Войти
Территория кровельщика
  • Тит ливий история рима от основания города История рима до нашей эры
  • Александр ширвиндт склероз, рассеянный по жизни Александр ширвиндт склероз рассеянный по жизни
  • «Безумный алхимик» Артем Еремеев
  • Книга промельк беллы читать онлайн
  • Мессерер промельк беллы читать онлайн
  • Современные любовные романы: лучшие книги в жанре
  • Роль воспитателя на физкультурных занятиях. Инструктор по физической культуре Консультации по физкультуре для воспитателя

    Роль воспитателя на физкультурных занятиях. Инструктор по физической культуре Консультации по физкультуре для воспитателя

    Консультация для воспитателей детского сада. Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками.

    Талалаева Наталия Борисовна инструктор по физической культуре МАДОУ № 145 г. Хабаровск
    Описание: Данная разработка рассчитана на воспитателей дошкольного образовательного учреждения для создания условий повышения профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития двигательной активности детей, предназначена для инструкторов по физической культуре и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
    «Если не бегаешь, пока здоров,
    придется побегать, когда заболеешь»
    Гораций.

    Оздоровительный дозированный бег

    Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшать газообмен, укреплять мышцы, кости и суставы.

    Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
    Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
    Методически грамотно составленные тренировки для детей дошкольного возраста благоприятствуют стабилизации в дыхательной и сердечно - сосудистой системе, тренируют сердечную мышцу.

    На что надо обратить особое внимание.

    Оздоровительный бег имеет простую, не требующую обучения технику, а его воздействие на организм человека чрезвычайно велик. Особенно актуален оздоровительный бег для детей, потому что его общее влияние связано со снижением заболеваемости.
    Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом нужно учитывать физический уровень подготовленности детей. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
    В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
    Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным – 1 круг. Длительность бега от 1, 5 минут до 6 - минут в среднем темпе.
    Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
    В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
    Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
    Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
    Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
    Опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

    В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком?

    Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
    Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты).

    Зачем надо облегчить одежду ребенка?

    (то есть снять теплую кофту)
    Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

    Проводить оздоровительный бег лучше:

    До утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
    в конце прогулки,
    после занятий.
    Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты):
    – при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
    – все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
    – бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
    – нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
    – после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
    – в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).
    Нельзя допускать, чтобы дети средней группы бегали более 4 минут, дети старшей группы – более 6 минут, а подготовительной – более 7-8 минут. Разумеется, дети могут бегать и дольше, но тогда будет слишком велика нагрузка на растущие кости.
    Рекомендации для родителей
    Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.
    Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
    Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день.

    Консультация для педагогов ДОУ

    Тема: «Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников».

    Инструктор по физической культуре

    Шульгина Яна Олеговна

    Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков.

    Каждое физкультурно-оздоровительное мероприятие, решая об­щую задачу укрепления здоровья, тем не менее, ставит и конкрет­ную цель.

    Утренняя гимнастика должна создавать у детей хорошее на­строение и поднимать мышечный тонус. Она проводится без при­нуждения. Если помещение небольшое, то гимнастику можно про­водить в два захода (с детьми, которые приходят раньше, и с теми, кто подходит лишь ко времени завтрака).

    Рекомендуем широко использовать музыкальное сопровожде­ние (пианино, грамзаписи, магнитофонное сопровождение со спе­циально подобранной музыкой). Поднять интерес к гимнастике по­может использование разнообразного спортивного инвентаря (мелкого, крупного, тренажеров).

      оздоровительный бег с комплексом упражнений;

      занятия на полосе препятствий, если гимнастика проводится на воздухе и с применением тренажеров в физкультурном зале;

      в форме двух-трех подвижных игр;

      танцевально-ритмические упражнения.

    Необходимо учесть, что если в течение дня детям предстоит серьезная умственная нагрузка, то утренняя гимнастика может но­сить развлекательный характер; если же в этот день должно со­стояться занятие спортивной секции, то утренняя гимнастика вы­полняет роль небольшого подготовительного занятия.

    На физкультурных занятиях дети осваивают различные дви­жения, спортивные упражнения.

    В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность.

    Так, например, на занятиях для самых маленьких главное - доставить как можно больше удовольствия, научить правильно использовать оборудование, ориентироваться во всем пространстве зала или спортивной площадки.

    В среднем дошкольном возрасте основное внимание воспита­тель направляет на развитие физических качеств, прежде всего выносливости и силы, которые станут основой необходимой фи­зической подготовки в целом, и на освоение приемов элементарной страховки.

    В старшем возрасте , уделяя большое внимание физической подготовке воспитанников, педагогу необходимо создать условия для реализации интересов детей, раскрытия их двигательных способностей и воспитания самостоятельности.

    Длительность занятий составляет 20-30 мин и зависит от ха­рактера нагрузок, содержания материала, настроения и самочув­ствия детей.

    Формы работы с детьми различны. Например, разучивание но­вых сложных движений, требующих страховки, проводится инди­видуально, а более легких - по подгруппам. Во фронтальное за­нятие включаются только те движения и упражнения, которые освоили все дети.

    Кроме проведения классических занятий, возможны следую­щие варианты физкультурных занятий:

      Игровые занятия, построенные на основе народных подвиж­ных игр и игр-эстафет с включением игр-аттракционов (такие занятия несколько схожи с бытующими в практике детских садов спортивными досугами).

      Занятия-тренировки по обучению «школе мяча», спортив­ным играм, элементам легкой атлетики.

      Прогулки-походы: длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Такое занятие позволяет детям не только укре­пить свое здоровье, так как ходьба и бег - универсальные ви­ды движения, при которых работают все группы мышц, но и значительно расширить знания об окружающем мире. Воспитате­ли должны заранее намечать маршрут, используя компасы, учи­тывать природные ориентиры. Протяженность маршрута до 4-5 км (туда и обратно). Маршрут делится на несколько этапов. Первый - самый короткий: от 200-300 м для детей среднего возраста, до 500-600 м для старших детей. Постепенно рассто­яние увеличивается. После освоения одного маршрута переходят на другой, более длинный. Дойдя до намеченной цели, можно дать детям отдохнуть, расслабиться. Здесь мы не рекомендуем прово­дить интенсивные подвижные игры, так как детям надо сохранить силы для возвращения. У ребят могут быть с собой рюкзачки, питье, какие-то любимые игрушки или вещи.

      Сюжетно-игровые занятия. В них всегда есть замысел, интересный для детей. Если малышам понятны игровые приемы («Попрыгали, как мячики»; «Идем на носочках, как мышки»), то более старшие любят не только игровой образ, но и длительный сюжет. Например: «Поход в зоопарк» - на таком занятии дети
      имитируют движения животных; «Пожарные на учениях» - осо­бое внимание уделяется быстроте движений, развитию скорост­ных качеств, а значит, любое движение (лазанье по гимнастиче­ской лесенке, пробегание по скамейке и т. д.) должно быть знакомо детям.

    5. Занятия на спортивных комплексах и тренажерах поз­воляют детям выполнять их любимые движения: вращения, кача­ния, лазанье. Основная цель этих занятий - научить детей поль­зоваться тренажерами, развивать их самостоятельность. Другая цель - повышение плотности физкультурных занятий. Дети, умеющие работать на тренажерах, не нуждаются в страховке, что позволяет сделать эти снаряды частью игровой зоны группы или включать их как элемент в физкультурное занятие. Мелкие тре­нажеры типа балансира, ручного эспандера, ролика хорошо ис­пользовать в общеразвивающих упражнениях. Понятно, что спо­соб организации детей на таких занятиях зависит и от количества тренажеров.

    6 . Занятия, построенные на танцевальном материале, про­­водятся музыкальным руководителем не менее двух раз в месяц.­ Они служат своеобразным отчетом о проводимой работе по обу­­чению детей музыкально-ритмическим движениям и танцам. На­­копленный детьми на подобных занятиях двигательный опыт ис­­пользуется затем воспитателем для проведения гимнастики или ­музыкальных разминок на воздушных ваннах, в физкультурных­ паузах, спортивных досугах. Структура занятий такова: сначала­ используются разные виды ходьбы и бега под музыку с включе­­нием элементов танцевальных движений, затем - музыкально-­ритмическая разминка, народные или современные танцы, музы­­кально-подвижные игры и хороводы. Музыкальный руководитель­ показывает движения. Воспитатели находятся среди детей и вы­­полняют движения вместе с ними. Занятия проводятся под фоно­­грамму. Между структурными частями занятия проводятся рас­­слабляющие упражнения под классическую музыку.

      Самостоятельные занятия. Дети приучаются к организатор­­ским действиям, так как им поочередно поручают провести раз­­минку, бег, организовать игры. Смысл их в том, чтобы научить ­не только осознанно и правильно выполнять движения в нужной­ последовательности, но и страховать себя и товарища, уметь за­­мечать ошибки и исправлять их.

      Занятия серии «Забочусь о своем здоровье» можно про­­водить три-четыре раза в месяц. На этих занятиях дети учатся­ приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу, проведению ­закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной­ медицинской помощи, знакомятся с правилами гигиены жилища,­ ухода за одеждой, постелью. Отдельные фрагменты занятия про­­водят не только педагоги, но и медицинские работники.

      Занятия-зачеты. Это своеобразные итоговые занятия, ко­­торые проводятся каждые два месяца. Их роль заключается в по­­мощи детей воспитателю при квалифицированной оценке уровня­ развития сверстников. На занятиях-зачетах присутствуют медра­­ботники и старший воспитатель. Целесообразно заранее соста­­вить протоколы оценки физических качеств и физической подго­­товленности. Занятия проводятся в виде соревнований или­ спартакиад. Возможно, что дети среднего дошкольного возраста ­показывают свои успехи знакомому литературному герою, скажем ­доктору Айболиту.

    Кроме занятий, мы накопили опыт организации гимнастики после сна.

    Гимнастика после сна (или воздушные ванны в движении) под­нимает настроение, мышечный тонус, а также обеспечивает про­филактику нарушений осанки и плоскостопия. Настроение детей зависит от их самочувствия, от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которую создает воспитатель. В ос­нове подбора содержания такой гимнастики лежит учет имеюще­гося у детей двигательного опыта и характера предыдущей дея­тельности.

    Например, если в этот день дети занимались спортивной под­готовкой, то гимнастика проводится в игровой форме. Как и ут­ренняя гимнастика, комплекс гимнастики после дневного сна со­стоит из нескольких частей.

    Ходьбу проводим сначала в медленном темпе, используя уп­ражнения для профилактики плоскостопия, затем предлагаем бег, но он значительно короче по длительности (нельзя давать боль­шие нагрузки сразу после пробуждения, кроме того, длительный бег по комнате утомителен для детей. Предпочтительнее органи­зовывать бег как серию подвижных игр или игровых упражне­ний). Для детей, просыпающихся раньше или позднее других, а также любящих заниматься самостоятельно, готовим комплекс уп­ражнений для выполнения в группе. В содержание воздушных ванн в движении рекомендуем включать:

      подвижные игры, хороводные игры с пением;

      комплекс профилактической гимнастики;

      спортивный ералаш с имеющимся оборудованием;

      комплекс ритмической гимнастики.

    После дневной гимнастики, согласно рекомендациям врача, проводятся закаливающие процедуры. Помимо специальных видов закаливания необходимо учить детей самостоятельным процеду­рам. Здесь можно обратиться к методике сухого и влажного об­тирания и обширного умывания. Последнее довольно просто. Ре­бенок должен:

      открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз», то же проделать левой рукой;

      намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «два»;

      намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «три»;

      намочить обе ладошки и умыть лицо;

      ополоснуть, «отжать» руки, вытереться насухо.

    Понятно, что эта методика больше подходит детям старшего дошкольного возраста, но мытье рук и лица после гимнастики доступно уже со второй младшей группы. Этот прием будет слу­жить не только оздоровлению детей, но и приучению их к здоро­вому образу жизни с применением гигиенических процедур.

    Мы убеждены, что работа детского сада по внедрению раз­личных вариантов физкультурно-оздоровительных мероприятий органически входит во всю его многоплановую жизнь. Важно не заорганизовывать детей, решать вопросы психологического благо­получия, здоровья детей через связь с другими видами деятель­ности и, самое главное, все, что предлагается детям, должно нравиться им.

    Консультация для воспитателей.

    «Физкультурные уголки и их значение в физическом развитии детей».

    Значение двигательной активности для развития ребенка

    Полноценное и всестороннее развитие и воспитание невозможно без правильно организованной и достаточной для детей дошкольного возраста двигательной активности, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Растущий организм ребенка нуждается в движении, и удовлетворение этой потребности является важнейшим условием его жизнедеятельности и развития.

    Двигательная активность ребенка часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала их двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям детского организма. Поэтому педагог должен позаботиться об организации двигательной активности детей, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Для этого необходимо иметь правильно подобранное физкультурное оборудование, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада.

    Использование имеющегося в дошкольном учреждении оборудования должно способствовать эффективной организации педагогического процесса, позволяющего успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера:

    1. развитие движений и совершенствование двигательных функций;

    2. достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

    3. предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата;

    4. воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

    5. создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.

    Требования к физкультурному уголку

    В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

    Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

    Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

    Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

    Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

    Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.

    Основные требования к подбору физкультурного оборудования

    Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

    Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (лесу, в тренажерном зале, на спортивной площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.

    Участие детей в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

    Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).

    Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

    В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т. И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва, "Мозаика-Синтез", 1999.

    При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным параметрам возрастного развития детей.

    Первая младшая группа

    Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

    Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

    Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

    Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

    Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

    Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Другой ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.

    Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

    Для игр и занятий по физической культуре детям первой младшей группы необходимо иметь базовый комплект физкультурного оборудования в групповой комнате, так как при большом количестве групп малыши редко попадают на занятия в физкультурный зал. Кроме того, оборудование для малышей не всегда подходит.

    В групповой комнате следует освободить место, соответствующим образом расположить оборудование, предоставив малышам в свободное пользование разные игрушки и пособия, стимулирующие их двигательную активность.

    Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно. Для этого советуем некоторые мелкие пособия (резиновые кольца, шарики, массажные мячи и т. д.) расположить на подвесной полке так, чтобы ребенок с пола не мог их достать. Под полкой следует поставить устойчивый ящик или куб (высотой 10-15 см), на который ребенок может встать и взять интересующий его предмет. С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке и т. д.).

    Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

    Вторая младшая группа

    Двигательная активность детей 4-го года жизни характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий с различными предметами и физкультурными пособиями (мячом, обручем, резиновыми кольцами и т. д.), так как они уже имеют необходимый двигательный опыт. Движения детей более разнообразны и координированы.

    У детей на четвертом году жизни формируются элементарные навыки совместной двигательной и игровой деятельности. В самостоятельной деятельности дети начинают всё больше использовать разные упражнения в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле мяча, ползании и лазаньи. Детям младшего дошкольного возраста свойственна подражательная деятельность. Это объясняется тем, что накопленный ребёнком двигательный опыт позволяет ему управлять своими движениями, ориентируясь на образец.

    Во второй младшей группе сюжеты подвижных игр становятся более разнообразными. Однако основным их содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движения транспортных средств различных видов, предметной деятельности людей.

    Проявляя самостоятельную двигательную активность дети 4-го года жизни выполняют довольно сложные движения (взбираются на горку и сбегают с неё, подползают под разные предметы и т. д.) и сочетания разных движений (прокатывание мяча по "дорожке" и бег за ним, прыжки вверх, стараясь поймать комара и др.). В связи с увеличивающейся самостоятельностью дети умеют ориентироваться в пространстве, улучшается согласованность их действий в коллективе. В то же время у детей этого возраста ещё быстро падает интерес к одной и той же игрушке, пособию, тому или иному движению. Воспитателю необходимо постоянно поддерживать интерес к движениям с использованием физкультурных пособий, внося разные варианты действий с ними (подбрасывание мяча и ловля, удар об пол, стену, прокатывание мяча и т. д.).

    К четырем годам дети уже способны самостоятельно объединяться небольшой группой для выполнения игровых упражнений, используя разные пособия и предметы. Однако, большинство детей затрудняется в выборе игр и могут длительное время находится в "бездеятельном состоянии". Им необходима помощь со стороны педагога.

    В самостоятельной двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста можно увидеть игры разной подвижности (с мячом, со скакалкой, с обручем, с сюжетными игрушками).

    Одним из средств повышения двигательной активности детей являются двигательные импровизации под музыку. Огромную радость приносят детям такие движения, как притопывание, кружение, различные подскоки. Поэтому чаще следует использовать музыкальное сопровождение в разных видах занятий по физической культуре.

    Размещение физкультурного оборудования

    Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка "Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес к одному и тому же пособию, поэтому советуем постоянно его обновлять (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).

    Средняя группа

    Дети 5-го года жизни владеют в общих чертах всеми видами основных движений. У них возникает большая потребность в двигательных импровизациях под музыку. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов увеличения двигательной активности детей за счет хорошо освоенных способов действий с разными пособиями. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх, которые формируют ответственность у них за выполнение правил и достижение определенного результата. Следует добиваться, чтобы дети к концу года самостоятельно организовывали подвижные игры с небольшой группой сверстников.

    Размещение физкультурного оборудования

    В этой возрастной группе необходимо иметь "Физкультурный уголок" - тележку на колесах. В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы, массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается в углу комнаты.

    Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо, кегли, кольцеброс, шнуры), следует хранить в открытом виде в ящиках, которые располагаются вдоль стены.

    В средней группе хорошо иметь деревянную стенку (высота 150 см) для формирования правильной осанки, расположенную возле входной двери группы.

    С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с использованием пособий следует некоторые предметы и пособия хранить в кладовой комнате, что позволяет обновлять материал в группе.

    Старшая и подготовительная группы

    Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Они способны получать удовлетворение в результате успешного достижения цели и преодоления трудностей. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации.

    Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. Преодолевая полосу препятствий, (составленную из разных пособий, дети вынуждены применять свои двигательные умения и навыки и проявлять находчивость, решительность, смелость и самостоятельность.

    Размещение физкультурного оборудования

    Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.

    Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках

    Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

    Тихий тренажер

    Игры с тихим трен ажеро м

    Оборудование: «Тихий тренажер» - н акл еенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1,0-1,50 м для подпрыгивания.

    Игра "Достань ягодку"

    Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания пространственных отношений (право - лево) тренировка мышц плечевого пояса и рук. Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение ягод.

    Ход игры:

    По команде пара детей должна подняться по ладошкам от пола до ягодки. Можно отрывать от стены толь-го одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право - лево. Побеждает тот, кто первым сорвал ягодку.

    Игра "Пройди по стенке"

    Цель: развитие координации, тренировка мышц спины и ног, релаксация. Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

    Ход игры:

    Дети по очереди ложатся на пол и стараются "пройти" по дорожке на стене. Начинают от пола, посте­пенно поднимая ноги все выше, переходя в положение "Березка".

    Игра "Допрыгни до полочки"

    Цель: развитие координации, пространственных отношений (право - лево), упражнение в прыжках - места в высоту, тренировка стопы.

    Организация: дети строятся в колонну по одному. Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки самого низкого ребенка и до высоты прыжка самого рослого.

    Ход игры:

    Дети по очереди подпрыгивают у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных по­лосок.

    Игра "Путаница"

    Цель: развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимания простран­ственных отношений (право - лево), тренировка мышц плечевого пояса и рук.

    Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

    Ход игры:

    Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право - лево), при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны, в 1-й вариант - ребенок играет один и просто "ходит" руками по стенке;

    2-йвариант - дети играют в паре "Кто быстрее доберется до условной метки?". При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

    3-й. вариант - один ребенок ведущий, он дает команды другому ребенку куда идти (например, пра­вая - красная, левая - зеленая и т. д.).

    Консультация для воспитателей ПРЕЗЕНТАЦИЯ по ФИЗКУЛЬТУРЕ подготовила Инструктор по физической культуре Савельева Екатерина Олеговна г.


    Доказано, что ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в подвижных играх, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.


    Совершенствование физических способностей ребенка. 5 Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей. Развитие психических качеств: внимание, памяти, воображения, мышления и речи Воспитание и формирование личностных качеств. Укрепление нервной системы


    С ходьбой, прыжками, бегом, с элементами лазания, метания. Сюжетные (зайцы и волк, медведь и пчелы), бессюжетные («найди себе пару»), хороводные, игры – аттракционы, игры-забавы («коза-рогатая»), народные игры. 5 5 Игры малой, средней и высокой подвижности. Для младшей, средней и старшей возрастных групп по возрасту по степени подвижности по содержанию по видам движений по пособиям для игр Игры с мячом, лентам, обручами и т. д по форме организации Линейные, круговые, врассыпную.




    Необходимо учитывать наличие оборудования, стоящее на площадках и свободного пространства. При выборе игры нужно учитывать кол-во детей, принимающих участие. В холодную сырую погоду не следует планировать игры с речитативом и пением. Рекомендуется проводить игры, сюжет которых соответствует сезону. Не следует включать игры с движениями, требующие большой амплитуды. Не желательно давать игры с продолжительном бегом.


    Подбирая игры,воспитатель должен учитывать предыдущую деятельность детей и последующую. На прогулке проводятся 2 игры. Одна более подвижная, вторая - спокойная. Общая длительность игры составляет 5-6 минут – в младшей, 6-8 минут в средней,8-10 минут в старшей. Игра повторяется 4-5 раз в течении месяца. На каждый день недели следует планировать игры разного содержания и характера.


    Click to add title in here Игры не должны быть слишком длинными; обязательно нужно делать паузы для отдыха. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила ("Зайка беленький сидит", "По ровненькой дорожке", "Поезд" и др.)


    Дети уже могут свободно подчиняться правилам, данным в открытом виде, поэтому бессюжетные подвижные игры можно использовать достаточно широко. Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений. Во многих играх есть роль ведущего.




    Дозировка в процессе игры В подвижных играх трудно учесть возможности каждого участника, его физическое состояние в данное время. Следовательно, не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения. Надо обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом. Приступая к проведению, необходимо учитывать характер предшествующей деятельности и настроения детей (после больших физических или умственных усилий - игры с меньшей интенсивностью).


    Продолжительность игры, проводимой на открытом воздухе, зависит также от состояния погоды. В зимних играх на открытом воздухе занимающиеся должны интенсивно выполнять движения без перерывов. Нельзя давать играющим сильные нагрузки с последующим отдыхом, чтобы не вызвать испарину, а затем быстрое охлаждение. Зимние игры должны быть кратковременными. Игры большой подвижности следует проводить через минут после приема пищи и ни в коем случае - перед ним. Эмоциональный подъем и физические нагрузки повышают возбудимость, что может отрицательно сказаться на аппетите детей. 14

    «Воспитание самостоятельности у дошкольников в процессе физкультурной деятельности»

    Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчивости, что является составляющим интегрального свойства личности – самостоятельности.

    Предпосылки проявления самостоятельности закладываются еще в раннем детстве, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и в какой-то мере может самостоятельно удовлетворять некоторые свои потребности.

    Вначале он добивается этого внутри семьи, а затем и в других социальных группах, тем самым приобщаясь к социальным отношениям. К старшему дошкольному возрасту коэффициент самостоятельности ребенка значительно повышается: возрастает его потребность в самостоятельных поступках и действиях.

    Отличительной особенностью самостоятельности дошкольников является ее организованность. В этом возрасте дети могут направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и скорее делать что-то порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями взрослых.

    Процесс становления самостоятельности дошкольника в деятельности проходит ряд стадий:

    стадия целеполагания – на этой стадии ребенку доступна лишь самостоятельная постановка цели, но исполнение поставленной цели еще во многом зависит от взрослого;

    стадия поиска средств реализации цели , настойчивого стремления к получению общезначимого результата культурно-фиксированными, социально-одобряемыми способами.

    В развитии самостоятельности принципиально важным является то, что взрослый не подсказывает ребенку то, что он может выполнить самостоятельно, хотя бы и с некоторым усилием. Овладев разными способами двигательных действий, дошкольники видят возможность их применения в жизненных ситуациях.

    Организация самостоятельной двигательной деятельности детей требует создания спортивного уголка «Физкультурник», который оснащен разнообразным по содержанию физкультурно-спортивным материалом (физкультурный инвентарь, переносное физкультурное оборудование, иллюстрации и альбомы спортивной тематики, спортивная символика, развивающие игры, обогащающие двигательный опыт детей «В мире движений», «Физкультурная мозаика»).

    Педагогическими условиями, стимулирующими развитие самостоятельности детей во время игр и занятий в уголке «Физкультурник» является :

    • гибкая тактика взаимодействия педагога и ребенка;
    • целенаправленное формирование позиции ребенка как субъекта деятельности;
    • расширение знаний и умений, которые можно реализовывать в самостоятельной деятельности;
    • создание ситуаций, побуждающих к поиску самостоятельного решения.

    На занятиях физическими упражнениями нужно придерживаться следующих требований: использовать игры и упражнения, требующие, усложнений в их выполнении; включать выполнение упражнений в парах, тройках; создавать ситуации планирования ребенком своей деятельности.

    Результат: продолжительность и грамотность выполнения физических упражнений; независимость и уверенность в процессе отбора двигательных действий; интерес к движениям, умение творчески их преобразовывать; самооценка двигательных действий.

    Формирование самостоятельности ребенка в двигательной деятельности зависит от понимания им роли и необходимости выполнения физических упражнений.

    Чем большим запасом знаний и двигательным опытом обладает ребенок, тем чаще он проявляет инициативу, тем более он самостоятелен и активен.

    Предварительный просмотр:

    «Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении»

    Игровой метод проведения занятий по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении.

    Среди разнообразных форм и методов, используемых в педагогическом процессе для оздоровления детей, формирования социального поведения и культуры дошкольников, важнейшее значение, как известно, учитывая их возрастные особенности, придается игре, игровой деятельности. «В дошкольном возрасте,-отмечал Д. Б. Эльконин, - ведущая деятельность - игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многосторонне, а главное состоит в том, что благодаря особым игровым приемам (принятие ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразительному характеру воспроизведения предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т. д.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми». По убеждению французского ученого-естествоиспытателя Ж. Фабру, «школа правильно руководимой игры открывает ребенку окно в мир шире и надежнее, чем чтение...».

    Игра - единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности -- потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.

    Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.

    Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

    Известно, что выполнение специальных физических упражнений требует от ребенка сосредоточенности, усердия при выполнении достаточно трудных упражнений, а при многократном повторении это приводит к снижению эмоциональности занятий и снижает активность ребенка.

    Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях лечебной гимнастикой или в других видах деятельности.

    Оздоровительно-развивающие игры способствуют развитию рефлексии, помогают выражать детям свои чувства, разрешать внутренние конфликты, повышать самооценку. Проигрывание ролей в оздоровительно-развивающих играх дает детям возможность чувствовать физический контакт, удовлетворять свою потребность в состязательности реагировать на агрессию в социально приемлемой форме экспериментировать с различными моделями поведения и видеть к каким последствиям это приводит.

    Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.

    «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).

    Мир детских игр многообразен. К их числу относятся подвижные, или сенсомоторные, игры (например, бег, прыжки, вращения и другие разновидности игр), игры-возня, языковые игры, имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, особенность которых состоит в том, что дети разыгрывают различные роли и ситуации, и др. (Г. Крайг, 2001).

    Для дошкольника игра является ведущей деятельностью. В игре ребенка увлекает удовольствие, получаемое от занятий такой деятельностью.

    По мере взросления расширяется сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, а на основе этого шире и разнообразнее становятся игры, меняется их содержание. Если у младших дошкольников основным содержанием игры является воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами, то у дошкольников среднего возраста - воспроизведение отношений между людьми, а у старших дошкольников - подчинение тем правилам, которые связаны со взятой на себя в игре ролью.

    Предварительный просмотр:

    Игровые технологии в формировании здорового образа жизни детей

    Часто под понятием «здоровье» мы предполагаем отсутствие болезней или физических дефектов. Но мы забываем, что здоровье - это ещё и состояние полного физического, психического и социального благополучия и выпадение даже одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
    Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? С какого возраста это необходимо начинать? И как сделать этот процесс интересным, увлекательным, познавательным и плодотворным?
    Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребёнка - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, способна обеспечить формирование здоровья и навыков здорового образа жизни. Формирование потребности в здоровом образе жизни у ребёнка должно проводиться легко, незаметно и ненавязчиво, но всегда с удовольствием. Безусловно, в данном процессе важна заинтересованность, как со стороны взрослого, так и со стороны ребёнка.
    Мир детства не может существовать без игры. Игра- основной вид деятельности ребёнка- дошкольника. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования. Игра ведёт ребёнка по жизни. Мир детских игр многообразен. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством приобщения к спорту. Именно игры имеют большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни. Игры проводятся в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями.
    Традиционные средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и навыкам здорового образа жизни. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста рекомендуется использовать специальные игры и игровые упражнения. К их числу можно отнести игры и специальные игровые задания, используемые для формирования у детей представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности.
    Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, не только оказывает определенное воздействие на ребенка, но и решает конкретные задачи программы. Игровой самомассаж, дыхательная гимнастика – основы закаливания и оздоровления. У детей во время выполнения данных видов деятельности, обычно улучшается настроение. Также эти упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления быть здоровыми. Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание (стретчинг). Пальчиковая гимнастика , служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию. Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности. Игровая деятельность является основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Таким образом, игра является одним из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность, совершенствование функций организма, черт характера играющих и, самое главное, на приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, которое важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Игровая форма создает условия и имеет все возможности для решения педагогических задач и, конечно же, это важный шаг к повседневному непроизвольному росту интереса у детей к высокой культуре физического развития. Игры способствуют приобщению ребёнка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни, формированию у малыша навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

    Предварительный просмотр:

    «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

    Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

    Здоровье сберегающая технология-это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

    В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.

    Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

    Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Выделяют три группы технологий

    1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья. - Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика коррегирующая, гимнастика ортопедическая.

    2. Технологии обучения ЗОЖ.- Физкультурные занятия, проблемно – игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, беседы из серии (Здоровье), самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь(БОС).

    3.Коррекционные технологии. - Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

    Применение этих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

    Стретчинг-это система упражнений, развивающих гибкость. Они помогают улучшить осанку, координацию движений.

    Ритмопластика-музыка и движение. Ориентирована на личность. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной АИ, развивающая внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом. Потребность в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физкультурных минутах, динамических паузах. Динамические паузы проводятся в течение всего дня. Это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом, массажными мячиками), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам и т. д.), подражание движениям животных, птиц, физкультурные упражнения.

    Здоровьесбеоегающие технологии выполняют следующие функции:

    1.Развлекательная - создает благоприятную атмосферу

    2. Релаксационная - снимает напряжение.

    3. Коммуникативная - объединяет детей в группы.

    4. Воспитательная - формирует моральные и нравственные качества.

    5. Обучающая - давать новые знания, умения,навыки.

    6. Развивающая - развивает речь, внимание, память,мышление.

    7. Коррекционная - исправлять, эмоциональные, поведенческие и др. проблемы ребенка.

    8. Профилактическая - предупреждает появление психологических заболеваний.

    9. Лечебная - способность выздоровления

    Например, психологический тренинг,Доброе утро,дети!, Дети в кругу, протянуть ладошки рядом стоящему, который протягивает свои ладошки и говорит,Доброе утро,Саша, и т. д. Тренинг,Человек к человеку,: в парах-ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке.

    Динамические паузы со словами, стихотворениями по разной тематике. Релаксация - расслабление. Это метод психотерапии. Навык саморегуляции, умение восстанавливать физические и психологические ресурсы.

    Арттерапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, создание историй и многое другое. ,Арт-исскуство,Терапия-лечение» - гибко мыслить и развивать творческие возможности человека.

    Сказкотерапия - главная идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет. Исследование сказочного образа, секрет сказкосложения. Лечение сказками – это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

    Предварительный просмотр:

    Особенности организации и проведения круговой тренировки с дошкольниками

    Основу круговой тренировки составляет выполнение нескольких видов физических упражнений по кругу. В комплексы включают несложные и предварительно разученные упражнения. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Весь круг проходят от 1 до 3 раз, дозируя общее время прохождения. Круговая тренировка сочетает возможности избирательно – направленного и общего воздействия, может быть строго упорядочена или вариативна. Это создаёт условия для проявления высокой работоспособности.

    Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов:

    Непрерывно – поточный - без перерыва и пауз для отдыха, выполняемые упражнения, направленные на развитие выносливости. Упражнения подбираются по принципу последовательного воздействия на группы мышц.

    Вариант интервального выполнения упражнений с напряжёнными интервалами для отдыха, направлен на развитие силовой и скоростно – силовой выносливости. Основная особенность – серийное выполнение с напряжённым интервалом, при этом отдых настолько непродолжителен, что очередная пауза накладывается на остаточную функциональную активность систем организма, задействованных в предыдущем упражнении. Подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с отягощением

    Вариант интервального упражнения с ординарными интервалами для отдыха, направлен на развитие ловкости, скоростно – силовых способностей в сочетании с воздействием на общую физическую работоспособность. Это вариант строится в режиме интервальной работы сверхмаксимальной интенсивности. Подбираются сравнительно кратковременные упражнения, часть которых выполняется с отягощением, сохранением значительного темпа движений.

    Высокая моторная плотность НОД;

    Индивидуализация педагогического воздействия;

    Относительно – точное дозирование физической нагрузки;

    Согласование содержания упражнений на «станциях» с программным материалом;

    Возможность использования в подготовительной, основной и заключительной частях занятия в зависимости от содержания упражнений и поставленных задач;

    Одновременное и самостоятельное выполнение упражнений большим числом занимающихся с использованием максимального количества инвентаря.

    Недостатки круговой тренировки:

    В одном тренировочном занятии не всегда учитываются физиологические закономерности формирования двигательных качеств, обеспечивается лишь комплексное их развитие без строго дифференцирования;

    Непрерывно – поточный метод предполагает одинаковое время отдыха для детей с различными функциональными возможностями;

    Требуется большое количество нестандартного оборудования и инвентаря.

    Характерные черты круговой тренировки как самостоятельной организационно – методической формы построения НОД :

    1. Последовательное выполнение упражнений в процессе прохождения «станций», расположенных по кругу.
    2. Использование хорошо усвоенных упражнений.
    3. Периодическая смена тренировочных упражнений на «станциях»;
    4. Последовательное включение в работу различных групп мышц;
    5. Регламентация работы и отдыха на каждой «станции»;
    6. Индивидуализация тренировочной нагрузки;
    7. Систематическое и постепенное повышение тренировочных требований.

    Особенности применения круговой тренировки для дошкольников:

    Учёт возрастных особенностей позволяет осуществить выбор средств и методов физического воспитания, адекватных возможностям организма в тот или иной возрастной период;

    Степень индивидуализации и дифференциации программ тренировки зависит от состояния здоровья, физического развития и подготовленности детей;

    Необходимость комплексной оценки и мониторинга физического состояния детей (группа здоровья, выявление хронических заболеваний и функциональных отклонений, врачебные рекомендации по организации двигательного режима);

    Определяются особенности детей (осанка, развитие мышечного корсета, гибкость).

    Таким образом, при определении содержания круговой тренировки необходимо руководствоваться задачами физического воспитания детей дошкольного возраста.

    В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игр, значит, и круговая тренировка должна восприниматься как часть игры (сюжет, имитация, подражание, образные названия упражнений с предметом, различная атрибутика).

    Для реализации дифференцированного подхода следует распределить детей по подгруппам на основании анализа данных ос состоянии здоровья, физического развития и об уровне физической подготовленности.

    Дифференцировать нагрузку можно следующим образом:

    Изменить темп выполнения упражнений;

    Интервалы для отдыха;

    Вводить дополнительные «станции» с облегченной или наоборот, более высокой нагрузкой;

    Варьировать способы и условия выполнения упражнений.

    Круговая тренировка – один из способов и приёмов разнообразить ход НОД, возможность всем детям одновременно участвовать в деятельности. При систематическом использовании данного приёма формируется привычка работать коллективно, развиваются коммуникативные качества дошкольников.

    Деловая игра с педагогами.

    Проводится с педагогами, одетыми в спортивную форму, в спортивном зале.

    Цель деловой игры - повышение уровня мастерства педагогов при использовании в НОД по физической культуре метод «круговой тренировки».

    Предварительный просмотр:

    «Подвижные игры

    как средство повышения двигательной активности детей на прогулке»

    1. Значение двигательной активности для роста и развития ребенка.

    Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Педагоги также отмечают, что движение – это важное средство воспитания, поскольку, двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей - форма проявления этих важных человеческих качеств. Движение - фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирования его психики, способностей, жизненной активности.

    В детском саду используются разные формы работы, направленные на повышение двигательной активности детей - утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.). Средствами физической культуры можно повысить двигательную активность и на прогулке, используя игровые упражнения, подвижные игры, спортивные упражнения, игры с элементами спорта.

    1. Прогулка как средство реализации двигательной потребности детей.

    Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны для растущего детского организма. Кроме того, в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуется имеющиеся навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительное взаимодействие со сверстниками. Стоит отметить, что ежедневный активный отдых на прогулке обеспечивает дошкольникам до 40% необходимого суточного объема движений. По результатам многих исследований, активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней интенсивности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы детей. Это выражается в увеличении показателей умственной работоспособности, улучшении подвижности нервных процессов.

    Однако, на прогулке необходимо грамотное педагогическое руководство, с целью полноценной реализации двигательных возможностей детьми. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида занятий на другой, поэтому важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась и регулировалась воспитателем, а каждый ребёнок находился в поле его зрения.

    Подвижные игры и физические упражнения проводятся педагогом в различное время дня в соответствии с общепринятым режимом: утром, в середине дня и на вечерней прогулке.

    Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

    Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.

    Большие возможности для развития движений детей имеются на прогулке, особенно в весеннее - летний период.

    1. Проведения подвижных игр на прогулке.

    Характер и содержание деятельности детей во время прогулке определяется их возрастными и индивидуальными особенностями.

    На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 мин., если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 мин. в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 мин. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

    При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать подвижные игры, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
    При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.

    1. Использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц, упражнений требующих высокой координации движений;

    2. Соответствие игр и упражнений сезону года, погодным условиям;

    3. Применение разных способов организации дошкольников;

    4. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

    5. Создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и морально-волевых проявлений детей;

    6. Активизацию детской самостоятельности;

    7. Стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

    Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, которая повторяется в течение месяца 2-3 раза в зависимости от сложности содержания. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр освоенных ранее.

    Напоминание игры;

    Сбор по предварительной договоренности.

    При проведении игр следует использовать разные способы организации детей. При организации знакомых игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание правил. Педагог обращает внимание лишь на важные моменты в игре, от которых зависит её ход и выполнение правил. При разучивании новой подвижной игры необходимо дать чёткое, лаконичное объяснение её содержания. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и в ходе её уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Большое значение имеет подведение итогов, оценка результатов, действий детей, их поведения в игре. К обсуждению результатов игры привлекают дошкольников, приучают их оценивать своё поведение и поведение товарищей. Это способствует формированию положительных взаимоотношений в процессе двигательной деятельности детей.

    1. Педагогическое руководство двигательной активностью детей в самостоятельной деятельности на прогулке.

    Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию. Однако и здесь его действия зависят во многом от условий, создаваемых взрослыми. Важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр. При правильном руководстве двигательной активностью детей можно повлиять на разнообразие их игр, движений не подавляя инициативы.

    Таким образом, в руководстве двигательной активностью детей на прогулке могут быть выделены 2 основных этапа. Вначале устанавливаются контакты воспитателя с каждым ребёнком, выясняется его интерес к играм и физкультурным пособиям, выявляется наличие у него двигательного опыта. На этом этапе могут быть применены следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с воспитателем или другими детьми; объяснение и показ более сложных элементов движения; поощрения. Основным направлением руководства двигательной активности детей является обогащение её разнообразными движениями.

    На втором этапе осуществляется более интенсивное воздействие воспитателя на двигательную активность дошкольника. Мало подвижные дети вовлекаются в деятельность, которая способствует развитию интереса к играм и физическим упражнениям. Подвижных детей нацеливают на спокойную деятельность, которая способствует снижению двигательной активности.

    В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребёнка. Так, чрезмерно подвижным детям следует показать действия, требующие точности выполнения при пользовании пособием. Малоподвижным детям можно предложить активные действия и движения, не требующие точности выполнения: прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т.д. Необходимым приёмом в руководстве двигательной активностью является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой интенсивности (дидактические игры, игры с песком и т.д.), а мало подвижных - на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (лазание по гимн, стенке, бег со скакалкой и т.д.). Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строится с учётом интереса ребёнка к играм и разным видам деятельности.