Войти
Территория кровельщика
  • Сон открытая калитка во двор
  • Магия чисел Тень во сне к чему
  • К чему снится железная дорога: толкования образов рельс и поездов
  • К чему снятся мошки: сонники и народные поверья К чему снятся мошки в большом количестве
  • Сонник пыль в доме. Толкование сна: пыль. Сонник современной женщины
  • Что значит видеть во сне рану женщине и мужчине?
  • Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией (по Архиповой Е. Ф)

    Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией (по Архиповой Е. Ф)

    Особенности формирования фонематических процессов у детей со стертой дизартрией

    Процесс овладения правильным звукопроизношением осуществляется на основе тесного взаимодействия сенсорных и моторных функций, обеспечивающих единство речевой системы. С одной стороны, правильное усвоение звуковой стороны речи во многом определяется развитием перцептивного и фонематического уровня восприятия. С другой стороны, в ходе развития речи слуховой анализатор испытывает влияние со стороны речедвигательного: ребёнок слышин и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребёнок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

    Для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

    Нарушения в формировании фонематического слуха у детей со стертой дизартрией могут носить вторичный характер. Такие нарушения наблюдаются при патологии речевых кинестезий, имеющих место при двигательных поражениях органов речи, нарушение фонематического слуха вторичного характера проявляется у детей со стертой дизартрией, при этом степень её выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Дети плохо выполняют упражнения по различению слов, близких по своему звучанию, по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов и так далее.

    У детей со стертой дизартрией из - за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляционных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушения взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.

    У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из - за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. Некоторым детям задание недоступно.

    При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов, близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. С трудом выполняются задания по выделению и различению слов, близких по звуковому составу. При этом задании требуется хлопнуть в ладоши, если логопед в ряду многих слов произнесет слово ошибочно (шляпа - хляпа - шляпа).

    Все дети испытывают трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток (2 - 3) детям удаётся дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие - глухие, твердые - мягкие - все дети оказываются несостоятельными. При исследовании дифференциации слогов и фонем у одной трети детей выявлены нарушения слухоречевой памяти.

    Трудности возникают не только при дифференциации звуков, отличающих тонкими акустико - артикуляционными признаками, но и при различении более контрастных звуков.

    У некоторых детей со стертой дизартрией основные трудности выявляются только при воспроизведении цепочки слогов (на базе сохранных звуков). Типичные нарушения выражаются в уподоблении второго слога первому, в перестановках слогов в цепочке слогов.

    Звукослоговой анализ нарушен в меньшей степени, но и здесь выявляются отчетливые затруднения. При задании назвать первый или последний согласный звук в слове типа «кошка» ребенок выделяет слог. Отмечаются реверсы слов: в слове «шар» первый звук - «р».

    Затруднено сравнение слов по звуковому составу: определение количества звуков в слове и нахождение 2 - го, 3 - го звука.

    Все дошкольники со стертой дизартрией допускают большое количество ошибок, характер которых свидетельствует о недостаточности фонематического восприятия.

    Литература

    1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.
    2. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 48 с.

    Ермакова Елена Алексеевна

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Развитие фонематического слуха детей с дизартрией

    Научный руководитель: Панова Л.В.

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями фонетико - фонематической стороны речи. Своевременное выявление детей с нарушениями фонетико-фонематической стороны речи и проведение правильно организованной логопедической работы позволяют предупредить возникновение в дальнейшем нарушений письменной речи.

    Нарушения звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков. Особенностью нарушений звукопроизносительной стороны речи при дизартрии является то, что при всех видах активных движений в конечностях нарастает мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре и усиливаются дизартрические расстройства. Нарушение артикуляционной моторики не только затрудняют формирование произносительной стороны речи, но и вторично вызывают нарушения фонематического восприятия.

    Это вызывает у ребенка трудности звукового анализа слов и искажения звуко-слоговой структуры слова. Поэтому дети с дизартрией нуждаются в комплексной системе логопедических мероприятий, направленных на развитие артикуляционных навыков, фонематического анализа и синтеза.

    Цель исследования - изучение специфики нарушений звуковой стороны речи и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией для последующего определения наиболее эффективных путей преодоления выявленных фонетических и фонематических нарушений.

    Объект исследования - звукопроизношение и фонематическое восприятие дошкольников с дизартрией.

    Предмет исследования - логопедическая работа, направленная на преодоление фонетических и фонематических нарушений у дошкольников с дизартрией.

    Задачи исследования :

    1. Проанализировать специальную литературу по проблеме речевого развития детей в норме, при дизартрии и фонетико-фонематическом недоразвитии речи для определения теоретико-методологической основы исследования.

    2. Разработать методику изучения звукопроизношения и фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с дизартрией.

    3. Экспериментально изучить состояние звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с дизартрией.

    4. Определить основные направления и содержание дифференцированной логопедической работы по преодолению фонетических и фонологических нарушений у дошкольников с дизартрией.

    Гипотеза исследования : развитие звукопроизношения и фонематического восприятия детей дошкольного возраста со стертой степенью дизартрии будет проходить эффективно при использовании правильной коррекционно-логопедической работы

    Проблемой изучения МДР занимались многие авторы. В ра-ботах Г. Г. Гутцмана, Л. В.

    Мелеховой, О. В. Правдиной, И. И. Панченко, О. А. Токаревой , Р. И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. В трудах И. Б. Карелиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебря-ковой, Э.Я. Сизовой Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференци-ации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией.

    Теоретической значимостью исследования состоит в следующем:

    в разработке содержания логопедической работы по формированию фонематического слуха детей с дизартрией.

    Практической значимостью исследования являются результаты исследования, методы исследования и предложенные упражнения, и дидактические игры, могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями для изучения и формирования фонематических процессов у дошкольников с дизартрией.

    Методы исследования:

    Анализ специальной педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования;

    Биографический метод (изучение и анализ медицинской и педагогической документации детей, участвующих в исследовании);

    Беседы с родителями, педагогами, осуществляющими коррекционную работу с детьми, а также с самими детьми;

    Педагогическое наблюдение при логопедическом обследовании, на занятиях с детьми, в их свободной игровой деятельности;

    Педагогический эксперимент (констатирующий);

    Методы обработки результатов исследования: качественный анализ полученных данных, методы описательной статистики.

    Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

    1. Теоретические аспекты фонематического слуха детей

    1.1. Особенности формирования фонематического слуха детей

    Прежде всего необходимо уточнить понятия о фонеме, фонематическом слухе и фонематическом восприятии.

    Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.

    Фонематическое восприятие - это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова.

    Фонематический слух - осуществляет контроль за непрерывным потоком слогов.

    Речевой слух - совместное функционирование фонематического и фонетического слуха, осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является стимулом формирования произношения.

    Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психологической активности ребенка: перцептивную, когнитивную, регулятивную и др. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста.

    Рисунок 1.1.- Формирование фонематического слуха

    В онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они выражаются во вздрагивании всем телом, мигании, в изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных, рефлексов.

    Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у детей в конце первого и начале второго месяца жизни.

    В результате многократного подкрепления звукового сигнала (например, звонка) кормлением ребенок начинает отвечать на этот сигнал сосательными движениями. В это же время он определяет направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука.

    Несколько позднее, на третьем и четвертом месяце жизни, ребенок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несет интонация. В это время у ребенка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания (например, приятное или неприятное) с помощью оттенков голоса. В последующие месяцы первого года жизни отмечается дальнейшее развитие слухового анализатора. Ребенок начинает более тонко различать звуки окружающего мира, голоса людей и отвечать на них различным образом. Те слова и фразы, которые ребенок начинает «понимать», воспринимаются им в недостаточно расчлененном виде и мало чем отличаются от прочих звуков, являющихся для малыша сигналами предметов и явлений окружающего мира (лай собаки, звонок будильника и т.п.). Так, ребенок шести-восьми месяцев может уже правильно реагировать на произнесенное кем-либо слово «часы» указыванием на соответствующий предмет. Но при этом такое же действие он выполняет, если произнести не «часы», а похожие по звучанию слоги: «ти-ти» или «ки-ки». Таким образом, ребенок узнает слово по его ритму, общему звуковому облику. Входящие же в состав слова звуки воспринимаются им еще диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. Последующее развитие функции слухового анализатора, связанное с интенсивным формированием у него второй сигнальной системы, характеризуется постепенным переходом от обобщенного восприятия фонетической (звуковой) структуры речи к более дифференцированному. Если в конце первого года ребенок улавливает в речи главным образом интонацию и ритм, то на втором году жизни он начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов.

    Различение оппозиционных звуков детьми происходит постепенно:

    Первоначально ребенок различает наиболее грубо противопоставленные звуки - гласные и согласные, но внутри этих групп наблюдается широкая генерализация: согласные еще вовсе не различаются, а среди гласных выделяется наиболее фонетически мощный и легко артикулируемый звук [а]; ему противопоставляются все остальные гласные звуки, между собой также не дифференцируемые;

    Далее происходит дифференциация «внутри» гласных - [и-у], [э-о], [и-о], [э-у]; позже остальных он начинает различать высокочастотные гласные [и-э], низкочастотные звуки [у-о]; труднее воспринимается звук [ы];

    Затем формируются оппозиции «внутри» согласных: определение наличия или отсутствия согласного звука в слове как широко обобщенного звука, последующее различение сонорных - шумных; твердых - мягких; взрывных - фрикативных; глухих - звонких; свистящих - шипящих.

    Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

    К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

    ОСОБЕННОСТИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ И ДИЗАРТРИЕЙ

    Мякишева Людмила Валерьевна

    студент 4 курса, кафедра дефектологии КГУ, РФ, г. Курган

    Дубовская Вера Александровна

    научный руководитель, канд. пед. наук, доцент КГУ, РФ, г. Курган

    Известно, что речевая функция является одной из важнейших функций человека. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребенка в целом, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.

    Дошкольный возраст наиболее благоприятный для преодоления речевых нарушений. Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

    Проблема по выявлению, предупреждению и коррекции нарушений фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией, продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией.

    Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевого аппарата .

    Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (от греч. phonema - звук) .

    На основании диагностических методик С.И. Погорелой и Е.С. Зайцевой, нами была разработана методика обследования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и дизартрией. На наш взгляд, данная методика является эффективной в процессе коррекционной работы для выявления уровня сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и дизартрией.

    Методика состоит из трех блоков изучения компонентов, составляющих фонематические процессы: фонетический слух, фонематический слух, фонематическое восприятие. При анализе результатов мы использовали следующую количественную оценку, каждое задание оценивается по пятибалльной шкале следующей характеристикой:

    4 балла - задание выполнено ребенком самостоятельно, точно с первого предъявления.

    3 балла - задание выполнено ребенком самостоятельно, но допущено 1-2 ошибки.

    2 балла - задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалась помощь логопеда

    1 балл - ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, помощь логопеда не помогала.

    0 баллов - ребенок с заданием не справился или отказался выполнять.

    ПЕРВЫЙ БЛОК - обследование фонетического слуха. Этот блок включает в себя задания на определение линейной последовательности звуков в слове, выделение ударного гласного в начале слова и подбор слова на заданный звук.

    Качественная характеристика:

    Высокий уровень (28 баллов): ребенок выполнил все задания правильно, без ошибок и помощи логопеда. Без труда определил линейную последовательность звуков во всех словах и выделил ударный гласный звук. А также не допустил ошибки при подборе слова на заданный звук.

    Уровень выше среднего (25-27 баллов): задание выполнено ребенком самостоятельно, но были допущены такие ошибки как пропуск звука в одном или двух словах. Незначительные ошибки при подборе слова на заданный звук.

    Средний уровень (20-24 балла): задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3, требовалась помощь логопеда. Неправильное определение ударного звука в одном из слов и возможные ошибки в определении линейной последовательности звуков в слове и подборе слова на заданный звук.

    Уровень ниже среднего (11-19 баллов): ребенок пытался справиться с заданием, но допустил до 5 ошибок, не мог определить линейную последовательность звуков, ударный гласный звук и подобрать слово на заданный звук. Помощь логопеда помогала не во всех случаях.

    Таблица 1.

    «Результаты обследования состояния фонетического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

    Задания

    Дети

    Определить линейную последовательность звуков в словах

    Определение ударного гласного звука

    Подбор слова на заданный звук

    Общий балл

    Уровень сформированности фонетического слуха

    Каша

    Осы, ива, утка

    Ниже среднего

    Ниже среднего

    Анализ результатов обследования фонетического слуха показал, что у двух детей фонетический слух находится на уровне выше среднего, ещё у двух - на среднем уровне и у одного ребенка на уровне ниже среднего. В данном блоке заданий у детей в большей степени возникали трудности при подборе слова на заданный звук. Также допускались ошибки при определении линейной последовательности звуков. Многие неоднократно пропускали гласный звук в словах МАК и ДОМ. В слове КАША почти все дети сказали, что последний звук - [ша]. При определении ударного гласного звука в слове возникли трудности лишь в единичных случаях. Обработав результаты, полученные при изучении фонетического слуха, мы выявили уровень развития фонетического слуха в целом. Можно сказать, что группа по сформированности фонетического слуха находится на среднем уровне.

    ВТОРОЙ БЛОК - изучение фонематического слуха. В данном блоке даются задания на определение наличия звука в слове, повтор слогов с оппозиционными звуками: па-ба, та-да-та, ба-бу-бэ и дифференциацию оппозиционных звуков.

    Качественная характеристика:

    В данном блоке максимально можно набрать 28 баллов. Задания оцениваются по следующим критериям:

    Высокий уровень (28 баллов): ребенок выполнил все задания правильно. Без ошибок и помощи логопеда определил наличие звуков в слове, повторил слоги с оппозиционными звуками и правильно показал картинки, в названии которых есть оппозиционные звуки.

    Уровень выше среднего (25-27 баллов): задание выполнено ребенком правильно, но были допущены 1-2 ошибки в повторении слоговой цепочки или в определении наличия звука в слове.

    Средний уровень (20-24 балла): задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3-4, повтор слоговой цепочки со второго раза. Требовалась помощь логопеда.

    Уровень ниже среднего (11-19 баллов): ребенок пытался справиться с заданием, но допустил 5 и более ошибок, определил наличие звука только в нескольких словах, повтор слоговой цепочки только с третьей попытки. Помощь логопеда помогала не во всех случаях.

    Низкий уровень (10 баллов и ниже): ребенок с заданиями не справился или отказался их выполнять.

    Таблица 2.

    «Результаты обследования состояния фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

    Задания

    Дети

    Определение наличия звука в слове

    Повтор слогов с оппозиционными звуками

    Дифференциация оппозиционных звуков

    Общий балл

    Уровень

    па-ба

    та-да-та

    ба-бу-бэ

    Ежата-мышата; Миска- мишка;

    Косы-козы

    Ниже среднего

    Проанализировав полученные результаты, можно сказать, что уровень сформированности фонематического слуха в целом находится на среднем уровне. У всех детей, кроме одного, показатели находятся на среднем уровне. В ряде случаев допускались ошибки при определении наличия звука в слове. Чаще всего, дети не реагировали на заданный звук в тех случаях, если они произносят его дефектно. Большие трудности возникали при повторении слогов с оппозиционными звуками. Детям было трудно воспроизвести слоговую цепочку. В большинстве случаев правильный результат получался на третьей - четвертой попытке. Дифференциация оппозиционных звуков с показом картинки не вызвала особых затруднений. Дети выполнили все задания правильно, кроме одного: показать, где «косы-козы». При исправлении данной ошибки двое детей исправились после первого замечания, а трем детям необходимо было ещё раз повторить и дать подсказку.

    ТРЕТИЙ БЛОК - изучение фонематического восприятия включает в себя задания на определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове, определение количества звуков в слове.

    Качественная характеристика:

    В данном блоке максимально можно набрать 36 баллов. Задания оцениваются по следующим критериям:

    Высокий уровень (36 баллов): ребенок выполнил все задания правильно. Без ошибок и помощи логопеда определил место звука в слове и сосчитал количество звуков.

    Уровень выше среднего (31-35 баллов): задание выполнено ребенком правильно, но были допущены 1-2 ошибки.

    Средний уровень (21-30 баллов): задание выполнено ребенком самостоятельно, но количество ошибок возросло до 3-4, не мог определить место звука в слове и/или количество звуков в слове. Требовалась помощь логопеда.

    Уровень ниже среднего (11-20 баллов): ребенок пытался справиться с заданием, но допустил 5 и более ошибок. не мог определить место звука в слове и/или количество звуков в слове. Требовалась помощь логопеда и дополнительная стимуляция.

    Низкий уровень (10 баллов и ниже): ребенок с заданиями не справился или отказался их выполнять.

    Таблица 3.

    «Результаты обследования состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста»

    Задание

    Дети

    Определение первого звука в слове

    Определение последнего звука в слове

    Определение количества звуков в слове

    Общий балл

    Уровень

    Трава

    Танк

    Муха

    Муха

    Лампа

    Анализ результатов обследования фонематического восприятия показал, что у всех детей уровень развития фонематического восприятия находится на среднем уровне. Все дети получили высокий балл за определение первого звука в слове. Некоторым детям понадобилось немного больше времени для ответа, так как они проговаривали вслух слово, в котором нужно было определить первый звук. Подобная ситуация с заданиями на определение последнего звука в слове. Однако здесь почти все дети допустили ошибку в одном слове: сказали, что в слове муха последний звук [ха]. Наблюдались ошибки, связанные с дифференциацией первого и последнего звука, т.е. вместо того, чтобы назвать первый звук в слове, дети называли последний и наоборот. Возникали трудности при подсчете количества звуков. Здесь все получили низкий балл. В большинстве случаев пришлось помогать наглядным материалом. Дети делали подсчет звуков, выкладывая соответствующие им по цвету квадратики. В целом можно сказать, что группа по уровню сформированности фонематического слуха находится на среднем уровне.

    Таким образом, согласно нашей системе оценок, при обследовании максимально можно набрать 92 балла, из которых 28 баллов отводится на обследование фонетического слуха, 28 - на обследование фонематического слуха и 36 - на обследование фонематического восприятия. Отсюда получаем количественную характеристику обследования фонематических процессов:

    Высокий уровень - 85-92 балла

    Выше среднего - 78-84 балла

    Средний уровень - 68-77 баллов

    Ниже среднего - 56-67 баллов

    Низкий уровень - 55 баллов и ниже

    На основании полученных данных, у нас получились следующие группы детей:

    1. Дети со средним уровнем сформированноси фонематических процессов

    2. Дети с уровнем сформированности фонематических процессов ниже среднего

    Для детей со средним уровнем сформированности фонематических процессов характерны незначительные нарушения в определении линейной последовательности звуков в слове и в повторе слогов с оппозиционными звуками. Дети данной группы допускали ошибки при определении количества звуков в слове, требовалась помощь логопеда, пришлось помогать наглядным материалом. Дети делали подсчет звуков, выкладывая соответствующие им по цвету квадратики. Были незначительные ошибки при подборе слова на заданный звук.

    Детям с уровнем сформированности фонематических процессов ниже среднего требовалось значительно больше подсказок. Наибольшие трудности вызывали задания на определения количества звуков в слове, подбор слова на заданный звук и повторение слоговой цепочки. В большинстве случаев правильный результат получался на третьей-четвертой попытке. Детям данной группы требовалось больше времени для ответа, так как они проговаривали несколько раз вслух слово, в котором нужно было определить первый либо последний звук, а также ими неоднократно проговаривались названия картинок, в которых имеется заданный звук. При подсчете количества звуков пришлось помогать наглядным материалом. Дети делали подсчет звуков, выкладывая соответствующие им по цвету квадратики. С наибольшей легкостью дались задания на определение первого и последнего звука в слове.

    Таким образом, группа по сформированности фонематических процессов находится на среднем уровне.

    На наш взгляд, данная методика является эффективной в процессе коррекционной работы для выявления уровня сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и дизартрией.

    Список литературы:

    1. Зайцева Е.С., Шептунова В.К. Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4-7 лет СП6.: КАРО, 2012.
    2. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1985.
    3. Погорелая С.И. Логопедическое обследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с недоразвитием речи (ОНР, ФФН; нарушениями чтения и письма, обусловленными ОНР и ФФН) и стёртой дизартрией. 2008 г.
    4. Цвирко О.Ю. Формирование произносительной стороны речи и исправление нарушений звукопроизношения у детей. Барнаул: 2008.

    Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией (По Архиповой Е. Ф)

    Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей .

    Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха . В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

    C целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы.

    Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

    Система включает следующие пробы. 1) узнавание неречевых звуков; 2) различение высоты, силы, тембра голоса; 3) различение слов, близких по звуковому составу; 4) дифференциация слогов; 5) дифференциация фонем; 6) навыки элементарного звукового анализа.

    При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения. 1. Узнавание неречевых звуков

    Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки. 1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или покажи, что звучит». Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик. 2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».

    Гудок автомашины - звон колокольчика - переливание воды - удары в бубен 3. Инструкция: «Скажи или покажи». - Что шумит? - Что гудит? - Кто смеется? - Что звучит? - Что шуршит?

    Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

    4. Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко - тихо». 5. Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо». 6. Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

    1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал». Ребенка зовут по имени - 4 раза (каждый раз другой человек). Произносят короткое [ау] - 4 раза (каждый раз другой человек). 2. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

    Кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко) - свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко) - коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко) - корова - теленок му (низко) му (высоко)

    Логопед раздает детям картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

    3. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?» Мяу (громко) - белый; Мяу (тихо) - черный. 4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял». Ав (низко) - собака; Ав (высоко) - щенок. 5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. - Кто спал на моей кровати? (низко) - Кто ел из моей миски? (средне) - Кто сидел на моем стуле? (высоко)

    Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске.

    3. Различение слов, близких по звуковому составу Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу. 1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:

    шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; баман, панан, банан, ваван, баван;

    танки, фанки, шанки, танки, сянки; витанин, митавин, фитамин, витамин; бумага, тумага, пумага, бумага, бумака, бубака; альбом, айбом, яньбом, альмом, альном; птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец, птинеч; квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка

    Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

    2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк». (Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.) [п - б, п" - б"]: почка - бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил; [т - д, т" - д"]: тачка - дачка, тоска - доска, подушка - кадушка, тина - Дина; [к - г, к" - г"]: класс - глаз, кора - гора, калька - галька, кит - гид, крот - грот; [ф - в]: Фаня - Ваня, сова - софа; [л - в, л" - в"]: лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок; [л - и, л" - й]: галка - гайка, стол - стой, галька - гайка; " [р - л]: рожки - ложки; : роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, марина - малина; [с - з]: суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза; [с - ц]: свет - цвет, лиса - лица; [ш - ж]: шар - жар, Луша - лужа; [ч - щ]: челка - щелка, плач - плащ, дочь - дождь; [ч - ш]: чурка - Шурка, кочка - кошка; [ч - т"]: челка - телка, печка - Петька, речка - редька; [с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж; [с - ж]: сук - жук, сыр - жир, усы - уши; [с - щ]: лес - лещ, плюс - плющ; [с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь; [з - ж]: роза - рожа, луза - лужа; [м - м"]: Мишка - мышка; [л - л"]: ел - ель, Юля - юла.

    Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха. Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.

    Используются разные способы семантизации:

    1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

    2. Словесно-контекстный способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетаний, в предложениях. 3. Смешанный способ - объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей. 3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные? Объясни их значение». Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак. 4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть». Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи. 5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку к той, название которой звучит похоже».

    Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка. Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов. Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания.

    4. Дифференциация слогов Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

    1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог». на-на-на-па ка-ка-га-ка 2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний». Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па-па; ка-ка-га-ка. 3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.) да-та-да ба-па-ба га-ка-га та-да-та па-ба-па ка-га-ка са-ша-са за-са-за ца-са-ца ша-са-ша са-за-са са-ца-са жа-ша-жа ча-тя-ча ща-ча-ща ша-жа-ша тя-ча-тя ча-ща-ча ра-ла-ра ла-ра-ла

    Примечание: 1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка. 2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

    4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги, ты хлопнешь, если разные, то топнешь». Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

    Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания

    5. Дифференциация фонем Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем.

    2. Проверка готовности к формировании звукового анализа. I. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку». Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее. У - поезд Т - молоток А - ребенок В - ветер И - птичка З - комар М - корова Э - жук

    2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э]. 3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А». (Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].) Логопед повторяет группу гласных звуков - [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и]. 4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к]. 5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»: - ао, уа, аи, ио

    Аиу, иао, уао, оиы - аоуи, иоуа, иыоу, аоыу Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха. 6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков. [ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]; [щ]: [ш, с", щ, ч, ц, щ]; [ц]: [т, с", ц, т", ш, ц]; [ч]: [ч, ш, т", ч, с", ч]; [с]: [с, с", ж, ц, с, ч].

    Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания

    6. Навыки элементарного звукового анализа Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа. 1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»: а ау иоу

    2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар. 3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»: Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица. 4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»: а, ауи, иуа, ау. 5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к». Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук. 6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком». Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот. тан- ро-

    пау- ко- вени- со- самоле- бегемо- 7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»: аист Иван утка арбуз Илья улитка альбом иголка улица

    8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

    9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»: малина волны капуста молоко вафли кошка

    10. Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»: иголка избушка улица осы ослики антилопа

    Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания 3 балла - допускает негрубые ошибки 2 балла - выполнил 0,5 задания верно 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно 0 баллов - отказ или невыполнение задания

    Примечание: 1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу звукового состава слов. 2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию.

    1. Фонематический слух - это способность выделять и различать фонемы родного языка, которая формируется с 6-месячного возраста до 1 г. 7 мес. в норме. 2. Решающим фактором развития фонематического слуха ребенка в норме является развитие его речи в процессе общения с окружающими близкими. 3. Фонетический слух формируется на базе фонематического слуха и осуществляет контроль за слоговыми рядами в речи. 4. Фонематический слух и фонетический слух, взаимодействуя, составляют речевой слух, который отвечает за звукослоговую структуру речи ребенка. 5. Фонематическое восприятие, как умственные операции по звуковому анализу, формируется в процессе специального обучения. 6. В ряде случаев нарушение фонематического слуха у детей со стертой дизартрией носит вторичный характер. 7. Нарушение моторики органов артикуляции отрицательно влияет на формирование фонематического слуха. 8. Нарушения кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи. 9. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, квазиомонимов; различении высоты, силы, тембра голоса; дифференциации слогов и фонем. 10. Слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивном словаре. В случае необходимости проводят разные способы семантизации.

    Как показали исследования Л В. Лопатиной, Н.В Серебряковой, у дошкольников со стертой дизартрией существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи.

    Стертая дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи с трудом поддаются коррекции, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывая вторичные отклонения в их развитии.

    Наиболее характерным для детей со стертой дизартрией являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечаются у всех детей.

    У детей со стертой дизартрией из-за наличия патологической симптоматики в артикуляционном аппарате (гипертонус, гипотонус, девиация, гиперкинезы, гиперсаливация и др.) нарушается моторика органов артикуляции, ухудшается качество артикуляторных движений. Эта моторная недостаточность оказывает отрицательное влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять фонематический анализ в умственном плане. Таким образом, нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным аппаратом ведет к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь, отражается на процессах овладения письмом и чтением.

    Нарушение четкости артикулирования во время речи, невнятная в целом речь детей со стертой дизартрией не позволяет формироваться четкому слуховому восприятию. Часто дети не контролируют свое звукопроизношение. Нарушение кинестетического контроля и слуховой дифференциации является причиной стойких нарушений фонетической и просодической стороны речи.

    У большинства детей при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки как при определении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым детям задание недоступно. Дети отказываются от выполнения задания.

    При исследовании различения одинаковых звукокомплексов и слов близких по звуковому составу дети со стертой дизартрией представляют неоднородную группу. Нарушения отмечаются у всех, но проявляются в разной степени выраженности. Задания, выполненные с ошибками, многими детьми самостоятельно не исправляются. Часто ошибки детьми не замечаются. Все дети испытывают выраженные трудности при дифференциации слогов и фонем. Только после нескольких попыток детям удается дифференцировать гласный из ряда других гласных звуков. При дифференциации слогов с оппозиционными согласными: звонкие – глухие, мягкие – твердые – все дети оказываются несостоятельными.

    Таким образом, восприятие звуков речи и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, Д.Б. Эльконин). Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности.

    Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так, как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение (Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина).

    Всю систему логопедической работы Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина предлагают разделить на шесть этапов:

    I этап – узнавание неречевых звуков;
    II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
    III этап – различение слов, близких по звуковому составу;
    IV этап – дифференциация слогов;
    V этап – дифференциация фонем;
    VI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

    Дети дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического и лексико-грамматического строя речи. Такие занятия должны отличаться строгой систематичностью и проводиться не реже 3 раз в неделю. Постановка звуков осуществляется на индивидуальных занятиях, а дальнейшую работу над ними можно проводить на групповых занятиях. Для этой цели объединяют детей, у которых в данное время исправляют один и тот же звук. Обычно, таким образом, составляются группы из 3-4 человек. Состав групп подвижен, и меняется с каждым звуком.

    Таким образом, основным симптомом речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи. Нарушения фонетической стороны речи, отрицательно влияют на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речи. Эти расстройства затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

    Коррекционно-развивающие игры и упражнения.

    I этап.

    Под редакцией В.И.Селиверстова . Издание 3-е. Москва “Просвещение” 1981. (с.15–21).
    Неречевые звуки.
    Подготовительные игры.
    Развитие слухового внимания.

    Скажи, что ты слышишь?
    С закрытыми глазами послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т.д.)
    Дети должны ответить полным предложением.

    Кто что услышит?
    Педагог за ширмой стучи молотком, звонит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

    Найди игрушку.
    Водящий ребенок по силе звука хлопков должен найти игрушку. Если водящий оказывается в том месте, где она спрятана, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

    Кто это?
    Взрослый спрашивает, кто из животных производит такое действие, а затем просит воспроизвести соответствующее звукоподражание.
    После этого взрослый предлагает детям по звукоподражанию определить животного и сказать, что он делает, когда так кричит. (с. 34)

    II этап.

    Игры в логопедической работе с детьми. В.И.Селиверстова . Издание 3-е. Москва “Просвещение” 1981 (с. 22–24; 50–54).

    Лягушка.
    Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит слова водящего, а затем указывает на кого-либо из детей. Тот говорит: “ква-ква-ква”. Водящий должен определить, чей это голос.

    Улавливай шепот.
    Развивать остроту слуха.
    Вариант 1.
    Взрослый внятным шепотом отдает команды (“Руки вверх”, “в стороны”, “кругом”) и другие. Постепенно уходя все дальше, ведущий делает
    свой шепот менее уловимым.
    Вариант 2.
    Ведущий, голосом обычной громкости, просит выполнить какое-нибудь движение, а затем, едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить.

    Узнай по интонации.
    Воспитание выразительности речи и мимики.
    Каждый ребенок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека, произнося определенные короткие слова. Дети должны отгадать, кого изображает ведущий.

    Игра по сказке “Три медведя”.
    Инсценирование сказки. Аналогично проводятся игры – драматизации и других сказок (“Колобок”, “Теремок”).
    А.И.Максакова, Г.А.Тумакова “Учите играя” Москва “Просвещение” 1983 г.

    Где кукует кукушка.
    Взрослый предлагает детям послушать и отгадать, где кукует кукушка: близко или далеко (произносит данное звукосочетание с разной громкостью), Дети соответственно отвечают: “Кукушка близко от ребят” или “Кукушка далеко от ребят”. (с.19)

    III этап.

    А.И.Максакова, Г.А.Тумакова “Учите играя”. Москва “Просвещение” 1983 г.
    Различение слов, близких по звуковому составу.

    Угадай кто (что) это.
    Взрослый следит, чтобы дети точно различали на слух указанные звукосочетания (коза кричит – меее, овечка – беее; машина гудит биии; мышка пищит пиии), правильно их произносили и соотносили с соответствующей игрушкой. (с. 12).

    Покажи правильно.
    Упражнять детей в различении слов, похожих по звукосочетанию (Анна, ванна, козлик, ослик, кукла Мила, мыло, шишка, мишка, звонок, замок). (с.21).

    Подбери похожие слова.
    Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. (с.35).

    VI этап.

    Игры в логопедической работе с детьми. В.И.Селиверстова. Издание 3-е. Москва “Просвещение” 1981. (с.27–32).
    Формирование навыков элементарного звукового анализа.

    Где звук?
    Нахождение места звука в слове.
    Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. Когда это хорошо усвоится – в середине слова. Гласный должен быть ударным.

    Поймай рыбку.
    Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие необходимого звука, его место в слове.

    Кто внимательнее.
    Педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

    Будь внимателен.
    Педагог называет игрушки. Дети должны поднять руку, если в названии услышат определенный звук, например, “с”.

    Отстукивание слогов.
    Каждому ребенку дается слово, которое он должен отстучать (по количеству слогов).

    Развитие навыков элементарного звукового анализа.
    А.И.Максаков, Г.А.Тумакова “Учите играя”. Игры и упражнения со звучащим словом. “Просвещение” 1983 г.

    Выдели слово.
    Взрослый произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з. (с.27).

    Наши имена.
    Взрослый предлагает детям назвать куклу так, чтобы в ее имени был слышен звук ш (“песенка гуся”). Затем просит сказать, какие еще есть имена, где бы слышался этот звук, сказать свое имя и определить, есть ли в нем заданный звук. (с.29).

    Сколько слов.
    Учить детей подбирать слова с заданным звуком (ш), затем из фразы выбирать слово с заданным звуком, из предложения; устанавливать количество слов и их последовательность.

    Отгадай, что это?
    Ребенок описывает изображение. Дети отгадывают, что это за игрушка, четко ее называют, определяют, есть ли в данном слове определенный звук, выделяют его голосом. (с.47).

    Назови первый звук в слове.
    Научим Буратино указывать в словах первый звук. (с.54).

    Назови последний звук в слове.
    Взрослый показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Затем разложить на две группы: 1 группа – твердый согласный, 2 – мягкий согласный. (с. 55).

    Подскажи Петрушке звук.
    Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать один последний звук. Его должны подсказать дети. (сю78).

    Какой звук потерялся?.
    Взрослый не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он специально не проговаривает первый звук. Дети отмечают слова в которых был потерян звук. (с.79).

    Назови слово.
    Закреплять знания детей, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Показать с помощью звуковой линейки, что в разных словах, разное количество звуков (слова длинные и короткие). (с. 81).

    Что получится.
    Взрослый учит детей короткие слова превращать в длинные. (с.84).

    Как Мишутка учился говорить.
    Игровое упражнение проводится в форме рассказа, прерываемого вопросами – заданиями. Учить детей делить слова на части. (с.102).

    Почтальон принес письмо.
    Дети внимательно рассматривают изображенные на картинках предметы и должны отобрать те, названия которых состоят из двух частей, затем – из трех. (с.105).

    Кто это?
    Дети называют картинку из двух частей. Определяют, какая часть за какой следует в слове. Можно ли про то же сказать словом из трех частей? (с.110).

    Отгадай слово.
    Ведущий – ребенок предлагает начало слова (первую часть), а все остальные конец слова. (с.113).

    Говори – не задерживай.
    Дети стоят, образуя круг. Первый ребенок называет слово по частям, следующий должен сказать слово, начинающееся с последнего слога только что произнесенного слова. (с.114).

    Мишка узнает, что такое ударение.
    Взрослый учит детей выделять голосом ударение. Смотрит, как работают с полоской бумаги (“слово”), Закрепляет с детьми термин ударение. (с.117).

    Найди в слове ударение.
    Взрослый предлагает в произнесенных словах определить, сколько частей в слове, произнести каждую часть, определить в какой части слышится ударение – в первой или во второй. (с.117).

    Как зовут друзей?
    Дети должны придумать клички для животных, назвать части слова, отобрать те клички, в которых ударение в первой части слова, затем – во второй части. (с. 119).