Войти
Территория кровельщика
  • Презентация на тему " китай" Приграничные открытые города и центры
  • Open Library - открытая библиотека учебной информации Особенность физических свойств: растворимость в воде
  • Классный час "12 апреля — День космонавтики"
  • Презентация на тему галактики что же такое
  • Понятие о спиртах Представления о микромире: от Древней Греции до XVII века
  • Что такое агрегатное состояние?
  • Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков. Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш

    Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков. Логопедическое занятие: «Дифференциация звуков и букв Ж - Ш

    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

    детский сад компенсирующего вида № 1472

    ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

    ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Конспект

    открытого индивидуального логопедического

    занятия по развитию произносительной стороны речи

    Тема занятия: Дифференциация звуков [ж], [ш].

    Учитель – логопед: Галушкина М.В.

    Москва, 2011

    Тема: Дифференциация звуков [ж], [ш]

    Цель: Дифференциация звуков [ж] и [ш], подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению звука [р]

    Задачи:

    Образовательные:

    Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях;

    2)Развивать фонематическое восприятие: умение выделять на слух слова со звуками [ж] и [ш];

    3)Совершенствовать умения правильно произносить одно- , двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных;

    4)Формировать навык слогового анализа слов;

    Коррекционные

    1) Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата;

    2) Развивать мелкую моторику рук;

    3) Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

    Воспитательные :

    1)Соблюдать правила поведения на занятии;

    2) Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

    Оборудование:

    предметные картинки для дифференциации звуков [ж] и [ш] в словах и предложениях;

    предметные картинки для слогового анализа слов; большое зеркало.

    Речевой материал:

    1.Ряд слов для развития фонематического восприятия, дифференциации звуков [ж] и [ш] на слух:

    Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка.

    2.Слова для дифференциации звуков [ж] и [ш] и работы над слоговойструктурой слова:

    животикам, живот, ушами, поможет, снежок;

    желуди, шляпа, ландыши, шиповник;

    подушка, машина, ножницы, шкаф;

    подснежник, жук, пиджак, лошадь.

    3.Предложения для дифференциации звуков [ж] и [ш]:

    В лукошке вишни. Женя едет на машине.

    У Наташи вкусная ежевика. Хороши наши лыжи.

    У Жанны большой флажок.

    Миша и Маша кушают баклажаны.

    4.Слова для слогового анализа:

    душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

    План – конспект

    Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию).

    Логопед загадывает загадки.

    Его поймал я на цветке,

    Зажал, как следует в руке.

    Жужжит он: «Попрошу без рук,

    Я не железный, я же – … (ЖУК)»

    Правильно, это жук, с какого звука начинается слово жук? …Правильно, со звука [ж].

    Слушай еще одну загадку:

    Отворилась тихо дверь,

    И вошел усатый зверь.

    Сел у печки, жмурясь сладко

    И умылся серой лапкой.

    Кто это? Кошка. Какой звук я выделяю в слове кош ка?Правильно, звук [ш].

    Как ты думаешь, с какими звуками мы будем сегодня играть?

    Да мы будем с тобой играть со звуками [ж] и [ш].

    Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж].

    Логопед. Давай произнесем звук [ш], а теперь [ж].

    Как ты думаешь, чем похожи эти звуки?

    Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

    Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

    Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - дрожит.

    Умница, мы с тобой сравнили звуки, а сейчас давай немножко разомнем наши пальчики, поиграем с тобой в игру «Кошка»

    Пальчиковая гимнастика «Кошка»

    Мягко кошка посмотри, разжимает коготки, (Ребенок сжимает и разжимает кулачки)

    И тихонько их сжимает, мышку так она пугает.

    Кошка ходит тихо-тихо, что не слышно даже скрипа, (Пальчики поочередно «здороваются»)

    Только мышка не зевает, вмиг от кошки убегает. (Пальчики отскакивают друг от друга)

    Молодец, наши пальчики хорошо потрудились, а сейчас потрудится наш язычок.

    Артикуляционная гимнастика :

    «Грибок» , «Лошадка», «Гармошка», «Моторчик» .

    Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения, направленные на подготовку органов артикуляции к произнесению звука [р]. Логопед дает рекомендации ребенку.

    «Грибок» – нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. «Лошадка» – сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. «Гармошка» – сделать упражнение «грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба, затем закрыть его. «Моторчик» – Логопед просит ребенка улыбнуться, широко открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, произнося громко, отрывисто, многократно, не опуская кончик языка: дддддд.

    Игра «Поймай звук»

    Язычок наш отлично поработал. А сейчас посмотри, кто у меня. Кошка и жук. Возьми жука в правую руку, а кошку в левую. Я буду произносить слова со звуками [ш] и [ж].

    Если я произнесу слово со звуком [ш], ты поднимешь и опустишь картинку с кошкой, а если я произнесу слово со звуком [ж], что ты сделаешь? Да, ты поднимешь и опустишь картинку со звуком [ж]. Итак, начали:

    «Шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, ложе, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, наживка, шмель, дождик, чашка».

    Молодец, хорошо справилась с заданием, поймала все слова со звуками [ш] и [ж].

    Игра «Добавь слово»

    Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.

    И бежит Айболит к бегемотикам,

    И хлопает их по… (животикам).

    К. Чуковский

    Лежебока рыжий кот

    Отлежал себе… (живот).

    И беседовал с ужами, заяц хлопая …(ушами)

    Жук упал и встать не может,

    Ждет он, кто ему… (поможет).

    С. Маршак

    Как на тоненький ледок выпал беленький …(снежок)

    Прицепившись к задней шине,

    Мишка едет на… (машине).

    Игра «Четвертый лишний»

    А сейчас давай поиграем с тобой в игру, которая называется «Четвертый лишний»

    Перед тобой четыре картинки, в названиях этих картинок спрятаны звуки, одна из картинок лишняя. Ты должна назвать каждую картинку, найти лишнюю и сказать, почему она лишняя.

    Итак, начали:

    Картинки: подснежник, жук, пиджак, лошадь. Какая картинка лишняя, почему?

    В слове лошадь звук [ш] находится в начале, середине или конце слова?

    Картинки: желуди, шляпа, ландыши, шиповник. Какая картинка лишняя, почему?

    В слове желуди звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

    Картинки: подушка, машина, ножницы, шкаф. Какая картинка лишняя, почему?

    В слове ножницы звук [ж] находится в начале, середине или конце слова?

    Хорошо справилась с заданием, нашла все лишние предметы.

    Игра «Закончи предложение»

    Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.

    В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.

    Женя едет на …машине. Повтори все предложение.

    У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.

    Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.

    У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.

    Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.

    Умница, закончила и повторила все предложения правильно.

    Игра «Поделим слова на слоги»

    Посмотри – это кошка, это жук. Логопед выкладывает картинки на стол. Давай определим, сколько слогов в слове кошка, сколько слогов в слове жук. Правильно, в слове кошка два слога, а в слове жук – один слог. Сейчас я буду показывать тебе картинки. Ты должна посмотреть на картинку, назвать ее и определить, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, ты положишь картинку рядом с жуком, а если два слога, куда положишь картинку? Правильно, рядом с кошкой.

    Давай попробуем.

    Душ. Сколько слогов в слове душ? Куда положишь картинку? И т.д.

    Слова для деления на слоги: душ, жилет, мешок, лыжи, шуба, ковш, шлем, шапка.

    Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.

    Подведение итога занятия

    С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?

    Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?

    Придумай слова со звуком [ш] , со звуком [ж].

    Ирина Шепелева
    «Дифференциация звуков [ш] - [ж]». Конспект логопедического занятия в старшей группе

    Обучающие задачи :

    Уточнить характеристику звуков [ш] и [ж] ;

    Закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;

    Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах , словах, фразах;

    Закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах ;

    Упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных) ;

    Закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)

    и приставок (глаголы) .

    Развивающие задачи :

    Создать положительное психоэмоциональное настроение;

    Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание,

    мыслительные навыки, мелкую моторику рук.

    Ход ЗАНЯТИЯ:

    1. Организационный момент.

    Логопед : - Прозвенел звонок, начинается урок…

    Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которых

    есть звуки [ш] и [ж] .

    2. Характеристика звуков .

    Логопед : - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки ?

    Чем похожи звуки [ш] и [ж] ? (согласные) .

    Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой , а звук [ж] звонкий , как колокольчик).

    Игра «Колокольчик» .

    Логопед : - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж] , позвоните в колокольчик.

    Слова : шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.

    3. Игровое упражнение «Найди место звука в слове » (по схемам) .

    Логопед : - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.

    4. Дифференциация звуков в слогах .

    Игра «Договори слово» .

    Логопед : - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ .

    Слова : камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.

    5. Дифференциация звуков в словах .

    Игра «Назови ласково» .

    Логопед : - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж] .

    Слова : со звуком [ж] : сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

    со звуком [ш] : перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

    Игра «У кого кто?» (по картинкам) .

    Логопед : - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат) .

    У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат) .

    У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат) .

    У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат) .

    У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат) .

    Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1) .

    Логопед : - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки . Какой предмет лишний и почему?

    Картинки : - Снежинки, груша, жук, лыжи.

    Чашка, машина, флажок, шкаф.

    Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.

    6. Физкультурная пауза.

    Упражнение : «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий) .

    Логопед : - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.

    – Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.

    –Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.

    7. Дифференциация звуков в чистоговорках .

    Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу» .

    Логопед : - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.

    8. Дифференциация звуков во фразе .

    Логопед : - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу) . Помогайте мне.

    Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2) .

    Логопед : Ёжик по лесу … (шёл) . На полянку … (пришёл) . Грибочек … (нашёл) .

    В избушку (вошёл) . Ничего не (нашёл) . Из избушки (вышел) .

    Яблоко (нашёл) . От пенька (отошёл) . Яблоко съел и под ёлку (ушёл) .

    9. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.

    Логопед : - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?

    Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.

    Топ – топ! Топотушки!

    Пляшет зайка на опушке.

    Пляшет ёжик на пеньке.

    Пляшет чижик на сучке.

    Пляшет пёсик на крылечке

    Пляшет котик возле печки.

    Пляшет мышка возле норки.

    Пляшет козочка на горке.

    Пляшет утка на реке.

    Черепаха на песке.

    Топ – топ! Топотушки!

    Пляшут лапки, пляшут ушки,

    Пляшут рожки и хвосты.

    Что стоишь? Пляши и ты!

    Логопед : - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение) .

    10. Итог занятия .

    Логопед : - Ребята, и мы свами хорошо позанимались.

    Прозвенел звонок и закончился урок.

    Светлана Скипина
    Занятие по дифференциации звуков [Ж] - [Ш]

    Тема : «Дифференциация звуков ш – ж » .

    Цель : учить различать на слух звуки ш –ж (в слогах, словах, тексте) ; определение места звука в слове (закрепление) ; развитие внимания и памяти; образование множественного числа существительных.

    1. Оргмомент.

    Какое сейчас время года? (осень) . Какие ещё времена года вы знаете? (зима, весна, лето) . Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) .

    2. Артикуляционная гимнастика.

    Сейчас мы с вами потренируем губы и язык.

    Упражнения «Улыбка – бублик» , «Заборчик – окошечко» , «Вкусное варенье» , «Чашечка» .

    3. Игра «Картинки перепутались» .

    Я принесла вам картинки на звуки Ж и Ш , но они перепутались. Помогите, пожалуйста, разложить картинки правильно.

    Ж – жук, ёжик, лыжи, жёлудь, жаба, флажок.

    Ш – кошка, лошадь, дедушка, чашка, шапка, катушка, лягушка.

    Скажите, как шипит гусь. – Ш-ш-ш.

    Как жужжит жук? – Ж-ж-ж.

    4. Характеристика звуков Ш – Ж .

    Произнесите звук Ш . Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука ) . Какой звук Ш ? (Звук Ш – согласный , всегда твёрдый, глухой, шипящий) .

    Почему согласный? (есть преграда) .

    Почему твёрдый? (произносим строго) .

    Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

    Что вы можете сказать о звуке Ж ?

    -Звук Ж – согласный , всегда твёрдый, звонкий, шипящий.

    Почему согласный? (есть преграда) .

    Почему твёрдый? (произносим строго) .

    Хорошо. Теперь скажите, чем похожи звуки Ш и Ж , чем отличаются. (Когда мы произносим звуки Ш и Ж , язык стоит «чашечкой» за верхними зубами, зубы сближены, губы округлены; звуки Ш и Ж – согласные , твёрдые, шипящие, но звук Ж – звонкий , звук Ш – глухой .

    5. Игра «Скажи наоборот» .

    Дети чётко произносят слоги.

    а) Аж – аш

    б) аш – ши – аж – жи

    аш – ше – аж – же

    аш – ша – аж – жа

    аш – шо – аж – жо

    аш – шу – аж – жу

    в) ши-ши-ши – жи-жи-жи

    ше-ше-ше – же-же-же

    ша-ша-ша – жа-жа-жа

    шо-шо-шо – жо-жо-жо

    шу-шу-шу – жу-жу-жу

    г) жить – шить

    житьё – шитьё

    жутко – шутка

    жалить – шалить

    жил – шил

    наживка – нашивка

    Разобрать значения незнакомых слов (наживка, нашивка) .

    6. Игра «Один – много»

    Обратить внимание, что в конце слова звук Ж произносится , как Ш, а пишется Ж).

    Нож – ножи

    Стриж – стрижи

    Этаж – этажи

    7. Произнесение слов со звуками Ш – Ж .

    Где вы слышите звук Ш ? Есть в слове звук Ш ? (определение места звука в слове ) .

    Слова : флажок, одежда, пушистый, сажа, Даша, солнышко, живот, жадный, пишу.

    8. Динамическая пауза. Игра «Как живёшь?»

    Как живёшь?

    Вот так! (показывают большие пальцы)

    А плывёшь?

    Вот так! (имитация руками плавания)

    Как бежишь?

    Вот так! (топаем ногами)

    Вдаль глядишь?

    Вот так! (приставляют к глазам пальцы «биноклем» ).

    Ждёшь обед?

    Вот так! (подпереть щёку кулаком) .

    Машешь вслед?

    Вот так! (помахать руками) .

    Утром спишь?

    Вот так! (обе руки под щёки) .

    А шалишь?

    -… (хлопнуть по надутым щекам) .

    9. Чтение рассказа «Кошка и ёж» .

    Принесли дети из леса домой ежа. Побежал ёж по комнате. Увидела его кошка, легла на пол и смотрит. Вдруг кошка прыгнула и цап лапкой ежа. Ёж быстро спрятал головку и подставил кошке свои острые иглы. Уколола кошка лапку и ушла в угол. Долго сидела там кошка, а на ежа не смотрела.

    Вопросы к тексту :

    1).Кого принесли дети из леса?

    2).Кто увидел ежа?

    3).Что сделала кошка?

    4).Как защищался ёж?

    Повторное чтение и пересказ текста.

    Какие загадки можно подобрать к тексту? Отгадывание загадок.

    Мягкие лапки, а в лапках – царапки. (кошка) .

    Иголки лежали – лежали, да под стол убежали. (ёж) .

    10. Итог занятия .

    О чём мы сегодня говорили, о каких звуках ? звуках Ш и Ж ) . Чем они похожи и чем отличаются? (ответы детей) . Что мы делали? (Рассматривали картинки на звуки Ш и Ж , играли в игры «Скажи наоборот» , «Один – много» , «Как живёшь?» ; определяли место звука в словах , отгадывали загадки и читали рассказ «Кошка и ёж» .

    Разработала учитель - логопед

    Черкашина Юлия Александровна

    МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 28 "Журавлик"

    Цели:

    коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове; закреплять навык чтения и письма отдельных слов;

    коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие и связную речь;

    воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

    Оборудование: интерактивная доска; презентация к занятию; картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях; картинки раздаточные «Колокольчик», «Наушники»; доска с кроссвордом; конверт, листы бумаги, трафареты, карандаши.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Дети стоят в кругу, логопед загадывает загадки:

    Красотка, звезда,

    И совсем не свинюша!

    Узнали кто это?

    Конечно же... (Нюша)

    Колючки, очки,

    Пара ручек и ножек.

    Узнали кто это?

    Конечно же... (Ёжик)

    На интерактивной доске появляются Нюша и Ёжик.

    Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!

    2. Введение в тему.

    Логопед: Прежде всего, Нюше и Ёжику нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой же это звук? (Звук [Ш]).

    - Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш]. Поэтому Нюша решила, что будет искать именно этот звук.

    - Второй же звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).

    Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж]. Поэтому Ёжик будет искать именно его.

    3. «Звонкий - глухой».

    Решили Нюша и Ёжик вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Нюша позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Нюша, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом.» Ёжик тоже начал звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки его тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я понял!» - воскликнул Ёжик, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Он, как и твой, обозначатся синим цветом!»

    «Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Нюша.

    Ребята, давайте подскажем Смешарикам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] - глухой). Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] - звонкий).

    Правильно! Теперь Ёжик знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он взял с собой колокольчик. А Нюша взяла наушники, потому что звук [Ш] - глухой.

    4. Дидактическая игра «Колокольчик и наушники».

    Дети садятся за столы.

    - Ребята, перед вами лежат две карточки. На первой карточке нарисован колокольчик, а на второй наушники. Давайте поиграем в такую игру: Нюша и Ёжик называют слоги, и если в слоге вы услышите звук [Ш], то поднимите карточку с колокольчиком. Если же услышите звук [Ж], то поднимите карточку с наушниками.

    Включается запись слогов, или логопед произносит сам: ша, жа, шо, жё, жи, ши, аш, жна, шка, каш, жла, што, ашка, ажд.

    5. Дидактическая игра «Подари картинку».

    На интерактивной доске дерево с картинками. У детей на столах лежат аналогичные картинки со звуками [Ш], [Ж] в названиях.

    Шли Нюша и Ёжик по волшебному лесу и увидели там необычное дерево. На этом дереве росли не яблоки, не груши, а картинки. Давайте снимем их с дерева и подарим их Ёжику и Нюше. Но помните: Нюше мы отдадим картинки, в названии которых есть звук [Ш], а Ёжику - в названии которых есть звук [Ж].

    Словарный материал: шары, жук, ракушка, пижама, жёлудь, шоколад, машина, ежи.

    Дети прикрепляют картинки к наборному полотну, где изображены Ёжик и Нюша.

    6. «Собери слово».

    На столах лежат листы бумаги, карандаши, трафареты.

    - Сейчас Нюша будет говорить слова, а вы должны записать первую букву того слова, в названии которого есть звук [Ш]. Если же в слове вы услышите звук [Ж], то вы ничего не пишите, а просто его пропускаете.

    Слова: вышка, жаба, Ёжик, Женя, Иванушка, шапка, Нюша, ужин, живот, Яша.

    В ЫШКА

    И ВАНУШКА

    Ш АПКА

    Н ЮША

    Я ША

    Теперь прочитайте, какое слово у вас получилось?

    В И Ш Н Я.

    Посмотрите, так вот где прятался звук [Ш]. Пред вами буква «Ш», она обозначает звук [Ш]. (На интерактивной доске появляется вишня, на которой расположена, буква «Ш»).

    Нюша дарит звуку [Ш] - наушники.

    Вот мы и помогли Нюше, мы нашли её любимый звук!

    Теперь поможем Ёжику: разгадаем вот этот кроссворд.

    На доске кроссворд. Дети отгадывают загадки. Как только загадка отгадана, каждый ребёнок выходит к доске и записывает ответ.

    Есть копытный великан. Всех перелетных птиц черней,

    Шея как подъемный кран, Чистит пашню от червей,

    С рожками, пятнистый, Взад-вперед по пашне вскачь,

    Но не очень быстрый. (Жираф). А зовётся птица... (грач ).

    Хвост пушистый, В омуте речном живет,

    Мех золотистый, У него огромный рот,

    В лесу живет, Вы слыхали о таком?

    А в деревне кур крадёт. (Лиса). Ну конечно, это… (сом).

    Это что за чудо-птица?! Днем молчит,

    Не сова и не синица, Ночью кричит,

    Не журавль и не дрозд... По лесу летает,

    Как раскрытый веер хвост... Прохожих пугает. (Филин).

    Голубой, зеленый, красный -

    Сколько же на перьях красок?

    Точно важный господин,

    Ходит по двору... (павлин ) .

    Посмотрите на доску и скажите, кто же здесь лишний? Почему? (Лиса, грач, павлин, филин).

    Лишняя лиса, потому что это - животное, а все остальные - птицы.

    (Лиса) В лесу обитачью питается да в курятник забирается,

    Молодцы, ребята! Теперь давайте прочитаем по вертикали, какое слово у нас получилось?

    Ж А С М И Н.

    На интерактивной доске появляется картинка «Цветок жасмина».

    Смотрите, так вот где прятался наш звук [Ж]! Сейчас Ёжик подарит ему колокольчик, потому что он согласный, звонкий!

    7. Завершение работы. Подведение итогов.

    Вот и подошли к концу наши приключения. Ёжик и Нюша помогли своему другу Звуковичку найти потерявшиеся звуки! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Ёжик и Нюша от всей души благодарят вас, ребята, потому что вы им сегодня очень помогли, без вас бы они не справились!

    Конспект интегрированного подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

    Подготовила учитель–логопед Шлянина О. П.

    МБДОУ№1 г. Курганинска Краснодарского края

    Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]

    Цели: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы.

    Ход занятия

    Организационный момент. Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.

    Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». За правильное выполнение, вы получите буквы, из которых составите имена детей. А в путь мы отправимся по лестнице.

    1. Введение в тему. Чтобы узнать в кого превратила колдунья детей, мы должны найти разрезные картинки и сложить их. А искать будем с помощью вот этих подсказок. Логопед предлагает детям ориентироваться на схематически изображенный предлог и предмет. Каждый получает карточку – схему.
    2. Сложи картинку . (дети складывают 2 картинки: жаба и кошка)

    – какой первый звук в слове жаба? [Ж]

    – какой третий звук в слове кошка? [Ш]

    (за выполнения задания дети получают букву Ж)

    Работа с индивидуальными зеркалами . Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.

    [Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

    [Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

    Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)

    жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа

    ша – ша – ша – ша – мама моет малыша

    жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу

    шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу

    (за выполнение дети получают букву О)

    Разложи предметы. Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].

    машина, жаба, одежда, флажок, журавли, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка. (за выполнение получают букву О).

    Деление слов на слоги. –каждый ребенок берет карточку, определяет кол – во слогов выполняет шаги, и рисует точки по кол. слогов.

    (получают букву А)

    Составить слово из слогов.

    ма – ши – на, туш – ка – ка, шах – ты – ма, пи – ма – жа, пру – на –жи, ки – жу.

    (получают букву М)

    Вставь букву в слово. На белую рома_ку сел _ук.

    Бабу_ка вя_ет теплый _арф.

    Весной из берлоги вы_ел медве_онок.

    Ма_а видела в лесу у_ей.

    На лу_айке прыгали лягу_ки.

    В _кафу висит _илет.

    (Вставив букву, читают предложение. Получают букву А)

    Деформированная фраза.

    Женя мыть уши вода.

    В сад мыши жить.

    Катя бежать с кошка рыжая.

    Маша в жакет шкаф вешать.

    В писать Женя школа буквы.

    На стол лежать желтая груша.

    – составить схему предложения.

    На столе лежит желтая груша.

    (получают букву Ш)

    Кроссворд. Давайте вспомним правописание жи – ши.

    1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

    2.Кто ходит в иголках? (ежик)

    3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)

    4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

    5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)

    6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)

    (получают букву А)

    Итог занятия. (Дети составляют из букв имена Жора, Маша, логопед показывает картинки детей). Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли Жору и Машу.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"