Войти
Территория кровельщика
  • Откровение Иоанна Богослова
  • Божественная литургия текст с пояснениями
  • Есть ли предназначенные к погибели
  • Отче наш, Иже еси на Небесех!
  • Предопределение и свободная воля
  • : Религиозно-философские взгляды Льва Толстого
  • История возведения и современный облик карнакского храма. Карнак и его храмы Храмы в карнаке и луксоре

    История возведения и современный облик карнакского храма. Карнак и его храмы Храмы в карнаке и луксоре

    После смерти царя Соломона фараон Шешонк устроил поход в Палестину, и, воспользовавшись расколом в стране и слабостью царя Ровоама, от которого отделилась половина страны, захватил весь регион.

    Были взяты многие города и пленные, а на воротах написаны, можно сказать, результаты инвентаризации захваченного. Тут написаны имена городов и пленников. Надписи не очень хорошо сохранились, но даже в таком состоянии, они бесценны для археологов, фактически, это полный список древних городов Палестины.

    Так Египет опять взял полный контроль над палестинскими землями.

    Странно, но в этих списках нет Иерусалима, хотя иудейская столица точно была взята, царская сокровищница досталась египтянам.

    Эти ворота очень важны, царь Ровоам упоминается только в Библии, и больше никаких упоминаний о нем не найдено, царь Соломон упоминается не только в Библии, но и в некоторых других источниках, которые не являются документальными. Само существование этих правителей могло бы быть поставлено под сомнение, но именно эти записи дают подтверждение “с египетской стороны” тому, что история, описанная в Библии, действительно происходила.

    На другой стороне внешнего двора находятся вторые ворота, которые сохранились уже гораздо хуже. Когда-то они были главными воротами в храмовый комплекс, а аллея сфинксов, которую мы видели перед первыми воротами, располагалась здесь, она была перенесена.


    Именно за первыми воротами и находится колонный зал. Это сооружение когда-то было полноценным зданием с крышей, которая разрушилась со временем, сейчас остались только колонны.

    Всего тут 134 колонны, которые формируют 16 рядов. Самый крупные колонны имеют обхват 10 метров, если вы поедите вдвоем, то не сможете их обхватить, придется кооперироваться с другими туристами, чтобы решить эту задачу.

    Высота самых больших колонн составляет 24 метра, это чуть ниже хорошо знакомой нам 9-этажки, которых много российских городах.

    Первый вопрос, который невольно задаешь себе, когда видишь эти колонны, “как же древние египтяне построили это?”. Камни, которые находятся на вершине колонн, весят по 70-80 тонн.

    Есть несколько предположений, для постройки этого зала создавали специальные помосты из древесины, или, есть еще версия, что во время постройки место строительства просто засыпали грунтом, а потом срыли этот грунт, обнажив готовую постройку.

    Автор этой статьи выбрал бы вторую технологию, она кажется более логичной и правдоподобной. Вы, наверное, заметили, что на колоннах есть надписи. Сам зал был построен фараоном Сети I, но это не сразу удалось определить, долгое время были разные версии о том, кто из правителей Египта является настоящим строителем.

    При Сети I зал был построен, но декорация и нанесение надписей не было закончено. Надписи наносили следующие фараоны Рамзес II, и другие. Именно Рамзесу II многие раньше приписывали строительство, помня о его долгом правлении и величии. Некоторые потомки не считали преступным стесать надписи предшественников, и заменить своими. Также надписи пострадали в последующие эпохи, когда наследие древнего Египта подверглось уничтожению. Обратите внимание, надписи наверху, где их было трудно достать, остались невредимы.

    Это типичный храм Египта - прямоугольной формой, чей фасад обращен к Нилу, а дорогу, ведущую к фасаду, украшают многочисленные сфинксы. Вход в Карнакский храм – это пилон, перед которым размещены монументальные обелиски и статуи фараона. Затем, вы видите изумительное храмовое сооружение, где есть места для вознесения молитв, несколько библиотек, колонные залы. Находясь внутри храме в Карнаке, можно лицезреть историю Древнего Египта, вырезанную в виде рисунков и иероглифических надписей на колоннах и стенах. Эти изображения рассказывают об славной истории великого царства.

    Построил и украсил этот величественный храм знаменитый зодчий Древнего Египта – Иненни, но дальнейшее улучшение, расширение и развитие Карнакского храма, заняло две тысячи лет. Над ним, в свое время, смогли поработать самые выдающиеся архитекторы и мастера Египта, каждый новый фараон Египта, и даже римские императоры, внесли свою лепту в его усовершенствование. За годы существования, храм в Карнаке стал огромным комплексом, включающим: Храм бога Амона-Ра, Храм Птаха, Храм Аменхотепа II, Храм Маат и так далее. Каждый следующий фараон, приходящий к власти, старался переделать храм под свои вкусы, придавал ему больше шика. Когда на трон взошла новая девятнадцатая династия, появилась необходимость увеличения храмового комплекса Карнака. Именно тогда он обрел грандиозные масштабы, лишь новый пилон был по длине сто пятьдесят шесть метров.

    Карнакский храм состоит из тридцати трех храмов, залов, а его общая площадь занимает больше двух квадратных километров. Храм Амона-Ра в Карнаке –самая интересная часть архитектурного комплекса. Это огромное здание начали строить при фараоне Аменхотепе Третьем, а затем строительство продолжили следующие приемники трона Египта: Сети I и Рамзес II. Особенно удивляет посетителей гипостильный зал, имеющий пятьдесят два метра в длину, сто три метра в ширину, тут сто сорок четыре колонны, по двадцать три метра в высоту, и по десять метров в окружности, расположенные в шестнадцать рядов, по всей поверхности, расписанные яркими барельефами. Главный зал с колоннадами, по размерам равняется Собору Святого Петра в Ватикане или Собору Святого Павла в Лондоне.

    Еще одним великим детищем новой династии фараонов и частью комплекса храмового комплекса Карнака, стал Храм богини Мут, расположившийся южнее Храма Амон-Ра. Это строение с трех сторон окружено водами озера Ишру. В Древнем Египте, в водах этого озера производились омовения статуй богов жрецами, а в небольшом помещении рядом, жили священные птицы бога Амона - гуси. Храм является довольно строгим сооружением, с величественной главной колоннадой и статуями египетской богини Мут – женщины, с головой льва. Но на сегодняшний день, Храм богини неба Мут сильно разрушен и сохранился частично, в виде развалин и руин.

    На берегу священного озера Ишру расположен еще один важный египетский символ - большой жук-скарабей, находящийся на постаменте, экскурсоводы рассказывают, что есть поверье, согласно которого, обошедший этот постамент с жуком несколько раз и загадавший желание, получит не только его исполнение, но и обретет удачу на всю оставшуюся жизнь. А вот древние египтяне говорили, что колонна является древними часами, отмеряющими время этого мира. Ежегодно колонна на несколько миллиметров погружается вглубь земли, по легенде, когда жук-скарабей исчезнет из виду, на планету Земля придет конец света.

    Храм бога Хонсу в Карнаке – место, куда египтяне приходят молиться о чудесах исцеления. Он, в отличии от храма его матери Мут, очень хорошо сохранился, но так как находится в самой дальней части, редко посещаем рядовыми туристами, а зря, потому что тут совершенно потрясающие интерьеры и изумительные росписи. Про статую Хонса – покровителя медицины ходят легенды: рассказывают, что если искренне обратиться к древнему божеству с молитвами о здоровье, то оно обязательно поможет. И многие местные жители верят в это и в нашем двадцать первом веке.

    Самым святым местом Карнакского храма, является довольно небольшой камень черного цвета, раньше являвшийся алтарем, на котором лежал «Камень Ипет Соут» - «Матерь Вселенной», это некое подобие «философского камня», доставленного в Древний Египет из Атлантиды, согласно старинной легенды. А в священных египетских папирусах, о «Камне Ипет Соут» говорится, что это «сокровище мира» досталось фараонам от самых богов. Но затем камень был вывезен с территории храма в Карнаке в Гималаи, точнее в Шамбалу, которая сокрыта от взора простых смертных в Тибетских горах.

    Интересной достопримечательностью Карнакского храма является обелиск царицы Египта – Хатшепсут, высотой в тридцать метров, признанный самым большим в стране. На поверхности обелиска высечена история ее коронации. В давние годы, вершины древних памятных обелисков покрывало золото и серебро.

    Храмы Карнака и Луксора объединяет протяженная «Аллея сфинксов», они вырублены из цельных каменных глыб, и увенчаны бараньими головами. Данная аллея зовется – «Тропа богов», потому что по ней, в дни религиозных праздников Древнего Египта, священная золотая барка, несущая статую бога Амона-Ра, двигалась из одного святилища в другое.

    Сегодня Карнакский храм Египта – считается крупнейшим религиозным комплексом в мире, и является основным государственным святилищем Древнего Египта. Этот исторический памятник туристы посещают также часто, как и знаменитые Пирамиды Гизы, ведь храмовый ансамбль Карнака может многое рассказать о древней, и невероятно интересной, египетской истории и культуре.

    В храм Карнака можно приехать с групповой экскурсией, но тогда вы будете привязаны к своей туристической группе и ограничены по свободному времени, поэтому лучше сделать это самостоятельно. Нужно сесть на автобус в Хургаде, Макади-Бэй, Сафаге, Эль-Гуне, Эль-Кусейре и проехать около пяти часов, а еще один вариант - заказать речной круиз по реке Нил, с остановкой в Карнакском храме. Если решите приехать сюда самостоятельно, то постарайтесь быть на месте, в семь часов утра, потому что с девяти часов власть тут захватывают многочисленные групповые туристы, и тотчас забываешь о спокойствии, тишине и возможности что-либо сфотографировать без лишних людей в кадре и без очереди за удачным ракурсом.

    Во времена Древнего Египта на месте нынешней деревни Карнак, расположенной на восточном берегу Нила невдалеке от крупного административного центра Луксора, находился крупнейший город той эпохи Фивы. На протяжении нескольких столетий он являлся столицей всего государства. Именно здесь четыре тысячи лет назад началось строительство самого крупного храмового комплекса, известного сегодня как храм в Карнаке.

    Величайший из богов Древнего Египтак

    Прежде чем начать рассказ об этом уникальном сооружении, следует хотя бы кратко познакомиться с тем, ради кого тысячи рабов возводили его в течение нескольких столетий. Среди пантеона многочисленных египетских богов Амон занимал главенствующее положение. Он олицетворял собой солнце - то есть ту силу, которой была подчинена вся жизнь на берегах Нила.

    Теплом своих лучей оно превращало зерно в полновесный колос, но оно же могло иссушить землю, оставив на месте цветущей нивы мёртвую пустыню. Каждое утро оно, юное и жгучее, восходило на небеса и, пройдя свой дневной путь, старело и в бессилии падало за горизонт, чтобы завтра начать всё сначала. Так же было предначертано и людям - в вечном круговороте жизни стареть, умирать и вновь возрождаться в своих детях.

    Храм в Карнаке

    Этому величайшему из богов были посвящены и Луксорский. Храм, о котором ведется наш рассказ, изначально состоял из трёх частей. Первая из них была посвящена ему самому, то есть великому и могучему богу Амону Ра, вторая - его жене Мут, покровительствовавшей всем царицам, которым суждено было осчастливить землю своим появлением на ней, и, наконец, третья - их сыну Хонсу. Таким образом, план храмового комплекса в Карнаке изначально демонстрировал ряд сооружений, расположенных на общей оси и предназначенных для поклонения этой священной триаде.

    Четыре тысячи лет назад Фивы, являясь столицей Египта, были самым густонаселённым её городом, в котором проживало почти полмиллиона человек. Многочисленные и победоносные войны обеспечили его поступлением дани от покорённых народов и неисчислимыми толпами рабов. Неудивительно, что фараоны могли себе позволить затраты на строительство, колоссальное даже по нынешним меркам. И денег, и рабочих рук было в избытке.

    Каменная летопись на берегу Нила

    Возводился храм бога Амона в Карнаке в период с XVI по XI век до н. э., и все фараоны, правившие в эти века, старались увековечить в нём свои имена, сохранив о себе память. Тутмос I, например, возвёл многочисленные обелиски и статуи, изображавшие его в образе Не страдал излишней скромностью и его внук Тутмос III, построивший так называемый зал Анналов, на стенах которого были высечены рассказы о его блистательных военных победах. Он же прославил свои завоевания в Азии, возведя в северной части комплекса храм богини войны Сехмет.

    Сценами из жизни фараонов покрыты и многочисленные колонны, украшающие Храм Амона Ра в Карнаке. История, охватывающая многие века жизни Древнего Египта, сохранена в этих каменных летописях. Кроме повелителей страны в их сюжетах важное место занимают жрецы, чьё влияние и значение в общественной жизни возрастало по мере расширения комплекса.

    О пользе образования

    Весьма любопытна в этом плане местная легенда, рассказывающая о том, как некий жрец дерзнул бороться за власть с самим фараоном. Он настолько преуспел в своём деле, что у владыки появились серьёзные опасения потерять трон. Не желая рисковать, он приказал воинам схватить жреца и как изменника придать смерти.

    Но по стечению обстоятельств царская стража явилась в храм именно в тот день и час, когда должно было наступить солнечное затмение, о котором жрец, несомненно, знал, поскольку был, как и все его коллеги, отменным астрономом. Поднявшись в нужный момент на стену храма, он возвёл руки к небу, и на глазах у всех повелел солнцу скрыться, чтобы в наступившей тьме сгинули все его враги. Нетрудно представить реакцию собравшихся, когда вслед за его словами землю покрыл мрак. Кончилось тем, что просвещённый жрец занял место фараона, убитого в тот день толпой по его приказанию.

    Фараоны - строители храма

    Храм бога Амона в Карнаке был значительно расширен XIII веке до н. э. Его строителями в этот период стали фараон Сети I и его сын Рамсес II, своими деяниями заслуживший звания Великого. Они воздвигли на территории храмового комплекса Гипостильный зал, способный поразить своими размерами не только жителей тех давних времён, но наших современников. На площади пять тысяч квадратных метров шестнадцатью рядами были установлены сто тридцать четыре колонны, покрытые золотыми пластинами.

    Труды царицы Хатшепсут

    В XV веке до н. э. храм бога Амона в Карнаке значительно дополнила женщина-фараон по имени Хатшепсут. Продолжая дело своего отца Тутмоса II, она возвела в нём ряд пилонов - ворот в форме усечённой пирамиды, увеличила почти в полтора раза храм богини Мут, и построила отдельное святилище небесной барки Амона Ра, названное впоследствии Красной капеллой. На стенах этого сооружения, возведённого из чёрного и красного гранита, древними мастерами были высечены сцены её коронации.

    Однако этому святилищу не суждено было дожить до наших дней. Спустя столетие оно было разрушено другим повелителем Египта - Аменхотепом III. Гранитные блоки, из которых оно состояло, использовались в качестве строительного материала для возведения других сооружений. И только значительно позже, в так называемый эллинистический период при Александре Македонском, святилище было воссоздано, но в значительно изменённом виде.

    В годы правления Хатшепсут храм Амона Ра в Карнаке был украшен четырьмя монолитными каменными обелисками - самыми большими из существовавших в то время в Египте. Один из них сохранился до наших дней. Высеченный из красного гранита, он достигает в высоту тридцати метров.

    В те же годы царица готовилась поразить мир ещё большим сооружением. При ней началось изготовление другого монолита, самого высокого за всю историю Древнего Египта. По замыслу создателей, он должен был подняться над землёй на сорок один метр и весить не менее тысячи двухсот тонн. Но эта работа по ряду причин так и не была завершена.

    Дальнейшее строительство комплекса

    На стыке XIV и XIII веков до н. э., уже при фараоне Хоремхебе, были выстроены ещё три пилона и появилась знаменитая аллея сфинксов. Правители следующей династии также немало потрудились. Храм бога Амона в Карнаке они соединили с берегом Нила дорогой, по обеим сторонам которой были установлены бараноголовые сфинксы. На территории комплекса они возвели ещё одну колоннаду, два новых пилона, и в довершение всего установили сами себе монументальные статуи.

    Новогодняя молитва Амону

    Со временем поклонение Амону приобрело характер общегосударственной религии. Ежегодно в августе, когда происходит разлив Нила, его статую торжественно выносили из храма и по аллее сфинксов в сопровождении многолюдной процессии доставляли в Луксор, где божество обновлялось вместе с землёй, возрождённой после долгих месяцев засухи.

    Здесь сам фараон в молитве, обращённой к богам, и в первую очередь к великому Амону Ра, испрашивал их благословения в новом году. Завершив молитву, он выходил к народу, заполнившему всю прилегающую к храму территорию, и, стоя лицом к Нилу, они все вместе пели хвалебную песнь реке, столь щедро излившей свои воды на иссушенный солнцем Карнак.

    Достопримечательность Египта - храм Амона Ра

    Но прошли столетия, и мир изменил своё лицо. Ушли в прошлое но остались под палящим африканским солнцем памятники той эпохи бережно сохраняемые потомками их строителей. В 1979 году в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО появился и Карнакский Храм (Амон Ра). Описание, история и сегодняшний день этого уникального сооружения оказались под пристальным вниманием мировой общественности, и ежегодно привлекают к нему сотни тысяч туристов. Неудивительно, что доход, приносимый ими государству, является важной составляющей частью бюджета.

    И хотя за долгие столетия среди прочих древностей Египта был разрушен и Храм бога Амона в Карнаке, отзывы посетивших его свидетельствуют, что даже в руинах он производит неизгладимое впечатление своим величием. На сайтах туристических компаний, осуществляющих туры в Египет, где побывавшие в этой удивительной стране делятся своими впечатлениями, неизменно появляются свидетельства восхищения вызванного столь грандиозным сооружением и тем колоссальным трудом, который был затрачен на его возведение.

    Стоит ли удивляться тому, что этот храмовый комплекс входит в число наиболее популярных туристических маршрутов наших дней. Едва ли где-нибудь на свете можно найти хоть и на большом, но всё же ограниченном пространстве такое обилие исторических памятников, отстоящих друг от друга по времени их создания на десятки столетий. Кроме того, в последние годы на его территории ежедневно проводятся грандиозные шоу, включающие в себя световые и звуковые эффекты и рассказывающие об истории храма. Всё это делает его посещение необыкновенно интересным и запоминающимся.

    Карнак знаменит тем, что здесь находится самый большой храм Египта и самый большой в мире религиозный комплекс! Трудно себе представить, но он непрерывно отстраивался в течение двух тысячелетий… Перейдем к описанию карнакского храма и комплекса

    Из поколения в поколение, от фараона к фараону отстраивалось это египетское чудо в северной части города Фивы, на восточном берегу Нила. Уже начиная с XIX династии Карнакские храмы считались национальной святыней. Все периоды египетской истории оставили здесь следы, каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.


    Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм, посвящённый богу Амону Ра. Внутри комплекса имеются и другие храмы, но храм Амона является самым крупным по размерам и протяженности. 10 пилонов стоят в Карнакском храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток. Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся святилища.


    Некоторые из древнейших храмов Карнака были разобраны в период правления царей последующих эпох. Полученный при этом камень использовали в качестве строительного материала. Так, небольшой храм Сесостриса I из белого известняка был целиком извлечен, блок за блоком, из огромного пилона Аменхотепа III (1455–1419 до н.э.). Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо.

    По сторонам двух дорог стоят сфинксы с бараньими головами, и посетитель через передний пилон может пройти к сохранившемуся до сих пор главному храму с могучими стенами, толщина которых пятнадцать метров. Стоит миновать порог храма - оказываешься в беспорядочном хаосе зданий, опор, обелисков, а также надписей и барельефов. Далее находится большой двор, обнесённый колоннадой, открытой в сторону малых храмов.

    Миновав второй пилон, можно оказаться в Большом колонном зале, площадью которого более 6000 квадратных километров, что равно общей вместимости собора Святого Петра в Риме и кафедрального собора Святого Павла в Лондоне или Собору Парижской Богоматери ! Капители колонн выполнены в форме цветков и бутонов папируса.

    Храмовый потолок поддерживается целым лесом колонн - их общее число составляет 134, и все они, равно как стены и потолок, украшены религиозными сценами. Это сделано для того, чтобы свет мог проникать через окна с любой стороны. Каждая колонна в высоту достигает 23 метров, что соответствует восьмиэтажному зданию. Для того, чтобы обхватить любую из колонн - потребуется как минимум 6 человек, взявшихся за руки.


    Этот зал был построен Сетом и Рамзесом II, фараонами периода Исхода, о которых идет речь в Ветхом Завете. Несмотря на огромные размеры, зал не производит угнетающего впечатления на окружающих, даже наоборот - он вызывает чувство уважения и ощущение праздничности. Человек в этом зале ощущает себя муравьём, но ему здесь комфортно и удобно.


    Бесспорно, архитекторы и строители карнакского храма намеревались внушить верующим чувство благоговейного трепета перед богами. Но наряду с этим, они хотели привнести в зал чувство гармонии - существенную часть египетского мировоззрения, где каждому уготовано его место.


    Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками фараонов, обнаруженными в других местах храма - древнейший исторический источник знаний. Именно отсюда мы черпаем значительную часть информации о Египте и соседних странах. Посреди зала высится величайший обелиск мира - 39-метровый гранитный монолит красного цвета в виде устремленной вверх иглы. У него был брат-близнец, стоявший рядом, но он не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг. Эти памятники построены одной из самых колоритных цариц в истории Египта - Хатшепсут , правившей приблизительно в 1500 году до н.э. Когда египтяне сооружали статую бога или богини, фараона или знатного человека, они старались добиться как можно большего сходства с оригиналом и, таким образом, увековечить изображаемого монарха. На фото - храм Хатшепсут


    Фараон всегда изображался выше других, чтобы подчеркнуть его значимость. Понятно, что фараоны не могли находиться в нескольких местах одновременно. Считалось, что жрецы, служившие в храмах Карнака , были их представителями. Их миссию символизировала статуя, действовавшая в качестве посредника между богом и человеком. Со временем жрецы стали большой силой и сосредоточили в своих руках огромные богатства.



    За следующими после Большого колонного зала воротами, у святилища, где, по верованиям древних египтян, причаливали три лодки: бога Амона, его супруги Мут и их сына, бога Луны Хонса, был возведён в их честь храм, в былые времена окружённый садами. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом. Иногда его называли "южным гаремом" Амона. На празднике "опет", который в годы XX династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.

    У южной стороны храма лежит Священное озеро, плавающие в нём гуси тоже считались священными.


    Когда Эхнатон взошёл на трон, культ Амона на некоторое время ослаб. Новый правитель предпочёл Атона и повелел разрушить рельефы и саркофаги с изображением Амона. Но уже его преемник Тутанхамон приказал восстановить старый храм.



    В те времена, в период Нового Царства, когда правила XVIII династия, стовратные Фивы переживали свой расцвет. На украшение резиденции фараоны щедро тратили свои несметные богатства. Но к 663 году до нашей эры неудержимый взлёт Египта сменился глубоким упадком: когда армии ассирийского царя Ашшурбанимала сожгли Фивы – трон мира, от былой роскоши остались только величественные руины храмов.


    Гигантский скарабей (по-нашему жук-навозник;)), считавшийся в Древнем Египте священным


    В древности территория карнакского храма по всему периметру была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота. К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов монументальной аллеей сфинксов с бараньими головами.



    Карта храмового комплекса


    Египет испокон веков притягивал людей своими загадками и хорошо сохранившимися историческими памятниками. Египет – это прекрасное место для путешествий! Бесконечно синее и прозрачное Красное море подарит несравненные морские пейзажи, а множество сооружений древности мировой истории приоткроют занавес в интересный древний мир Египта.

    Наряду с экскурсиями на пирамиды Гизы жемчужиной египетских экскурсий является путешествие в Луксор, в котором расположены два знаменитых храма: Луксорский и Карнакский храмы. Луксор – это небольшой городок на восточном берегу Нила.

    Стоит только оказаться в Луксоре, как перед глазами откроется прекрасный вид на храмы, но выделяться будет Карнакский храм своей масштабностью. Высота столбов, сохранившая цветная и позолоченная облицовка колонн, масштабность площади храма, жук-скарабей, пруд омовения заставят восхититься величеством сооружения, которое поистине является памятником под открытым небом.
    В эпоху правления фараонов было принято возводить гигантские сооружения. Считалось, чем величественнее и масштабнее были постройки, тем большим авторитетом и могуществом мог пользоваться фараон. Храмовый комплекс в Карнаке содержит строения, которые возводились в течение не одного столетия различными правителями Египта.
    Каждый фараон пытался преобразовать строительство храмов под себя, придавая больше пышности и блеска, превосходя предыдущего правителя. На протяжении 2000 лет происходили перестройки храмов, надписи заново переписывались под каждого нового фараона. В Древнем Египте храм служил главным святилищем во всю эпоху Нового Царства.


    Карнакский храм представлен гигантским храмовым комплексом, состоящим из 33 храмов и залов. Раньше Карнакский и Луксорский храмы были соединены коридором Света, от которого сейчас осталась только аллея сфинксов с львиными телами и бараньими головами. Баран считался священным животным бога Амона. Поражает равное расстояние между сфинксами, это поистине уникально.

    Все фараоны стремились перестроить храм под себя, но выдающими преобразователями навечно вписанными в историю Луксора были Тутмос I, Тутмос III, царица Хатшепсут, Аменхтеп III, Рамсесы I, II, III, Птолемеи, ливийские цари XXII.

    Карнакские стены содержат фрагмент договора Рамсеса II и царя Хаттусили III, подписанный после битвы при Кадеше. Сначала договор был написан клинописью на серебряной табличке, но позже его перевели на египетский язык.


    Все фараоны стремились вписать свое имя в историю храмового комплекса, тщательно удаляя предшествующее имя фараона. Всего фараонов в Египте было 134. Данное число считалось священным и означало на жреческом языке Египта «видимый мир». Карнакский храм соорудили как Божественный Дом, который использовался для посвящения новых приверженцев, которых также называют неофитами.

    Долгое время Карнакский храм был погребен под огромным слоем песка. Его начали раскапывать только в XIX веке и до сих пор ведутся работы в этом месте. Пожалуй, колонный зал фараона Сети I в виде леса покрытых барельефами огромных столпов – это самое впечатляющее место в Карнакском Храме. Раньше огромные столпы были опорой для могучего свода, а на плоскости вершины любой колонны можно было разместить пятьдесят человек. Цветные барельефы во всю величину украшают 134 колонны, каждая из которых имеет шестнадцатиметровую высоту. Священный коридор достигается расположением колонн в 16 рядов, а барельефы содержат изображение, на котором можно увидеть восхождение фараона к Богам. Карнакский Храм выступает своеобразным временным лабиринтом, в котором хранятся загадки фараонов.


    Как уже говорилось, каждый фараон стремился что-то привнести в строительство Карнака. Так, женщиной-фараоном была царица Хатшепсут, которая правила в Новом царстве. В Карнакском храме она организовала« Красное святилище », где была расположена ладья бога Амона, при помощи которой проводились церемонии. Хатшепсут велела установить гигантские розовые гранитные обелиски, соорудить VIII пилон для храма Амона и святилище Амона, храм богини Мут (супруга Амона) расширить. При Хатшепсут были возведены 2 обелиска в ее честь, достигающие тридцатиметровой высоты. Они располагались рядом с пилонами храма Амона-Ра и считались самими высокими постройками. Сейчас можно увидеть только один из этих обелисков.


    В честь праздника хеб-сед (фараоны отмечали его на 30 год их правления и последующие каждые три года) был выстроен колонный зал празднеств Тутмоса III в отдаленном конце главной оси Храма. Архитектура Египта не видела ничего подобного по сравнению с колоннами зала в виде величественных шестов, зал предназначался для ритуалов посвящения в Жрецы Бога Амона. Есть помещение, которое находится в стороне главного зала, где можно увидеть на стенах рисунки, содержащие приношения Тутмоса III предкам.


    Южная сторона от Карнакского храма располагает Священным озером или прудом омовения, на берегу которого находится колонна из гранита с масштабным жуком-скарабеем на пике. Жук-скарабей являлся священным для древних египтян, они дали ему название Хепри, которое в переводе означает «самовозникающий». В древние времена озеро использовалось для мистерий. Золотая ладья Амона вместе с лодками из его свиты проплывали по этому озеру.

    Карнакский храм также являлся Домом Света, принадлежащим Амону-Ра. В Древнем Египте здесь располагался священный камень Ипет Соут («Матерь Вселенной»). В наше время можно увидеть алтарь, имеющий данное имя. Через этот алтарь пролегает Солнечная ось Храма, начало берет у аллеи Сфинксов.


    И как видно по этим фотографиям сейчас Карнакский храм является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Египта.

    У входа в храм - аллея сфинксов-баранов. Баран - одно из воплощений бога Амона, которому и посвящён Карнакский храмовый комплекс.


    Пройдя по аллее сфинксов и минуя мощый пилон - попадаем на территорию храма.


    Ширина этого входного недостроенного пилона - 130 метров.


    У Пилона видна также вспомогательная конструкция из илового кирпича, по которой большие известняковые блоки поднимались наверх.


    По правую руку от входа - ещё один ряд сфинксов - баранов


    И под каждым - маленькая статуя фараона, мол фараон - под охраной бога Амона.


    Ряд баранов продолжается до храма Рамсеса III.


    У входа в храм статуя самого Рамсеса


    А на стене остатки барельефа - как с благословения бога фараон наказывает врагов Египта.


    По левую сторону от входа - часовня Сети II. В ней три входа в три святилища - богам Амону, его жене Мут и сыну Хонсу.


    Вот так выглядит то что осталось от одного из святилищ.


    В центре - остатки от некогда существовавшей колоннады.


    За колоннадой, у второго пилона - огромная статуя фараона.

    У фараона сбита часть лица, но ему ещё повезло.

    От некоторых статуй остались только ноги...

    А некоторым повезло чуть больше - они сохранились почти целиком.

    Следом идёт мощный колонный зал.

    Ранее над колоннами была крыша, но после упадка храма и землятрясения 27 года до нашей эры - крыша обвалилась и теперь колонны подпирают лишь небо.

    Центральные 12 колонн имеют высоту 23 метра. Остальные чуть пониже.

    Колонны покрыты барельефами с историческими и мифическими историями о жизни и подвигах фараонов.

    Не является ли эта традиция предтечей росписей православных храмов сюжетами из Писания?









    Выйдя из колонного зала и выйдя в один из проходов - минуем следующие залы и попадаем к пилону у которого находится целая группа статуй фараонов.




    А на заднем плане - главный Египетский секрет строительства храмов;0)


    Вообще полуразвалившиеся стены представляют собой своеобразный лабиринт.


    То вдруг в проходе откроется вид на обелиск


    То вновь возникнут уже знакомые головы фараонов.


    Вертикалями Карнакского храма являются два обелиска. Один из них установила царица Хатшепсут - женщина-фараон.


    Глядишь на обелиски - и сооружение выглядит вполне сохранившимся


    А переводишь взгляд чуть левее - и создаётся ощущение будто перед тобой сплошные развалины.


    От ещё одного обелиска, установленного Хатшепсут осталось лишь навершие, лежащее на земле.




    А рядом - большой жук-скарабей на постаменте.

    Жук был воплощением возрождения. Считалось что именно он катит Солнце на восход. Да и сам постоянно перерождается, появляясь из шара, который сам же катит.


    Жук стоит почти на самом берегу священного озера


    А вокруг - живописные Карнакские развалины


    Экскурсовод даёт минут сорок на самостоятельный осмотр Карнакского храма и возвращение в автобус. Этого времени хватает лишь на то чтобы побродить по лабиринту храмовых построек и постараться повнимательнее их рассмотреть.

























    У многих статуй сбиты лица. Частично это сделано ещё во времена фараонов. Частично уже после прихода мусульман в Египет.







    А это - уцелевшая часть верхнего перекрытия, расписанная звёздами.


















    На выходе из Карнакского храма видны более поздние святилища - исламские.









    За сорок минут, оставленные экскурсоводом осмотреть всё не получилось, и уже чуть ли не бегом пришлось добираться в автобус. Тут невольно позавидуешь мирно отдыхающим под деревом местным жителям.

    Фото: Мочалов Артём И Наталья Нагорская. © 2010 г.