Войти
Территория кровельщика
  • Сон открытая калитка во двор
  • Магия чисел Тень во сне к чему
  • К чему снится железная дорога: толкования образов рельс и поездов
  • К чему снятся мошки: сонники и народные поверья К чему снятся мошки в большом количестве
  • Сонник пыль в доме. Толкование сна: пыль. Сонник современной женщины
  • Что значит видеть во сне рану женщине и мужчине?
  • Инновационные технологии в ДОУ. Современные образовательные технологии в ДОУ

    Инновационные технологии в ДОУ. Современные образовательные технологии в ДОУ

    Анализ образовательной системы дошкольных учебных заведений с точки зрения ее развивающего потенциала и проектирования всех составляющих образовательного пространства как системы эффективных возможностей для каждого субъекта образовательного процесса - одно из важнейших направлений и ресурсов для повышения качества современного дошкольного образования.

    В современных условиях развития дошкольного образования все больший размах приобретает процесс внедрения инноваций во все сферы жизни дошкольных учебных заведений, независимо от их подчинения, типов и форм собственности. Обновляется содержание дошкольного образования, разрабатываются новые программы, складывается новая система взаимодействия дошкольных учреждений с внешней образовательной средой. Иногда исследования проблемы формирования готовности педагога к инновационной деятельности имеют фрагментарный характер. В частности, не разработана система овладение методологией и технологией управленческой деятельности с целью эффективного внедрения инноваций на рабочем месте, концептуальные и технологические положения развития содержания, процедуры, критериев определения уровней готовности педагога к работе в условиях инноваций. Решение этой проблемы, по нашему мнению, требует создания новой модели подготовки будущего специалиста в сфере дошкольного образования к инновационной деятельности в виде научно-методической системы, направленной на учет концептуальных и организационно-методических аспектов переподготовки специалистов к нововведениям Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А. В. Калинченко Ю.В. Микляев, В. Н. Сидоренко. - М: Айрис-пресс, 2004. С.18-20..

    В последнее десятилетие ключевой идеей образования была и остается идея его развития, внедрения инноваций в дошкольном образовании. Эта идея нашла свое воплощение в ряде документов, специальных программах государственного и областных и других уровней. По замыслу авторов, в них определены модели перехода системы к инновационному режиму развития. Однако терминологическое определение и сейчас является дискуссионным: нет четких параметров, критериев и показателей, по которым можно было бы определить, инновация это или воплощение давно забытого приема. С точки зрения современных научных подходов, инновационная деятельность характеризуется совокупностью критериев - условий образовательного процесса, управления, результатов этого процесса, деятельности и т. Инновационная деятельность - инновационные проект, продукт и продукция, мотивация и технология.

    Инновационная педагогическая деятельность является отражением основных изменений в тенденциях и закономерностях современного образования. Анализ научных трудов по теме исследования свидетельствует о том, что без научного обоснования структуры инновационной деятельности специалиста дошкольного образования система профессионально-педагогической подготовки не соответствует современным темпам развития образования. Это обусловлено наличием определенных противоречий: между возросшими требованиями общества к профессионализму педагога дошкольного образовательного учреждения и низким уровнем его проявления в практической деятельности; между широким применением понятия «инновационная деятельность» в педагогической лексике и недостаточным научным обоснованием его сущности, содержания структуры; между требованием современного образования к обеспечению инновационной деятельности работника дошкольного образования и неготовностью последнего к ее осуществлению.

    Образовательные инновации предусматривают обновление содержания образования, методов, форм обучения и воспитания, разработки и внедрения новых и распространение имеющихся педагогических систем. Они направлены на изменение и обновление всех компонентов образования и имеют системный характер Инновационная практика в работе воспитателя ДОУ: метод. пособие. / Н. Дятленко, А. Гончаренко, А. Шевчук [и др.]. - М.: Школьный мир 2010.

    Инновационная деятельность в дошкольном учебном заведении осуществляется по следующим основным направлениям:

    • 1. Разработка нового содержания образования.
    • 2. Внедрение новых систем, методик, технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания детей.
    • 3. Создание дошкольных учреждений с приоритетными направлениями развития.
    • 4. Применение оптимальных механизмов управления учреждениями и пр.

    Само воплощение новых идей является признаком, по которому отличают инновации от новаций: если педагог открывает принципиально новое, то он новатор, если трансформирует научную идею в практику, то он инноватор.

    Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований; основной результат творческого процесса; свойство и самостоятельная ценность нововведения.

    С разнообразными проявлениями новизны в педагогической инноватици тесно связана проблема педагогического творчества.

    Результатами педагогического творчества могут быть:

    • 1. Педагогические открытия - масштабные новаторские педагогические решения, связанные с формированием, обоснованием новых педагогических идей и их внедрением в конкретной педагогической системе.
    • 2. Педагогические изобретения - преобразование, конструирование отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания.
    • 3. Педагогические совершенствования - модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств.

    Итак, важным условием инновационного процесса и объективной потребностью в инновационной деятельности педагога, сущностной характеристикой инновационного процесса является творчество.

    Можно отметить внедрение педагогических технологий в дошкольных учебных заведениях, условно определив следующие группы.

    • 1. Системные инновационные педагогические технологии :
      • * гуманно-личностная педагогика Василия Сухомлинского;
      • * технология саморазвития Марии Монтессори;
      • * технология свободного развития (педагогика Р. Штайнера «Вальдорфский детский сад»)
    • 2. Модульные и локальные инновационные педагогические технологии :
      • * технологии раннего обучения (Программа Fas Trac Kids, Масару Ибука, М. Зайцева, Г. Домана, Б. Никитина и т.д.);
      • * технология развития личности Г. Альтшуллера («ТРИЗ»);
      • * личностно ориентированное образование «Шаг за шагом»;
    • 3. Здоровьесберегающие, оздоровительные и здоровьеформирующие технологии :
      • * система естественного оздоровления Порфирия Иванова «Детка»;
      • * образовательно-оздоровительные программы по валеологии;
      • * психогимнастика;
      • * оздоровительные системы восточных народов.
    • 4. Авторские, альтернативные педагогические технологии :
      • * интегрированная личностно ориентированная технология Светланы Якименко;
      • * естественное воспитание Лилии Блудовой;
      • * детское творчество Галины Подкурганной и др.

    Названные материалы - это творческий профессиональный поиск педагогов в сфере инновационной деятельности дошкольных учебных заведений, который свидетельствует о необратимости процесса создания инновационного пространства дошкольного образования.

    ДОУ сегодня являются идеальным полем для развертывания личностно ориентированных технологий, поскольку, в отличие от школы, не ориентированы на жестко фиксированный результат, они, по сути, призваны быть развивающими и охранными с точки зрения физического, психического, социального и духовного здоровья Галигузова Н.Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие / л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М.: гуманитарий. издат. центр ВЛАДОС, 2007. - 301 с..

    В условиях современной социокультурной ситуации все большее значение в развитии общества, повышении качества жизни придается образованию. Образование сегодня является особой ценностью в мировом сообществе. Одной из центральных идей новой образовательной ситуации является признание гуманистической парадигмы образования, переориентация на ценности человека, становление его как субъекта не только образовательной деятельности, но и культуры.

    Суть проблемы заключается в том, что в дошкольном образовании происходит разрыв между знаниями и культурой как практичным действием. В решении проблемы важна стратегия преодоления этого разрыва. Преодоление разрыва или построение преодоления является проектированием образовательного пространства, где управление рассматривается как процесс создания среды, адекватной изменениям социума.

    Приоритетным в решении этой проблемы является единый подход к построению образовательного процесса, включая технологию оценки качества образования. Это позволяет создать в ДОУ единое образовательное пространство.

    Образовательное пространство ДОУ принадлежит к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, что характеризуются не столько количественными, сколько качественными показателями. Необходимым условием проектирования образовательного пространства ДОУ является определение аспекта восприятия этого особого педагогического явления. Образовательное пространство ДОУ является совокупностью локальных образовательных сред, находящихся во взаимодействии («встроенными») друг с другом.

    В структуре образовательного пространства ДОУ можно выделить два основных уровня локальных образовательных сред:

    • * на уровне деятельности образовательного учреждения - культурная педагогическая среда ДОУ;
    • * на уровне индивидуальной деятельности педагога - среда профессионального функционирования педагога.

    Обучение педагогов технике педагогического проектирования является одним из существенных условий развития образовательного пространства ДОУ, а создание педагогами локальных педагогических проектов - одним из показателей производительности процесса дошкольного образования. Основной акцент в этом процессе - на установлении связи между освоением педагогами техники педагогического проектирования и педагогическими объектами, относящимися к объектам непосредственной функциональной ответственности педагога ДОУ, сочетание личностно и профессионально значимого.

    Значительную роль в развитии образовательного пространства, его соответствии гуманистической парадигме образования играет педагогическое проектирование.

    Педагогическое проектирование рассматривается как феномен, возникший вследствие взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной педагогической практики, а также как сущностный компонент процесса решения педагогической проблемы.

    Закономерности педагогического проектирования образовательного пространства связаны с пониманием его как инновационного процесса, проходящего этапы локальных, модульных и системных изменений с учетом внешних (социальных) и внутренних (собственно, педагогических) условий.

    Принципы проектирования образовательного пространства включают Галигузова Н.Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие / л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М.: гуманитарий. издат. центр ВЛАДОС, 2007. - 301 с.:

    • * развитие дошкольника в контексте личностно ориентированного подхода с учетом сензитивных периодов, ведущих видов деятельности, а также творческого развития ребенка как субъекта своей жизнедеятельности;
    • * учета социокультурного контекста проектирования, его культуросоответсвия и диалогичности;
    • * амплификацию (обогащение) условий развития от мономодели среды к среде открытого типа;
    • * интеграцию общения, познавательной, преобразовательной, оценочно-контрольной и других видов деятельности ребенка;
    • * взаимодействие социокультурного опыта, профессионального, личностного опыта педагога и личностного опыта ребенка;
    • * сотворчество и сотрудничество всех субъектов образовательного пространства.

    Одним из инструментов педагогического проектирования является моделирование.

    Изучение подходов к проблеме проектирования образовательного пространства, сущности педагогического проектирования, роли моделирования в процессе педагогического проектирования позволило нам определить основные подходы к разработке модели проектирования образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения:

    • * образовательное пространство ДОУ принадлежит к сложным, многоаспектным педагогическим явлениям, что характеризуются не столько количественными, сколько качественными признаками; может быть описано в виде различных моделей; которое практически невозможно описать полно и подробно, потому способам описания образовательного пространства ДОУ свойственно упрощение и субъективность;
    • * субъективность в понимании и описании образовательного пространства ДОУ влияет на выбор адекватной модели процесса педагогического проектирования;
    • * разработка модели процесса проектирования такого объекта в педагогической практике способствует, с одной стороны, уточнению, систематизации, «собиранию» представлений об этом объекте, а, с другой, - влияет на дальнейший процесс проектирования, способствует налаживанию стабильности функционирования ДОУ в условиях режима инновационных преобразований;
    • * в процессе проектирования модели могут меняться; это происходит за счет обогащения представлений проектировщиков по сущности проектируемого объекта, складывается под влиянием педагогической науки, передовой педагогической практики и тех ситуаций, которые возникают в конкретном ДОУ в процессе педагогического проектирования;
    • * процесс проектирования образовательного пространства ДОУ должен основываться на ценностно-смысловом согласовании позиций всех субъектов образовательного процесса, а также сопровождаться обучением педагогов технике педагогического проектирования.

    Модель образовательного пространства в условиях современного ДОУ является взаимодействием внешних и внутренних компонентов, процессуально и содержательно связанных благодаря соблюдению следующих условий Буровая А., Долинная А., Низковская А. Планирование образовательного процесса в современном дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11:

    • * наличия базиса среды для всех видов деятельности ребенка;
    • * гетерогенности (разнообразия) элементов среды;
    • * свободы выбора деятельности и перехода от одной к другой;
    • * гибкости и открытости в отношении деятельности и взаимодействия как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;
    • * «Стимуляции свободы» и творчества как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка.

    Внутренним фоном модели образовательного пространства является использование традиционных подходов и современных авторских, адаптированных к дошкольному возрасту инновационных технологий (Ш. Амонашвили, В. Воскобович, П. Эрдниев, М. Зайцева, С. Лысенковой, М. Монтессори, Б. Никитина, М. Щетинина и др.), согласованных на ценностном, общепсихологическом и технологическом уровнях. Реализация модели образовательного пространства в ДОУ способствует личностному развитию и росту как ребенка, так и педагога.

    Отличительным признаком современности является привлечение к инновационному процессу уже не только отдельных педагогов, но и педагогических коллективов. Это побуждает работников дошкольных учебных заведений к поиску оптимальных путей моделирования и эффективного внедрения инновационных технологий, направленных на обновление теории, практики образования, совершенствования учебно-воспитательного процесса, управления деятельностью учебного заведения. Системообразующий центр обновленного образования - инновационная педагогика - требует исследования взаимосвязи процессов развития, воспитания и обучения детей, определения закономерностей этой сложной системы Буровая А., Долинная А., Низковская А. Планирование образовательного процесса в современном дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11..

    Результатом инновационных процессов в образовании является использование теоретических, практических нововведений. Образовательные инновации предусматривают обновление содержания образования, методов, форм обучения и воспитания, разработка, внедрение новых и распространение имеющихся педагогических систем, понимание и поддержку педагогическими коллективами изменений, направляемых на обновление всех компонентов образования и имеющих системный характер.

    Многомерность взаимодействия современного ребенка с окружающим миром и самим собой актуализирует необходимость и целесообразность по-разному строить педагогическую деятельность, стимулирует инновационные процессы в образовательном пространстве, формирует разнообразие современной педагогической реальности. Четко это проявилось в становлении инновационных типов дошкольных учебных заведений, формировании гуманистической парадигмы дошкольного образования, внедрении в практику дошкольных учреждений различных типов личностно ориентированной модели образования.

    Множественность развития педагогической практики является показателем динамичного развития системы дошкольного образования, когда она выступает не только объектом реформирования, модернизации, реконструкции со стороны общества и науки, но и как субъект собственного саморазвития. В этом двустороннем процессе ведущую роль играет его собственное саморазвитие, поскольку оно должна меняться, переосмысливать, превращать не только цель, содержание, технологии дошкольного образования, но и, прежде всего, свою сущностную парадигмальную основу. Формирование новых общекультурных эталонов в реальной педагогической практике требует нового типа педагогического мышления, новых способов преобразования действительности Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.. 2002..

    Важным принципом повышения качества дошкольного образования является принцип его вариативности, суть которого заключается не только в наличии и поддержке различных моделей педагогического процесса, плюрализме методологических подходов, которые развиваются и совершенствуются, создании вариативных программ дошкольного образования, обеспечении множественности современных образовательных технологий, что является залогом повышения их качества и конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, не только в отражении реальных изменений, но и в выделении и группировке условий, позволяющих эффективно модернизировать дошкольное образование.

    В условиях инновационного процесса в дошкольном образовании усиливается опережающая роль психолого-педагогической науки по образовательной практики. На первое место выходит ее проектная функция, а именно она предлагает различные модели совершенствования педагогической деятельности. Следовательно, важной чертой современной педагогической практики является ее научный характер. Наличие в педагогической науке новых идей, моделей, технологий является условием обновления (модернизации) развития современных дошкольных учреждений. Они оказывают влияние на практику в условиях ее востребованности как средства моделирования инновационной образовательной системы, конструирования на ее основе новой педагогической практики Лаврентьева Г. Компьютерно-игровой комплекс в дошкольном заведении // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1.

    Интеграция научно-педагогических идей с практикой способствует инновационному процессу в педагогической реальности: развиваются способы функционирования отдельных ее компонентов, происходят изменения, качественно превращается педагогическая деятельность как целостная система, что обусловливает процесс саморазвития дошкольного учреждения.

    С учетом новых социальных требований к системе дошкольного образования дошкольное учебное заведение должно стать важным фактором гуманизации жизнедеятельности, формирования у растущей личности новых жизненных установок в направлении природосохранения, экологического сознания, здорового образа жизни, предпосылок гражданской позиции, творчества. Формирование духовной составляющей личности осуществляется в процессе приобщения детей к культуре как одному из источников создания у них реальных представлений о производимых человечеством социальных, правовых и моральных нормах, ценности жизни и деятельности людей в духовной и материальной сферах Мчедлидзе Н.Б. Место игры в педагогическом процессе детского сада // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1966.

    Аксиологические ориентиры, воплощающие в себе национальные и общечеловеческие гуманистические ценности, составляют одну из сущностных основ стратегии в сфере дошкольного образования. В контексте идеи гуманизации целей, принципов и содержания дошкольного образования разработаны новые подходы к реализации его личностно ориентированной модели.

    Модернизация содержания предполагает ориентацию дошкольного образования на охрану и укрепление здоровья детей, повышение их интеллектуального потенциала, развитие личности ребенка, его системы ценностей, отношений, идеалов. Переход от «знаниевой парадигмы» дошкольного образования к личностно-ориентированной акцентирует внимание на создании развивающих условий для полноценного проявления ребенком базовых личностных качеств. Согласование процессов развития личности и достижения дошкольниками образовательных стандартов реализуется психолого-педагогическими технологиями, основанными на учете целостного жизненного опыта детей, формировании компетентного поведения в различных сферах жизнедеятельности Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980.

    Новым направлением реализации личностно ориентированной модели дошкольного образования является индивидуализация образовательного процесса, выбор детьми разных видов деятельности, партнеров по совместной деятельности (дифференциация), право личности на открытое образовательное пространство, самодеятельность, элементарное творчество, личное время.

    Современные жизненные реалии, кроме целостной системы универсальных, обобщенных, жизненно необходимых знаний и практических умений, требуют от детей первых шести (семи) лет жизни опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности за собственный выбор, решения, их последствия для окружающей среды. Социальный запрос на самостоятельную, творческую, здоровую, любопытную личность выступает основополагающим ориентиром в структурировании и содержательном наполнении современного дошкольного образования.

    Лена Рафалович
    Инновационная педагогическая деятельность в современном дошкольном образовании

    Материал отражает состояние, проблемы и перспективы развития инновационной педагогической деятельности в современном дошкольном образовании. Рассмотрены приоритетные направления деятельности дошкольных групп в учреждении образования.

    Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационные технологии, анализ

    Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к работе дошкольных групп. Необходимо работать в условиях трансформации образовательной и информационной среды, гибкого вариативного режима работы, поиска новых педагогических приемов работы. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению образования перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использовании и распространении новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).

    Исследование нововведений в области дошкольного образования представлены в работах Н. Н. Кошеля, А. В. Хуторского, Т. М. Коростелёвой, Л. С. Ходонович, В. Т. Кудрявцева, Н. Михайленко, Н. Коротковой и др.

    Как отмечает белорусский учёный Н. Н. Кошель, сегодня происходит пересмотр понимания перспектив человека. Высокий уровень динамики научно-технических и социально-экономических процессов требует рассматривать инновационную деятельность как образ жизни современного общества .

    Учёный А. В. Хуторской считает необходимым различать такие понятия, как новшество и нововведение. Под педагогическим новшеством автор понимает некую идею, метод, средство, технологию или систему, а нововведение, по его определению, – это процесс внедрения и освоения этого новшества. При этом он подчёркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств .

    Источником инноваций, по признанию учёных, является проблема, решить которую инновационно – значит изменить систему, привести её в соответствие с желаемой моделью. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования . Сегодня инновационную деятельность следует рассматривать как одно из приоритетных направлений развития дошкольного образования. Инновационное дошкольное образование можно определить как процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам образовательных услуг и технологий путём практического использования нововведений.

    Белорусский исследователь проблем дошкольного воспитания Т. М. Коростелёва акцентировала внимание на необходимости коренным образом менять взгляд общественности на отношение к детям, на их воспитание, которое не сводится только к кормлению, обеспечению игрушками и т. д. .

    Н. Михайленко и Н. Короткова изложили свой взгляд на основные направления осуществления гуманизации и повышения эффективности педагогического процесса в детском саду:

    Обновление формы и содержания обучающих занятий – от фронтальных к работе с небольшими подгруппами;

    Насыщение жизни детей искусством, ориентирующим на общечеловеческие нравственные ценности;

    Преобразование предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате в целях обеспечения свободной самостоятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями и склонностями .

    Предлагая перечисленные направления гуманизации, специалисты, по их собственным словам, пытались дать некоторую опору для действий воспитателей в период перехода от жёстко нормированной работы к вариативности и творчеству . Изменения по указанным направлениям осуществимы были уже в рамках работы по действующей в то время «Программе воспитания и обучения в детском саду».

    В 1995г. инновационное движение в Беларуси ознаменовалось созданием такой глобальной, стратегической инновации, как национальная программа дошкольного образования нового поколения «Пралеска» (под руководством Е. А. Панько и А. И. Васильевой, которая была направлена на «охрану детства» (Л. С. Выготский, обеспечение условий для саморазвития, творчества детей, проявления уникальности каждого воспитанника с опорой на национальную и общественную культуру.

    С 2011г. в республике действует Учебная программа дошкольного образования, реализация содержания которой обеспечивает разностороннее развитие и саморазвитие личности ребенка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования.

    Однако как показало исследование В. Т. Кудрявцева, ни одна базисная образовательная программа не может полностью удовлетворить нужд конкретного вида учреждения дошкольного образования. В. Т. Кудрявцев не только проанализировал опыт, проблемы инновационного дошкольного образования, но и наметил стратегию его развития, которую сам же апробировал экспериментальным путём. Плоды своих размышлений учёный представил в цикле статей . Кудрявцев считает образование инновационным, если его можно назвать развивающим.

    В последние годы рядом белорусских учёных были созданы инновационные педагогические технологии (О. Н. Анцыпирович, Л. Д. Глазырина, Д. Н. Дубинина, И. В. Житко, А. А. Петрикевич, В. А. Силивон, Н. С. Старжинская, Е. А. Стреха, Л. С. Ходонович, В. Н. Шебеко и др.) . Данные технологии направлены на формирование у детей позитивной национально-культурной идентификации, предполагающей осознание себя как частицы определённой нации, понимания самоценности каждого народа, его языка и культуры, воспитания толерантности. В качестве обобщённой базовой модели технологий выступает личностно-ориентированная модель образования. В каждой из технологий чётко прослеживается опора на культуротворческую функцию детства как механизм освоения культуры. В качестве основных педагогических средств технологий среди прочих выделяются образцы литературного, музыкального фальклора, народные игры, национальные игрушки. Такая позиция обеспечивает ребёнку дошкольного возраста «врастание» в национальную культуру, её сопереживание, осмысление и понимание .

    В настоящее время созданы новые типы, виды и профили дошкольных образовательных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

    Общая цель инновационной деятельности в дошкольном образовании –улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

    Предварительный проблемный анализ организации воспитания и образования детей в нашем учреждении образования, анкетирование родителей и педагогов, а так же изучение опыта по внедрению инноваций в дошкольные учреждения разных видов и типов помогли нам определить направления, характер, масштаб и проблематику наших нововведений.

    Наше учреждение образования комбинированного вида, дошкольное образование обеспечивается на уровне освоения содержания образовательной программы дошкольного образования и образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, что предполагает организацию коррекционной работы. Воспитательно–образовательный процесс построен таким образом, чтобы компенсировать речевые недостатки детей, полностью устранить их к моменту обучения ребёнка на первой ступени общего среднего образования.

    Приоритетными направлениями для развития инновационной деятельности наших дошкольных групп были определены:

    Организация новых форм дошкольного образования: сезонной игровой площадки, группы кратковременного пребывания.

    Участие в реализации республиканского экспериментального проекта «Апробация модели формирования национально-культурной идентичности у учащихся в рамках деятельности учреждения образования как социокультурного центра»

    В рамках данного проекта на протяжении 2015/2016 учебного года я работала над формированием национально-культурной идентичности у воспитанников в рамках деятельности образовательной услуги сверх базового компонента «Детское ручное ткачество».

    Организация проектной деятельности, способствующей поиску самостоятельных решений, формированию творческой личности.

    Уже несколько лет в своей деятельности я использую метод проектов. За это время разработаны и реализованы ряд проектов, как долгосрочных, так и короткосрочных: «Я – маленькі грамадзянін Рэспублікі Беларусь», «Люби и знай родной свой край», «Хлеб – всему голова» и другие. Опыт работы по проектной деятельности неоднократно представлялся перед педагогами района. Одна из работ – «Баба Яга: добро или зло?.

    Использование технологии развития связной речи

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи, что и предусматривает данная технология.

    Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

    Используются мультимедийные дидактические пособия для развития детей дошкольного возраста в организованной деятельности под руководством педагога, создаются интерактивные презентации, создана собственная страничка на сайте сайт, где я планирую в дальнейшем размещать консультации для родителей, творческие отчеты, открытые мероприятия и т. д.

    Использование метода «музейной» педагогики с целью активизации познавательного интереса воспитанников.

    Музей учреждения образования дает возможность включить детей в познавательную деятельность, помогает развивать их творческую активность, приобщает их к культурному наследию. Часто в образовательном процессе используется метод «музей в чемодане». Отобранные предметы и материалы помещаются в чемодан. К ним можно прикоснуться, потрогать. Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своего народа.

    Использование в физкультурно-оздоровительной работе игровых «часов», «часов двигательной активности».

    Один раз в неделю во второй половине дня во всех дошкольных группах проводятся «часы» двигательной активности (в старшей группе, игровые «часы» (в средней группе). Эти занятия пользуются у детей большим интересом, воспитывают любовь к двигательной активности.

    В перспективе:

    1. Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в образовательной и коррекционно-образовательной работе дошкольных групп.

    2. Выстраивание более тесного сотрудничества с родителями (законными представителям) воспитанников и социальными партнерами.

    3. Внедрить технологию портфолио дошкольника с целью сопровождения дошкольников по ндивидуальным образовательным маршрутам, базирующихся на личностно-ориентированном подходе к каждому воспитаннику. Это позволит и родители воспитанников, и педагогическим работникам стать активными участниками образовательного процесса.

    4. Введение режима самоконтроля, самооценки и профессиональный контроль специалистов за конечными результатами (педагог-психолог наблюдает за психическим развитием детей; старший воспитатель, инструкторы по ФК, врач, медицинская сестра – за здоровьем детей и их физическим развитием; учителя-дефектологи – за результатами коррекционной работы и т. д.).

    Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Однако не всё новое прогрессивно. Прогрессивно только то, что эффективно, вне зависимости от того, когда возникло. Новое считается более эффективным, чем старое, если его применение позволяет получить более высокие результаты оптимальным путём.

    Успешная организация и реализация инновационного процесса зависит от педагогического коллектива, от осознания ими инновационной идеи, так как в условиях инновационного режима идёт активный процесс личностного самоопределения педагога, происходят изменения в характере взаимоотношений между сотрудниками дошкольного учреждения.

    Этот процесс достаточно длительный и сам по себе он не может произойти. Необходима целенаправленная работа:

    Теоретическая и практическая подготовка педагогов к инновационной деятельности;

    Методическая помощь в разработке инновационных и экспериментальных проектов;

    Информационно-аналитическая деятельность о состоянии инновационной деятельности в системе дошкольного образования региона;

    Издательская деятельность, которая поможет реализовать потребность педагогов в информированности по вопросам инновационной деятельности;

    Выявление, изучение, обобщение, распространение ППО инновационной деятельности.

    Литература:

    1. Беляев, В. И. Избранное. Сб. науч. трудов [текст]/В. И. Беляев. – М. : Ваш полиграфический партнёр, 2010. – 430 с.

    2. Карасцелёва, Т. М. Ад апладысментаў устрымаемся / Т. М. Карасцелёва // Пралеска. – 1991. - №5. – С. 3.

    3. Кошель, Н. Н. От инноваций в образовании к образованию в интересах устойчивого развития / Н. Н. Кошель // Кіраваннеў адукацыі. – 2009. №1. – С. 10-16.

    4. Кудрявцев, В. Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития / В. Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. – 1997. - №№ 7,10,12; 1998. - №№ 5,10, 11,12.

    5. Михайленко, Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1992. -№ 5-6. – С. 17-27.

    6. Слободчиков, В. Детский сад вчера, сегодня, завтра / В. Слободчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 8. – С. 88-94.

    7. Современные технологии дошкольного образования: пособие / Н. С. Старжинская, О. Н. Анцыпирович, Д. Н. Дубинина [и др. ]. – Минск: БГПУ, 2012. – 180с.

    8. Ходонович, Л. С. Инновации в дошкольном образовании Беларуси: сравнительно-педагогический анализ / Л. С. Ходонович // Кіраванне ў адукацыі. – 2004. - № 5.- С. 28-38.

    9. Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.

    Качественное дошкольное образование рассматривается сегодня как существенный резерв повышения качества и доступности последующих ступеней образования, для чего необходимо внедрение в систему дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нововведений.

    Нововведение (инновация) – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. – новшества для удовлетворения человеческих потребностей

    В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение; педагоги ДОУ вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления дошкольного образования. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные преобразования в современных условиях приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Следовательно, каждому руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать. Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии, называемые жизненным циклом: новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества.

    Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие Доу зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий. Участники инновационного процесса всегда должны помнить, что новое добивается признания, пробивает себе дорогу с большим трудом; носит конкретно-исторический характер и может быть прогрессивным для определенного отрезка времени, но устареть на более позднем этапе и стать даже тормозом в дальнейшем развитии.

    Новое может выступать в форме принципиально неизвестного новшества – абсолютной новизны, или условной (относительной) новизны. В сущности, новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане. К новшествам зачастую относят оригинальность (не лучше, но по-другому), формальную смену названий, изобретательские мелочи. Что скорее «заигрывание с наукой», нежели заслуживающие внимания нововведения.


    Типы нововведений группируют по следующим основаниям:

    1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:- в содержании образования;

    В формах и методах воспитательно-образовательного процесса;

    В управлении ДОУ.

    2. По масштабам (объему) преобразований:

    Частные, единичные, не связанные между собой;

    Модульные (комплекс частных, связанных между собой);

    Системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

    3. По инновационному потенциалу:

    Усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

    Новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

    Радикальные инновации.

    4. По отношению к предшествующему:

    Новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

    Прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

    Освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

    Ретровведение – освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

    Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается между желаемым и реальным результатом. Решить проблему – значит изменить систему, и если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы.

    Можно выделить основные причины нововведений:

    1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

    2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

    3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

    4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

    5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

    6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

    7. Конкуренция между детскими садами.

    Какой бы ни была причина инновационной деятельности в ДОУ, ее результаты не должны оставаться в стенах конкретного учреждения. В этом отношении большое значение имеет поддержка со стороны администрации ДОУ, администрации региона, Минобрнауки РТ и РФ.

    общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

    Проблема управления инновационными процессами в ДОУ стала предметом серьезного изучения по причине ориентированности современного дошкольного учреждения на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, требующего соответствующего профессионально-личностного развития педагогов, приоритетности задач развития личности ребенка и педагога, обеспечения непрерывности образовательного процесса и профессионального подхода к его организации.

    Ксения Зимина
    Консультация для педагогов «Инновационные процессы в современном дошкольном образовании»

    В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования . Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании .

    В данной работе рассмотрена сущность инновации как явления в дошкольном образовании , её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования .

    Цель – исследование инновационных процессов в современном дошкольном образовании .

    Задачи :

    1. Рассмотреть ДОУ как развивающуюся систему.

    2. Исследовать тенденции инновационных процессов в дошкольном образовании .

    1. 1. ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование , состоящее из совокупности системообразующих факторов , структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.

    Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

    Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети, а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

    Функциональные компоненты определяются назначением управленческих функций в ДОУ (аналитико-диагностической, мотивационно-стимулирующей, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-оценочной, регулятивно-коррекционной) по форме взаимосвязанной деятельности в системе «педагог-ребенок-родители » и соответствующих подсистемах.

    Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами , временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса .

    Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать : степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверх активность, тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная , преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

    Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится сильным средством социализации личности. Выделенные пространства необходимы сегодня и, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ

    Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов : воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса .

    1.2 Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы

    Пространство развития ДОУ :

    Кадровое, информационное обеспечение;

    Материально-техническая база, ресурсы;

    Управляющая система.

    Пространство развития родителей :

    Включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности) ;

    Преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

    Взаимоотношение родителей в семье;

    Стиль воспитания в семье;

    Родительское сообщество.

    Пространство развития педагогов :

    Система стимулирования и мотивации;

    Мастерство и профессионализм;

    Сотрудничество, сотворчество;

    - педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность) .

    Пространство развития ребенка :

    Предметно-развивающая среда;

    - образовательное пространство ;

    Дополнительное образовательное пространство ;

    Социальная ситуация развития;

    Медико-социопсихопедагогическое сопровождение ;

    Детское сообщество.

    Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития : адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения .

    1.3 ДОУ в режиме развития

    Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

    Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

    Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

    В таблице 1.3.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами , позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный .

    Таблица 1.3.1

    Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

    Показатели Режимы

    Функционирование Развитие

    Тип/вид ДОУ Традиционный, типовой Инновационный

    Цели и задачи управления Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

    Субъект управления Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности : поощрение и инициативы.

    Научные концепции управления, подходы Эмпирический, основанный на личном опыте Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

    Мотивационное обеспечение Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

    Воспитательно-образовательный процесс Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

    Технологии Обеспечивают стабильные результаты Личностно-ориентированное воспитание и образование , обеспечивающее саморазвитие субъектов

    Организация воспитательно-образовательного процесса Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

    Нормативно-правовое обеспечение Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу Типовые документы становятся основой для разработки собственных

    Кадровое обеспечение Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки . Вариативность курсов

    Научно-методическое обеспечение Традиционные учебные программы и планы Инновационные , авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов

    Финансовое обеспечение Бюджетное Бюджетное и внебюджетное

    Материально-техническое обеспечение Организация базового процесса на имеющихся материалах Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

    Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития :

    1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

    2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов ; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности .

    3. Характеристика результатов : эффективность, продуктивность, оптимальность.

    4. Присутствуют показатели инновационного развития : устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

    1.4 Современные тенденции развития дошкольного образования

    Тенденции Процесс

    Управление Педагогическая деятельность Сопровождение и обеспечение

    Гуманизация Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление. Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы. Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

    Демократизация Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей. Новые отношения и позиции :

    Субъект-субъктные;

    Возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником. Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

    Диверсификация Расширение типов и уровней управления. Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг . Расширение структур сопровождения :

    Медико-валеологическая;

    Социально-педагогическая ;

    Психологическая;

    Коррекционно-педагогическая .

    Трансформация дошкольного воспитания в дошкольное образование отражает мировую тенденцию развития. В. Т. Кудрявцев отмечает, что в России дошкольное воспитание находится в подчинении структур управления образованием : это фактически свидетельствует о том, что ребенок дошкольного возраста нуждается в воспитании, обучении и развитии. Таким образом , дошкольное образование становится исходной , неотъемлемой и полноправной ступенью образовательной системы в целом , как это и определено законом «Об образовании » .

    На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ , в частности :

    Совмещение инновационных программ с уже существующими;

    Сосуществование представителей различных педагогических концепций ;

    Раскол педагогического сообщества ;

    Несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

    Потребность в новом научно-методическом обеспечении;

    Потребность в новых педагогических кадрах ;

    Приспособление новшеств к конкретным условиям;

    Проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

    Проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

    Глава 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    2.1 Предпосылки становления инновационной деятельности в системе дошкольного образования

    Предпосылки и источники становления инноватики в дошкольном образовании обусловлены ходом общественного развития и образовательной политики в целом : инновационными процессами в экономике , производстве и других сферах жизни, демократизацией общественной жизни, гуманизацией отношений участников образовательного процесса , творчеством субъектов взаимодействия в образовании , поисковой, инновационной , экспериментальной деятельностью образовательных учреждений .

    Основными понятиями инноватики являются : н

    Новшество : - идея, являющаяся для конкретного лица новой;

    Средство (новый метод) .

    Инновационный процесс – инновации , нововведения и условия, обеспечивающие успешность перевода системы в новое качественное состояние.

    Инновация – содержательная сторона инновационного процесса (научные идеи и технологии их реализации) .

    Нововведение : целенаправленное изменение, которое вносит в определённую социальную единицу (организацию, общество, группу) новые, относительно стабильные элементы. (А. И. Пригожин)

    К нововведениям в сфере образования относят изменения :

    В общественном положении образования и уровне финансирования системы;

    В структуре системы образования ;

    Во внутренней организации образовательного учреждения ;

    В методах обучения;

    В оборудовании образовательных учреждений и использовании информационных технологий в образовании ;

    В строительстве зданий и помещений для учебных занятий.

    Изменение – замена одного на другое (перемена, вариация) как видимое отклонение от прежнего. Если отклонение происходит в лучшую сторону – это новшество.

    Новшество и изменение в широком масштабе для всей системы – это реформа.

    Новизна как критерий оценки исследования, ценность, свойство нововведения конкретно-исторична (абсолютно или относительно новое)

    Показатели инновации :

    А) нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы);

    Б) возможность использования в широкой педагогической практике . Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса , получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация ;

    В) адаптируемость (вне зависимости от условий) ;

    Г) наличие научной идеи;

    Д) завершенность (степень реализации инновационного потенциала ) : в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

    В. И. Сластенин, Л. С. Подымова, А. И. Пригожин и др. исследователи выделяют специфику новшеств :

    - педагогические новшества сохраняют все родовые черты инновации ;

    Объект воздействия и предмет деятельности – развивающаяся личность;

    На возникновение и существование новшества влияет социальный заказ;

    Необходима психологическая готовность педагогического сообщества к восприятию, принятию и реализации новшеств;

    Существуют как идеальные продукты деятельности новаторов;

    Наблюдается относительная растянутость инновационных процессов времени ;

    Целостный характер целей инновации ;

    Существующая зависимость инновационных процессов от социально- педагогических условий ;

    Сложность определения результатов инновации .

    Требования к новшествам :

    Сбалансированность целей с целями ДОУ;

    Стабильность (относительная) .

    Классификация новшеств.

    1. По уровню инновационного потенциала (формализованная шкала) :

    · построение известного в другом виде – формальная новизна (фактическое отсутствие нового) – условная новизна;

    · повторение известного с несущественными изменениями : частная новизна;

    · уточнение, конкретизация уже известного;

    · дополнение известного существенными элементами;

    · создание качественно нового объекта.

    2. По массовости :

    Единичные;

    Массовые.

    3. По масштабу :

    · частные;

    · модульные;

    · системные.

    4. По новизне :

    · абсолютно новые;

    · относительно (субъективно) новые.

    5. По типу возникновения :

    · стихийные;

    · целенаправленные.

    6. По типу новшества :

    · материально-технические;

    · социальные (педагогические ) .

    7. По характеру возникновения :

    · внешние (заимствования, инициируемые органами управления) ;

    · внутренние (ноу-хау) .

    8. По инновационному потенциалу :

    · модификационные (изменение существующего) ;

    · комбинаторные (сочетание элементов прежнего) ;

    · радикальные (принципиально новые) .

    9. По характеру нацеленности на будущее :

    · оперативные;

    · стратегические.

    10. По отношению к существующему :

    · замещающие;

    · открывающие;

    · отменяющие;

    · ретровведение.

    11. По характеру получаемых результатов :

    · ожидаемые (плановые) ;

    · случайные (неплановые) .

    12. По своевременности :

    · своевременные;

    · несвоевременные;

    · актуальные;

    · нацеленные на будущее.

    13. По завершенности :

    · завершенные;

    · незавершенные.

    14. По процессу освоения :

    · легко осваиваемые;

    · трудно осваиваемые.

    необходимость классификации связана с возможностью более детального изучения отдельных аспектов инноваций и адекватного их восприятия. Необходимо так же определить

    три основные сферы, требующие инноваций в ДОУ :

    1. управление учреждением;

    2. структура воспитательно-образовательного и процесса ;

    Указанные сферы взаимодействуют посредством создания и освоения новшеств. Специфика управления инновационными процессами определяется областью их внедрения.

    Ниже приводятся основные позиции в классификации новшеств, показаны связи основных аспектов инновационного процесса на содержательном и управленческих уровнях.

    Области применения педагогических новшеств :

    · методы;

    · структура.

    Масштаб изменений :

    · частные;

    · модульные;

    · системные.

    Потенциал :

    · модификационный;

    · комбинаторный;

    · радикальный.

    Характер возникновения :

    · внутренний;

    · внешний.

    Способы возникновения :

    · плановые;

    · стихийные.

    Область системы управления :

    · ценностные ориентации;

    · образ желаемой системы управления;

    · состав, строение коллективного субъекта управления;

    · изменения в ресурсном обеспечении;

    · изменения в результатах обучения, воспитания.

    Объект управления :

    · новое в управлении ступенями образования ;

    · в управлении процессами основного и дополнительного образования ;

    · межпредметными связями;

    · функциями ДОУ;

    · внешними связями;

    · педагогическими коллективами ;

    · технологиями обучения и воспитания.

    2.3 Источники инновации в ДОУ

    Главной фигурой инновационного процесса становится педагог , способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Его инновационный потенциал – определяющий в достижении эффективности новшеств, успех внедрения которых тесно связан с инновационным поведением субъекта – действиями, в которых проявляется личностное отношение к происходящим переменам.

    Носитель новшеств – педагог – как элемент в структуре инновационного процесса характеризуется с точки зрения восприятия, освоения и оценки нового, единства целеполагания и целедостижения.

    В структуре личности и инновационной деятельности педагога можно выделить следующие существенные элементы :

    Мотивы, установки, направленность, характеризующие открытость педагога и восприимчивость к новому;

    Творческие способности, такие как креативность и индивидуальность. Деятельное самосознание, педагогическая культура , база творчества;

    Технологический компонент, обеспечивающий вариативные способы реализации традиционных задач;

    Рефлексия, способствующая адекватному представлению педагога о себе и своём месте в инновационном процессе .

    Источником развития субъекта инновации становятся культура и объект воздействия – ребенок, механизмами развития – личность и деятельность. Совокупность мотивационной (хочу, теоретической (могу, технологической (делаю) и результативной (получаю) готовностей составляет систему инновационной компетентности педагога дошкольного образования .

    2.4 Закономерности протекания инновационными процессами

    Инновационный процесс , как любой другой, подчиняется определенным законам. На них указывает в соей работе В. Е. Гмурман.

    1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды . Инновация обусловливает необратимые деструктивные изменения в инновационной социально- педагогической среде : начиная с разрушения целостных представлений, образов и конкретного сознания, взглядов отдельных субъектов.

    2. Закон финальной реализации инновационного процесса . Инновационный процесс рано или поздно должен реализоваться. Новшество пробивает себе дорогу : другой вопрос – жизнеспособно ли оно? На каком уровне с точки зрения оптимальности, эффективности процесс происходит ?

    3. Закон стереотипизации педагогических инноваций . Инновация устаревает , происходит стереотипизация, возникают штампы мышления, деятельности, следовательно рутинизация – кризис.

    4. Закон циклической повторяемости, возвращаемости новшества. Возрождение новшества в новых условиях.

    М. М. Поташник и О. Б. Хомерики детально исследовали структуры инновационного процесса в образовательном учреждении . В своей работе они выделяют несколько видов структур.

    Деятельностная структура : мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты.

    Субъектная структура : деятельность субъектов развития (органы управления образованием , лица, вовлеченные в процесс обновления ДОУ , функциональное и ролевое соотношение всех участников инновационного процесса на каждом этапе .

    Уровневая структура : деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).

    Структура жизненного цикла включает следующие этапы : возникновение (идея, её оформление) – рост (детализация, конкретизация) – зрелость – освоение (диффузия, проникновение) – насыщенность – рутинизация (для основной части субъектов инновация перестает быть новой) – кризис – финал : новшество становится повседневным или заменяется.

    Управленческая структура : программа развития.

    Организационная структура : диагностика – прогнозирование – организация – практика – обобщение – внедрение.

    Жизненный цикл новшеств.

    1. Этап открытия : зарождение, возникновение концепции новшества.

    2. Разработка : изобретение, создание новшества, воплощенного в объекте (материальном или духовном) .

    3. Реализация нововведения : практическое применение, доработка, стойкий результат, самостоятельное существование новшества при условии восприимчивости.

    4. Распространение, тиражирование : широкое внедрение, диффузия или господство новшества в конкретной области, новшество перестает быть таковым, теряет свою новизну.

    5. Эффективная альтернатива, или его замена, или сокращение масштабов применения новшества.

    Линейность этапов может нарушаться : внутри одного этапа допустимы другие, возможны разрывы, выпадение фаз и т. д. с четвертого этапа идет непрерывное усовершенствование.

    С точки зрение взаимодействия со средой жизненный цикл включает в себя :

    · быстрый рост;

    · зрелость;

    · насыщение;

    · кризис.

    Заключение

    Происходящие изменения в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении , что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

    Поиск и освоение инноваций , способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования . Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние. Следует отметить, что степень инновационности образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем «неразвитости» образования . Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

    Список литературы

    1. Закон «Об образовании »

    2. Гмурман В. Е. Введение достижений педагогики в практикум школы .

    3. Кудрявцев В. Т. Инновационное дошкольное образование : опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание . 1997. №7, 10, 12. 1998. №1, 4, 5, 10, 11. 1999. №3, 12.

    4. Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследования //Советская педагогика . 1988. №11.

    5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика : инновационная деятельность . М., 1997.

    Эмма Мачукова
    Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

    Инновационные технологии в ДОУ по ФГОС

    Современный педагог - это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.

    В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого-педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.

    Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций .

    Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К. Ю. Белая, А. Г. Асмолов и др.) . А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

    Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология , в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

    Основные виды инновационных технологий ,

    применяемых в ДОУ.

    К числу современных образовательных технологий можно отнести :

    Здоровьесберегающие технологии ;

    технологии проектной деятельности;

    технологии исследовательской деятельности;

    Развивающие технологии ;

    Коррекционные технологии ;

    Информационно-коммуникационные технологии ;

    Личностно-ориентированные технологии ; игровые технологии .

    1. Здоровьесберегающие технологии направлены на укрепление здоровья ребенка, привитие ему здорового образа жизни. Это особенно актуально в свете ухудшения экологии, общей картины здоровья, неправильного питания.

    Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.

    Здоровьесберегающие технологии могут быть по-разному реализованы. В зависимости от целей :

    Они могут быть направлены на сохранение здоровья и реализовываться медицинским персоналом : контроль за питанием, мониторинг здоровья, обеспечение здоровьесберегающей среды;

    Они могут быть направлены на физическое развитие ребенка посредством различных видов гимнастик (дыхательная, пальчиковая, ортопедическая, закаливания, динамических пауз, стретчинга, альтернативных способов - например, хатха-йоги;

    Они могут знакомить с культурой здоровья;

    Они могут обучать здоровому образу жизни через коммуникативные игры, игровые сеансы, логоритмику, физкультурные занятия;

    Они могут быть коррекционными и реализовываться на сеансах различного вида терапий (арт-, сказко-, цвето-) .

    2. Технологии проектной деятельности

    Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель - работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

    Проекты различаются :

    по количеству участников : индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

    по продолжительности : краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

    по приоритетному методу : творческие, игровые, исследовательские, информационные;

    по тематике : включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

    Учебные проекты можно классифицировать следующим образом :

    1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.

    2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.

    3. «Повествовательные» , посредством которых детишки учатся объяснять свои чувства и эмоции при помощи речи, вокала, письма и т. д.

    4. «Конструктивные» , направленные на то, чтобы научить ребенка создавать собственным трудом полезные предметы : построить скворечник, посадить цветок и др.

    Инновационные образовательные технологии в ДОУ способствуют физическому и психологическому развитию ребенка, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным. Мальчики и девочки играючи познают мир, а полученные знания стараются применять на практике.

    3. Технологии исследовательской деятельности

    Внедрение инновационных технологий в ДОУ предполагает , кроме всего прочего, использование педагогами так называемой исследовательской деятельности. Что это означает? Прежде всего, речь идет о том, что усилия воспитателей направлены в первую очередь на то, чтобы сформировать у детей исследовательский тип мышления.

    Основной целью исследовательской деятельности является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

    Для этого в процессе обучения дошкольников педагоги прибегают к таким распространенным методам, как : постановка проблемы, ее всесторонней анализ, моделирование, наблюдение, экспериментирование, фиксация результатов, поиск решений и выбор лучшего из них.

    Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

    Методы и приемы организации исследовательской деятельности :

    Наблюдения;

    Дидактические игры;

    Моделирование ситуаций;

    Трудовые поручения, действия.

    Инновационные педагогические технологии в ДОУ помогают «наставникам» найти подход к каждому отдельному ребенку, учитывать его особенности, черты характера и склад ума, и превращать занятия в увлекательное и необыкновенное «приключение» . Благодаря этому родителям больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Малыши с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем обогащают свой пока еще небольшой багаж знаний.

    4. Развивающие технологии

    В традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

    5. Коррекционные технологии

    Их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. Виды : сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия.

    6. Информационно-коммуникационные технологии

    Бессмысленно отрицать тот факт, что современный мир значительно отличается от времен молодости наших бабушек и дедушек, и даже родителей. Сегодня уже весьма сложно представить себе, что еще в совсем недалеком прошлом не заходило и речи о том, чтобы использовать какие-либо инновационные технологии в ДОУ . Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Нынче такими передовыми технологиями , как компьютер, планшет или интерактивная доска не удивит ни одного дошколенка. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Информационная эра диктует свои правила игры, игнорировать которые невозможно. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Например, благодаря увлекательным программам, разработанным с целью обучить ребенка чтению, математике, максимально развить его память и логическое мышление, дошкольника удается заинтересовать и привить ему любовь к знаниям. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Анимационные компьютерные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, заставляют малыша буквально примкнуть к монитору, позволяют сконцентрировать внимание и сосредоточенно наблюдать за происходящим. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.

    Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

    В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

    При этом вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

    7. Личностно-ориентированные технологии

    Использование личностно-ориентированных, а также игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.

    Цель личностно-ориентированной технологии – создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

    В зависимости от способностей ребенка, педагог подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. В группе, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества.

    Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

    8. Игровые технологии

    Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

    При этом игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

    Которые помогают выделять характерные признаки предметов : то есть учат сравнивать;

    Которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

    Которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

    Которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

    Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач, ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.