Войти
Территория кровельщика
  • Биография Александра Александровича Блока: кратко о главном
  • Вкусное варенье из черной смородины
  • Кто сказал "случайности не случайны"?
  • Как правильно выбрать имя по православному календарю
  • Клюквенный морс — рецепты и советы по приготовлению
  • Статусы и цитаты про снег с пояснениями Цитаты про снег короткие
  • Где учат церковных специалистов? Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) Центр подготовки церковных специалистов.

    Где учат церковных специалистов? Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) Центр подготовки церковных специалистов.

    Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова)

    В 2013 году Священный Синод Русской Православной Церкви постановил преобразовать духовные училища, готовящие кадры духовенства, в духовные семинарии либо образовательные учреждения (центры), готовящие приходских специалистов в области миссии и катехизации, молодежной и социальной работы (заседание Священного Синода 16 июля 2013 года, опубликовано в журнале № 79). Во исполнение этого решения в результате реорганизации Нижегородского православного женского духовного училища был открыт Центр подготовки церковных специалистов (ЦПЦС) Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).

    Занятия в центре ведут преподаватели светских и духовных высших учебных заведений Нижнего Новгорода. В программе – богословские и профильные предметы: Ветхий и Новый Завет, история Древней и Русской Православной Церкви, психология, логика, педагогика и множество других дисциплин.

    Обучение рассчитано на два с половиной года, ведется в очной, очно-заочной/вечерней и заочной формах. Студентам необходимо защитить выпускную квалификационную работу.

    В центре имеется библиотека. Студенты обеспечиваются учебными пособиями, инструментами. Проходящим учебу на очных отделениях предоставляется бесплатное проживание и питание.

    Предусмотрена возможность трудоустройства выпускников на приходах Нижегородской епархии. Выпускники мужского пола в дальнейшем смогут поступить сразу на третий курс Нижегородской духовной семинарии, а также, по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия – директора нового образовательного учреждения, – принять диаконский сан.

    ОТДЕЛЕНИЯ

    • Регентское отделение (очное)
      Готовит руководителей певческого клироса. Обучение четырехгодичное с переводными экзаменами после каждого семестра в течение трех лет (шести семестров), четвертый год - клиросная регентская практика.
      По окончании очного отделения выпускникам присваивается квалификация «Регент церковного хора» .
      Учащиеся очного регентского отделения ЦПЦС «Покров» параллельно обучаются на заочном музыкальном отделении Нижегородского педагогического колледжа, где дополнительно получают государственное образование по специальности «Музыкальный руководитель детского сада. Преподаватель музыки в общеобразовательной школе».
      Обучение БЕСПЛАТНОЕ.
    • Регентское отделение (заочное/экстернат)
      Готовит руководителей певческого клироса по заочной форме, организуя обучение как самостоятельную подготовку с семестровой аттестацией в две сессии - зимней и летней. Объем учебного материала занимает три курса (шесть семестров). По выбору учащегося сроки прохождения материала курса могут как сокращаться (два курса за один год), так и увеличиваться (один курс за два года).
      «Псаломщик, помощник регента» . Имеющие среднее или высшее профессиональное музыкальное образование могут претендовать на диплом «Регент церковного хора» при условии хороших и отличных оценок по профилирующим предметам. Обучение ПЛАТНОЕ.
    • Швейное отделение (очное)
      Готовит специалистов швейного направления для епархиальных церковных ателье. Обучение двухгодичное: первый год - теоретическое обучение, второй год - производственная практика.
      По окончании присваивается квалификация «Портной и закройщик церковных облачений».
      Обучение БЕСПЛАТНОЕ.
    • Катехизаторское отделение (очно-заочное/вечернее)
      Готовит православных катехизаторов и преподавателей воскресных школ. Срок обучения - 2,5 года с переводными экзаменами после каждого семестра.
      По окончании присваивается квалификация «Катехизатор и преподаватель воскресной школы». Обучение ПЛАТНОЕ.
    • Отделение молодежной работы (очно-заочное/вечернее)
      Готовит специалистов по работе с православной молодежью. Срок обучения - 2,5 года с переводными экзаменами после каждого семестра.
      По окончании присваивается квалификация «Молодежный работник». Обучение ПЛАТНОЕ.
    • Отделение социальной работы (очно-заочное/вечернее)
      Готовит социальных работников православного направления. Срок обучения - 2,5 года с переводными экзаменами после каждого семестра.
      По окончании присваивается квалификация «Социальный работник». Обучение ПЛАТНОЕ.
    • Миссионерское отделение (очно-заочное/вечернее)
      Готовит православных миссионеров. Срок обучения - 2,5 года с переводными экзаменами после каждого семестра.
      По окончании присваивается квалификация «Миссионер». Обучение ПЛАТНОЕ.

    ПЛАТНЫЕ ВЕЧЕРНИЕ КУРСЫ

    • Иконописные
    • Швейные
      • Курсы золотного шитья
      • Курсы по шитью церковных облачений
      • Курсы вышивки
    • Певческие курсы (ул. Пискунова, Автозавод, Дзержинск)
    • Курсы клиросных чтецов

    - Расскажите, пожалуйста, как создается система подготовки церковных специалистов.

    – Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал, что, наравне с реформой богословского образования, подготовка церковных специалистов в области молодежной, миссионерской, катехизической и социальной работы является сегодня важнейшим приоритетом для нашей Церкви.

    Благодаря попечению Священноначалия в июле 2014 году Священный Синод Русской Православной Церкви одобрил разработанное Межведомственной группой при Учебном комитете (впоследствии преобразованной в Межведомственную комиссию при Учебном комитете) «Положение о церковной аккредитации образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности и выдаче образовательным организациям представления Русской Православной Церкви на право их реализации».

    Именно этот шаг и стал первым на пути становления системы обучения церковных специалистов.

    Есть задумки создания центров подготовки церковных специалистов при теологических факультетах, в ряде случаев они заменят уходящую в прошлое форму духовных училищ. Я думаю, что в этом году появится много таких центров за счет перехода духовных училищ в новую категорию. Если семинарии преимущественно готовят священнослужителей, регентов и иконописцев, то эти центры будут готовить церковных работников в разных областях.

    - Какие отделы входят в Межведомственную комиссию при Учебном комитете?

    – Помимо сотрудников Учебного комитета в Межведомственную комиссию входят представители Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по делам молодежи, Синодального миссионерского отдела, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

    - Сколько центров подготовки церковных специалистов открыто на сегодняшний день?

    – По данным на 26 мая 2016 года Межведомственной Комиссией при Учебном Комитете Русской Православной Церкви были одобрены 29 заявок образовательных организаций на получение церковных представлений из 24 епархий.

    Церковное представление получили: 2 академии, 16 семинарий, 5 вузов, 3 училища, 3 образовательных центра¹. Из них 26 образовательных организаций выбрали профиль подготовки «Катехизическая деятельность», 22 – «Миссионерская деятельность», 14 – «Молодежная деятельность», 14 – «Социальная деятельность».

    Всего по профильным циклам подготовки обучение проходят 1114 человек, из них 707 учатся по профилю «Катехизическая деятельность», 239 – «Миссионерская деятельность», 90 – «Социальная деятельность», 78 – «Молодежная деятельность». Из них 137 слушатель (12% от общего числа) занимает штатную должность церковного специалиста.

    Церковное представление на все четыре направления получили 13 центров подготовки церковных специалистов: при СпбДА, ПСТГУ, РГУ им. Есенина, Елецком государственном университете, Коломенской, Донской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Ставропольской, Оренбургскй духовных семинариях, Саранском духовном училище, а также Православных Богословских курсах в Новокузнецке.

    - По каким направлениям ведется обучение приходских работников?

    – Межведомственная комиссия при Учебном комитете проводит экспертизу и контроль образовательных программ подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

    Какое образование получит человек, учившийся на церковного специалиста в области миссионерской, катехизической, молодежной и социальной деятельности?

    – Многочисленные и многообразные образовательные инициативы, имеющие место в епархиях, призваны тянуться к планке знаний, навыков и умений, которые должны иметь церковные специалисты в области молодежной, катехизаторской, миссионерской и социальной работ. Компетенции и квалификационные требования разработаны представителями соответствующих профильных синодальных отделов. Задача Учебного комитета – заложить необходимые общевероучительные дисциплины, которые должны в одинаковой мере изучать все специалисты вне зависимости от направления обучения. Церковный работник должен обладать обязательным минимумом общецерковных знаний.

    Через Межведомственную Комиссию мы держим связь с епархиями, получаем и исследуем представления о документации, которую они нам присылают по открытию центров подготовки церковных специалистов. Смысл этого представления в том, что учебные заведения получают право выдавать диплом общецерковного образца, который признает не только конкретная епархия, но и все другие.

    Церковное представление выдается тем учебным заведениям, которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности. Это, как минимум, диплом лицензированного учебного заведения. Конечно, это не государственная аккредитация, но в любом случае государство признает, что человек получил необходимое религиозное образование. Существуют два формата учебного плана. Регулярный – это фактически бакалавриат. Интенсивный – два года (четыре семестра); но, в любом случае, это достаточно основательная подготовка.

    Следующим этапом вслед за получением церковного представления является получение церковной аккредитации. Когда проходит полный образовательный цикл, учебное заведение может обратиться в комиссию за получением церковной аккредитации – документа, который бы свидетельствовал о том, что выпускники обладают достаточным набором знаний и компетенций. Учебные заведения заинтересованы в нем, потому что чем выше уровень их церковного признания, тем легче привлечь абитуриентов и тем выше престиж образования.

    Выпускники центров подготовки церковных специалистов после окончания образования получат церковный документ, дающий право занимать должность специалиста в области молодежной, социальной, миссионерской или катехизической работы в благочинии или на приходе.

    Обучение по аккредитованным образовательным программам богословской подготовки и подготовки к катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности может учитываться при получении дальнейшего образования в высших духовных учебных заведениях. Для выпускников названных программ при последующем обучении в духовном учебном заведении может быть предусмотрена сокращенная программа с индивидуальной траекторией обучения.

    Предъявляются ли какие-то особые требования к людям, поступающим в учебные заведения, чтобы стать приходскими специалистами?

    – Требования к абитуриентам, желающим поступить на программу подготовки церковных специалистов, формирует образовательная организация.

    Требования есть и к программе обучения профессиональной подготовки. Она разработана в соответствующих отделах, поэтому учитывает те цели и задачи, которые сформулировал профильный синодальный отдел, чтобы все образовательные процессы проходили в едином образовательном поле Русской Православной Церкви.

    Какое шаги по развитию образовательных программ церковных специалистов ожидаются в ближайшее время?

    Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в феврале 2016 года подтвердил своевременность решений Архиерейских Соборов 2011 года и 2013 года, а также Священного Синода и Высшего Церковного Совета о введении и развитии института помощников благочинных и настоятелей крупных городских храмов в области миссии и катехизации, социально-благотворительной деятельности, молодежной работы.

    В этой связи видится важным мотивировать к обучению уже работающих на приходе церковных специалистов, установив квалификационные требования к специалистам, ответственным за молодежную, миссионерскую, социальную работу и катехизацию, поставив мониторинг соответствия специалистов квалификационным требованиям на контроль Управления делами Московской Патриархии.

    Предстоит определить количество лиц, занимающих штатные должности церковных специалистов и не имеющих соответствующего должности образования и рассчитать ежегодный заказ на подготовку специалистов в имеющих представление для осуществления данной деятельности образовательных организациях.

    В зависимости от количества потенциальных обучающихся можно будет определить необходимое количество учебных заведений, пока не получивших лицензии, в которых желательно открытие подготовки церковных специалистов. Для обучающихся из отдаленных епархий, в которых нет семинарий, разумным выходом будет реализовывать программы подготовки церковных специалистов в электронной (дистанционной) форме на базе духовных академий и вузов Москвы.

    ¹Центры открыты в 1) Московской городской епархии (МДА, ПСТГУ, РПИ), Московская областная епархия (Коломенская духовная семинария), 2) Санкт-Петербургской митрополии (СПбДА), 3) Екатеринбургской митрополии (Миссионерский институт), 4) Рязанской митрополии (Рязанский государственный университет, Рязанская духовная семинария), 5) Кузбасской митрополии (Богословские курсы в г. Кемерово, в г. Новокузнецк), 6) Белгородской митрополии (Белгородская духовная семинария), 7) Кубанской митрополии (Екатеринодарская духовная семинария), 8) Ивановская митрополия (Иваново-Вознесенская духовная семинария), 9) Пензенской митрополии (Пензенская духовная семинария), 10) Тамбовской митрополии (Тамбовская духовная семинария), 11) Тобольской митрополии (Тобольская духовна семинария), 12) Смоленской митрополии (Смоленская духовная семинария), 13) Йошкар-Олинской епархии (Йошкар-Олинский епархиальный образовательный центр), 14) Саратовской митрополии (Саратовская духовная семинария), 15) Ставропольской митрополии (Ставропольская духовная семинария) 16) Донская митрополия (Донская духовная семинария), 17) Оренбургская митрополия (Оренбургская духовная семинария) 18) Владимирская митрополия (Православное духовное училище г. Гусь-Хрустальный) 19) Приморская митрополия (Духовное училище г. Владивосток) 20) Алтайская митрополия (Барнаульская духовная семинария) 21) Казанская духовная семинария 22) Ярославская митрополия (Ярославская духовная семинария) 23) Липецкая митрополия (Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина) 24) Мордовская митрополия (Саранское духовное училище).

    1. Настоящее Положение регламентирует прием лиц, окончивших обучение в образовательных центрах подготовки церковных специалистов (далее ― образовательные центры), на обучение в высшие духовные учебные заведения Русской Православной Церкви по образовательным программам подготовки служителей и религиозного персонала (высшего церковного образования), по образовательным программам высшего образования по направлению подготовки «Теология» (48.03.01) ― программам бакалавриата и программам специалитета, в соответствии с постановлением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 63) 1 .

    2. Лица мужского пола, окончившие обучение в образовательных центрах и желающие принять священный сан, в случае отсутствия канонических препятствий, имеют право продолжить обучение в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви, поступив на указанные в п. 1 программы.

    3. Указанные лица принимаются на обучение в соответствии с принятыми в духовном учебном заведении правилами приема и участвуют в конкурсе на поступление наравне с прочими абитуриентами, если правила приема не предполагают для них преимущественного права на поступление (при получении равного по сравнению с другими абитуриентами количества баллов).

    4. Высшее духовное учебное заведение вправе освободить выпускников образовательных центров от сдачи внутренних вступительных испытаний, что необходимо указать в правилах приема.

    5. Согласно действующему государственному законодательству 2 указанные лица могут быть зачислены на первый курс.

    6. После зачисления указанные лица могут быть переведены на индивидуальный план обучения и, как следствие, зачислены на второй курс программы бакалавриата или третий курс программы специалитета.

    7. Сокращение срока обучения по программе бакалавриата или специалитета для выпускников образовательных центров возможно на основании перезачета ранее освоенных дисциплин 3 .

    8. Перезачет ранее освоенных дисциплин должен осуществляться специально созданной аттестационной комиссией (регламент работы комиссии определяется локальным нормативным актом, принятым духовным учебным заведением самостоятельно) на основании успешно пройденного письменного зачета по ключевым дисциплинам образовательной программы бакалавриата / специалитета: «Священное Писание Ветхого Завета», «Священное Писание Нового Завета», «Догматическое богословие», «История Древней Церкви», «История Русской Православной Церкви», «Литургика».

    9. Объем знаний, необходимый для успешной сдачи письменного зачета, определяется рабочими учебными программами по каждой из указанных дисциплин.

    10. Кроме этого возможно сокращение срока обучения за счет интенсификации образовательного процесса в рамках, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом 4 . В данном случае выпускники образовательных центров приравниваются к студентам, имеющим способности, которые позволяют им освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным в соответствии с образовательным стандартом.

    11. Основанием для отказа обучающемуся в переходе на ускоренное обучение и, как следствие, переводе на второй курс бакалавриата или третий курс специалитета является неудачное прохождение письменного зачета по указанным выше учебным дисциплинам.

    12. Переход обучающегося на ускоренное обучение осуществляется на основании личного заявления и оформляется приказом ректора. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность перехода ― диплом об окончании образовательного центра, ведомость с положительными оценками по письменному зачету по ключевым дисциплинам образовательной программы бакалавриата / специалитета (см. п. 8), а также письменные ответы студента, выполненные в рамках указанного выше зачета.

    13. Копия диплома об окончании образовательного центра, ведомость с оценками по письменному зачету по ключевым дисциплинам образовательной программы бакалавриата / специалитета (см. п. 8), а также письменные ответы студента, выполненные в рамках указанного выше зачета, вкладываются в личное дело студента.

    ― п. 4 «Отметить, что лица, окончившие обучение в духовном центре подготовки церковных специалистов или во Владикавказском духовном училище по подготовке церковных специалистов, и желающие принять иерейский сан, могут для получения соответствующего образования поступить в духовную семинарию на третий год обучения по программе бакалавриата (включая подготовительный курс), при условии прохождения вступительных испытаний, характер и объем которых определить Высшему Церковному Совету по представлению Учебного комитета».

    ― см. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования ― программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

    ― Регламентация перезачета ранее освоенных дисциплин для духовных учебных заведений, реализующих ФГОС, представлена в пп. 43-48 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367.

    ― ФГОС ВО Теология 48.03.01 (уровень бакалавриат) п. III.3.3: «Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е. <…> Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.».

    Материалы по теме

    Председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился со студентами Первого казачьего университета

    Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий встретился с руководителями петербургских вузов

    Представитель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в праздновании Дня знаний в Первом казачьем университете

    В дореволюционной России в духовных училищах и учительских семинариях готовили преподавателей с духовным образованием. Затем практика эта была прекращена.

    В 90-ых годах прошлого века, в период улучшения отношений между Церковью и Государством, стали возрождаться церковно-приходские Воскресные школы, и возникла потребность в образованных церковных педагогах. Найти таких педагогов тогда было почти невозможно.

    Тогда, в 1991 года, в Ижевской и Удмуртской епархии и появились богословско-педагогические курсы. Курсы основали молодые выпускники духовных семинарий и академий. Сначала они были годичными, затем – двухгодичными.

    В виду образовательной реформы в Церкви, в 2016 году епархиальные курсы под эгидой Отдела религиозного образования и катехизации, а также при поддержке ЧПОУ «Республиканский колледж духовно-нравственного образования» получили представление Учебного комитета Русской Православной Церкви на ведение образовательной деятельности по подготовке мирян в сфере молодежного, социального, миссионерского и катехизаторского служения.


    Курсы стали единым епархиальным центром по подготовке церковных специалистов. Подобный центр является единственными в Республике, признанным Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

    Стремительно меняется современная жизнь, и соответственно изменяются и многократно усложняются задачи, стоящие перед Церковью. По мнению Святейшего Патриарха, сегодня, когда в мире размываются грани между добром и злом, а зачастую зло даже ставится во главу угла на место добра, все люди должны услышать слово Евангелия, чтобы сориентировать на него свою жизнь.

    «Задача Церкви, - говорит Святейший, - состоит в том, чтобы современное человечество поняло: существование цивилизации во многом зависит от того, насколько люди примут в ум и сердце Божию правду». Именно эта главная задача, поставленная перед Церковью самой жизнью, повлекла за собой необходимость в новых условиях поднять на более высокий уровень деятельность Синодальных учреждений, дабы развить и усовершенствовать общецерковную работу по просвещению нашего народа светом Христовым. В соответствии с этой задачей Синод Русской Православной Церкви принял решение об изменении структуры некоторых Синодальных отделов, и в частности Отдела религиозного образования и катехизации.


    Важнейшим направлением работы Отдела религиозного образования является катехизация. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно отмечал, что главной задачей Русской Православной Церкви является просвещение светом Христовой веры нашего народа. Сегодня катехизаторская деятельность Церкви, т.е. осуществление духовно-просветительской работы с целью приобщения к нормам христианской жизни обращающихся к Церкви и вошедших в нее людей, является в XXI веке, наряду с миссионерской, социальной, благотворительной деятельностью, важнейшей, неотъемлемой областью церковного служения, от осуществления и развития которой, в немалой степени, зависит духовное состояние членов Церкви, приходов, общин и всего нашего общества.

    Мы понимаем катехизацию, прежде всего, как избавление от религиозной безграмотности. В отличие от практики Древней Церкви, катехизация сегодня включает не только оглашение готовящихся ко Крещению, но и подготовку к церковным Таинствам уже крещеных. Необходимо воцерковить приходящих в храм людей, сделать их жизнь осознанно христианской. Потому катехизация рассматривается нами, прежде всего, как полноценное участие людей в жизни Церкви, ее Таинствах, приобщение к практическому опыту молитвы, церковному общественному служению, а не только как ознакомление со сводом теоретических знаний о вере.

    Общецерковная система катехизации, включающая соответствующие структуры и мероприятия по ее развитию на епархиальном уровне, в благочиниях и на приходах должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, чьи сердца взыскали живой веры в Бога: детей и их родителей, молодежь и взрослых. Важно также выработать единые принципы и наиболее эффективные ее формы для разновозрастных категорий людей. Однако при этом нужно помнить, что лучший учитель - это тот, кто учит своим примером, и потому весьма важно, чтобы слово катехизатора не входило в противоречие с его жизнью.

    Именно таких «учителей» и готовит сегодня Центр подготовки церковных специалистов. Их важнейшей целью является подготовка и повышение квалификации приходских катехизаторов из числа мирян.