Войти
Территория кровельщика
  • Сон открытая калитка во двор
  • Магия чисел Тень во сне к чему
  • К чему снится железная дорога: толкования образов рельс и поездов
  • К чему снятся мошки: сонники и народные поверья К чему снятся мошки в большом количестве
  • Сонник пыль в доме. Толкование сна: пыль. Сонник современной женщины
  • Что значит видеть во сне рану женщине и мужчине?
  • Мониторинг речевого развития детей с онр. Диагностический материал по развитию речи Мониторинговые исследования речи дошкольников Мониторинг речевого развития в старшей группе

    Мониторинг речевого развития детей с онр. Диагностический материал по развитию речи Мониторинговые исследования речи дошкольников Мониторинг речевого развития в старшей группе

    Настоящее электронное пособие "Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет" серии "Программно-диагностический комплекс " представляет собой программно-диагностический комплекс, разработанный для учителей-логопедов как современный эффективный инструмент для мониторинга, экспресс-диагностики речевого развития детей в дошкольных образовательных учреждениях.
    Комплекс представлен следующими взаимосвязанными блоками:
    - "Профили" - позволяет вносить общие сведения о воспитанниках и формировать групповые списки.
    - "Показатели" - содержит структурированный по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.
    - "Результаты" - позволяет автоматически формировать речевые карты , групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования те или иных приемов и средств педагогического воздействия.

    Смотреть видеозаписи вебинаров:

    • Мониторинг речевого развития дошкольников 2–7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» ;
    • Мониторинг личностных достижений дошкольников 3–7 лет с помощью программно-диагностического комплекса «СОНАТА-ДО» .

    Подробное описание

    Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи , речевого общения.

    Эффективное решение образовательных задач невозможно без мониторинга, который обеспечивает своевременное выявление проблем в детском развитии, оценку эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование.

    Настоящее электронное пособие «Мониторинг речевого развития детей 2–7 лет» серии «Программно-диагностический комплекс» представляет собой программно-диагностический комплекс, разработанный для учителей-логопедов. Компакт-диск предназначен для экспресс-диагностики речевого развития детей в дошкольных образовательных организациях .

    Программа представляет собой простой и удобный в использовании диагностический инструмент, позволяющий формировать речевую карту ребенка, определять степень нарушения разных сторон речи ребенка, а также, отслеживать динамику его речевого развития и эффективность педагогического воздействия.

    Мониторинг осуществляется с помощью экспресс-диагностики на основе нейропсихологических методов (методика Фотековой Т. А., Ахутиной Т. В.).

    Возможности программы позволяют использовать предложенные методики, при необходимости адаптируя их к особенностям своей работы или добавляя собственные методики и методики других авторов.

    Комплекс состоит из взаимосвязанных блоков.

    Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.

    Блок «Показатели» по возрастным периодам развития детей диагностический инструментарий, разработанный на основе нейропсихологических методик.

    Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать речевые карты, групповые и сводные отчеты, выполнять количественный и качественный анализ результатов, обосновывать целесообразность использования те или иных приемов и средств педагогического воздействия.

    фонетико-фонематическая сторона речи;

    словарный запас;

    грамматический строй речи;

    – связная речь;

    – понимание речи.

    Работа с материалами, содержащимися на диске, позволяет пользователю:

    вносить данные о воспитанниках;

    создавать, удалять и редактировать параметры оценки уровня речевого развития детей;

    вносить результаты наблюдений и анализа;

    генерировать, распечатывать, экспортировать в офисные приложения речевые карты.

    Также для удобства пользования материалом представлена подробная справка, в которой описан каждый аспект работы с программным продуктом. Справка составлена для каждого рабочего окна.

    Издательство «Учитель» выражает благодарность за предоставленные материалы из опыта работы Л. В. Кашиной.

    Романюк Вера
    Мониторинг речевого развития

    Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

    «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко»

    муниципального образования

    города Братска

    Мониторинг

    речевого развития детей

    (5-6; 6-7 лет)

    Подготовила : Романюк В. И.,

    педагог дополнительного образования,

    ШРР «Росинка»

    г. Братск

    Режим организации системы мониторинга включает : первичную диагностику - в начале учебного года, промежуточную – в середине учебного года и итоговую – в конце учебного года. В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика : выявляются стартовые условия (исходный уровень развития , определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития , для решения которых требуется помощь педагога. На основе этой диагностики формулируется диагноз (то есть определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка , а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательная деятельность на год.

    В коне учебного года (обычно апрель) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса.

    В период между первичной и итоговой проводится промежуточная диагностика. Она может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития . Задача промежуточной диагностики – оценить правильность выбранной в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития и по результату внести коррекцию в педагогический процесс.

    Принципы диагностического обследования (слайд №2)

    Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития , обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

    Принцип доступности диагностических методик и процедур – наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

    Принцип прогностичности

    Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития » дошкольников.

    Понятие «зона ближайшего развития » введено Л. С. Выготским : Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет , каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

    Формы проведения диагностики : (слайд №3)

    Индивидуальная;

    Групповая.

    Основные диагностические методы : (слайд №4)

    Не экспериментальные методы :

    Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов, незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования (создание проблемно-диагностических ситуаций) .

    Дид. игра «Звуковая дорожка»

    Цель : диагностика умения автоматизировать изолированный звук, соотносить звук с буквой, подбирать слова на заданный звук : формировать звуковую культуру речи. Описание куба : На гранях куба представлены игровые задания для определенной группы звуков.

    Ход : Дети передают кубик, произнося считалку. «Раз, два, три, четыре, пять Будешь ты вращать» . Ребенок с закрытыми глазами выбирает грань, произносит автоматизированный звук, называет слово на заданный звук и передает куб дальше.

    П. Игра «Живые буквы»

    Ход : Детям раздаются согласные звуки и они, двигаясь по комнате подходят к расставленным заранее гласным звукам, составляя слоги и слова.

    Результаты наблюдений, в отличие от других методов диагностики не фиксируются в официальных документах, но учитываются в общей итоговой оценке.

    Однако результативность и точность выводов, сделанных на основе наблюдения, зависит от личностных качеств педагога и других факторов.

    Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии.

    Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии.

    Это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен выбрать наиболее правильный из готовых ответов, и проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

    Цель : диагностировать знание алфавита. (слайд № 5)

    Сколько букв в русском алфавите?

    Сколько гласных звуков?

    Какая буква в алфавите первая?

    Какая буква последняя?

    Какие из этих букв парные согласные?

    Какие буквы не имеют звука?

    Беседа – Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет особенности другого. Беседу также можно проводить с группой, когда педагог задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

    Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

    Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

    При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

    Преимущества :

    На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

    Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

    Дети более серьезно относятся к вопросам.

    В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

    Диагностические методы.

    Отличие диагностических методов от методов не экспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

    Тест – Игровые тестовые задания - стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных показателей, а его результат – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

    (слайд № 6, 7, 8, 9, 10)

    Положительные черты метода тестовой диагностики :

    Высокая объективность процесса измерений и интерпретации результатов;

    Достаточно высокий уровень надежности;

    Экономичность проверки (незначительные затраты времени при проверке усвоения большого по объему материала в больших группах учащихся).

    Легкость обеспечения продолжительности сохранения результатов и автоматизация их обработки.

    Отрицательные черты метода тестовой диагностики :

    Отражение в ответах субъективных представлений авторов тестов;

    Ограничивают ответы детей, не учитывают их индивидуальности;

    Недостаточная точность (не всегда можно выяснить, как найден ответ : случайно или путем логических рассуждений).

    Не дает информации о взглядах, убеждениях.

    Диагностическая работа. Проведение контрольно-оценочных занятий.

    Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

    Пример : (слайд № 11)

    Контрольно-оценочное занятий.

    1. Пишем буквы под диктовку :

    2. Придумай слово на заданную букву, выдели звуки :

    3. Составь схему предложения :

    Маша гуляет в лесу.

    4. Вставь Ь или ъ знак, выдели мягкий и твердый звук :

    5. Вставь пропущенную букву :

    М. Р; М. Й; С. Р; МАЛ. НА.

    Инструментарий : (слайд № 12) Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

    Инструментарий диагностики представляет собой описание проблемных диагностических ситуаций (Игровое упражнение «Найди слово» – выбери из буквенного текста определенные слова. Игровое упражнение «Поймай словечко» – напечатай на карточке заданное, короткое слово, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, тестовых заданий, разработанные контрольно-оценочные карты, картинки, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки.

    В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра.

    Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров.

    Для детей старшего дошкольного возраста могут предлагаться задания без использования наглядных средств, но со знакомыми словами и точной формулировкой вопросов. Временной отрезок опроса не должен превышать 30 минут

    Методики (слайд № 13)

    «Диагностика к программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой Красноярск 2009 год;

    Умеет драматизировать небольшие произведения. (слайд№ 14)

    По наблюдению.

    Оценка :

    3 - ребенок умеет драматизировать небольшие произведения, используя различные средства вы-разительности : мимику, жесты, интонацию, проявляет творчество в их использовании.

    2 - при драматизации не всегда использует средства выразительности, требуется небольшая помощь взрослого.

    1 - играет свою роль без эмоций, или они проявляются только при напоминании взрослого.

    Употребляет в речи синонимы. (слайд№ 15)

    Д/и «Скажи по-другому» .

    Инструкция к проведению : воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

    Образец : «Большой» , - предлагает воспитатель. Дети называют слова : «Огромный, крупный, громадный, гигантский» .

    Красивый - пригожий, хороший, прекрасный, прелестный, чудесный. Мокрый - сырой, влажный. Веселый - задорный, озорной, радостный. Большой - огромный, громадный. Бежит - мчится, несется, торопится. Скачет - прыгает. Горюет - печалится, грустит. Кричит - орет. Мерзнет - зябнет.

    Готовясь к проведению игры, воспитатель заранее подбирает слова, имеющие ряд синонимов. Эти слова лучше записать, чтобы долго не припоминать, так как игра проходит в быстром темпе.

    Оценка :

    3 - ребенок может подобрать синоним ко всем словам. 2 - подбирает синонимы к 5-6 словам. 1 - подбирает синонимы к 2-3 словам.

    «Тесты оценки моторики» Н. Озерецкий;

    «Методика исследования чтения» Баль Наталья Николаевна - кандидат педагогических наук

    Исследование чтения букв (слайд№ 16)

    Цель : выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

    Материал : Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв : выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

    Техника :

    1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция : «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу» . (Рис. 1,2)

    2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция : «Покажи букву, которую я назову» . (Рис. 1.2)

    3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции : «Найди такую же букву, как я покажу» .

    Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П) . Ребенок должен правильно их назвать.

    Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы : «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?» , «Покажи и скажи, что в них неправильно» . (рис. 3)

    Цель ОО программы по развитию речи и обучению детей чтению :

    Цель : развитие речи и обучение навыкам осознанного чтения, не вступая в противоречие с методами школьного обучения, создание предпосылок для успешного перехода к обучению в начальной школе.

    Система мониторинга предполагает диагностику задач предполагаемого результата обучения.

    Предполагаемые результаты первого года обучения : (слайд№ 18)

    (развитие лог мышления ) ;

    умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

    находят слова с определенным звуком, определяют место звука в слове;

    членят предложения на слова,

    делят слова на слоги,

    читают слоги и трёхбуквенные слова,

    ориентировка в тетради.

    Предполагаемые результаты второго этапа обучения : (слайд№ 17)

    Умеет отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли;

    умеют отгадывать загадки, шарады, кроссворды (развитие лог . мышления) ;

    владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости) ;

    определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец) ; (малина, помидор, сом)

    умеют придумывать слова на заданный звук, выделять в словах определенный звук, соотносить звук с буквой; (к-д)

    владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв, гласные). (к-д)

    знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости

    мягкости; (анкета)

    знает значение Ъ и Ь знаков в словах; (к-д

    знает алфавит (полное название букв) ; (анкет)

    умеет составлять пересказ (общий, выборочный) ;

    правильное произношение звуков,

    усвоение детьми графического образа букв; (тетрадь – набл)

    членят предложения на слова, составляя схему предложения,

    делят слова на слоги, (тест)

    умеет составлять слова из букв разрезной азбуки; (наблюд. Эксперимент)

    читает предложения, короткие тексты; (индивид)

    ориентировка на листе. (граф. Дикт.)

    Технология работы с таблицами следующая : (слайд№ 19)

    Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется итоговый бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню. Этот показатель необходим для проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы

    Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе. Подсчитывается количество детей в % с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для ведения учёта общегрупповых промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

    Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и определить общегрупповую тенденцию развития детей .

    6-7 лет : (слайд№ 20)

    Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития ) .

    Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные трудности организации педагогического процесса).

    Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие развития ребёнка возрасту

    5-6 лет : (слайд№ 21) 19

    Высокий уровень - 3 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с незначительной поддержкой педагога (наводящие вопросы, замена похожим заданием дублерами) .

    Средний уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки с помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка , а также незначительные проблемы организации педагогического процесса).

    Низкий уровень - 1 балл – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает (несоответствие развития ребёнка возрасту , а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру).

    В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка , нужно оценивать его динамику, т. е верным будет скорее оценка того вектора развития , которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка , однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться , открыть какие-то способности, преодолеть проблемы

    Педагогический мониторинг в ДОУ помогает достичь таких целей, как : выявление у детей особенностей их развития для дальнейшего учета при организации образовательного процесса; выявление отрицательных тенденций в развитии детей для определения необходимости их дальнейшего углубленного изучения; диагностирование изменений в развитии дошкольников для определения результативности педагогической деятельности.

    Литература :

    1. «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 6-7 лет », О. А. Романович, Е. Л. Кольцова;

    2. «Диагностика развития речи дошкольников » , Е. М. Макарова, Е. А. Ставцева, Е. М. Едакова.

    3. «Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов.» , Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.

    Татьяна Красовских
    Аналитическая справка по результатам мониторинга динамики речевого развития воспитанников за 3 года обучения

    Аналитическая справка

    по результатам мониторинга динамики речевого развития

    воспитанников за 3 года обучения

    (2009/10 уч. год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год)

    сентябрь 2013 г.

    Мониторинг был проведен в ГБОУ СОШ № 572 структурного подразделения : Дошкольное (№8) ЮВОУО г. Москвы. Главной целью мониторинга являлось определение динамики речевого развития воспитанников , выявление проблем и улучшение состояния коррекционной работы. Объектом мониторинга являлись воспитанники группы ЗПР , посещавшие учреждение на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группа) и воспитанники группы ОНР , посещавшие учреждение также в течение двух лет. Основным методом мониторинга являлось изучение результатов диагностических обследований по определению уровня речевого развития детей за 2009/10 уч . год, 2011/2012 уч. год, 2012/2013 уч. год.

    Задачами мониторинга было :

    Определение динамики уровня речевого развития воспитанников по основным направлениям коррекционно-логопедической работы;

    Корректировка коррекционно-развивающего обучения и его программно-методического обеспечения;

    Определения качества логопедического воздействия и организации коррекционного обучения .

    За основу диагностики (стартовой, промежуточной и итоговой) воспитанников с ОНР была принята методика Филичевой Т. Б. и Чиркиной Г. В., предложенная авторами для исследования состояния устной речи детей дошкольного возраста. Обследование проводилось по шести основным параметрам речевого развития :

    Фонематические процессы;

    Звукопроизношение;

    Словарь;

    Грамматический строй речи;

    Связная речь;

    - обучение грамоте .

    За основу диагностики (начало и конец учебного года ) в группе с ЗПР была принята методика О. А. Безрукова, О. Г. Приходько, О. И. Служакова, Н. С. Челей для определения уровня сформированности речеязыковой компетенции . Обследование проводилось по следующим параметрам :

    Фонематический слух;

    Фонематическое восприятие ;

    Звукопроизношение;

    Грамматический строй речи;

    Слоговая структура слова;

    - обучение грамоте .

    При проведении были изучены результаты диагностики за три года . Составлена «Сводная таблица динамики уровня речевого развития за 3 года обучения » (Приложение 3) и диаграмм динамики речевого развития (Приложение 4, 5,6) .

    В Приложении 3 представлена динамика речевого развития воспитанников за 3 года . При анализе учитывались показатели по низкому, среднему и высокому уровням речевого развития на начало и конец учебного года . В результате в подготовительной группе воспитанников с ОНР были получены следующие данные :

    представлений :

    - в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 27% детей, конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 64% , в конце года – 9% ;высокий уровень в начале года – 9% , в конце года – 91% .

    Вывод динамика в формировании фонематических представлений в 2009/2010 уч. году у 100% детей положительная динамика

    В формировании навыков звукопроизношения :

    - в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 9% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале уч. года- 55% , в конце – 9%; высокий уровень в начале года – 36% , в конце года – 100% ;

    Вывод : прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения в 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей положительная динамика

    -в формировании словаря :

    - в 2009/2010 уч. году : на начало года низкого уровня у воспитанников не отмечался ; средний уровень в начале года – 72% , средний уровень в конце года – 19% ; высокий уровень в начале года – 28% , в конце года –81% .

    Вывод : по результатам обучения динамика в формировании словаря воспитанников .

    речи :

    - в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 27% детей, в конце года – 0% ; средний уровень на начало года- 64% ,конец года – 19% ; высокий уровень в начале года – 9% , в конце года – 81% .

    Вывод : по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика воспитанников .

    В формировании навыков связной речи :

    - в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень – 45% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года- 55% , в конце года-19% ; высокий уровень в начале года – 9% , в конце года – 81% .

    Вывод : у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков связной речи.

    В обучении грамоте :

    - в 2009/2010 уч. году : начало года низкий уровень –28% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 72% , в конце года – 28% ; высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 72% ;

    Вывод : по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в обучении грамоте у 100% детей.

    В результате мониторинга в группе воспитанников с ЗПР были получены следующие данные :

    В формировании фонематических слуха :

    - в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень 50 % детей, в конце года – 7% ; средний уровень в начале года – 50% , в конце года – 86% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 7% ;

    - в 2012/2013 уч. году : начало года года – 0% ; средний уровень в начале года – 79% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года – 7% , в конце года – 86% .

    Вывод : прослеживается положительная динамика динамики на конец 2011/2012 г. остались – 7% – это случаи сложных речевых динамика в формировании фонематических представлений.

    В формировании фонематического восприятия :

    - в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень 76 % детей, в конце года – 7% ; средний уровень в начале года – 14% , в конце года – 86% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 7% ;

    - в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 72% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года – 7% , в конце года – 79% .

    Вывод : прослеживается положительная динамика в формировании фонематических представлений, без положительной динамики на конец 2010/2011г . остались – 7% – это случаи сложных речевых расстройств у детей с ЗПР, обусловленных органическим поражением ЦНС. В 2012 /13 уч. г. у 100% детей положительная динамика в формировании фонематических представлений.

    В формировании навыков звукопроизношения :

    - в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень – 71% детей в конце года – 21% ; средний уровень в начале года – 29% , в конце года – 65% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 14 % ;

    - в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 65% , в конце года – 21% ;высокий уровень в начале года – 14% , в конце года – 79% ;

    Вывод : прослеживается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения, без положительной динамики 2011/ 2012 остались – 21% детей, дети продолжили обучение в подготовительной группе. В 2012/2013 уч. г. г. у 100% детей отмечается положительная динамика в формировании навыков звукопроизношения.

    В формировании грамматического строя речи :

    - в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень – 42% детей в конце года – 15% ; высокий уровень в начале года – 15% , в конце года – 50 % ;

    - в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года - 79% , в конце - 21%; высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 79% .

    Вывод : по результатам обучения прослеживается значительная положительная динамика в формировании грамматического строя речи воспитанников .

    В формировании слоговой структуры слова :

    - в 2011/2012 уч. году : начало года низкий уровень – 65% детей в конце года – 21% ; средний уровень в начале года – 35% , в конце года – 65% ;высокий уровень в начале года – 0% , в конце года – 14 % ;

    - в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 21% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 65% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года – 14% , в конце года – 86% ;

    Вывод : в 2012/2013 уч. году отмечается 100 % положительная динамика в формировании слоговой структуры слова.

    В обучении грамоте :

    - в 2012/2013 уч. году : начало года низкий уровень – 72% детей, в конце года – 0% ; средний уровень в начале года – 28% , в конце года – 14% ;высокий уровень в начале года –0% , в конце года – 86% ;

    Таким образом, мониторинг за 3 года обучения показывает положительную динамику по всем направлениям коррекционно-логопедической работы.

    Анализ результатов коррекционной работы в выпускной группе 2012/13уч. год показал, что 100% детей усвоили программу подготовительной группы : у 85 % детей (высокий уровень) проведена полная коррекция речевых нарушений – речь норма, у 15 % детей (средний уровень) – речь в пределах возрастной нормы. Все выпускники подготовительной группы продолжили обучение в 1 классе общеобразовательной школы.

    Такие показатели коррекционно-логопедической работы подтверждают эффективность использования педагогом методических приемов и технологий по преодолению системного недоразвития речи у детей с задержкой психического развития .

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 57 «Дюймовочка»

    Мониторинг развития речи детей дошкольного возраста

    Программы: «От рождения до школы», «Детсво»

    Воспитатель МБДОУ № 57

    Меньшенина Ирина Владимировна

    Сысерть 2011г.

    Часть 1 «Изучение особенностей развития связной речи ребенка»

    Задачи: 1. Изучить особенности понимания и смыслового восприятия речи

    2. Выявить умение соотносить слово с картинкой, узнавать изображение по слову

    3. Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картинке

    Материал : кукла Катя, подарочная коробочка, медвежонок, картинка – Мишутка играет в игрушки, рядом Медведица.

    Методика.

    Сегодня кукла Катя для тебя приготовила сюрприз. Хочешь узнать, какой? Давай посмотрим вместе. Какая красивая коробочка! Тебе нравиться? Давай посмотрим, чем она украшена.

    Найди на коробке лошадку.

    Покажи, где чашка.

    Найди на коробке мальчика.

    Покажи, где нарисован передник.

    Покажи, где цветок.

    3 балла – безошибочно самостоятельно показывает все предметы

    2 балла – допускает 1-2 ошибки в выборе предмета или требует повторного названия

    1 балл – выбирает неправильно 3 из 5 предметов

    Воспитатель открывает коробку, в которой находятся медвежонок и набор предметов мебели. Достает медвежонка.

    Кто это? От куда он взялся? Вот послушай.

    Жили – были 3 медведя. Один медведь был папа, и его звали Михаил Потапович. Он был большой и лохматый. На нем была красная рубашка и синие брюки. Другая была мама – медведица. Ее звали Настасья Петровна. Она была в белой кофте и синей юбке. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Он был в желтых штанишках и белой шапочке.

    Как ты думаешь, кто это: медведь – папа, мама – медведица или Мишутка? Как ты догадался, что это Мишутка? (предметы одежды, размер).

    3 балла – слушает внимательно, безошибочно самостоятельно сразу узнает медвежонка и обосновывает свой ответ

    2 балла – слушает рассказ, узнает медвежонка, но обосновать ответ не может

    1 балл – слушает не внимательно, не понимает задания без дополнительных вопросов и пояснений. Соглашается с тем, что это – Мишутка.

    Послушай, как ласково мама называет своего медвежонка: Мишутка, Мишенька. А как тебя ласково называет мама?

    Посмотри Мишутка нарисовал картинку. Тебе она нравиться? Давай расскажем, о чем эта картинка?

    3 балла – самостоятельно начинает рассказ по картине, отвечает на все вопросы, пользуется распространенными предложениями

    2 балла – отвечает на все вопросы, используя простые предложения из 2-3 слов

    1 балл – отвечает только на 2-3 вопроса, пользуется ситуативной речью (вместо слов – указательные жесты, односложные ответы)

    Результат:

    Высокий уровень: 5-6 баллов

    Средний уровень: 3-4 балла

    Низкий уровень: 1-2 балла

    Часть 2 «Изучение особенностей развития словаря ребенка»

    Задачи: 1. Выявить в наличие в активном словаре детей слов, обозначающих предметы быта (мебель, одежда, посуда)

    2. Определить умения обозначать словом части и особенности предмета, видеть различия в близких по внешнему виду и назначению предметах

    3. Определить возможность использования в речи обобщающих слов (мебель, одежда, посуда)

    Материал : подарочная коробочка, медвежонок, набор предметов мебели

    Методика.

    Поздоровайся с медвежонком. Спроси, как у него дела? Хочешь еще что-нибудь спросить у Мишутки? Медвежонок приехал к нам в гости, но ему негде жить, давай сделаем для него комнату. (Мебель из коробки).

    Что это? (ребенок называет предмет и ставит его в комнату)

    Мишутка: Для чего нужен стул? Как узнать стул? А это что? (кресло). Расскажи, что есть у кресла? А вот еще большое кресло (диван). Как узнать, что он диван? Что еще можно поставить в комнату? (воспитатель достает, ребенок называет – шкаф и т.д.)

    Воспитатель: Красивая комната получилась у медвежонка? Что мы расставили в комнате? (мебель).

    3 балла – все предметы называет правильно, выделяет 2-3 части предмета, его свойства, самостоятельно различает близкие по внешнему виду и назначению предметы (кресло, стул, диван). Определяет назначение предмета, называет обобщающее слово.

    2 балла – все предметы называет правильно, выделяет части и назначения не у всех предъявленных предметов. Различает близкие по назначению и внешнему виду предметы с помощью воспитателя. Не может назвать обобщающее слово.

    1 балл – допускает ошибки в названиях предметов, называет единичные части и свойства предметов с помощью воспитателя. Зрительно различает, но не обозначает словесно различия между близкими по внешнему виду и назначению предметами.

    Вместо предметов мебели можно взять предметы посуды или одежды. От сюда, тематика занятия: «Угостим Мишку чаем», «Поможем Мишутке одеться». Всего должно быть 5 предметов – 3 предмета, внешне и близкие по назначению. Можно ребенку предложить 2 или все три задания – «Комната для Мишутки», «Угостим Мишку чаем», «Поможем Мишутке одеться».

    Результат:

    Высокий уровен ь: – 3 баллов

    Средний уровень : – 2 балла

    Низкий уровень: – 1 балл

    Часть 3 «Изучение особенностей развития грамматической правильной речи ребенка»

    Задачи: 1. Выявить умение правильно называть детенышей животных, употреблять эти существительные в единственном и множественном числе, именительном и родительном падежах

    2. Выявить умения словообразования: суффиксальный способ образования слов и образования слов на основе звукоподражания

    3. Определить умение согласовывать существительные и глаголы, изменять слова по родам

    4. Выявить уровень понимания и употребления предлогов с пространственным значением – «в», «на», «за», «под», «около»

    Материал : Мишутка, картинки с изображением зайчат, утят, ежат, щенков, цыплят. Картинки зверей взрослых зверей (мамы).

    Методика.

    У нашего Мишутки много друзей. Хочешь узнать, кто его друзья?

    Он принес их фотографии. Утенок – кря-коя. Что делает? (крякает). Цыплёнок – пи-пи-пи. Что делает? (пищит) и т.д.

    Мишутка любит играть со зверятами в прятки. Ты хочешь поиграть с ним? Посмотри и запомни, кто и где сидит (повторить название детенышей). А теперь вы с Мишкой закроете глаза, а кто-то из зверей спрячется (убрать 1 картинку). Кого не стало? (лисят, ежат и т.д.)

    А теперь будет прятаться Мишутка. А водить и закрывать будут зайчата (перевернуть картинку с зайчатами, а ребенок прячет Мишку в шкаф, на шкаф или под шкаф. Затем воспитатель прячет Мишку, а ребенок ищет и говорит, где он был, повторяя предлоги).

    Зверята соскучились по своим мамам. Давай поможем им найти родителей (картинки зверей). Кто прибежал за своим ребенком? (Ребенок: курица прибежала за цыпленком и т.д.)

    Посмотри, все родители нашли своих детей? (Ребенок: у утки – утята и т.д.)

    3 балла – самостоятельно и правильно называет всех детенышей животных, безошибочно устанавливает согласование существительных и глаголов, владеет способами словообразования, понимает и правильно пользуется предлогами

    2 балла – называет детенышей животных, допускает 1-2 ошибки. Согласовывает существительные и глаголы, в словообразовании затрудняется, действуя по образцу воспитателя; понимает предлоги пространственного значения, но затрудняется в их самостоятельном использовании, допуская 1-2 ошибки

    1 балл – называя детенышей животных, допускает более 3 ошибок, ошибается в использовании категории рода (хотя бы 1 раз), со словообразованием не справляется, затрудняется в понимании и правильном использовании предлогов п пространственного значения (допускает более 3 ошибок)

    Результат:

    Высокий уровен ь: – 3 баллов

    Средний уровень : – 2 балла

    Низкий уровень: – 1 балл

    Часть 4 «Уточнение состояния звукопроизношения, уровня владения обще речевыми навыками»

    Задачи: 1. Изучить особенности звукопроизношения детей и сравнить с показателями физиологической нормы

    2. Оценить уровень развития фонематического слуха, умения слышать специально акцентируемый звук в словах

    3. Выявить наличие литературного опыта ребенка, умения прочесть стихотворение, чувствовать рифму и отгадывать описательные загадки с рифмующейся отгадкой

    4. Выявить отношение детей к заданию художественно-речевого содержания

    Для уточнения звукопроизношения воспитатель наблюдает за произношением звуков во время повседневного общения и при выполнении диагностического задания. Сонорные звуки: [р], [рь], [л], [ль]. Шипящие: [ш], [ж]. Свистящие: [з], [зь], [с], [сь]. Звуки [ч], [ц]. педагог отмечает замену, искажения и отсутствие звука.

    Для выявления умения слышать специально акцентируемый в речи воспитателя звук используется диагностическое задание.

    Материал : Мишутка

    Тебе прочитает стихотворение кто-то еще. а ты послушай и отгадай, кто.

    Мыш-ш-шонку ш-ш-шепчет мышь-ш-шь:

    «Ты что ш-ш-шумишь, не спиш-ш-шь?»

    Мыш-ш-шонок ш-ш-шепчет мыш-ш-ши:

    «Ш-ш-шуметь я буду тиш-ш-ше»

    Почему ты думаешь, что это мышонок?

    Ж-ж-жук упал и встать не мож-ж-жет.

    Ж-ж-ждет он: кто ему помож-ж-жет?

    Почему ты думаешь, что это жук?

    3 балла – ребенок произносит слова правильно, передавая ритм, чисто и устойчиво произносит звуки, кроме шипящих, сонорных. Слышит и называет акцентируемый в речи звук («Это стихотворение читает мышонок («жук»)) и может объяснить

    2 балла – ребенок большинство слов произносит правильно, допускает отдельные искажения в сложных словах; чисто произносит большинство звуков, кроме шипящих, сонорных, свистящих. Слышит акцентируемый в речи звук, но объяснения не дает

    1 балл – правильно передает ритм слова, но переставляет слоги во многих словах, наблюдаются многие нарушения звукопроизношения, на акцентируемый звук в стихах реагирует неопределенно (смеется, на вопросы не отвечает)

    Мишутка пришел с тобой поиграть. Он очень любит стихи и загадки. А ты любишь стихи?

    Мишка просит прочесть ребенка свое любимое стихотворение. Если ребенок задание не принимает, тогда Мишка «начинает читать» стихотворение А. Барто из серии «Игрушки», а ребенок помогает ему.

    А еще Мишутка любит загадывать загадки.

    Мишутка «загадывает» ребенку описательную загадку с рифмующейся отгадкой или со звукоподражанием.

    Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, ему показывают три картинки, из которых он выбирает правильную отгадку. В случае затруднения воспитатель показывает правильную отгадку на картинке и еще раз повторяет загадку, наблюдая за реакцией ребенка.

    Мишутка – А теперь ты мне загадай загадку.

    3 балла – эмоционально положительно воспринимает задание, знает и самостоятельно эмоционально читает стихотворение, отгадывает загадки и загадывает свою (известную или им придуманную)

    2 балла – положительно воспринимает задание, читает стихотворение вместе с воспитателем, договаривая слова и фразы, загадку отгадывает по картинкам, выбирая правильную отгадку из нескольких картинок, сам загадку загадать не может

    1 балл – положительно воспринимает задание, только слушает стихотворение, читаемое воспитателем, в процессе чтения не участвует, затрудняется самостоятельно отгадать загадку даже по картинкам, но при предъявлении картинки-отгадки соотносит текст и картинку (радостно улыбается, повторяет отгадку, звукоподражание). Загадать загадку не может

    Результат:

    Высокий уровен ь: – 5-6 баллов

    Разделы: Работа с дошкольниками

    ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

    1 – Нарушены все основные группы звуков. Не дифференцирует звуки (различает на слух и при произношении). Нарушена просодика речи.

    2 – Возможно правильное произношение, но отмечается неразборчивость, страдают определенные группы звуков.

    3 – Изолированно все звуки в норме, но в спонтанной речи отмечается смазанность в определенных фонетических группах. Звуки не дифференцирует.

    4 – Нарушение звукопроизношения одной группы звуков. Звуки дифференцирует. Способен регулировать темп речи и речевое дыхание.

    5 – Правильное, отчетливое произношение всех звуков. Умение дифференцировать звуки. Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

    ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ СЛУХОВОСПРИЯТИЕ

    1 – Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.

    2 – Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.

    3 – Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа.

    4 – Затрудняется в различении и анализе только нарушенных произношением звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.

    5 – Все фонетические процессы в норме.

    СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

    1 – Слоговая структура грубо нарушена. Наблюдается сокращение числа слогов.

    2 – Наблюдается множество ошибок при передаче звуконаполняемости слов любой слоговой структуры. А именно перестановки и замены звуков и слогов; повторение слогов; добавление лишних.

    3 – Допускает ошибки (перестановки слогов) при передаче звуконаполняемости слов сложной слоговой структуры.

    4 – Незначительные ошибки произношения слов (смазанность) в виду сложной слоговой структуры.

    5 – Слоговая структура в норме.

    ЛЕКСИКА

    1 – Для обобщения пользуется главным образом лепетными словами, звукоподражанием. Пассивный словарь значительно превышает активный. В речи преобладают односложные и двусложные слова.

    2 – Кроме лепета и звукоподражания есть искаженные общеупотребительные слова. Называет предметы, действия, некоторые признаки. Пользуется простыми предложениями в элементарных значениях.

    3 – Недостаточное развитие активного словаря. Владеет мало обобщающими понятиями. В речи нет антонимов, синонимов. Заменяет слова близкие по ситуациям и внешним признакам.

    4 – Называет обобщающие понятия. Определяет и называет место положение предмета. Допускает ошибки при назывании профессии. Недостаточно полно называет признаки предметов. Использует в речи антонимы, допускает ошибки при употреблении синонимов.

    5 – Лексика в норме.

    ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

    1 – Не различает грамматические формы.

    2 – Смешивает падежные формы. Употребляет числа и рода глаголов при изменении по числам. Предлоги отсутствуют.

    3 – Затрудняется в образовании глаголов при помощи суффиксов. Много ошибок при употреблении приставочных глаголов. Наблюдаются аграмматизмы при образовании существительных Р.п.; множ. числа. Характерные ошибки в употреблении предлогов.

    4 – Наблюдаются незначительные ошибки при согласовании в предложении существительных с числительными и при образовании форм мн. числа прилагательных. Составляет простые, сложные предложения.

    5 – Развитие грамматического строя речи в норме.

    СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

    1 – Ребенок не может составить рассказ. Затрудняется отвечать на вопросы. Если отвечает, то односложно.

    2 – Односложно отвечает на вопросы взрослого при рассматривании предметов и картин. Повторяет за взрослым рассказ из трёх предложений только при помощи наводящих вопросов.

    3 – Составляет небольшой рассказ по содержанию сюжетной картины самостоятельно. Речь логична, но не последовательна, носит схематичный характер. Предложения односложные.

    4 – Составляет небольшой рассказ по сюжетной картине или о предмете самостоятельно. Речь логична, последовательна. Допускает незначительные лексика – грамматические ошибки при построении предложений.

    5 – Самостоятельно составляет рассказ о предмете или по картинке, серии сюжетных картин. Рассказ носит творческий характер.

    Оценочные баллы:

    1 – очень низкий

    2 – низкий

    3 – средний

    4 – выше среднего

    5 – норма

    Формулы расчета среднего балла и коэффициента развития (КОР).