Войти
Территория кровельщика
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Божественная литургия текст с пояснениями
  • Есть ли предназначенные к погибели
  • Отче наш, Иже еси на Небесех!
  • Предопределение и свободная воля
  • : Религиозно-философские взгляды Льва Толстого
  • Знаки препинания при прямой речи. Прямая речь

    Знаки препинания при прямой речи. Прямая речь

    В авторское повествование могут быть включены высказывания или отдельные слова, принадлежащие другим лицам. Существует несколько способов введения чужой речи в предложение или текст: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и диалог .

    1. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

    Условные обозначения:

    П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы;
    п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы;
    А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы;
    а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

    УпражнениЕ

      И ему сказал отец_
      _ Ты, Гаврило, молодец!_
      (Ершов)

      Все будет решено_ _ умал он, подходя к гостиной_ объяснюсь с нею самою_ . (Пушкин).

      Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил_ _ что на дворе становится жарко_ (Лермонтов).

      Я не стал расспрашивать моего верного спутника_ _ зачем он не повез меня прямо в те места_ (Тургенев).

      Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал_ _ Барин, не прикажешь ли воротиться?_ (Пушкин)

      Нет, нет_ _ овторяла она в отчаянии_ лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского_ .

      О, судьба моя плачевна! _
      Говорит ему царевна_
      Если хочешь взять меня,
      То доставь ты мне в три дня
      Перстень мой из окияна_ .
      (Ершов)

      Я отвечал с негодованием_ _ что я, офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачеву вступать и никаких поручений от него принять не мог_ (по Пушкину).

      Иногда я говорю себе_ _ Нет, конечно, нет! Маленький принц на ночь всегда накрывает розу стеклянным колпаком, и он очень следит за барашком…_ (Антуан де Сент-Экзюпери)

      Говорит ему девица_
      _ Но взгляни-ка, ты ведь сед;
      Мне пятнадцать только лет:
      Как же можно нам венчаться?
      Все цари начнут смеяться,
      Дед-то, скажут, внучку взял!_
      (Ершов)

      Он сообщил_ _ что губернатор приказал своим чиновникам по особым поручениям носить шпоры_ (по Тургеневу).

      Он возле меня сел и начал сказывать_ _ какой он знаменитой фамилии и важного воспитания_ (по Лескову).

      Всё равно, Петруша_ _ твечала мне матушка_ это твой посажёный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…_ (Пушкин)

      Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь_ _ Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать гидростатику, – а каково мне?_ _ и начнёшь, чтобы напомнить о себе, потихоньку отворять и затворять заслонку или ковырять штукатурку со стены (Толстой).

      Ты нам не государь_ _ твечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана._ Ты, дядюшка, вор и самозванец!_ (Пушкин)

      На другой день, за завтраком, Григорий Иванович спросил у дочки_ _ все ли намерена она спрятаться от Берестовых_ (Пушкин).

    1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это» (Т.).

    Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом её ставится тире:

    …Никита, поклонясь в землю, сказал:

    - Прости, батюшка (М.Г.).

    2. Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется внутренняя речь, невысказанные мысли: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М.Г.); «Что-то в ней есть жалкое всё-таки», - подумал я (Ч.).

    3. Кавычками выделяются передаваемые на письме звуки (например, эха): «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо: «Передаём последние известия».

    Для передачи на письме разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация - тире между репликами (см. § 51).

    4. В газетных текстах кавычки при прямой речи нередко опускают: Президент Франции сказал: Обмен мнениями был полезен; Почему же это происходит? - спрашивает газета.

    5. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка - после них. На пример: Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдём прогуляться на вал?» (Л.); Лёжа на тюке и плана, он дёргал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Ч.); Закричали: «Двоих… Санитары… Гляди, гляди - ещё летит… Лезь под вагоны…» (А.Т.); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли» (Г.).

    6. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.

    1) Двоеточие ставится, если авторские слова содержат глагол со значением речи-мысли (говорить, сказать, рассказать, заметить, обратиться, воскликнуть, закричать, прошептать, спросить, спрашивать, ответить, вставить, прервать, заговорить, начать, продолжать, подтвердить, пояснить, согласиться, поддакнуть, напомнить, посоветовать, упрекнуть, решить, подумать и т. п.) либо существительное, близкое по значению или образованию к глаголам речи-мысли (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, шёпот, звук, крик, мысль и т. п.).

    Кроме того, в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его ощущения, внутреннее состояние (вспомнить, обрадоваться, огорчиться, удивиться, обидеться, возмутиться, ужаснуться и т. п.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, захохотать, вздохнуть, нахмуриться, подойти, подбежать, вскочить и т. п.). И те и другие глаголы допускают возможность добавления к ним глаголов речи (обрадовался и сказал; удивился и спросил; улыбнулся и ответил; подбежал и воскликнул и т. д.), поэтому они воспринимаются как слова, вводящие прямую речь. Например:

    а) Он глянул с усмешкой:

    - Ничего, до свадьбы заживёт.

    б) Пока откапывали увязшие в песке колёса, к нам подошёл милиционер:

    - Кто такие?

    в) Мать нахмурилась:

    - Опять двойку получил?

    г) Все ужаснулись:

    - Неужели это правда?

    д) Старик рассердился:

    - Немедленно уходи отсюда!

    е) Дети побежали навстречу матери: - М а м а!

    ж) На этот раз он обозлился:

    - Больше ни грамма не получите!

    з) Выхватив полено, она стала колотить им по тазу:

    - Подъём! Вставайте!

    Ср.: В один из таких… дней прибежал Забродский: «Дмитрий Алексеевич, началось!..» (Эр.)

    Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь: …А тот ему: «Этот дом наш общий» (Ч.); …А он: «Пошёл прочь, пьяная рожа!» (М.Г.); …А он: «Я писатель. Не прозаик. Нет, я с музами в связи» (М.).

    2) Двоеточие не ставится, если вставка слов и сказал, и спросил, и воскликнул и т. п. невозможна или затруднительна:

    а) Никому не хотелось уходить.

    - Расскажите ещё что-нибудь о своих путешествиях.

    б) Мои слова его явно смутили.

    - Значит, ты мне не доверяешь?

    в) Другого выхода у него не было.

    - Я принимаю ваши условия.

    г) Брови матери нахмурились.

    - Я не разрешаю этого делать.

    д) Глаза маленького машиниста заблестели.

    е) - Замечательная! Отремонтировано на славу!

    Ср.: Сегодня утром брала она у меня из кармана деньги, перед тем как идти в булочную, и напала на эту книжонку, вытащила. «Что это у тебя?» (Ш.) Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь:

    Он вырвал из блокнота несколько листочков и протянул их мне.

    - Запишите подробно мои замечания, - сказал он спокойным голосом.

    Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире: слова автора начинаются со строчной буквы: «Мать, наверное, не спит, а я с работы не возвращаюсь», - думал Павка (Н.О.); «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.); «Не шуми, тише иди, солдат!» - сердитым шёпотом говорил старик Оленину (Л.Т.); «Я хотел бы купить крестьян…» - сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Г.).

    То же при оформлении прямой речи с абзаца:

    - Лесть и трусость - самые дурные пороки, - громко промолвила Ася (Т.);

    - Что ж, Наталья, про мужа не слыхать? - перебила кашулинская сноха, обращаясь к Наташке (Ш.);

    - Скорей, скорей в город за лекарем! - кричал Владимир (П.);

    - Спи, внучек, спи… - вздохнула старуха (Ч.).

    Примечания:

    1. После закрывающих кавычек ставится только тире (независимо от того, каким знаком препинания заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи, ее оценка и т. д. (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т. п.): «Ничего не случилось» - так говорил ум; «Случилось» - так говорило сердце; «Нет ничего прекраснее этих снежных вершин» - так описывает эту местность один путешественник; «Будь внимателен и осторожен!» - вот что он сказал мне на прощание.

    То же, если следует присоединительная конструкция: «Каждому овощу своё время» - эта народная мудрость передаётся из века в век.

    - Скорей, загорелась школа! - И он побежал по домам будить людей.

    1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи (выделяемой кавычками), то кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами (такая пунктуация встречалась в произведениях писателей XIX века): «Я командовать приехал, - заявил Чапаев, - а не с бумажками возиться» (Фурм.).

    Примечания:

    1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названий литературных произведений, различных предприятий и т. д.) находим в таком примере: «Пиковая…» ли это «…дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).

    2. Не выделяется кавычками прямая речь в следующих случаях:

    1) если нет точного указания, кому она принадлежит, или если при водится общеизвестная пословица, поговорка: Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Т.); Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома и стены помогают (Ч.);

    2) если прямая речь приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Т.);

    3) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения: Умру, говорит, и слава Богу, говорит; не желаю, говорит, жить (Т.); Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Верш.);

    4) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми ): Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих. То же, если высказывание говорящего передается приблизительно (тем самым утрачивается характер прямой речи): Предлагаемый проект, указал докладчик, получил уже апробацию на практике.

    2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было бы быть никакого знака препинания или должна была бы стоять запятая, точка с запятой, двоеточие либо тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятыми и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы: «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (П.) - на месте разрыва не было бы никакого знака; «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно; надо достать лодку» (Т.) - на месте разрыва стояла бы запятая; «Нам придётся здесь ночевать, - сказал Максим Максимыч, - в такую метель через горы не переедешь» (Л.) - на месте разрыва стояло бы двоеточие.

    3. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должна была бы стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; прописной буквы: «Я ни с кем и ни с нем не связан, - напомнил он о себе. - Действительность мне враждебна» (М.Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, - покачал головой Воропаев. - Ну, разве мне дойти?» (Павл.)

    4. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должен был бы стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы: «Так вас зовут Павкой? - прервала молчание Тоня. - А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н.О.); «Вот он, край света! - воскликнул Мохов. - Здорово! Ни когда еще так далеко не ездил!» (Аж.)

    5. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами должно было бы стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, - начинается со строчной буквы), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение, - начинается с прописной буквы): «Не надо… - сказал Вершинин, - не надо, парень!» (Вс.Ив.); «Обожди… - сказал Морозка угрюмо. - Давай письмо…» (Ф.) 6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части начинается с прописной буквы: «Я тебя не спрашиваю, - строго сказал офицер и снова спросил: - Старуха, отвечай!» (М.Г.); «Покорно благодарю, - отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: - Спасибо вам большое, товарищи» (Фед.).

    а) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А.Т.) - запятая разделяет однородные сказуемые сказал и вздохнул, между которыми находится прямая речь; …Софья Карловна ещё раз поцеловала Маню и, сказав ей: «Поди, гуляй, моя крошка», сама поплелась за свои ширмы (Леск.) - запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь; Ко мне подходит Борис, говорит: «Хорошо сбил, замечательно», но глаза его блестят, полные зависти (Куд.) - запятая разделяет части сложносочиненного предложения, связанные противительным союзом но; Приехав на дачу в большой компании… брат вдруг говорил: «Мишка, пойдём на биллиард», и они, запершись, играли по три часа на биллиарде (Сим.) - запятая перед союзом и в сложносочиненном предложении;

    б) …Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало занимаются науками» - и подозвала свою собачку Сюзетку (Л.Т.) - тире перед союзом и при однородных сказуемых; Тут уж он и совсем обомлел: «Ваше благородие, батюшка барин, да как вы… да стою ли я…» - и заплакал вдруг (Дост.) - тире после многоточия, которым заканчивается прямая речь; На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа (П.) - тире после вопросительного знака, которым заканчивается прямая речь; И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче (Ч.) - тире после восклицательного знака, которым заканчивается прямая речь; Не говорить же: «Эй, собака!» или «Эй, кошка!» - две реплики, разделенные неповторяющимся союзом или;

    в) Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», - «Да, недурно», - отвечал он обыкновенно (Г.); Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать», - «Ступай», - говорил он (Г.) - запятая и тире разделяют две реплики разных лиц, находящиеся внутри авторских слов.

    Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича (Г.); Предположение дневального, что «взводный нажрался и дрыхнет где-то в избе», всё больше собирало сторонников (Ф.); Он вспомнил пословицу «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь» и отказался от первоначального плана; С криком «Спасайте детей!» юноша бросился в горящее здание.

    Но если перед подлинным выражением имеются слова предложение, выражение, надпись и т. п., то перед ними ставится двоеточие: Над воротами возвысилась вывеска, изображающая дородного амура с опрокинутым факелом в руке, с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные…» (П.); Мимо станции проносились скорые поезда с табличками на вагонах: «Москва - Владивосток»; Разберите предложение: «Сверкнула молния, и грянул гром».

    § 51. Знаки препинания при диалоге

    1. Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними ставится тире:

    - Значит, немец спокоен?

    - Тишина.

    - Ракеты?

    - Да, но не очень часто (Каз.).

    2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней тире: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет». - «На ком?» - «На Лариной». - «Татьяне?» - «Ты ей знаком?» - «Я им сосед» (П.).

    «Не видать?» - повторил барин. «Не видать», - вторично ответствовал слуга (Т.);

    «Как же вы поживаете?» - спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», - ответил Старцев (Ч.);

    «Разрешите идти в первую роту?» - сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, - сказал Сабуров. - Я тоже скоро к вам приду» (Сим.).

    4. Если одна реплика разрывается другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:

    - Я просил…

    - Ничего вы не просили.

    - …хотя бы минуту внимания.

    5. Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками:

    Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет.

    Лыняев. Как «ничего»?

    Купавина. Так, ничего, чистая бумага (Остр.);

    Силан. Пройдись малость, лучше тебе…

    Курослепов. Да, «пройдись малость»! Всё твоё рассмотрение… (Остр.).

    Ср.: «Если вы будете свободны, заходите ко мне». - «Как это „ будете свободны“ ? Ведь у меня каждая минута на учёте»; «Верьте, вы мне по-прежнему дороги». - «Ваше „ дороги “ совсем неуместно», - рассердилась она.

    Если же повторяющиеся в последующей реплике слова нe воспринимаются как чужой текст, то кавычками они не выделяются:

    Лыняев. Увы!

    Мурзавецкий. Что «увы»? Что такое, милостивый государь, увы? (Остр.) - первое увы - повторение слова из чужого текста, второе - слово из своего текста.

    6. Особая форма построения диалога выражается в том, что в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания - главным образом вопросительный и восклицательный знаки:

    а) - Я не буду отвечать.

    - А что вам даст это?

    - Ничего не даст. Всё узнаем.

    б) - Ты спятил, - сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское свидетельство на изобретение.

    Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что «значение восклицательного и вопросительного знаков настолько определенно и общепринято, что оказывается возможным с помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и т. п. …даже без слов» (ср. § 2, п. 6 и § 3, п. 7).

    § 52. Абзацы при прямой речи

    Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. Поддержал его Костылин, - выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

    Взял Жилин шест и говорит:

    - Снеси на место, Дина, а то хватятся, - прибьют тебя (Л.Т.).

    Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

    Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

    - Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

    - Ну, я очень рада, - сказала жена, - так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. - И она пошла одеваться.

    Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла (Л.Т.).

    - Когда? - воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, - и выехал со двора (Л.).

    - Я уверен, - продолжал я, - что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся (Л.).

    4. Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

    - Формула эта может иметь и другой вид, - пояснил профессор. Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

    - Вот это и есть другой вариант, - сказал он.

    В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором - слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! - (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа!.. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

    (Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) - Теперь мы квиты (Л.).

    В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

    5. Если в прямой речи приводится диалог, происходивший ранее, его можно оформить или в виде абзацев, или в подбор, но пунктуация меняется в зависимости от того, перебивает ли слушатель рассказчика или нет. Если перебивает, то разговор, происходивший ранее, дается с абзацев и в кавычках, чтобы не смешивались фразы рассказчика и слушателя с диалогом, приводимым рассказчиком. Например:

    -

    «Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

    -

    - Сейчас скажу.

    Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

    …Путешественник начал свой рассказ:

    - Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться». - «Почему? Что-нибудь случилось?»

    - А действительно что-нибудь случилось? - не выдержал один из слушавших путешественника.

    - Сейчас скажу.

    Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

    а) …Путешественник начал свой рассказ:

    - Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

    - Придётся на некоторое время задержаться.

    - Почему? Что-нибудь случилось?

    - В горах произошёл обвал.

    - Имеются какие-нибудь неприятные последствия?

    - Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы.

    б) …Путешественник начал свой рассказ:

    Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». - «Почему? Что-нибудь случилось?» - «В горах произошёл обвал». - «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» - «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

    Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

    Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

    Бальзаминов. …Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал так наобум… (Остр.)

    6. Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

    Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился и подумал: « А нет ли здесь какого-нибудь подвоха? »

    а) Всё шло спокойно.

    «А нет ли здесь, - подумал он, - какого-нибудь подвоха?»

    б) Всё шло спокойно.

    «А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» - подумал он.

    7. Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

    - Работа нашей экспедиции проходила так, - начал свой рассказ учёный-геолог. - Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

    Таковы предварительные результаты экспедиции.

    § 53. Пунктуационное и графическое оформление текста в пьесах

    1. Прозаический текст в пьесах дается в подбор к имени действующего лица (последнее выделяется шрифтом); после имени действующего лица ставится точка:

    Анна Павловна. А Виктор Михайлович где? Лиза. Уехал. (Л.Т.)

    2. В стихотворных текстах после имени действующего лица, данного отдельной строкой и выключенного посередине, точка не ставится:

    Нина
    Смерть, смерть! Он прав - в груди огонь - весь ад.
    Арбенин
    Да, я тебе на бале подал яд. (Л.)
    Действие первое

    Театр представляет переднюю богатого дома в Москве. Три двери: наружная, в кабинет Леонида Фёдоровича и в комнату Василия Леонидыча.

    Лестница наверх, во внутренние покои; сзади неё проход в буфет. (Л.Т.)

    4. В ремарках, помещенных рядом с именем действующего лица и выделенных иным шрифтом (обычно кур сивом) в скобках, после скобки ставится точка:

    Манефа (Глумову). Убегай от суеты, убегай.

    Глумов (с постным видом и со вздохами). Убегаю, убегаю. (Остр.)

    5. Ремарки в тексте, относящиеся к данному лицу, если после ремарки следует новая фраза того же лица или если ремаркой заканчивается реплика, начинают прописной буквой, выделяют курсивом в скобках, с точкой внутри скобки:

    а) Е п и х о д о в. Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… (Ч.)

    б) А н ф и с а (увидав Лыняева). Ах, вы уж… уж сами. (Идёт в сад.) (Остр.)

    Если же ремарка находится в середине фразы действующего лица, она начинается со строчной буквы и выделяется курсивом в скобках, без точки:

    Н и к и т а. А теперь я пойду (оглядывается кругом) налево.

    6. В стихотворных текстах ремарки, относящиеся к данному лицу, если примыкают к имени действующего лица, даются курсивом в скобках без точки; если же идут в середине (или по окончании текста) реплики действующего лица, то выделяются в отдельную строку и даются курсивом в скобках с точкой:

    А р б е н и н (прислушивается)

    Лжёшь! Он тут
    (показывает на кабинет)
    И, верно, сладко спит: прислушайся,
    как дышит.
    (В сторону.)
    Но скоро перестанет.

    С л у г а (в сторону)

    Он всё слышит… (Л.)

    7. Ремарка, относящаяся к другому действующему лицу, набирается обычно более мелким шрифтом и выключается в красную строку, без скобок:

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Где тебе! Сиди уж…

    Фирс входит; он принёс пальто. (Ч.)

    8. Если в середине реплики одного лица встречается ремарка, относящаяся к другому лицу, или ремарка общего характера (например, Темнеет или Раздаются песни ), то ремарка выключается, как обычно, в красную строку, без скобок, а продолжение речи ранее говорившего лица (перед ремаркой) приводится с новой строки без абзаца, причем имя действующего лица не повторяется:

    С е р г е й П е т р о в и ч. Пойдёмте со мною в дом.

    На кухне раздаётся стук посуды.

    Вот и ужин нам приготовлен.

    Имя действующего лица повторяют в тех случаях, когда при нем имеется относящаяся к нему ремарка:

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а. Вам понадобились великаны… Они только в сказках хороши, а так они пугают.

    В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.

    Л ю б о в ь А н д р е е в н а (задумчиво). Епиходов идёт. (Ч.)

    9. Если стихотворная строка дробится на части (в одной строке дается речь нескольких действующих лиц), то оформляется эта строка «лесенкой», т. е. начало текста реплики второго действующего лица будет на том уровне, где кончился текст реплики ранее говорившего:

    1-й п о н т е р
    Иван Ильич, позвольте мне поставить.
    Б а н к о м е т 1-й п о н т е р Б а н к о м е т 2-й п о н т е р
    Ну, в добрый путь. (Л.)

    Как говорится / говорят

    вводное выражение

    Выделяется знаками препинания, обычно запятыми, или обособляется вместе с относящимися к нему словами. Подробно о пунктуации при вводных словах см. в Приложении 2. ()

    В общем, вскоре организм взял свое, и я снова стал поправляться. Но когда дело дошло до выписки, то я и тут , как говорится, настрадался и снова захворал, на этот раз нервным заболеванием. М. Зощенко, История болезни. Как с немецкой, с той зарецкой // Стороны , как говорят, // Вслед за властью за советской, // Вслед за фронтом шел наш брат. А. Твардовский, Василий Теркин. Федя , как говорят в нашем офисе, собирается жениться.


    Словарь-справочник по пунктуации. - М.: Справочно-информационный интернет-портал ГРАМОТА.РУ . В. В. Свинцов, В. М. Пахомов, И. В. Филатова . 2010 .

    Смотреть что такое "как говорится / говорят" в других словарях:

      как говорится - см. говориться; в зн. вводн. словосоч. Как говорят, как принято говорить. Комментарии, как говорится, излишни … Словарь многих выражений

      как - нареч., частица и союз. I. нареч. 1. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия: каким образом? [Чацкий:] Ах! как игру судьбы постичь? Грибоедов, Горе от ума. Как эта замазка попала ему в карман? Чехов, Степь.… … Малый академический словарь

      как - I. местоим. нареч. 1. Каким образом. Как я узнаю твой новый адрес? Как это случилось? Как вы поживаете? Вот как надо делать. / (в вопросит. предл.). в функц. сказ. Как (вас, тебя) зовут? Как (ваша, твоя) фамилия? 2. В какой степени, насколько.… … Энциклопедический словарь

      КАК РЫБА - молчать; нем Абсолютно (т. е. совсем ничего не говоря, не произнося ни единого слова, звука). Имеется в виду, что лицо или группа лиц (X) не участвует в разговоре, не раскрывает секрета, тайны, демонстрирует молчаливость, неразговорчивость. реч.… …

      КАК В ВОДУ ОПУЩЕННАЯ Фразеологический словарь русского языка

      КАК В ВОДУ ОПУЩЕННЫЕ - кто быть; ходить; сидеть и т. п. Растерянный, удручённый; с потерянным отстранённым видом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) находятся в состоянии душевной подавленности, угнетённости, чем то очень расстроены, их беспокоят какие то… … Фразеологический словарь русского языка

      КАК В ВОДУ ОПУЩЕННЫЙ - кто быть; ходить; сидеть и т. п. Растерянный, удручённый; с потерянным отстранённым видом. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) находятся в состоянии душевной подавленности, угнетённости, чем то очень расстроены, их беспокоят какие то… … Фразеологический словарь русского языка - у кого Наступило душевное облегчение после внезапного избавления от тяжёлого, гнетущего чувства. Подразумевается, что кто л. узнал о благополучном разрешении какой л. ситуации, получил хорошие известия о беспокоившем его деле. Имеется в виду, что … Фразеологический словарь русского языка

    В русском языке любая «чужая» речь, высказанная дословно и включенная в текст автора, называется прямой. В разговоре она выделяется паузами и интонацией. А на письме может быть выделена двумя способами: в одной строке «в подбор» или же написание каждой реплики с абзаца. Прямая речь, для ее правильного оформления - тема достаточно сложная для детей. Поэтому при изучении одних правил не достаточно, обязательно должны быть наглядные примеры написания подобных предложений.

    Как выделить диалог на письме

    Прямая речь «диалог», знаки препинания и оформление разговоров на письме - это достаточно сложная тема, в которой нужно как следует разобраться. Во-первых, реплики, принадлежащие разным лицам, чаще всего записываются с абзаца. Например:

    - А загляни-ка вон в то гнездышко: есть там что-нибудь?

    - Нет ничего. Ни одного яичка!

    - А скорлупки-то около гнезда есть?

    - Нет никаких скорлупок!

    - Что такое!? Не уж-то зверь какой повадился яйца красть - надо проследить!

    Двух лиц, оформленный при помощи абзацного выделения, в котором каждый новый абзац с репликой одного из собеседников всегда должен начинаться с тире и с заглавной буквы. Реплики при этом могут состоять из одного или нескольких восклицательного или вопросительного типа.

    Во-вторых, прямая речь, знаки препинания после которой ставятся в особом порядке, может быть записана в одну строку. Для такого оформления диалога «в подбор» без указания кому именно они принадлежат, каждую из них нужно заключить в кавычки и выделить с помощью тире. Например:

    «Ну что же ты?» - «Боюсь, а вдруг лестница упадет?» - «Лестница-то не упадет, а вот лукошко с яйцами уронить можешь!»

    В случае если после одного из высказываний следуют авторские примечания, то тире перед следующей фразой опускается. А перед словами автора ставится запятая и тире.

    «Она спит», - сказала Таня. «Где спит, покажи!».

    Прямая речь перед и после авторского текста

    Если же в написание разговора нескольких человек включены предваряющие слова автора, то после них ставится двоеточие. Причем оно обязательно и в тех случаях, когда нет глагола, определяющего продолжение разговора, однако ясно просматривается прямая речь. Например:

    Мать улыбнулась:

    - Ты моя умница!

    Также эту фразу можно написать в одну строку, только тогда нужно использовать кавычки: Например:

    Мать улыбнулась: «Моя ты умница!»

    Стоит отметить, что невысказанные мысли или внутренняя речь автора всегда выделяется кавычками, независимо от того, в каком месте предложения она находится. Также на письме в кавычки берут звуки эха. Например:

    «Сейчас бы горячего чаю», - подумал он.

    Стою и думаю: «И зачем этот дождь?».

    «Ау, люди?» - громко повторяло эхо.

    Перед тем, как написать слова прямой речи, после авторских слов всегда ставят двоеточие и открывают кавычки. Реплику всегда начинают с большой буквы, перед закрытием кавычек ставят восклицательный или а точку лишь после кавычек.

    Особые случаи оформления прямой речи

    Существует некоторые случаи, где после слов автора идет прямая речь, знаки препинаний при которой немного отличаются от вышеописанных. А именно, если при отсутствии глагола, обозначающего последующую реплику, нельзя поставить слова «и сказал», «и подумал», «и воскликнул», «и спросил» и тому подобные, в таких случаях двоеточие после примечаний автора не ставят. Например:

    Никто не хотел уходить.

    - Расскажите нам еще одну историю!

    Мои слова всех смутили.

    - Значит, ты нам не доверяешь?

    Как выделить на письме цитату

    Примерно по таким же правилам выделяют и приведенные в тексте цитаты. Если она приводится не полностью, то в месте пропуска слов ставят троеточие. Как правило, цитаты всегда выделяют запятыми, даже если они схожи с Перед цитату с опущенными первыми словами начинают писать с многоточия и с если же она расположена в середине предложения, то со строчной. Здесь так же, как и в случае с прямой речью, применяются двоеточия и тире, которые располагают по уже известным правилам относительно места расположения цитаты.

    Авторские примечания внутри прямой речи

    В случае, когда в тексте в прямую речь нужно вставить авторские слова, то высказывания замыкают в кавычки вместе с авторскими примечаниями. Например:

    «Я к бабушке поеду - заявил малыш - и все тут!»

    Бывают случаи, когда кавычки не ставят совсем, вместо них используются запятые:

    • Если нет четкого обозначения лица, которому принадлежит реплика или же когда в тексте используется всем известная пословица.
    • Когда сложно определить перед нами прямая или косвенная речь.
    • Если в высказывание включено слово «говорит». Например: Я, говорит, вам еще покажу!.
    • Если в высказывание помещено указание источник. Чаще всего это относится к периодической печати. Например: Речь со сцены, отмечает корреспондент, взорвала зал аплодисментами.

    Если при разрыве высказываний прямая речь не должна была заканчиваться каким-либо знаком, либо была предусмотрена запятая, тире, двоеточие или точка с запятой, то перед словами автора ставят запятую и тире, а в конце - точку и тире. Дальше остаток реплики пишут с прописной буквы. Например:

    «Я отлучусь на несколько минут, - сказала Леночка. - Скоро буду».

    В случаях, когда в первой части прямой речи до разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то его ставят перед тире и авторскими словами, после которых ставят точку и дальше после тире продолжают прямую речь. Также сохраняется и многоточие с двоеточием.

    Вместо заключения

    Прямая речь, которой не так уж и сложно выучить, в литературных произведениях встречается очень часто. Поэтому книги могут стать хорошим наглядным пособием для изучения этой темы. Ведь зрительное восприятие вместе со знанием правил сможет хорошо закрепить в памяти знания по теме «Прямая речь».

    Знаки препинания, схемы предложений с расположением прямой речи и цитат в тексте изучают в школе ни один год, что и понятно, ведь этот раздел русского языка достаточно объемный и имеет много тонкостей. Однако основные правила, которые чаще всего применяются на письме, не так уж и сложно запомнить.

    Сочинение-рассуждение (задание 15.1) на лингвистическую тему по цитате Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят» по тексту В.А. Каверина

    Я полностью согласен с мнением Г.Г. Граник: «Знаки препинания, как и слова, говорят». Каждый знак препинания имеет свою собственную смысловую нагрузку, поэтому необходим читателю для полного понимания написанного. Более того, запятые, восклицательные и вопросительные знаки, многоточия и другие символы помогают понять не только суть, но и настроение, переданное автором в тексте, его чувства и эмоции. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из отрывка рассказа Каверина «Летчик».

    В предложении под номером 17 автор не напрасно ставит восклицательный знак: «Ох, что это была за мука!». Этот символ отражает то феноменальное напряжение воли, которое испытал герой, добиваясь своей цели. Он выразил, как тяжело ему было осваивать техническую науку одному, без посторонней помощи.

    В предложении 33 запятой обрамлено вводное слово «итак». Этот символ показывает читателю логику повествования мальчика, цель его логических рассуждений, что привела его к осознанию своей жизненной цели.

    Таким образом, истинность утверждения Г.Г.Граник не вызывает сомнений: каждый знак препинания передает читателю информацию, иногда даже более важную, чем слова.

    Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):

    (1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
    (7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» - так называется его корабль.» (10)»Вперёд», - говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
    (16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено - исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
    (19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
    (25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
    (32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
    (34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное - ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
    -(45)Примут, - решительно отвечал я.

    (По В.А. Каверину)

    *ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2017.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!