Войти
Территория кровельщика
  • Презентация на тему " китай" Приграничные открытые города и центры
  • Open Library - открытая библиотека учебной информации Особенность физических свойств: растворимость в воде
  • Классный час "12 апреля — День космонавтики"
  • Презентация на тему галактики что же такое
  • Понятие о спиртах Представления о микромире: от Древней Греции до XVII века
  • Что такое агрегатное состояние?
  • Конспект занятия дифференциация и ы. Дифференциация гласных и-ы

    Конспект занятия дифференциация и ы. Дифференциация гласных и-ы

    Открытое логопедическое занятие с учащимися 2 класса

    «Дифференциация гласных звуков [И] – [Ы] и букв И – Ы. Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных И – Ы.»

    Тема: Путешествие в страну звуков И-Ы

    Цели:

    Образовательные:

      закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях;

      закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение";

      совершенствовать навыки различения смешиваемых букв;

      закрепить правописание жи, ши.

    Коррекционные:

      развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и];

      закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях);

      совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;

      научить различать буквы ы-и;

      обогащать словарный запас.

    Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.

    Ход занятия .

      Организационный момент.

    Логопед:

    Прозвенел для нас звонок,

    Начинается урок.

    На занятии не зевайте,

    Время даром не теряйте,

    Четко, внятно отвечайте.

      Основная часть.

    1. Сообщение темы занятия (Слайд 1)

    Что глядишь, корова,

    Строго и сурово?

    Мишка – лодырь через “а”

    Написал “карова”

    Напишите вы

    Мишка через “ы”,

    Проучите Мишку –

    Превратите в мышку.

    Кошка мышку хвать!

    Будет лодырь знать.

    Выделить слова до и после замены гласного звука, сравнить слова по смыслу и написанию

    (“Мишка” – имя мальчика, “ мышка” - дикое животное)

    Мишка совсем не хочет быть мышкой. Но чтобы ему опять стать мальчиком надо пройти испытания. Вы готовы отправиться в этот нелегкий путь вместе с Мишкой-мышкой и помочь ему? (да)

    Замечательно! Для начало нам надо узнать направление нашего путешествия.

    Как думаете, какая у нас сегодня тема занятия?

    (Слайд 2)

    Правильно. Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки /И/,/Ы/ по их признакам. И отправимся мы в страну где правят И и Ы.

    2. Характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков И – Ы. Звуки И и Ы очень не любят когда их путают, поэтому они хотят проверить как же хорошо вы их знаете.

    Произнесите звук “ и” и посмотреть в индивидуальные зеркала в каком положении находятся язык и губы? (слайд 3)

    Затем произносится звук ы . (слайд 4)

    Характеристика звуков:

    Ы – гласная первого ряда

    И – гласная второго ряда (функция гласных второго ряда – смягчать впереди стоящую согласную)

    А сейчас вам надо будет узнать звуки по-моему беззвучному артикулированию. (Дети называют звуки. делают вывод о различиях в артикуляции /Ы/ и /И/.)

    Молодцы, (Слайд 5) мы с вами стоим перед воротами города, но что бы их открыть нам надо расшифровать код.

    3. Связь звуков с буквами.

    Показать соответствующие буквы. (Слайд 6)

    Найди и зачеркни все буквы Ы синим карандашом, все буквы И зелёным карандашом.

    А

    И

    О

    Э

    Ы

    У

    Ю

    Ы

    Е

    Ё

    И

    А

    Ы

    Е

    А

    И

    Ы

    О

    Я

    А

    Ё

    Ы

    У

    И

    Я

    О

    А

    И

    Ю

    Е

    И

    А

    И

    О

    Ё

    Ы

    Э

    А

    Ы

    О

    О

    Ы

    А

    Я

    И

    Ю

    Е

    Ы

    Я

    И

    (Слайд 7) Проверим себя, открываются ворота.

    (слайд 8) Буквы и ы

    Чем похожи буквы?

    Чем отличаются?

    4. Развитие слухового внимания и восприятия на материале слогов, слов, фраз.

    (СЛАЙД 9) Вот мы и оказались с вами в городе, где находиться дворец. Смотрите на ветки сидит попугай и предлагает нам сыграть с ним или он поднимет тревогу:

    А) Игра “Наоборот”

    Я называю слоги с гласной /Ы/, а вы заменяете её на /И/.

    ПЫ, ВЫ, ЛЫ, СПЫ, РВЫ, КРЫ, ГЛЫ, СКЫ, ЛНЫ

    Как звучали согласные в моих слогах?

    А у вас?

    Какой звук дает мягкость согласному? /И/ или /Ы/? Сделайте вывод.

    Б) “Игра “Попугай” - Повторить за мной слоги и слова:

    МЫ-МИ-МЫ- высокие холмы

    НИ-НЫ-НИ – поскорей усни

    ЛЫ-ЛИ-ЛЫ – новые столы

    РИ-РИ-РЫ – закусали комары

    СИ-СЫ-СЫ – заплели мне косы

    Физкультминутка: Видео «Ёлочка» (Слайд 10)

    В) Ребята, мы добрались до дворца, но нам надо выбрать проводника который отведет нас до тронного зала. Мне кажется это задание не только на логику, но и на внимательность.

    Игра “Найди лишние”.

    - (Слайд 11) (ЛИСА, РЫСЬ, ТИГР, ИНДЮК)

    Какая картинка лишняя? (Рысь, потому что тока в этом слове звук Ы)

    Г) проводник, для нас тоже приготовил задание.

    Предлагаю поиграть в игру “Найди похожее слово”. На столе карточки со словами.

    Первая команда начинает читать 1-е слово, вторая подбирает у себя слово, похожее на первое, но отличающееся от него одной буквой (попутно поясняются значения слов). Например: из трубы идет много ДЫМА. Мальчика зовут ДИМА.

    Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И?

    (слайд 12)Молодцы, мы наконец-то дошли до дверей зала. Но нас не хотят пускать, потому что мы не предупредили о своем визите. Для того что бы попасть в зал нам надо помочь навести порядок.

    5. Исправь ошибки в словосочетаниях. (Слайд 13)

    БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

    ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

    ОСТРИЕ КЛИКИ

    ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

    ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

    ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

    Зрительная физкультминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом

    Раз –налево, два – направо,

    Три –наверх, четыре - вниз.

    А теперь по кругу смотрим,

    Чтобы лучше видеть мир.

    Тренируя мышцу глаз.

    Видеть скоро будем лучше,

    Убедитесь вы сейчас!

    А теперь нажмем немного

    Точки возле своих глаз.

    Сил дадим им много-много,

    Чтоб усилить в тыщу раз!

    Посмотреть влево. Посмотреть вправо.

    Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз.

    Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.

    Быстро поморгать.

    7. Дифференциация Ы-И в предложениях. (Слайд 14)

    Индивидуальная работа по карточкам.

    Я в походе (был – бил).

    В барабан я (был – бил).

    Я веревочку (выл – вил).

    Волк в лесу (выл – вил).

    Малыш был очень (мил – мыл).

    Он руки с мылом (мил – мыл).

    После выполнения задания выполните взаимопроверку.

    Наконец-то мы оказались в троном зале. Мышка-Мишка просит превратит его обратно в человека, так как он понял насколько важно правильно писать и читать буквы, что от этого может поменяться весь смысл. Но для того что бы превратиться обратно в человека надо пройти последнее и самое важное задание на внимательность и человечность.

    8. Дифференциация И-Ы в связной речи. (слайд 15)

    Чтение и пересказ рассказа В.Осеевой “Просто старушка”.

    По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

    Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.

    Когда он вернулся, девочка спросила его:

    Это твоя бабушка?

    Нет, – отвечал мальчик.

    Мама? – удивилась подружка.

    Нет!

    Ну, тётя? Или знакомая?

    Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.

    Беседа по содержанию :

      Кто шёл по улице? (По улице шли дети. А впереди шла старушка)

      Что случилось со старушкой? (Вдруг старушка поскользнулась и упала)

      Что сделал мальчик? (Мальчик помог старушке подняться.)

      О чём спрашивала его девочка? (Девочка спросила: - это твоя бабушка? –Нет, - ответил мальчик)

      Почему девочка удивилась? (Почему же ты ей помог?)

      Что ответил мальчик? (Это - просто старушка)

      Кто из ребят поступил правильно и почему? (Мальчик поступил правильно. Надо помогать слабым и старшим.)

    Найти слова с изучаемыми звуками и-ы, определить местоположение в словах.

    (Слайд 16) Ура мышка превратилась обратно в Мишку!! А это значит, что вы справились со всеми заданиями.

      Заключительный этап.

    1. Уточнить, проанализировать полученные знания

    Наше занятие подошло к концу.

    Что мы учились делать сегодня? (Учились различать звуки, буквы Ы-И)

    А зачем нам их различать? (Чтобы правильно писать и читать.)

    Скажите, с какими согласными “дружит” гласная И, а с какими Ы. (Гласная И “дружит” с мягкими согласными. Гласная Ы с твёрдыми согласными.)

    2. Рефлексия (слайд 17)

    Кому, какое задание понравилось?

    Как бы вы оценили свою работу, свою речь?

    Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен.

    II Всероссийский конкурс для логопедов на лучшую методическую разработку «Дифференциация звуков» «Дифференциация гласных Ы - И»

    Открытое занятие с учащимися 2 класса,

    имеющими недостатки письма и чтения,

    обусловленные общим недоразвитием речи.

    (с использованием ИКТ, здоровьесберегающих технологий)

    учитель-логопед Сахарова Н.А.

    Тема: «Дифференциация гласных Ы- И»

    Цель занятия: Учить детей различать гласные Ы, И в устной и письменной речи.

    Предметные УУД . Создание условий для развития умений различать буквы «И» - «Ы» на материале слогов и слов.Формирование основы системы научных знаний по теме: «Правописание слов с жи и ши».

    Метапредметные УУД.

    Познавательные:

    уточнение артикуляции звуков [И], [Ы], установление сходства и различия;

    сопоставление звуков с их графическим изображением;

    совершенствование навыка работы с информацией;

    нахождение общих схем решения;

    совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

    совершенствование грамматического строя речи.

    Регулятивные:

    развитие мелкой моторики и подвижности органов артикуляции;

    совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки;

    развитие фонематического анализа и синтеза;

    развитие зрительного и слухового внимания;

    развитие смекалки, мышления;

    расширение пассивного и активного словаря;

    развитие навыка словоизменения;

    развитие связной речи.

    Личностные:

    ● формирование положительной учебной мотивации;

    ● формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

    ● формирование самостоятельной контролирующей деятельности.

    Коммуникативные:

    ● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.

    Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); буквы Ы, И, символические изображения гласных, согласных твердых и мягких звуков; скрепки; фасоль; тетради, зеленые и синие ручки; домики с буквами И, Ы, И Ы; слоговые таблицы; предметные картинки; слова-паронимы (для доски); антистрессовая подушечка; текст стихотворения Сергея Васильевича Погореловского «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; интерактивная доска; презентация; звёздочки для самооценки работы обучающихся.

    Учебно-методическая литература:

    1. Краузе Е. Логопедия. 3-е изд. СПб: КОРОНА принт, 2006.

    2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995

    3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е изд. М.: Издательство Гном и Д, 2007.

    4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения - что это? Учебник-тетрадь

    для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. Смоленск:

    Изд-во «Ассоциация ХХI век», 1998.

    5. Черошникова Г.С. Логопедические занятия в начальной школе II часть (учебное пособие). Иркутск, 2001.

    Этапы урока

    Ход занятия

    Деятельность

    учителя-логопеда

    Деятельность учеников

    I . Организа-ционный

    этап

    1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

    Логопед читает стихотворение:

    Для ребят звенит звонок,

    Начинается урок.

    Время даром не теряйте,

    На вопросы отвечайте,

    Дружно тему обсуждайте.

    Не пройдёт ваш даром труд,

    Знанья пользу принесут.

    Дети внимательно слушают.

    2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

    Ребята, чтобы громко и чётко отвечать на вопросы в ходе занятия, сделаем гимнастику для губ и язычка:

    Улыбочка - трубочка

    Лопаточка

    Блинчик

    Киска сердится

    Чистим зубы

    Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.

    II . Основной этап

    3. Знакомство с парой гласных на материале стихотворения.

    Развитие смекалки, мышления.

    Расширение пассивного и активного словаря.

    Послушайте стихотворение.

    Что глядишь, корова, строго и сурово?

    Мишка - лодырь, через А написал КАРОВА,

    Напишите вы Мишку через Ы

    Проучите М и шку - превратите в М ы шку .

    Кошка мышку хвать! Будет лодырь знать.

    Сравните слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, какими звуками и буквами отличаются эти слова?

    Мишка слышим гласный

    звук [И]. Какую букву

    Мышка слышим гласный

    звук [Ы]. Какую букву

    Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы логопеда.

    В слове мишка гласный

    [И], а в слове мышка гласный [Ы].

    Букву И.

    Букву Ы.

    4. Определение темы занятия.

    Сделаем вывод о теме

    Чему сегодня учимся?

    Зачем нам нужно уметь их различать?

    Различать звуки и буквы И-Ы.

    Чтобы правильно писать в словах.

    5. Сопоставление звуков с их графическим изображением (мнемонический приём).

    Молоток я раздобыл

    Из дощечек букву сбил

    Сколько здесь дощечек?

    Три? А какая буква? И .

    А бедняжка Ы

    Бродит с палочкой увы!

    Дети внимательно рассматривают гласные буквы.

    6. Развитие мелкой моторики. Крупотерапия.

    Ребята, выложите из фасоли буквы Ы-И

    Дети выкладывают буквы из фасоли.

    7. Закрепление знаний норм артикуляции звуков [И] - [Ы]

    Дайте характеристику звуку [И].

    Произнесите перед зеркалом звук [И].

    Дайте характеристику звуку [Ы].

    Произнесите перед зеркалом звук [Ы].

    Как работает наш речевой аппарат?

    Гласный.

    Губы в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам. Спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

    Гласный.

    Губы немного растянуты. Язык глубоко во рту поднялся горкой, он гласный во рту нет преград, он поётся).

    8. Работа над новым материалом. Соотнесение звука и буквы на материале игры «Симофор».

    Игра «Симофор»

    Внимательно слушайте слоги.

    Поднимите букву И если

    услышите звук [И]

    Букву Ы если услышите

    Бы, би, ри, ны, ни, сы, вы, ги, гы, лы.

    Дети внимательно слушают слоги и поднимают соответствующую букву.

    9. Развитие фонематического анализа и синтеза через работу со слоговыми таблицами.

    Как звучат согласные перед Ы?

    Твёрдость согласного как обозначаем на письме?

    Как звучат согласные перед И?

    Мягкость согласного как обозначаем на письме?

    Дети читают хором.

    мы-ми вы-ви зы-зи

    ми-мы ви-вы зи-зы

    Твёрдо. - Синим цветом.

    Зелёным цветом.

    10 . Развитие слухового внимания и фонематического анализа на материале упражнения со слогами.

    Открыли тетради. Записали число.

    Запишем слоги в две строки.

    Каким цветом обозначим твёрдость согласного? Поставим на первой строке синюю точку. Какую букву будем писать после твёрдого согласного?

    Каким цветом обозначим мягкость согласного? Поставим на второй строке зелёную точку. - Какую букву будем писать после мягкого согласного звука?

    Спинки держим ровно.

    Слушаем внимательно.

    Слоги: пи - пы, ты - ти, ры - ри, ми - мы, ни - ны, кы - ки, ви - вы.

    Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

    Возвращаем тетради.

    Зачитайте слоги 1-й строки. Зачитайте слоги 2-й строки.

    Посмотрите, где в слогах спрятались слова?

    Зелёным.

    Взаимопроверка.

    Читают сначала слоги 1 строки, затем второй строки.

    Мы, вы, ты. Рядом слоги ки+ви=киви

    11. Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

    Физкультминутка

    Ребята, а сейчас мы с вами можем встать. Давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной движения.

    Дружно встали. Раз! Два! Три!

    Мы теперь богатыри!

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Ноги крепкие расставим.

    Поворачиваясь вправо,

    Оглядимся величаво,

    И налево надо тоже

    Поглядеть из-под ладошек.

    И направо, и еще

    Через левое плечо.

    Буквой «Л» расставим ноги.

    Точно в танце - руки в боки

    Поклонились влево, вправо.

    Получается на славу!

    Ученики смотрят на экран интерактивной доски и повторяют предлагаемые движения за логопедом.

    12 . Развитие зрительного и слухового внимания на материале игры «Добавь словечко» (слова -

    Паронимы).

    Игра «Добавь словечко».

    Подберите подходящее слово, записанное на доске и дополните предложение.

    Я в походе … (был).

    В барабан я … (бил).

    Чем различаются

    написанные слова?

    Волк в долине … (выл)

    Я верёвки … (вил).

    Чем различаются

    написанные слова?

    Малыш был очень... (мил)

    Он руки мылом … (мыл).

    Чем различаются

    написанные слова?

    Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? (Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова).

    Вам известно значение слова мил (привлекательный на вид, хорошенький).

    Значение слова вил (плёл, делал).

    Буквами Ы-И.

    По смыслу.

    Буквами Ы-И и по смыслу.

    В одних словах пишется Ы, в других пишется И.

    Согласный перед Ы звучит твёрдо, а перед И мягко.

    Замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

    13 . Развитие навыка словоизменения через игру «Один - много» (с перекидыванием мяча).

    Игра «Один-много». Встали из-за парт.

    Я кидаю вам подушечка и называю предмет в единственном числе. Вы, возвращая её, называете то же слово во множественном числе и выделяете последний звук - [Ы] или [И].

    Образец: стол - столы, конь - кони.

    Кость - …

    Стена - …

    Яблоко - …

    Комар - …

    Спичка-…

    Обратите внимание на место звука [Ы] в словах.

    А в предыдущем задании где стоит?

    Ы на вид весьма сурова,

    Но характером скромна:

    Никогда в начале слова

    Не становится она.

    Звук [Ы] никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

    Звук [Ы] находится в конце слова.

    В середине слова.

    14 .Закрепление умения различать звуки [И] и [Ы] на материале игры «Рассели слова».

    Игра «Рассели слова».

    Нужно предметы расселить по домикам. Слова со звуком [И] в домик с буквой И, слова со звуком [Ы] в домик с буквой Ы.

    А также разделите слово на слоги, найдите место буквы Ы или И в нем.

    Предметы: бусы, шишка, мишка, телевизор, мышка, бык, машина, ласты, корзина, очки, шахматы, волосы, копилка, усы, шина, лыжи, тыква.

    Какие слова подчиняются правилу? Припомните это правило.

    Как звучат в этих словах согласные звуки перед И?

    Но писать мы будем после твёрдых Ж и Ш какую гласную?

    Дети по очереди складывают в домики подходящие картинки.

    В слове телевизор 4 слога, в середине слышим И, отправляем в домик где живёт И.

    В слове бусы 2 слога, в конце слышим Ы, отправляем в домик где живёт Ы.

    В слове лыжи 2 слога, 2 гласных звука [Ы]-[И], в 3 домик.

    Шишка, машина, шина, лыжи

    ЖИ-ШИ - пиши с гласной И.

    Потому, что это правило.

    15. Дифференциация звуков в словосочетаниях.

    а) Внимательно прочитайте словосочетания. Найдите слова, в которых пропущены буквы. Групповая работа.

    БЕЛЫЕ СНЕЖНКИ

    ДУШСТЫЕ ЛАНДЫШИ

    ЛЁГКИЕ ПУШНКИ

    ДРУЖНЫЕ МАЛШИ

    ВЕСЁЛЫЕ КАНКУЛЫ

    б) Работа с перфокартами. Индивидуальная работа.

    Вставить пропущенные буквы Ы-И:

    З…мой р…бы ушли на дно реки.

    Дет… …скали жёлуди.

    Кур… р…ли грядки.

    Ночью в…ли волк…

    Ребята исправляют ошибки, вставляя пропущенные буквы.

    III . Заключи-тельный этап

    16 .Уточнить, проанализировать полученные знания

    Наше занятие подошло к концу.

    Давайте вместе вспомним:

    Чему мы учились на уроке?

    Скажите, с какими согласными звуками «дружит» гласная И, а с какими Ы.

    Ребята, чтобы вы очёнь чётко проговаривали эти звуки, предлагаю вам чистоговорку, дома её выучите.

    Вы малину мыли ли?

    Мыли, но не мылили.

    Учились различать звуки и буквы Ы - И.

    Гласная И дружит с мягкими согласными.

    Гласная Ы с твёрдыми согласными.

    17. Рефлексия

    Кому, какое задание понравилось?

    С каким настроением уходите с урока?

    Как бы вы оценили свою работу?

    Все работали хорошо, всем спасибо, урок закончен.

    Называют понравившиеся задания.

    Говорят о настроении.

    Оценивают свою работу с помощью «пяти звёзд».

    Занятие предназначено для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, может быть использовано для учащихся 1–2-х классов с акустической дисграфией. Задания для учащихся 1–2-го класса выделены подчеркнутым шрифтом.

    Занятие проводится в подгруппе от 2 до 6 детей.

    • Образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение"; совершенствовать навыки различения смешиваемых букв; закрепить правописание жи, ши (для учащихся 1–2 класса);
    • Коррекционные: развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и]; закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях); совершенствовать навыки звуко-слогового анализа; научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.
    • Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.

    Оборудование: сигнальные карточки-схемы ы, и – два прямоугольника 10х5 (синий+ы, зеленый+и) – по количеству детей; картинки для игры "Один-много"; слова-паронимы на карточках и картинки-подсказки к ним; зеркала; Незнайка (игрушка или картинка), карточки со словами, в которых пропущены буквы, карточки жи, ши (буквы ж, ш синего цвета, буквы ы, и красного цвета); буквы объемные Б, И, Ы, П, Н, М; тетради, наборное полотно, бубен или другой инструмент для подачи сигнала; фонограмма (Р. Газизов "Танец с цветами") – <Приложение 1> .

    Предварительная работа: на предыдущих занятиях дети научились различать изолированно и в слогах звуки [ы]-[и], познакомились с буквами ы-и.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Сегодня к нам на занятие придет герой известной сказки. Хотите узнать, кто это?

    Послушайте про него загадку.

    Шляпа голубая,
    Желтые штанишки,
    В городе Цветочном –
    Главный хвастунишка.
    Много приключений
    С ним происходило,
    Но признаться стоит,
    Этот мальчик милый.
    Кто же это? Отгадай-ка!
    Малыша зовут... (Незнайка).

    Появляется Незнайка (игрушка или картинка).

    Ребята, Незнайка, кажется, хочет что-то у вас спросить... Он хочет узнать, знаете ли вы его друзей? Назовите. (Дети называют персонажей произведения Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".)

    Игра "Пантомима".

    А теперь поиграем. Задумайте какого-нибудь героя и попробуйте его изобразить. По вашему лицу и по движениям мы с Незнайкой попробуем догадаться, кого вы задумали.

    (Дети мимикой и жестами изображают героев.)

    Игра с невидимым мячом.

    Ребята, Незнайка пришел к нам, чтобы учиться. Он ведь многого не знает.

    Он сочинил стихи для вас, но в них не все правильно.

    (Учитель-логопед читает двустишие, выбирает глазами кого-то из детей и кидает хлопком от себя воображаемый мяч. Ребенок ловит хлопком мяч или же кидает его обратно.)

    1. С физкультурой подружись
    И работать не ленись.

    2. Кушай овощи, дружок,
    Ешь морковку и чеснок.

    3. Руки не спеши помыть,
    Микроб ведь тоже хочет жить.

    4. За осанкой ты следи,
    Спину прямо ты держи.

    5. За компьютером сиди,
    На прогулку не ходи.

    6. Укрепляй иммунитет:
    Ешь побольше ты конфет.

    7. Чтобы утром бодрым встать,
    Вовремя ложись ты спать.

    II. Сообщение темы цели занятия.

    Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.

    Малыш был очень ми л:
    Он с мылом руки мы л.

    Какие похожие слова встречаются в этом стихотворении? Какими звуками они отличаются? (Звуками [ы]-[и].) На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы]-[и], научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.

    III. Наблюдение над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].

    А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.

    Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?

    (Гласные. Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.)

    Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.

    Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.

    А чем же они отличаются?

    Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы. Дети закрывают глаза:

    [ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;

    [и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

    А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и.

    (Затем произносят дети.)

    IV. Дифференциация букв ы-и.

    Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.

    На доске выставляются буквы ы-и. Чем похожи? Чем отличаются?

    Игра "Найди правильную букву".

    Незнайка тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные. (Дети подходят и показывают "правильные" буквы.)

    (Рисунок 1.)

    Игра "Покажи, на что похожи буквы".

    Чтобы не путаться, давайте вспомним стихи о буквах ы, и.

    Буквы ы, и переворачиваются обратной стороной, на которой изображены предметы, похожие на изучаемые буквы. Дети произносят слова, сопровождая речь движениями рук. (Учитель-логопед выполняет вместе с детьми, встав к детям вполоборота и располагая свои руки слева от себя, чтобы избежать зеркального изображения.)

    Вот топор. (Ладонь левой руки ребром обращена к ребенку, пальцы сомкнуты; соединить указательный и большой пальцы в колечко.)
    Полено рядом. (Правая ладонь параллельна левой, пальцы сомкнуты.)
    Получилось то, что надо.
    Получилась буква ы,
    Все мы знать ее должны.
    Молоток я раздобыл.
    Из дощечек букву сбил. (Ладони обращены друг к другу, пальцы сомкнуты.)
    Сколько здесь дощечек? Три. (Большой палец левой руки касается ребра ладони правой.)
    А какая буква? И.

    Игра "Определи на ощупь".

    Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

    Игра "Письмо на спине".

    Ребенок подходит к доске, поворачивается спиной к детям, а учитель-логопед пальцем "пишет" какую-то из букв занятия. Затем пишет вызванный ребенок.

    V. Динамическая пауза.

    Незнайка устал и хочет погулять. Пойдем вместе с ним?

    Дети под музыку Р. Газизова "Танец с цветами" идут по кругу. Если учитель-логопед ударяет в бубен один раз, дети идут в противоположном направлении, если два раза – дети кружатся и продолжают движение в том же направлении.

    VI. Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.

    Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?

    Какую букву выберем?

    А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?

    Какую букву выберем?

    От чего это зависит?

    Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).

    Игра "Выбери букву".

    Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.

    Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.

    Какую букву выберем для слова"шить"? (Вспомним правило: жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)

    На доске вывешивается карточка, на которой написаны сочетания жи, ши.

    Детям раздаются карточки жи, ши.

    Игра продолжается.

    Бык, жил, шило, сила, зима, выть, шина, тир, мир, уши, пила, мыло.

    VII. Работа со словами-паронимами.

    Игра "Поможем Незнайке правильно выбрать слово".

    На доске картинки, расположенные парами, и слова.

    пыли-пили
    дыма-Дима
    выли-вили
    осы-оси

    Учитель-логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

    (Для дошкольников педагог называет оба слова. Например: пыли или пили?)

    1. На шкафу много... . Дети молоко... .

    3. Птицы гнезда... . Волки в лесу... .

    Записать слова в тетрадь, устно составляя предложения.

    рысь-рис
    мыла-Мила
    забыть-забить
    пылить-пилить

    VIII. Физкультминутка.

    Вот Незнайкина зарядка.
    Выполняйте по порядку.
    Быстро встаньте, улыбнитесь,
    Выше, выше потянитесь.
    Ну-ка, плечи распрямите,
    Поднимите, опустите.
    Влево, вправо повернулись,
    Рук коленями коснулись.
    А теперь еще присядем
    И на место тихо сядем.

    IX. Употребление существительных в форме множественного числа.

    Игра "Один и много".

    На доске две корзинки, на которых символы звуков [ы]-[и] или буквы ы-и.

    Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечного звука, (буквы) в одну из корзинок.

    Поможем Незнайке собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.

    Столы, уши , книги, ножи, ведра, тетради, зайцы, машины, стулья, диваны.

    (Слова с сочетаниями жи, ши в конце слова только для учащихся 1–2класса.)

    X. Самостоятельная работа.

    Обведи буквы (только для дошкольников).

    Дети в тетрадях обводят буквы ы, и.

    Вставь пропущенную букву.

    Дети получают карточки.

    Вкусный с..р, большой к..т, морозная з..ма, резиновая ш..на, серые мыш.., послушный с..н, острые нож.. .

    Взаимопроверка.

    XI. Итог занятия.

    Чему мы научились? Мы научились различать звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.

    Все молодцы. Незнайка дарит всем медали с надписью "Молодец".

    Список литературы.

    1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.
    2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А . Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ "Сфера", 2000.
    3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
    4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    5. Загадка о Незнайке взята с сайта http://www.stihi.ru/2012/03/30/5326

    Занятие предназначено для детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, может быть использовано для учащихся 1–2-х классов с акустической дисграфией. Задания для учащихся 1–2-го класса выделены подчеркнутым шрифтом.

    Занятие проводится в подгруппе от 2 до 6 детей.

    • Образовательные: закрепить знания о механизме образования звуков [ы], [и] и их артикуляционных особенностях; закрепить понятия "звук", "слог", "слово", "предложение"; совершенствовать навыки различения смешиваемых букв; закрепить правописание жи, ши (для учащихся 1–2 класса);
    • Коррекционные: развивать речевую моторику, фонематический слух, совершенствовать навыки различения звуков [ы]-[и]; закрепить правильное произношение звуков в самостоятельной речи (изолированно, в слогах, словах, предложениях); совершенствовать навыки звуко-слогового анализа; научить различать буквы ы-и, делать правильный выбор в зависимости от твердости-мягкости предшествующего согласного; научить образовывать форму множественного числа существительного, составлять предложение с заданными словами; обогащать словарный запас.
    • Воспитательные: воспитывать стремление к здоровому образу жизни, интерес к изучению родного языка, аккуратность.

    Оборудование: сигнальные карточки-схемы ы, и – два прямоугольника 10х5 (синий+ы, зеленый+и) – по количеству детей; картинки для игры "Один-много"; слова-паронимы на карточках и картинки-подсказки к ним; зеркала; Незнайка (игрушка или картинка), карточки со словами, в которых пропущены буквы, карточки жи, ши (буквы ж, ш синего цвета, буквы ы, и красного цвета); буквы объемные Б, И, Ы, П, Н, М; тетради, наборное полотно, бубен или другой инструмент для подачи сигнала; фонограмма (Р. Газизов "Танец с цветами") – <Приложение 1> .

    Предварительная работа: на предыдущих занятиях дети научились различать изолированно и в слогах звуки [ы]-[и], познакомились с буквами ы-и.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Сегодня к нам на занятие придет герой известной сказки. Хотите узнать, кто это?

    Послушайте про него загадку.

    Шляпа голубая,
    Желтые штанишки,
    В городе Цветочном –
    Главный хвастунишка.
    Много приключений
    С ним происходило,
    Но признаться стоит,
    Этот мальчик милый.
    Кто же это? Отгадай-ка!
    Малыша зовут... (Незнайка).

    Появляется Незнайка (игрушка или картинка).

    Ребята, Незнайка, кажется, хочет что-то у вас спросить... Он хочет узнать, знаете ли вы его друзей? Назовите. (Дети называют персонажей произведения Н.Н.Носова "Приключения Незнайки и его друзей".)

    Игра "Пантомима".

    А теперь поиграем. Задумайте какого-нибудь героя и попробуйте его изобразить. По вашему лицу и по движениям мы с Незнайкой попробуем догадаться, кого вы задумали.

    (Дети мимикой и жестами изображают героев.)

    Игра с невидимым мячом.

    Ребята, Незнайка пришел к нам, чтобы учиться. Он ведь многого не знает.

    Он сочинил стихи для вас, но в них не все правильно.

    (Учитель-логопед читает двустишие, выбирает глазами кого-то из детей и кидает хлопком от себя воображаемый мяч. Ребенок ловит хлопком мяч или же кидает его обратно.)

    1. С физкультурой подружись
    И работать не ленись.

    2. Кушай овощи, дружок,
    Ешь морковку и чеснок.

    3. Руки не спеши помыть,
    Микроб ведь тоже хочет жить.

    4. За осанкой ты следи,
    Спину прямо ты держи.

    5. За компьютером сиди,
    На прогулку не ходи.

    6. Укрепляй иммунитет:
    Ешь побольше ты конфет.

    7. Чтобы утром бодрым встать,
    Вовремя ложись ты спать.

    II. Сообщение темы цели занятия.

    Сегодня на занятии мы научимся различать звуки. Попробуйте угадать, какие это звуки.

    Малыш был очень ми л:
    Он с мылом руки мы л.

    Какие похожие слова встречаются в этом стихотворении? Какими звуками они отличаются? (Звуками [ы]-[и].) На занятии мы узнаем, чем отличаются звуки [ы]-[и], научимся определять, когда в слове надо писать букву ы, а когда букву и.

    III. Наблюдение над артикуляцией, восприятие на слух звуков [ы]-[и].

    А теперь послушайте, как я произнесу эти звуки: ы-ы-ы, и-и-и.

    Как вы думаете, какие они, гласные или согласные?

    (Гласные. Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык.)

    Дети произносят: ы-ы-ы, и-и-и.

    Оба звука гласные. Похожи по звучанию? Да.

    А чем же они отличаются?

    Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы. Дети закрывают глаза:

    [ы] – язык глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются;

    [и] – язык у зубов, губы улыбаются сильнее.

    А теперь, попробуйте угадать, какой звук я произнесу "без голоса": ы-ы-ы, и-и-и.

    (Затем произносят дети.)

    IV. Дифференциация букв ы-и.

    Молодцы, научились различать звуки. А теперь мы должны научиться различать буквы.

    На доске выставляются буквы ы-и. Чем похожи? Чем отличаются?

    Игра "Найди правильную букву".

    Незнайка тоже хочет научиться различать буквы. Он написал много букв, но не знает, какие из них правильные. (Дети подходят и показывают "правильные" буквы.)

    (Рисунок 1.)

    Игра "Покажи, на что похожи буквы".

    Чтобы не путаться, давайте вспомним стихи о буквах ы, и.

    Буквы ы, и переворачиваются обратной стороной, на которой изображены предметы, похожие на изучаемые буквы. Дети произносят слова, сопровождая речь движениями рук. (Учитель-логопед выполняет вместе с детьми, встав к детям вполоборота и располагая свои руки слева от себя, чтобы избежать зеркального изображения.)

    Вот топор. (Ладонь левой руки ребром обращена к ребенку, пальцы сомкнуты; соединить указательный и большой пальцы в колечко.)
    Полено рядом. (Правая ладонь параллельна левой, пальцы сомкнуты.)
    Получилось то, что надо.
    Получилась буква ы,
    Все мы знать ее должны.
    Молоток я раздобыл.
    Из дощечек букву сбил. (Ладони обращены друг к другу, пальцы сомкнуты.)
    Сколько здесь дощечек? Три. (Большой палец левой руки касается ребра ладони правой.)
    А какая буква? И.

    Игра "Определи на ощупь".

    Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

    Игра "Письмо на спине".

    Ребенок подходит к доске, поворачивается спиной к детям, а учитель-логопед пальцем "пишет" какую-то из букв занятия. Затем пишет вызванный ребенок.

    V. Динамическая пауза.

    Незнайка устал и хочет погулять. Пойдем вместе с ним?

    Дети под музыку Р. Газизова "Танец с цветами" идут по кругу. Если учитель-логопед ударяет в бубен один раз, дети идут в противоположном направлении, если два раза – дети кружатся и продолжают движение в том же направлении.

    VI. Дифференциация звуков и букв в слогах и словах.

    Послушайте слоги: мы, ты, бы, вы, ды, лы. Какой гласный звук вы услышали?

    Какую букву выберем?

    А теперь другие слоги: би, ви, ди, ли, ми, ти. Какой гласный звук вы услышали?

    Какую букву выберем?

    От чего это зависит?

    Вывод: после твердых согласных – звук [ы] (буква ы), после мягких согласных – звук [и] (буква и).

    Игра "Выбери букву".

    Дети слушают слова и поднимают соответствующую карточку.

    Пыль, пил, кит, сын, мыть, ты, мы, Дима, липа, дым.

    Какую букву выберем для слова"шить"? (Вспомним правило: жи-ши пиши с буквой и. Звуки [ж], [ш] – твердые, но пишем и.)

    На доске вывешивается карточка, на которой написаны сочетания жи, ши.

    Детям раздаются карточки жи, ши.

    Игра продолжается.

    Бык, жил, шило, сила, зима, выть, шина, тир, мир, уши, пила, мыло.

    VII. Работа со словами-паронимами.

    Игра "Поможем Незнайке правильно выбрать слово".

    На доске картинки, расположенные парами, и слова.

    пыли-пили
    дыма-Дима
    выли-вили
    осы-оси

    Учитель-логопед начинает предложение, а дети заканчивают.

    (Для дошкольников педагог называет оба слова. Например: пыли или пили?)

    1. На шкафу много... . Дети молоко... .

    3. Птицы гнезда... . Волки в лесу... .

    Записать слова в тетрадь, устно составляя предложения.

    рысь-рис
    мыла-Мила
    забыть-забить
    пылить-пилить

    VIII. Физкультминутка.

    Вот Незнайкина зарядка.
    Выполняйте по порядку.
    Быстро встаньте, улыбнитесь,
    Выше, выше потянитесь.
    Ну-ка, плечи распрямите,
    Поднимите, опустите.
    Влево, вправо повернулись,
    Рук коленями коснулись.
    А теперь еще присядем
    И на место тихо сядем.

    IX. Употребление существительных в форме множественного числа.

    Игра "Один и много".

    На доске две корзинки, на которых символы звуков [ы]-[и] или буквы ы-и.

    Детям раздаются картинки с изображением одного предмета. Они должны назвать слово во множественном числе и поместить картинку в зависимости от конечного звука, (буквы) в одну из корзинок.

    Поможем Незнайке собрать слова в корзинки. Но среди карточек есть "сюрпризы", которые никуда не подходят.

    Столы, уши , книги, ножи, ведра, тетради, зайцы, машины, стулья, диваны.

    (Слова с сочетаниями жи, ши в конце слова только для учащихся 1–2класса.)

    X. Самостоятельная работа.

    Обведи буквы (только для дошкольников).

    Дети в тетрадях обводят буквы ы, и.

    Вставь пропущенную букву.

    Дети получают карточки.

    Вкусный с..р, большой к..т, морозная з..ма, резиновая ш..на, серые мыш.., послушный с..н, острые нож.. .

    Взаимопроверка.

    XI. Итог занятия.

    Чему мы научились? Мы научились различать звуки [ы]-[и], и буквы ы-и.

    Все молодцы. Незнайка дарит всем медали с надписью "Молодец".

    Список литературы.

    1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М.: Гном-Пресс, 1999.
    2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А . Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ "Сфера", 2000.
    3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии.Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр.. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
    4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    5. Загадка о Незнайке взята с сайта http://www.stihi.ru/2012/03/30/5326

      Закреплять у учащихся умение различать гласные Ы-И в устной и письменной речи.

      Закреплять умение дифференцировать согласные звуки перед гласными Ы-И.

      Обогащать словарный запас за счет слов, образованных с помощью изменения числа.

      Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.

      Развивать фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ слов.

      Развивать зрительное восприятие.

      Развивать общую и мелкую моторику.

      Формировать положительную мотивацию учащихся через использование игровых и занимательных упражнений.

    Оборудование: экран, компьютер, проектор, конверты с индивидуальными карточками, палочки, зеркала.

    Ход занятия.

    Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок,
    Начинается урок…

    Как назвать одним словом:

    воробей, ласточка, сорока, ворона (птицы)

    подберезовик, сыроежка, лисичка (грибы)

    Какие гласные мы подчеркнем в этих словах:

    Как вы догадались, тема сегодняшнего урока: различение гласных звуков ы, и.

    Игра "Определи на ощупь".

    Дети подходят к столу, на котором находятся объемные буквы и с закрытыми глазами находят одну из изучаемых букв среди букв П, Н, Б, М, Л, Ы, И.

    Прослушайте слоги. Скажите какой гласный вы слышите.

    Пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы

    Игра «Наоборот»

    пы - пи кы-ки

    ты - ти ны-ни

    мы - ми ды-ди

    1. Задание на компьютере. Вставить пропущенные буквы в слова.

    Р…С, М…Р, С…Р, К…Т, Р…СЬ, М…ЛО, К…НО, С…РО, С…ЛА, Р…БА, Л…ДА, Р…ТА, В...Л..., М...Л..., Л...С... .

    3. Игра «Один -много»

    Например: сад – сады.

    Коза – козы
    сова – совы
    игра – игры
    роза – розы
    сапог – сапоги
    стакан – стаканы
    рысь – рыси
    стол – столы.

    – Какие звуки появлялись, когда мы меняли слова?

    Дифференциация Ы-И в словосочетаниях.

    4. Исправь ошибки в словосочетаниях.

    БЕЛИЕ ПУШЫНКИ

    ДУШИСТЫЕ ЛАНДИШИ

    ОСТРИЕ КЛИКИ

    ЛЁГКЫЕ СНЕЖЫНКИ

    ДРУЖНИЕ МАЛИШИ

    ВЕСЁЛИЕ КАНЫКУЛЫ

    5.Физкультминутка

    Вот Незнайкина зарядка.
    Выполняйте по порядку.
    Быстро встаньте, улыбнитесь,
    Выше, выше потянитесь.
    Ну-ка, плечи распрямите,
    Поднимите, опустите.
    Влево, вправо повернулись,
    Рук коленями коснулись.
    А теперь еще присядем
    И на место тихо сядем.

    6.Дифференциация Ы-И в предложениях.

    Индивидуальная работа по карточкам.

    Я в походе (был – бил).
    В барабан я (был – бил).
    Я веревочку (выл – вил).
    Волк в лесу (выл – вил).
    Малыш был очень (мил – мыл).
    Он руки с мылом (мил – мыл).

    – После выполнения задания выполните взаимопроверку.

    Итог урока.

    – Вам было интересно на уроке?

    – Что показалось вам наиболее трудным?