью «принадлежит» конфессии. Такие религиозные ПТУ действительно существуют — в конфессиях, склонных к тоталитаризму. Там преподают сильно усеченное богословие, приспособленное к нуждам и потребностям их общин. Вполне естественно, что продолжают существовать именно подчиненные конкретной конгрегации школы. Остальные, где имеет место свобода мысли, отмирают за неимением поддержки. Я говорю о школах на постсоветском пространстве, где богословие как наука еще пока не признается государством.

    Многие выпускники христанских ВУЗов имеют двойственные ощущения. С одной стороны, они благодарны их «альма-матер» за освобождение от многих предрассудков в своей вере и личной жизни. С другой стороны, они чувствуют дискомфорт из-за невостребованности своих возможностей и знаний. Я убежден, что в подобной ситуации не всегда виноваты студенты и богословское образование как таковое. Виновато в этом раздробленное на конфессии христанское общество, которое прежде всего пытается удержать людей на своих скамейках, а не найти истину, которая, как известно, не принадлежит целиком ни одной из конфессий. Свободное богословское образование, несмотря на все его ошибки и несовершенства, не исчезнет. По мере того, как границы христианских конфессий будут размываться все сильнее, христианское сообщество будет нуждаться в озвучивании открывшихся истин. Богословское образование как честный интеллектуальный и моральный поиск Божественной истины — необходимый элемент эволюции христианского сообщества.

    Когда-то злые на язык атеисты говорили, что наука была «служанкой богословия». Те времена давно прошли. Теперь сама бывшая госпожа стало служанкой религиозных организаций. Лозунг такой толстой, сытой, услужливой и нудной теологии — «я не скажу ничего нового». За чем-то новым, может быть, и не стоит бегать, а вот, наконец, стать мудрой слугой Богу теология давно бы уже обязана. Получение богословского образования надо рассматривать как эффективную попытку исполнить слова Иисуса Христа «познайте истину». А чем лучше мы будем искать истину (которую пока еще не нашли), тем быстрее найдем настоящую свободу.

    • Language

    В повествовании об аресте и суде над Иисусом есть один любопытный момент. После ареста Иисуса в Гефсимании евангелие от...

    Полночи перед вылетом не спал. Что-то вторгалось в мое естество, отгоняя сон и временами пробуждая страх перед будущим. Я...

    Термин «космическое сознание» чужд подавляющему большинству людей на нашей планете. Действительно, мало кто почитает своим домом, например, солнечную систему....

    Поскольку являюсь христианином, практикующим глубокую молитву, и, соответственно, близким к духовному миру, могу рассказать о религиозном трансе исходя из...

    Победит Путин, наполняющий Первый канал как вода наполняет океан. Победит не в выборах в европейском или американском понимании этого...

    Давным давно люди смотрели на восходящее солнце по утрам и им даже в голову не приходило найти объяснение почему...

    Во всех четырех евангелиях простолюдины на улицах дают Иисусу Христу почетный титул «сын Давидов». Для простых людей образ доброго...

    Половой инстинкт не является абсолютным «номером один» в списке всех инстинктов, необходимых для выживания человечества. Однако, он действительно необходим....

    Вечная жизнь — непонятное и непривлекательное явление для некоторых. В порыве вдохновенной молодости отчаянные мыслители смеются над идеей своей...

    Я считал и до сих пор считаю, что причина номер один по которой Путин не был достоин стать президентом...

    В субботнее утро я сидел в зале церкви «Слово жизни» и наблюдал за приготовлениями к конференции Эрика Ховинда. За...

    Когда-то я считал, что меланхолия — это состояние легкой и светлой печали. Оказывается, это депрессия, от которой недалеко до...

    Есть вопросы, на которые некоторым выгодно «честно» отвечать «не знаю». К подобному вопросу относится вопрос кто такой Мелхиседек. Версии...

    Как бы вы отличили духовного, праведного человека от бездуховного и неправедного? Есть одно стопроцентно верное мерило для такого определения....

    Болезненней ситуации трудно себе представить. Я имею в виду реакцию консерваторов на выступление Юрия Сипко в харизматической церкви «Нового...

    В Российском исламском институте (г. Казань) состоялся круглый стол на тему «Теология – учение о Боге и/или конфессиональное религиоведение».

    Стоит отметить, что уникальность круглого стола состоялась в том, что проходил он в двух параллельных направлениях. Одна секция работала по направлению «Протестантизм глобальный и локальный в условиях современности», во второй секции обсуждалась тема «Теология – духовное и/или светское образование». Завершилась работа круглого стола объединенным заседанием его участников.

    Основным организатором выступила Резеда Сафиуллина – кандидат филологических наук, руководитель НОЦ письменного наследия и археографии ИМОИФ КФУ.

    Работу круглого стола по направлению исламской теологии начал ректор РИУ доктор политических наук, профессор кафедры религиоведения КФУ Рафик-хазрат Мухаметшин . Он сразу же задался вопросом: что собой представляет теология, какие, например, темы давать для написания курсовых и дипломных работ студентам? И сам же он высказал свою точку зрения. «Теология – это взгляд на религию изнутри, в отличие от религиоведения. Теология смотрит не только на учение о Боге, но и на существование мусульман внутри сообщества. Неправильно сужать теологию только к атрибутам Бога, ангеологии и т. д. Теология смотрит на эти вопросы намного шире. Теология подразумевает внутриконфессиональный подход», - отметил Рафик Мухаметшин.

    Гульфия Хабибуллина, декан теологического факультета Московского исламского института: На сегодняшний день религия отделена от государства. И для нас это плюс. Мы сами можем предлагать систему исламского образования. Содержание образования выбирается сначала для университетов, потом медресе и мактабов. С появлением стандарта по теологии появилась возможность легализовать исламское образование. С появлением стандарта 3+ мы можем сформировать профессии собственно исламского профиля (история ислама, системная конфессия и т. д.). По профилю культура конфессии мы можем готовить преподавателей по основам религии для школ. Уже легализованы бакалавриат и магистратура и сейчас всё идёт к тому, чтобы появилась аспирантура.

    Рафик Мухаметшин: До революции у нас были отличные школы, были казанские ис-ламоведы, которые создавали прекрасные научные труды. Богословие развивалось. Но сегодня получится ли у нас развивать исламскую теологию? Как бы ни вышло подмены между понятиями исламоведение, религиоведение, исламская теология и внеконфессиональная теология. Как бы исламоведение не вытеснило теологов. Не окажемся ли мы под классическим академическим исламоведением?

    Назиря Гиззатуллина, заведующий учебным отделом Российского исламского института: Откровенно говоря, трудно работать, когда требования со стороны Минобрнауки РФ и Рособрнадзора меняются так быстро. Мы должны разрабатывать практически с нуля учебно-методическое обеспечение, разрабатывая основные образовательные программы, учебно-методические комплексы. В таких условиях трудно выпускать качественных специалистов.

    Денис Брилев, доцент кафедры культурологии НПУ им. М.П. Драгоменова, доцент кафедры религиоведения КФУ, кандидат философских наук высказал мысль о том, что необходимо развивать начальную школу, которая бы готовила к поступлению уже в вузы. Невозможно обучить студента арабскому языку или сире за четыре года.

    Далее дискуссия развернулась в ключе того, что многие классические университеты от-крыли отделение теологии. В частности, в Казанском федеральном университете оно тоже есть. Рафик Мухаметшин отметил, что «при всех проблемах исламской теологии, наши специалисты востребованы для работы с мусульманской общиной, практически все они трудоустроены. Посмотрим, что будет с выпускниками КФУ…».

    Участниками Круглого стола затрагивался и вопрос целесообразности огромного количества часов по таким дисциплинам, как физкультура, математика и пр. Мнения в данном вопросе разделились по следующим направлениям: кто-то считает, что в любом случает так называемые светские дисциплины знать надо, особенно теологам для работы с обществом. Другие высказались за то, что необходимо выучить религию, не нужно размывать религиозное образование, ведь система бакалавриата и так повлекла за собой сокращение аудиторной нагрузки буквально в разы. «Да, можно учиться в худжре, как это делалось раньше и хорошо знать религиозные догмы. Но как они адаптируются потом в современном светском обществе? Знать религию важно и нужно, но при этом нельзя становиться маргиналами», - заключил Рафик Мухаметшин.

    Главный редактор портала сайт Хаджи-Мурат Раджабов поднял вопрос о пре-стижности исламского теологического образования. «Ведь если эта специальность будет конкурентоспособной и в ней будет заинтересованность, тогда отпадут многие проблемы», - отметил Раджабов. Данное мнение было поддержано участниками круглого стола.

    Было отмечено, что сегодня недостаточно иметь только одно образование, чтобы реали-зоваться в современном обществе. Есть такая концепция, как непрерывное образование.

    Также одним из актуальных вопросов остается создание диссертационных советов по теологии. В этом направлении ведётся работа, как со стороны русской православной церкви, так и со стороны мусульман. В этой связи, Рафик Мухаметшин привёл конкретный пример: «Допустим, тема моего аспиранта “Адат и шариат в Российской империи” чисто теологическая, а приходится её то под одно направление подгонять, то под другое. Мы смогли это сделать, Альхамду лиллях. Но вопрос остается открытым, что подобные темы не исторические или политические, а именно теологического характера».

    Мнение участников свелось к тому, что вузовская теология готовит специалистов по го-сударственно-конфессиональным отношениям, теологические вузы – священнослужителей. Был поднят вопрос: кого же готовит исламская теология – верующих или знающих? Светский вуз не может готовить верующих, это компетенция медресе. Следующим вопросом, заслужи-вающим внимания, явился вопрос разницы между исламоведением и исламской теологией. Разница же заключается в контекстах. У теологов должны быть знания религиозных традиций, истории, языков. В программах обязательно должно быть нужное количество часов по арабскому языку. Открытым остаётся и вопрос: кого же принимать в магистратуру. Если выпускников теологических факультетов, то с этим проблем нет, у них есть подготовка и знания, а если, например, будет поступать выпускник актёрского факультета – чему его можно научить за два года и кем он станет на выходе. То есть необходимы какие-то ограничения при поступлении в магистратуру по направлению «Теология».

    Часть участников сошлась во мнении, что всё-таки необходимо, чтобы фокус внимания сейчас сместился на школы, которые бы давали начальную подготовку. При этом важно анализировать опыт примечетских школ.

    В современных условиях, когда духовный фактор возрастает важно сохранить единое целое – Россию. Необходимо, чтобы люди понимали друг друга. Важно, чтобы студенты теологических отделений имели хорошую культурную подготовку, поскольку от них зависит будущее России.

    Для увеличения нажмите на фото