Войти
Территория кровельщика
  • Мордовская автономная советская социалистическая республика
  • Из истории названия села становой колодезь
  • Абу-Камаль: жертва российско-американских договоренностей и нерешительности оппозиции
  • Географические объекты названные в честь георгия седова
  • Сайда-Губа – это пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков Путешествие по Росатому: атом и лёд
  • Настольная игра Ужас Аркхема (Arkham Horror) — путеводитель в мир страха Ужас аркхема какое дополнение лучше
  • Игра «Звездный час. Генеративные органы - цветок, плод, семя

    Игра «Звездный час. Генеративные органы - цветок, плод, семя

    Цветок (множ. цветки́, лат. flos -oris, греч. ἄνθος -ου) - сложный орган семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

    Цветок представляет собой видоизменённый, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для образования спор и гамет, а также для проведения полового процесса, завершающегося образованием плода с семенами. Исключительная роль цветка как особой морфологической структуры связана с тем, что в нём полностью совмещены все процессы бесполого и полового размножения. От шишки голосеменных растений цветок отличается тем, что у него в результате опыления пыльца попадает на рыльце пестика, а не на семязачаток непосредственно, а при последующем половом процессе семязачатки у цветковых развиваются в семена внутри завязи.

    Цветок, будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1 мм, в то же время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда (Rafflesia arnoldii R.Br.) семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра (Индонезия), достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг.

    Органы растения: цветок

    Цветок – орган семенного размножения. Это укороченный, видоизмененный побег, развивается из почки. В цветке формируются половые клетки – гаметы и происходит опыление и оплодотворение.

    Цветы:

    – обоеполые (яблоня) – есть и тычинки и пестики;

    – однополые (ива) – только с мужскими или женскими органами;

    Главные части цветка – это пестики и тычинки. Тычинка состоит из тычиночной нити и двух пыльников. В пыльниках происходит созревание пыльцы. Пестик состоит из расширенной части – завязи и суженной – столбика с рыльцем. В завязи находится семизачаток.

    Опыление цветковых: ветром, насекомыми, искусственным путем.

    Некоторые цветки сгруппированы в соцветие. Соцветие – это совокупность цветков, сгруппированных в определенном порядке. Они бывают простые и сложные.

    Роль соцветий у растений, опыляемых насекомыми, состоит в том, что собранные в группы цветы лучше привлекают насекомых. Для ветроопыляемых растений соцветие повышает вероятность попадания пыльцы на рыльце пестика.

    Органы растения: плод

    Назначения плода: предохранение семян и способствование распространению. Стенки плода называют околоплодником.

    Плоды:

    1. Настоящие (плод образован только одним пестиком). Пример: вишня.

    2. Ложные (в образовании плода принимают участие цветоложе или околоцветник). Настоящие: простые (образуются из цветков с одним пестиком – боб, пшеница) и сложные (из цветков, имеющих несколько пестиков – малина, ежевика).

    Выделяют две большие группы плодов: сухие и сочные.

    Сухие:

    – Раскрывающиеся (многосемянные)

    Боб – одногнездный плод, содержащий много семян, располагающихся на стенках плода (горох, боб, фасоль, желтая акация).

    Стручок – двухгнездный многосемянный плод, у которого семена прикрепляются к перегородке, идущей вдоль плода (капуста, репа, горчица).

    Коробочка – образована двумя или несколькими плодолистиками, содержит много семян (мак, белена, тюльпан, лилия).

    – Сухие нераскрывающиеся (односемянные)

    Орех. Околоплодник сухой, твердый, деревянный (лещина, желудь, дуб).

    – Зерновка. Околоплодник срастается с оболочкой семян (рожь, ячмень, пшеница).

    – Семянка (подсолнечник, ромашка, одуванчик).

    Сочные:

    – Ягода – многосемянной плод с сочными слоями околоплодника. Наружный слой – кожистый (смородина, крыжовник, томат, виноград).

    – Ягодообразные – тыквина (тыква, дыня), померанец (апельсин, лимон, мандарин).

    – Костянка – сочные односемянные плоды (вишня, слива, абрикос, персик, миндаль).

    Сборные сложные плоды:

    – Сложная костянка (малина, ежевика).

    Пути распространения:

    – Самосбрасывание (боб, стручок);

    – Распространение ветром (одуванчик, клен, сосна, ель, липа);

    – Распространение водой (осоки, ирис, кокосовая пальма);

    – Распространение животными (череда, лопух, репейник).

    Органы растения: семя

    Семя – зачаточное растение. Развивается из семизачатка.

    Семя однодольных снаружи одето околоплодником, который плотно сросся с семенной кожурой, зародыш имеет маленький корешок, стебелек и почечку.

    У двудольных одна из сторон семени выпуклая, другая вогнутая. Снаружи блестящая гладкая семенная кожура. Под ней – зародыш, состоящий из двух семядолей и расположенных между ними корешка, стебелька и почечки.

    После периода покоя начинается прорастание семени. Для семян каждого вида растения условия прорастания различны.

    Температуры, при которых могут прорастать различные семена, колеблются от +5 до +40° С. Прорастающее семя активно дышит. Необходимое условие – наличие воды. На первых этапах, до развития листьев зародыш питается исключительно запасом питательных веществ. Это в основном липиды, белки. Рост собственно зародыша идет за счет деления клеток и увеличения их размеров. Первым видимым признаком прорастания является появление первичного корешка. Он растет по направлению силы тяжести, укореняя растение в земле.

    

    Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения.

    Вегетативные органы растений - части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой, а также функции вегетативного размножения.

    К вегетативным органам относятся: - листостебельные побеги, обеспечивающими фотосинтез; - корни, обеспечивающие водоснабжение и минœеральное питание.

    По происхождению различают гомологичные и аналогичные органы .

    Гомологичные органыимеют общее происхождение, но могут выполнять разные функции. Примером гомологичных органов с разными функциями являются метаморфозы органов, или видоизменения. Так, у картофеля подземные побеги преобразуются в клубни, которые в народе считают утолщениями корней.

    Аналогичные органы– органы, имеющие разное происхождение, но выполняющие сходные функции . Известно, что у кактуса функцию фотосинтеза выполняют стебли, а не листья, которые видоизменились в колючки. По этой причине листья, к примеру, шиповника и стебель кактуса являются аналогичными органами.

    По направлению роста выделяют ортотропные и плагиотропные органы .

    Ортотропные органы – органы, растущие вертикально, осœевые органы. К ним относится стебель, корень. Плагиотропные органы – органы, растущие горизонтально, боковые органы. У покрытосœеменных к ним относится лист. Плагиотропно растут ползучие и стелющиеся побеги.

    Органы растений могут видоизменяться, метаморфизировать в случае, когда они начинают выполнять несвойственные им функции, или одна из не базовых функций становится главной. К примеру, клубень картофеля является видоизменением побега, в котором накапливаются запасные вещества.

    3 . Корень –это осœевой орган растения, имеющий верхушечный рост, который обладает положительным геотропизмом, т. е. растет по направлению к центру Земли.

    Тело первых вышедших на сушу растений ещё не было расчленено на побеги и корни. Оно состояло из ответвлений, одни из которых поднимались вертикально, а другие прижимались к почве и поглощали воду и питательные вещества. Несмотря на примитивное строение, эти растения были обеспечены водой и питательными веществами, так как имели небольшие размеры и жили около воды.

    В ходе дальнейшей эволюции некоторые ответвления стали углубляться в почву и дали начало корням, приспособленным к более совершенному почвенному питанию. Это сопровождалось глубокой перестройкой их структуры и появлением специализированных тканей. Образование корней было крупным эволюционным достижением, благодаря которому растения смогли осваивать более сухие почвы и образовывать крупные побеги, поднятые вверх к свету . К примеру, у моховидных настоящих корней нет, их вегетативное тело небольших размеров - до 30 см, обитают мхи во влажных местах. У папоротникообразных появляются настоящие корни, это приводит к увеличению размеров вегетативного тела и к расцвету этой группы в каменноугольный период.

    Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Генеративные органы - цветок, плод, семя. Они выполняют функцию полового размножения." 2017, 2018.

    Строение цветка:
    1 — Цветоножка, 2 — Цветоложе, 3 — Чашелистик, 4 — Лепесток, 5 — Тычиночная нить, 6 — Пыльник, 7 — Рыльце пестика, 8 — Столбик, 9 — Завязь

    Цветки, плоды и семена являются генеративными органами растения.

    Цветок представляет собой укороченный и видоизмененный побег, предназначенный для полового (семенного) размножения. Часть стебля, несущая цветок, называется цветоножкой. Ее верхняя расширенная часть образует цветоложе, на котором располагаются все составные части цветка. Если цветоножка отсутствует, цветки называются сидячими.
    Женская часть цветка представлена пестиком , который находится в его центре. Цветок может содержать один пестик (вишня, слива, капуста) или несколько (шиповник, малина). Пестик состоит из рыльца, столбика и завязи. Пестики, не имеющие столбика, называются сидячими (мак). Липкая сахаристая жидкость, выделяемая пестиком, служит для удержания пыльцы на рыльце во время опыления. Внутри завязи находятся семяпочки, из которых после оплодотворения образуются семена.

    Пестик окружен большим количеством тычинок, каждая из которых имеет тонкую тычиночную нить, оканчивающуюся пыльником. Пыльник состоит из двух пыльцевых мешков, в которых происходит созревание пыльцы. Пыльца (пыльцевое зерно) внешне разнообразна у разных растений. Она имеет округлую форму, покрыта оболочкой, которая может быть гладкой или неровной в виде выростов, шипиков. Это способствует удержанию пыльцевого зерна на рыльце пестика или на теле насекомого-опылителя. Тычинка является мужской частью цветка.

    Тычинки и пестик окружены околоцветником. Он состоит из венчика и чашечки и называется двойным (вишня). Лепестки венчика выполняют защитную функцию и привлекают насекомых-опылителей. Окраска венчика различна и зависит от содержания в лепестках разных пигментов. Чашечка — наружная часть цветка — обычно представлена зелеными чашелистиками, которые выполняют защитную функцию. Околоцветник , не разделенный на чашечку и венчик, называют простым (тюльпан, пролеска).

    Все части цветка , за исключением цветоножки и цветоложа, образованы видоизмененными листьями. Чашелистики окрашены в зеленый цвет и почти не отличаются от листьев. Лепестки имеют форму листьев и хорошо заметные жилки. Каждая тычинка образована одним листом, а пестик — одним или несколькими сросшимися листьями, о чем свидетельствует число средних жилок. Доказательством листового происхождения тычинок и пестиков является также их превращение в лепестки в махровых цветках.

    Цветки называются обоеполыми, если они имеют и пестик, и тычинки (розоцветные). Однополые цветки содержат или только тычинки (тычиночные цветки), или только пестики (пестичные цветки). У однодомного растения (огурец, дуб, береза, кукуруза) тычиночные и пестичные цветки образуются на одном растении, у двудомного (ива, тополь, конопля) — на разных.

    Одиночные цветки для привлечения насекомых-опылителей обычно имеют ярко окрашенные лепестки и крупные размеры. Привлекает насекомых также нектар — сахаристая жидкость, выделяемая нектарниками — железами цветка, которые чаще расположены внутри у основания лепестков.

    Обычно цветки группируются в определенном порядке, образуя соцветия. Соцветие — это группа цветков, расположенных определенным образом на одном цветочном стебле, или цветоносе. Биологическое значение соцветий заключается в том, что собранные в них мелкие цветки лучше заметны насекомым и удобны для опыления ветром, так как летящая пыльца встречает на своем пути сразу целую группу цветков.

    Различают простые и сложные соцветия . Сложные соцветия состоят из нескольких простых.

    Простые соцветия:

    * кисть (гиацинт, наперстянка, черемуха): боковые цветки имеют короткие цветоножки и сидят на удлиненной главной оси;
    * простой колос (подорожник): на. главной удлиненной оси располагаются сидячие цветки;
    * початок (белокрыльник, аир): похож на колос, но имеет мясистую утолщенную ось;
    * сережка (ива, грецкий орех): отличается от колоса и кисти свисающей главной осью;
    * зонтик (примула, вишня): главная ось укороченная, боковые цветки как бы выходят из одной точки на ножках разной длины и располагаются куполообразно или в одной плоскости;
    * головка (клевер): цветки не имеют цветоножек, и главная ось сильно укорочена;
    * корзинка (василек, подсолнечник, одуванчик): многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на сильно утолщенном и расширенном конце укороченной оси, имеющей вогнутую, плоскую или выпуклую форму; снаружи соцветие защищено зелеными листьями — оберткой;
    * щиток (груша): отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, в результате чего все они располагаются в одной плоскости.

    Игра «Звездный час»

    Игру час можно провести как внеклассное мероприятие по биологии в 6-м классе при обобщении курса « Растения».

    Цели игры :

    – повторить основные биологические термины;
    – развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память, умение находить ассоциации;
    – снять нервное напряжение за счет увлекательности игры;
    – воспитывать взаимоуважение, умение радоваться успехам других.

    В игре участвуют 14 шестиклассников, в жюри – ученики старших классов. Игра проходит в шесть туров. Каждому участнику выдается фишка с индивидуальным номером.

    I тур. Органы цветкового растения

    Пользуясь табло (рис.1), определите, какие картинки служат ответами на следующие вопросы.

    Рис.1. Органы цветкого растения

    1. Имеет одну или две семядоли. (Семя – 7. )

    2. Осевая часть побега. (Стебель – 3. )

    3. Состоит из стебля, листьев и почек. (Побег – 5. )

    4. Может быть верхушечной или боковой. (Почка – 8. )

    5. Удерживает растение в почве. (Корень – 4. )

    6. Содержит зеленые пластиды – хлоропласты, осенью меняет свою окраску. (Лист – 2. )

    7. Видоизмененный лист. (Колючка или шип – 9. )

    8. Орган семенного размножения. (Цветок – 1. )

    9. Развивается из завязи пестика и заключает в себе семена. (Плод – 6. )

    По результатам первого тура четверо участников выбывают из игры.

    II тур. Что за чем следует, или Найди лишнее

    1. На табло (рис. 2) найдите правильную после-довательность картинок в каждой строке.

    Рис. 2. Что за чем следует?

    Побег – семя – цветок. (Ответ. 2–1–3. )

    Зона деления – зона проведения – зона всасывания. (Ответ. 1–3–2. )

    Цветок – семя – плод. (Ответ. 1–3–2 или 2–1–3. )

    2. На табло (рис. 3) в каждой строке найди лишнюю картинку.

    Рис. 3. Что лишнее?

    С двумя семядолями, с одной семядолей, почка. (Почка – 3. )

    Морковь, земляника, репа. (Земляника – 2. )

    Семя фасоли, зерновка пшеницы, зерновка пшеницы в разрезе. (Семя фасоли – 1. )

    По результатам второго тура из игры выбывают еще двое участников.

    III тур. Ошибки художника

    1. На рис. 4 определите, что забыл нарисовать художник. (Корень, верхушечная почка, вакуоль. )

    Рис. 5. В чем ошибка?

    После окончания тура в игре остаются шесть участников.

    IV тур. Ассоциации

    Назовите как можно больше предметов и понятий, с которыми у вас ассоциируется слово «растение». (Пищевые продукты, посуда для их приготовления, деревянная мебель, деревянные постройки, одежда, изготовленная из растительного материала, бумага, сельскохозяйственные орудия, предметы ухода за комнатными растениями и т.д. )

    После окончания тура в игре остаются четыре участника.

    V тур. Ребусы

    Предлагая ребусы, ведущий сопровождает их описаниями-подсказками.

    8. Эту страну в древности называли цветочной, а современное ее название – Ирак? (Персия .)

    9. Это растение называют «виноградом хвойных лесов». (.)

    10. Этот цветок был самым почитаемым в Древнем Риме. (.)

    После окончания тура в игре остаются два участника.

    VI тур. Поиграем в слова

    Придумайте и составитьте как можно больше слов из букв, составляющих слово «жизнедеятельность».

    Подведение итогов

    Победитель игры награждается памятной медалью, а все остальные участники – памятными призами.

    КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ

    Предмет: биология

    В каждом задании выберите один правильный ответ.

    1.Из зародышевого корешка развивается корень:

    А)главный

    Б)придаточный

    В)боковой

    Г)стеблевой

    2.Простые листья имеет:

    А)рябина

    Б)клевер

    В)клён

    Г)горох

    3.Соцветие – это:

    А)один цветок

    Б)совокупность тычинок

    В)группа цветков, расположенных в определённом порядке

    Г)совокупность пестиков

    4.Если не произойдёт опыления, то:

    А)растение перестанет расти

    Б)произойдёт опадание листьев

    В)не образуются плоды

    Г)растение погибнет

    5.Растения, семена которых находятся внутри плода, называются:

    А)покрытосеменные

    Г)плауны

    6.Клубень картофеля – это видоизменённый:

    А)корень

    Б)плод

    В)побег

    Г)лист

    7.Для растений класса двудольных характерна корневая система:

    А)стержневая

    Б)мочковатая

    В)из придаточных корней

    Г)только из придаточных и мочковатых корней

    8.Вегетативными органами растения являются:

    А)корень и побег

    Б)семя

    В)цветок

    Г)плод

    9.Годичные кольца в стебле образуются за счёт:

    А)сосудов

    Б)пробки

    В)камбия

    Г)сердцевины

    10.Покрытосеменные растения господствуют на Земле благодаря наличию:

    А)семени

    Б)цветков и плодов

    В)развитой проводящей системы

    Г)развитой корневой системы

    В каждом задании выберите три правильных ответа.

    11.Генеративными органами растения являются:

    А)цветок

    Б)стебель

    В)корень

    Г)плод

    Д)семя

    Е)лист

    12.В корне выделяются зоны:

    А)смешанная

    Б)мочковатая

    В)деления

    Г)стержневая

    Д)роста

    Е)всасывания

    13.Подземными видоизмененными побегами являются:

    А)корень

    Б)корневище

    В)усы

    Г)клубень

    Д)колючки

    Е)луковица

    14.Для насекомоопыляемых растений характерны:

    А)яркая окраска венчика

    Б)сухая, лёгкая и мелкая пыльца

    В)сильный аромат цветка

    Г)длинные тычиночные нити

    Д)цветение до распускания листьев

    Е)крупная липкая пыльца

    15.Сочными плодами являются:

    А)ягода

    Б)яблоко

    В)орех

    Г)костянка

    Д)жёлудь

    Е)боб

    ЧАСТЬ В. Уберите лишнее понятие.

    1.Венчик, чашечка, околоцветник, околоплодник.

    2.Пестик, семя, завязь, рыльце.

    3.Почка, черешок, пластинка, жилки.

    4.Корень, стебель, лист, цветок.

    5.Берёза, пшеница, сосна, яблоня.

    ЧАСТЬ С. Дайте краткие ответы на поставленные вопросы.

    1.Как называется специализированный орган воздушного питания?

    2.Какой процесс жизнедеятельности растений происходит только на свету?

    3.Как называется запасающая ткань семени?

    КЛЮЧ К ОТВЕТАМ:

    околоплодник

    фотосинтез

    эндосперм

    Примечание: задания части А подготовлены по пособию: Биология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания / Н.А.Богданов, Н.П.Балобанова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014; задания части В и С подготовлены учителем самостоятельно.