Положение о дошкольном логопедическом пункте. Положение о логопедическом пункте Организация логопедической работы
Положение о логопедическом пункте
Общие положения
1.1Настоящее положение разработано в соответствии сФедеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, на основании письма Минобразования России от 14.12 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
1.2.Н. Настоящее Положение регулирует деятельность логопедического пункта в организации.
Задачи логопедического пункта
2.1.Своевременно выявлять нарушения в развитии устной и письменной речи обучающихся; определять их уровень и характер.
2.2.Устранять эти нарушения.
2.3. Распространять специальные знания по логопедии среди педагогических работников, родителей (законных представителей).
Организация деятельности логопеда
3.1.Логопедический пункт создаётся для обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи:
Общее недоразвитие речи разных уровней;
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
Недостатки произношения-фонетический дефект.
3.2. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.
3.4.Предельная наполняемость логопедического пункта-не более 20человек (сельского общеобразовательного учреждения) на каждого обучающегося учитель-логопед заполняет речевую карту.
3.5.Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений устной и письменной речи.
3.6.Сроки логопедической работы находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей. Они могут варьироваться от 6 месяцев до 2 лет и более.
3.7.Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и с подгруппой и в группе. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося.
3.8.Периодичностьподгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Индивидуальные занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия – 20 минут (с учётом передвижения детей) Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учёт их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
3.9.В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель, руководитель МОУ СОШ, родители (законные представители).
3.10.Учитель-логопед работает 5 дней в неделю. Недельная нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов (1ставка), из которых 18ч отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с обучающимися, а 2часа –на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом и родителями.На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, повышение ставки заработной платы на 20%, порядок пенсионного обеспечения) предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений.
ПОЛОЖЕНИЕ
о логопедическом пункте
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте (далее - Положение) разработано в соответствии с:
Законом РФ «Об образовании» в редакции федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.);
Инструктивным письмом Минобрнауки России от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта в школе.
1.3. Логопедический пункт является необходимым компонентом системы коррекции имеющихся нарушений развития.
1.4. Логопедический пункт в школе создан для учащихся начальной и основной школы.
2. Цели и задачи логопедического пункта
2.1. Основная цель логопедического пункта - оказание логопедической помощи учащимся школы, имеющим различные нарушения устной и письменной речи.
2.2. Основные задачи логопедического пункта:
1) диагностика состояния устной и письменной речи учащихся;
2) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся:
Формирование полноценного речевого общения у детей,
Устранение или ослабление недостатков произносительной стороны речи,
Уточнение и расширение словарного запаса,
Совершенствование грамматического строя речи и устранение аграмматизмов,
Развитие связной речи,
Своевременное предупреждение и преодоление нарушений письменной речи, обусловленных недостатками устной речи,
3) распространение логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся;
4) активизация познавательной деятельности учащихся;
5) своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении
учащимися адаптированных образовательных программ.
3.1. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
- Аналитико-диагностическая работа.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Профилактическая и просветительская работа.
- Организационно-методическая работа.
3.2. Аналитико-диагностическая работа - комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
3.3. Профилактическая и просветительская - повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом.
3.4. Коррекционно-развивающая работа - направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, фонематическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
3.5. Организационно-методическая работа направлена на:
Повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
Обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
Повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
Совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Организационно-методическая работа осуществляется в форме самообразования, проведения мониторинга, проведении исследований, анализа результатов собственной коррекционно-развивающей работы по всем направлениям.
4. Организация логопедической работы
4.1. На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи (нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, несформированность языковых средств на разных уровнях).
4.2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют серьезные речевые нарушения. У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП — дизартрия. В школе для детей с НОДА речевые нарушения носят сочетанный характер (нарушения речи и интеллекта, дизартрия и алалия, а также нарушения устной и письменной речи). Поэтому все логопедические занятия строятся с учетом не только речевых нарушений, но и интеллектуальных возможностей учеников. Логопедические занятия проводятся для всех учеников начальной школы и учеников основной школы, нуждающихся в логопедической помощи (в том числе учащихся по индивидуальной форме).
4.3. Учащиеся зачисляются на логопункт после проведения первичного обследования устной речи в первом и подготовительном классе. На каждого ученика заводится речевая карта, в которой каждый год отмечаются результаты работы.
4.4. В связи с тяжестью речевых дефектов, всех учащихся школы (дизартрия, сочетание нарушения речи и интеллектуального недоразвития) срок обучения на логопедическом пункте составляет 4 - 5 лет. Срок обучения может быть увеличен по индивидуальным показаниям.
4.5. Предельная наполняемость логопункта на одну ставку учителя-логопеда - 6-12 человек.
4.6. Занятия с учащимися проводятся в подгруппах (2 — 3 человека), формируемых по схожести речевого дефекта, и в индивидуальной форме. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи: нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). Продолжительность индивидуального занятия 15 — 25 минут.
4.7. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа отводится на организационную и методическую работу.
4.8. Логопедические занятия, входящие в блок коррекционных технологий, проводятся во второй половине дня, при этом между проведением коррекционных технологий и последним уроком предусматривается перерыв продолжительностью не менее 30 минут. Однако допускается проведение индивидуальных занятий сразу после урока физкультуры, на котором дети активно двигались и не сидели за партами.
4.9. В базисном учебном плане школы предусмотрены часы логопедической коррекции, которые логопед проводит в классе, сформированном не по речевым показаниям, а по возрасту и интеллектуальным возможностям. В связи с этим, логопед составляет планирование групповых занятий с учетом всех речевых особенностей учеников данного класса и реализует дифференцированный подход к подбору материала занятия.
Часы логопедической коррекции предполагают: 40 минут — занятие, 20 минут — перерыв. В связи с особенностью работы школы во второй половине дня, когда перерывы между занятиями составляют 5 - 10 минут, логопед объединяет оставшиеся минуты перерывов между занятиями за неделю и вводит в расписание дополнительное время на проверку и анализ работ детей, оформление документации, работу с методической литературой (Методический час).
4.10. Темы занятий по логопедической коррекции отражаются в классном журнале, индивидуальные занятия фиксируются в Журнале учета посещаемости логопедических занятий, который находится на логопункте.
4.11. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, даёт рекомендации учащимся и их родителям по коррекции речевого дефекта; проводит консультации с учителями по режиму контроля устранения речевого дефекта; оформляет необходимую документацию.
4.12. После окончания логопедического занятия учитель-логопед обязан сопровождать детей до учебного кабинета, места прогулки и т.д.
4.13. В случае отсутствия учащегося в школе, учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим учеником, соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся разного возраста, или в следующих методических целях:
- посещение логопедических занятий учителей-логопедов образовательного учреждения с целью выявления учащихся нуждающихся в продолжении обучения на логопункте; изучения методов и приемов работы;
- посещение уроков с целью выработки единой направленности в работе с учащимися, имеющими недостатки речи;
- разработку рекомендаций для учителей, родителей, учащихся;
- оформление промежуточной или итоговой документации;
- подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий;
- посещение школьной библиотеки, методического кабинета для профессионального самообразования;
- консультирование по профессиональным вопросам у заместителя директора по учебно-воспитательной работе, методиста, руководителя районного методического объединения.
4.14. Оценивание работ учеников
Оценка выполненных работ по логопедической коррекции не ставится, однако в тетради письменные работы учеников проверяются, фиксируется тип ошибки (дисграфическая, орфографическая, пунктуационная). Работа оценивается по следующей бальной школе:
без ошибок и исправлений - «молодец»;
работа выполнена с небольшим количеством ошибок - «хорошо»;
работа выполнена с большим количеством ошибок - «плохо».
Для каждой отметки логопед может придумать символичное обозначение, с которым знакомит детей.
5. Документация учителя-логопеда.
Учитель-логопед ведет следующую документацию:
- Журнал обследования со списком учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
- Речевая карта на каждого ученика с речевыми нарушениями, зачисленного на логопедические занятия.
- Планы индивидуальных логопедических занятий.
- Расписание логопедических занятий, заверенное директором школы.
- Журнал учёта посещаемости занятий учащимися.
- Перспективный план работы на каждую группу учащихся.
- План работы логопедического кабинета на учебный год.
- Рабочие тетради учащихся.
- Картотека (паспорт) логопедического кабинета с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в нём.
- Отчетная документация установленного на заседании методического объединения или заместителем директора по УВР образца.
6. Права и обязанности учителя-логопеда
6.1.Учителем-логопедом могут быть назначены лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование с обязательным прохождением курсов по специальности «Логопедия».
6.2. Учитель-логопед
Несёт ответственность за своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, комплектование групп, качество коррекционной работы с детьми;
Составляет расписание групповых и индивидуальных занятий, которое утверждается директором образовательного учреждения, ведёт учёт посещаемости занятий детьми;
Проводит регулярные групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений устной и письменной речи;
Оказывает консультационную помощь родителям (по запросу) в определении причин нарушений речи и даёт рекомендации по их преодолению;
Осуществляет взаимосвязь с учителями по вопросам освоения учащимися адаптированных общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
Принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений;
Предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчёт, отражающий данные о количестве учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменно речи, результатах коррекционной работы.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Советская
средняя школа №1»
С.Г. Антонова
«_____»_____________2015 г
Положение
об организации и работе логопедического пункта муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым
Общие положения.
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, Уставом школы, Инструктивным письмом № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» МО РФ от 14.12.2000г.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и работы логопедического пункта в школе.
1.3. Логопедический пункт является структурным подразделением МБОУ «Советская СШ №1».
1.4. Общее руководство работой логопедического пункта возлагается на руководителя школы.
1.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оборудуется согласно требованиям к нему.
2. Цели и задачи.
2.1. Логопедический пункт МБОУ «Советская СШ №1» создан в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера).
2.2. Основными задачами логопедического пункта являются:
Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.
3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости обучающихся, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
3.4. Организационно-методическая работа направлена на:
Повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
Обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
Повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
Совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
4. Порядок комплектования и организация деятельности.
4.1. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
4.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ со следующими диагнозами:
Общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР);
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
Фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
Заикание;
Недостатки произношения – фонетический дефект;
Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
Нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
4.3. В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ, со следующими диагнозами:
ОНР;
ФФНР;
ФНР.
4.4. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое производится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
4.5. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по форме согласно приложению 1 инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.Зачисление в логопедический пункт из числа обследованных производится в течение всего учебного года.
4.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту по форме согласно приложению № 2 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
4.7. Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
4.8. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Группы создаются в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи.
4.9. Продолжительность групповых логопедических занятий составляет:
для учащихся 1-х классов 35 минут;
для учащихся 2-х-4-х классов 40 минут.
Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
4.10. Темы групповых и индивидуальных занятий и учет посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
4.11. В случае необходимости учитель-логопед может рекомендовать (по согласию с родителями или их законными представителями) консультации со специалистами.
4.12. Ответственность за посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед, классный руководитель, родители.
5. Организация логопедической работы
5.1. Предельная наполняемость логопедического пункта- не более 20 человек.
5.2. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося согласно приложению № 3 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
С общим недоразвитием речи (ОНР) -до 3 человек;
С нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР)- до 4 человек;
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФН)- до 5 человек;
С недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонетическим (фонематическим) недоразвитием речи- до 5 человек;
С недостатками чтения и письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи – до 4 человек;
С недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи- до 2 человек;
Заикающиеся- до 3 человек;
С недостатками произношения отдельных звуков- до 6 человек;
Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся
5.3. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики), (основание: письмо Министерства образования РФ от 14.12. 2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»)
5.4. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
5.5. Групповые занятия проводятся:
С обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю;
С обучающимися, имеющими фонетический дефект не менее одного-двух раз в неделю;
С заикающимися обучающимися не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е.Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
5.6. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражается в журнале логопедических занятий.
5.7. В случае уточнения диагноза обучающегося с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
5.8. Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несет учитель-логопед и классный руководитель.
6. Права и и обязанности учителя-логопеда.
6.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или окончившие специальные факультеты по специальности «логопедия».
6.2. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном законодательством.
6.3. Учитель-логопед:
Проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи;
Осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
Консультирует родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам коррекции нарушений в развитии письменной и устной речи
Представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет в форме текста и в форме отчета-сетки о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по форме согласно приложению № 4 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000г.
6.4. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально, на консультативную работу отводятся 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей; дает рекомендации обучающимся и их родителям по коррекции фонетического дефекта; проводит консультации с родителями и учителями; оформляет необходимую документацию.
6.5. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием согласно приложению № 5 к инструктивному письму М РФ № 2 от 14.12 2000
7. Документация логопедического пункта.
7.1. Инструктивное письмо
7.2 Положение об организации логопедического пункта
7.3 Должностная инструкция учителя-логопеда.
7.4. Годовой план работы учителя-логопеда
7.4. Расписание логопедических занятий
7.5. Список обучающихся, зачисленных для занятия в логопедический пункте
7.6. Журнал учета посещаемости занятий логопедических занятий обучающимися
7.7. Журнал обследования устной и письменной речи обучающихся
7.8. Журнал консультаций
7.9. Речевые карты на каждого обучающегося
7.10. Рабочая программа на каждую группу обучающихся.
7.11. Индивидуальные тетради обучающихся
7.12. Анализ работы и отчет за год.
7.13. Паспорт логопедического кабинета
8. Руководство работой логопедического пункта
8.1. Непосредственное руководство работой логопедического пункта осуществляется администрацией образовательного учреждения.
Работа логопеда детских лечебно-профилактических учреждений осуществляется согласно Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.98 г. № 383.
№ 465 «О мерах по дальнейшему совершенствованию логопедической помощи больным с нарушениями речи», от 19.08.95 г. № 1097 «Об утверждении расчетных норм обслуживания для логопедов учреждений здравоохранения и примерного перечня оборудования логопедических кабинетов».
Работа логопедических кабинетов проводится на основании Положения о детском логопедическом кабинете.
(СНОСКА: Приложение 1. Утверждено Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27.12.1998 г. № 383).
1. Общие положения
· Логопед - специалист с высшим педагогическим дефектологическим образованием по специальности логопедия, владеющий методами нейропсихологического обследования больных с нарушениями речи и других высших психических функций, индивидуального и группового восстановительного обучения, теоретическими и практическими знаниями в области дефектологии, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по логопедии.
· В своей работе руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава и Министерства образования России, органов управления образованием и здравоохранением и настоящим Положением.
· Подчиняется руководителю учреждения и его заместителю.
· Назначается на должность и увольняется с должности в соответствии с действующим законодательством.
2. Обязанности
· Проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и других высших психических функций.
· Совместно с врачом составляет индивидуальные программы медицинской и педагогической реабилитации больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазии, дизартрии, агнозии, апраксии, дислексии, дисграфии, заикание, задержки речевого развития и др.).
· В соответствии с намеченными программами проводит индивидуальные и групповые занятия с больными.
· По мере необходимости организует консультации с врачами и другими специалистами.
· Проводит консультативную работу с родственниками больных, в том числе в части рекомендаций относительно занятий с больными в домашних условиях.
· Имеет график работы непосредственно с пациентами в соответствии с действующими штатными нормами педагогической работы в учреждениях здравоохранения.
Подготовка пособий, оформление документации, работа с родственниками, консультации со специалистами и другие виды деятельности осуществляются вне графика работы с пациентами.
· Совместно с врачом участвует в ведении медицинской документации с записями содержания консультации, результатов логопедического (нейропсихологического) обследования, индивидуальной программы медицинской и педагогической реабилитации, информации о проведенных занятиях, этапных эпикризов с указанием динамики состояния пациента не реже 1 раза в 10-12 дней, заключительного эпикриза. Ведет Дневник работы логопеда.
· В конце календарного года представляет годовой отчет о работе главному логопеду органа управления здравоохранением.
· Повышает свою квалификацию по дефектологии на курсах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет.
· Внедряет в практику современные методы логопедической помощи.
· Принимает участие в совещаниях, научно-практических конференциях врачей и педагогических работников по профилю своей работы.
· Участвует в работе общественных профессиональных организаций.
4. Ответственность логопеда
В случае нарушений прав граждан в области охраны здоровья, недобросовестного выполнения своих профессиональных обязанностей и нарушения педагогической этики несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Умка» села Бижбуляк муниципального района
Бижбулякский район Республики Башкортостан
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и работе логопедического пункта
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о логопедическом пункте муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Умка» села Бижбуляк муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан (далее – Положение) разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочник а должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;
Уставом МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк.
1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, в МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк (далее – ДОО), реализующего образовательные программы дошкольного образования.
1.3. Положение регламентирует организацию работы логопедического пункта в ДОО, основные направления правовой, образовательной и коррекционной деятельности, гарантирует возможность получения логопедической помощи детям, имеющим нарушения речи, обеспечение условий для их личностного развития, педагогической реабилитации.
1.4. Логопедический пункт (далее - Логопункт) открывается руководителем ДОО при наличии соответствующих нормативно-правовых, материально-технических, программно-методических и кадровых условий с целью раннего выявления и преодоления отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.
1.5. Непосредственное руководство Логопунктом осуществляет руководитель ДОО, права и обязанности которого определяются Уставом ДОО, трудовым договором, квалификационными требованиями и настоящим Положением.
1.6. Логопедический пункт осуществляет свою деятельность в соответствии с образовательной программой ДОО.
1.7. Ответственность за организацию и результативность образовательного процесса в Логопункте несёт учитель-логопед.
1.8. Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием согласно приложения 5 инструктивного письма МО РФ от 14.12. 2000 г. № 2 .
1.9. Положение принимается Педагогическим советом ДОО и утверждается приказом руководителя. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя.
1.10. Срок данного Положения не ограничен. При изменении законодательства в Положение вносятся изменения в установленном порядке.
2. Цели и задачи
2.1. Логопедический пункт ДОО создается в целях оказания коррекционной помощи воспитанникам ДОО, имеющим нарушения в развитии устной речи (первичного характера), своевременного выявления речевых нарушений, коррекции нарушений в развитии устной речи у воспитанников ДОО.
2.2. Основными задачами Логопункта являются:
Своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста (воспитанников ДОО);
Коррекция нарушений в развитии устной речи у воспитанников ДОО;
Распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) с целью профилактики речевых нарушений у детей, а также для оптимизации процесса логопедического воздействия.
3. Порядок комплектования и организация деятельности
3.1. Комплектование логопедического пункта осуществляется по разновозрастному принципу из числа воспитанников 3-7 лет с нарушениями речи, посещающих ДОО.
3.2. Зачисление детей на логопедический пункт осуществляется в порядке живой очереди согласно журналу регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи (Приложение № 1, стр. 9). Правом внеочередного зачисления в Логопункт пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению образовательных программ ДОО или вызывающие появление вторичных нарушений социального характера, а также в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.
3.2.1. Список детей, нуждающихся в логопедической помощи, составляется на основе логопедического обследования, которое проводится учителем-логопедом ДОО ежегодно с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая, результаты обследования фиксируются в журнале логопедического обследования детей (Приложение № 2, стр. 10).
3.2.2. Список детей, зачисленных на логопедический пункт, разрабатывается учителем-логопедом, утверждается руководителем ДОО (Приложение № 3, стр. 11). Зачисление в логопедический пункт возможно только с письменного заявления родителей (законных представителей) (Приложение № 4, стр. 12). Родители (законные представители) имеют право отказаться от зачисления в логопедический пункт, в таком случае отказ должен быть зафиксирован в письменном виде (Приложение № 5, стр.13).
3.2.3. На каждого ребенка, зачисленного на логопункт, заполняется речевая карта (Приложение № 6, стр. 14) и индивидуальный план коррекционной работы (Приложение № 7, стр. 17).
3.3. В Логопункт зачисляются дети, имеющие:
Общее недоразвитие речи разной степени выраженности (ОНР);
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
Фонематическое недоразвитие речи (ФНР);
Заикание;
Недостатки произношения – фонетический дефект;
Дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия);
3.3.1. Общее количество детей, зачисленных в Логопункт, не должно превышать 20 человек в течение года, одновременно логопедическую помощь получают 12-15 детей.
3.3.2. Не подлежат приему на дошкольный логопедический пункт дети с тяжелыми, стойкими нарушениями речи, имеющие логопедическое заключения: системное нарушение речи; алалия.
3.3.3. Если ребенок в возрасте от 3 до 7 лет имеет вышеперечисленные сложные нарушения речи, учитель-логопед дает рекомендации родителям (законным представителям) о необходимости проведения комплексного обследования специалистами ПМПК с целью решения вопроса о его переводе в ДОО, в котором функционируют логопедические группы, для достижения максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений. В случае отказа от прохождения ПМПК необходимо получить с родителей (законных представителей) письменный отказ (Приложение № 8, стр. 18).
3.3.4. В случае если ПМПК рекомендует специализированное учреждение, но родители (законные представители) отказываются от перевода в специализированное учреждение, то необходимо взять с родителей (законных представителей) письменный отказ (Приложение № 9, стр. 19).
3.3.5. В исключительных случаях ребенок с тяжелым нарушением речи или дети с другими ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) могут быть зачислены на логопедический пункт в рамках инклюзивного образования, но в таком случае количество зачисленных на логопункт снижается из расчета 1:2 или 1:3 в зависимости от тяжести диагноза.
3.4. Выпуск детей из логопедического пункта производиться в течение всего учебного года после устранения у них нарушений речевого развития.
3.5. Прием новых детей на логопедический пункт производится по мере освобождения места в течение всего учебного года.
3.6. Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте являются индивидуальные занятия. Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы, если есть дети одного возраста, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Предельная наполняемость подгруппы детей устанавливается в зависимости от характера нарушения развития устной речи, возраста воспитанников.
3.6.1. Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно в часы свободные от занятий в режиме дня согласно циклограмме, утвержденной руководителем ДОО.
3.6.2. Образовательная нагрузка на детей с речевыми дефектами рассчитывается с учетом специальных логопедических занятий и не может превышать показателей максимального допустимого объема образовательной нагрузки применительно к каждому возрасту воспитанников. Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий зависит от характера нарушения речевого развития и должна составлять не менее 2-3 раза в неделю с каждым ребенком (приложение 3 письма МО РФ от 14.12.2000 г. № 2).
3.6.3. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОО.
3.6.4. Срок коррекционного обучения ребенка на Логопункте зависит от степени сложности дефекта, индивидуально-личностных особенностей ребенка и составляет:
6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом (более 6 месяцев – для детей с фонетическим дефектом, обусловленным дизартрическими нарушениями);
9 месяцев – для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее ФФН) и фонематическим недоразвитием при различных формах речевой патологии;
от 2 до 3 лет – для детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) при различных формах речевой патологии;
1 – 2 года – для детей с заиканием.
3.6.5. В целях уточнения диагноза воспитанники ДОО с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем логопедом или врачом-педиатром в соответствующие лечебно-профилактические учреждения для обследования специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
3.7. Ответственность за обязательное посещение занятий несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатель и руководитель ДОО.
4. Участники коррекционно-образовательного процесса
4.1. Участниками коррекционно-образовательного процесса на логопедическом пункте являются: ребенок, родители (законные представители), учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, администрация ДОО.
4.2. Ребенок, с нарушением речи имеет все права, заявленные в Конвенции ООН о правах ребенка, законодательством Российской Федерации и ФГОС ДО.
4.3. Родители (законные представители) создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка.
4.4. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.4.1. Аналитико-диагностическое:
Учитель-логопед проводит обследование речевого развития детей ДОО, регистрирует список воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи;
Подготавливает список детей, зачисленных на логопедический пункт на учебный год в соответствии с предельной наполняемостью, установленной п. 3.3.1. настоящего Положения.
4.4.2. Коррекционное:
Создает условия, направленные на коррекцию речевого развития воспитанников, развитие и совершенствование речевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности;
Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте;
Планирует, проводит коррекционную работу с детьми, зачисленными на логопедический пункт по исправлению нарушений в развитии устной речи;
Самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы;
Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих нарушения в развитии устной речи, их интеграцию в ДОО.
4.4.3. Организационно-методическое:
Взаимодействует с педагогическими работниками ДОО, родителями (законными представителями):
1) оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями), информирует о ходе коррекционной работы, дает необходимые рекомендации;
2) проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) детей, посещающих ДОО в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения; - контролирует выполнение воспитателями рекомендаций по речевому развитию детей, зачисленных на Логопедический пункт; - ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы согласно Номенклатуре дел учителя-логопеда (Приложение № 10, стр. 20).
Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы логопедического пункта руководителю ДОО до 30 мая по форме (Приложение № 11, стр. 21).
Участвует в работе районного методического объединения педагогов дошкольного образования.
Повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам.
4.4.4. Мониторинговое:
Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников, зачисленных на логопедический пункт, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи.
4.4.5. Профилактическое:
Создаёт условия, направленные на профилактику нарушений в развитии устной речи воспитанников.
Организует родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия для родителей и воспитателей со сменным материалом целенаправленной систематической совместной работы учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.
4.4.6. На учителя-логопеда логопедического пункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей сельских образовательных учреждений.
4.4.7. Ставка заработной платы учителя-логопеда устанавливается в 20 астрономических часов педагогической работы в неделю, из которых 18 часов отводятся для работы с детьми в группах и индивидуально, на консультативную работу отводятся 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей, дает рекомендации родителям (законным представителям) воспитанников по коррекции фонетического дефекта, проводит консультации с родителями и учителями, оформляет необходимую документацию.
4.4.8. Учитель-логопед выполняет трудовые обязанности согласно трудового договора, квалификационных требований к должности учитель - логопед Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочник а должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
4.5. Педагог-психолог:
Проводит психолого-педагогическое изучение воспитанников, зачисленных в Логопункт;
Осуществляет коррекцию и/или развитие основных психических процессов воспитанников, посещающих Логопункт;
Активизирует компенсаторные возможности воспитанников с нарушением речи;
Организует занятия по снятию состояния тревожности и негативной настроенности на занятия;
Оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям);
Оказывает научно-методическую помощь педагогам ДОО.
4.6. Воспитатель:
Создает предметную развивающую среду для своевременного речевого развития и профилактики нарушений в развитии устной и письменной речи детей всей группы;
Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной программы дошкольного образования детьми, зачисленными на логопедический пункт;
Наблюдает за ходом речевого развития детей, диагностирует предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных, искаженных) вариантов развития устной речи;
Участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, зачисленных на логопедический пункт;
Осуществляет контроль над правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у детей, зачисленных на логопедический пункт, во всех видах детской деятельности, режимных моментах в течение дня;
Взаимодействует с учителем-логопедом, родителями (законными представителями) ДОО по вопросам освоения образовательной программы детьми, зачисленными в Логопункт;
Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) детей, зачисленных в Логопункт, обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
4.7. Администрация ДОО:
Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы;
Подбирает педагогов для коррекционной работы;
Обеспечивает логопедический пункт специальным оборудованием, учебно-наглядными пособиями с учетом специфики коррекционной работы согласно приложения 5 инструктивного письма МО РФ от 14.12. 2000г. № 2 .
5. Материально-техническая база и финансовое обеспечение логопедического пункта
5.1. Для логопедического пункта в ДОО выделяется кабинет, отвечающий требованиям СаНПиН.
5.2. На администрацию ДОО возлагается ответственность за оборудование логопедического пункта, его санитарное состояние и ремонт.
5.3. Логопедический пункт финансируется ДОО, на базе которого он создан.
Приложение № 1
К Положению об организации и работе
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
ЖУРНАЛ
регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Дата рождения | Организованный или нет | Заключение | Примечание (какая оказана помощь) |
Приложение № 2
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
ЖУРНАЛ
логопедического обследования детей,
посещающих МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Ф.И. ребенка | Дата рожд. | Группа ДОО | Общее разв. | Фонем. Слух | Звуко-произнош. | Слогов. стр-ра | ЛГСР | Связная речь | Заключ. |
|
Приложение № 3
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Список детей,
зачисленных на логопедический пункт МБДОУ
детский сад «Умка» с. Бижбуляк
на 20__/20__ учебный год
Ф.И.О. | Дата рождения, дом. адрес | Группа | Заключение ПМПК, ПМПк | ||
Учитель-логопед: ______ / ____________
Приложение № 4
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Заявление
о зачислении на логопедический пункт.
Я, (Ф.И.О.) ________________________________________________________,
прошу зачислить моего ребенка (Ф.И. ребенка) _________________________
на логопедический пункт МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк.
Обязуюсь выполнять следующие требования:
- Создать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
- По рекомендации учителя-логопеда обращаться к невропатологу, ортодонту и др. специалистам.
- Систематически посещать логопедические занятия.
- Выполнять методические рекомендации учителя-логопеда. На каждое занятие приносить рабочую индивидуальную тетрадь ребенка.
- Поставленный учителем-логопедом звук автоматизировать в повседневной речи ребенка.
- По приглашению учителя-логопеда посещать консультации, родительские собрания.
В случае невыполнения мною требований претензий по результатам коррекции речи иметь не буду.
Примечание: При систематическом невыполнении требований или длительных пропусках ребенок может быть выведен из логопедического пункта через ПМПк. Последующее зачисление возможно только при наличии свободных мест.
С условиями зачисления ознакомлен(а).
Приложение № 5
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Отказ
От зачисления на логопедический пункт.
Я, (Ф.И.О.) ________________________________________________________
отказываюсь от зачисления своего ребенка (Ф.И. ребенка) ________________
__________________________________________________________________
на логопедический пункт МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк и проведения коррекционно-развивающих занятий в связи с ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
С речевым диагнозом ребенка ознакомлен(а). Рекомендации от учителя-логопеда получены, о последствиях предупрежден(а). Претензий к логопедическому пункту (название Учреждения) не имею.
Подпись: ________________________
Дата: «______»______________20___г.
Приложение № 6
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Речевая карта
для логопедического пункта МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Анкетные данные |
|||||||||||||||||||||||||||
Ф.И. ребёнка: | Дата рождения | ||||||||||||||||||||||||||
Дом. адрес: | Дата обследования | ||||||||||||||||||||||||||
Анамнез |
|||||||||||||||||||||||||||
1. Протекание беременности, родов | От 1, 2, 3, 4 беременности (без особенностей; с токсикозом 1, 2, половины, гестозом, анемией; инфекционными, психическими, венерическими заболеваниями матери); 1, 2, 3, 4 роды (срочные, без особенностей, стремительные, Кесарево сечение, вспоможения, длительный безводный период. Асфиксия); Ребёнок закричал (сразу, громко, через время, тихо, сдавленно, со стоном, прерывистым писком). |
||||||||||||||||||||||||||
2. Раннее развитие ребёнка | Без особенностей, с задержкой, терял сознание, были судороги, перенес рахит, аллергию |
||||||||||||||||||||||||||
3. Перенесенные заболевания, заключение врачей: ППЦНС, ПЭП, ОРЗ, ОРВИ, ветряная оспа, бронхит, ангина |
|||||||||||||||||||||||||||
4. Речевое развитие | Без особенностей, доречевое развитие с задержкой, фразовая речь с трёх лет. |
||||||||||||||||||||||||||
Логопедическое обследование |
|||||||||||||||||||||||||||
1.Психологические особенности | Контактен, с трудом идёт на контакт, замкнут, негативен |
||||||||||||||||||||||||||
2. Зрительный гнозис | Цвет – определяет, затрудняется | Форма – определяет, затрудняется | Узнавание по контуру – узнает, затрудняется |
||||||||||||||||||||||||
3. Оптико-пространственный праксис | Верх-низ – определяет, затрудняется | Впереди-позади – определяет, затрудняется | Лево, право – определяет, затрудняется |
||||||||||||||||||||||||
4. Память | Соответствует возрасту, снижен объем кратковременной, долговременной памяти |
||||||||||||||||||||||||||
5. Внимание | Соответствует возрасту, неустойчивое, часто отвлекается |
||||||||||||||||||||||||||
6. Мышление | Соответствует возрасту, развито недостаточно |
||||||||||||||||||||||||||
7. Мелкая моторика | Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр), все движения выполняет правильно, моторика развита недостаточно, моторная неловкость |
||||||||||||||||||||||||||
8. Строение и подвижность артикуляционного аппарата |
|||||||||||||||||||||||||||
8.1. Губы – норма, толстые, тонкие, малоподвижные. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.2. Язык – норма, вялый, массивный, малоподвижный.. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.3. Твёрдое нёбо – норма, высокое, узкое, низкое, готическое, широкое. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.4. Подъязычная связка: норма, утолщена, укорочена, послеоперационные рубцы. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.5. Зубы – норма, мелкие, крупные, редкие, зубной ряд нарушен, отсутствие резцов. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.6. Прикус – норма, прогения, прогнатия, передний открытый, боковой открытый. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.7. Мягкое нёбо – норма, длинное, короткое, неподвижное, подвижное, расщелина, рубцы. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.8. Саливация – норма, незначительная, повышенная. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.9. Синкенезии – наблюдаются, не наблюдаются. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.10. Артикуляционную позу – выполняет точно, удерживает, не выполняет, удерживает с трудом. |
|||||||||||||||||||||||||||
8.11. Переключаемость – норма, нарушена, слабая. |
|||||||||||||||||||||||||||
9. Состояние звукопроизношения |
|||||||||||||||||||||||||||
Звуки Дата | сь | зь | ль | рь | |||||||||||||||||||||||
10. Произношение слов сложной слоговой структуры – произносит, затрудняется |
|||||||||||||||||||||||||||
11. Состояние дыхательной функции – свободное, ровное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное |
|||||||||||||||||||||||||||
13. Динамическая сторона речи | Темп – норма, замедленный, ускоренный | Ритм – норма, словесное ударение употребляет не правильно | Паузы – норма, речь неразборчива, сбивчива | Интонирование – в норме, недостаточно выразительно |
|||||||||||||||||||||||
14. Состояние фонематических функций | Повторение слогов – повторяет, затрудняется | Дифференциация звуков – справляется, затрудняется | Выделение ударного гласного – выделяет, нет | Выделение последнего звука – выделяет, нет |
|||||||||||||||||||||||
Подбор картинок с заданным звуком – справляется, затрудняется | Определение последовательности звуков в словах – справляется, затрудняется | Фонематический синтез – проводит, не справляется | Подбор слов с заданным звуком – справляется, затрудняется |
||||||||||||||||||||||||
15. Понимание речи | В полном объёме, на уровне фразы, не понимает сложные грамматические конструкции |
||||||||||||||||||||||||||
16. Лексический запас | Игрушки – называет, затрудняется | Одежда – называет, затрудняется | Обувь – называет, затрудняется | Посуда – называет, затрудняется |
|||||||||||||||||||||||
Глагольный словарь – норма, беден, неточен | Мебель – называет, затрудняется | Овощи – называет, затрудняется | Фрукты – называет, затрудняется | Дик. животные – называет, затрудняется |
|||||||||||||||||||||||
Прилагательные – норма, беден, ограничен | Транспорт – называет, затрудняется | Насекомые – называет, затрудняется | Птицы – называет, затрудняется | Дом. животные – называет, затрудняется |
|||||||||||||||||||||||
17. Состояние словоизменения | |||||||||||||||||||||||||||
18. Состояние словообразования | Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных – справляется, затрудняется | Образование относительных прилагательных от существительных – справляется, затрудняется |
|||||||||||||||||||||||||
Образование притяжательных прилагательных от существительных – справляется, затрудняется | Образование приставочных глаголов – справляется, затрудняется |
||||||||||||||||||||||||||
19. Связная речь | Соответствует возрасту, недостаточно развита, не развита |
||||||||||||||||||||||||||
Логопедическое заключение: |
|||||||||||||||||||||||||||
Зачисление: |
|||||||||||||||||||||||||||
Выпуск: |
|||||||||||||||||||||||||||
Учитель-логопед: __________ / _____________________
Приложение № 7
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Индивидуальный план коррекционной работы учителя-логопеда
логопедического пункта МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
на 20__ - 20__ учебный год.
ФИО ребенка: ______________________________________________________
Логопедический диагноз: ____________________________________________
Коррекционная работа:
1. Постановка звуков ________________________________________________
2. Автоматизация звуков_____________________________________________
3. Дифференциация звуков___________________________________________
4. Развитие фонематического слуха.
6. Развитие подвижности и нормализация тонуса мышц артикуляционного аппарата.
7. Воспитание самоконтроля за речью.
8. Развитие памяти, внимания, мышления.
9. Развитие языкового анализа и синтеза.
10. Развитие связной речи.
11. _______________________________________________________________
12.________________________________________________________________
13.________________________________________________________________
14.________________________________________________________________
15.________________________________________________________________
Взят(а) на индивидуальные логопедические занятия___________ раза в неделю.
Логопед: _______ /_________________________
Родители ознакомлены: _____________________
«_____ » ____________20____г.
Приложение № 8
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
ОТКАЗ
отказываюсь от обследования ГБУ Белебеевская зональная ПМПК своего ребенка _____________________________________________________________
(Ф.И.О. ребёнка)
в связи с _________________________________________________________
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
(причина отказа)
С речевым диагнозом ребёнка ознакомлен(а). О последствиях предупрежден(а)
ОТКАЗ
Я ________________________________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
ознакомлен(а) с заключением ПМПК своего ребенка __________________________________________________________________
(Ф.И.О. ребёнка)
и отказываюсь от перевода своего ребенка в рекомендуемое учреждение. Преимущества специализированного образовательного учреждения в достижении максимального коррекционного эффекта мне разъяснены.
О последствиях я предупрежден(а).
Подпись: ______ / _______________
«_____» ___________ 20____ г.
Приложение № 10
К Положению об организации и работе
Дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Номенклатура дел учителя-логопеда
№ п/п | Наименование документа | Срок хранения | Основание |
12-01 | Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000 г. № 2 | Постоянно | Об организации работы логопедического пункта общеобразователь ного учреждения / Письмо Минобразования России от 14.12.2000 г. № 2 |
12-02 | Положение об организации и работе логопедического пункта | Постоянно |
|
12-03 | Должностная инструкция учителя-логопеда | 5 лет |
|
12-04 | Протоколы обследования детей ПМПК. | 10 лет |
|
12-05 | Речевые карты детей. | 5 лет |
|
12-06 | Рабочая программа. | Постоянно |
|
12-07 | Журнал логопедического обследования детей. | Постоянно |
|
12-08 | Журнал регистрации детей, нуждающихся в логопедической помощи. | Постоянно |
|
12-09 | Журнал регистрации посещения занятий у учителя-логопеда. | Постоянно |
|
12-10 | Журнал учёта движения детей, принятых на логопедические занятия. | Постоянно |
|
12-11 | Журнал учёта индивидуальной работы. | До выпуска детей |
|
12-12 | Индивидуальные планы коррекционной работы по звукопроизношению. | До выпуска детей |
|
12-13 | Паспорт кабинета, график работы, циклограмма рабочего времени. | Постоянно |
|
12-14 | Журнал учёта консультативной работы. | Постоянно |
|
12-15 | Журнал учёта методической работы. | Постоянно |
|
12-16 | Календарное планирование подгрупповой и индивидуальной работы | Постоянно |
|
12-17 | План индивидуального самообразования учителя-логопеда. | 5 лет |
|
12-18 | Отчет о результативности коррекционной работы логопедического пункта. | 5 лет |
|
12-19 | Протоколы по приёму и выпуску детей | 5 лет |
|
12-20 | Справки о результатах проверок коррекционно-логопедической работы. | 5 лет |
|
12-21 | Архив. | 5 лет |
Приложение № 11
к Положению об организации и работе
дошкольного логопедического пункта
МБДОУ детский сад «Умка» с. Бижбуляк
Отчет
о результативности коррекционной работы логопедического пункта
за 20__ - 20__ учебный год.
1. Ф.И.О. учителя-логопеда.
2. Количество детей: обследовано __________, из них с речевой нормой________, с ФНР __________ФФНР __________, с др. речевыми нарушениями (указать).
3. Зачислено на логопедический пункт____________.
Выпущено
Оставлено для продолжения коррекционной работы
Выбыло:
Всего:
выход на возрастную речевую норму
с улучшением
без изменения
5. Количество детей, оставленных для продолжения занятий (причина).
6. Количество детей, выпущенных без изменения (причина).
7. Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году.
8. Логопедическая пропаганда (работа учителя-логопеда с родителями (законными представителями), воспитателями, др.).
9. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, посещения МО и выступления на МО и т.д.).
- Презентация на тему " китай" Приграничные открытые города и центры
- Open Library - открытая библиотека учебной информации Особенность физических свойств: растворимость в воде
- Классный час "12 апреля — День космонавтики"
- Презентация на тему галактики что же такое
- Понятие о спиртах Представления о микромире: от Древней Греции до XVII века
- Что такое агрегатное состояние?
- Классный час "12 апреля — День космонавтики"