Войти
Территория кровельщика
  • Сон открытая калитка во двор
  • Магия чисел Тень во сне к чему
  • К чему снится железная дорога: толкования образов рельс и поездов
  • К чему снятся мошки: сонники и народные поверья К чему снятся мошки в большом количестве
  • Сонник пыль в доме. Толкование сна: пыль. Сонник современной женщины
  • Что значит видеть во сне рану женщине и мужчине?
  • Полиморфная дислалия с чего начать. Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

    Полиморфная дислалия с чего начать. Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

    В медицинской терминологии дислалия — это нарушение звукопроизношения, объединяющее под собой множество различных отклонений в развитии речевого аппарата как органических, так и функциональных, отличительной особенностью является отсутствие каких-либо нарушений в слухе и присутствие подвижности органов речевого аппарата даже с учетом нарушений.

    Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет. При отсутствии своевременного лечения дислалия может привести к нарушению письменной речи и развитию других отклонений в развитии (ребенок не сможет читать и писать).

    Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

    Органическая дислалия или механическая дислалия Появляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
    Функциональная дислалия Причины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
    Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
    Возрастная дислалия или физиологическая дислалия Звукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

    В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

    • акустическую;
    • артикуляторную;
    • фонетическую;
    • фонематическую.

    В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

    Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

    • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
    • Йотацизм — [й].
    • Ламбдацизм — [л] и [л’].
    • Каппацизм — [к] и [к’].
    • Ротацизм — [р] и [р’].
    • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
    • Гамматизм [г] и [г’].
    • Дефекты озвончения, оглушения.
    • Дефекты смягчения и твердости.

    Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к]. Такое наблюдается чаще при органической форме дислалии. По статистике, сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем простая.

    В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

    Причины появления

    После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

    В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

    В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

    Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

    Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

    К социальным причинам относят:

    • окружающее общество с неправильной речью;
    • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
    • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
    • запущенность ребенка в воспитании.

    Среди биологических факторов отмечают:

    • запоздалое речевое развитие;
    • неправильная формировка фонематичекого слуха;
    • высокая болезненность ребенка.

    Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

    Основные симптомы

    Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

    Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

    • пропускание букв в словах (машина — маина);
    • замена звуков (корова — колова);
    • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
    • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
    • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
    • смешивание двух звуков в один.

    Сенсорная и моторная функциональная дислалия, нарушает произношение 1-4 букв из алфавита. В то время, как при физиологическом дефекте у человека нарушаются более 4 звуков.

    После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

    Лечение

    После изучения терминологической части можно перейти к методам устранения дислалии. Первоначально нужно установить причину появления дефектов у человека. Причины дислалии помогут в определении верного пути лечения.

    Механическая дислалия вначале исправляется при помощи операции. На этом этапе исправляют все анатомические дефекты, мешающие нормальной работе речевого аппарата. В большинстве случаев операция проводится у взрослых после травмы ротовых органов.

    В некоторых случаях органическая (механическая) дислалия не может быть вылечена при помощи операции. В таком случае вся корректировка сводится к работе логопеда с пациентом при помощи корректирующих упражнений.

    Затруднительные особенности преодоления проблем с разговорной речью наблюдаются, если имеется сложная дислалия у детей дошкольного возраста с осложнением на более, чем 4 звуковых группы.

    В этом варианте у ребенка, как правило, наблюдается нарушение фонематического слуха. Поэтому детей, сначала учат правильно воспринимать и различать звуки, а только потом их произносить. Особенно важно, чтобы правильная речь окружала ребенка не только на занятиях с логопедом, но и дома в кругу общения.

    В связи с тем, что дислалия — довольно обширное понятие, то можно посоветовать только общие упражнения на развитие речи. Ведь лечение ламбдацизма, ротацизма, сигматизма сильно отличается друг от друга по принципам и упражнения. Для разных звуков используется своя методика постановки артикуляции. И у каждого звука она индивидуальная. Дислалия у детей и методы ее устранения очень интересуют родителей. Основные упражнения заключаются в развитии речевого аппарата. Для этого применяют:

    • артикуляционную гимнастику;
    • развитие чувствительности слуха;
    • логопедический массаж;
    • развитие микромоторики;
    • методики правильного дыхания при разговоре.

    После выполнения данных основ происходит артикулярная постановка определенного звука. Для этого вначале используют дополнительную помощь в виде зондов, палочек, пальцев и т. п.

    В заключительном этапе производят тренировку правильного постоянного произношения в речи. Для этого читают книги, разговаривают, учат стишки и поют песни.

    Занятия у логопеда по коррекции дислалии необходимо проводить регулярно, два-три раза в неделю. Важно, чтобы дома дети также выполняли все задания, назначенные логопедом. В среднем полноценное лечение занимает от 1 месяца до полугода. У взрослых данный срок может значительно сокращаться, так как им значительно легче выполнять инструкции логопеда.

    Самый простой способ профилактики развития речевых дефектов является ежедневное выполнение простых упражнений:

    • Двигайте языком: влево, вправо, по часовой стрелке и против нее, тянитесь к носу и подбородку.
    • Выполняйте позицию «грибок» — присосите язык к нёбу и открывайте, закрывайте рот.
    • Двигайте губами: вверх, вниз, улыбайтесь, печальтесь, вибрируйте ими, вытягивайте максимально в трубку.
    • Максимальное открытие, закрытие рта для разминки связок челюсти.
    • Выговаривание скороговорок.

    Характеристика лечения и упражнений зависит от каждого случая индивидуально, и одинаковые методики могут не подойти для разных пациентов. Дислалия относится к довольно распространенным нарушениям звукопроизношения, при своевременном лечении от него можно полностью избавиться и наслаждаться свободным общением.

    Одним из распространенных речевых дефектов, который встречается у детей различного возраста, считается дислалия. При такой патологии наблюдается отсутствие, замены, смешение и искажение звуков в устной речи. Специалисты выделяют два вида речевого расстройства: механическая и . Логопедическая коррекция при таком заболевании включает подготовительный этап, формирование перечисленных произносительных и коммуникативных навыков. В некоторых ситуациях требуется проведение хирургического вмешательства, например, при короткой уздечке языка.

    • короткая уздечка языка;
    • слишком большой или, наоборот, маленький язык;
    • плохая подвижность губ;
    • неправильный прикус;
    • неправильно расположенные зубы;
    • расщелины губы;
    • слишком высокое или низкое небо.

    Причины функциональной дислалии кроются и в психологических особенностях ребенка, однако строение артикуляционного аппарата при этом не нарушено.

    Спровоцировать такой вид патологии может:

    1. педагогическая запущенность;
    2. проблемы с фонематическим слухом;
    3. общая физическая ослабленность малыша;
    4. подражание неправильной речи взрослых.

    Кроме этого, спровоцировать дислалию может минимальная мозговая дисфункция, при которой затормаживается речевое развитие. Родителям следует знать, что не относится к причинам функциональной дислалии, и постоянно контролировать состояние артикуляционного аппарата.


    Методы устранения

    После проведения обследования ребенка врач подбирает наиболее эффективные методы работы по формированию правильного произношения звуков. С помощью современных методов коррекции, при незначительных отклонениях, удается за несколько месяцев, а при сложной дислалии у детей дошкольного возраста – за полгода.

    Коррекция патологии включает проведение следующей работы:

    • Подготовительный этап. Специалистом ведется работа, направленная на устранение анатомических дефектов при механической дислалии. В том случае, если у ребенка выявлено функциональное речевое нарушение, то проводится работа по развитию моторики речевого аппарата, то есть делается специальная гимнастика и массаж артикуляционного аппарата. Для формирования правильного произношения делается акцент на формировании направления воздушной струи, развитие мелкой моторики и отработку опорных звуков. В карте обследования должна быть обязательно указана причина возникновения механической дислалии.
    • Формирование начальных навыков произношения. Специалистом подбирается наиболее оптимальный способ постановки звуков с применением специальных механических приспособлений, по подражанию или смешанно. После произношение звука автоматизируется в слогах, словах, предложениях и фразах. В том случае, если наблюдается смешение звуков, то логопедом проводится работа по их дифференциации.
    • Формирование коммуникативных навыков. На завершающем этапе коррекции логопедом дислалии у ребенка автоматизируется привычка правильно произносить все поставленные звуки в любых ситуациях при общении.

    Улучшить функционирование артикуляционного аппарата удается с помощью специальных упражнений:

    1. трубочка;
    2. улыбка;
    3. воронка;
    4. пофыркивающая лошадь;
    5. прятки.

    Важно: в большинстве случаев, при сложных формах дислалии, у ребенка нарушен фонематический слух. Необходимо, чтобы ребенок делал занятия как вместе с логопедом, так и дома, с родителями. Лишь при каждодневных и систематических занятиях удается за короткое время устранить речевые нарушения.

    В редких случаях при лечении прибегают к оперативному вмешательству, с помощью которого удается исправить зубную челюсть. Преимущественно хирургическое лечение осуществляется в подростковом возрасте, после выяснения причины механической дислалии. Диета предполагает полный отказ от употребления твердой пищи, которая может повредить целостность слизистой языка, десен и неба. Кроме этого, после проведения операции ребенку придется в течение нескольких недель принимать лекарственные препараты с обезболивающим действием.

    Ответить на вопрос, сколько времени потребуется на коррекцию дислалии, не так просто. Это определяется различными факторами, и в том числе индивидуальными особенностями детского организма. При незначительных нарушениях логопедические занятия могут растянуться на 1-2 месяца, а при сложных случаях положительный результат может быть заметен лишь через полгода. Чем младше ребенок, тем длиннее будет коррекция патологии.

    Профилактика

    Главным условием профилактики речевого нарушения считается ведение здорового образа жизни с самого рождения ребенка. Необходимо обязательно делать ему массаж, зарядку и заниматься закаливанием организма, что в будущем положительно отразится на развитии речи. В возрасте, когда ребенок еще не произносит слова, следует обязательно с ним разговаривать и рассказывать сказки.

    Для профилактики механической дислалии следует контролировать развитие прикуса. Родителям нужно следить за тем, как растут нижние и верхние зубы. Кроме этого, следует регулярно вести работу по всестороннему физическому развитию ребенка. Узнать, что такое дислалия у детей, и каковы методы ее устранения, можно у дефектолога.

    – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

    Общие сведения

    Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии .

    Классификация дислалии

    С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию . Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

    Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).

    При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

    В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

    С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

    Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

    • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р"]
    • Ламбдацизм - недостатки произношения [л] и [л"]
    • Сигматизм - недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с"], [з], [з"]
    • Йотацизм – недостатки произношения [й]
    • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г"]
    • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к"]
    • Хитизм - недостатки произношения [х] и [х"]
    • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
    • Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

    При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

    В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

    Причины дислалии

    В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

    Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким , перекрестным , открытым , прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами , редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

    Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы , мягкого и твердого нёба , относятся не к дислалии, а к ринолалии .

    При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность .

    К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей , минимальную мозговую дисфункцию , способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

    Симптомы дислалии

    Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков. Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

    Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

    При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

    Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

    Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию , возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

    Диагностика дислалии

    Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

    Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях - изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

    В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.). При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация пластика уздечки языка или верхней губы , курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

    Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

    На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

    Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

    Прогноз и профилактика

    В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

    Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

    Полиморфное нарушение звукопроизношения - это один из видов дислалии (картавости), проявляющееся расстройством произношения нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5-ти лет при сохраненном интеллекте, иннервации и целостности органов артикуляции. Дислалия - самая распространенная логопедическая патология. По статистике около 53% детей дошкольного возраста 5-6 лет, 20-30% 7-8 лет и 1% взрослого населения страдают этим нарушением. Нарушение звукопроизношения на сегодняшний день имеет тенденцию к полиморфизму и чаще приводит к нарушению письма.

    Виды нарушений звукопроизношения

    Классификация нарушений звукопроизношения выделяет следующие формы:

    • Механическая (органическая) - характеризуется наличием врожденного или приобретенного структурного дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции высшей нервной деятельностью.
    • Функциональная форма ставится, когда исключена морфологическая патология ЦНС и органов речевого аппарата, при наличии симптомов дислалии. В ней выделяют моторную и сенсорную. Первая обусловлена нейромолекулярным сдвигом в центре произношения из-за чего движения губ, языка, щек и других органов артикуляции несколько затруднено. Сенсорная - проявление нейродинамического потрясения в теменной области, которая отвечает за звуковосприятие.
    • Физиологическая - транзиторная форма дислалии всего человечества, которая в норме проходит сама до 5-ти летнего возраста.
    • Мономорфная форма - простое нарушение звукопроизношения, которая затрагивает до 4-х звуков из одной группы, например, свистящих.
    • Полиморфное нарушение звукопроизношения - это сложная форма, при которой страдает больше 4-х звуков и может быть из разных звуковых групп.

    Дислалия - это, прежде всего, патология активного и пассивного орального аппарата речи, в который входит язык, губы, щеки, зубы, твердое небо и т.д. Однако нарушение звукопроизношения нередко возникает на фоне структурных или функциональных патологий других анализаторов. Таким образом, дислалия бывает:

    • Артикулярно-фонетическая.
    • Акустико-фонематическая.
    • Артикулярно-фонематическая.

    Также дислалия в логопедии делится по фонетической классификации. В ней патология делится в зависимости от проблемного звука.

    • Сигматизм - наиболее частая форма дислалии, которая проявляется нарушением свистящих и шипящих звуков (ш, ж, щ и с, з). Отдельно проявляется, как щечный, межзубный, губной сигматизмы и затруднения в произношении тех же звуков парасигматизмы.
    • Нарушение произношения сонорных звуков, к которому относятся ламбдаизм и праламбдаизм, ротацизм, и параротацизм. Первая форма характеризуется расстройством воспроизведения звуков «л» и «ль». Ротацизм - нарушение произношения звука «р».
    • Нарушения создания заднеязычных звуков - сюда входи гамма-, каппацизм, и хитизм (дефект произношения звуков «к, кь, г, гь, х, хь»).
    • Йоттацизм - нарушение произношения букв, содержащих звук «й»: «я», «ю».
    • Дефект звонкости - замена звонких согласных глухими и наоборот.
    • Дефект мягкости - замена мягких согласных твердыми и наоборот.

    Причины возникновения дислалии

    Причины возникновения дислалии бывают органические, функциональные и биологические. К первой категории относятся заболевания, которые приводят к морфологическому повреждению речевого аппарат. Наиболее частыми причинами этого являются:

    • Аномалии строения губ и языка. К данным дефектам относятся микро- и макроглоссия (маленький и большой язык), коротка уздечка верхней губы или в подъязычной области. Короткая языковая связка проявляется нарушением в воспроизведении верхних звуков. Микро- и макроглоссия характерны для детей с генетическими мутациями, например, при синдроме Дауна.
    • Неправильное строение костного каркаса аппарата артикуляции. Данная категория включает в себя неправильный прикус (прогения и прогнатия). Дефект зубных рядов (диастема, аномально редкие, а также мелкие зубы), нефизиологичную форму твердого неба (готическое). Описанные нарушения могут быть врожденными или приобретенными.

    Функциональная патология возникает на фоне негативных социальных условий. К ним относятся:

    • Билингвизм - эта причина полиморфного нарушения звукопроизношения реализуется через чрезмерную загрузку нервной системы ребенка. Особенно сильно заметно в семьях, где в языке одного из родителей искажаются звуки, например, во французском «р».
    • Педагогическая запущенность - недостаток внимания, воспитания родителями детей.
    • Отсутствие правильной речи у родителей - дислалия в данном случае, обусловленная постоянным подражанием детьми своим родителям, которые плохо говорят.

    Кроме того, к функциональным относят неправильную артикуляцию и нарушение фонематического слуха при сохраненном фонетическом. Причины патологии обусловлены общей соматической (физической, неврологической) ослабленностью. Чаще всего такие состояния возникают при хронических заболеваниях.

    Симптомы дислалии и дифференциальная диагностика с дизартрией

    Симптомы больного оцениваются врачом-логопедом. Во внимание берутся все дефекты звуковоспроизведения (пропуски, искажения, замены, смешения).

    • Под пропусками подразумевается полное выпадение звука на любом участке предложения или слова. Дислалия характеризуется выпадением звуков с различных звуковых групп. Если ребенку, время от времени удается уместно употребить определенный звук, то речь идет о смешанной дислалии, которая возникает при недостаточном усвоении фонетических структур.
    • Искажение - это неправильная механическая работа органов артикуляции, в результате чего фоны произносятся неправильно, например, при межзубном или боковом способе создания звука «с».

    Такие виды нарушений звукопроизношения, как функциональная и механическая дислалия, тоже имеют свои особенности. Первая характеризуется неправильным произношением одного или нескольких звуков в одной группе. В свою очередь, как механическая форма зачастую имеет несколько звуковых расстройств из разных групп.

    Не стоит путать дислалию с нарушением звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии. Последняя представляет собой императивные гиперкинезы мышц артикуляционного аппарата. При этом язык буквально сворачивается в трубочку, а общее состояние пациента напряженное. Кроме того, представленная форма проявляется расстройствами эмоционально-волевой сферы и мимики. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, которое в отличие от дислалии связано с поражением подкорковых структур. При этом в речевом аппарате возникают гипертонус и патологическая импульсация в головной мозг.

    Нарушение звукопроизношения у детей можно диагностировать после достижения пятилетнего возраста. Во внимание берется разговорная и письменная речь ребенка.

    Диагностика и лечение нарушений звукопроизношения

    Диагностика полиморфного нарушения звукопроизношения базируется на клинической картине пациента, инструментальных методах исследования и консультации и . Клиническая картина у детей с представленной патологией в 90% случаев проявляется исключительно речевым дефектом. Остальные 10% детей имеют неврологическую симптоматику, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность.

    Инструментальные методы применяются для определения анатомического дефекта органов речи, органической и функциональной патологии головного мозга. Очень важна консультация ЛОР-врача, так как большое количество заболеваний ротовой полости, ушей вызывают нарушение звукопроизношения. Психолог необходим, для определения, возможной психологической травмы.

    Дислалия практически не требует серьезных медикаментозных вмешательств и легко устраняется работой одного логопеда. Однако, в некоторых случаях, когда существуют врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата, может понадобиться операция. В лечении дислалии лучшим методом является профилактика, которая достигается путем правильного воспитания и постоянного общения с ребенком.

    Дислалия - расстройство речи, выраженное в искажении, замещении, отсутствии, замене звуков устной речи при сохранении словарного запаса, понимания грамматического строя, иннервации артикуляционного аппарата, нормального слуха (отклонение не связано с повреждениями головного мозга или потерей слуха). Термин произошёл от греческого «lalia» - речь и приставки «дис», характеризующей отклонение от нормы.

    Дислалия у детей - обычное явление для дошкольников, которым требуются занятия с (классический пример, замена буквы «р» буквой «л»). Расстройство звукопроизношения не накладывает изменений на интеллект, но может привести к или дислексии, а также затрудняет коммуникацию, поэтому требует своевременного лечения.

    Работа специалиста в клинике заключается в обследовании строения речевого аппарата и его подвижности, выявлении качества фонематического слуха, звукопроизношения, при необходимости к диагностическому процессу привлекается стоматолог, чтобы исключить другие причины проблемы. Правильное произношение можно поставить в любом возрасте, никогда не поздно обратиться к логопеду. Коррекция заболевания проводится в три этапа - подготовительный, формирование первичных навыков в произношении, автоматизации звукопроизношения в устной речи.

    Распространенность проблемы

    Болезнь является частым явлением, наиболее распространенным в практике логопеда. По разным оценкам среднее количество детей, имеющих такие проблемы в дошкольном возрасте, составляет 25-30%, в младших классах - 17-20%, и в старшем возрасте - 1%. Занятия с логопедом требуется и взрослому населению, перенесшему инсульты, ЧМТ, .

    Чаще всего встречаются сочетанные нарушения звукопроизношения, препятствующие дальнейшему овладению письменной речью. При этом словарный запас может пополняться согласно возрасту, все падежи используются правильно, структура формирования слогов не нарушается, речь развита на высоком уровне.

    Классификация дислалии

    Две основные группы в том заболевании - механическая (органическая) и функциональная дислалия, первая связана с дефектами анатомического строения органов речи, вторая с социальными факторами или нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга (они обратимы).

    Функциональная дислалия

    Функциональная дислалия делится на три типа:

    • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
    • сенсорную -в центральных отделах речеслухового анализатора;
    • сенсомоторную - при одновременном наличии и того, и другого варианта.

    При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) - человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

    В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

    • акустико-фонематическая дислалия;
    • артикуляторно-фонематическая;
    • артикуляторно-фонетическая.

    Последние две группы объединяются под названием артикуляторная дислалия, а первые две под термином фонематическая дислалия.

    В каждой из перечисленных категорий можно выделить виды дислалии еще по одному признаку - какие звуки и из каких артикуляционных групп страдают. Если все путаемые и непроизносимые звуки находятся в одной группе (например, только шипящие или только свистящие), имеет место мономорфная дислалия, а если из разных - полиморфная.

    Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

    • ротацизм - неправильное произношение согласных [р] и [р"];
    • сигматизм - проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с"], [з], [з"]
    • ламбдацизм - неправильное произношение [л] и [л"];
    • гаммацизм - трудности в использовании [г] и [г"];
    • хитизм - недостатки в согласных [х] и [х"];
    • каппацизм - речевые проблемы со звуками [к] и [к"];
    • йотацизм - неправильное произношение [й];
    • дефекты оглушения и озвончения - когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
    • дефекты твердости и смягчения - парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

    Существуют и такие понятия как парагаммацизм, парасигматизм, когда имеется дополнительный фонематический дефект (звук заменяется на другой). Нарушения при дислалии могут быть сложными и комбинированными, например, ламбдацизм комбинируется с ротацизмом, сигматизм с ротацизмом, и они оба еще с дефектами смягчения.

    Причины заболевания в данном случае кроются в социальных и биологических факторах:

    • дети подражают речи взрослых (торопливой, диалектной);
    • взрослые разговаривают с детьми, используя сюсюканье и детский лепет, что препятствует развитию нормальной речи;
    • билингвизм в семье;
    • педагогическая запущенность, представленность ребенка самому себе;
    • общая физическая ослабленность ребенка;
    • несформированность речевых укладов;
    • запаздывание речевого развития.