Войти
Территория кровельщика
  • Мордовская автономная советская социалистическая республика
  • Из истории названия села становой колодезь
  • Абу-Камаль: жертва российско-американских договоренностей и нерешительности оппозиции
  • Географические объекты названные в честь георгия седова
  • Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков Путешествие по Росатому: атом и лёд
  • Настольная игра Ужас Аркхема (Arkham Horror) — путеводитель в мир страха Ужас аркхема какое дополнение лучше
  • Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять? Намаз путника (детальный разбор)

    Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять? Намаз путника (детальный разбор)

    Совмещение намазов

    Разрешено совмещать салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср и салят-уль-Магриб с салят-уль-Иша в пути, в котором сокращаются намазы. Не дозволено совмещать салят-уль-Аср с салят-уль-Магриб и салят-уль-Иша с салят-ус-Субх и салят-ус-Субх с салят-уз-Зухр , согласно следующему преданию Ибн Омара: «Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал аль-Магъриб с аль-Иша, когда был серьёзный поход» . Передал Анас о том, что Пророк (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср . Не передано от Него, что он совмещал по-другому, нежели в этих двух положениях, это . Ниспосланные обряды поклонения ограничиваются тем, что передано в текстах. Не дозволено совмещать другие намазы кроме тех, о которых передано в текстах.

    Разрешается совмещать аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша , совершая в первое время и откладывая на второе . Разрешается совмещать намазы во время первого из них и во время второго. Тем не менее, если он прибыл во время первого, то лучше совместить в первое время, т. е. второй намаз совершить во время первого намаза. Если же он находится в движении, то лучше перенести совмещение на время второго намаза. Передано от Ибн Аббаса: «Не сообщить ли вам о намазе Посланника Аллаха (с.а.с.)?! Когда солнце отклонялось от зенита, а он (собираясь в путь) пребывал в доме, то он совершал салят-уль-Аср во время салят-уз-Зухр и совмещал их в полдень. Если же он выходил в путь до полудня, то переносил салят-уз-Зухр на время салят-уль-Аср и совмещал их во время салят-уль-Аср» .

    Необходимо взять намерение на совмещение с наступлением начала первого намаза и соблюдать непрерывность при совмещении их во время первого намаза. Если он совместил намазы в первом времени и прибыл на место своего проживания до наступления времени второго намаза, то если он уже совершил их, то совмещение намазов считается действительным. В обратном случае, если он не намеревался совмещать, то только тот намаз будет действительным, который он совершил.

    Совмещение намазов подтверждается достоверными хадисами. От Анаса передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.), когда выходил в путь до того, как солнце отклонялось от зенита, переносил аз-Зухр на время аль-Аср, затем останавливался и совмещал их. Когда выходил в путь после отклонения солнца от зенита, то делал аз-Зухр, затем выезжал . От Анаса передаётся, что Пророк (с.а.с.), когда спешил отправляться в путь, он переносил аз-Зухр на время аль-Аср и переносил аль-Магъриб так, что совмещал между его с салят-уль-Иша, пока не пропадала красная полоса заката . От Муаза передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) во время битвы при Табуке, когда полдень наступал до его выхода, совмещал аз-Зухр с аль-Аср. А если выходил до наступления полудня, то откладывал аз-Зухр, пока не наступал аль-Аср. И в аль-Магъриб подобно этому: если солнце садилось до его выхода, то совмещал аль-Магъриб с аль-Иша, а если выходил до заката солнца, то переносил аль-Магъриб, пока не наступало время аль-Иша, и совмещал их . Все эти хадисы достоверные. Они ясно свидетельствуют о дозволенности совмещения аз-Зухр с аль-Аср, в первое время и во второе, а также совмещения аль-Магъриб с аль-Иша, в первое время и во второе.

    Здесь нельзя сказать, что Аллах установил для намазов времена и у каждого намаза определённое время. Есть начало времени и нельзя совершать намаз до наступления этого времени. Если же совершил, то намаз не принимается. Есть конец времени и нельзя совершать намаз позже него, а если совершил позже, то это запрещено. И что эти времена утверждены хадисами мутаватир , а совмещение в путешествии подтверждены хадисами ахад . Следовательно, не позволяется оставлять то, что в хадисах мутаватир из-за того, что в хадисах ахад . Так нельзя утверждать. Поскольку совмещение в пути не является оставлением хадиса мутаватир . Напротив, это обособление его. Ведь хадисы ахад могут обособлять то, что приводится в Коране, и тем самым в хадисах мутаватир . Времена намазов, подтверждённые в хадисах мутаватир , приведены в общей форме, а перенос намаза в заблаговременное время или откладывание намаза на более позднее время обособляется выходом в путь. Соблюдение намаза в своё время остаётся утверждённым в общей форме хадисами мутаватир , но исключается из него положение путника и обособляется совмещение двух намазов, в первое время или во второе, в силу своего подтверждения достоверными хадисами.

    Однако совмещение разрешается только в день Арафа, в ночь Муздалифа, в пути, соответствующем условиям сокращения, и в дождливый день. Что касается Арафат и Муздалифа, то Пророк (с.а.с.) совмещал в Арафа и Муздалифа. Что касается пути, то хадисы, указывающие на совмещение намазов в отсутствие дождя, подтверждаются лишь для путника. Это выявляется из текстов многочисленных хадисов. В хадисах приводится: «...когда был серьёзный поход» , «...когда вышел в путь» , «...когда спешил отправляться в путь» и другие хадисы, указывающие на путь. Некоторые предания ясно указывают на сокращение в пути. В хадисе Ибн Аббаса приводится: «Посланник Аллаха совмещал салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср, будучи в пути, и совмещал салят-уль-Магриб и салят-уль-Иша» . Также от Ибн Аббас передаётся, что когда Посланник Аллаха (с.а.с.) был в пути, и солнце отклонялось от зенита, в то время, как он находился на своём привале, он совмещал салят-уз-Зухр с салят-уль-Аср, перед тем, как оседлать коня. Если же солнце ещё не отклонялось от зенита, в то время, как он находился на своём привале, то он выступал в путь и шёл до наступления аль-Аср. Затем останавливался и совмещал их. Если наступало время аль-Магъриб, в то время, как он находился на своём привале, он совмещал салят-уль-Магриб с салят-уль-Иша. Если же не наступало время аль-Магъриб, в то время, как он был на своём привале, он седлал коня и отправлялся в путь, пока не наступало время аль-Иша. Затем останавливался и совмещал их. Во всех этих хадисах совмещение ограничивается путешествием. Под путешествием здесь подразумевается путь, в котором дозволено сокращать намаз. Поскольку артикль «аль» перед словом «сафар» служит признаком конкретизации, т. е. конкретное путешествие, определённое шариатом, в котором сокращаются намазы.

    Что касается совмещения по причине дождя, то это согласно сообщению Абу Саламы бин Абдуррахмана, который сказал: «Из сунны является совмещение аль-Магриба с аль-Иша в дождливый день» . Этот хадис передаёт аль-Асрам. Приводимое в хадисе словосочетание «из сунны» означает из сунны Посланника Аллаха (с.а.с.), что указывает на то, что это хадис. Сказал Хишам ибн Урва: «Я видел, как Убана (Абана) ибн Осман совмещал в дождливую ночь аль-Магриб с аль-Иша и с ним молились Урва ибн Аз-Зубайр, Абу Салама ибн Абдуррахман и Абу Бакр ибн Абдуррахман. Они не осудили его, и никто в их время не возразил ему, и это стало единодушием» . Передал аль-Исрам от Ибн Омара, что Пророк (с.а.с.) совмещал в Мадине аз-Зухр с аль-Асром во время дождя . Передаётся от Джабира ибн Зайда, от Ибн Аббаса, что он рассказал, как Пророк (с.а.с.) совершил намаз по семь и по восемь рак’атов. Аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магриб с аль-Иша. И Абу Айюб сказал: «Возможно, это было в дождливую ночь», и Джабир сказал: «наверное» . Хадис передаёт Бухари. В этом хадисе Абу Айюб Ас-Сухтанийю сказал Джабару ибн Зайду и он же Абу Ашаъса «Возможно, это совмещение в дождливую ночь» и он ответил ему: «Наверное. Так и есть, как ты сказал». Также, о вероятности дождя, сказал Малик, после того как вывел этот хадис. Все эти доказательства указывают на единодушное согласие о дозволенности совмещения намазов по причине дождя, в первое время намазов или во второе.

    Под дождём подразумевается, все то, что называется дождём. Это то, что мочит одежду, несмотря на наличие или отсутствие неудобств. Передано, что Пророк (с.а.с.) совмещал намазы при дожде, не имея между его комнатой и мечетью ничего . Также, несмотря на то, совмещал ли в мечети или дома, шёл ли дождь перед вступлением в намаз или нет. Поскольку хадис не сделал неудобство мотивом совмещения, а значит необходимо ограничиться тем, что приводится в божественном откровении. Поскольку относительно условия совмещения в мечети или других условий нет шариатских текстов, указывающих на это. Более того, подтверждается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал намазы в домах своих жён около мечети. Также в хадисе говорится «в дождливый день», «в дождь», «в дождливую ночь». Исходя из этого, становится ясно, что достаточно, чтобы время было дождливым, а не то, чтобы дождь шёл именно при вступлении в намаз. Потому что, причиной совмещения, т. е. уважительной причиной, разрешающей полное совмещение, подобно выходу в путь, является дождливая погода. Когда появится эта причина, т. е. пойдёт дождь, то абсолютно разрешается совмещать, равно имеются ли неудобства или нет, в мечети или вне неё.

    Не разрешается, помимо Арафа и Муздалифа , путешествия и дождя, совмещать намаз. Не уместно проводить с ними аналогию под предлогом неудобств, когда отсутствует мотив совмещения. Неудобство не является шариатским мотивом в текстах, и проводить аналогию без мотива не допустимо. Не говоря уже о том, что обряды поклонения не мотивируются и не подлежат аналогии.

    Что касается хадиса Ибн Аббаса, что Пророк (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша в Медине, когда не было страха или дождя . Также хадиса Ибн Масуда, что Посланник Аллаха (с.а.с.) совмещал аз-Зухр с аль-Аср и аль-Магъриб с аль-Иша , а когда спросили его об этом, он сказал: «Я сделал это, чтобы не отягощать свою умму» . Также другие хадисы, в которых приводится в абсолютной форме совмещение, без причины путешествия или дождя. Все эти хадисы не применяются к действию, а оставляются, в силу своего противоречия с категоричными хадисами мутаватир . Поскольку если хадисы ахад находятся в противоречии с Кораном и хадисом мутаватир , то Коран и хадис мутаватир принимается, а хабар ахад отвергается, т. к. он является сомнительным, а мутаватир - категоричным. В случае несовместимости их друг с другом, сомнительный отвергается, а категоричный принимается. В данном случае времена намазов подтверждаются путём таватура , и обязательно следует соблюдать их. Оставление этих времён и принятие совмещения в первом или во втором времени на основе одиночного сообщения ( хабар ахад ), противоречащего с ними, не разрешается. Потому что, это оставление категоричного и принятие сомнительного. Здесь также нельзя сказать, что позволяется совмещать намазы при каких-либо нуждах или случаях с условием не брать это за правило. Поскольку хадисы, дозволяющие совмещение, помимо причин путешествия и дождя, приводятся в абсолютной форме, без всяких ограничений чем-либо. Если бы они ограничивались какой-нибудь нуждой или чем-то иначе, то выступали бы обособлением, как путешествие, и принимались бы. Однако они приводятся в абсолютной форме и нельзя добавлять нам что-либо или как-нибудь ограничивать от себя, без указания на это текста. Напротив, они остаются в абсолютной форме. Поскольку они приводятся в абсолютной форме и хадисы мутаватир о времени, также приводятся в абсолютной форме, а соединить эти два вида хадисов невозможно, то хадисы о времени принимаются, а хадисы о совмещении без причины путешествия или дождя - отвергаются.

    Путник совмещает, пока находится в пути. Если он поселится в каком-нибудь месте, то рассматриваются случаи: если он принял это место в качестве аль-икъамы (постоянного места жительства), то его поездка завершается и ему запрещается совмещать. Как, например, если кто-то оправился из Иерусалима в Эр-Рияд, и принял второй пункт в качестве аль-икъамы , где он будет работать. То его поездка завершается, сразу после его обоснования там, и ему нельзя совмещать в таком положении. Если же он не принял это место в качестве аль-икъамы , а лишь находится там из-за своей торговли, ради которой он вышел в путь, (как, например, торговля, которая требует некоторого времени), то он совмещает намазы, пока не вернётся на своё место жительства, сколько бы не длился срок его пребывания в Эр-Рияде.

    Мутаватир - (лекс. последовательный) хадис, переданный множественной группой третьего поколения мусульман (таби - табиин), исключающей вероятности заговора их во лжи, которые приняли его от такой же группы мусульман второго поколения (табиин), которые приняли его от такой же группы мусульман первого поколения (сахаба), а они в свою очередь услышали или увидели от самого Посланника Аллаха (с.а.с.).

    Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.

    Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:

    Можно ли перенести или пропустить намаз?

    Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.

    Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:

    • он физически не ограничен;
    • находится в подходящем месте;
    • его жизни ничего не угрожает;
    • зависящие от его действий люди (больные, старики, дети) находятся в безопасности;
    • его тело и одежда не осквернены, или есть возможность выполнить ритуальное омовение, переодеться.

    В каких случаях можно пропустить намаз?

    • во время боевых действий;
    • во время стихийных бедствий, снегопадов, дождей;
    • при необходимости оказать помощь роженице или спасать другого человека;
    • в пути;
    • если человек непреднамеренно забыл или проспал;
    • когда мусульманин окружен неверными;
    • по причине болезни.

    Свидетельство Джабера:

    «Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб. (аль-Бухари 598, Муслим 209).

    Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:

    «Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней» (Муслим 1/477).

    Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:

    «Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами.» (Ан-Ниса, 101-й аят из 176).

    Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий. (Аль-Маджму 3/67).

    Когда следует совмещать два намаза?

    • в дороге;
    • во время хаджа в день Арафа.

    Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера: пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними» (Муслим).

    Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).

    Как возместить пропущенный намаз?

    Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.

    Правила восполнения

    • если человек пропустил утренний намаз непреднамеренно, он выполняет его сразу после пробуждения, но только после восхода солнца;
    • если верующий приходит в мечеть во время призыва к очередной молитве, он присоединяется к молящимся и совершает сначала намаз, время которого наступило, а после него каза;
    • если человек молится один, вначале он совершает каза намаз, а затем следующий за ним;
    • когда остается мало времени, чтобы прочитать молитвы в правильной последовательности, сначала необходимо сделать намаз, время которого подходит к концу, чтобы не пропустить его;
    • если вынужденно пропущены все намазы, кроме последнего, верующий выполняет все пять поочередно до окончания времени последней ночной молитвы (иша);
    • если пропущены пять молитв за день, восполнить их можно на следующий день, читая намаз и каза поочередно;
    • пропущенный иша восполняют сразу после пробуждения, перед утренней молитвой.

    Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?

    Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.

    Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:

    «Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними». (аль-Мухалля 2/235).

    Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:

    «Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».

    В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?

    Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:

    • нахождение в бессознательном состоянии из-за болезни или одержимости джинами;
    • дни менструаций, родов и послеродовый период у женщин;
    • намазы, пропущенные за время жизни до принятия ислама.

    Считается достоверным хадис:

    «Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее» (Ахмад 4/198).

    Как молиться людям с плохим здоровьем?

    Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз» .

    А — Понятие «сафара»

    «Сафар» переводится как «путешествие», «переезд из одной местности в другую». В религиозной терминологии данное слово означает путешествие на определенное расстояние, которое при спокойном пере движении длится три дня, или 18 часов. Это расстояние обозначается также термином «три мархаля».

    В свою очередь, «спокойное передвижение» – это передвижение пешим ходом или караваном на верблюдах. Для тех, кто совершает путешествие морским путем, сафар состоит из 3-х дней пути парусного судна.

    Таким образом, перемещение людей пешим ходом по суше и прохождение парусного судна в благоприятных условиях по водному пространству в течение 18 часов считается «периодом сафара». При этом учитывается лишь расстояние до конечного пункта назначения. Путь туда и обратно во внимание не берется. Если во время путешествия путник совершил быстрый переход, например, используя современные средства передвижения, он считается путником в любом случае и имеет полное право совершать намазы в сокращенной форме. То, что за путешествие принимается 3 дня пути, объясняется тем, что для путника был определен 3-дневный срок действия масихов, о чем Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

    «Срок действительности масха для для мукыма составляет день и ночь, а для путника – трое суток». (Этот хадис передал ибн Абу Шайба со слов благородного Али. Зайлаи, Насбур-Рае, 2/183).

    Человек, постоянно проживающий в определенной местности, называется «мукым», а тот, кто вышел в путь на расстояние, которое длится самое малое 18 часов, называют «мусафиром» (путником).

    Как обычно, любое путешествие сопряжено с различными трудностями, и поэтому для путников законами Ислама предусмотрены значительные облегчения. Разумеется, никто не передвигается день и ночь, без остановки. Всегда возникает необходимость в отдыхе. Поэтому, по религиозным положениям, дневным переходом считается путь, проделанный за 6 часов. Если считать, что в час можно пройти 5 км, то расстояние, которое можно преодолеть за 3 дня, или 18 часов пути, будет около 90 км.

    Факт, что в наши дни люди могут совершать путешествия на большие расстояния в комфортных условиях, без особых сложностей, не имеет значения, поэтому они пользуются всеми облегчениями, касающимися путников, ибо религиозные положения разработаны не для отдельных случаев. С другой стороны, ханафиты считают, что основой для предоставления облегчения путникам является путешествие. А трудности и сложности путешествия в некоторых случаях и являются основной причиной льгот.

    По мнению большинства ученых, за исключением ханафитов, для того чтобы иметь право на льготы для путников, необходимо, чтобы путь до конечного пункта назначения составлял два дня, или при переходе с тяжелым грузом (верхом или пешим ходом) до конечного пункта назначения была необходимость в двух ночевках.

    Некоторые алимы утверждают, что период сафара – путешествие в 18 фарсахов. (1 фарсах – 3 мили, 1 миля – 1848 метров). В 1 фарсахе 12 000 шагов, а в 1 миле – 4000 шагов. Вместе с тем, время преодоления расстояния в 1 фарсах зависит от рельефа местности.

    Например, на равнине расстояние длиной в один фарсах можно пройти за один час, тогда как в горной местности это расстояние пройти за один час невозможно. Поэтому, в данном случае, фарсах, как мера, не берется во внимание. Но если все-таки принять фарсах как меру длины, то это поможет решить многие вопросы.

    Например, во время путешествия на поезде или самолете расстояние учитывается в фарсахах. Если преодолели необходимые 18 фарсахов, то в силу вступает положение сафара. При этом скорость движения транспортного средства (наземного или морского) не имеет значения.

    За исключением ханафитов, все три имама за меру длины взяли фарсах. По мнению Имама Малика и Ахмада бин Ханбаля, сафаром считается расстояние в 16 фарсахов, то есть в 48 миль. Одна миля – это 6000 локтей.

    По мнению Имама Шафии, сафаром считается 48 миль, это день и ночь. Если путешествие может проходить как по земле, так и по морю, то учитывается способ передвижения. Поэтому, если путь куда-либо длится 12 часов морским путем, а по земле – 18 часов, те, кто совершает путь по земле, считаются путниками, а те, кто по морю, – нет.

    Также касается это и случая, если по направлению к пункту назначения ведут две дороги. Льготами имеют право пользоваться лишь те, которые идут по дороге, по которой время пути составляет 18 часов. Считается, что отсчет пути начинается с того момента, как путник проходит (или проезжает) последние дома города или села, где он постоянно проживает, при этом у него должно быть намерение побыть в пути не меньше 3-х дней. Поэтому, пока путник не пройдет все населенные места на окраинах города, пригородные села, а также кладбище, ток (элеватор) или гумно, которые еще называют «финаи мыср», он не будет полноценно считаться путником.

    Что касается фабрик и заводов, производственных цехов и мастерских, садов и огородов, животноводческих ферм и хозяйств, расположенных за городом, они не считаются городскими строениями.

    Б — Религиозные положения, касающиеся путешествия

    Всем лицам, находящимся в пути, позволено пользоваться льготами и облегчениями при совершении религиозных предписаний. Например, тем, кто вышел в путь во время месяца Рамадан, разрешается отложить пост; период действия масихов для путника составляет три дня и три ночи. Путник может сократить 4-х ракаатные намазы до 2 ракаатов. Это называется «каср салят». Рассмотрим подробнее этот вопрос.

    Сокращение намазов во время путешествия основано на положениях Корана, сунны и иджма. В Коране Аллах повелевает:

    «Когда вы находитесь в пути, то не будет грехом для вас укоротить молитву, если вы опасаетесь угрозы со стороны неверных» . (Сура ан-Ниса, 4/101)

    В этом аяте, как мы видим, поставлено условие для сокращения намазов – существование опасности, но это для того, чтобы дать полноту картины событий тех далеких времен. Известно, что, хотя в большинстве случаев Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) находился в пути в полной безопасности, он сокращал намазы.

    Однажды один из благородных сахабов, Йала бин Умаййя (радиаллаху ‘анху) спросил у Умара (радиаллаху ‘анхума): «Почему мы совершаем намазы в сокращенном виде, ведь кругом нас мир и покой?» Тот ответил: «Я тоже как-то задал этот вопрос Пророку (салляллаху ‘алейхи уа саллям), и он ответил мне:

    «Это милость, оказанная вам Аллахом! Примите садака Аллаха!» . (Муслим, Мусафирин, 4; Тирмизи, Тахара, 4, 20; Насаи, Таксир, 1; ибн Маджа, Икама, 73).

    Все сообщения о том, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), совершая путешествие с целью «умры», хаджа или для ведения военных действий, сокращал намазы, имеют степень «таватура» (степени высшей достоверности).

    Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) рассказывал:

    «Мы однажды сопровождали в пути Пророка (салляллаху ‘алейхи уа саллям). Он в пути не совершал намазы больше, чем в два ракаата. Также поступали Абу Бакр, Умар и Усман (радиаллаху ‘анхум) ». (Ибн Маджа, Икама, 756).

    Ученые приводят следующие слова Умара (радиаллаху ‘анху): «Как говорил Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям):

    «Путники должны совершать 2-х ракаатные намазы» . (Бухари, Таксир, 11; Кусуф, 4; ибн Маджа, Икама, 73, 124).

    Вопрос: Обязательно ли путникам сокращать 4-х ракаатные фард намазы? Или каждый свободен в своем выборе?

    По мнению ханафитов, сокращенное выполнение намазов для каждого путника является ваджибом и в тоже время «азиматом» (т.е отвергнуть многое из харамов, макрухов и мубахов).

    Намеренное совершение намазов полностью, находясь в пути, является макрухом. Но, вместе с тем, если, совершить два ракаата и, посидев в ташаххуде, встать и совершить ее два ракаата, этот намаз считается действительным, а последние два ракаата засчитываются в «нафиль». Однако за задержку выполнение «саляма» такие действия считаются нежелательными. Если кто-то не совершит первый ташаххуд или в первых 2-х ракаатах пропустил кыраат, данный намаз будет считаться не действительным. Данное положение относится к намазам субх и джума. Доказательством является высказывание Айши (радиаллаху ‘анха):

    «Сначала намаз был предписан в два ракаата. Затем были добавлены еще два ракаата (когда люди находятся у себя на родине), а что касается тех, кто находится в пути, то для них предписания остались прежними». (Бухари, Салят, 1; Муслим, Мусафирин, 1; Абу Дауд, 2/3)

    Ибн Аббас (радиаллаху ‘анхума) передал:

    «Всевышний Аллах устами нашего пророка повелел совершать обязательные намазы в 4 ракаата, а в пути – 2 ракаата». (Муслим, Мусафирин, 5, 6; Абу Дауд, Сафар, 18; Насаи, Хавф, 4; ибн Маджа, Икама, 75).

    По мнению маликитов, сокращение намазов в пути является «сунной муаккада», тогда как шафииты и ханбалиты предоставляют своим последователям полную свободу в этом вопросе. Человек, находящийся в пути, может совершать намазы как полностью, так и в сокращенном виде. Однако, по мнению ханбалитов, сокращение намазов гораздо предпочтительнее, чем совершение их полностью, так как так это традиция Посланника Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) и четырех праведных халифов. Если человек вышел в путь для богоугодного дела, с благой целью, или даже с целью совершения преступления, ему позволяется сокращать намазы. Например, кто-то вышел в путь, чтобы заняться разбоем на дорогах или предаться запретным наслаждениям, или совершить другой запретный поступок, в любом случае, он может воспользоваться предписанием шариата.

    Доказательством является аят Корана, имеющий прямое отношение к нашей теме и носящий обобщающий характер: «Нет ничего зазорного в том, если сократить намазы, когда вы находитесь в пути». В аяте не содержится каких-либо четких разграничений между тем, кто выходит в путь с благой целью, и тем, кто выходит с дурными намерениями. (Ибн Хумам, 1/405; ибн Абидин, 1/733, 736; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/215).

    По мнению большинства алимов, за исключением ханафитов, если кто-то вышел в путь с такими дурными помыслами, как разбой, торговля спиртными напитками или другими запрещенными вещами, то есть, когда речь идет о нарушении божественных законов, ему запрещается сокращать намазы, как обычным путникам, объединять намазы, не держать пост в месяц поста, три дня делать масх поверх обуви и совершать намазы-нафиль, находясь верхом. Этот запрет объясняется тем, что в данном случае человек вышел в путь для противления воле Аллаха.

    Правило по этому вопросу следующее: «Разрешение на льготы не может служить основанием для совершения негативных поступков». Кроме того, известно, что Аллах позволил употреблять мясо павших животных тем, кто попал в тяжелое положение, но при условии:

    «Воистину, [Аллах] запретил Вам [есть] мертвечину, кровь, мясо свиньи и то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Если же кто-либо вынужден съесть это по необходимости, не будучи нечестивцем и преступающим свой долг, то нет на нем греха» . (Сура аль-Бакара, 2/173)

    (См. Ибн Рушд, 1/163; аш-Ширбини, 1/268; ибн Кудама, 3/261; аз-Зухайли, 2/323).

    Как только путник решит остаться в каком-либо населенном пункте более 15 дней, он будет считается мукымом (постоянным жителем), и теперь обязан совершить намазы полностью. Если же он решит остаться меньше, чем на 15 дней, его положение путника будет сохраняться. Ученые при этом опираются на доказательство, где состояние путника сравнивается с периодом очищения у женщин. Как известно, во время менструального цикла женщины не обязаны совершать намаз и соблюдать пост, но очищение означает возобновление обязанностей. Так и путник, решивший долго остаться в одной местности, должен полностью выполнять свои обязанности правоверного, от которых он был временно освобожден по причине пребывания в пути.

    Как период очищения женщин ограничивается 15 днями, так и самый малый срок проживания в одной местности был определен в 15 дней. Это мнение основано на высказывании ибн Аббаса и ибн Умара (радиаллаху ‘анхум):

    «Если во время путешествия зайдете в какой-либо город и решите там остаться 15 дней, намазы совершайте полностью. Если же не знаете, когда покинете это место, выполняйте намазы в сокращенной форме!» (аз-Зухайли, 2/323).

    Если путник будет вынужден оставаться в городе и ждать решения какого-либо вопроса, и это ожидание будет длиться годы, он может все это время совершать намазы в сокращенном виде. Так как этот человек в течение длительного времени не может принять окончательного решения о проживании в этой местности, его статус путника будет сохраняться. Передано, что Ибн Умар (радиаллаху ‘анхума) 6 месяцев оставался на одном месте, совершая путешествие, и все это время совершал намазы в сокращенном виде. Сообщают, что так же поступали и многие из сахабов.

    Если какое-либо воинское подразделение войдет в город и решит остаться там больше, чем на 15 дней, то в любом случае воины могут совершать намазы в сокращенной форме, так как армия может потерпеть поражение и отступить, поэтому никакие намерения не могут иметь законной силы.

    Шафииты и маликиты считают, что если путник собирается остаться где-то больше, чем на 4 дня, он должен совершать намазы в полной форме, так как по сунне проживание в одной местности меньше 4 дней не приостанавливает действие положения о путешествии. Как-то Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:

    «После завершения всех религиозных обрядов мухаджир (букв. переселенец, но в терминологии Ислама обычно так называют первых мусульман, которые переехали из Мекки в Медину) может остаться (в Мекке) 3 дня».

    Когда Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) совершал умру (малый хадж) и оставался в Мекке 3 дня, он совершал намазы в сокращенной форме. (аш-Шавкани, 3/207).

    Ханбалиты считают, что если кто-то намеревается остаться в каком либо населенном пункте больше 4-х дней или на период времени, в течение которого можно совершить 20 намазов (с обусловленным временем), он должен совершать намазы полностью. Если же путник решил остаться на меньший срок, то в этом случае он может сокращать намазы.

    При выполнении намаза действительно намерение того, за кем следуют, а не того, кто следует. Например, солдат становится путником или мукымом (т.е постоянный житель определенной местности) в зависимости от намерения командира; работник – от намерения работодателя; ученик – от намерения учителя; женщина – от намерения супруга.

    Что касается детей, не достигших совершеннолетнего возраста, положения о путниках на них не распространяются. Шафииты считают, что намерения маленьких детей имеют силу, и они могут совершать намазы в сокращенной форме.

    Если подчиненный не знает, куда направляется, и не в курсе действительных намерений того, кому подчиняется, и не получил ответа на заданный вопрос, то в этом случае он должен в течение 3-х дней совершать намазы полностью и только после этого выполнять их в сокращенной форме.

    Если правитель страны, предварительно не делая намерений, совершит поездку по своей стране, он должен совершать намазы полностью, если же он сделает намерение ездить по стране в течение периода сафара, то может совершать намазы в сокращенной форме.

    Када намазы мукыма остаются на его совести, даже если он выехал куда-либо. Также нужно восполнить пропущенные намазы и путнику, когда он прибудет в конечный пункт назначения. Поэтому, находясь в пути, он должен совершать пропущенные намазы в 2 ракаата. Если путник решит восполнить када намазы (пропущенные дома) в пути, он должен совершать их в 4 ракаата.

    Мукым может следовать в намазе за мусафиром, который, в свою очередь, может следовать в намазе за мукымом. Если в намазе мусафир отдаст «салям» после 2-го ракаата, мукым должен встать и (без кыраата/чтения Корана) завершить намаз. Если же он допустит ошибку, он может не делать сажда саху, так как его состояние подобно состоянию лахика (т.е того, кто застал имама до окончания руку’ первого рака’ата, но в середине или в конце намаза перестал следовать за имамом, например, в 4-х или 3-х рака’атом намазе, на первом ташшахуде уснул или у него испортилось малое омовение). Желательно, чтобы имам, который находится в пути, перед началом намаза громко объявил: «Я нахожусь в пути, вы сами завершите свой намаз!»

    Путник может следовать за мукымом, только когда наступает время предписанного намаза. Поэтому, когда совершают 4-ракаатный намаз, путник, как и тот, за которым он следует, должен выполнить 4 ракаата.

    Как-то у ибн Аббаса (радыяллаху анхума) спросили: «А что вы можете сказать о путнике, который, когда совершает намаз один, совершает 2 ракаата, а когда следует за имамом, совершает 4 ракаата?» Он ответил: «Делать так является сунной!» (аз-Зухайли, 2/335).

    Нафи говорил: «Когда ибн Умар находился в пути, он вместе с имамом совершал 4 ракаата, но когда оставался один, совершал 2 ракаата» . (аз-Зухайли, 2/335).

    Мусафир не может выполнять намаз када вслед за имамом, ибо пропущенный намаз должен выполняться в 4 ракаата. Запрещается объединять намазы в пути даже при ненастной погоде. Алимы считают, что разрешено объединять намазы зухр и аср в долине Арафат, намазы магриб и иша в Муздалифе, и выполнять эти намазы джамаатом.

    За исключением ханафитов, имамы 3-х мазхабов считают, что при определенных обстоятельствах разрешается объединять намазы зухр и аср, магриб и иша путем «такдим» или «тахир». Например, намазы зухр и аср можно совершать после наступления времени намаза зухр или после наступления времени намаза аср.

    В — Завершение путешествия

    После возвращения путника домой заканчивается его право на льготы, которые он имел. При этом не имеет значения: намеревается он быть здесь длительное время или собирается дальше путешествовать. Что касается «ватану икамат», то нужно сделать отдельное намерение.

    Понятие «Ватан» (родина) делится на три вида:

    1. «Ватану асли»: это место, где человек появился на свет и вырос, обзавелся семьей и где собрался жить постоянно.
    2. «Ватану икамат»: это место, где человек не рождался, не женился и не намеревался поселиться для проживания. Это место, где он собрался остаться на период больше, чем 15 дней.
    3. «Ватану сукна»: место, где какой-либо путник решил остаться меньше, чем на 15 дней. Но ватану сукна не играет особой роли, так как от пребывания в данной местности не меняется ни ватану аслы, ни ватану икамат.

    Положение путника в этих местах может нарушиться нахождением в таких же точно местах, а если эти места ниже по своему статусу, то его положение остается неизменным. Например, человек, пребывающий в «ватану икамат», после возвращения в «ватану аслы» никак не может считаться путником. Также человек, прибывший на место своего рождения, или на место, где проживает его супруга, не может считаться путником, но, если это место находится далее 90 километров, он становится путником во время следования. Но, когда он доберется до места назначения, его положение путника меняется, и он становится мукымом.

    Если кто-то выехал с места, где он родился и вырос, и направился в другое с целью постоянного проживания, новое место становится «ватану аслы», а прежнее место проживания меняет свой статус. Когда Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) приехал в Мекку, он сказал о себе:

    «Мы мусафиры!» . (аш-Шавкани, 3/207).

    «Ватану аслы» не меняется после прибытия в «ватану икамат». Если он направился с целью обучения, отбытия воинской повинности или для работы с места, где родился и вырос, или с места, где проживает его супруга, в другое место, его «ватану аслы» остается прежним. Когда он возвращается домой (даже если он приехал во временный отпуск), он уже не может считаться путником, так как пребывание в «ватану икамат» не меняет «ватану аслы».

    Если кто-то, постоянно проживая со своей семьей в одном городе, обзавелся семьей и в другом городе, то оба города будут считаться для него «ватану аслы». Куда бы он ни направился, он будет считаться мукымом. Что касается «ватану икамат», то стоит ему поехать в другой «ватану икамат» или в другое место, или к себе на родину, и «ватану икамат» теряет свое положение. То есть, если человек, убывший из «ватану икамат», через некоторое время опять вернется туда с намерением остаться на срок меньше 15 дней, то он будет считаться мусафиром.

    «Ватану сукна», где человек остается меньше 15 дней, особой роли не играет. Любой здесь считается путником. Один ватан не меняет статус другого. Стоит кому-нибудь выехать за пределы города и отправиться в путь сроком меньше 5 дней, но на расстояние около 90 километров, как он везде, куда бы ни заехал, будет считаться мусафиром. И этот статус будет сохраняться до тех пор, пока он не вернется к себе на родину.

    Если во время коллективного намаза мукым встал за мусафиром, мусафир дает «салям» после 2-го ракаата, а мукым, не давая «салям», должен завершить намаз сам. Завершив намаз в 4 ракаата, мукым ничего не читает, так как первую часть намаза он совершил вместе с имамом, и тем самым выполнил обязательное предписание о кыраате.

    09:15 2017

    Я путешествовал и по дороге остановился в одном селении, где совершил пятничную коллективную молитву (Джума). Затем я встал и совершил "аср (послеполуденную молитву), т.е. совместил "аср с Джум"а. Со мной был друг, который возразил, сказав, что нельзя совмещать эти две молитвы. Какое решение Шариата в данном вопросе?

    Да, нельзя совмещать Джум"а и "аср. По Шариату дозволено совмещать зухр и "аср, и магриб и иша. Вы должны повторно совершить аср, который совместили с джума, потому что помолились раньше времени наступления молитвы, а молитва, совершенная раньше времени, недействительна.

    Шейх Ибн Усеймин (да смилуется над ним Аллах) подробно разъяснил этот вопрос. Он сказал: «Не дозволено совмещать аср и джума в случаях, когда дозволено совмещать зухр и аср. Если путник останавливается в городе и совершает джума с местными жителями, ему не дозволено совмещать аср и джума.

    Если идет сильный дождь и это обстоятельство позволяет совмещать зухр и аср, все равно не дозволено совмещать аср и джума. Когда больному дозволено совмещать молитвы и он приходит на джума, ему все равно нельзя совмещать аср и джума.

    Доказательством служат слова Аллаха:

    إِنَّ الصَّلاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَاباً مَوْقُوتاً

    «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (Женщины 4:103), т.е. для каждой молитвы предназначено определенное время.

    Аллах обобщенно говорит об этих временах в следующем аяте:

    أ َقِمِ الصَّلاةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ إِنَّ قُرْآنَ الْفَجْرِ كَانَ مَشْهُوداً

    «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях» (Перенес Ночью 17:78).

    Время от полудня до наступления ночи, отмеченное в данном аяте, включает в себя четыре молитвы: зухр, аср, магриб и иша. Эти молитвы перечислены вместе, потому что между ними нет промежутка; как только заканчивается время одно молитвы, наступает время другой. Утренняя молитва фаджр упоминается отдельно, потому что ее время не связано с ночной или полуденной молитвой.

    Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подробно разъясняет время пяти молитв, об этом говорится в хадисах от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса, Джабира и других. Так, мы узнаем, что время полуденной молитвы зухр начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени предмета станет равна его высоте; время послеполуденной молитвы аср начинается с момента, когда тень предмета равняется его длине, и продолжается до захода солнца; когда солнце желтеет, наступает время обязательного совершения молитвы; время вечерней молитвы магриб начинается с захода солнца и длится до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари; время ночной молитвы иша начинается с момента исчезновения вечерней зари и длится до середины ночи; время утренней молитвы фаджр начинается с зари и длится до восхода солнца. Это время молитв, которое Аллах установил в Своей Книге и Сунне Своего Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

    Если человек совершил молитву до предписанного в Коране и Сунне времени, то он грешник и его молитва будет отвергнута, потому что Аллах говорит:

    وَمَنْ يَتَعَدَّ حُدُودَ اللَّهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الظَّالِمُونَ

    «А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (Корова 2:229).

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то это будет отвергнуто». То же самое относится к человеку, который совершил молитву, когда ее время уже истекло, не имея на то уважительной шариатской причины.

    Кто совершил зухр до того, как солнце прошло зенит, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее. Кто совершил аср до того, как тень предмета поравнялась с его длиной, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее, за исключением случаев, когда у человека есть узаконенная Шариатом причина, которая позволяет ему объединять зухр и аср в течение времени зухра.

    Кто совершил магриб до захода солнца, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее.

    Кто совершил иша до момента исчезновения вечерней зари, то его молитва недействительна и не принимается, и необходимо восполнить ее, за исключением случаев, когда у человека есть узаконенная Шариатом причина, которая позволяет ему объединять магриб и иша в течение времени магриба.

    Кто совершил фаджр до зари, то его молитва недействительна и не принимается. Таковы повеления Аллаха, изложенные в Его Книге и отраженные в Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха).

    Поэтому человек, объединяющий аср и джума, совершает молитву до начала ее времени, т.е. до того момента, когда тень предмета равняется его длине. Следовательно, его молитва недействительна и отвергается.

    Если кто-то спросит, можно ли провести аналогию между объединением молитв аср и джума и объединением молитв аср и зухр, то мы ответим, что такая аналогия неправильна по нескольким причинам:

    Эта аналогия касается актов поклонения.

    Джума – это отдельная молитва, которая имеет особые положения. Существует более двадцати различий между молитвой зухр и джума, поэтому их нельзя сравнивать.Эта аналогия противоречит ясной Сунне. В «Сахихе» Муслима передается от Абдуллы ибн Аббаса (да будет Аллах доволен ими обоими), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совмещал полуденную, послеполуденную, вечернюю и ночную молитвы, находясь в Медине, когда не было ни дождя, ни причин для страха. Когда его спросили об этом, он (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что не хотел тревожить свою общину.

    Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) случались сильные дожди, и это вызывало большие затруднения, но он (мир ему и благословение Аллаха) не объединял аср и джума. Передается в «Сахихе» аль-Бухари и других сборниках от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молил о ниспослании дождя, стоя на минбаре, и он не спустился с него, пока дождь не промочил его бороду. Это могло случиться, только если дождь был достаточно сильным, что сделало бы возможным объединение молитв, если бы было дозволено объединять аср и джума. Анас (да будет доволен им Аллах) продолжил: «В следующую пятницу пришел человек и сказал: «О, посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил дождь!»». Это значит, что вода разлилась по улицам, и это обстоятельство позволило бы объединить молитвы аср и джума, если бы такое объединение было разрешено.

    Если кто-то попросит представить доказательства того, что нельзя объединять аср и джума, то мы ответим, что сама просьба является неуместной. В основе актов поклонения лежит запрет, т.е. их нельзя совершать, не владея доказательствами их обоснованности. Поэтому если человек не совершает определенный акт поклонения, мы не должны спрашивать его о доказательствах. Наоборот, о доказательствах надлежит спрашивать того, кто совершает определенный акт поклонения, потому что Аллах осуждает тех, кто поклоняется Ему не в той манере, которая предписана Шариатом:

    أَمْ لَهُمْ شُرَكَاءُ شَرَعُوا لَهُمْ مِنَ الدِّينِ مَا لَمْ يَأْذَنْ بِهِ اللَّهُ

    «Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах?» (Совет 42:21)

    الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الأِسْلامَ دِيناً

    «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Трапеза 5:3)

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто» .

    Поэтому если кто-то попросит представить доказательства того, что нельзя объединять аср и джума, мы спросим его в ответ: «А где доказательства того, что это разрешено?». Основа в том, что необходимо совершать аср в определенное для этой молитвы время. Исключением являются случаи, когда аср можно объединить с другой молитвой при наличии узаконенной Шариатом причине. Во всех остальных ситуациях действует указанный выше принцип, т.е. недозволенность совершать молитву в неустановленное для нее время.

    Если кто-то спросит о человеке, который намеревается совершить молитву зухр вместо джума, чтобы иметь возможность объединить ее с молитвой аср, то мы ответим следующее: если имам и молящиеся за ним поступят подобным образом, т.е. жители определенной местности вознамерятся совершить зухр вместо джума, то нет сомнений в том, что это запретно и такая молитва недействительна. Пятничная коллективная молитва обязательна для них и если они пренебрегают своей обязанностью, т.е. совершают зухр вместо джума, то отклоняют то, что им предписано, и совершают то, на что не было дозволения. Их молитва недействительна и не принимается, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто внесет в наше дело (религию) то, что не является ее частью, то это будет отвергнуто».

    Если путник намеревается совершить зухр вместо джума за теми, кто совершает джума, чтобы иметь возможность совместить зухр с молитвой аср, то это также недействительно. Если путник приходит на джума, она становится обязательной для него; если человек обязан совершить джума, но совершает зухр до того, как имам говорит таслим в конце молитвы, то его зухр недействителен. Даже если бы это было дозволено, человек упустил бы большую награду за совершение пятничной коллективной молитвы.

    Я объяснил этот вопрос так подробно, потому что есть такая необходимость. Мы просим Аллаха направить нас к правильным поступкам и принести пользу людям. Воистину, Он Самый Щедрый.

    «Маджму Фатава Ибн Усеймин», 15/371-375.