Войти
Территория кровельщика
  • Сон открытая калитка во двор
  • Магия чисел Тень во сне к чему
  • К чему снится железная дорога: толкования образов рельс и поездов
  • К чему снятся мошки: сонники и народные поверья К чему снятся мошки в большом количестве
  • Сонник пыль в доме. Толкование сна: пыль. Сонник современной женщины
  • Что значит видеть во сне рану женщине и мужчине?
  • Программа восстановительного обучения при нарушении акта глотания. Положение языка во рту в спокойном состоянии Инфантильный тип глотания является причиной формирования прикуса

    Программа восстановительного обучения при нарушении акта глотания. Положение языка во рту в спокойном состоянии Инфантильный тип глотания является причиной формирования прикуса

    Инфантильное глотание.

    Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благoдаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глoтательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

    Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глoтания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

    Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

    Причины инфантильного глотания:

    Сохранение инфантильного типа глотания может быть oбусловлено:

    Длительным сосанием соски,

    Поздним включением в рацион твердой пищи,

    Поздним прорезыванием временных зубoв,

    Короткой уздечкой языка,

    Ротовым дыханием.

    К неправильному типу глотания также может привести:

    Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

    Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка, регулирующего пoток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

    Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

    Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

    При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

    Лечение:

    При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глoтать.

    Упражнения для нормализации функции глотания.

    Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 1 0 до 1 5 раз ежедневно.

    1. Жуём твёрдую пищу.

    Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

    2. Оближем губки.

    Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

    3. Качели.

    Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

    4. Маляр.

    Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

    5. Чистим верхние зубы.

    Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

    6. Посчитай верхние зубы.

    Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

    7. Лошадка.

    Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

    9. Поэтапное полоскание.

    Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

    10. Зеваем, жуём, глотаем.

    Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

    11. Футбол.

    Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

    12. Карандаш.

    Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

    13. Учимся глотать.

    а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.

    б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

    в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.


    Инфантильный тип глотания.

    Что это? Как преодолеть?

    Глотание является сложным комплексом двигательных реакций, благодаря которым пища, попадающая в ротовую полость перемещается через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным рефлексам.

    На свет появляется малыш. В норме у него хорошо развит механизм глотания, который в первые месяцы жизни носит название инфантильного. Язычок движется реверсивно (вперед-назад) и помогает молочку продвигаться в глотку. К 2,5 годам ребенок овладевает соматическим типом глотания. Он уже умеет поднимать кончик языка при проглатывании пищи. Но, если у ребенка короткая подъязычная связка или нарушен тонус мышц, а так же, если мама не давала ребенку твердую пищу, перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи.

    Как же обнаружить остался ли у вашего малыша инфантильный тип глотания? Просто попросите ребенка сглотнуть слюну или выпить глоток воды. При соматическом типе глотания это не вызовет никаких проблем. Если заметили напряжение и множество лишних движений лицевых мышц, то следует обратиться к ортодонту. Он либо развеет ваши опасения, либо подтвердит их.

    Тогда уже есть смысл обратиться к логопеду или, если такой возможности нет, попытаться помочь ребенку самостоятельно.

    • Артикуляционная гимнастика с верхним подъемом язычка

    (Качельки, чистим верхние зубки, маляр, вкусное варенье, чашечка).

    Качельки

    Подробное описание упражнений можно посмотреть в книгах:

    • Просим ребеночка вылизывать язычком донышко баночки (от йогурта или творожка) и тарелочку.

    Так же полезно выполнять упражнения с использованием пищи, придерживаясь нескольких этапов:

    Этап 1

    Под контролем родителей учим ребенка сосать густую жидкость через трубочку (сначала трубочка потолще, затем трубочку берем потоньше, а жидкость погуще). Так же можно воспользоваться аптечными системами для капельниц. Взять яркую жидкость, стаканчик поставить как можно ниже и попросить ребенка её высосать.

    Этап 2

    Кладём на язычок вареное зёрнышко (гречка, рис) и просим ребёнка растереть его об альвеолы (бугорки за верхними резцами).

    Этап 3

    Через неделю после удачного овладения упражнениями 1 и 2 этапов переходим на следующий этап. Он может занять от 20 дней. Следует запастись терпением. Садимся кушать вместе с малышом и на собственном примере показываем, как поднимается язычок при проглатывании пищи.

    Если у ребенка не укорочена уздечка и тонус мышц в норме, то через 20 дней навык должен сформироваться. Если этого не произошло, то обратитесь к специалисту.

    Инфантильное глотание – это тип глотания, который в норме наблюдается у новорожденных и детей до 2 лет. Однако по мере прорезывания временных зубов ребенок начинает жевать, что приводит к смене типа глотания на соматический.

    Инфантильный тип характеризуется прокладыванием языка между беззубыми челюстями (до упора в губы) в момент глотания. При соматическом типе, который появляется с 2-3 лет, язык упирается в твердое небо.

    В некоторых случаях не происходит смены на соматический тип глотания, этому способствуют определенные причины.

    Причины

    Существует несколько причин, обуславливающих сохранение неправильного типа глотания у ребенка:

    • Отсутствие в рационе твердой пищи после прорезывания молочных зубов. Если ребенок с появлением временного прикуса продолжает употреблять только жидкую пищу, функция жевания не становится основной и инфантильное глотание не сменяется соматическим.
    • Ротовое дыхание (при хронических ринитах, тонзиллитах, а также аденоидах) способствует переднему расположению языка и нарушению перехода к соматическому типу глотания.
    • Укорочение уздечки языка.
    • Использование неправильной соски (слишком длинной или с большим отверстием).
    • Использование соски более 1 года с момента рождения ребенка. До 10-11 месяцев функция сосания является для малыша основной, однако с прорезыванием временных зубов данная функция угасает, а главной становится жевание. Если же родители продолжают использовать соску больше одного года, это может привести к нарушению смены инфантильного типа на соматический тип глотания.
    • Нарушение сроков прорезывания молочных зубов (позднее, чем на 3 месяца от физиологической нормы).

    Последствия

    Неправильный тип глотания, сохраненный у детей в возрасте старше 3 лет, может приводить к патологиям прикуса (чаще всего – открытый прикус).

    Лечение

    Для нормализации функции глотания показан комплекс мероприятий:

    • Устранение всех возможных причин, которые могли бы привести к сохранению инфантильного типа глотания (восстановление носового дыхания, добавление в рацион твердой пищи и т.д.).

    • Миогимнастика – специальные упражнения для мышц челюстно-лицевой области, способствующие нормализации функции глотания.
    • Использование ортодонтических аппаратов с упором для языка (например, пластинки MUPPY).

    7431 0

    Функция дыхания

    Во всех возрастных периодах нормой является носовое дыхание. При этом создается целый ряд благоприятных условий для формирования прикуса:
    . сомкнутые губы уравновешивают давление, оказываемое на челюсти мышцами языка;
    . рот закрыт, и нижняя челюсть зафиксирована в положении, соответствующем нормальному прикусу;
    . поток воздуха, проходящий через носоглотку, увлекает с собой воздух из полости рта, в результате чего здесь создается отрицательное давление, которое оказывает равномерное стимулирующее воздействие на все участки альвеолярных отростков и неба;
    . язык прилежит к небу и уравновешивает давление, оказываемое на него воздушной струей, проходящей через носовые ходы.

    Ротовое дыхание считают патологическим главным образом из-за того, что в этом случае воздух не проходит через очищающие, согревающие и увлажняющие «фильтры» носовой полости, не вентилирует пазухи черепа. С точки зрения стоматолога, дыхание через рот является вредным еще и потому, что резко изменяет нагрузку на растущие кости и неизбежно приводит к серьезным деформациям челюстно-лицевой области.

    В связи с тем, что при привычном ротовом дыхании рот остается приоткрытым, нижняя челюсть смещается книзу и кзади, диафрагма дна полости рта расслабляется, из-за чего страдает эстетика (увеличивается нижняя треть лица, возникает «второй подбородок») и изменяется соотношение челюстей (нижняя челюсть занимает дистальное положение). Разомкнутые губы не могут уравновесить то давление, которое оказывается на фронтальные зубы языком, поэтому зубы выдвигаются вперед и формируется протрузия.

    При ротовом дыхании язык, освобождая путь потоку воздуха в ротоглотку, выдвигается вперед и располагается на дне полости рта. Челюсти не получают необходимых механических стимулов роста, что и приводит к деформации зубных рядов. Поток воздуха, проходя через полость рта, оказывает положительное давление главным образом на твердое небо и поэтому стимулирует избыточный рост формирующих его костей. Такое небо выгибается в полость носа и имеет вид высокого, резко сужающегося кверху купола, и поэтому называется «готическим». Поскольку положительное давление потока воздуха практически не воздействует на альвеолярные дуги, они остаются недоразвитыми, а зубные ряды — суженными, со скученностью зубов (рис. 7.5).


    Рис. 7.5. Патология прикуса при ротовом дыхании.


    Причины ротового дыхания могут быть различными. Во-первых, дыхание через рот может быть затруднено временно, в результате острого ринита и других острых респираторных заболеваний. Если эпизоды ОРЗ не повторяются слишком часто, то формирование прикуса не нарушается. Хроническое ротовое дыхание чаще всего связано с нарушением проходимости носовых ходов (искривление носовой перегородки, хронический ринит, полипы и т.д.) и патологией носоглотки (гиперплазия аденоидов). Еще одной причиной привычного ротового дыхания является снижение тонуса мышц, поднимающих нижнюю челюсть и замыкающих ротовую щель, т.е. нейромышечный стереотип открытого рта, формирующийся на фоне ЛОР-патологии и часто сохраняющийся после восстановления проходимости носовых ходов или возникающий самостоятельно.

    Для предупреждения формирования патологического стереотипа ротового дыхания родители должны обеспечивать и контролировать характер дыхания ребенка с самого раннего возраста. Носовые ходы должны быть всегда свободны, поэтому необходимо регулярно прочищать их от слизи. Рот младенца должен быть закрыт как во время сна, так и в период бодрствования. Нужно следить за тем, чтобы во время сна голова ребенка не была запрокинута. Если у спящего ребенка мышцы, закрывающие рот, расслабляются, нужно легко прикоснуться к подбородку ребенка и, не тревожа его сон, закрыть рот; можно подвязывать нижнюю челюсть косынкой. При первых признаках стойкого нарушения проходимости носовых ходов ребенка следует показать ЛОР-врачу.

    Диагностика патологии функции дыхания проводится в ходе клинического стоматологического обследования.

    Приоткрытый рот и иссушенная красная кайма губ свидетельствуют о ротовом дыхании. Следует выяснить из анамнеза, какой характер — острый или хронический — имеет данное нарушение функции. О продолжительности нарушения функции дыхания можно более или менее объективно судить по состоянию прикуса пациента (см. выше) и некоторым лицевым признакам.

    При длительном, многолетнем ротовом дыхании, сформированном с раннего детства, ноздри остаются «неразработанными», плоскими, с щелевидными входами, а переносица расширяется (это объясняют компенсаторным увеличением размеров недостаточно вентилируемой при ротовом дыхании лобной пазухи).

    Чтобы определить стратегию лечения, выясняют, существуют ли объективные возможности для дыхания через нос. Пациента просят плотно закрыть рот на 10—15 с (или набрать в рот воды) и попробовать при этом дышать; для контроля движения воздуха к ноздрям пациента подносят рыхлый ватный фитиль или сухое стоматологическое зеркало. Если дыхание через нос возможно, то единственной причиной привычного ротового дыхания считают снижение тонуса мышц, закрывающих рот, что следует лечить при помощи специальной миогимнастики (см. далее) и контролирующих мер.

    Если обнаруживается непроходимость носовых ходов, пациента направляют на лечение к терапевту, педиатру (в случае ОРЗ) или к оториноларингологу (при хронической патологии). После ЛОР-санации пациента приглашают на повторное обследование и, если обнаруживают, что функция дыхания не нормализовалась, организуют для него курс миогимнастики.

    Функция глотания

    Акт глотания является сложным действием, которое становится возможным при хорошей координации работы многочисленных мышц. С точки зрения влияния на формирование прикуса, самое важное место в этом комплексе занимает язык.

    Существенное значение имеют размеры языка. При макроглоссии язык занимает всю полость рта, продвигается в прилежащие зоны и деформирует там органы и ткани: прокладывается между зубами и формирует открытый прикус, уменьшает размеры надгортанника. Контуры увеличенного языка обычно фестончатые, с отпечатками зубов, кончик языка при его высовывании свободно достигает подбородка, что помогает клинической диагностике макроглоссии. Эта аномалия часто имеет место при микседеме, кретинизме, гипофизарном нанизме, болезни Дауна.

    В случае истинной макроглоссии, подтвержденной данными цефалометрии, для предупреждения (или лечения) открытого прикуса проводят операцию резекции языка. При микроглоссии язык занимает лишь небольшую часть полости рта, в покое не прикасается к зубам, а при высовывании с трудом достигает нижних резцов. Дно полости рта приподнято, его свободные участки видны по обе стороны языка. Зубная дуга не испытывает центробежного давления языка и поэтому не достигает нормальных размеров. В результате премоляры прорезываются скученно, третьи моляры располагаются в углах нижней челюсти, зубы боковых сегментов смещаются и наклоняются к центральной линии, нижние резцы наклоняются в оральном направлении, верхние резцы — в лабиальном. Наличие у ребенка гипоглоссии диктует необходимость его постоянного наблюдения у ортодонта.

    Давление, оказываемое мышцами языка на опорные зоны во время глотания, достигает 300—800 г/см2, поэтому патология глотания рассматривается в ортодонтии как очень важный управляемый фактор риска. Глотание является врожденной функцией, но, как было отмечено ранее, с возрастом норма глотания должна изменяться в соответствии с изменяющимися условиями в полости рта и таким образом благоприятствовать правильному формированию прикуса.

    Ребенок рождается с уже сформированным инфантильным типом глотания, приспособленным к беззубым челюстям и к основному способу добычи пищи ребенком до шестимесячного возраста — к сосанию. При нормальном развитии после прорезывания зубов язык подвергается функциональным и позиционным перестройкам: он постепенно перемещается кзади, приучается контактировать во время глотания с фронтальными зубами (смешанный тип нормального глотания), а позже — с небно-альвеолярной зоной (соматический тип). Переходный период «созревания» смешанного глотания до уровня соматического в норме заканчивается к 4—5 годам жизни ребенка.

    Цикл соматического глотания состоит их четырех фаз

    I фаза. Передняя треть верхней поверхности языка остается плоской или вогнутой. Пищевой комок собирается на плоскости передней трети языка или в подъязычной зоне, впереди от смещенного кзади языка. Задняя часть спинки языка изогнута, плотно контактирует с мягким небом (пища не проглатывается!). В этой фазе губы и зубы чаще не сомкнуты.

    II фаза. Спинка языка сворачивается желобком или прогибается в средней трети. Кончик языка движется вверх. Мягкое небо поднимается и смещается кзади, при этом образуются две щели: небно-язычная и небно-глоточная. Пищевой комок продвигается кзади. Наблюдается легкое смыкание губ и передних зубов.

    III фаза. Передняя часть языка прижимается к твердому небу. Задняя треть спинки языка снижается, открывая пищевому комку вход в глотку. Начинает сокращаться верхний глоточный констриктор, мягкое небо изгибается — формируется небно-глоточное смыкание, т.е. разобщение носоглотки и ротоглотки. Зубы и губы сомкнуты.

    IV фаза. Спинка языка выгибается вверх и передвигается кзади. Ткани глотки и мягкого неба смещаются вниз и кзади. В результате пищевой комок продавливается за пределы ротоглотки подобно тому, как зубная паста выдавливается из тубы.
    Однако, своевременное созревание функции глотания происходит далеко не во всех случаях: инфантильное глотание сохраняется у 90% трехлетних детей и у 3% двенадцатилетних.

    Патологическое инфантильное глотание отличается от соматического во второй и третьей фазе: язык не смещается кзади, а наоборот, вытягивается вперед, прокладывается между зубами и замыкает собою губную щель (при этом губы и зубы не имеют нормального контакта). Язык отталкивается от губ, периоральные мышцы — круговая мышца рта, щечная, подбородочная — напряжены. Часто при патологическом инфантильном глотании наблюдается, так называемый симптом наперстка или мяча для гольфа:

    Если в кожу вплетаются волокна подбородочной мышцы, то при ее сокращении на подбородке образуются втяжения, ямки. При таком глотании язык оказывает вертикальное давление на фронтальные участки зубных дуг верхней и нижней челюстей, в результате чего альвеолярные отростки выгибаются, соответственно, вверх и вниз, образуя вертикальную щель и формируя открытый прикус. Из-за дискоординации мышц, участвующих в акте глотания, дистальные участки зубных дуг не получают должных стимулов к развитию и остаются суженными.

    Причиной патологического инфантильного глотания может быть вынужденное переднее положение языка (рис. 7.6): при ротовом дыхании таким образом инстинктивно увеличивается пространство для прохождения воздуха, при гипертрофии глоточных миндалин — облегчается продвижение пищевого комка в глотку. Среди других причин недоразвитости функции глотания называют макроглоссию, нарушение тонуса мышц языка, длительное кормление из бутылочки, привычное сосание языка, отсутствие адаптации к твердой пище, предшествующие аномалии прикуса, патологию ЦНС.



    Рис. 7.6. Деформация прикуса при патологическом инфантильном глотании.


    Диагностика инфантильного глотания заключается в определении переднего положения кончика языка во время глотания при клиническом исследовании. Врач пальцами разводит и удерживает губы ребенка, просит его проглотить слюну, наблюдая при этом, не прокладывает ли ребенок язык между зубами. Другим важным признаком патологии глотания является симптом наперстка. Более достоверную информацию можно получить, используя методы миографии, палатографии (получение на небе отпечатков языка, покрытого краской или оттискным материалом), рентгенографии и т.д.

    При смешанном патологическом глотании нарушения функции и их причины практически совпадают с таковыми при инфантильном глотании, с тем отличием, что в III фазе язык не прокладывается между зубами, а упирается в них.

    Следствием постоянного давления на зубы становится избыточный рост фронтальных участков челюстей, вестибулярный наклон зубов, наличие между ними трем. При клиническом исследовании в III и IV фазах глотания видно, что зубы верней и нижней челюстей плотно сжаты, а язык внедряется в широкие межзубные промежутки.

    Стоматолог должен внушить родителям, что формирование правильного глотания у здорового ребенка во многом зависит от организации его вскармливания. Родители должны своевременно (на 4—5-м месяцах жизни) вводить в рацион ребенка плотные по консистенции виды прикорма, не вкладывать ложку в рот ребенка, но приучать его снимать пищу с ложечки губами, не допускать запивания пищи, пресекать избирательное отношение ребенка к твердой и жидкой еде и т.д.

    Для нормализации глотания следует выявить и по возможности устранить все объективные предпосылки недоразвития этой функции: нормализовать дыхание, устранить имеющиеся зубочелюстные аномалии, при помощи специальных комплексов миогимнастики (см. далее) повысить тонус мышц языка и таким образом создать стереотип правильного глотания. В ряде случаев для коррекции глотания необходимо применять специальные ортодонтические аппараты, препятствующие выдвижению языка вперед.

    Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

    Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.

    Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.

    Причины дисфагии - воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода, некоторые нервные заболевания.

    В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.

    В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.

    Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.

    Осмотр логопеда

    • По кормлению.
    • По характеру пищи.
    • Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.

    Б) Занятия логопеда.

    • Проведение логопедических занятий – 20 мин.
    • Логопедический массаж – 10 мин.

    Шкала для оценки симптоматики у пациента:

    0 - дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
    1 - затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
    2 - возможность глотать только жидкость.
    3 - трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
    4 - полная дисфагия.

    1. Подготовка оборудования.

    • Подходящий стол и стул.
    • Поддерживающие предметы, например подушки.
    • Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
    • Салфетки.

    2. Создание соответствующей атмосферы.

    • Хочет ли пациент есть вместе с другими.
    • Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
    • Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
    • Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.

    3. Подготовка пациента.

    • Очищение ротовой полости.
    • Правильное позиционирование.
    • Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
    • Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
    • Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
    • Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
    • Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.

    Упражнения для восстановления глотания:

    • Имитировать знакомые движения:

    – покашливать «кхе-кхе».
    – зевать, широко раскрывая рот.
    – изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
    – полоскать горло.
    – храпеть.
    – глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».

    • Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
    • Высунув язык, говорить звук «г».
    • Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
    • Глотать капли воды из пипетки.
    • Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
    • Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

    Специальные упражнения для мимических мышц:

    • поднимать брови вверх;
    • морщить брови («хмуриться»);
    • закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
    • улыбаться с закрытым ртом;
    • щуриться;
    • опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
    • свистеть;
    • расширять ноздри;
    • поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
    • опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
    • улыбаться с открытым ртом;
    • погасить зажженную спичку;
    • набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
    • надувать щеки;
    • перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
    • опускать углы рта вниз при закрытом рте;
    • высовывать язык и делать его узким;
    • открыв рот, двигать языком вперед-назад;
    • открыв рот, двигать языком вправо-влево;
    • выпячивать вперед губы «трубочкой»;
    • следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
    • втягивать щеки при закрытом рте;
    • опускать верхнюю губу на нижнюю;
    • кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

    Упражнения для улучшения артикуляции:

    • произносить звуки [о], [и], [у];
    • произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
    • произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
    • произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).

    Протокол оценки функции глотания

    1) Малеева Ирина Ивановна,
    логопед отделения опухолей головы и шеи
    ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

    2) Волошина Елена Владимировна,
    логопед отделения нейрохирургии
    ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва