Войти
Территория кровельщика
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Божественная литургия текст с пояснениями
  • Есть ли предназначенные к погибели
  • Отче наш, Иже еси на Небесех!
  • Предопределение и свободная воля
  • : Религиозно-философские взгляды Льва Толстого
  • Примеры предложений с придаточными обстоятельственными. Конспект урока "сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия"

    Примеры предложений с придаточными обстоятельственными. Конспект урока

    Цель: ознакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными; совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными. Оборудование: таблица, учебные тексты. тип урока: комбинированный.

    Ход урока
    I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний
    1. анализ контрольной работы

    2. Конструирование сложноподчиненных предложений С придаточными определительными и изъяснительными (по вариантам) Задание По данным схемам составьте сложноподчиненные предложения, запишите их, расставляя знаки препинания.

    1 вариант. С придаточным определительным 1) [… сущ.], (союзн. сл. что…). 2) [… указ. сл. + сущ.], (союзн. сл. когда…).

    II вариант. С придаточным изъяснительным 1) […сущ.], (союз что…). 2) […глаг.], (союзн. сл. что…). 3) […глаг. + указ. сл. ], (союз что…).

    III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности Большая часть придаточных обстоятельственных предложений соотносительна по функции с членами предложения. Придаточные обстоятельственные предложения делятся на придаточные степени и образа действия (они распространяют словосочетание), придаточные сравнительные, придаточные места, придаточные времени, придаточные цели, придаточные причины, придаточные условные, придаточные уступительные, придаточные следствия (они распространяют главное предложение). Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действия и др. Давайте убедимся в этом на практике.

    IV. Изучение нового материала 1. ознакомление с теоретическим материалом учебника – Какие по составу союзы используются для присоединения придаточной части к главной? – К каким придаточным обстоятельственным нельзя поставить вопрос? – Во всех ли конструкциях с придаточными обстоятельственными придаточные предложения могут присоединяться при помощи союзных слов? 2. Беседа по изученному материалу учебника Какие виды обстоятельств не имеют аналогий среди придаточных обстоятельственных?

    V. Обобщение, систематизация и контроль знаний И умений учащихся 1. Конструирование сложноподчиненных предложений С придаточными обстоятельственными Составьте сложноподчиненные предложения, сделав данные предложения главными и подобрав к ним разные по значению обстоятельственные придаточные.

    1) Рано утром мы выехали на экскурсию.

    2) За окном замелькали леса, перелески.

    3) Огни зажглись во всех окнах.

    4) мы примем решение.

    5) Я прочитал эту книгу.

    6) Будем решать примеры по алгебре.

    7) Я смогу подготовить доклад.

    2. Практическая работа Запишите высказывания известных людей, оформленные в виде сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными. Объясните постановку знаков препинания, укажите значение обстоятельственной придаточной части.

    1) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение (Д. Писарев).

    2) Надо жить так, чтобы каждый прожитый день казался новым (С. Коненков).

    3) Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно (А. Макаренко).

    4) люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).

    5) Не будьте равнодушными, ибо равнодушие – смерть для души (М. Горький).

    3. работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

    VI. Рефлексия. Подведение итогов урока. Фронтальная беседа с применением интерактивного приема “микрофон”

    – С какими второстепенными членами предложения соотносятся придаточные обстоятельственные?

    – Какие виды придаточных обстоятельственных не имеют аналогии с видами обстоятельств?

    – К придаточным какого вида нельзя задать вопрос?

    – С помощью чего присоединяется придаточная часть к главной в сложноподчиненных предложениях с придаточными обстоятельственными?

    VII. Домашнее задание 1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

    2. Из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы, выпишите 5-6 сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными. Определите значение придаточной части и цель использования этих предложений в тексте.

    Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

    Другие сочинения по теме:

    1. Цели: углубить получение учащимися сведений о сложноподчиненных предложениях с придаточными следствия, сопоставляя их с придаточными степени и образа действия, причины;...
    2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются не Только по форме (по характеру союза), и не только по значению (по характеру Синтаксических...
    3. Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте,...
    4. Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными,...
    5. Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Синтаксический разбор предложения с разными видами связи Чтобы выполнить синтаксический разбор предложения с...
    6. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложноподчиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид...
    7. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор сложносочиненного предложения, необходимо: 1. Как и при разборе простого предложения, назвать вид...
    8. Цели: дать понятие о безличных предложениях, о способах выражения сказуемого в них; формировать опознавательные учебно-языковые умения. Оборудование: учебник, учебные тексты,...
    9. Цели: систематизировать знания учащихся о второстепенных членах предложениях; углубить понятие об определении и дополнении; развивать умения выделять из текста прямые...
    10. Цели: углубить понятие о союзном соединении однородных членов; повторить сведения о союзе (правописание отдельных сочинительных союзов); развивать синтаксические и пунктуационные...
    11. Цели: систематизировать и обобщить теоретические сведения по теме урока; совершенствовать правописание, учебно-языковые умения и навыки. оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал....
    12. Синтаксический разбор простого предложения Синтаксический разбор простого предложения Чтобы выполнить синтаксический разбор простого предложения, необходимо: 1. Назвать вид предложения по...
    13. Цели: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме “Обособленные и уточняющие члены предложения; совершенствовать учебно-познавательные и речевые умения и навыки. Оборудование:...
    14. Цель: завершить формирование умения распознавать ОЧП в предложениях и употреблять необходимые разделительные знаки; воспитывать культуру речи, бережливое отношение ко всему...
    15. Цель урока: совершенствовать умение правильно ставить знаки препинания в осложненных простых предложениях, правильно употреблять эти конструкции в речи. Материал для...
    16. Задание: Укажите верную характеристику предложения (предло Жение указано). Аналитический отчет ФИПИ: “…Неумение отличить главные Члены предложения от второстепенных часто не...
    17. Отличие словосочетания от предложения Отличие словосочетания от предложения Словосочетание, построенное по тому или иному отвлеченному образцу, в предложении всегда заключает...
    18. Вводные слова и словосочетания членами предложения не явля­ются и легко “вынимаются” из текста: Пробежал, между Прочим, И мохнатый старый пудель....

    1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

    2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами : где, куда, откуда . В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.

    3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще - после главного предложения.

      Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).

      [ указ. слово], (где - союз. слово).

      [Куда?] Куда иголка , туда и нитка (пословица).

      (куда - союз. слово), [указ. слово ].

      Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).

      [ указ. слово], (откуда - союз. слово).

    Обратите внимание!

    1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.

    2) Эти союзные слова (где, куда, откуда ) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.

    Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал - придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал - придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать - придаточное изъяснительное.

    2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

    2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

    Причинные придаточные содержат указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части предложения. Такая густая трава росла только по берегам озера, потому что здесь достаточно было влаги (М.-Сиб.)
    (причина). В нижнем этаже, под балконом, окна, вероятно, были открыты, потому что отчетливо слышались женские голоса и смех (Ч.) (придаточная не указывает причину того, о чем сообщается в главном (окна открыты не потому, что слышались голоса, а потому, что их кто-то открыл ), а объясняет, на каком основании говорящий установил, что окна открыты, т.е. обосновывает то, о чем говорится в главной части предложения).

    Разграничение придаточных причины и основания связано с обусловленностью явлений действительности, о которых идет речь: в предложениях с придаточными причины отражаются причинно-следственные отношения, а в предложениях с придаточными основания отношения основания-вывода (сделанного говорящим).

    Придаточные причины присоединяются к главной части посредством союзов и союзных сочетаний потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, поскольку, ибо, благо, в связи с тем что, тем более что.

    Придаточные причины обычно помещаются после главной части предложения, за исключением тех случаев, когда необходимо подчеркнуть причину или обоснование чего-либо и указать на следствие: Оттого что нельзя плакать и возмущаться вслух, Вася молчит, ломает руки и дрыгает ногами (Ч.).

    Наиболее широкое причинное значение выражается придаточными с союзами так как, потому что : Он не брал никаких сверх­урочных и дополнительных работ, потому что все свободное время проводил в экспериментальном цехе (Николаева); Третий корпус пришлось усилить артдивизионом, так как именно на его участке ожидалось наступление (Бондарев).

    Придаточные с союзами благодаря тому что и из-за того что имеют более узкие значения, а именно: первые указывают обычно на благоприятную, а вторые на неблагоприятную причину. Ср.: Благо­даря тому что график движения поездов строго соблюдался, коли­чество перевозок значительно увеличилось (Из газет) и Из-за того что график движения поездов не соблюдался, количество перевозок сократилось.

    Придаточные с союзом в связи с тем что выражают ослаб­ленное причинное значение, иногда косвенную причину, а с союзом тем более что – наиболее важную причину. Ср.: Факультативные занятия проводились нерегулярно, в связи с тем что лектор не сумел по-настоящему заинтересовать студентов и Я во многих случаях не хотел повторять чисто абстрактных и пропитанных идеализмом мыслей германского философа, тем более что в этих случаях он был не верен себе и платил дань своему веку (Герцен).

    Придаточные с союзами тем более что, благо и ибо всегда стоят после главной части и имеют добавочный присоединительный оттенок значения: Собаки далеко залезли в конуры, благо не на кого было лаять (Гончаров); Известно, что, переезжая быстрые речки, не должно смотреть на воду, ибо тотчас голова закружится (Лермонтов).

    Особенностью причинных союзов, включающих в себя что , является то, что они могут употребляться расчлененно, с паузой перед что , и как цельная союзная группа. При расчленении союза в придаточной части предложения остается лишь союз что , а первая часть союза входит в главную часть предложения в качестве указательного слова, в других случаях – вся союзная группа помещается в придаточной части предложения: Сергею было неловко оттого, что говорил он с Саввой таким строгим и подчеркнуто официальным тоном (Обр.); Базар кипел народом, потому что было воскресенье (Л.).

    В этом виде СПП при соотносительных словах оттого, потому, по той причине , на том основании в главной части указание на причину подчеркивается усилительными и ограничительными частицами (именно, собственно, только, лишь и т.д.): Да и на этот раз он зашел к Похвисневу лишь потому, что случайно оказался в том районе (Леон.); вводными словосочетаниями вероятно, может быть, во-первых и т.д.: Молодые тетеревята долго не откликались на мой свист, вероятно оттого, что я свистел недостаточно естественно (Т.); при отрицании с указанием на возможную, но на самом деле не имевшую места причину: Она вернулась не потому, чтобы угодить ему, а просто захотела побыть дома . Денег американец еще не прислал, на том основании, что, дескать, пока не окупилась еще плата переводчику (М. Г.).

    Примечания:

    От СПП с придаточными причины нужно отличать ряд СПП, придаточные которых совмещают причинное и другие значения:

    а) СПП с придаточными изъяснительно-объектными имеют причинный оттенок значения: Мне приходит охота помучить студента за то, что пиво и оперу он любит больше, чем науку (Чехов). Телегин был в восторге не столько от предстоящей постановки «Разбойников», сколько от того, что Даша, наконец, нашла работу (А.Н. Толстой).

    б) Часто добавочные причинные оттенки значения имеют придаточные разных типов, если в главных сказуемые выражают эмоциональное состояние или оценку: Он счастлив, что видит тебя (Толковый словарь) (объектное значение с добавочным причинным оттенком); Самойленко он [дьякон] прозвал тарантулом, его денщика селезнем и был в восторге, когда однажды фон Корен обозвал Лаевского и Надежду Федоровну макаками (Чехов) (временное значение с причинным оттенком); – Пожалуй... согласился Лаевский, которому было лень соображать и противоречить (Чехов) (определительно-присоединительное значение с добавочным причинным оттенком).

    (Устно) Таким образом, в русском языке существует сложная система синонимических конструкций для выражения причинных и причинно-следственных отношений. В СПП с придаточными причины эти отношения выражаются наиболее отчетливо, с наибольшей логической определенностью: Разведчики были представлены к награде, так как добыли важные сведения (от­ношения причинного обоснования) и Так как разведчики добыли важные сведения, их представили к награде (причинно-следственные отношения; на первом плане – значение причины). Ср. в других типах СПП: Разведчики добыли очень важные сведения, так что их представили к награде (на первом плане – значение следствия с добавочным присоединительным оттенком значения); Разведчики добыли важные сведения, отчего их и представили к награде (присоединительные отношения, добавочное сообщение содержит указание на следствие); Разведчиков, которые добыли важные сведения, представили к награде (атрибутивные отношения с добавочным причинно-следственным оттенком, возникающим из смыслового соотношения частей). Во всех таких предложениях нет специальных слов, которые указывали бы на причину. Ср. в ССП и БСС: Разведчики добыли важные сведения, и их представили к награде; Разведчиков представили к награде: они добыли важные сведения и др. В таких предложениях причинное (2) или причинно-следственное (1) значение вытекает из смыслового соотношения частей, из соотношения видо-временных форм глаголов-сказуемых и недифференциронно связано с временным значением: Когда разведчики добыли важные сведения, их представили к награде; Разведчиков представили к награде, когда они добыли важные сведения.

    Придаточные обстоятельственные отвечают на те же вопросы, что и обстоятельства, и в предложении относятся к глаголам или словам, которые имеют обстоятельственное значение.

    По своему значению обстоятельственные придаточные, так же как и обстоятельства, делятся на следующие виды: придаточные времени, места, причины, следствия, цели, условия, сравнения, образа действия, меры и степени, уступки.

    1) Придаточные времени указывают на время действия, которое совершается в главном предложении, отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени?

    Они относятся ко всему главному или к обстоятельству времени в главной части и присоединяются союзами когда, пока, с тех пор как, едва, как только и др.: Летом, когда наступят каникулы, мы поедем отдыхать.

    В предложении придаточное времени может находиться в любой позиции по отношению к главному (препозиция – перед главным, постпозиция – после главного, интерпозиция – внутри главного): Когда я вернулся, она уже ушла (препозиция). Мы отправимся в путь, как только рассветет (постпозиция). В доме, с тех пор как вернулся отец, все пошло по-другому (интерпозиция).

    Действия, о которых говорится в главной и придаточной частях, могут происходить в одно и то же время или в разное время: Когда солнце выходит из-за горы, становится светло (одновременность действий). Они проснулись тогда, когда было уже совсем светло (разное время действий: сначала стало светло, а потом они проснулись). Выражение одновременности и разновременности действий осуществляется с помощью союзов, указательных слов и глагольных форм времени и вида.

    2) Придаточные места указывают на место или направление действия, о котором говорится в главном, относятся к сочетанию сказуемого и указательного слова и отвечают на вопросы где? куда? откуда?: Я был там, где никто из вас не был.

    Придаточные места присоединяются к главному союзными словами где, куда, откуда.

    Иногда указательные слова могут опускаться, что характерно для разговорной речи: Я сделал, что хотел.

    Придаточные места могут находиться в любой позиции по отношению к главному: постпозиция – «Иди, куда влечет тебя свободный ум» (А. Пушкин). Где бы я ни путешествовал, я всегда вел дневник (препозиция). Только там, откуда я родом, есть такие красивые места (интерпозиция).

    3) Придаточные условия указывают на условие, при котором происходит или может произойти действие, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопрос при каком условии?

    Придаточные условия присоединяются к главному с помощью союзов если, если бы, ежели, когда, раз, коли, коль скоро, как скоро: Если ты не хочешь этого делать, скажи прямо. Раз уж ты начал, так ты должен и закончить.

    Придаточные условия могут находиться в любой позиции по отношению к главному. Если придаточное условия стоит в препозиции, то главное может начинаться со слов то, так: Если завтра будет хорошая погода, то я уеду.

    В качестве указательных слов могут выступать сочетания в случае, в том случае: В том случае, если мы свернем с дороги, мы заблудимся. Сочетание в случае если может сливаться в один сложный союз: Он собирался уехать, в случае если ничего не изменится.

    4) Придаточные цели указывают на цель действия, о котором сообщается в главном, и отвечают на вопросы зачем? для чего? с какой целью?

    Придаточные цели присоединяются к главному с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы. Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в придаточном предложении остается союз чтобы, а в главное переходит оставшаяся часть сложных союзов: для того, с тем, затем. Эти слова становятся указательными словами и членами предложения: Я приехал, для того чтобы здесь работать (для того чтобы – сложный союз). Я приехал для того, чтобы работать именно здесь (для того – указательное слово, чтобы – союз).

    Придаточное цели обычно относится ко всему главному и может занимать любую позицию по отношению к главному: Чтобы увидеть вас, я проделал трудный путь (препозиция). Я прилетел сюда, чтобы увидеть этот край своими глазами (постпозиция). Он, чтобы никто не заметил, тихо пробрался к выходу (интерпозиция).

    5) Придаточные причины указывают на причину действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?

    Придаточные причины присоединяются к главному союзами потому что, оттого что, из-за того что, так как, ибо, поскольку, благодаря тому что, вследствие того что и др.: Осенью трава была еще зеленой (почему?), потому что все лето шли дожди.

    Придаточное причины может занимать любую позицию по отношению к главному, кроме тех случаев, когда присоединяется союзом потому что (предложение не может начинаться с «потому что»).

    Сложные союзы могут распадаться на две части, при этом в главном предложении останутся указательные слова: потому, оттого, из-за того и др., а придаточная часть будет присоединяться к главной союзом что: «Мне грустно потому, что весело тебе» (М. Лермонтов).

    6) Придаточные следствия указывают на результат действия, о котором говорится в главном предложении, отвечают на вопрос вследствие чего это произошло?

    Придаточные следствия присоединяются союзом так что, относятся ко всему главному предложению и всегда находятся в постпозиции по отношению к главному: Дом стоял на самом берегу моря, так что через окно доносились крики чаек.

    7) Придаточные образа действия указывают на характер действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы как? каким образом?

    Придаточное образа действия присоединяется к главному подчинительными союзами как, будто, точно, словно. Он говорил очень невнятно (как? каким образом?), будто испытывал сильную боль.

    В главном предложении может быть указательное слово так, в этом случае придаточное относится к нему: Он жил так (как? каким образом?), как будто каждый его день был последним.

    8) Придаточные меры и степени указывают на меру и степень действия, о котором сообщается в главном предложении, и отвечают на вопросы в какой мере? в какой степени? до какой степени?

    Придаточные меры и степени присоединяются к главному предложению с помощью союзов и союзных слов что, как, сколько, насколько и стоят после главного предложения. В главной части могут быть указательные слова так, столько, настолько, до такой степени и др.: Ветер дул так сильно, что разбил окно. Свет был до такой степени яркий, что болели глаза. Книга была настолько интересной, что невозможно было оторваться.

    9) Придаточные сравнительные поясняют то, о чем сообщается в главном предложении, отвечают на вопрос как?, относятся ко всему главному предложению, присоединяются с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто и др. Придаточные сравнительные могут занимать по отношению к главному любую позицию, но чаще всего они стоят в постпозиции: Воздух был чист и свеж, словно только что прошел дождь. Стемнело так быстро, как это бывает перед грозой.

    10) Придаточные уступительные указывают на действие, которое противопоставлено действию в главном предложении, и отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

    Придаточные уступительные присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов несмотря на то что, хотя, пускай, пусть, даром что и др.: Хороши по-своему и пасмурные дни, хотя не все их любят. В лесу было еще темно, несмотря на тс что солнце уже встало. «Пусть роза сорвана, она еще цветет». (Надсон) Пускай обидели тебя, ты веры в дружбу не теряй.

    Придаточные уступительные могут также присоединяться к главному союзными словами как, сколько с частицей ни, при этом они приобретают добавочное усилительное значение: Как мы ни старались обойти его, нам это не удалось. «Сколько веревочка ни вейся, а конец будет» (пословица).

    Придаточные уступительные чаще относятся ко всему главному предложению и занимают по отношению к нему препозицию или постпозицию: Хотя мороз еще злится, весна все равно придет. Нам пришлось уйти рано, хотя мы хотели бы остаться.

    11) Придаточные присоединительные содержат различные дополнительные сведения, которые относятся к тому, о чем говорится в главном предложении.

    Придаточные присоединительные чаще относятся ко всем; главному предложению, стоят после него, присоединяются союзными словами что, почему, отчего и др. Связь между главных предложением и придаточным весьма слабая, в главном предложении нет никаких указаний на то, что необходимо придаточное предложение: Он всегда был очень наблюдательным, что, собственно, и отразилось в его произведениях. Эта обстановка была дл. меня невыносимой, отчего я и ушел.

    В результате частого употребления некоторые придаточные присоединительные превратились во фразеологизмы: с чем я вас и поздравляю, что и требовалось доказать.

    Синтаксические конструкции различаются количеством грамматич

    еских основ. В содержится один набор главных членов, а в сложном - два и более. Придаточная часть может быть только в (СПП). В конструкции СПП всегда присутствует главная часть, от которой в большинстве случаев можно задать вопрос к зависимой. То есть между ними возникает подчинительная связь.

    Формальным признаком придаточного предложения в СПП является наличие средства грамматической связи (союза или а также невозможность отрыва от главного без потери или искажения смысла.

    Виды придаточных

    Существует четыре вида зависимых частей в СПП: присоединительные, определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

    СПП с придаточными обстоятельственными - это самый сложный в изучении вид сложноподчиненных предложений.

    Данная группа зависимых частей неоднородна по своему составу. Вопросы, задаваемые от главной части к придаточному обстоятельственному, абсолютно такие же, как у одноименного второстепенного члена предложения.

    10 разновидностей обстоятельственных придаточных

    • Образа действия.

    Придаточное обстоятельственное этого типа отвечает на вопросы: "Как?", "Каким образом?"

    Летние дни проносились так быстро, что мы невольно ускорялись вместе с ними.

    • Степени и меры.

    К зависимым предложениям в данном случае можно задать вопросы: "В какой мере?" "В какой степени?", "Насколько?"

    Каштанов врал настолько убедительно, что его россказням все верили.

    • Времени.

    Как понятно из названия, такое придаточное обстоятельственное указывает на момент совершения события. Их типичные вопросы: "Когда?", "Как долго?", "С каких пор?"

    Когда наступило утро, в лагерном городке началось оживление.

    • Места.

    Этот вид придаточных часто относится к одному сказуемому в главной части, реже - ко всему предложению. "Где?", "Откуда?", "Куда?" - основные вопросы данного типа.

    Оттуда, куда мы поедем, вернуться пешком будет проблематично.

    • Цели.

    В СПП придаточное обстоятельственное отражает конкретизизацию действия, происходящего в главном предложении, с точки зрения конечного результата. Иными словами, конструкция отвечает на вопрос: "Зачем?"

    Чтобы стать сильным, необходимо усиленно тренироваться.

    • Условия и уступки.

    Зависимые предложения таких типов между собой похожи тем, что в обоих случаях обстоятельственное значение чем-либо обусловлено: действие происходит "благодаря" или "вопреки".

    Если найдешь время, приходи в гости.

    Хотя солнце уже давно село, жара не спадала.

    • Сравнения.

    В СПП с придаточным обстоятельственным сравнения такая зависимая часть поясняет содержание главной с помощью союзов: "как", "будто", "словно", "точно".

    Лед на реке раскололся, словно треснуло огромное зеркало.

    • Следствия.

    Зависимые части обозначают результат или вывод из происходящих в главном предложении событий. Придаточное обстоятельственное этого типа легко узнать по союзам "так что" и "поэтому".

    Ветер выл громче обычного, так что я уснул только под утро.

    • Причины.

    Последний вид зависимых обстоятельственных частей отвечает на вопрос: "Почему?" Чаще всего придаточное причины присоединяется к главному с помощью союзов "потому что", "оттого что", "из-за того что" и ряда других.

    Мария стала собираться домой, на улице зажглись первые фонари.

    Стоит обратить внимание, что для определения важно не только задать правильный вопрос, но и определить синтаксическое средство связи. Зачастую именно подчинительный союз подсказывает тип СПП.