Войти
Территория кровельщика
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Божественная литургия текст с пояснениями
  • Есть ли предназначенные к погибели
  • Отче наш, Иже еси на Небесех!
  • Предопределение и свободная воля
  • : Религиозно-философские взгляды Льва Толстого
  • Накануне тургенев. Накануне

    Накануне тургенев. Накануне

    В жаркий летний день на берегу реки Москвы, недалеко от Кунцева, лежали в траве двое молодых людей. Алексей Берсенев закончил университет кандидатом - его ждала карьера ученого. Его друг, Павел Шубин, был начинающим скульптором. После смерти матери уже пять лет он жил в семье троюродной тетушки Анны Васильевны Стаховой. Друзья спорят о природе, о месте человека в мире, о любви и вспоминают об Инсарове, сербе или болгарине, который и внушил философские мысли Берсеневу. Теперь он хочет познакомить его с семейством Стаховых.

    II.

    Молодые люди спускаются к реке и заговаривают о русалках и нимфах. Когда-то Стахова давала Шубину деньги на поездку в Италию, а он ездил в Малороссию - «к хохлам есть галушки». Берсенев подшучивает над ним, ведь Павел подвержен приступам лени и не слишком стремится повышать мастерство. Он влюблен в Елену, дочь Стаховых, но не прочь приударить и за ее компаньонкой Зоей - семнадцатилетней девушкой.

    III.

    Анна Васильевна в семь лет осталась круглой сиротой и получила в наследство имение. Ее будущий муж женился на ней ради денег, вышел в отставку, но дома скучал и сошелся с вдовой-немкой Августиной Христиановной. Стахова, родив дочь Елену, больше не могла иметь детей, здоровье ее расстроилось, и она все время грустила и волновалась. Она помогала своему племяннику Павлу Шубину: его мать, умирая, просила исполнить это ее последнее желание. Уже пять лет он занимал небольшую комнату во флигеле ее дачи.

    IV.

    За обедом собрались все: Шубин, Берсенев, Елена и Зоя - русская немочка, которую Анна Васильевна взяла компаньонкой для своей дочери, но Елена не знала, о чем с ней говорить. После обеда все отправились на прогулку, а Зоя села за фортепиано. Елена спрашивала у Берсенева о его планах на будущее, и он сказал, что мечтает быть профессором истории и философии. Шубин смеется над тем, что Берсенев с девушкой говорит о Шеллинге и философии, а Стахова намекает Шубину, что о тряпках и розах ему лучше говорить с Зоей. Павел уходит к себе в комнату.

    V.

    Шубин не выходил из своей комнаты до ночи. Когда Алексей пришел к нему выяснить, что с ним случилось, Павел признался, что сегодня понял: Елена полюбила его, Берсенева. Сам Шубин проштрафился: Елена увидела, как он целовал руки у Зои, а перед этим в ее присутствии бранил Зою за глупость. Елена же не понимает подобных противоречий и теперь презирает Шубина. А Берсенев ей теперь «подвернулся», и она его полюбила. Берсенев дома долго размышлял об этом за фортепьяно, так как любил музыку, как и все дворяне.

    VI.

    А Елена Стахова села перед открытым окном в своей комнате и задумалась. Она была высока ростом, у нее смуглое лицо, большие серые глаза, сжатый рот, прямой нос и подбородок. К 20 годам она привыкла вечером отдавать себе отчет в прожитом дне. Вся она, прямая, решительная, немного резкая, росла странно: слабость ее возмущала, глупость сердила, она не прощала ложь, а все впечатления ложились глубоко в душу.

    Когда-то гувернантка пристрастила ее к чтению, но Елена с детства искала деятельного добра - помогать нищим, голодным, собакам, кошкам, даже птицам и насекомым. В 10 лет она познакомилась с сиротой Катей и хотела вместе с ней убежать из дома и жить по божьей воле, но Катя умерла от горячки, и Елена с 16-летнего возраста стала почти совсем независима, но жила очень одиноко: у нее не было подруг. Берсенев ей понравился.

    VII.

    На другой день Берсенев поехал в Москву, чтобы получить деньги, купить книги и повидаться с Инсаровым. Ему хотелось пригласить Дмитрия Никаноровича жить к себе на дачу. Инсаров ответил не сразу, тогда Алексей сказал, что они могут вместе работать, читать - у него много книг по философии и истории. А еще он объяснил, что недалеко от него живет семья Стаховых, где есть чудесная девушка Елена. Молодые люди условились о дне, когда переедут в Кунцево, и Берсенев уехал.

    VIII.

    Вечером Анна Васильевна проводила время в обществе мужа и дальнего родственника Увара Ивановича. Разговор шел о молодежи: о том, как трудно бывает понимать поступки современных молодых людей и как порой неблагодарны они бывают. На самом деле Анна Васильевна расстроена известием о том, что ее муж подарил своей любовнице-немке лошадей. Явился Шубин и получил выговор от Стаховой за то, что помогал в этом Николаю Артемьевичу. Тот объяснил, что, наоборот, рассорил его с немкой.

    IX.

    У себя в комнате Шубин обнаружил записку от Стахова с просьбой не раскрывать его тайн. В саду он встретил Елену и попытался с ней заговорить, но она не была расположена к его шуткам. Он попрощался, сказав: «Мир моему праху!» По дороге он встретил Берсенева и сказал ему, что Елена Николаевна ждет его. Сам Шубин уехал к князю Чикурасову.

    X.

    Елена встретила Берсенева в гостиной. Они поговорили о его отце, который умер, не дождавшись, пока Алексей станет кандидатом. Когда речь зашла об университете, она спросила, были ли у Алексея там замечательные товарищи. Он рассказал об Инсарове. Дмитрий Никанорович Инсаров - болгар, оставшийся сиротой в восемь лет, так как его мать похитил и убил турецкий ага, а отца, пытавшегося отомстить, расстреляли. Его воспитала тетка в Киеве, но в 20 лет он приехал на родину, провел там два года, выучил родной язык. Турецкое правительство преследовало его, у него даже есть след от раны, но сейчас он учится в Москве, чтобы потом бороться за освобождение родины. Он горд, не возьмет в долг, но при этом по-детски искренен. Елена была потрясена рассказом.

    XI.

    Через два дня приехал Инсаров, сам привел свою комнату в порядок. Встал в четыре утра, обегал Кунцево, искупался, выпил молока и сел работать: он учился истории, праву, экономике, переводил болгарские песни и летописи, составлял русско-болгарскую грамматику. Пришел Шубин знакомиться с болгаром и уговорил всех сходить в «прескверненький трактирчик». Шубин вел себя развязно, много шутил, а Инсаров оставался спокойным.

    XII.

    Вечером решили идти к Стаховым. Шубин, предваряя появление болгара, сказал, что он отличный человек. Но Инсаров произвел на Елену меньше впечатления, чем она ожидала. Ей не хватало чего-то «фатального», чего она себе придумала после рассказа Берсенева. Она представляла его героем, а он оказался обыденно-простым. А вот Павел ввалился вечером к Берсеневу и признался, что его грызет ревность и досада к ним обоим. Если Елена будет дальше так себя вести, он удавится.

    XIII.

    Инсаров бывал у Стаховых редко, в отличие от Алексея, но тот однажды сказал, что болгар пропал куда-то: к нему явились двое соотечественников, он на них кричал так дико, злобно. Он накормил их («горшок каши съели»), а потом отправился с ними. Вечером принесли записку от Берсенева, где он сообщал, что Инсаров вернулся «весь загорелый и в пыли по самые брови».

    XIV.

    На следующий день Елена возилась со щенками, когда неожиданно подошел Инсаров. Елена смутилась, но молодой человек первым начал разговор и сказал, что ездил в Троицкий посад, чтобы помочь разобраться своим землякам. Девушка спросила: каково это - бороться за свободу своей родины? Дмитрий с жаром рассказал, что каждый русский должен знать все славянские языки и болгарский тоже. Он еще много говорил о Болгарии и с этого дня стал чаще бывать у Стаховых.

    XV.

    Однажды Анна Васильевна решила провести «необыкновенный» выходной в Царицыно. Все собрались в поездку основательно - с пикником. Общество вышло к царицынским прудам, чтобы покататься на лодках. Начали петь, но вышла разноголосица. Тут запела Зоя, и так хорошо, что немцы, сидящие на берегу пруда, неистово кричали «бис». После прогулки все с аппетитом пообедали на скатерти, расстеленной прямо на траве.

    На обратном пути к ним пристали пьяные немцы с претензией, почему Зоя не ответила на их просьбу спеть «на бис». Шубин попытался что-то объяснить, но немцы потребовали, чтобы Зоя или Елена их поцеловали. Тогда Инсаров схватил зачинщика и швырнул в пруд - остальные сразу присмирели.

    XVI.

    Вечером Елена сделала очередную запись в своем дневнике. Ее тревожило, что она не может разобраться в своих чувствах. Поль кажется влюбленным, но он слишком ветреный. С Алексеем Петровичем очень хорошо говорить: всегда о чем-то дельном и полезном. А Инсаров поразил ее своим поступком, правда, что-то недоброе в этот момент отразилось на его лице. И все-таки Елена признается себе: она влюблена в него.

    XVII.

    А Инсаров объявил Берсеневу о своем желании съехать с дачи. Елена, узнав об этом, расстроилась. Алексей объяснил, что причина в том, что он полюбил русскую девушку: когда-то он сказал, что ему не нужно русской любви. Это потрясло Елену: когда Инсаров пришел проститься, она попросила его прийти на следующий день часов в одиннадцать. Уже с раннего утра она ждала Дмитрия, но, прождав до часу, сама отправилась на квартиру к Берсеневу.

    XVIII.

    По дороге ее застал дождь, от которого девушка спряталась в часовне, где встретила нищенку. Та успокоила Елену, сказав, что печаль скоро уйдет. И действительно, скоро она встретила Инсарова, который долго не решался взглянуть в лицо Елене, пока она сама не призналась, что любит его. Дмитрий обнял ее и поцеловал, но потом сказал, что он нищий, что ему не суждено жить в России. Елену это не напугало: она пообещала, что готова на все ради любимого.

    XIX.

    Когда Елена вернулась домой, то на миг подумала, как она сможет расстаться со всеми своими домашними. К вечеру ее взяла грусть, что она не скоро увидится с Дмитрием. К тому же Берсенев передал Анне Николаевне известие, что Инсаров вынужден был срочно уехать, не попрощавшись. Елена покраснела и была уверена, что проницательный Поль (Шубин) обо всем догадается. Она ушла в свою комнату и быстро уснула.

    XX.

    Шубин похвастался Алексею своей местью: показал бюст Инсарова, очень похожий, его он собрался подарить Елене на именины. Но другая статуэтка изображала аллегорию: молодой болгар выглядел бараном, склонившим рога для удара. Следующая композиция выглядела откровенной карикатурой: жирная девка и испитый художник. Называлась она «Будущность художника Шубина». Берсенев сказал, что это клевета, и друзья признали, что искусство вечно.

    XXI.

    Елена закончила свой дневник и провела жирную черту под прошлым. Но будущее было неопределенным. Ей тяжело было общаться с матерью: как будто чей-то голос твердил, что это больше не ее родина. Она написала две записки Инсарову и сама отнесла на почту, но вместо Дмитрия приехал отец.

    XXII.

    Николай Артемьевич явился очень важно, попросил остаться наедине с женой и сообщил ей, что познакомился с Егором Андреевичем Курнатовским, которого прочил в женихи их дочери Елене. Он из хорошей семьи и служит обер-секретарем при сенате. Вечером того же дня тот приехал знакомиться, о чем Елена написала в письме к Дмитрию. Еще она сообщила, что произвела на жениха благоприятное впечатление и папенька остался доволен. Но закончила письмо словами любви к Инсарову.

    XXIII.

    Стаховы переехали в Москву, и Курнатовский стал бывать у них по воскресеньям. Он очень понравился Зое, которая с ним в основном и общалась. Елена сама разыскала Дмитрия и пришла к нему. Он сказал, что ситуация в Болгарии осложнилась и ему скоро придется туда ехать. Елена вновь подтвердила решимость поехать вместе с ним его женой. Дмитрий сказал, что нужны деньги, паспорт, а это требует времени.

    XXIV.

    Дмитрий решил посоветоваться со знакомым отставным прокурором насчет паспорта, но тот потребовал большей определенности. Вечером он пришел к Стаховым, но был встречен холодно отцом и Шубиным. Только Анна Васильевна поругала его за то, что давно не был. Елена переговаривалась глазами и, назначив ему свидание через два дня, отпустила домой. К тому же явился жених. Инсаров не спал всю ночь, а к утру почувствовал себя настолько плохо, что свалился в горячке.

    XXV.

    К Берсеневу пришел хозяин квартиры Инсарова и сообщил, что жилец очень болен. Тот был в беспамятстве, Алексей решил остаться у него. Он привез доктора, тот определил « перипневмонию в полном развитии» . Всю ночь больной бредил, а утром пришла Елена. Она тоже собралась здесь остаться, но Берсенев обещал посылать ей записки о состоянии Инсарова, и она, зарыдав, ушла.

    XXVI.

    Инсаров 8 дней находился между жизнью и смертью. Берсенев, как и обещал, каждый день извещал Елену записками о состоянии Дмитрия. Но сама Елена не спала ночами, ничего не ела – « таяла, как свечка», по выражению горничной. Курнатовский тянул с предложением, чем очень огорчал Николая Артемьевича. Наконец Алексей сообщил, что кризис миновал и через неделю Инсаров будет здоров. Елена у себя в комнате долго молилась, а потом наконец уснула.

    XXVII.

    Силы Инсарова восстанавливались медленно. Берсенев рассказывал ему, что происходило у Стаховых. Елена однажды попросила передать Дмитрию записку и не приходить к нему завтра. Алексей окончательно понял, что надеяться ему нечего, и вспомнил слова отца, что они « не баловни судьбы, а труженики», но в их жизни есть « своя гордость и свое счастие» .

    XXVIII.

    Около двенадцати дня Елена, бледная, свежая, молодая, вошла к Дмитрию в комнату, которую он перед этим привел в порядок. Девушка села рядом, обняла любимого, они долго разговаривали и клялись друг другу в вечной любви. В какой-то момент Дмитрий очень устал и попросил Елену уйти, но она обняла его, и они в первый раз были по-настоящему близки.

    XXIX.

    Стахов был не в духе: накануне он проиграл обер-секретарю сто рублей серебром, а Августина Христиановна все никак не возвращалась из Ревеля. Обо всем этом он поведал Шубину и в присутствии лакея пожаловался, что дочь его куда-то постоянно пропадает, не поставив никого в известность. Позже лакей скажет, что она ходит к какому-то студенту.

    XXX.

    Турция объявила войну России. Инсаров ездил по Москве, хотя был еще очень слаб. Елена готовилась к отъезду, когда к ней в комнату вошли родители. Мать беспрестанно вытирала слезы, а отец фальцетом спросил, к кому она ходит в Поварской переулок. Елена призналась, что там живет ее муж, Дмитрий Никанорович Инсаров, с которым они тайно обвенчались две недели назад. Николай Артемьевич потребовал, чтобы мать лишила ее наследства, но в этот момент Шубин сообщил, что его требует к себе приехавшая немка.

    Позже Шубин рассказывал Увару Ивановичу, как его племянник Стахов грозился всей Москве рассказать, как дочь осрамила его, но когда поднимется туча осуждений, пересудов, толков, они просто уедут и все. Шубин выразил сожаление, что такая прекрасная девушка пренебрегла им, будущим знаменитым скульптором, а выбрала себе человека без роду и племени.

    XXXI.

    Известие о свадьбе дочери чуть не убило Анну Васильевну - она слегла. А известие о том, что вскоре они уедут с Дмитрием в Болгарию, которая представлялась чем-то вроде сибирских тундр, вызывало у нее отчаяние. Елена плакала, целуя матери руки, и уговаривала принять ее судьбу. Наконец Анна Васильевна заперлась с мужем в спальне и уговорила его не поднимать шума. Ей при этом пришлось погасить все игровые долги мужа и дать на руки тысячу серебром.

    В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала учёная карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды. Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдёт. Нами движет жажда любви, счастья - и больше ничего. «Да будто нет ничего выше счастья?» - возражает Берсенев. Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука, свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым - все назначение нашей жизни.

    Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? Уж не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует. Анна Васильевна Стахова, троюродная тётушка Шубина, будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием. Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное. И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

    Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту - женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошёлся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в её обществе. «Глазеют друг на друга, так глупо...» - рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском, или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

    Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с её, Анны Васильевны, завода.

    Шубин живёт в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки (отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию, но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах. В Москве его знают как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остаётся в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены, которой с ней не о чем говорить. Павел заглазно называет её сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает «всей естественности подобных противоречий» артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало её, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять её уважение, и тот переставал существовать для неё.

    Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем её облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.

    Ничто никогда не могло удовлетворить её: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали её нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом её забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это её увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

    С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Её никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!» Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает её как человек умный, образованный, по-своему настоящий, глубокий. Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина, одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти. А история его такова.

    Он был ещё ребёнком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тётке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил её вдоль и поперёк. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец - след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

    Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен. В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу. Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.

    В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвёл на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

    Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк - все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живописных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис! На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты. Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперёд выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шёл прочь. Быкоподобная туша угрожающе подалась вперёд, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли, поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. «Он утонет!» - закричала Анна Васильевна. - «Выплывет», - небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

    В дневнике Елены появилась запись: «...Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно». Тут же она призналась себе, что полюбила его.

    Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу («...Мне русской любви не нужно...»). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

    Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придётся быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить её первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял её: «Так ты пойдёшь за мной повсюду?» Да, пойдёт, и её не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они - муж и жена, заключает болгарин.

    Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это ещё возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз, прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей. Наутро, несмотря на головную боль, продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слёг совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий ещё долго не покидает своего жилища. Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в лёгком шёлковом платье, свежая, молодая и счастливая. Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой. Свидание их не остаётся тайной для родителей.

    Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров - её муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. «К туркам!» - Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: «Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовёт вас!»

    Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом, который живёт у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: «Надо бы... как-нибудь, того...» При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и чернозёмной силы.

    Ему Павел Яковлевич и высказывает своё восхищение Еленой. Она ничего и никого не боится. Он её понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это ещё лучшие. Нет пока у нас людей. Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа. «Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?» - «Дай срок, будут», - отвечает тот.

    И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остаётся дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

    Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все, что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая «Травиату», они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, её мольбой: «Дай мне жить... умереть такой молодой!» Ощущение счастья оставляет Елену: «Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти Я была счастлива... А с какого права?.. А если это не даётся даром?»

    На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море, но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя. Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеётся и зовёт её из бездны: «Елена!» Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: «Елена, я умираю!» Рендич уже не застаёт его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и её саму на его родину.

    Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для неё нет теперь другой родины. «Я искала счастья - и найду, может быть, смерть. Видно... была вина».

    Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели её потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном чёрном наряде. Дальше след её терялся.

    Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: «Так что же, будут ли у нас люди?» Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

    В этой статье мы рассмотрим роман Ивана Сергеевича, созданный в 1859 году, изложим его краткое содержание. "Накануне" Тургенев впервые опубликовал в 1860 году, и до сих пор это произведение остается востребованным. Интересен не только сам роман, но и история его создания. Ее, а также краткий анализ произведения мы представим после того как изложим краткое содержание "Накануне". его представлен ниже) создал очень интересный роман, и его сюжет наверняка вам понравится.

    Берсенев и Шубин

    На берегу Москвы-реки летом 1853 года под липой лежат два молодых человека. Знакомством с ними начинается краткое содержание "Накануне". Тургенев представляет нам первого из них, Берсенева Андрея Петровича. Ему 23 года, он только что закончил Московский университет. Этого юношу ждет ученая карьера. Второй - Шубин Павел Яковлевич, подающий надежды скульптор. Они спорят о природе и о месте человека в ней. Ее самодостаточность и полнота поражают Берсенева. Он считает, что на фоне природы яснее видится неполнота человека. Это рождает тревогу и грусть. Шубин считает, что нужно жить, а не рефлексировать. Он советует своему товарищу завести подругу сердца.

    Затем молодые люди переходят к разговору уже об обыденных вещах. Недавно Берсенев видел Инсарова. Необходимо познакомить Шубина с ним, а также с семейством Стаховых. Пора вернуться на дачу, не следует опаздывать к обеду. Стахова Анна Васильевна, троюродная тетушка Павла Яковлевича, будет недовольна. А этой женщине он обязан возможностью заниматься ваянием.

    История Стахова Николая Артемьевича

    Историей Стахова Николая Артемьевича продолжается роман Тургенева "Накануне" (краткое содержание). Это глава семейства, который с юных лет мечтал выгодно жениться. Он осуществил свою мечту в 25 лет. Супругой его стала Шубина Анна Васильевна. Однако вскоре Стахов сошелся с Августиной Христиановной. Обе эти женщины ему наскучили. Его супруга терпит неверность, но ей все-таки больно, ведь он обманом подарил своей любовнице пару серых лошадей с принадлежащего Анне Васильевне завода.

    Жизнь Шубина в семействе Стаховых

    Шубин уже около 5 лет живет в этом семействе, после того как умерла его мать, добрая и умная француженка (отец Шубина умер на несколько лет раньше ее). Он трудится усердно, но урывками, ничего не желает слышать о профессорах и академии. В Москве Шубина считают подающим надежды, но он до сих пор не сделал ничего выдающегося. дочь Стаховых, ему очень нравится. Однако герой не упускает возможности пококетничать и с пухленькой 17-летней Зоей, компаньонкой Елены. Увы, Елена не понимает этих противоречий в личности Шубина. Ее всегда возмущало отсутствие в человеке характера, сердила глупость, она не прощает ложь. Если кто-то теряет ее уважение, он тут же перестает для нее существовать.

    Личность Елены Николаевны

    Нужно сказать, что Елена Николаевна - незаурядная натура. Ей 20 лет, она весьма привлекательная и статная. У нее темно-русая коса и серые глаза. Однако в облике этой девушки есть что-то нервическое, порывистое, что не каждому понравится.

    Ничто не может удовлетворить Елену Николаевну, душа которой стремится к деятельному добру. Эту девушку с детства занимали и тревожили голодные, нищие, больные люди и животные. В возрасте 10 лет она познакомилась с нищей девочкой Катей, начала заботиться о ней. Эта девочка стала даже своеобразным предметом ее поклонения. Это увлечение родители Елены не одобряли. Правда, Катя в скором времени умерла. Однако в душе Елены остался след от встречи с ней.

    Девушка жила своей жизнью уже с 16 лет, однако она была одинока. Никто не стеснял Елену, а она томилась, говорила, что любить некого. Она не пожелала видеть своим мужем Шубина, поскольку тот отличается непостоянством. А вот Берсенев привлекает Елену как образованный, умный и глубокий человек. Но почему он так настойчиво рассказывает об Инсарове, который одержим идеей освобождения родины? Рассказы Берсенева пробуждают в Елене живой интерес к личности этого болгарина.

    История Дмитрия Инсарова

    История Инсарова такова. Его мать похитил, а затем и убил некий турецкий ага, когда болгарин был еще ребенком. Отец предпринял попытку отомстить ему, однако был расстрелян. Оставшись сиротой в возрасте восьми лет, Дмитрий прибыл к тете в Россию. Через 12 лет он возвратился в Болгарию, которую за 2 года изучил вдоль и поперек. Инсаров неоднократно подвергался опасности в своих путешествиях, его преследовали. Берсенев лично видел рубец, оставшийся на месте раны. Дмитрий не намерен отомстить аге, он преследует более обширную цель.

    Инсаров беден, как и все студенты, однако щепетилен, горд и нетребователен. Он отличается огромной работоспособностью. Этот герой изучает политэкономию, право, русскую историю, переводит болгарские летописи и песни, составляет болгарскую грамматику для русских и русскую для болгар.

    Как Елена полюбила Инсарова

    Дмитрий Инсаров во время первого визита произвел на Елену не такое большое впечатление, какого она ожидала после восторженных рассказов Берсенева. Однако один случай вскоре подтвердил, что тот не ошибся в болгарине.

    Однажды Анна Васильевна собралась показать красоты Царицына своей дочери и Зое. Большая компания отправилась туда. Парк, развалины дворца, пруды - все это произвело впечатление на Елену. Зоя неплохо пела во время плавания на лодке. Ей даже прокричала бис компания, состоявшая из подгулявших немцев. Сначала на них не обратили особого внимания, однако после пикника, уже на берегу, опять встретились с ними. Вдруг один мужчина внушительного роста отделился от компании. Он начал требовать поцелуя в качестве компенсации за то, что Зоя не ответила на аплодисменты немцев. Шубин стал с претензией на иронию, витиевато увещевать этого пьяного нахала, однако это лишь раззадорило его. И вот Инсаров выступил вперед. Он просто потребовал от наглого мужчины, чтобы тот ушел. Мужчина подался было вперед, но Инсаров поднял его на воздух и бросил в пруд.

    Вам любопытно узнать, чем продолжается краткое содержание "Накануне"? Сергеевич приготовил нам еще много интересного. После случая, произошедшего на пикнике, Елена призналась себе в том, что полюбила Дмитрия. Поэтому для нее большим ударом стала весть о том, что он съезжает с дачи. Только Берсенев пока понимает, зачем понадобился этот отъезд. Его друг однажды признался, что обязательно уехал бы, если бы влюбился, так как он не может изменить долгу ради личного чувства. Инсаров сказал, что ему не нужно русской любви. Узнав об этом, Елена решает лично отправиться к Дмитрию.

    Объяснение в любви

    Вот мы и подобрались к сцене объяснения в любви, описывая краткое содержание произведения "Накануне". Наверняка читателям интересно, как оно произошло. Кратко опишем эту сцену. Инсаров подтвердил Елене, которая пришла к нему, что уезжает. Девушка решила, что ей нужно первой признаться в своем чувстве, что она и сделала. Инсаров спросил, готова ли она пойти за ним повсюду. Девушка ответила утвердительно. Тогда болгарин сказал, что возьмет ее в жены.

    Трудности, с которыми столкнулись возлюбленные

    Тем временем у Стаховых начал появляться Курнатовский, который работал в сенате обер-секретарем. Этого человека Стахов видит в качестве будущего мужа своей дочери. И это лишь одна из опасностей, подстерегающих возлюбленных. Все тревожнее становятся письма из Болгарии. Необходимо ехать, пока можно, и Дмитрий готовится к отъезду. Однако он внезапно простудился и заболел. 8 дней Дмитрий был при смерти.

    Все эти дни Берсенев ухаживал за ним, а также рассказывал Елене о его состоянии. Наконец угроза миновала. Но до полного выздоровления еще далеко, и Инсаров вынужден оставаться в своем жилище. Обо всем этом подробно рассказывает Иван Сергеевич, но мы опустим подробности, составляя краткое содержание романа И. С. Тургенева "Накануне".

    Однажды Елена навещает Дмитрия. Они долго говорят о том, что нужно торопиться с отъездом, о золотом сердце Берсенева, о своих проблемах. В этот день они становятся мужем и женой уже не на словах. Родители узнают об их свидании.

    Отец Елены призывает свою дочь к ответу. Та подтверждает, что Инсаров - ее муж, и что через неделю они отправятся в Болгарию. Анна Васильевна падает в обморок. Отец хватает Елену за руку, однако в этот момент Шубин кричит, что приехала Августина Христиановна и зовет Николая Артемьевича.

    Путешествие Елены и Дмитрия

    Молодые уже прибыли в Венецию. Позади остался трудный переезд, а также 2 месяца болезни в Вене. После Венеции они отправятся сначала в Сербию, а затем в Болгарию. Нужно лишь дождаться Рендича, старого волка, который должен переправить их через море.

    Венеция очень понравилась Елене и Дмитрию. Однако слушая в театре "Травиату", они смущены сценой, в которой Альфред прощается с Виолеттой, умирающей от чахотки. Елену оставляет ощущение счастья. Инсарову на следующий день становится хуже. У него вновь жар, он находится в забытьи. Елена, измучившись, засыпает.

    Далее ее сон описывает Тургенев ("Накануне"). Читать краткое содержание, конечно, не так интересно, как оригинал произведения. Надеемся, после знакомства с сюжетом романа у вас появится желание познакомиться с ним поближе.

    Сон Елены и смерть Дмитрия

    Ей снится лодка, сначала на Царицынском пруду, а затем в беспокойном море. Вдруг начинается снежный вихрь, и вот девушка уже находится не в лодке, а в повозке. Возле нее - Катя. Внезапно повозка мчится в снежную пропасть, а ее спутница смеется и зовет Елену из бездны. Подняв голову, Елена видит Инсарова, который говорит, что умирает.

    Дальнейшая судьба Елены

    Уже приближается к финалу краткое содержание "Накануне". Тургенев И. С. далее рассказывает нам о судьбе главной героини после смерти ее мужа. Спустя 3 недели после его кончины приходит письмо из Венеции. Елена сообщает родителям, что едет в Болгарию. Она пишет, что для нее отныне нет другой родины. Дальнейшая судьба Елены достоверно так и осталась невыясненной. Ходили слухи, что кто-то видел ее в Герцеговине. Елена якобы была сестрой милосердия при болгарском войске, всегда носила черную одежду. Далее след этой девушки теряется.

    На этом заканчивается краткое содержание "Накануне". Тургенев взял за основу этого произведения сюжет из повести его знакомого. Подробнее об этом вы узнаете, познакомившись с историей создания "Накануне".

    История создания

    Василий Катареев, знакомый Тургенева и его сосед по имению, в 1854 году отправился в Крым. Он предчувствовал свою смерть, поэтому передал Ивану Сергеевичу повесть, написанную им. Произведение называлось "Московское семейство". В повести была представлена история несчастливой любви Василия Катареева. Во время обучения в Московском университете Катареев влюбился в одну девушку. Она бросила его и отправилась с молодым болгарином на его родину. Вскоре этот болгарин умер, однако девушка так и не вернулась к Катарееву.

    Автор произведения предложил Ивану Сергеевичу обработать его. Через 5 лет Тургенев начал писать свой роман "Накануне". Повесть Катареева послужила основой для этого произведения. К тому времени Василий уже умер. В 1859 году завершил "Накануне" Тургенев.

    Краткий анализ

    После создания образов Лаврецкого и Рудина Иван Сергеевич задался вопросом о том, откуда возьмутся "новые люди", из каких слоев они появятся? Он хотел изобразить деятельного, энергичного героя, который готов к упорной борьбе. Именно таких людей требовали "грозовые" 1860-е. Они должны были прийти на смену подобным Рудину, которые не могли перейти от слов к делу. И Тургенев создал нового героя, с которым вы уже познакомились, прочитав краткое содержание романа. Конечно же, это Инсаров. Этот герой - "железный человек", который обладает решительностью, настойчивостью, силой воли, владеет собой. Все это характеризует его как практического деятеля, в отличие от созерцательных натур, подобных скульптору Шубину и философу Берсеневу.

    Елена Стахова затрудняется сделать выбор. Она может выйти замуж за Алексея Берсенева, Павла Шубина, Егора Курнатовского или Дмитрия Инсарова. Изложение по главам произведения "Накануне" (Тургенев) позволило вам познакомиться с каждым из них. Елена олицетворяет молодую Россию "накануне" перемен. Иван Сергеевич таким образом решает важный вопрос о том, кто сейчас нужнее всего стране. Люди искусства или ученые, государственные деятели или натуры, которые посвятили жизнь служению патриотической цели? Елена своим выбором отвечает на вопрос, который был очень важен для России 1860 годов. На ком она остановила свой выбор, вы знаете, если прочли краткое содержание романа.

    В тени высокой липы, на берегу Москвы-реки, недалеко от Кунцева, в один из самых жарких летних дней 1853 года лежали на траве два молодых человека. Один, на вид лет двадцати трех, высокого роста, черномазый, с острым и немного кривым носом, высоким лбом и сдержанною улыбкой на широких губах, лежал на спине и задумчиво глядел вдаль, слегка прищурив свои небольшие серые глазки; другой лежал на груди, подперев обеими руками кудрявую белокурую голову, и тоже глядел куда-то вдаль. Он был тремя годами старше своего товарища, но казался гораздо моложе; усы его едва пробились и на подбородке вился легкий пух. Было что-то детски-миловидное, что-то привлекательно изящное в мелких чертах его свежего, круглого лица, в его сладких карих глазах, красивых выпуклых губках и белых ручках. Всё в нем дышало счастливою веселостью здоровья, дышало молодостью — беспечностью, самонадеянностью, избалованностью, прелестью молодости. Он и поводил глазами, и улыбался, и подпирал голову, как это делают мальчики, которые знают, что на них охотно заглядываются. На нем было просторное белое пальто вроде блузы; голубой платок охватывал его тонкую шею, измятая соломенная шляпа валялась в траве возле него. В сравнении с ним его товарищ казался стариком, и никто бы не подумал, глядя на его угловатую фигуру, что и он наслаждается, что и ему хорошо. Он лежал неловко; его большая, кверху широкая, книзу заостренная голова неловко сидела на длинной шее; неловкость сказывалась в самом положении его рук, его туловища, плотно охваченного коротким черным сюртучком, его длинных ног с поднятыми коленями, подобных задним ножкам стрекозы. Со всем тем нельзя было не признать в нем хорошо воспитанного человека; отпечаток «порядочности» замечался во всем его неуклюжем существе, и лицо его, некрасивое и даже несколько смешное, выражало привычку мыслить и доброту. Звали его Андреем Петровичем Берсеневым; его товарищ, белокурый молодой человек, прозывался Шубиным, Павлом Яковлевичем. — Отчего ты не лежишь, как я, на груди? — начал Шубин. — Так гораздо лучше. Особенно когда поднимешь ноги и стучишь каблуками дружку о дружку — вот так. Трава под носом: надоест глазеть на пейзаж — смотри на какую-нибудь пузатую козявку, как она ползет по былинке, или на муравья, как он суетится. Право, так лучше. А то ты принял теперь какую-то псевдоклассическую позу, ни дать ни взять танцовщица в балете, когда она облокачивается на картонный утес. Ты вспомни, что ты теперь имеешь полное право отдыхать. Шутка сказать: вышел третьим кандидатом! Отдохните, сэр; перестаньте напрягаться, раскиньте свои члены! Шубин произнес всю эту речь в нос, полулениво, полушутливо (балованные дети говорят так с друзьями дома, которые привозят им конфекты), и, не дождавшись ответа, продолжал: — Меня больше всего поражает в муравьях, жуках и других господах насекомых их удивительная серьезность; бегают взад и вперед с такими важными физиономиями, точно и их жизнь что-то значит! Помилуйте, человек, царь созданья, существо высшее, на них взирает, а им и дела до него нет; еще, пожалуй, иной комар сядет на нос царю создания и станет употреблять его себе в пищу. Это обидно. А с другой стороны, чем их жизнь хуже нашей жизни? И отчего же им не важничать, если мы позволяем себе важничать? Ну-ка, философ, разреши мне эту задачу! Что ж ты молчишь? А? — Что? — проговорил, встрепенувшись, Берсенев. — Что! — повторил Шубин. — Твой друг излагает перед тобою глубокие мысли, а ты его не слушаешь. — Я любовался видом. Посмотри, как эти поля горячо блестят на солнце! (Берсенев немного пришепетывал.) — Важный пущен колер, — промолвил Шубин. — Одно слово, натура! Берсенев покачал головой. — Тебе бы еще больше меня следовало восхищаться всем этим. Это по твоей части: ты артист. — Нет-с; это не по моей части-с, — возразил Шубин и надел шляпу на затылок. — Я мясник-с; мое дело — мясо, мясо лепить, плечи, ноги, руки, а тут и формы нет, законченности нет, разъехалось во все стороны... Пойди поймай! — Да ведь и тут красота, — заметил Берсенев. — Кстати, кончил ты свой барельеф? — Какой? — Ребенка с козлом. — К чёрту! к чёрту! к чёрту! — воскликнул нараспев Шубин. — Посмотрел на настоящих, на стариков, на антики, да и разбил свою чепуху. Ты указываешь мне на природу и говоришь: «И тут красота». Конечно, во всем красота, даже и в твоем носе красота, да за всякою красотой не угоняешься. Старики — те за ней и не гонялись; она сама сходила в их создания, откуда — бог весть, с неба, что ли. Им весь мир принадлежал; нам так широко распространяться не приходится: коротки руки. Мы закидываем удочку на одной точечке, да и караулим. Клюнет — браво! а не клюнет... Шубин высунул язык. — Постой, постой, — возразил Берсенев. — Это парадокс. Если ты не будешь сочувствовать красоте, любить ее всюду, где бы ты ее ни встретил, так она тебе и в твоем искусстве не дастся. Если прекрасный вид, прекрасная музыка ничего не говорят твоей душе, я хочу сказать, если ты им не сочувствуешь... — Эх ты, сочувственник! — брякнул Шубин и сам засмеялся новоизобретенному слову, а Берсенев задумался. — Нет, брат, — продолжал Шубин, — ты умница, философ, третий кандидат Московского университета, с тобой спорить страшно, особенно мне, недоучившемуся студенту; но я тебе вот что скажу: кроме своего искусства, я люблю красоту только в женщинах... в девушках, да и то с некоторых пор... Он перевернулся на спину и заложил руки за голову. Несколько мгновений прошло в молчании. Тишина полуденного зноя тяготела над сияющей и заснувшей землей. — Кстати, о женщинах, — заговорил опять Шубин. — Что это никто не возьмет Стахова в руки? Ты видел его в Москве? — Нет. — Совсем с ума сошел старец. Сидит по целым дням у своей Августины Христиановны, скучает страшно, а сидит. Глазеют друг на друга, так глупо... Даже противно смотреть. Вот поди ты! Каким семейством бог благословил этого человека: нет, подай ему Августину Христиановну! Я ничего не знаю гнуснее ее утиной физиономии! На днях я вылепил ее карикатуру, в дантановском вкусе. Очень вышло недурно. Я тебе покажу. — А Елены Николаевны бюст, — спросил Берсенев, — подвигается? — Нет, брат, не подвигается. От этого лица можно в отчаяние прийти. Посмотришь, линии чистые, строгие, прямые; кажется, нетрудно схватить сходство. Не тут-то было... Не дается, как клад в руки. Заметил ты, как она слушает? Ни одна черта не тронется, только выражение взгляда беспрестанно меняется, а от него меняется вся фигура. Что тут прикажешь делать скульптору, да еще плохому? Удивительное существо... странное существо, — прибавил он после короткого молчания. — Да; она удивительная девушка, — повторил за ним Берсенев. — А дочь Николая Артемьевича Стахова! Вот после этого и рассуждай о крови, о породе. И ведь забавно то, что она точно его дочь, похожа на него и на мать похожа, на Анну Васильевну. Я Анну Васильевну уважаю от всего сердца, она же моя благодетельница; но ведь она курица. Откуда же взялась эта душа у Елены? Кто зажег этот огонь? Вот опять тебе задача, философ! Но «философ» по-прежнему ничего не отвечал. Берсенев вообще не грешил многоглаголанием и, когда говорил, выражался неловко, с запинками, без нужды разводя руками; а в этот раз какая-то особенная тишина нашла на его душу, — тишина, похожая на усталость и на грусть. Он недавно переселился за город после долгой и трудной работы, отнимавшей у него по нескольку часов в день. Бездействие, нега и чистота воздуха, сознание достигнутой цели, прихотливый и небрежный разговор с приятелем, внезапно вызванный образ милого существа — все эти разнородные и в то же время почему-то сходные впечатления слились в нем в одно общее чувство, которое и успокоивало его, и волновало, и обессиливало... Он был очень нервический молодой человек. Под липой было прохладно и спокойно; залетавшие в круг ее тени мухи и пчелы, казалось, жужжали тише; чистая мелкая трава изумрудного цвета, без золотых отливов, не колыхалась; высокие стебельки стояли неподвижно, как очарованные; как очарованные, как мертвые, висели маленькие гроздья желтых цветов на нижних ветках липы. Сладкий запах с каждым дыханием втеснялся в самую глубь груди, но грудь им охотно дышала. Вдали, за рекой, до небосклона всё сверкало, всё горело; изредка пробегал там ветерок и дробил и усиливал сверкание; лучистый пар колебался над землей. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя; но кузнечики трещали повсеместно, и приятно было слушать этот горячий звук жизни, сидя в прохладе, на покое: он клонил ко сну и будил мечтания. — Заметил ли ты, — начал вдруг Берсенев, помогая своей речи движениями рук, — какое странное чувство возбуждает в нас природа? Всё в ней так полно, так ясно, я хочу сказать, так удовлетворено собою, и мы это понимаем и любуемся этим, и в то же время она, по крайней мере во мне, всегда возбуждает какое-то беспокойство, какую-то тревогу, даже грусть. Что это значит? Сильнее ли сознаем мы перед нею, перед ее лицом, всю нашу неполноту, нашу неясность, или же нам мало того удовлетворения, каким она довольствуется, а другого, то есть я хочу сказать, того, чего нам нужно, у нее нет? — Гм, — возразил Шубин, — я тебе скажу, Андрей Петрович, отчего всё это происходит. Ты описал ощущения одинокого человека, который не живет, а только смотрит да млеет. Чего смотреть? Живи сам и будешь молодцом. Сколько ты ни стучись природе в дверь, не отзовется она понятным словом, потому что она немая. Будет звучать и ныть, как струна, а песни от нее не жди. Живая душа — та отзовется, и по преимуществу женская душа. А потому, благородный друг мой, советую тебе запастись подругой сердца, и все твои тоскливые ощущения тотчас исчезнут. Вот что нам «нужно», как ты говоришь. Ведь эта тревога, эта грусть, ведь это просто своего рода голод. Дай желудку настоящую пищу, и всё тотчас придет в порядок. Займи свое место в пространстве, будь телом, братец ты мой. Да и что такое, к чему природа? Ты послушай сам: любовь... какое сильное, горячее слово! Природа... какое холодное, школьное выражение! А потому (Шубин запел): «Да здравствует Марья Петровна!» — или нет, — прибавил он, — не Марья Петровна, ну да всё равно! Ву ме компрене́. Берсенев приподнялся и оперся подбородком на сложенные руки. — Зачем насмешка, — проговорил он, не глядя на своего товарища, — зачем глумление? Да, ты прав: любовь — великое слово, великое чувство... Но о какой любви говоришь ты? Шубин тоже приподнялся. — О какой любви? О какой угодно, лишь бы она была налицо. Признаюсь тебе, по-моему, вовсе нет различных родов любви. Коли ты полюбил... — От всей души, — подхватил Берсенев. — Ну да, это само собой разумеется, душа не яблоко: ее не разделишь. Коли ты полюбил, ты и прав. А я не думал глумиться. У меня на сердце теперь такая нежность, так оно смягчено... Я хотел только объяснить, почему природа, по-твоему, так на нас действует. Потому, что она будит в нас потребность любви и не в силах удовлетворить ее. Она нас тихо гонит в другие, живые объятия, а мы ее не понимаем и чего-то ждем от нее самой. Ах, Андрей, Андрей, прекрасно это солнце, это небо, всё, всё вокруг нас прекрасно, а ты грустишь; но если бы в это мгновение ты держал в своей руке руку любимой женщины, если б эта рука и вся эта женщина были твои, если бы ты даже глядел ее глазами, чувствовал не своим, одиноким, а ее чувством, — не грусть, Андрей, не тревогу возбуждала бы в тебе природа, и не стал бы ты замечать ее красоты; она бы сама радовалась и пела, она бы вторила твоему гимну, потому что ты в нее, в немую, вложил бы тогда язык! Шубин вскочил на ноги и прошелся раза два взад и вперед, а Берсенев наклонил голову, и лицо его покрылось слабой краской. — Я не совсем согласен с тобою, — начал он, — не всегда природа намекает нам на... любовь. (Он не сразу произнес это слово.) Она также грозит нам; она напоминает о страшных... да, о недоступных тайнах. Не она ли должна поглотить нас, не беспрестанно ли она поглощает нас? В ней и жизнь и смерть; и смерть в ней так же громко говорит, как и жизнь. — И в любви жизнь и смерть, — перебил Шубин. — А потом, — продолжал Берсенев, — когда я, например, стою весной в лесу, в зеленой чаще, когда мне чудятся романтические звуки Оберонова рога (Берсеневу стало немножко совестно, когда он выговорил эти слова), — разве и это... — Жажда любви, жажда счастия, больше ничего! — подхватил Шубин. — Знаю и я эти звуки, знаю и я то умиление и ожидание, которые находят на душу под сенью леса, в его недрах, или вечером, в открытых полях, когда заходит солнце и река дымится за кустами. Но и от леса, и от реки, и от земли, и от неба, от всякого облачка, от всякой травки я жду, я хочу счастия, я во всем чую его приближение, слышу его призыв! «Мой бог — бог светлый и веселый!» Я было так начал одно стихотворение; сознайся: славный первый стих, да второго никак подобрать не мог. Счастья! счастья! пока жизнь не прошла, пока все наши члены в нашей власти, пока мы идем не под гору, а в гору! Чёрт возьми! — продолжал Шубин с внезапным порывом, — мы молоды, не уроды, не глупы: мы завоюем себе счастие! Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх, на небо. Берсенев поднял на него глаза. — Будто нет ничего выше счастья? — проговорил он тихо. — А например? — спросил Шубин и остановился. — Да вот, например, мы с тобой, как ты говоришь, молоды, мы хорошие люди, положим; каждый из нас желает для себя счастья... Но такое ли это слово «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово? — А ты знаешь такие слова, которые соединяют? — Да; и их не мало; и ты их знаешь. — Ну-ка? какие это слова? — Да хоть бы искусство, — так как ты художник, — родина, наука, свобода, справедливость. — А любовь? — спросил Шубин. — И любовь соединяющее слово; но не та любовь, которой ты теперь жаждешь: не любовь-наслаждение, любовь-жертва. Шубин нахмурился. — Это хорошо для немцев; а я хочу любить для себя; я хочу быть номером первым. — Номером первым, — повторил Берсенев. — А мне кажется, поставить себя номером вторым — всё назначение нашей жизни. — Если все так будут поступать, как ты советуешь, — промолвил с жалобною гримасой Шубин, — никто на земле не будет есть ананасов: все другим их предоставлять будут. — Значит, ананасы не нужны; а впрочем, не бойся: всегда найдутся любители даже хлеб от чужого рта отнимать. Оба приятеля помолчали. — Я на днях опять встретил Инсарова, — начал Берсенев, — я пригласил его к себе; я непременно хочу познакомить его с тобой... и с Стаховыми. — Какой это Инсаров? Ах, да, этот серб или болгар, о котором ты мне говорил? Патриот этот? Уж не он ли внушил тебе все эти философические мысли? — Может быть. — Необыкновенный он индивидуум, что ли? — Да. — Умный? Даровитый? — Умный?... Да. Даровитый? Не знаю, не думаю. — Нет? Что же в нем замечательного? — Вот увидишь. А теперь, я думаю, нам пора идти. Анна Васильевна нас, чай, дожидается. Который-то час? — Третий. Пойдем. Как душно! Этот разговор во мне всю кровь зажег. И у тебя была минута... я недаром артист: я на всё заметлив. Признайся, занимает тебя женщина?.. Шубин хотел заглянуть в лицо Берсеневу, но он отвернулся и вышел из-под липы. Шубин отправился вслед за ним, развалисто-грациозно переступая своими маленькими ножками. Берсенев двигался неуклюже, высоко поднимал на ходу плечи, вытягивал шею; а все-таки он казался более порядочным человеком, чем Шубин, более джентльменом, сказали бы мы, если б это слово не было у нас так опошлено.

    Один из самых известных своих романов Иван Сергеевич Тургенев написал в 1859 году. За короткий период в несколько лет он пишет целый ряд гениальных романов, которые стали реакцией Тургенева на эпоху реформ в России: «Рудин», (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862).

    Своим творческим взглядом Тургенев уже заметил рождение новой русской женщины — и, как выражение новой эпохи, сделал ее центром следующего общественного своего романа «Накануне».

    Уже в заголовке его было что-то символическое. Вся русское жизнь была тогда накануне коренных социально-государственных перемен, накануне разрыва со старыми формами и традициями.

    Героиня романа, Елена — поэтическое олицетворение новой эпохи реформ, неопределенного стремления к хорошему и новому, нечто новое и красивое. Елена не отдает себе вполне ясного отчета в своих стремлениях, но инстинктивно душа ее куда-то рвется: «она ждет» влюбленного в нее художника Шубина, в уста которого автор вложил большую часть своих собственных комментариев к событиям романа.

    Как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в нее молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, а символически — новое течение русской общественности.

    Как и Лиза Калитина, Елена от природы великодушна и добра, и ее с детства тянет к несчастным людям. Но любовь ее не только сострадательная: она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему ее воображение так поражено встречей с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок.

    Пусть он во многих отношениях хуже талантливого шалуна Шубина, и другого поклонника Елены — ученого и благородно мыслящего Берсенева, будущего преемника Грановского, пусть он, по определению Шубина — «суша», пусть в нем «талантов никаких, поэзии нет».

    Но ошибся бедный Шубин, когда утешал себя тем, «что эти качества, слава Богу, не нравятся женщинам. Очарования нет, шарму». Все это было бы верно для прежней женщины: новая русская женщина — и в лице ее новая русская жизнь — искала прежде морального обаяния и практического осуществления идеалов.

    «Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно», — восклицает Елена в своем дневнике, припоминая сказанное Инсаровым — и выбор ее сделан. Она презирает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идет с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть.

    Когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни». Вернуться на родину она не хочет. «Вернуться в Россию», — пишет она родителям, — «зачем? Что делать в России?» Действие происходит в глухую пору реакции конца дореформенной эпохи, — и, действительно, было делать тогда в России человеку с таким порывом к реальному осуществлению общественных идеалов?

    Понял, наконец, теперь Шубин стремление Елены согласовать слово и дело и печально размышляет над причинами ухода Елены с Инсаровым. Обвиняет он в этом отсутствие у людей сильной, определенной воли. «Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все — либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели, да палки барабанные! Нет, кабы были между нами путевые люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа, не ускользнула бы как рыба в воду! »

    Но роман недаром называется «Накануне». Когда Шубин кончает свою элегию возгласом: «Когда же наша придет пора? Когда у нас родятся люди?», Его собеседник дает ему надежду на лучшее будущее, и Шубин — верное эхо авторских дум — ему верит. «Дай срок, ответил Увар Иванович, — будут. — Будут? Грунт! Черноземная сила Ты сказал — будут? Смотрите, я запишу ваше слово». — Всего два года отделяют «Накануне» от последующего и самого знаменитого общественного романа Тургенева, «Отцов и детей»; но огромные изменения произошли за этот короткий срок в общественных течениях.

    Над своим произведением Тургенев работал полтора года, большую часть из которых провел в Спасского — Литовино, среди самобытной природы. Реакция на его роман был весьма неоднозначной. Толстой раскритиковал его за «сентиментальность» Вообще после выхода романа проходит разрыв Тургенева с «Современником» и с Некрасовым, который даже открыто высмеивал его роман и концепцию, которая изложена в нем.