Войти
Территория кровельщика
  • Тит ливий история рима от основания города История рима до нашей эры
  • Александр ширвиндт склероз, рассеянный по жизни Александр ширвиндт склероз рассеянный по жизни
  • «Безумный алхимик» Артем Еремеев
  • Книга промельк беллы читать онлайн
  • Мессерер промельк беллы читать онлайн
  • Современные любовные романы: лучшие книги в жанре
  • Вопросы к олимпиаде обж про лекарственные травы. Сценарий праздника «В мире лекарственных трав

    Вопросы к олимпиаде обж про лекарственные травы. Сценарий праздника «В мире лекарственных трав

    Цель:
    1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
    2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

    1-й тур

    1.Какая ягода заменяет лимон?
    (Клюква, содержит лимонную кислоту).

    2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
    (Черная смородина, шиповник).

    3. Какие болезни лечит красавица берёза?
    (Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

    4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

    5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
    (Шиповник и черёмуха.)

    6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
    (Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

    7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
    (Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

    8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
    (Приложить лист подорожника)

    9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
    (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

    Краткая информация для детей.
    Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

    2-й тур называется «Узнай растение».

    а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

    (Ответ: ветреница).

    б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

    (Ответ: ландыш)

    в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

    (Ответ: колокольчик)

    3-й тур называется «Отгадайка».

    Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

    Семя;

    Взрослое растение с плодами и семенами;

    Проросток с развивающим корешком;

    Взрослое растение с цветками;

    Проросток с развивающимися стеблем и листочком

    (Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
    5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

    4-й тур называется «Отгадай загадки».


    1.На пустырях и по дорогам
    С соцветьем беленьким сорняк.
    Но изучите его свойства-
    Быть может, взглянете не так:
    Кровотеченье остановит,
    В Китае он – салат к столу.
    Сорняк живуч:
    Семян так много в плоде,
    Похожим на суму.
    (Пастушья сумка).

    2. На кустах цветы
    Просто чудо красоты!
    Шипы - коготочки
    Стерегут цветочки.
    (Шиповник)

    3.Есть корень кривой и рогатый,
    Целебною силой богатый.
    И может, два века
    Он ждет человека
    В чащобе лесной
    Под кедровой сосной.
    (Женьшень)

    4.Кисть ягоды прекрасная,
    Жёлтая иль красная,
    Я достать её боюсь -
    О шипы уколюсь.
    Но уважаю с детства
    Сердечное средство.
    (боярышник)


    Подведение итога.

    Викторина для учащихся объединения «Игровая экология» с ответами по
    теме «Лекарственные Растения»
    1. Из волокна какой травы сделаны паруса первого американского
    военного корабля, первый флаг США и первые джинсы «Levis»? (Из волокон
    конопли)
    2. Какое растение, согласно библейской легенде, Бог вырастил за одну
    ночь для пророка Ионы? (Тыква)
    3. На каком континенте был окультурен подсолнечник? (Северная
    Америка)
    4. В какой стране был окультурен лен? (Египет)
    5. Как по­другому называется земляной орех? (Арахис)
    6. Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли?
    (Лишайник)
    7. Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)
    8. На Троицу раньше пели такую песню:
    «Я пойду, пойду, погуляю,
    Белую березу заломаю».
    Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы
    почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)
    9. Какие деревья растут в соленой воде? (Это мангровые деревья. Они
    растут в соленых болотах морского побережья Центральной Америки, во
    Флориде и в Африке)
    10. На флаге какого государства изображен кленовый лист? (Канада)
    11. На флаге какого острова изображены пальмовые ветви? (Кипр)
    12. Название этого известного растения, которое растет в лесу и в садах,
    дословно переводится с латинского «блестящая лошадь», так как было
    замечено, что, если кормить лошадей плодами, побегами, листьями этого
    растения, то шкура лошадей начинает блестеть. Что это за чудо природы?
    (Облепиха)
    13. Из какого дерева были сделаны:
    ­ Палица Геракла. (Ясень)
    ­ Скипетр Юпитера. (Кипарис)
    ­ Мачта корабля аргонавтов. (Дуб)
    ­ Троянский конь. (Ель)
    ­ Стрелы Амура. (Кедр)
    14. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?
    (Липа)
    15. Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только
    полдня? (Лен)
    16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)
    17. Какие два хищных растения растут в нашей стране? (У нас на моховых
    болотах растет росянка. Она ловит и съедает садящихся на ее круглые

    клейкие листочки комаров, мошек, мух и других насекомых. В реках и озерах
    растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков,
    насекомых и мальков)
    18. Какой гриб называют «заячья картошка»? (Гриб ­ дождевик)
    19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба­дождевика. Спелый
    дождевик лопается от легкого удара и из него вырывается облако пыли -
    «чертов табачок»)
    20. О каком растении эта загадка: «Однолетняя трава - выше двора»? (О
    хмеле)
    21. Современная медицина считает единственным средством от бородавок
    ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты
    основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение? (Чистотел)
    22. По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает
    культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок.
    Назовите и кустарник, и цветок. (Сирень и Иван­чай)
    23. На каком растении сидит орел на гербе Мексики? (На кактусе)
    24. Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит
    человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево?
    (Сосна)
    25. В Японии выращивают в цветочных горшках настоящие деревья,
    правда, небольшой высоты. Как называется такое дерево? (Банзай)
    26. Каких деревьев больше всего в тех лесах, где строят санатории для
    больных туберкулезом? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от
    многочисленных бактерий)
    27. Когда цветет мох? (Никогда. Мох - это низшее растение, оно не имеет
    цветков)
    28. У какого растения позаимствовал идею застежки­липучки швейцарец
    Жорж де Мостроль? (У репейника)
    29. Какое дерево во Франции называют «деревом мудрости» и в
    лекарственных целях используют его листья, сок, почки и корень? (Береза)
    30. Семенами какого водного цветка в старину пользовались певицы для
    укрепления голоса? (Кувшинка)
    31. Для чего кофейному дереву кофеин? (Для борьбы с насекомыми,
    уничтожающими листья)
    32. Назовите растение: то же, что белладонна, но по­ русски. (Красавка)
    33. Какой экзотический плод по­другому называется «аллигаторова
    груша»? (Авокадо)
    34. Что такое плод арбуза с точки зрения ботаника? (Ягода)
    35. Какое дерево - самое распространенное в России? (Лиственница)
    36. В какое дерево превратилась, согласно легенде, спасавшаяся от
    Аполлона нимфа Дафна? (Лавровое)
    37. Как по­другому называется растение «сладкий картофель»? (Батат)
    38. Съедобны ли плоды японской вишни - сакуры? (Нет)

    39. Как по­другому называется кунжут? (Сезам)
    40. Как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
    41. У какого дерева самая легкая древесина? (У балъса)
    42. Как ботаники называют по­научному плод груши, айвы, рябины?
    (Яблоко)
    43. Как по­другому называется растение репейник? (Лопух)
    44. Его плоды, длинные, похожие на огурцы, едят люди и животные. Для
    обезьян это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, а листья опадают
    не зимой, а летом. Что это за дерево? (Баобаб)
    45. Хулсын - по­калмыцки «камыш или тростник». Переведите с
    калмыцкого слово «ханхулсын» («Царь камыш», Бамбук)
    46. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить
    «великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они
    продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для
    царя? (Арбуз)
    47. О каком представителе царства растений писал Игорь Кочуровский:
    «Она в зеленом девичьем берете,
    Где на пригорке сосен стройный ряд,
    Надев косы серебряный наряд,
    Незримые раскидывает сети.
    Как разгадаешь, по какой примете,
    Что вся она предательство и яд»?
    (О бледной поганке)
    48. В средние века это растение неоднократно спасало многие народы
    Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане -
    «добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь.
    Назовите это растение. (Лебеда)
    49. В переводе с узбекского это растение называется «мышиный» (так его
    назвали по форме цветка). Узбеки называют его «лошадиное ухо» (по форме
    листа). Мы же называем это растение по месту, где оно растет. О каком
    растении идет речь? (Подорожник)
    50. В Африке есть кустарник со странным названием - «подожди
    немного». Почему его так назвали? (Он колючий, его шипы вонзаются в
    одежду и не отпускают человека)

    Сценарий праздника

    «В мире лекарственных трав»

    Цели: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, доставить детям радость от участия в празднике.

    Оборудование: картинки лекарственных трав, костюмы для детей и Бабы-Яги, сбор лекарственных трав, музыка П.И.Чайковского «Времена года» Июнь.

    Ход праздника

    1.Вступительная часть.

    Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы собрались сегодня на празднике « В мире лекарственных трав».

    Целебные травы

    Наступили дни целебных трав –

    Мяты, иван-чая, зверобоя.

    Их в пучки душистые собрав,

    Из лесов несу цветы с собою.

    Всё целебно: лес, луга, поля,

    Подорожник, заросли тимьяна,

    Щедрая прекрасная земля,

    Словно лекарь, нам врачует раны.

    Куклина Е.Э.

    2. Основная часть.

    Издавна люди заметили, что больные животные уходят чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Давайте больше узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

    1. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека. А поможет мне и всем вам известный добрый доктор. Угадайте, кто он?

    Лечит маленьких детей,

    Лечит птичек и зверей,

    Сквозь очки свои глядит

    Добрый доктор.... (Айболит).

    Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.


    1. Белочка заболела. У неё ангина. Но она никак не хочет пить таблетки. Вы можете ей помочь?
    Выходит Ромашка.

    Нарядные платьица, желтые брошки,

    Ни пятнышка нет на красивой одежке,

    Если случится тебе простудится:

    Привяжется кашель, поднимется жар -

    Подвинь к себе кружку в которой дымиться

    Слегка горьковатый, душистый отвар.

    (Дети советуют.) Если горло заболит, то лучший доктор - отвар из луговой лекарственной ромашки


    1. А у нашей Лисички простуда.
    (Дети советуют.) Очень полезен отвар мать-и-мачехи.

    1. У обезьянки нет сил.
    (Дети советуют.) Ей поможет отвар зверобоя.

    1. У Мишки бессонница.
    (Дети советуют.) Валериана лекарственная применяется при бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

    Вот какие чудеса могут делать лекарственные травы.

    Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

    Помните, ребята о том, что лекарственные растения нужно собирать правильно.

    Правила сбора лекарственных растений.

    1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.

    2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Почему? (ответы детей)

    3. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

    Неожиданно появляется Баба-Яга.

    Учитель (удивлённо): Баба-Яга!

    Баба-Яга: Ну, уж не такая я Баба-Яга, а сейчас я совсем не Баба-Яга, а ведунья и знахарка лесных трав. Хотите проверить?

    2.Викторина «Лекарственные растения».

    1. Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

    2. Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные. (Ромашка.)

    3. В какой период собирают лекарственные растения? (май-сентябрь)

    4. Какие растения, обладающие противомикробными свойствами вы знаете? (зверобой, ромашка, календула)

    5. Какие растения заживляют раны?

    6. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.)

    7. Русское название этого растения произошло от казахского слова «джерабай», что в переводе означает "целитель ран". Что это за растение? (Зверобой.)

    8. Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья. (Валериана.)

    9. Латинское название этого декоративного и лекарственного цветка - календула. В России этот цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах. (Ноготки.)

    Учитель: Спасибо вам дети и Баба-Яга! Я думаю, что ребята многое узнали о пользе лекарственных трав. А сейчас давайте проведём небольшие конкурсы и определим лучшего знатока лекарственных трав.

    Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел)

    3.Познавательная игра «На приеме у врача »
    Описание игры
    «врачи» – дети, которые помогут «больному» в выборе растения, помогающего избавиться от болезни;
    «больные» - дети, которые будут называть симптомы болезни.
    В игре используются карточки:
    1) больное сердце – капли ландыша, средство, успокаивающее сильное сердцебиение;
    2) плохой аппетит – корень одуванчика возбуждает аппетит, из листьев делают салаты;
    3) частые ангины – ромашка лекарственная;
    4) больной желудок – тысячелистник применяют при заболеваниях желудка;
    5) бородавки – росянка, чистотел;
    6) раны и царапины – свежие листья подорожника, помяв прикладывать к ушибу, царапине;
    7) ухудшение зрения – черника, это лекарство и витамины;
    8) простуда – малиновый настой, лекарственная ромашка, мать-и-мачеха;
    9) кашель – чабрец, мать-и -мачеха, подорожник;
    10) кровотечение – тысячелистник;
    11) что использовать вместо ваты – мох сфагнум в войну использовали вместо ваты, накладывая на раны.
    12)авитаминоз – смородина, капуста, шиповник, черника, клюква, брусника.
    Где можно узнать о лекарственных свойствах и способах применения растений? (в справочниках и энциклопедиях)

    4. Конкурс загадок

    На припеке у пеньков

    Много тонких стебельков.

    Каждый тонкий стебелек

    Держит алый огонек.

    Разгибаем стебельки -

    Собираем огоньки.

    (Земляника)

    Белые звоночки.

    Белые горшочки на зеленой ножке.

    (Ландыши)


    Белая корзинка -

    Золотое донце,

    В ней лежит росинка

    И сверкает солнце.

    (Ромашка)

    Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь.

    Ярко-синий и пушистый.

    Только жаль, что не душистый:

    (Василек)

    Кто ни прикасается, -

    За того цепляется.

    Привязчивый и колкий,

    Кругом торчат иголки.

    (Репейник)

    Носит этот мальчик!

    Желтый сарафанчик.

    Подрастет - нарядится

    В беленькое платьице:

    Легкое, воздушное,

    Ветерку послушное.

    (Одуванчик)


    Злая, как волчица.

    Жжется, как горчица!

    Что это за диво?

    Это же (крапива)!

    5.Стихи о травах. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»

    Луговые травы


    С бабушкой нашей пойдем далеко мы

    В луг, где ей всякие травы знакомы,

    Руки мелькают, не путаясь в травах,

    В тонких и острых, в густых и кудрявых.

    Вот от простуды, а вот от надсады,

    Это от боли спасет головной!

    Мы поучиться у бабушки рады

    Мудрой науке ее травяной.

    Вырастем – травами с нашего луга

    Будем лечить, избавлять от недуга.

    (Е. Фейерабенд)
    Лесной чай
    Не хочется мне чаю с печеньем, с пирожным.

    Я снова скучаю о чае таежном:

    С душицей, с дымком, с земляничным листом,

    Заваренным в медном большом котелке.

    Чтоб сосны шептали и птицы кричали

    О чем-то своем, на лесном языке.

    (Ю. Могутин)
    Путника друг, подорожник, скромный, невзрачный листок.

    Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.

    Путника друг, подорожник, многим из нас невдомек,

    Что отыскалось лекарство тут же, на тропке, у ног.

    (В. Рождественский)
    6. Инсценирование «Лекарственные растения»

    Руся Белая

    Я сегодня услыхала

    Жаркий спор целебных трав.

    Как черника с земляникой

    Разбирались, кто же прав:

    Кто кого из них полезней,

    Кто от всех спасёт болезней,

    «Я черники много лучше», -

    земляника говорит,-

    Хоть расту в лесу дремучем,

    Улучшаю аппетит,

    Ещё жажду утоляю,

    И желудку помогаю,

    Мой лекарственный настой

    От простуд рецепт простой.

    Я давление снижаю,

    Биться сердцу помогаю,

    Раны быстро заживлю,

    Коже молодость продлю!»

    Возразила ей черника:

    «Я полезней, спору нет.

    Потому что для людей я

    На сто бед один ответ.

    Мой сироп снижает резко

    В крови сахар у людей

    Обладаю я уменьем

    Лечить горло у детей

    При гастрите и колите

    Мой настой поможет всем

    При ожогах, стоматите,

    Всех избавлю от проблем!»

    «С вами, девочки, поспорю,-

    Встрял вдруг ландыш в этот спор,-

    Никто лучше меня сердце

    Не лечил с далёких пор.

    Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-

    Майский ландыш предложил.

    И пошли они все вместе

    Искать, кто б их рассудил.

    Все, кого они встречали,

    Только стеблями качали:

    Говорили, что они

    И полезны, и нужны.

    И багульник, и душица,

    Клевер, спаржа, медуница,

    И лаванда, и чабрец,

    И фиалка, наконец.

    Оказался всех мудрей

    Лишь лекарственный шалфей.

    Он сказал: «Все вы полезны,

    Вы - лекарства для людей,

    Помогаете от болезней,

    Только каждый от своей.

    Спорить быстро перестаньте,

    И не тратьте время зря,

    А в дорогу собирайтесь:

    Ждёт вас каждая семья!»


    3.Заключительная часть.

    Подведение итогов.

    Вот и подошёл к концу наш праздник. Закончить наш разговор хотелось бы такими строками:
    Вот на земле огромный дом,

    Под крышей голубой,

    Живут в нем солнце, дождь и гром,

    Лес и морской прибой,

    Живут в нем птицы и цветы,

    Веселый звон ручья,

    Живешь в том доме светлом ты,

    И все твои друзья.

    Куда б дороги не вели,

    Всегда ты будешь в нем.

    Природою родной земли,

    ЦЕЛИ ИГРЫ:

    1. Образовательные: ознакомление со способами сохранения и укрепления своего здоровья с помощью полезных растений; расширение кругозора учащихся.
    2. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; развитие навыка поиска информации; развитие навыка работы в группе, коммуникативных способностей; развитие речи, внимания, памяти, мышления и творческих способностей учащихся.
    3. Воспитательные: привитие любви к живой природе; воспитание культуры поведения; воспитание самодисциплины, ответственности, доброжелательности и взаимопомощи; воспитание уверенности в своих силах.

    ПОДГОТОВКА ИГРЫ

    1. Учащиеся организуют 2 команды игроков по 7 человек, остальные учащиеся становятся болельщиками, игроки придумывают командам название, девиз, изготавливают эмблемы.
    2. Жюри готовит грамоты для награждения победителей, участников и самых активных болельщиков.
    3. Учитель подбирает фактический материал, составляет задания для конкурсов, готовит раздаточный материал, создает слайд-презентацию (Приложение № 7) , подбирает музыкальное сопровождение, составляет комментарии по оцениванию для жюри, оформляет помещение для проведения игры.

    ХОД ИГРЫ

    1. Вступительное слово

    Ведущий приветствует всех присутствующих, объявляет игрокам и болельщикам тему и цель игры, представляет жюри, знакомит со структурой игры и желает удачи участникам. (Слайд № 1). Польза, которую приносят растения, очень велика и многообразна. Сегодня мы остановимся на том, какую пользу растения могут принести нашему здоровью. Выполняя различные задания нашей игры, вы узнаете как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья. Поэтому, девизом сегодняшней игры являются слова: “Твое здоровье – в твоих руках!”. (Слайд № 2). На столе у каждой команды находится большой лист бумаги, на котором в течение игры вам предстоит создать коллаж, посвященный нашей сегодняшней теме. Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из вырезанных изображений, наклеенных на бумагу. Вы можете дополнить его своими рисунками и записями. Вместе с листом бумаги вы получили набор материалов и рекомендации для составления коллажа. (Приложение № 1). В конце игры каждая команда получит право представить и “защитить” свою работу.

    Победителей, самых активных участников игры и болельщиков ждут призы.

    Во время игры постарайтесь быть внимательными, организованными и активными. Желаю вам успеха!

    2. Представление команд

    Команды сообщают своё название, произносят девиз, демонстрируют эмблему.

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: соответствие теме, оригинальность, артистичность, оформление. Максимальная оценка – 5 баллов.

    3. Конкурс “Деревья-целители”

    Командам выдаются карточки – пазлы и изображения деревьев, по 5 каждой команде. (Приложение № 2).

    Задание: (Слайд № 4). Соберите пазлы и получите информацию о влиянии деревьев на здоровье человека. Поделитесь со всеми полученной информацией. Продемонстрируйте изображение этого дерева. Музыкальное сопровождение.

    № 1 – береза, № 2 – ива, № 3 – сосна, № 4 – рябина, № 5 – дуб,

    № 6 – ель, № 7 – клен, № 8 – тополь, № 9 – лиственница, № 10 – липа.

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: правильность сборки – 1 балл за каждый пазл, правильность определения деревьев – 1 балл за каждое дерево, быстроту выполнения задания – 1 балл. Максимальная оценка – 11 баллов.

    4. Конкурс “Овощи на страже здоровья”

    Овощи – древнейшая пища человека. В нашей стране возделывается 80 видов овощей, а в мире более 600! (Слайд № 5). В их состав входит множество микроэлементов и витаминов, необходимых для сохранения здоровья.

    Командам выдаются листы справочной информации и изображения овощей, по 10 каждой команде. (Приложение № 3).

    Задание: (Слайд № 6). С ейчас вам предстоит выступить в роли экспертов по овощам. Составьте рекомендации по питанию. Какие из овощей вы посоветуете включить в рацион питания людям: а) с избыточной массой тела, б) недавно перенесшим простудное заболевание. Используйте справочную информацию.

    Оценка задания.

    5. Конкурс для болельщиков “Загадочные овощи”

    Красный нос в землю врос,
    А зеленый хвост снаружи.
    Нам зеленый хвост не нужен,
    Нужен только красный нос (морковь)

    В огороде – жёлтый мяч.
    Только не бежит он вскачь,
    Он как полная луна.
    Вкусные в нём семена (тыква)

    Как надела сто рубах,
    Захрустела на зубах (капуста)

    Золотистый и полезный,
    Витаминный, хотя резкий,
    Горький вкус имеет он…
    Обжигает… Не лимон (лук)

    Как на грядке под листок
    Закатился чурбачок –
    Зеленец удаленький,
    Вкусный овощ маленький (огурец)

    Он кусает, только вот,
    Зубок есть, но, где же рот?
    Белый носит сюртучок.
    Что, скажи, дружок? (чеснок)

    Бурая – не мишка,
    В норке – но не мышка (картошка)

    Белый, тощий корнеплод
    Под землей растет.
    И хотя он очень горек,
    В пищу нам он годен.
    Все, от взрослых до ребят
    С холодцом его едят (хрен)

    Над землей трава,
    Под землей бордовая голова (свекла)

    Он бывает, дети, разный –
    Желтый, травяной и красный.
    То он жгучий, то он сладкий,
    Надо знать его повадки.
    А на кухне – глава специй!
    Угадали? Это… (перец)

    Оценка задания.

    6. Конкурс “Лечебный десерт”

    Или фрукты вместо таблеток. Фрукты, как и овощи, являются для организма источником витаминов и минеральных солей. Но их употребление может не только сохранить здоровье, но и порой заменить дорогостоящие медицинские препараты. (Слайд № 7). На столы команд ставятся чаши с фруктами: а) клюква, яблоко, мандарин, банан, хурма; б) гранат, апельсин, груша, киви, виноград и выдаются информационные листы. (Приложение № 4).

    Задание: Перед вами фрукты, которые доступны в свободной продаже даже зимой. (Слайд № 8). Используя информационный материал, выясните, какое влияние они оказывают на организм человека. Музыкальное сопровождение.

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: информацию о влиянии фрукта – 1 балл за каждый фрукт, аргументированность, убедительность – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

    Максимальная оценка – 7 баллов.

    7. Конкурс “Домашний доктор”

    Оказывается, полезные для здоровья вещества есть не только в съедобных пищевых растениях. Обитатели наших подоконников тоже могут быть очень полезными. (Слайд № 9). Например, хлорофитум очищает воздух помещений от табачного дыма!

    Задание: (Слайд № 10). Разгадайте ребусы и узнайте, какие еще комнатные растения обладают лечебными свойствами. Расскажите всем, о том, что вам удалось узнать.

    Представители команд вытягивают по две карточки с ребусами. (Приложение № 5).

    № 1 – каланхое, № 2 – сансевьера, № 3 – золотой ус, № 4 – алое. (Слайд № 11)

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: правильность разгадывания ребуса – 2 балла за ребус, убедительность, выразительность при описании свойств – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

    Максимальная оценка – 6 баллов.

    8. Конкурс для болельщиков “Растения-загадки”

    Проводится одновременно с предыдущим конкурсом, в то время, когда игроки выполняют задание.

    Есть один такой цветок,
    Не вплетешь его в венок,
    На него подуй слегка,
    Был цветок – и нет цветка (одуванчик)

    Я из крошки-бочки вылез,
    Корешки пустил и вырос,
    Стал высок я и могуч,
    Не боюсь ни гроз, ни туч.
    Я кормлю свиней и белок,
    Ничего, что плод мой мелок (дуб)

    Растет зеленый кустик,
    Дотронешься – укусит (крапива)

    Цветы ангельские,
    Когти дьявольские (роза, шиповник)

    Кудри в речку опустила
    И о чем-то загрустила,
    А о чем грустит, никому не говорит (ива)

    Шел я лугом по тропинке,
    Видел солнце на травинке.
    Но совсем не горячи солнца белые лучи (ромашка)

    Вроде сосен, вроде елок,
    А зимою без иголок (лиственница)

    “Кошачья травка” -
    Больным поправка:
    Корешок в аптечку,
    Чтоб помочь сердечку (валериана)

    Оценка задания.

    За правильную отгадку – 1 балл. Заработанные баллы дарятся команде игроков, за которую “болеет” отгадавший.

    9. Конкурс “Зеленая аптека”

    Мы выращиваем множество растений, а дикорастущих – еще больше. (Слайд № 12). И очень многие из них – лекарственные. Да вы наверняка и сами их знаете! Вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете своих ближайших соседей.

    Задание: (Слайд № 13). Внимательно смотрите на экран, узнайте и назовите лекарственные растения, отметьте, как его используют в народной медицине. (Слайды № 14 – № 21).

    Изображения показываются командам по очереди.

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: правильность определения растения – 1 балл, лечебные свойства – 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов.

    10. Конкурс “Лесное меню”.

    Ученые подсчитали, что в растительном царстве овощными, съедобными свойствами обладают около 1200 растений. Зная такие растения, человек никогда не останется голодным. Более того, дикорастущие травы часто содержат такие вещества, которые никогда не попадают на наш стол с традиционными продуктами. (Слайд № 22).

    Задание: Слушайте и смотрите внимательно, затем вам предстоит ответить на вопросы.

    Одуванчик. (Слайд № 23). Это самый известный съедобный цветок. В его листьях много кальция, железа, марганца, фосфора и витаминов В 2 и С. Небольшой секрет: его листья надо собирать весной, пока одуванчики еще не зацвели, а горечь удаляется при вымачивании в холодной воде в течение 20 – 25 минут. Из листьев готовят салаты, например такой, листья одуванчика, чеснок, тертая морковь и майонез. Возможно сочетание с листьями крапивы. А из соцветий делают варенье – “одуванчиковый мед”, который повышает иммунитет и напоминает зимой о лете.

    Кипрей, иван-чай. (Слайд № 24). Растетна вырубках, насыпях и склонах. Все части растения употребляют в пищу. Листья и цветки – весной и летом, а корни – осенью. Заваривают чай из листьев и бутонов. Варят зеленые щи, делают салаты из листьев и соцветий, которые содержат много витамина С. Корни употребляют в сыром и вареном виде вместо спаржи и капусты. Из высушенных корней делают муку, из которой готовят каши, пекут хлеб, блины, лепешки. Из поджаренных корней получают заменитель кофе. Кипрей имеет и лекарственное значение: чай – болеутоляющее средство, помогает от бессонницы, головной боли.

    Крапива. (Слайд № 25). По питательности крапива близка зеленому гороху, молодой фасоли и капусте. Витамина С в ней в два раза больше чем в черной смородине, а витамина А больше, чем в моркови и облепихе. В пищу употребляют молодые листья, собранные до цветения. Из молодых листьев варят очень вкусные зеленые щи, и даже засаливают и заквашивают на зиму!

    Пастушья сумка. (Слайд № 26). И кормилица, и врачевательница. Весной её листочки появляются одними из первых. За лето успевает вырасти четыре поколения, поэтому всегда можно найти её молодые листочки. Из листьев готовят: салаты, щи, борщи, начинку для пирожков. Семена используют как специи, вместо горчицы и перца.

    Представители команд вытягивают листочки с вопросами:

    1. Какие части одуванчика человек использует в пищу?
    2. Какие блюда готовят из одуванчика?
    3. Из какого дикорастущего растения моно приготовить чай и кофе?
    4. Какую часть растения кипрей используют для получения муки?
    5. Какими витаминами богаты листья крапивы?
    6. Как запасают крапиву на зиму?
    7. Семена какого дикорастущего растения могут использоваться в качестве специй?
    8. Почему в течение всего лета можно собирать молодые листья пастушьей сумки?

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: правильность ответа – 1 балл за каждый ответ.

    11. Информационный блок “Аромотерапия”

    (Слайд № 27).

    На стол ставится аромолампа, в чашу которой вместе с водой добавлено несколько капель эфирного масла лимона, зажигается свечка в основании аромолампы.

    Аромотерапия – один из видов физиотерапии, который в лечебных целях использует эфирные масла растений. Эфирные масла – это летучие пахучие вещества, извлекаемые из некоторых видов растений, при комнатной температуре обычно представляют собой жидкости с характерным для каждой из них запахом... Поэтому аромотерапию часто называют лечением запахами. Эфирные масла могут содержаться в самых разных частях и органах растений: в цветках, листьях, корнях, плодах и семенах. Как действуют эфирные масла? Носовые нервы соединяют полость носа с лимбической системой мозга, которая оказывает заметное влияние на выполнение организмом ряда функций, в том числе она отвечает за наше самочувствие и поведение. Также доказано, что эфирные масла часто обладают антисептическими свойствами, защищая организм от внутренних и внешних инфекций. Практически все эфирные масла имеют бактерицидное действие, а некоторые их виды также уничтожают вирусы (эвкалиптовое масло) и грибки (масла из мяты перечной и чабреца).

    Обратите внимание на экран, на нем представлены эфирные масла, которые вы можете использовать сами. Эфирное масло апельсина благоприятно действует на нервную систему детей, повышает концентрацию внимания, помогает при простуде. Эфирное масло мяты стимулирует при умственных переутомлениях, смягчает состояние напряжения, освежает и бодрит. Эфирное масло лимона помогает при усталости, при простудных заболеваниях, усиливает жизненный интерес, побуждает к творчеству.

    В нашей лампе находится эфирное масло лимона. Пока работает аромолампа, вы можете вдыхать его аромат. Сейчас как раз самое время проявить свою творческую активность и завершить свой коллаж.

    12. Конкурс для болельщиков “Знатоки”

    Пока команды готовятся представить нам свои коллажи, предлагаю вам проверить свои знания, ответить на вопросы и заработать дополнительные баллы.

    1. У какого дерева самая мощная энергетика? (дуб)
    2. Что такое фитонциды? (вещества растений, убивающие микробов)
    3. Какой овощ нужно есть с маслом или сметаной? (морковь)
    4. Назовите овощи, обладающие сильными бактерицидными свойствами. (лук, чеснок)
    5. Какой фрукт защищает стенки желудка от острой пищи? (банан)
    6. За что киви называют “витаминной бомбой”? (содержит витамина С больше, чем в других фруктах)
    7. Эфирные масла каких растений способствуют профилактике простудных заболеваний? (апельсин, лимон, эвкалипт)

    Оценка задания.

    За правильный ответ – 1 балл. Заработанные баллы дарятся команде игроков.

    13. Конкурс “Коллаж”.

    Представители каждой команды прикрепляют свой коллаж на доске, рассказывают о его основной идее. (Приложение 8) – моменты игры.

    Оценка задания.

    Жюри оценивает: оформление, содержание, соответствие теме, представление.

    Максимальная оценка – 5 баллов.

    14. Заключительное слово ведущего

    Наша игра подходит к концу, уже завершены конкурсные испытания, жюри сейчас подводит итоги. Через несколько минут мы узнаем, кто же стал сегодня победителем игры. Но самое главное, сегодня мы еще раз убедились, что человек и природа едины, что нельзя терять эту хрупкую связь, и что растения могут нам в этом помочь. Вы познакомились с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Благодарю участников и болельщиков за интересную игру, и хочу всем пожелать: “Будьте здоровы!” (Слайд № 28).

    15. Награждение участников, победителей, самых активных игроков и болельщиков.

    Жюри объявляет самого активного болельщика, самого активного игрока, общий счет игры. Вручает участникам и победителям грамоты, мандарины и сладкие призы.

    Список использованной литературы:

    1. А.М.Носов Лекарственные растения.– М.:Изд-во Эксмо, – 2006;
    2. Деревья лечат. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2005;
    3. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2005
    4. Лечимся без химии.Травы с эффектом антибиотиков / Под ред. В.Бородина.– Эксмо. 2006;
    5. М.А. Гуленкова, Н.Г.Замятина, М.Н.Сергеева Атлас родной природы. Лекарственные растения.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.– М.: Эгмонт Россия, 2002;
    6. Орлова Ж.И. Все об овощах. – М.: Пищевая пром-сть, 1978;
    7. Свиридонов Г.М. Родники здоровья.– М.: Мол. Гвардия, 233с.,ил. – (Эврика);
    8. Стрижев А.Н. Рассказы об овощах. – 2-е изд., доп. М.: Моск. Рабочий, 1985;
    9. Твой первый атлас-определитель. Растения / сост. В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2008;
    10. Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Лечебные свойства комнатных растений. – СПб.: ИГ “ВЕСЬ”, 2004. – 128с., ил. – (Серия: кладовые природы ).
    11. Энциклопедия домашних лекарственных растений. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2006.

    Интернет-ресурсы:

    1. Аромотерапия и психология. http://aromaplus.ru/plus.php
    2. Биологически активные вещества в растениях. Эфирные масла. http://askflower.ru/fytoarticles/8.html
    3. Все о лекарственных растениях. http://www.usefulbooks.info/
    4. Геннадий Михайлович Свиридонов "Лесной огород". http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st000.shtml
    5. Деревья-доноры. http://www.florets.ru/tainy-rastenii/derevjya-donory.html
    6. Дикие растения – дары природы. http://rostok.ecosem.ru/rastenie.htm
    7. Дикорастущие съедобные растения.Автор – Берсон Гарри Залманович. http://www.skitalets.ru/books/dikorast_rast/index.htm
    8. Овощи на грядке и вашем столе. Дикорастущие съедобные растения. http://www.daryogoroda.ru/category/dikorastushhie-sedobnye-rasteniya/
    9. Полезные растения. http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=1937
    10. Полезные растения в вашем доме. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2344
    11. Растения-спасители. Владимир Небайкин. http://botsad.ru/p_papers18.htm
    12. Съедобные дикорастущие растения. http://www.greenrussia.ru/sedob_rastenia.php
    13. Съедобные цветы. http://www.proflowers.ru/articles/571.html
    14. Удивительные свойства комнатных растений. http://amaranthus.ru/stat/dom-rast/

    1. Назовите всем известное растение, ягоды которого в XIX веке были чуть ли не единственным средством для лечения туберкулеза. Что вы о нем знаете?
    Крыжовник обыкновенный
    Многолетний кустарник высотой до 1,5 м семейства крыжовниковых. Впервые культура крыжовника зароди¬лась в XI в. в Древней Руси в монастырских садах, где он был известен под названиями «берсень» и «агрыз». В Мо¬скве при Иване III в XVв. были заложены плодовые сады с крыжовником; широкая культура растения начата с XVI в.
    Плод-шаровидная или широкоэллиптическая ягода, зеленая, желтая или пурпуровая, голая или усаженная же¬лезистыми щетинками. Крыжовник - одна из ценных ско¬роспелых ягодных культур; нередко его называют север¬ным виноградом. Плоды содержат до 14 % Сахаров (боль¬шая часть их представлена легкоусвояемыми моносахара-ми глюкозой и фруктозой), более 1 % пектиновых веществ, до 2 % органических кислот (в основном лимонной и яб¬лочной), до 60 мг% аскорбиновой кислоты, каротин, вита¬мины Bi, PP, минеральные вещества (соли железа, меди, калия, натрия, кальция, магния, много фосфора).
    Спелые ягоды едят свежими, сушат и консервируют с сахаром впрок, из недозрелых плодов делают варенье, ки¬сели, компоты, мармелад, вина, наливки. Крыжовник- диетический продукт, рекомендуемый детям и пожилым людям при нарушении обмена веществ и ожирении, хоро¬шее освежающее, тонизирующее, желчегонное и мочегон¬ное средство. В народной медицине отвар ягод применяли и как легкое слабительное при хронических запорах, и как вяжущее при поносах, как кроветворное, болеутоляющее при желудочных коликах, витаминное, противотуберкулез¬ное средства, а также для нормализации функций желудочно-кишечного тракта.

    2. Древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств этого кустарника, вследствие чего его назвали "панацея Диоскорида". Как называется этот кустарник и что вы можете о нем рассказать?
    Боярышник кроваво-красный
    Древовидный кустарник семейства розовых. Плоды боярышника кроваво-красного содержат сахара (до 10 %), органические кислоты (яблочную, кратегусовую, лимонную, виннокаменную и др.), дубильные вещества, фитостерины, флавоноиды, сапонины, гликозиды, каротин (по 0,5 мг°/о), холин, витамин С (до 30 мг%), жирные масла. Плоды засахаривают, используют для приготовле¬ния варенья, киселей, суррогатов кофе и чая. Муку из су¬шеных плодов иногда добавляют в тесто - получается хлеб с фруктовым привкусом. Цветки содержат флавоноиды (гиперозид, кверцетин, витексин), эфирное масло, органи¬ческие кислоты. С лекарственной целью используют настойку цветков, жидкий экстракт плодов (входит в состав комплексного сердечного препарата кардиовален и других) для усиления сокращения сердечной мышцы, нормализации ритма сер¬дечной деятельности, усиления кровообращения.
    Препараты рас¬тения применяют при функциональных расстройствах сер¬дечной деятельности, сердечной слабости, ангионеврозах, в начальной форме гипертонической болезни, при бессон¬нице, при повышенной функции щитовидной железы.
    В народной медицине преимущественно использовали боярышник колючий. О его употреблении с лекарственными целями известно со времен Диоскорида. В прошлом цветки и плоды боярышника колючего применяли при бессоннице, головокружении, одышке, болезнях сердца, ревматизме, отеках, атеросклерозе, мигрени, психических расстройствах в климактерическом периоде, эпилепсии; кору молодых веток - как противолихорадочное и вяжущее средства.

    3. Раньше считали, что это растение "вооружено" острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине. Что же это за растение и как его можно использовать?
    Чертополох
    Это растение из рода колючих растений семейства сложноцветных. Существует около 120 видов. Встречается в Евразии, Северной Африке. Многие виды чертополоха - сорные растения, растут в полях, по обочинам дорог. Но некоторые виды чертополоха - медоносы.
    Чертополохом называют также и другие виды колючих растений этого семейства. Виды рода чертополох часто называют репейником. Используют это растение как мочегонное, потогонное средство, а также для роста и лечения волос. Используют чертополох и в пищу.

    4. В Болгарии, Белоруссии и на Украине это растение именуется здравницей. Известны его сорта с запахом лимона, мяты и даже перца. Оно является не только украшением окон, балконов и газонов, но служит прекрасным лекарственным средством. Что вы знаете об этом растении и его использовании в народной медицине?
    Фиалка трехцветная
    Все народы считают ее символом пробуждения жизни в природе. Она очень рано зацветает, задолго до вездесущего одуванчика появляются ее круглые со шпорцем цветки, а ухо¬дят лишь с летом. Пожалуй, трудно найти так умело подобранную гамму цветов, как у этой фиал¬ки: два верхних лепестка темно-фиолетовые, боко¬вые два - голубые, пятый - светло-голубой с по¬лосками, а сам зев венчика - желтый. У нас фиал¬ка трехцветная известна как анютины глазки. И дикие, и выведенные утонченные ее виды прекрасно чувствуют себя в квартире, радуя глаз своими необыкновенными красками.
    Трехцветная фиалка, где бы она ни росла - то ли на лугу, то ли в помещении,- везде сохраняет свои целебные свойства. В ней содержатся рутин, сапонины, гликозид виоланин, алкалоид виолазметин, аскорбиновая, виннокаменная, салициловая кислоты, каротин. При катарах верхних дыхатель¬ных путей, хронических пневмониях, бронхитах на¬стой фиалки усиливает секрецию бронхиальных желез, разжижает мокроту, облегчает ее выделе¬ние. Такой настой пьют как моче¬гонное средство при заболеваниях почек и мочевого пузыря, ревматизме, подагре, как «кровоочиститель¬ное» средство при различных заболеваниях кожи. Трава фиалки трехцветной входит в состав аптеч¬ных отхаркивающих и мочегонных сборов, противо-золотушного сбора и Аверина чая.
    Фиалка трехцветная украшает городские парки и скверы, жилые ква-ртиры и заводские цехи.
    5. Это растение индейцы Бразилии издавна используют в случае укуса ядовитой змеи, а у нас из него приготавливают большое количество блюд и кулинарных изделий. Что это за растение?
    Фасоль обыкновенная
    Родина фасоли Южная Америка, где она с древних времен возделывалась индейцами. По своей форме фасоль делится на вьющиеся и кустовые виды, а по строе¬нию боба - на лущильную, которая выращивает¬ся для получения семян, и сахарную (спаржевую), дающую зеленые бобы. Семена фасоли содержат до 20 процентов бел¬ка, 50 процентов углеводов, 2 процента жира, в два раза больше, чем в других овощах, солей калия (0,54 процента) и фосфора (0,53 процента), витамины А, В;, С. В них больше усвояемого бел¬ка, чем в говядине, баранине или свинине, по кало¬рийности они превышают их почта в 3 раза, по качеству белка приравниваются к диетическим ку¬риным яйцам.
    Лучшими считаются сахарные сорта фасоли. Свежие недозревшие бобы употребляют в пищу в вареном и жареном виде, замораживают и консер¬вируют, готовят из них разнообразные блюда.
    Установлено, что фасоль усиливает секрецию желудочного сока и эвакуацию желчи. Пюре из нее можно давать как диетическое блюдо при гастритах с пониженной кислотностью желудочно¬го сока, заболевании печени и желчного пузыря. При камнях в почках рекомендуется 5-процентный отвар сухих цветков фасоли (по четверти стака¬на 3-4 раза в день). Отвар из створок сухих бо¬бов обладает мочегонным, антибактериальным и снижающим сахар крови действием. В народной медицине отвар створок используют при легкой форме диабета, по¬чечнокаменной болезни, заболеваниях мочевого пузыря, подагре, ревматизме, гипертонической болезни, ишиасе. Мукой из семян присыпают свежие раны и ожоги, лепешки из нее с медом при¬кладывают к нарывам и фурункулам, чтобы уско¬рить их созревание. Фасоль содержит особые вещества, которые повышают устойчивость челове¬ческого организма к некоторым инфекционным за¬болеваниям.

    6. Это лекарственное растение цветет ранней весной. Листья появляются лишь после цветения. А латинское название его происходит от слова "кашель" - "туссис". О каком растении идет речь?
    Мать-и-мачеха обыкновенная
    Tussilago farfara L.
    Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое рас¬тение семейства сложноцветных. Корневище длинное, ползучее. Цве¬тоносные стебли высотой 10-25 см покрыты чешуевидными при¬жатыми, яйцевидно-ланцетовидными, часто красноватыми листьями. Прикорневые листья появляются после цветения. Они длинночерешковые, округло-сердцевидные, 10-25 см в поперечнике, угловатые, неравнозубчатые, кожистые, сначала с обеих сторон покрытые войлочком, затем сверху голые, снизу с белым мягким войлочным опушением. Корзинки одиночные, 2-2,5 см в поперечнике, после цветения поникающие. Цветки золотисто-желтые. Семянки длиной 3,5-4 мм с летучкой из белых волосков.
    Цветет мать-и-мачеха в апреле - мае; плодоносит в мае - июне. В качестве лекарственного сырья используют листья.
    Применение в медицине. Листья мать-и-мачехи применяют как отхаркивающее и мягчительное средство. Употребляют внутрь в виде отваров, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктазах. Применяют также при абсцессах и гангрене легких. Наружно употребляют в виде припарок как мягчительное, дезинфицирующее и противовоспалительное сред¬ство.

    7. Какой цветок за свои лекарственные свойства назван в честь греческого врача? Что это за растение и как его используют в народных целях?
    Василек
    Коль заходит речь о полевых цветах, сразу вспоминают синий василек, и никто даже мысли не допускает, что он может иметь другой цвет. Но, скажем, у шероховатого, или лугового, василька цветки красно-лиловые, а среди извест¬ных в мире более 500 видов их есть самые различ¬ные цвета, вплоть до черного.
    Свое научное название «кентавр» василек полу¬чил благодаря древнегреческой легенде. Как она гласит, с его помощью мудрый кентавр Хирон из¬лечил раненного отравленной стрелой Геракла.
    Зная эту легенду, великий шведский ботаник Карл Линней дал название васильку «кентавр».
    В народной медицине известен более других ва¬силек шероховатый, или луговой, он обладает мо¬чегонным, желчегонным, вяжущим, противовоспа¬лительным, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используют всю его надземную часть при желтухе, расстройствах пи¬щеварения, зудящих сыпях, как обезболивающее при болях в пояснице. Свежую измельченную тра¬ву прикладывают к ранам, воспаленным местам, зудящим сыпям.

    8. Весной среди больших остроконечных листьев появляются гирлянды белых ароматных маленьких колокольчиков. Летом на месте цветов - красная ягода, но не бери ее в рот, она содержит яд. Это растение ядовито для кроликов, хотя для пятнистого оленя - любимый корм. Человек применяет это растение для лечения многих болезней. О каком растении идет речь и где его применяют?
    Ландыш майский
    Многолетнее травянистое растение семейства лилейных. Цветет в мае-июне, плоды созревают в июне-июле. Плод-дву-шестисемянная оранжево-красная ягода, не¬съедобная.
    Все части растения содержат гликозиды, активно действу¬ющие на сердце. Кроме того, есть алкалоид маялин, крах¬мал, в небольшом количестве эфирное масло, лимонная и яблочная кислоты. Растение ядовито.
    Препараты растения прочно вошли в меди¬цинскую практику как ценнейшее сердечное средство.
    Препараты ландыша майского применяют при невро¬зах, пороках сердца, кардиосклерозе. В отечественной народной медицине растение применя¬ли внутрь как успокаивающее и диуретическое средства, при болезнях сердца, особенно при тахикардии, для регуля¬ции сердечного ритма, при отеках, болезнях щитовидной железы, эпилепсии, лихорадке, болезнях горла; наружно- при глазных болезнях, ревматизме.

    9. Это очень популярное лекарственное растение. Его в народе называют "Иванове зелье", "Кровник", считают средством от 99 болезней. Назовите это растение.
    Зверобой проды¬рявленный
    Зверобой- многолетнее травя¬нистое растение. Достигает в высоту 30- 100 см, стебель прямостоячий, в верхней части ветвистый, цилиндри¬ческий, с двумя продольными выдающимися ребрами. Листья супро¬тивные, эллиптические или продолговато-яйцевидные, цельнокрайные, сидячие, тупые, с многочисленными просвечивающимися светлыми и черными железками. Цветки многочисленные, собраны в широко-метельчатое или щитковидное соцветие. Венчик золотисто-желтый; лепестки продолговато-эллиптические, большей частью неравнобокие, наверху кососрезанные, по краям покрытые желёзками, у вер¬хушки зубчатые. Плод - продолговато-яйцевидная коробочка. Семе¬на мелкие, продолговатые, коричневые, мелкоячеистые.
    Цветет с июня до августа, плоды созревают с июля.
    В медицине используют надземную часть (траву) зверобоя проды¬рявленного. Настой травы зверобоя применяют в ви¬де полоскании для лечения и профилактики гингивитов и стоматитов, а в виде компрессов - при кровоточащих и инфицированных ранах. Настойкой травы полощут полость рта для устранения дурного запа¬ха, смазывают десны для их укрепления. Препараты зве¬робоя применяют при дискинезиях желчных путей и желчного пузы¬ря, гепатитах, холециститах, при начальных симптомах желчнокамен-ной болезни, гастритах с секреторной недостаточностью, метеоризме, при болезнях почек, сопровождающихся задержкой жидкости и эле¬ктролитов в организме, а также как вспомогательное средство при мочекаменной болезни, при нарушениях периферического кровообращения.

    10. Какое растение является близким родственником женьшеня и имеет подобные лечебные свойства?
    Элеутерококк колючий
    Декоративный высокий кустарник семейства аралиевых, густо усаженный тонкими ломкими шипами. Цветки двуполые в простых зонтиках на концах ветвей, тычи¬ночные - фиолетовые, а пестичные - бледно-желтые. Плоды - шаровидные, блестящие, черные костянки с 5 косточками. Цветет в июле - августе, плодоносит в сентябре.
    Растет в изобилии в лесах Приморского края. Собира¬ют корневища и корни осенью.
    Жидкий экстракт корневища предложен как замени¬тель женьшеня. Препарат стимулирует работоспособность, функцию половых желез, понижает уровень сахара в крови. Его применяют при общей слабости, переутомлении, после изнуряющих тяжелых заболеваний. Препараты элеутерококка повышают остроту зрения, улучшают слух, нормали¬зуют сон, улучшают общее состояние организма, повышают сопротивляемость его отрицательным факторам внешней среды (перегрев, переохлаждение, простудные заболева¬ния, кислородное голодание и т. д.). Американцы называют элеутерококк сибирским женьшенем.

    11. Препаратами из него лечат туберкулез, ревматизм. Им лечатся лоси. Ядовит. В лесу его ни с чем нельзя спутать даже издалека. О каком растении идет речь? Опишите его лекарственные свойства.
    Мухомор
    В народной медицине достаточно широко используют мухомор. На первый взгляд это может показаться удивительным (ведь мухоморы -очень ядовитые грибы), но медици¬на уже давно использует много ядовитых растений в очень малых дозах. Исследования показали, что красный мухомор содержит ядовитые вещества мускарин и мускаридин и антибиотик мускаруфин. В небольшом количестве мускаруфин усиливает деятельность желез внутренней секреции и поднимает общий тонус организма. Красный мухомор и сейчас используют в гомеопатии.
    Водные и спиртовые настои мухомора также являются лечебним способом народной медицины. Их используют как внешний способ для лечения ревматиз¬ма.